Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Инки в средние века. История древней цивилизации - империя инков кратко

Инки — малочисленное южноамериканское племя, сумевшее подняться на самую вершину власти и создать могущественную империю, которая покорила множество народов и изменила облик Анд.

Они сумели, превратится из малочисленного безвестного племени из долины Куско, в правителей Анд. И создать великую империю Инков, построенную на точнейшем учете продовольствия и поразившую пришельцев из Европы грандиозными сооружениями.

Империя Инков стала крупнейшим по площади и численности населения государством в Южной Америке в XI-XVI вв. Территория их империи протянулась от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили и включила в себя территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора и частично Чили, Аргентины и Колумбии.

Инки называли свою империю – Тауантинсуйу (четыре соединенные стороны света). Такое название произошло из-за того, что из долины Куско выходили в разных направлениях четыре дороги, и каждая, независимо от своей длины, носила название той части империи, куда она вела.

Правителем этих обширных территорий являлся Инка, так своего правителя называли индейцы. Дословно «Инка» означает «правитель», «повелитель», «король». А само слово “Инка” являлось неотъемлемой частью имени вождя империи. Со временем «инками» стали называть не только правителя империи, но и других представителей господствующего класса. А с появлением завоевателей, понятие «инка» или «инки» распространилось на все племя индейцев, населявших империю Тауантинсуйу.

Образование Великой империи Инков.

Долгое время считалось: великую империю инков создал один-единственный гений. Блистательный Пачакутек-Инка-Юпанки, первый правитель инков, этакий местный Александр Македонский, как предполагалось, в начале XV века превратил горстку глинобитных хижин в могущественную империю на протяжении жизни одного лишь поколения.

Но археолог из Чикагского Университета Брайан Бауэр уверен, что корни династии инков уходят глубже XV века. Прибыв в 1980-м году в Перу, вместе со своим коллегой Р. Аланом Кови, ныне археологом университета в Далласе, и командой помощников-перуанцев он в течение четырех полевых сезонов вдоль и поперек прочесывал крутые горные склоны – и в итоге обнаружил тысячи неизвестных памятников инкской культуры. Стало очевидно: государство инков возникло между 1200 и 1300 годами. А могуществом их одарило… изменение климата. Более сильные соседние племена, к началу XII века постепенно утратили свою власть. Отчасти это произошло из-за засухи, которая, свирепствуя в Андах более ста лет и привела к голоду и смуте.

Во всех уголках Перуанского нагорья происходили стычки за скудные запасы воды и еды. Толпы беженцев устремились в горы, т.к. лишь на холодных, открытых всем ветрам вершинах Анд можно было укрыться от набегов.

А вот у инков в плодородной долине Куско недостатка в источниках воды не было – и земледельцы из племени инков с места не двинулись. Пока менее удачливые соседи истребляли друг друга, процветающие селения инков объединились в маленькое государство, способное защитить себя от вражеских набегов. И между 1150 и 1300 годами, когда климат в Андах значительно потеплел, инки из Куско сумели этим потеплением воспользоваться.

По мере роста температуры они постепенно поднимались по горным склонам на 250–300 метров, сооружая многоярусные земледельческие террасы для предохранения почв от эрозии, орошая поля с помощью каналов, свидетельствующих о высоком уровне инженерной мысли и собирая рекордные урожаи кукурузы. Переизбыток урожаев позволил инкам «освободить большое количество людей для других видов деятельности – например, строительства дорог или поддержания крупной армии». И вот настал день, когда Инка смог призвать больше воинов и обеспечить оружием и продовольствием более многочисленную армию, чем любой другой из вождей-соседей.

Создав регулярную армию, инкские владыки начали заглядываться на чужие земли и богатства. Они стали заключать династические союзы с вождями соседних племен и расточать дары новым союзникам. При покорении соседних племен инки с одной стороны использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к их империи. Если же соседи не велись на дипломатию – их усмиряли силой. И постепенно сформировалось мощное государство со столицей – священным городом Куско основанным на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами.

Окрыленные успехом своих завоеваний, инкские правители обратили свои взоры дальше – на богатые земли на юго-востоке, где на высоте 3840 м находилось обширное плато с озером Титикака. В XV веке один из величайших правителей инков, Пачакутек-Инка-Юпанки, замыслил военный поход на юг.

Надменные владыки приозерных государств имели без малого 400 тысяч подданных. Их изобильный край манил к себе. Горные склоны прорезали золотые и серебряные жилы, а на сочных зеленых лугах паслись стада альпака и лам. Военные успехи в Андах во многом зависели именно от них: лама, единственное животное на всем континенте, могла перенести на спине груз весом 30 килограммов. Кроме того, ламы, а также альпака, – это мясо, кожа и шерсть. Военные пайки, обмундирование, передвижение армии – все зависело от наличия лам. И если бы правителю инков не удалось покорить владык, которым принадлежали эти стада, пришлось бы с трепетом ожидать дня, когда самим придется сдаться на милость победителю.

Пачакутек подчинял одного южного правителя за другим, все больше расширяя границы своей империи, которая на пике своего существования стала одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи инков достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек.

Однако военные победы стали лишь первым шагом на пути к величию. Если империя Александра Македонского развалилась сразу после его смерти, то наследие правителя инков Пачакутек-Инка-Юпанки оказалось куда более живучим. Потому что здесь после воинов за дело взялись чиновники и строители.

Мудрое правление Инков.

Когда в какой-либо из провинций вспыхивало восстание, инкские правители устраивали переселение народов: разбавляли местное население верными подданными, а непокорных забирали поближе к столице. Жителей отдаленных, окруженных высокими стенами деревень переселяли в новые города, которые располагались вдоль построенных инками дорог, – дороги обеспечивали быстрое продвижение войск. Наместники инков приказывали строить придорожные склады для этих войск, а подданные должны были заполнять склады провиантом и другими необходимыми запасами. Предусмотрено было все, и шансы на восстание стали ничтожны. Инки были гениями организации.

Андская цивилизация достигла расцвета. Инженеры превратили разрозненные группы дорог в единую систему, связавшую все уголки империи. Крестьяне создавали ирригационные каналы, разбивали высокогорные земледельческие террасы, где выращивали около семи десятков различных культур, и запасали в хранилищах столько продовольствия, что на нем можно было продержаться от трех до семи лет. Чиновники в совершенстве овладели инвентаризацией. Они знали о содержимом всех хранилищ на территории бескрайней империи, ведя учет с помощью андской формы компьютерного кода – связок из разноцветных нитей с комбинацией узелков под названием кипу. Каменотесы возводили шедевры архитектуры.

Уайна-Капак мертвый правитель Инков.

Около 1493 года на престол взошел новый правитель инков – Уайна-Капак. В то время казалось, что династии инков подвластно все на свете. При строительстве новой столицы в Эквадоре рабочие, не знавшие колеса, перетащили каменные глыбы из долины Куско на расстояние 1,6 тысячи километров по горной дороге. Для этих работ Уайна-Капак согнал более 4,5 тысячи бунтующих подданных.

А маленькая армия из мужчин и женщин изменяла природу – удивительным по тем временам способом. При создании царской резиденции Уайны-Капака (территория размером с семь футбольных полей) рабочие передвинули русло реки Урубамбы в южную часть долины, сровняли с землей холмы и осушили болота, чтобы посадить кукурузу, хлопок, арахис и перец чили. В центре «новой земли» из камней и кирпичей возвели загородный дворец Уайны-Капака – Киспигуанка.

В просторных чертогах, окруженных парками, возделываемыми полями и садами, Уайна-Капак принимал гостей, играл в азартные игры с приближенными. Иногда отправлялся на охоту. Для этого не нужно было выезжать за пределы поместья: в распоряжении правителя были уединенный охотничий домик и лес, где в изобилии водились олени и другие дикие звери.

Около 1527 года Уайна-Капак умер в Эквадоре от какой-то загадочной болезни – но власти при этом не лишился. Приближенные мумифицировали его тело, перевезли обратно в Куско, и члены царской семьи часто посещали усопшего монарха, прося у него совета по важным вопросам и внимая ответам, которые изрекал восседающий рядом оракул. И после своей смерти Уайна-Капак оставался владельцем Киспигуанки и поместья: весь урожай со здешних полей должен был идти на то, чтобы веки вечные содержать в роскоши его мумию, слуг, жен и потомков.

Поскольку традиции наследования были столь странны, что все чертоги оставались в собственности у правителей и после их смерти, неудивительно, что каждый Инка, взойдя на престол, строил для себя и своих потомков новый городской дворец и новую загородную резиденцию. На сегодняшний день археологи и историки обнаружили руины дюжины царских резиденций, построенных по меньшей мере шестью правителями.

Покорение инков испанцам.

В 1532 году на побережье современного Перу высадились иноземные завоеватели во главе с Франсиско Писарро. Который прибыл с 200 пешими воинами, закованными в стальные доспехи и вооруженными смертоносным огнестрельным оружием и всего лишь 27 конями. Однако в дороге его армия пополняется недовольными господством инков. Инки жестоко борются с завоевателями, но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибает от оспы и кори, завезённых испанцами.

Испанцы дошли до Кахамарки, северного города инков, где взяли в плен правителя Атауальпу. Восемь месяцев спустя они казнили своего царственного пленника, и их предводитель, Франсиско Писарро, посадил на престол марионетку – юного принца Манко-Инка-Юпанки.

Столица инков, город Куско, была покорена испанцами в 1536 году. В последующие несколько месяцев испанские завоеватели присваивали себе дворцы Куско и обширные загородные поместья и брали в жены и любовницы девушек из царской семьи. Разгневанный Манко-Инка-Юпанки поднял восстание и в 1536 году попытался прогнать чужестранцев со своих земель. Когда его армия потерпела поражение, он с небольшим количеством приверженцев скрывается в горный регион Вилькабамба, где господство инков продолжается ещё около 30 лет.

В 1572 году последний правитель инков - Тупак Амару был обезглавлен. Это обозначило конец империи Тауантинсуйу. Государство было разграблено, культура инков разрушена. Обширная сеть инкских дорог, хранилищ, храмов и дворцов мало-помалу пришла в упадок.

В XI веке на территории, где теперь расположена современная республика Перу, появился народ, который основал цивилизацию, ставшую впоследствии одной из самых мощных в Южной Америке. Он носил название инки (или, если точнее, инка). Изначально инки были всего лишь племенем индейцев языковой семьи кечуа, но смогли достичь в своем развитии высочайшего уровня, основав государство Тауантинсуйу. Став господствующим слоем и верховным правителем внутри своей империи, инки стремились к совершенствованию социального строя и достигли в этом приличных вершин. Система дорог Тауантинсуйу имела высокий уровень развития, что немаловажно для поддержания географической целостности государства. В строительстве каменных зданий им тоже не было равных: сооружения выдерживали сильнейшие землетрясения, несмотря на то, что строились без цемента. Надо отметить, что от подобных стихийных бедствий в более поздние времена были сильно разрушены воздвигаемые испанцами сооружения. Инки набирали опыт в области хирургии, осуществляли сложные операции, успешно занимались мумификацией. Тем не менее, несмотря на все свои достижения, эта цивилизация оказалась сломленной считанным числом испанцев, завоевавших принадлежащие древнему народу земли.

Задолго до появления инков в андском регионе существовали и другие культуры. К 3000 году до нашей эры на побережье появилось множество рыбацких деревушек, а первые охотники и рыболовы селились здесь еще за 12000 лет. Известно, что и у подножья гор существовали небольшие общинные поселения.

Гораздо позднее пришли в Анды ремесленники, стили работы, эстетическая составляющая изделий и технология которых различается археологами по периодам, именуемым «горизонтами». Ремесленники относились к социальным группам, воздвигавшим населенные пункты на востоке склонов уже спустя века после появления в этой местности рыбаков. Люди изобрели действенные методы, позволявшие им орошать поля, собирать урожай, и теперь успешно применяли их на новом месте.

В небольшой долине к северу существовало поселение под названием Чавин де Уантар. Его жители совершали открытия, считавшиеся в то время передовыми, примером может служить изобретение ткацкого станка. Их эксперименты с производством сплавов благородных металлов венчались успехом. А доказательством достижений в сварке и паянии служили скульптуры из металла достаточно большого размера.

Населенные пункты образовывались, как правило, вокруг храмовых центров. Именно комплекс, находящийся в Чавин де Уантар, дал название стилю, сопряженному с зарождающейся на той территории религией, - чавинскому, который достиг своих вершин к 400 г. до н. э. Чавинцы изображали различных богов с животными, обитающими в районах Амазонки, на крашеных тканях. Из Чавин де Уантар в другие людские поселения ходили жрецы, распространяя религию. В ее основе лежало поклонение оракулу, который, как верили жители этих мест, мог общаться с богами, просить их о чем-либо, предсказывать будущее и избавлять от болезней.

Ранний промежуточный период: 400 г. до н. э. - 550 г. н. э.

В этот период на побережье Перу, а точнее, на его южной части, зарождаются разнообразные местные стили. Примером может выступать паракасская (по названию полуострова Паракас) культура, славящаяся чудесными тканями. В этом стиле создавались склепы, одновременно вмещающие 40 человек и по форме напоминающие бутылку.

В изготовлении изделий из керамики достиг успехов другой народ – наска. Жили наски в двухстах милях от того места, где теперь располагается Лима – город, являющийся нынешней столицей Перу. Они известны еще и благодаря своим наземным рисункам, вероятнее всего, имевшим какое-то отношение к религии народа. Наски выкладывали огромные линии, избавляясь на желаемом участке от камней и гравия. Так открывались более блеклые слои почвы, по краям которых потом насыпалось всё, что было убрано ранее.


Около 150 миль северного побережья контролировала еще одна культура. Это был воинственный народ моче, возникновение которого в Перу относят к приблизительно 100 г. до н. э. Индейцы создали в тех краях целую отрасль металлургии. Они строили различные здания, используя для этого кирпич-сырец, который сушили под солнцем. Имелся у моче и свой стиль, воспроизведенный главным образом в различной посуде с реалистичными изображениями.

Средний горизонт: 550 - 900 гг. н. э.

На берегах озера Титикака примерно в 100 г. до н. э. поселились люди, начавшие 200 лет спустя возведение города Тиауанако. Там же строились различные сооружения, такие как и холмы из камня. Их украшали резьбой, изображающей божества, прообразами которых были чавинские боги. С приходом тиаунаканцев началась эра больших городов. Повсюду отправлялись их торговые караваны (товары перевозили на ламах), а также помимо владения землями вокруг озера Титикака создавали далекие колонии. Но до своего полного исчезновения народ правил на территории южных Анд сравнительно недолго: в течение пятисот лет, начиная с 500 г. н. э.


Тем временем на расстоянии около 600 миль к северу шло активное развитие города Уари. Бывший когда-то маленьким поселком, теперь он имел под землей водопроводную систему снабжения. Пожалуй, наиболее часто встречающейся деятельностью населения, составлявшего 35 - 70 тысяч человек, было ткачество. Этот народ разработал концепцию централизованного государства и ряд рекомендаций, следуя которым можно его создать. Исчезновение уари пришлось на 900 г. н. э.

Поздний промежуточный период (прибрежный): 900 - 1476 гг. н. э.

Итак, разрушение империй принесло плоды: наступило время междоусобных войн. По примеру уари мелкие народы предпринимали попытки создания своих метрополий. Удалось это племени чиму, последовательно объединившему в составе нового государства более 600 миль побережья. Наступать они начинали от земель, которые когда-то принадлежали культуре моче. Общество чиму было строго стратифицированным, с особенным почитанием относились к хорошим ремесленникам. Столица империи, именуемая Чан-Чан, несмотря на свое расположение в пустыне, была хорошо снабжена водой. Усилению государства способствовала хорошая организация ирригационной системы. К тому же под руководством владык Чиму были завоеваны Чанкей, Ика-Чинка и Сикан – соседние культуры, последняя из которых отличалась своим умением украшать ткани, одежду и посуду прекраснейшими узорами. Бороться за власть им пришлось позднее, уже с другими врагами. Как нетрудно догадаться, это были инки.


Поздний промежуточный период (горные районы): 900 – 1476 гг. н. э.

Поселения потомков инков находились достаточно высоко: почти 11 тысяч метров над уровнем моря - в долине Куско. Несмотря на постоянный рост столицы государства, народ стал заниматься активным развитием, лишь начиная с 1200 г. н. э. Полной власти в Андах они тоже не имели. Этой идеей в 1438 году задался «Сотрясающий землю» Пачакути Инка Юпанки. Он захватил престол, собрал соратников и отправился в военный поход, преследуя цель создания одной большой и могущественной империи. Одни государства были готовы на переговоры, другие Пачакути завоевывал. Правитель перестроил столицу, при нем она превратилась в красивый город с каменными дворцами и храмами. Он организовал действенную систему управления провинциями, грамотно выбрав чиновников, исходя из негласного правила – чтобы их интересы совпадали с государственными. Пакачути не удалось захватить только Чиму, но позднее это исправил Топа Инка – его сын, властвовавший с 1471 года. Тогда империя инков разрослась на громадные территории, занимая земли от Эквадора до Чили.

Древние Боги

Мексиканские индейцы считают поистине священным для себя местом. По поверьям людей, живших в том городе в древности, существование человека ограничивалось пятью эпохами. По окончании предпоследней из них, когда на небесах перестало светить Четвертое Солнце, в этом городе собрались боги, чтобы вынести решение, кто же возьмет на себя роль Пятого Солнца. Один из них, надменный бог по имени Текуксистекатль, от страха совершил прыжок в пепел и превратился в Луну. Потом произошло самосожжение другого, Нанауацина, который стал Солнцем.

Тогда в обличии белого человека с бородой явился сын Омеотля (верховного божества) по имени Кецалькоатль. Его называли «Пернатым змеем». Существуют предположения, что он реально существовал и был знаком и , и , и народам Южной Америки. Но вернемся к легендам. Люди верили, что Кецалькоатль ходил на Гору Обеспечения и принес оттуда в их мир медицину, а также добыл кукурузу, научил получать огонь и готовить на нем пищу. Он был создателем поистине справедливого мира и всех его законов. Там не знали о войне и не приносили человеческих жертв. Кроме того, он обозначил точную дату, когда придет конец Пятому Солнцу – 23 декабря 2012 года, и создал календарь.


(Предположительно) Кецалькоатль

Кецалькоатль правил до тех пор, пока верховный жрец (а по другому варианту легенды тоже бог) Тецкатлипока не приказал своим подручным показать «Пернатому змею» в зеркало его стареющее тело. Мирового правителя охватила хандра, справиться с которой захотели помочь ему колдуны. Они воспользовались этим шансом и вместо обещанного средства против старения подсунули Кецалькоатлю пульке. После этого он нарушил прививаемые им самим народу принципы, вступив в любовную связь с собственной сестрой.

Тецкатлипока правил совсем по-другому. Он требовал принесения человеческих жертв на божественном алтаре, чтобы отложить конец пятой эпохи. Надо сказать, что воинствующий народ ацтеков был только рад кровопролитию. Якобы по воле богов и для подпитки их энергией они ежемесячно обезглавливали людей, сжигали, душили, сбрасывали с обрывов, умерщвляли стрелами. В качестве жертв выступали рабы и пленные. Поклонялись ацтеки богам дождя и войны. Делали они это в своей столице, а точнее, самом ее центре – на горе Змея.

Тем временем Кетцалькоатль пребывал в Чолуле. По легенде, примерно в 999 году он отбыл на Юкатан, а потом пропал в морских водах, передвигаясь на плоте из змей. Он пророчил свое возвращение в год тростникового прута. «Се акатль» пришелся на 1519 год, что совпало с прибытием в страну испанцев.

К слову сказать, мексиканцы приняли Кортеса, рыжебородого и светлолицего испанского завоевателя, за Кетцалькоатля. Это значительно облегчило ему достижение цели. Испанцы разрушили храм в Чолулу, построив на его месте христианскую церковь, даже не встретив сопротивления. Таким образом, Кортес со своими сторонниками одержали победу над народом Мексики, положив тем самым конец жертвоприношениям и поклонению идолам.

Настоятельно рекомендую к просмотру документальный фильм А. Склярова " Перу и Боливия Задолго до Инков ", который значительным образом раскрывает несостыковку археологических находок на территории древних инков с версией официальной истории.

Считается, что Инки пришли в долину Куско, где основали столицу империи, около 1200 г. Американский археолог Дж. X. Роу, проводивший раскопки в районе Куско, предположил, что до первой половины XV в. государству инков принадлежало всего несколько горных долин, и начинал отсчёт имперского периода с 1438 г. - даты, когда правитель государства Инка Пачакути Юпанки разбил воинственных индейцев-чанка и присоединил к своему государству «западную часть света». Однако цивилизация Инков наверняка осуществляли экспансию и до разгрома чанка, но она была направлена в основном к югу от Куско.

В 1470 г. армии Инков подступили к столице . После длительной осады империя Чиму пала. Многих искусных ремесленников победители переселили в свою столицу - Куско. Вскоре Инки покорили и другие государства, включив их в свою новую империю: Чинча на юге Перу, Куисманку, объединявшую при-брежные долины центральной части страны, в том числе и храмовый город Пачакамак, небольшие государства Кахамарка и Сикан на севере.

Но наследие империи Чиму не пропало. Иперия Инков не стала разрушать столицу Чан-Чан и сохранили в целости дороги, каналы, террасные поля, сделав эти земли одной из самых процветающих провинций. Многовековая культура индейцев Перу стала основой древней цивилизацией.

От поражающих воображение чудес и сокровищ империи Инков до наших дней не дошло почти ничего. Захватив правителя инков Атауалыту, испанцы потребовали - и получили-в качестве выкупа за его жизнь 7 т золотых и около 14 т серебряных изделий, которые тут же переплавили в слитки. После того как конкистадоры казнили Атауалыту, Инки собрали и спрятали остававшееся в храмах и дворцах золото.

Поиски пропавшего золота продолжаются и поныне. Если когда-нибудь археологам посчастливится найти эту легендарную сокровищницу, мы, несомненно, узнаем о цивилизации «детей Солнца » много нового. Сейчас же количество изделий инкских мастеров можно пересчитать по пальцам - это золотые и серебряные фигурки людей и лам, великолепные золотые сосуды и нагрудные диски, а также традиционные ножи туми в форме полумесяца. Объединив собственные технологии с традициями ювелиров Чиму, инкские металлурги достигли совершенства в обработке драгоценных металлов. Испанские хронисты записали историю о золотых садах, украшавших храмы, посвященные Солнцу. Достоверно известно о двух из них - в прибрежном городе Тумбес на севере империи и в главном свя-тилище Куско, храме Кориканча. Деревья, кустарники и травы в садах были сделаны из чистого золота. Золотые пастухи пасли на золотых лужайках золотых лам, а в полях зрела золотая кукуруза.

Архитектура

Вторым высочайшим достижением инков можно по праву считать архитектуру. Уровень обработки камня при инках превосходит лучшие образцы мастерства каменотёсов Чавина и Тиауанако. Простые, «типовые», здания строились из небольших камней, скреплённых глиняно-известковым раствором - пирка. Для дворцов и храмов использовались гигантские монолиты, не скреплённые между собой никаким раствором. Камни в таких сооружениях держатся за счёт многочисленных выступов, цепляющихся друг за друга. Примером может служить знаменитый двенадцатиугольный камень в стене в Куско, так плотно пригнанный к соседним глыбам, что между ними нельзя просунуть даже лезвие бритвы.

Архитектурный стиль инков суров и аскетичен; здания подавляют своей мощью. Однако когда-то многие постройки были украшены золотыми и серебряными пластинами, придававшими им совершенно иной облик.

В городах инки использовали плановую застройку. Основным элементом города был канча - квартал, состоявший из жилых домов и складов, расположенных вокруг двора. В каждом крупном центре имелись дворец, казармы для солдат, храм Солнца и «монастырь» для посвященных Солнцу девственниц аклья.

Великие дороги Инков

Все города империи связывались между собой сетью превосходных дорог . Две главные магистрали, к которым примыкали дороги поменьше, соединяли крайние точки на севере и юге страны. Одна из дорог шла по побережью от Гуаякильского залива в Эквадоре до реки Мауле, южнее современного Сантьяго. Горная дорога, называвшаяся Капак-кан (Царский путь), начиналась в ущельях севернее Кито, пройдя через Куско, сворачивала к озеру Титикака и обрывалась на территории современной Аргентины. Обе эти артерии вместе с примыкавшими к ним второстепенными дорогами тянулись более чем на 20 тыс. км. Во влажных местах дороги мостили или заливали водонепроницаемой смесью из листьев маиса, гальки и глины. На засушливом побережье дороги старались прокладывать по участкам выхода твёрдых пород. На болотах возводились каменные дамбы, снабжённые дренажными трубами. Вдоль дорог устанавливались столбы, указывавшие расстояние до населённых пунктов. Через равные промежутки имелись постоялые дворы - тамбо. Ширина полотна на равнинах достигала 7 м, а в горных ущельях сокращалась до 1 м. Дороги прокладывали по прямой линии, даже если для этого приходилось долбить тоннель или срубать часть горы. Инки построили замечательные мосты, самые знаменитые из которых висячие, предназначенные для переправы через горные потоки. На каждой стороне ущелья возводились каменные пилоны, к ним прикреплялись толстые канаты - два служили перилами, а три поддерживали полотно из ветвей. Мосты были так прочны, что выдерживали испанских конкистадоров в полном вооружении и верхом на лошадях. Местным жителям вменялось в обязанность раз в год менять канаты, а также ремонтировать мост в случае надобности. Крупнейший мост подобной конструкции через реку Апуримак имел 75 м в длину и висел в 40 м над водой.

Дороги стали основой империи , раскинувшейся на огромном пространстве от Эквадора на севере до Чили на юге и от Тихоокеанского побережья на западе до восточных склонов Анд. Уже само название государства претензий на мировое господство. Это слово на языке кечуа означает«четыре соединённые между собой страны света». По странам света происходило и административное деление: на севере находилась провинция Чинчасуйю, на юге - Кольясуйю, на западе - Контисуйю и на востоке - Антисуйю.

В период правления самых знаменитых императоров - Тупак Юпанки, занявшего престол в 1463 г, и Вайно Капака (1493-1525 гг.) государство окончательно обрело черты централизованной империи.

Общество

Во главе государства стоял император - Сапа-Инка, Единственный Инка. Была проведена перепись населения империи и введена десятичная административная система, с помощью которой собирались налоги и вёлся точный подсчёт подданных. В ходе реформы всех наследственных вождей заменили назначаемыми губернаторами - кураками.

Всё население страны несло трудовые повинности: обработку государственных полей маиса и батата (картофеля), содержание государственных стад лам, воинскую службу и работы на строительстве городов, дорог и рудниках. Кроме того, подданные обязаны были уплачивать и натуральный налог - тканями и скотом.

Широко распространилась практика массовых переселений на покорённых территориях. Язык кечуа, на котором говорили инки, был объявлен официальным языком империи. Обитателям провинций не запрещалось пользоваться и своим родным языком. Обязательное знание кечуа требовалось только от должностных лиц.

Письменность

Считается, что инки не создали собственной письменности. Для передачи информации у них существовало узелковое письмо «кипу», великолепно приспособленное для нужд управления и экономики. Согласно одной из легенд, у инков некогда имелась письменность, даже книги, но все они оказались уничтожены правителем реформатором Пачакути, «переписывавшим историю». Исключение было сделано лишь для одной, хранившейся в главном святилище империи Кориканча. Грабившие столицу древней цивилизации Инков испанцы обнаружили в Кориканче покрытые непонятными знаками холсты, вставленные в золотые рамы. Рамы, разумеется, переплавили, а холсты сожгли. Так погибла единственная писаная история империи инков.

Известно о нескольких цивилизациях, существовавших на территории Южной Америки, однако наиболее значимой считается цивилизация инков. В пятнадцатом веке её население составляло не менее шести миллионов человек, живших на огромной территории. Во главе Империи стоял сын Солнца Инка – божественный правитель. Экономика основывалась на земледелии. Все подданные месяц в году были обязаны отработать на общественных работах, строя объекты государственного назначения: крепости, каналы, мосты, дороги. Государством регламентировались все стороны жизни граждан, включая личную жизнь. Инками созданы легенды, мифы, религиозные гимны, эпические поэмы и даже драматические произведения. Настоящей письменности эта цивилизация не имела, поэтому от её культурного наследия мало что сохранилось. Империя инков пала с приходом завоевателей из Европы в середине шестнадцатого века.

Импе́рия И́нков (кечуа Tawantin Suyu, Tawantinsuyu, Тауантинсу́йу, Тавантинсу́йу, Тавантинсу́йю) - крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI-XVI вв. Занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии. Первым европейцем, проникшим в Империю инков, был португалец Алежу Гарсия в 1525 году. В 1533 году испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 году государство инков прекратило своё существование. Есть гипотеза, что последним независимым пристанищем инков является ненайденный город (страна) Пайтити (до середины или конца XVIII века).

Археологические исследования показывают, что большое количество достижений было унаследовано инками от предшествующих цивилизаций, а также от подчинённых ими соседних народов. К моменту появления на исторической арене инков в Южной Америке существовал ряд цивилизаций: Моче (культура Мочика, известная цветной керамикой и ирригационными системами), Уари (это государство явилось прообразом Империи инков, хотя население говорило, по-видимому, на ином языке - аймара), Чиму (центр - город Чан-Чан, характерная керамика и архитектура), Наска (известные тем, что создали так называемые линии Наска, а также своими системами подземных водопроводов, керамикой), Пукина (цивилизация города Тиауанако с населением около 40 тысяч человек, находившаяся к востоку от озера Титикака), Чачапояс («Воины Туч», известные своей грозной крепостью Куэлап, которую ещё называют «Мачу-Пикчу севера»).

Название страны на кечуа, Тауантинсуйу, можно перевести как четыре объединённых провинции (Tawantin - «группа из четырёх предметов» (tawa «четыре» с суффиксом -ntin, означающим «совокупность»); suyu - «страна», «область» или «провинция»). Как указывает кечуанский лингвист Деметрио Тупак Юпанки: «-ntin - „весь интегрированный“, „всё, составляющие одно целое“. Предыдущие части исчезают, чтобы дать место одной отличной интеграции - одному целому. Оно создаёт то, что по прихоти мы называем „юридическим лицом“, субъект и несущий ответственность отличаются своими составными частями. Как если бы было одно предприятие, в котором юридическое лицо берет на себя ответственность, освобождая тем самым составные части».

Такое название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу (кечуа Kunti Suyu) , Кольясуйу (кечуа Qulla Suyu), Антисуйу (кечуа Anti Suyu) и Чинчасуйу (кечуа Chinchay suyu). Кроме того, из Куско (кечуа Qusqu) в четыре стороны выходили четыре дороги, и каждая из них именовалась по названию той части империи, в которую она вела.

В Андской области и прилегающем к ней побережье в 1-м тыс. до н. э. - 1-м тыс. н. э. возникли развитые земледельческие цивилизации Чавин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако и др. В XII веке на берегах озера Титикака появляется народ, которым руководит Инка - верховный правитель. Он переселяется в новую столицу - Куско и распространяет своё влияние на огромной территории, охватывающей к XV-XVI вв. большую часть современных Эквадора, Перу, значительную часть Боливии, Чили, Аргентины, а также небольшой район Колумбии.

Создание государства приписывается легендарному Инке Манко Капаку, он же основал столицу - город Куско, на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами.

После создания территория страны постоянно расширялась. В особенности после того, как Инка Яуар Уакак создал в империи регулярную армию. Большие завоевания осуществил Инка Пачакути. Он создал настоящую империю, ведь до этого инки были всего лишь одним из многочисленных индейских племен, а Куско - обычным городком. Большинство подконтрольных инкам земель было завоевано Пачакути и его сыном Тупак Инка Юпанки. Небольшая часть территории была присоединена одиннадцатым Инкой - Уайна Капаком. Правители Уаскар и Атауальпа были сыновьями Уайны Капака. После его смерти они начали изнурительную междоусобную войну. К приходу испанцев победителем в войне стал Атауальпа.

При покорении соседних племен инки с одной стороны использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к империи. Они заставляли покоренные племена изучать язык кечуа, насаждали свои обычаи и вводили свои законы. Местная знать и жречество покоренных народов сохраняли своё положение, а отправление местных религий не возбранялось при условии обязательного поклонения общеимперскому богу Солнца Инти. Инки уделяли большое значение сохранению местных народных промыслов и костюма, дабы по платью любого жителя Тауантинсуйу было легко определить его происхождение и социальный статус.

Для инков было характерным разделение власти и общества на: воинов и не-воинов. Главными полководцами и военачальниками были либо правители Империи, либо назначенные ими люди из правящего этноса - инков. При этом, похоже, всё-таки существовало некое двоевластие - полноценный дуумвират: когда хозяйственной деятельностью Империи, снабжением и обеспечением войск занимался правитель (губернатор) города Куско, о чём неоднократно упоминает историк Хуан де Бетансос.

На пике своего существования империя Инков являлась одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек.

В 1521 году Эрнан Кортес завоевал ацтеков. Это завоевание вдохновило Франсиско Писарро. Согласно докладу Хуана де Самано, секретаря Карла V, впервые достоверно о Перу стало известно в 1525 году в связи с завершением первой Южной экспедиции Франсиско Писарро и Диего де Альмагро. Экспедиция вышла из Панамы 14 ноября 1524 года, но вынуждена была вернуться в 1525 году. После этого было осуществлено ещё два похода. В 1532 году Писарро прибывает на побережье современного Перу с 200 пешими воинами и всего лишь 27 конями. Однако в дороге его армия пополняется недовольными господством инков. Инки жестоко борются с завоевателями, но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибает от оспы и кори, завезённых испанцами.

Обманом Писарро смог захватить и казнить Великого инку Атауальпу, после этого сопротивление в течение 2 лет возглавлял военачальник Руминьяви. Столица инков, город Куско, была покорена испанцами в 1536 году. Инка Манко Инка Юпанки с небольшим количеством приверженцев скрывается в горный регион Вилькабамба, где господство инков продолжается ещё около 30 лет. В 1572 году последний правитель инков - Тупак Амару был обезглавлен. Это обозначило конец империи Тауантинсуйу. Государство было разграблено, культура инков разрушена.

В книге «Хроника Перу» Сьеса де Леон первым из европейцев задался вопросом о причине столь лёгкого покорения Империи инков:

Таким образом, хоть я и изобразил Перу как три пустынные и заселенные Кордильеры, из них самих, как я поведал, по воле Господа, выступают долины и реки, за пределами которых никоим образом люди не смогли бы выжить: вот та причина, почему местные жители были так легко завоеваны и почему они служат, не поднимая на восстаний, поскольку, если бы они на это пошли, то погибли бы все от голода и холода. Потому что (как я сказал), за исключением заселенной ими земли, большая часть - не заселена, это сплошные заснеженные горы и поразительной высоты вершины.
- Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава XXXVI.

Покоренные инки вошли в состав народности кечуа. Результат испанского завоевания чётко подметил тот же хронист Сьеса де Леон:

Я не одобряю свержения власти никоим образом, но всё же оплакиваю вымогательства и дурное обращение, учиненные испанцами над индейцами, порабощенных жестокостью, не взирая на их знатность и столь высокое достоинство их народа. Из-за этого все эти долины сейчас уже почти пустынны, в прошлом бывшие густонаселёнными, как многим то ведомо.
- Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава LXI.

Империя делилась на 4 части: Чинчайсуйу - ей соответствовал красный цвет, Кольасуйу - синий цвет, Антисуйу - зелёный цвет, и Кунтисуйу - жёлтый цвет, в свою очередь каждая такая часть состояла из провинций:

к северу от Куско находились: Вилькас (Vilcas), Хауха (Xauxa), Бомбон (Bombon), Кахамарка (Caxamalca), Гуанкабамба (Guancabamba), Томебамба (Tomebamba), Латакунга (Latacunga), Кито (Quito), Каранке (Carangue);

по другую сторону от Куско, к Югу: Атункана (Hatuncana), Атункольа (Hatuncolla), Айявире (Ayavire), Чукиабо (Chuquiabo), Чукуито (Chucuito), Париа (Paria) и другие, протянувшиеся до Чили.

В каждой провинции имелась своя столица, куда стекался сбор податей, где находился храм Солнца, литейни и ювелирные мастерские, гарнизон, крупные постоялые дворы, склады, а также представитель Двора - губернатор.

Отдельно в административном делении, как столица, выделялся город Куско. Он обозначался жёлтым цветом. Каждое же селение, являвшееся столицей провинции, имело свою цифру. Например, для обозначения того, что «Манко Капак, первый правитель Инка, завоевал первую столицу провинции, в нить вводился один большой узел, вторую - два больших узла, и так - со всеми остальными. Известно, что у Куско, столицы Империи, было три, или четыре узла, один над другим». Известно также, что удаленность провинции от столицы империи Куско часто ставилась в зависимость от порядкового счисления: например, чем ближе провинция, тем она или её представитель-курака ближе в службах, походах, ритуалах, церемониях к правителю инке.

Для определения провинций Империи Тавантинсуйу в письменности кипу каждая провинция имела свою смесь цветных нитей. На нити, в свою очередь, могла размещаться (вставляться) красная нить для обозначения погибших в своём войске «из/в такой-то провинции». Также использование цвета нитей для провинций Империи встречалось в кипу, связанных со статистикой и налогообложением таких провинций. Эта же система распространялась на отчёты о географическом и экономическом описании Империи.

Педро де Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу» сообщал о небывалой точности учёта с помощью кипу: «В каждой столице провинции были счетоводы, называемые кипукамайоки , и с помощью этих узлов они вели исчисление и учёт необходимых податей, уплачиваемых жителями того района, начиная с серебра, золота, одежды и скота, и заканчивая дровами, и другими куда более незначительными вещами; и с помощью этих самых кипу по истечении одного года, или десяти, или двадцати, извещали того, кому было поручено собирать отчет[ы]; и столь хорошо это делалось, что и пару альпаргат нельзя было утаить».

Сьеса де Леон приводил сведения о количестве должностей кипукамайоков в отдельно взятой территориальной единице: «и в каждой долине этот учёт имеется и сегодня, и всегда в постоялых дворах столько счетоводов, сколько в ней [долине] управителей, и каждые четыре месяца они предоставляют свои отчеты вышеупомянутым способом». Для провинций устанавливался срок подачи отчётности - 1 год, поскольку «в конце года каждая провинция приказывала внести в кипу по количеству его узлов всех людей, как умерших там в тот год, так и, соответственно, тех, кто родился. И к началу года, в который вступали, они приходили в Куско с кипу, по которым становилось понятно, сколько в тот год родилось, и сколько умерло»

В окрестностях селения Котапачи в Кочабамбе существовало 2076 колька (хранилище округлой формы), что составляет 22,09 % складских построек из известных ныне 9395 единиц в империи инков, то есть это был один из стратегических районов империи, где происходили заготовка и складирование провизии. Средний диаметр хранилищ в Котапачи составлял 3,5 м, а приблизительная высота - 2 м, следовательно, объём округлых хранилищ в долине Кочабамбе мог составлять 45000 м3 (практически весь объём заполнялся провизией), что было очень значительной цифрой даже по отношению к другим провинциальным центрам империи инков. В современных величинах это сопоставимо с 1360 TEU (20-футовыми контейнерами), что могло бы поместиться на контейнеровозе класса Handymax Class (1000-1700 TEU). В целом масштабы складского хозяйства инков были столь велики, что вполне сопоставимы с нашими современными.

Отсутствие выделявшегося слоя свободных ремесленников и связанное с этим слабое развитие частного обмена, отсутствие торговли и каких бы то ни было торговых посредников - особенность общества инков в отличие от ацтеков. Она объясняется тем, что в Перу рано возникшее деспотическое государство присваивало себе труд общинников, оставляя им мало излишков для обмена.

Монеты
В целом, монеты не использовались во внутренней торговле, но во внешней имели обращение раковины мульу, листья коки, одежда, а также медные топорики. Индейцы культуры Чонос (Эквадор) ещё в XV-XVI веках выплавляли медь с содержанием 99,5 % и употребляли её в качестве монеты в виде топориков 2 см по сторонам и 0,5 см толщиной. Данная монета ходила по всему западному побережью Южной Америки, в том числе и в государстве Инков в провинции Чинча, где проживало 6000 торговцев.

Считается, что Инки пришли в долину Куско, где основали столицу империи, около 1200 г. Американский археолог Дж. X. Роу, проводивший раскопки в районе Куско, предположил, что до первой половины XV в. государству инков принадлежало всего несколько горных долин, и начинал отсчёт имперского периода с 1438 г. - даты, когда правитель государства Инка Пачакути Юпанки разбил воинственных индейцев-чанка и присоединил к своему государству «западную часть света». Однако цивилизация Инков наверняка осуществляли экспансию и до разгрома чанка, но она была направлена в основном к югу от Куско.

В 1470 г. армии Инков подступили к столице . После длительной осады империя Чиму пала. Многих искусных ремесленников победители переселили в свою столицу - Куско. Вскоре Инки покорили и другие государства, включив их в свою новую империю: Чинча на юге Перу, Куисманку, объединявшую при-брежные долины центральной части страны, в том числе и храмовый город Пачакамак, небольшие государства Кахамарка и Сикан на севере.

Но наследие империи Чиму не пропало. Иперия Инков не стала разрушать столицу Чан-Чан и сохранили в целости дороги, каналы, террасные поля, сделав эти земли одной из самых процветающих провинций. Многовековая культура индейцев Перу стала основой древней цивилизацией.

От поражающих воображение чудес и сокровищ империи Инков до наших дней не дошло почти ничего. Захватив правителя инков Атауалыту, испанцы потребовали - и получили-в качестве выкупа за его жизнь 7 т золотых и около 14 т серебряных изделий, которые тут же переплавили в слитки. После того как конкистадоры казнили Атауалыту, Инки собрали и спрятали остававшееся в храмах и дворцах золото.

Поиски пропавшего золота продолжаются и поныне. Если когда-нибудь археологам посчастливится найти эту легендарную сокровищницу, мы, несомненно, узнаем о цивилизации «детей Солнца » много нового. Сейчас же количество изделий инкских мастеров можно пересчитать по пальцам - это золотые и серебряные фигурки людей и лам, великолепные золотые сосуды и нагрудные диски, а также традиционные ножи туми в форме полумесяца. Объединив собственные технологии с традициями ювелиров Чиму, инкские металлурги достигли совершенства в обработке драгоценных металлов. Испанские хронисты записали историю о золотых садах, украшавших храмы, посвященные Солнцу. Достоверно известно о двух из них - в прибрежном городе Тумбес на севере империи и в главном свя-тилище Куско, храме Кориканча. Деревья, кустарники и травы в садах были сделаны из чистого золота. Золотые пастухи пасли на золотых лужайках золотых лам, а в полях зрела золотая кукуруза.

Архитектура

Вторым высочайшим достижением инков можно по праву считать архитектуру. Уровень обработки камня при инках превосходит лучшие образцы мастерства каменотёсов Чавина и Тиауанако. Простые, «типовые», здания строились из небольших камней, скреплённых глиняно-известковым раствором - пирка. Для дворцов и храмов использовались гигантские монолиты, не скреплённые между собой никаким раствором. Камни в таких сооружениях держатся за счёт многочисленных выступов, цепляющихся друг за друга. Примером может служить знаменитый двенадцатиугольный камень в стене в Куско, так плотно пригнанный к соседним глыбам, что между ними нельзя просунуть даже лезвие бритвы.

Архитектурный стиль инков суров и аскетичен; здания подавляют своей мощью. Однако когда-то многие постройки были украшены золотыми и серебряными пластинами, придававшими им совершенно иной облик.

В городах инки использовали плановую застройку. Основным элементом города был канча - квартал, состоявший из жилых домов и складов, расположенных вокруг двора. В каждом крупном центре имелись дворец, казармы для солдат, храм Солнца и «монастырь» для посвященных Солнцу девственниц аклья.

Великие дороги Инков

Все города империи связывались между собой сетью превосходных дорог . Две главные магистрали, к которым примыкали дороги поменьше, соединяли крайние точки на севере и юге страны. Одна из дорог шла по побережью от Гуаякильского залива в Эквадоре до реки Мауле, южнее современного Сантьяго. Горная дорога, называвшаяся Капак-кан (Царский путь), начиналась в ущельях севернее Кито, пройдя через Куско, сворачивала к озеру Титикака и обрывалась на территории современной Аргентины. Обе эти артерии вместе с примыкавшими к ним второстепенными дорогами тянулись более чем на 20 тыс. км. Во влажных местах дороги мостили или заливали водонепроницаемой смесью из листьев маиса, гальки и глины. На засушливом побережье дороги старались прокладывать по участкам выхода твёрдых пород. На болотах возводились каменные дамбы, снабжённые дренажными трубами. Вдоль дорог устанавливались столбы, указывавшие расстояние до населённых пунктов. Через равные промежутки имелись постоялые дворы - тамбо. Ширина полотна на равнинах достигала 7 м, а в горных ущельях сокращалась до 1 м. Дороги прокладывали по прямой линии, даже если для этого приходилось долбить тоннель или срубать часть горы. Инки построили замечательные мосты, самые знаменитые из которых висячие, предназначенные для переправы через горные потоки. На каждой стороне ущелья возводились каменные пилоны, к ним прикреплялись толстые канаты - два служили перилами, а три поддерживали полотно из ветвей. Мосты были так прочны, что выдерживали испанских конкистадоров в полном вооружении и верхом на лошадях. Местным жителям вменялось в обязанность раз в год менять канаты, а также ремонтировать мост в случае надобности. Крупнейший мост подобной конструкции через реку Апуримак имел 75 м в длину и висел в 40 м над водой.

Дороги стали основой империи , раскинувшейся на огромном пространстве от Эквадора на севере до Чили на юге и от Тихоокеанского побережья на западе до восточных склонов Анд. Уже само название государства претензий на мировое господство. Это слово на языке кечуа означает«четыре соединённые между собой страны света». По странам света происходило и административное деление: на севере находилась провинция Чинчасуйю, на юге - Кольясуйю, на западе - Контисуйю и на востоке - Антисуйю.

В период правления самых знаменитых императоров - Тупак Юпанки, занявшего престол в 1463 г, и Вайно Капака (1493-1525 гг.) государство окончательно обрело черты централизованной империи.

Общество

Во главе государства стоял император - Сапа-Инка, Единственный Инка. Была проведена перепись населения империи и введена десятичная административная система, с помощью которой собирались налоги и вёлся точный подсчёт подданных. В ходе реформы всех наследственных вождей заменили назначаемыми губернаторами - кураками.

Всё население страны несло трудовые повинности: обработку государственных полей маиса и батата (картофеля), содержание государственных стад лам, воинскую службу и работы на строительстве городов, дорог и рудниках. Кроме того, подданные обязаны были уплачивать и натуральный налог - тканями и скотом.

Широко распространилась практика массовых переселений на покорённых территориях. Язык кечуа, на котором говорили инки, был объявлен официальным языком империи. Обитателям провинций не запрещалось пользоваться и своим родным языком. Обязательное знание кечуа требовалось только от должностных лиц.

Письменность

Считается, что инки не создали собственной письменности. Для передачи информации у них существовало узелковое письмо «кипу», великолепно приспособленное для нужд управления и экономики. Согласно одной из легенд, у инков некогда имелась письменность, даже книги, но все они оказались уничтожены правителем реформатором Пачакути, «переписывавшим историю». Исключение было сделано лишь для одной, хранившейся в главном святилище империи Кориканча. Грабившие столицу древней цивилизации Инков испанцы обнаружили в Кориканче покрытые непонятными знаками холсты, вставленные в золотые рамы. Рамы, разумеется, переплавили, а холсты сожгли. Так погибла единственная писаная история империи инков.