Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Рецензия на Pillars of Eternity. Герои меча и паузы

Мир Эора, застрявший где-то между средневековьем и ренессансом, потрясла катастрофа. Проклятье пало на земли государства Дирвуд: все больше и больше детей теперь рождаются без души. По счастливому стечению обстоятельств, в этот сложный период времени появляется герой. Правда, и сам герой пока не знает, кем он был на самом деле. Наемником? Авантюристом? Аристократом? Но это и не было столь важно. В первую очередь, он был Хранителем. Эти люди испокон веков могли разговаривать с мертвыми, видеть события прошлого и манипулировать душами.

Впрочем, эти недостатки отходят на второй план сразу после того, как на экране появляются тексты. Их в Pillars of Eternity не просто много, а невероятно много. За чтением диалогов вы проведете никак не меньше времени, чем в непосредственно сражениях. Pillars of Eternity все делает с серьезным лицом - места шуткам, как в , здесь нет.

Часто в игре приходится принимать довольно жесткие и неоднозначные решения. Будьте готовы к тому, что выбранный вами вариант не всегда приведет к тем последствия, которые вы хотели бы увидеть. Pillars of Eternity не прощает ошибок. Нагрубили криминальному авторитету? Не удивляйтесь, если через секунду вся его банда сорвется на вас с сильным желанием запихнуть пару кинжалов вам в спину. Диалоги в значительной мере влияют на репутацию игрока. В зависимости от вашего поведения и выбора реплик, в последующих разговорах к вам будут относиться иначе.

Огромное впечатление производит сам мир Pillars of Eternity - он огромен. В то же время, мир не является цельным и состоит из десятков локаций, наполненных огромным количеством разных заданий. Можно, наплевав на главную сюжетную линию, отправится решать проблемы местных жителей, потратив на это занятие множество часов.

В определенный момент вам даже дадут крепость с огромным подземельем на 15 уровней. Можно собирать налоги и нанимать наемников для охраны вашей новой базы. При этом, чем известнее становится ваша крепость, тем чаще на нее будут нападать разбойники и всяческие лесные твари.

Сражения в реальном времени с настраиваемой автопаузой особой оригинальностью не отличаются, но при этом весьма сложны. Удивляет лишь механика выносливости. Она здесь служит альтернативным расходуемым здоровьем. При получении урона ваш персонаж в первую очередь теряет выносливость. Если она опустится до нуля, то персонаж не погибнет, а лишь потеряет сознание и продолжит сражение после победы своих напарников. Впрочем, растратив все здоровье и постоянно падая в обмороки, персонаж окажется при смерти и, получив один удар, умрет. Воскресить его после этого уже невозможно.

Pillars of Eternity - это бриллиант со множеством шероховатостей, которые, очевидно, появились из-за спешки или недостаточного контроля качества. Иногда в игре попадаются «кривые» шрифты или пропадают целые строки в описаниях. Большую часть этих нюансов может исправить первый же крупный патч, но что мешало сделать это еще до старта, непонятно. Но гораздо больше раздражает постоянная загрузка новых локаций. Доходит до абсурда: чтобы добраться до кровати в таверне, приходится два раза наблюдать загрузочный экран. В большом городе от этого можно просто сойти с ума.

— она старается преуспеть там, где раньше что-то шло не так. Где интерфейс мешал игре, сражения начинали тяготить, а правила Dungeon & Dragons не слишком удачно ложились на программный код. Эта игра выглядит очень знакомо и играется почти так же, но уроки последних пятнадцати лет не прошли для нее даром.

Забытые инстинкты

Pillars of Eternity обращается к тем инстинктам, что во многих давно уже уснули. Если вы вздумаете взять ее нахрапом, то будете раз за разом заслуженно терпеть поражение. Это опасный мир, и спустя пару часов вы привыкнете путешествовать так, как не путешествовали уже тысячу лет: аккуратно, украдкой, тщательно выискивая ловушки и избегая сражений, в которые вам пока лучше не ввязываться.

С этим хорошо сочетается возможность почти в любой момент пойти куда вздумается. Основной сюжет тянется сквозь игру тонкой нитью и составляет от силы одну ее треть. Остальные две — это сторонние квесты, дополнительные истории: большие и маленькие, амбициозные и проходные. В них легко потеряться, но, пока вы продвигаетесь по сюжету, они следуют бок о бок с вами. Легко забыть, что огромный замок лорда Редрика, со всеми его тайниками и альтернативными путями, — всего лишь часть стороннего квеста. Все это вписывается в историю, становится ее неотъемлемой частью.

Скрытная манера действия уместна почти всегда. Pillars of Eternity нельзя пройти совсем без сражений, но можно избежать большей их части.

В том, что касается отыгрыша, Pillars of Eternity тоже дает вам полную свободу. Сильный волшебник в латном доспехе, или хлипкий, но уверенный в себе разбойник, или, скажем, паладин-безбожник — эта игра находит применение почти любому созданию. Каким бы оно ни было, оно сможет здесь выжить (более или менее) и непременно впишется в логику мира.

Ролевая система Pillars of Eternity мотивирует создавать нестандартных персонажей. В отличие от той же D&D она почти всегда оперирует универсальными способностями, которые могут так или иначе пригодиться всем. Например, высокий показатель интеллекта полезен не только магам, жрецам или псионикам-сайферам — он даже варвару будет очень кстати. Умения умного варвара покрывают гораздо большую площадь; кроме того, он сможет выдать что-нибудь мудрое в диалогах. Потому что — почему бы и нет. Это же ролевая игра, с какой стати вам ограничивать себя в выборе ролей?

Если вас не устраивают умения готовых напарников, можно создать своих. Очень кстати, если вы экспериментируете с составом партии или хотите пройти игру шестеркой волшебников.

Действующие эффекты, шкалы действия, линии, указывающие, кто с кем сражается в ближнем бою (попытка разорвать такую линию наградит противника свободной атакой), отчет о действиях — на виду все, что нужно.

Сражения построены по знакомым вехам: вы командуете партией из шести бойцов, постоянно пользуясь паузой, чтобы раздать приказы. Управление всем этим назойливо вызывает в памяти Infinity-классику, и, к счастью, Obsidian неплохо поработали с интерфейсом, чтобы возвращение в прошлое было гладким: как только вы уловите принципы, филигранно разыгранные сражения войдут у вас в привычку.

Механика не прощает ошибок. Здесь легко проиграть из-за того, что, скажем, ваш волшебник на мгновение оказался в первых рядах или случайно накрыл половину команды огненным шаром. Маленький блуждающий огонек способен вывести из боя половину отряда — если вы вовремя не прикажете жрецу произнести наговор на силу воли. А еще у вас на середине подземелья могут попросту закончиться припасы.

Схватки требуют тщательного позиционирования и контроля ресурсов, каждая стычка — это маленькая тактическая головоломка. Главное — не играть на низком уровне сложности: когда вам ничего не угрожает, планирование теряет всю свою прелесть.

Что не так с ролевыми играми

Ролевые игры стали предсказуемыми.

Pillars of Eternity постоянно об этом напоминает. В том, что касается тех же побочных квестов, она будто подначивает Dragon Age Inquisition и ее «песочницу» почтовых приключений. Здесь все устроено хитро: вам не дадут просто убить очередных бандитов, укравших очередную священную книгу, и просто вернуться за наградой. Стоит вам подобрать книгу, как раздастся глас с небес, который поставит вас перед очередным выбором без очевидного «правильного» пути.

И это прекрасно. Такими должны быть квесты в ролевых играх.

Инстинкты подсказывают, что ответ, привязанный к высокому параметру решительности, поможет вам легко разрешить конфликт — ведь это не простой вариант, а особенный. Но здесь подобные вещи ничего не значат. Будь этот ответ хоть сто раз не таким, как все, орать на удерживающего заложников разбойника — не самая умная идея.

В диалогах Pillars of Eternity заставляет забыть о цифрах и переменных, перестать думать категориями вроде «я отыгрываю злого персонажа, поэтому буду выбирать злые ответы». Вы выбираете то, что действительно кажется вам правильным, только так и не иначе.

Вместо осей мировоззрения из D&D в Pillars of Eternity очки характера. Будете врать на каждом шагу — прослывете лжецом, полюбите драки без причины — вас прозовут агрессивным. Аукается это нечасто: ситуации, когда вам, скажем, позволяют избежать боя, припугнув оппонента своим бычьим реноме, достаточно редки, чтобы не было смысла целенаправленно накручивать очки. Но когда они случаются, у вас остается впечатление, что это было действительно не зря. Что миру в самом деле не наплевать на ваши действия.

Конечно, отнюдь не все ответы приведут к далеко идущим последствиям, да и ваша репутация на деле волнует немногих. Но Pillars of Eternity и так удалось куда больше, чем многим и многим ролевым видеоиграм. В ней, когда перед вами встает выбор, не имеет значения прагматизм — вы поступаете исключительно по совести.

Updated my journal

С напарниками в Pillars of Eternity у вас довольно странные отношения. Все они приятные и интересные ребята, но вы никогда не станете с ними так же близки, как, скажем, с компаньонами из Baldur’s Gate 2 . Если им позволить, они выльют на вас океаны своих сетований на жизнь и мыслей о сути мироздания. Их рассказы тесно связаны с богатой предысторией мира, и проливают свет на многие интересные события. Но напарники не вмешиваются в ваши дела — лишь следуют за вами, наблюдают и комментируют. Не ждите от них запутанных интриг в духе Джахейры. Или любовных трагедий, как с Аэри. Или ожесточенного выяснения отношений, как между Келдорном и Виконией.

На фоне той же Dragon Age , изо всех сил толкающей вас к подчеркнуто личным отношениям, подход Pillars of Eternity несколько сбивает с толку. Но это не хорошо и не плохо — это другая история. Здесь проявляется родство с Planescape: Torment Pillars of Eternity напоминает не эпическое приключение, а хмурые, экзистенциальные поиски себя. Вы необязательно спасаете мир — вы стремитесь найти ответы. Так же, как и ваши спутники.

В самом начале игры вам достанется крепость, но о ней вполне можно забыть вплоть до конца игры. В отличие от замка из Neverwinter Nights 2 от той же Obsidian, вокруг Каэд Нуа не происходит вообще ничего важного.

Пути Од Нуа — пятнадцатиэтажное подземелье, в котором Pillars of Eternity отвешивает поклон Icewind Dale . Поменьше истории, побольше ловушек, нехитрых загадок и сражений. Совершенно необязательная вещь, но хорошо пойдет, если хочется потешить внутреннего манчкина.

Ваши компаньоны — не друзья, но попутчики. У каждого из них, как и у вас, свой груз на душе, некий незакрытый гештальт. В их коротких квестовых арках вы, по большому счету, заняты психоанализом: нехитрым образом вправляете им мозги и идете дальше, нигде надолго не задерживаясь.

И да, вы не спасаете мир (хотя поначалу дело явно к тому стремится), но влияете на него. Смещаете баланс. Даже главный антагонист, которого по старой балдуровской традиции показывают в самом начале, оказывается кем угодно, но только не очередным обиженным злом. Это не второй Саревок или, не приведи боги, Корифей, а скорее Крея из . Несмотря на всю его спорную мораль, ближе к концу вы, возможно, захотите с ним согласиться — опять же искренне, а не потому что отыгрываете злодея.

Рано или поздно все возвращаются к своим корням. Люди тянутся в те места, где родились и выросли, а игровые жанры перерождаются в давно забытых механиках, с которых и началось их становление. И говоря о золотой эпохе ролевых игр, обычно подразумевают смену тысячелетий, когда появились Planescape: Torment, Baldur’s Gate, Fallout, Icewind Dale и Neverwinter Nights.

Удалось ли опытнейшей команде из Obsidian Entertainment сделать игру по рецепту той самой классики? Не самый уместный вопрос, и ознакомившись с обзором Pillars of Eternity, вы поймете, почему.

- Полюбуйтесь, миссис Хадсон. Мирно, тихо, спокойно. Какое гадство!
- Я уверена, что-нибудь подвернется, Шерлок. Славное убийство! Оно вас подбодрит.

«Шерлок» (2010)

Былина о Безымянном

Как гласит еще одна цитата из вышеупомянутого фильма: как ни старайся изменить облик, всегда выходит автопортрет. То же самое можно сказать об играх в целом: сколько бы разработчики ни говорили о возвращении к истокам, новом взгляде или невиданных ранее возможностях, чаще всего все равно получается нечто узнаваемое и типичное, чему суждено затеряться в круговороте других событий.

В среде игроделов особенно популярны три религии: пародирование, копирование и повторение. Адепты первой выставляют костыли жанров напоказ и высмеивают их, последователи второй уважают материальные ценности и стараются приумножать их при минимальных затратах, а третьи - это те, кто делает игры словно по учебнику, предавая анафеме тех, кто пытается выйти за рамки канона.

Кот, в запертом на ключ сундуке, в доме, полном зомби. Ох уж эти ролевые игры с их условностями…

Какой бы путь ни выбрали Obsidian, у них получилось замечательное вступление. Игра с первых минут обескураживает, предлагая безумное число вариантов на экране создания персонажа: раса, класс, атрибуты, божество, биография, голос и внешность - уже на этом этапе вы закладываете фундамент всего приключения, усложняя или упрощая решения самых разных игровых конфликтов и заданий.

Следующий шаг - знакомство с интерфейсом. Таблички и портреты не занимают полдисплея, как когда-то, диалоговое окно легко масштабируется, а некоторые элементы можно убрать вовсе, если покопаться в настройках. Подобная предусмотрительность редко встречалась в играх «старого образца».

Создание персонажа - это выбор вслепую. Не исключено, что позже вы захотите начать все сначала, сделав всего пару поправок.

Когда же рассказчик начинает историю, проявляется легкое ощущение дежавю. Очередной безымянный путешественник оказывается там, где ему быть не положено, и случайно получает необычный дар – умение заглядывать в души, видеть призраков и переживать их воспоминания. После такого поворота он, естественно, бросает прежние дела и пытается выяснить, что и почему с ним произошло.

Позже мы узнаем, что души - весьма больная тема в Забытых Королевствах Восточных землях. Однажды люди убили живое воплощение бога, а вскоре после этого в тех краях перестали рождаться нормальные младенцы - на свет появлялись пусторожденные, оболочки без души, которые не могли жить полноценной жизнью и вскоре увядали, что поставило под угрозу будущее всего региона.

Восприятие сюжета, как это часто бывает, сопровождается мыслью «Что за чертовщина здесь вообще творится?»

С местным генофагом власть имущие начали бороться самым типичным для власть имущих способом - расстрелами, а точнее, чистками: «под нож» попадали и последователи павшего бога, и ученые, исследующие души, так называемые анимансеры. И хоть последние официально не были вне закона и могли продолжать исследования в столице, недовольство против них назревало и народу нужен был лишь повод.

На фоне этих событий проходят приключения главного героя и его группы, а подробности вы можете домыслить и сами: борьба с узурпатором, проникновение в древние святыни, расследование причин эпидемии, выбор фракции с небольшой сюжетной развилкой, которая в итоге ни на что не влияет. Игра создана по лекалам старых, проверенных временем ролевок, и ничего нового даже не пытается изобрести.

Умение героя «читать душу» никак не отображается на игровом процессе. Вне сюжета можно изучать прошлое некоторых персонажей, но практической пользы в этом нет.

Если хотите послушать интересную историю с простым, но душевным сюжетом, то Pillars of Eternity - не лучший кандидат на покупку. Писатели Obsidian честно старались создать детально проработанный мир с уникальной историей и обитателями, но не сумели его подать: в книгах и диалогах на вас сходу вываливают тонны информации, не зная чувства меры, так что усвоить все из прочитанного порой трудно.

Разряжают обстановку разговоры между спутниками. Забавно слушать, как подшучивают над магом с раздвоением личности или обсуждают перья богоподобной паладинши, а их комментарии в беседах с NPC порой интереснее самих разговоров. Не обошлось и без скелетов в шкафах сопартийцев и их личных квестов, позволяющих лучше понять характер персонажей и даже определить их судьбу.

Спутники часто вмешиваются в разговор, но их слова кроме вас, кажется, никто не слышит.

Основная сюжетная линия здесь больше для вида, чтобы провести какую-то нить между россыпью событий и приключений, встречающихся на пути партии главного героя. Попадаются интересные задания с несколькими вариантами развязки, вроде убийства герцога или зачистки маяка, но чаще всего вам подкидывают привычные дилеммы вроде оправдания или осуждения вора, который грабил от безысходности.

Если сравнить игру с другим бриллиантом Kickstarter, Divinity: Original Sin , то и здесь контраст не в пользу проекта Obsidian. Говорящие колодцы, плачущие орки, женитьба кота - все это выглядело нестандартно и создавало сказочную атмосферу, ну а мир Pillars of Eternity слишком мрачный для подобных вещей, и в нем не хватает чего-то оригинального, чтобы эту «серьезность» компенсировать.

Большее зло

Отличительная черта Pillars of Eternity - она не про спасение мира. Хоть большую часть игры мы и следуем по пятам главного злодея, но делаем это в своих, корыстных целях, а не «потому, что надо». Да и если задуматься, в мире игры мало чего-то хорошего и светлого: одни тираны, неуравновешенный сброд, убийцы, мародеры и фанатики, а выбираем мы зачастую между вариантами «просто плохо» и «совсем плохо».

Это почти идеальная площадка для отыгрыша кого угодно, и игра предоставляет нам несколько инструментов для формирования персонажа. Первый: репутация в среде какой-то общины. Нейтралы могут прямо сказать «я тебя знать не знаю, катись к черту», а ненавистники - подослать карательный отряд. Второй: черты характера. Отвечаете «честно» или «великодушно», и к вам отнесутся более снисходительно.

Редкий случай, когда черта характера позволяет чего-то добиться в диалоге. Очень редкий случай.

Еще один способ влияния на NPC - проверка на атрибуты. Высокие показатели силы позволят запугать собеседника, а решительность или восприятие - переубедить. Но не всегда «особые» реплики применять выгодно. К примеру, в портовом районе столицы разумнее больше побегать, но договориться о понижении цен в борделе, чем убеждать бандитов оставить заведение в покое, завершив задание досрочно.

Правда, вы все равно останетесь заложником сюжета. Здесь не позволено дергать за ниточки повествования, как в Alpha Protocol, тасуя судьбы персонажей как угодно. Апогеем разочарования стало заседание во дворце: вы выбираете фракцию, попадаете на прием и выступаете с докладом, тщательно обдумывая слова, но в итоге сказанное лишь чуть изменяет вашу репутацию, не влияя больше ни на что.

В отличие от проверки на атрибуты, реплика с эмоциональным окрасом чаще всего не дает никакого эффекта, а порой даже вреднее обычной.

Помимо отыгрыша роли, мы занимаемся исследованием мира, где все по старинке: небольшие карты, соединенные переходами; между открытыми землями есть быстрое перемещение; новые зоны появляются либо по мере взятия квестов, либо при выходе на карту мира с определенной стороны соседней локации. Сами территории открытого типа - это не коридоры наподобие первых Dragon Age с парочкой входов-выходов.

Города и деревни также узнаваемы. Крупные поселения поделены на районы, в каждом есть торговцы, места для отдыха, храмы и другие заведения, где можно подцепить побочное задание или узнать о последних событиях. Любителям опасностей дорога в руины и катакомбы. Для самых отчаянных разработчики даже приготовили пятнадцатиуровневое подземелье, наполненное ловушками и головоломками.

Мирные локации изначально разведаны. Остальные скрыты туманом войны, что логично в подземельях, но не совсем к месту на всех остальных картах.

Игра подталкивает к тому, чтобы мы разведывали земли вприсядку, что малость раздражает. Только в режиме скрытности можно обнаружить тайники или обойти врага незамеченным, и если на начальной сложности можно давить числом, то в менее щадящих режимах обшаривание и зачистка каких-нибудь необжитых земель и прилегающей пещеры может затянуться на полчаса, а то и больше.

Всю игру можно пройти, убив менее 175 существ, чему способствует хитрая система начисления опыта. Очки развития даются только за задания и заполнение бестиария (предел прокачки - 12 уровень): достаточно убить нескольких существ одного типа, а дальше за них опыт начисляться не будет. Но быть отъявленным пацифистом не получится: игра нередко подкидывает конфликты, не решаемые мирным путем.

Визит в крупный город может увеличить число записей в вашем дневнике заданий сразу на десять пунктов.

Отдыхают от странствий приключенцы в собственной крепости, которая после череды улучшений превратится в величественную твердыню и начнет приносить доход, если озаботитесь приставить к ней охрану. Там же можно разместить военнопленных, брать контракты на особо опасных персон и даже отправлять в походы простаивающих сопартийцев.

Градостроительная часть игры была бы еще интереснее, если бы ее грамотно вписали в сюжет, а так мы получаем всего лишь группу искателей приключений, которая до конца игры останется таковой. Жители других городов будут видеть в нас беженцев, новоприбывших, чужаков, но не, черт подери, властителей замка Каэд-Нуа (хотя, казалось бы, с такой силой стоит считаться).

Герои меча и паузы

Наименее привлекательная сторона игры - это сражения. Авторы решили отойти от классических правил D&D с условными бросками кубиков в сторону математической точности: противники обмениваются ударами в реальном времени, при этом урон зависит от различных показателей вроде отклонения, стойкости, реакции и воли цели, а также точности, характеристик оружия и всяческих множителей нападавшего.

На деле боевая система очень примитивна: различные типы атаки и защиты скорее запутывают и сбивают с толку, а не развивают тактическую составляющую. Успех здешних сражений больше зависит от раскачки персонажей и подбора партии - если решили поэкспериментировать с талантами и атрибутами, можете попасть в патовую ситуацию, ведь перераспределить показатели героев без модов нельзя.

Специальной кнопкой можно подсветить все интерактивные объекты на экране. Вот бы еще «отфильтровать» статистов среди NPC…

Не менее значимая проблема - занудный микроконтроль. Каждый бой на средней и выше сложности начинается с расстановки персонажей в режиме скрытности и отдачи команд каждому из бойцов, ведь они не обучены применять способности и заклинания без приказа или же автоматически менять тип оружия в зависимости от ситуации на поле битвы.

Но даже с железной выдержкой трудно порой понять, что вообще творится на экране, когда два отряда сходятся лицом к лицу. Не спасает ни пауза, ни замедленный режим: вы то и дело будете теряться, произнес ли ваш чародей заклинание, только его готовит или вовсе еще восстанавливается после предыдущей атаки.

Лог в правом нижнем углу позволяет лучше понять, что кого убило и как убило, но изучать его в нынешнем виде практически невозможно.

В Pillars of Eternity нет раундов: скорость атаки зависит от характеристик героя, выбранной техники боя и штрафов от брони. Модальные способности позволяют выбрать - нанести неподготовленный удар, пожертвовав точностью, или потерять время на тщательное прицеливание, ну а чем надежнее доспех, тем больше пауза между ударами и любыми другими действиями.

При получении урона первым делом расходуется выносливость: если она опустится до нуля, персонаж упадет без сознания, утратив дееспособность до конца схватки. Потеря здоровья грозит смертью: оно хоть и снимается совсем по чуть-чуть, но не восстанавливается после драки, как выносливость, да и традиционные лекари в Восточных землях не встречаются: раны и увечья исцеляются в основном отдыхом, реже зельями.

У сопартийцев по умолчанию ужасно нерационально распределены характеристики и таланты. Проблема отчасти решается вербовкой наемников.

Останавливаться на привал или снимать комнату в таверне вы будете еще чаще, взяв в отряд чародея, друида и священника. У них ограниченное число зарядов, поэтому, если полагаетесь в бою на огненные шары или какую-нибудь масляную лужу, готовьтесь спать по три раза на день. Расклад странный, если учесть, что у сайферов такого лимита нет, а их магия не хуже.

На этом тема нелепых ограничений не заканчивается. Перед боем мы можем разместить всего одну ловушку; однотипные бонусы от нескольких одетых вещей не складываются (активной останется самая высокая прибавка); враги даже со спины замечают крадущегося не вплотную к ним вора. Благо инвентарь опционально бездонный, что избавляет от частых визитов к торговцу или переоценки ценностей.

В игре есть некое подобие текстовых квестов. Как и в диалогах, здесь важно либо выбрать правильное действие, либо пройти проверку на атрибуты, часто и то, и другое.

Как и любая крупная ролевая игра, Pillars of Eternity не лишена багов. Дважды утыкался в непроходимые задания основной сюжетной линии (уже исправлены патчем), случались и вылеты, хоть и очень редко. Но больше всего раздражают глюки ИИ: союзники частенько застревают в узких проходах во время боя, после убийства выбранной цели иногда не переключаются на следующую и попросту бездействуют.

Касательно визуальной части и оптимизации успехи Obsidian очень скромны. Внешне игра выглядит блекло, переходы между картами сопровождаются долгими загрузками. Под стать графике и звуковое сопровождение. После блестящих работ Кирилла Покровского в Divinity музыка Джастина Белла попросту не цепляет, хоть и откровенной халтурой его композиции не назову.

Заключение

Типичная ролевая игра старой школы, с типичным игровым процессом, типичными заданиями и типичными для этого жанра костылями. Да, создатели и не скрывали свой акцент на возрождении классики, но не совсем понятно, зачем нужно именно повторять успех проектов тех времен, даже не пытаясь исправить их недостатки или в чем-то усовершенствовать, добавив нечто актуальное, как сделали Larian Studios год назад.

И все же не могу не порадоваться за Obsidian - они создали пусть и ни разу не выдающуюся, но хорошую игру. Этот проект уберег талантливых и опытных разработчиков от закрытия студии, а значит, они и дальше будут радовать нас достойными работами. Искренне верю, что Pillars of Eternity - лишь первая ласточка, и на ее наследии вырастет еще немало птенцов.

Вердикт: смелая попытка возродить слегка подзабытую концепцию, и она могла быть куда удачнее, не будь создатели настолько консервативными.

Оценка: 7.4 («Хорошо»).

Виталий Красновид aka Dezintegration

  • Pillars of Eternity: тестирование производительности
    Сводное тестирование двадцати одной видеокарты и сорока шести процессоров в паре разрешений и двух режимах работы.

  • Обсуждение игры на конференции сайт.

Около двух лет прошло с тех пор, как изометрическая ролевая игра Pillars of Eternity впервые вышла на PC. Геймеры очень тепло приняли продукт, выделяя среди главных особенностей сохранившийся дух классики и увлекательнейшее приключение, в котором позволяет поучаствовать игра. И, вот, наконец, продукт решили выпустить на консолях PlayStation 4 и Xbox One, объединив оригинальную игру со всем ранее вышедшим для нее контентом, включая две части крупного дополнения The White March . Данный обзор будет описывать не только особенности консольной версии игры, но и ее основ в целом.

Новая вселенная со своими правилами

Pillars of Eternity: Complete Edition переносит нас в совершенно новую вселенную под названием Эора, которая является классическим темным фэнтези в стиле Baldur’s Gate . Мир игры создан с особой тщательностью, позволяя нам узнавать все новые подробности о тех или иных событиях. Во вселенной данного продукта мы выступаем в роли некоего Хранителя, который способен общаться с душами давно умерших людей. На этом собственно и кроется вся завязка сюжетной линии, которая в Pillars of Eternity занимает около трети всей игры. Остальная часть приходится на второстепенные квесты, позволяющие на долгое время отвлечься от основной цели и заниматься совершенно другими задачами, которые скрывают в себе множество дополнительных приключений.

Не стоит искать в Pillars of Eternity чего-то уникального - игра создана на основе олдскульных тактических RPG прошлого столетия, но с некоторой долей обновленной механики и различных элементов, упрощающих знакомство с основами геймплея. Однако легкой игру называть ни в коем случае нельзя, ведь для понимая всего и вся игроку нужно читать много текста, экспериментировать с развитием характеристик и подбирать правильный отряд из нескольких компаньонов.

Система спутников выполнена таким образом, что создать мы можем только главного героя, а тех, кто будем помогать ему в ходе его похождений, предстоит встречать по мере прохождения. К слову создание персонажа выполнено очень подробно, благодаря чему мы можем выбрать не только расу и класс героя, но и его происхождение и внешность. Каждая деталь, закладывающаяся в самом начале, отражается на дальнейшем развитии игры. Мы не раз будем свидетелем диалогов, в которых речь пойдет о нашем прошлом и том, кто мы есть на самом деле. Каждый персонаж в игре по-настоящему живой, со своими целями и принципами.

Читаем и сражаемся

Что касается компаньонов, то они в игре созданы явно не для галочки. Об одиночном прохождении можно полностью забыть, так как в любой стычке с врагами нужна комбинация умений и планирование совместных действий. К примеру, наш главный персонаж может обездвижить врага, а спутник в это время должен нанести серьезный урон каким-нибудь магическим заклинанием или чем-то вроде этого. Все, конечно, можно делать на свое усмотрение - никаких условностей нет. Тактика ощущается уже с самых первых часов прохождения, а поэтому каждое действие в игре должно сопровождаться тщательным обдумыванием.

Локации в Pillars of Eternity сделаны таким образом, что заставляют себя тщательно исследовать. При неаккуратном передвижении можно наткнуться на ловушку, пропустить какой-то важный объект или и вовсе угодить в засаду. Важно понять с самого начала, что игра требует от нас особой внимательности, без которой прохождение утрачивает весь шарм, заложенный в данный продукт разработчиками. Стоит также отметить, что любители много читать будут крайне довольны игрой, ведь текста в ней предостаточно, чтобы половину всего игрового процесса проводить в изучении каких-либо записей и общении с персонажами. Диалоги выполнены очень недурно, при чем это касается как перевода, так и самой сути, которая в них содержится. Общение с персонажами дает нам новые сведения об игровой вселенной, заставляет сильнее погружаться в атмосферу и больше узнавать о том, что нас окружает. В противном случае, без чтения игра покажется неинтересной и лишенной какого-либо смысла.

Боевая система выполнена в режиме реального времени, но с тактической паузой. Именно этот элемент позволяет во время остановить игру и подумать над тем, как разместить отряд, кого убить первым и когда использовать способности. Без тактической паузы делать все это в реальном времени было бы невозможно, а поэтому ее наличие четко обосновано. Однако на легком уровне сложности вся прелесть тактической составляющей теряется, а поэтому любителям в меру сложных поединков с требованиям к планированию рекомендуем в самом начале ставить как минимум среднюю сложность. Благодаря этому, задействуются все механики и элементы, которые припасли для нас разработчики. В частности, крафт зелий и улучшений для оружия, грамотное распределение ресурсами и прокачка персонажа, а также продумывание мельчайших деталей в сражениях.

Незабываемо со всех сторон

По мере всего прохождения Pillars of Eternity не перестает приятно удивлять ни на секунду. Всегда есть что-то, о чем мы не знали и что становится приятным сюрпризом. То нам говорят о том, что у нас есть собственная крепость, то мы узнаем, что в мире игры обитают ранее неизвестные существа, а то и вовсе удивляют некоторыми деталями из темного прошлого мироздания. К тому же игра привлекает еще и тем, что в ней нет четко обозначенного контраста, где есть только черное и белое. Даже главный антагонист имеет вполне обоснованные мотивы творить то, что поначалу нам можем показаться сущим злом. Вдобавок к этому, игра включает в себя нелинейность прохождения, влияющая на концовку игры и на формирование внешней обстановки по отношению к нам.

Без внимания не остается практически никакая деталь. Если в диалогах с персонажами мы часто будем пользоваться обманом, то в нашем герое увидят несерьезного лжеца, лишенного чести, а если же использовать всегда грубую силу, то мир Pillars of Eternity начнет относиться к нам как к тирану. Самое главное, что есть в игре - отыгрывание любой роли, которая нам интересна. В самом начале герой выступает чем-то вроде пластилина, из которого по мере прохождения мы можем слепить того, кого хотим. При этом каких-либо рамок, ограничивающих наше воображение нет, что делает приключение незабываемым.

О визуальной составляющей Pillars of Eternity можно сказать два слова: просто и красиво. «Просто», потому что, игра не представляет собой чего-то крайне революционного с технической стороны: двухмерные задники, не совсем плавная анимация и слабая детализация объектов. «Красиво» же, потому что каждая локация прорисована с особой тщательностью к деталям. Каждое подземелье, каждый уголок игры заставляет нас рассматривать каждый объект и думать о его происхождении. Это сложно описать словами, но о простоте графики забываешь, когда погружаешься с головой в атмосферу всего того обилия событий, которые дарит игра. При этом звуковая составляющая находится еще на более высоком уровне. Уже с первых минут прохождения хочется закинуть себе в плеер отличные саундтреки, которые мы слышим в начале игры.

Что касается управления, то в PS4-версии Pillars of Eternity все гораздо отличается от PC. Поначалу можно подумать, что управлять персонажами на геймпаде намного неудобнее, чем на клавиатуре с мышкой. Так и есть, но только на первых порах прохождения. Постепенно начинаешь ловить себя на мысли, что такой тип управления игре к лицу и никак не портит общее впечатление от геймплея, а наоборот, дополняет его новым опытом. Героем можно управлять в двух режимах: направляя его при помощи стика, как в каких-нибудь трехмерных экшенах, либо же задействуя специальный указатель на манер того, как это выполнено в PC-версии. При всем при этом элементов интерфейса на экране почти нет. Все нужно делать при помощи специальных колесиков, которые включают в себя различные действия, выполняемые персонажем. Единственное, что не так удобно делать на контроллере, как на клавиатуре, так это распределять отряд, хотя и к этому привыкаешь по мере прохождения.