Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Народный святой – изображения преподобного Серафима Саровского. Блог арт-директора «Нескучного сада» Дмитрия Петрова. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела. Молитвы обращенные к Святому

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Святой преподобный Серафим Саровский был рожден в Курске обыкновенной семье купца под именем Прохор. Будучи ребенком, его родители занимались строительством городского храма и как раз в этот период с ним и случилось первое чудо, мальчик свалился с колокольни и при этом не получил ни одной царапины и с тех пор Прохора начало интересовать Святое чтение, а будучи 17-летним подростком он принял решение служить Господу.

А после родители определили своего сына в Киево-Печерскую Лавру, после которой он оказался в Саратовской пустыне, где впоследствии и получил свое имя. В этой статье Вы сможете узнать, в чем помогает Серафим Саровский, какое имеет значение образ, где находятся святыни и многое другое.

В чем помогает икона Серафима Саровского и ее значение

Следует отметить, что икона Умиление Серафима Саровского почитается не только у православных людей, но и также у католиков, ведь весь жизненный путь преподобного является действительно образцом стремления верующего к обретению духовного совершенства. Святой каждый день преодолевал различные трудности, лишения и соблазны закаляя дух свой с каждым разом все больше и больше.

Все существующие ныне списки Прохора действительно уникальны, так как это тот самый редкий случай в иконописной истории, когда чудотворный лик является идентичным его еще прижизненному обличию, от чего изображение приобретает существенную выразительность.

Эта твердость веры во Всевышнего, безграничная доброта полностью открывается верующему через написанный образ преподобного. Чтоб преклониться перед мощами и святыней православные люди приезжают со всей России и даже из-за зарубежья.

А накануне праздника в честь Святого в Старый Новый год, некоторые из паломников специально приезжают в собор чтобы вместе с жителями монастыря по канавке Богородицы пройти этой ночью крестным ходом с чтением богородичного правила, где свыше ста раз повторяется молебень «Богородице Дево, радуйся!».

Сами паломники убеждены в том, что такого рода служение осененное присутствием Святого придает необычайное чувство праздника.

Полезные статьи:

О чем просят Серафима Саровского:

  • Молят о прекращении душевных страданий и об обретении умиротворенности;
  • Также в молебне к образу взывают для восстановления гармонии между внешним и внутренним мирами, таким образом, находя в себе душевную устойчивость.
  • Святой проповедник поможет направить верующего на путь истинный, если тот заблудился и пошел неверной дорогой;
  • Православные люди также обращаются к лику
  • Молитвенное прошение может помочь справиться с отчаянием и гордыней;
  • Просят у чудотворного изображения и излечение от тяжелых недугов. Есть свидетельство того что Святой еще при жизни мог исцелять даже от смертельных болезней, а использовал для этого молитву и воду набранную из источника. Если взывать в молебне к преподобному Прохору, то в особенности он поможет при заболеваниях ног, внутренних органов и некоторых других проблемах. Само излечение совершается не только в физическом плане, но также и духовном;
  • Молодые девушки, которые искренне читают молитву, образ поможет создать прочные отношения, выйти замуж, изменить свою личную жизнь к лучшему, а тем, кто уже связан семейными узами поможет укреплению любви и отношений;
  • Помимо всего вышеперечисленного божественное изображение также способствует и продвижения в торговле и бизнесе, однако, только в тех случаях, когда заработанные средства, будут тратиться не только на себя любимого, но и выделяться на благотворительность и для поддержки близкого человека.

Когда проводится день памяти Святого

Празднование совершается несколько раз в год:

  • 15 января (2 января по старому стилю) – в честь дня преставления преподобного Прохора в 1833 г;
  • 1 августа (19 июля по старому стилю) – обретение нетленных мощей Серафима в день его рождения. Причем сами мощи были обретены несколько раз, в 1991 г. был второй раз, в СССР и также в день рождения Святого.

В каких храмах есть Чудотворные иконы Серафима Саровского

  • Нетленные мощи старца можно увидеть в монастыре Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском;
  • В Москве:
  • В Патриаршем монастыре Девеевского подворья также хранится часть мощей преподобного;
  • Мощи Святого Прохора можно увидеть в Новоспасском, Сретенском, Донском и во многих других монастырях;
  • А вот в Даниловом монастыре на хранении находятся не только часть мощей, но также и два списка с божественным ликом;
  • Чудотворное изображение вместе с частицами камня, на котором в своем тысячедневном стоянии молился Святой, а также частица одежд хранятся в центральном Елоховском Богоявленском кафедральном соборе;
  • В Кунцеве можно воззвать в молебне к образу в соборе, названном в честь Святого;
  • Святыня также есть еще в церкви в честь образа Богоматери «Всех Скорбящих».
  • В Санкт-Петербурге:
  • На Серафимовском кладбище в Старом Петергофе расположен собор Преподобного Серафима;
  • В Эстонии:
  • Преклониться перед божественным изображением можно и в Нарве в храме Воскресения Христова

Чудеса Серафима Саровского

Сын Людмилы вернулся из армии, но работу хорошую все никак не мог найти. Сам парень сильный и здоровый, а брали его только разве что продавцом или курьером, что для молодого человека никакой перспективы не сулило, да и стыдно как-то. У сына Людмила образования не было, но его всегда можно получить и заочно, главное что «руки золотые».

Женщина стала взывать в молитве к Святому, так как она всегда обращалась к этому образу при разных жизненных невзгодах, он то, как раз таки в свое время и помог Людмиле, когда она не могла долгое время забеременеть, он вымолил Ванечку. В этот раз мать решила тоже обратиться к лику попросить за сына, чтобы помог найти ему нормальную роботу. Спустя где-то неделю позвонил крестный Вани и сказал, что для него есть место на СТО;

У Виктории родилась доченька Даша, но, к сожалению не совсем здоровенькая, врачи поставили диагноз – врожденный порок сердца. Сами доктора говорили, что если до шестилетнего возраста у ребенка все не израстется, то нужно будет проводить сложную операцию. Вся семья ежедневно проводила в молитвах перед чудотворным изображением.

Мать Виктории специально съездила в Дивеево и привезла внучке священные на мощах сухарики и целебную воду из истока. В скором времени работа сердца девочки выровнялось и стало хорошо работать. Сейчас дочери Виктории уже 15 лет, она полностью излечилась, и ее сняли с учета, благодаря помощи чудотворного пророка.

Молитвы обращенные к Святому

Молитва на торговлю

«Уповаю на тебя, Саровский Серафим, и молю об успешной торговле. Пусть дело спорится, а торговля лепится. Аминь».

Креститесь и покидаете Храм, купив дополнительно еще 3 свечи и икону Серафима Саровского. Придя домой, зажигаете свечи, рядом ставите икону и с мольбой обращаетесь к святому Серафиму:

«Помоги мне, Саровский Серафим, наладить удачную торговлю. Не за ради наживы обращаюсь к тебе, а по причине скудных продаж. Ниспошли мне покупателя щедрого, сговорчивого и не вредного. Защити меня от разорения и от тщетного рвения. Да будет воля твоя. Аминь».

Существует еще одна молитва, также обращенная к святому. Только она помогает в том случае, если на Ваше дело навели злобную мысль:

«Обращаюсь к тебе, святой Серафим, и прошу отвести злую скверну. Как удача в торговле не клеится, так разорение скудное сеется. Не откажи мне в благодатной помощи и очисти меня от зависти подобных. Не наказывай их за порченное дело, но ниспошли мне удачу в торговых делах. Да будет воля твоя. Аминь».

Молитва об исцелении

«О, великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от горения славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утещения просящих. Проникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тебя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва о замужестве

«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь».

Храни Вас Господь!

В этом видео Вы сможете узнать больше об образе Святого Серафима Саровского:

Портрет Серафима Саровского у старушки.

В восьмидесятые годы я был хорошо знаком с ""Маросейскими"" старушками из общины о.Сергия Мечева. Поскольку в храме Николы в клениках распологался ЦК комсомола, то старушки перебрались в храм Ильи Обыденного на Остоженке. После литургии они обычно собирались на квартире Марии Владимировны Дриневич, жившей напротив храма, пили чай, делились церковными новостями, обсуждали семейные проблемы, предавались чтению житий святых или проповедей посвященнным наступившему церковному празднику. Как я уже упоминал это были еженедельные воскресные соборы на квартире святых старушек и старичков. Среди них была старушка, дочь профессора Прянишникова, памятник которому стоит рядом с Тимирязевской академией Зоя Дмитриевна Прянишникова. Когда я посетил ее на квартире, то увидел большой портрет Серафима Саровского, висящий на стене ее комнатки, (большие комнаты занимали дети и внуки.) Зоя Дмитриевна уверяла меня, что это прижизненный портрет преподобного, я не поверил. Зоя Дмитриевна обращала моё внимание на переписанную руку преподобного, которой он держал четки. Портрет был решен в черно-коричневых тонах, и на этом фоне лик на портрете светился перламутровым сиянием. Зоя Дмитриевна обь"ясняла, что если бы это была копия с другой картины, художник бы не изменял положение руки, а скопировал как есть. Я все равно не верил, но лик светился.
А как к Вам попал этот портрет? -спросил я?
Зоя Дмитриевна рассказала, что ее подруга ещё в довоенные годы в Москве, идя на работу в какое-то ""бумажное"" управление проходила антикварный магазин, и время от времени заходила в него. В этом магазине она и увидела портрет Серафима Саровского, выставленный как портрет неизвестного монаха кисти Репина.Под портретом была поставлена цена - две тысячи рублей. Таких денег у женщины не было, купить портрет она не могла, но каждый день заходила в магазин чтобы полюбоваться на него, и мысленно помолиться.
Через месяц цену портрета снизили до тысячи рублей. Женщина загорелась. У них с мужем была тысяча рублей на переезд в Ленинград, но она решила, что ни в какой Ленинград они не едут, а покупают портрет Серафима Саровского. Муж согласился с таким решением жены. Они приобрели портрет, женщина была счастлива. Преподобный был теперь у них дома.
А где-то через месяц в газетах были опубликованны результаты розыгрыша облигаций государственного займа. Женщина не обращала на газету внимания, поскольку приобретение облигаций было делом обязательным, а шансов на выигрышь никаких. Но зато этим озаботился ее начальник отдела. Сам он ничего не выиграл, но предложил женщине проверить ее облигацию.
- Пожалуйста, - ответила она, - но я знаю, что я все равно ничего не выиграю.
- А вот и выиграли! - ответил начальник, проверив таблицу, - и выиграли вы пятьсот рублей!
Женщина ахнула.
- А поскольку у вас ""двойная"" облигация, - продолжал начальник, - то выиграли вы не пятьсот рублей, а тысячу.
Женщина обомлела. Серафим Саровский вернул ей деньги за ""спасенный"" портрет.
На эту тысячу они переехали в Ленинград, но по какой-то причине подруга Зои Дмитриевны не смогла взять портрет с собою, и попросила ее временно подержать портрет у себя. Завещав в случае ее смерти передать портрет ее знакомому священнику. Священник был арестован. А в 1941 началась война, блокада Ленинграда.
Портрет Серафима Саровского так и висел в квартире Зои Дмитриевны.
После войны священника освободили из лагерей. Он устроился на работу лесным егерем или сторожем. Зоя Дмитриевна передала ему портрет. Но священника почти до смерти избили в лесу, опасаясь за судьбу портрета, он вернул его обратно Зое Дмитриевне.
А через несколько лет в Москву приехала сама хозяйка портрета. Когда Зоя Васильевна рассказала ей историю картины, она сказала - Этот портрет как-то прижился у Вас, пусть он у Вас и висит.
Зоя Дмитриевна была счастлива. К ним в квартиру приходили групками люди, знакомые и друзья специально помолиться на прижизненный портрет Преподобного. Портрет Зоя Дмитриевна завещала священнику о.Александру Куликову. В то время и в голову не могло придти, что о.Александр станет настоятелем храма свт. Николая на Маросейке.
Пока Зоя Дмитриевна рассказывала всю эту историю, из портрета в сердце меня все время толкала невидимая рука. Моё сердце отверзлось, отверзласть вечность и в самом портрете.
""Все, верю! - сказал я, и поделился с Зоей Дмитриевной своим переживанием.
Мы прочитали акафист Преподобному.
Странное видение ожидало меня, когда я вышел на улицу. Грехи людей как некая духовная порода, пластами поднимались до небес. Этой греховной породой было залеплено все - троллейбусы, люди, машины, деревья. Все заполнял собою грех. А внутри меня было переживание благодати.
Потом все стало обычным.

На приведенном фото другой, ""классический"" портрет.

В очерке о схмонахинях Серафима Кочетковой и Марии Буторовой, старицах Спасо-Влахернского монастыря, я привёл рассказ Зои Дмитриевны о посещении слепой схм. Марии подругой православной писательницей Надеждой Павлович. Монастырь уже был закрыт, электричество в храме не включали, было темно. Иконы тонули в полумраке. По окончании беседы схм. Мария сказала Надежде Павлович
- Поцелуй икону Божией Матери!
- Где? Где? - спрашивала Надежда. - Я здесь ничего не вижу!
- Зато я вижу. - ответила слепая схм. Мария, и подвела её к иконе. (Чудотворной Влахернской Божией Матери?)

) - иеромонах Саровского монастыря , один из наиболее почитаемых русских святых . Основатель и покровитель Дивеевской женской обители . Прославлен Российской церковью в по инициативе царя Николая II .

Правило преподобного Серафима Саровского

Это правило предназначено для мирян, не имеющих по разным причинам возможности совершить положенные молитвословия.
Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедовал им молитвенное правило, известное ныне
как «Правило преподобного Серафима».
Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий
должен читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, т. е. «Отче наш» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся» (трижды), и, наконец, «Символ веры» единожды. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь им дома или находясь в пути, должен читать тихо, про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если же вокруг люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй», и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить то же утреннее правило.
После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго», что продолжать до самой ночи.
Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго».
А ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило и после него с крестным знамением пусть засыпает.
При этом святой старец говорил, указывая на опыт святых отцов, что если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть до высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианина: первая - как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Пресвятой Девы, Матери Господа. А «Символ веры» заключает в себе все догматы Православной веры.
Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому невозможно выполнять и этого правила, то мудрый старец советовал выполнять это
правило и лежа, и на пути, и при деле, помня слова Писания:
«Всяк, ижеаще призовет имя Господне, спасется»
(Деян. 2, 21; Рим. 10,13)

Специально для «Фамильных ценностей» Федор Пирвиц, иконописец. Санкт-Петербург

Иконописцы любят изображать преподобного Серафима кормящим медведя, но этот сюжет типичен в ряду других святых. Гораздо показательней следующая сцена: однажды в поисках Преподобного сестра Ксения Кузминишна наткнулась на него, сидящего на сваленном древе....

Ранние и неизвестные иконы Серафима Саровского

Перед началом работы над иконой современный иконописец... нет, не постится 40 дней, а просматривает доступные ему изображения того святого, чей лик должен быть изображен на доске....
При современном развитии информационных технологий не проблема забить в строке «яндекса» СЕРАФИМ САРОВСКИЙ и получить сотни разных изображений. Проблемой является, извините за тавтологию, проблема выбора. В этом море изображений и СПАМа отличным навигационным подспорьем является наука Иконография, которая группирует изображения по различным иконографическим типам. Дело это нужное, но достаточно скучноватое (к тому же, нормальные иконописцы никогда не работают только по репродукциям, а стараются «вживую» соприкоснуться с творениями предшественников), поэтому мы попробуем на примере ранних и малоизвестных икон св. Серафима ответить на другой вопрос: какая из них является наиболее адекватным слепком с личности старца?

Для начала составим Сurriculum vitae, сокращенно CV (в переводе с лат. — «ход жизни») — краткое описание жизни и профессиональных навыков саровского старца. В этом нам поможет ресурс deisis.ru

Серафим, имя принятое при монашеском постриге, от евр. seraphim, «огненный ангел». В миру Прохор Исидорович Машнин. Наиболее почитаемый подвижник Нового времени в Русской Православной церкви. Сформулировал цель христианской жизни; приложил много усилий для распространения в России женского монашества. Русский. Родился в Ильинском приходе города Курска (ныне двор д. 13 по ул. Мажаевской), Россия. Мать, Агафья Фатеевна Завозгряева, происходила из потомственных посадских города Курска. Отец, Исидор Иванович Машнин, курский купец. Имел старшего брата Алексея и сестру Параскеву. Обладал высоким ростом, был строен, физически развит, однако после тяжёлых увечий, нанесённых ему в зрелом возрасте, сгорбился (см. ниже). Волосы светло-каштановые, густые; носил бороду. Имеются прижизненные изображения, в том числе на холсте маслом в Сергиево-Казанском кафедральном соборе города Курска. Два раза волосяной покров полностью сходил (после болезни в период послушничества и после нападения разбойников). Из особых примет на теле известны: шрам между лопатками (по словам о.Серафима, «за избавление души человеческой»); 12.09.1804 г. грабители из с. Кременки нанесли ему тяжкие увечья (проломлен череп, перебиты рёбра, разбита грудная клетки и др.); в последние годы открылись язвы на ногах, из которых текла сукровица. В браке не состоял. Образование получил церковно-домашнее. Занимался торговлей. 13.08.1786 пострижен в монашество в Саровской пустыне. В 1788 г. рукоположен в иеродиакона, 2.09.1793 посвящён в иеромонахи. Проходил различные стадии православной аскезы и послушаний: затворничество, столпничество, молчальничество, духовничество. Имел множество духовных чад. Исповедывал православную христианскую веру. Принадлежал к Греко-Российской Кафолической Церкви. Определённые черты религиозного быта Серафима имеют около-старообрядческие формы, хотя его высказывания о староверии носили критический характер. Никогда не был судим и не покидал пределы Российской Империи. Скончался в келье Саровской Успенской пустыни, Тамбовской епархии. Погребён в самолично выточенной дубовой колоде под алтарной стеной Успенского собора Саровской пустыни. После официальной канонизации в 1903 г., мощи преподобного Серафима помещены в кипарисовый гроб, вложенный в дубовый, а затем — в раку из белого мрамора. После закрытия монастыря конфискованы, след их потерян. Снова обретены в 1991 году и торжественно перенесены в Дивеевский женский монастырь.

НЕИЗВЕСТНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

Просматривая редкие и неизвеcтные изображения святого, исследователь знакомится и с письменными источниками, недавно опубликованными архивными записями. После прочтения этих документов получаешь некоторый инсайт: крутой пророческий замес Серафима, помноженный на женский коллектив Дивеева в условиях травли и гонений - совершенно непонятно как «упаковать» в сознании эту зажигательную смесь. До сих пор среди ученых не смолкают ожесточенные споры, так как существует несколько житий святого, не стыкующихся друг с другом, что немудрено - его образ выпадает из привычных схем, рождая веер интерпретаций.

Преподобный Серафим Саровский выпестовал новый тип духовности, отличный от суровости средневекового монашества и «Добротолюбия». Хорошо понимая специфику женской души, он старался не утомлять учениц, а вдохновлять их. Поощрял круглосуточное пребывание в храме, серьезно относился ко всем их снам, видениям и чудесным посещениям, в противовес господствовавшей в то время практике благословлял часто приобщаться, некоторым давал читать сложную аскетическую литературу. Св. Серафим неизменно поддерживал приподнятый настрой, чего было не легко добиться, ибо двенадцати девушкам не слишком-то весело с нуля возводить монастырь.

ОТ ПОРТРЕТА К ИКОНЕ

«Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы — люди, и люди-то грешные», — ответил некогда саровский старец на просьбу «списать» с него портрет. Уже спустя столетие интенсивно развивалась богатая традиция его иконографии, открытие и изучение которой сейчас только начинается. Задолго до официальной канонизации образ святого был запечатлен в самых разных материалах: живописи, гравюре, литографии, резьбе по дереву, на камне, но даже ранние образы преподобного Серафима, как правило, имеют иконописный характер.

В кельях саровского игумена сохранялись прижизненные портреты старца работы Д.Евстафьева и инока Иосифа (Серебрякова) — по-видимому, выпускника арзамасской художественной школы. Первый портрет был написан в начале XIX столетия, «когда старцу было около пятидесяти лет», второй — «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года.

Именно портрет Серебрякова стал излюбленным образцом для копирования, а затем — основой самого распространенного иконописного извода образа святого. Что известно об этом, скорее всего, утраченном изображении?

Самым ранним, вероятно, созданным еще во время преподобного, является список из частного собрания с надписью на обороте холста: «1829 года нарисовано Художникомъ В.Ф.Бихо..». Не только особенности стиля и иконографии, но и выражение лика старца, «со следами «иноческих подвигов», буквально соответствует описаниям. Список доносит до нас подлинные, характерные особенности лица святого, его взгляда. Портрет, заключенный в овал с перспективной рамкой, его теплый оливковый колорит типичны для живописи первой трети XIX века.

На образцах «серебряковской» иконографии можно проследить и разные пути «превращения» портрета в икону. Многие из них имеют нимб и надпись, дополнившие образ после Саровских торжеств 1903 года. В ХIX веке официально считалось, что почитать человека во святых можно только по епархиальной указке «сверху» — соответственно, первые хромолитографии с нимбом и надписью «преподобный» были пропущены цензурой и увидели свет только в 1902 году. Даже в Дивеево, где глубоко верили в святость основателя и молились ему, не дерзали открыто свидетельствовать об этом. Его портреты носили на крестных ходах вместе с иконами, перед одним из них, в келье игуменьи, горела лампада, от масла которой происходили исцеления. На портретах, картинах и литографиях дивеевского происхождения святой именуется «приснопамятным старцем», «иеромонахом» или просто «отцом Серафимом».

По мере распространения славы нового чудотворца по всей России, освящение во имя его храмов и приделов вызвали необходимость создания всё большего и большего количества икон. И вот за основу чисто иконописного образа опять был взят тот же «серебряковский» извод: поясное изображение святого вполоборота, в мантии и епитрахили, с поднятой к груди правой рукой. Именно так он наиболее часто писался на иконах, теперь уже на золотом фоне. Изменилась техника и приемы письма, но сохранилась иконография.


Вторая треть XIX века. Холст, масло. Скит прп. Сергия Радонежского Данилова мужского монастыря в Москве.

В одном из альбомов рисунков художника арзамасской школы В.Е.Раева под названием «Россия» имеются карандашные зарисовки вида Саровской пустыни и лесных мест уединения саровских подвижников («Пустынь схимника Марка», «В Саровском лесу»). В саровский цикл вставлен лист меньшего формата с наброском поясной фигуры преподобного Серафима — в белом балахоне и скуфье («Серафимъ Саровскiй Пустынножитель»). Это наиболее ранний, известный на сегодня образец данной иконографии. По штемпелю на бумаге лист датируется 1828 годом, временем жизни старца. Из воспоминаний Раева известно, что во время обучения он дважды, в конце 1820-х годов, бывал в Саровской пустыни, куда его вызвали написать портрет епархиального архиерея. Видел он и «самогó»: «Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные» — вспоминал Раев.

По-видимому, при жизни преподобного появились и его портреты в клобуке с полумантией, на пути в пустыньку, с суковатой палкой в руке — ростовые, поколенные, по плечо (оплечные). На одной из фотораспечаток конца XIX — начала XX века из частного собрания есть примечательная надпись: «Снимок с портрета преподобного отца Серафима Саровского Чудотворца, писанного в 1833 году Е.М.Журавлевой». При всем непрофессионализме рисунка, важно одно из свидетельств существования таких изображений в год преставления святого.


Фотoграфия портрета 1833 г. работы Е. М. Журавлевой. Конец XIX — начало ХХ века.

Также известен большой посмертный портрет, созданный саровскими иноками, висевший на стене кельи святого. На нем Серафим был представлен стоящим на дощатом полу, в белом балахоне и темной шапочке (скуфье), с поднятой благословляющей десницей и старообрядческими четками в левой руке, на его груди меднолитой крест, материнское благословение. Введение в образ мемориальных вещей, реликвий — характерная особенность иконописи этого времени.

Преподобный Серафим Саровский
1830-е годы. Холст, масло. Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь.

Несмотря на «неканоничный» тип одеяния, появились варианты полного перевода в икону и такого «келейного» извода. Один из них непосредственно связан с Царской семьей: складень-ларец для реликвий, из Александровского дворца Царского Села, созданный около 1903 года.

Складень-ларец для реликвий преподобного Серафима Саровского
Около 1903 г. Москва. Фирма Ф. Мишукова. Дерево, темпера, серебро, позолота, жемчуг, сапфиры, чеканка, эмаль. 37,7 х 10 х 4,3 см.

Младший современник преподобного Серафима, саровский послушник Иван Толстошеев, (впоследствии иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим, известный попытками подчинить себе Дивеевскую обитель после кончины старца) в монастыре овладел искусством живописи.

В первом издании «Сказаний о подвигах и событиях жизни старца Серафима...», составленных этим самым иеромонахом Иоасафом, упоминается, что старец благословил его растирать краски «для писания икон» на своем моленном камне: «...ныне же вместо меня это послушание исполняют сестры Дивеевской обители, которые, по благодати Божией и по молитвам и благословению отца Серафима, выучились самоучкою этому благодатному занятию, и теперь уже сами, к общему утешению всех, любящих Господа, украшают храм обительский произведениями своего художества, совершенствуясь в нем все более и более».

Справедливости ради стоит отметить, что эти сведения отца Иоасафа нуждаются в дополнительной проверке, так как известно, что сам преподобный Серафим проводил сущностное различие между монахинями-девами и монахинями, вступившими в общину после брака. Для этого он даже специально отделил дев от вдовиц. В супружеской жизни, пояснял старец, женщина часто приобретает специфическую настойчивость, упрямство, которая затрудняет ее духовное руководство. По этой причине он не благословлял девам увлекаться традиционными для женских монастырей ремеслами, требующими большой концентрации (шитьем, живописью и т.п.). Вместо этого дивеевским послушницам рекомендовались разведение цветов, садоводство и те из рукоделий, которые легче сочетать с внутренней молитвой и требуемым эмоциональным настроем. После смерти преподобного вдовы и девы были вновь «слиты» воедино и сделал это никто иной, как о. Иоасаф.

Иконописная мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря
Конец 1900-х годов. Фотография. Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь.

Благодаря петербургским связям о. Иоасафа, в 1850-е годы несколько сестер общины обучались «греческой иконописи и мозаическому искусству» в Санкт-Петербурге, где им покровительствовала великая княгиня Мария Николаевна, почетный президент Академии художеств. Дивеевские сестры копировали полотна, выполненные для Исаакиевского собора. Петербургская выучка послужила стимулом для создания в обители собственной живописной мастерской.

Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне
Середина XIX века. Саров — Дивеево (?). Камень, грунт, масло.

Первыми образцами творчества сестер, по-видимому, были изображения на осколках того самого моленного камня, на котором преподобный Серафим «боролся с бесами и победил их». Позднее в Дивееве писались иконы различных изводов Иисуса Христа, Богородицы, праздников и целые иконостасы, преимущественно маслом по золоту, изобильно украшенном гравировкой и орнаментом. В начале XX века существовали отдельные помещения для обучения рисунку, левкасной работы, чеканки по грунту и золочения, живописная и иконописная мастерские.

Пигменты, которыми писали сестры Серафимо-Дивеевского монастыря

Судя по многочисленности дошедших до нас произведений, излюбленным сюжетом мастерской вплоть до начала XX века являлся образ святого на пути в пустыньку, в разных вариантах. Обычно писали голубой фон, переходящий к горизонту в розовый, каменистый позем с травами, условные маленькие деревца, выполненные аккуратными и меткими движениями кисти. Типичная для XIX столетия «гладкопись» в света́х оживлялась пастозными мазками. Сестры особый вкус к белому цвету, чувствовали его светосилу. На холстах надписи и нимбы почти всегда выполняли разбеленной жёлтой.

Преподобный Серафим Саровский на пути в пустыньку
Последняя треть XIX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, масло.

К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.

В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. 21 сентября 1927 года — закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь. Одной из немногих дивеевских сестер, доживших до восстановления обители была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного.

Часть сруба кельи преподобного Серафима Саровского, с его изображением в келье
Вторая треть ХХ века. Монахиня Серафима (Булгакова). Дерево, масло. Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь.

МОЩИ

После закрытия монастыря мощи святого несколько десятков лет пролежали в Музее истории религии и атеизма. По рассказам сотрудников, это была простая картонная коробка с надписью СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. В 1991 году верующие добились выдачи и перезахоронения мощей.
Поэт Сергей Калугин вспоминает: «Как состоялось перенесение мощей Св.Серафима? Св.Серафим напророчил, что когда его обретут и понесут обратно, то будут «петь Пасху летом». Пасху летом сроду никто никогда не пел. Когда же мощи действительно переносили — то стояло именно лето. И народ, провожавший мощи, который знал о пророчестве, некоторое время благочестиво подождал — не донесётся ли откуда обещанное песнопение. Оно не донеслось. Что, в общем, неудивительно. И тогда все помялись, да грянули Пасхальные. Ибо.
В результате образовался такой причинно-следственный парадокс, что куда там Брэдбери. Народ пел, поскольку знал о пророчестве, да. Так, что вроде никакого чуда нет. Но пророчество-то сбылось! Значит — это было настоящее пророчество, а не тюлька какая--то! И чудо имело место!»

Остается только добавить, что пророк не прогнозирует будущее, а, скорее, заклинает его: «Будь!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иконописцы любят изображать преподобного Серафима кормящим медведя, но этот сюжет типичен в ряду других святых. Гораздо показательней следующая сцена: однажды в поисках Преподобного сестра Ксения Кузминишна наткнулась на него, сидящего на сваленном древе. Ксения подумала: «Что бы батюшка дал отдохнуть, как я устала...». Серафим поманил ее к себе и приказал сесть на кочку, а сам примостился ниже, склонивши голову ей на колени. Как вспоминает сестра, Серафим попросил поискать у него вшей. «А головка-то у него грязная, сколько земли, сору, так он и уснул».
Священник, старец, пророк, спящий на коленях у девушки-послушницы. А рядом - вывороченное вековое древо - пока никем не изображенное иконное клеймо.

Иконография прп. Серафима Саровского достаточно разнообразна для святого, прославленного не так давно. В начале ХX в. икон прп. Серафима Саровского было написано столько, что значительная часть их пережила годы революции, две войны и периоды гонений. Их сохранили музеи, а также верующие люди - почитатели преподобного. Много икон, мозаик и фресок создано в последние три десятилетия.

Икона, написанная с прижизненного портрета, с частицей мощей преподобного Серафима Саровского

Еще при жизни святого его кроткое и деятельное участие в судьбах всех, кто к нему обращался за помощью, стало настолько широко известно, что к преподобному потянулись люди со всех сторон Русской земли. «Новаго видящее тя избранника Божия, издалеча притекаху к тебе вернии… и сих, бедами отягченных, не отринул еси… даруя утешение» (икос 7). Этим словам акафиста вторят собственные слова старца: «Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его». Доброта, милосердие, смиренный характер великого чудотворца Серафима оказались глубоко созвучны русскому душевному складу, и это отразилось на создании его икон, на которых с любовью выписывался лик святого. Многие из этих образов, хотя и написаны в академической манере, передают художественными средствами тот дух (мирный, кроткий), который запечатлен в житии преподобного Серафима.

Несмотря на то, что иконография преподобного складывалась не больше полувека, в ней можно выделить несколько основных почитаемых изводов. Мы остановимся только на некоторых из них. Ряд икон и портретов прп. Серафима находится в Троице-Сергиевой лавре. На портрете преподобного 1860–1870 гг., хранящемся в ЦАКе (№ 5015, здесь и далее номера по электронному каталогу ЦАК), святой изображен с руками, сложенными на груди. Этот образ восходит к несохранившемуся прижизненному портрету прп. Серафима художника Д.Евстафьева.

Старец на этом портрете моложе, чем на привычных изображениях, у него худое лицо, гладкие, слегка зачесанные назад волосы и такая же струящаяся, как и волосы, борода. Обращает на себя внимание спокойный, самоуглубленный взгляд серых глаз. При взгляде на это произведение художника понятно не только то, как портреты превращались после прославления в иконы, но и как они подготовили будущее стилистическое разнообразие образов - являя разные грани облика преподобного.

Основной моленный образ святого Серафима возник на основе другого прижизненного портрета. Эта работа связана с именем инока Иосифа (Серебрякова) - по-видимому, выпускника арзамасской художественной школы. Портрет он создал «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года. Согласно раннему описанию картины, изображение было на оливковом фоне «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Таин. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».

Преподобный Серафим Саровский 1829-1830-е годы. Художник В. Ф. Бихов. Холст, масло.

Вторая треть XIX века. Холст, масло. Скит прп. Сергия Радонежского Данилова мужского монастыря в Москве. За основу взят «серебряковский» извод

Обратимся теперь к некоторым изображениям преподобного, находящимся в храмах Московской епархии в наши дни. Образы, написанные вскоре после 1903 г. - года прославления святого, - сохраняются, как правило, в церквах старой постройки и, конечно, не обязательно посвященных прп. Серафиму. В епархии ныне действует 13 храмов, посвященных преподобному, и еще 5 приделов его имени. В основном все они современной постройки. Один из отреставрированных храмов находится на территории Серафимо-Знаменского скита, который недавно праздновал 100-летие своего основания. В создании скита участвовала прмц. великая княгиня Елисавета Феодоровна, глубоко чтившая прп. Серафима.

Образ из прихода храма страстотерпца царя Николая в поселке Чкаловский, также написанный вскоре после канонизации прп. Серафима, доносит до нас характерные особенности его облика. Рука, непропорционально маленькая, благоговейно лежит на груди. Лик, хоть и имеет погрешности в рисунке, покоряет чувством искренней любви к старцу: преподобный изображен скорее умиротворенным, чем обремененным молитвенным трудом. Икона из храма царя Николая более всего похожа на литографии Дивеевской литографской мастерской, действовавшей с середины 1870-х гг. (РГБ, инв. Элб 15474). На этом хорошем образце можно увидеть само решение, как «превращался» портретный образ в икону. Деликатно выполнен едва намеченный нимб. На иконе использован темный фон, на котором четко читается лик с широким челом, обрамленным густыми седыми волосами, округлой, слегка раздвоенной бородой, удлиненным, правильной формы носом и выразительными глазами.

А для другой, уже современной иконы, из храма царя Николая, взят оливковый фон исходного портрета, который иконописец посчитал важным для сохранения «памяти» о первоначальном образе.

Многочисленные изображения прп. Серафима, сохранившиеся на прижизненных портретах и гравюрах, донесли ярко выраженные портретные черты и внимательный, даже пристальный взгляд святого старца. Впечатление от взгляда усилено выписанным рисунком глазного века, переносицей, заканчивающейся двумя глубокими складками. Современная икона из Щелковского собора с восемью сценами жития являет переработанный в иконописном стиле образ батюшки Серафима. Лик, несмотря на иконописные плави, моделирующие его, несколько уплощен, но четко очерченные глаза смотрят в сердце молящегося - такая деталь стиля становится присущей почти всем образам преподобного.

Еще один образ батюшки Серафима находится во вновь построенном храме-часовне на набережной города Щелково, которой вернули прежнее имя Серафима Саровского. Икона принадлежала одноименной часовне еще до революции и была сохранена верующими людьми.

Она написана в академическом стиле XIX в. В колорите золотофонной иконы изысканно разрабатывается тема белого цвета и света, исходящего от фигуры святого, при этом особое значение обретают белильные мазки - «свидетели» этого нематериального света. Облик святого в акафисте даже описывается «светоносно»: «Радуйся, пламенную любовь ко Господу показавый: радуйся, огнем молитвы стрелы вражия попаливый. Радуйся, свеще неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая: радуйся, светильниче горяй и светяй даровании духовными» (икос 7). Подобная ей икона находится в храме свт. Николая Чудотворца в селе Жегалово.

Щелковский храм-на-набережной украшен мозаичными панно с изображением эпизодов из жития преподобного. Замечательным решением является помещение картин дивеевской природы с видами монастыря в верхнем сегменте всех мозаичных панно. В числе первых обращает на себя внимание образ явления Богоматери, которое происходило в келье старца, и чудесный по красоте сюжета «Преподобный Серафим с лесными животными». На одной мозаике часовни в Щелково святой изображен молящимся на фоне ночного леса. Вообще данные работы яркие, современные, без глухих сдержанных тонов. Это удачное художественное решение, ведь святой - близкий нам по времени. И мозаичные сюжеты подобраны не так, чтобы просто формально отметить основные факты жития. Например, мы видим старца Серафима с детьми на солнечной поляне, а вокруг цветы, корзины с яблоками. В XIX в. среди различных гравюр и литографий было изображение бесед преподобного с паломниками (РНБ, инв. Элб 15492, Элб 15471): несмотря на лубочность, фигуры статичны, паломники предстоят святому. В щелковской же часовне дети на мозаике буквально обступают преподобного, как отца. По существу - точное попадание в самую суть облика святого. Совсем не всякого подвижника можно так без обиняков изобразить. Как же еще можно было почитателям изобразить святого, который «приходящия к тебе радостию и сокровищем именовавый» (Икос 8 акафиста)? Действительно, главное качество батюшки Серафима - близость к человеку.

В Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, в приделе, посвященном саровскому чудотворцу, находится икона «Явление Богородицы прп. Серафиму» монахини Иулиании (Соколовой) работы 1957 г. Она изобразила собеседование святого и Богоматери, сосредоточенный взгляд прп. Серафима в этот раз, устремленный к Небесной Царице. «К Богородице великий молитвенник был еси, преподобне, Юже видети со апостолы сподобился еси…» (стихиры канона, песнь 1). Ее же кисти принадлежит ростовая икона с благословляющим прп. старцем Серафимом из Покровского академического храма.

Складень-ларец для реликвий преподобного Серафима Саровского

Около 1903 г. Москва. Фирма Ф. Мишукова. Дерево, темпера, серебро, позолота, жемчуг, сапфиры, чеканка, эмаль. 37,7 х 10 х 4,3 см.

Образа благословляющего отца Серафима в мантии и епитрахили появились в 1902-1903 гг. в иконописной мастерской Дивеевской обители. Позже появился ростовой образ, один из которых матушка Иулиания и взяла за образец. Выражение глубокой сосредоточенности этого лика, подчеркнутое направлением взгляда и мягким изломом бровей, небольшими устами, вызывает чувство благоговения. Это человек большого духовного опыта, надежный, верный пастырь: «Молящимся тебе столп непоколебим (явился) и прибежище всем притекающим во обитель Саровскую…» (стихиры канона; песнь 3).

В храме Рождества Богородицы села Анискино - ростовой образ прп. Серафима Саровского и ап. Иоанна Богослова (начала XX в.). Немного заслоняя прп. Серафима, апостол Иоанн смотрит в открытую книгу, которую держит в руках. А святой Серафим, слегка прижав руку к епитрахили, обратил свой взор на молящегося. Вообще, ростовые иконы, совмещающие изображения почитаемых святых, характерны для той эпохи. Восхищает благочестие заказчика, замыслившего объединить апостола и преподобного, которых роднит особое почитание Богоматери и то, что оба имели особый дар любви, который проявился с самого начала пути ко Христу. «От юности Христа возлюбил еси, преподобне» (тропарь на прославление).

Сугубое почитание Богородицы, свойственное преподобному, проявилось и в создании икон, в которых отец Серафим предстоит Небесной Царице. Иконография этого молитвенного предстояния также весьма обширна. Среди целого ряда интересных изображений в Московской епархии - редкий образ тронной Богоматери Печерской с предстоящими прпп. Антонием Киево-Печерским и Серафимом Саровским - в Покровском Хотькове монастыре.

В Богоявленском соборе города Ногинска можно увидеть современные росписи: на южной стене в одном простенке окон - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Парное изображение этих двух сугубо почитаемых русских святых становится традицией. В ЦАКе хранится икона с этими преподобными начала XX в. (№ 856). А в храме святителя Филарета Московского города Лобни находится современная чтимая икона, на которой написаны преподобный Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Такой подбор святых говорит о том, что традиции изображения преподобного продолжают развиваться.

Список литературы:
1. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому чудотворцу. История создания: исследование и тексты. М., ПСТГУ. 2006.
2. Елагин Н. В. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника: с приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. М., 2003.
3. Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография / Сост. и отв. ред. Н. Н. Чугреева. М., Индрик, 2004.
4. Преподобный Серафим Саровский. В литографии XIX - начала XX вв.: Каталог / Автор-сост. Н. И. Рудакова. М., Индрик, 2008.