Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Лавриненко философия учебное пособие. Лавриненко В. Философия

Философия

Под ред. проф. В. Н. Лавриненко

Рецензенты:

А. К. Уледов – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;

А. В. Федотов – доктор философских наук, профессор.

Г. И. Иконникова – доктор философских наук, профессор;

В. Н. Лавриненко – доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации;

В. П. Ратников – доктор философских наук, профессор, академик Российской академии социальных наук;

М. М. Сидоров – кандидат философских наук, доцент.

Работая над книгой, мы стремились полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в контексте современности. Видимо, пришло время для создания нового поколения учебников по философии. Их основной особенностью должен стать отказ от идеологизированного подхода к освещению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.

Жизнь доказала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом суть творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.

Наши представления о современном учебнике нашли отражение в его структуре, прежде всего в сочетании историко-философского и проблемного изложения материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, а также данных современной общественной практики. Излагаются точки зрения, которые воспринимаются нами как научные.

Мы стремились к тому, чтобы содержание учебника и стиль изложения поднимаемых в нем проблем отражали тот факт, что философия в России становится все более самостоятельной дисциплиной, освобождается от идеологической заданности и конъюнктурных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений. Насколько это удалось, судить читателям. Предполагая продолжить работу над учебником, авторы будут благодарны за полезные замечания и пожелания по его улучшению.

Что такое философия?

Вместо введения

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI – нач. V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427-347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384-322 до н. э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341-270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX-XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

3- е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. - 622 с.

Изложен полный курс учебной дисциплины «Философия». Как и в предыдущих изданиях (1-е изд., 2-е изд. - ЮНИТИ, 1998, 2001) раскрываются предмет философии, ее содержание и основные функции, показывается роль и значение философии в жизни общества, его духовной культуре, развитии общественного сознания. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, диалектически сочетаются историко-философское и проблемное изложение рассматриваемых вопросов, касающихся природы, общества и человека. Особое внимание уделено методологии их научного познания, как она представлена в различных направлениях современной философии. Рассматриваемые проблемы излагаются доступно, содержательно и интересно. Учебник призван способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни. Для студентов и аспирантов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии и современного развития общества.

Формат: pdf (2010 , 3-е изд., 622с.)

Размер: 9,7 Мб

Скачать: 15

Формат: doc / zip (2004 , 2-е изд., 511с.)

Размер: 515Кб

Скачать / Download файл 15 .07.2017г, файлы удалены по требованию изд-ва "Юрайт" (см. примечание)

ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 11
Раздел I. Предмет и специфика философского знания 13
Что такое философия 14
Основные понятия 32
Вопросы для размышления 32
Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли 33
Глава 1. Восточная философия 34
1.1. Философия Древней и Средневековой Индии 35
1.2. Философия Древнего и Средневекового Китая 47
Основные понятия 55
Вопросы для размышления 56
Глава 2. Античная философия 57
2.1. Становление древнегреческой философии 58
2.2. Классический век древнегреческой философии 63
2.3. Эллинистическо-римская философия 71
Основные понятия 76 Вопросы для размышления 77
Глава 3. Средневековая философия. Проблема соотношения разума и веры 78
3.1. Средневековая христианская философия стран Западной Европы 79
3.2. Арабская средневековая философия 90
3.3. Историческая роль философии Средневековья 93 Основные понятия 95 Вопросы для размышления 95
Глава 4. Философия эпохи Возрождения 96
4.1. Своеобразие духовной культуры Ренессанса: развитие индивидуализма и гуманизма 96
4.2. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 97
4.3. Эпоха Возрождения и Реформация 100
4.4. Социально-философская мысль эпохи Возрождения 102
4.5. Натурфилософия эпохи Возрождения 107 Основные понятия 111 Вопросы для размышления 111
Глава 5. Философия Нового времени 112
5.1. Индуктивный метод Ф. Бэкона 112
5.2. Рационалистическое направление: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В.Лейбниц 115
5.3. Сенсуалистическое направление и критическая реакция на него 121
5.4. Социально-политические концепции 126
Основные понятия 130
Вопросы для размышления 131
Глава 6. Философия эпохи Просвещения 132
6.1. Философия Французского Просвещения 132
6.2. Идеи нравственного прогресса в Немецком Просвещении 143 Основные понятия 145 Вопросы для размышления 146
Глава 7. Немецкая классическая философия 147
7.1. Традиции и новаторство немецкой классической философии 147
7.2. Философия Иммануила Канта 148
7.3. Философия Иоганна Фихте 156
7.4. Философия Фридриха Шеллинга 159
7.5. Философия Георга Гегеля 163
7.6. Философия Людвига Фейербаха 169
7.7. Историческое значение немецкой классической философии 172 Основные понятия 173 Вопросы для размышления 174
Глава 8. Марксистская философия 175
8.1. Теоретические предпосылки марксистской философии 175
8.2. Диалектический материализм - философия марксизма 179 Основные понятия 193 Вопросы для размышления 193
Глава 9. Западная философия конца XIX-XX вв. 194
9.1. Особенности современной западной философии 194
9.2. Философия науки 196
9.3. Философия жизни 203
9.4. Философские аспекты психоанализа 211
9.5. Философия существования, или экзистенциализм 213
9.6. Философская герменевтика 218
9.7. Постмодернизм 222
9.8. Современная религиозная философия 225 Основные понятия 231 Вопросы для размышления 232
Глава 10. Русская философия 233
10.1. Основные этапы развития русской философской мысли и ее особенности 233
10.2. Развитие русской философии в XI-XVII веках 235
10.3. Русская философия XVIII века 241
10.4. Славянофилы и западники XIX в. 246
10.5. Материализм в русской философии середины XIX в. 255
10.6. Русское почвенничество 259
10.7. Русский консерватизм 267
10.8. Русский космизм 275
10.9. Философия всеединства Владимира Соловьёва 284
10.10. Русская религиозно-идеалистическая философия первой половины XX в. 290
Основные понятия 203
Вопросы для размышления 203
Раздел III. Проблемы онтологии и гносеологии 305
Глава 11. Проблема бытия 306
11.1. Суть философской проблемы бытия 306
11.2. Проблема бытия в истории философских учений 309
11.3. Формы бытия 313 Основные понятия 315 Вопросы для размышления 315
Глава 12. Философское понимание материи 316
12.1. Философское понятие «материи» 316
12.2. Системный характер организации материального мира 319
12.3. Движение материи 323
12.4. Диалектика - учение о развитии 326
12.5. Синергетика - учение о самоорганизации материальных систем 333
12.6. Пространство и время как формы бытия материи 335
12.7. Единство материального мира 341 Основные понятия 342 Вопросы для размышления 343
Глава 13. Идеальное бытие сознания 344
13.1. Возникновение и сущность сознания 344
13.2. Что такое идеальное? 349
13.3. Социальная идеальность 350
13.4. Психика, сознание, идеальное 352 Основные понятия 356 Вопросы для размышления 356
Глава 14. Познание как предмет философского анализа 357
14.1. Что есть знание? 357
14.2. Структура и динамика процесса познания 358
14.3. Проблема истины 366 Основные понятия 369 Вопросы для размышления 370
Раздел IV. Социальная философия 371
Глава 15. Общество как объект познания 372
15.1. Познание мира, общества, человека 372
15.2. Специфика социального познания 375
15.3. Предмет и функции социальной философии 380
15.4. Социальная философия и другие общественные науки 383
15.5. Социальная философия как самосознание человечества 386
15.6. Историческое развитие социальной философии 390
15.7. Социальная философия о характере исторического процесса 417
Основные понятия 420
Вопросы для размышления 420
Глава 16. Природные основы общественной жизни 421
16.1. Вопрос о взаимоотношении природы и общества в истории философской мысли 421
16.2. Природа как основа жизнедеятельности общества. Взаимовлияние общества и природы 423
16.3. Экология, современные глобальные экологические проблемы и пути их решения 436
Основные понятия 437
Вопросы для размышления 438
Глава 17. Общество как целостная, саморазвивающаяся система 439
17.1. Социальная система как единство элементов и их взаимоотношений 439
17.2. Динамика общества и его развитие 451
Основные понятия 458
Вопросы для размышления 458
Глава 18. Философские проблемы экономической жизни общества 459
18.1. Основные проявления экономической жизни общества 459
18.2. Роль способа производства в жизни общества 462
18.3. Объективные экономические законы 465
18.4. Экономические отношения и экономические интересы 467
18.5. Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества 469
Основные понятия 475
Вопросы для размышления 475
Глава 19. Политическая жизнь общества 476
19.1. Факторы, обусловливающие политическую жизнь общества 477
19.2. Роль государства в политической жизни общества 480
19.3. Политический режим 484
19.4. Проблема политического сознания 487 Основные понятия 489 Вопросы для размышления 490
Глава 20. Правовая сфера жизни общества 491
20.1. О сущности права 491
20.2. Происхождение и основные особенности развития правовой сферы 494
20.3. О правовом состоянии общества 496
20.4. Правосознание 499 Основные понятия 500 Вопросы для размышления 500
Глава 21. Духовная жизнь общества 501
21.1. Социальная природа и содержание духовной жизни 501
21.2. Наука как система знаний и вид духовного производства 508
21.3. Искусство - важнейший вид духовного производства 517
21.4. Мораль как регулятор социального поведения 526
21.5. Религия 534 Основные понятия 546 Вопросы для размышления 547
Глава 22. Смысл и направленность истории 548
22.1. Проблема смысла истории в философской мысли до Нового времени 548
22.2. Социальная философия Нового времени и эпохи Просвещения о направленности развития общества 550
22.3. Современные концепции о смысле и направленности человеческой истории 553
Основные понятия 564
Вопросы для размышления 564
Раздел V. Философская антропология 565
Глава 23. Проблема человека в истории философии 566
23.1. Философия Древнего Востока о человеке 566
23.2. Проблема человека в философии Древней Греции 568
23.3. Средневековая христианская концепция человека 571
23.4. Человек в философии Возрождения и Нового времени 572
23.5. Немецкая классическая философия о человеке 574
23.6. Антропологическая проблема в русской философии 576 Основные понятия 578 Вопросы для размышления 578
Глава 24. Философские проблемы человека 579
24.1. Осмысление и разработка проблемы антропогенеза 579
24.2. Биологическое и социальное в развитии человека 583
24.3. Сущность и существование человека 589
24.4. Бессознательное и сознательное в человеке 592
24.5. Индивид и личность 595
24.6. Смысл и цель жизни 598 Основные понятия 601 Вопросы для размышления 602
Глава 25. Ценности и личность 603
25.1. Ценности: понятие и природа. Теории ценностей 603
25.2. Социальные ценности и социализация личности 607 Основные понятия 614 Вопросы для размышления 614
Библиографический список 615

Философия

Под ред. проф. В. Н. Лавриненко

Рецензенты:

А. К. Уледов – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;

А. В. Федотов – доктор философских наук, профессор.

Г. И. Иконникова – доктор философских наук, профессор;

В. Н. Лавриненко – доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации;

В. П. Ратников – доктор философских наук, профессор, академик Российской академии социальных наук;

М. М. Сидоров – кандидат философских наук, доцент.

Работая над книгой, мы стремились полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в контексте современности. Видимо, пришло время для создания нового поколения учебников по философии. Их основной особенностью должен стать отказ от идеологизированного подхода к освещению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.

Жизнь доказала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом суть творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.

Наши представления о современном учебнике нашли отражение в его структуре, прежде всего в сочетании историко-философского и проблемного изложения материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, а также данных современной общественной практики. Излагаются точки зрения, которые воспринимаются нами как научные.

Мы стремились к тому, чтобы содержание учебника и стиль изложения поднимаемых в нем проблем отражали тот факт, что философия в России становится все более самостоятельной дисциплиной, освобождается от идеологической заданности и конъюнктурных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений. Насколько это удалось, судить читателям. Предполагая продолжить работу над учебником, авторы будут благодарны за полезные замечания и пожелания по его улучшению.

Что такое философия?

Вместо введения

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI – нач. V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины». Итак, согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427-347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384-322 до н. э.), задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341-270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX-XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т. д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Философия: Учебник для вузов

Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 622 с. (3-е изд., перераб. и доп.)
Серия «Золотой фонд российских учебников»
ISBN 5-238-00763-9
Формат: PDF 10 Мб
Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление
Язык: русский

Изложен полный курс учебной дисциплины «Философия». Как и в предыдущих изданиях (1-е изд., 2-е изд. - ЮНИТИ, 1998, 2001) раскрываются предмет философии, ее содержание и основные функции, показывается роль и значение философии в жизни общества, его духовной культуре, развитии общественного сознания. Дается развернутая характеристика истории развития философской мысли, диалектически сочетаются историко-философское и проблемное изложение рассматриваемых вопросов, касающихся природы, общества и человека. Особое внимание уделено методологии их научного познания, как она представлена в различных направлениях современной философии. Рассматриваемые проблемы излагаются доступно, содержательно и интересно.
Учебник призван способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, философской и общей культуры, способности творчески мыслить, разбираться в сложных явлениях и процессах общественной жизни.
Для студентов и аспирантов вузов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии и современного развития общества.

Оглавление

Раздел I. Предмет и специфика философского знания 13

Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли 33
Глава 1. Восточная философия 34
Глава 2. Античная философия 57
Глава 3. Средневековая философия. Проблема соотношения разума и веры 78
Глава 4. Философия эпохи Возрождения 96
Глава 5. Философия Нового времени 112
Глава 6. Философия эпохи Просвещения 132
Глава 7. Немецкая классическая философия 147
Глава 8. Марксистская философия 175
Глава 9. Западная философия конца XIX-XX вв. 194
Глава 10. Русская философия 233

Раздел III. Проблемы онтологии и гносеологии 305
Глава 11. Проблема бытия 306
Глава 12. Философское понимание материи 316
Глава 13. Идеальное бытие сознания 344
Глава 14. Познание как предмет философского анализа 357

Раздел IV. Социальная философия 371
Глава 15. Общество как объект познания 372
Глава 16. Природные основы общественной жизни 421
Глава 17. Общество как целостная, саморазвивающаяся система 439
Глава 18. Философские проблемы экономической жизни общества 459
Глава 19. Политическая жизнь общества 476
Глава 20. Правовая сфера жизни общества 491
Глава 21. Духовная жизнь общества 501
Глава 22. Смысл и направленность истории 548

Раздел V. Философская антропология 565
Глава 23. Проблема человека в истории философии 566
Глава 24. Философские проблемы человека 579
Глава 25. Ценности и личность 603

Библиографический список 615


Раздел первый. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.
Философия и мировоззрение.
Вопросы философии.
Философия как методология.
Функции философии.
Философия и наука.
Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ.
Глава I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.
2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике.
Глава II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.
1. Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке.
2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития.
3. Средневековая арабоязычная философия.
Глава III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
1. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм.
2. Натурфилософия эпохи Возрождения.
Глава IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени.
2. Основные проблемы (онтология и гносеология).
3. Социально-философские концепции.
Глава V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.
1. Просветительский характер философии XVIII в.
2. Онтологические и гносеологические проблемы.
3. Социально-философские воззрения.
Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
1. Общая характеристика.
2. Философия Канта.
3. Философия Фихте.
4. Философия Шеллинга.
5. Философия Гегеля.
6. Философия Фейербаха.
Глава VII. ПОЗИТИВИЗМ.
Глава VIII. НЕОИДЕАЛИЗМ .
Глава IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ .
Глава X. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ.
1. Развитие русской философии в XI–XVII вв.
2. Русская философия XVIII в.
3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.).
4. Русская философия конца XIX – первой половины XX вв .
Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ.
1. Главные направления современной философии.
2. Основные современные модели философского мышления.
3. Ведущие философские течения 60–70-х гг. XX в.
4. Философские школы 70–90-х гг. XX в .
Раздел третий. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА.
Глава I. БЫТИЕ.
Глава II. МАТЕРИЯ.
Глава III. СОЗНАНИЕ .
Глава IV. ДИАЛЕКТИКА.
Глава V. ПОЗНАНИЕ.
Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ .
Раздел четвертый. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА.
1. Предмет социальной философии.
2. Материализм и идеализм в социальной философии.
3. Социальная философия как методология общественных наук .
Глава II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В XIX–XX вв.
1. Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики.
2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики.
3. Психологическое направление.
4. Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н.Михайловского.
5. Неокантианство.
6. Социальная философия М. Вебера.
7. Теория круговорота локальных цивилизаций.
8. Теоретическая социология П. Сорокина.
9. Эмпирическая социология и структурно-функциональный анализ.
10. Современная социобиология.
11. Технологический детерминизм .
Глава III. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.
1. Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества.
2. Основные сферы жизни общества.
3. Социальная структура общества.
4. Политическая система общества.
5. Духовная жизнь общества .
Глава IV. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА .
Глава V. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.
1. Философское осмысление проблемы.
2. Экологическая проблема.
3. Народонаселение .
Глава VI. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
1. Понятие культуры и цивилизации.
2. Человеческое измерение культуры.
3. Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре.
4. Культура и цивилизация.
5. Технические цивилизации .
Раздел пятый. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
Глава I. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
1. Философия Древнего Востока о человеке.
2. Проблема человека в философии Древней Греции.
3. Средневековая христианская концепция человека.
4. Человек Нового времени в европейской философии.
5. Немецкая классическая философия о человеке.
6. Антропологическая проблема в русской философии .
Глава II. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА.
1. Проблема антропогенеза.
2. Сущность и существование.
3. Биологическое и социальное в человеке.
4. Бессознательное и сознательное.
5. Индивид и личность.
6. Смысл и цель жизни .
Глава III. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.
1. Понятие и природа ценностей.
2. Социальные ценности и социализация личности .

Доступно и четко излагаются основные положения системы философского знания, раскрываются мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии, основные исторические этапы и направления ее развития от античности до наших дней. Отдельные разделы посвящены основам философского понимания мира, социальной философии (предмет, история и анализ основных вопросов общественного развития), а также философской антропологии. По сравнению с первым изданием (М.: Юристъ. 1997) включена глава, раскрывающая реакцию так называемого нового идеализма на классическую немецкую философию и позитивизм, расширены главы, в которых излагаются актуальные проблемы современной философской мысли, философские вопросы информатики, а также современные проблемы философской антропологии.
Адресован студентам и аспирантам вузов и научных учреждений.
2-е издание, исправленное и дополненное.


Философия
Под ред. проф. В.Н. Лавриненко

Рецензенты:
А.К. Уледов – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ;
А.В. Федотов – доктор философских наук, профессор.

Авторы:
Г.И. Иконникова – доктор философских наук, профессор;
В.Н. Лавриненко – доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации;
В.П. Ратников – доктор философских наук, профессор, академик Российской академии социальных наук;
М.М. Сидоров – кандидат философских наук, доцент.