Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Диалектика и метафизика как методы. Метафизический и диалектический методы познания

Конспект по философии

Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы :

стихийную диалектику древних,

идеалистическую диалектику немецкой классической философии,

материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних . Ярко выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Гераклит: всё течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность.

Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии . (Кант, Шеллинг, Гегель).

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

Материалистическая диалектика современности - марксистская модель.

Маркс освободил диалектику Гегеля ее от идеализма и элементов мистики.

Характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам.

Метафизика – это философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

Самая характерная, существенная черта метафизики - однородность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире - того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика, как и диалектика, изменялась:

1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. Отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.

2. Новая метафизика , в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Её особенность - сосредоточение усилий на поисках различных вариантовистолкования, интерпретации развития.

Софистика и эклектика – разновидности метафизики, зародившиеся в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью.

В философии исторически сложились два различных понимания бытия и сознания - диалектическое и метафизическое.

Если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, нахо­дящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источни­ком этого процесса признается присущая им внутренняя противо­речивость, то такой подход называется диалектическим. Диалектика объективно присуща природе и обществу, а диалектический взгляд лишь более или менее точно отражает ее в теории.

В отличие от диалектического подхода к пониманию мира метафизический подход искажает объективную диалектику и фак­тически отрицает ее, тяготея, к построению однозначной, статич­ной и умозрительной картины мира. Современные метафизики признают движение, развитие, но дают ему извращенное толкова­ние. Отрицая диалектический характер развития и внутреннюю противоречивость вещей, они усматривают источник движения в их внешних столкновениях, что логически приводит к теологической идее творения мира.

Как диалектика, так и метафизика имеют свою многовековую историю. Слово «диалектика» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе оно означает искусство вести спор, поле­мику. Древнегреческий философ Сократ рассматривал диалектику как искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью достижения истины путем столкнове­ния противоположных мнений. В философии Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей диалектика обычно применя­ется к осмыслению сферы мышления и связывается с совершенст­вованием способности последовательно, логично мыслить. Среди диалектических умов Древней Греции, акцентировавших свое вни-

мание на диалектической сущности бытия, В. И. Ленин особо выделял Гераклита, который доказывал, что мир, бытие находится в беспрерывном движении, изменении, обусловливаемом борьбой про­тивоположных начал. Древнегреческим философам принадлежит огромная заслуга в создании исторически первой, наивной формы диалектики.

Более совершенный вид диалектика обрела в немецкой класси­ческой философии, особенно в философии Гегеля, который сформу­лировал основные диалектические законы, гениально угадав в диа­лектике понятий диалектику вещей ". Гегель «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения...» 2 . Но Гегель был объективным идеалистом. Развитие трактовалось им как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. В понятии он находил высший расцвет и бытия и сущ­ности. В итоге понятие у Гегеля выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея.


Идеализм Гегеля резко критиковали русские революционные демократы, прежде всего В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чер­нышевский, которые сделали серьезную попытку материалистиче­ского осмысления диалектики.

Подлинно научную форму диалектика обрела в трудах К. Марк­са, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, благодаря которым она стала дей­ствительной наукой, изучающей наиболее общие законы развития объективного мира и человеческого мышления.

Метафизические воззрения зародились также в античной фи­лософии. Еще в VI-V веках до н. э. в философии Ксенофана, Парменида, Зенона и других содержались попытки доказать, что бытие неделимо и неподвижно, что всякая множественность и всякое изменение представляются противоречивыми, а поэтому невозможными 3 . Но особое развитие метафизические воззрения получили в философии Нового времени, которая испытывала ог­ромное влияние естествознания, достигшего в эту эпоху выдающих­ся успехов, особенно в математике и механике. Осуществляемое естественными науками расчленение единой природы на состав-

1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 178.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 23.

С термином «метафизика» такое понимание состояния мира тогда не свя­зывалось. Этот термин ввел в философию систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (I в. н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе». «Метафизика» - буквально «после физики». Следуя этой традиции, с первых веков нашей эры словом «метафизика» стали обозначать философские учения о недоступных органам чувств (сверхчувственных) и лишь разумом (умо­зрительно) постигаемых началах всего сущего.

ные части и изучение их порознь, будучи необходимой стороной общего познавательного процесса, формировало у исследователей привычку рассматривать эти составные части, вещи и процессы в их обособленности, вне общей связи, движения и развития. «Пере­несенный... из естествознания в философию, этот способ понима­ния создал специфическую ограниченность последних столетий - метафизический способ мышления», - писал Ф. Энгельс. Ограни­ченность этого метода была подвергнута основательной критике с позиций идеалистической диалектики Гегелем. К. Маркс и Ф. Энгельс, вскрыв несостоятельность метафизического образа мышления, противопоставили ему материалистическую диалектику.

Диалектико-материалистическая философия явилась в извест­ном смысле диалектическим отрицанием всей предшествующей философской мысли. Это нашло свое отражение и в трактовке ею своего собственного предмета. Она отвергла как ненаучные претензии домарксистской философии на создание завершенной умозрительной картины мира, разрушив тем самым прежнее тра­диционное основание для понимания философии в качестве «науки наук». Объектом философского исследования она считает развиваю­щуюся действительность и процесс ее познания человечеством. Поэтому единственно верным, адекватным методом ее изучения может быть только материалистическая диалектика как наука «об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления...» 2 .

Сконцентрировав внимание на изучении материального бытия, сознания и присущих им всеобщих законов, марксистско-ленинская философия дает последовательно научное решение вопроса об от­ношении сознания к бытию, мышления к материи, то есть основного вопроса философии. Материю и сознание, а также их взаимоотно­шение она трактует как развивающиеся, подчиняющиеся общим диалектическим законам. Поэтому марксистско-ленинскую фило­софию часто характеризуют как науку, изучающую законы взаимо­связи материи и сознания, наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и на их основе разрабатывающую мировоззрение и метод познания и революционного преобразова­ния действительности.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 21. ! Там же, т. 21, с. 302.

5. Марксистско-ленинская философия и частные науки

Философия и частные науки - естественные, технические, гуманитарные - развиваются в неразрывной связи друг с другом. Что же дает диалектике-материалистическая философия этим наукам?

При рассмотрении процесса развития теоретического знания в любой научной дисциплине следует помнить, что науку двигают не какие-то абстрактные существа, а люди, живущие в обществе, с присущими ему экономическими отношениями и политическими порядками. Ученый, если даже он работает над сугубо теоретиче­скими проблемами, например в области элементарных частиц или космологии, в течение всей своей жизни оказывается вовлеченным (порою помимо его воли и желания) в водоворот событий, проис­ходящих в обществе.

Марксистско-ленинская философия дает деятелям науки вер­ный ориентир для оценки социальных явлений, определяет точ­ные, научно обоснованные цели, которыми они призваны руковод­ствоваться в своей профессиональной и общественной деятельнос­ти. Марксистский гуманизм, его идеалы не могут не воодушевлять ученых на самоотверженный труд во имя мира, прогресса и процве­тания всего человечества. Но для этого нужно, чтобы они могли сознавать реальный социальный смысл новых научных открытий, видеть ближайшие и более отдаленные перспективы применения их на практике, в том числе воплощение их в новых технических устройствах, и, конечно, не в последнюю очередь глубоко понимать ведущие тенденции развития научных знаний в условиях научно-технической революции.

В наши дни, когда милитаристские круги Запада угрожают само­му существованию человеческой цивилизации, важно покончить с опасной тенденцией превращения науки в средство достижения антигуманных, преступных намерений империализма; здесь от активной социальной позиции научной интеллигенции зависят многое.

Марксистско-ленинская философия не только дает науке ясные мировоззренческие принципы, но и вооружает ее единственно пра­вильной общей методологией научного познания - материалисти­ческой диалектикой. Сознательное усвоение диалектических прин­ципов представителями частных наук - важнейшее обязательное условие прогресса науки, ибо диалектика является не просто каким-то инструментом теоретического поиска, а основополагающим мето­дом получения новых научных знаний.

Было бы неверно, однако, представлять дело так, что знаком­ство с содержанием законов и категорий материалистической

диалектики должно чуть ли не автоматически вести к разрешению любой научной проблемы. Механическое, нетворческое использова­ние диалектического подхода в научном исследовании ровным счетом ничего не дает. Необходимо делать соответствующие тео­ретические выводы на основе законов и категорий диалектики, формулировать принципиальные требования, правильно ориенти­рующие познавательную деятельность субъекта, и научиться их применять в процессе научного исследования. Только в этом слу­чае диалектика раскрывает свои огромные эвристические возмож­ности.

В последние годы все более значительной становится инте­грационная и коммуникативная роль марксистско-ленинской фи­лософии в научном познании. Ни в одной науке нельзя обойтись без таких понятий, как качество и сущность, случайность и возмож­ность, причина и противоречие. Материалистическая диалектика, разрабатывая общий для всех наук категориальный аппарат, тем са­мым содействует их сближению между собой, устанавливает связи между, казалось бы, совершенно далекими друг от друга частными дисциплинами и таким образом содействует в конечном счете их взаимному обогащению и развитию.

В. И. Ленин выдвинул и всесторонне обосновал идею союза диалектического материализма с естественными науками, филосо­фов-марксистов с естествоиспытателями. «...Без солидного фило­софского обоснования, - писал он, - никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который пред­ставлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материа­листом» . Коммунистическая партия Советского Союза и другие братские марксистско-ленинские партии последовательно проводят в жизнь это важнейшее философское завещание В. И. Ленина. Ныне с полным правом можно сказать, чтд в нашей стране, в стра­нах социалистического содружества сложился и все более крепнет союз философов, естествоиспытателей и ученых, работающих в различных областях гуманитарных наук.

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 45, с. 29-30.

МЕТАФИЗИКА ДИАЛЕКТИКА
Есть замкнутый метод теоретического постижения бытия, в котором все возвращается к своей противоположности, обуславливая собой универсальный цикличный характер развития мира. Есть открытый метод теоретического постижения бытия, в котором внутренние противоречия становятся источником и движущей силой развития системы к новым формам своего существования.
Опирается на умозрительные принципы, которые по характеру своей масштабности не могут быть проверены на опыте , оттого в метафизике критерием истинности выступает дедуктивно полученный постулат, догма, аксиома (принимается на веру) Опирается на универсальные законы, истинность которых подтверждается опытным путем , поэтому в диалектике критерием истинности выступает практика, которая основана на индуктивном методе изучения действительности.
Тип связи между частью и целым: эманация Тип связи между частью и целым: эволюция

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (тезис, антитезис, синтез)

Диалектика – наука о всеобщих связях и явлениях материального мира и наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Объективный идеализм – Гегель, Фихте (развив. Бог)

Научный материализм – Маркс, Энгельс

Субъективный идеализм – Кант (индивидуальное сознание объекта)

Стихийный материализм – Шеллинг (по такому принципу развивается природа)

Каждый из них утверждает, что по диалектическому принципу.

В любой философии есть 4 направления (объективный идеализм, научный материализм, субъективный идеализм, стихийный материализм).

Кант→Гегель→Маркс

Тезис-антитезис-синтез

Субъективный идеал., объективн.идеал., научн.матер.

I)Кант - тезис

Сторонник субъективного идеализма

Мир непознаваем, субъект познает законы внутри своего разума и экстраполирует их во внешний мир, думает что они находятся в мире. В мире законов нет, те законы, которые мы приписываем миру, рождаются внутри нашего сознания. Мир – вещь в себе.



Априорные формы познания

Тезис – антитезис – синтез обладает субъект внутри рассудка.

Воображение бессознательно для субъекта соединяет априорные формы чувственности с априорными формами рассудка, в результате рождается закон в сознании человека, который человек экстраполирует в мир.

Априр. Формы чувственности и априр. Формы рассудка

рождается наука

II) Гегеля – антитезис философии Канта.

Диалектически мыслит. Бог тождественен мировому разуму

Бог разворачивает себя через Т-А-С, в результате рождается великая мировая культура. Бог смотрится в себя как в зеркале, в культуре он себя воплотил. Он доволен и сворачивается назад. Мир конечен. Люди инструменты в руках Бога.

1) Те, кто знают, что они инструменты и выполняют то, что задумал Бог – проницательные люди.

2) Те, которые думают, что они творят сами – непроницательные.

Т – А – С – проявление Бога.

III) Диалектика Маркса – Синтез Гегеля и Канта

Диалектически развивается не бог, а материя, весь материальный мир развивается диалектически.

Конфликт – источник развития.

Коммунизм – неестественное существование общества.

Законы диалектика

  1. Единства и борьбы противоположностей
  2. Отрицание отрицания (закон двойного диалектического отрицания)
  3. Переход количества в качество

Закон единства и борьбы противоположностей гласит:

Развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единой реальности на взаимодействие противоположных сил, отношения между которыми составляют внутренний импульс их развития.

Пока мудрец растет в нем происходит конфликт знания и незнания.

Закон отрицания отрицания гласит:

В процессе развития каждой последующей состояние системы повторяет предыдущее только на ином уровне развития, т.е. на более высоком или низком, при этом само развитие приобретает форму спирали.

Человек обладает мировоззрением в школе, институте, но оно меняется, а человек остается собой.

Мировоззрение отрицает предыдущее – тем самым развиваясь.

Мудрец: ----------- деньги, власть- сила, здоровье – знание источник развития его личности, но оно перестает его интересовать, главное – бессмертие его души.

Закон перехода количества в качество гласит:

В процессе развития существенные характеристики системы претерпевают количественные изменения, что ведет к новому качеству, а новое качество претерпевает новые количественные изменения, в результате чего старое качество изменяется на новое и т.д.

Человек: детство – юность – зрелость - старость.

Качество отражает внутреннее состояние системы, а количество – внешнее состояние. Одновременно отражает внутренние и внешние характеристики системы - мера. Мера является интегральной характеристикой системы.

С т.з. диалектики весь мир развивается диалектически (по спирали)

История науки выработала два всеобщих философских метода - метафизический и диалектический, связанные между - собой и в то же время альтернативные. Каждый из них исторически оправдан для своего времени и условий, т. е. имеет свое историческое место и значение. И нерационально абсолютизировать роль того или другого метода.

Термин «метафизика» введен в I в. до н. э. комментатором трудов великого древнегреческого мыслителя Аристотеля Андроником Родосским и буквально означает «то, что после физики». А. Родосский расположил труды Аристотеля по естествознанию (физике) первыми, а после них - философские труды, т. е. учение о всеобщих основаниях бытия, о его первоначалах, о том, что недоступно для созерцания в конкретных науках, а постигается умозрительно, знание в целом, натурофилософия.

С XVI в. термин «метафизика» употребляется в значении «онтология», т. е. учение о бытии как таковом.

Современное толкование термина «метафизика» введено в XVIII в. выдающимся немецким философом Г, Гегелем: «антидиалектика».

Диалектика (греч. dialektike) - искусство вести спор, беседу. Как искусство вести спор диалектику понимал Сократ. Платон и Аристотель - как искусство диалога, доказательства. Понимание диалектики, близкое к современному, ввел Г. Гегель, - наука о развитии, умение отыскивать противоположности в самой действительности.

Метафизика и диалектика - методы рассмотрения философских проблем, но они существуют и за пределами философии, в обыденном познании, в науке, как способы жизнедеятельности.

Исторически сложилось так, что в знании, и особенно в философии древности, прежде всего у древних греков, большое распространение получила диалектика (особенно в философии Гераклита Эфесского: всем известны его умозаключения «все течет, все изменяется», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и др.). Но эта диалектика имела наивный, стихийный характер. Поэтому, когда человечеству стало необходимо накопить конкретные знания о явлениях природы, постепенно роль всеобщего метода начинала играть метафизика (особенно в XVI! - XVIII вв.), рассматривавшая явления вне связи, вне развития, одно независимо от другого: так неразвитой науке было легче и проще изучать явления и накапливать конкретный фактический материал. Когда же человеческое знание накопило достаточно большое количество фактов об окружающем мире, в них надо было разобраться, объяснить, увязать друг с другом, отделить случайное от необходимого и т. д., т. е. потребовалось рассмотреть явления во взаимосвязях, взаимодействии, изменении, развитии, как это имеет место в самой действительности. Метафизика, следовательно, как всеобщий метод стала изживать себя, эта роль постепенно стала переходить к диалектике.

Развитие диалектических взглядов на мир распространялось в XVIII-XIX вв. прежде всего в естественных науках. Диалектика как наука о всеобщих законах движения возникает в математике (учение о переменных величинах), в астрономии (гипотеза Канта-Лапласса о возникновении солнечной системы из газопылевого облака на основе его качественного преобразования, развития), в геологии (учение Майеля о качественном изменении поверхности земли), в биологии (эволюционная теория Ч. Дарвина). Наряду с указанным последним, еще два великих открытия XIX в. (закон сохранения и превращения энергии и теория клеточного строения живого) особенно основательно способствовали утверждению диалектики в науках о природе. Целый ряд крупных открытий в физике в конце XIX - начале XX в, потряс механистическую картину мира и утвердил электромагнитную, а точнее диалектическую картину мира (открытие естественной радиоактивности, электрона, теория относительности, квантовая механика и др.). Естествознание доказало, что природа диалектична. Оно в указанный период фактически стало наукой о законах движения, развития природы.

Ко второй половине XIX в. все сферы познания фактически стали диалектическими. В области мышления это сделал Г. Гегель, в диалектике понятий гениально угадавший диалектику вещей. Принципы диалектики в объяснении общества ушердили: К. Маркс, его соратники и последователи, аккумулировавшие принципы историзма и трудовой теории стоимости, начиная с Гердера - Руссо -- Тьери, Гизо, Минье - Оуэна, Сен-Симона, Фурье - А. Смита, Д. Ри - кардо. Во всех этих областях науки были открыты всеобщие законы, утвердившие идею универсального движения, развития, всеобщей связи в понимании всех сфер действительности.

Историческое место и роль метафизики изменились, но это не означает, что она вообще отброшена или должна быть отброшена: она, говоря словами Г. Гегеля, диалектически «снята», т. е. из всеобщего стала вспомогательным, подчиненным методом - в обыденном познании и жизни, в науках (в определенных рамках и конкретных условиях), когда предметы надо рассмотреть, абстрагируясь от других, в статике, но не останавливаясь на этом и переходя далее к диалектическому синтезу, ибо диалектика в наибольшей мере в настоящее время соответствует потребностям современной науки и практики.

Итак, диалектика - это наука о наиболее общих закономерных связях, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески-познающего мышления и деятельности.

Метафизика и диалектика как методы философствования и процессе истории выступали в разных формах. Можно выде - пить две исторические формы метафизики.

1-я (классическая) форма метафизики (ее еще называют старой» метафизикой) была охарактеризована выше, она была присуща философии и науке XVII - XIX вв. (натурофилософия, метафизический материализм и др.) и базировалась на отрицании развития и всеобщих связей.

2-я форма метафизики («новометафизический» метод) возникла в начала XX в., когда под давлением неумолимых фактов и выводов науки стало абсурдным прямо отрицать развитие, «Новая» метафизика не отрицает развития, но трактует его односторонне, ограниченно, выпячивая одну из сторон сложного и проти - Езоречивого процесса развития (например, качественные изменения, «зряшное», «голое» отрицание, либо количественные изменения - так называемый «плоский эволюционизм» и т. д.).

Можно выделить целый ряд видов метафизического мышления, либо подходов к действительности на основе «новой» метафизики, метафизического способа жизнедеятельности, которые возникают в результате абсолютизации отдельных форм познания или практической деятельности (они имеют место и в системе социального управления): сенсуализм, эмпиризм, рационализм, догматизм, релятивизм, агностицизм, бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, конформизм, натурализм, формализм, фатализм, прожектерство, эклектика, софистика и т. д.

Известны три основные исторические формы диалектики.

1. Стихийная, наивная диалектика древних (наиболее яркий представитель - древнегреческий философ Гераклит Эфесский).

2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля (2-я половина XVIII-1-я треть XIX вв.).

3. Материалистическая диалектика марксизма (возникшая в середине XIX в. и существующая вплоть до наших дней).

Элементы диалектики в настоящее время содержатся в различных (кроме марксизма) философских направлениях: в философии науки (Т. Кун, С. Тулмин, К. Поппер, И. Лакотос и др.), в герменевтике (Х.-Г. Гадамер), в философии Франкфуртской школы (Г. Маркузе, "Г. Адорно, Ю. Хабермас), экзистенциальная диалектика (Ж. - П. Сартр), рационализм Г. Башляра и др.

Следует отметить, что в известный период в советской философской литературе имелась определенная абсолютизация роли материалистической марксистской диалектики (что само по себе противоречит подлинной диалектичности): делался чрезмерный упор на революционную сторону ее, преуменьшалось значение эволюционных путей и методов преобразований, имелось определенное «бравирование» научностью марксистской диалектики, которая, дескать, могла быть только единственно научной. Поэтому далее, пытаясь избежать этих абсолютизаций, мы будем вести речь о диалектике в целом, вообще, а не об одной из ее форм, конечно, отдавая должное высшей ее исторической форме.

Изменяется ли мир, или он статичен? Второй по значению крупный вопрос философии – о движении и развитии.

В зависимости от того, как решается вопрос о развитии возникают две противоположные концепции – диалектика, учении о развитии, и метафизика, отрицание развития.

Диалектика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир представляется вечно изменяющимся, вечно движущимся.

С точки зрения диалектики все вещи взаимосвязаны.

А внутреннее противоречие – источник всех изменений некого предмета.

Метафизика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир неизменен, статичен.

С точки зрения М. вещи рассматриваются отдельно друг от друга, т.е. нет никаких связей.

Вещи неизменны, т.к. нет внутреннего противоречия. Абсолютизация момента неизменности вещи, вещь всегда остается сама собой.

Деление философских систем по решению вопроса о развитии не совпадает с делением на материализм и идеализм и не является поэтому «партиеобразующим». Материалисты в прошлом могли быть метафизиками (в особенности в XVII – XVIII вв.), а идеалисты – диалектиками (Платон, Гегель). Однако неверно думать, что признание или отрицание развития безразлично к решению основного вопроса философии, к противоположности материализма и идеализма. Глубокая связь вопроса о развитии с ОВФ проступает, как только мы переходим от его формального, поверхностного понимания к сути. Если ОВФ – вопрос о природе окружающего нас мира и нашего сознания, а не о формальном «отношении» сознания к миру, то ОВФ непременно затрагивает и вопрос о том, развивается ли мир и человеческая сущность, или они неподвижны и неизменны. Далее. Если материя первична, а сознание вторично, то это означает, что сознание возникает в результате развития материи. Таким образом, вопрос о развитии входит в состав ОВФ, являемся его особой модификацией, или превращенной формой. Материализм и идеализм в своей глубинной сути отнюдь не одинаково относятся к метафизике и диалектике.

Исторические формы Диалектики.

Античная (Гераклит)

Диалектика классической немецкой философии (Кант, Фихте, Гегель)

Диалектика русских революционеров демократов (Герцен:”Диалектика-алгебра революции”)

Материалистическая Диалектика (Маркс, Энгельс)

Современная Диалектика базируется на философии марксизма.

Исторические формы Метафизики.

Элейская школа (Парменид, Зенон (Апории Зенона)).

Метафизический и механистический материализм 17-18 веков (Бэкон, Спиноза, Локк

Античная философия и ее периодизация.

Возникновение

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.

Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX–VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались.

Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум.

Основные проблемы, характерные черты античной философии. Ее культурно-историческое значение.

Основными проблемами античной философии были:

Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…);

Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);

Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга.

Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи…).

Характерные черты античной философии.

Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне - греческого представления о мире.

Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.

Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло – результат не знаний.

Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

Периодизация.

Наиболее полное свое выражение античная философия нашла в классический период, который выпал на IV в. до н. э. До этого античная философия прошла через два этапа, развиваясь и постигая свои принципы. Первый этап ограничивался философией природы, а второй сконцентрировал интерес на гуманистических проблемах, и на их основе классический период мог прийти к определенному синтезу.

После классического периода в начале III в. до н. э. важнейшие положения, к которым вела греческая мысль, были уже сформулированы. Появились философские школы, и начался новый, послеклассический период, в который философы группировались в школы и школы боролись друг с другом по проблемам философской теории. Больше всего боролись по поводу этических теорий. Этот период пал на время эллинизма, когда греки вышли из своей обособленности и начали живой обмен культурными ценностями с другими народами. В I в. до н. э. в греческой философии усилилось чужое влияние, и ей пришлось соединить собственно греческий взгляд на мир с иным, в силу чего она получила «синкретический» характер. Античная философия в этот период больше, чем этическими проблемами, была занята религиозной проблематикой.

Такое развитие античной философии позволяет разделить ее историю на следующие этапы:

1) период становления философии, который имел исключительно космологический характер (VI-V вв. до н. э.);

2) период античного просвещения, в который преобладает философия гуманистического характера (V в. до н. э.);

3) период античных философских систем (IV в. до н. э.), который наступил сразу же после античного просвещения и был тесно связан с ним, содержал наиболее разнообразные философские взгляды, которые выходили за пределы высшей формы античной философии;

4) период античных философских школ, в который привилегированное положение заняли проблемы этики (III- I вв. до н. э.);

5) синкретический период религиозного характера (I в. до н. э. - V в. н. э.).