Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Классическая детская игра — «Молчанка. Логопедические игры - молчанки

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 3 (218).

Филология. Искусствоведение. Вып. 50. С. 131-133.

М. С. Старченко

МОЛЧАНКА - ЖАНР ДЕТСКОГО ПОТЕШНОГО ФОЛЬКЛОРА

В статье рассматривается один из жанров детского потешного фольклора - молчанка, его современное состояние, а также особенности жанра как игры (этапы с характеристиками каждого), отличительные свойства текстов молчанок. В статье использован региональный материал, собранный от респондентов разного возраста (1925-2001 года рождения) в городе Омске и Омской области.

Ключевые слова: детский фольклор, молчанка, игра.

Детский фольклор по своему жанровому составу очень разнообразен. Цель нашей статьи -выявить особенности жанра молчанки на региональном материале. Для этого мы используем материал фольклорного архива кафедры литературы Омского государственного педагогического университета (далее - ФА ОмГПУ) за период с 1988 по 2009 год. Молчанки относят к потешному фольклору. Потешный фольклор в целом направлен на забаву, веселье, его цель -«потешить себя и своих сверстников»1.

Молчанка - это веселая игра детей многих поколений. По точному наблюдению Г. С. Виноградова, в этой игре «<...> прелюдия разрастается настолько, что заслоняет собою <... > самую игру, перенося в действие только конец ее, развязку»2. Свое происхождение жанр получил от слова ‘молчать’. Вслед за Г. С. Виноградовым М. Н. Мельников указывает на то. что «текст, как и игра, называется молчанкой»3. Определение жанра встречаем у В. Аникина: «Молчанка - это стихотворный уговор молчать»4. В толковом словаре С. И. Ожегова есть это слово, с пометкой «разг.», и дается ему такое толкование: «Детская игра, в которой проигрывает заговоривший первым»5. Фольклористы молчанку объясняют через описательный элемент.

Весь интерес этой игры выражен словом и в слове, действие практически отсутствует. Суть игры уже обозначена в названии жанра. В ФА ОмГПУ нами обнаружено три текста, которые содержат слово, обозначающее название жанра. Приведем один из текстов:

Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест.

Сорок амбаров Сухих тараканов,

Сорок кадушек

Соленых лягушек,

Сорок ковшей Зеленых соплей.

Молчанка началась.

Чок, чок -Двери на крючок6.

Дети, как и в ХХ, так и в первом десятилетии XXI века, предпочитают тексты комического содержания. В подобных молчанках обозначены яркие образные картинки. Отметим реакцию на такие «картинки» со стороны представителей разных поколений: детей и их родителей. Рассмотрим на следующем примере:

Шел солдат из боя,

Нес бутылку гноя.

Кто пикнет,

Тот и выпьет1.

Детям кажется нарисованная картина смешной. Они не замечают образной грубости. Родители же, напротив, видят только это. Их реакцию нельзя назвать веселой, в большей степени выражено отвращение, омерзение, и «неприятно на физическом уровне».

Тексты молчанок, обычно небольшие по объему, содержат в себе условия игры и правила поведения игроков.

Зубы на крючок,

А язык на полочку.

Первая строка является зачином - началом игрового текста; вторая и третья - условия игры (не улыбаться и не говорить); четвертая фиксирует момент, когда надо замолчать.

ФА ОмГПУ содержит 128 текстов молчанок, собранных за последние двадцать лет. Из них 68 представляют собой рифмованные стихотворения из 4-6 строк, 33 текста - из 1-10 стихов, 19 текстов - из 2-5 строк, 8 текстов содержат более 11 строк. Игра в молчанку привлекательна тем, что число участников не огра-

ничено. Опираясь на практический опыт, автор данной статьи пришел к выводу, что к жанру молчанки часто обращаются взрослые (воспитатели, вожатые) для установления порядка в коллективах в детских садах, лагерях, санаториях и т. п. Для этого используется доступная форма игры.

В детском садике у нас тихий час.

Это значит, нам нужна ти-ши-на.

Мы сказали: «Чок-чок-чок,

Спи, упрямый язычок»,

Потому что к нам пришла Ти-ши-на9.

Как и в любой игре, в молчанке можно выделить основные этапы. Мы выделяем следующих три: первый - непосредственное произнесение текста молчанки, второй - промежуточный, когда игроки или ведущий пытаются рассмешить участников при помощи жестов и мимики, третий - нарушение запрета и дружный смех. Если третий этап отсутствует (все участники долго молчат), игра утрачивает свой смысл. В течение последних пятидесяти лет сохраняются все три этапа.

Наблюдая за детьми начала XXI века в процессе игры, автор статьи пришел к выводу, что самый распространенный жест, вызывающий смех, - это показывание языка. О виде наказания часто говорится в самом тексте: тому щелчок; тот получит шишку в лоб. Если же в тексте нет прямого указания, ребята заранее договариваются, например: прокукарекать, залаять, пробежать, рассказать анекдот, в снегу изваляться.

Тише, тише, тишина.

Разговаривать нельзя,

Буду в угол становить,

Становить, наказывать,

Слезки не показывать10 Данный текст содержит наказание и предупреждение «не плакать». Также приведенный пример хорошо демонстрирует способность детей к словотворчеству. Они легко подбирают нужную им словоформу, иногда в разрез с нормами языка. Понятно, что «ведущим механизмом такого рода образований является аналогия»11.

Момент, когда надо замолчать, в молчанке очень четко выражен и понятен детям даже среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Определяется этот момент следующими словами:

<...> Чок-чок, /Зубы на крючок12.

<...> Богу не молиться, / И не шевелиться13.

<...> Язычок на полочку, /Ротик на замок1А. <...> Солнце разгорается, / Игра начинается15.

В молчанках очень важны рифма и ритм. Рифма чаще всего парная, что помогает детям легко запоминать тексты, а также подобрать слово-замену, если изначальное позабудется. Раз, два, три, четыре, пять - (а)

С этих пор молчать. (б)

Кораблики качаются, (а)

Игра начинается16. (б)

Ритм молчанки очень схож с ритмом считалки (как и некоторые словесные формы), слова произносятся речитативом. Следующий пример подтверждает нашу мысль.

Тише, мыши.

Кот на крыше Кошку за уши ведет.

Кошка драна,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест11.

Функции жанра молчанки: с одной стороны - развлекательная (для детей это веселая, потешная неподвижная игра), с другой - воспитательная (в игре развиваются волевые качества ребенка, вырабатывается умение следить за своим поведением, владеть своими чувствами и эмоциями). При развлекательной функции в самом тексте молчанки и в действиях, направленных на нарушение запрета молчать, автор данной статьи отмечает наличие смехового начала.

Тексты молчанок как жанра достаточно устойчивы. Об этом свидетельствуют многие примеры, переходящие из одного детского поколения в другое без изменений или с незначительными. Самым популярным текстом среди детей Омска и Омской области за последние пять десятилетий мы считаем следующий: Ехали татары,

Кошку потеряли.

Кошка сдохла,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест18.

В фольклорном архиве зафиксировано 50 вариантов этой молчанки.

Встречаются молчанки упрощенной формы, в виде вопроса или простого повествовательного предложения, например:

Кто слово скажет,

Тот лысая корова19.

Такие тексты используют дети 10-13 лет с целью создания игровой комической ситуации,

чтобы дружно посмеяться. Традиционные тексты активно бытуют среди детей 4-9 лет.

На современном этапе наблюдается влияние литературных текстов на жанр молчанки (подобная ситуация наблюдается во многих жанрах детского фольклора). Например, в архиве имеется текст, где почти без изменений как часть молчанки есть четверостишье из стихотворения С. Михалкова «Мы едем, едем, едем»: Тра-та-та, тра-та-та,

Мы везли с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая -Вот компания какая.

Кошка сдохла, хвост облез,

Кто промолвит, тот и съест20 Исходя из вышеизложенного, автор статьи пришел к следующим заключениям: как жанр современного детского фольклора молчанка устойчива в бытовании. Но, однако, тексты молчанок претерпевают большие изменения. Автор статьи к таковым относит:

Замену слов, словосочетаний;

Добавление строк или усечение текста;

Сращение частей произведений разных жанров (автор наблюдал это на примере текстов молчанки и считалки);

Диффузию литературного и фольклорного источников (на примере текстов авторского детского стихотворения и молчанки);

Появление молчанок в новом виде - вопросов, которые могут быть и в прозаической форме.

В сосуществовании жанров происходит процесс их сложного взаимодействия. Указанные изменения в текстах не повлияли на функции жанра молчанки и ее использование в детском коллективе.

Примечания

1 Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. М., 1981. С. 82.

2 Виноградов, Г. С. Детский фольклор // Этнография детства и русская народная культура Сибири. М., 2009. С. 119.

3 Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. С. 86.

4 Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I. Младенчество. Детство. М., 1991. С. 24.

5 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 2006. С.364.

6 ФА ОмГПУ. ЭК-15/1993. № 41. Зап. Т. Н. Бурмистрова в с/з Южно-Подольск Черлакско-го р-на Омской обл. от Д. Степанова, род. в 1985 году, русский.

I ФА ОмГПУ. ЭК-26/1988. № 48. Зап. Т. П. Малафеева в г. Омске от О. В. Коваленко, род. в с. Новопетровка Сорокинского р-на Тюменской обл. в 1929 году.

8 ФА ОмГПУ. ЭК-8/1990. № 88. Зап. Е. Пономарева в р. п. Щербакуль Омской обл. от Е. Динкелакер, 12 лет, род. в р. п. Щербакуль Омской обл.

9 ФА ОмПГУ. СЗ-14/1989. № 15, самозап. Н. Диденко в г. Омске, род. в 1912 году, русская.

10 ФА ОмГПУ. СЗ-2/2006. Зап. Г. Л. Никитина в г. Называевске Омской обл. от Т. Лавровой, 6 лет.

II Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: (Лингвистика детской речи). М., 2000. С. 159.

12 ФА ОмГПУ. ЭК-25/1990. № 112. Зап. М. Ан-тилогова в г. Омске от М. Чемшит, 9 лет.

13 ФА ОмГПУ. ЗО/2004. № 43. Зап. Е. Соломен-никова в д. Осихино Большереченского р-на Омской обл. от учеников начальной школы д. Осохино.

14 ФА ОмГПУ. СЗ-2/2006. Зап. Г. Л. Никитина в г. Называевске Омской обл. от Т. Лавровой, 6 лет.

15 ФА ОмГПУ. СЗ-14/1991. № 223. Самозап. Л. Хохловой в с/х «Победитель» Кормиловско-го р-на Омской обл., род. в 1913 году в г. Омске, русская.

16 ФА ОмГПУ. СЗ-1/1989. № 116. Самозап. Е. Жук в г. Омске, род. в с. Зотино Кормилов-ского р-на Омской обл. в 1911 году.

11 ФА ОмГПУ. ЗО-3/1989/1990. № 38. Зап. Н. И. Васькова в г. Омске от детей д/с № 306.

18 ФА ОмГПУ. СЗ-13/2005. Зап. М. Л. Доронина в с. Елезаветинка Черлакского р-на Омской обл. от Ю. Захаровой, 12 лет.

19 ФА ОмГПУ. СЗ-48/2009. № 95. Зап. З. Гордеева в с. Ачаир Омского р-на Омской обл. от С. А. Марковой, род. в Тверской обл. в 1925 году, русская.

20 ФА ОмГПУ. СЗ-152/2008. № 90. Зап. Т. В. Виль в г. Омске от В. С. Торбиной, 1 лет, русская.

Молчанка (или молчанки) - хорошая игра для развития терпения и усидчивости. Как нетрудно догадаться, название игры произошло от слова «молчать». Несмотря на простые правила, победить в ней (а точнее, не проиграть) довольно сложно. Особенно много удовольствия доставлял в прежние времена вариант молчанки на тихом часе в пионерском лагере.

Правила игры в Молчанку

В классическом варианте молчанки игроки рассаживаются в кружок так, чтобы видеть друг друга. Но, конечно же, играть можно не только сидя, но и занимаясь своими делами, играя в игрушки. Начинается игра с «аппетитного» стишка:

Ехали цыгане (бояре), кошку потеряли.
Кошка сдохла, хвост облез.
Кто слово промолвит, тот ее и съест!
А кто улыбнется - кошкиной крови напьется

Или попроще:

Кошка сдохла, хвост облез.
Кто промолвит, тот и съест!

Есть ещё более политкорректный «народный» вариант:

Первенчики, червенчики
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок - молчок!

После того, как произнесено последнее слово стиха, все игроки замолкают. Проигравшим считается тот, кто, забывшись, заговорит, засмеётся или даже просто улыбнётся. Он должен будет исполнять желание товарищей. А тот, кто продержался дольше всех - молодец, он считается победителем.

Вдобавок, особенно вредные игроки пытаются рассмешить своих товарищей. Для этого все средства хороши: они корчат рожи, изображают всякие смешные позы, передразнивают серьёзные лица друзей. Нельзя лишь щекотаться, щипаться, да вообще прикасаться!

Напоследок - ещё несколько вариантов стихов для молчанок. В скобках - различные варианты слов:

Чок, чок, чок,
Зубы на крючок,
Кто слово скажет,
(Кто заговорит) —
Тому в лоб щелчок!

Шел Молчан
По крутым горам.
Кто не молчал —
Того за уши драл!

Кони-кони, мои кони, мы сидели на балконе,
Чай пили, чашки мыли, по-турецки говорили:
«Чаб-чаляби, чаб-чаляби!»
Прилетели журавли, и сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет - тот получит шишку в лоб!
Не смеяться, не болтать, а солдатиком стоять!

Кони-огони сидели на балконе,
Чай пили, чашки били,
По-туречки говорили:
«Чоби, ачоби, челяби и чоби».
Начинается игра!
Мы набрали в рот воды и сказали всем:
- Замри!

Шел Молчан
По всем городам:
Кто стукнет-брякнет —
За волосы драть,
До слез добивать.
Последнее слово - тпру-у!

У гражданки Соколовой
Бегемот сидит в столовой,
Чешет вилкою живот,
Скатерть новую жует.
Он кричит: «Ри-ри-ри-ри!»
Кто играет, тот - замри!

Тише, мыши, кот на крыше:
Кошку за уши ведет,
Кошка драна, хвост облез…
Кто промолвит, тот и съест!

Рассмотрим различные жанры народного детского фольклора. Голосянки и молчанки для детей. Сечки для детей. Игровые приговоры. Приговоры-мирилки. Скороговорки для детей.

Голосянки и молчанки

Еще одну и, пожалуй, самую большую группу составляют игровые жанры детского фольклора. Часть из них перешла из взрослого фольклора в детский, часть родилась непосредственно в процессе игры, но сегодня все они от игры неотделимы и имеют прежде всего прикладное значение.

Молчанки и голосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим.

Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-е-е-е-ей!..

На дворе уж месяц май!

Ай-ай! Май-май!

Сеять в поле помогай, помогай!

Ай-ай! Май-май!

Ты тяни, тяни -

По-мо-ги-и-и-и-и-и-и!..

А кто не дотянет,

За бублички!

Тянем-тянем до черты,

У того, кто не дотянет,

Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!.

Дождик, лей, лей, лей,

Ты водицы не жалей,

Землю нашу поливай,

Будет славным урожай!

Молчанки для детей

Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой...

Позже молчанки и голосянки перешли в детский фольклор, с их помощью взрослые учили детей кричать и молчать. Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие.

Мы бежим,

Бежим, бежим,

Добежали и молчим!

Кто начнет говорить,

Тому и водить!

Первый скажет и молчит,

А второй - всё говорит!

Кто нарушит наказ,

Съест лягушек целый таз!

Летели три утки,

Молчи три минутки!

Раз, два, три!

Ничего не говори.

Рты закрыты на крючок,

Кто проговорится, тому щелчок!

Говорилка, говори,

Язычок не оторви!

Прижми язычок,

Рот закрой на крючок!

Кто не сможет замолчать,

С тем не будем мы играть!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы с тобой играть

Не три ночи, а три дня.

Заколдуй, колдун, меня!

Колдуну - колдовать,

А тебе - молчать!

Ты рыбак, и я рыбак.

Ловись, рыбка! Ловись, рак!

Тихо! Тишина! Молчок!

Кто слово скажет - тот червячок!

Сечки

Один из самых редких и древних жанров детского фольклора — сечки. У сечек очень интересное происхождение: они связаны с процессом обучения счету. Первоначально люди считали при помощи пальцев, затем стали использовать небольшие предметы (горошины, палочки), а потом появился новый способ счета — нанесение зарубок, меток. Вот тут-то и возникли сечки. Это своеобразные словесные игры, которыми сопровождался процесс нанесения зарубок, или «сечек», — отсюда и название. Суть игры такова: кто-нибудь из детей бросает другим вызов — не считая, высечь определенное количество таких зарубок. Тот, кто знает решение, начинает декламировать стих, сопровождая чтение ритмичными ударами ножа по дереву. Единицами счета при этом становятся ритмические единицы, их количество строго зафиксировано в каждом таком стихе. Поэтому, если ребенок случайно не ошибется, у него получится требуемое количество меток. Таким образом, сечки — это пример своеобразной переходной формы счета, предметно-словесной. Они были не просто детской забавой, а способом обучения словесному счету. Но сейчас эта форма вытеснена другими педагогическими приемами, и сечки встречаются всё реже, а возможно, вскоре и вовсе выйдут из употребления.

15 "сечек"

секУ - секУ - сЕч-кУ

нА пустОм местЕч-кЕ,

чЕсть - пЕре-чЕсть -

пЯт-нАд-цАть - Есть!

16 "сечек"

секУ - секУ - сеЕч-кУ

нА моЮ дощЕч-кУ:

пЯть - пЯть - пЯть - пЯть -

тЫ шестнАдцать мОжешь взЯть!

17 "сечек"

секУ - секУ - сЕч-кУ

И держУ словЕч-кО

чЕсть - пЕре-чЕсть - вОт нА!

всЕ семнАдцать спОл-нА!

18 "сечек"

секУ - секУ - пЯт-кУ,

вЫсекУ - десЯт-кУ,

кО мнЕ пОдхо-дИ

вОсем-нАдцать зАбе-рИ!

19 "сечек"

секУ - секУ - сЕч-кУ

чИсту-Ю дощЕч-кУ,

стАну - сЕчь - пОка-жУ

пО-смОт-рИ!

дЕвят-нАдцать пОло-жУ!

20 "сечек"

секУ - секУ - дЕ-сЯть -

в нЕбе - крУглый мЕ-сЯц,

стАну сЕчь-вЫсе-кАть,

счЕсть - двАд-цАть - Есть!

20 "сечек"

секУ - секУ - сО-рОк,

вЫсе-кУ не скО-рО,

нАдо - пОста-рАть-сЯ,

дЕ-сЯть - дЕ-сЯть -

бУ-дЕт двАд-цАть!

22 "сечки"

пО-лЕно - зАсе-кУ,

пО крУ-гу прОбе-гУ,

смО-гУ - смО-гУ.

У всЕх нА видУ:

ВсЕ двАд-цАть двА

25 "сечек"

секУ - секУ - пЯточ-кУ,

крУглу-Ю десЯточ-кУ,

крУглу-Ю пятЕроч-кУ

зАсе-кУ на дОсоч-кЕ,

пЯть - пЯть - пЯть - пЯть,

вОт и всЕ двАдцать пЯть!

30 "сечек"

секУ - секУ - сЕч-кИ,

зАсе-кУ дощЕч-кИ,

дОсоч-кИ считА-Ю,

забОрчик зАсекА-Ю,

считА-Ю - считА-Ю

ворОтА - до крА-Я,

тУк-тУк - трИд-цАть знА-Ю!

Игровые приговоры

Если считалки открывали детские игры, то игровые приговоры сопровождали другие стадии или события игры.

Например, если в игре кто-то обманывал, ему можно адресовать следующие стишки.

Рыба-рыба-колбаса,

Печеная картошка!

Будешь враки говорить -

Не получишь ложку!

Левая - не правая,

Не всегда ты правая!

Ты не можешь правой быть,

Всегда правду говорить!

Слушай, слушай, а не ври,

Только правду говори!

Не берем в игру врунов,

будешь знать - закон таков!

А это - приговоры, запрещающие менять решение:

Телега - не сани,

Переигрывать не станем!

Первое слово - уговор,

А второе - только спор!

Слово первое держать - испытание,

На второе поменять - наказание!

Первое слово - золотое,

А серебряное - второе!

Первого слова

Будь всегда достоин -

Оно, запомни,

Дорогого стоит!

Первое решение -

Наше соглашение!

Коль захочешь поменять,

Не возьмем с собой играть!

Приговоры - мирилки

Как и считалки, приговоры организуют процесс игры, регулируют все ее моменты. На случай ссоры придуманы приговоры-мирилки.

Раз поссорился - мирись,

Больше с другом не дерись!

Дай мне руку, дай мне пять -

Будем вместе мы опять!

Мирись, мирись!

Не ругайся, не дерись!

Мизинчик, мизинчик,

Пойдем в магазинчик,

Купим конфетки,

Чтоб не ругались детки!

Чтоб мириться пять на пять,

Нужно руки крепко сжать.

Пять на пять! Пять на пять!

Мы друзья с тобой опять!

Детки, помиритесь!

Больше не дразнитесь,

Не деритесь, не ругайтесь,

На друзей не обзывайтесь!

И тогда на белом свете

Дружно будут жить все дети!

Мирись, мирись!

Улыбайся, не дерись!

Руку дай! Мирись, мирись!

Больше с другом не дерись!

Дружбе - да! Драке - нет!

Это наш с тобой завет!

Эй, мирись, мирись, мирись!

Ну-ка, пальчик, покажись!

Помириться помоги,

Друга, пальчик, обними!

Вы, мизинчики, - друзья,

И ругаться вам нельзя!

Мы дрались и обзывались,

Обижались и ругались,

Но решили помириться,

Нам не трудно извиниться!

Руку дай, мирись, мирись,

Друг, прости и улыбнись!

Пальчик, пальчик - выручай,

Помирить нас обещай!

Мизинчик с мизинчиком, обнимитесь!

Девочки с мальчиками, помиритесь!

Скороговорки

Бытуют в детском фольклоре и собственно словесные игры, например, скороговорки — словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет ее произнесение и делает ее незаменимым упражнением для развития речи. Как правило, скороговорка обыгрывает один или несколько звуков, она целиком построена на аллитерации, так рождается ее неповторимый звуковой облик. В. И. Даль дает такое определение скороговорки: это «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения, например: "В один, Клим, клин колоти. У быка тупы губы, бык тупогуб. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком" и пр.».

Молчанка – это неподвижная игра в основе которой стихотворный уговор – молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать долго дети не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.

Похожей игрой является голосянка, суть которой состоит в том, что дети, как правило мальчики, соревнуются, кто дольше протянет звук, не переводя дыхания. Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой или исполнял желание победителей.

Помимо развлекательной, молчанка выполняет и воспитательную функцию. В игре развиваются волевые качества ребёнка, вырабатывается умение следить за своим поведением, владеть своими чувствами и эмоциями». К молчанкам часто прибегают взрослые с целью установить порядок в детском коллективе. Пример текста:

В детском садике у нас тихий час.
Это значит, нам нужна ти-ши-на.
Мы сказали: «Чок-чок-чок,
Спи, упрямый язычок»,
Потому что к нам пришла
Ти-ши-на

Игра в молчанки происходит таким образом. Дети садятся в кружок. Все должны сидеть серьезно, не смеяться, молчать, даже не улыбаться. Один произносит текст молчанки, заключающий условие: «Кто промолвит, тот и съест». Кто не выдержит, – «фыркнет», засмеется или заговорит, – кричат: «Съел, съел...»

Современные молчанки для детей

Раз, два, три, четыре, пять
С этих пор молчать.

Прилетели журавли
И сказали всем: "Замри!"
А кто первый отомрёт,
Тот получит шишку в лоб!
Не смеяться, не болтать,
И солдатиком стоять!

Ты рыбак, и я рыбак.
Ловись, рыбка! Ловись, рак!
Тихо! Тишина! Молчок!
Кто слово скажет - тот червячок!

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы с тобой играть
Не три ночи, а три дня.
Заколдуй, колдун, меня!
Колдуну - колдовать,
А тебе - молчать!

Говорилка, говори,
Язычок не оторви!
Прижми язычок,
Рот закрой на крючок!
Кто не сможет замолчать,
С тем не будем мы играть!

Первый скажет и молчит,
А второй - всё говорит!
Кто нарушит наказ,
Съест лягушек целый таз!

Народные молчанки для детей - тексты

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь –
С этих пор говорить бросим.

Тише, мыши:
Кот на крыше
Кошку за уши ведет.
Кошка драна,
Хвост облез,
Кто промолвит,
Тот и съест.

Сорок анбаров
Сухих тараканов,
Сорок кадушек
Моченых лягушек –
Кто промолвит,
Все это съест.

Сорок амбаров
Сухих тараканов,
Сорок кадушек
Мокрых лягушек,
Кошку драну,
Мышь погану –
Кто промолвит,
Тот все съест.

Сорок амбаров
Сухих тараканов,
Сорок кадушек
Болотных лягушек,
Сорок ковшей
Вареных вшей –
Кто промолвит,
Тот съест.

Я пойду на улицу,
Принесу пропащу курицу
Кто промолвит,
Тот и съест.

Драл кот на гору,
Наложил на кору
Червяками, бураками,
Печеною редькой –
Кто засмеется,
Губа задерется,
Кто слово промолвит,
Тому котом быть,
С места не ступить.

Чок, чок,
Зубы на крючок,
Кто заговорит,
Тому щелчок.

Шел молчан
По всем городам;
Кто стукнет-брякнет –
За волосы драть,
До слез добивать.
Последнее слово: тпру.
Аминь!

Основные понятия. Сечки: механизм действия, различие между сечкой и считалкой, классификация (основные точки зрения), происхождение, содержание, особенности (ритм, мелодика, образная система, простота построения, специфика словаря, синтаксис).

Молчанки: методика организации игры, особенности, функциональное предназначение.

Сечки . Сечки представляют собой «стишки, сопровождаемые ударами по дереву каким-либо твердым или острым предметом.

Секу, секу сечку,

Высеку дощечку.

Сек, сек, сек, сек,

Шесть – шестнадцать.

На дереве остаются зарубки – сечки. В текстах сечек содержится зашифрованный счет. Данная особенность характерна и для считалки.

Термин введен Г.С. Виноградовым, до сих пор остающимся автором единственной работы, посвященной изучению сечки. Название зависит от характера исполнения данных произведений. Сечками нередко сопровождали посильный детский труд в доме.

Само слово сечка обозначает мелко нарезанную солому с добавлением муки и отрубей, подготовленную на корм скоту. Поэтому можно согласиться с исследователем, что сечки – такой же древний жанр фольклора, как трудовые песни. Ритм помогал облегчать труд. Об этом говорит и название формы, и начальные слова «секу, секу сечку». Из взрослой среды они некогда перешли к детям и стали увлекательной игрой. В сечки начинали играть в первые весенние дни, когда таял снег, но из-за грязи еще нельзя еще было играть в подвижные игры. В сечки играют преимущественно мальчики. По форме сечки можно отнести к словесным играм. В них присутствуют все элементы игры: завязка, ход и концовка.

Происхождение сечек . Поскольку в сечках элементы словесных игр разработаны менее, чем в других формах, Г.С. Виноградов относил их к переходным формам. Он выводил происхождение сечек от заговоров. Однако ни один источник (записи В.И. Даля, А. Можаровского, А. Кудрявцева и самого Г.С. Виноградова) не показывает полного соответствия текстов сечек и заговорных формул. М.Н. Мельников даже высказал сомнение в правомерности подобного сближения.

По-видимому, сечки так давно бытуют в русском фольклоре, что их связь с первоисточниками уже практически неощутима. Действительно, наблюдения этнографов, сделанные в некоторых странах Африки выявили существование подобных произведений, входивших в ритуалы инициации. Постоянным компонентом данных обрядов являются различные испытания, которым подвергаются кандидаты. Одним из них и служат словесные игры. А. Хоуитт приводит английский эквивалент, в котором легко угадывается ритм сечки:

Timothy Titus took two ties

To tie two taps to two tall trees

To terrify the terrible Thomas a Tullamees

В настоящее время уже невозможно установить, являются ли подобные стихи творчеством самих детей или перешли к ним от взрослых. Ссылаясь на бытование аналогичных игр у плотников, лесорубов Урала и Алтая, Г.С. Виноградов разделяет второе предположение. Английские исследователи отметили бытование аналогичных текстов у индийских рубщиков сахарного тростника, а итальянский ученый – у резальщиков табачных листьев.

Строение сечек традиционно: в них есть завязка, ход игры и концовка. Обычно они строятся в виде четверостиший, реже встречаются шестистишия, восьмистишия и более крупные формы. Каждая сечка имеет счетное число, зашифрованное в количестве ударений. Самым распространенным является 15 ударений. Известны тексты, в которых содержится счет на 22, 23, 26, 31, 41. Четные числа встречаются редко. Видимо, здесь также проявляются следы древних представлений о том, что четные числа приносят несчастье.

Принципиальное различие между сечками и считалками заключается в том, что в считалке счет является вспомогательной частью игры, своеобразной прелюдией к ней. Сечка же составляет саму игру. В считалке результат не известен, он зависит от количества участников игры, а в сечке он предопределен ее текстом.

Изменение повседневного труда крестьян привело к постепенному исчезновению сечек из детского фольклора. М.Н. Мельников приводит тексты, использовавшиеся в качестве забавы школьников, но не выполняющие прежних задач. В них традиционный рефрен «секу, секу…» заменен новым «пишу»:

Я пишу, пишу, пишу,

Пятнадцать палок напишу,

Если вы не верите,

Возьмите и проверьте.

Молчанки. Название объясняется порядком действий во время самой игры: один из детей начинает читать текст, чаще всего комического содержания:

Тише, мыши:

Кот на крыше

Кошку за уши ведет.

Кошка драна,

Хвост облез,

Кто промолвит,

Тот и съест.

Обычно во время игры ведущий старается задеть участников определениями, добиваясь, чтобы один из них не выдержал и заговорил или рассмеялся. Сигналом к молчанию становятся следующие формулы: «Кто промолвит», «Кто скажет», «С этих пор молчать», «С этих пор говорить бросим» и др.

Особенности . Рифма усиливает или эмоционально окрашивает значение слов. Наиболее распространена парная рифма, хотя постоянная ритмическая основа встречается не всегда.

В отличие от считалок молчанки не содержат зауми, все тексты имеют ясное и логически построенное содержание. С помощью молчанки вырабатывается умение владеть своими эмоциями, сдерживать желания. Уговор сохранять молчание используется для установления тишины и порядка.

Голосянка, или волосянка также сочетает в себе свойства игры и потешного фольклора. Участники соревнуются в том, кто дольше протянет тот или иной звук, не переводя дыхания. Обычно они повторяют рифмованный текст вслед за водящим:

Станем ли мы, братцы

Волосяночку тянуть,

А кто не дотянет,

Того самого…

Если кто-то остановится и не сможет протянуть дольше последний звук о, он и считается проигравшим. Игра способствовала формированию навыков правильного дыхания, но со временем практически забылась.