Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Принцип сенсуализма. Сенсуализм - плюсы и минусы чувственного познания. Сенсуализм в философии

В стихотворении П. А. Вяземского «Первый снег» (1817) есть такие строки, которые описывают познавательную установку, доминирующую в молодости:

По жизни так скользит горячность молодая,

И жить торопится, и чувствовать спешит!

Напрасно прихотям вверяется различным;

Вдаль увлекаема желаньем безграничным,

Пристанища себе она нигде не зрит.

Счастливые лета! Пора тоски сердечной!

Сенсуализм (от лат. sensus - «восприятие», «чувство», «ощущение») - направление в гносеологии, считающее ощущения единственным источником и основанием знания. Формула сенсуализма: «нет ничего в интеллекте, чего бы не было в ощущении» (Nihil est in intellectu quod non sit us in sensu ).

В Античности сенсуализм репрезентировался метафорой tabula rasa (лат. - «гладкая, чистая доска»). Душа человека сравнивалась с чистой восковой дощечкой, заполняемой образами и понятиями.

Приведем пример из диалога «Теэтет» Платона.

Сократ. Так вот, чтобы понять меня, вообрази, что в наших душах есть восковая дощечка; у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного из более чистого воска, у другого - из более грязного или у некоторых он более жесткий, а у других помягче, но есть у кого и в меру.

Теэтет. Вообразил.

Сократ. Скажем теперь, что это дар матери Муз Мнемосины, и, подкладывая его под наши ощущения и мысли, мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем. <...> И вот что, как говорят, происходит отсюда. Если в чьей-то душе воск глубок, обилен, гладок и достаточно размят, то проникающее сюда через ощущения отпечатывается в этом, как говорил Гомер, сердце души, а “сердце” не случайно звучит почти так же, как воск, и возникающие у таких людей знаки бывают чистыми, довольно глубокими и тем самым долговечными. Как раз эти люди лучше всего поддаются обучению, и у них же наилучшая память, они не смешивают знаки ощущений и всегда имеют истинное мнение. <...> Когда же это сердце, которое воспел наш премудрый поэт, космато или когда оно грязно и не из чистого воска и либо слишком рыхло, либо твердо, то у кого оно рыхлое, те хоть и понятливы, но оказываются забывчивыми, тс же, у кого твердое, - наоборот; у кого же воск негладкий, шершаво-каменистый, смешанный с землей и навозом, у тех получаются неясные отпечатки. Неясны они и у тех, у кого жесткие восковые дощечки, ибо в них нет глубины, и у тех, у кого они чересчур мягки, ибо отпечатки, растекаясь, становятся неразборчивыми. Если же ко всему тому у кого-то еще и маленькая душонка, то, тесно наползая один на другой, они становятся еще того неразборчивее .

Высказываясь в пользу сенсуализма, Гоббс утверждал: «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущений» . Французский философ Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) считал, что мыслить - это чувствовать. «...Знания человека никогда не достигают большего, чем дают его чувства, - писал он. - Все, что недоступно чувствам, не достижимо и для ума» . Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715- 1780) вес мыслительные процессы рассматривал как метаморфозы ощущений: «Суждение, размышление, желание, страсти и т.д. представляют собой не что иное, как само ощущение в различных его превращениях» .

Обложка лондонского издания книги Т. Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» {«Leviathan or The Matter , Forme and Power of a Common Wealth Ecclesiasticall and Civil»). 1839

Для иллюстрации роли ощущений в пробуждении сознания Кондильяк придумал мысленный эксперимент, в котором «бесчувственная мраморная статуя» последовательно наделяется ощущениями. Запах розы рождает способность испытывать удовольствия и страдания, а также способность обращать внимание. Память о приятных и неприятных ощущениях порождает желание, сравнение и суждение. Конечная стадия развития ощущения - это размышление. Благодаря осязанию - учителю всех чувств - статуя отличает себя от других тел. Осязательный опыт ориентирует статую в мире.

Сенсуализм все же вызывал серьезные сомнения в силу того, сенсорные данные дают основание судить не столько о внешних объектах, сколько о состояниях субъекта.

В юриспруденции правовой сенсуализм представлен психологической школой права - учением Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931) о правовых переживаниях как источнике и основе правовых отношений. Чувства права и долга, вины, страдания и страха, различные аффекты побуждают человека к притязаниям и исполнению чужой воли. Петражицкий обратил внимание на феномен правовой психики и его определяющую роль в правосознании. Это позволило объяснить правомерное поведение людей, слабо знакомых с нормами права. С другой стороны, не каждое переживание ведет к возникновению правоотношения, так как может быть фантазмом.

  • Платон. Теэтет // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 251-252, 255.
  • Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Г. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1991. С. 9.
  • Гельвеций К. А. О человеке // Гельвеций К. А. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1974. С. 555.
  • Кондильяк Э. Трактат об ощущениях // Кондильяк Э. Сочинения: в 3 т. Т. 2. М., 1982.

Чувства, ощущения и представления играют важную роль в жизни человека. Многие вещи, предметы, явления этого мира познаваемы лишь в соприкосновении и ощущении. Сенсуализм рассматривает чувственную жизнь, как единственно верную, а сознание и разум лишь опираются на полученные впечатления.

Что такое сенсуализм?

Сенсуализм - это одно из течений в теории познания человека, возникшее из воззрений древнегреческих философов, считавших, что самой основной и достоверной формой познания являются ощущения и чувства. Сенсуализм (лат. sensus восприятие) подразделялся на крайний и умеренный (в отдельных случаях признавалось влияние разума). Как учение, крайний сенсуализм приобрел большую популярность в философских кругах и содержал в себе следующие постулаты:

  • весь внешний опыт, знания разум получает только с помощью ощущений;
  • рожденные идеи не существуют, ум это - «чистая доска»;
  • в разуме нет ничего того, что прежде не возникло бы в чувствах;
  • внешний мир - источник познания;
  • разум имеет лишь производное значение.

Сенсуализм в психологии

Идеи и положения сенсуализма оказали мощное влияние на психологическую науку XVIII в. Немецкий физиолог и психолог Вильгельм Вундт начал развивать экспериментальную психологию: ставил эксперименты, задачей которых являлось выявление первичных ощущений, из которых складывается архитектоника . Сенсуализм в психологии - это парадигма, вышедшая из философского учения, изучающая психическую жизнь с первичной опорой на чувственные впечатления. В дальнейшем, сенсуализм трансформировался в ассоциативную психологию.


Сенсуализм в философии

Античная философия, зародившаяся в Древней Греции, славилась различными школами и течениями, оказывающими влияние на весь мир. Самыми первыми философами сенсуалистами принято считать Протагора и Эпикура. Сенсуализм в философии - это «чувственное» направление в решении вопросов познания бытия противоположное рационализму и интеллектуализму, опирающихся на доводы разума. Широкое распространение сенсуализм получил лишь в конце XVIII в. благодаря французскому философу Виктору Кузену.

Большой вклад в развитие сенсуалистической теории познания внесли Дж. Локк и позднее французский аббат-философ Этьен Боно де Кондильяк. Дж. Локк, кроме ощущений в сенсуализме важным в познании считал рефлексию, с чем Э.Б. де Кондильяк не мог согласиться и говорил о рефлексии, как не о самостоятельном явлении, а состоящем из переработанных ощущений. Основные представления Кондильяка о душевной жизни:

  1. Существует две группы ощущений. Первая группа - слух, зрение, обоняние вкус. Ко второй относится осязание.
  2. Осязание играет первостепенную роль в познании внешнего мира.
  3. Духовные процессы, протекающие самостоятельно независимо от ощущений – иллюзия.
  4. Любое знание содержит в основе ощущение.

Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?

Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.) столкнулась с проблемами в познании мира и критериев истины. Происходит бурное развитие основных трех направлений философии рационализм, сенсуализм и эмпиризм. Эмпирический и сенсуалистический путь близки между собой в основных положениях и противопоставляются рационализму. Эмпиризм - метод, открытие которого принадлежит английскому философу Ф. Бэкону. В основе эмпирицизма лежит чувственный опыт, как мера познания и источник знаний.

Ф. Бэкон провел различия между методами сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом. Сенсуалисты – это «муравьи», довольствующиеся тем, что собрали. Рационалы – «пауки» плетут паутину рассуждений из самих себя. Эмпирики – «пчелы» добывают нектар из различных цветов, но располагают добытый материал по своему опыту и умению.

Основные отличия эмпиризма от сенсуализма по Ф. Бэкону:

  1. Эмпиризм признает важность чувств, но в тесном союзе с разумом.
  2. Разум способен извлечь истину из чувственного опыта.
  3. Пассивное созерцание природы в сенсуализме, заменяется на активное вмешательство с целью познать тайны.

Материалистический сенсуализм

Чувства - важнейший источник познания, сенсуализм полагающийся на эту субъективную категорию в своем течении, не был однородным, разделившись на идеалистический сенсуализм и материалистический, в последнем, воздействие внешних стимулов на органы чувств, влекут за собой чувственные впечатления. Яркий представитель материалистического сенсуализма Джон Локк.

Идеалистический сенсуализм

В противовес материалистическому сенсуализму Дж. Локка заявляет о себе идеалистический сенсуализм, приверженцами которого выступали философы Дж. Беркли и Д. Юм. Идеалистический сенсуализм это философия отрицающая зависимость ощущений от внешних объектов. Основные положения данного направления, сформированные Дж. Беркли и Д. Юмом:

  1. Человек не обладает чувственным восприятием материи;
  2. Отдельная вещь может быть воспринята посредством суммы отдельных ощущений.
  3. Душа – вместилище всех идей.
  4. Личность не может познать саму себя, но впечатления о себе могут дать представление.

Сенсуализм - плюсы и минусы

Научная психология всегда опиралась на философские концепции, черпая из них многовековой опыт познания души. Сенсуализм оказал с влияние на становление экспериментальной и ассоциативной психологии. Анализом спектра чувств и ощущений в произведении «Трактате об ощущениях», Э. Кондильяк внес весомый вклад в науку, по достоинству оцененный психологами. В дальнейшем, психология признала ограниченность сенсуализма в процессах познания. Недостатки сенсуализма выявленные в ходе экспериментов:

  1. Мыслительный акт не равнозначен ассоциации ощущений.
  2. Человеческое сознание гораздо сложнее, чем набор чувственных впечатлений.
  3. Содержание интеллекта не сводится только к чувственным образам и ощущениям.
  4. Поведенческая мотивация и роль действий в построении впечатлений не могут быть объяснены с помощью сенсуализма.

Термины Киносемиотики

СЕНСУАЛИЗМ

учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Словарь Ефремовой

Сенсуализм

м.
Философское направление, признающее ощущения единственным источником познания.

Словарь Ожегова

СЕНСУАЛИ ЗМ, а, м. Философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.

| прил. сенсуалистический, ая, ое.

Словарь Ушакова

Сенсуализм

сенсуали зм [сэ], сенсуализма, мн. нет, муж. (от лат. sensualis - чувственный) (филос. ). Идеалистическое философское направление, признающее ощущения, чувственные восприятия единственным источником познания.

Энциклопедический словарь

Сенсуализм

(от лат. sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Сенсуализм

(от лат. sensus - восприятие, чувство) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основа и главная форма достоверного знания, и, в силу этого, противостоит рационализму, поскольку исповедует принцип «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» (Локк). Этого придерживались также такие мыслители и философы, как Гассенди, Гоббс, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Беркли, Юм.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Сенсуализм

Сенсуализм

♦ Sensualisme

Учение, согласно которому источником познания являются исключительно наши ощущения. Этот термин нередко употребляют в уничижительном смысле, что неправильно. Эпикуреизм, например, является разновидностью сенсуализма, когда утверждает, что три критерия истинности – ощущения, предвосхищения и претерпевания чувства – сводятся к первой группе (Диоген Лаэртий, Х, 31–34), таким образом, чувства, как подчеркивает Лукреций, суть источник, основание и гарантия всякого истинного познания («О природе вещей», IV, 479–521). Не нужно только превращать сенсуализм в глупость. Ни Эпикур, ни Лукреций никогда не утверждали, что можно «почувствовать» истину как таковую, что для понимания чего бы то ни было достаточно простого взгляда. Мало того, они вполне отчетливо заявляли обратное: что глазами нельзя познать природу вещей («О природе вещей», IV, 385), что ни один орган чувств не способен воспринимать атомы или пустоту, которые между тем являются единственно реальной вещью. Пусть это парадоксальный сенсуализм, но это все-таки сенсуализм, ибо он утверждает: ни одна истина не доступна восприятию, но всякая истина основана на ощущениях. Чтобы знать, мало чувствовать. Значит, сенсуализм Эпикура является также и рационализмом (в широком толковании термина). Но никакое познание невозможно без ощущений. Поэтому рационализм Эпикура является в первую очередь сенсуализмом. Познание значит больше, чем чувство, но само это «больше» (разум, предвосхищение и т. д.) исходит из ощущений и зависит от них (Диоген Лаэртий, Х, 32; «О природе вещей», IV, 484). Следовательно, это рационалистический сенсуализм, основанный на сенсуалистической теории разума.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сенсуализм

Термин новый: во всеобщее употребление его ввел Кузен, который в своей "Histori é géné rale de la philosophie" противополагает С. идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина С. не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения С. состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи (Condillac, "Essai sur l"origine des connaissance h u maines", I, гл. 2, § 9), иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. С. сводит все знание к ощущению: разум все свое содержаще получает из ощущений ("Nihil est in intellectu quod non ante fuerit in sensu"), a ощущение - из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания. В этом пункте заключается и сходство, и различие С. с материализмом. Оба направления утверждают, что источник всего нашего познания - внешний мир, но внешний мир понимается ими совершенно различно. Материализм верит в полное или частичное тождество содержания ощущений с качествами предмета, чего С. не признает. Кондильяк в своем "Trait é des sensations" (гл. I, § 2) заявляет, что статуя, одаренная обонянием, испытывает лишь чисто субъективное состояние, когда обоняет запах розы ("les odeurs ne sont à son égard que ses propres modifications ou manières d"ê tre"). В вопросе об отношении ощущений к качествам предмета Кондильяк вовсе воздерживается от суждения, считая этот вопрос праздным ("Tr. d. S.", 4-я часть, гл. 5, примеч. к § 1). Таким образом, С. отнюдь не ведет к материализму; напротив того, из него легче вывести субъективизм (т. е. отрицание возможности познать внешний мир и заключить, что все познание целиком развивается из внутренних состояний сознания). Это роднит С. с субъективным идеализмом (напр., Фихте); различие между ними заключается лишь в понимании деятельности субъекта. Для субъективного идеализма сущность сознания состоит в синтетической деятельности разума, и ощущение есть лишь одна и притом низшая ступень этой деятельности; для С., наоборот, в ощущении и состоит вся деятельность сознания, из него выводится мышление и т. д. ("La sensation enveloppe toutes les facult és de l"ame" - "Traite des Sens.", I, гл. 7, § 2). Кратко эту мысль выражает Гельвеций в словах: "juger, c"est sentir". Из такого отождествления мышления с ощущением следует, что никаких особых законов мысли нет. История образования ощущений, которую подробно изложил Кондильяк в своем "Trait é des Sens.", рассказывает, как из ощущений сами собой образуются память, внимание и мышление и каким образом создается иллюзия самостоятельных духовных процессов, независимых от ощущения; в действительности необходимость мысли есть не что иное, как привычка или ассоциация, ставшая в силу частого повторения неразрывною. Всякое знание всегда имеет в своей основе известное ощущение, следовательно, знание всегда может быть только частным; обобщениям ничего реального не соответствует. Источник знания в то же самое время определяет и характер, и границы его; этот источник есть, таким образом, критерий истины. Так как ощущение зависит от впечатлений, идущих извне, - положение, которое сенсуалистами принимается на веру, - всякий же опыт есть нечто случайное, иррациональное, относительное, то всему знанию приходится приписывать случайный и относительный характер. Милль, исходя из психологических фактов, дает следующее определение материи: материя или предмет есть не что иное, как постоянная возможность ощущений. Это определение вполне соответствует духу С., и намеки на него мы встречаем уже у Кондильяка, с точки зрения которого предмет есть совокупность представлений о величине, плотности, твердости и т. д., т. е. соединение представлений, полученных из разных категорий ощущений, главным образом осязания, и для образования представления о предмете вовсе не нужно мыслить носителя качеств или субстрата. Такова в общих чертах гносеология С. В заслугу С. можно поставить то, что он обратил внимание на более подробный психологический анализ фактов ощущения и восприятия, стараясь определить значение ощущений в познании вообще и значение отдельных категорий ощущений. В этом отношении особенного внимания заслуживают работы Кондильяка. Однако психологический анализ С. страдает тем, что смотрит с предвзятой точки зрения на факты, подлежащие анализу. С., подобно фокуснику, вкладывает в ощущение все то, что вовсе не свойственно ощущению самому по себе и что С. с торжеством из него извлекает. Не ощущение создает сознание, память, воображение и мышление, а синтетическая деятельность сознания проявляется в этих различных формах в зависимости от различного материала, с которым она орудует. С. механизирует, принижает деятельность сознания и по самому элементарному ее обнаружению хочет судить обо всей деятельности. Неправильному психологическому анализу соответствуют и неверные гносеологические выводы - неправомерное ограничение области знания, неправильное объяснение особенностей его (напр., характера математического знания), неправильное указание критерия истины. Исторически сенсуализм проявлялся разнообразно и в различные времена, переплетаясь с материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом; трудно поэтому написать историю С., не внеся в нее чуждых элементов. Соединение С. с материализмом есть соnt r adictio in adjecto, ибо уже самая возможность ощущения, как это отлично сознавал Кондильяк, исключает материализм, предполагая существование способности духа. Сам по себе С. есть известная форма субъективного идеализма, противоположная той, которая (напр., Фихте старший) видит в деятельности разума сущность духа. С эмпиризмом С. имеет общую точку отправления в психологическом анализе и общий взгляд на значение опыта. В древности С. можно отметить в системах Эпикура и стоиков. Ощущения образуются, по мнению Эпикура, тем, что от предметов отделяются образы, которые попадают в органы ощущений и насильно ими воспринимаются. Всякое ощущение истинно. В ощущениях заключается критерий истины; все, что не согласно с этим критерием, ложно. Хотя стоицизм развился в постоянной полемике с эпикуреизмом, у этих двух направлений много общего. Душа, по мысли стоиков, материальна; но материализм стоиков заключает в себе пантеистические элементы, позволявшие им настаивать на единстве души, на силе разумной деятельности как коренной черты человеческой души. Душа стоиков не пассивна, подобно эпикурейской, а деятельна. В учении об ощущении стоики делают к эпикурейской теории существенное добавление: все возникает из ощущений - в этом стоики согласны с эпикурейцами; но в ощущениях, прибавляют стоики, проявляется деятельность души. В утверждении стоиков, что все представления возникают из ощущений, что все общее образуется из единичного, что критерий истины заключается в φαντασίαι καταληπτικαί и в толковании, которое они дают этому критерию, ясны принципы С., с которым учение о деятельности разума не вполне справилось. В новой философии распространению С. способствовал Локк; хотя он был эмпириком и считал себя отчасти учеником Декарта, тем не менее несомненно, что его "Опыт о человеческом разумении" способствовал С. Из двух источников познания - ощущений и рефлексии - Локк гораздо подробнее рассмотрел первый. Его учение о рефлексии страдает той же неопределенностью, которая заметна и в его рассуждениях о субстанции, так что из Локка весьма нетрудно было вывести последовательное сенсуалистическое учение. В введении к своим "Новым опытам о человеческом разумении" Лейбниц сводит разногласие между С. и рационализмом к нескольким основным пунктам и Локку, хотя и с оговорками, приписывает учение сенсуалистов, что душа есть tabula rasa, что все знание происходит из внешнего опыта, не исключая и истин математических, и т. д. Последовательный С. мы находим в сочинениях Кондильяка, а именно в его "Essai sur l"origine des connaissances humaines", " Traité des sensations" и "Trait é des systè mes". Несмотря на несовершенство его психологического метода, на полное отсутствие экспериментального характера в его исследованиях, построенных на умозрительных, априорных предположениях, работы Кондильяка сохраняют значение в истории психологии. Книга Гельвеция "De l"esprit" не прибавляет ничего принципиально нового к "Трактату об ощущениях", хотя у Гельвеция больший наклон к материализму, чем у Кондильяка. Катт написал дополнение к Кондильяку в книге "Trait é des sensations et des passions en géné ral". Боппэ подражал Кондильяку и в том отношении, что исходной его точкой служит воображаемая статуя, одаренная жизнью. Вся школа так назыв. французских идеологов находится в большей или меньшей зависимости от Кондильяка, с которым некоторые из ее представителей полемизируют, другие - соглашаются. Защиту С. в новейшее время взял на себя Тольбе, в сочинениях "Neue Darstellung des Sensualismus" (1855), "Die Grenzen und der Ursprung der menschlichen Erkenntniss im Gegensatz zu Kant und Hegel" (1865) и "Grundz ü ge einer extensionalen Erkenntnisstheorie" (посмертное соч., 1875, не окончено). С. новейшего времени представляет опять поворот от феноменализма Кондильяка к материализму (таково, напр., сочинение A. Mayer"а "Die Lehre von d. Erkenntniss", Лпц., 1875), объясняемый общим усилением материалистических тенденций в 60-х и 70-х гг. См. Harms, "Die Philosophie in ihrer Geschichte" (I, "Psychologie", Б., 1878, II: "Logik", 1887); Picaret, "Les id é ologues" (П., 1891), Cousin, "Hist oire géné rale de la philosophie" (П., 1861).

Если представители рационализма (лат. rationalis – разумный) Р. Декарт, Б. Спиноза (1632–1677), Г. Лейбниц (1646–1716) отводили решающую роль в познании разуму, то представители сенсуализма (лат. sensus – чувство) Д. Локк (1632–1704), Д. Беркли (1685–1753), Д. Юм (1711–1776) – чувствам.

Однако как сенсуализм, так и рационализм могут быть материалистическими и идеалистическими. Различие между ними состоит в том, что они принимают за источник, основу знания. Для материалистического сенсуализма и рационализма таким источником является материальный мир. Для идеалистического сенсуализма – Бог, ощущение, восприятие, опыт, а для идеалистического рационализма – идеи, аксиомы, суждения и другие проявления разума.

Согласно теории познания Дж. Локка, мышление основывается на чувственно воспринимаемой реальности и истинное знание мы получаем из опыта. Он отрицает существование «врожденных идей». Человеческая душа, согласно Локку, подобна чистой доске (лат. tabula rasa). Лишь опыт посредством чувственного познания заполняет ее письменами. Ощущение является основой всякого познания.

На основе чувственного восприятия возникают простые, элементарные идеи. При восприятии внешнего мира мы получаем идеи внешнего опыта, а при исследовании процессов собственной души – идеи внутреннего опыта или рефлексии . И тот, и другой опыт порождают только простые идеи.

Общие или сложные идеи формируются в результате размышления, свойственного душе. Размышление – это процесс, в котором из простых идей возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно в чувственном опыте. Так, сложная идея субстанции возникает на основе часто воспринимаемых совокупностей таких простых идей, как тяжесть, форма, цвет и так далее. Частая повторяемость совокупности простых идей приводит к представлению о том, что есть носители этих идей.

Важной частью теории познания Локка является учение о первичных и вторичных качествах. Идеи первичных качеств возникают благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих объектам внешнего мира, таких, как размерность, форма, масса, движение. Это – объективно существующие качества. Возникновение вторичных качеств связано со спецификой органов чувств. Локк относит к ним запах, цвет, вкус и другие. Эти свойства существуют лишь для нашего сознания. Таким образом, Локк является представителем эмпиризма и сенсуализма, и в его теории познания просматривается стремление объяснить мир на основе естественных законов.

В отличие от материалистически окрашенного сенсуализма Дж. Локка Д. Беркли разработал субъективно-идеалистическую версию сенсуализма.


Если Локк признает объективность первичных качеств, а вторичные качества понимает как зависящие от работы органов чувств, то Беркли доказывает, что все качества вторичны. Так, тяжесть, пространственные свойства, которые Локк относит к объективным качествам, определяются способностями органов чувств человека: один и тот же предмет нам кажется большим при малой от него удаленности, и малым при большой от него удаленности. Поэтому, заключает Беркли, ни о каких первичных качествах речи быть не может. Все идеи возникают на основе ощущений, опосредованных работой органов чувств.

В результате «быть» означает «быть воспринимаемым». Все вещи, согласно Беркли, есть лишь «комплексы ощущений». В тоже время он допускает «непрерывное», постоянное существование вещей, непосредственно не воспринимаемых сознанием индивида.

Мир, с точки зрения мыслителя, – это не представление отдельного человека, а результат действия одной верховной духовной причины – Бога. Так субъективный идеализм Беркли переходит в объективный.

Представления философа о пространстве и времени противоположны механике И. Ньютона. Пространство и время, которые Ньютон характеризует как абсолютные, Беркли понимает субъективистски. Пространство он считает лишь специфическим упорядочением определенных чувственных восприятий, а время – выражением их взаимной последовательности. Философия Беркли – яркий образец субъективно-идеалистического сенсуализма.

Представителем субъективно-идеалистического сенсуализма является и Д. Юм. Однако он не принимает не только гипотезу Локка о существовании внешнего мира как источника наших ощущений, но и не соглашается с попыткой Беркли доказать, что материя, внешний мир не существуют. Наши восприятия так же мало говорят как о существовании материального мира, так и о его несуществовании, и мы имеем дело только с ощущениями. В этом отношении позицию Юма можно охарактеризовать как агностицизм.

Юм отрицает существование и духовной субстанции (Бога): содержание впечатлений и идей (представлений) не имеет никакого объективного носителя – ни материального, ни духовного. Как субъективный идеалист, Юм весьма последователен и своим скептицизмом он отмечает активность познающего субъекта.

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - чувство, ощущение) - философское направление, согласно которому источником и основанием знания является чувственность, данные органов чувств, чувственный опыт. Понятие С. связано с более широким по объему понятием эмпиризм, указывающим на опытное происхождение знания, но без конкретизации характера опыта. С. по-иному, нежели рационализм, оценивает возможности и соотношение чувственного и разумно-дискурсивного познания. Еще в античности был выдвинут основополагающий принцип С.: «Нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувстве», противопоставленный учению о врожденности или априорности знания. Тогда же появилось сравнение сознания («души») с «чистой доской», на которой внешний опыт пишет свои «письмена».

Различают крайний и умеренный С. Последний (характерный, например, для теории познания стоиков) признает систематизирующую роль разума, допускает, что не всякий чувственный опыт является достоверным. Первый (представленный, например, античным эпикуреизмом и учениями французских просветителей XVII в. Э. Кондильяка и К.-А. Гельвеция) подчеркивает чисто чувственный источник понятий и идей, трактует истины как согласие мнений с данными чувств, а причины заблуждений усматривает не в чувствах, но в наших суждениях. Одна из самых сложных для С. (и последовательного эмпиризма как такового) проблем - объяснение механизма возникновения понятий (например, абстрактных понятий математики), источник которых трудно обнаружить в чувственности. В сфере научного знания С., как правило, отдает предпочтение индуктивным процедурам над дедуктивными, описанию - над теоретическим объяснением.

В эмпиристской философии XVII- XVIII вв. в центре внимания оказывается вопрос о внешнем источнике наших ощущений и восприятий и их способности адекватно отражать действительность. Решение вопроса в духе философского реализма дал Д. Локк , рассматривавший механическое воздействие внешних предметов на органы чувств как источник «простых идей» и применивший свой гносеологический подход в педагогической теории, придававшей решающее значение в процессе воспитания внешнему окружению. Концепцию идеалистического С. разработал Д. Беркли, руководствовавшийся принципом «быть - значит быть воспринимаемым». В философии Д. Юма С. приобретает форму феноменализма, т.е. учения, согласно которому в познании даны лишь дискретные чувственные явления (перцепции), источник которых неизвестен и из комбинации (ассоциации) которых складывается наша картина мира. Аналогичная точка зрения была представлена в позитивистских, неопозитивистских и прагматистских учениях о «чистом опыте», распространенных в конце XIX - начале XX в. (махизм-эмпириокритицизм, логический позитивизм, «радикальный эмпиризм» У. Джеймса, теория «нейтрального монизма» Б. Рассела). Однако еще в XVIII в. критическая философия И. Канта поставила вопрос о концептуальной нагруженности опыта, а философия и методология науки XX в. подчеркнула факт теоретической нагруженности эмпирического базиса знания.

В сфере этики С. был, в частности, связан с такими направлениями, как гедонизм (стремление к чувственному наслаждению - главный мотив человеческого поведения), утилитаризм (польза как основа нравственности), школа «морального чувства» (XVIII в.), эмотивизм (представление о сугубо эмоциональном содержании этических понятий и суждений в аналитических теориях 30-50-х гг. XX в.).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 490.