Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Обзор игры mass effect 3. От Mass Effect до Jade Empire: лучшие игры BioWare — по нашему субъективному мнению

Куда им всем до первых частей? Список достойных приемников гораздо скромнее ( , etc...), оттого каждая игра в нем – на вес золота.

Mass Effect 3 порой чрезмерно заскриптована,
но такой подход все равно послужил игре на пользу.

На сегодняшний день обволакивают скандалы, недовольства и множество требований к разработчикам. Еще до выхода игры «фанатами» скрупулезно составлялись гневные петиции о том, чтобы в игре не было сцен однополого секса, новоявленные «аналитики» пророчили ей мучительный конец из-за ухода Дрю Карпишина, а после финальных титров свыше 40 тысяч игроков подписались под коллективным письмом, мол, «Измените концовку, BioWare!» . Массовый «троллинг» пользовательской оценки на metacrtic.com уже стал причиной негодования – «А не продались ли журналисты?». Не продались. Неоднозначная концовка – не повод писать петиции. А постельные сцены в игре никто не навязывает. Mass Effect 3 достойна Mass Effect 2 также, как Mass Effect 2 была достойна Mass Effect .

Ванька-встанька

Спустя два года после победы над человекоподобным жнецом Шепард просиживает штаны на Земле. Об инопланетной угрозе замолчали, продолжая игнорировать все попытки бывшего капитана достучаться до верхушек непробиваемой власти. Впрочем, на всякий случай Шепарда держат на коротком поводке - живет он прямо в здании центра безопасности, в двух шагах от Совета. Но роковому дню суждено было настать – в одночасье замолчали десятки земных колоний, спустя короткое время перестала отвечать Луна, а через минуту сквозь облака с диким ревом начали прорезаться огромные корабли. «Я же вас предупреждал».

На протяжении всех двух частей Mass Effect и их DLC Шепард с железным терпением выполнял сотни поручений. Каждый считал своим долгом возложить на него свои надежды, его благодарили за хорошие поступки, несколько раз герой Альянса помогал чиновникам сохранить важные посты, часто защищал обездоленных и пару раз спасал галактику от полного уничтожения. Но стоило заговорить о Жнецах, как большинство тут же фыркали, морщились, демонстративно выходили из помещения или меняли тему разговора – никто не верил в «сказки» о разумных машинах, циклично уничтожающих все живое, ведь прямых доказательств не было. Теперь же – восстановленному в звании капитану вновь поручено спасти всех и сразу.

Интрижки, страсти и болтология

В Mass Effect 3 тысячи пафосных сцен. Из-за побега с Земли героя мучают ночные кошмары. Приглушенный звук, медлительность происходящего, туман – трудно отделаться от сравнений с психоделичными снами в . Командир турианского взвода, которого только что хотели убить собственные подчиненные, резво восстанавливает доверие парочкой ободрительных реплик и самозабвенно жертвует собой ради эфемерной цели. Призрак теперь выглядит, как отъявленный негодяй – хоть его идеи до сих пор не лишены смысла, былой симпатии к нему уже не испытать. «Не стойте у меня на пути» - вот она, коронная фраза «самой загадочной личности». Капитан Андерсон, который, казалось, уже сделал шаг навстречу спасательному кораблю, разворачивается со словами «Я нужен здесь».

Порой складывается ощущение, будто диалоги писали совершенно разные люди. С одной стороны – герои без устали делятся своими переживаниями, интересными мыслями, объясняют свои мотивы и даже проливают натуральные слезы. С другой – разговор заканчивается после парочки коротеньких фраз, оброненных как бы между делом. Некоторые умудряются проронить идиотские «бла-бла-бла» и «ну ты понял», а от шепардовского «ага» передергивает как от скрежета по стеклу.

Однако наблюдать за сюжетными перипетиями по-прежнему интересно. Несмотря на обещания сделать третью часть более оптимистичной, чем , сценаристы BioWare вернулись к мраку . Они без устали «убивают» одного персонажа за другим, а «тяжелые» сцены не раз вытягивают печальный вздох и учащают сердцебиение. Колоритность такому подходу придает возвращение знакомых героев.

Эшли Уильямс, ныне капитан-лейтенант Альянса, теперь не выглядит, как наивная девочка, она погружена в работу и частенько ставит действия Шепарда под вопрос. Гаррус консультирует турианские войска по поводу вторжения жнецов. Мордин до сих пор играет с эволюцией. Лиара Т"Сони продолжает заниматься бизнесом Серого Посредника, а также раскапывает секреты протеан. Не завидую тому, у которого не осталось сохранений с прошлых частей – в этой игре тысячи мелких деталей, проскальзывающих во фразах, отношениях и фотографиях в капитанской каюте. Вы же хотели увидеть, как на самом деле выглядит Тали"Зора нар Райя?

После начала массовой атаки жнецов Шепард крутится, словно белка в колесе. Герой носится по галактике в поисках союзников в финальной битве. Хотите примирить кроганов и саларианцев – выполняйте поручения каждого, кто эгоистично желает извлечь из шаткого союза выгоду. Хочется помощи от турианцев – помогите им отмыться от былых грехов. Военные ресурсы собираются на необитаемых планетках, но теперь не нужно покупать спутники и тратить уйму времени на поиск месторождения. Удалив все ненужное, разработчики благоразумно решили не прибегать к походу классических RPG, вроде - зачастую достаточно подслушать чужой разговор, чтобы квест появился в журнале. Практически все письма с просьбами приходят на электронную почту в корабле, а те, ради которых нужно пройтись по мирным станциям, в доступной форме отображаются на карте. «Гнусная консольщина»? Я бы сказал «Полное погружение». Тем же, кому не хочется выбирать ответы за героя, можно и вовсе отключить эту функцию.

Последний герой

По сравнению со второй частью «экшен» практически не изменился. Это все также знакомая по механика с некоторыми доработками. Шепард научился отбиваться в контактном бою, а если ничего не подозревающий враг встал за баррикадой, можно его красиво устранить. Хотя, что солдаты «Цербера», что искусственно выведенные жнецами организмы, вроде «тварей» и вернувшихся рахни, не дают подойти к себе близко, прячутся за укрытиями и постоянно меняют позиции. Из-за этого практически любой бой выглядит, как танцы на льду: порой сложно понять, кто стреляет рядом – враг или напарник. Как и прежде, тактическая пауза расставит все на свои места. Соратникам отдаются команды бросить гранату, применить биотическую способность и стрелять бронебойными или зажигательными патронами.

Авторы вернули возможность модернизировать оружие с помощью модулей, но теперь это выглядит гораздо эффектнее, чем в первой части. И без того разнообразные пистолеты, снайперские винтовки, дробовики и пулеметы снабжаются глушителями, модулями, увеличивающими скорострельность и убойность, появляются другие прицелы и штыки. Чтобы не создавать дисбаланс, «тяжелое» оружие, вроде гранатометов и огнеметов, теперь доступно лишь в строго определенных местах – ракетница не раз выручит в сражении с бронированным «мехом», солдатом со щитом и установленной турелью. К тому же, каждый «ствол» имеет достаточно большой вес, и это сильно влияет на скорость восстановления навыков.

Некогда размышлять

Подумать над выбором оружия придется и в мультиплеере. Назвать это кооперативом не поворачивается язык – слишком уж примитивен местный режим. Группа из четырех игроков снаряжают своих бойцов. Можно выбрать класс, прокачивать персонажей и покупать на заработанные балы экипировку и дополнительные умения, вроде возможности возрождаться на поле боя без помощи друзей. Маленькие локации не способны заинтриговать интересной постановкой задач – голос генерала в наушнике честно предупреждает о первой волне врагов, второй волне врагов, третьей волне врагов, четвертой... Развеять скуку могут лишь редкие задания, наподобие отключения внезапно найденных передатчиков и уничтожения важной информации в компьютерах неподалеку.

Несмотря на разные комбинации врагов, многопользовательский режим хватает лишь на один раз. Заставить вернуться в него может разнообразие уровней, которые хоть и маленькие, но ничем не уступают красивым локациям из «сингла». Поверить в живой мир Mass Effect 3 можно из-за нагромождений ящиков, десятков компьютеров, микроволновок на столах и прочих мелких деталей, скрупулезно расставленных по комнатам. На турианской луне холодно и безжизненно, серые кратеры вызывают желание поскорее попасть на планету с красивейшими водопадами, яркими закатами и густозаселенными горами. От и до - заслуга дизайнеров. Несмотря на то, что разработчики использовали обновленный движок, игра выглядит почти так же, как раньше.

Кричать, пыжиться и краснеть, топать ногами и материться на форумах можно долго. Непоколебимость разработчиков что-либо изменить из-за кучки «троллей» еще раз доказывает то, что они верят в свою игру. И это правильно. Mass Effect 3 – такое же мощное, правильное, законченное произведение, как «Матрица: Революция» или «Звездные войны: Эпизод 3 - Месть Ситхов» . Это апофеоз всей серии и просто отличная игра.

П очти три года игроки по всему миру жадно ловили любые слухи, пересматривали грандиозные кинематографичные трейлеры и фапали любовались на концепт-арты. В общем, подбирали все, что хоть как-то касается финальной части похождений знаменитого в определенных кругах командора Шепарда . Mass Effect 3 уже вышел в продажу (лучший подарок к 8-му марта), ЕА продала 900000 копий оного в первый же день, а все остальные, так или иначе, могут спасать вселенную в одиночном режиме и в . Ну и какие же первые ощущения могут быть от третьей части одного из лучших среди игровых фантастических сериалов нашего времени? А они могут быть очень разными.

Тут, кстати, хотелось бы сказать пару слов о , но не хочется раскрывать его заранее, да многое в нем зависит как и от действий игрока в самой игре, так и от действий в прошлых частях Mass Effect , если вы любовно пестуете своего игрового аватара от части к части, и перенесли сохранение из Mass Effect 2 (а туда из первой части).
Возможно, многие успели приобщиться к демо-версии, узнали завязку сюжета, но все же стоит о ней упомянуть.

Ш епард прибывает на Землю, проторчав 6 лет под домашним арестом из-за событий предыдущей игры, где его должен судить военный трибунал, но все сводиться к тому, что командор толкает небольшой спич о том, как должно выглядеть сопротивление Жнецам . Которые крупно поимели человечество, внезапно напав на Землю, и начав творить с ней всякое непотребство: шатают небоскребы, не дают эвакуироваться обалдевшим землянам, портят посевы и посыпают поля кибернетической солью под кодовым названием "хаски " (это такие зомбороботы-робозомби).

Эпичный захват планеты


Если вы создаете нового персонажа, то вам будет дано выбрать, кто погиб в первой части Mass Effect , и на Земле вас встретит либо отрастившая себе попу и грудь (ну, еще волосы) Эшли , либо ставший гораздо более метросексуальным Кейден . Также, создавая персонажа, вы пройдете все стандартные процедуры предыдущих игр: выбор места рождения, событие, которым командор или знаменит(а), выбор ощущений от потерь в бою (кто погиб по вине игрока в прошлых играх), а так же класс, предпочитаемый игроком: использующий весь арсенал оружия Солдат , специалист маскировки и снайперского огня Разведчик , рисковый Штурмовик , мастер биотики Адепт , технологически подкованный Инженер и с легкостью принимающей на себя вражеский огонь Страж. И, самое главное, - теперь можно выбрать стиль игры: Action (шутер ), Roleplaying (стандартная игра ) и Story (кинцо ).


С самого начала видно, что разработчики сделали большой шаг в сторону шутера: Шепард очень динамично перемещается в бою, перестрелки стали интереснее, можно с ходу перепрыгивать через укрытия, а так же можно использовать оружие вне зависимости от класса. В целом, как в шутер, в игру играть очень приятно и интересно. Про RPG -составляющую тоже не забыли - игрок может улучшать оружие и улучшать персонажа благодаря обширному древу умений. Любителям тактики скучать также не придется. С наскока дастся не всякий противник. Владельцы Kinect могут заодно покричать на виртуальных компаньонов, и, коли им угодно, сорвать голос до мужественной хрипотцы типичного спасителя галактики.


С первой же миссии возникает вопрос: "Тысяча чертей, а где инвентарь!? ". А доступен он только на корабле (там же можно настроить внешний вид) или после нахождения огнестрельного оружия, а так же в редких мастерских. Сомнительное нововведение. После приходит другой: "Да кто же этот ирод, что так изуродовал "Нормадию", да так, что хоть глаза выкалывай, чтобы не глазели на это убожество?" . ... А еще они не пускают мужского персонажа в женский туалет в жилом отсеке. Кто же будет проверять, не спрятался ли в душевой кабинки вражеский гет? Конечно, дизайн - дело сугубо личное, а вот разделение корабля на несколько частей и дурацкая синяя рамка проверки к лишнему. Неудобно это. Очень не удобно. Так же неудобно, как когда все игровые действия (кроме экрана группы и стрельбы) совершаются нажатием ОДНОЙ кнопки. Пытаешься сходу атаковать врага, бежишь к нему с дробовиком наперевес, уже готов к быстрой разборке, нажимаешь кнопку перепрыгивания через ящики... Но камера повернута немного не так, как надо, и герой, скорчившись, прячется за ящик, и чуть позже огребает от зашедшего сзади дружка противника. Иногда, вместо пригибания, персонаж перекатывается. Консольщина, как есть.


О т консоли игре кстати досталась и графика, которая, на мой взгляд, выглядит слегка устаревшей.
Те, кто вдоволь по-измывались на MW3 , будут довольны новым поводом для зубоскальства, как над графикой, так и над заточенностью игры под аудиторию .
Вдобавок, (хотя это наверно чисто моя претензия к игре) командор бегает, как зажавший между ног арбуз, орангутанг (либо ему трусы жмут), а за укрытиями передвигается боком, как мучимый радикулитом и сколиозом крабо-шимпанзе. А сами персонажи выглядят слегка вздувшимися. Но это, повторюсь, личные впечатления. Не хочется долго обсуждать графическую составляющую игры. Плоха она, или же хороша - на вкус и цвет товарища нет. И все же, внешний вид игры мог бы быть и получше, то же самое касается анимации.


П о-настоящему поражает проработанность игрового мира. В случайных диалогах столько импрессии, что короткие сценки захватывают больше, чем сюжет. Кодекс частенько пополняется из окружающего мира, а не из безликих записей уже мертвых людей.
Отыгрывание роли дошло до логического конца. Игрок может выбрать: 1) Злой вариант. Внизу, справа; 2) Добрый. Вверху, справа; 3) Нейтральный. Посередине, левая часть.
Нету никакого чередования, все до безобразия просто. Выбери нужную и наслаждайся кино. Иногда речь, произносимая командором, не слишком соответствует выбранному варианту на диске. А так... Герои сверху, злыдни снизу. На развилках сюжета тоже более-менее ясно, что выбирать, благо подсказок уйма (игрока предупреждают). Осторожно выбирать придется только в одном случае, при общение с Кейданом , если вы не хотите оказаться свидетелем гомосексуальной сцены с участием мужчин. Опыт DA 2 пошел Bioware на пользу, нетрадиционной ориентации персонажей в игре мало, по одно на Шепарда и . Почему по одному? Да потому что состав группы, следующей за игроком, очень скромен. Гаррус , Лиара , Тали , Эшли/Кейдан , Миранда и т.д. Некоторые персонажи будут в группе только на время определенной миссии. А еще часть персонажей можно спасти только с сохранением из Mass Effect 2 .


И еще парочка слов парочку о недостатках.
  • Первое, это локации. Размерами они не поражают, а скорее даже наоборот, очень маленькие. И по ним разбросаны маленькие блокноты-записки, где можно найти интересные (кому-то) записи и получить немножко опыта (наблюдательность в игре поощряется). Кто-то скажет, что это лишь идет на пользу проработанности окружения, но такие размеры чаще характерны квартирам в домах массовой постройки 60-х годов. Цитадель маленькая, Земля плохо проработана и скушна. Самые большие локации - в снах Шепарда .
  • Вторым бы я назвал отсутствие квестов в кодексе.
  • Третье - моменты сюжета в худших традициях "голливудских блокбастеров". История может быть эпичной, масштабной (вся игра пропитана масштабностью), происходящее может быть великолепным фантастическим боевиком, но откровенные ляпы от этого менее заметными не станут.
    Еще немного раздражают ситуации, когда диалог спутников или простых обывателей прерывается на полуслове, когда вы активируете следующий триггер, даже если это простая активация лифта.
    Небольшие роли особо опекаемых персонажей из предыдущих частей (хотя история Легиона очень занимательна).
    Фух, вроде все.


    А теперь то, на что так надеялись фанаты; то, что вызвало такой ажиотаж вокруг игры; то, что разрекламировали по всему интернету - главная "фишка" игры. Мультиплеер. (см. ). Этот серенький отстрел компьютерного противника с друзьями, с даже не совсем друзьями, скорее приятелями или просто незнакомыми людьми. Разницы нет. Но конечно есть шанс поиграть вместе с незнакомой вам девушкой из Facebook "a, вдруг ей понравиться ваша манера игры, и у вас будет секс, а потом дети... Кроме типа своего напарника можно выбрать класс. Ну и самое главное для идеалистов, сложно получить идеальное завершение игры , если вам не будут помогать ваши друзья в кооперативе. Пока Шепард спасает галактику, вы спасаете планеты, как на настоящей войне. Противник не важен, он везде одинаково туп, управление неудобное, а декорации однообразны.

    И как же игра в целом?
    В целом игра восхитила мою кровожадную душу. Это война. Это постоянные бои, адское месиво, толпы вражеский боевых единиц вперемешку с боссами, космические корабли, боевые флоты, эпичность и размах игры, постоянные смерти персонажей, сложные выборы (особенно при отыгрывание "добряка"). Эта отличная смесь пострелушки вроде и RPG наподобие DA 2 получит свою порцию похвал, как от основной массы игроков, так и от более элитарных групп игроков, которые могут могут назвать игру противным, но емким словом "казуальщина". Хотя... концовка многим доставит пару минут когнитивного диссонанса. А некоторых приведет к исключительно сильной негативной реакции.

    ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: 9.4 /10

    Такую игру сложно оценить по достоинству. В нее стоит просто сыграть. Или, если не играть, то провести время с друзьями на улице. Или одному, но не за приставкой или монитором компьютера. А я пока в Baldur"s Gate сыграю...

  • В закладки

    Mass Effect 3 считается многими худшей в трилогии, про похождения капитана Шепарда. Недавно решил её перепройти. И во время прохождения отметил для себя,что получал подлинное удовольствие от игры. Причём не только от сюжета или геймплея,а от каждой составляющей этой игры. Конечно стоит отметить то,что без DLC игра потеряет половину шарма,а то и вообще своей ценности. Так что предлагаю разобрать каждую составляющую этой игры и сделать вывод для себя. Возможны спойлеры.

    Сюжет

    Игра начинается с того,что на землю (а также и на всю галактику) совершают своё долгожданное нападение жнецы. Капитану Шепарду возвращают его Нормандию и поручают цель собрать все силы,которые только возможно, чтобы отбить Землю.Также, попутно обнаруживаются чертежи древнего протеанского оружия (Горн), которое способно одолеть жнецов. На протяжении всей игры, перед нами стоят задачи: объединить всю галактику, помешать Церберу осуществить свои планы и разузнать происхождение жнецов. Во всех этих делах, ему поможет его верная команда.

    За сюжетом следить интересно. Во время прохождения, мы встретим много старых знакомых из прошлых частей. Также перед нами предстаёт кульминация главных конфликтов серии (кварианцы против гетов например). История подходит к своем логическому завершению,а завершается она на высокой ноте. Эту игру невозможно заспойлерить. Всё решаете только вы. Порой я просто удивлялся, когда узнавал о том, что Миранда может выжить, а кварианцам или гетам (по выбору) вовсе и не обязательно умирать.

    Не подкачали также и DLC, которые вышли очень самобытными и интересными. Чего стоит только живой протеанин, который смотрит на все расы, как на примитивные формы жизни. Порой от него и не знаешь, чего ожидать. Явик очень живой и интересный персонаж, фразы которого можно растаскивать на цитаты.

    Или DLC Левиафан, таинственная атмосфера которого, способна увлечь и заставить заинтересоваться книгами Роберта Лавкрафта. И которое раскрывает тайну жнецов.

    DLC омега позволяет нам ещё раз окунуться в атмосферу этой станции и поностальгировать об Mass Effect 2 и временах, когда мы думали о том, кто же такой этот Архангел.

    Пик всего торжества приходится на DLC цитадель, которое даёт нам немного отдохнуть от жнецов. Это DLC наполнено отличным юмором и классной музыкой. А его финал вызывает лёгкую грусть. На фоне всей игры, DLC воспринимается отдельной историей, никак не связанной с основным сюжетом. А уж финальная вечеринка....В это стоит поиграть.

    И так везде, у каждого DLC или квеста своя история, которая плавно подводит нас к главному конфликту и к последней битве. Игра очень печальная и это её очень красит. Концовка же очень хорошо обставлена. Она не является типичным хеппи-эндом, как во многих играх,что делает её очень самобытной и драматичной. Конечно можно было сделать и по другому, более в духе серии. Однако Bioware удалось сделать очень сильный финал, который запомнится надолго.

    Персонажи

    Напарников у Шепарда в этой части предостаточно. Каждый харизматичный и очень "живой". У каждого есть свои проблемы, с которыми мы можем им помочь. Особенно радует, когда они порой взаимодействуют друг с другом, что придаёт главной истории, свой неповторимый шарм.

    Одно удовольствие, просто слушать персонажей. Каждый поделится своими внутренними переживаниями. И только от нас зависит, как наша команда с ними справятся.

    Благодаря хорошо прописанным персонажам, в Нормандию всегда хочется вернуться. После прохождения игры, это место становится по-настоящему родным, а напарники становятся верными друзьями.

    Также игра часто радует "специальными сценами", в которых мы общаемся в нашей каюте (или на цитадели) с каким-нибудь персонажем. Такие сцены порой на вес золота.

    Одна из самых запоминающихся сцен

    Особенно здесь хорош один персонаж и имя ему(а точнее фамилия)-Шепард. В этой части он по-настоящему живой и ему реально сопереживаешь. Ведь на его плечах, проблемы всей галактики. Шепард по-настоящему живой человек, в которого веришь. Это очень удивительная связь между персонажем и игроком, когда ты воспринимаешь Шепарда, как часть себя.

    Финальный забег к порталу

    Частые кошмары Шепард(а)

    Геймплей

    Геймплей не сильно изменился со второй части, но это не мешает разработчикам создавать в игре ситуации, которой порой ни чем не уступают AAA шутерам. Несмотря на то, что игра по геймплею больше приближенна именно к шутеру, она всё равно остаётся увлекательной рпг. Конечно в игре много экшена, как например битва со жнецом. Однако это нисколько не влияет на то, что происходит за пределами битв.

    А за пределами битв, перед нами открывается две большие локации, в которых нам предстоит побывать. А если конкретнее, то Цитадель и Нормандия. Эти две локации сделаны настолько хорошо, что даже и придраться не к чему. Достаточно просто погулять по президиуму и просто слушать различные истории персонажей, а порой и принимать в них участие. Нормандия само собой тоже не обделена на приятные моменты и диалоги.

    Порой от некоторых локаций, ловишь эстетическое удовольствие. Всё сделано со вкусом. И не малое количество раз удивляешься, как вдалеке какой-нибудь, на первый взгляд бездушный задник, оживает и принимает в геймплее самое непосредственное участие. Всё это порой выливается в невероятные моменты, которые запомнятся надолго.

    В игре присутствует огромное количество локаций, как боевых, так и мирных. Лицезреть их огромное удовольствие, ибо всё в игре взаимосвязано. Большинство уровней сделано на отлично, что не даёт заскучать, на протяжении всей игры. У игры есть душа, а ощущается она буквально везде. Всё это производит огромное впечатление и заставляет вслушиваться в каждую строчку диалога, исследовать каждый закоулок и не упускать возможности погрузиться в этот мир.

    Музыка

    Музыка в этой игре потрясающая. Она задаёт тон всей игре и звучит непрерывно, до самых титров. Каждый важный эпизод, сопровождается отличной музыкой. Очень сложно остаться равнодушным к игре, когда до игрока доносится воистину отличный саундтрек.

    Mass Effect 3

    Жанр action-RPG
    Разработчик BioWare
    Издатель EA
    Сайт masseffect.bioware.com

    Оценка

    Сюжет; импорт событий предыдущих частей; масштабность происходящего

    Игра еще больше приблизилась к шутерам от третьего лица, очень неоднозначная концовка, плохая реализация фетч-миссий

    Достойное завершение лучшей космической саги последнего времени

    Mass Effect, вне всякого сомнения, одна из лучших игровых серий последних лет. Есть, конечно, критики и скептики, которые не согласятся с этим утверждением, но они будут всегда и никуда от них не деться. Причем запоминается игра совсем не уникальным геймплеем или сногсшибательной графикой – серия никогда не была сильна в этих категориях. На первые места Mass Effect выводят сюжет, великолепные напарники коммандера Шеппарда и отличная проработка игрового мира. В игре всегда было чем заняться помимо прохождения основной сюжетной линии и порой побочные квесты оказывались чуть ли не интереснее главного задания. Напарники же были настолько живыми и настоящими, что потеря кого-то из них воспринималась как личная трагедия. По ним действительно скучали и, встретив в следующей части игры, радовались как родным. Именно взаимодействие с ними, их истории и превращали Mass Effect из шутера от третьего лица с элементами RPG в настоящую Ролевую игру с большой буквы. Поэтому неудивительно, что заключительную часть трилогии так ждали.

    Жнецы атаковали Землю 7 марта, и коммандеру Шеппарду, пребывающему под домашним арестом за сотрудничество с Цербером, снова пришлось предстать перед советом Альянса. Кому же еще спасать мир, как не опальному герою галактики? Но на этот раз не все так просто — цикл в 50000 лет, отпущенный технологически развитым органическим цивилизациям, подошел к концу, и жнецы пришли уничтожить их. Все до единой. Так что застоявшаяся Нормандия покидает доки и начинается миссия по спасению всего живого. Только Шеппард может привести к Земле флот, равных которому еще не было, только с его помощью может быть построен Горн, сверх-оружие, способное, по легендам, уничтожить Жнецов раз и навсегда. Только бравый коммандер способен организовать достойную оборону Цитадели и разрешить конфликты враждующих рас.

    Тут, правда, мы сталкиваемся с первым из минусов заключительной части трилогии — непробиваемой тупостью большей части населения известной части вселенной. Даже перед лицом неминуемого уничтожения все эти виды неспособны отложить свои разногласия хотя бы на время и дать отпор врагу. Шеппарду приходится метаться от планеты к планете и заниматься порой до невозможного мелкими конфликтами, в то время как жнецы уверенно захватывают систему за системой и опустошают одну планету за другой. Причем мы говорим не только о фетч-квестах (а найди-ка, дорогой коммандер, останки динозавра, чтобы мы могли его клонировать и выдать кроганам в качестве ездовых животных) но и об основной сюжетной линии. К примеру, турианцы не присоединятся к объединенному галактическому флоту и не полетят спасать Землю, пока не защитят родной мир, для чего им нужны кроганы, а те не станут помогать пока не будет излечен генофаг. Да вас завтра всех вместе переработают на компост, если вы не объедините усилия! Но нет, апокалипсис подождет.

    Встречаются такие моменты не слишком часто, но все же чаще, чем хотелось бы. В остальном, впрочем, претензий к сюжету практически нет.

    Mass Effect 3 поддерживает импорт сохранений, и последствия каждого вашего действия в прошлом самым непосредственным образом отражаются на текущем положении дел. В игре собраны буквально все основные персонажи, которых вы встречали на протяжении предыдущих двух частей, и очень много второстепенных. Вы постоянно будете натыкаться на знакомые лица, получать электронную почту или подслушивать разговоры, из которых становится ясна судьба того или иного персонажа. Тут BioWare проделали воистину титаническую работу.

    В духе предыдущих частей, Шеппард то и дело оказывается перед весьма непростой моральной дилеммой, и выбор на этот раз делать еще сложнее. Жизнь любимых напарников теперь напрямую зависит не только от ваших действий, но даже от случайной фразы, которую вы обронили несколько часов назад. И когда вы узнаете, к чему она привела, менять что-либо уже слишком поздно. В целом атмосфера в игре царит весьма и весьма печальная, герои постоянно сталкиваются с предательством, дезертирством, погибают близкие люди и просто хорошие знакомые. Кто-то замыкается в себе, другие ищут разрядку на дне бутылки. Как бы вы ни старались, спасти всех невозможно. Мемориальная плита, установленная на борту Нормандии SR2, будет пополняться новыми именами. Редкие моменты просветления здесь напоминают скорее затишье перед бурей.

    Несколько иная ситуация с боями. Шутерная часть, которая и так доминировала во второй части, здесь возведена практически в абсолют, а ролевая система уже даже не в зачаточной стадии. Заключается она в наличии столь любимой в канадской студии шкалы добрый/злой и паре десятков умений на все классы. Сводятся они в основном к выбору, с помощью чего именно вы будете уничтожать врагов на очередной арене. Немного изменили систему вооружения – теперь мы можем использовать все оружие, однако разработчики ввели ограничение по количеству доступных слотов. Перегруженные оружием персонажи получают пенальти к скорости восстановления умений, вплоть до замедления на 200%. Видов оружия не слишком много, но его можно модифицировать, изменяя характеристики и внешний вид. Новых комплектов доспехов лично я не встретил. Сами бои напоминают Gears of War, с фирменными приседаниями за укрытиями, перекатами и быстрыми перебежками, а все сражения, включая бои с боссами, проходят по накатанной схеме – вышли на условную арену, перебили неприятеля, возможно, пережили один-два вражеских респауна, и отправились дальше, на следующую арену. Обойти врага без боя нам не дают. Однако не стоит расстраиваться, на деле сражения гораздо веселее, чем на словах.

    Во второй части разработчики упростили побочные задания, убрав покатушки на Мако и дав нам взамен радар с развед-модулем для автоматического сбора ресурсов с поверхности планет. Он перекочевал и в третью часть и используется при выполнении фетч-миссий. Прохаживаясь по Цитадели, вас или напрямую просят достать что-то важное, или же вы получаете задание автоматически, просто подслушав нужный разговор. Найти требуемую вещь не слишком сложно, даже учитывая тот факт, что частое использование сканера в одной звездной системе обязательно привлекает внимание жнецов, делая последующие посещения этого сектора более чем проблематичными. А вот найти, кому именно на Цитадели нужно сообщить о находке, задача не из простых, и Шеппарда можно частенько застать носящимся по столице Альянся в поисках какого-то волуса или турианца, которых он раньше и в глаза не видел – на карте-то эти персонажи никак не отмечены, а в квесте их местоположение обозначено довольно туманно.

    Для чего выполнять побочные задания? Для накопления так называемых очков EMS (военной мощи флота Альянса). От их количества и от процента готовности звездных систем к войне, по идее, должна зависеть концовка игры. Но только если во второй части большее количество побочных квестов и выполненные миссии на лояльность были залогом хорошей концовки, то в Mass Effect 3, как показывает практика, гриндить квесты и набивать в мультиплеере стопроцентную боеготовность звездных систем после определенной отметки уже не имеет значения – на концовку это не повлияет никак.

    Кстати, о многопользовательской части. Сначала у меня сложилось впечатление, что добавлена она была исключительно для галочки, да еще и несколько возмущал тот факт, что, привязав мультиплеер к прогрессу в однопользовательской игре, нас практически насильно заставляли в него играть. Всего один тип игрового режима (выживание на арене) и однообразные карты еще больше убеждали меня в этом мнении, но все поменялось, как только я прокачал своего персонажа и, открыв более мощное оружие, перешел на второй из трех доступных уровней сложности. Мультиплеер засиял новыми красками, как только побеждать врагов с гиканьем и пробежками по всей карте с ружьем наперевес оказалось невозможно. Естественно, хорошие результаты возможны только при слаженной работе команды, и пройти испытание в одного-два игрока больше не выйдет.

    Ролевая система в мультиплеере еще более упрощена, навыков у персонажей совсем не много, зато они уникальны не только у разных классов, но и у представителей разных рас, принадлежащих к одному классу. К примеру, стиль игры за адепта дрелла сильно отличается от игры за адепта азари.

    Особенно хочу отметить отличную находку разработчиков – комплекты плюшек, которые можно покупать за заработанную в бою валюту. На выбор изначально предлагаются три различных комплекта, позже добавляется еще один бонусный сундучок. Внутри сундуков можно обнаружить оружие различного вида, одноразовые бонусы для использования в бою, улучшения или карты персонажей. Чем дороже сундук, тем больше шансов заполучить редкое оружие или персонажа. Сам процесс оказался очень волнующим и захватывал не меньше вскрытия бустеров MTG.

    Еще до выхода Mass Effect 3 оказался в центре громкого скандала – игроки были возмущены вырезанным из игры эпизодом с последним выжившим протеанином, который мало того что являлся новым спутником Шеппарда, так еще и раскрывал некоторые сюжетные моменты. Получить доступ к этому контенту можно было либо купив DLC, либо приобретя расширенное издание игры. Я не могу сказать, что «протеанские хроники» кардинально меняют понимание происходящего, однако с ними явно лучше, чем без них, несмотря на всю пресность Явика как персонажа.

    И не успел затихнуть шум вокруг DLC, как новый скандал разгорелся с еще большей силой. Предложенные варианты концовки не устроили многих игроков, по последним данным более сорока пяти тысяч игроков в социальной сети BioWare выразили недовольство окончанием трилогии и требуют от разработчика пересмотреть этот момент.
    Концовка действительно очень спорная и не слишком хорошо вяжется с тем, чем мы занимались на протяжении последних пяти лет, но, несмотря на это и на некоторую однообразность боев, на игру обязательно следует обратить внимание, и если вы еще не успели познакомиться с этой космической сагой, самое время это сделать, необычайно сильные эмоции вам гарантированы.






    В коридорах и комнатах офиса BioWare пустовато. Пустует примерно половина столов, но на самом деле именно сейчас здесь кипит работа над третьей частью важнейшей игровой космооперы 2000-х, Mass Effect. Капитан Шепард, успевший за четыре года многое пережить и даже один раз умереть, снова бросает вызов Жнецам, разумным машинам, чей репродуктивный цикл включает периодическое уничтожение всей разумной жизни в Галактике.

    На смерть Галактики
    «Вот она! - провозглашает исполнительный продюсер Mass Effect 3 Кейси Хадсон - Та самая галактическая война, к которой мы готовились целых две игры!» Его энтузиазм вполне можно понять. Начавшись в 2000 году как эксперимент BioWare на ниве научной фантастики и экшен-ориентированных ролевых игр. Mass Effect стала одним из главных субкультурных маяков, монументальным сериалом, сравнимым по масштабности со «Звездными войнами» и Battle- star Galactica. И вот наконец со­всем близок момент, когда сойдутся вместе все сюжетные линии, на все вопросы будут даны ответы и мы узнаем, чем все это кончится. При этом даже сотрудники BioWare не отрицают, что вряд ли франчайз затухнет после выхода Mass Effect 3, но уже сейчас понятно, что на первые три игры фанаты налепят заслуженный ярлык «классической трилогии» и все грядущие продолжения и ответвления станут сравнивать именно с этим эталоном.

    Третья Mass Effect начинается почти сразу после второй - времени по внутренней хронологии игры проходит совсем немного, - но родную Галактику не узнать. Жнецы, очнувшись от долгой спячки, вернулись, чтобы выжать Млечный Путь досуха, уничтожить все живое, настрогать новых разумных машин и вернуться в свое логово - дожидаться следующего пиршества. Нам специально (впервые!) показывают Землю: белоснежные башни устремлены к небу, под облаками явно виден оживленный воздушный трафик, внизу плещется лазурная вода. В нашем времени примерно здесь стоит Ванкувер. Вдруг кадр меняется - на экране то же самое, но после появления Жнецов. Башни частично разрушены, небо затянуто черным дымом от пожаров, летающие машины как ветром сдуло. Добро пожаловать в ад. И это не преувеличение. Сам Кейси начинает презентацию со слов: «В первой игре герою приходилось идти на личные жертвы, во второй - жертвовать командой, а в третьей его действия и решения могут спасти или уничтожить целые цивилизации». История, как видите предстоит жутковатая.


    Жну руку
    По понятным причинам, настоящими звездами Mass Effect 3 обещают стать сами Жнецы. Мы так долго ждали их появления, что со стороны BioWare было бы просто глупо не использовать этот момент для того, чтобы поближе познакомить вас с главным врагом. Они и используют - на сто процентов. Начать можно хотя бы с того, что в завершающей части трилогии будет гораздо больше разновидностей Жнецов. До сих пор они представлялись нам как гигантские (два километра в высоту) разумные корабли, но этим, оказывается, дело не ограничивается. Дерек Уотте, арт-директор Mass Effect 3 , рассказывает, что Жнецы «обращают» другие расы, превращая их в чудовищных мутантов. Перед нами проходит череда действительно крайне неприятных изображений. «Вот тут у нас, например, бывший батарианец», в голосе Дерека появляются лекторские нотки, а в застывшем на экране живом кошмаре действительно проступают черты давно знакомой расы. Следующий экспонат напоминает уже турианца, вот только слишком массивен. «Понимаете,объясняет главный художник по персонажам Район Суонсон, у Жнецов очень продвинутые технологии, поэтому они в случае необходимости могут из частей разных живых существ составить одно целое. В этом случае одним из «доноров» действительно был турианец». В какой-то момент нам с гордостью демонстрируют огромного, но далеко не такого циклопического, как Сюзерен из Mass Effect или Вестник из Mass Effect 2, наземного Жнеца. Дерек Уотте между делом заявляет, что дизайн этой боевой машины ему навеяли фотографии какого-то жука, «только вот название, черт побери, забыл».
    Насекомые черты в обводах исполина действительно заметны невооруженным глазом - четыре паучьи лапы, массивное тело, сзади как бы вздернутое вверх. Такое ощущение, что тварь готовится к прыжку. Авторы обещают, что изучить повадки всех видов Жнецов Шепарду (следовательно, и вам тоже) придется на практике - в планах в том числе схватки с гигантскими врагами, хотя поначалу не очень понятно, как именно бравый капитан планирует уронить махину ростом с высотный дом. Впрочем, разработчики не стесняются делать намеки. Например показывают черновик сюжетного ролика, в котором герой сталкивает лбами Жнецапаука и гигантского червя.


    Не зевай
    Помимо прочего, Кейси очень много рассказывает о том, какие изменения были внесены в боевую систему. Нечто похожее мы слышали в прошлом году о Dragon Age 2, но стоит копнуть чуть глубже, как выяснится, что подход к делу у двух команд диаметрально противоположный. По словам Кейси, одна из задач его сотрудников - сделать Mass Effect 3 еще более качественным шутером. Для этого разработчики, например, улучшили искусственный интеллект противников. Сам Кейси описывает это так: «Раньше противники Шепарда управлялись одними и теми же алгоритмами. Теперь у каждого врага в бою будет своя тактика и четко обозначенная роль». Он рассказывает, что противники будут сражаться вместе, координировать действия между собой, лечить и чинить друг друга.
    Еще одно нововведение BioWare позаимствовали в Dead Space. Называется оно Gore System и замечательно в первую очередь тем, что позволяет буквально разрывать врагов на кусочки: отстрелить руку, зажавшую оружие, лишить супостата ног и, соответственно, мобильности. У разных противников будут разные уязвимые точки, выявление и грамотное использование которых, судя по всему, станет одной из основ геймплея Mass Effect 3 . Но главная неожиданность в другом. Вопреки индустриальным трендам, вопреки десяткам студий, которые стараются сделать свои игры максимально дружелюбными, BioWare с помощью этих и других изменений собирается не понизить, а повысить уровень сложности Mass Effect 3 . «Ну, а чтобы более сложная игра была все такой же увлекательной, нужно расширить арсенал приемов, доступных игроку», - улыбается Кейси.


    В первую очередь речь идет о самом Шепарде. То немногое время, которое оставалось у капитана до полномасштабного вторжения, он использовал, что­бы немного подучиться боевой акробатике. Мы, конечно, не говорим об уровне Bayonetta или Devil May Cry, но в целом герой действительно должен стать более ловким. Шепард научится кувыркам и отскокам, сможет на ходу перепрыгивать через укрытия и даже немножко карабкаться. «Это, добавляет Кейси, - позволит нам сделать локации Mass Effect 3 чем-то большим, чем просто серией комнат со специально расставленными укрытиями. Это будет самое настоящее трехмерное поле боя!»
    Когда дело доходит наконец до демонстрации живого геймплея, выясняется, что выглядит все это чуть менее завораживающе, чем можно заключить из рассказов. В частности, «карабкаться» приходится в основном по лестницам. Но это скорее придирки - в конце концов. Mass Effect 3 в принципе посвящена другим вещам. Главное - повысившаяся мобильность Шепарда действительно делает схватки более динамичными. Да и враги стали как минимум более агрессивными, так что пользоваться новыми приемами придется постоянно. Ну а специально для случаев, когда отступать уже некуда, обойма опустела, а отбиваться надо, разработчики подарили каждому классу персонажей собственную атаку ближнего боя.


    Как следует из рассказов Кейси, не забывают авторы и о ролевых корнях сериала. Правда, единственным приведенным примером стала новая система кастомизации оружия. Она отдаленно напоминает аналогичную систему из Crysis 2, только модификация происходит не на ходу, а на специальных верстаках. Улучшения для оружия можно не только покупать у торговцев, но и добывать в бою - нам обещают, что в Mass Effect 3 будет гораздо больше разнообразного лута, который можно будет применить с пользой для себя. Об остальном рассказывают телеграфно: «Цербер» из главного союзника снова превратится во врага, вернутся многие члены первой команды (в частности, Лиара и Эшли/Кейдан), а сама команда станет меньше. Отдельно останавливаются разве что на графических улучшениях. В частности, Дерек не без зазнайства рассказывает, что «раньше у нас никак не получались волосы, но вот теперь-то!..», и тут же демонстрирует скриншот с новой версией Эшли - как раз с длинной прической, под Миранду. Выглядит действительно неплохо. В игре также заявлена новая система симуляции различных материалов, а также улучшенная система «цифровых актеров».


    Но все это конечно же, прах и тлен перед лицом главного факта: совсем скоро подойдет к концу одна из главных эпических историй игровой индустрии. Не знаем, что последует за ней, какие новые ходы придумают разработчики, куда забросят нас и с кем заставят сражаться, да это и неважно. Куда важнее дру гое - создатели Mass Effect 3 очень четко понимают, что нравится их поклонникам, и кажется. собираются подарить им как раз то, чего они ждут: эпическую экшен-RPG космических масштабов и космической же увлекательности. Пока, правда, не анонсирована даже официальная дата выпуска игры, но вряд ли BioWare и Electronic Arts станут тянуть кота за хвост, а значит, самым логичным моментом для релиза Mass Effect 3 будет эта осень. Ждать осталось не так уж и долго.