Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Надежда кеворкова - православный и политический обозреватель. Надежда Кеворкова: Церковь не нуждается в журналистике! – Каким сейчас вам вспоминается «Вестник»

О нас

Суициды входят в первые 10 причин смерти, нанося огромный ущерб обществу. Ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством более 1,4 млн человек. Христианская церковь негативно относится к самоубийцам .

Подготовка и проведение церемонии погребения самоубийцы окружены массой суеверий и противоречий. В большинстве случаев похороны самоубиенных значительно отличаются от обычного ритуала. В старину их хоронили в лесу или на поляне за кладбищем. В некоторых деревнях число самоубийц настолько увеличивалось, что получалось два кладбища – для праведников и преступников перед богом и людьми. Сегодня такая традиция в больших городах прекратила свое существование, тогда как в отдельных селах и деревнях люди по-прежнему самоубийц погребают отдельно .

Верующие люди считают, что среди мирных покойников, которые отжили свой век, нет места таким грешникам. Самоубийцы не должны нарушать покой праведников. Как известно, человек, праведно отживший свой век, попадает в рай, где и покоится его светлая душа. А душа самоубийцы попадает в ад. Чтобы она по пути не прихватила и чистую душу, хоронить самоубийц необходимо отдельно от других покойников.

Для самоубийц есть несколько запретов, которые его родственники просто не могут нарушить, иначе сами станут великими грешниками. Во-первых, покойника нельзя отпевать перед погребением . Во-вторых, хоронить душегуба можно только на третьи сутки, при этом родным и близким запрещено его оплакивать и целовать . В-третьих, запрещено поминать покойника на Литургии и панихиде , а также нельзя заказывать сорокоуст за упокой души усопшего .

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству , допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии психического расстройства, душевной болезни. На этом основании церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц , в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве богоборчества, а в состоянии психического нездоровья. Так, например, в 1991 году Московская Патриархия приняла решение об отпевании Марины Цветаевой. При внимательном исследовании всех обстоятельств ее елабужского самоубийства пришли к выводу, что назвать ее сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой. Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых «случайных самоубийц» – то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой. Церковь разрешает отпевать самоубийц , которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству). Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство . Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство – т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание , как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.

Но следует знать, что страдать из-за греха самоубийства будут родные и близкие грешника, в особенности потомство. Так что стоит подумать и обратиться к Библии, прежде чем совершать такой поступок.

Продажа памятников, оград и всех необходимых принадлежностей для осуществления полного комплекса ритуальных услуг в Волгограде и области

Ритуальная служба

«Векъ» - компания, осуществляющая продажу памятников, оград могильных (столы, стулья и др.), и различных ритуальных принадлежностей для безупречной организации ритуальных услуг социальной программы. Мы оказываем всестороннюю помощь людям, столкнувшимся с потерей близких.

Мы осуществляем:

Продажу памятников (гравировка и установка), могильных оградок, столов, скамеек (и их установка),

Продажу различных ритуальных принадлежностей (гробы, постельные принадлежности для погребения, венки, кресты, одежда и т.д.).

Обращаем Ваше внимание на то, что минимальный заказ на ритуальные принадлежности составлет 10000 руб. !!!

В чем состоит процедура «церковного развода»? Кому и почему выдают разрешение на особый чин отпевания покончивших с собой? Какова вообще статистика развенчаний и суицидов?

Эти и другие вопросы мы задали викарию Киевской Митрополии епископу Обуховскому Ионе (Черепанову) по окончании его дежурства в один из приемных дней.

- Владыка, расскажите, пожалуйста, как организован прием людей в Киевской Митрополии?

В Киевской Митрополии 4 дня в неделю – с понедельника по четверг – викарные епископы по утвержденному графику принимают посетителей.

Люди обращаются в основном по двум вопросам: за благословением на вступление во второй брак и по поводу возможности погребения самоубийц.

Встречаются и другие поводы; собственно, любой человек может прийти к викарию на прием в Митрополию и выяснить все волнующие его вопросы церковно-канонического порядка.

Время приема - с 10.00 до 14.00. Кроме того, в некоторые дни года, как то: первая и последняя неделя Великого поста, большие церковные праздники, дни официальных церковных событий, прием не проводится.

Уточнить, принимает ли в данный день викарный епископ, можно по телефону у дежурного в корпусе 70-А: 044 255 12 46.

Процедуры «развенчания» не существует

- Что такое «развенчание»?

- «Развенчания» как такового не существует. Церковь не может аннулировать церковный брак: венчание - это такое же таинство, как крещение или миропомазание. Но в силу человеческой немощи Церковь может дать благословение на вступление во второй брак.

Причины, по которым распалась предыдущая семья, бывают самые разные: уход одного из супругов, пьянство или, как чаще всего бывает, «не сошлись характерами». К сожалению, вступая в брак - не только в церковный, но и зарегистрированный государством, люди не уделяют серьезного внимания подготовке к семейному союзу, зачастую будущие супруги совсем недолго знакомы и практически не знают друг друга. В силу этих и многих других причин браки, к сожалению, распадаются.

По статистике, расторгается до 60% брачных союзов, заключенных в государственных органах регистрации. А сколько еще так называемых «гражданских» браков…

Что касается церковной среды, то с вопросом о вступлении во второй брак в среднем приходят от 5 до 15 человек в день. Это достаточно большое количество.

Еще раз подчеркну: процедуры «развенчания» не существует, есть только благословение на вступление во второй брак.

В этом ключе и пишется прошение на имя Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия: «Прошу Ваше Блаженство благословить мне вступить во второй церковный брак с православным христианином (ФИО). В связи с этим предыдущий брак с таким-то православным христианином (ФИО) прошу считать недействительным». Примерно такого же содержания выдается свидетельство с благословением на вступление во второй брак.

Для того чтобы подать прошение на второй брак, требуются определенные документы: свидетельство о венчании (если есть, так как не во всех храмах таковые выдаются), свидетельство о расторжении предыдущего брака, свидетельство о регистрации второго брака или справка из ЗАГСа о том, что уже подано соответствующее заявление. На основании этих документов мы даем благословление на вступление во второй брак.

Для священника, который будет совершать венчание, помещается указание совершать венчание по чину второбрачных. В чинопоследовании Православной Церкви есть такой чин, имеющий некоторые отличия от обычного венчания. Так, к примеру, на головы брачующихся не возлагаются венцы. Православная Церковь возлагает на молодых супругов венцы в ознаменование их победы над страстями, как знак того, что они до брака сохранили чистоту. И хотя в нынешние времена ситуация такова, что весьма мало молодых людей сохраняют девство до вступления в брак, все равно по традиции молодых увенчивают венцами.

- Бывают ли ситуации, когда человек приходит только за «развенчанием», не собираясь вступать во второй брак?

Да, случается, что люди приходят для расторжения церковного брака: если один из супругов уже вступил во второй брак или же ведет не соответствующий православному человеку образ жизни.

Этот вопрос очень серьезный. Мы знаем, что Христос в Евангелии указывал только одну причину расторжения брака - вина прелюбодеяния. Так как данный факт, как правило, подтвердить невозможно, то в случае, если человек имеет желание расторгнуть брак, не вступая во второй, обычно требуется письменное ходатайство духовника этого человека о том, что он, зная ситуацию, просит о расторжении брака.

- Случалось ли, что Вы не давали благословения на второй брак?

На моей памяти таких случаев не было.

Однажды пришел человек за благословением на вступление в третий брак. Но это Церковью уже не благословляется.

- То есть третий или даже четвертый браки Церковь не благословляет?

Если жизненные обстоятельства сложились таким образом, что человек желает вступить в церковный брак третий раз, то в данном случае также требуется письменное ходатайство духовника, который, зная ситуацию и жизнь этого человека, считает необходимым для него вступить в третий брак. Но в этом случае на брачующегося налагается епитимья, то есть пост и определенное количество поклонов или молитв.

- Резюмируя разговор о получении церковного благословения на второй брак - можно ли сказать, что , уважая выбор и решение людей, им не став ят препятствия, и если они пришли за благословением, то не отказывают?

Да, если нет явных причин канонического или нравственного характера. Ведь не зная подробностей жизни этих людей, в данном случае мы доверяем соответствующим государственным органам и на основании решения этих органов благословляем вступление во второй брак.

Но, конечно, если есть возможность, то стараемся проводить с людьми беседы о важности церковного брака и необходимости сохранять семью.

80% случаев самоубийств совершаются без всяких видимых причин

- «Разрешение на отпевание самоубийцы» - что это за документ, кому и по какой причине он выдается?

К огромному сожалению, количество суицидов с каждым годом увеличивается. И очень часто родственники, скорбя о душе своего близкого, стремятся похоронить его надлежащим образом, то есть, с совершением церковного чинопоследования.

Но Церковь может благословить отпевание по полному чину только в том случае, если человек совершил самоубийство в состоянии невменяемости, ведь он не противился сознательно воле Божьей и не мог контролировать свои действия. Основанием для такого разрешения служит документальное подтверждение того, что самоубийца находился на лечении в соответствующих психоневрологических заведениях. Обычно выдается справка, что такой-то человек с таким-то диагнозом проходил лечение в такой-то клинике. Если есть такое подтверждение, дается благословение на отпевание.

Бывали случаи - хотя я лично не сталкивался, но слышал от старых священнослужителей - что люди приобретали подобные справки, желая, во что бы то ни стало, поступить по-своему - похоронить самоубийцу по православному чину.

Но нужно понимать, что если здесь, на земле, можно обмануть священника, епископа, то Господа не обманешь. Родственники, которые обманом хотят совершить погребение, не приносят никакой пользы душе этого несчастного человека, и к тому же вредят своей душе, потому что идут на сознательную ложь в таком серьезном и важном деле, касающемся вечности.

Если же человек совершил самоубийство, не имея психических заболеваний, а по иным причинам - из-за алкоголизма, наркомании, долгов, неразделенной любви или любой иной причины, Церковь отпевать его не благословляет. Во время отпевания мы молимся: «Со святыми упокой раба Твоего». Но сложно назвать рабом Божьим человека, который отрекся от воли Божьей, тем более дерзновенно - просить Господа упокоить его со святыми.

В данном случае мы можем просить только милости у Господа к этому человеку и к его родным. Ведь если человек заканчивает жизнь самоубийством, то в этом часть вины лежит и на людях, которые его окружали - они не поддержали, не помогли ему, быть может, остались равнодушны к его пребыванию в состоянии уныния, отчаяния.

В таких случаях погребение совершается по особому чину, в котором Церковь не просит, чтобы Господь упокоил со святыми, а просит только о милости к этому несчастному человеку и к его близким.

Этот чин священнослужитель не может совершать самовольно, только по благословению епископа. За этим благословением родственники и приходят на прием. Люди хотят, чтобы хоть какие-то молитвы были произнесены над телом покойного, ведь дело касается такого важного вопроса, как посмертная участь нашего ближнего.

- Каковы причины самоубийств - исходя из тех случаев, с которыми приходят люди к епископу?

Совершающие самоубийство люди - абсолютно разных возрастов, социального положения и достатка, как молодые, так и пожилые. Каких-то особых тенденций не наблюдается.

Что прискорбно и даже страшно: очень много, до 80% случаев самоубийств совершаются, как правило, без всяких видимых причин.

Стандартная ситуация, о которой рассказывают родственники: человек пришел с работы, посмотрел телевизор, поужинал. Пообщался, собрал вещи ехать завтра с друзьями на рыбалку. Буквально через несколько минут заходят к нему в комнату и видят, что он повесился. Без всяких видимых и объяснимых причин…

Трагично, что в день приема бывает от 1 до 3 случаев обращения по этому поводу! И это только Киевская епархия, и только те, кто обратился в Церковь. Какая же тогда статистика по всей Украине? Сколько погребено людей вообще без всякой молитвы?..

Будьте внимательны к своим ближним, любите их, заботьтесь о них!

- Что вы говорите родственникам?

Люди, которые приходят с подобными прошениями, естественно, находятся в состоянии шока и ужаса от произошедшего, не могут адекватно воспринимать информацию. Поэтому мы издали небольшую брошюрку со словами утешения и наставления, и даем ее с собой - чтобы, придя в себя, человек мог почитать и передать другим родственникам. В том числе, чтобы люди знали, как помочь душе почившего.

А помочь, в первую очередь, можно милостыней. Многие святые говорили о том, что милостыня может избавлять от очень многих грехов, в том числе и от такого страшного греха, как самоубийство.

Также в брошюре помещена молитва одного из оптинских старцев, которую преподобный благословил читать своему духовному чаду.

А так, если честно, тяжело подобрать слова - в очереди на прием сидят люди с заплаканными глазами, в черных косынках, они спешат дальше по своим скорбным хлопотам. Вот сегодня, к примеру, было 3 случая самоубийств и около 12 обращений по второму браку. Стараюсь не обременять их расспросами или наставлениями.

Но что хотелось бы сказать всем: будьте внимательны к своим ближним, любите своих ближних, заботьтесь о них! Если видите, что человеку тяжело, что он страдает, постарайтесь как-то облегчить его страдания - или добрым словом, или советом, или действием. Постарайтесь не оставить человека одного со своей немощью и унынием. Потому что демон уныния может ввести человека в такое жуткое состояние.

И тем, кто вступает во второй брак, хотел бы сказать - помните о важности таинства венчания, относитесь к нему максимально серьезно и ответственно! Все-таки венчание – это не красивое приложение к росписи в ЗАГСе, это таинство, в котором молодым людям подается благодать жить по-христиански, помогать друг другу, спасаясь вместе, идя ко Господу.

2014-11-17 21 комментарий

Почему самоубийц не отпевают и не хоронят на кладбище?

Вопрос от Анатолия: Мой знакомый покончил с собой. Священник не стал отпевать его душу. Почему? Почему в религии такие жёсткие догмы, разве это правильно? Ведь казалось бы, душе самоубийцы наоборот, вдвойне нужна наша и церковная поддержка и духовная помощь… Не буду приводить всё письмо целиком.

Прежде всего, прочитайте основную статью на эту тему - Что такое Суицид и почему Самоубийство это большой грех?, в ней приведены основополагающие аргументы и примеры.

Почему не отпевают самоубийц?

Не стоит путать жалость и сочувствие, милосердие и Закон Божий. Чтобы понять, почему самоубийца не отпевается - нужно всё назвать своими именами.

Давайте размышлять. Правильно ли отпевать и благословлять преступника и подлеца, безбожника и сатаниста, труса и предателя из-за…

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша…

Любое убийство (даже самого себя) есть нарушение важнейшей заповеди: “не убий” (Исх. 20, 13; Вт. 5, 17). Она выразила ту богословскую истину, что все люди - творения Божии, составляют Его достояние, на которое ни один человек не может посягать. В библейско-богословском понимании собственная жизнь человека, как и другого человека, ему не принадлежит. Она Божие достояние. Поэтому самоубийца подлежит греху убийства с той лишь разницей, что он не может уже покаяться. У убийцы такая возможность есть. Лишивший себя жизни, перестает быть живым членом Церкви. Отношение к самоубийству в Священном Писании выражено в словах св. апостола Павла к темничному стражу: «не делай себе никакого зла» (Деян. 16:28).

И как убийство бывает преднамеренное и ненамеренным, таковыми бывают и самоубийства. Это различие проводится в 14-м правиле святителя Тимофея Александрийского:

Вопрос. Аще кто, будучи вне себя, поднял на себя руки, или повержет себя с высоты: за таковаго должно ли бытии приношение,…

Каждый день с понедельника по четверг в синодальном корпусе Киево-Печерской Лавры (корпус 70-А) викарные епископы Киевской Митрополии по очереди ведут прием посетителей. Люди приходят в основном по двум вопросам: «развенчаться» и «получить разрешение на отпевание родственника-самоубийцы».

В чем состоит процедура «церковного развода»? Кому и почему выдают разрешение на особый чин отпевания покончивших с собой? Какова вообще статистика развенчаний и суицидов?

Эти и другие вопросы мы задали викарию Киевской Митрополии епископу Обуховскому Ионе (Черепанову) по окончании его дежурства в один из приемных дней.

Владыка, расскажите, пожалуйста, как организован прием людей в Киевской Митрополии?

В Киевской Митрополии 4 дня в неделю – с понедельника по четверг – викарные епископы по утвержденному графику принимают посетителей.

Люди обращаются в основном по двум вопросам: за благословением на вступление во второй брак и по поводу возможности погребения…

Тяжесть греха следует понимать не в юридическом смысле. Совершенно неверно думать, что Церковь карает самоубийц за нарушение какого-то особо важного правила. Нет, суть запрета на поминовение самоубийц за богослужением в том, что Церковь, как и всегда, не хочет совершать насилия над душой человека

Добрый день, уважаемая редакция сайта!
У моего мужа 7 лет назад умер отец, самостоятельно лишив себя жизни. Для захоронения отца на территории кладбища муж брал разрешение в местной епархии (мы живем в городе Людиново Калужской области). Отпевания и прочих необходимых в этих случаях действий тогда, естественно, не совершалось, но я слышала, что спустя 7 лет можно получить письменное разрешение на поминание усопшего в церковных таинствах. Так ли это?
Я хожу в храм по возможности довольно часто, исповедаюсь и причащаюсь, причащаю ребенка, муж бывает в храме только по необходимости. До нашего брака он храм практически не посещал, после - исповедовался и причащался дважды….

Наверное, в мире нет ни одной религии, которая оправдывала бы суицид. Но православные наиболее рьяно осуждают этот грех. Согласно христианским догматам, самоубийц нельзя отпевать в церкви, хоронить на освященной земле, заказывать за них поминальные молебны в храмах.

Почему это происходит? В православной традиции жизнь является высшей человеческой ценностью, Божьим даром. И распорядиться ею надо соответствующим образом: жить по Божьим заповедям в гармонии с собой и миром, окружать себя добрыми делами и помыслами, не грешить, бороться с соблазнами и искушениями. Наложить на себя руки – все равно, что швырнуть Богу в лицо ненужный подарок, выказав тем самым презрение к существующему порядку, бросить вызов высшим силам. А кому такое понравится? Тем более – Создателю…

Грех самоубийства Русская православная церковь приравнивает к греху убийства. Разница лишь в том, что убийца лишает жизни другого человека, а самоубийца посягает на собственное существование. При…

Если самоубийство (суицид) произошло, можно ли облегчить участь души самоубийцы?

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших «любителей» экстремальных видов «спорта», ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не …

Как хоронят самоубийц

Самоубийца – это в первую очередь преступник, перед своей душой и Богом. Именно поэтому причине самоубийц не отпевают и не ставят им в храмах свечки. Хоронят ли самоубийц? Безусловно, да, но только обряд захоронения несколько иной и он отличается от захоронения людей, которые не по своей вине свели счеты с жизнью.

Такой вопрос как: почему самоубийц не хоронят на кладбище актуальный и не многие знают что людей, которые целенаправленно покончили с жизнью, нельзя хоронить на кладбище. Ведь самоубийство это грех, а значит того, кто его совершил уже нельзя назвать человеком, так как он сам отказался от этого статуса.

По этой причине самоубийц, так же как и домашних животных нужно хоронить вдоль дорог, на обочинах или в специально отведенных для этого местах. Ведь кладбище – это место покоя для людей, которые охраняются Богом и которые лишились жизни не по своей вине.

Где хоронят самоубийц

Многим людям интересно, где хоронят…

Вот понял, что ответить хотелось бы здесь на несколько комментариев сразу, поэтому проще оптом и у себя. Рассказываю, как всё обстоит на самом деле. Несколько справедливых мыслей, ранее обнародованных в комментах к указанному постингу, возможно, и повторю.
Первое. Отпевание, как таковое, действительно не является пропуском в рай. Даже Разрешательная молитва, читаемая иереем над телом усопшего (не важно — самоубийцы или умершего иначе), отнюдь не является прощением всех его грехов, а только тех, которые тот осознал, но не донёс до исповеди в силу забывчивости или просто, знаете, не успел. Т.е. смысл заупокойной службы умещается в краткие слова молитвы «Господи, прости грехи и даруй Царствие Небесное усопшему рабу Твоему имреку», и никакой магии здесь нет. Ах, не отпели, мол, значит всё — не будет ему жития в Царствии Божием, (и наоборот: отпели кого-угодно — значит он «устроен» в обителях небесных).
Второе. Почему, собственно, у нас не принято отпевать самоубийц? Очень…

Из этой статьи вы сможете узнать, как поминают самоубиенных, где их хоронят, как могут помогать им в загробной жизни родственники. А также, что происходит с душами тех, кто добровольно уходит из жизни. К тому же в последнее время это стало случаться все чаще.

Суицид или эвтаназия?

Наша жизнь сейчас такова, что достаточно большое количество людей решают добровольно покинуть этот мир, так и не дождавшись естественного конца. Причины для этого бывают совершенно разные, однако у психологов бытует мнение, что в любом случае в этот момент человек не совсем здоров с психической точки зрения.

Самоубийство – это тяжкий грех практически во всех религиях. Исключениями являются некоторые секты, также в буддизме, индуизме и иудаизме добровольный уход из жизни возможен в некоторых случаях, т. е. не считается смертельным грехом. Если вы задаетесь вопросом, можно ли поминать самоубиенных, то священнослужители однозначно дадут вам отрицательный ответ. Тут даже не может…

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового.

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий - и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле,…

В отпевании верующие православные люди просят Бога о даровании рая умершему. Каждый член Церкви Христовой обязательно должен быть отпет. Но в канонической практике Церкви запрещается отпевание самоубийц, причем вне зависимости от того, христианином ли был человек или нет. Это связано с тем, что самоубийца по собственной воле совершает грех убийства своей личности. Из священного Писания известно, что убийцы не наследуют Царства небесного. Кроме того случая, когда человек смог покаяться. У самоубийцы возможности покаяния не остается. Поэтому совершающий это злодеяние с грехом убийства и уходит в вечность.

Православное вероучение определяет, что смысла в отпевании самоубийц нет в меру общего представления о сути будущей жизни. Достижение рая не только цель или награда для человека. Царство небесное есть следствие человеческой жизни. Смерть это переход человека из одного состояния в другое, причем вектор жизни людей на земле отправляется и в вечность.

Основной причиной…

Несколько дней назад от некоторых верующих слышал резкие высказывания по поводу действий священноначалия. Дело в том, что 27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании в Киево-Печерской лавре, заслушав рапорт председателя Синодальной богослужебной комиссии архиепископа Костромского и Галичского Алексия, одобрил «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Неудивительно, что многие наши церковные люди весьма энергично восприняли новость, до этих дней не слыханную – «теперь можно отпевать самоубийц».

Конечно, Церковь Христова крайне негативно относится к самоубийству. Этот грех считается одним из тяжелейших, и, как следствие, человека, наложившего на себя руки, Церковь не сопровождает в последний путь. В одной замечательной книге Священного Писания Ветхого Завета праведника Иова, пораженного страшнейшей болезнью того времени – проказой, жена просит «похулить Бога». В этом предложении звучала мысль о самоубийстве, поскольку как…

Где хоронят самоубийц и с чем это связано?

В современном мире не все люди умирают своей смертью, а некоторые и вовсе отправляются на тот свет добровольно, причем в относительно молодом возрасте. Здесь важно напомнить, что самоубийство — это большой грех, который не принимает ни небо, ни земля.

Самоубийцами называют людей, которые не только самостоятельно расправились с собственной жизнью, но и погибших на дуэли, пропавших без вести при невыясненных обстоятельствах, убитых во время разбоя и самих преступников. Таковых хоронят отдельно.

Чтобы не наделать в своей жизни серьезных глупостей и не укоротить себе век преждевременно, нужно прислушаться к Библии, которая по этому поводу имеет свое собственное и одновременно общепринятое суждение. Итак, всем известно, что человеческая жизнь — это Дар Божий, который послан ему с выше. Если же человек хочет попрощаться со своей жизнью в сознании и здравии, то берет на себя великий грех, отвергая столь уникальный дар свыше. А…

Часто на духовные беседы со священниками приходят люди отчаявшиеся либо близкие тех, кто решился наложить на себя руки. Почему так происходит, что говорить людям, которым надоело жить и почему самоубийство является самым страшным грехом - об этом мы поговорили с наместником Киево-Печерской лавры митрополитом Павлом.

НИЧТО НЕ СЛУЧАЙНО

Владыка, когда в стране кризис, многие лишились работы, у кого-то близкие погибли на войне, люди отчаиваются. Как можно остановить отчаяние?

Отчаиваются те люди, которые не имеют надежды на милосердие Божие и не помнят о том, что Бог беспокоится о всяком человеке, желающем Его святой помощи. К нам в Лавру сейчас приходят люди в крайнем отчаянии, готовые даже на позорную смерть - самоубийство. Человек, идущий на войну, воодушевляет себя силой надежды, так и мы не должны падать под игом тяжелой жизни, потому что все в жизни промыслительно. По промыслу Божию. Только понять промысел Божий крайне сложно. Чтобы понять, для чего…

«Жду разрешения на въезд в Газу, а собиралась неделю назад уже уехать», – рассказывает Надежда Кеворкова, наливая чай в пиалу.

За трехчасовое интервью я не смогла понять, как ей поддакивать. Обычно это так просто – понимаешь, где можешь согласиться, что тебе ответят через минуту и когда задать трудный вопрос. С Кеворковой разговор идет словно на крутых виражах, ни разу у меня не получилось правильно догадаться об ответе. Только ты собираешься согласиться, а оказывается, что совершенно не о том речь. Она защищает тех, кого, на твой взгляд, должна критиковать, и критикует тех, кого, кажется, должна одобрять.

Только через несколько месяцев я, кажется, смогла подойти к разгадке своей коммуникативной неудачи.

За ее спиной репортажи из почти всех горячих точек: Ливан, Афганистан, Иран, Ирак, Турция, Сирия, Газа, Северный Кавказ.

Я живу в стерильных условиях мегаполиса. Читая о вооруженном столкновении, я закрываю рукой картинки на мониторе и быстрее пролистываю страницу.

А Кеворкова оформляет визу и едет туда – в эпицентр.

Мой мир загнан в выстроенные СМИ черно-белые модели, она знает, как все было на самом деле.

«Я просто пишу правду», – журналистское кредо Надежды Кеворковой.

В ответ на мои ах-ох-там-же-страшно-стреляют-убивают – «Они же видят, что я иностранка, они стрелять не стали бы» – спокойно говорит Кеворкова. Меня это совершенно не убеждает. Ее послушать, окажется, что нет ничего стабильнее горячих точек. Ну, правда, подумаешь – чтобы попасть в Газу – всего каких-то 4 раза съездить через весь Египет за нужными документами…

Надежда Витальевна Кеворкова

Закончила исторический факультет МГУ. Работала репортером в Ливане, Афганистане, Пакистане, Иране, Ираке, Турции, Судане, Сирии, Газе, Северном Кавказе и США. Обозреватель Russia Today, сотрудничает с «Независимой газетой», «Газетой», «Огоньком», «Русским Newsweek” и другими СМИ.

В 1997-2002 – постоянный обозреватель «НГ-Религий», автор большого количества статей о православии и религии в современном мире.

– Надежда, расскажите, как вы – историк по образованию – пришли в журналистику?

– В журналистику меня привел Александр Огородников. Это человек легендарный. Сначала мы узнавали отрывочные вести о том, как он сидел в лагере. Потом мы узнали, что он вышел на свободу. А потом мы с ним познакомились. Мы – это небольшой, но сплоченный дружеский коллектив.

В 70-е годы он создал первый христианский семинар, издавал журнал «Община». Это были десятки людей, духовником многих из них были и .

Александр снял фильм о христианском возрождении, за что его благополучно отчислили из ВГИКа. И вскоре посадили. Большую часть своего срока он провел в карцере и в голодовках. Ему прямо сказали, когда набавляли третий срок в тюрьме – ты отсюда не выйдешь. Но случилась перестройка – и после 9 лет тюрьмы он вышел.

Это человек с опытом исповедничества. В России мы не знаем, что делать с таким опытом, а на Западе Огородникова знают, там о нем написаны книги. За него голодали, благодаря нему многие люди на Западе приняли православие. Он был первым православным в те годы, за которого молились инославные. В карцере Огородников сидел по колено в воде, в мороз, сколько мог держал сухую голодовку. С него крест срывали надзиратели, а уголовники умудрялись передавать ему новый крест, иной раз просто из хлебного мякиша.

– Голодал… за что?

– За право узника иметь Библию, за то, чтобы к нему допустили священника. Он стал первым советским узником, к которому священник пришел в камеру, исповедовал его и причастил.

Был человек, из Австралии, если не ошибаюсь, он узнал о судьбе Александра, принял православие и в Лондоне под дождем сидел в клетке на площади в знак солидарности, тоже месяц держал голодовку.

– О нем знали в других странах?

– Благодаря Александру и его товарищам мир заговорил о том, что в стране есть узники совести – верующие. А так только и разговоров было разве что про отказников и диссидентов. Для определенных кампаний они подходили, но сердца людей все это не особенно задевало – так, некая форма антисоветчины.

В послереволюционные годы без счета расстреливали, убивали и священников, и монахов, и мирян – никто на Западе ни слова не сказал. Огородников был первым, кто заставил прорвать блокаду молчания.

Когда он вышел на волю в 1988 году, его пригласили в Московский патриархат, предлагали постриг, обещали кафедру. Александр хотел оставаться мирянином. У него было столько сил, столько задумок, он считал, что сейчас важно движение среди мирян, которое за советские годы пришло в полное запустение.

Огородников произвел на наш товарищеский кружок громадное действие. Он не старчествующий, не монашествующий, не циничный и не постмодернистский новый православный, он обычный человек – мирянин, который отстоял свою веру в тюрьме. Его оценки жизни чрезвычайно верны. Он может ошибаться в стратегии выстраиваемого собственного дела, но в общей оценке происходящего он точен. Поэтому досадно, что его голос сегодня не слышен в нашей стране.

– Как вы познакомились?

В 1988 году на неофициальном праздновании тысячелетия в подвале театра на Сретенке. Там собралось множество легендарных людей. Пришли, свет уже погашен. Сначала говорил один священник, потом вышел Огородников.

Мы подошли к нему позже и сказали: “Александр, мы хотим с Вами работать”.

Тогда он только вышел из тюрьмы, все, что у него было, – несколько связок книг. Ему жить было негде. Мы все время разговаривали и не могли с ним расстаться: нужно было обо всем задать вопросы.

– С чего началась работа?

– Александр возобновил издание альманаха «Бюллетень христианской общественности». Потом мы стали издавать газету «Вестник христианской демократии» .

– Это было уже разрешенное издание?

– Разгар перестройки, можно было придти, заплатить и напечатать газету, мы печатались в типографии «Гудка».

– У вас был какой-то опыт работы в журналистике?

– До того я ни в каких газетах, кроме рукописных, не принимала участия. Мы были потрясены тем, что это все можно издавать, что везде мы желанные гости, что везде наш листок принимали.

У Александра было много планов. Мы собрали свидетельства заключенных. Мы перепечатали письма из лагерей, в том числе его. Он, было, начал книгу, но как всякий русский человек, все, что относилось к его личности, не особо ценил. Поэтому ни письма из тюрьмы, ни книгу так до сих пор и не опубликовал.

– Каким сейчас вам вспоминается «Вестник»?

Газета наша была такой же неровной, как и все в то время. С одной стороны, она должна была способствовать строительству христианской партии, а с другой – реагировать на происходящее вокруг. Сейчас она кажется смешной: весь комплекс общих заблуждений в ней отражался. Но думаю, что опыт Александра спас всех нас от множества других искушений, которых авторы круга официальных либеральных изданий не избежали.

– О чем писали больше всего?

– О всемирности православия, о спайке верующих в тюрьме. Единство верующих, как противостоящей либерализму общности, и всемирность православия Огородников всегда подчеркивал. Церковь – не только наш маленький храм, но наши братья и сестры по всему миру. Вот это было значительной частью того, что происходило вокруг газеты.

Александр хотел создать христианскую партию, не по образу ХДС Германии, где осталась только демократия даже без намека на христианство. Но вышел запрет на религиозные партии.

– Сегодня мы настолько уже связаны с Интернетом, что трудно и представить, как вы добывали материал для таких статей…

– Приезжали люди – это было время легких на подъем, настоящее движение ходоков, и мы сами ездили. Мы умели путешествовать автостопом, довольствовались малым, да и деньги в ту пору были смешными. Мы научились делать все – фотографировать, брать интервью, делать репортажи, мы сами ездили в типографию, тогда набирали вручную, типографские рабочие были первыми читателями, весьма пристрастными. Был еще единый Советский Союз – гигантское пространство, большая часть ныне разделенного мира была нам доступна.

– Какие тексты того времени Вы особенно помните?

– Я заведовала отделом информации и в одном из номеров сделала обзор о заключенных на . Когда я потом попала на Кубу, то поняла что описала ситуацию неправильно и раскаялась в той заметке. Да и не было там заключенных христиан.

Это был урок. Мы должны точно знать, о чем мы говорим, пишем и главное – зачем мы это делаем. По-христиански нужно быть солидарным с любым человеком в тюрьме. Но иногда солидарность приобретает такие формы, что она разрушает страны. Внутри любой страны есть несправедливость, но волна нашей борьбы иногда бывает так велика, что мы способны разрушить страны во имя справедливости для некоторых, а для большинства людей в этих странах наступает тотальная несправедливость.

Примерно так мы поступили с нашей страной.

– Если бы сегодня вы работали в «Вестнике», что бы вы сделали по-другому?

– Пусть былое остается таким, как есть.

Сегодня жизни и мыслей верующих людей нет ни в телевизоре, ни в журналах. Есть занимательная этнография и путеводитель для туристов по нашей жизни. Время от времени большие журналы могут написать о какой-нибудь общине в глуши, об эксцессах, о большой семье или о том, что попадья играет на тромбоне. Но нет картины ежедневной жизни большого народа, которая состоит не только из того, что люди делают деньги, бьют баклуши или выживают. Эту жизнь сложно описать и ухватить, она вообще журналистике не дается, особенно телевизионной. Нет и взгляда на политику и ход дел людей верующих, то есть большинства. Мы могли решить эту задачу, но не решили.

– Скажите, пожалуйста, существовали ли для Вас в области журналистики авторы, которым вы подражали, на кого хотели быть похожей? Кто учил вас писать?

– Нет, таких людей не было. Советская журналистика была смешной. Перестроечные авторы были отвратительными. Советские как-то очень успешно становились антисоветскими.

Репортерской работе меня научили в Америке, но зачем, почему и для кого они сами пишут, они мне не смогли объяснить. Они работали так, как будто они работают на большую и добродетельную страну, а мы, все остальные, должны были тоже вроде как работать на их страну, а ни в коем случае не на свою.

Американцы любили поговорить о том, что пора Россию брать во внешнее управление.

Одна журналистка долго рассказывала мне о своих знакомых, какие они интересные собеседники и даже имели какое-то отношение к России. «Кто же это?» – « , не слыхали, наверное?»

Американский опыт журналистики интересный, но он не годится для России. Во-первых, для Америки совершенно нормально менять религию: ты вчера был буддистом, а сегодня стал сайентологом – это здорово, очень духовно, об этом можно поговорить с друзьями и написать заметку. То, что для них свобода совести, для других – деспотизм чужого закона. Второе – американцы от всех требуют разделить религию и политику. Религия должна быть неким частным сегментом и не более. Идеологии не должно быть вовсе, тем более связанной с религией.

Сама Америка живет в условиях жесткого нового религиозного сознания, которое не очень подходит другим. Мы все живем под давлением этой их новой жесткой религиозности.

– В результате получается профанация религиозного взгляда на события, когда надо находить христианское оправдание бомбардировок независимого государства…

– Почему профанация? Получается чисто религиозный взгляд новой религии.

– Вы долго работали в «Вестнике»?

– До 1992 года. Потом наш дружеский коллектив отправился работать в Первую классическую Радонежскую гимназию. Александр нам велел туда идти.

– А как началась для вас большая журналистика?

Я не уверена, что она для меня началась. Наш листок был гораздо популярнее у людей, чем большинство сегодняшних газет. В провинции его ксерокопировали. В середине 90-х наш дружеский коллектив пригласили делать тематическую полосу у Егора Яковлева в «Общей газете», но после двух или трех выпусков он нас выгнал с формулировкой «за монархизм». Мы всего лишь написали о взаимоотношениях Екатерины II с Церковью.

– В каких условиях, в каком контексте создавались «НГ-Религии»?



– Приложение к «Независимой газете» «НГ-религии» начало выходить в интересное время. Журналистское сообщество под религией понимало анекдоты о Моисее и истории разоблачения попов и чудес. Религия считалась своего рода формой чудачества. придумал эту газету, ее структуру, ее наполнение, ее внутреннюю драматургию. Он работал в «Независимой», и ему удалось сделать это приложение таким ярким, что его перепечатывали полосами.

Нужно отдать должное Виталию Товиевичу Третьякову, тогда – главному редактору «Независимой газеты»: он принял идею Максима, редакторским чутьем понял, что это важнейшая тема, что об этом никто ничего не знает, что нужно делать это издание представительным и позволить ему быть политически острым, а не провокацией против чувств верующих.

– Если говорить о религиозной журналистике, что писали в СМИ о религии в это время?

– Были заметки Александра Нежного в «Огоньке» – своего рода большевистский налет на плохишей в Церкви – и больше ничего. Возможно, я не читала газет, где об этом писали как-то иначе. Мы вообще не говорили о «религиозной журналистике», она сегодня превратилась в очень узкий сегмент. Огородников же был тем человеком, который раздвигал рамки, границы, горизонты. «НГ-религия» была интересна не потому, что там говорили о духовных исканиях, а тем, что там давали верующим людям высказывать суждения о политических предметах.

– Что было в «НГ-религии», настолько разительно отличавшее ее от всех последующих религиозных изданий? И что заставляло, как рассказывают сегодня, стоять в среду утром в очереди, чтобы купить новый номер?

– «НГ-Религии» было первым изданием. Причем первым изданием в мире (!), провозгласившем, что религия интересна не с точки зрения нашей личной веры – это все же не газетная тема, – а когда она является элементом политики.

Разворачивалась реальная драматургия мысли. Не так, как пишется большинство заметок на Западе, когда у вас есть калька, которую вы написали в офисе, а потом приезжаете и вставляете в готовый текст два слова одного человека и два слова другого.

В «НГ-религии» не было оскорбительного тона. Она занималась не чувствами людей, а их взглядами.

– Какие были самые сложные события, которые обсуждались на страницах «НГ-религии»?

– Самые острые события были связаны с исламом на Кавказе и скандалом с акцизами на алкоголь и сигареты.

Впервые в либеральной прессе прозвучали внятные слова в защиту Церкви. Это важно. Церковь в защите не нуждается, но читатель нуждается в словах, вносящих ясность.

– Какие Ваши тексты того периода Вам запомнились?

– У нас был коллективный труд: накануне 2000 года, в конце декабря, мы сделали пять полос. Десять книг тысячелетия , десять личностей, десять событий , десять дней . Идея была, как легко догадаться, Максима Шевченко, а наполнение родилось в яростных спорах. Виталий Товиевич Третьяков пришел в восторг, внес два-три замечания и повторил эти полосы в большой «Независимой газете». Картинка и к ней буквально десять строчек.

– Расскажите о вашем опыте настоящей журналистики – работе в горячих точках…

– Работая в «Новой газете», я начала ездить на Кавказ. В 2006 году во время войны я поехала в Ливан, уже от «Газеты».

Думаю, не будет преувеличением сказать, что моя работа и моя «Газета» переломила ситуацию в информационном поле нашей страны.

Этой весной я первый раз ездила в . Я работала в разных неблагополучных местах, но совершенно не была готова к тому ужасу, который там увидела. Люди Ирака, будь то христиане или мусульмане, шииты или сунниты, находятся в состоянии оккупации, а мы читаем, что они находятся в состоянии гражданской войны друг с другом. Мы тоже находимся в этой опасности: мир хочет, чтобы мы разделились, поэтому мы должны работать на консолидацию, а не на сегрегацию.


В таких горячих ситуациях становится отчетливо ясно, что если ты не враг своей стране, то надо говорить не о разделяющем, а об объединяющем. Это сложно. Может быть, поэтому я люблю писать о христианах на Востоке, о мусульманах – там люди обладают давней традицией диспутов. Они помогают вам в вашей традиции увидеть такие детали, которые мы сами не ценим. Православной христианке на Востоке полезно бывать.

– Не было ли сложностей из-за этого?

– Нет. За исключением только американских студентов, которые сорок пять минут слушали первую часть моей лекции о Русской Православной Церкви, а потом сказали: “Слушайте, Вы нам ведь не о евреях рассказываете, правильно?”

– Что значит – писать об объединяющем?

– Журналисты любят говорить о диковинных верованиях и не умеют о вере большинства. Они пишут о странностях. Они противопоставляют меньшинство большинству. Закон жанра. Но закон жизни и любви требует искать в нас общее.

На Востоке живет множество православных христиан. Патриарх Кирилл сейчас посещает с визитами восточные Церкви. Где журналисты, которые ездили бы с ним, делали интервью с прихожанами и священством? Во время патриарших выборов приезжал из Ливана митрополит Илия. Во время войны он мне по телефону из-под бомбежек давал интервью. Наконец мы встретились в Москве. Он два часа подробно объяснял, как и чем объединены люди разных традиций на Востоке, что значит для православного человека жить бок о бок с мусульманами.

У журналистов (особенно у редакторов) всегда велико искушение представить любое религиозное меньшинство носителем абсолютной истины. Надо удерживаться от этого. Когда я встречалась со староверами, все мое сочувствие было им отдано: они люди строгой жизни, их вера вызывает уважение, их стояние в вере потрясает. Но нужно как-то побороть в себе искушение представлять их носителями абсолютного знания и правоты, потому что по сути все сложнее.

– А какие могут быть общие темы с представителями других христианских конфессий, с протестантами?

– У протестантов есть необычайно здоровые начинания: я видела то, как они вытягивают . Православным активистам впору записываться к ним в ученики, приходить с тетрадками, слушать, конспектировать, сдавать зачеты, экзамены и проситься в аспирантуру – я не знаю, кто из православных может так работать с такими тяжелыми людьми, как наркоманы. Я бы не смогла. Для этого нужно иметь особое призвание, особый тип мобилизации личности. Они делают важную работу, и за это им нужно давать пряники и медали, а вовсе не чиновные тычки и властные затрещины, как частенько бывает. Мне кажется, можно не опасаться, что даже если все излеченные протестантами наркоманы и алкоголики перейдут к ним, то протестанты станут господствующей общиной в нашей стране. Протестанты работают хорошо, этот опыт надо перенимать.

– Как Вы думаете, происходит сейчас падение интереса российского общества к тому, что происходит в Церкви? Сейчас сложно представить, чтобы за каким-то религиозным изданием выстраивалась очередь, чтобы его раскупали в считанные часы. Некоторое охлаждение интереса связано, наверное, с тем, что тогда это было запретным и только начало выходить из под запрета, а сейчас это стало доступным? Или есть какие-то другие объяснения этому?

– Смотря что мы подразумеваем под происходящим в Церкви. Что бы там ни происходило, оно живее и важнее того, что об этом пишут. Это либо глянцевые журналы неизвестно о чем, либо назидательный, язвительный, разоблачительный тон. Журналисты говорят о корысти и нравах, а людям интересно об идеях и судьбах. Критика Церкви вообще никому не интересна, кроме определенного процента городского населения Москвы. Как и усердие в вере некоторых православных чиновников или особая духовность актеров или спортсменов.

Современные православные издания и вообще газеты и журналы в Москве отражают какой-то дефект московских людей. Мы не чувствительны к жизни, и жизнь не интересуется тем, что мы о ней думаем.

В журналистике нарушена взаимосвязь между тем, что реально интересует людей и тем, что считают важным журналисты. Надо ее искать.

– Как искать?

– Слушать людей, слышать их. Никогда не знаешь, где найдешь. Группа Общественной палаты по Кавказу провела серию мероприятий. Несколько человек плюс три-четыре журналиста приезжали в кавказские республики и проводили дискуссионные площадки в селах, деревнях, маленьких городках и в столице. Стоит ли говорить, что и эти площадки придумал и разработал Максим Шевченко?

В дискуссии могли участвовать все желающие: у президента и огородницы права одинаковы. Присутствующие должны ответить только на два вопроса. Первый: какие вы видите проблемы – любого масштаба – личные проблемы, вашей семьи, вашего маленького района, деревни, республики, страны, мира? Второй вопрос: каков ваш образ будущего?

У меня никогда не было возможности выслушать такое количество разных людей. То, что они говорят, нужно стенографировать, систематизировать и подавать правительству в качестве программы для скорейшего выполнения. Будьте уверены, большая часть того, что люди на Кавказе говорили, совпадет с мнением русской деревни и города.

Вот на этих площадках о единстве страны говорили, а в СМИ московских – о том, что Кавказ нужно отделять…

Представьте: маленькая деревня, из просвещенных граждан – один только священник, у которого, помимо собственной семьи, еще и школа, которая сейчас закроется, где он преподает все, что может преподавать. Кто об этом здесь знает и пишет? Кто знает Кавказ и пишет о нем? Небольшая группа людей, большая их часть с нами ездила. Остальные все больше рассуждают с точки зрения идеологии той экономической группы, к которой они вольно или невольно относятся.

Религиозная журналистика научила президентов страны, как надо креститься, прикладываться к иконам, вести себя в храме, в какой руке держать свечку, как нужно вести себя со священником и Патриархом. Теперь нужно, чтобы были услышаны люди. Это труднее, чем рассуждать о котировках и пересказывать речи президентов. Глянцевая, сливная и паркетная журналистика этой задачи не решит.

– На Западе интересна ли людям жизнь Русской Церкви?

– Возможно, мне просто очень везет, но я встречала в мире только большой интерес и уважение к России, русским и к нашей Церкви. Всегда и везде, кроме Америки в 90-х годах, и то среди особого типа людей, в основном, среди наших бывших соотечественников. Знаете, какая самая-самая востребованная и популярная, бьющая все остальные рейтинги программа на «Russia Today» на английском языке?

– Нет.

– Пасхальная патриаршая служба.


– А какие тексты вы бы отнесли к самым неудачным статьям о религии последних лет?

– Думаю, что большинство антицерковных публикаций и вал антиисламских. Разворачиваются кампании. Самое потрясающее, что эти кампании не имеют эффекта.

– Иногда говорят, что Церковь не умеет правильным образом отражать критику?

– Мне кажется, что Церковь умеет все. У Церкви в запасе вечность, поэтому информационные кампании – слишком мелко для нее. Я была бы огорчена, если Церковь привлекла специально обученных людей, которые принялись бы проводить линию. Жизнь Церкви не в этой плоскости. Я не припоминаю ни одного случая, когда Церковь проиграла какую-либо из кампаний, которая против нее была проведена.

Если мы разговариваем на языке этого мира с употреблением терминов «агитация», «пиар», «кампания», то наилучшей кампанией (как бы цинично это ни звучало), которую проводила Церковь, были . В абсолютном информационном молчании выстроилась громадная очередь под окнами Кремля – из мирян, в основном. В эту очередь пришли стоять под дождем очень небогатые люди, которые буквально на перекладных добирались – только бы успеть. Эту очередь не показывали на телевидении. А люди ехали со всей страны прощаться со своим Патриархом. Я была в храме, потом стояла возле следования кортежа. И со мной стояли московские старушки, грузинские, украинские, киргизы с узбеками. Церковь не проводит кампаний, ее сила не в них.

– Ужасно неблагодарное дело давать рекомендации, да еще журналистике, да еще православной. Каждый второй журналист мыслит себя мэтром, а каждый редактор – истиной в последней инстанции. Такая неполезная для души работа – подсматривать и подглядывать за жизнью, полагая, что ты в ней активный участник. Читатель – не дурак, он различает белое и черное, хотя журналисту кажется, что уже и не должен был бы после стольких трудов.

Мне кажется, что самым большим искушением журналистов является стремление поучать и собственное уныние, ошибочно понятое как обязательный критический тон. Если посмотреть на многообразие всех СМИ, особенно, сетевых, то видно, что преобладает стон шакала Табаки: плохо у нас все, плохи все, и только где-то там есть отрадные люди, города, страны и обычаи. Стон шакала Табаки надоел очень.

Если поставить рядом фильмы « » и « », то станет понятно, что один фильм – это попытка бережного описания реальности, а другой – лишь набор фантазий режиссера. То же самое с журналистикой.

Вы приходите брать интервью к человеку не потому, что у него шесть рук или потому что он стоит на голове по четыре часа в сутки, а потому что он живет в этой стране, часть этого народа и является частью нашей Церкви. Вы услышали тот сигнал, который он посылает этому миру, и вы можете попробовать его описать. И если у вас хватит способностей, слуха, слов, и у вашего редактора хватит умения, чтобы это не зарубить, то получится такой материал, который найдет отклик в сердцах людей.

Может быть, наша Церковь и не нуждается ни в какой журналистике, ведь журналистика – это область …

Я точно знаю лишь одно: люди без журналистики решают свои отношения с религией. Вы не убедите христианина или мусульманина в преимуществах другой религии, вы только оскорбите их, задавая в праведном, как вам кажется, гневе вопросы исламу после Беслана или православию после Сребреницы. Не мусульмане и не православные убивали, хотя гораздо проще утверждать обратное и пылать праведным гневом, пытаясь поджечь читателя.

Мы – большой народ. Вместе с украинцами и белорусами – третий на земле, если учесть, что китайцы и индусы состоят из племен, не понимающих друг друга. Нет такой силы, которая заставила бы нас жить, обижаясь на весь мир и обороняясь, подобно маленькому затравленному зверьку. Мы всех простим, все превозможем и всем поможем. И чеченским мальчикам и таджикским девочкам. Но мы поможем им не по рецептам журналистики, которая старается нас противопоставить друг другу.

Газета”
Публикации в Russia Today

Тексты всех интервью серии будут постоянно доступны на

В английском омонимичны слова правоверный и православный (Orthodox), но поскольку об иудаизме говорят и пишут чаще, может возникать непонимание, что речь идет о православии – прим. ред.