Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

В каком веке жил андрей критский. Покаянный канон Андрея Критского — дверь в Великий пост. Преподобномученик Андрей Критский: житие

Святитель Андрей, архиепископ Критский , родился около 660 года в Дамаске от благочестивых родителей Георгия и Григории. От рождения до семи лет он был немым. Немота его разрешилась чудесным образом после причащения Святых Христовых Таин. Уже в отрочестве святой Андрей, чуждавшийся игр сверстников, выказывал склонность к книжным занятиям. Начальное образование он получил в Дамаске. Здесь он познакомился с логикой, риторикой, древней философией. На четырнадцатом году жизни, чувствуя призвание к иночеству, он удалился в обитель преподобного Саввы Освященного в Иерусалиме. Здесь он был причтен к клиру и назначен секретарем при Патриархе. Одновременно с иноческим послушанием будущий святитель усердно трудился на поприще церковно-богословского образования. Соединение евангельских добродетелей с ученостью и блистательным даром церковного слова - вот таланты, полученные от Бога, которые приумножал всей своей жизнью святой Андрей.
685-й год стал переломным для святого: подошла к концу его уединенная жизнь-святой был промыслительно определен к общественному церковному служению. Вместе с двумя другими монахами святой Андрей был послан местоблюстителем Феодором в Константинополь для подтверждения согласия Иерусалимского патриаршего престола с решениями VI Вселенского собора (680-681 гг.). Монахи вскоре возвратились в Иерусалим, а святой Андрей остался в Константинополе. За ним навсегда осталось прозвище «Иерусалимит», т. е. «иерусалимлянин», что почти всегда отмечается в надписании его творений.
Патриарх Константинопольский рукоположил святого Андрея в диакона Великой Церкви - Святой Софии, Премудрости Божией, в которой он прослужил около двадцати лет. Кроме диаконского служения, святой Андрей был назначен орфанотрофом (главой сиропитательного дома) при Великой Церкви и главой герокомиона (дома милосердия для престарелых) в квартале «Евгения» Константинополя. Его многолетние труды не остались незамеченными, и при патриархе Константинопольском Кире (706-712) святой Андрей был рукоположен в архиепископа острова Крит.
Икона св.Андрея Критского.
Св.Андрей Критский.
Архипастырское служение святителя Андрея было многогранным. Во-первых, это было словесное служение. Святитель Андрей был великим гимнографом. С его именем связывают создание формы богослужебного канона, он заложил основы великопостного богослужения (до нас дошли лишь немногие из 70 канонов святого Андрея Критского на дни Четыредесятницы). Писал он и каноны больших праздников, отдельным святым, а также стихиры. Духовным средоточием его гимнографического творчества является Великий покаянный канон; весьма значительны и другие его творения. Святителем Андреем написаны каноны воскрешению Лазаря, женам-мироносицам, Преполовению Пятидесятницы, трипеснцы на повечерии Недели ваий и первых четырех дней Страстной седмицы, каноны на Рождество Богородицы, на Зачатие святой Анны, на Рождество Иоанна Предтечи и на Усекновение его честной главы, каноны мученикам, а также немало стихир праздникам и святым. Наряду с гимнографическими творениями для православного воспитания паствы святителя Андрея имели большое значение его Слова (которых известно около двадцати) на праздники и на дни памяти отдельных святых. Святитель Андрей был усердным молитвенником, стяжавшим от Господа дар чудотворений. Он исцелял людей, изгонял бесов, во время засухи низводил дождь; известен случай отступления от Крита сарацин по его молитвам.
Когда в Византии началось иконоборчество, святой Андрей выступил в защиту почитания икон (сохранилась часть его трактата на эту тему). Есть сведения, что он и в Константинополе выступал против иконоборцев.
Возвращаясь после одной из поездок в столицу, святой Андрей заболел, и, не доехав до Крита, умер в портовом городке Ерессо на острове Митилина. Это было 4 июля 740 года. Его святые мощи покоятся в одном из храмов г. Ерессо.
Святой Андрей Критский.
Святой Андрей Критский. Манускрипт XII в.
Богодухновенное творчество святителя Андрея исходит из его глубочайшего молитвенного опыта. Сами его творения, как гимны, так и Слова, свидетельствуют о его святости: мысли, чувства, образы, заключенные в них, могли родиться лишь в душе, достигшей самой высокой степени чистоты. За каждым его творением - каноном, Словом, стихирой стоит опыт духовного сопереживания того или иного Евангельского события или события из Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Вершина творчества святого Андрея - Великий канон, который иногда называют «покаянной автобиографией» святителя. Песнописец приносит в этом каноне покаяние Богу не только от себя, но и от каждой человеческой души. О событии Рождества Пресвятой Богородицы святой Андрей говорит так: «Если можно измерить землю горстию и обвесть море вервием, если можно измерить небо пядию (Ис. 40, 12) и исчислить множество звезд (Пс. 146, 4), если можно постигнуть капли дождя (Иов 36, 37), пылинки земли, вес ветров (Иов 28, 25) и количество песка, то можно понять и настоящий предмет наш». В Слове на Воздвижение духовное созерцание тайны Креста изображается словесными образами: «Крест-лествица на небо, стезя к добродетели, залог жизни, смерть для смерти, отражение тления, угашение огня, дерзновение к Богу, ключ к Небесному Царствию...». В стихире службы Рождеству Иоанна Предтечи святой Андрей, стремясь выразить само существо личности великого Предтечи, произносит: «Пророков предел и начало Апостолов, земнаго Ангела и небеснаго человека, глас Слова, воина и Предтечу Христова, от обещания предвзыгравшася и проповедавша прежде Рождества Солнца Правды, днесь Елисавет раждает и радуется...».
Полученный от Бога и приумноженный молитвенным подвигом дар духовного созерцания делает святого Андрея подлинным тайнозрителем священных событий, его творения обладают воистину Божественной полнотой и красотой.

Великий канон - путеводитель в духовном восхождении.

Несомненно, что наряду с внешними достоинствами труда преподобного Андрея Критского основную ценность представляют его внутренние качества и прежде всего - руководство Великого канона к внутреннему возрождению души человеческой…Остановимся на этом как основном, ибо и самый Канон написан ради этого внутреннего его отношения к жизни человека.
Прежде всего необходимо тщательно всмотреться в то основное, на что направлены помыслы преподобного составителя Канона, а цель его как подвижника, инока, естественно, - внутренняя духовная жизнь. Руководство к ней и жизнь в духе есть, по известному выражению, "наука из наук и художество из художеств".
И мы замечаем, что преподобный Критский пастырь вводит душу человека в эту науку и в это художество с присущей его личности последовательностью, мягкостью, искренностью. Он не хочет отпугнуть душу, которая несет на себе печать и язвы греха, а тихо раскрывает несчастье этих язв, этого греха и убеждает в том, как прекрасна жизнь в Боге, какое великое милосердие ожидает душу, возжелавшую Бога, но одновременно и не скрывает, что путь этот - деятельное и совершенное покаяние.
Вначале преподобный Андрей только констатирует состояние души, которая ушла далеко от Бога, спокойно и ясно объясняет, чего она лишается. Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественнаго, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго . Только это утверждение, только указание на то, чего нет у человека, только желание показать, как душе хорошо, когда у нее есть и дар приятен, и жертва чистая, и непорочное житие... Здесь - еще ни одного покаянного возгласа: душу надо привлечь к красоте Божественной жизни, не запугать, не удалить ее.
Далее Преподобный развивает мысль о том, что Господь не войдет в суд с кающейся душой, взвесит все ее неправды, но презирая лютая, спасет человеческую душу (песнь 1-я) . И только позднее, когда душа возымеет доверие к ведущему ее доброму и милостивому пастырю, преподобный Андрей со всей откровенностью приступает к обнаружению духовных язв, к покаянию, которое воистину соделывается таинством.
Уязвихся, уранихся, - вопиет преподобный песнописец вместе с душой, которую взял на свои плечи, - се стрелы вражия, уязвившия мою душу и тело, се струпы, гноения и омрачения вопиют раны самовольных моих страстей (песнь 2-я) . Дальше сугубость покаяния нарастает. Преподобный говорит вместе с кающейся душой, что он сам - тот человек, который более всех грешен: несть... иже согреши в человецех, егоже не превзыдох прегрешеньями (песнь 3-я) .
Далее душе показывается возможность спасаться от содомского греха: горе в Сигор . А дальше мы слышим уже подлинные покаянные вопли; человек введен, он входит в благодать покаяния. Отсюду осужден бых, - свидетельствует преподобный Андрей уже в 4-й песни, - отсюду и препрен бых аз окаянный от своея совести еяже ничтоже в мире нужнейше: Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади, и избави, и спаси мя, раба Твоего . Преподобный пастырь Критский доходит здесь до всечеловеческой трактовки греха, он говорит о суде совести, которая строже всего (нужнейше) в мире и исторгает у кающегося сознательный глубокий голос покаяния: пощади... избави... спаси.
Преподобный песнописец действует здесь в согласии с тем законом Христовым, который начертан был в его сердце, с теми заповедями Спасителя, которые были открыты человеку в Нагорной Проповеди; и первой заповедью было смирение сердца, нищета духа: Блажени нищие духом (Мф 5:3; Лк 6:20). Только приведя душу человека к состоянию этой блаженной нищеты, преподобный Андрей может вести ее дальше по лествице Евангельских добродетелей.
В нашей отечественной аскетической литературе много внимания уделял учению о Евангельских добродетелях, о их последовательности святитель Игнатий Брянчанинов. "Нищета духа, - пишет святитель Игнатий, - блаженство, первое в Евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая ступень в лествице блаженств". "Нищета духа, - пишет Святитель далее, - соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солию, - Бог отвергает их". "Такое состояние - дар благодати, - заключает преосвященный Игнатий, - действие благодати, ее плод, а потому и блаженство" .
Итак, нищета духа, смирение сердца есть первая Евангельская заповедь Христова, но она содержит в себе и все последующие добродетели. Недаром сказано Христом, что все Небесное Царство уже принадлежит смиренным, нищим духом людям. Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф 5:3). Вот к этому-то состоянию и ведет своим Великим умилительным покаянным каноном преподобный Андрей; ведет, показывая шаг за шагом, каково должно быть покаяние. Таким образом, он становится, вместе с другими преподобными отцами, учителем этого спасительного подвига.
И в самом деле, доведя душу до деятельных, глубоких вздохов покаяния, в той же 4-й песни Канона, несколько ниже преподобный Андрей говорит уже и о ступенях последующих добродетелей: Дванадесяте патриархов великий в патриарсех детотворив, - пишет он, - тайно утверди тебе лествицу деятельного, душе моя, восхождения, дети яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив .
Здесь приходит на память классический аскетический труд Лествица преподобного Иоанна Лествичника, где подробно разбираются все состояния человека на его пути к Богу по лествице восхождения добродетелей . Сравнительно близкие по временам своего жития, преподобные Андрей и Иоанн имели и близкие понятия о законах духовной жизни. Каждый из Преподобных схожим образом предлагал путь духовной жизни. Представление о духовной жизни, которая может быть уподоблена лестнице восхождения, доводится преподобным Андреем до слуха всех молящихся, поскольку его произведение есть богослужебное песнопение. Лествица преподобного Иоанна известна, главным образом, только инокам. Но - благодарение Богу за то, что через труд преподобного пастыря Критского законы внутренней жизни становятся известными большому кругу присутствующих в храме.
Покаянные вздохи усугубляются, как мы указывали выше, к 7-й песни Канона, где они достигают своего крайнего выражения, где преподобный Андрей говорит о скотских похотях человека, тяжчайших делах, о его страстных и любосластных стремлениях. Житие человека преподобный Андрей называет в этой песни проклятым, говорит о мерзости страстей, о сладострастиях скверных, об умножении негодований, но одновременно все больше и больше в покаянные строки Канона проникают звуки Нового Завета, и покаяние человека облекается опять духовными размышлениями . Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, - говорит тогда Преподобный, - да умыю и аз зеницы сердца и вижу Тя умно, Света превечна . Какая милость во всем тропаре, и как чудно удалось сказать преподобному Андрею о зеницах сердца, очах сердца, его глазах. Этот образ хотя и идет от Преподобного из глубины VII века, вполне необходим нам, людям, доживающим век XX, он так же нов и животворящ для нас. Зеницы сердца...
Опять спокойно звучат строки Канона и просятся в душу мирные размеренные звуки, когда мы дальше слышим: Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему; виждь мое смирение, скорбь мою, и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже (песнь 7-я) . Человек уже вошел здесь в свое делание покаяния; он открыл Богу свое самое глубокое, скрытое в нем самом, он сам произнес над собою суд и теперь, как бы очень утомившись от своего напряжения и труда, ждет помилования от благоутробного Бога.
И опять, теперь уже с некоей надеждой вздыхает душа, очищает себя от своих последних терний и в 8-й песни Канона взывает: Пощади, Спасе, Твое создание, и взыщи яко пастырь погибшее, предвари заблудшего, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец . В этом тропаре - уже полностью новозаветные образы. Ветхий Завет отошел, человек стал лицом к лицу перед своим Спасителем, он просит, чтобы ему войти в паству Доброго Пастыря, стать его спасенным новозаветным овчатем.
В 9-й песни - вдруг неожиданный, очень нежный образ, обращенный к святому Иоанну Предтече: Горлица пустыннолюбная, глас вопиющего возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние. Преподобный ублажает святого Предтечу как светильник покаяния и кончает тропарь тем, что тоже проповедует покаяние, ту добродетеь, то чудо и таинство, которому он послужил, написав свой Канон. Зри, душе моя, - кончает он приведенный выше тропарь, - да не увязнеши в беззаконные сети, но облобызай покаяние .
Великий канон уже почти кончается, еще несколько стихов - и труд завершен, преподобный Андрей довел до конца исповедь своей жизни, введя и всех христиан в возможность и сладость исповеди и покаяния перед Богом. Уже совсем в конце своего произведения Преподобный только воскликнет, вспоминая благоразумного разбойника: Но, о Благоутробне, яко верному разбойнику Твоему, познавшему Тя Бога, и мне отверзи дверь славного Царствия Твоего . Так, по написании всего Канона Преподобный умолял, чтобы ему сравняться с разбойником.
Человек, вникающий в уроки преподобного Андрея, узнает начертанный ему путь спасения. Не призрачный, не гордый, не восхищающий явления внутреннего мира, а путь очищения своей души, путь покаяния, путь сознания своих неправд и отрицания их. Таким путем человек, утвердивший ноги свои на степени покаяния, может беспрепятственно двигаться и дальше по ступеням восхождения. Но даже и оставаясь на первой ступени, он не теряет ничего и имеет уже все Царство. Таково действие покаяния, которое становится подлинным таинством человеческой жизни, в результате чего человек приобретает непадательное смирение.
А о смирении как особом состоянии человека говорит преподобный Исаак Сирин, аскет и наставник монашества: "Смирись, и смирится тебе небо и земля" . (Примирись сам с собою, и примирятся с тобою небо и земля.) Мы знаем также, что наш великий Достоевский, вникая в суть человеческих отношений на основе Евангелия, сказал: "Смирение... - страшная сила" . Вот к этому состоянию покаяния, нищеты духовной и смирения ведет неуклонным путем исповедь преподобного Андрея Критского, начертанная в его Великом каноне.
В этом великом деле наставления людей церковных на путь непадательного смирения через вникание в нужды, слабости и падения человеков, в деле руководства их по пути покаяния, в указании им подлинных, а не призрачных духовных ценностей, мы усматриваем одно из существеннейших достоинств Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, не теряющего своей силы и влияния до дней последнего века.

(www.eparhia-saratov.ru).

Тропарь, глас 1:

Христову Церковь цевницею языка твоего, / песнословя умильно, возвеселил еси, / богословием же Препетыя Троицы / славу всем сказал еси ясно, / тем тя, яко тайноглагольника, поем, / Андрее, пастырю Критский, / и величаем память твою, / Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Ин тропарь, глас 4:

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему, / Яже вещей истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Андрее, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

(Минея июль. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002; иллюстрации - www.sedmitza.ru; www.otechestvo.org.ua; upload.wikimedia.org; www.icon-art.ru; www.mk.ru; www.pobeda.ru; mirasky.h1.ru; westlinegroup.ru; gotogreece.ru).

Верующему трудно представить Великий пост без чтения покаянного канона Андрея Критского , многократных поклонов и пения «Помилуй мя, Боже…». Но когда возник этот гимн покаянию, какое сильное потрясение пережил его автор и какие уроки он дает каждому человеку? Обо всем этом читайте далее.

Великий пост — время покаяния

Чтобы подготовиться к самому большому христианскому празднику, Светлому Христову Воскресению, у верующих есть 40 дней поста и Страстная неделя, или седмица. Смысл этой подготовки не только в отказе от пищи, но, в первую очередь, в усиленной молитве и внимательности к своей духовной жизни.

Когда человек осознает собственную греховность, он перестает осуждать других. Какой смысл судить брата, когда ты сам тонешь в бездне страстей? Осознание своей небезупречности приводит к покаянию. Пост — как раз благодатное время для принесения плодов покаяния.

Уже первые дни Великого поста помогают человеку духовно «прийти в себя» — настроиться на молитву и осознать собственную греховность. С понедельника по четверг первой недели принято читать Великий покаянный канон Андрея Критского . Это творение — один из шедевров православной гимнографии, своего рода плач праведника о содеянных грехах.

Но кто такой Андрей Критский и почему его молитвы так почитают верующие?

Несколько слов о святом

Святитель родился приблизительно в 660 году в Палестине. Еще в юности решил уйти от мира, поэтому определенное время подвизался в лавре святого Саввы. Потом по Божьему промыслу пребывал в Константинополе, где присматривал за домами сирот, был известен своим милосердием и благотворительностью.

Около 712 года он стал епископом острова Крит, посему и вошел в историю христианства под именем Андрея Критского. Он был известнейшим молитвенником, блестящим проповедником и писателем. Его авторству принадлежит множество проповедей на двунадесятые праздники, стихир и канонов.

И по сей день Церковь пользуется его канонами, читаемыми в Лазареву субботу, праздник жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Но самым известным творением стал Великий покаянный канон Андрея Критского.

Сегодня он фактически открывает дверь Великого поста, а также читается на пятой неделе — в так называемое «Мариино стояние ». Это день памяти преподобной Марии Египетской .

Как известно из источников IX века, раньше этот покаянный гимн читали только в четверг пятой седмицы поста, а современная традиция появилась намного позже.

Так что же собой представляет покаянный канон Андрея Критского и почему без него трудно представить Великий пост?

Плач о грехах

Сегодня принято разделять канон на четыре части — по количеству дней чтения на первой неделе. Каждая часть состоит из девяти песней. В каждой из них автор оплакивает не только собственные страсти, но и пороки всего человечества.

Он хорошо знает Библию и святоотеческое предание, поэтому неоднократно обращается к жизни праведников и грешников, упоминаемых в Священном Писании.

  • Адам , из-за преступления заповеди лишившийся райской жизни;
  • Каин , убивший своего брата Авеля;
  • Хам , посмеявшийся над своим отцом Ноем, когда тот, впервые попробовав вино, охмелел и уснул нагим в шатре.

Это лишь некоторые персоналии, упоминаемые святителем Андреем. На самом деле их намного больше — от ветхозаветного Адама и до новозаветного царя Ирода, убившего Иоанна Предтечу.

Надежда на Бога

Но Покаянный канон Андрея Критского — это не только рыдание о грехах. Это еще и бескрайнее упование на Божью милость. Поэтому неоднократно во время молитвы мы упоминаем слова святителя:

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Святой Андрей верит, что Творец примет его раскаяние:

Воззри на меня, Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим оком, и прими мою пламенную исповедь

Он не надеется на себя, а уповает на Пресвятую Троицу:

Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся в одном Существе, сними с меня тяжкое бремя греховное и по Своему милосердию даруй мне слезы умиления

Поэтому не случайно святитель упоминает апостола Петра, идущего по водам. Когда ученик Христа усомнился, то начал тонуть и звать Иисуса на помощь. Сын Божий, конечно же, протянул Свою руку. И до сих пор Христос спасает всякого утопающего в греховной бездне, если человек зовет Его на помощь.

Апостол Петр — не единственный праведник, к образу которого обращается автор Великого покаянного канона. Андрей Критский просит свою душу подражать многим святым:

  • Иосифу Прекрасному , простившему своих братьев, которые продали его в египетское рабство;
  • пророку Иеремии , оплакивающему разрушение Иерусалима вавилонянами. Это падение было Господним попущением за грехи иудеев;
  • царю Давиду , автору Псалтыри, в раскаянии написавшему 50 псалом, и многим другим.

Как Андрей Критский написал покаянный канон?

Нет сомнения, что епископ Крита написал действительно шедевр гимнографии. Но для многих остается загадкой: что надо было пережить святителю, чтобы принести такой плод покаяния?

Некоторые исследователи считают, что свое самое известное творение святитель Андрей написал уже перед смертью. Почти тридцать лет он раскаивался, что участвовал во лжесоборе 712 года , осуждающем решения VI Вселенского Собора.

Вместе с другими участниками епископ Крита стал жертвой императора Филиппика. Этот правитель был приверженцем ереси монофелитства, отрицающей наличие в Христе двух воль: не только божественной, но и человеческой.

Но через год-два к власти пришел новый император, после чего все участники собрания раскаялись в своем поступке и даже отдельно от других подписались под документами VI Вселенского Собора.

Но для епископа Крита такого раскаяния было мало. До конца жизни он сокрушался о содеянном. Так и родился гимн покаянию, известный нам под названием Великий покаянный канон Андрея Критского.

А какой плод покаяния я принесу Богу?

В этом контексте вспоминается еще один известный плод покаяния — 50 псалом . Его царь Давид написал после тяжелейшего грехопадения. Он соблазнился женой своего воина Урии. Чтобы завладеть Вирсавией, так звали эту женщину, царь специально посылает ее мужа на смерть.

Пророк Нафан, зная обо всем, обличает Давида. Свидетельством его раскаяния и становится псалом, начинающийся словами: Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей…

Это лишь два ярких примера глубокого раскаяния. Но для каждого верующего они имеют особое значение именно в начале Великого поста.

Покаянный канон Андрея Критского и 50 псалом — это примеры не столько для подражания, сколько для назидания. Это повод проанализировать свои поступки и для себя честно ответить на вопрос: «А какой плод покаяния я принесу Богу?».

О смысле покаянного канона рассказывает протоиерей Димитрий Смирнов :


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Можно ли есть морепродукты в Великий пост? Если с рыбой все понятно - однозначно нельзя - то по поводу употребления мидий, кальмаров, гребешков возникают вопросы. Говорят, будто по выходным, на протяжении всего поста, афонские монахи едят кальмары. Правда ли это? Читайте в статье.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Андре́й Кри́тский или Андре́й Иерусали́мский (ок. , Дамаск - 4 июля , Эресос, о. Лесбос) - известный христианский богослов , проповедник и автор духовных гимнов, архиепископ города Гортина на Крите .

Жизнеописание

Считается, что святой Андрей Критский изобрёл или по крайней мере впервые ввёл в византийскую литургическую службу саму форму канона . Авторству Андрея Критского приписывается около 70 канонов.

Великий покаянный канон

Андрей Критский известен как автор Великого покаянного канона , текст которого находится в Триоди постной и состоит из 250 тропарей (строф) и считается самым длинным каноном из существующих. По мнению протопресвитера Александра Шмемана , этот канон «можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой » .

Великий покаянный канон - один из наиболее ранних канонов, поэтому его отличают некоторые особенности: он представляет собой собрание припевов или тропарей к библейским песням . Ирмосы представляют собой стихи из библейских песней, редко дополненные песнописцем. Великий канон содержит 9 песней, это один из немногих канонов, сохранивших в наше время 2-ю песнь.

Почти в каждой песни канона можно выделить 2 части: 1-я - беседа со своей душой о своих грехах и средствах их исправления; 2-я - молитвенный вопль к Богу о помиловании. Для обзора своих грехов он рассматривает библейскую историю: в 8 песнях преимущественно Ветхий Завет и в 1 - 7-ых песнях эпизодически, преимущественно в конце 8-й и в 9-ой - Новый Завет , указывая на примеры грехов и грешников в укоризну своей душе за подражание им и приводя праведников как положительные примеры для подражания. Святой видит себя глубоко грешным человеком, превзошедшим прочих во грехе.

К канону примыкают 2 ряда песнопений: 16 тропарей «Блаженн » (видимо, составленных вместе с каноном) и 24 алфавитных стихир (имеющих алфавитный акростих), ныне читаемых или поющихся на Господи, воззвах .

Впервые богослужебное употребление Великого канона зафиксировано в памятниках студийской традиции, в Ипотипосисе и др. Сам канон появляется уже в древнейших дошедших до нас Постных триодях (X-XI вв). По этим источникам, его пение было предписано на 5-й седмице Великого поста, но день седмицы варьируется.

Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев , которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около тысячи земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах во время богослужения.

На Великий канон в разное время составили комментарии:

В музыке

Напишите отзыв о статье "Андрей Критский"

Примечания

  1. Называют также и 726 года
  2. Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 352-355. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2
  3. St. Andrew of Crete (англ.)
  4. // Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 64-65. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2
  5. Творим же на кийждо тропарь метания 3 - Типикон, последование великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста и утрени в четверг пятой седмицы поста
  6. В современной богослужебной практике РПЦ уставные указания о земных поклонах выполняются не во всех приходах и монастырях
  7. "Говорится буквально о метаниях, которые не следует понимать как «малые земные поклоны», «метание суть: в пояс поклонитися как мощи до земли рукою достать, а великий поклон в землю челом ударить» ()
  8. Виссарион (Нечаев), еп. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний. Спб., 1897 - 3-е изд.
  9. Филипп (Симонов), игумен. Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона. - М.: ПаломникЪ, 2008.
  10. . Валаам , Никольский скит. 1998
  11. Олег Погудин .

Литература

  • Андрей (св., архиепископ критский) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Православная энциклопедия . Том II. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. - С. 352-355. - 752 с. - 40 000 экз. - ISBN 5-89572-007-2
  • // Православная энциклопедия . Том XIXVII. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2004. - С. 453-454. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-010-2
  • Кириллин В. М. «Великий покаянный канон» святителя Андрея, архиепископа Критского, в древнерусской переработке // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2003. № 3 (13). С. 79-94.

Ссылки

  • Димитрий Ростовский . Память святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского
  • на сайте «Азбука веры»

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Андрей Критский

Но это уже другая, хоть и интереснейшая история.

У тебя не так уж много времени, Изидора. И я думаю, ты захочешь узнать совершенно другое, что близко тебе по сердцу, и что, возможно, поможет тебе найти в себе побольше сил, чтобы выстоять. Ну, а этот, слишком тесно «тёмными» силами запутанный клубок двух чужих друг другу жизней (Радомира и Джошуа), в любом случае, так скоро не расплести. Как я уже сказал, у тебя просто не хватит на это времени, мой друг. Ты уж прости...
Я лишь кивнула ему в ответ, стараясь не показать, как сильно меня занимала вся эта настоящая правдивая История! И как же хотелось мне узнать, пусть даже умирая, всё невероятное количество лжи, обрушенной церковью на наши доверчивые земные головы... Но я оставляла Северу решать, что именно ему хотелось мне поведать. Это была его свободная воля – говорить или не говорить мне то или иное. Я и так была ему несказанно благодарна за его драгоценное время, и за его искреннее желание скрасить наши печальные оставшиеся дни.
Мы снова оказались в тёмном ночном саду, «подслушивая» последние часы Радомира и Магдалины...
– Где же находится этот Великий Храм, Радомир? – удивлённо спросила Магдалина.
– В дивной далёкой стране... На самой «вершине» мира... (имеется в виду Северный Полюс, бывшая страна Гиперборея – Даария), – тихо, будто уйдя в бесконечно далёкое прошлое, прошептал Радомир. – Там стоит святая гора рукотворная, которую не в силах разрушить ни природа, ни время, ни люди. Ибо гора эта – вечна... Это и есть Храм Вечного Знания. Храм наших старых Богов, Мария...
Когда-то, давным-давно, сверкал на вершине святой горы их Ключ – этот зелёный кристалл, дававший Земле защиту, открывавший души, и учивший достойных. Только вот ушли наши Боги. И с тех пор Земля погрузилась во мрак, который пока что не в силах разрушить сам человек. Слишком много в нём пока ещё зависти и злобы. Да и лени тоже...

– Люди должны прозреть, Мария. – Немного помолчав, произнёс Радомир. – И именно ТЫ поможешь им! – И будто не заметив её протестующего жеста, спокойно продолжил. – ТЫ научишь их ЗНАНИЮ и ПОНИМАНИЮ. И дашь им настоящую ВЕРУ. Ты станешь их Путеводной Звездой, что бы со мной ни случилось. Обещай мне!.. Мне некому больше доверить то, что должен был выполнить я сам. Обещай мне, светлая моя.
Радомир бережно взял её лицо в ладони, внимательно всматриваясь в лучистые голубые глаза и... неожиданно улыбнулся... Сколько бесконечной любви светилось в этих дивных, знакомых глазах!.. И сколько же было в них глубочайшей боли... Он знал, как ей было страшно и одиноко. Знал, как сильно она хотела его спасти! И несмотря на всё это, Радомир не мог удержаться от улыбки – даже в такое страшное для неё время, Магдалина каким-то образом оставалась всё такой же удивительно светлой и ещё более красивой!.. Будто чистый родник с животворной прозрачной водой...
Встряхнувшись, он как можно спокойнее продолжил.
– Смотри, я покажу тебе, как открывается этот древний Ключ...
На раскрытой ладони Радомира полыхнуло изумрудное пламя... Каждая малейшая руна начала раскрываться в целый пласт незнакомых пространств, расширяясь и открываясь миллионами образов, плавно протекавших друг через друга. Дивное прозрачное «строение» росло и кружилось, открывая всё новые и новые этажи Знаний, никогда не виданных сегодняшним человеком. Оно было ошеломляющим и бескрайним!.. И Магдалина, будучи не в силах отвести от всего этого волшебства глаз, погружалась с головой в глубину неизведанного, каждой фиброй своей души испытывая жгучую, испепеляющую жажду!.. Она вбирала в себя мудрость веков, чувствуя, как мощной волной, заполняя каждую её клеточку, течёт по ней незнакомая Древняя Магия! Знание Предков затопляло, оно было по-настоящему необъятным – с жизни малейшей букашки оно переносилось в жизнь вселенных, перетекало миллионами лет в жизни чужих планет, и снова, мощной лавиной возвращалось на Землю...
Широко распахнув глаза, Магдалина внимала дивному Знанию Древнего мира... Её лёгкое тело, свободное от земных «оков», песчинкой купалась в океане далёких звёзд, наслаждаясь величием и тишиной вселенского покоя...
Вдруг прямо перед ней развернулся сказочный Звёздный Мост. Протянувшись, казалось, в самую бесконечность, он сверкал и искрился нескончаемыми скоплениями больших и маленьких звёзд, расстилаясь у её ног в серебряную дорогу. Вдали, на самой середине той же дороги, весь окутанный золотым сиянием, Магдалину ждал Человек... Он был очень высоким и выглядел очень сильным. Подойдя ближе, Магдалина узрела, что не всё в этом невиданном существе было таким уж «человеческим»... Больше всего поражали его глаза – огромные и искристые, будто вырезаны из драгоценного камня, они сверкали холодными гранями, как настоящий бриллиант. Но так же, как бриллиант, были бесчувственными и отчуждёнными... Мужественные черты лица незнакомца удивляли резкостью и неподвижностью, будто перед Магдалиной стояла статуя... Очень длинные, пышные волосы искрились и переливались серебром, словно на них кто-то нечаянно рассыпал звёзды... «Человек» и, правда, был очень необычным... Но даже при всей его «ледяной» холодности, Магдалина явно чувствовала, как шёл от странного незнакомца чудесный, обволакивающий душу покой и тёплое, искреннее добро. Только она почему-то знала наверняка – не всегда и не ко всем это добро было одинаковым.
«Человек» приветственно поднял развёрнутую к ней ладонь и ласково произнёс:
– Остановись, Звёздная... Твой Путь не закончен ещё. Ты не можешь идти Домой. Возвращайся в Мидгард, Мария... И береги Ключ Богов. Да сохранит тебя Вечность.
И тут, мощная фигура незнакомца начала вдруг медленно колебаться, становясь совершенно прозрачной, будто собираясь исчезнуть.
– Кто ты?.. Прошу, скажи мне, кто ты?!. – умоляюще крикнула Магдалина.
– Странник... Ты ещё встретишь меня. Прощай, Звёздная...
Вдруг дивный кристалл резко захлопнулся... Чудо оборвалось также неожиданно, как и начиналось. Вокруг тут же стало зябко и пусто... Будто на дворе стояла зима.
– Что это было, Радомир?!. Это ведь намного больше, чем нас учили!..– не спуская с зелёного «камня» глаз, потрясённо спросила Магдалина.
– Я просто чуть приоткрыл его. Чтобы ты могла увидеть. Но это всего лишь песчинка из того, что он может. Поэтому ты должна сохранить его, что бы со мной ни случилось. Любой ценой... включая твою жизнь, и даже жизнь Весты и Светодара.
Впившись в неё своими пронзительно-голубыми глазами, Радомир настойчиво ждал ответа. Магдалина медленно кивнула.
– Он это же наказал... Странник...
Радомир лишь кивнул, явно понимая, о ком она говорила.
– Тысячелетиями люди пытаются найти Ключ Богов. Только никто не ведает, как он по-настоящему выглядит. Да и смысла его не знают, – уже намного мягче продолжил Радомир. – О нём ходят самые невероятные легенды, одни – очень красивы, другие – почти сумасшедшие.

(О Ключе Богов и, правда, ходят разные-преразные легенды. На каких только языках веками не пытались расписывать самые большие изумруды!.. На арабском, иудейском, индусском и даже на латыни... Только никто почему-то не хочет понять, что от этого камни не станут волшебными, как бы сильно кому-то этого не хотелось... На предлагаемых фотографиях видны: иранский псевдо Мани, и Великий Могул, и католический "талисман" Бога, и Изумрудная "дощечка" Гермеса (Emeral tablet) и даже знаменитая индийская Пещера Аполлона из Тианы, которую, как утверждают сами индусы, однажды посетил Иисус Христос. (Подробнее об этом можно прочитать в пишущейся сейчас книге «Святая страна Даария». Часть1. О чём ведали Боги?))
– Просто сработала, видимо, у кого-то когда-то родовая память, и человек вспомнил – было когда-то что-то несказанно великое, Богами подаренное. А вот ЧТО – не в силах понять... Так и ходят столетиями «искатели» неизвестно зачем и кружат кругами. Будто наказал кто-то: «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не ведомо что»... Знают только, что сила в нём скрыта дюжая, знание невиданное. Умные за знанием гоняются, ну а «тёмные» как всегда пытаются найти его, чтобы править остальными... Думаю, это самая загадочная и самая (каждому по-своему) желанная реликвия, существовавшая когда-либо на Земле. Теперь всё только от тебя будет зависеть, светлая моя. Если меня не станет, ни за что не теряй его! Обещай мне это, Мария...
Магдалина опять кивнула. Она поняла – то была жертва, которую просил у неё Радомир. И она ему обещала... Обещала хранить удивительный Ключ Богов ценой своей собственной жизни... да и жизни детей, если понадобится.
Радомир осторожно вложил зелёное чудо ей в ладонь – кристалл был живым и тёплым...
Ночь пробегала слишком быстро. На востоке уже светало... Магдалина глубоко вздохнула. Она знала, скоро за ним придут, чтобы отдать Радомира в руки ревнивых и лживых судей... всей своей чёрствой душой ненавидевших этого, как они называли, «чужого посланника»...
Свернувшись в комок меж сильных рук Радомира, Магдалина молчала. Она хотела просто чувствовать его тепло... насколько это ещё было возможно... Казалось, жизнь капля за каплей покидала её, превращая разбитое сердце в холодный камень. Она не могла дышать без него... Этого, такого родного человека!.. Он был её половиной, частью её существа, без которого жизнь была невозможна. Она не знала, как она будет без него существовать?.. Не знала, как ей суметь быть столь сильной?.. Но Радомир верил в неё, доверял ей. Он оставлял ей ДОЛГ, который не позволял сдаваться. И она честно пыталась выжить...
Несмотря на всю нечеловеческую собранность, дальнейшего Магдалина почти не помнила...

Она стояла на коленях прямо под крестом и смотрела Радомиру в глаза до самого последнего мгновения... До того, как его чистая и сильная душа покинула своё ненужное уже, умершее тело.На скорбное лицо Магдалины упала горячая капля крови, и слившись со слезой, скатилась на землю. Потом упала вторая... Так она стояла, не двигаясь, застывшая в глубочайшем горе... оплакивая свою боль кровавыми слезами...
Вдруг, дикий, страшнее звериного, крик сотряс окружающее пространство... Крик был пронзительным и протяжным. От него стыла душа, ледяными тисками сжимая сердце. Это кричала Магдалина...
Земля ответила ей, содрогнувшись всем своим старым могучим телом.
После наступила тьма...
Люди в ужасе разбегались, не разбирая дороги, не понимая, куда несут их непослушные ноги. Будто слепые, они натыкались друг на друга, шарахаясь в разные стороны, и снова спотыкались и падали, не обращая внимания на окружаюшее... Всюду звенели крики. Плачь и растерянность объяли Лысую Гору и наблюдавших там казнь людей, будто только лишь теперь позволив прозреть – истинно увидеть ими содеянное...
Магдалина встала. И снова дикий, нечеловеческий крик пронзил усталую Землю. Утонув в рокоте грома, крик змеился вокруг злыми молниями, пугая собою стылые души... Освободив Древнюю Магию, Магдалина призывала на помощь старых Богов... Призывала Великих Предков.
Ветер трепал в темноте её дивные золотые волосы, окружая хрупкое тело ореолом Света. Страшные кровавые слёзы, всё ещё алея на бледных щеках, делали её совершенно неузнаваемой... Чем-то похожей на грозную Жрицу...
Магдалина звала... Заломив руки за голову, она снова и снова звала своих Богов. Звала Отцов, только что потерявших чудесного Сына... Она не могла так просто сдаться... Она хотела вернуть Радомира любой ценой. Даже, если не суждено будет с ним общаться. Она хотела, чтобы он жил... несмотря ни на что.

Но вот прошла ночь, и ничего не менялось. Его сущность говорила с ней, но она стояла, омертвев, ничего не слыша, лишь без конца призывая Отцов... Она всё ещё не сдавалась.
Наконец, когда на дворе светало, в помещении вдруг появилось яркое золотое свечение – будто тысяча солнц засветила в нём одновременно! А в этом свечении у самого входа возникла высокая, выше обычной, человеческая фигура... Магдалина сразу же поняла – это пришёл тот, кого она так яро и упорно всю ночь призывала...
– Вставай Радостный!.. – глубоким голосом произнёс пришедший. – Это уже не твой мир. Ты отжил свою жизнь в нём. Я покажу тебе твой новый путь. Вставай, Радомир!..
– Благодарю тебя, Отец... – тихо прошептала стоявшая рядом с ним Магдалина. – Благодарю, что услышал меня!

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды по причащении Святых Христовых Таин он обрел дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки.

Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. Как человек одаренный и известный добродетельной жизнью, он по прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем Патриархии - нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Святого Града на IV Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В правление императора Юстиниана II (685-695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх - Богослов, учитель и гимнотворец.

Святитель Андрей написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы - канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый Великим постом. В первую седмицу Поста на повечерии он читается по частям (так называемые "мефимоны") и полностью - в четверг на утрени пятой седмицы.

Святитель Андрей Критский прославил многими похвалами Пречистую Деву Марию. Ему также принадлежат: канон на Рождество Христово, трипеснцы на повечерии недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и многие другие песнопения. Продолжателями его гимнографической традиции были великие церковные песнопевцы последующих веков: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные Слова святителя Андрея Критского на некоторые церковные праздники.

О времени кончины Святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие - 726 год. Он скончался на острове Милитина, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. В 1350 году благочестивый русский паломник Стефан Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во имя святого Андрея Критского.

На русском языке издано:

1. Великий канон, читаемый на великих повечериях первой недели и на утрени в четверток пятой недели Великого поста (в пер. М. И. Богословского, впоследствии протопресвитер Большого Успенского собора Михаил) - "Христианское чтение", 1836, I, с. 129-184. То же в отдельном издании: Великий канон и Акафист Пресвятой Богородице, читаемый на утрени в субботу пятой недели Великого Поста (в пер. Филарета, митрополита Московского). М., 1873 в другой редакции. Перевод Великого канона был издан профессором Петербургской духовной академии Е. И. Ловягиным: "Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках в трех книгах". Кн. 3. СПб., 1856. Новый славянский перевод принадлежит епископу Августину Гуляницкому и напечатан в ж. "Душеполезное Чтение", 1882, I, с. 232-261. В начале нашего столетия вышло издание Н. И. Кедрова: "Канон великий, творение Андрея Критского, Иерусалимского, чтимый в первую неделю поста". М., 1915.

2. Беседа на четверодневного Лазаря. - "Христианское чтение", 1826, XXII, с. 5 слл.

3. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы. - Там же, 1829, ХXХIII, с. 245 слл.

4. Похвальное слово Святителю и Чудотворцу Николаю. - Там же, 1834, IV, с. 229 слл.

5. Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы. - Там же, 1836, III, с. 231 слл.

6. Слово на всеславное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. - Там же, 1839, III, с. 307 слл.

7. Проповеди - В кн.: "Избранные слова в честь Пресвятой Богородицы". СПб., 1868, с. 44-69, 96-114. "Воскресное Чтение", 1853; "Прибавления к Церковным ведомостям", 1898, № 36.

Бо-го-слу-жеб-ной куль-ми-на-ци-ей пер-вых че-ты-рех дней Ве-ли-ко-го по-ста ста-но-вит-ся чте-ние в на-ших хра-мах за ве-чер-ним бо-го-слу-же-ни-ем « » пре-по-доб-но-го Ан-дрея Крит-ско-го. Несколь-ко слов о «ка-ноне» как та-ко-вом.

Ка-нон (греч. кано н — «ме-ри-ло», «пра-ви-ло») — жан-ро-вая фор-ма ви-зан-тий-ской гим-но-гра-фии, сло-жив-ша-я-ся к VIII в. Осо-бен-но-стью это-го жан-ра яв-ля-ет-ся то, что пес-ни ка-но-на со-став-ле-ны на ос-но-ве «биб-лей-ских пе-сен» (вхо-дя-щих в со-став раз-лич-ных книг Биб-лии), из при-пе-вов к ним. Пол-ный ка-нон со-сто-ит из де-вя-ти пес-ней (в та-ком ви-де он по-ёт-ся толь-ко в Ве-ли-ком По-сту), в дру-гое вре-мя го-да — из вось-ми пес-ней (вто-рая, «скорб-ная», песнь, опус-ка-ет-ся). Неко-то-рые ка-но-ны со-сто-ят из мень-ше-го ко-ли-че-ства пес-ней. Каж-дая песнь в свою оче-редь де-лит-ся на ирмо с (зачи н, букв. «связ-ка»), несколь-ко тро-па-рей и ка-та-ва-сию. Ир-мо-сы «увя-зы-ва-ют» те-му пес-ни (опре-де-ля-е-мую об-щей те-мой ка-но-на как со-став-ным эле-мен-том кон-крет-но-го бо-го-слу-же-ния) с те-ма-ми биб-лей-ских пе-сен (ча-сто эта связь услов-на и труд-но-уло-ви-ма). «Пол-ное чи-но-по-сле-до-ва-ние ка-но-на вклю-ча-ет и дру-гие ком-по-нен-ты. По-э-ти-ка ка-но-на от-ме-че-на тор-же-ствен-ной ста-тич-но-стью, мед-ли-тель-ной ви-ти-е-ва-то-стью...» .

Ан-дрей Крит-ский (ок. 660 — ок. 740 г.) ви-зан-тий-ский цер-ков-ный ри-тор и гим-но-граф, ав-тор «Ве-ли-ко-го ка-но-на» и мно-гих дру-гих про-из-ве-де-ний, во-шед-ших в на-ше бо-го-слу-же-ние (па-мять 4/17 июля). Ро-дил-ся и по-лу-чил на-чаль-ное об-ра-зо-ва-ние в Да-мас-ке; в 15-лет-нем воз-расте по-сту-пил в Свя-то-гроб-ское брат-ство при хра-ме Вос-кре-се-ния в Иеру-са-ли-ме, где был по-стри-жен в мо-на-ше-ство, по-свя-щен во чте-ца, а за-тем на-зна-чен но-та-ри-ем и эко-но-мом (от-сю-да его дру-гое про-зва-ние — Ан-дрей Иеру-са-лим-ский). Осе-нью 685 го-да он от-пра-вил-ся в Кон-стан-ти-но-поль и там остал-ся; был по-свя-щен во диа-ко-на хра-ма Свя-той Со-фии и про-слу-жил там свы-ше 20 лет. При Кон-стан-ти-но-поль-ском пат-ри-ар-хе Ки-ре (706-712) Ан-дрей был хи-ро-то-ни-сан во епи-ско-па и по-лу-чил на-зна-че-ние на ка-фед-ру г. Гор-ти-на (ост-ров Крит) с ти-ту-лом ар-хи-епи-ско-па Крит-ско-го. По сви-де-тель-ству ис-то-ри-ка Фе-о-фа-на Ис-по-вед-ни-ка († 817), свт. Ан-дрей участ-во-вал в ере-ти-че-ском со-бо-ре 712 го-да, со-зван-ном имп. Филип-пи-ком для воз-об-нов-ле-ния мо-но-фе-лит-ства , и вме-сте со свт. Гер-ма-ном, бу-ду-щим Кон-стан-ти-но-поль-ским пат-ри-ар-хом, был в чис-ле под-пи-сав-ших ана-фе-му VI Все-лен-ско-му Со-бо-ру. Ве-ро-ят-но, они под-да-лись дик-та-ту вла-сти. Впо-след-ствии свт. Ан-дрей рас-ка-и-вал-ся, что под-пи-сал ере-ти-че-ские опре-де-ле-ния, и имен-но с этим со-бы-ти-ем жи-тий-ная тра-ди-ция свя-зы-ва-ет со-став-ле-ние им зна-ме-ни-то-го По-ка-ян-но-го Ка-но-на. Это толь-ко од-на из при-чин, на де-ле всё бы-ло го-раз-до слож-нее и дра-ма-тич-нее.

Ве-ка, на ко-то-рые при-шлась жизнь Свя-ти-те-ля, озна-ме-но-ва-ли со-бой окон-ча-тель-ный и необ-ра-ти-мый крах идеи хри-сти-ан-ской го-судар-ствен-но-сти. Ещё рань-ше, в кон-це V ве-ка, вар-ва-ры уни-что-жи-ли за-пад-ную по-ло-ви-ну неко-гда еди-ной хри-сти-ан-ской Им-пе-рии. Энер-гич-ные по-пыт-ки имп. Юс-ти-ни-а-на Ве-ли-ко-го (527-565) вос-ста-но-вить бы-лой Рим не увен-ча-лись успе-хом. За-пад так и остал-ся «вар-вар-ским». Те-перь при-шел че-рёд остав-шей-ся в оди-но-че-стве Во-сточ-ной Рим-ской (Ви-зан-тий-ской) им-пе-рии. В 614 го-ду Па-ле-сти-ну за-хва-ти-ли пер-сы, учи-нив-шие там жут-кий раз-гром и пле-нив-шие в Иеру-са-ли-ме Крест Гос-по-день. Им-пе-ра-то-ру Ирак-лию уда-лось с ни-ми спра-вить-ся в 626 го-ду (с его обе-том свя-за-на тра-ди-ция не вку-шать мя-со в пред-ше-ству-ю-щую Ве-ли-ко-му по-сту неде-лю); но уже через два де-ся-ти-ле-тия на-ча-лась ре-ши-тель-ная экс-пан-сия Ис-ла-ма: ара-бы за-хва-ти-ли Па-ле-сти-ну, Се-вер-ную Аф-ри-ку, Ис-па-нию и бы-ли оста-нов-ле-ны лишь во Фран-ции. Вспы-хи-ва-ли всё но-вые ере-си, от-тор-гав-шие от Церк-ви во-сточ-ные ре-ги-о-ны (еще в V сто-ле-тии про-изо-шел пер-вый ве-ли-кий цер-ков-ный рас-кол — мо-но-фи-зит-ский), а в кон-це жиз-ни свя-то-го Ан-дрея гро-мить мо-на-сты-ри и хра-мы в Ви-зан-тии ста-ли са-ми же «хри-сти-ан-ней-шие» им-пе-ра-то-ры-ико-но-бор-цы. (Про-мыс-ли-тель-ная иро-ния судь-бы в том, что с вы-да-ю-щим-ся за-щит-ни-ком ико-но-по-чи-та-ния свя-тым Иоан-ном Да-мас-ки-ным его «еди-но-вер-цам» не уда-лось рас-пра-вить-ся толь-ко по-то-му, что он жил не Ви-зан-тии, а в му-суль-ман-ской стране и да-же со-сто-ял на служ-бе у Да-мас-ско-го ха-ли-фа.) Об-ще-ство в це-лом не мог-ло жить по еван-гель-ским иде-а-лам, и меч-та о ве-ли-кой хри-сти-ан-ской им-пе-рии ру-ши-лась. В этих гроз-ных со-бы-ти-ях мно-гие лю-ди ви-де-ли при-зна-ки небес-но-го гне-ва. Охва-тив-шее их по-ка-ян-ное чув-ство и вы-ра-зил в сво-ем по-э-ти-че-ском тво-ре-нии свя-ти-тель Ан-дрей Крит-ский.

Ве-ли-кий ка-нон — это свод «мо-ра-лей» к яр-ким эпи-зо-дам биб-лей-ско-го по-вест-во-ва-ния. Кон-крет-ные со-бы-тия биб-лей-ской ис-то-рии пре-вра-ща-ют-ся в ино-ска-за-ния, сво-дят-ся к про-стей-шим смыс-ло-вым схе-мам. На-при-мер, Ева — это не про-сто биб-лей-ский пер-со-наж, это — жен-ствен-но-лу-ка-вое на-ча-ло внут-ри са-мой ду-ши каж-до-го че-ло-ве-ка:

«Вме-сто Евы чув-ствен-ной / Вос-ста-ла во мне Ева мыс-лен-ная — / Плотско й стра стный по-мы-сел, / Пред-став-ля-ю-щий при-ят-ное, / Но при вку-ше-нии все-гда на-по-я-ю-щий го-ре-чью».

«С че-го нач-ну опла-ки-вать де-я-ния мо-ей зло-счаст-ной жиз-ни? Ка-кое по-ло-жу на-ча-ло, Христе , мо-е-му се-то-ва-нию? Но Ты, ми-ло-серд-ный, по-дай мне пре-гре-ше-ний остав-ле-ние». Так на-чи-на-ет свя-ти-тель Ан-дрей свой по-ка-ян-ный плач и об-ра-ща-ет-ся к пер-во-му гре-ху че-ло-ве-ка, ли-шив-ше-му всё че-ло-ве-че-ство со-здан-ных для него Са-мим Бо-гом «укра-ше-ний» — то есть непо-сред-ствен-но-го бо-го-об-ще-ния и бес-смер-тия. «Грех ли-шил ме-ня бо-го-ткан-ной одеж-ды и, как ли-стья-ми смо-ков-ни-цы, об-лёк ме-ня оде-я-ни-ем сты-да в об-ли-че-ние страст-ных мо-их стрем-ле-ний».

Длин-ной че-ре-дой пе-ред мо-ля-щи-ми-ся про-хо-дят об-ра-зы из Свя-щен-ной ис-то-рии Вет-хо-го и Но-во-го За-ве-та — пра-от-цы, пат-ри-ар-хи, судьи, ца-ри, про-ро-ки, апо-сто-лы, из-ра-иль-тяне и их со-се-ди — пер-со-на-жи бо-го-лю-би-вые и зло-че-сти-вые, и каж-дый из них ста-но-вит-ся при-ме-ром или к под-ра-жа-нию, или, на-про-тив, — к от-вра-ще-нию и «пе-ре-мене» (та-ков смысл сло-ва «по-ка-я-ние»!) сво-их мыс-лей и дел. От-сю-да и опре-де-ле-ние «По-ка-ян-ный ка-нон». Кро-ме то-го, обыч-ные ка-но-ны со-дер-жат не бо-лее 30 тро-па-рей, здесь же их око-ло 250, по-то-му он на-зван ещё и «Ве-ли-ким». Хо-тя, ра-зу-ме-ет-ся, он «ве-лик не толь-ко по чис-лу сти-хов, но и по внут-рен-не-му до-сто-ин-ству, по вы-со-те мыс-лей, по глу-бине чувств и по си-ле вы-ра-же-ний» .

Юрий Ру-бан


Из кни-ги: / Юрий Ру-бан; Храм ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри «Всех скор-бя-щих Ра-дость» на Шпа-лер-ной ули-це; Куль-тур-но-про-све-ти-тель-ский центр «Ле-стви-ца»; на-учн. ред. проф. ар-хи-манд-рит Иан-ну-а-рий (Ив-ли-ев),— Санкт-Пе-тер-бург: Ко-ло, 2015. — 127 с.

При-ме-ча-ния

Аве-рин-цев С. По-э-ти-ка ран-не-ви-зан-тий-ской ли-те-ра-ту-ры. М., 1977. С. 318.

Мо-но-фели тство (от греч. мо нос — "один" и тхэ ле-ма , в позд-нем про-из-но-ше-нии фе ли-ма — "во-ля"), букв. "еди-но-во-лие" — ере-ти-че-ское на-прав-ле-ние хри-сти-ан-ско-го (во-сточ-но-го) бо-го-сло-вия VII ве-ка, утвер-ждав-шее, что во Хри-сте дей-ству-ет толь-ко од-на, бо-же-ствен-ная, во-ля. При-зна-вать в Нём две во-ли (бо-же-ствен-ную и че-ло-ве-че-скую) — зна-чит при-зна-вать в Нём во-лю доб-рую и во-лю злую, счи-та-ли мо-но-фе-ли-ты. Это уче-ние о еди-ной во-ле (энер-гии) бы-ло, со-глас-но разъ-яс-не-нию св. Мак-си-ма Ис-по-вед-ни-ка († 662) и патр. Со-фро-ния Иеру-са-лим-ско-го († 638 г.), "за-мас-ки-ро-ван-ным мо-но-фи-зит-ством", от-ри-ца-ю-щим рав-но-чест-ное еди-не-ние во Хри-сте бо-же-ствен-ной и че-ло-ве-че-ской при-ро-ды. Мо-но-фе-ли-ты бы-ли осуж-де-ны на VI Все-лен-ском со-бо-ре (680-681 гг.).

Фила-рет (Гу-милев-ский), ар-хи-еп. Ис-то-ри-че-ский об-зор пес-но-пев-цев и пес-но-пе-ния Гре-че-ской Церк-ви. Св.-Тр. Серг. Лав-ра, 1995. С. 197.