Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Основные философские учения Древней Индии

7. Новейший философский словарь. - Минск, 1999.

8. Поппер К. Логика научного исследования, 1935.

9. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.- М., 1995.

10. Формальная логика/под ред. проф. Чупахина И.Я., Бродского И.Н.- Л., 1977.

11. Философия и методология науки/ под ред. Купцова В.И. - М., 1996.

12. Философия: Учебное пособие/ под ред. проф. Лавриненко В.Н. - М., 1996.

13. Хрестоматия по философии. Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону, 1997.

-----------------

1. Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, человеке и обществе и включающая в себя все условия и моменты производств (учёных с их знаниями и способностями, с разделением и кооперацией научного труда; экспериментальное и лабораторное оборудование; методы исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации; сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства, которые могут быть одной из форм отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия).

Наука понимается и как система знаний и как деятельность, направленная на получение знаний. Наука – система знаний о логических и числовых закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль знаний. Научное знание может быть охарактеризовано со следующих позиций :

· системность;

· возможность логического доказательства;

· возможность экспериментальной проверки;

· отчетливое языковое выражение мысли.

Наука рассматривает (три ступени науки) :

1) Идеальное бытие природы как пространство и время. Задача на этой ступени - это измерение пространства и времени, определение моментов того, что является прошедшим, настоящим и будущим.

2) Неорганическую природу. На этой ступени наука изучает материю, как движение, тяжесть, химический процесс, энергию и т.д.

3) Органическую природу. Предметом изучения является определение потребностей животного или растительного организма.

2. Научное исследование проходит последовательно три стадии: эмпирическое, умозрительное и теоретическое исследование. На каждой из этих стадий с помощью определенных познавательных процедур получаются специфические формы знания.

По способу познания науки бывают эмпирическими и рациональными. Науку следует рассматривать как систему ступеней, необходимо возникающих одна из другой, но не так, что одна производит другую. Указанная последовательность стадий обусловлена тем, что конечная цель научного исследования - раскрытие сущности изучаемого класса явлений, т.е. объяснение этих явлений. Но прежде чем объяснять эти явления, нужно их описать. Эту задачу решает эмпирическое исследование, поэтому именно с него и начинается научное исследование.

После того, как изучаемая предметная область описана, делается попытка объяснить ее с помощью имеющегося теоретического знания. Когда на этом пути не удается достичь успеха, возникает необходимость в новом теоретическом знании. При этом оказывается, что принципиально новое теоретическое знание не может быть получено ни посредством индуктивного обобщения опытных данных, ни посредством дедуктивного вывода из старого теоретического знания. Приходится прибегать к помощи творческого воображения, фантазии, интуиции, т.е. к умозрительному исследованию, которое генерирует новые идеи, на основе которых затем разворачивается теоретическое исследование, формируется новая теория.

Философские предпосылки науки пронизывают как теоретический, так и эмпирический уровни науки и связаны со стилем мышления определенной исторической эпохи. В наибольшей степени не свободен от философских предпосылок теоретический уровень познания (например, дискуссия, которая развернулась вокруг проблем квантовой механики между двумя направлениями, представителями которых были А.Энштейн и Н.Бор; ее суть состояла в проблеме соотнесения аппарата квантовой механики с окружающим миром). Учёные всегда работают на основе некоторых философских предпосылок, которые в действительности определяют их общую позицию в исследовании. Разделение научного исследования на уровни не совпадает с делением познавательного процесса на чувственность и мышление. Так, эмпирический уровень не сводится к совокупности чувственных данных, он включает в себя и деятельность мышления, а теоретический уровень также не ограничивается мышлением и включает в себя экспериментальную деятельность. Между прочим, иногда мышление подразделяют на практическое и теоретическое. Можно соотносить эти виды мышления с тем, что первое по преимуществу используется на эмпирическом, а второе - на теоретическом уровне.

Эмпирический уровень знания – вид исследования, направленный непосредственно на объект и опирающийся на данных наблюдения и эксперимента. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и конструирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, часто имеющих вероятностный характер.

Процедурой эмпирического исследования новой предметной области:

1) Наблюдение – это восприятие с помощью органов чувств (также приборов) исследуемых явлений в условиях, когда исследователь не вмешивается в естественное течение событий. Результатом наблюдения является чувственный образ (ощущения и восприятия). От обычного чувственного познания научное наблюдение отличается своей целенаправленностью и организованностью. Научное наблюдение обычно связано с решением определенной научной проблемы. Целенаправленность наблюдения связана с наличием предположений, которые вызывают необходимость в наблюдении. Научные наблюдения должны собрать данные, которые могут стать основой для последующих разработок. Чтобы результаты наблюдений давали, возможно, более объективную информацию, необходимо максимально разнообразить условия наблюдения, применять различные приборы. При этом в каждом отдельном наблюдении объект будет выглядеть по-разному, но то сходное, что есть во всех наблюдениях, можно рассматривать как объективную информацию.

2) В отличие от наблюдения в ходе эксперимента субъект активно воздействует на объект исследования посредством других материальных объектов – экспериментальных установок (инструментов, аппаратов и т.д.). Реакция изучаемого объекта на эти воздействия фиксируется приборами, которыми оснащены экспериментальные установки, отсюда видно, что между экспериментом и наблюдением есть тесная связь.

Формы эмпирического знания :

1) Научный факт – исходная форма эмпирического знания. Факт науки - достоверное знание, отображающее объективно существующие свойства явлений, результат описания и обобщения эмпирических данных.

2) На следующем этапе эмпирического исследования осуществляется сравнение вновь полученных фактов между собой и с ранее зафиксированными. В результате такого сравнения могут быть обнаружены зависимости фактов, т. наз. эмпирические законы .

3) Высшей формой эмпирического знания (об изучаемой предметной области) является т. наз. феноменологическая конструкция , представляющая собой дедуктивную систему, построенную на основе эмпирических законов, из которых дедуктивно выведены следствия.

Дальше – задача объяснения полученного эмпирического знания. Когда это не удается с использованием уже имеющегося теоретического знания, нужно выходить за рамки старых теорий. Исследование переходит на умозрительную стадию.

Умозрительное исследование начинается с “идеализации” имеющегося знания. Объяснение эмпирических данных, эмпирических законов предполагает переход с уровня явления на уровень сущности. С помощью идеализированных объектов исследователь стремится устранить факторы, мешающие проникновению в сущность. После формирования идеализированных объектов исследователь ищет и использует некоторый структурный образ. Элементы этого структурного образа замещаются идеализированными объектами, в результате чего в финале получается умозрительное понятие (конструкт ). Например, Кеплер для понятия о всемирном тяготении использовал структурный образ магнита, притягивающего железо.

В создании идеализированных объектов и умозрительных понятий важную роль играет творческое воображение и интуиция. Это проявляется в выборе способа идеализации, нахождении структурного образа, замещения его элементов идеалами. Далее, умозрительное исследование продолжается в форме сопоставления и связи конструктов между собой и с имеющимися понятиями. Результат – высказывания, содержащие конструкты (умозрительные принципы ). Например, Галилей, представив в воображении идеальный шар, катящийся по идеально гладкой, строго горизонтальной плоскости, пришел к выводу, что в этих условиях шар не остановится. Это умозрительное высказывание (умозрительный принцип) впоследствии легло в основу сформулированного Ньютоном принципа инерции.

Из некоторой совокупности умозрительных принципов можно дедуктивным путем сконструировать систему утверждений (умозрительную концепцию ). Практически можно, исходя из разных умозрительных принципов, создать много умозрительных концепций. Завершается умозрительное исследование анализом умозрительных концепций, отбрасывания некоторых и выделения для последующей работы других.

Теоретическое исследование начинается с того, что из непротиворечивых, осмысленных умозрительных принципов выбираются некоторые в качестве исходных принципов новой теории. Умозрительных принципов может быть очень много, поэтому нужно как можно больше ограничить множество их, принимаемых для теоретического исследования. Здесь существенную роль, кроме их проверки на осмысленность и непротиворечивость играет философское мировоззрение исследователя. Он не будет работать с теми умозрительными принципами, которые противоречат его философскому мировоззрению.

Теоретический уровень знания – вид исследования, направленный на всестороннее познание объективной реальности и связанный с совершенствованием и развитием понятийного аппарата наук. Теоретический уровень предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности явления. Формирование теоретического уровня науки приводит к качественному изменению понимания эмпирического уровня.

Методы теоретического уровня познания :

1) абстрагирование - метод научного исследования, связанный с отвлечением, при изучении некоторого явления или процесса от их несущественных сторон и признаков;

2) идеализация - мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.

3) эксперимент с идеальными моделями

4) индуктивный метод

5) гипотетикодедуктивный метод

Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью для решения исследовательских задач.

Гипотеза с гносеологической точки зрения представляет собой такое знание, истинность или ложность которого еще не установлена. Подтверждение (“верификация”) гипотезы превращает ее в теорию и наоборот, опровержение (“фальсификация”) отбрасывает гипотезу как ложное предположение.

Теория выполняет две основные функции: объяснения и предсказания. Созданием формальных аксиоматических теорий достигается не только логическая строгость. Формальные аксиоматические теории имеют и эвристическую ценность. Как правило, формальная теория может иметь различные интерпретации, она может относиться не к одной, а к целому классу предметных областей. Это дает возможность для своеобразного “переноса” информации, полученной при изучении одной предметной области на другую.

3. На деятельность ученого оказывают воздействие философские принципы, категории и законы. Ученый, приступая к исследованию, “настраивается” на то, что ему нужно найти, объяснить (качественные и количественные стороны изучаемых объектов, их функциональные зависимости, пространственные и временные характеристики, законы). Существование этих аспектов изучаемых объектов в общей форме предполагается заранее, а каковы их конкретные формы – должно обнаружиться в ходе исследования. Иначе говоря, в уме исследователя есть некоторая общая картина атрибутов любой предметной области, и он конкретизирует ее в исследовании определенной предметной области.

На деятельность ученого влияет гносеологический, методологический аспект его мировоззрения. У ученого до начала конкретного исследования имеются общие представления о средствах, методах исследования. И он выбирает для себя те или иные познавательные процедуры и сферы деятельности. Отсюда вытекает стиль научно-исследовательской работы. Один склонен к эмпирическому исследованию, другой – к умозрительной деятельности и т.д. Формы и методы исследовательской работы не могут выбираться совершенно произвольно. Чтобы получить объективно-истинную информацию, исследователь “вынужден” использовать такие методы и приемы, которые соответствуют объекту исследования (например, изучение количественных параметров объекта предполагает использование именно количественных методов, а не каких-то других).

При переходе от умозрительного исследования (при ограничении множества умозрительных принципов) к теоретическому большую роль играет философское мировоззрение исследователя.

На научное исследование влияет и социально-аксиологический аспект философии. Социальные факторы влияют на выбор проблем, научные интересы ученых, характер подготовки научных кадров.

На науку оказывает влияние не только философское мировоззрение, наука живет в мире многих сфер общественного сознания – морали, религии, искусства, а также испытывает влияние общественного бытия - экономики, политики. В свою очередь, другие сферы общественной жизни подвергаются воздействию науки.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

В.П. Огородников
Философия: Шпаргалка

1. Основания возникновения философии

Труд создал самого человека около ста тысяч лет тому назад и продолжает формировать его и сегодня. Специфика человеческого труда – в постоянном целенаправленном изготовлении и использовании орудий труда – техники. Использование техники выделило человека из живой природы, возвысило его над «братьями меньшими», сделало его относительно независимым от окружающей стихии, развивало его интеллектуально. Эволюция техники вела к медленному, но неуклонному повышению производительности труда.

Повышение производительности труда выше определенного уровня – в два и более раза больше, чем требует «прожиточный минимум», привело к социальной революции – качественному изменению производственных отношений. За счет производимого прибавочного продукта стала возможной эксплуатация чужого труда. Так возникло первое классовое общество – рабовладельческое. Вместе с делением на классы эксплуататоров и эксплуатируемых возникло новое разделение труда – на умственный и физический.

Вместе с изменением бытия людей менялось и их сознание. Старые формы мировоззрения – мифология и первобытная религия переставали отвечать новым формам общественной жизни. На смену пришло новое мировоззрение – философия.

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (VI–V вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах – в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне, там, где за счет революции в производстве материальных благ произошла социальная революция.

2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения

С момента возникновения сознания начинается познание человеком окружающего мира, самого себя и своего взаимодействия с этим миром, что определило три основных объекта познания:

2) человек;

3) взаимодействие мира и человека.

То или иное представление об этих объектах является мировоззрением. Мировоззрение – это обобщенное знание, система суждений о мире, человеке и их взаимодействии. Исторические типы мировоззрения:

Мифологическое;

Религиозное;

Философское;

Научное.

Отличительной особенностью философии с момента ее возникновения стало стремление, как это определил древнегреческий философ Платон, познать вечное в преходящем, единое (одно и то же) во многом (в различном).

Поэтому философия – это наука о всеобщих законах и принципах развития природы, общества, познания и мышления.

В этом определении есть указание и на предмет философии – «всеобщие законы и принципы развития», – и на совокупный объект – «природа, общество, познание и мышление».

3. Основные разделы философского знания

Соединяя общий предмет философии с элементом ее совокупного объекта, получаем разделы философского знания:

1. Онтология – теория бытия, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов и принципов развития объективного мира, природы.

2. Философия общества (философия истории, философская социология, антропология, аксиология, этика и др.) – раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов развития общества и человека.

3. Гносеология – теория познания, раздел философии, посвященный изучению всеобщих законов и принципов познания человеком окружающего мира.

4. Логика – раздел философии, связанный с познанием всеобщих законов и принципов мышления.

4. Основные философские направления

Философия несет в себе многие моменты предшествующих форм мировоззрения – мифологии и первобытной религии, из которых наиболее существенным является проблема связи и соотношения объективного мира и сознания, которая стала основным вопросом философии.

Те из философов, кто считает генетически первичным объективную реальность, а сознание признает высшей формой отражения этой реальности (оказывающей мощное обратное воздействия на бытие), являются материалистами. Напротив, те, кто предполагает, что некоторое сверхъестественное идеальное начало породило и продолжает определять объективный мир, – объективные идеалисты , а те, кто полагает человеческое сознание творцом мира (а иногда и единственно существующей реальностью), – субъективные идеалисты.

То или иное решение основного вопроса философии детерминирует решение других философских проблем. Например, признание того, что человеческое сознание является определяющим фактором развития общества, приводит к выводу о ведущей роли выдающихся личностей в историческом процессе. Это, в свою очередь, порождает конкретное решение и метод воздействия на общественную систему – «нужно поставить во главу государства такого-то человека». Так мировоззренческий постулат становится методом действия (в данном примере субъективно-идеалистическое мировоззрение оборачивается методом, уводящим от цели).

5. Диалектика и метафизика

Методологическая роль философии – определение основных направлений, методов и приемов, которые нужно использовать для эффективного целенаправленного воздействия человека на любой процесс.

Методология – это мировоззрение в действии. Поэтому идеализм и материализм являются не только противоположными мировоззренческими системами, но и противоположными методами познания и преобразования мира.

Вместе с тем в истории философии сформировались еще две противоположные философские мировоззренческие и методологические установки: диалектика и метафизика.

Диалектика – метод познания и преобразования действительности, основывающийся на положении о том, что все явления и процессы объективной и субъективной реальности представляют собой единство противоположностей, борьба между которыми составляет основу их возникновения, существования и развития. (Необходимости и случайности; сущности и явления; изменчивости и устойчивости; внешнего и внутреннего и т. п.)

Метафизика – метод познания и преобразования действительности, противоположный диалектике и связанный с отрывом и абсолютизацией в качестве чего-то самостоятельно существующего отдельной стороны, момента, свойства единого целого, системы. (Необходимости или случайности; сущности или явления; изменчивости или устойчивости; внешнего или внутреннего и т. п.)

6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)

В учении Лао-цзы (VI в. до н. э.) о священном «дао» (даосизм) все вещи рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Дао, согласно Лао-цзы, «пусто, но в применении неисчерпаемо». Дао выступает праотцом всех вещей. Вопрос о причинах появления дао не ставится. Оно не выразимо словами. В нем начало неба и земли. Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти. Уже здесь – начало созерцательности, самоуглубления для достижения сути первосущего, столь характерное для большинства философских систем на Востоке. Дао как путь, согласно которому происходит развитие Космоса, реализует себя во внешнем мире по принципу у-вэй, что означает непреднамеренную активность. Преднамеренная активность опасна.

Лао-цзы исходил из того, что деятельность человека разрушает гармонию сущего, естественный ход событий. Поэтому покой – путь к постижению сущности. Человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Согласно Лао-цзы, тот, «кто действует, потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет – потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачу. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет». Лао-цзы, как и другие китайские мыслители, старался гармонизировать прошлое и будущее, совместить противоположности в настоящем. Дао – своеобразный первопринцип, который воплощает в себе гармонию идеального Космоса.

В Древнем Китае наибольшее распространение и влияние получила философия Кун-цзы (лат. Конфуций) (VI–V в. до н. э). Это было этикополитическое учение, основными принципами которого считались следующие:

Взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе);

Человеколюбие (почитание родителей, культ предков);

Сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства).

На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император – возница, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, уголовное наказание – бич, народ – лошади. Конфуций выступал против чрезмерного насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».

7. Основные философские учения Древней Индии

Древнеиндийская предфилософия исторически восходит к третьему-второму тысячелетиям до н. э. и простирается до III–IV вв. н. э. Внутри этого периода выделяются несколько самостоятельных этапов:

Ведический (до VI–V вв. до н. э.);

Послеведический (до III–IV вв. до н. э.);

Период философии сутр (до III–IV вв. н. э.).

Главная цель индийской философии – достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.

Для джайнизма, как и для брахманизма, характерна направленность на индивида, личность. Однако в джайнизме больше элементов рационализма. Он в определенном смысле противостоит брахманизму. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивидуальной души с природой. Сущность личности двояка: она одновременно материальна и духовна. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющая материальное и духовное в человеке. Душа может освободиться от влияния кармы в результате благих дел и аскетического поведения.

Джайнизм пытается помочь человеку спастись, найти вечное блаженство, оказаться в состоянии нирваны. Жизнь надо прожить так, чтобы достичь состояния блаженства, слиться с брахманом, оказаться в состоянии нирваны.

Буддизм – религиозно-философская концепция, которая возникла в VI–V вв. до н. э. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, который постиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения) и был назван Буддой, т. е. просветленным. Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, поэтому все вправе избавиться от них. В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ. Смерть в ней означает не полное исчезновение, а распад определенной комбинации дхарм – вечных и неизменных элементов сущего, безначального и безличного жизненного процесса – и образование другой комбинации, что и представляет собой перевоплощение. Новая комбинация дхарм зависит от кармы, которая представляет собой сумму грехов и добродетелей человека в прошлой жизни.

Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге. Как философская концепция и система медитационных техник йога возникла около I в. до н. э. и направлена на то, чтобы научить человека освобождаться от волнений жизни, страданий, оков телесноматериального, чтобы остановить поток перевоплощений. Такое по плечу только «святым» – людям, достигшим нирваны, полностью освободившимся от всего земного. Достичь нирваны чрезвычайно трудно, но можно. Как особое состояние его сложно представить рационально, его можно только ощутить. По сути это бессмертие, вечность, конец мира. Достигнуть такого состояния могут те, кто тренирует веру, мужество, внимание, сосредоточенность, мудрость. Это позволяет им войти в состояние вечности, пустоты, отсутствия времени, пространства, желаний.

Индийская философская мысль предстает как целостная концепция личности, стремящаяся помочь человеку в его волнениях и страданиях. Индийский тип философствования сосредоточивает внимание на индивиде, абстрагируясь от сложных социальных связей. Более того, индийская философия ориентирует на уход от этих связей, ищет пути достижения независимости субъекта. Можно сказать, что и нирвана, и йога служат адаптации не столько мира к человеку, сколько человека к миру. Тем самым индийская философия полагает, что если мир не удовлетворяет человека, то надо изменить не мир, а человека.

8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)

Древнегреческая философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э. Для древнегреческой философии характерно:

1. Единое, своеобразное, хотя отнюдь неизолированное явление в развитии философского сознания человечества.

2. Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология.

3. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных.

4. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм.

5. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.

Первые греческие философы – диалектики.

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э.) – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

1. Пытаются заменить мифологическое мировоззрение рациональным объяснением.

2. Оперируют понятием «природа». Природа – совокупность самых разнообразных материальных явлений, которые возникают, функционируют и уходят в небытие.

3. Природа – совокупность переходящих друг в друга свойств, качеств, состояний (холод и тепло, влажное и сухое и пр.).

4. Хотят найти первоматерию («первопричину»).

Гераклит (VI–V вв. до н. э.) считал, что в мире нет ничего неподвижного, неизменного. В процессе изменений происходит переход явления в свою противоположность, идет борьба противоположностей. Первоосновой всего является огонь как некая подвижная субстанция. Гераклит является зачинателем диалектики в античной философии.

Школа эллиатов (V в. до н. э.) – Парменид, Зенон. Выступали против учения Гераклита. Парменид считал, что абсолютное бытие существует. Если бы его не было, не было бы самой природы. Мы можем выразить то, что существует; что не существует, мы словами выразить не можем. Считал, что небытия нет. Гераклит – это линия материализма, Парменид – идеализма.

Для Парменида вещь и мысли об этой вещи – одно и то же. Эту идею в последующем примет Гегель. Зенон прославился апориями – затруднительными положениями, в которые попадает разум при анализе явления. Например, движение противоречиво, ибо состоит из неподвижных моментов (летящая стрела – покоится).

Сократ (V–IV вв. до н. э.), в противоположность Демокриту, считал ненужным и даже вредным изучение природы. «Богам не угождает человек, который допытывается того, чего они не пожелали открыть людям. Да мы и не способны управлять природными явлениями».

Сократ ставит вопрос: «В чем природа, сущность человека?» По его мнению, – это душа как «сознающее Я». А если сущность человека – его душа, то в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа; и высшая задача воспитателя – научить людей взращиванию души.

Сократ изменяет отношение к системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с внешними ценностями (богатство, слава) и телесными факторами (жизнь, физическое здоровье, красота), а сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости.

Платон (V–IV вв. до н. э.) – родоначальник объективного идеализма. Существует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей – тот мир, с которым человек контактирует постоянно. Материальные предметы крайне несовершенны, они возникают и исчезают. Мир идей совершенен, любая вещь – слабая копия идеи. Идея абсолютна, неизменна, совершенна. Мир идей определяет мир вещей. Идея Платона – идеальное государство. Основа – труд рабов. В идеальной аристократической республике Платона правят философы, охраняют воины, материальные блага производят ремесленники. Единомыслие, общественное воспитание детей, жесткое разделение труда. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным возмущениям.

Одно из самых замечательных учений античности – «атомизм » Левкиппа и Демокрита, учителя и ученика (V–IV вв.). Они считают, что есть бытие и небытие, понимая бытие как бесконечное количество атомов, а небытие – как пустоту, пространство. Атомы не возникают и не уничтожаются, они вечны и неизменны, неделимы и непроницаемы. Атомы – мельчайшие частицы, двигающиеся в пустоте. Атомы разнообразны по форме, величине, тяжести. Они находятся в постоянном движении, и не нужно искать источник движения атомов вне их. Атомы, «складываясь и сочетаясь… рождают вещи», изменения в вещах происходят вследствие изменений конфигурации атомов. Атомисты говорили, что существовал первичный атомный хаос, затем в нем вследствие столкновений возникают вихри и далее образуются миры. Так как число атомов и пустота бесконечны, то существует множество вихрей и миров; эти миры находятся на разных стадиях развития.

Атомистическая концепция оказала большое воздействие на последующую философию и естествознание.

В работах Аристотеля (IV в. до н. э.) философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты. Его учение, энциклопедически вобравшее в себя достижения античной науки, являет собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма – это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя – своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар – бог (или ум – перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Исходя из своего учения о четырех причинах (материальной, формальной, действующей и конечной, то есть целевой), Аристотель приходит к идее первой причины. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его форм: понятия, суждения, умозаключения и т. д. Аристотель является основоположником логики.

9. Философия средневековья

В продолжительный период европейского средневековья (I–XIV вв.) философия развивалась преимущественно в рамках теологии. Она – служанка богословия. Ее основные направления:

Апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму);

Патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией);

Схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии). Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен теоцентризмом, исходная идея которого заключается в следующем: все изменяемое сотворено Богом из «ничего» и стремится в конце концов к ничтожному. Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения. Следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов. Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли, – причина зла, которое необходимо для гармонии мира. Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на доскональном знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления – суммарный обзор, комментарии, цитирование. В центре философских диспутов был вопрос о соотношении веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана (160–220), суть которой выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно». Напротив, Фома Аквинский (1225–1274) считал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств:

1) доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог);

2) доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины – Бога);

3) доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их);

4) доказательство от совершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует);

5) доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).

В позднем средневековье (X–XIV вв.) возник ряд еретических учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени:

1) учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт);

2) учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Ж. Буридан);

3) учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия – лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей);

4) учение об опыте как о мериле истинности понятий (У. Оккам).

Итак, период средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, отличала знание от веры, обосновала необходимость изучения природы.

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Название : История и философия науки
Автор : Огородников В.П.
Издательство: СПб.: Питер
Год: 2011
Страниц: 368
Формат: DjVu
Размер: 7,48 Мб
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Язык: Русский
Тираж: 1500 экз.

Учебное пособие для аспирантов написано в полном соответствии с программой экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки, разработанной Министерством образования и науки РФ. Основное внимание в книге уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Излагаются общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте ее исторического развития. Большое внимание в книге уделяется так же философским мировоззренческо-методологическим основаниям научного познания. Анализируются философские детерминанты развития математики, физики (классической и неклассической), космологии, технического знания, социально-гуманитарного познания.
Пособие поможет аспиранту, не имеющему фундаментальной философской подготовки, освоить материал и успешно сдать экзамен. Особенный упор в книге сделан на развитие технических наук.

Введение 7
Лекция 1. Предмет и основные концепции
современной философии науки 91. Современная философия науки как изучение общих
закономерностей научного познания в его историческом
развитии 92. Эволюция подходов к анализу науки И3. Проблема интернализма и экстернализма в понимании
механизмов научной деятельности 174. Позитивистская и постпозитивистская трактовки феномена
научного познания 21Лекция 2. Наука в современной цивилизации 311. Традиционный и техногенный типы цивилизационного
развития и их базисные ценности 312. Особенности научного познания. Специфика научного,
философского и эстетического освоения мира. Наукаи обыденное познание 413. Функции науки в жизни общества 52Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии
ее исторической эволюции 551. Преднаука и наука в собственном смысле слова.Две стратегии порождения знаний 552. Культура античного полиса и становлениепервых форм теоретической науки 663. Западная и восточная средневековая наука 78
Лекция 4. Становление опытной науки в новоевропейской
цивилизации 831. Формирование идеалов математизированного и опытного
знания (Р. Бэкон, У. Оккам) 832. Наука Возрождения и борьба эмпиризма и рационализма
в научной методологии Нового времени (Н. Коперник,Дж. Бруно, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон) 883. Возникновение дисциплинарно организованной науки.
Формирование технических наук 107Лекция 5. Структура научного знания 1191. Научное знание как сложная развивающаяся система.
Эмпирический и теоретический уровни научного
познания, критерии их различения 1192. Структура эмпирического познания 1233. Структура теоретического познания 137Лекция 6. Философские основания науки.
Роль философских идей и принципов в обосновании
научного знания 1431. Материализм и идеализм в интерпретации фактов науки 1432. Метафизический и диалектический методы научного
познания. Плюрализм и монизм 1493. Философская трактовка пространства-времении конкретно-научные концепции 1524. Всеобщие законы развития и законы науки 1565. Детерминизм как ведущий принцип научного познания 165Лекция 7. Процесс порождения нового знания 1731. Чувственное и логическое в познании 1732. Роль языка в познавательном процессе.Проблема субъекта и объекта познания 1843. Научное познание как процесс получения истины.Проблема критерия истины 1904. Реальность как объект научного познания.Типы онтологий 198Лекция 8. Онтологические и гносеологические основания
науки 2051. Идеалы и нормы исследования, их историческаяи логическая детерминированность 205
2. Научная картина мира. Исторические формы
научной картины мира. Научная картина мираи научное мировоззрение 2093. Логика и методология науки 212Лекция 9. Научные традиции и научные революции.
Типы научной рациональности 2171. Взаимодействие традиции и нового знания в науке.Основания и сущность научной революции 2172. Научное открытие - диалектика случайностии необходимости 2213. Смена типов научной рациональности: классическая,
неклассическая, «постнеклассическая» наука 223Лекция 10. Становление социальных и гуманитарных наук.
Мировоззренческие основания социально-исторического
исследования 2271. Объективный и субъективный идеализм о причинахи основаниях развития общества 2272. Диалектико-материалистическое пониманиесоциального развития 2363. П. Сорокин о социальном развитии и социальной динамике 248Лекция 11. Особенности современного этапа развития
науки. Перспективы научно-технического прогресса 2531. Современные процессы дифференциациии интеграции наук 2532. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии
современных представлений об исторически
развивающихся системах 2603. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционногои системного подходов 2664. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-
гуманитарного познания 268Лекция 12. Кризис идеала ценностно-нейтрального
исследования и проблема идеологизированной науки 2771. Экологическая этика и ее философские основания 2772. Философия русского космизма и учение В. И. Вернадскогоо биосфере, техносфере и ноосфере 2853. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука 288
4. Научная рациональность и проблема диалога культур 2945. Роль науки в преодолении современныхглобальных кризисов 305Лекция 13. Философия техники и методология
технических наук 3091. Предмет, основные сферы и главные задачифилософии техники 3092. Проблема смысла и сущности техники. «Техническое»и «нетехническое» 3123. Познание и практика, исследование и проектирование 315Лекция 14. Естественные и технические науки 3231. Первые технические науки как прикладное естествознание...3232. Соотношения теоретического и эмпирическогов технических науках 3263. Особенности идеальных объектов технической теории 3294. Соотношение перцептуального, концептуальногои объективно-реального в технической теории 331Лекция 15. Особенности неклассических
научно-технических дисциплин 3331. Различия современных и классических
научно-технических дисциплин 3332. Системно-интегративные тенденциии междисциплинарный теоретический синтез 3353. Приложения социально-гуманитарных знанийв сфере техники..339Лекция 16. Социальная оценка техники
как прикладная философия техники 3431. Проблема управления научно-техническим прогрессом -
общества...3432. Научная и техническая рациональность и иррациональные
последствия научно-технического прогресса 3473. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы
охраны окружающей среды 352Используемая и рекомендуемая литература 357

Учебное пособие для аспирантов написано в полном соответствии с программой экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки, разработанной Министерством образования и науки РФ. Основное внимание в книге уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Излагаются общие закономерности развития науки, ее генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте ее исторического развития. Большое внимание в книге уделяется так же философским мировоззренческо-методологическим основаниям научного познания. Анализируются философские детерминанты развития математики, физики (классической и неклассической), космологии, технического знания, социально-гуманитарного познания.
Пособие поможет аспиранту, не имеющему фундаментальной философской подготовки, освоить материал и успешно сдать экзамен. Особенный упор в книге сделан на развитие технических наук.

Эволюция подходов к анализу науки.
Эволюция подходов к анализу науки во многом воспроизводит эволюцию понимания сути науки.
В Древней Греции наука имела название то философии, то математики, то логоса, а слово «софист» (мудрец) означало и философа, и ученого, и маляра, и гончара, и плотника. До сегодняшнего дня дошло различение мастера (того, кто мудр, познал истину и учит) и подмастерья - ученика.
Анализ науки тесно связан с ее классификацией. Классификация науки, с одной стороны, имеет своим основанием ту или иную трактовку сущности науки, а с другой - сама выступает основанием для анализа научного познания.
Основанием анализа истории научного познания и классификации наук может быть выдвинута та или иная интерпретация соотношения философии и конкретно-научного знания.

Оглавление
Введение 7
Лекция 1. Предмет и основные концепции современной философии науки 9
1. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии 9
2. Эволюция подходов к анализу науки 11
3. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности 17
4. Позитивистская и постпозитивистская трактовки феномена научного познания 21
Лекция 2. Наука в современной цивилизации 31
1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности 31
2. Особенности научного познания. Специфика научного, философского и эстетического освоения мира. Наука и обыденное познание 41
3. Функции науки в жизни общества 52
Лекция 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции 55
1. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний 55
2. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки 66
3. Западная и восточная средневековая наука 78
Лекция 4. Становление опытной науки в новоевропейской цивилизации 83
1. Формирование идеалов математизированного и опытного знания (Р. Бэкон, У. Оккам) 83
2. Наука Возрождения и борьба эмпиризма и рационализма в научной методологии Нового времени (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон) 88
3. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук 107
Лекция 5. Структура научного знания 119
1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различения 119
2. Структура эмпирического познания 123
3. Структура теоретического познания 137
Лекция 6. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания 143
1. Материализм и идеализм в интерпретации фактов науки 143
2. Метафизический и диалектический методы научного познания. Плюрализм и монизм 149
3. Философская трактовка пространства-времени и конкретно-научные концепции 152
4. Всеобщие законы развития и законы науки 156
5. Детерминизм как ведущий принцип научного познания 165
Лекция 7. Процесс порождения нового знания 173
1. Чувственное и логическое в познании 173
2. Роль языка в познавательном процессе. Проблема субъекта и объекта познания 184
3. Научное познание как процесс получения истины. Проблема критерия истины 190
4. Реальность как объект научного познания. Типы онтологии 198
Лекция 8. Онтологические и гносеологические основания науки 205
1. Идеалы и нормы исследования, их историческая и логическая детерминированность 205
2. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Научная картина мира и научное мировоззрение 209
3. Логика и методология науки 212
Лекция 9. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности 217
1. Взаимодействие традиции и нового знания в науке. Основания и сущность научной революции 217
2. Научное открытие - диалектика случайности и необходимости 221
3. Смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, «постнеклассическая» наука 223
Лекция 10. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования 227
1. Объективный и субъективный идеализм о причинах и основаниях развития общества 227
2. Диалектико-материалистическое понимание социального развития 236
3. П. Сорокин о социальном развитии и социальной динамике 248
Лекция 11. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса 253
1. Современные процессы дифференциации и интеграции наук 253
2. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах 260
3. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов 266
4. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания 268
Лекция 12. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки 277
1. Экологическая этика и ее философские основания 277
2. Философия русского космизма и учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере 285
3. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука 288
4. Научная рациональность и проблема диалога культур 294
5. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов 305
Лекция 13. Философия техники и методология технических наук 309
1. Предмет, основные сферы и главные задачи философии техники 309
2. Проблема смысла и сущности техники. «Техническое» и «нетехническое» 312
3. Познание и практика, исследование и проектирование 315
Лекция 14. Естественные и технические науки 323
1. Первые технические науки как прикладное естествознание 323
2. Соотношения теоретического и эмпирического в технических науках 326
3. Особенности идеальных объектов технической теории 329
4. Соотношение перцептуального, концептуального и объективно-реального в технической теории 331
Лекция 15. Особенности неклассических научно-технических дисциплин 333
1. Различия современных и классических научно-технических дисциплин 333
2. Системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез 335
3. Приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники 339
Лекция 16. Социальная оценка техники как прикладная философия техники 343
1. Проблема управления научно-техническим прогрессом -общества 343
2. Научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса 347
3. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды 352
Используемая и рекомендуемая литература 357.