Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Испания — страна древних святынь. Христианские святыни Португалии и Испании — Центр Эксклюзив Тур

Иногда нас спрашивают – чем православная жизнь за рубежом отличается от жизни в России? Мне кажется, есть одно различие, важное, если не для всех, то для многих людей. Вот живешь ты в Москве, к примеру, или в Питере, и стало тебе кисло. Ты можешь сесть и поехать, к примеру, в Донской монастырь, или на Смоленку. Глядишь, и отпустит немного, а то и совсем. А приехал человек в Мадрид – куда ему идти? Где батарейки заряжать?

Так я думал поначалу 12 лет назад, когда мы начинали служить в месте, где до нас звонили по телефону домой латиноамериканские и марокканские эмигранты, и продавали персики да помидоры. Тяжело начинать самому, пробивать головой лед, думал я! Постепенно мы узнавали о том, что мы не первые. Прояснялась забытая история нашего прихода, ведущая начало с середины XVIII века, мы открывали для себя замечательного священника – о. Констатина Кустодиева, который служил в Мадриде в 1860-е годы, листали страницы истории неразделенной Церкви в Испании.

В Англии все православные люди знают о первомученике Албании, древних кельтских святых, совершают паломничества в Уолсингем и другие святые места. А Испания – чистый лист. Мы начали осваивать «православную географию» Иберийского полуострова. Многие места мы посещали не один раз – и с семьей, и с приходом.

1. Сантьяго де Компостела

Сантьяго де Компостела – столица Галисии. Это область, расположенная на северо-западе страны. Те, кто знает Испанию по пляжам Средиземноморья, будут удивлены, приехав сюда. Зеленые поля, березы, океанские волны – и совсем другие люди. Галисийцы – потомки древних кельтских племен, эти люди помнят о своем прошлом. Зайдите в бар Casa das Crechas, где любят собираться местные националисты, или просто послушайте галисийскую волынку на площади Обрадойро у собора – и вы поймете, куда вы попали.

По преданию, здесь в начале IX века были обретены мощи святого апостола Иакова Зеведеева. В Испании верят, что именно он принес сюда весть о Христе. Однако многие современные ученые относятся к этому скептически. Неясно, как Иаков мог попасть в Испанию до своей мученической кончины, описанной в Деяниях апостольских (Деян. 12:2), как его мощи оказались в Испании, и почему древние испанские историки и хронисты молчат о его проповеди. Тем не менее, предание об апостоле глубоко укоренено в испанской культуре.


Camino de Santiago – путь, соединяющий разные европейские города в единую сеть дорог и маршрутов, в Средние века создал единое европейское пространство – задолго до Евросоюза. В последние десятилетия паломнический маршрут возродился, каждый год по нему проходит всё больше паломников. Русские путешественники уже создали свою группу в фейсбуке. Кроме того, небольшое количество православных людей живет в Сантьяго и соседних городах. Для них мы регулярно совершаем богослужения в кафедральном соборе.

2. Овьедо

Жители Астурии очень гордятся тем, что они – настоящие испанцы, а не полумавры Кордобы и Гранады. Когда арабы-мусульмане завоевали Иберийский полуостров, многие святыни были перевезены в нынешний Овьедо – столицу «свободной Испании». Самая значимая из этих святынь – судáрь (плат), который лежал на лице Спасителя после погребения. О нем упоминает евангелист Иоанн: «Приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20:6-7).


Судáрь в соборе Сан-Сальвадор в Овьедо. Фото: rtpa.es

Учеными доказана тождественность судáря Туринской плащанице, однако следует отметить, что в отличие от плащаницы, история которой крайне запутана, судáрь пребывает в одном месте с середины IX века. Кроме него, в соборе Овьедо находятся мощи мученицы Евлалии Меридской, священномученика Евлогия Кордобского и многие другие святыни.

В Овьедо и его окрестностях немало дороманских храмов IX века, расположенных в очень живописных местах – увидев храм Санта Кристина де Лена, нельзя не вспомнить храм Покрова на Нерли. Несмотря на близость Галисии, пейзаж здесь совсем другой – более драматичный, гористый. В горах «Пикос де Еуропа» – совсем как в Альпах. «Paraiso natural» – так называют Астурию ее жители.

3. Барселона

Барселона – это не только архитектура Гауди и сюжет песни, спетой Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье. В кафедральном соборе красивейшего города Испании пребывают мощи святой мученицы Евлалии Барселонской – покровительницы этого места, пострадавшей, по преданию, в начале IV века. Мощи святой были обретены чудесным образом 23 октября 877 г. епископом Фродоином в Барселоне в том месте, где сейчас находится храм Санта Мария дель Мар.


Так как ее почитание началось через несколько веков после кончины мученицы Евлалии из Мериды и страдания почти в деталях повторяются, большая часть ученых считает, что Евлалии Барселонской вообще не существовало, а ее почитание – отражение почитания мученицы из Мериды. Каталонцы считают эту теорию «имперской» и защищают свою святую. В святцы нашей Церкви ее имя вошло трудами святителя Димитрия Ростовского. Ее память празднуется на Западе 12 февраля, а по календарю Русской Православной Церкви – 22 августа/4 сентября.

4. Санто Торибио де Лиебана

В монастыре Санто Торибио де Лиебана, в горах Кантабрии, хранится самая большая часть Креста Господня за пределами Ватикана. По преданию, она была перенесена в монастырь вместе с мощами святителя Торибия в VIII веке. Ежедневно крест выносят из специальной часовни для поклонения паломникам. Школьники скептически усмехаются, те, кто постарше – подходят с благоговением. Уже на протяжении многих лет, в течение которых мы приезжаем в монастырь, крест выносит один и тот же монах – спокойный и благорасположенный ко всем, кто принимает благословение от креста, не всегда осознавая серьезность момента. Вокруг монастыря – живописные горы Кантабрии, а чуть выше – пещера, где в VI веке жил святой Торибий, его основатель.


5. Сан Мийян де ла Когойа

Монастырь был основан преподобным Эмилианом Куккулатом (474–574). Его житие было написано Браулионом, епископом Сарагосы (Цезаравгусты), около 640 г. Эмилиан был рукоположен в священники и направлен на приход после 40 лет уединения. Едва ли это было признанием его заслуг; в вестготской Церкви настороженно относились к монахам-отшельникам и стремились взять их под контроль. Приходское служение его было недолгим, благодаря жалобщикам и завистникам Эмилиан вернулся к монашеской жизни, и еще при жизни прославился чудотворениями.

В библиотеке монастыря сохранились кодексы с самыми древними надписаниями по-кастильски; в Испании монастырь называют колыбелью испанского языка. Верхняя часть монастыря («Сусо») представляет собой пещерный комплекс, построенный с VI по XI век. Впоследствии, когда монастырь стал расширяться, ниже в XI веке было начато строительство нового монастырского комплекса («Юсо»), где ныне пребывают мощи святого. Ковчег, выполненный в XI веке, украшают миниатюры из слоновой кости.

Некоторые из них оказались в разных музеях мира – в том числе и в Государственном Эрмитаже. Неподалеку от монастыря – пещера, где святой подвизался в уединении. Лично для меня это одно из любимых мест в Испании. Попробуйте посетить эти места осенью, проехав через виноградники Риохи, не поленитесь одолеть подъем к пещере святого, и он непременно станет вашим другом.

6. Пещерные монастыри

В северной части Испании – между Страной Басков, Бургосом и Паленсией сохранилось немало пещерных монастырских комплексов. Ученые по-разному датируют эти пещеры; предположительно, самые древние из них относятся к VI веку. Неудивительно, если здесь вы вспомните о пещерных монастырях Крыма. В Испании (не без некоторого преувеличения) этот регион называют «испанской Каппадокией».


7. Долина безмолвия

«Долина безмолвия», или «Берсианская Фиваида» находится недалеко от Понферрады. Она известна как место монашеского подвига с глубокой древности. Сохранился прекрасный храм Сантьяго де Пеньяльба, построенный в X веке. Здесь был погребен святитель Геннадий, епископ Асторги. В получасе ходьбы от храма можно посетить пещеру, где Геннадий жил в уединении, удалившись от епископского служения.

Можно продолжить путь дальше по горной тропе и оказаться у руин монастыря Сан Педро де Монтес, основанного святым Фруктуозом Браганским в VII веке. Здесь нет гостиниц, но есть «casas rurales» – дома, которые сдаются для туристов и путешественников. В Сантьяго де Пеньялба можно остановиться у Десидерия, и он накормит вас на ужин сытным «botillo» – традиционным блюдом горцев, живущих в провинции Леона.

8. Вестготские храмы в Кастилье-Леоне

В 23 км от Саморы находится уникальный храм Сан Педро де ла Наве. Его должны были затопить во время строительства плотины, но трудами историка и археолога Мануэля Гомес-Морено перенесли в 1930-1932 гг. Капители храма украшает каменная резьба, изображающая жертвоприношение Авраама, Даниила в львином рву и другие фигуры. Храм традиционно датируется VII веком, хотя была предложена и более поздняя датировка (IX-XI вв.). В храме замечательный настоятель о. Луис Сантамария, который шутит, говоря о себе, что он самый молодой священник в самом древнем храме епархии.


В городе Вэнта де Баньос располагается другой уникальный храм – Сан Хуан де лос Баньос. Храм был построен в 661 году. Его строительство начали по приказу короля Рецесвинта, который получил исцеление от источника близ церкви. Не забудьте привезти с собой бутылку для воды!

9. Леон

В Леоне непременно нужно попасть в Colegiata de los Reyes – увидеть романские фрески, в частности, те, что изображают персонифицированные месяцы, каждый со своим сезонным делом и занятием. Рядом находится базилика, где с 1063 г. в Леоне пребывают мощи святителя Исидора Севильского. Святитель Исидор – безусловно, самая крупная фигура испанской патристики. После кончины старшего брата Леандра Исидор стал его преемником на кафедре Гиспалиса (Севильи).

Святитель Исидор, как и его старший брат, вошел в историю как бескомпромиссный борец с арианством. Он председательствовал на II Севильском соборе в 619 г., осудившем ересь «акефалов», и на IV Толедском соборе в 633 году. Святитель скончался 4 апреля 636 г.; согласно мозарабскому «календарю Рецемунда», память святителя совершалась в этот же день.

Почитание святителя в эпоху неразделенной Церкви вышло далеко за пределы Испании; кроме двух мозарабских календарей X века, его имя встречается во французском «мартирологии Усуарда» середины IX века, литаниях Псалтири Карла Великого и нескольких других литургических текстах Франции и Германии IX-XI веков. Данте помещает Исидора в Эмпирей – на десятое небо.

Святитель Исидор – один из многих святых неразделенной Церкви, кому посвящена одна из глав «Синаксаря», составленного иеромонахом афонского монастыря Симонопетра Макарием и изданного Сретенским монастырем в 2011 г. Его имя также внесено в святцы Православной Церкви в Америке.

10. Толедо

Мученица Леокадия. Икона письма Евгения Малягина, переданная в дар кафедральному собору Толедо от верующих Русской Православной Церкви.

Большая часть туристов, приезжающих в Мадрид, старается попасть в Толедо – древнюю испанскую столицу, расположенную в часе езды от нынешней. Мало кто знает, что римский город Толетум стал местом страдания мученицы Леокадии, умершей в темнице в начале IV века.

Известно, что на месте погребения мученицы в 618 г. королем Сисебутом был построен храм, в котором проходили IV, V, VI и XVII Толедские соборы. Здесь были погребены толедские епископы Евгений, Ильдефонсо и Юлиан. Житие Ильдефонсо Толедского подробно описывает обретение мощей святой в VII в. Во время арабского завоевания храм был разрушен, но и поныне место погребения мученицы сохраняется в храме Cristo de la Vega. Также в Толедо находится храм святой Леокадии, построенный, по преданию, на месте дома святой.

В VIII в. мощи святой были перенесены в Овьедо. И ныне паломники к судáрю Спасителя, который находится в особой часовне Cámara Santa в кафедральном соборе, могут спуститься на нижний уровень часовни и оказаться в крипте св. Леокадии, где лежали ее мощи. В XI в. в эпоху Альфонсо VI мощи св. Леокадии оказались во фламандском аббатстве Сен-Гиле, откуда возвратились в Толедо 26 апреля 1587 г. В настоящий момент они хранятся в соборе Толедо в особой часовне «El Ochavo», доступ в которую для туристов, как правило, закрыт. Мощевик с частью главы святой хранится в православном храме св. равноап. Марии Магдалины в Мадриде.

11. Хака и окрестности

Город на севере Арагона связан с памятью мученицы Евросии (Оросии), пострадавшей в эпоху нашествия арабов-мусульман. Ее мощи были перенесены в кафедральный собор города Хака в XI веке. Первые литературные свидетельства о ее кончине и почитании относятся к XIII веку. Согласно традиционной версии, она пришла в Испанию из Богемии. Начало этой традиции было положено в 1493 году чешским монахом Хуаном из Монте Оливети. Впрочем, еще с начала XVII века многие подвергали эту версию о происхождении святой сомнению. Так или иначе, не будет ошибкой сказать, что в церковном почитании святая Евросия олицетворяет живую связь между древней Испанией и славянским христианским миром.

Ее глава находится в храме села Йебра де Баса, откуда по живописной тропе можно подняться в горы, к месту ее мученичества, на котором построен храм. Этот путь однажды совершили и мы – паломники из Мадрида. Спуститься мы были должны по другой тропе, указанной на карте, к другой деревне, где нас ждал автобус.


Насладившись красотами, мы начали поиск тропы вниз, но ее не было. Кроме того, начиналась гроза – не сверху, а сбоку, двигаясь прямо на нас, как бывает в горах. Вокруг не было ни души. Спускаться было опасно. Внезапно мы увидели пастуха. Мне показался странным его арагонский акцент, но скоро ему появилось объяснение. Василь был из Черновцов, а половина нашей группы оказались его земляками. Трудно сказать, кто больше был рад встрече – он, мы или его собака, которую звали Троцкий.

С горы мы спускались на джипах Гражданской гвардии, и с тех пор я взял себе правило – НИКОГДА не доверять картам и не везти людей по маршрутам, которые я не прошел сам. Несмотря ни на что, получилась прекрасная поездка. Так и стоят пред глазами снежные пики Пиренеев, луга, пастух, собака Троцкий и образ святой Евросии, которая почитается как покровительница попавших в грозу.

В октябре 2016 г. для православных россиян планируется паломничество к святыням древней Испании , которое я надеюсь возглавить. Приезжайте, всем будем рады!

Испания - страна древних святынь

Испания — страна корриды, мужественных тореадоров, успешных спортсменов, продолжительной сиесты и вкусного вина. А часто ли наши соотечественники рассматривают ее как место православного паломничества? Вряд ли, ведь это католическая страна, о ее святынях мы ничего не знаем, да и вообще — есть ли там хотя бы православные храмы? Оказывается, есть. И для трудолюбивого и внимательного паломника Испания приготовила множество открытий.

Наш корреспондент беседует о православных святынях солнечной Испании с настоятелем прихода в честь Рождества Христова в Мадриде священником Андреем Кордочкиным. Отец Андрей родился в Ленинграде. В 1994-1995 годах учился в Ampleforth College (Великобритания), а в 1995-1998 годах — на богословском факультете Оксфордского университета. Докторскую степень получил в 2003 году в Даремском университете. В декабре 2001 года был рукоположен Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Патриарх Московский и всея Руси) в сан диакона, а на Рождество Христово 2002 года — в сан иерея. В 2003 году прибыл на служение в Мадрид.

— Отец Андрей, какое отношение складывается в католической Испании к Православию?

— Если говорить о государственной власти, то отношение очень доброе. Об этом можно судить хотя бы даже потому, что в Мадриде была выделена земля для строительства храма не только для Русской Православной Церкви, но и для общины Румынской Православной Церкви. Что касается Католической Церкви в Испании, то в принципе отношения у нас тоже очень хорошие.

Католическая Церковь в Испании живет немного в иной атмосфере, чем в других европейских странах, так как Испания — это страна, в которой никогда не было реформации и революции, за исключением периода гражданской войны 1936-1939 годов. Это означает, что практически никто и никогда не пытался поколебать авторитет Католической Церкви.

Процесс секуляризации общества начался в последние 10-15 лет, и многие католики не привыкли к тому, что кроме Католической Церкви в религиозной жизни Испании появляется кто-то еще. Отчасти это объясняется и тем, что Испания на протяжении XX века жила довольно закрытой жизнью и сюда никогда не было такой массовой эмиграции из других стран, как во Францию или в США. Поэтому у многих представление о Православии довольно приблизительное.

Но, в общем и целом, отношения с католиками у нас добрые. Нам регулярно предоставляют храмы для богослужений в других городах, там, где у нас нет своих помещений. Перед святынями неразделенной Церкви, например мощами древних святых, нам всегда дозволяется совершать молебны. За последние 8 лет не было случая, чтобы мы просили католиков о возможности совершить молебен перед какой-либо святыней или Литургию в храме и нам отказали. Причем эта помощь оказывается просто, по-братски, никогда от нас не требовали ничего взамен.

— Существуют ли в Испании православные монастыри и храмы?

— Православные общины в Испании есть, но очень часто для богослужения они используют приспособленные помещения. Нужно иметь в виду, что если в России люди привыкли к тому, что богослужения совершаются в храмах, то в Западной Европе для священника и для его общины возможность молиться в православном храме в том виде, в каком мы все его себе представляем, достаточно редкая привилегия. Как правило, очень многие общины в Западной Европе зависят или от гостеприимства католиков и протестантов, или вынуждены просто арендовать какие-то помещения, которые изначально совершенно не предназначены для богослужений, и обустраивать их для храма.

Церковь, как храмовое здание, существует только в одном месте — в городе Алтея, недалеко от Аликанте. Там некоторое время назад был построен деревянный храм во имя святого Архангела Михаила. В самом Мадриде есть греческий православный храм, построенный еще около 40 лет назад, который до последнего времени являлся единственным православным храмом не только в Мадриде, но и во всей Испании. В настоящее время наша община ведет строительство храма.

Больше в данный момент ничего нет. Хотя православных людей очень много, но поскольку они приехали в страну совсем недавно, еще, видимо, прошло недостаточно времени для того, чтобы обосноваться и заняться храмостроительством. К примеру, Румынская Православная Церковь в Испании насчитывает около 50 приходов с постоянно служащими священниками, но при этом ни у одного из них нет своего храма. Это объясняется тем, что все эти люди приехали по большей части не больше 10 лет назад и, конечно, их материальное положение также не позволяет начать строительство. Но сейчас у них тоже строится храм в Мадриде, еще один храм почти достроен недалеко от Альмерии, на юге Испании.

— А существуют ли в Испании общехристианские святыни, в том числе почитаемые и православными?

— Конечно, и довольно много. Наверное, самая известная из них — это мощи апостола Иакова Зеведеева, которые хранятся в городе Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании. Это место, которое традиционно является центром для паломничества не только католиков, но и христиан других конфессий. Православные люди, живущие в Испании и Португалии, продолжают традицию пешего паломничества в Сантьяго-де-Компостела. Паломники проходят путь в 100 километров, а многие и больше, совершая на протяжении месяца путешествие от французской границы.

На севере Испании, в области Астурия, которая никогда не была завоевана арабами, в кафедральном соборе города Овьедо хранится сударь — плат, который лежал на лице Спасителя после Его погребения. Его упоминает евангелист Иоанн. Характерно то, что в России очень многие знают о Туринской плащанице, которая находится в Италии, но в то же время существует определенный скепсис, связанный и с ее происхождением, и с тем, что в Средние века она надолго пропадала.

А история сударя, который хранится в Овьедо, напрямую прослеживается гораздо раньше IX века, потому что уже в IX веке в Овьедо был построен храм, в котором этот сударь пребывал. Сударь представляет собой кусок льняной ткани с явными следами крови. Согласно хронологии, описанной епископом Овьедо Пелагием, ткань хранилась в Иерусалиме до 614 года, времени завоевания города персидским шахом Хозроем. Сударь чудом удалось спасти и отправить в Александрию, откуда впоследствии его через Африку переправили в Севилью под покровительство епископа Толедо, а далее через Толедо в Овьедо. В настоящее время сударь хранится в драгоценной раке в Святых палатах кафедрального собора Овьедо. Сударь выносится на поклонение три дня в году: в Великую, или Страстную, Пятницу, 14 и 21 сентября.

Кроме того, существуют мощи древних святых неразделенной Церкви. Имена некоторых из них можно встретить в наших святцах, имена других — нет, но мы исходим из того, что если святые почитались в древности неразделенной Церковью, то сейчас едва ли у нас есть какие-то основания пересматривать их почитание. К этим святым относятся, прежде всего, мученики эпохи Римской империи. Когда Испания была римской провинцией, то, конечно же, гонения на христиан совершались и в Испании тоже.

Из святых этого времени можно выделить мученицу Евлалию Барселонскую, которая попала в наши святцы благодаря тому, что святитель Димитрий Ростовский довольно много работал с западными житиями святых. Хотя, конечно, он не мог обработать весь корпус литературы, описывающей жития древних святых.

Мощи Святой Евлалии Барселонской, память которой празднуется 4 сентября, пребывают в кафедральном соборе города Барселоны. Я думаю, что немногие русские люди, приезжающие в Барселону, осознают, насколько великая святыня здесь находится.

Есть и другие святые, менее известные. Например, недалеко от Мадрида, в древней столице Испании городе Толедо пребывают мощи святой Леокадии, мученицы Толедской, которая пострадала приблизительно в то же время, что и святая Евлалия, в начале IV века. Затем были подвижники, монахи, епископы, чья жизнь относится уже к более позднему периоду — к V-VI векам. Последний этап относится к той эпохе, когда Испания была завоевана арабами — в конце VIII века и в IX веке было много святых, которые приняли мученическую кончину во время арабского завоевания.

Об этих святых, к сожалению, очень мало в России известно, но у меня есть надежда заняться с помощью моих друзей-филологов переводом с латыни всех древних материалов, которые описывают их мученический и монашеский подвиг для того, чтобы жития могли быть изданы в России отдельной книгой. Более того, в России сейчас постепенно появляется интерес к древним святым неразделенной Церкви, и совсем недавно Священным Синодом была установлена память всех святых, просиявших на Британских островах. В России о них известно, может быть, больше, чем в Испании, так как в России существует традиционный интерес к кельтскому миру. Тем не менее я не теряю надежды, что когда мы сможем провести какую-то подготовительную работу, тогда уже общецерковно будет установлено почитание древних святых Испании первого тысячелетия.

— Скажите, Вы с вашими прихожанами совершаете паломничества в Россию?

— В Россию в паломничество мы не ездим. Во-первых, потому что это довольно дорого, а во-вторых, потому что те люди, которые приезжают из России или Украины, могут посетить эти святыни, когда они ездят в Россию в отпуск. Поэтому обычно мы совершаем паломничества именно по Испании для того, чтобы люди могли ощутить, что Православие — это не только та религиозная традиция, которую они привезли с собой 5 или 10 лет назад, но это и традиция неразделенной Церкви первого тысячелетия, которая существует и в Испании.

Поэтому мы стараемся хотя бы раз в году совершать большое паломничество по стране. В этом году оно было посвящено теме монашеских пещерных храмов V-VI веков, которые сохранились на севере Испании. Мы всегда стараемся совершить Литургию в древних храмах, которые относятся к эпохе неразделенной Церкви и были построены до XI века. Затем в католическом монастыре Санто-Торибио де Льебана, в Кантабрии, что на севере Испании, мы совершали поклонение части Животворящего Креста Господня, которая здесь хранится с древности.

У нас достаточно широкая география таких паломничеств. И поскольку из-за арабского завоевания большая часть значимых святынь находится на севере Испании, мы чаще ездим на север, чем на юг, так как на юге христианская культура была практически полностью уничтожена и почти никаких святынь не сохранилось.

Беседовала Наталия Бондаренко

Испания - страна древних святынь

Испания — страна корриды, мужественных тореадоров, успешных спортсменов, продолжительной сиесты и вкусного вина. А часто ли наши соотечественники рассматривают ее как место православного паломничества? Вряд ли, ведь это католическая страна, о ее святынях мы ничего не знаем, да и вообще — есть ли там хотя бы православные храмы? Оказывается, есть. И для трудолюбивого и внимательного паломника Испания приготовила множество открытий.

Наш корреспондент беседует о православных святынях солнечной Испании с настоятелем прихода в честь Рождества Христова в Мадриде священником Андреем Кордочкиным. Отец Андрей родился в Ленинграде. В 1994-1995 годах учился в Ampleforth College (Великобритания), а в 1995-1998 годах — на богословском факультете Оксфордского университета. Докторскую степень получил в 2003 году в Даремском университете. В декабре 2001 года был рукоположен Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Патриарх Московский и всея Руси) в сан диакона, а на Рождество Христово 2002 года — в сан иерея. В 2003 году прибыл на служение в Мадрид.

— Отец Андрей, какое отношение складывается в католической Испании к Православию?

— Если говорить о государственной власти, то отношение очень доброе. Об этом можно судить хотя бы даже потому, что в Мадриде была выделена земля для строительства храма не только для Русской Православной Церкви, но и для общины Румынской Православной Церкви. Что касается Католической Церкви в Испании, то в принципе отношения у нас тоже очень хорошие.

Католическая Церковь в Испании живет немного в иной атмосфере, чем в других европейских странах, так как Испания — это страна, в которой никогда не было реформации и революции, за исключением периода гражданской войны 1936-1939 годов. Это означает, что практически никто и никогда не пытался поколебать авторитет Католической Церкви.

Процесс секуляризации общества начался в последние 10-15 лет, и многие католики не привыкли к тому, что кроме Католической Церкви в религиозной жизни Испании появляется кто-то еще. Отчасти это объясняется и тем, что Испания на протяжении XX века жила довольно закрытой жизнью и сюда никогда не было такой массовой эмиграции из других стран, как во Францию или в США. Поэтому у многих представление о Православии довольно приблизительное.

Но, в общем и целом, отношения с католиками у нас добрые. Нам регулярно предоставляют храмы для богослужений в других городах, там, где у нас нет своих помещений. Перед святынями неразделенной Церкви, например мощами древних святых, нам всегда дозволяется совершать молебны. За последние 8 лет не было случая, чтобы мы просили католиков о возможности совершить молебен перед какой-либо святыней или Литургию в храме и нам отказали. Причем эта помощь оказывается просто, по-братски, никогда от нас не требовали ничего взамен.

— Существуют ли в Испании православные монастыри и храмы?

— Православные общины в Испании есть, но очень часто для богослужения они используют приспособленные помещения. Нужно иметь в виду, что если в России люди привыкли к тому, что богослужения совершаются в храмах, то в Западной Европе для священника и для его общины возможность молиться в православном храме в том виде, в каком мы все его себе представляем, достаточно редкая привилегия. Как правило, очень многие общины в Западной Европе зависят или от гостеприимства католиков и протестантов, или вынуждены просто арендовать какие-то помещения, которые изначально совершенно не предназначены для богослужений, и обустраивать их для храма.

Церковь, как храмовое здание, существует только в одном месте — в городе Алтея, недалеко от Аликанте. Там некоторое время назад был построен деревянный храм во имя святого Архангела Михаила. В самом Мадриде есть греческий православный храм, построенный еще около 40 лет назад, который до последнего времени являлся единственным православным храмом не только в Мадриде, но и во всей Испании. В настоящее время наша община ведет строительство храма.

Больше в данный момент ничего нет. Хотя православных людей очень много, но поскольку они приехали в страну совсем недавно, еще, видимо, прошло недостаточно времени для того, чтобы обосноваться и заняться храмостроительством. К примеру, Румынская Православная Церковь в Испании насчитывает около 50 приходов с постоянно служащими священниками, но при этом ни у одного из них нет своего храма. Это объясняется тем, что все эти люди приехали по большей части не больше 10 лет назад и, конечно, их материальное положение также не позволяет начать строительство. Но сейчас у них тоже строится храм в Мадриде, еще один храм почти достроен недалеко от Альмерии, на юге Испании.

— А существуют ли в Испании общехристианские святыни, в том числе почитаемые и православными?

— Конечно, и довольно много. Наверное, самая известная из них — это мощи апостола Иакова Зеведеева, которые хранятся в городе Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании. Это место, которое традиционно является центром для паломничества не только католиков, но и христиан других конфессий. Православные люди, живущие в Испании и Португалии, продолжают традицию пешего паломничества в Сантьяго-де-Компостела. Паломники проходят путь в 100 километров, а многие и больше, совершая на протяжении месяца путешествие от французской границы.

На севере Испании, в области Астурия, которая никогда не была завоевана арабами, в кафедральном соборе города Овьедо хранится сударь — плат, который лежал на лице Спасителя после Его погребения. Его упоминает евангелист Иоанн. Характерно то, что в России очень многие знают о Туринской плащанице, которая находится в Италии, но в то же время существует определенный скепсис, связанный и с ее происхождением, и с тем, что в Средние века она надолго пропадала.

А история сударя, который хранится в Овьедо, напрямую прослеживается гораздо раньше IX века, потому что уже в IX веке в Овьедо был построен храм, в котором этот сударь пребывал. Сударь представляет собой кусок льняной ткани с явными следами крови. Согласно хронологии, описанной епископом Овьедо Пелагием, ткань хранилась в Иерусалиме до 614 года, времени завоевания города персидским шахом Хозроем. Сударь чудом удалось спасти и отправить в Александрию, откуда впоследствии его через Африку переправили в Севилью под покровительство епископа Толедо, а далее через Толедо в Овьедо. В настоящее время сударь хранится в драгоценной раке в Святых палатах кафедрального собора Овьедо. Сударь выносится на поклонение три дня в году: в Великую, или Страстную, Пятницу, 14 и 21 сентября.

Кроме того, существуют мощи древних святых неразделенной Церкви. Имена некоторых из них можно встретить в наших святцах, имена других — нет, но мы исходим из того, что если святые почитались в древности неразделенной Церковью, то сейчас едва ли у нас есть какие-то основания пересматривать их почитание. К этим святым относятся, прежде всего, мученики эпохи Римской империи. Когда Испания была римской провинцией, то, конечно же, гонения на христиан совершались и в Испании тоже.

Из святых этого времени можно выделить мученицу Евлалию Барселонскую, которая попала в наши святцы благодаря тому, что святитель Димитрий Ростовский довольно много работал с западными житиями святых. Хотя, конечно, он не мог обработать весь корпус литературы, описывающей жития древних святых.

Мощи Святой Евлалии Барселонской, память которой празднуется 4 сентября, пребывают в кафедральном соборе города Барселоны. Я думаю, что немногие русские люди, приезжающие в Барселону, осознают, насколько великая святыня здесь находится.

Есть и другие святые, менее известные. Например, недалеко от Мадрида, в древней столице Испании городе Толедо пребывают мощи святой Леокадии, мученицы Толедской, которая пострадала приблизительно в то же время, что и святая Евлалия, в начале IV века. Затем были подвижники, монахи, епископы, чья жизнь относится уже к более позднему периоду — к V-VI векам. Последний этап относится к той эпохе, когда Испания была завоевана арабами — в конце VIII века и в IX веке было много святых, которые приняли мученическую кончину во время арабского завоевания.

Об этих святых, к сожалению, очень мало в России известно, но у меня есть надежда заняться с помощью моих друзей-филологов переводом с латыни всех древних материалов, которые описывают их мученический и монашеский подвиг для того, чтобы жития могли быть изданы в России отдельной книгой. Более того, в России сейчас постепенно появляется интерес к древним святым неразделенной Церкви, и совсем недавно Священным Синодом была установлена память всех святых, просиявших на Британских островах. В России о них известно, может быть, больше, чем в Испании, так как в России существует традиционный интерес к кельтскому миру. Тем не менее я не теряю надежды, что когда мы сможем провести какую-то подготовительную работу, тогда уже общецерковно будет установлено почитание древних святых Испании первого тысячелетия.

— Скажите, Вы с вашими прихожанами совершаете паломничества в Россию?

— В Россию в паломничество мы не ездим. Во-первых, потому что это довольно дорого, а во-вторых, потому что те люди, которые приезжают из России или Украины, могут посетить эти святыни, когда они ездят в Россию в отпуск. Поэтому обычно мы совершаем паломничества именно по Испании для того, чтобы люди могли ощутить, что Православие — это не только та религиозная традиция, которую они привезли с собой 5 или 10 лет назад, но это и традиция неразделенной Церкви первого тысячелетия, которая существует и в Испании.

Поэтому мы стараемся хотя бы раз в году совершать большое паломничество по стране. В этом году оно было посвящено теме монашеских пещерных храмов V-VI веков, которые сохранились на севере Испании. Мы всегда стараемся совершить Литургию в древних храмах, которые относятся к эпохе неразделенной Церкви и были построены до XI века. Затем в католическом монастыре Санто-Торибио де Льебана, в Кантабрии, что на севере Испании, мы совершали поклонение части Животворящего Креста Господня, которая здесь хранится с древности.

У нас достаточно широкая география таких паломничеств. И поскольку из-за арабского завоевания большая часть значимых святынь находится на севере Испании, мы чаще ездим на север, чем на юг, так как на юге христианская культура была практически полностью уничтожена и почти никаких святынь не сохранилось.

Беседовала Наталия Бондаренко

Экскурсионные программы в Испании и Португалии

ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ ПОРТУГАЛИИ И ИСПАНИИ

ДАТА программы на 2017 год: по запросу клиентов

Пример программы на 9 дней/8 ночей

Лиссабон (2 н) - Назаре- Эвора- Томар-Фатима(1 н)- Куимбра- Порту (1 н.)- Гимарайш- Брага- Сантьяго де Компостело (2 н.)- Понферрада- Асторга- Леон(1 н.)- Овьедо-Самора-Саламанка(1н.)- Мадрид

1 день . Москва-Лиссабон .

Перелет Москва-Лиссабон. Встреча паломнической группы в аэропорту.

Знакомство с историческим центром города, сохранившим старинный неповторимый облик.Байша - центр Лиссабона, восстановленный из руин после землетрясения 1755 г. по приказу маркиза Помбала. Проспект Независимости, обрамленный каштановыми аллеями. Площадь Реставраторов, на которой находится гранитный обелиск, возведенный в 1886г. в память об освобождении от испанской экспансии. Площадь Россиу, с удивительными бронзовыми фонтанами, пестрыми клумбами, статуей короля Педро IV и зданием Национального театра Дона Мария II. Площадь Коммерции. В XV- XVII веках здесь находился величественный дворец,построенный королем Мануэлом. Поездка по набережной: Мост 25 Апреля, Беленские доки, площадь Альфонсу Альбукерке. Посещение Монастыря св. Иеронима Жеронимуш в Белене. Здесь обрел последний покой путешественник Вашка да Гама..

Осмотр Беленской Башни. Это один из самых элегантных лиссабонских памятников XVI века и самое фотографируемое место в Португалии. Грандиозный монумент Первооткрывателям, выполненный из гранита.

Паломничество в Кафедральный собор XII в. замок cв. Георгия, средневековый квартал Алфама ,).

Обед в бразильском ресторане

Размещение в отеле Лиссабона. Свободное время

Ночлег в Лиссабоне.

2 день. Лиссбон-Эвора

Завтрак в отеле.

Эвора - один из самых древних и красивых городов Португалии, р асположенный в провинции Алентежу, на расстоянии 130 км от Лиссабона. Уникальный ансамбль старого города полностью включен в Мировое Наследие Юнеско. Облик города формировался под влиянием римлян, мавров и средневековых португальских королей. Центральная площадь Дона Жеральду с аркадами (некоторые колонны античного происхождения) служила местом для казней еретиков и ведьм. Здесь находится церковь Санту Антониу (XVI века). Уникальным памятником является храм Дианы (II в. н. э.) - единственный сохранившийся римский храм в стране. Известный своей красотой Собор Эворы был возведен в романо - готическом стиле между 1186 и 1204 годами. Церковь Святого Франсишку с часовней из человеческих костей, напоминающая о бренности земного бытия. В Эворе 130 церквей и храмов - только здесь можно увидеть образ беременной Девы Марии .

Возвращение в Лиссабон. Обед в национальном ресторане с напитками. Свободное время. Самостоятельное возвращение в отель.

Ночь в отеле в Лиссабоне.

3 день . Лиссабон -Томар - Фатима.

Завтрак в отеле. Выезд с вещами. Посещение города Томар.

Томар - это живописный городок, лежащий на берегах реки Набан в 140 км. от Лиссабона. Он был основан еще во времена реконкисты и на протяжении многих веков являлся собственностью великого ордена тамплиеров. Этоподтверждает величественный Монастырь Ордена Христа, построенный «рыцарями храмовниками» в 1160 г. Он является самым величественным архитектурным достижением Португалии. Считается, что именно здесь находится священный грааль . Монастырь Баталья - шедевр португальской готической архитектуры, построенный королем Жуаном I в память о победе над испанцами в 1385 году. Усыпальница представителей Ависской королевской династии. Это истинный шедевр португальской готической архитектуры, построенный при смешении стилей мануэлино и английской готики. Обед в национальном ресторане

Фатима - место католического паломничества, где в 1917г. было явление Пресвятой Девы Марии. Каждый год сюда приезжают или приходят пешком до 5 миллионов человек .Фатима получило всемирную известность и стало одним из центров христианского паломничества благодаря явлению Девы Марии трём португальским детям-пастухам — Жасинте и Франсишку Марту и их двоюродной сестре Лусии душ Сантуш. Дева Мария являлась детям несколько раз с 13 мая по 13 октября 1917 и, среди прочего, предсказала грядущие в XX веке потрясения для России. Посещение деревни Алжустрел, где родились и жили пастушки, посещение их домов сохраненных с бытом тех времён. Пройдёмся по «ДОРОГЕ ВЕРУЮЩИХ» Именно по ней «пастушки» гнали свое стадо, иногда останавливаясь для молитвы. Посещение музея восковых фигур с историей города. Посещение площади и базилики. Размещение в отеле в Фатиме. Ночлег в Фатиме.

4 день . Фатима - Куимбра - Порту

Завтрак в отеле. Выезд с вещами.

Экскурсия по Куимбре , посещение одного из древнейших Университетов Европы, церкви монастыря Св. Креста

Порту. Паломничество в Кафедральный собор (XII- XIII в.). Храм св. Антония (часть мощей св. Климента Римского - I в.). Храм св. Петра (часть десницы св. вмч. Пантелеймона). Древнейший храм Порту - IX в. (обзорно ).

Размещение в отеле. Ужин и ночлег в Порту.

5 день . Порту -Гимарайш- Брага- Сантьяго де Компостела

Завтрак в отеле. Выезд с вещами.

Гимарайнш - колыбель португальской нации. Площадь св. Иакова Зеведеева, где останавливался апостол в своем миссионерском пути по Пиренейскому полуострову. Площадь Пресвятой Богородицы «Оливейра», где в XIV в. произошло чудо - зазеленела засохшая олива. Крепость X- XII в. (обзорно), храм Архангела Михаила (XII в.), где был крещен первый король Португалии - Афонсу Энрикеш. Храм св. Торквато - епископа Браги, пострадавшего за веру в VIII в. Паломничество к нетленным мощам святого.

Брага - религиозный, промышленный и культурный центр страны. В 5 км. от города находится одна из главных святынь Португалии, стоящая на горной террасе высотой 564 м., церковь Бон -Жезуш - ду - Монте. Город гордится своими архитектурными памятниками, среди которых выделяется "Старый город" с десятками церквей и дворцов. Также привлекательны: Ратуша (XVIII в.); церкви Мизерекордиа (XVI в.), Санта - Круш (XVII в.) и, несомненно, Кафедральный собор XVII в., в котором находятся два удивительных позолоченных органа в стиле барокко.

Обед в Браге с напитками

Переезд в Сантьяго-де Компостела. Размещение в отеле.

Ночлег в Сантьяго де Компостела.

6 день . Сантьяго де Компостела - Ла Корунья.

Завтрак в отеле.

Город Сантьяго де Компостела, считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него.
В наше время сюда стекаются туристы со всех концов света. Во-первых, чтобы увидеть величественный собор. Во-вторых, чтобы побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквами из золотистого гранита. Этот "каменный город" достоин восхищения.

По ходу экскурсии мы обратимся к самым истокам зарождения христианства, вы узнаете историю обнаружения останков святого апостола Иакова (это единственная целостная реликвия в мире, сохранившаяся со времён Христа, покоящаяся в Кафедральном соборе города) и историю создания самого города. Воочию увидите как подобно гигансткой архитектурной драгоценности формировался город посредством эстетических конвульсий времени: практически все существующие в архитектуре стили представлены на главной площади города.

Красота Сантьяго де Компостела уникальна и неповторима. Прогулка по исторической зоне города с её грандиозными дворцами и причудливыми церквями наглядно продемонстрирует вам, почему ЮНЕСКО причислил город к объектам мирового исторического наследия

Осмотр :

1 Дворец Хельмирес - архиепископский дворец

2 Дворец Фонсека (Сан-Херонимо)

3 Дворец Раxой (здание горсовета)

4 Oтель "Госпиталь Католических королей" - самый первый отель в мире, занесенный в книгу рекордов Гиннеса

Монастыри:

1 Сан Францискo (Св. Франциска Азисского)

3 Сан Пелайо

др. архитектурные памятники

Осмотр с посещением :

Кафедральный собор

Портик Славы

Главный Алтарь

Крипта, где хранится рака с мощами Св. Иакова

Часовня Св. Девы Марии дель Пилар и др.

Ла-Корунья - город на берегу Атлантического океана. Римский маяк (II в. н.э.). Храм Пресвятой Богородицы (XIII в.), храм св. апостола Иакова (XIII в.). Крепость св. Антония XVI в.

Ужин и ноч лег в Сантьяго де Компостела.

7 день. Сантяго де Компостела- Понферрада- Асторга-Леон.

Завтрак в отел.

Понферрада. Крепость тамплиеров: выставка древних географических манускриптов .

Вильяфранка-дель-Бьерса . Храм св. Иакова, «Врата Прощения». Так как для пеших паломников далее дорога особенно трудна, многие века считается, что достижение этого храма равнозначно паломничеству в Сантьяго-де-Компостелло

Асторга . Готический собор Пресвятой Богородицы: паломничество к части Животворящего Креста Господня. Епископский дворец (архитектор А.Гауди): археологический музей, выставка христианского средневекового искусства и современной живописи

Леон. Кафедральный собор - лучшие витражи Испании (XIII - XVI вв.). Паломничество в храм св. Исидора Севильского (мощи святого VII в.); церковь Пресвятой Богородицы - покровительницы паломников. Храм св. Мартина. Бывший монастырь св. Марка (XII - XVI вв.), служивший госпиталем для паломников. На площади перед монастырем - бронзовая скульптура паломника .

Ужин и ночлег в Леоне.

8 день. Леон-Овьедо-Самора-Саламанка

Завтрак в отеле.

Овьедо. Кафедральный собор: паломничество к величайшей святыне христианского мира - Плату (Судариуму), которым было закрыто Лицо Спасителя после снятия с Креста. Дороманские храмы IX в.: Санта Мария дель Наранко, Сан Хулиан де лос Прадос, Сан Мигель де Лино. Отдых на вершине горы (подъем на автобусе) - у статуи Христа, Благословляющего город .

Самора - «музей романской архитектуры»: храмы XII в.

Саламанка. Кафедральный собор, городская площадь, знаменитый Университет Саламанки XIII в., романская церковь св. Мартина XII в.

Ужин и ночлег в Саламанке.

9 день. Саламанка- Мадрид.

Завтрак в отеле. Освобождение номеров. Продолжение экскурсии и переезд в аэропорт Мадрида.

Вылет в Москву.

СТОИМОСТЬ ПРОГРАММЫ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ОТ 1035 €

Богатая история Испании основана на внутренней духовности людей, сохранивших с прошлых веков до наших дней интересные памятники архитектуры, имеющие зачастую трагичную и, вместе с тем, увлекательную свою биографию. Духовная основа была заложена в период царствования Фердинанда II Арагонского, принадлежащего к католической вере и продолжена Изабеллой I Кастильской. Именно в этот период римско-католическая церковь обрела свое наиболее сильное влияние. Однако это не мешает испанцам быть толерантными к другим конфессиям. Замечательным в этом плане является город Толедо, который еще называют «городом трех религий».

Своеобразной меккой Испании для всех христиан можно считать . Этот город является конечным пунктом паломничества известным под названием Путь Святого Иакова. ЮНЕСКО включил этот маршрут в список памятников Всемирного наследия. Начало религиозного путешествия берет на юге Франции, затем путь лежит через Пиренеи и завершается в Кафедральном Соборе, находящимся в Сантьяго-де-Компостела, где также находятся мощи Святого Иакова Заведеева.

Черная Дева Мария Испанская

Другой величайшей святыней страны можно назвать Черную Деву Марию. По легенде фигуру женщины вырезал еще в первом веке н.э. Апостол Лука. История шедевра увлекательна. По завещанию святого Черная Дева Мария была похоронена в Малой Азии вместе с ним. Затем вместе с останками Луки фигурку перенесли в Константинополь (IV в.). В VI веке Дева побывала в Риме и Испании . Затем после нападения мавров статуэтка исчезла. И только в 1252 году ее вновь обнаружили на горе Монсеррат, куда указал крестьянин, увидев пророческий сон. Там же была построена прекрасная базилика, где и находится скульптура Девы Марии. Ходят слухи о ее чудодейственной силе, исцеляющая больных.

В автономии Валенсия находится . Выставлена она в Кафедральном соборе. О ее мифической силе, истории создания чаши и битв за владение ею можно рассказывать очень долго. Прикоснувшись к ней можно вылечиться от многих недугов, но при этом больной должен искренне верить в силу Святой Чаши.

В Кантабрии находится Монастырь Святого Торибо-де-Лиебана , в котором находится часть креста, на котором по заверениям настоятеля был распят Иисус.

Сразу несколько святынь, включенных в список ЮНЕСКО, расположены в сообществе Астурия: Церковь Святого Михаила-де-Лильо, Церковь святого Юлиана-де-лос-Прадос и Церковь Святой Марии-дель-Наранко. В Салоу расположена . Переводя на испанский язык, эта фраза значит «Святая Мария на море».

Святые места Испании привлекают паломников со всего мира. Дружелюбие, умение радоваться жизни, искрометный южный темперамент испанцев дополняют удивительные соборы, старинные замки страны и другие святые места страны.







Бенедиктинский монастырь Монсеррат в Каталонии, Испания