Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Назарбаев уходит в отставку. «У меня большие сомнения, что Нурсултан Назарбаев уйдет с поста раньше времени. Думаю, что он будет руководить Казахстаном пожизненно

Региональные кланы Казахстана представляют реальную угрозу его территориальной целостности

Александр Халдей

Как известно, Казахстан держится на Назарбаеве. Однако Назарбаев стар. И когда он недавно заболел, немедленно всплыли на поверхность все загнанные в подполье застарелые конфликты. Так после смерти «Лидера нации» Чингиз-хана начала распадаться Золотая Орда. После ухода Назарбаева в Казахстане грозит наступить полная неопределённость и пустота.

Конфликт центральных и региональных элитных кланов

Политику Казахстана определяет временный консенсус трёх региональных кланов: Северного альянса, Южан и Адайцев. Названия условны. Поскольку балансирующий и консолидирующий центр после Назарбаева просядет, регионалы немедленно начнут борьбу за власть. Она в состоянии уничтожить хрупкий баланс сил. Как везде в Азии и на Кавказе, земляческий принцип в формировании команды во власти в Казахстане имеет большое значение. И без Назарбаева Глава Комитета национальной безопасности Карим Масимов не сможет удержать под контролем весь казахстанский правящий класс. Его раскол неизбежен. Значит, неизбежно силовое подавление центром региональных раскольников.

Конфликт исламского фактора и демократических институтов

Влияние ислама в Средней Азии сейчас связано с темой халифата, в сферу претензий которого входят Кавказ и Средняя Азия, включаю Казахстан. Сотни мусульман Казахстана уже повоевали в Сирии на стороне ИГИЛ и вернулись назад. Они, разумеется, продолжат свою активную деятельность. Так же в Казахстане хорошо обосновалась Аль-Каида (организация, запрещенная в России — прим.ред.) , которая с помощью Турции продвигает концепцию пантюркизма.

Для Казахстана, где кроме казахов, живут и другие этносы, это подобно бомбе с часовым механизмом. Умеренный и радикальный исламизм способен вызвать в Казахстане раскол и гражданскую войну с последующим распадом Казахстана на зоны влияния региональных кланов, использующих религиозный вопрос для прихода к власти.

Внешнее воздействие иностранных сил

Не секрет, что Россия и Китай как раз заинтересованы в сохранении целостного и стабильного Казахстана. Причина - большой объём инвестиций, сделанный в казахстанскую экономику. Но есть злейший враг, а точнее два врага России и Китая, имеющие прямо противоположные цели в отношении двух своих конкурентов. Это Британия и США. Влияние Китая и России превращает Казахстан в мишень для англосаксонских глобалистских структур.

Разжигание гражданской войны под флагом борьбы за демократию с авторитарной тиранией - вот тот таран против казахстанской государственности, который США с помощью Британии используют всеми возможными силами. Методами оранжевых революций недавно пользовались некие «демократы» из Армии освобождения Казахстана», взявшие на себя ответственность за нападение на Актобе. Так как легальная и полноценная политическая оппозиция в Казахстане практически отсутствует, то при желании раскачать страну извне достаточно легко.

Вопрос тут заключается в том, будет ли внешняя поддержка у таких действий внутри страны, так как без серьезной медийной и дипломатической поддержки и без возможности забрасывать оружие внутрь страны при начале вооруженных столкновений, подобные группы значимых перспектив в борьбе против отлаженного аппарата подавления не имеют.

Национально-этнический конфликт

Проблема сосуществования русских и казахов является главной составляющей национальной политики Казахстана, которая сейчас отличается достаточной мягкостью. Несмотря на отдельные попытки разжечь системную русофобию в Казахстане, на данный момент до этого не дошло, и угроза для русскоязычного населения Казахстана отсутствует.

Власти сейчас понимают, что попытки форсировать строительство национально однородного государства по примеру Украины способно привести к гражданской войне и краху государственности. Прецедент Украины носит отрезвляющий характер для многих горячих голов в Казахстане. Однако это сейчас. У тех, кто способен прийти на смену Назарбаеву, на эту проблему могут быть другие взгляды. Национальная карта в Казахстане - это отложенная проблема, ружьё, висящее на стене до наступления третьего акта.

Конфликты в сфере экономики

Как всякая периферийная капиталистическая экономика, экономика Казахстана характеризуется стандартными болезнями - размыванием среднего класса, олигархизацей элиты в сфере металлургии и нефтедобычи, где сказался обвал цен на нефть, рост бедности населения и отсутствие политических институтов защиты интересов разных социальных групп. Всё это приводит к росту протестных настроений среди широких слоёв населения. Как обычно, «борьба за демократию» ориентирована на иностранные государства и подпитывается оттуда. То есть в экономике достаточно конфликтогенного потенциала, вполне способного внести свою лепту в конфликт правящих элит, который способен расколоть Казахстан на несколько кусков.

В случае возникновения широкого по географическому масштабу района волнений и отсутвие лидера или политической партии, способных консолидировать население, каждая группировка возьмёт на себя контроль определённого фронта действий, благо, националисты уже хорошо подготовлены и разозлены тем, что силовики изъяли у них много оружия. За всеми волнениями в Казахстане всегда стоят влияние и финансирование из США и Евросоюза. Любой малейший повод используется для немедленного перевода протестов в политическое русло. НКО в Казахстане чувствуют себя совершенно привольно. Главная цель Запада в отношении Казахстана - развалить ЕАЭС и вывести из него одного из ключевых членов.

Назарбаев понимает угрозу такого положения дел. «Не время нам либеральничать. Нам надо страну сохранять. Сейчас время непростое. Казахстанцы не хотят украинских событий в Казахстане. Я это знаю. Пусть все слышат. А кто это хочет сюда принести, мы примем самые жестокие меры. Чтоб знали и не говорили, что я не предупреждал» - так жёстко высказался президент Казахстана на одном из совещаний с высшими чиновниками.

Силовики в Казахстане наращивают своё влияние. Подготовлен Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремизму и терроризму». Он разработан во исполнение поручений Главы государства, данных на заседании Совбеза 10 июня текущего года. Законопроектом предусматривается внесение поправок в 5 Кодексов и 19 законов.

Предусмотрены поправки об усилении уголовной ответственности за экстремистские и террористические преступления; контроле за оборотом оружия, порядком его хранения, в том числе осуществлением особого порядка госконтроля за субъектами предпринимательства, занятыми в сфере оборота гражданского, служебного оружия и боеприпасов, а также осуществления охранной деятельности.

Наряду с этим устанавливается запрет на деятельность религиозных групп и объединений, способствующих экстремизму и терроризму. Данными реформами Казахстан не ограничится и продолжит углублять меры национальной безопасности. Военно-техническое и прочее сотрудничество с Россией и другими странами будет продолжаться.

Казахстан защищается и не намерен сдаваться. В политике России, Казахстана и Китая, а так же всех среднеазиатских государств явно очевидны общие цели, общие угрозы и единый интерес на сохранение стабильности. Ничто так не сплачивает, как общий враг. Это хорошая основа для взаимного противодействия США и их союзникам в подрывной деятельности, направленной против Казахстана. Стране предстоит пройти сложный период передачи власти, и она к этому серьёзно готовится.

Сенат (верхняя палата) парламента Казахстана в четверг, 31 мая, принял закон «О Совете безопасности Республики Казахстан», в котором закрепляется право президента страны пожизненно возглавлять Совбез. Об этом сообщает .

«Устанавливается, что первому президенту Республики Казахстан - Елбасы (в переводе с казахского - «лидер нации», официальный титул Назарбаева - прим. ) - в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право возглавлять Совет безопасности в качестве председателя», - говорится в заключении к закону , судебной системе и сената.

Также Совбез был наделен статусом координирующего конституционного органа, ранее он являлся консультативно-совещательным органом. Новые полномочия Совбезу потребовались для «сохранения внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя, государственной независимости, территориальной целостности и национальных интересов республики на международной арене».

Кроме главы государства, в Совбез войдут 11 человек - председатели палат парламента, премьер-министр, государственный секретарь, руководитель , секретарь Совета безопасности, генеральный прокурор, председатель Комитета национальной безопасности, министр иностранных дел, министр обороны, министр внутренних дел, указывает «Фергана».

Для вступления закона в силу свою подпись на документе должен поставить президент Казахстана - Нурсултан Назарбаев. При этом фактически норма о пожизненном председательстве Назарбаева в Совбезе вступила в силу еще в 2017 году. «[Норма] отражена в законе "О первом президенте"», - указывал министр юстиции страны Марат Бекетаев.

Совет безопасности Казахстана создан в 1991 году в качестве консультативно-совещательного органа, образуемого главой государства. В задачи органа входит выработка решений по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности, сохранению государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности республики, поддержанию социально-политической стабильности в стране, защите конституционных прав и свобод граждан.

77-летний Назарбаев возглавляет Казахстан с 1989 года. До распада СССР он был первым секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана. Согласно Конституции Казахстана, один и тот же человек не может становиться президентом более двух раз подряд, но на Назарбаева данное ограничение не распространяется. Помимо этого, он имеет статус лидера нации, который гарантирует его семье иммунитет от уголовного преследования, а также предусматривает наказание для тех, кто очерняет его биографию.

Фото с официального сайта президента Республики Казахстан

Казахская оппозиция обещает республиканским властям горячее лето. В субботу 23 июня сторонники запрещенной оппозиционной партии «Демократический выбор Казахстана» (ДВК), которую возглавляет бизнесмен-эмигрант Мухтар Аблязов, попытались провести серию протестных митингов в Астане, Алматы и всех областных столицах. До этого активисты ДВК выходили на митинги 10 мая, в канун приезда в Астану и Алматы делегации депутатов Европарламента. Хотя все эти акции были жестко пресечены полицейскими, лидеры оппозиции объявили о подготовке к новым митингам, которые анонсированы на 6 июля. Есть основания предполагать, что сторонники ДВК попытаются сделать и август нескучным для казахстанских властей.

Попытка казахских оппозиционеров поднять уличную волну протеста в республике оживила дискуссию о вероятных сценариях транзита власти, связанного с уходом Нурсултана Назарбаева с поста президента, и аналога «армянской весны» как одного из вариантов такого транзита. Пока, впрочем, казахские политические эксперты, с которыми пообщалась «НГ», скептически относятся к перспективам «цветной революции» у себя в стране.

По мнению политического аналитика Султанбека Султангалиева, «никакой майдан в краткосрочной перспективе в Казахстане невозможен»: «Во-первых, чтобы оппозиция в Казахстане пришла к власти, надо чтобы она имелась в наличии как организованная политическая структура. Таковой на сегодняшний день, если иметь ввиду либерально-националистическую среду, не существует. Во-вторых, любая так называемая «весна» чревата для Казахстана мощнейшими социальными и политическими потрясениями вплоть до потери территориальной целостности и суверенитета, поэтому власти будут делать все, чтобы такого развития событий не допустить. В-третьих, общественно-политическое поле находится под жестким контролем Акорды (администрации президента Казахстана. - «НГ»), олигархические кланы, потенциально могущие стать катализаторами всевозможных майданов, финансово истощаются, и это делается целенаправлено. В-четвертых, само казахстанское общество в целом и политически, и психологически не созрело до крайних форм проявления протестности».

Политический эксперт Талгат Мамырайымов полагает, что «если говорить о настоящей оппозиции, то сценарий «армянской весны», при исключении мощного воздействия какой-либо из держав, практически не реализуем»: «Во-первых, ближайшие родственники и сподвижники Нурсултана Назарбаева в случае необходимости нейтрализуют все опасные выступления оппозиции. Во-вторых, сами казахи по своей ментальности, культуре более близки к авторитарной политической культуре, нежели к либеральной демократии. В-третьих, в силу традиционного устройства казахского социума весь политический процесс в Казахстане устойчиво и, видимо, надолго контролируют близкие семье Назарбаева представители казахских родов – шапырашты и дулат».

«Оппозиция в Казахстане всегда казалась мне смешной, никого из ее представителей серьезно не воспринимаю, в том числе и опального Аблязова, – сказала «НГ» политический обозреватель Ботагоз Сейдахметова. – Все они выросли из одной системы ценностей, просто кому-то досталось чуть больше власти или чуть больше лояльного внимания со стороны президента. Те, кто пожил или живет за рубежом, в эмиграции, давно оторвались от казахстанской реальности. Те, что остались здесь, дома, тоже мало что представляют из себя».

По словам Ботагоз Сейдахметовой, «в стране сегодня идеологический бардак, нет единства»: «На севере и востоке республики – пророссийские настроения у населения, на юге – патриархат в самом худшем его проявлении: страх населения перед властью, нищета, несоблюдение прав женщин, коррупция и беспредел власть имущих, на западе – нищета местного населения и фобии, связанные с Китаем и другими иностранцами… На этом фоне говорить о том, что какая-то из оппозиционных партий имеет реальный план спасения казахстанской нации, как-то преждевременно».

По мнению опрошенных «НГ» казахских политических аналитиков, сценарий «армянской весны», который пытаются продвигать в республике сторонники оппозиционного ДВК, имеет мало шансов стать базовым в предстоящем транзите власти. «Лично я полагаю, что транзит власти в Казахстане будет осуществляться по смешанной российско-иранской модели, – сказал «НГ» Султанбек Султангалиев. – Действующий глава государства уходит с поста президента на должность председателя Совета безопасности, но остается в статусе лидера нации (елбасы), председателя Ассамблеи народа Казахстана и руководителя политической партии «Нур Отан». Эти должности позволяют полностью контролировать все направления государственной внешней и внутренней политики, вопросы, связанные с национальной безопасностью, а также держать под контролем векторы развития общественно-политических процессов в стране».

Султанбек Султангалиев отметил, что «вторым президентом в соответствии с действующей Конституцией становиться спикер верхней палаты парламента – сената, чьей основной задачей будет, совместно с Нурсултаном Назарбаевым подготовить почву для передачи власти, разумеется, легитимным путем настоящему преемнику, который и победит на очередных президентских выборах 2020 года»: «Если говорить о втором президенте, то наибольшие шансы пока у действующего главы сената Касым-Жомарта Токаева. На наш взгляд, это была бы самая оптимальная фигура для такой должности. Так же упоминается в качестве потенциальных премников Дарига Назарбаева. У остальных номинатов шансы более чем призрачны».

Комментируя версии о возможной трансформации Казахстана (в период тразита власти от Назарбаева к его преемнику) из президентской в парламентскую республику, Султанбек Султангалиев сказал, что «вариант парламентской республики, в которой ключевую роль помимо елбасы будет играть премьер-министр, требует качественного изменения всей системы государственного управления, на что нет времени»: «Парламентская форма правления с сильным кабинетом министров во главе с премьером требует значительного времени для переформатирования государственного управления. Власти Казахстана не любят что-либо кардинально менять, неизменно ограничиваясь косметическим ремонтом политического фасада, поэтому сильно сомневаюсь в том, что трансформация существующего политического режима в формат парламентской республики вообще возможна. Скорее всего, она неизбежна, но не в этом пятилетии».

«Все стратегии транзита власти Нурсултана Назарбаева связаны в первую очередь с тем, чтобы сохранить и приумножить его политические и экономические интересы, – считает Талгат Мамырайымов. – Эти интересы концентрируются, прежде всего, вокруг стремления Назарбаева обеспечить комфортное политическое и экономическое будущее для своих двух малолетних сыновей и остальной части семьи. Кроме того, он хочет оставить свое имя в истории, как выдающегося деятеля, реформатора, благодетеля Казахстана, что органично связано с первыми его приоритетами».

По мнению Талгата Мамырайымова, прежде чем запустить сценарий транзита власти, нынешний лидер Казахстана в ходе нескольких этапов осуществит трансформацию действующей суперпрезидентской политической системы: «Назарбаев считает, что его преемники не смогут контролировать и направлять суперпрезидентскую систему. К тому же он опасается узурпации власти в Казахстане кем-либо из его преемников, что может иметь место в случае сохранения суперсильной президентской власти. Назарбаев полагает, что второй казахстанский авторитарный диктатор попытается покуситься на его политические и экономические активы, очернить его деятельность, как это часто бывает на Востоке. Тем не менее, Назарбаев вряд ли пойдет на полномасштабную политическую модернизацию с установлением полноценной, демократической политической конкуренции. Он, видимо, считает, что в таком случае его преемники потеряют власть, что вполне обоснованно».

Трансформация политического режима в Казахстане будет происходить поэтапно, считает Талгат Мамырайымов: «Назарбаев – очень осторожный, мнительный человек, для которого каждый этап будет проверочным как в отношении потенциальных преемников, так и их способности придерживаться его планов руководить Казахстаном. В конце этого варианта мы можем получить полупрезидентскую республику, где наиболее сильной все же будет президентская вертикаль власти. Назарбаев опасается, что в системе доминирования премьер-министра, избираемого парламентом, на главу кабинета министров смогут оказывать влияние его политические конкуренты. В такой республике пост президента займут или председатель сената Касым-Жомарт Токаев, или дочь президента, сенатор Дарига Назарбаева. Причем первый будет полностью контролироваться и направляться близкими родственниками Нурсултана Назарбаева – Кайратом Сатыбалды, Саматом Абишем и Даригой Назарбаевой».

Пост премьер-министра Казахстана в таком измененном политическом режиме, по мнению Талгата Мамырайымова, может занять нынешний председатель Комитета национальной безопасности (КНБ) Карим Масимов: «Он имеет хорошие связи с китайской, российской и американской элитой и способен сохранить и приумножить, в первую очередь, экономические активы Назарбаева». Другим возможным «транзитным» премьер-министром Казахстана, полагает эксперт, может стать Ахметжан Есимов, который сегодня возглавляет Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына»: «Впрочем, Карим Масимов при этом все равно будет использоваться как негласный менеджер, медиатор в экономических контактах с Пекином, Москвой и Вашингтоном».

Политическое усиление Совета безопасности в системе казахстанской власти после прихода на пост его председателя Нурсултана Назарбаева Талгат Мамырайымов связывает со стремлением действующего президента «избежать чрезмерного усиления КНБ»: «Нурсултан Назарбаев боится, что КНБ может узурпировать власть в Казахстане по российскому сценарию».

Ботагоз Сейдахметова полагает, что Казахстан, скорее всего, ожидает узбекский вариант транзита власти, «в том смысле, что драка за власть начнется после смерти президента, при жизни он вряд ли уступит власть или представит преемника»: «Впрочем, президенту скоро исполнится 78 лет, по нынешним временам это не возраст. Он еще всех перехитрит и доживет лет до 90, а к тому времени придумают таблетку вечной жизни».

«Все преемники Назарбаева, о которых несколько последних лет активно говорят эксперты, стареют, – отметила Ботагоз Сейдахметова. – Постарели и оппозиционеры. Одновременно подрастает новое поколение, в том числе, бизнесменов, людей, у которых есть и финансы, и политические амбиции. Вполне возможно, что скамью с потенциальными и уже всем известными «преемниками» могут потеснить как раз эти бизнесмены. Рассматривать в этом качестве внуков президента, либо его дочерей, в частности, Даригу, я бы не стала: они никогда не были самостоятельными фигурами, а без папы и дедушки у них тут же уйдет почва из-под ног».

Несмотря на то, что большинство казахских аналитиков скептически смотрят на шансы оппозиции, лидеры которой проживают за рубежом, принять участие в конкуренции проектов транзита власти в Казахстане, сами оппозиционеры начали подготовку к уходу Нурсултана Назарбаева с поста президента страны. «Именно поэтому совсем недавно на встрече оппозиционных активистов в Брюсселе был создан «Форум Жана Казахстан» – диалоговая площадка для консолидации здоровых сил республики, – сказал «НГ» руководитель «Загранбюро казахстанской оппозиции» Серик Медетбеков. – В форуме приняли участие казахстанские политики, правозащитники, политологи, журналисты, а также казахстанцы находящиеся по разным причинам за рубежом. Среди них – экс-премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин, гражданские активисты Нурул Рахимбек и Серикжан Мамбеталин, политик Амиржан Косанов, политологи Айдос Сарым и Расул Жумалы, общественные деятели Дос Кушим и Башир Жаналтай, глава общественного фонда «Либерти» Галым Агелеуов, журналисты Ермурат Бапи и Мирас Нурмуханбетов, лидер молодежного движения «Болашак» Даурен Бабамурат».

По словам Серика Медетбекова, «сейчас в казахстанском обществе активно обсуждаются вопросы, поднимаемые на площадке форума – нелегитимность власти и лично президента Назарбаева, меморандум о постназарбаевском периоде, меморандум о геноциде казахов, вопросы новой Конституции, 10 тезисов которой уже опубликованы и доступны для обсуждения». Казахские оппозиционеры внимательно отнеслись к усилению республиканского Совета безопасности, что, по их мнению, не исключает сценария перехода власти в руки спецслужб и лично главы КНБ Карима Масимова.

«В любом случае, пока постаназарбаевский период не подразумевает конкретного преемника, – считает Серик Медетбеков. – Вся борьба внутри элит разворачивается вокруг государственных постов, которые могут стать ключевыми в момент биологического окончания правления Назарбаева, появления попыток консолидации правящих группировок в виде коллективного преемника и решения вопроса легитимизации такого преемника».

Казахстанский президент Назарбаев согласовал с главой России Путиным своего преемника и обсудил с ним сроки передачи власти.

Об этом сообщил газете \"Ассанди-Таймс\" источник в назарбаевской администрации. Имя преемника - двойная сенсация. Это родственник, но не зять.

Внеплановая поездка Нурсултана Назарбаева в Сочи, где он вместе с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым посетил 17 августа международный турнир по профессиональному боевому самбо, осталась практически не замеченной в Казахстане.

А зря. Потому что именно в этот визит президенты России и Казахстана согласовали кандидатуру преемника Назарбаева.

Официальные, рабочие и непротокольные встречи глав двух соседних государств не редкость и исчисляются чуть ли не десятками в год. Между тем, если верить полученной нами информации из источников в Акорде, эта оказалась эпохальной.

Племянник и чекист

Якобы президент Российской Федерации пригласил елбасы на встречу без галстуков, чтобы обсудить с ним проблему, беспокоящую все без исключения государства, имеющие интересы в Казахстане. И проблема эта - преемственность власти в нашей стране.

По словам нашего источника, Владимир Владимирович прямо сказал Нурсултану Абишевичу, что настала пора уходить на покой и передавать государственный руль своему преемнику - молодому и желательно харизматичному лидеру.

Говорят, что елбасы к удивлению российской стороны воспринял это предложение спокойно и согласился. Однако когда речь зашла о том, кто его заменит на посту президента Республики Казахстан, Назарбаев категорично отмел кандидатов, озвученных ему Путиным и Медведевым. Человека, которого он хотел бы видеть своим преемником, елбасы назвал сам.

Наши читатели, наверное, уже устали гадать, кого же наш президент видит после себя у власти. Думаем, имя, озвученное, по словам нашего источника, Путину, станет сенсацией. Назарбаев назвал Владимиру Владимировичу своего племянника - Самата Абиша, который в настоящее время занимает должность заместителя председателя Комитета национальной безопасности Казахстана.

По путинскому сценарию

Как сообщил наш источник, Владимир Путин согласился на названную кандидатуру, видимо, рассчитывая, что относительно молодой и политически легковесный преемник елбасы для него лучше, чем какой-нибудь казахстанский тяжеловес.

Так что, если в ближайшем будущем ничего не поменяется (в частности не подсуетятся другие кандидаты в «лидеры нации») в Казахстане будет повторяться путинский сценарий восхождения к власти.

Помните, как Владимир Владимирович оказался в кресле Ельцина так быстро, что другие желающие даже опомниться не успели? Здесь явно наблюдается попытка повторить опыт. Пусть не один в один, но параллели напрашиваются.

В связи с этим совершенно в другом свете выглядит обновление и омоложение руководящего состава НДП «Нур Отан», которое по своему возрасту и политическому опыту теперь больше соответствует Самату Абишу, чем кому-либо из нынешних «серых кардиналов» и фигур влияния в Акорде.

Избрание же племянника елбасы следующим главой государства на досрочных президентских выборах, тактика которых отработана в ходе предыдущих досрочных выборов в 2011 году, - это уже дело техники.

В слабости сила?

Со своей стороны считаем нужным отметить, что в условиях, когда с 2015 года заработает Евразийский экономический союз и начнут формироваться наднациональные органы управления, объективные требования к следующему президенту Казахстана заметно снизятся. Поэтому слабость Самата Абиша как политика, топ-менеджера и госдеятеля может оказаться в данном случае плюсом - он будет послушным исполнителем политической воли своего дяди, пока тот будет жив.

Ну а если он к тому же получит поддержку членов семейного клана, а он ее получит, то у него есть все шансы продолжить пребывание рода Назарбаевых во главе Республики Казахстан еще на два срока по 5 лет. А там глядишь еще кто-нибудь из «принцев крови» подрастет, и Казахстан встретит 2050 год под руководством президента Назарбаева.

Поймают всех зайцев

Каким может быть сценарий передачи власти?

В декабре (а именно такой срок назвал наш источник) Назарбаев объявляет о своем уходе. К этому моменту в сенате уже заседает «правильный» спикер. По нашей версии, в это кресло снова вернется Нуртай Абыкаев, и именно он, как мы уже не раз писали, будет так называемой транзитной фигурой - на месяц-два.

Что касается племянника, названного в качестве преемника, то его на пост президента выдвинет партия «Нур Отан», внеочередной съезд которой должен пройти уже вот-вот.

Ну и потом выборы - в начале января, когда народу нет никакого дела до государства.

В итоге Запад получаем легитимного президента, пришедшего к власти в результате выборов, а елбасы - преданного преемника. Кстати, Путин получает коллегу, которому не надо будет объяснять, как важна работа спецслужб...

Как вам такой сценарий?

Дулат МУСАТАЕВ,

В июне 2018 года в интервью «Би-би-си» спикер парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев «сделал сенсационное политическое заявление». Он сказал, что президент страны Нурсултан Назарбаев — которому сейчас семьдесят восемь лет и который правит страной со времен обретения ею независимости в начале 1990-х годов — не будет баллотироваться на очередной президентский срок в 2020 году. Вскоре после этого Токаев пошел на попятную, заявив, что «нет необходимости так драматично воспринимать его слова».



Тем не менее его комментарии породили целый ряд домыслов, касающихся двух вопросов: когда Назарбаев собирается в отставку? И что он предпримет, чтобы обеспечить стабильную смену власти?

Это правда, что любая нестабильность в Казахстане, вероятно, вызовет беспокойство в Вашингтоне. Казахстан позволяет НАТО транспортировать через свою территорию припасы и оснащение в Афганистан, а американские компании инвестируют миллиарды долларов в нефтегазовый сектор республики. Кроме того, в Казахстане находится Банк низкообогащенного урана Международного агентства по атомной энергии. Он содержит топливо для ядерного реактора, и правительство несет ответственность за то, чтобы запасы урана хранились в «безопасности и не попали в руки террористов и преступных групп».

Хотя в течение всего периода после обретения независимости в стране удавалось сохранять стабильность, в постназарбаевском Казахстане сделать это будет не так просто. В истории страны были случаи межэтнического насилия, а в прошлом Россия предположительно подпитывала сепаратистские настроения среди этнического русскоязычного населения Казахстана. Более того, в республике мы наблюдаем «авторитарный режим в мягкой форме», и его политические институты довольно слабы. Партия Назарбаева доминирует в законодательных органах, и выборы в стране никогда не считались свободными или справедливыми. В 2017 году Государственный департамент США сообщил о «многочисленных случаях коррупции в исполнительной власти [страны], правоохранительных органах, местных органах власти, системе образования и судебной системе». Как отмечает Пол Стронски (Paul Stronski), старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, Назарбаев играет «важную роль как создатель и гарант суверенитета Казахстана», однако он так и не смог создать «политические и культурные институты, на которые опиралась бы страна в постназарбаевскую эпоху».

Между тем Назарбаев, кажется, работает над тем, чтобы это изменить и, по всей видимости, придерживается двойной стратегии для обеспечения стабильного политического перехода: во-первых, он постепенно децентрализует исполнительную власть — скорее всего, пытаясь не допустить, чтобы одна небольшая группа или отдельное лицо сосредоточили в своих руках внушительную политическую власть и угрожали его долгосрочным экономическим и политическим интересам. Во-вторых, он заставляет элиту страны инвестировать в экономику Казахстана. Некоторым из них он серьезно затруднил процесс перевода и хранения средств за рубежом и в свою очередь создал такую ситуацию, при которой их финансовые интересы все больше зависят от роста казахстанской экономики. Поэтому в случае возникновения политической нестабильности и экономических трудностей элиты будут отвечать за последствия наравне со всеми остальными.

Назарбаев едва ли передаст власть «надежному» преемнику, который не принадлежит его семье — отчасти потому, что трудно понять, кто верен ему, а кто верен созданной им системе протекции. Эти сомнения, вероятно, только усугубились после недавней смены руководства в соседнем Узбекистане. В 2016 году скончался авторитарный президент Узбекистана Ислам Каримов, и власть перешла к премьер-министру страны Шавкату Мирзиёеву. Поначалу казалось, что наследию Каримова ничего не угрожает. Но это впечатление, по крайней мере отчасти, оказалось ошибочным. Как только Мирзиёев вступил в должность, он начал сосредотачивать в своих руках власть над страной, сместил некоторых союзников Каримова с их постов и, как сообщается, начал расследовать коммерческие сделки семьи бывшего президента.

Чтобы избежать повторения такого сценария, Назарбаев ослабляет исполнительную власть Казахстана и тем самым гарантирует себе политическое влияние в том случае, если решит уйти в отставку. В марте 2017 года он одобрил несколько поправок, передав отдельные полномочия законодательным органам (которые контролируются его партией). Совсем недавно, в июле 2018 года, парламент Казахстана принял законопроект, предоставляющий Назарбаеву право возглавить Совет безопасности страны «пожизненно в силу своей исторической миссии». Этот законопроект также превратил Совет из консультативного органа в конституционный, расширив его полномочия и обеспечив Назарбаеву долгосрочное влияние. Указом президента законопроект вступил в силу — прямо накануне семидесятипятилетнего юбилея Назарбаева.

Тем не менее Назарбаев, кажется, с недоверием относится к правовым и политическим институтам страны, а также их способности в будущем отстаивать проведенные им реформы — вполне понятное беспокойство, учитывая, что он и его партия вносят изменения в конституцию Казахстана всякий раз, когда усматривают в них политическую выгоду. Таким образом, Назарбаев пытается склонить элиты к более активному инвестированию в экономический статус-кво, так чтобы их доходы напрямую зависели от успехов казахстанской экономики и, в свою очередь, от политической стабильности страны (борьба за власть между элитами может стать одной из самых больших угроз стабильности Казахстана после ухода Назарбаева). В январе 2018 года Назарбаев заявил о том, что «вывод капитала акционерами банка в пользу дочерних компаний или отдельных лиц должен считаться серьезным преступлением». Несколько месяцев спустя, в июле 2018 года, его правительство приняло закон об ограничении оттока капитала из страны. Закон призван защищать банки страны, но он также усложнит многим казахстанцам со связями процесс сокрытия средств за рубежом. Как сказал председатель Национального банка страны Данияр Акишев, эти меры обеспечат его организации «больший... контроль над валютными потоками». Показательно, что для обычных граждан, по его словам, «будут действовать прежние либеральные принципы валютного регулирования».

Неясно, когда Назарбаев уйдет в отставку и уйдет ли вообще, но, похоже, он готовится к некоторой форме политического перехода. Нынешний президент работает над децентрализацией власти — скорее всего, пытаясь воспрепятствовать сосредоточению власти в руках своего преемника — и желает гарантировать, чтобы элиты страны инвестировали в сохранение статус-кво. Правда никуда не делся главный парадокс: чем больше попыток предпринимает Назарбаев по созданию системы, обеспечивающей стабильный политический переход, тем больше возникает вопросов о том, как эта система будет функционировать в его отсутствие.