Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Заболела в первую неделю поста. Чистый понедельник — первый день Великого поста. Какие молитвы читаются в Великий пост

Православный церковный календарь постов и трапез на 2019 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2019 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2019 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье

с 11 марта по 27 апреля
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба

с 24 июня по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение

с 14 по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
с 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря – 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

в 2019 году

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

в 2019 году

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

в 2019 году

С 14 по 27 августа в 2019 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

в 2019 году

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2019 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до
Сырная (масленица) – неделя перед (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
– неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

11 марта 2019 года начинается Великий Пост , который длится 7 недель.

Одним из условий воздержания в это время является строгое ограничение в еде животного происхождения.

Пройти этот путь можно при условии знаний правил ограничения в еде. Начать надо с подготовки, узнав, как поститься в первую неделю поста.

Питание первой недели Великого Поста следует расписать по дням, чтобы воздержание в еде не превратилось в обычную голодовку или диету.

В чем смысл Великого Поста

Главное назначение поста - духовное возрастание, во время которого православные люди стараются максимально приблизиться к Творцу, наполниться Его силой любви.

Во время Великого поста, усмиряя и очищая свою плоть, верующие проводят время в воспоминаниях великой жертвы Христа, который отдал Свою земную жизнь, чтобы очистить человечество от грехов и болезней.

Это благословенное время, когда православные могут духовно сосредоточиться на великой миссии Христа, дарованной человечеству благодати спасения через веру в Иисуса.

Спаситель сказал, что верующие в Него есть храм Бога Живого (1 Кор.3:17). Очищение нашего тела - подготовка к празднованию Пасхи, когда совершилось чудо из чудес, Христос воскрес после физической смерти, даровав нам надежду на вечную Жизнь.

Важно. На протяжении всего воздержания в течение 48 дней не рекомендуется употребление в пищу продуктов животного происхождения. Ограничено употребление растительных масел.

В отдельные дни разрешены рыбные и морские продукты:

  • раки;
  • омары;
  • кальмары;
  • креветки;
  • мидии и другие.

Питание первой недели состоит из сухоядения, перечень продуктов максимально ограничен, но при правильно составленном меню можно достойно прожить в воздержании 7 дней.

О других неделях Великого поста:

Первая неделя воздержания - основные правила

Питание первой недели Великого Поста ограничено до минимализма, Выполнение строгих правил первых 7 дней под силу только православным, проходившим этот путь не один раз.

По строгим канонам Церкви, в первую неделю принимать пищу рекомендуется только по вечерам, один раз в день, в выходные дни - дважды. Такой режим воздержания могут выдержать особо стойкие христиане.

Православные, которые решили впервые совершить подвиг воздержания, следует составить меню, чтобы определить для себя, как поститься в первую неделю поста.

Продукты для первого и второго дня Великого Поста подбираются с учетом того, что это время сухоядения - приема пищи без термической обработки.

Для первой недели поста следует заготовить свежие, сушенные и квашеные овощи, фрукты, мед, сухарики, грибы, ягоды.

Понедельник

Принятие пищи в первый день поста ограничено до минимума. Если позволяет сила веры и здоровье, то в течение дня не готовится никакая еда, в этот день установлено сухоядение.

Готовясь к посту, православные заранее сушат сухарики, фрукты, заготовляют соки и настои.

Выдержать строгое воздержание первого дня поможет дробное питание, каждые 3-4 часа, чтобы не возникало чувства голода.

Бутерброд с авокадо

В это благодатное время человек должен концентрироваться на духовной пище, а не на желудке.

  • Начать день можно с сухарика с медом и чашечки морса.
  • На второй завтрак подойдет салат из капусты с морковкой, луком и небольшой бутерброд из хлеба с авокадо, посыпанный семенами кунжута.
  • Перекус перед обедом орешками и несколькими штуками чернослива и кураги придаст силы прожить этот день.
  • В обед голод можно утолить салатом из огурцов и томатов, перемешанным с кусочками авокадо, приправленным соевым соусом и молотым льном.
  • Перед ужином можно скушать банан, который даст ощущение сытости.
  • Завершает дневной рацион прием сока, настоя с несколькими сухариками или хлебом с медом.

Вторник

Второй день великого говенья в первую неделю воздержания перед Пасхой также находится под великим запретом.

Регулярно постящиеся православные продолжают употреблять только по вечерам хлеб, квас или воду.

Для тех, кто не уверен в своих силах, но очень стремится пройти путь очищения, составляется меню на вторник.

Конфеты из сухофруктов

Церковь позволяет для начинающих поститься людей заваривать чай, кофе, которым можно начать вторник. К напиткам добавляется кусок хлеба с медом.

  • Орехи с яблоками станут прекрасным вторым завтраком.
  • Орехи, сухофрукты утоляют голод быстро и надолго.
  • В обеденный перерыв можно приготовить питательный салат из репы, яблок, моркови с добавлением клюквы.
  • Небольшой бутерброд с огурцом и помидором, посыпанным кунжутом станет прекрасным перекусом перед ужином.
  • Перемолотые сухофрукты в виде кураги, чернослива, изюма, залитые любым несладким соком, станут чудесной добавкой к вечернему напитку.

Важно! Закончив дневную трапезу, не следует забывать:

  • перед сном поблагодарить Спасителя за дарованную пищу;
  • попросить прощения за грехи явные и неявные, совершенные в течение дня;
  • молить о благословении на сон грядущий.

Среда

Многих верующих волнует вопрос: сколько раз в день можно кушать в первую неделю поста.

Для стойких в вере православных, монахов и священнослужителей первая неделя является одной из «голодных», когда пища принимается один раз вечером в виде хлеба и воды.

Квашеная капуста с клюквой

Остальным людям не стоит сразу нагружать свой организм такими ограничениями. Предложенное ниже меню поможет прожить среду в поклонении Богу и сухоядении.

  • На завтрак третьего дня первой недели Великого Поста рекомендуем приготовить напиток в виде настоя или морса с хлебцами, приправленными медом.
  • Морковь, потертая и смешанная с изюмом, поможет прожить день до обеда.
  • Квашеная капуста со свежей клюквой, бутерброды из хлеба с шампиньонами позволят насытиться в обед.
  • Горсть орехов, смешанная с кусочками апельсина - сытный полдник во время воздержания от скоромной пищи.
  • Хлебцы, намазанные перемолотым бананом с медом и маком, помогут в воздержании в третий день поста.

Четверг

В рацион первой недели поста для поддержания иммунной системы вводится зелень в виде зеленного лука и свежих трав, которые предварительно можно вырастить на подоконнике или купить в магазине.

Сухоядение продолжается в четвертый день Великого Поста, когда пища не поддается термической обработке:

  • не варится;
  • не жарится;
  • не запекается;
  • не парится.

Засахаренные финики

Основными продуктами для питания во время говенья остаются овощи, фрукты и хлебные изделия без добавления масла и яиц.

  • Прочитав утренние молитвы, четвертые сутки воздержания перед Пасхой можно начать с морковного салата, приправленного соком апельсина, с добавлением молотого льна. В качестве напитка можно использовать воду или морс.
  • Несколько грецких орехов, измельченных с медом, можно рекомендовать на второй завтрак.
  • Сочная репа, острая редька, потертая на крупной терке морковь, кусочки кислых яблок с добавлением тыквенных семечек и семян кунжута вполне подойдут на обед, который можно разнообразить кусочком хлеба, посыпанного льном.
  • Несколько штук засахаренных фиников с чашечкой настоя трав помогут не голодать до вечерней трапезы.
  • Растертый до состояния кашицы банан, завернутый в лист лаваша, превращается в пикантные роллы, разрезав которые на кусочки, получаете постный ужин, соответствующий требованиям сухоядения.

Еще о кухне в православии:

Пятница

Пятый день первой недели Великого поста относится к строгому ограничению всех продуктов.

Пятница - день распятия Христа.

В этот день следует прием пищи ограничить до минимума, при остром голоде делать перекусы хлебом с капустным салатом или другими овощами, отказавшись от фруктов и ягод.

Важно! Миряне, имеющие хронические заболевания, дети в возрасте до 12 лет, беременные женщины и люди старческого возраста освобождаются от строгости первой недели.

Этот вопрос следует обговорить со своим духовником.

Суббота

С достоинством пройдя первую неделю поста в строгом воздержании, на утро субботнего дня можно приготовить смузи из ягод, можно замороженных.

  • Для приготовления витаминного коктейля достаточно в блендере смешать 250 г любых ягод и 2 ст.л. воды. Фруктовое смузи даст хороший заряд на весь день.
  • Второй завтрак дополнит витаминный запас утреннего блюда салатом из груши с апельсином, приправленного медом и орешками.
  • Яркий салат из свежей тыквы с ингредиентами станет украшением обеденного стола.

Ягодный смузи

Для приготовления овощного салата следует приготовить измельченные до состояния корейской соломки такие овощи: морковь, репу, тыкву в соотношении по весу 1:3:2.

Для вкуса добавляется соль, черный перец, сок лимона, много зелени. Тщательно вымешав приготовленную смесь, можно приступать к обеду с кусочком хлеба или сухарика.

  • Мороженое из авокадо станет достойной наградой за выдержанную в говенье неделю.

Для приготовления деликатеса на ужин следует приготовить:

  • 70 - 80 мл лимонного сока, лайма;
  • кожуру лайма - 2 ч.л.
  • 250 - 300г толстого, мягкого авокадо порезать на кусочки;
  • чашку 200 мл меда;
  • ванильный сахар.

Все ингредиенты взбить в блендере, выложить в формочки и отправить для замерзания в холодильник.

Через некоторое время, когда масса застынет до состояния мороженого, выложить ее шариками на блюдце и украсить веточкой мяты.

Воскресенье

Сухоядение в этот день заканчивается, но не разрешено вкушать рыбу. Приготовление пищи дозволено приправлять растительным маслом.

На завтрак воскресного дня подается коливо, приготовленное из цельных зерен и приправленное медом.

Коливо

Обед состоит из первого и второго блюда. Овощной борщ, вареная картошка с грибной подливой покажутся настоящими кулинарными чудами после недели сухоядения.

Вареники с картошкой, заправленные прижаренным луком, завершают принятие пищи первой недели Великого Поста.

Миряне, которые по каким - либо причинам не могут выдержать строгое воздержание в виде сухоядения, могут начать Великий пост с меню второй недели.

Посмотрите видео о первой неделе Великого Поста

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.

Игумен Нектарий (Морозов) , настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:

– Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас - мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее - насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание - болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

Протоиерей Василий Мазур , настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

– помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

– также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда . Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую как свинья.

Протоиерей Сергий Вишняков , благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

– Самое главное для христианина во время – провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва – только условия, при которых наша цель – очищение души – достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо , который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) – это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что – не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни – так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» – о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин – это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый – в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму – построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению – ко вниманию.

Сверх сил в эту – первую – неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на , то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста – не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы – чада Отца нашего Небесного.

Священник Павел Гумеров , клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

– Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа (Матюшина). Сейчас вспоминается строчка из одной его песни: «Пост с молитвой душу отогреют, / Над землею колокольный звон…»

Актуально во время поста ограничить информационные воздействия (телевизор, интернет). Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу – изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Феофана Затворника . Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

Священник Владимир Войтов , клирик храма Рождества Христова г. Обнинска:

– С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице ?» «Один день», – ответили. Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!..» Очень трудно от этого чувства избавиться.

Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета (кроме как по работе) на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» – для этого он и создан.

Второе: необходимо отказаться от посещения гостей – принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время , самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем…

А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». – «Что вы хотите?» – «Мясо есть или молоко». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих . И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион.

Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», – в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять.

Пост – это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.

Молитвенная программа-максимум на первую седмицу – ходить на все службы утром и вечером.

А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе. Кто пробовал так делать, тот знает, какую пользу это приносит.

В пят-ни-цу по-сле за-ам-вон-ной мо-лит-вы (по окон-ча-нии Ли-тур-гии) со-вер-ша-ет-ся мо-леб-ный ка-нон прп. и освя-ще-ние (ва-ре-ной пше-ни-цы на ме-ду или рис с изю-мом). Свя-за-но это со сле-ду-ю-щим слу-ча-ем. В 362 го-ду им-пе-ра-тор Юли-ан От-ступ-ник на пер-вой сед-ми-це Ве-ли-ко-го по-ста при-ка-зал тай-но окро-пить все про-дук-ты, ко-то-рые про-да-ва-лись на рын-ках, кро-вью идо-ло-жерт-вен-ных жи-вот-ных. Но свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Ти-рон явил-ся в сон-ном ви-де-нии епи-ско-пу Ев-док-сию, от-крыл ему тай-ное рас-по-ря-же-ние им-пе-ра-то-ра и по-ве-лел ни-че-го не по-ку-пать на рын-ке, а пи-тать-ся ко-ли-вом. По-это-му в пят-ни-цу на мо-леб-ном ка-ноне освя-ща-ет-ся ко-ли-во, а в суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы Ве-ли-ко-го по-ста со-вер-ша-ет-ся бла-годар-ствен-ное празд-но-ва-ние ве-ли-ко-му-че-ни-ку Фе-о-до-ру Ти-ро-ну.


Пер-вая сед-ми-ца и пер-вая Неде-ля Ве-ли-ко-го По-ста

Пер-вая сед-ми-ца от-ли-ча-ет-ся осо-бой стро-го-стью по-ста, ибо при-лич-нее все-го иметь наи-боль-шую рев-ность к по-дви-гам бла-го-че-стия при на-ча-ле по-дви-гов. Со-об-раз-но это-му, Цер-ковь на пер-вой сед-ми-це со-вер-ша-ет бо-го-слу-же-ние про-дол-жи-тель-нее, чем в сле-ду-ю-щие дни. В пер-вые два дня Че-ты-ре-де-сят-ни-цы для тех, кто мо-жет, со-всем не по-став-ля-ет-ся тра-пе-за .

С по-не-дель-ни-ка по чет-верг на ве-ли-ких по-ве-че-ри-ях чи-та-ет-ся Ве-ли-кий ка-нон свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го. В ка-ноне со-бра-ны и пред-став-ле-ны мно-го-чис-лен-ные об-ра-зы по-ста и по-ка-я-ния, при-во-дит-ся мно-же-ство при-ме-ров из Вет-хо-го и Но-во-го За-ве-та при-ме-ни-тель-но к нрав-ствен-но-му со-сто-я-нию ду-ши греш-ни-ка, опла-ки-ва-ю-ще-го свои гре-хи. Ка-нон на-зван ве-ли-ким, как по мно-же-ству мыс-лей и вос-по-ми-на-ний, за-клю-чен-ных в нем, так и по чис-лу со-дер-жа-щих-ся в нем тро-па-рей (око-ло 250, то-гда как в обыч-ных ка-но-нах их бы-ва-ет око-ло 30). По-ве-че-рие пер-вых че-ты-рех дней пер-вой сед-ми-цы на-зы-ва-ет-ся «Ма-лым сто-я-ни-ем» в от-ли-чие от «Ан-дре-ева или Ма-ри-и-на сто-я-ния» на 5 сед-ми-це и ве-ли-ко-го сто-я-ния в Ве-ли-кий Пя-ток.

Эти по-ве-че-рия так-же на-зы-ва-ют-ся «ме-фи-мо-на-ми» (греч. - «с на-ми»), по-то-му что на этих по-ве-че-ри-ях по-ет-ся песнь «С на-ми Бог». Внеш-нее от-ли-чие Ве-ли-ко-го ка-но-на свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го от дру-гих ка-но-нов со-сто-ит в том, что он име-ет все 9 пес-ней (вклю-чая так-же 2 песнь), и к каж-до-му тро-па-рю при-ла-га-ет-ся при-пев «По-ми-луй мя, Бо-же, по-ми-луй мя». В сре-ду и чет-верг к по-ка-ян-но-му ка-но-ну при-бав-ля-ют-ся несколь-ко тро-па-рей в честь пре-по-доб-ной Ма-рии Еги-пет-ской, вос-шед-шей от глу-бо-ко-го па-де-ния к вы-со-ко-му бла-го-че-стию. Впо-след-ствии к это-му ка-но-ну бы-ли при-со-еди-не-ны тро-па-ри в честь его твор-ца свя-то-го Ан-дрея Крит-ско-го.

В по-не-дель-ник или втор-ник пер-вой сед-ми-цы по-сле утре-ни или по-сле ча-сов свя-щен-ник в епи-тра-хи-ли чи-та-ет в церк-ви сво-им при-хо-жа-нам «Мо-лит-вы в на-ча-ле по-ста Свя-тыя Че-ты-ре-де-сят-ни-цы», из-ло-жен-ные в Треб-ни-ке.

В суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы Цер-ковь тво-рит па-мять свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Фе-о-до-ра Ти-ро-на и вос-по-ми-на-ет чу-дес-ную по-мощь, ока-зан-ную им кон-стан-ти-но-поль-ским хри-сти-а-нам в 362 го-ду при им-пе-ра-то-ре Юли-ане От-ступ-ни-ке. То-гда хри-сти-ане бы-ли со-хра-не-ны ве-ли-ко-му-че-ни-ком Фе-о-до-ром от осквер-не-ния идо-ло-жерт-вен-ной кро-вью в первую сед-ми-цу Ве-ли-ко-го По-ста: свя-той явил-ся ар-хи-епи-ско-пу Ев-док-сию и по-ве-лел хри-сти-а-нам упо-треб-лять ко-ли-во вме-сто осквер-нен-ной на тор-жи-ще пи-щи. Этим вос-по-ми-на-ни-ем Цер-ковь вну-ша-ет ве-ру-ю-щим, что пост уго-ден Бо-гу, и что по-стя-щи-е-ся на-хо-дят-ся под осо-бым по-кро-ви-тель-ством Бо-жи-им.

Служ-ба свя-то-му Фе-о-до-ру Ти-ро-ну на-чи-на-ет-ся в пят-ни-цу с ве-чер-ни, со-еди-ня-ю-щей-ся с Ли-тур-ги-ей Пре-ждео-свя-щен-ных Да-ров. В кон-це Ли-тур-гии по за-ам-вон-ной мо-лит-ве по-ет-ся мо-леб-ный ка-нон свя-то-му Фе-о-до-ру и бла-го-слов-ля-ет-ся ко-ли-во в кон-це мо-леб-на. Мо-ле-бен со-сто-ит из чте-ния 142 псал-ма, пе-ния «Бог Гос-подь», тро-па-рей, за-тем чи-та-ет-ся ка-нон свя-то-му Фе-о-до-ру (Апо-стол и Еван-ге-лие не чи-та-ют-ся) .

На утрене в суб-бо-ту по-ет-ся ка-нон в честь свя-то-го Фе-о-до-ра, со-став-лен-ный Иоан-ном, мит-ро-по-ли-том Ев-ха-ит-ским.

На Ли-тур-гии в суб-бо-ту по-ло-же-но чи-тать два Апо-сто-ла и два Еван-ге-лия: дню и свя-то-му, а про-ки-мен по-ет-ся один, 7 гла-са: «Воз-ве-се-лит-ся пра-вед-ник о Гос-по-де».

Ес-ли в по-не-дель-ник пер-вой сед-ми-цы слу-чит-ся Сре-те-ние Гос-подне, хра-мо-вый празд-ник или Об-ре-те-ние гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля, то служ-ба им со-вер-ша-ет-ся в Про-ще-ное вос-кре-се-нье.

Ес-ли Об-ре-те-ние гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля и хра-мо-вый празд-ник слу-чит-ся в пе-ри-од от втор-ни-ка до пят-ни-цы пер-вой сед-ми-цы, то служ-ба Пред-те-чи со-вер-ша-ет-ся или в Про-ще-ное вос-кре-се-нье или в суб-бо-ту 1 сед-ми-цы по-ста, а хра-му - в суб-бо-ту пер-вой сед-ми-цы.

Пер-вая Неде-ля Ве-ли-ко-го По-ста на-зы-ва-ет-ся так-же Неде-лей Пра-во-сла-вия по со-вер-ша-е-мо-му в этот день тор-же-ству Пра-во-сла-вия, уста-нов-лен-но-му в Гре-ции в пер-вой по-ло-вине IX ве-ка в па-мять о тор-же-стве Пра-во-слав-ной Церк-ви над все-ми ере-ся-ми, воз-му-щав-ши-ми Цер-ковь, и осо-бен-но над по-след-ней из них - ико-но-бор-че-ской, осуж-ден-ной на VII Все-лен-ском Со-бо-ре в 787 го-ду. В эту Неде-лю со-вер-ша-ет-ся осо-бое бо-го-слу-же-ние, на-зы-ва-е-мое чи-ном Пра-во-сла-вия. Этот чин со-став-лен в се-ре-дине IX ве-ка свя-тым Ме-фо-ди-ем, Пат-ри-ар-хом Кон-стан-ти-но-поль-ским.

Из Гре-ции чин Тор-же-ства Пра-во-сла-вия пе-ре-шел в Рус-скую Цер-ковь. По-бе-да Пра-во-сла-вия в са-мой Гре-че-ской Церк-ви пер-во-на-чаль-но празд-но-ва-лась в первую Неде-лю Ве-ли-ко-го По-ста. Та-ким об-ра-зом, ос-но-ва-ние празд-но-ва-ния в этот день тор-же-ства Пра-во-сла-вия име-ет глу-бо-кие ис-то-ри-че-ские кор-ни. Цер-ковь этим тор-же-ством да-ру-ет вы-со-кое уте-ше-ние про-хо-дя-щим по-двиг по-ста, яв-ляя до-ка-за-тель-ство жи-во-го об-ще-ния каж-до-го из нас по ве-ре и жиз-ни со всей Цер-ко-вью и по-ла-га-ет ос-но-ва-ние для мо-лит-вен-но-го хо-да-тай-ства за всех пе-ред Бо-гом. Тор-же-ство Пра-во-сла-вия утвер-жда-ет и укреп-ля-ет ве-ру-ю-щих в пра-вой ве-ре, непре-рыв-но и неиз-мен-но со-хра-ня-ю-щей-ся от вре-мен апо-столь-ских и име-ю-щей со-хра-нить-ся в чи-сто-те до скон-ча-ния ми-ра по обе-то-ва-нию Гос-по-да ().

При-ме-ча-ния

См. по-дроб-нее об этом: Ти-пи-кон, гл. 33.

Чин мо-леб-на на-хо-дит-ся в Ти-пи-коне и в Пост-ной Три-о-ди в ис-сле-до-ва-нии пят-ка 1 сед-ми-цы, а так-же в «Бо-го-слу-жеб-ных ука-за-ни-ях на 1951 г». Мо-лит-ва на бла-го-сло-ве-ние ко-ли-ва на-хо-дит-ся в Слу-жеб-ни-ке и в Чине бла-го-сло-ве-ния ко-ли-ва в празд-ни-ки.

В на-сто-я-щее вре-мя во мно-гих при-хо-дах цен-траль-ных и Юго-За-пад-ных об-ла-стей в пят-ни-цу (в Москве - по вос-кре-се-ни-ям) со-вер-ша-ет-ся тро-га-тель-ный цер-ков-но-бо-го-слу-жеб-ный об-ряд, на-зы-ва-е-мый пас-си-ей (стра-да-ни-ем). Этот об-ряд был вве-ден при Ки-ев-ском мит-ро-по-ли-те Пет-ре Мо-ги-ле (XVII в.). Слу-жит-ся он на по-ве-че-рии (в пят-ни-цу) или на ве-черне (в вос-кре-се-ние) в 1, 2, 3 и 4 сед-ми-цы или Неде-ли Ве-ли-ко-го По-ста, и со-сто-ит из чте-ния Еван-ге-лия и пе-ния неко-то-рых пес-но-пе-ний Страст-ной сед-ми-цы («Те-бе оде-ю-ща-го-ся све-том, яко ри-зою», «При-и-ди-те, убла-жим Иоси-фа»), ка-са-ю-щих-ся вос-по-ми-на-ния стра-стей (стра-да-ний) Хри-сто-вых, от-ку-да про-изо-шло и са-мо на-зва-ние об-ря-да. О пас-си-ях наш цер-ков-ный Ти-пи-кон ни-че-го не го-во-рит. Устав и об-ряд пас-сии по-ме-щен был впер-вые в кон-це Цвет-ной Три-о-ди, из-дан-ной в 1702 г. при ар-хи-манд-ри-те Ки-е-во-Пе-чер-ском Иоаса-фе Кро-нов-ском, где в кон-це опи-са-ния чи-на бы-ло ска-за-но: «Сия вся вос-по-ми-на-ют-ся по со-ве-ту, а не по по-ве-ле-нию, яже вся под раз-суж-де-ние Церкве свя-тыя пра-во-слав-ныя по-да-ют-ся».

«Чин мо-леб-на в Неде-лю Пра-во-сла-вия», как он со-вер-ша-ет-ся в на-сто-я-щее вре-мя, на-пе-ча-тан в «Бо-го-слу-жеб-ных ука-за-ни-ях» на 1949 год.

На вос-крес-ном бо-го-слу-же-нии от Неде-ли о Мы-та-ре и фа-ри-сее до Неде-ли Всех свя-тых еван-гель-ская сти-хи-ра утре-ни по-ет-ся (или чи-та-ет-ся) пред пер-вым ча-сом (пред нею по-ет-ся или чи-та-ет-ся «Сла-ва, и ныне»).

В Православной церкви на Руси «Чистый» — это простонародное именование первого дня Великого поста. Означает оножелание быть очищенным к началу поста. Очищение это происходит уже заранее, к вечеру предыдущего дня воскресного (Прощенного). Все храмы производят вечерню, в завершении которой вершится обычай всепрощения. Каждый прихожанин испрашивает прощение у другого. Так, православные починают пост Великий с легкой совестью, чистотой внутри себя, с вселенской любовью к окружающему миру.
В Чистый понедельник, полагается один из строжайших постов. Каждый, кто в силах, не принимает никакой еды, старательно прочитывает молитвенные слова, сражается со своей грешной сущностью. Русский люд в первый день принятия пощения сотворял очищение жилища от грязи и устраивал банный день. Другими словами, осуществлял не только моральную чистоту, но и материальную.
Русская литература не однократно обращалась к данной теме, а именно к теме «Чистого понедельника». Например у Бунина и Шмелева есть одноименные рассказы, где описываются старинные церковные традиции.

Немного из истории

Православные посвящали первые дни Великого поста, а также всю первую неделю, самоочищению, прощаясь с разгульной, сытой масленицей.
Женщины, готовя уже пищу для поста, очень тщательно отмывали всю посуду от непостной, оставшейся еды, обдавали кипяченой водой, раскаляли в печах, оттирали песочком. Случалось даже, что тарелки грязные, с жирными следами перебивали на мелкие кусочки. Делали и так: убирали, прятали куда-нибудь подальше, и ставили на стол специальную посуду для постного, такая посуда сохранялась годами для Великого поста. Вымывали даже кадку для воды, наливая туда свежей водички. То, что сохранилось от скоромного высушивали и берегли к пасхальным празднествам. Бывало, что такие остатки отдавали на корм домашним животным.
У мужчин же существовал свой вариант очистки от потребленных организмом не подобающих для пощения продуктов. Они полоскали рот водочкой. Иногда даже доходило до того, что ходили совсем пьяными.
Кое-где практиковали шуточные драки, якобы для вытрясания съеденных на масленичку блинов и лепешек.
Интересно, что накануне Чистого понедельника верующие в некоторых селениях закрывали в доме все зеркала, словно при умершем. Таким образом, показывалось особое разграничительное отношение к данному отрезку времени, как бы день этот разграничивал веселье скоромной жизни от скудости и аскетичности поста.
В быту простого православного населения все менялось с приходом первых дней поста. Люди носили темное, строгое одеяние, под запретом были веселые сборища девушек и парней, песни, пляски, шумная танцевальная музыка. Естественно, не справляли никакие свадьбы, и сами похоронные обряды проходили весьма скромно.
Было и такое: строгому воздержанию в еде подвергались даже детки, старики и больные. Старообрядцы урезали паек также и грудничкам, иными словами мамаши не давали малышам вдоволь пососать молочка. Утоляли их голод пожеванным хлебцем.
Считалось, грех совершал не младенчик, поевший грудного молока, а мама.
Попрание догматов святого поста влекло за собой, как считали, кару божью.
То же было и с брачными обязанностями. От интимной близости супругов первые дни поста должны были рождаться слабоумные и хворые отпрыски. Священнослужители строго отслеживали нарушителей и наказывали их.
Само собой непременно требовалось посещение церкви для исповедования. Именно в первые дни Великого поста это было наиболее необходимо, как и в заключительные.
В начале поста приходили очередные ежегодные земледельческие заботы: сеяние и пахота.
Женщины занимались ткачеством, мужчины запасались дровами и лесом, свивали веревки, производили ремонт всевозможных орудий сельского труда.
В дореволюционные времена и не ходили в школу, но ежедневно обязаны были присутствовать в церкви на службе в первых днях Великого поста. Жители деревень начинали свой путь в святые места.
В умах людских закрепилось понятие о святой Четырехдесятнице, как о сорока днях, равных тем дням, когда сын Божий находился в пустоши, постился и думал о предстоящей судьбе своей. Это те 40 дней, в кои сатана подвергал Иисуса соблазнам. Тем, кто следует за Христом помыслами своими, предстоит как бы сразиться с дьяволом внутри себя посредством поста и духовного совершенствования.

Подробнее о питании

Первый день Великого поста 2016, как и вся первая неделя и вся последняя — самые строгие в отношении пищи, как духовной так и физической. Нельзя кушать мясное, молочное, продукты с добавлением яиц, под запретом даже рыба, конечно же спиртное, сигареты. Как ни странно, даже жвачку не положено жевать, ведь в ней есть желатин. Не нужно есть никаких конфет, булок, майонеза.
Некоторые послабления все же есть. В выходные разрешено выпить немного вина, употребить капельку масла растительного. В Благовещение, например позволено скушать блюдо из рыбы в небольшом количестве. А на день Лазаря можно отведать икорки.
В наши дни имеются «скидки» для определенных категорий граждан: стариков, болеющих, детей, женщин в положении.
Особенно важны во время принятые первые и вторые блюда. Обязательно их надо есть горячими. Сгодятся к употреблению: сок, варенье, орехи, семечки, консервированные салаты, фрукты и овощи в любом виде, пряности, продукты из сои, крупа, хлеб, сухари, грибы, горох, фасоль.
Для тех, кто придерживается строгости, в первые дни Великого поста рекомендовано сухоядение, т.е. надо есть все сырым, не заправляя никаким маслом. Позволительно добавлять уксус, лимонный сок. А в первые дни и вовсе ничего нельзя есть.
Надо различать постное и вегетарианское. В последнем употребление яиц, молочного, сыров и сливочного масла — это нормально. В отличие от постящихся, вегетарианцы не могут кушать ничего из рыбы.
Во всю протяженность поста его строгие запреты могут иметь разные степени. Легкая предполагает отказ от мяса, далее, уже посложнее, дни с рыбой, затем — горячая пища, приправленная растительным маслом, потом — без масла, и вот — сухоядение, т.е., как говорилось уже выше, меню с холодной едой и холодным питьем. Апогеем можно считать полное голодание.

Крайне редко обычный смертный может справиться с испытанием постом. Чаще всего постятся в строгости церковные служащие. Чтобы все-таки испытать себя, приняв обет поста, поговорите с батюшкой, с доктором, выберете вариант питания, наиболее оптимальный для себя. Первый день Великого поста 2016, как и вся строгая неделя, не может быть тяжелой стрессовой ситуацией, а только действом, дарующим полет и легкость души и тела.
Нельзя превращать сотворение поста в издевательство над собой. Потому как это не главная цель. Верующие, которые постятся, вырабатывают в себе твердость характера, воздерживаясь, демонстрируют преданность Иисусу. Энергия, высвобожденная посредством строгого поста, уходит на внутреннюю рефлексию. Ведь в посте сокращается время, отведенное на прием пищи, развлечения.
Можно с уверенностью сказать, что суть пощения — путь к самосовершенствованию, а не принуждение людей к голоду. Очищение в купе с умягчением характера и просветлением духа — вот основа поста. И если вы принимаете пощение без проникновенного молитвословия в душе, это равносильно обычной диете.

Рецепты в пост

Подавляющее большинство человек полагает, что питание в пост не вкусно и лишено полезности. Однако, имеется масса разнообразных рецептов вкусных, полезных и питательных кушаний для придерживающихся рекомендаций по пощению.
Вот, к примеру, некоторые из них:

Лепешки по-мексикански
Составляющие:

  • Кукуруза, измельченная в мелкую пудру — 220г
  • Мука из пшеницы — примерно 125г
  • Масло рапсовое 5 — ложек столовых
  • Мелкая соль — на кончике ножа
  • Вода — 200г

Готовим:
Перемешать всю муку, соль с маслом, чтобы образовались крупные крошки. Затем влить подогретую воду и замешивать тесто. Месить, пока не станет однородным и не будет отлипать от пальцев. Кладем ком теста в пакетик и помещаем в холодильник минут на сорок. Такой объем теста дает возможность приготовить 14 лепешек. Отрываем кусочки и начинаем раскатывать блинчик, кладем его на сковороду и жарим. Готовые лепешки напоминают чипсы из кукурузы.

Шампиньоны оригинальные
Составляющие:

  • Шампиньоны — 250г
  • Перец сладкий — 1\2
  • Томат — 1 -2 шт.
  • Лук репчатый — 1-2 шт.
  • Зелень — петрушка, укроп
  • Соль, перец молотый — на вкус

Готовим:
Чечевица промывается и кладется в кастрюльку. Добавить воды три стакана, вскипятить все. Проваривать в течение 15 минут до смягчения чечевицы. Шампиньоны жарить вместе с томатами, перцем и луком. Снова налить воды, всыпать перец и соль, потушить хорошенько минут 15. Соединить грибы с чечевицей. Вот и все, можно есть.

Рассольник для поста
Составляющие:

  • Капуста — половинка маленького качана
  • Соленые огурчики — 2 шт.
  • Морковка — 1 шт.
  • Репчатый лук — 2 шт.
  • Картофель — 5 шт. мелких
  • Перловка — 150г
  • Укроп, соль, черный молотый перец

Готовим:
Сварить перловку. Очищенный картофель, мелко нарезать, соединить с крупой. В то время, как все это варится, поджарить лук с морковкой, мелко потереть огурцы. Затем положить в кастрюль вместе с картошкой и перловой крупой. Прибавить еще капусту, проварить 15 минут, добавить приправку и доварить 20 минут. Суп можно кушать.

Котлеты из моркови
Составляющие:

  • Морковь — 5-6 шт.
  • Манная крупа — 100г
  • Рапсовое масло — 5 ложек столовых
  • Немного соли и сахара

Готовим:
Чистим морковку, моем и натираем крупно. Далее тушить с водой, пока не станет мягкой. Сыпем манную крупу, варим все минут десять. Охлаждаем полученную смесь, кладем соль и сахар на вкус. Формируем котлеты, макаем в панировочные сухари, жарим. Вкусно и полезно!

Ассорти фруктово-овощное
Составляющие:

  • Апельсин — 1-2 шт.
  • Огурец — 1-2 шт.
  • Капуста — 200г
  • Зелень — 50г
  • Оливки — 100г
  • Любое масло растительное для заправки
  • Соль, перец по вкусу
  • Сок лимона

Готовим:
Порезать капусту, добавить соли, лимонного сока, подавить ладонями. Нарезаем апельсин и огурчик, кладем зелень с оливками, подливаем маслица и еще немного лимонного сока. Легкий салатик готов!