Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

В белоруссии выступили против российских телеканалов. Принцип фальсификации поппера и логический позитивизм Поздние годы и переезд в Великобританию

В ранней книге Поппера «Логика научного иссле­дования» (1934, английское расширенное издание – 1959), в его книгах «Предположения и опровержения» (1963), «Объективное знание» (1972) и многих других работах были изложены идеи философско-методологи­ческой концепции, практически во всех основных пун­ктах несовместимые с методологией логического по­зитивизма. Поппер выступает против концепции логи­ческого позитивизма по трем основным моментам.

Во-первых , против феноменологического эмпиризма, потому, что:

- элементарные чувствен­ные восприятия не гарантируют достоверность и ис­тинность исходных высказываний;

- идея о существовании достоверного базиса научного познания, базиса, в котором человек ни сколько не со­мневается, ведет не к обоснованию научных теорий, а к догматизму и застою в науке;

- феномено­логический эмпиризм предполагает существование «чистых» эмпирических данных, не зависимых ни от какой теории, что на самом деле принципиально невоз­можно, т. к. любой эмпирический факт является теоре­тически нагруженным, т. с. зависит от возможно доже неявных теоретических допущений.

Во-вторых , Поппер настаивает на принципиальной недопустимости прин­ципа верификации как критерия научности и демарка­ции знания, т. к. позитивную степень подтверждения могут иметь даже такие идеи и концепции, которые традиционно к науке не относятся, например, гадания, магические действия, мифологические системы, астро­логия, алхимия и пр.

В-третьих , Поппер решительно против дискредитации философии логическими пози­тивистами, он стремится реабилитировать филосо­фию после несправедливой критики логических пози­тивистов, обосновать ее роль и значение в науке.

Методологическая концепция Карла Раймунда Поппера (1902-1994) получила назва­ние «фальсификационизм», так как ее основ­ным принципом является принцип фальсифицируемости (опровержимости) положений науки. Что побудило Поппера положить имен­но этот принцип в основу своей методологии?

Во-первых , он руководствовался некоторы­ми логическими соображениями. Логические позитивисты заботились о верификации ут­верждений науки, то есть об их подтвержде­нии эмпирическими данными, Они полагали, что такого обоснования можно достигнуть посредством индуктивного метода-вывода утверждений науки из эмпирических предло­жений. Однако это оказалось невозможным, поскольку ни одно общее предложение нельзя вполне обосновать с помощью частных пред­ложений. Частные предложения вполне могут лишь опровергнуть общие. Например, для верификации (подтверждения) общего пред­ложения «Все деревья теряют листву зимой» нам нужно осмотреть миллиарды деревьев, в то время как опровергается это предложение всего лишь одним примером дерева, сохра­нившего листву среди зимы. Такая асиммет­рия между подтверждением и опровержени­ем общих предложений и критика индукции как метода обоснования знания и привели Поппера к фальсификационизму.

Во-вторых , у него были и более глубокие - философские - основания для того, что­бы сделать фальсификационизм ядром своей методологии. Поппер верит в объективное существование физического мира и призна­ет, что человеческое познание стремится к истинному описанию именно этого мира. Он даже готов согласиться с тем, что человек может получить истинное знание о мире. Однако Поппер отвергает существование кри­терия истины - критерия, который позволял бы нам выделять истину из всей совокупнос­ти наших убеждений. Даже если бы мы в про­цессе научного поиска случайно и натолкну­лись на истину, то все равно не смогли бы с уверенностью знать, что это - истина. Ни непротиворечивость, ни подтверждаемость эмпирическими данными не могут, согласно Попперу, служить критерием истины. Любую фантазию можно представить в непротиворе­чивом виде, а ложные убеждения часто нахо­дят подтверждение. Пытаясь понять мир, люди выдвигают гипотезы, создают теории и формулируют законы, но они никогда не мо­гут с уверенностью сказать, что из созданно­го ими - истинно. Единственное, на что они способны, - это обнаружить ложь в своих воззрениях и отбросить ее. Постоянно выяв­ляя и отбрасывая ложь, они тем самым могут приблизиться к истине. Это оправдывает их стремление к познанию и ограничивает скеп­тицизм. Можно сказать, что научное позна­ние и философия науки опираются на две фундаментальные идеи: идею о том, что на­ука способна дать и дает нам истину, и идею о том, что наука освобождает нас от заблуж­дений и предрассудков. Поппер отбросил пер­вую из них и положил в основу своей мето­дологии - вторую.

Попытаемся теперь понять смысл важней­ших понятий попперовской концепции - по­нятий фальсифицируемости и фальсификации.

Подобно логическим позитивистам Поп­пер противопоставляет теорию эмпиричес­ким предложениям. К числу последних он относит единичные предложения, описываю­щие факты, например: «Здесь стоит стол», «10 февраля 1998 года в Москве шел снег» и т. п. Совокупность всех возможных эмпиричес­ких, или, как предпочитает говорить Поппер, базисных, предложений образует некоторую эмпирическую основу науки, в которую вхо­дят и не совместимые между собой базисные предложения. Научная теория, считает Поп­пер, всегда может быть выражена в виде со­вокупности общих утверждений типа: «Все тигры полосаты», «Все рыбы дышат жабра­ми» и т. п. Утверждения подобного рода мож­но выразить в эквивалентной форме: «Невер­но, что существует неполосатый тигр». По­этому всякую теорию можно рассматривать как запрещающую существование некоторых фактов или как говорящую о ложности неко­торых базисных предложений. Например, наша «теория» утверждает ложность базис­ных предложений типа: «Там-то и там-то име­ется неполосатый тигр». Вот эти базисные предложения, запрещаемые теорией, Поппер и называет потенциальными фальсификато­рами теории.

Фальсификаторами - потому, что если запрещаемый теорией факт имеет место и описывающее его базисное предло­жение истинно, то теория считается опровер­гнутой.

Потенциальными - потому, что эти предложения могут фальсифицировать тео­рию, но лишь в том случае, когда будет уста­новлена их истинность. Отсюда понятие фальсифицируемости определяется следую­щим образом: «теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных фальсификато­ров не пуст». Фальсифицированная теория должна быть отброшена. Поппер решительно настаивает на этом. Она обнаружила свою ложность, поэтому мы не можем сохранять ее в своем знании. Всякие попытки в этом направлении могут привести лишь к задержке в развитии познания, к догматизму в науке и потере ею своего эмпирического содержания.

При этом Поппер отверг индукцию и верифицируемость в качестве критерия де­маркации. Их защитники видят характерную черту науки в обоснованности и достоверно­сти, а особенность ненауки, скажем метафи­зики, - в недостоверности и ненадежности. Однако полная обоснованность и достовер­ность в науке недостижимы, а возможность частичного подтверждения не помогает отли­чить науку от ненауки: например, учение ас­трологов о влиянии звезд на судьбы людей подтверждается громадным эмпирическим материалом. Подтвердить можно все, что угодно, - это еще не свидетельствует о на­учности. То. что некоторое утверждение или система утверждений говорят о физическом мире, проявляется не в подтверждаемости их опытом, а в том, что опыт может их опровер­гнуть. Если система опровергается с помо­щью опыта, значит, она приходит в столкно­вение с действительным положением дел, но это как раз и свидетельствует о том, что она что-то говорит о мире. Исходя из этих сооб­ражений, Поппер в качестве критерия демар­кации принимает фальсифицируемость, то есть эмпирическую опровержимость теории: «Эмпирическая система должна допускать опровержение путем опыта».

Поппер соглашается с тем, что ученые стремятся получить истинное описание мира и дать истинные объяснения наблюдаемым фактам. Однако, по его мнению, эта цель ак­туально недостижима, и мы способны лишь приближаться к истине. Научные теории представляют собой лишь догадки о мире, необоснованные предположения, в истинно­сти которых мы никогда не можем быть уве­рены: «С развиваемой нами здесь точки зре­ния все законы и теории остаются принципи­ально временными, предположительными или гипотетическими даже в том случае, ког­да мы чувствуем себя неспособными сомне­ваться в них». Эти предположения невозмож­но верифицировать, их можно лишь подверг­нуть проверкам, которые рано или поздно выявят ложность этих предположений.

Важнейшим, а иногда и единственным ме­тодом научного познания долгое время счи­тали индуктивный метод. Согласно индуктивистской методологии научное познание на­чинается с наблюдений и констатации фак­тов. После того как факты установлены, мы приступаем к их обобщению и выдвижению теории. Теория рассматривается как обобще­ние фактов и поэтому считается достоверной. Правда, еще Д. Юм заметил, что общее ут­верждение нельзя вывести из фактов, и по­этому всякое индуктивное обобщение недо­стоверно. Так возникла проблема оправдания индуктивного вывода: что позволяет нам от фактов переходить к общим утверждениям? Осознание неразрешимости этой проблемы и уверенность в гипотетичности (предположи­тельности) всякого человеческого знания при­вели Поппера к отрицанию индуктивного метода познания вообще. «Индукция, - ут­верждает он, - то есть вывод, опирающийся на множество наблюдений, представляет со­бой миф. Она не является ни психологичес­ким фактом, ни фактом обыденной жизни, ни фактом научной практики».

В своем познании действительности че­ловек всегда опирается на определенные ве­рования, ожидания, теоретические предпо­сылки; процесс познания начинается не с на­блюдений, а с выдвижения догадок, предпо­ложений, объясняющих мир. Свои догадки мы соотносим с результатами наблюдений и отбрасываем их после фальсификации, заме­няя новыми догадками. Пробы и ошибки - вот из чего складывается, считает Поппер, метод науки. Для познания мира, утвержда­ет он, «у нас нет более рациональной проце­дуры, чем метод проб и ошибок - предпо­ложений и опровержений: смелое выдвиже­ние теорий, стремление сделать все возмож­ное для того, чтобы показать ошибочность этих теорий, и временное их признание, если наша критика оказывается безуспешной». Метод проб и ошибок характерен не только для научного, но и для всякого познания во­обще. И амеба, и Эйнштейн пользуются им в своем познании окружающего мира, го­ворит Поппер. Более того, метод проб и ошибок является не только методом позна­ния, но и методом всякого развития. При­рода, создавая и совершенствуя биологичес­кие виды, действует методом проб и оши­бок. Каждый отдельный организм - это очередная проба; успешная проба выжива­ет, дает потомство; неудачная проба устра­няется как ошибка.

Итогом и концентрированным выражени­ем фальсификационизма является схема раз­вития научного знания, принимаемая Поппером. Как мы уже отмечали, фальсификационизм был порожден глубоким философским убеждением Поппера в том, что у нас нет ни­какого критерия истины и мы способны об­наружить и выделить лишь ложь. Из этого убеждения естественно следует: понимание научного знания как набора догадок о мире - догадок, истинность которых установить нельзя, но можно обнаружить их ложность; критерий демаркации: лишь то знание науч­но, которое фальсифицируемо; метод науки: пробы и ошибки.

Научные теории рассматриваются Поппером как необоснованные догадки, которые мы стремимся проверить, с тем чтобы обнару­жить их ошибочность. Фальсифицированная теория отбрасывается как негодная проба, не оставляющая после себя следов. Сменяющая ее теория не имеет с ней никакой связи, на­против, новая теория должна максимально отличаться от старой теории. Развития в на­уке нет, признается только изменение: сегод­ня вы вышли из дома в пальто, но на улице жарко; завтра вы выходите в рубашке, но льет дождь; послезавтра вы вооружаетесь зонти­ком, однако на небе - ни облачка, и вы никак не можете привести свою одежду в соответ­ствие с погодой. Даже если однажды вам это удастся, все равно, утверждает Поппер, вы этого не поймете и останетесь недовольны.

Что же касается недостатков концепции Поппера , то главный из них состоит в том, что последовательное проведение принципа фальсификации в реальной науч­ной практике никогда не имело места. Реальный уче­ный, столкнувшись с эмпирическими опровержения­ми, не будет даже по истечении некоторого периода времени (а Поппер предполагает такой период, види­мо, для психологической адаптации исследователя к новой ситуации) отказываться от своей теории, а будет выяснять причины конфликта теории с фактами, будет искать возможность изменить некоторые параметры теории, т. е. будет ее спасать, что принципиально зап­рещено в методологии Поппера.

Против критерия верификации активно выступал Поппер, участвующий в заседаниях Венского кружка. Выдвинул другой критерий демаркации, или разграничения, подлинной науки от псевдонауки, в основе которого лежит возможность фальсификации, или опровержения, научных гипотез и теорий.

Несмотря на критику верификации, Поппер разделял тезис позитивистов о том, что философия науки должна заниматься только вопросами обоснования научного знания.

Фундаментальной оппозицией логическому позитивизму явились прежде всего методологические построения Поппера, который предложил радикально новый взгляд на роль опыта по отношению к научным теориям. Согласно Попперу, главное назначение наблюдений и эксперимента отнюдь не в подтверждении научных гипотез и теорий, а тем более доказательстве их истинности (и то,и другое опыт не в состоянии выполнить просто по своим логическим возможностям по отношению к теориям). Назначение опыта-в фальсификации ложных моделей и теорий. Среди нефальсифицированных наличным опытом теорий предпочтение должно отдаваться тем теориям, которые имел большую вероятность быть опровергнутыми и, тем не менее, удачно выдержали проверку. Более того, только те теории могут вообще считаться научными, которые принципиально могут быть фальсифицированы опытом и рано ил поздно окажутся опровергнуты.

Карл Поппер (1902-1994) рассматривает знание не только как готовую, ставшую систему, но также как систему изменяющуюся и развивающуюся.

Этот аспект анализа науки он представил в форме концепции роста научного знания. Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с ростом нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим. Поппер отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как систематизированной дедуктивной системы. Этот идеал доминирует в эпистемологии еще с Эвклида.

Рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, дарвиновский отбор. Рост знаний не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену более лучшими и удовлетворительными. Основным механизмом роста знаний является механизм предположений и опровержений.

Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Рост научного знания осуществляется методом проб и устранения ошибок и есть ни что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации – вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. Рост научного знания – частный случай мировых эволюционных процессов. Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса: отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм.

К необходимым средствам роста научного знания относятся такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии.

3 основных требования к росту знания :

1) Новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.

2) Она должна быть независимо проверяемой, т.е. должна вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. То есть новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования.

3) Хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.

Тезисы Поппера:

    Специфическая способность человека познавать, воспроизводить научное знание является результатом естественного отбора.

    Эволюция представляет собой эволюцию по построению все лучших и лучших теорий. Это Дарвинистский процесс.

    Устранение прежних теорий, которые оказываются ошибочными.

    Против БАДЕЙНОГО принципа познания – традиционной теории познания. Отрицает существование непосредственно чувственных данных, ассоциаций и индукции через повторение и обобщение.

    Необходимой предпосылкой критического мышления является наличие у человеческого языка дескриптивной или описательной функции, которая позволяет передавать информацию о положении дел или о ситуациях, которые могут иметь место или нет.

ПРОТИВ ЧЕГО ВЫСТУПАЛ КАРЛ ПОППЕР

Я полагаю, что двумя наиболее очевидными возможно стями для России являются германское и французское зако нодательства. Это обусловлено историческими причинами: в Великобритании никогда не существовало кодекса законов, который можно было бы перенять целиком, а многочисленные американские правовые системы, разные в разных штатах США, развивались постепенно иммигрантами из Великобритании в соответствии с их специфическим опытом индустри ализации. Поэтому, подобно британцам, американцы не со здали законодательной системы, которую можно было бы позаимствовать целиком.

Комментарий: согласно Попперу, законодательство господствующих в мире англо-саксонских государств использовать нельзя. А вот законодательство зависимых от англо-саксонского мира государств -можно.

(Обратите внимание, что на самом деле нищета рабочего класса не росла, как того требует марксизм, и чтобы объяс нить этот факт и спасти закон обнищания, была изобретена вспомогательная теория — теория империализма. Согласно этой вспомогательной теории, обнищания можно избежать — правда, лишь в отдельных странах и в течение ограниченного времени — путем завоевания народов, отставших в своем технологическом развитии, присвоения львиной доли богат ства, накопленного правящими классами этих народов, и усиленной эксплуатации их трудящегося люда, обрекающей его на еще большую нищету. Таким путем можно избежать обнищания рабочего класса метрополии империалистическо го государства, но лишь за счет «внешнего пролетариата»… Однако поскольку в настоящее время ни у одной из западных держав нет внешнего пролетариата для эксплуата ции, но во всех них есть собственные рабочие, не страдающие от безнадежного обнищания, то вспомогательная теория им периализма не дает даже поверхностного оправдания несо стоятельности марксовой исторической характеристики «ка питализма».)

Комментарий: Империализм как политика ограбления колоний (колониализм) или ограбления стран, находящихся в системной зависимости от ведущих капиталистических держав (неоколониализм) - это общее место в истории и политологии. Но, к сожалению, наши «троечники» (которых так активно пиарили в СМИ: «троечник лучше приспособлен к жизни») поверили Попперу (дурацкая черта «троечников»: не думать самостоятельно, а всё «сдирать» у тех, кого хвалит учитель - в данном случае мировое сообщество с подачи САСШ и ЕС).

Суммируя сказанное, отмечу, что самая важная и, конеч но, самая существенная черта того общества, которое Маркс называл «капитализмом», никогда не существовала. «Капи тализм» в марксовом понимании представляет собой неудач ную теоретическую конструкцию. Это всего лишь химера, умственный мираж. Подобно Аду, он никогда не существовал где-либо на Земле.

Комментарий: в отличие от Поппера, современные западные учёные считают Маркса выдающимся экономистом и социологом.

Трибализм, т. е. утверждение наивысшего значения племени, без которого индивид ничего из себя не представляет, является элементом, который мы встретим во многих формах историцистских теорий. Другие формы, которые уже не являются трибалистскими, сохраняют присущий ему элемент коллективизма : все они настаивают на исключительном значении некоторой группы или коллектива, например класса, без которых индивид — ничто.

Комментарий: Поппер не принимает очевиднейшую вещь: неспособность человека выжить вне общества.

Итак, ПЕРВОЕ: Поппер против коллективизма, то есть против стремления общества к единству. Иными словами, Поппер за ослабление социальных связей.

Первым греком, построившим более ярко выраженную историцистскую доктрину, был Гесиод , на которого, вероятно, повлияли восточные мыслители. Он ввел в обиход идею общего пути, или тенденции исторического развития…

Гераклит был философом, открывшим идею изменчивости. До этого времени греческие философы под влиянием восточных идей рассматривали мир как огромное сооружение, для которого физические сущности служили строительным материалом …

Если же они обращались к изучению процессов, то рассматривали их либо как проте кающие внутри этого сооружения, либо как процессы его строительства или поддержания порядка, нарушения или укрепления равновесия между элементами структуры, счи тавшейся в своей основе статичной. Все эти процессы счита лись циклическими (кроме процессов, связанных с происхож дением сооружения; вопросом «Кто это сделал?» задавались и восточные философы, и Гесиод, и другие). Этот подход, вполне естественный даже для многих наших современников, был опрокинут гением Гераклита .

С ним пришел новый взгляд на мир: нет никакого сооружения, стабильной струк туры и космоса. «Прекрасный космос [ = украшение ] словно слиток, отлитый как попало», — гласит один из его афориз мов 2 . Мир он считал не сооружением, а колоссальным про цессом, не суммой всех вещей, а целостностью всех событий, изменений или фактов. «Все сущее движется и ничто не остается на месте» и «Дважды тебе не войти в одну и ту же реку» — вот два центральных тезиса его философии.

Комментарий: Поппер, описывая развитие греческой философии, вводит читателя в заблуждение. Теория Гераклита - это развитие теории Гесиода. Поппер игнорирует эволюцию философских взглядов на мир, представляя развитие одной теории как две совершенно разные теории об устройстве космоса. То есть единый процесс развития теоретических взглядов на мир Поппер делит на части, и эти части противопоставляет друг другу, представляя их несовместимыми. Ради чего? Ради отрицания идеи о законах исторического развития?

У Гераклита мы обнаружили тенденцию рассмат ривать законы развития как циклические законы; они пони маются им по аналогии с законом, определяющим смену времен года…

Комментарий: обратите внимание, выше Поппер писал, что гений Гераклита опрокинул традиционный взгляд на мир как на дом, в котором процессы протекают циклично. Но тут же ниже Поппер пишет: «У Гераклита мы нашли тенденцию рассматривать законы развития как циклические законы». Такими странностями наполнена вся книжка Поппера.

В отличие от историцистов, полагающих, что возможность разумных политических действий зависит от сте пени понимания нами хода истории, сторонники социальной инженерии считают, что научная основа политики покоится на совершенно иных принципах — она состоит в сборе фактической информации, необходимой для построения или изменения общественных институтов в соответствии с наши ми целями или желаниями. Социальная инженерия должна сообщать нам, какие шаги следует предпринять, чтобы, например, избежать экономического спада или, напротив, вызвать его, или для того, чтобы распределить общественное богатство более или менее равномерно…

Вообще, можно сказать, что инженер или технолог предпочитает рациональное рассмотрение институтов как средств, обслуживающих определенные цели, и оценивает их исключительно с точки зрения их целесообразности, эффективности, простоты и т. п. Историцисты, напротив, пытаются выяснить их происхождение и предназначение, чтобы определить их «истинную роль» в историческом развитии и расценивают существование общественных институтов, на пример, как «требование Бога», «веление судьбы», «истори ческую необходимость» и т. п. …

Короче говоря, Платон учит нас тому, что всякое изменение есть зло и что покой божественен.

И британский философ и социолог . Один из самых влиятельных философов науки столетия . Поппер наиболее известен своими трудами по философии науки, а также социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода , а также энергично отстаивал принципы демократии и социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества .

К. Поппер является основоположником философской концепции критического рационализма . Он описывал свою позицию следующим образом: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине» .

Биография

Ранние годы

Карл Раймунд Поппер родился 28 июля 1902 года в Вене в семье юриста Симона Зигмунда Карла Поппера и Дженни Шиф. Его отец работал профессором права в Венском университете , интересовался проблемами философии, социологии и политологии , имел обширную библиотеку и часто обсуждал с сыном социальные и политические вопросы . Благодаря этому Карл уже в юном возрасте ознакомился с многочисленными трудами по классической философии, а также с работами по социальной философии таких мыслителей, как К. Маркс , Ф. Энгельс , К. Каутский , Э. Бернштейн и других .

В 1918 году он поступил в университет Вены, где изучал математику и теоретическую физику, при этом продолжая интересоваться философией самостоятельно. Ещё в юности мать привила Попперу любовь к музыке; в 1920-1922 годах Поппер всерьез задумался о том, чтобы стать музыкантом. Он присоединился к «Обществу частных концертов» А.Шёнберга и год обучался в Венской консерватории, но посчитал себя недостаточно способным и прекратил занятия музыкой, однако интереса к ней окончательно не утратил; выбрал историю музыки как дополнительный предмет во время экзамена на докторскую степень .

С 1921 по 1924 год К. Поппер осваивал профессию краснодеревщика. В тот же период он работал волонтером в детских клиниках А. Адлера , где познакомился с ним лично. Наблюдая за методиками Адлера, Поппер усомнился в эффективности психоанализа и в претензиях подобных теорий на научность. После изучения трудов З. Фрейда и А. Эйнштейна , Поппер заинтересовался, чем доктрины К.Маркса, З.Фрейда и А.Адлера отличаются от таких признанно научных теорий, как, например, теория относительности А.Эйнштейна . В дальнейших работах, этот вопрос станет основой принципа фальсифицируемости или критерия Поппера.

В 1925 году, по окончании университета, Поппер женился на Жозефине Анне Хеннингер и получил диплом преподавателя математики и физики в гимназии. После чего преподавал математику и естественные науки в средней школе . В 1928 году Поппер защитил докторскую диссертацию по философии, на тему методологии когнитивной психологии .

Поппер и Хошл

Переезд в Новую Зеландию

Когда Поппер прибыл в Новую Зеландию, он уже был достаточно известен в Европе, однако о нём мало кто слышал в новом месте жительства. В результате отношение Поппера к университету было двойственным: с одной стороны, он был в безопасности от антисемитских преследований и нацизма. С другой - его авторитет в новом месте был минимальным, и ему приходилось быть в подчинении намного менее авторитетных профессоров .

Надгробный камень на могиле Карла Поппера

Тем не менее, Поппер получил признание и в Крайстчёрче и стал одним из самых влиятельных и обсуждаемых преподавателей университета.

Поздние годы и переезд в Великобританию

В 1945 году Поппер получил британское подданство и в январе 1946 года переехал в Лондон, где с 1946 года до середины 1970-х был профессором логики и деканом факультета философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политических наук . В 1964 году был посвящен в рыцари .

Карл Поппер скончался 17 сентября 1994 в лондонском районе Кройдон . Его жена Жозефина Поппер умерла в 1985 году .

Основные идеи

Фальсифицируемость и эпистемология

Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания. Для решения философской проблемы демаркации (отделения научного знания от ненаучного), он предложил критерий фальсифицируемости , который также известен как критерий Поппера. В своих работах Поппер рассматривал многие философские проблемы, такие как проблема индукции , сформулированная ещё Д. Юмом , и т. н. трансцендентальный вопрос И. Канта . Поппер, признавая объективность и абсолютность истины , отвергал индуктивный характер научных гипотез, и считал что научные гипотезы появляются в результате априорных суждений, которые, однако, могут быть подвержены ошибкам (принцип фаллибилизма) . В этом Поппер не согласен с Кантом, который полагал, что апостериорное знание о мире основывается на истинных априорных интуициях . Поппер доказывал, что требовать, чтобы научное знание было оправданно - нерационально.

Именно К. Поппер ввёл понятие фальсифицируемости (лат. falsus - ложный) - необходимого условия признания теории или гипотезы научной. Представители логического позитивизма в качестве критерия демаркации науки и не-науки выдвинули принцип верификации . Поппер показал необходимость, но недостаточность этого принципа, и предложил в качестве дополнительного критерия демаркации метод фальсифицируемости: только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. «Догму значения или смысла и порождаемые ею псевдопроблемы можно устранить, если в качестве критерия демаркации принять критерий фальсифицируемости, то есть по крайней мере, асимметричной или односторонней разрешимости. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно - если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым „методологическим решением“) проверкам, результатом которых может быть их опровержение» . Поппер обернул возможность постоянно ошибаться в пользу науки и сказал: «научное исследование должно быть посвящено тому, чтобы не подтверждать научную теорию, а опровергать её. К научным отнести только те теории, для которых можно найти потенциальные фальсификаторы, то есть противоречащие теории предположения, истинность которых опять же обнаруживается в опыте». Методологическое правило Поппера: «ученый, найдя такой фальсификатор, должен немедленно отказаться от своей теории и разрабатывать следующую теорию». В смене научных теорий и заключается позитивная роль ошибки.

Поппер считал, что рост научного знания происходит не за счет оправдания имеющихся теорий, а за счет критики гипотез, которые предлагаются для решения новых проблем . Карл Поппер изучал отношения между конкурирующими и сменяющими друг друга научными теориями:

  • В процессе развития знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта сложность зависит от самого уровня науки на определенном временном этапе её развития.
  • Переход от одной теории к другой не выражает никакого накопления знания (новая теория состоит из новых проблем, порождаемых ею).
  • Целью науки является достижение высокоинформативного содержания.

К. Поппер 1990

Концепция Поппера о соперничающих теориях сравнима с концепцией естественного отбора , когда в ходе селекции выбирается наиболее приспособленный представитель рода («вооруженная борьба за выживание наиболее достойной теории»).

В своих поздних работах Поппер выдвинул гипотезу трех миров :

  1. мир физических объектов и состояний
  2. мир психических и ментальных состояний сознания
  3. мир объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие независящие от субъективного восприятия объекты).

Открытое общество и государство

В 1945 году вышел труд «Открытое общество и его враги», в котором Карл Поппер критиковал платонизм , марксизм , тоталитаризм («закрытое общество»), историцизм и выступал в защиту демократии . В этом труде Поппер также выдвинул идею открытого общества - общества, основанного на демократии и критическом мышлении индивидов. В таком обществе индивиды свободны от различных табу и принимают решения исходя из достигнутого, в результате договоренности, консенсуса . Политическая элита в таком обществе не имеет неограниченной власти и может быть отстранена без кровопролития. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления принципиально не существует, следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику. В силу этого общество должно быть открыто для множества точек зрения и культур , то есть обладать признаками плюрализма и мультикультурализма .

Критику марксизма Поппер продолжил в своей работе «Нищета историцизма» ( г.).

Индетерминизм

Критика

Ряд ученых, не согласных с идеями Поппера, попытались доказать тот факт, что отдельная теория не может быть основной методологической единицей при обсуждении вопросов подтверждения, проверки и опровержения теорий.

Примечания

Библиография

Работы Карла Поппера

Издания на русском языке

  • Поппер, К. Демократия // Век XX и мир. - 1994. - № 1-2.
  • Поппер, К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.
  • Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. - М., 1992 .
  • Поппер, К. Нищета историзма. - М., 1993.
  • Поппер, К. Неоконченный поиск. Интеллектуальная автобиография. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 256 с.
  • Поппер, К. Объективное знание. Эволюционный подход / Пер. с англ. Д. Г. Лахути - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 384 с. ISBN 5-8360-0327-0
  • Поппер, К. Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С. 39-49.
  • Поппер, К. Что такое диалектика? / Пер. с англ. Г. А. Новичковой // Вопросы философии. - 1995. - № 1. - С. 118-138.
  • Поппер, К. Логика социальных наук // Вопросы философии. - 1992. - № 10. - С. 65-75.
  • Поппер, К. Нищета историцизма // Вопросы философии. - 1992. - № 8. - С. 49-79; № 9. - С. 22-48; № 10. - С. 29-58.
  • Поппер, К. Предположения и опровержения: Рост научного знания / Пер. с англ. А. Л. Никифорова, Г. А. Новичковой. - М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 638 с.
  • Поппер, К. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия / Пер. с англ. И. В. Журавлева - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 256 с. ISBN 978-5-382-00541-6

Литература о К. Поппере

  • Бегиашвили, А. Ф. Карл Поппер - «критик» Маркса // Вопросы философии. - 1958. - № 3. - С. 51-57.
  • Хабарова, Т. М. Концепция К. Поппера как переломный пункт в развитии позитивизма // Современная идеалистическая гносеология. - М., 1968.
  • Гендин, А. М. Социальное прогнозирование в интерпретации Карла Поппера // Вопросы философии. - 1969. - № 4. - С. 111-122.
  • Корнфорт, М. Открытая философия и открытое общество. - М., 1972.
  • Евсевичев, В. И., Налетов, И. З. Концепция «третьего мира» в гносеологии Карла Поппера // Вопросы философии. - 1974. - № 10. - С. 130-136.
  • Майзель, Б. М. Проблема познания в философских работах К. Р. Поппера 60-х годов // Вопросы философии. - 1975. - № 6. - С. 140-147.
  • Серов, Ю. Н. Концепция «предположительного» знания К. Поппера // Позитивизм и наука. - М., 1975.
  • Качоха, В. К. Поппер: альтернатива обществу будущего // Вопросы философии. - 2002. - № 6. - С. 48-59.
  • Метлов, В. И. Критический анализ эволюционного подхода к теории познания К. Поппера // Вопросы философии. - 1979. - № 2. - С. 75-85.
  • Юлина, Н. С. «Эмерджентный реализм» К. Поппера против редукционистского материализма // Вопросы философии. - 1979. - № 8. - С. 96-108.
  • «Критический рационализм». Философия и политика. - М., 1981.
  • Грязнов, Б. С. Логика, рациональность, творчество. - М., 1982.
  • Джеймонат, Л. О философии Поппера: критические заметки // Вопросы философии. - 1983. - № 8. - С. 147-155.
  • Овчинников, Н. Ф. Карл Поппер - наш современник, философ XX века // Вопросы философии. - 1992. - № 8. - С. 40-48.
  • Лекторский, В. А. Рациональность, критицизм и принципы либерализма (взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера) // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 27-36.
  • Натурно, М. Критика К. Поппером научного социализма, или Р. Карнап и его сотрудники // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С. 70-87.
  • Овчинников, Н. Ф. Об интеллектуальной биографии Поппера // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С. 35-38.
  • Розов, Н. С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С. 55-69.
  • Садовский, В. Н. Карл Поппер, Гегелевская диалектика и формальная логика // Вопросы философии. - 1995. - № 1. - С. 139-147.
  • Садовский, В. Н. О Карле Поппере и судьбе его учения в России // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 14-26.
  • Смирнов, В. А. К. Поппер прав: диалектическая логика невозможна // Вопросы философии. - 1995. - № 1. - С. 148-151.
  • Сорина, Г. В. Философская позиция Карла Поппера в контексте проблем психологизма и антипсихологизма в культуре // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 57-66.
  • Чайковский, Ю. В. Об эволюционных взглядах Карла Поппера // Вопросы философии. - 1995. - № 12. - С. 50-54.
  • Юлина, Н. С. Философия Карла Поппера: мир предрасположенностей и активность самости // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 45-56.
  • Юлина, Н. С. К. Поппер: мир предрасположенностей и активность самости // Философские исследования. - 1997. - № 4.
  • На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия / Отв. редактор А. Н. Чумаков. - М.: Весь мир, 1998. - 256 с. ISBN 0-8199-0987-4
  • Баженов, Л. Б. Размышления при чтении Поппера // Вопросы философии. - 2002. - № 4. - С. 159-169.
  • Садовский, В. Н. Карл Поппер и Россия. - М.: Эдиториал УРСС , 2002. - (Научная школа. Системный подход.) ISBN 5-8360-0324-6
  • Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики / Сост. Лахути Д. Г, Садовский В. Н., Финн В. К. - М.: Эдиториал УРСС , 2006. ISBN 5-8360-0536-2 ISBN 5-8360-0136-7
  • Malachi Haim Hacohen Karl Popper - The Formative Years, 1902–1945. Politics and Philosophy in Interwar Vienna. - Cambridge University Press, 2002. - С. 626. - ISBN 9780521890557
  • Эдмондс Д., Айдиноу Дж. Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами / Пер. с англ. Е. Канищевой. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 352 с - (Библиотека журнала «Неприкосновенный Запас»). ISBN 5-86793-332-6
  • Журавлев, И. В. Теория эмерджентной эволюции и эволюционная эпистемология Карла Поппера // Поппер, К. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - С. 217-237.

См. также

ПОППЕР Карл Раймунд
(Popper, Karl Raimund) (1902-1994), британский философ австрийского происхождения. Родился в Вене 28 июля 1902 в семье видного юриста. Примыкал к социалистам и коммунистам, но затем отказался от социалистических идей, осознав, что они несут зла больше, чем обещают исправить. На Поппера оказала влияние культурная атмосфера Вены начала 20 в.: музыка, наука, философия, политические идеи. Он поступил в Венский университет в 1918, где изучал математику и теоретическую физику; книги по философии читал самостоятельно. В 1920-1922 подумывал о карьере профессионального музыканта, присоединился к "Обществу частных концертов" А.Шенберга, в течение года изучал композицию в Венской консерватории. Решив, что недостаточно способен к музыке, оставил консерваторию и в 1921-1924 осваивал профессию краснодеревщика. В это же время участвовал в социальной работе и проведении школьной реформы, работал добровольцем в детских клиниках А.Адлера, с которым был знаком лично. Уверенные диагнозы Адлера пациентам, которых он даже не обследовал, заставили Поппера усомниться в психоанализе и "клинических данных". Именно это, а также ложные претензии марксизма на научность, вкупе с изучением трудов А.Эйнштейна, привели его к формулировке т.н. принципа фальсификации. Поппер задался вопросом, что отличает научные теории (типа эйнштейновской) от псевдонаучных доктрин Маркса, Фрейда и Адлера, и пришел к выводу, что научной теорию делает не подтверждение и не доказательство ее положений, а способность исключать возможность некоторых событий. Поппер стал одним из первых сотрудников педагогического института при Венском университете, благодаря чему познакомился с К.Бюлером, который впоследствии был научным руководителем его диссертации по проблеме метода в психологии. Лингвистические идеи Бюлера повлияли на попперовские концепции языка и Мира-3. Окончив университет, Поппер женился на Жозефине Анне Хеннингер и преподавал математику и физику в старших классах одной из венских гимназий. В это время Людвиг Витгенштейн и логические позитивисты, входившие в Венский кружок, активно пропагандировали т.н. "верификационный критерий значения", что побудило Поппера разработать и затем опубликовать свои собственные идеи о демаркации и индукции. Витгенштейн и позитивисты приравнивали различение науки и метафизики к различению осмысленных и бессмысленных предложений. Поппер решительно отверг мнение о бессмысленности метафизических теорий, а также концепцию, согласно которой теория приобретает значение и становится научной только в том случае, если возможна ее индуктивная верификация с помощью эмпирических наблюдений. Его первая опубликованная книга - Логика исследования (Logik der Forschung, 1935) завоевала широкое признание своей критикой индуктивизма, защитой философии и выдвижением "фальсифицируемости" (в противовес "верифицируемости") как критерия науки, а также утверждением о том, что метафизические теории могут быть значимыми, даже если они не фальсифицируемы. Поппер продолжал преподавать в гимназии вплоть до 1937; не дожидаясь аншлюса Австрии, согласился стать преподавателем философии в Кентербери-колледже в Крайстчерче (Новая Зеландия), где оставался последующие девять лет. Именно в это время им был написан выдающийся труд, содержавший критику авторитаризма, Открытое общество и его враги (The Open Society and Its Enemies, 1945), в котором анализировались скрытые тоталитаристские мотивы в учениях Платона, Гегеля и Маркса. Эта книга, которую Поппер называл своим "вкладом в военные действия", создала ему репутацию всемирно известного философа. В 1946, приняв предложение Лондонской школы экономики, он перебрался в Англию. Поппер был назначен профессором ЛШЭ в 1949, посвящен в рыцари в 1965 и посвятил оставшуюся жизнь философии. Скончался он в Кройдоне (Англия) 17 сентября 1994.
Эпистемология. Поппер признавал, что истина имеет объективный и абсолютный характер, но подчеркивал, что наше знание в принципе несовершенно и подлежит постоянному пересмотру. Он отвергал широко распространенную интерпретацию знания как оправданного истинного верования. В отличие от большинства современников, Поппер утверждал, что теории вовсе не обязательно быть оправданной, истинной или вызывающей доверие для того, чтобы она могла считаться научной. Он пошел еще дальше и доказывал, что требовать от нашего научного знания, чтобы оно было оправданным или подтвержденным, нерационально. Ни одна теория о мире не может иметь оправдания или подтверждения. Многие критики Поппера на этом основании называли его иррационалистом и скептиком. Однако философ доказывал, что именно требование "оправдания", а не наша неспособность к нему приводит к скептицизму и иррационализму. В то время как большинство современников считали условием рациональности теории возможность ее оправдания, Поппер полагал, что знание рационально лишь в том случае, если мы способны проводить его критику. В то время как большинство современников считали, что научные теории основываются на эмпирических наблюдениях и могут быть оправданы с их помощью, Поппер доказывал, что главное в науке - не то, как мы приходим к нашим теориям, а то, способны ли они, и в какой мере способны, вызвать критическое обсуждение. Поппер отклонял и попытки оправдания знания ссылками на авторитет экспертов. Он называл себя большим поклонником ученых и научных теорий, однако говорил, что мы напрасно верим в существование научных экспертов, на мнение которых можно было бы вполне положиться. Задача высшего образования - не в подготовке экспертов, а в формировании людей с настолько развитыми критическими способностями, чтобы они могли отличать экспертов от шарлатанов. Поппер называл свою философию критическим рационализмом. Он сформулировал свою позицию ("моральное кредо") следующим образом: "Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине". Критический рационализм начинался как попытка решить проблемы индукции и демаркации, которые Поппер считал "двумя фундаментальными проблемами эпистемологии". Юм, полагая, что наши идеи извлекаются из опыта, а индуктивные выводы из опыта несостоятельны, заключил, что теории, которые не сводимы к опыту, являются бессмысленными и что наше научное знание о мире основано на следовании обычаю и привычке. Кант, пытаясь спасти естественнонаучную рациональность, утверждал, что наше апостериорное знание о мире основано на априорных интуициях, априорных понятиях и априорно истинных принципах. Однако Витгенштейн и логические позитивисты вновь вернулись к эмпиризму Юма, когда кантовские образцы априорно истинных наук - эвклидова геометрия и ньютоновская механика - пошатнулись в ходе дальнейшего развития науки. Витгенштейн и позитивисты доказывали, что значение высказывания есть метод его верификации и что именно эмпирическая верифицируемость отличает науку от метафизики и смысл от бессмыслицы. Поппер был согласен с Юмом, что попытка оправдать знание с помощью индуктивных выводов из опыта приводит к иррационализму, но отрицал, что ученые вообще когда-либо рассуждают индуктивным образом. Он соглашался с Кантом, что опыт и наблюдение предполагают априорные идеи, но отрицал, что наши априорные идеи достоверно истинны. И он был согласен с Витгенштейном и позитивистами, что более невозможно апеллировать к априорно истинным принципам в попытках оправдать эмпирическую науку, но доказывал, что метафизические теории не обязательно бессмысленны и что верифицируемость не может быть критерием демаркации науки и метафизики, поскольку неспособна объяснить научный характер научных законов, которые, будучи строго универсальными суждениями, охватывающими бесконечное число случаев, не могут быть верифицированы с помощью индуктивных выводов из опыта. Здесь Поппер разрубал гордиев узел, доказывая, что научное знание не может быть оправдано (и не нуждается в оправдании); оно рационально не потому, что мы находим ему оправдание, а потому, что мы способны его критиковать. Любая попытка оправдать знание должна, чтобы избежать бесконечного регресса, в конечном счете опираться на истинность (или надежность) некоего утверждения (или способности, или личности), которое не нуждается в оправдании. Однако тот факт, что истинность (или надежность) этого утверждения (или способности, или личности) принимается без оправдания, означает, что мы наделяем его своего рода исключительностью, которую отрицаем за другими утверждениями (или способностями, или личностями). Таким образом, в отличие от Витгенштейна и позитивистов, апеллировавших к опыту для оправдания знания, Поппер доказывал, что "главная проблема философии - критический анализ апелляции к авторитету опыта, а именно того опыта, который всякий адепт позитивизма принимает и всегда принимал за нечто само собой разумеющееся". Из утверждений наблюдения, в которых фиксируется наш опыт, никогда не следует истинность строго универсального утверждения (или теории). Поэтому универсальные утверждения (или теории) не могут быть оправданы (или верифицированы) с помощью опыта. Однако достаточно всего одного подлинного контрпримера, чтобы показать, что универсальное утверждение ложно. Так, наблюдение любого сколь угодно большого числа черных ворон не может обосновать или верифицировать утверждение, что все вороны черные; наблюдение же всего одной не-черной вороны доказывает, что обобщение "Все вороны - черные" ложно. Поэтому некоторые универсальные утверждения (или теории) могут критиковаться (или быть фальсифицированы) с помощью опыта - или по крайней мере с помощью "базовых утверждений" (единичных утверждений, фиксирующих наблюдения), которые им противоречат. Поппер заключил, что именно фальсифицируемость, а не верифицируемость отличает эмпирическую науку от метафизики. Затем, указывая на существование логической асимметрии между универсальными и единичными утверждениями - универсальные могут быть фальсифицированы, но не верифицированы, а единичные верифицированы, но не фальсифицированы, - Поппер показывал, что различение науки и метафизики не совпадает с различением осмысленных и бессмысленных утверждений. Такова логическая часть решения проблем индукции и демаркации. Однако Поппер также отрицал, что ученые вообще открывают научные теории с помощью индуктивных рассуждений, делая наблюдения и затем их обобщая. Их теории - это спекулятивные изобретения; и они апеллируют к наблюдениям и опыту, чтобы проверить эти решения, а не для того, чтобы их оправдать. Таким способом Поппер показал, что рост науки носит одновременно эмпирический и рациональный характер. Он эмпиричен, потому что мы проверяем наши гипотетические решения научных проблем с помощью наблюдений и опыта. Он рационален, потому что мы используем правильные формы доказательства, заимствованные из дедуктивной логики, особенно modus tollens, чтобы подвергнуть критике теории, противоречащие утверждениям наблюдения, которые считаем истинными, а также потому, что мы никогда не заключаем из успешности проверки теории, что тем самым была доказана ее истинность. Научное знание, согласно Попперу, внутренне несовершенно и всегда предположительно. Его рост происходит не за счет оправдания теорий, а в ходе критики спекулятивных гипотез, которые предлагаются в качестве решений стоящих перед нами проблем. Истинность научных теорий не может быть доказана, их не следует считать имеющими какое-то оправдание или подтверждение. Однако эта неспособность оправдать знание вовсе не обязательно приводит к иррационализму, поскольку мы всегда можем критиковать наши теории, проверяя их предсказания на опыте, и поскольку эта проверка предполагает использование только правильных дедуктивных выводов.
Социальная теория. Поппер был встревожен усилением тенденций иррационализма и авторитаризма в политической жизни. Его занимали и философские учения, интеллектуально поддерживавшие эти тенденции с помощью детерминистских теорий, которые отрицают реальность человеческой свободы. В книге Открытое общество и его враги философ критиковал платонизм за трибалистский элитаризм и марксизм за "историцистскую" веру в законы, предсказывающие ход истории. Он считал обе эти теории иррационалистическими и вновь обратился к критике Маркса в книге Нищета историцизма (The Poverty of Historicism, 1957), объяснив веру в историцизм, в частности, непониманием характера научного знания и научного метода. Предложенная Поппером альтернатива - идея открытого общества - основывалась, таким образом, на его представлениях о науке. Открытое общество - это общество, которое "высвобождает критические способности человека", в отличие от закрытого или трибалистского общества "с его подчинением магическим силам". Поппер доказывал, что будущее не предопределено и на него можно повлиять через свободное волеизъявление индивидов. Он выступил против платоновской идеи философа-правителя и защищал демократию как политическую систему, лучше других способную защитить открытое общество. Но он также говорил, что демократия - наименьшее из зол и ее главное достоинство не в том, что она позволяет нам выбирать наилучших политических лидеров, но в том, что она позволяет ненасильственно избавляться от лидеров, когда они не оправдывают наших ожиданий. Поппер считал все политические системы потенциально опасными. С его точки зрения, член свободного общества должен сочетать лояльность государству с "известной степенью бдительности и даже недоверия к государству и его чиновникам: его долг - надзирать и следить за тем, чтобы государство не переступало границ своих определенных законом функций". Поппер любил повторять замечание лорда Актона: "Всякая власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно".
Философия позднего периода. В зрелые годы Поппер часто повторял, что цель научного исследования - убивать принятые теории раньше, чем они убьют нас. Он предложил формулу P1 (r) TT (r) EE (r) P2 для описания роста знания как эволюционного процесса, в котором некая теория доказывает свою пригодность, сопротивляясь всем нашим попыткам ее опровергнуть. Здесь P1 - проблема, которую мы желаем разрешить, TT - пробная теория, которую мы предлагаем для ее разрешения, EE - наши попытки устранить ошибки в пробном решении, а P2 - новая проблема, возникающая после устранения ошибок. Поппер говорил, что наука начинается с проблем и заканчивается проблемами, а также что решение любой проблемы порождает множество других проблем, возникающих на месте решенной. Для него наука - бесконечный процесс предположений и опровержений, в котором ценность той или иной теории доказывается ее способностью выдерживать огонь критики, а достигнутый прогресс можно оценить, в любой данный момент, по дистанции, пройденной от самых первых проблем к проблемам сегодняшнего дня. На протяжении всей жизни Поппер находился в конфликте с господствовавшими философскими течениями. Он критиковал лингвистическую философию как схоластическую и отстаивал подлинность философских проблем в эпоху, когда было модно считать их языковыми головоломками. Он не принимал копенгагенскую интерпретацию квантовой механики, отвергал понимание вероятности как меры субъективной уверенности и развивал теорию вероятности как объективной "предрасположенности" к наступлению определенных событий. В то время как большинство сциентистски настроенных философов придерживались той или иной формы физикализма, Поппер защищал не только дуализм тела и души, но также объективное существование научных проблем и теорий, выдвинув концепцию т.н. "Мира-3". Он доказывал, что мы должны признать наличие трех различных "миров" человеческого опыта: Мир-1 естественных физических объектов; Мир-2 субъективных состояний сознания; и объективный и имматериальный Мир-3, состоящий из продуктов человеческого разума. Мир-3 Поппера нередко смешивают с царством вечных и неизменных идей Платона или царством абстрактных объектов Фреге. Однако Поппер, в отличие от Платона и Фреге, рассматривал Мир-3 как творение человека. Он полагал, что самое главное в в этом мире - не сущности или смыслы слов, а научные проблемы и теории, предложенные для их решения. Поппер представлял себе Мир-3 как продукт эволюции человеческого разума, взаимодействующий и с Миром-2, и - опосредованно - с Миром-1. Мир-3 был ему нужен, чтобы охарактеризовать науку как "знание без познающего субъекта". Называя Мир-3 творением человека, Поппер подчеркивал значение Я, или человеческого субъекта, в производстве знания. Но он также отмечал, что объекты Мира-3 автономны в том смысле, что, будучи созданными, они больше не зависят от сознания тех, кто их создал. Утверждая это, Поппер подчеркивал, что научное знание объективно и не зависит от познающего субъекта. Другие важные работы Поппера: Предположения и опровержения: рост научного знания (Conjectures and Refutations: The Growth of Scientific Knowledge, 1963); Объективное знание: эволюционный подход (Objective Knowledge: An Evolutionary Approach, 1972); трехтомный Постскриптум к "Логике научного открытия" (Postscript to the Logic of Scientific Discovery, 1982), в котором развивается спекулятивная метафизическая концепция Вселенной, а также Неоконченный поиск: интеллектуальная автобиография (Unended Quest: An Intellectual Autobiography, 1992).
ЛИТЕРАТУРА
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992 Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .