Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Консультация на тему: игры, в которые играют дети. Игры, в которые играют дети. А в какие игры играли во дворе вы

Как ни странно, но сейчас, в век сверхразвитой игровой индустрии, все чаще встречаются дети, которые не умеют играть. Не умеют играть с игрушками. Они попадают в игровую комнату и им становится скучно, они не знают, чем себя занять. Компьютерные игры и планшеты заменяют привычных раньше кукол и машинки. Но достойная ли это альтернатива? И если ли разница в том, во что и как играют дети?

В детской психологии есть понятие ведущей деятельности, т.е. той деятельности, которая определяет развитие ребенка в конкретном возрасте. В младенчестве - это эмоционально близкий контакт со взрослыми. С 1 до 3х лет главной становится предметно-орудийная деятельность, т.е. освоение предметов. С 3 до 7 лет для ребенка важна сюжетно-ролевая игра, когда он может примерять на себя разные роли. До 12 лет на первый план выступает учеба, дальше - общение, а с 15 лет учебно-профессиональная деятельность.

Может игр стало слишком много?

Используя такую типологию, понимаем, что главная деятельность дошкольника - игра . Но что нам скажет ответственная мамочка? "Сейчас все только и делают, что играют. От планшета не оторвать". Многие родители озабочены тем, что дети играют только в компьютерные игры и раз дотянувшись до планшета, ребенок больше ни о чем не хочет думать. Появляется вполне обоснованный страх перед играми: «Зрение испортится», "мозг непонятно чем забивают", "игры слишком возбуждают нервную систему».И за каждым таким страхом формируется страх перед любой игрой.

И тут важно знать, что полезной и необходимой для ребенка является не все то, что мы называем игрой. А игра особенная - предметная или сюжетно-ролевая игра . То есть игра с игрушками, игра в дочки-матери или пожарного. Такую игру называют свободной. Для малыша такая игра - способ взаимодействовать с миром. Те малыши, которые еще не могут толком говорить, общаются с нами и с миром через игру. Игра - это язык малыша. Именно в игре ребенок способен рассказать нам, что происходит у него внутри, что его волнует, о чем он мечтает, что его пугает, а что воодушевляет. Игра - это творчество. И те дети, которые вдоволь наигрались, вырастают ‎людьми, способными творить, способными сказать и предложить что-то этому миру. Ведь основа такой игры - спонтанность. Дети постарше в ролевых играх проигрывают новые социальные роли, в них формируются взаимоотношения со сверстниками. Ведь очень важно не только почувствовать себя медсестрой или космонавтом, но и научиться взаимодействовать с ребятами, которые включены в эту игру.

Умеют ли наши дети играть?

Свободная игра - это не только творческое самовыражение, но и умение принимать решения и брать на себя ответственность . С игрушками ты остаешься один на один с собой и своими тревогами. Ты сам инициируешь игру, устанавливаешь правила, сам создаешь или не создаешь сюжет. Надо иметь воображение, чтобы представить, что палочка - это светофор, а брусок - паровозик. Ведь детское воображение безгранично. Вполне очевидный для взрослого предмет, например, ручка, может в руках ребенка превратится в ракету, кастрюля в шлем, а полотенце в плащ. Игра ребенка - это огромная загадка, и со стороны далеко не всегда можно догадаться о том, что сейчас за события разворачиваются в воображении малыша. И именно такая творческая и спонтанная игра позволяет ребенку выражать себя, познавать этот мир, быть ответственным за судьбы своих героев. Такая игра параллельно позволяет ребенку выражать свои чувства, она целебна. Именно в игре ребенок может проиграть все свои невыраженные эмоции и чувства: когда он злится, но взрослые говорят, что кричать и драться нехорошо, когда боится, а ему объясняют, что ничего страшного нет, когда грустит, а его пытаются развеселить. Эмоции, прожитые героями игры, не будут довлеть над малышом. Спонтанная игра освобождает.

Что для этого надо?

В век современных игр, важно помогать ребенку проходить нужный для него этап спонтанной игры . Создать условия для такой игры под силу каждому родителю. Для того, чтобы ребенок мог играть во что угодно, ему надо предложить построить этот мир. А значит нужно собрать большой комплект игрушек. В наборе для свободной игры должны быть люди, животные, дома, мебель, посуда, ‎растения, строительный материал, транспорт, военная техника и солдатики, и, конечно же, монстры. Ведь детские страхи для детей - такая же реальность, как и все остальное. ‎

Необходимо выделить время 30 или 45 минут специально для свободной игры . Объяснить ребенку, что сейчас мы будем играть немного по-другому. Когда начинаете игру, достаточно просто пригласить ребенка к игре, сказав: «Ты можешь играть во все, что хочешь, и как хочешь». А теперь самое сложное. Родитель должен избегать оценивающих реплик и отдавать активность в игре ребенку. Если ребенок играет сам, то достаточно активно наблюдать за игрой и озвучивать действия в игре. "Вот куколка обедает, а теперь моет посуду». Такое ненавязчивое сопровождение создает ощущение диалога. Взрослый рядом, но автором остается ребенок . Конечно, если ребенок просит играть за того или иного персонажа, то важно уметь включаться в игру. При этом все же не забывать, что автор этой сказки ваш малыш.

Игра - это не только времяпрепровождение для детей. Это еще и способ формирования новых психических структур. Даже один или два раза свободной игры в неделю будут хорошей практикой для любого ребенка. Говорят, что свободно играющие дети более спокойны, лучше адаптируются к новым условиям , более устойчивы эмоционально, легче находят общий язык со сверстниками, да и чаще ощущают себя счастливыми. А разве не для этого нам дано детство?

Прежде чем рассказать об играх, в которые мы играем с детьми, хочу сделать небольшое отступление. А именно объяснить, почему для меня так важно не просто дарить своим малышам , но еще и вместе с ними в них играть.

После рождения Алины, помимо всех прочих вопросов, меня очень стали интересовать всевозможные развивающие игры и игрушки. А когда родился Егорка, я погрузилась в этот вопрос с головой. И всё свое свободное время посвящала (сейчас уже не всё) играм и занятиям с детьми.

Но сразу хочу сказать (оглядываясь назад), что не важно, чем Вы занимаетесь с ребенком, важно как Вы это делаете и насколько сами вовлечены в процесс.

Для меня игра с детьми – это полное мое погружение в деятельность (если, конечно малыш не просит обратного). Именно в таком формате необходимо начинать играть с самыми маленькими.

А вот вариант, дать игрушки и сидеть рядом, смотря в телевизор или в журнал – я отклонила сразу. Лучше, в таком случае, честно сказать, что Вы полчаса будете заниматься своими делами, а потом обязательно поиграете с ребенком. Дети вполне могут какое-то время развлекать себя самостоятельно. Главное, чтобы это не происходило постоянно.

Для меня лучшим объяснением того, почему необходимо обязательно играть (либо что-то делать) вместе с мамой, папой и т.д., стало открытие Льва Семеновича Выготского. Он доказал, что у каждого ребенка есть так называемая «Зона ближайшего развития». Это те умения и навыки, которыми малыш сможет овладеть в ближайшее время, благодаря тому, что родители его этому учат и показывают. И, эта зона тем больше, чем больше времени родители занимаются со своим ребенком.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 НИЖНЕКАМИСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ НАШИ ДЕТИ

Выступление на родительской субботе 2-х классов.

Заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ №6» НМР РТ
Глухарева И.С.

г.Нижнекамск, 2013

Роль игры для младших школьников

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. С приходом ребенка в школу его сознательная позиция изменяется, ведущая деятельность превращается из игровой в учебную. Основным видом деятельности становится учение.

Урок – основная форма учебного процесса в начальной школе. Помочь ребенку безболезненно пережить период адаптации, призвана игра. Она формирует устойчивый интерес к учению, снижает напряжение, способствует более легкому вхождению ребенка в новый коллектив. Игра – это важный развивающий элемент. Участвуя в игре, ребенок не только прорабатывает какие-то навыки, но и обогащает свой внутренний мир, стремится узнать, что будет дальше.

Однако, младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.

Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем».

Игра – это также и средство воспитания. В каждой игре ненавязчиво должны звучать идеи доброты и милосердия.

Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание.

Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.

Игра для ребенка не просто развлечение. В игре ребенок воссоздает тот мир, который видит в реальности и, наоборот, мир игры переносит в реальность.

Игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения основано психофизиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, т. к игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Практическая работа:

Социологический опрос учащихся 2 –х классов

Любят ли дети играть? Этот вопрос мы задали 46 учащимся 2 – х классов нашей школы. Положительно на этот вопрос ответили 45 учащихся (97,8%).

Конечно, наши дети любят играть!

В какие же игры играют наши дети?

    В футбол, хоккей – 5 чел (10,8%)

    В компьютерные игры -14 чел.(30,43%)

    В подвижные игры(прядки, догонялки, салки, снежки) – 28 чел. (60,8%)

    Настольные игры (шашки, шахматы, лото и др.) – 4 чел. (8,6%)

    Любят играть с игрушками(куклы, машинки, конструкторы и т.п.)- 4 чел.(8,6%)

Как видно из диаграммы, 60,8% опрошенных учащихся любят играть в подвижные игры. Это очень радует, так как подвижные игры являются сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль.

Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазания и т.д. структуру подвижных игр и взаимодействия играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижной игры определяются ее эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются эмоциональные резерв, возможности организма. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.

На втором месте среди любимых игр наших детей стоят разнообразные компьютерные игры , в которые дети играют на телефонах, планшетных компьютерах или стационарных компьютерах. Это 30,43% респондентов. К сожалению, в настоящее время мы замечаем тенденцию увеличения роли компьютерных игры среди любимых игр наших детей.

В младшем школьном возрасте компьютерные игры оказывают следующее положительное влияние на ребенка:

    Позволяют расслабиться Многие игры ярко иллюстрированы, интерактивны, с юмором, что создает положительный эмоциональный настрой во время игры.

    Позволяют освоить различные формы общения. Младшие школьники любят играть в компьютерные игры вдвоем или в небольшой группе сверстников.

    Оказывают психотерапевтическое воздействие.. Используя компьютер, многие младшие школьники начинают петь, рисовать, даже сочинять стихи. Учебные и игровые программы с доброжелательными героями поддерживают ребенка, внушают чувство доверия.

    Позволяют ребенку моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации. Подобные эксперименты позволяют ребенку "проиграть" множество ситуаций, которые он в последующем мог бы реализовать в жизни.

    Игры могут помочь ребенку в самореализации. Одни дети предпочитают головоломки и логические игры, другим нравятся игры на быстроту реакции, третьих привлекают обучающие игры, четвертые любят раскраски и т. п.

    Коррекционный эффект при работе с детьми с ограниченными возможностями. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития.

    Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса.

Интернет-сайты с обучающими и развивающими играми:
www.logozavr.ru;
www.samouchka.com.ua;
www.detskieigri.ucoz.ru;
www.hunter-hamster.com;
.

Чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности. Нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям. Для младших школьников лучше выбирать логические игры, игры-симуляторы, т. к. они, как правило, непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей. По времени игра для младших школьников не должна превышать 10–15 мин, либо должна предусматривать запись промежуточных результатов работы с последующей возможностью ее продолжения.

Однако в западных странах существует официальный термин "патологическое использование компьютера". Признаки компьютерной зависимости у человека:

Психологические признаки

Физические признаки

Хорошее самочувствие, эйфория во время работы за компьютером.

Невозможность остановиться.

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.

Пренебрежение семьей и друзьями.

Ощущения пустоты, депрессии, раздражения вне времени,

проводимого за компьютером.

Ложь членам семьи о своей деятельности.

Проблемы с работой или учебой

Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных

стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).

Сухость в глазах.

Головные боли по типу мигрени.

Боли в спине.

Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.

Пренебрежение личной гигиеной.

Расстройства сна, изменение режима сна

Анализируя диаграмму «В какие игры играют наши дети», мы видим, что все интересными для детей младшего школьного возраста стают настольные игры и игры с игрушками.

Следующий вопрос, который мы задали нашим детям звучал так: «Любите ли вы играть с родителями?» Мы получили следующие ответы:

    Да – 43 чел (93,47%)

    Нет (6,5%)

Как видно из диаграммы, 93,5% опрошенных детей любят играть с родителями.

На вопрос «Играют ли с тобой родители?» мы получили следующие ответы:

    Да – 36 чел.(78,3%)

    Нет – 10 чел. (21,7%)

К сожалению, из представленной выше диаграммы, мы видим, что родители не всегда играют со своими детьми. А вель для ребенка это так важно!

Было очень интересно узнать, в какие игры играют наши родители с детьми?

Учащиеся ответили следующим образом:

Как видно из диаграммы, 52,2 % опрошенных учащихся ответили, что родители играют с ними в подвижные игры. Это замечательно!

Очень часто, родители не знают, какую игрушку хочет их ребенок. Мир детства наполнен игрушками. Обратим внимание какими игрушками играют наши дети. «На полках (в коробке, в уголке и т.д) столько всего!» иногда отмечаем про себя. Один папа как-то в разговоре обмолвился «Покупаем чемоданами каждый месяц, каждый месяц столько же выносим» Зачем? Зачем ребенку столько игрушек? С одной стороны, чем больше ребенок испытывает положительных эмоций, тем ярче и богаче его внутренний мир. Помните рассказ В. Драгунского «Друг детства»? Сколько положительных эмоций всколыхнул вид старого мишки у героя рассказа! Как он спал с ним, как кормил его кашей, как говорил ему свои тайны… Тогда у него не было груши для тренировки и мама достала этого медведя… Не смог мальчишка «обидеть» старого друга. И не стал заниматься боксом… Вероятно, не было у него очень-очень много игрушек, но были любимые.

Психологи советуют, не покупать много игрушек детям. Если даже игровой уголок в вашем доме будет заполнен всевозможными игрушками, ребенок будет утверждать, что ему нечем играть. В этом случае, часть игрушек просто убираем в недоступное для детей место. Спустя некоторое время ребенок с удовольствием будет играть в эти, ставшие для него снова интересными, игры.

Итак, какую игрушку наши дети мечтают получить на Новый год?

    Планшет- 22 чел. (47,8%)

    Сенсорный телефон, смартфон – 7 чел. (15,2%)

    Книга, энциклопедия – 2чел.(4,3%)

    Игрушка (кукла, р\у машина, конструктор) – 19 чел. (41,3%)

    Коньки- 1 чел. (2,1%)

    Елку – 1 чел. (2,1%)

Как видно из диаграммы, наши дети мечтают о планшетном компьютере (47,8%), на втором месте все же мечта о хорошей игрушке (кукле, р\у машинке, конструкторе и т.п.).

А есть ли у наших детей любимая игрушка и нужна ли она ребенку?

Вот так ответили наши дети:

    Телефон – 4 чел. (8,6 %)

    Кукла – 8 чел. (17,3%)

    Портфель – 1 чел. (2,1%)

    Планшет – 10 чел. (21,7%)

    Кошка – 1 чел. (2,1%)

    Шайба- 1 чел. (2,1%)

    Мяч – 2 чел. (4,3 %)

    Конструктор Лего – 5 чел. (10,8%)

    Машинка – 3 чел. (6,5%)

    Мягкая игрушка – 7 чел. (15,2%)

Таким образом, любимые игрушки есть у 43 чел. (93,5%) опрошенных. Нет любимой игрушки – 3 чел. (6,5%).

Любимая игрушка ребенка

Психологи настоятельно рекомендуют, чтобы у ребенка была любимая игрушка. Ей он доверит свои тайны, с ней преодолеет некоторые препятствия. Например, когда родителей нет дома, игрушка поможет преодолеть страх одиночества. В минуты злости, он может выбросить игрушку, даже сломать ее, но вскоре достанет ее… постарается починить, утешит ее. Чаще это происходит в минуты детского горя. А если нет? Это повод задуматься….

Игрушка помогает выразить чувства, учит общаться, помогает переживать события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях. Т.о., в какие игрушки играет ребенок, можно судить об его эмоциональном состоянии… Так, пугливый и неуверенный малыш предпочтет поиграть с мягкой игрушкой, которая вызывает чувство защищенности и тепла, выражение мордочки такой игрушки доброе и спокойное. Придет время, малыш поймет, что надо быть сильным! Шаг за шагом он научится преодолевать препятствия.

Но и игрушка тоже передает эмоции! Недаром, покемоны, куклы Барби, игрушки, изображающие свирепых чудовищ запрещены и сняты с производства ряда европейских стран, Японии, США. Ведь если вы подарите ребенку легион воинов со свирепыми лицами, ничего, кроме ужаса ваш малыш не испытает. Может быть, он будет перебирать их, даже расставлять, но какие чувства они вызовут у него… Стоит ли удивляться полемики педагогов, родителей: почему молодые люди такие жестокие, агрессивные, циничные… Это результат их детского мировосприятия, потому что классическая фраза «Все мы родом из детства» будет актуальна всегда.

Лучшие игрушки удивляют и забавляют, развивают интеллект, мыслительную деятельность, физическую активность, психо-эмоциональную сферу ребенка, внимание, память, воображение, творческие способности, художественно-эстетическое восприятие.

Посмотрите на игрушки, которыми играют ваши дети… Посмотрите отношение ребенка к игрушкам. Обратите внимание на количество игрушек в детском уголке. На первый взгляд такие простые вопросы! Но сколько ответов они могут дать на ваши сложные ситуации.

Литература и Интернет источники

    Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М., 2001 - С. 199.

    Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

К сожалению, многие мамы и папы даже не догадываются, что самым важным в раннем возрасте является не интеллектуальное, а эмоциональное и психическое развитие малыша.

В последние годы в моду прочно вошло раннее интеллектуальное развитие
малышей. Уже с 1,5-2 лет детишек обучают счету, чтению, иностранным языкам,
водят на групповые занятия, развивают по новейшим методикам. При этом
родители мало задумываются о том, насколько это действительно необходимо
крохе. И к сожалению, многие мамы и папы даже не догадываются, что самым
важным в этом возрасте является не интеллектуальное, а эмоциональное и
психическое развитие малыша
. Они стараются заполнить жизнь любимого чада
различными познавательными занятиями и спортивными тренировками, строя
график таким образом, чтобы у ребенка не оставалось свободного времени на
«ерунду», типа игр и беготни. Однако, исключая из жизни дошкольника
«примитивные» детские игры, родители, сами того не ведая, наносят огромный
урон культурному и нравственному воспитанию малыша. О том, как важна и
чудодейственная игра, рассказывает педагог-психолог, президент Фонда
социальной и психологической помощи семье и ребенку Татьяна ШИШОВА.

Чем сильна игра?
Еще знаменитый психолог Л.С. Выготский отмечал высокое значение игры для
полноценного психического развития личности. Он разработал систему
периодизации возрастов, где указал, что основная деятельность ребенка (с 2
до 7 лет) – это игра, которая, по убеждению ученого, не просто глупое
развлечение, а основная цель и задача маленького человека. Впоследствии
именно игровой опыт станет крепким фундаментом для учебной, а потом и
трудовой деятельности. «Основной формой развития сверхсознания…служит игра,
требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих событий в
постижении ребенком окружающего мира», – писал психолог. Вершиной игр
Выготский считал сюжетные и ролевые игры, которые дети при нормальном
развитии начинают осваивать с 1,5–2 лет. Сначала это совсем простые сюжеты «Покорми Мишку», «Уложи куклу
спать», которые постепенно усложняются, обрастают деталями и превращаются в
настоящие спектакли.
Благодаря ролевым играм ребенок не только развивает воображение и природную
смекалку, но и обретает социальные навыки общения. Если же попытаться
«перепрыгнуть» этап игры, и сразу приступать к интеллектуальному развитию,
психический рост малыша может затормозиться, что в дальнейшем аукнется
серьезными проблемами. У подростков и взрослых, которые «недоиграли» в
детстве, зачастую не сформирована способность прослеживать
причинно-следственную связь между теми или иными явлениями, они плохо
разбираются в отношениях и психологии людей, им сложнее адаптироваться в
коллективе, дружить, любить, строить семью.

Согласно ГОСТу, маркировка на игрушке обязательно должна содержать название
товара и страны-изготовителя, фирмы-изготовителя, основные потребительские
свойства и другие необходимые сведения. Их отсутствие или неполнота может
свидетельствовать о том, что игрушка поддельная.

Выбор игрушки
Приобретая ребенку очередной подарок, обратите внимание, чтобы он
соответствовал не только стандартам качества, но и подходил малышу по
возрасту и по психологическим параметрам. Например, различные монстры
противопоказаны детям любого возраста, поскольку могут вызывать страхи или,
наоборот, пробуждать агрессию. Помните, что игрушки и игры оказывают
мощнейшее воздействие на психику ребенка: они могут как деформировать
личность малыша, так и развивать или корректировать.
Игровая прививка
Игра для детей – привычная стихия, наиболее органичный вид деятельности и
общения, ведь «в игровом мире» ребенок не скован условностями и может
свободно выражать себя. Поэтому любые сюжеты, которые ребенок проживает в
игре, он осваивает легко и ненавязчиво. Так, посредством игры дети могут
почерпнуть уникальный опыт социального общения и прочувствовать различные
жизненные ситуации. Можно сказать, что, играя, малыши получают своего рода
«прививку», и в будущем, когда они в реальной жизни столкнутся с подобной
историей, они отреагируют адекватным образом.

В чем соль?
Впрочем, с помощью игротерапии можно не только предупредить развитие
комплексов или фобий у детей, но и вылечить их.
Когда ребенок приходит на первый прием к психологу, игротерапевт составляет
психологический портрет ребенка и выявляет основную проблему поведения. В
процессе терапии психолог установит и саму причину трудностей, и будет уже
работать непосредственно с ней.
Важно, чтобы малыш не знал о том, что с ним занимаются терапией. Он должен
быть уверен, что с ним просто играют.
Существуют две основных формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли
взрослого (родителя, психолога, психотерапевта, воспитателя) в игре:
направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).
В директивной терапии психолог берет инициативу на себя, создает игровую
ситуацию с подсказки ребенка, управляет ходом событий, фиксируя все
проявления активности маленького пациента. Он обрисовывает малышу дальнейшие
действия, дает советы, указывает ребенку правильный выход из ситуации.
Терапевт пользуется методическими приемами, играми со структурированным
игровым материалом и сюжетом. Это могут быть игры по сказкам. Терапевт
подбирает героя, близкого к ребенку по возрасту, полу, характеру, и
описывает его жизнь в сказочной стране, чтобы малыш увидел в ней сходство с
собственной жизнью. С этим персонажем происходят различные истории, и
возникают непростые ситуации, которые случаются с ребенком в реальной жизни.
Герой ищет выход из положения и в итоге находит идеальное решение с помощью
мудрого наставника, которого встречает по ходу сюжета. Цель психолога –
показать ребенку его поведение со стороны и ненавязчиво в игровой форме
подсказать наиболее благоприятный стиль поведения. Проживая трудные ситуации
в волшебном мире сказки, ребенок понимает, в чем ошибка его поведения, и
находит выход из тупика.

Очень часто при директивной игротерапии психологи прибегают к ролевым играм
с куклами. Это могут быть как простые «дочки-матери», так и настоящий
кукольный театр. Через разыгрываемые сценки малыш видит «со стороны»
различные поступки, начинает сопереживать героям и анализировать их
действия. Сюжеты могут быть от самых банальных до фантастических: прием
гостей, драка в песочнице или полет на Луну в целях спасения маленького
принца. В этих играх замечательно то, что ребенок играет не за себя, а «как
бы» за другого персонажа (куклу), и совсем необязательно за того, который
ведет себя, как сам малыш. Даже наоборот если ребенок играет не трусишку
(если малыш трусит), а защитника слабых, – достигается наибольший
терапевтический эффект, поскольку ребенок словно примеряет на себя
правильную роль. Таким образом ребенок начинает понимать, как его поведение
выглядит со стороны и как можно преодолеть собственный недостаток.
Недирективная терапия ориентирована на самостоятельную игру ребенка, которая
помогает ему выразить свои чувства, свой внутренний мир. Такую игротерапию
еще можно назвать импровизированной, поскольку психолог не диктует жестко
сюжет игры, а предоставляет самому ребенку придумать сценарий. Или же
психолог выбирает игру, правилам которой подчиняются все: как дети, так и он
сам. Цель терапии – создание атмосферы взаимопонимания и эмоционального
сопереживания ребенку, а также активная борьба с конкретной проблемой.
Например, для малыша, которого мучат страхи, отлично подойдут «жмурки»,
«привидение» или «прятки». А для снятия напряжения и выплеска агрессии –
«казаки-разбойники», «салочки», «злые-добрые кошки», когда дети поочередно
превращаются то в злых царапающихся и шипящих кошек, то в добрых,
мурлыкающих и ласковых. Для снятия напряжения и налаживания
детско-родительских отношений подойдут игры «Доверяющее падение», когда
ребенок падает спиной к взрослому, а тот подхватывает малыша на руки, или
«Ласковые лапки»: ребенок закрывает глаза, а родитель или психолог
поочередно водит по его ручке то перышком, то ваткой, то листочком бумаги –
и малыш должен угадывать предметы.

В помощь маме
Психологи утверждают, что каждый человек рождается с уже заложенным
характером, талантами и даже вкусовыми пристрастиями. Если понаблюдать за
годовалым младенцем, можно увидеть, что это действительно так. Один малыш
невозмутим, даже когда у него отнимают лопатку в песочнице, а другой – с
криком бросается на обидчика; один любит побегать, другой тихо посидеть на
коленях у мамы.
Учитывая эти наблюдения, можно сказать, что задача воспитания состоит не в
том, чтобы «на белом листе нарисовать нужную картину», а в том, чтобы
развить заложенные достоинства и способности, и максимально приглушить
недостатки. И сделать это можно с помощью обыкновенных игр, многие из
которых мы помним с детства. Главное только проявить побольше фантазии и
терпения.

Консультация для родителей

ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ДЕТИ

Сегодня рынок игрушек буквально пестрит головоломками, связанными с составлением картинок. Самыми сложными из них - пазлами - увлекаются даже взрослые. При этом возникает естественный вопрос: насколько нужны подобные занятия ребенку? Что это - пустое развлечение или полезная развивающая деятельность?

Шаг за шагом

Современные составные картинки представляют собой многообразные вариации игры-головоломоки, суть которой состоит в том, чтобы из отдельных кусочков собрать целое изображение. Прежде чем начать сборку, ребенок должен представить, что он собирает, иными словами, у него должен возникнуть образ , который будет направлять его действия. И ребенку необходимо мысленно удерживать этот образ, узнавая в отдельных частях целое. При этом он должен соотносить кусочки между собой и со всей картинкой, т.е. находить для каждого кусочка свое, единственно верное место. Иначе картинка не получится. Всё это, безусловно, требует от маленького ребенка серьезной работы мысли, внимания и сосредоточенности. Такое мышление в психологии носит название «наглядно-образное», поскольку ребенок мысленно оперирует образами, опираясь при этом на наглядный материал.

Врезка

Собирая с малышом 2-3 лет составную картинку, не нужно ожидать от него мгновенного понимания задачи и быстрого ее решения. Восприятие ребенка развивается по линии постепенной детализации воспринимаемого. Только по мере взросления кроха овладевает способностью заметить , а потом еще и узнать предмет . Всем хорошо известно, какое удовольствие детям доставляют игры на узнавание (кто это? - кошка - а это? - птичка и т.д.).

Разрезанное изображение, скажем, кошки, ребенок способен узнать по ушку или части мордочки. Но вот что интересно: ребенок узнает кошку по одной её части - и останавливается. Ему этого достаточно, ему уже не нужно правильно соединять части, он как будто не видит ошибки, словно это не важно, не существенно - ведь он же узнал! Более того, он будет довольствоваться этим неправильно сложенным изображением и вряд ли попытается исправить ошибку самостоятельно. Это связано с тем, что до 3 лет для ребенка отсутствует связь между формой и содержанием - он уже узнал кошку (содержание), так какое теперь имеет значение то, правильно ли она собрана (форма). Такие ошибки в этом возрасте совершенно нормальны. Только после 3 лет он может заметить ошибку в своем решении задачи. И это - настоящая революция в мировосприятии ребенка! Составные картинки бывают разными по уровню сложности, и этот уровень с возрастом должен повышаться.

Можно выделить четыре вида составных картинок :

  1. картинки-вкладыши , которые вкладываются в готовую форму,
  2. разрезные картинки,
  3. кубики с картинками на всех гранях;
  4. пазлы

Картинки-вкладыши

Картинки-вкладыши, кубики или разрезные картинки достаточно традиционные игры. А вот пазлы сравнительно недавно завоевали прилавки игрушечных магазинов. Количество, размер и форма деталей, сюжет и художественное оформление составных картинок бывают самыми разными и зависят от возраста, для которого предназначена игра. Если с картинками-вкладышами могут играть 2-летние малыши, то пазлы предназначаются детям постарше.

Но прежде чем говорить об их достоинствах и недостатках, остановимся подробнее на каждой из перечисленных групп.

Картинка-вкладыш представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Например, рисунок вазы с фруктами, в котором вырезаны отдельные фрукты. Эта игра предназначена для детей от 2-х до 4-х лет . Ее задачу можно выразить вопросом «чего здесь не хватает?» Обычно дети уже в два года достаточно легко справляются с вкладышами, например, с такими, как ряд овощей и фруктов или ряд собачек одинаковой формы, но разной величины.

Таким образом, занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления. Выбирать картинки-вкладыши необходимо исходя из возраста ребенка: чем он младше, тем меньше должно быть вырезано кусочков, тем крупнее детали.

В самом простом варианте этой игры вырезанный фрагмент имеет ровные края, а изображенный на нем рисунок - симметричен (например, симметричная ромашка на кусочке-квадрате). Либо форма кусочка соответствует изображению: вырезанные чашка, блюдечко, ложка и т.д. В этих случаях ребенку, чтобы справиться с задачей, нужно просто понять, из какой части картинки этот элемент. Чтобы усложнить задачу, можно предложить малышу картинку с неровными, но не совпадающими с границами рисунка краями вырезов.

Еще труднее ребенку справится с картинкой, вырезанные части которой имеют ровные края, но изображение, расположенное на них, не симметрично: например, на квадрате нарисована птичка - ребенку приходится следить за тем, чтобы не положить ее вверх ногами. Либо каждый кусочек представляет собой не отдельный образ, а лишь его часть, например, фрагмент вазы или цветка. Здесь ребенок вынужден ориентироваться на форму выреза и соответствующего кусочка (круг вставляем в круглый вырез, треугольник - в треугольный), а также учитывать содержание нарисованного, соотносить детали изображения, все линии, цвета и расположение рисунка. Эти картинки-вкладыши представляют особую сложность для малыша в связи с возрастными особенностями, и на каком-то этапе ему потребуется помощь взрослого. Однако подобные игры подготавливают базу для успешного развития наглядно-образного мышления. Полученный опыт позволит ребенку легче справляться с гораздо более сложными головоломками - пазлами.

Разрезные картинки

Разрезная картинка - это картинка, разрезанная по прямым (как правило) линиям. Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении. Это занятие хорошо подходит для детей от 2 до 5 лет. Дело в том, что пока малышу нет 5 лет, ему сложно ориентироваться сразу по двум параметрам - по форме кусочков (то, как разрезана картинка) и содержанию (что изображено). Однако именно в этом возрасте разрезные картинки в наибольшей мере способствуют развитию наглядно-образного мышления.

Самыми простыми разрезными картинками являются изображения отдельных знакомых ребенку предметов (ведерко, домик, бабочка), разрезанные на две симметричные части. Сложность собирания картинки возрастает с увеличением количества частей и с появлением сюжета. Малышам игры с разрезными картинками доставляют огромное удовольствие. Например, дом, разделенный на части («крыша», «стена», «основание») можно «строить». Благодаря такой игре у ребенка развиваются сосредоточенность, наблюдательность, воображение, зрительное восприятие и формируются целостные представления о предмете.

Красочные и художественно выполненные разрезные картинки можно купить во многих магазинах, не только в «игрушечных», но и книжных. Их легко сделать и своими руками, разрезав любую картинку сначала на две, потом на четыре части и т.д. Используя сюжетные картинки можно придумывать целые истории и, выкладывая их, проговаривать, что возле чего находится. Таким образом, можно содействовать и речевому развитию ребенка.

Покупая или самостоятельно изготавливая разрезные картинки, нужно обращать внимание на следующие моменты: изображение на картинке должно быть узнаваемым (в этом отношении мишка для европейского ребенка лучше, чем носорог, а носорог – лучше, чем каракатица); используемые в рисунке цвета должны быть яркими, но не раздражающими; количество деталей должно соответствовать возрасту.

Кубики

Составные картинки на кубиках имеют свою особенность, связанную с формой куба. Фрагмент, расположенный на каждой грани - это уже не просто часть плоского изображения. Чтобы картинка получилась, недостаточно поставить кубик на свое место, его нужно повернуть правильной стороной.

Составные картинки на кубиках предполагают наличие элементарного представления о кубе. Этот вид составных картинок выполняет свою развивающую задачу для детей с 3-4 до 6-7 лет . Знакомство нужно начинать с четырех кубиков, на которых помещено изображение какого-то отдельного предмета (фрукт, собачка, машинка и т.д.). Предлагая игру, все кубики нужно повернуть одной картинкой вверх - это упрощает задачу, малышу остается расположить их в правильном порядке. По мере освоения ребенком этой игры задачу нужно усложнять: сначала один кубик повернуть не той стороной и попросить ребенка найти на нем недостающую часть картинки, затем то же сделать с двумя кубиками, с тремя. Постепенно ребенок освоится в этой игре. Теперь ему можно предложить сюжетное изображение на картинках (например, сцену из знакомой сказки).

Чем хороши кубики? Многие из них выполнены в одном стиле, например, на всех сторонах - сцены из сказок, причем на трех сторонах нарисованы события, происходящие в избе, а на остальных трех - в лесу; все стороны раскрашены в одной цветовой гамме. Поэтому иной раз даже взрослому не легко с первого взгляда определить, правильной ли стороной повернут кубик. Чтобы не ошибиться, нужно быть очень внимательным и терпеливым.

Важные моменты при выборе кубиков: единство стиля, цветовой гаммы, сходство сюжета и уровень сложности, соответствующий возрасту. Именно такие кубики максимально эффективно выполнят свою развивающую задачу.

Пазлы

От приведённых выше составных картинок, пазлы отличаются кривой линией соединения деталей. Это, казалось бы, незначительное отличие меняет сам характер деятельности ребёнка. Собирая пазлы , необходимо форму каждого кривого кусочка со сложными краями соотнести с формой соседних, таких же сложных кусочков и сделать так, чтобы они совпали, т.е. из разрозненных кусочков получилась сплошная ровная поверхность. Это уже само по себе оказывается довольно трудной задачей для малыша. Но, собирая такие картинки, ребенок должен учитывать не только форму элементов, но и то, что на них изображено. До 4-5-летнего возраста игра с пазлами не имеет отношения к работе образного мышления, поскольку трудно учитывать два признака одновременно. Форма для малыша - более простой и значимый признак, чем содержание. Иными словами, малыши обращают внимание на форму кусочков, самой картинки при этом не замечая. Тем не менее, начиная с 4 лет, ребенку можно предложить пазлы из малого количества деталей для знакомства с этой игрой.

Пазлы очень разнообразны и по сложности, и по способу действия. Наиболее простыми являются пазлы , на каждом кусочке которых изображён отдельный, узнаваемый ребёнком образ (рыбка, облако, мальчик на самолетике). Обычно эти картинки имеют рамку с «дном», своего рода подставкой, на которых прочерчены линии, повторяющие контур кусочка. Поскольку целый образ воспринимается легче, ребенку 4-6 лет больше подходит этот, простой, вариант.

В более трудных случаях картинка разрезана на большое количество частей (в своем полном варианте она обычно помещается крышке на коробки). Часто детали на первый взгляд почти не различимы меж собой. Поэтому практически невозможно найти место для каждого кусочка, ориентируясь исключительно по рисунку или цветовой гамме (таковы, например, пазлы с изображением моря или неба). Здесь поможет умение ориентироваться на форму.

Собирание пазлов требует нового, в чем-то более формального подхода к игре. Если в предыдущих составных картинках гораздо проще было начать с узнаваемых моментов, например, с мордочки животного, что значительно упрощало игру, то в более сложных пазлах необходимо сначала задать общую форму, в которую будут вкладываться многочисленные кусочки. Для достижения успеха начинать раскладывание лучше с рамки картинки. Часто ребенок видит, что сюжетную линию уловил правильно и «этот кусочек должен быть где-то рядом с этим», но форма настолько сложна, что он не сразу может правильно соединить детали. Это под силу детям 6-7 лет . В самых сложных случаях кусочки настолько похожи и так легко соединяются друг с другом, что можно не правильно сложить картинку и заметить это, только если быть очень внимательным.

Развивающее значение пазлов. Многие люди отмечают релаксационный эффект этой головоломки. Взрослые не меньше детей, если не больше, любят заниматься составлением картинок; могут неделями собирать пазлы , состоящие из тысяч деталей, которые сами «ведут» руку человека, подсказывая решение. Такое собирание не требует мыслительного напряжения и творческих усилий.

Аналогичное воздействие пазлы могут оказывать и на детей. Часто родители и воспитатели детских садов используют игру ребенка с ними как возможность занять его: пока малыш сидит тихо, спокойно, его не видно и не слышно, можно заняться своими делами. Как и в случае со взрослыми, это занятие позволяет снять излишнее возбуждение, поэтому его хорошо использовать как расслабляющее и успокаивающее средство в работе с чрезмерно подвижными или просто перевозбужденными детьми, а также с детьми беспокойными, излишне тревожными. Однако дети стеснительные, замкнутые, необщительные часто используют собирание пазлов как своеобразный уход от окружающего мира. Таких детей можно увидеть в детских садах: обычно они в абсолютном одиночестве сидят где-нибудь в уголке и чуть ли не часами собирают эти самые пазлы , автоматически подбирая детали. Конечно, таких детей необходимо вводить в круг сверстников, обеспечивая им полноценное общение. Например, с помощью тех же пазлов : устроить коллективное составление картинки.

Но важно отметить, что для того чтобы пазлы действительно имели для детей развивающее значение, необходимо участие взрослого. Ведь любую игрушку ребенку преподносит взрослый, именно он раскрывает ее суть и все возможные способы игры с ней. Ребенок, который остается один на один с коробкой пазлов , скорее всего, сведет игру к механическому подбору деталей картинки.

Развивающая задача этой игры заключается в формировании образов и представлений ребенка. Задача взрослого - помочь ребенку удержать в сознании собираемый образ. Чтобы пазлы способствовали развитию мышления, взрослый должен акцентировать внимание на сюжете картинки, т.е. именно на том, что собирает ребенок, а не на рамке или форме кусочков.

С маленькими детьми можно придумывать рассказы и сказки по картинкам, которые рассказываются по мере их составления. Например, раскладывая картинку с изображением леса и его жителей, можно рассуждать с ребенком следующим образом: «кто нарисован на этом кусочке? – птичка – что у нее в клюве? – веточка – а что птичка делает? – летит – зачем же ей веточка? – чтобы построить гнездо» и т.д. Такие рассуждения помогут ребенку не застревать на деталях, а включать их в целостную картинку.

- -