Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Пособие своими руками бродилки для автоматизации звуков. для работы с трудными звуками. Игра «Назвать слова по сюжетной картинке»

Игровое пособие для автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Л]. Это пособие удобно тем, что не требует специальной подготовки картинок и позволяет внести разнообразие в затяжной этап автоматизации звуков у дизартриков.

Кроме того, игровые задания направлены на коррекцию грамматического и синтаксического строя речи. Пособие надо распечатать на цветном принтере, на листе А4 и вставить в файл или заламинировать, тогда оно прослужит не один год. Прилагаются текстовый файл с инструкцией и речевым материалом, и игровое поле в формате jpg.

Ходилка. Помоги Карлсону добраться до варенья.

Автоматизация звуков [Р] - [Л].

Цель: дифференциация звуков [Р] - [Л] в словах и фразе.

Начинаем ходить по картинкам от Карлсона по стрелочкам до банки с вареньем, изменяя слова и придумывая предложения. При ошибке (неправильном произнесении звуков) можно придумать штрафы: сделать ход назад или произнести слоговую цепочку и т.д. Варианты: ребенок бросает игральную кость и перемещается по стрелкам в соответствии с выпавшим числом; или играют несколько детей, бросая игральную кость и делая ходы (выигрывает тот, кто быстрее доберется до варенья).

Условные обозначения:

- значок жадины. Составить словосочетание со словами мой/моя/моё/мои.
нет чего?/ нет кого?
- придумать предложение с заданным словом или словосочетанием
- изменить слово, ответив на вопрос какой? /какая?/ какое?/
какие?
Или чей, чья, чьё, чьи (образование прилагательных от существительных).
- изменить слово, ответив на вопрос что делал?/ что делала?
- изменить слово, ответив на вопрос любуюсь кем?/ чем?
- У гномика маленький … Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- посчитать предмет до пяти. Например, один журнал, два журнала…. пять журналов
- составить словосочетание со словами один…. и два…
- изменить слово: один - много. Например, ведро - ведра


Наталья Глотова

Дидактические игры для автоматизации звуков.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой).

С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных речедвигательных связей на разнообразном речевом материале. Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация звука включает в себя ввод звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстройствами, так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

Использование дидактических игр и игровой формы занятия в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в изолированной позиции.

Для того, чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков.

«Лесенка» Игрушка поднимается по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук.

«Звуковые дорожки» Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.

Использование звукоподражаний.

Спеть «песенку водички» с-с-с. «Накачать насос» с-с-с.

Позвенеть, как «комар» з-з-з. комарик зь-зь-зь.

Пошипеть, как змея ш-ш-ш.

Пожужжать, как жук ж-ж-ж.

Порычать, как тигр р-р-р. Тигрёнок рь-рь-рь.

Погудеть, как самолёт л-л-л.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в слогах.

«Часы» ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.


«Бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.

«Пирамидка» нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог.

«Звенящие баночки»

Каждый слог обозначается своим цветом. Ребёнок берёт кружочек и называет слог соответствующий его цвету, после этого опускает в баночку. Когда все слоги будут названы, баночки превращаются в "звенящие".



«Жучок летит к лепесткам»

Жучок подлетает к каждому лепестку, ребёнок называет слог.


«Кнопочки» проговаривая слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на кнопочки (иппликатор Кузнецова). Сколько кнопочек, столько раз нужно повторить слог.


«Повтори столько раз, сколько…» Логопед хлопнет в ладоши, стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложено палочек или косточек на счетах.

“Игра на пианино” , когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: ра-ра-ра-ра-ра.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в словах.

Игра «Собери картинку».

Ребёнок составляет разрезную картинку и называет словом тот предмет, который изображён на собранной картинке.


Игра «Дорожки».

До картинки добегаем и слово называем.

Игра «Найди дорожку для звука»

Пройти по дорожке (картинкам) на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук.


Игра «Вертушка».

Картинки, на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук раскладываются по кругу. Ребёнок запускает вертушку. Пока вертушка крутится, ребёнок произносит изолированный автоматизируемый звук. Вертушка останавливается, показывает стрелочкой на картинку. Ребёнок называет предмет, изображённый на картинке.


Игра «Ромашка».

Собрать лепестки ромашки к её сердцевине. Назвать картинку, изображённую на лепестке.


Игра «Поезд».

К паровозу прикрепить вагоны с картинками- предметами, содержащими автоматизируемый звук. Проговорить слова.


Игра «Рыболов».

Удочка с магнитом. Рыбки с металлической скрепкой, которыми прикрепляются картинки с автоматизируемым звуком. Ребёнок вылавливает «рыбку» - называет предмет, изображённый на картинке.


«Сухой бассейн».

Коробка с перловой крупой. В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.


«Отгадай загадку - назови отгадку».

Отгадывание загадок в словах-ответах, которых есть автоматизируемый звук.

Игра «Звуковые часы».

Назвать картинки-слова, которые показывает стрелка.


Игра «День-ночь»

Выкладываются 6-8 картинок с автоматизируемым звуком. Ребёнок называет картинки. Наступает «ночь» - ребёнок закрывает глаза. Во время «ночи» убирается какая-нибудь картинка или добавляется новая или картинки меняются местами. Наступает «день» - ребёнок открывает глаза. Он должен назвать, что изменилось?

Игра «Назвать слова по сюжетной картинке».

Ребёнок должен назвать слова по сюжетной картинке.

Игра «Придумай слова со звуком.»

Придумать как можно больше слов с автоматизируемым звуком.

Игра «Спаси звук».

Приходит звукоед, который “похищает” звук из слова, а ребёнок должен спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла. а – глаЗа, к. от – кРот.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука во фразах и предложениях.

«Договаривание предложения по картинкам».


«Предложения Незнайки».

Незнайка всё время ошибается – в его предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка., или слова стоят не на своём месте: Кошка съела мышку. У шубки красивая Маша. Ребёнок помогает Незнайке исправить ошибки, объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по порядку.

Игра «Придумай предложение».

Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов с Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова с Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором.

Эта методика направлена на автоматизацию звука в слогах и словах с помощью настольных игр, так называемых «ходилок», «бродилок».

Ведущий вид деятельности у дошкольников - это игра. Именно в игре у детей происходит развитие высших психических функций таких как: память, внимание, мышление, воображение, речь. Закладывается пространственное видение, ориентировка в пространстве и на листе. Игра учит взаимодействию с другими участниками игры, отрабатываются коммуникативные навыки с окружающими людьми, животными или природой.

Основываясь на научных работах таких ведущих специалистов как: Л.С. Выготский, Е.А. Кравцова, Д. Б. Эльконин и многих других, мной была разработана и апробирована на практике методика для автоматизации звука в слогах и словах, с помощью игр - ходилок (бродилок).

Для использования данной методики нам потребуется:

  • Любая настольная игра - ходилка (бродилка). Её можно сделать самостоятельно или взять готовую.
  • Один кубик.
  • Фишки или маленькие игрушки. Желательно, что бы ребенок сам выбрал каким фишками он будет ходить.

Перед самым началом игры необходимо проговорить с ребенком все правила: когда пропускается ход, когда делается дополнительный, кто начинает ходить первым. После этого раскладываем карту игрового поля. Ставим фигурки на старт. Кидаем кубик и ходим, исходя из того, сколько ходов нам на нём выпало. При этом каждый ход мы делаем произнося слоги на отрабатываемый звук.

Например:

Отрабатываем звук Ш в слогах и на кубике выпало четыре. Это значит, что игрок ходит четыре клеточки вперёд и на каждый ход произносит слоги: ША, ША, ША, ША. Окончания слогов могут меняться по договоренности: ША, ШО, ШУ, ШИ. Слоги могут быть разнообразные и меняться в зависимости от целей занятия и отработки определенного звука в слогах. Например: автоматизация в прямых слогах - ША, в обратных - АШ, в слогах со стечением - ШТА. После автоматизации звука в слогах, с помощью игры можно автоматизировать звук в словах: ШОВ, ШОК, ШУМ, ШЕЯ и т. д.

Можно отрабатывать слова в предложениях, то есть, сколько ходов выпало игроку, столько слов он сказал. Если остановились, но при этом не договорили предложение, то продолжаете его в следующий ход.

Например начинаете ходить и проговаривать предложение:

Саша шапкой шишку сшиб…

Ход закончился, но при следующем ходе игрок должен закончить предложение:

….шишка шмяк с макушки Сашу по Макушке.

Тут, безусловно, необходимо помогать, подсказывать ребенку слоги и слова. Особенно когда ребенок играет в первый раз. В последующие игры, можно предложить ребенку самому придумать слоги и слова с отрабатываемым звуком. Чтоб не пропал интерес к такому виду игровой деятельности, я рекомендую менять поля и действующих героев (фишки, игрушки). Здесь все может быть ограничено только вашей фантазией или воображением ребенка.

В результате, с помощью игры, мы не только автоматизируем звук в слогах и словах, мы еще и учим ребенка коммуникации, общению, ориентировке на игровом поле и соблюдению правил игры. В игровой форме дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого, которое обычно очень быстро им надоедает и становится скучным и неинтересным. Игровая деятельность влияет на формирование поведения и всех психических и психологических процессов - от элементарных до самых сложных, оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.

Только для личного пользования!

Многофункциональное пособие включает:

  • 5 листов формата А4 с различными тематическими фонами для выкладывания камешков Марблс (пуговиц, бусин);
  • 4 листа формата А4 с предметными картинками на разные группы звуков (свистящие, шипящие, сонорные; звуки в прямых, обратных слогах, в слогах со стечением согласных). На каждом листе по 20 картинок.

Цель использования данного пособия:

Автоматизировать звуки [С], [Ш], [Л], [Р] в словах.

Задачи:

  1. Корригировать произношение;
  2. Корригировать и развивать фонематический слух;
  3. Развивать фонематическое восприятие;
  4. Упражнять в ориентировке на плоскости листа;
  5. Работать над дифференциацией цветов;
  6. Развивать цветовосприятие и цветоразличение;
  7. Упражнять в счете;
  8. Формировать и закреплять правильный захват камешка;
  9. Развивать мелкую моторику;
  10. Упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка;
  11. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребёнка на занятии.

Кроме камешков Марблс, для работы с играми, могут подойти пуговицы, разноцветные конфетки, пластилин, бусины…

Данное пособие пригодится в работе логопедам, психологам, дефектологам, воспитателям, учителям и родителям.

Варианты игровых ситуаций:

  • Помоги Русалочке Ариэль добраться до замка. Для этого ты должен правильно назвать картинки (или повторять слова за мной). С каждым правильно произнесённым словом ты берёшь камешек и выкладываешь дорожку Ариэль к замку. Говори красиво, выделяй звук [Л]. В конце игры можно посчитать количество камешков на дорожке. Для такого варианта игры листы с предметными картинками можно разрезать, чтобы получились карточки с отрабатываемым звуком;
  • Посмотри внимательно на картинки (в данном случае лист с картинками не разрезается). Назови мне те картинки, где звук [Л] стоит в начале слова (середине, конце);
  • Назови и покажи домашних животных, диких животных, фрукты, овощи, продукты (используются листы с предметными картинками);
  • Для дифференциации звуков. Перемешать карточки на звуки [Л - Р], [С - Ш]. Предложите ребёнку разложить карточки на две стопки...
  • Для развития цветовосприятия можно выкладывать камешки разных цветов...

Варианты игры разнообразны.

Используя фоны, можно предложить ребёнку:

  1. Помочь Рапунцель увидеть фонарики, добраться до замка;
  2. Помочь зайчику найти морковку;
  3. Помочь бабочке собрать нектар, долететь до цветочка;
  4. Помочь Винни-Пуху встретиться с Пятачком;
  5. Помочь Ариэль доплыть до замка.

Это платное пособие. Стоимость 350 рублей. Купить пособие можно через сервис Яндекс. Деньги. Перевод производится с любой банковской карты Visa, Maestro, MasterCard. Для оплаты вам потребуется указать действующий адрес электронной почты

Вы можете купить 2 комплекта Игр - бродилок

для работы с трудными звуками

[С], [С’], [З], [З’], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Л’], [Р], [Р’]

по выгодной цене 699 рублей

Сюда входит:

Это платное пособие. Стоимость 699 рублей. Приобрести пособие можно через сервис Яндекс. Деньги. Перевод производится с любой банковской карты Visa, Maestro, MasterCard. Для оплаты вам потребуется указать действующий адрес электронной почты (на этот адрес будет выслано пособие), свои ФИО.

Пособие можно оплатить, перечислив деньги на карту. Для уточнения информации можно обратиться по адресу [email protected]

Высылается файлом в формате PDF по электронной почте (в течение дня). Для длительной службы пособий мы рекомендуем распечатывать картинки на фотобумаге, ламинировать.

Если пособие вам не пришло:

  1. Проверьте папку СПАМ;
  2. Возможно вы указали неверно адрес электронной почты и мы не можем вам ответить;
  3. Обязательно напишите нам, указав дополнительный адрес вашей электронной почты.

Адрес нашей электронной почты [email protected]

Творчество в работе учителя-дефектолога – неотъемлемый фактор успешности коррекционной работы.

Наверное, в любой профессии желателен творческий подход к работе, а в работе учителя-дефектолога он просто необходим. Дети, с которыми работает учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования, в силу возраста не понимают, зачем логопед берет их на занятия.

К тому же, кроме речевого нарушения, они могут иметь особенности внимания, памяти, мышления, у детей может быть недостаточно развита мелкая моторика. Так же, как и все дети, они могут быть активными, неусидчивыми или пассивными, рассеянными. И педагог должен найти подход к каждому, ведь от этого зависит результат его коррекционной работы.

Особое внимание учитель-дефектолог должен уделить наглядности и играм.

Дидактический материал, который использует в работе учитель-дефектолог (игры, упражнения), должен быть красочным и интересным ребенку.

Ребенок-дошкольник хочет играть – пусть он играет, а педагог должен построить свою работу так, чтобы в игре выполнялась основная задача – коррекция имеющегося нарушения.

У каждого учителя-дефектолога имеется в арсенале свой набор игр и упражнений – компьютерных или бумажных, приобретенных или изготовленных своими руками. Игр – огромное множество.

Но сколько бы ни было издано пособий и дидактических игр, у каждого дефектолога в арсенале будет что-то свое, сделанное своими руками, какая-нибудь оригинальная игра, непохожая на другие игры. А если еще он владеет компьютером, возможности которого просто безграничны, то тут большой простор для фантазии.

Предлагаю несколько образцов простых игр, изготовленных с помощью компьютера, которые можно использовать в работе с детьми с нарушениями речи для автоматизации и дифференциации звуков, развития звуко-буквенного анализа, фонематического слуха, коррекции лексико-грамматической стороны речи, умения составлять простые и сложносочиненные (сложноподчиненные) предложения.

Игры я составляю в программе для составления презентаций Power Point: вставляю выбранную картинку-фон (дорожку, улитку, змейку, гусеницу, таблицу и т.п.) и накладываю на нее картинки с нужным звуком. Фон картинок лучше сделать прозрачным.

Это можно сделать в программе Adobe Photoshop, Point.net или какой-то другой программе – той, которой владеет педагог. Далее, при желании, можно сделать фон пособия.

Сюжет логопедической игры – дело фантазии логопеда.

Логопедические бродилки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-бродилку, наложить на нее картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры:

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая закрепляемый или дифференцируемые звуки.

Варианты игры (этой и последующих):

1. Предложить ребенку найти на картинке еще предметы с заданным звуком и посчитать их: одна елка, две елки, три елки, четыре елки пять елок. В этом случае ребенок учится согласовывать числительные с существительными. Для упражнения в согласовании прилагательных с существительными добавляем признак – зеленая елка. Ребенку нужно будет проговорить: одна зеленая елка, две зеленые елки, … пять зеленых елок.

2. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок (например, велосипед, рыбка) и составить с ними предложения («Мама купила велосипед», «Рыбка плавает в реке»).

3. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Жадина»: «Мой велосипед, моя свинка, моя шляпа» и т.д. Или игра «Не жадина»: «Я все отдал тебе, и теперь у меня нет велосипеда, нет свинки, нет шляпы». Так мы упражняем ребенка в правильном употреблении падежных окончаний существительных.

4. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Один-много»: елка – елки, свинка – свинки, велосипед – велосипеды.

На базе одной картинки из предложенных игр можно реализовать множество вариантов игр, реализуя главную цель – коррекция нарушений речи.

Логопедические лабиринты

Изготовление пособия.

Выбрать картинку-лабиринт, вставить в слайд презентации, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок называет картинки лабиринта, четко проговаривая звуки.

В эту игру может играть ребенок с логопедом, а можно организовать ее с подгруппой детей, у которых автоматизируется один и тот же звук. В таком случае потребуется кубик и фишки. Игроки бросают кубик. Сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко проговаривая слова с закрепляемым звуком (или с дифференцируемыми звуками). В этой игре есть опасность зайти в тупик, поэтому ребенку нужно быть внимательным и следить, чтобы этого не произошло. Кроме автоматизации звуков, в этой игре развивается еще и зрительное внимание, а отвечая на вопрос-название игры, ребенок учится составлять предложения с предлогами.


Кроме закрепления звуков, в играх этой серии и в играх, представленных ниже, также можно предложить те же варианты задания для коррекции лексико-грамматической стороны речи, что и в играх-бродилках.

Логопедические гусеницы

Изготовление пособия. Выбрать картинку-гусеницу, вставить ее в слайд, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок продвигает фишку по гусенице, четко проговаривая звуки.


На данном материале, кроме закрепления звуков, также можно отработать согласование числительных и прилагательных с существительными, единственное и множественное число существительных, умение составлять предложения.

Логопедические дорожки

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать «Фигуры», вставить подходящую фигуру, размножить ее и сделать из нее дорожку. Затем наложить на дорожку картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая звук. Далее ребенок, отвечая на вопрос (например «Кого зовет коза?»), составляет простое предложение («Коза зовет козленка»).


На материале игр данной серии также можно отработать согласование слов в предложении, подбор признаков к предмету, единственное и множественное число существительных и т.д.

Логопедические собиралки

Изготовление пособия. В файл вставить картинку (например, гриб, клубнички), размножить ее и сделать из нее дорожку (можно взять картинки разных грибов), затем наложить на них картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон. Потребуется кубик и фишки.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.


Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, на столько картинок нужно продвинуть фишку, четко произнося название картинок.

Логопедические змейки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-змейку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.


Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком. И здесь также можно выбрать три-пять картинок, составить с ними предложения, посчитать их, согласуя числительные с существительными. Затем можно закрыть или убрать картинки и дать ребенку задание: «Вспомни, какие картинки были на этой змейке» (развитие зрительной памяти).

Логопедическое домино

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать таблицу, вставить в слайд, залить таблицу понравившимся цветом, наложить картинки с нужным звуком.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков.


Картинный материал разрезать по горизонтали, затем по вертикали между одинаковыми картинками (можно заламинировать) и играть как в обычное домино. Разница лишь в том, что вместо точек на домино картинки, и нужно их назвать, согласуя числительное с существительным.

Логопедические улитки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-улитку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.


Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком.

Цель игры для ребенка – добраться до приза (это может быть фишка, картинка, наклейка или какой-то другой приз), а для логопеда – закрепить у ребенка поставленный звук.

Варианты использования игры данной серии могут быть такие же, как и в играх других серий, а могут быть и свои – тут дело фантазии педагога.