Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Время схождения. О чуде схождения благодатного огня по московскому времени. Благодатный огонь - интересные факты

Для всех верующих перед Пасхой наступает чудо – схождение Благодатного огня. Этого ждут верующие всех конфессий перед каждой Пасхой Христовой. Каждый год в Иерусалим съезжаются тысячи паломников, чтобы увидеть это событие воочию. Схождение Благодатного огня осуществляется в субботу в Главном Храме – Гроба Господня. Считается, что увидеть это событие помогает получить благословение от Бога.

Благодатному Огню приписывают целебные свойства, именно поэтому к нему относятся со священным благоговением. Пламя помогает лечить недуги и защищает от болезней. Благодатный огонь способен уберечь человека от бед и неудач.

Важно! Во время церемонии Храм всегда охраняется полицией. Посмотреть на Благодатный Огонь приходят верующие всех национальностей и вероисповедания.

Когда в 2018 году состоится церемония

Так как Великий пост и Пасха каждый год имеют разные даты, то и схождение Благодатного огня происходит в разное время. Великое для верующих событие происходит накануне Пасхи, поэтому в 2018 году увидеть чудо можно будет в Великую субботу 7 апреля. Обычно схождение происходит в обеденное время по московскому времени, но сказать точный час не может никто.

Все верующие ожидают это событие с самого раннего утра. Прямую трансляцию из Иерусалима обычно каждый год освещают сразу несколько российских телеканалов. В 2018 году в программах обозначено время с 13 до 15 часов по Москве.

Частица Огня в России

Сейчас уже известно, что частица Благодатного Огня будет доставлена в Россию благодаря помощи Фонда Андрея Первозванного. Она будет привезена в московский аэропорт Внуково под контролем Владимира Якунина, который является представителем Фонда и уже вылетел в Израиль. За частицей Благодатного Огня отправилась делегация, состоящая из священнослужителей, представителей государственных органов и общественных деятелей.

Уникальное чудо будет в аэропорту сразу после пятничной молебны. После приземления его доставят в Храм Христа Спасители к Пасхальному Патриаршему Богослужению. Россиянам, проживающим не в столице, не стоит волноваться. Частицы будут доставлены в православные храмы по всей стране. Поэтому получить дар от Огня сможет каждый желающий. Узнать точную информацию можно у служителей храмов.

История Благодатного Огня

Первые упоминания о чуде датируются IV веком. Об удивительном событии написали Григорий Нисский, Евсевий и Сильвий Аквтинаский. При этом в их описаниях рассказываются о более ранних случаях схождения Благодатного Огня.

По их данным после того как Христос воскрес, Гроб Господня был освещен нетварным Светом. Церковные историки пишут, что апостол Петр поверил своим глазам, так как освещение видел не только он, но и другие святые отцы, присутствующие в зале. Св. Иоанн Дамаскин пишет «Петр предстал ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся».

В «Церковных историях» Евсевия описано, что огонь возжег лампады, когда не хватило лампадного масла. Это произошло после того, как патриарх Нарцисс велел налить в лампады воды из Силоамской купели.

Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи . Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.

Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой.

В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены.

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, входит патриарх, одежды которого были специально осмотрены. В осмотре Кувуклии, в запечатывании ее и досмотре патриарха каждый год участвуют представители иных христианских конфессий и полицейские. Досмотр проводится, чтобы доказать, что патриарх никак не может принести в Кувуклию источник огня. Обычай этот установили турки, овладевшие в 1517 году Палестиной. После обыска в Кувуклии они запечатывали ее и ставили стражу до входа патриарха.

Патриарх в одном полотняном подряснике, с тридцатью тремя незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.

Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Потом на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь Армянскому патриарху и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей — по числу лет земной жизни Спасителя. Благодатный огонь первое время имеет чудесное свойство — не обжигать. Стоящие в храме проводят пламенем по лицу и волосам, «умываются»: первые несколько минут огонь не обжигает кожу и не опаляет волосы.

Чудо схождения Благодатного огня именно на православную Пасху после молитвы Иерусалимского православного патриарха — доказательство истинности нашей веры. В 1579 году армянская община добилась у турецких властей, чтобы в часовню был допущен их предстоятель, а не православный патриарх. (Нужно сказать, что армяне, хотя и являются христианами, исказили веру православную еще в IV веке и придерживаются монофизитской ереси, то есть признают во Христе только одну — Божественную — природу.) Православные смиренно молились у закрытых дверей храма, армяне ждали схождения Благодатного огня в Кувуклии. И Господь сотворил чудо: Благодатный огонь сошел, но не на гроб Господень. Молния ударила в колонну, рядом с которой молились православные, и из нее вышел огонь. Опаленная мраморная колонна и сейчас свидетельствует об этом чуде.

Рассказ очевидца

Известный путешественник Авраам Сергеевич Норов присутствовал при схождении святого огня. Норов совершил путешествие в Иерусалим в 1835 году, был в часовне. Из придела Ангела видел принимавшего огонь митрополита Мисаила: «Таким образом, мы достигли часовни Гроба Господня среди чýдного зрелища народа, волнуемого или нависшего со всех аркад и карнизов.

В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом только один из греческих епископов, архиерей Армянский (недавно получивший на это право), русский консул из Яффы и мы, трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда не угасающие лампады над гробом Господним были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковые отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред святым гробом, пред которым ничего не стояло и который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей.

Уже не одну сотню лет продолжается дискуссия по поводу природы схождения Благодатного огня накануне православной Пасхи. Существуют работы, причисляющие это событие к области мистификаций и ответные попытки православных ортодоксов отстоять божественную природу происходящего явления. Экспертная рабочая группа Русской Православной Церкви по описанию чудесных событий, отличающаяся достаточно взвешенным подходом, еще в 2008 году провела исследования в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, но лишь недавно представила итоговые результаты в журнале "Наука и религия".

О предыдущем эксперименте группы, в которую входит профессор Российского госуниверситета нефти и газа, академик РАЕН П. В. Флоренский и другие приближенные к научному миру ученые мужи мы уже рассказывали на нашем сайте. Для изучения очередного чуда А.А. Волковым, А.В. Московским, С.А. Сошинским, П.В. Флоренским, и Т.А. Шутовой была разработана комплексная научная программа исследований, а также изготовлено и апробировано узкоспециализированное оборудование.

Факты свидетельствуют, что сам момент схождения Благодатного огня хоть и случается в известный день, но всегда в разное время. Вторым, ежегодно повторяющимся перед этим событием действом, является строго регламентированная процедура исполнения песнопений и определенных ритуалов. Третье сопутствующее явление – появление "сполохов", "молний" или же "столба света" – многими ставится под сомнение и объясняется вспышками многочисленных фотокамер. Тем не менее, пока оно считается одним из звеньев цепочки событий, предшествующих распространению пасхального огня. Гипотеза о "не обжигающем" пламени на сегодняшний день самая шаткая и задача изучить эту особенность в этот раз не ставилась, тем более, предыдущие попытки этой же группы определить температуру огня не увенчались успехом.

Интернет наводнен всевозможными фотографиями "молний" в момент схождения огня, правда, зачастую подобные фотографии являются следствием длительной выдержки при фотосъемке.

Гипотеза, принятая в качестве рабочей, была следующей: возгорание происходит вследствие электрического разряда. В свете этого предположения находят объяснение хаотически стекающие по стенам световые сгустки, которые могут являться ничем иным как низкотемпературной плазмой. Двигаться плазму заставляет разность потенциалов между полом и потолком в храме. В доказательство ученые ссылаются на "огни святого Эльма", которые, правда, имеют несколько иную природу, и возникают в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере достигает величины порядка 500 В/м (во время грозы, метелей, извержений вулканов и т. д.). Исходя из озвученной версии, было решено зарегистрировать длинноволновый спектр излучения в процессе богослужения и непосредственно в момент возникновения Благодатного огня. Если будет наблюдаться увеличение интенсивности электромагнитного излучения в момент прохождения электрического заряда, это может свидетельствовать в пользу предложенной гипотезы.

Так как появлению Благодатного огня предшествует вхождение патриарха в Кувуклию - часовню непосредственно над пещерой, где был погребен Иисус Христос, то одним из основных требований было проведение радиофизических измерений в непосредственной близости от нее. Кроме того, для сравнительного анализа спектры электромагнитного излучения регистрировались непосредственно в Храме накануне субботы – 25 апреля 2008 года в 17 часов по местному времени и в воскресенье – 27 апреля 2008 года в 10 часов по местному времени для сравнительного анализа. Весь мобильный измерительный комплекс был разработан заведующим Лабораторией ионных систем Курчатовского научного центра Андреем Александровичем Волковым.

Автономный аппаратный комплекс разделялся на три блока: антенный блок, цифровой осциллограф, компактный компьютер (ноутбук). Как указывают авторы, первый блок (антенна) должен не пропускать частоты электромагнитного излучения 50, 100, 150, 200, 250, 300, 350 и 400 Гц (чтобы исключить из регистрируемого спектра частоты, которые возникают при работе обычных электрических сетей), не допускать появления на входе цифрового осциллографа напряжения свыше трёх вольт (из-за возможности появления значительных электрических потенциалов) и обеспечивать высокую чувствительность. Второй блок (осциллограф) обязан потреблять во время работы минимум энергии и быть компактным. Требование к третьему блоку (ноутбук) – возможность фиксации электромагнитных спектров в течение длительного времени и чрезвычайная компактность. Авторы испытали готовый прототип устройства в лаборатории Национального Исследовательского Центра "Курчатовский институт", а также в помещении двух православных храмов Москвы, на концертных площадках и в природных условиях.

В процессе предварительных испытаний было выявлено, что любая электронная аппаратура (компьютеры, фото- и телекамеры, микрофоны и т. д.) обладает своими характерными спектрами электромагнитного излучения, которые лежат либо в области средних (около 10–50 кГц), либо в области высоких частот (выше 100 кГц). Данные сигналы в значительной степени отличаются от электрических разрядов, обладающих в свою очередь крайне низкой частотой – от 0 до 10 Гц.

Основная часть эксперимента прошла 26 апреля 2008 года в 15–17 метрах от Кувуклии с 9:10 утра до 15:35 по местному времени. Как указывают авторы, спектр электромагнитного излучения регистрировался каждую минуту в автоматическом режиме в диапазоне частот от 0 до 360 кГц, параллельно с этим велась запись осциллограммы излучения. Особые надежды возлагались на область низких частот.

Схождение Благодатного огня произошло в промежутке между 15:04 и 15:08. Последующий анализ осциллограмм позволил обнаружить на этом отрезке времени три явных всплеска в электромагнитном спектре излучения, которые могли бы трактоваться как сигналы длинноволнового спектра излучения, либо же как следы электрических разрядов. Мощный радиоимпульс исходил из района Кувуклии.

Таким образом, впервые в момент схождения Благодатного огня был зафиксирован мощный радиоимпульс. Авторы предполагают, что аудиально отмеченный ими резонанс при исполнении песнопений мог стать причиной пьезоэлектрического эффекта и привести к возникновению существенного электрического потенциала. Образовавшиеся вследствие этого заряды, стекая к поверхности, могли стать причиной самовозгорания свечей и прочих световых аномалий. Опубликованное заключение является предварительным и требует повторения эксперимента на более высоком техническом уровне в течение нескольких лет.

Мы обсудили результаты эксперимента с техническими специалистами и выявили, что в исследовании не хватает существенного объема необходимых в таком случае данных, для того чтобы достоверно интерпретировать полученные результаты. Повторность опыта однократная, значит достоверность его крайне низка. Представленный на суд общественности вариант содержит много избыточной информации для рядового человека, не знакомого с электроникой, и слишком мало данных для радиоинженера.

Для электрического разряда необходимо возникновение разности потенциалов между двумя поверхностями, при наличии токопроводящего пути между которыми потечет ток. От электрических разрядов фитиль свечи загореться не может так как не будет являться точкой с низким потенциалом. Кроме того, основная энергия искрового разряда (молнии) сосредоточена в диапазоне 10-200 Мгц, который длинноволновым не назовешь. Поэтому выводы комиссии могут являться не более чем предварительными, так как весьма маловероятно вызвать пьезоэлектрический эффект с помощью песнопений. А вот невольно зафиксировать работу какого-то технического устройства, установленного ныне в Кувуклии, группа вполне могла (даже сами авторы говорят о сходстве спектров с пьезозажигалкой или небольшим сварочным аппаратом). Поэтому полученные результаты требуют дополнительной интерпретации со стороны непредвзятых независимых групп.

На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного Огня.

Храм Гроба Господня — это архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия Иисуса Христа, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым расположена Кувуклия ("царская опочивальня") — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральным храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т.п.

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления Благодатного Света могут наблюдаться в храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение

Благодатного Огня накануне православного праздника светлого Воскресения Христова, в Великую субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий.

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова встречаются у святых отцов Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, Божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа; первым свидетелем чуда стал апостол Петр.

Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах.

В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.

Затем происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня, после чего вход в Кувуклию закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, израильской полиции и др.

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня присутствуют три группы участников. Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению. Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. Третья группа обязательных участников — местные православные арабы. Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, верхом друг на друге врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании Благодатного Огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески "молитвенная процессия") Благодатного Огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Во время крестного хода процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Иисус, место, где Христа побивали римские легионеры, Голгофу, где его распяли, камень Помазания, на котором тело Иисуса Христа готовили к погребению. Затем процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают — снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике (длинная до пят богослужебная одежда с узкими рукавами), чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру Спасителя ничего, что могло бы зажечь огонь.

Hезадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду , в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя.

Только после этого патриарх заходит в Кувуклию и коленопреклоненно молится.

После того как патриарх входит в Кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда схождения Благодатного Огня.

В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.

После захода патриарха в Кувуклию сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает Благодатный Огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся . Большинство держат в руках по несколько свечей (чтобы потом отнести их в свои храмы, раздать близким). Каждая из них подобна факелу, так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем.

Позднее от Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру. С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить Благодатный Огонь и в Россию.

В 2016 году специальным рейсом в особых лампадах из Иерусалима Благодатный Огонь был делегацией Фонда Андрея Первозванного (ФАП).

В 2017 году Благодатный Огонь также в рамках ежегодной программы "Просите мира Иерусалиму".

Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники — оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по телевидению и по интернету.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ученым удалось попасть к Гробу Господню и провести исследования, результат которых шокировал верующих.

Вне зависимости от того, считает себя человек верующим или нет, он хотя бы раз в жизни интересовался реальными доказательствами существования высших сил, о которых рассказывает каждая религия.

В православии одним из свидетельств чудес, указанных в Библии, является Благодатный огонь, сходящий на Гроб Господень в канун Пасхи. В Великую субботу посмотреть на него может каждый желающий – достаточно прийти на площадь перед храмом Воскресения. Но чем дольше существует эта традиция, тем больше гипотез выстраивают журналисты и ученые. Все они опровергают божественное происхождение огня – но можно ли доверять хотя бы одной из них?

История Благодатного огня


Схождение огня можно увидеть всего один раз в год и в единственном месте на планете – Иерусалимском храме Воскресенья. В его огромный по масштабу комплекс входят: Голгофа, пещера с Крестом Господним, сад, где Христос был замечен после воскрешения. Он был построен в IV веке императором Константином и Благодатный огонь там увидели во время первого служения на Пасху. Вокруг места, где это произошло, построили часовню с гробом Господним – ее называют Кувуклией.

В десять часов утра Великой субботы ежегодно в храме тушат все свечи, лампады и другие источники света. Высшие церковные саны лично следят за этим: последней проверку проходит Кувуклия, после чего ее запечатывают большой восковой печатью. С этого момента охрана святых мест ложится на плечи сотрудников израильской полиции (в давние времена с их обязанностями справлялись янычары Османской империи). Они же ставят дополнительную печать поверх печати Патриарха. Чем не доказательство нерукотворного происхождения Благодатного огня?

Кувуклия


В двенадцать часов дня со двора Иерусалимской Патриархии к Гробу Господню начинает тянуться крестное шествие. Его возглавляет патриарх: трижды обойдя Кувуклию, он останавливается перед ее дверьми.

«Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.»

Патриарх и Гроб Господень


Во дворе храма за Патриархом следят тысячи глаз паломников-туристов со всего света – из России, Украины, Греции, Англии, Германии. Полицейские обыскивают Патриарха, после чего он входит в Кувуклию. У входных дверей остается армянский архимандрит для того, чтобы возносить молитвы Христу о прощении грехов рода человеческого.

«Патриарх, став пред дверями святого гроба, при помощи диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела.»


Когда Патриарх остается наедине, за закрытыми дверями, начинается настоящее таинство. На коленях Святейший молит Господа о послании Благодатного огня. Его молитвы не слышны людям, находящимся за дверьми часовни – но они могут наблюдать их результат! На стенах, колоннах и иконах храма появляются голубые и красные всполохи-вспышки, напоминающие отблески во время фейерверка. Одновременно с этим на мраморной плите Гроба появляются синие огоньки. Одного из них священнослужитель касается ватным шариком – и огонь перекидывается на нее. Патриарх зажигает с помощью ватки лампаду и передает ее армянскому архиерею.

«И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат громко, так что гудит и гремит все то место от вопля тех людей. И тут ручьями проливаются слёзы у верных людей. Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя … спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пучки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.»

Передача Благодатного огня

В первые минуты после получения огня, с ним можно делать что угодно: верующие умываются им и трогают его руками без страха обжечься. Спустя несколько минут огонь из холодного становится теплым и приобретает обычные свойства. Несколько столетий назад один из паломников написал:

«Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило.»

Условия появления священного огня

Среди православных существует поверье, что в год, когда огонь не загорится, начнется апокалипсис. Впрочем, это событие уже происходило однажды – тогда огонь пытался извлечь последователь иной конфессии христианства.

«Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.»

Огонь при латинском патриархе и трещина в колонне


В 1578 году священнослужители из Армении, не слышавшие ничего о попытках предшественника, попытались их повторить. Они добились разрешения стать первыми, кто увидит Благодатный огонь, запретив входить в церковь православному Патриарху. Он вместе с другими священниками вынужден был молиться у ворот в канун Пасхи. Увидеть чудо Божье приспешникам Армянской церкви так и не удалось. Одна из колонн двора, в котором возносили молитвы православные, треснула, и из нее появился столп огня. Следы его схождения и сегодня может наблюдать любой турист. Верующие традиционно оставляют в ней записки с самыми заветными просьбами к Богу.

Череда мистических событий заставила христиан сесть за стол переговоров и принять решение о том, что Богу угодно передавать огонь в руки православного священника. Ну а тот, в свою очередь, выходит к народу и отдает священное пламя игумену и монахам лавры преподобного Саввы Освященного, Армянской апостольской и Сирийской церкви. Последними в храм обязательно должны попасть местные православные арабы. В Великую субботу они появляются на площади с песнями и танцами, а затем входят в часовню. В ней они произносят древние молитвы на арабском языке, в которых обращаются к Христу и Божьей Матери. Это условие также является обязательным для появления огня.
условия появления священного огня