Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Исландия. Участок вызывал интерес бизнесменов и неудовольствие соседей

Русская община Исландии ищет 2,5 миллиона евро на строительство православного храма в центре Рейкьявика. Об этом сообщил РИА Новости настоятель Свято-Николаевского прихода Московского патриархата в Рейкьявике протоиерей Тимофей Золотуский. Землю для строительства храма мэрия Рейкьявика выделила еще несколько лет назад.

Один миллион евро приходу уже пообещала состоятельная московская благотворительница, но всего на храм, который станет «первым православным храмом в самой северной столице мира», нужно 3,5 миллиона - стройматериалы и рабочая сила в Исландии дорогие.

«Мы рассчитываем только на отечественный бизнес, потому что исландский нам помогать не будет. У нас есть, например, контакты с арктическими регионами России, так как Исландия входит в круг арктических стран, и наши северные регионы в этом сообществе взаимодействуют. Может быть, какую-то помощь сможет кто-то из губернаторов оказать», - цитирует РИА Новости настоятеля прихода.

«Может быть, кого-то из представителей бизнеса не очень интересует идея воцерковления, но его может заинтересовать идея поддержать русскую культуру и образование на далеком севере. Но чтобы для себя ответить на вопрос, кому и зачем сегодня нужен первый православный храм в самой северной столице мира, лучше, конечно, приехать сюда, в Исландию, и видеть, чем живет русская община на этом красивом, но суровом острове», - рассказала агентству директор Культурно-духовного центра русскоговорящих соотечественников Анна Вальдимарсдоттир.


Противники строительства храма

«К нам приходили люди, заинтересованные в этом участке, предлагали его продать под отель или торговый центр, намекая на связи в мэрии Рейкьявика. А когда мы им вежливо объяснили, что земля принадлежит городу и не продается, вдруг появилась некая организация соседей, борющихся за красоту района - они высказали опасения, что храм не впишется в местную архитектуру, будет закрывать окружающие здания и не будет соответствовать духу Рейкьявика. Что он будет слишком красивым», - отметила А. Вальдимарсдоттир.

Инициативную группу возглавил местный архитектор, живущий в этом районе. Он писал обращения в мэрию и в газеты, активисты начали сбор подписей против строительства.

«Мы обратились к нашим соотечественникам, да и просто к соседям-горожанам. И собрали такое количество положительных отзывов, что не осталось темы для дискуссии», - вспоминает А. Вальдимарсдоттир.

Но на этом волнения и тревоги общины не закончились. «Были разбитые стекла, были разрисованные стены временного храма. Были даже попытки «покрестить» меня в другую веру (имеется в виду попытка переманить батюшку в другую ветвь христианства). Много чего было. Главное, что с Божией помощью выстояли. И посольство наше поддержало», - сказал о. Тимофей.

Православный приход Рейкьявика

Сейчас православные богослужения проходят во временном домовом храме, обустроенном в арендованном доме. За него община ежемесячно платит почти 2,5 тысячи евро. Как отмечает настоятель, в таких условиях скопить еще и какие-то деньги на строительство большого храма нереально.

«Это уже четвертое место в Рейкьявике, где мы молимся. Одно время молились в лютеранской часовне, потом - на территории посольства», - вспоминает протоиерей Тимофей Золотуский.

Появилась некая организация соседей, борющихся за красоту района - они высказали опасения, что храм не впишется в местную архитектуру, будет закрывать окружающие здания и не будет соответствовать духу Рейкьявика. Что он будет слишком красивым.

Анна Вальдимарсдоттир, директор Культурно-духовного центра русскоговорящих соотечественников (Рейкьявик)

Первую православную литургию в постсоветское время здесь, в Исландии, совершил еще в 1995 году митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926-2003). Он приезжал, чтобы совершить крещение своей правнучатой племянницы. И по просьбе тогда еще немногочисленной русской общины совершил литургию.

«Наверное, это послужило каким-то толчком для наших сограждан задуматься, что не только хлебом единым жив человек и что можно сохранять православную веру, даже находясь далеко от родины», - сказал о. Тимофей.

По данным Статистического бюро Исландии, в этой 330-тысячной стране сейчас живут около 3,5 тысячи русскоязычных выходцев из России и бывших республик СССР. Впрочем, русский временный домовый храм посещают не только они, но и представители других поместных православных церквей - сербы, болгары, румыны, греки, православные поляки, т.к. своих храмов, даже временных, у этих общин нет.


Фото: Русская Православная Церковь в Исландии Официально в Свято-Николаевском приходе зарегистрировано более 600 человек. На воскресную литургию обычно приходят 30-40 человек. А по большим праздникам в нынешний домовой храм не могут поместиться все желающие. Поэтому на большие праздники, когда приходят 200-300 человек, приход арендует лютеранский кафедральный собор на Пасху и католический - на Рождество.

Планируется, что при храме будет еще и Культурно-духовный центр русскоговорящих соотечественников.

«Рядом с храмом мы построим здание культурного центра для всех наших сограждан - здесь разместится наша русская библиотека и русская школа, которая в Рейкьявике работает уже 13 лет. Будут проводиться выставки, собрания и конференции», - рассказала РИА Новости Анна Вальдимарсдоттир.

Их общий с протоиереем Тимофеем Золотуским замысел заключается в том, что это будет своего рода форпост культуры, мост, который соединит русскую общину Исландии с Россией и знакомить саму Исландию с русским культурным наследием.

«Речь идет не только о религиозной организации. Русскоязычная община - это место, где подрастающее поколение, дети соотечественников приобщаются к корням нашей культуры, впитывают нравственные ценности, установки, которые мы принесли с собой. Потому что окружающая среда здесь немного отличается, задает другие векторы. Мы же несем с собой те самые традиционные ценности», - цитирует агентство о. Тимофея.

Мэрия Рейкьявика выделила православной общине престижный участок около городского порта, в туристическом центре старой части Рейкьявика еще несколько лет назад после долгих переговоров. Участок передан в аренду на 50 лет с возможностью последующего продления еще на 50. По словам настоятеля, это очень хорошее место: храм будет хорошо виден прибывающим кораблям и яхтам.

Пока, впрочем, на участке стоит только камень, заложенный в основание храма еще в мае 2011 года.

Его проект разработан в центре храмового искусства имени Андрея Рублева (ЦХИАР) под руководством Александра Солдатова, который был консультантом при строительстве кафедрального собора в Париже. Церковь в Рейкьявике будет не очень высокой - 22 метра (не считая креста).

Уже решено, что храм будет освящен в честь святителя Николая, чье имя с 2001 года носит приход в Рейкьявике.

«Тогда возник вопрос, в честь какого праздника или святого освятить приход. Был выбран святитель Николай, потому что он покровитель моряков и путешественников. Кроме того, в средневековой Исландии он был одним из наиболее чтимых святых. До Реформации (когда почитание святых было запрещено), большое число храмов было посвящено этому святому. Известно также, что в соседней Гренландии, когда там находилась учрежденная викингами епископская кафедра, деревянный кафедральный собор был также освящен в честь святителя Николая», - объяснил агентству о. Тимофей.

Религия Исландии

Основная конфессия Исландии - евангелистская лютеранская церковь Исландии, которая стала официальной в 1540 году (тогда Исландия принадлежала Дании), ее исповедуют 92,2 % от всего населения страны. Также население исповедует католицизм и другие лютеранские церкви.

Результаты опроса, опубликованного в начале 2016 года показывают, что меньше половины исландцев считают себя религиозными и более 40% молодых людей считают себя атеистами. Религия более распространена за пределами Рейкьявика. Так 56.2% опрошенных жителей столицы идентифицировали себя как христианами. На остальных территориях страны доля христиан 77-90%. Так же опрос показал разницы в религиозности поколений. Ни один из опрошенных молодых людей (до 25 лет) не верит в библейскую историю создания Земли.

Православие в Исландии представлено в стране четырьмя православными патриархатами: Константинопольским, Московским, Сербским и Румынским.

На конец 2013 г. численность православных составила более 900 человек, что составляет 0,28 % от численности населения страны.

Мало кому известен тот факт, что Исландия — единственная в мире страна, которая была необитаемой, пока ее не открыли православные монахи и не обосновались там. Ибо первыми обитателями Исландии были ирландские отшельники, впервые прибывшие туда где-то во второй половине восьмого века. Как это происходило?

Впервые Православие было принесено в Ирландию из монастырей южного Уэльса. Валлийское монастырское движение, в свою очередь, уходит корнями в Галлию, а туда было принесено из Египта и Палестины. Однако, у ирландского монастырского движения были свои особенности, поскольку в его основе лежало не только удаление от мира, но также и покаянное скитание.

Таким образом, ирландские монахи путешествовали по всем известным и неизвестным уголкам мира. Они жили на недоступных скалах у ирландского побережья и совершали длительные путешествия к одиноким островам Северной Атлантики, плывя на простых лодках, сделанных из кожи, натянутой на деревянный каркас, так называемых кураках или кораклах. Самый знаменитый пример — это, конечно, св. Брендан, прозванный «Путешественник». На примитивных, но пригодных для мореплавания суднах они совершали путешествия к Гебридским и к Оркнейским островам, затем плыли в Шетландским островам, к Фарерам, в Исландию, и, в конце концов, возможно, даже дальше, к Гренландии и Винландии (Северной Америке). Ареал их путешествий можно представить, обратив внимание на то, что на этих атлантических островах встречаются топонимы со словом «Пап», и что, в отдельных случаях, они оставили после себя следы проживания в пещерах и жилищах-кельях.

В Скандинавии отшельника такого типа называли «papi», по-ирландски «pap», «pupa», от греческого «papas», что значит «отец». От Гебридов на юге, до Исландии на севере, можно найти целый ряд топонимов, которые включают в себя это слово. Очень часто такие имена принадлежат маленьким островкам, недоступным местам, удаленным от постоянных маршрутов: Паббей на Внешних Гебридах, Папа Вестрей, один из самых отдаленных и одиноких Оркнейских островов, Папа Стур в Шетландии и Папей у Альтафьёрдра, на восточном побережье Исландии, остров с обрывистыми утесами, к которому сложно пристать. Этот последний как раз представляет собой типичный пример места, куда направлялись ирландские монахи. Другие имена в Исландии также носят свидетельства о наличии их изолированных жилищ, обычно в пещерах или расщелинах скал.

Упоминания об этих анахоретах встречаются в исландских хрониках Ислендингабок и Ланднамабок. В них говорится, что когда скандинавы впервые высадились в Исландии, они обнаружили христиан, «которых скандинавы называли «papar», но они ушли, потому что не хотели оставаться среди язычников». Далее говорится, что они «оставили после себя ирландские книги и колокольчики; из чего можно заключить, что это были ирландцы».

Но самое раннее упоминание о них относится приблизительно к 825 году, когда ирландский монах Дикуил, живший в то время во Франции, написал книгу «De mensura orbis terrae». В ней, упоминая об островах к северу от Шотландии и местоположении страны Туле, он сообщает о присутствия ирландских монахов в Исландии. За тридцать лет назад до того, в 795 году, когда Дикуил, вероятно, был еще в Ирландии, монахи поведали ему о своих путешествиях на дальний север. Отшельники рассказали об острове на севере Атлантики. Они сказали ему, что жили на острове, начиная с конца января до конца июля, и что летние ночи там — замечательно светлые; солнце заходит, но как будто лишь прячется за холм — остается так светло, что можно видеть и работать как при ясном дне. Можно предположить, продолжает Дикуил, что если на этом острове подняться на самую высокую гору, то можно будет увидеть, что солнце совсем не исчезает. Монахи также рассказывали, что вокруг этой страны — открытое море, но к северу от острова, на расстоянии дневного плавания, они встретили море замерзшее. Это самое раннее упоминание об Исландии, и оно подтверждает то, что сообщают нам позднейшие исландские письменные источники о поселившихся там ирландских пустынниках. Встречаются также другие довольно ранние свидетельства присутствия христиан в Исландии. Ряд первых скандинавских колонистов прибыли туда из скандинавских областей Ирландии и Гебридских островов, и некоторые из них были наставлены в христианской вере, которую исповедовало кельтское население. Одним из них был Хельги Худой, прародитель всех наиболее выдающихся фамилий в Эйафьёрдре и окресностях, который назвал свою усадьбу Христианской — «Eyjafjordr Kristnes».

Еще один — человек по имени Орлигр Храппссон. Согласно рассказу в Ланднамабок, он был норвежецем, которого воспитал ирландский епископ на Гебридах. Когда он решил отправиться в Исландию, епископ дал ему освященную землю, железный колокольчик, молитвенник и другие вещи, и описал ему место, на котором ему следовало построить свое хозяйство и церковь, посвященную святому Колумбе. Орлигр сбился с пути и сначала пристал в Вестфирбире. Оттуда он поплыл на юг, и в Кьяларнесе, у горы Эсйа, он нашел место, которое искал. Там он построил себе дом и церковь, посвященную св. Колумбе в соответствии с данными ему указаниями. В тексте говорится, что Орлигр и его родня особенно почитали св. Колумбу, а в более поздней традиции добавлялось, что сокровища из его первой церкви, колокольчик и книга, все еще существовали в XIII столетии.

Еще один современник эпохи отшельников, Асольфр Альскик, кажется, пытался ввести в Исландии ирландское христианство. К сожалению, рассказ о нем в Ланднамабоке не вполне отчетлив. Судя по всему, это был тихий, миролюбивый человек, из тех, кто скорее уступит, чем будет бороться. В конце концов, он обосновался в Акранесе и закончил свои дни отшельником, окруженный заботой своего друга христианина.

Больше деталей касательно этих первых христиан в Исландии можно найти в литературных источниках. В заключении можно сказать, что эти отшельники, должно быть, пользовались влиянием в некоторых областях страны, особенно на юге страны и к северу от Рейкьявика. Однако, их веры было недостаточно, чтобы противостоять организованным языческим культам и связанному с ними общественному порядку. Только в 999 году под влиянием норвежского короля Олафа Триггвасона, в Исландии официально было принято христианство. Король Олаф, воспитанный в России, был крещен на островах Силли у побережья Корнуолла и конфирмирован в 994 или 995 г. в Андовере, в южной Англии, будущим святым Альфеге, настаивавшем, чтобы все его люди приняли христианство. И вот, в июне 999 г. «через сто тридцать лет после убийства Эдмунда», Алтинг — исландское всенародное собрание — рассмотрело и официально приняло требование скандинавского короля.

Так что, к славе Исландии, это — единственная в мире страна, первыми обитателями которой были православные монахи. Но трагедия Исландии состояла в том, что она официально пришла к православной вере только в начале второго тысячелетия, как раз тогда, когда вера в Западной Европе стала менять направление и иссякать. Однако, сегодня, в начале третьего тысячелетия, Русская Православная Церковь появилась на Рейкьявике. Еще предстоит увидеть, смогут ли исландцы приглядеться к Православию русских эмигрантов и найти в нем тот же дух, который приводил в восторг первых поселенцев Исландии первого тысячелетия — ирландских монахов. Дух св. Колумбана и св. Серафима — это, в действительности, один дух. Если исландцы все-таки придут к пониманию этого, тогда они найдут свои православные корни и, тем самым, найдут путь к духовному обновлению.

Святые Колумба и Серафим, молите Бога за исландский народ!

Первые жители острова были язычниками. Но уже совсем скоро в Исландии произошли уникальные события, приведшие к тому, что все население острова приняло абсолютно чуждую для своего мировоззрения и образа жизни веру – православное христианство.
Средневековая карта Исландии

Сегодня Исландия признается страной с одним из самых высоких в мире уровней жизни. Казалось бы, откуда на острове у Северного полярного круга условия для комфорта? Однако именно скандинавские государства возглавляют рейтинги самых богатых и благополучных стран на планете. Это заставляет смотреть на Скандинавию с неким трепетом – ведь там практически нет преступности, высокие зарплаты, отсутствует коррупция, а власть реально работает для комфорта и благополучия граждан.

Самым дальним островом, о котором нам известно, является Туле, где вообще нет ночей в середине лета и нет дней в середине зимы

Однако не все так гладко. Скандинавские страны намного активнее остальных государств поддерживают современные «моральные» нормы, противоречащие православному мировосприятию, – к примеру, узаконивание и пропаганда однополых «семей» и «браков».

Интересно и то, что уже более тысячи лет Исландия является христианской страной, и подавляющее число исландцев и сегодня признает себя лютеранами.
Власти Исландии благосклонно относятся к развитию православия в своей стране – власти Рейкьявика поддерживают православный приход святителя Николая Чудотворца, насчитывающий сегодня более шестисот прихожан, а на чине закладки первого православного храма в Исландии присутствовал сам президент страны.
Первые ирландские православные монахи, заселившие остров

Заселение Исландии

Не многие знают, что Исландия – по сути, единственный в мире остров, изначально населенный только православными монахами. Но обо всем по порядку.
Первые поселенцы-викинги Исландия – крупный вулканический остров в северной части Атлантического океана, – стал обитаемым очень поздно: в Средние века, в отличие от других европейских стран, на территории которых к моменту заселения Исландии люди жили уже несколько тысячелетий. Таким образом, спецификой истории Исландии стало отсутствие развития доисторической цивилизации.

Считается, что первыми поселенцами стали немногочисленные ирландские монахи

Однако, исходя из древних источников, можно предположить, что открыта Исландия была гораздо раньше, чем произошло ее заселение: в древних римских и греческих текстах можно найти многочисленные упоминания о некоем острове Туле, находящемся к северу от Британии.
Птолемей Клавдий в своем труде «Руководство по географии» пишет: «Самым дальним островом, о котором нам известно, является Туле, где вообще нет ночей в середине лета, а именно когда Солнце проходит через созвездие Рака, и наоборот, вообще нет дней в середине зимы – оба эти периода, как полагают, длятся по шесть месяцев».

Из всех древних ирландских текстов больше всего связана с Исландией легенда о путешествиях святого Брендана

Нет никаких доказательств того, что таинственный Туле, о котором идет речь, и есть Исландия, однако именно под этим, самым древним своим названием, она была известна в Средние века. Интересно также и то, что не так давно в Исландии нашли римские монеты, датируемые III веком после Рождества Христова.Считается, что первыми поселенцами стали немногочисленные ирландские монахи, – из всех известных сегодня это самая распространенная версия. Ирландцы приняли христианство раньше многих других североевропейских народов, и скоро монахи из Ирландии стали искать уединенные места для пустынной жизни. Одним из них вполне могла оказаться и Исландия.
Из всех древних ирландских текстов больше всего связана с Исландией легенда о путешествиях святого Брендана. Однажды во время плавания святой Брендан со спутниками увидели к северу от себя высокую гору, вершина которой была окутана густым дымом. Когда они подплыли к горе, они едва могли рассмотреть ее, – как стена гора нависала над ними и вся пылала, как горячий уголь. Когда они попытались высадиться на берег, один из спутников святого погиб, как сказано, по воле злых духов, обитавших там.

Когда путешественники смогли отплыть от горы, то увидели, что дым над ней рассеялся, гора выплевывала огонь, и вся ее поверхность, от вершины и до самого моря, была подобна пытающей стене огня.

Ирландские монахи побывали в Исландии более чем за столетие до начала норвежской колонизации

В работе исследователя истории Исландии Йоуна Хьяльмарсона можно найти свидетельства о том, что ирландский монах Дикуил, преподававший в школе во Франции, оставил запись о неких ирландских священниках, проведших некоторое время в далекой земле, которую они называли Туле, – по их словам, совершенно необитаемой.
Так выглядели дома исландцев 1000 лет назад Из этих сообщений понятно, что ирландские монахи побывали в Исландии более чем за столетие до начала норвежской колонизации. Скорее всего, ирландцы жили в Исландии непостоянно, однако несомненно, что в момент появления первых скандинавских викингов они уже были на острове.

В «Книге об исландцах» Ари Мудрый описывает древнейшую историю Исландии и упоминает неких ирландцев, которых викинги называют «папар», то есть «отцы»

В «Книге об исландцах» Ари Мудрый описывает древнейшую историю Исландии и упоминает неких ирландцев, которых викинги называют «папар», то есть «отцы».Однако православное монашество продержалось на острове недолго – вскоре на острове появились первые норвежские поселенцы.

Проект строящегося православного храма в Рейкьявике После открытия Исландии люди прибывали на остров целыми семьями. Создавались общины. С собой переселенцы они привозили предметы домашнего быта, семена растений и домашний скот. Дошедшие до нас саги, – произведения литературы древних викингов, – рассказывают нам об их жизни, быте и занятиях, главными из которых были земледелие, скотоводство и рыбная ловля. Каждая община управлялась вождями, а все спорные вопросы, как и в дружинах викингов, решались собранием старейшин. На тот момент исландцы были язычниками. Но уже совсем скоро в Исландии произошли уникальные для мировой истории события, приведшие к тому, что все население далекого и холодного острова приняло абсолютно чуждую для их мировоззрения и образа жизни веру – православное христианство.

Максим Рыжков

Вскоре перечень достопримечательностей самой северной столицы мира Рейкьявика пополнится еще одной - храмом Русской православной церкви (РПЦ) - первым во всей Исландии. Свято-Николаевский храм, возведенный в стиле северного русского зодчества на одном из городских холмов, будет отлично виден при приближении к Рейкьявику со стороны океана.

Какие храмы Исландии можно назвать самыми известными? Пожалуй, маленькую католическую церковь в поселке Лаугарделир возле городка Сельфосс, на кладбище которой покоятся останки гения шахмат Бобби Фишера, а также 75-метровую лютеранскую церковь Халльгримскиркья, чей остропирамидальный силуэт доминирует над большинством строений Рейкьявика. Эта церковь попала на все открытки с видами Рейкьявика, и стала своего рода символом города. Новый православный храм имеет все шансы влиться в число славных творений рук человеческих на суровой исландской земле.

Торжественная церемония освящения первого закладного камня Свято-Николаевского храма, а также культурно-духовного центра русскоговорящих соотечественников состоялась в исландской столице еще в мае. С российской стороны в ней приняли участие вице-спикер Госдумы РФ Любовь Слиска, посол России в Рейкьявике Андрей Цыганов, сотрудники российского дипломатического корпуса и православные священнослужители. С исландской стороны присутствовали президент островного государства Олавур Рагнар Гримссон, спикер Альтинга (исландского парламента) Аста Рагнхейтюр Йоуханнесдоттир, представители властей исландской столицы.

Мэр Рейкьявика подписал документ на выделение земельного участка под русский храм с правом аренды на 50 лет и возможностью продления на такой же срок несколько лет назад. Однако обрушившиеся на Исландию последствия глобального финансово-экономического кризиса не позволили тогда приступить к строительным работам.
Вопрос об источниках финансирования строительства храма и сейчас остается открытым. Любовь Слиска выразила в этой связи надежду, что российские деловые круги окажут поддержку строительству и что возводимый «всем миром» православный храм послужит консолидации русскоязычной общины соотечественников, проживающих в Исландии.
«Мы надеемся, что русские люди проявят заботу о православных верующих в Исландии», - выразил в этой связи надежду архиепископ Марк.
Знаменитый скрипач, художественный руководитель и главный дирижер Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков вместе с другими музыкантами дал благотворительный концерт в католическом соборе Ландакоткиркья в Рейкьявике, часть сборов от которого была направлена на строительство православного храма. Между номерами программы на исландском, русском, французском и польском языках был прочитан по частям отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о Благовещении.

РЕЙКЬЯВИК, 23 ноя — РИА Новости, Дмитрий Виноградов. Русская община Исландии ищет 2,5 миллиона евро на строительство православного храма в центре Рейкьявика, сообщил РИА Новости настоятель Свято-Николаевского прихода Московского Патриархата в Рейкьявике протоиерей Тимофей Золотуский.

Один миллион евро приходу уже пообещали состоятельные московские благотворители, но всего на храм, который станет "первым православным храмом в самой северной столице мира", нужно 3,5 миллиона.

Участок вызывал интерес бизнесменов и неудовольствие соседей

Исландцы "перенесли" "Евгения Онегина" в годы революции в России Действие первой картины происходит, по задумке постановщика, в 1915 году, революционные события уже назревают. А затем зритель оказывается в "Петербурге" 1917 года. Группа рабочих с красными флагами выбегает на сцену во время финального объяснения Евгения и Татьяны.

Еще несколько лет назад после долгих переговоров мэрия Рейкьявика выделила православной общине престижный участок около городского порта, в туристическом центре старой части Рейкьявика. Участок передан в аренду на 50 лет с возможностью последующего продления еще на 50. Это очень удачное место: храм будет хорошо виден прибывающим кораблям и яхтам. Пока, впрочем, на участке стоит только камень, заложенный в основание храма еще в мае 2011 года.

Зато месяц назад произошло "эпохальное", как шутят в общине, событие — местная электрическая компания наконец-то убрала с участка трансформаторную будку — можно начинать строительство.

Его проект разработан в центре храмового искусства имени Андрея Рублева (ЦХИАР) под руководством Александра Солдатова, который был консультантом при строительстве кафедрального собора в Париже. Церковь в Рейкьявике будет не очень высокой — 22 метра (не считая креста). Такой размах, правда, не понравился некоторым местным жителям.

"К нам приходили люди, заинтересованные в этом участке, предлагали его продать под отель или торговый центр, намекая на связи в мэрии Рейкьявика, — рассказала РИА Новости директор Культурно-духовного центра русскоговорящих соотечественников Анна Вальдимарсдоттир. — А когда мы им вежливо объяснили, что земля принадлежит городу и не продается, вдруг появилась некая организация соседей, борющихся за красоту района - они высказали опасения, что храм не впишется в местную архитектуру, будет закрывать окружающие здания и не будет соответствовать духу Рейкьявика. Что он будет слишком красивым".

Возглавил инициативную группу местный архитектор, живущий в этом районе. Он писал обращения в мэрию и в газеты, даже нарисовал коллаж с гипертрофированным храмом. Активисты начали сбор подписей против строительства.

Община ответила симметрично. "Мы обратились к нашим соотечественникам, да и просто к соседям-горожанам. И собрали такое количество положительных отзывов, что не осталось темы для дискуссии", — вспоминает Вальдимарсдоттир.

Но на этом волнения и тревоги общины не закончились. "Были разбитые стекла, были разрисованные стены временного храма. Были даже попытки "покрестить" меня в другую веру. Много чего было, - усмехается отец Тимофей. — Главное, что с Божией помощью выстояли. И посольство наше поддержало".

Церковь как центр культуры и традиций

По данным Статистического бюро Исландии, в этой 330-тысячной стране сейчас живут около 3,5 тысячи русскоязычных выходцев из России и бывших республик СССР. Впрочем, русский временный домовый храм посещают не только они, но и представители других православных церквей — сербы, болгары, румыны, греки, православные поляки. Ведь своих церквей, даже временных, у этих общин нет.

Официально в Свято-Николаевском приходе зарегистрировано более 600 человек. На воскресную литургию обычно приходят 30-40 человек. А по большим праздникам в нынешний домовой храм не могут поместиться все желающие. Поэтому на большие праздники, когда приходят 200-300 человек, приход арендует лютеранский кафедральный собор на Пасху и католический - на Рождество. Однако общине нужен не только православный храм, считает Анна Вальдимарсдоттир.

"При церкви будет еще и Культурно-духовный центр русскоговорящих соотечественников. Рядом с храмом мы построим здание культурного центра для всех наших сограждан — здесь разместится наша русская библиотека и русская школа, которая в Рейкьявике работает уже 13 лет. Будут проводиться выставки, собрания и конференции", — заявила она.

"Работая над проектом храма, мы поняли, что надо развивать и культурно-социальную составляющую, общаться с людьми не только как с прихожанами. Многие ведь не являются православными", — признается Вальдимарсдоттир.

Их общий с отцом Тимофеем замысел заключается в том, что это будет своего рода форпост культуры. Мост, который соединит русскую общину Исландии с Россией и знакомить саму Исландию с русским культурным наследием.

"Речь идет не только о религиозной организации. Русскоязычная община — это место, где подрастающее поколение, дети соотечественников приобщаются к корням нашей культуры, впитывают нравственные ценности, установки, которые мы принесли с собой. Потому что окружающая среда здесь немного отличается, задает другие векторы. Мы же несем с собой те самые традиционные ценности", — подчеркнул протоиерей Тимофей Золотуский.

Святой Николай возвращается в Исландию

Уже решено, что храм будет освящен в честь святителя Николая, чье имя с 2001 года носит приход в Рейкьявике.

"Тогда возник вопрос, в честь какого праздника или святого освятить приход. Был выбран святитель Николай, потому что он покровитель моряков и путешественников. Кроме того, в средневековой Исландии он был одним из наиболее чтимых святых. До Реформации (когда почитание святых было запрещено), большое число храмов было посвящено этому святому. Известно также, что в соседней Гренландии, когда там находилась учрежденная викингами епископская кафедра, деревянный кафедральный собор был также освящен в честь святителя Николая", — объяснил отец Тимофей.

Сейчас православные службы проходят во временном домовом храме, обустроенном в арендованном доме. За него община ежемесячно платит почти 2,5 тысячи евро, в таких условиях скопить еще и какие-то деньги на строительство большого храма нереально.

"Это уже четвертое место в Рейкьявике, где мы молимся. Одно время молились в лютеранской часовне, потом — на территории посольства", — вспоминает отец Тимофей.

А первую православную литургию в постсоветское время здесь, в Исландии, совершил еще в 1995 году митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Он приезжал, чтобы совершить крещение своей правнучатой племянницы. И по просьбе тогда еще немногочисленной русской общины совершил литургию.

"Наверное, это послужило каким-то толчком для наших сограждан задуматься, что не только хлебом единым жив человек и что можно сохранять православную веру, даже находясь далеко от родины", — заявил отец Тимофей.


© Православный приход Рейкьявика

2,5 миллиона евро пока не хватает

Сам же настоятель приехал в Исландию из Москвы в 2005 году, когда Патриархат решил, что здесь нужен постоянный священник.

"Я трудился в Отделе внешних церковных связей. Как-то вызвал меня митрополит Кирилл (будущий патриарх, тогда глава отдела). Вызов к главе отдела — это всегда волнительно: никогда не знаешь, зачем. Захожу к владыке, как всегда, взял благословение, поздоровался. Владыка спрашивает: "Отец Тимофей, есть такая страна — Исландия. Знаете, что там приход недавно открыли?" А я знал, потому что работал в службе коммуникаций, и все новости проходили через нас. Кроме того, я служил с отцом Владимиром Александровым, которого несколько раз туда направляли на праздники. Отвечаю: "Да, владыка, знаю". Он рассказывает, что туда решено направить постоянного священнослужителя. "Там община, надо строить храм, получать под него землю. Знаете ли, кто это будет?" "Ну, владыка, теперь, наверное, знаю", — ответил. Он спросил, конечно, готовы ли поехать — это не было приказание", — рассказал Тимофей Золотуский.

По предварительным подсчетам, на строительство храма в Рейкьявике нужно 3,5 млн евро — стройматериалы и рабочая сила в Исландии дорогие. Один миллион уже пообещали попечители из Москвы. Где взять остальные, пока неясно.

"Рассчитываем мы только на отечественный бизнес, потому что исландский нам помогать не будет. У нас есть, например, контакты с арктическими регионами России, так как Исландия входит в круг арктических стран, и наши северные регионы в этом сообществе взаимодействуют. Может быть, какую-то помощь сможет кто-то из губернаторов оказать", — рассчитывает настоятель прихода.

"Может быть, кого-то из представителей бизнеса не очень интересует идея воцерковления, но его может заинтересовать идея поддержать русскую культуру и образование на далеком севере. Но чтобы для себя ответить на вопрос, кому и зачем сегодня нужен первый православный храм в самой северной столице мира, лучше, конечно, приехать сюда, в Исландию, и видеть, чем живет русская община на этом красивом, но суровом острове", — добавила Анна Вальдимарсдоттир.


© Православный приход Рейкьявика