Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Молитвы на страстной неделе. Страстная седмица. практические рекомендации. как достойно провести эти дни. В дни Страстной недели будьте в храме

Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.

Соучаствуя в страданиях Спасителя, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т. д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу – в багряных – бордовых, цвета крови – в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных стекаться от высочайшего и священного Божественного праздника ваий на Божественный праздник честнóго, спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный характер.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается по мере нужды освящение святого мира. Освящению мира предшествует приготовление его (чин мироварения), начинающееся в Великий понедельник и сопрождаемое чтением Святого Евангелия, положенными молитвословиями и песнопениями.

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрене Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении ее в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений – на пасхальной заутрени.

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прослáвися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Гóспода пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни΄, Боже, суди΄ земли΄».

Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается Евангелие от Матфея, зач. 115. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человéча». Великий вход совершается около Плащаницы. Вместо «О тебе радуется» – ирмос 9-й песни канона Великой субботы «Не рыдай Менé, Мати». Причастен – «Востá, яко спя, Господь и воскрéсе, спасáяй нас». Заамвонная молитва читается за Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии святого Василия Великого. По отпусте литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина. Этот обряд напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения, Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином.

Страстная неделя перед Пасхой в 2017 году продолжается с 10 по 16 апреля. В этот период особое внимание стоит уделить своему духовному состоянию и посвятить время молитвам.

Истинная вера поможет душе каждого освободиться от негативаи впустить в сердце Господа.

Молитва в Великий понедельник



«Господи Иисусе! Душой и сердцем всегда с Тобой каждый грешный на этой Земле. Возмолимся Тебе, вспоминая жертву Твою для всего рода человеческого. Милостью Твоей да обретем душевный покой, избавимся от демонов, нас с верного пути совращающих. Житие наше грешное, но Тобой управляемое, избавится от темноты и непросветленности. Аминь».

Молитва в Великий вторник

«Источник жизней наших, Господи! Услышь молитвы мои, к Тебе обращенные. Очисть меня от согрешений, спаси меня от помыслов нечистого. Источник жизни своей нашел я в молитвах к Тебе, Господи. Покаянно и смиренно прошу простить меня за свои поступки неблагочестивые, взываю к Святой Троице о защите и покровительстве надо мной. Аминь».

Молитва в Великую среду

«Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние. Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский. Озарит светом небесным путь во тьме, да проведет нас путем безгреховным. Аминь».

Молитва в Великий четверг

«Слава Тебе, Господи! Помяни меня, грешного, в Царстве Твоем. Не позволь проискам нечистого поведать тайны и секреты Твои, запри на замок уста мои дерзновенные. Дай насладиться светом, с Небес исходящим, проникнуться мудростью в веках и научить сыновей и дочерей своих жить в праведности и безгреховности. Аминь».

Молитва в Великую пятницу

«Молитвой праведною да смирением христианским молю Тебя, Господи. Благослови меня на дела безгрешные, дай сил бороться с проявлениями негативными, не винить обидчиков своих и ставить их наказание на Волю Твою. Праведными молитвами воскрешаю Тебя ежедневно, молю за весь род людской, даруй нам всепрощение. Аминь».

Молитва в Великую Субботу



«Слава Господу нашему за Крест, за смерть Христа, за Воскресение Святое. Нет больше преград душе праведной, ибо смерть - лишь сон и упокоение. Помолимся же за души наши, за мир на Земле грешной, против козней дьявольских. Да не оставит нас Господь в наших метаниях, укажет дланью путь чрез темноту да к свету Божьему. Благослови нас, Господи. Аминь».
Завершает Страстную неделю Светлая Пасха, праздник Воскресения Христова. В этот день православные христиане радуются этому событию, прославляют Господа и приветствуют друг друга словами: «Иисусе Воскресе! Воистину Воскресе!».
Молитвы и обращение к Небесам каждый день дают нам великую силу противостоять негативу, что окружает нас. С их помощью мы просим прощения и благословения, защищаем себя от болезней и робости, помогаем детям нашим.

Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мф. 21, 22

Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.

В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, - говорится в Синаксаре, - есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников - иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров - гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом - Своею живоносною плотию».

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает . Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».

«Закон Божий», издательство «Новая книга»

Песнопения из службы в понедельник Великого Поста

Тропарь

Стихира

Светилен

Евангелие от Матфея

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и, ничего не нашедши на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились, и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: если будете иметь веру, и не усумнитесь; не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись, и ввергнись в море, - будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Мф. 21, 18-22

Священное Писание и его толкование

  • Протоиерей Александр Шаргунов .

Проповеди

  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . . Проповедь в Великий Понедельник

Богослужение

Иконография

  • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

Вопросы священнику

  • Иеромонах Иов (Гумеров) .

Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..

Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, - как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…

И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного. Никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы,.. Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.

И вот, когда вспоминаешь это, - разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.

Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы - мы - ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события - потому что это события, а не воспоминание - пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, - и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Великий пост предшествует празднику Пасхи — в 2019 году христиане празднуют Светлое Воскресение Христово 28 апреля.

Смысл поста — не просто отказ от мясо-молочной пищи, это самоограничение, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни. Но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.

Пост дает возможность о многом подумать и многое духовно переосмыслить. Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце и понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он нас призывает.

Но пост без молитвы — не пост, а просто диета. Во время поста в первую очередь нужно заботиться об очищении души и помыслов, а для этого необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы все семь недель Великого поста.

Молитва в Великий пост

Молитве в Великий пост следует уделить больше времени, чем обычно. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну — краткую и емкую молитву Святого Ефрема Сирина.

Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста.

© Sputnik / STRINGER

"Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

В кратких строках молитвы Святого Ефрема запечатлен весть путь духовного совершенствования человека, в которых люди просят помощи у Бога в борьбе со своими пороками — унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просят увенчать их венцом всех добродетелей — смирением, терпением и любовью.

Утренние молитвы

Молитва мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному". (Поклон). Согласно Евангелью от Луки, это покаянная молитва, которую произносил мытарь в притче о мытаре и фарисее. В этой притче Христос приводил молитву мытаря как образец покаяния и прошения милости Божией.

Молитва предначинательная: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех Святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Трисвятое: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Молитва к Пресвятой Троице: "Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Молитва Господня: "Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь". Эту молитву можно читать в любое время, в том числе и перед едой и вечером.

Вечерние молитвы

Молитва к Богу Отцу: "Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь".

Молитва ко Святому Ангелу хранителю: "Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия ротивнаго ми врага избави мя, да ни в коем же гресе рогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и не достойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа мого Иисуса Христа и всех святых. Аминь".

А прямо перед сном следует произнеси: "В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь".

О покаянии

Один из величайших Святых, преподобный Макарий Египетский говорил, если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: "Боже, очисти меня грешного, яко николиже (то есть никогда) сотворих благое пред тобою".

Произносить молитвы можно не только во время богослужений или дома — утром и вечером. Миряне могут молиться в любое время — при возникновении негативных и грешных помыслов. Короткая молитва позволит духовно очиститься и настроиться на позитивный лад.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Боже, Боже мой! Дай сердцу моему неведения страстей и вознеси око мое над безумием мира, пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им и даруй жалости мне к гонящим меня. Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой, и прямая душа улучит её, судьба же её от лица Твоего исходит и нет умаления блаженства ея. Господи, Иисусе Христе, Боже мой, прямы сотвори пути мои на земле.

Священнослужители советуют за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия, так как трудно быть христианином, не зная Святое Писание. Рекомендуется читать Писание каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться, а после чтения поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.
Время Великого поста дается специально Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхальных праздников.

Материал подготовлен на основе открытых источников

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Господи Иисусе, Царь царей, сегодня я вновь пою Тебе осанну и величаю Тебя Царем сердца моего. Войди и властвуй безраздельно надо мною, над моим телом, сердцем, умом и душою. Сегодня, когда тысячи и десятки тысяч людей клянутся быть верными Тебе до самой смерти, провозглашая, что у них нет иного Спасителя, позволь и мне присоединиться к этому сонму верных, осознав глубину и тяжесть своего греха, а также богатство искупления, приобретенного Тобою.

Исповедуюсь, милосердный Спаситель, в том, что не был верен Тебе так, как Ты был верен мне. Мои мысли были заняты другими вещами в большей степени, нежели Тобою. Умилосердись надо мною и прости мне прегрешения мои. Окропи меня кровью Твоею и омой меня от скверны греха моего. Укрепи сердце мое уверенностью в том, что Ты усыновил меня, и преображай меня по образу Твоему через ежедневное обновление Крещения. Сохрани меня в вере до конца дней моих, чтобы мне быть с Тобою во славе во веки веков. Услышь мой вопль, Царь сердца моего и Спаситель души моей. Аминь.

ПОНЕДЕЛЬНИК СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ

Дорогой Спаситель, Агнец Божий, закланный за грешных, прости мне милосердно все грехи мои и облеки меня Своею любовью. Я не боялся Тебя, не любил Тебя и не уповал на Тебя превыше всего. Исповедуюсь Тебе в этом, Господи. Любовь к жизни, соблазны нынешнего века, блеск успеха и благосклонность друзей влекли меня прочь от Тебя. Они владели моим сердцем. Господи, не позволь мне променять душу на преходящие сокровища нынешнего века. Если я целовал Тебя предательским поцелуем, Ты, Господи, даруй мне поцелуй прощения и вновь прими меня в объятья как Свое чадо. Смилуйся надо мною!

Защити меня от хитрости сатанинской, от мирских соблазнов и нечестия сердца моего. Ты мой самый надежный друг; держи меня, чтобы я не преткнулся и не упал. Охрани сердце мое, дабы любовь к золоту, жажда популярности и стремление добиться успеха не лишили меня спасения, которое Ты приобрел великой ценой Своей крови. Более же всего, милостивый Спаситель, не позволь мне отчаяться в Твоем милосердии, но всегда верить, что любовь Твоя беспредельна, как небо, и глубока, как океан. О Друг грешников, не позволь мне отпасть от Тебя. Удержи меня в благодати Твоей, пока я навсегда не войду в присутствие Твое, чтобы любить Тебя совершенной любовью во веки веков. Аминь.

ВТОРНИК СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ

Господи Иисусе, сострадательный Спаситель, ходатайствуй за меня в час испытаний. Ты знаешь мои слабости и недостатки; не могу сокрыть грехи мои от Тебя. Поддержи меня, милостивый Искупитель, чтобы я не отрекся от Тебя. О Господи, Ты знаешь, что я обещал быть верным Тебе, и все же я снова и снова грешил и оскорблял Тебя многими преступлениями и нарушенными обещаниями. Мне стыдно за себя. И все же я прихожу к Тебе, ибо нет другого Спасителя от греха. Я отрекался от Тебя, если не словом, то делами и поступками. Господи, призри на меня милостиво и прости мне все грехи. Я не всегда исповедовал Тебя перед миром и не всегда говорил ближним о надежде, живущей во мне. Милостивый Спаситель, по Своей великой любви прости меня. Не дай мне остаться во грехе. Загляни в сердце мое и побуди меня устыдиться себя самого и истинно раскаяться.

Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Я Твой. Помоги мне быть более верным, более преданным и более ревностным. В эту Страстную неделю помоги мне еще глубже осознать, как велика жертва, которая была необходима для моего искупления. Также, Господи, призри милостиво на всех заблудших, грешных, блудных детей Твоих, верни их к Себе и восстанови их в благодати Твоей. Привлеки всех нас к Себе Своей обуздывающей любовью и сохрани нас в стойкости, непоколебимости и истине. Услышь прошения и молитвы мои. Аминь.

СРЕДА СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ

Господи Иисусе, милостивый Спаситель, в эту святую неделю я прихожу к Тебе, чтобы размышлять о Твоей великой и дивной любви — любви, которая привела Тебя на крест, дабы изгладить мои грехи и примирить меня с Отцом Небесным. О Христе, даруй мне силу и благодать, чтобы мне распять свои греховные желания и заново посвятить себя Тебе, возлюбившему меня вечною любовью и принесшему мне спасение вечное. Я исповедую перед Тобой свои грехи. Их много, и все они Тебе известны. За каждый из них Ты претерпел муки креста и пролил Свою драгоценную кровь, чтобы очистить Меня и сделать угодным в очах Твоих. Не позволь мне прожить этот день в забвении о великой любви Твоей. Да не прилепится ко мне никакой грех вчерашний. Я прихожу в смирении, ища милости Твоей. Помоги мне каждый день радостно исполнять поручения и обязанности, к которым Ты призвал меня, исповедуя Тебя своим Господом и Спасителем и служа ближнему своему.

Да пробудят Твои страдания и смерть, проповедуемые ко спасению человечества, силою Святого Духа более глубокую любовь к Тебе во многих сердцах. Господи, помилуй меня и все грешное человечество, создай во мне и во всех ищущих Тебя сердце чистое, желания святые и любовь непреходящую. Услышь молитву мою, милостивый Искупитель. Аминь.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Вечный Спаситель мой, как сердцу моему выразить благодарность за любовь Твою? Как мне наилучшим образом служить Тебе, Возлюбившему меня и Отдавшему жизнь Свою за меня? Ты запечатлел на мне прощение всех грехов и предложил мне примирение и мир в Святом Таинстве, которое Ты установил в этот день. Ты обещал подавать мне в этом хлебе и этой чаше Свои тело и кровь во отпущение всех моих грехов. О чудо любви! О богатство божественной мудрости! В трепете и изумлении я размышляю над этим милосердным даром Твоим. Да сохранится во мне неизменная благодарность за это Святое Таинство, к которому Ты повелел мне приступать как к воспоминанию о смерти Твоей и напоминанию о Твоей искупительной любви. Да приступаю я к этом Святому Таинству достойно всякий раз, когда приближаюсь к алтарю Твоему.

О Спаситель, не изгони меня от лица Твоего. Да не останутся на мне грехи мои из-за нераскаянности сердца моего или по причине сомнений в Твоем Слове и Твоих обетованиях. Приведи меня в единство с Тобой и всеми святыми Твоими, когда я приступаю вместе с ними к этому Святому Таинству. Соделай меня Своим, и дай мне силы изменить свою греховную жизнь и ходить верно перед Тобою.

Сохрани в Церкви Твоей Святое Таинство, совершенное в этот священный день. Тысячи и десятки тысяч людей да обретут в нем уверенность в прощении, мир и спасение. Помоги мне и всему народу Твоему быть верными Твоему Слову и Твоим Таинствам, чтобы имя Твое прославлялось, воля Твоя совершалась, и чтобы мы однажды водворились в Царстве Твоем вечном навсегда. Аминь.

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА

О Христе, Агнец Божий, закланный за грех всего мира, с покаянным сердцем я прихожу к кресту Твоему, моля о милости и прощении. Грехи мои многие усугубили бремя Твоих страданий и пригвоздили Тебя к проклятому древу. Ради меня Ты вкусил мучения тьмы кромешной, чтобы я не погиб, но имел жизнь вечную. Смилуйся надо мною.

О Христе, Агнец Божий, облеки меня Своей любовью и прости мне все мои грехи. Смерть Твоя дает исцеление душе моей, покой разуму моему, чистоту сердцу моему. Если бы Ты помнил беззакония, я не смог бы прийти к Тебе, ибо руки мои нечисты, губы мои запятнаны, и сердце мое омрачено грехом. Но взирая на Тебя, истекающего кровью, презренного, оставленного, умирающего, пронзенного, я нахожу очищение и прощение.

О Христе, Агнец Божий, помоги мне все больше ненавидеть грех и порок, взирая на Твои страшные мучения. Сегодня мое благодарное сердценаходит надежду в Твоих словах, утешение в Твоих обетованиях и спасение в Твоем совершенном крестном труде, посредством которого Ты победил грех, сатану и смерть.

Господи, помилуй. Христе, помилуй. Господи, услышь молитву мою. Аминь.

ТИХАЯ СУББОТА

Небесный Отче, в молчании я склоняюсь перед гробом Сына Твоего, не знавшего греха, но ставшего грехом за нас. Ты позволил Ему умереть и обменять Его невиновность на нашу вину. Он пришел к нам с любовью, но был отвергнут из ненависти. Он учил нас послушанию, но люди восстали против Него.

Исповедую, что у этого гроба греха и смерти я стою перед великой тайной. Он был погребен, и мой грех и смерть моя запечатали двери гроба Его. Также верою познаю, что Умерший — Он же есть и Открывший великую тайну любви Твоей. Его гроб — это мой гроб. Он унес с собой в гроб мой грех и мою смерть, чтобы разрушить их власть надо мною.

Веруя в обещание Господа, что Он воскреснет в третий день, я не оплакиваю Его, но исповедую грех свой, который Он по воскресении оставит во гробе. Помилуй меня, Боже! Помилуй меня. Аминь.

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО