Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Вариантность подвижных игр для дошкольников. Классификация подвижных игр. Усложнение и вариативность подвижных игр в разных возрастных группах. Время проведения, мин

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

Классификация подвижных игр. Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элемен-тарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны С сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки

в пространстве.

В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования. К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, раз-личают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначи-тельна.

Вариантивность подвижных игр, приемы их усложнения. Существуют различные варианты подвижных игр. Вариантность позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными.

Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное). Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, более сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: вначале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).

К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

15)Гимнастика как средство и метод Ф.В. Использование гимнастики в дошк. возрасте: основные движ-я, общеразвивающие упр., строевые упр.

Гимнастика (греч. обнаженный) впервые появилась у древних греков и в настоящее время обучают исторически сложившиеся совокупность своеобразных средств и методов Ф.В.

В отеч-й с/с Ф.В. гимн-ка занимает особое место и является одним из основных средств укрепления здоровья, физ. развития, закаливания организма, формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

В гимн-ке возможна относительно точная дозировка физ нагрузки. Если в играх, спорте, труде физ. упр. заимствованы из жизни и отмечаются естественными для чел-а формами движения, то в гим-ке они подобраны специально и созданы искусственно для избирательного и наиболее целенаправленного воздействия на него.

С помощью гимн-ки наиболее успешно развивается умение владеть своим телом, управлять движениями, совершенствовать основные двигательные качества (сила, ловкость, быстрота…) и психические свойства (воля, смелость) чел-а.

Большое разнообразие гимн-их упр. и научно-разработанных методов и приемов их воздействия на чел-а позволяют успешно решать задачи физ. развития людей любого возраста, пола, и физ. подвижности.

ЗАДАЧИ ДЕЛЯТСЯ НА 2 ГР.:

Оздоровительно-гигиенические. Их решение предполагает всестороннее гармоническое развитие опорно-двигательного аппарата чел-а, улучшение физ-го состояния, его внутренних органов, формирование правильной осанки и совершенствование физ. качеств.

Воспитательно-образовательные. Предполагает формирование морально-волевых качеств чел-а. Развитие памяти, внимания, кругозора, общественной культуры воспитателя, культурно-гигиенических навыков поведения в быту и обучение жизненно важным двигательным навыкам.

О.Д. жизненно необходимые для чел-а движения, которыми он пользуется в своей деят-ти: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Постепенным необходимым компонентом этих движения является чувство равновесия. О.Д. имеют динамичный хар-р, вовлекаются в работу большое кол-во мышц и повышают жизнедеятельность всего организма.

ОД делятся на:

10) Циклические - постоянное выполнение однообразных циклов (кругов), когда все тело и его отдельные части непрерывно возвращаются в и/п (ходьба, бег). Движения циклического типа быстро усваиваются и автоматизируются.

11) Ациклические - не имеют повторных циклов (метание, прыжок), такое движение заключает в себе последовательность двигательных фаз, имеет определенный ритм выполнения отдельных фаз. Движения ациклического типа требуют большей постепенности усвоения, чем циклические. При их выполнении необходимо более сложная координация движений, сосредоточенность, волевое усилие.

Ходьба - основной, естественный способ передвижения, относится к типу циклич-х движений.

Бег - движения циклич-го типа. В отличии от ходьбы имеет фазу полета (когда обе ноги бегущего находятся в отрыве от земли), которое увеличивает скорость передвижения.

Лазание - относится к типу циклич-х движений. Процесс влезания и слезания имеет некоторую кратковременную повторность элементов, сходных с ходьбой.

Прыжки - движения ациклич-го типа. В них отсутствует повторение циклов и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение. Прыжок состоит из 4 фаз: 1. подготовительная - принятие и/п; 2. Основная - отталкивание; 3. Полет; 4. Заключительная - приземление.

Метание - движение ациклич-го типа. Способствует развитию всех групп мышц, особенно плечевого пояса.

ОРУ. Спец упр. Делятся на группы по анатомическому признаку:

* Упр. на развитие и укрепление мышц плечевого пояса и рук.

* Упр. для туловища, развития и укрепления мышц спины.

* Упр. для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса.

ОРУ могут выполнятся с предметами и без. Отдельные группы упр. на дыхание.

Строевые упр. - построения, перестраения, повороты в разные стороны, размыкания и смыкания, все передвижения в пространстве. Используются при выполнении различных упр.

Мухамеджанова Зифа
Виды и значение подвижных игр

Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка : физического, умственного, эмоционального, социального.

В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

При проведении подвижных игр нужно учитывать :

возрастные и психолого-педагогические особенности детей;

направленность на развитие основных движений и психофизиологических качеств дошкольников;

сферу интересов и потребностей ребенка;

постепенное поэтапное усложнение игровых целей, задач, правил и условий игры.

Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе; в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях : беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

В педагогической практике используются два основных вида подвижных игр :

1. Игры свободные, творческие или вольные, в которых участники сами намечают план игры, и сами осуществляют намеченную цель (ролевые) .

2. Организованные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства ими взрослыми руководителями или самими ребятами-вожаками.

а) простые некомандные подвижные игры , в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. В этих играх главное значение приобретает личная инициатива и умение целесообразно использовать свои личные качества, двигательные возможности;

б) более сложные, переходные к командным подвижные игры , в которых играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному желанию помогают товарищам, выручая их, помогают им спастись от нападающего в игре ("Салки - давай руку", "Перебежки с пленом") . Иногда играющий может вступить во временное сотрудничество с другими игроками для достижения цели. В некоторых играх такое сотрудничество даже предусматривается правилами ("Белые медведи", "Караси и щуки") ;

в) командные подвижные игры , в которых играющие составляют отдельные коллективы-команды. От действия каждого игрока зависит удача всей команды. В командных играх необходимо согласовывать свои действия с действиями своих товарищей. Часто в командных играх для координации действий и общего руководства выбирают капитанов команд.

Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель : развивать двигательную активность

Описание : перед началом игры необходимо выбрать водящего - «кота» . Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами :

не шумите,

не будите,

проснется

Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

Игра "Солнышко и дождик"

Задачи : научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание : Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики - это их «дом» . После слов воспитателя : «Какая хорошая погода, идите гулять!» , ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет : «Дождь пошел, бегите домой!» , дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!» . Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит : «Идите гулять. Дождь кончился!» .

Игра "Воробушки и кот"

Задачи : учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание : На земле нарисованы круги - «гнездышки» . Дети - «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот» . Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом - кто-нибудь из детей.

Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи : приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание : Дети - «воробушки» , сидят в своих «гнездышках» (на скамейке) . Воспитатель изображает «автомобиль» . Как только воспитатель произнесет : «Полетели воробушки на дорожку» , дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя : «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража» , а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку) . «Автомобиль» возвращается в «гараж» .

Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи : Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание : Дети - «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены) . В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи : развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание : Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем» . На игровой площадке начертить два круга. Первый круг - берлога медведя, второй круг - дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами :

И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем» , становится водящим («медведем» ).

Через ручеек (подвижная игра с прыжками )

Задачи : Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание : На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 - 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты - на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился - намочил ноги, идут сушить их на солнышко - садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

Игра "Птички и кошка"

Задачи : Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание : для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка, засыпает (закрывает глаза, а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

Игра "Снежинки и ветер"

Задачи : Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание : По сигналу «Ветер!» дети - «снежинки» - бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки» ). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («снежинки упали на землю» ).

Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи : развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание : Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару» , участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста : от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры , они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

Игра "Медведь и пчелы"

Задачи : упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание : участники делятся на две команды - «медведей» и «пчел» . Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки) . По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!» , все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей» . В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

Игра "Горелки"

Задачи : упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание : В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова :

Колокольчики

Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!» , стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой - с левой. Их задача - выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи : развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание : На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями . Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова : «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают : «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

Игра "Хитрая лиса"

Цель : развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание : С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы» . Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой» .

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза : «Хитрая лиса, где ты?» . При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит : «Я здесь!» . Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит : «В круг!» и игра начинается снова.

Игра "Ловля оленей"

Задачи : упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание : Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки - олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

Игра "Удочка"

Задачи : развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание : участники располагаются по кругу. В центре находится водящий - воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

Игра "Охотники и соколы"

Задачи : упражняться в беге.

Описание : Все участники - соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал : «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

Игра "Паук и мухи"

Задачи

Описание : в одном из углов зала кружком обозначается паутина , в которой находится паук - водящий. Все остальные ребята - мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи : развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание : Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят :

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!

Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Дворкина Н.И., Лубышева Л.И. Физическое воспитание детей 5–6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств [Текст]: методическое пособие / Н.И. Дворкина, Л.И. Лубышева. – М.: Советский спорт, 2007. – 80 с.

В книге собраны подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. В отличие от предыдущих изданий подобного рода, игры классифицированы по видам развиваемых физических качеств детей. Даны подробные методические указания по выбору игры, объяснению правил для детей данной возрастной группы, распределению ролей, судейству. Также представлены облегченные и усложненные варианты игр. Приведены планконспекты отдельных игровых занятий для старших дошкольников.
Книга будет интересна не только инструкторам по физической культуре дет­ских садов, но и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования, работникам детских оздоровительных лагерей.

Классификация подвижных игр

Для удобства практического использования игры классифицируются. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др.

Подвижные игры имеют правила. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробушки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).

В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.

По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких детей таким образом подводят к играм.

Выбор игры

Подбирая игру, воспитатель обращается прежде всего к Программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат незнакомые движения, чтобы не задерживать детей.

Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не удастся как следует провести в помещении. Важно также учитывать погодные условия. Для зимней прогулки, например, подойдут динамичные игры. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду такие соревнования лучше не проводить.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые.

Создание интереса к игре

Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Можно, например, задать детям интригующий вопрос: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!..»

Огромный эффект имеет использование атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть!» – или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» – говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

В старших группах приемы создания интереса используются главным образом при разучивании. Это могут быть стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Самолеты»: «Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир. – Воспитательница надевает фуражку: – Готовьтесь к полету!» Или игра «Воробушки и кот»: «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробушки расправили крылышки и полетели искать зернышки…»

Предварительное объяснение игры для старших дошкольников происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала условие, потом вопрос. На практике, к сожалению, распространена такая ошибка: воспитатель сначала назначает ребенка на главную роль, и когда он начинает объяснять правила, дети уже теряют интерес, и игра не удается. То же самое получается, когда перед объяснением правил детям раздают атрибуты.

Нужно использовать следующую последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Распределение ролей в игре

Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случиться разные конфликты.

Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны воспитателя, который доверяет им выполнить важное поручение. Назначение на главную роль – наиболее распространенный прием. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Или: «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница…» Или: «Ларочка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…»

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток и т.д.

Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например: «Быстрее всех прибежал к скамейке Вова. Сейчас он будет ловить», – или: «Дети, смотрите, какая Света молодчина: и от волка легко увернулась, и Валю выручила. Пусть теперь она будет волком…»

Руководство ходом игры

В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь воспитателю подержать второй конец веревочки, под которую подлезают «цыплятки»).

Повторение и продолжительность игр для каждого возраста регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога, который чаще всего сам выполняет главную роль; в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. Руководство детьми старшего возраста опосредованное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется определенное число играющих.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Варьирование и усложнение подвижных игр

Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

– увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
– усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
– изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
– сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
– провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
– усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.).

Таблица 1

Примерный план-конспект игровых занятий для старших дошкольников

Время проведения: первая половина дня.
Место проведения: физкультурный зал.
Одежда и обувь: короткая спортивная форма.
Физкультурный инвентарь: 3 волейбольных мяча, шнур длиной 6 м, маски для «щуки» и «зайцев».
Основные задачи:

1) воспитывать физические качества – ловкость и быстроту;
2) обучать подвижным играм «Ежик» и «Охотники и зайцы» для закрепления навыка метания в движущуюся цель;
3) совершенствовать бег врассыпную с увертыванием в подвижной игре «Караси и щука».

Время проведения, мин.

Организационно­методические указания

Подготовительная часть (10 мин.)

Построение в шеренгу. Равнение. Сообщение задач урока

Проверить интервал и построение в шеренгу точно по линии. Следить за осанкой

Поворот налево. Поворот кругом

Выполнять поворот точно по команде

Ходьба на месте, колени высоко подняты

Спину держать прямо, колени поднимать выше

Ходьба (обычная) в колонне по одному

Руки точно в стороны

Ходьба на носках, руки в стороны

Дыхание не задерживать

Ходьба на пятках, руки за спину

Ходьба с ускорением

Бег в чередовании с ходьбой

Бежать, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая дистанцию

Перестроение в полукруг

Основная часть (25 мин.)

Подвижная игра «Запрещенное движение»

Играющие встают в полукруг, руководитель находится перед ними. Он показывает движения, которые выполняют на зарядке, дети повторяют за ним. Перед игрой условливаются об одном или двух «запрещенных» движениях, которые занимающиеся не должны делать. Кто ошибется, делает один шаг вперед. Перестроение в круг

Следить за правильным выполнением упражнений. По окончании игры отметить детей, которые ни разу не ошиблись

Положить веревку по кругу

Подвижная игра «Ежик»

Дети произвольно располагаются на площадке и свободно перемещаются, увертываясь от мяча, который метает водящий. Если мяч коснется ноги какоголибо игрока, тот становится «ежиком» и вместе с водящим старается осалить остальных путем передачи мяча. Игру можно закончить, когда все, кроме двухтрех самых ловких игроков, окажутся «ежиками»

Бросать мяч в голову запрещено – можно только от плеча и изза головы

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Начертить или выложить шнуром круг диаметром 5–6 м. Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг – это «зайцы», другая равномерно распределяется за кругом – это «охотники». У одного из «охотников» мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в «зайцев». Тот, в кого попали мячом, выходит из круга

Бросать мяч можно только в туловище и в ноги. Как только «охотники» попадут мячом во всех «зайцев», дети меняются ролями.

Следует целиться точнее

Подвижная игра «Караси и щука»

Одного ребенка выбирают «щукой». Остальные играющие распределяются на две подгруппы: одна из них образует круг – это «камушки», другая – «караси», которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом. По сигналу воспитателя «щука» вбегает в круг и старается поймать «карасей». «Караси» прячутся за «камушки» – приседают за кем­нибудь из играющих, стоящих по кругу. «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться, и уводит их за круг. После 2–3 повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается

Для повторения игры выбирают новую «щуку» и меняют местами детей, стоящих в кругу и образующих круг

Заключительная часть занятия (5 мин.)

Ребята становятся в круг вместе с руководителем, в центр круга выходит водящий, который закрывает глаза. Играющие идут по кругу, выполняя движения, которые им показывает руководитель, и говорят: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: “Скок, скок, скок”, – эти три слова произносит только тот ребенок, на которого указал руководитель, – угадай, чей голосок?» Водящий должен угадать, кто сказал: «Скок, скок, скок». Если он угадал, узнанный становится ведущим

Игра малой подвижности на восстановление дыхания. Следить, чтобы дети точно выполняли движения в такт словам. Обязательно отметить детей, которые сразу отгадали … по голосу. Воспитывать чувство товарищества и коллективизма

Подведение итогов занятия

Задание на дом: повторить подвижные игры «Ежик», «Охотники и зайцы» дома (на прогулке) с друзьями, родителями

Поблагодарить детей за активность в игре. Кратко отметить успехи каждого ребенка

Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Сюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.). В работе с самыми маленькими детьми используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).

Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое руководство игрой.

Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в его развитии и поведении; определяет (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, с умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства их деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное; создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, способствует формированию физических, психических, духовных, эстетических с и нравственных качеств ребенка.

Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание о эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя в формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться ц в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, в: проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание. и Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение и в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная и деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.

Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.

При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представлений об обыгрываемом сюжете. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т. д.), просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов, беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры — изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).

Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5—2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.

Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения новой игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений, фантазии и воображения. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение — зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, стимулирующих их к эмоциональному восприятию.

Сюжет рассказа, его содержание должно быть понятно детям, поэтому использование этого приема требует планирования и продумывания педагогом предшествующей работы, чтобы у детей было сформировано представление об обыгрываемом сюжете. Воспитатель проводит наблюдение в природе, живом уголке за поведением птиц, и животных; читает художественную литературу, показывает диафильмы, видеофильмы, кинофильмы, составляя представления, необходимые для успешного проведения игры. Вместо ситуативного объяснения игры педагог использует перед проведением первой игры крошку-сказку или сюжетный рассказ, в который входят правила игры и сигнал. Их объяснение занимает те же отведенные методикой 1,5—2 мин, а иногда и меньше. Воспитательный эффект от такого объяснения высок — у детей развиваются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений. В объяснение игры вплетаются правила, сигнал.

Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах. Нередко педагогу бывает сложно придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно использовать стихи. Например:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка:

«Ко-ко, не ходите далеко».

Дети - «цыплятки» гуляют по лужайке, собирают водящему зернышки, пьют водичку из лужицы. Приближаясь к водящему - «кошке», «курочка» (педагог) говорит:

На скамейке, у дорожки.

Улеглась и дремлет кошка.

«Цыплятки» подходят к «кошке» близко, «курочка» говорит:

Кошка глазки открывает (Мяучит: «Мяу-мяу».)

И цыпляток догоняет.

Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает по местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без него). При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, би как дети поняли игру. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно.

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет и правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, предполагающих не только скоростное, но и качественное выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Какая команда не уронит мяч»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, вызывает чувство уверенности и стремление к совершенствованию.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды подбирает ребят, равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых малышей объединяет их со смелыми и активными ребятами.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевают форму, выбирают капитанов команд, судью и его помощника. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.

В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры, если недостаточно точно понял объяснение педагога, очень хотел выиграть, был невнимателен и т.д. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием детей в игре.

Значительное внимание следует уделять вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Первоначально варианты игры педагог придумывает сам или подбирает из сборников подвижных игр. При этом следует постепенно усложнять правила. Например, воспитатель интонационно варьирует интервал подачи сигнала: «Раз, два, три, лови!», «Раз—два—три—лови!» и т.д.; он может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать нескольких водящих; включить в игру правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания и т.д.

Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию детского творчества.

Руководя игрой, педагог формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнивших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество.

Отмечая действия детей, нарушивших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше.

Подвижные игры - вид физической активности, средства физического воспитания, общеразвивающее средство спортивной тренировки. Подвижные игры связаны с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лазанием и другими физическими упражнениями проводятся как в помещении, так и на местности по определенным правилам и имеют соревновательный характер.

Урок является основной формой организации занятий по гимнастике в школе. Преимущество урочной формы проведения занятий заключается в том, что руководящая роль здесь принадлежит учителю, который обеспечивает эффективность учебно - воспитательного процесса путем плановой работы в соответствии со стабильным расписанием, правильным определением целей и задач для каждого занятия. Для решения поставленных задач большое значение имеет правильный подбор подвижных игр и игровых заданий, что поможет учителю придать уроку привлекательную форму, облегчить процесс запоминания и освоения, повысить эмоциональный фон урока.

Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры ориентированы на закрепление и улучшение разученных предварительно технических и тактических приёмов и навыков того либо другого вида спорта. Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны между собой. Дети, реализуя потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию, совершенствуют основные двигательные навыки, а также они учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости - с одной стороны, а с другой - умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Эти компоненты являются хорошей тренировкой в быстром - в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с определенным планом - переключении внимания и развитии его гибкости.

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Подвижные игры способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также гимнастике и в спорте.

Воспитание моральных свойств, целеустремлённости, рвения к победе через преодоление проблем тесно связано с выбором игр. Необходимо подбирать игры, воспитывающие нужные свойства и правильное понимание жизни. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после мощного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

Итак, подвижные игры имеют образовательное, воспитательное, оздоровительное значение и занимают огромное место в жизни детей младшего школьного возраста.