Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Демократические тенденции в кндр в xxi веке: причины, особенности, прогнозы. История Кореи с середины XX до начала XXI века. Северная Корея среди прочих «светящихся стран из космоса

Корейская Народно-демократическая республика – государство на Корейском полуострове, некогда являющиеся колониальным владением Японии. КНДР страна, образованная после завершения Второй мировой войны. Корейский полуостров после войны делился на две части. Южная часть корейского полуострова была проамериканской, а северная часть постсоветской.

США и СССР не удалось договориться о воссоединении Корейского полуострова и именно этот факт послужил причиной для образования на полуострове двух государств – КНДР и Южной Кореи. Эти две страны до сих пор сражаются за влияние на Корейском полуострове, периодически вступая в военные конфликты друг с другом.

Самым крупным конфликтом между этими державами является Корейская война (1950-1953). Эта война стала третьей в истории по числу погибших.КНДР является тоталитарным милитаризированным государством, ведущим активные разработки ядерного оружия. Ядерная программа КНДР заставлет нервничать страну соседа и главного врага Республику Корею. По отношению к КНДР введены многочисленные санкции со стороны политического блока НАТО в связи с проведением ядерных испытаний, так как внешняя политика КНДР пугает большинство развитых стран мира своей агрессивностью.

В девяностых годах двадцать первого века в Северная Корея сильно отстала в развитии от остальных стран. Причиной для этого послужили стихийные бедстия, прокатившиеся по территории страны. Это повлекло за собой ряд последствий, самым весомым из которых является недостаток зернового производства на более чем один миллион тонн. Такое отклонение от стандартов производства привело к голоду по всей стране. В результате болезней (пневмония, туберкулез, диарея), вызванных голодом погибло от 300 до 800 тысяч человек.

Деятельность СМИ в КНДР весьма ограниченна. Использование интернета разрешено только дипломатическим лицам и неоторым предприятиям. Телевидение педставляет собой три телеканала, один из которых транслирует передачи на культурную тематику. Просмотр иностранныхтелепередач карается лишением свободы, либо расстрелом.

В связи с политикой изоляции от внешнего мира КНДР является самой закрытой для туристов и СМИ страной мира. Это обуловлено тоталитарным режимом, имещим абсолютную власть в стране. Однако гражданам КНДР раз в год разрешено встречаться со своими родственниками из Корейской республики.На протяжении долгих лет политическое развитие КНДР тормозилось за счет различных факторов.

В настоящее время КНДР встала на путь спокойного и размеренного развития, тем самым ослабив давление на граждан и еще больше усилив финансирование производства оружия. Руководство КНДР в лице Ким Чен Ына имеет абсолютнуювлать над народом страны и именно по этому, агрессорам не удается вести информационную войну с КНДР, что дает огромное преимущество Северной Корее над другими странами мира.

Южная Корея относится к высокоразвитым странам Северо-Восточной Азии. С момента возникновения государства после разделения на Северную и Южную Корею и вызванной этими событиями гражданской войной экономика страны несколько раз меняло свое направление. Но в ее структуре один принцип остается неизменным с 1960-ых годов – пятилетнее планирование. Политика и государственное устройство Президент Республики Корея Главой государства в Южной Корее является президент. Нынешний президент Пак Кын Хе, первая женщина- президент, представляющая партию Сенури, была избрана в 2012 году. Парламент Однопалатное Национальное собрание (300 мест). 245 депутатов избираются по мажоритарной системе с относительным большинством голосов в одномандатных округах, 54 - по национальным партийным спискам с 5-процентным заградительным барьером. Срок депутатских полномочий - 4 года. Выборы в парламент начали проводиться с 1948 года. С 1972 по 1988 годы в стране существовал диктаторский строй и выборы фактически являлись фиктивными. С 1998 года Южная Корея стала демократической страной, выборы в парламент проходят раз в пять лет. Права человека Южнокорейское государство активно вмешивается в личную жизнь своих граждан. Например, людям, носящим одну фамилию, нкиогда не разрешат вступить в законный брак. Женщинам запрещено носить мини- юбки и декольте. Бичом южнокорейского общества является Закон о государственной безопасности, принятый ещё в 1948 году. Данный закон определяет Северную Корею как "антигосударственную организацию" и практически запрещает распространение в позитивном ключе любой информации о КНДР. Попытка выехать на территорию КНДР без разрешения южнокорейского правительства карается тюремным заключением сроком до 10 лет. Согласно данным Международной амнистии, расплывчатые формулировки закона о государственной безопасности " используются для того, чтобы произвольно преследовать отдельных людей и целые группы, якобы критикующие действия правительства, и особенно - политику в отношении Северной Кореи. Пользователи социальных сетей, обсуждающие на этих площадках такие острые вопросы, как проблемы Северной Кореи, всё чаще становятся фигурантами уголовных дел и оказываются под судом"*8+. Административное деление Республики Корея Южная Корея разделяется на 9 провинций (то), 6 городов прямого подчинения со статусом, приравненным к провинциям (кванъёкси), и 1 город особого статуса (тхыкпёльси). Они, в свою очередь, делятся на ряд более мелких образований, включающих: город (си), уезд (кун), городской муниципальный округ (ку), поселок (ып), волость (мён), район (тон) и деревня (ри). Население Корейцы являются коренным и основным народом. С конца XIX века в Корее также проживали несколько десятков тысяч китайцев. На 2006 год их численность оценивалась в 20700 человек. Большинство из них имеют тайваньские паспорта*10+. В последние годы число иностранцев в Корее увеличивается. По данным на ноябрь 2012 года*11+, в Корее находились 1,4 млн иностранцев. Из них по краткосрочным визам (до 3 месяцев) - 293 тыс. человек, по долгосрочным - 944 тыс. человек, на постоянном месте жительства в Корее - 188 тыс. человек. Около половины из них - граждане КНР, из которых примерно две трети - этнические корейцы. 3. Экономическая ситуация в Республике Корея В начале 2000-х годов ситуация в отдельных сферах южнокорейской экономики (прежде всего в сфере производства полупроводников) складывалась крайне благоприятно. За первое полугодие 2000 г. экспорт южнокорейских полупроводников вырос на 31,8% (по сравнению с 1-м полугодием 1999 г.) и достиг уровня в 11,9 млрд долларов*41+. В середине августа южнокорейская экономика демонстрировала устойчивую тенденцию экономического роста, занимая 13-е место в мире. При этом по уровню ВНП Южная Корея была на 13-м месте (406,7 млрд долларов; при том, что по количеству населения Республика Корея была 25-й страной в мире - 46 млн 858 тыс.), по экспорту - на 12-м месте, по импорту - на 14-м, по валютным запасам - на 7-м месте (74 млрд долл. США), по количеству пользователей сотовыми телефонами - на 6-м месте (50 чел. из 100), по кораблестроению - на 2-м месте, по количеству рабочих часов - на 1-м месте (50 часов в неделю). Во второй половине 2000 г. в Южной Корее продолжились экономические реформы, в рамках которых государство ликвидировало убыточные предприятия. Так, в ноябре 2000 г. правительство опубликовало список 18 убыточных фирм, подлежащих ликвидации. Это были частные фирмы известных корпораций, такие как «Коммерческие автомобили Самсунг» (Sansung Commercial Vehicles), крупнейший производитель музыкальных инструментов «Самик» (Samick) и т. п. Были объявлены банкротами и взяты под государственное (судебное) управление 11 фирм. 8 ноября 2000 г. банкротом объявили фирму «Дэу Моторс» (Daewoo Motors). Таким образом, роль государства и планового регулирования в экономике Южной Кореи по-прежнему оставалась очень высокой. При этом в планах правительства роль частного капитала оставалась высокой. 29 марта 2001 г. был открыт новый международный аэропорт в Инчхоне (первая очередь), построенный на острове Ёнчжондо. Сам проект по строительству нового международного аэропорта стал разрабатываться еще в 1992 г., и порядка половины от стоимости строительных работ было профинансировано частным капиталом*42+. По итогам 2000 г. Южная Корея стала 4-м в мире производителем автомобилей. Событие это известной мере можно назвать историческим, поскольку в дальнейшем Южная Корея потеряла это высокое место, опустившись к 2004-2005 гг. на 7-е место в рейтинге автопроизводителей и уступив 6-е место Китаю. 8 2002 г. сфере экономики в Южной Корее наблюдалось продолжение процесса трансформации банковской системы. Так, в апреле 2002 г. было объявлено о возможном слиянии банков Синхан ынхэн («Новый корейский банк») и Корам ынхэн («Корейско-американский банк»). Слияние банков объяснялось ужесточением конкуренции с другими южнокорейскими банками, в частности, с банком Кунмин ынхэн («Гражданский банк»)*43+. 9 июля 2003 г. Корейский институт развития (Когеап ОеуеюртепЪ ГпзШиЪе) опубликовал сообщение, согласно которому прогнозируемый рост южнокорейской экономики (ВВП) в 2003 г. должен был составить 3,1% (против 6,3% в предшествующем 2002 г.). 2003 г. продемонстрировал дальнейшее развитие тенденции переноса южнокорейского производства в Китай, иногда в форме «продажи предприятия» иностранному (китайскому) владельцу. Так, 16 декабря 2003 г. в южнокорейской прессе появилось сообщение о том, что автомобильная фирма «Ссанъён моторе» (Ssаngуоng Motors) будет продана китайской государственной нефтехимической корпорации «Китайская национальная группа Голубая звезда» (Сhina National Bluestar Group). Предполагалось, что Меморандум о намерениях будет подписан к концу декабря 2003 г., а соглашение о покупке 50% акций по цене 11000 вон за штуку - в первом квартале 2004 г.*44+ Однако в целом не все в экономике Южной Кореи вызывало чувство оптимизма. Несмотря на известный контроль со стороны государства в сфере ценообразования, начало 2004 г. сопровождалось очередным ростом цен. По сообщениям Управления статистики Республики Корея (Тхон-гечхон) за февраль 2004 г. значительно выросли цены на основные потребительские товары - на 3,4%, по сравнению с февралем 2003 г., что уже превысило планировавшийся правительством уровень инфляции в 3%*45+. Развитие инфраструктуры, скоростные поезда. Стремительное социально-экономическое развитие Южной Кореи, вовлечение все большего числа населения в сферу высокотехнологичного бизнеса, потребность в большей мобильности граждан и перенаселенность крупных экономических центров Южной Кореи привели к необходимости постройки линии скоростных железных дорог, которая должна была связать все крупнейшие города страны. Проект по постройке скоростной железной дороги, получивший название «Кэй Ти Экс» (КТХ - аббревиатура от англ. Коrеа Тrain Ехрress) был начат в 1992 г. В качестве основы проекта были выбраны французские технологии фирмы «Альфстом» с перспективой постройки производственных мощностей, необходимых для производства и обслуживания подвижного состава. Первые пробные пуски поездов состоялись в 2000-2001 гг. 1 апреля 2004 г. началось регулярное движение скоростных поездов «Кэй Ти Экс». Поначалу на скоро-стоной железной дороге возникали те или иные неисправности, вызывавшие сбой в движении и дававшие повод для критики со стороны противников проекта. Однако в течение последующих лет недоработки были во многом устранены, и линия скоростных железных дорог стала играть важнейшую роль в транспортной системе Республики Корея. В конце апреля 2004 г. в южнокорейской прессе появились аналитические статьи о первом месяце эксплуатации скоростной железной дороги «Кей Ти Экс». Оценки, как и следовало ожидать, были весьма пессимистичными. Так, указывалось на то, что количество пассажиров, пользующихся скоростными железными дорогами, почти в 2 раза меньше расчетной цифры: ежедневное число пассажиров колебалось в пределах 71 тыс. человек вместо запланированных 150 тыс. В то же время число пассажиров, использовавших «традиционную» железную дорогу, несмотря на сокращение количества обычных поездов дальнего следования, оставалось по-прежнему высоким, до 107 тыс. человек в день. Подобные цифры, а также результаты опросов общественного мнения, согласно которым только треть пассажиров была довольна качеством обслуживания на новых скоростных поездах, внушала некоторый пессимизм относительно окупаемости и рентабельности нового вида транспорта. На самом деле это было частью процесса освоения и популяризации нововведения общегосударственного масштаба. Люди не так легко отказываются от своих привычек, в особенности если это связано с большими расходами (стоимость проезда на скоростном экспрессе примерно в 1,7 раза больше, чем в обычном поезде дальнего следования), и не сразу понимают, что дороговизна с лихвой окупается большим комфортом и экономией времени*46+. В апреле 2004 г. стала особо заметной тенденция переноса производственных мощностей крупнейших южнокорейских электронных компаний из Западной Европы в Восточную - в те страны, которые вот-вот должны были стать членами Евросоюза, и имели ряд экспортных налоговых льгот, которые делали производство именно в этих странах более выгодным. Так, компания «Самсунг Электронике» (Samsung Electronics) в марте 2004 г. закрыла линии по производству мониторов в Великобритании и перенесла сборочные заводы в Словакию. Фирма «Эл Джи - Филипс Мониторс» (LG-Philips Моnitors) еще в августе 2003 г. закрыла завод в Уэльсе и в первой половине 2004 г. занималась налаживанием производства в Венгрии. Фирма «Дэу Электронике» (Daewoo Electronics) перенесла завод из Франции в Польшу (Варшава) еще в 1994 г. Однако в преддверии вступления Польши в ЕС фирма планировала расширить производство на имеющихся заводах и в сентябре 2004 г. открыть линии по сборке цифровых телевизоров и жидкокристаллических мониторов*47+. Помимо указанного, процесс переноса южнокорейских производственных мощностей затронул и Китай. К июню 2004 г. четко обозначилась тенденция падения конкурентоспособности южнокорейских товаров, производимых в Китае, и, как следствие, сокращение производства с последующими планами переноса производственных мощностей в страны Юго-Восточной Азии. В частности, в июне 2004 г. руководство компании «Самсунг Электронике» объявило о планах закрытия китайского завода по производству СВЧ-печей и переноса завода в Таиланд. Причиной указанного явления было то, что в Китае до 30% произведенных южнокорейскими фирмами товаров шло на внутренний китайский рынок, в то время как в странах ЮВА до 90% продукции отправлялось на экспорт. В то же время в самом Китае появлялось все больше собственных фирм, производивших товары, аналогичные южнокорейским, но стоившие гораздо дешевле. Поэтому потребление южнокорейских товаров на китайском рынке постоянно сокращалось, что и приводило к убыткам*48+. По июльским прогнозам южнокорейского Центрального банка и «Института экономических исследований Эл Джи» в 2004 г. уровень роста экономики должен был составить не 5,5%, как это предсказывали в мае 2004 г, а 5,4%. Ухудшение показателей экономического роста объяснялось сокращением потребительского спроса, снижением инвестиций в промышленное оборудование, ростом цен на нефть и усиливающейся конкуренция со стороны Китая (рост экономики которого прогнозировался в 8,7%)*49+ Первые годы XXI столетия продемонстрировали тенденцию постепенного качественного изменения южнокорейского рынка труда. Согласно сообщениям Статистического управления Республики Корея (Тхонгечхоп) от 19 октября 2004 г., наибольший рост количества занятых наблюдался среди женщин 40-50 лет. При этом они устраивались либо на поденную работу, либо открывали небольшие собственные предприятия (в большинстве случаев рестораны). Рост числа занятых именно в этой категории населения объяснялся сложностями в экономическом положении в семье (необходимость оплаты дополнительного образования детей или же потеря мужем рабочего места).

В 1945 году Корею освободили от колониального господства Японии. Ежегодно празднуется День освобождения - 15 августа. Часть территории страны заняли советские войска, остальную - американские. Но мечта о едином независимом государстве не осуществилась.

«Опека» СССР и Америки

Дальнейшая история Кореи связана с разделением территории на две части. Советское командование, обнаружив коммунистические настроения у корейского населения, стало помогать в создании социалистического государства. США, со своей стороны, способствовали восстановлению южной части. Планировалось, что страну будут «опекать» на протяжении пяти лет, а затем оставят её в покое. Такое решение приняли во время переговоров зарубежные министры Англии, США и СССР.

В 1945-м приехал Ли Сын Ман, которого уважали как борца за свободу. Его встречали торжественно. Треть жизни этот человек прожил в США, поэтому американцы поддерживали его как кандидата на должность правителя. Примерно в это же время из Советского Союза прибыл Ким Ир Сен, который стал руководить местной Коммунистической партией.

Свою работу начала советско-американская комиссия, но из-за многих противоречий совместная деятельность не принесла результатов. Спустя два года США обратились к Ассамблее ООН с просьбой помочь организовать выборы и сформировать правительство. Этот вариант не понравился СССР по двум причинам - из-за неясных сроков и участия ООН. Стороны обвиняла друг друга в попытках разделить территорию.

Возникновение двух государств (40-50 гг.)

История Южной Кореи этого времени была решающей, ведь оба «опекуна» предпринимали попытки разрешить вопрос. Поскольку СССР не пустило представителей комиссии на территорию Северной части, выборы провели лишь на Юге (1948 год). Был сформирован парламент, принята Конституция и выбран Президент. В августе 1948-го провозгласили появление Республики.

Народное собрание на Севере осуществило выборы в Верховное Народное Собрание, а вскоре объявило о появлении Корейской Народно-Демократической Республики. Премьер-министром назначили Ким Ир Сена, а к зиме подготовили Конституцию. В 1948-1949 гг. территорию покинули все иностранные войска.

История Кореи в 50-х связана с военным конфликтом между Севером и Югом. Сначала армия Севера стремительно наступала и завоевала Сеул. Юг поддержали международные вооружённые силы, и военные действия стали разворачиваться уже на территории КНДР. В 1953 г. гражданская война завершилась перемирием, но обе стороны понесли существенные потери. Было разрушено 50% домов и 80% промышленных предприятий. Но главное, что произошедшее еще сильнее настроило стороны против друг друга.

С этого периода РК и КНДР стали развиваться как два независимых и враждебных государства, которые связывают общие события в прошлом и одна нация. Южная Корея практически превратилась в островную страну, отделенную с трех сторон морями и с четвертой - наглухо закрытой границей со своей Северной соседкой. Чтобы поддержать порядок и восстановить экономику, Ли Сын Ман усилил единоличную власть. Это не понравилось местным жителям, и перемены были восприняты как диктатура.

Жизнь страны в 60-е годы

Новейшая история Республики Кореи начинается с правления Ли Сын Мана. Авторитаризм, коррупция, уменьшение демократических свобод - всё это связывают с первым президентом. Из-за обвинений в поддержке коммунистической партии казнили людей. В 60-х из-за фальсификации выборов прошли многочисленные протесты. Около 100 тысяч студентов вышли на улицы Сеула, что привело к побегу Ли Сын Мана. Мятеж назвали «Апрельской революцией».

После этого внесли поправки в Конституцию, усилив роль двухпалатного парламента. Был выбран новый президент и премьер-министр. Но правительству оказалось не по силам улучшить политическое и экономическое состояние государства. Тем временем КНДР демонстрировало успехи в экономике, что вызвало стремление к объединению. Правительство Кореи выпустило два закона, запрещающие контакты с «соседкой». Это вызвало очередные демонстрации.

После военного переворота руководить страной стал Пак Чон Хи (до 1979 года). Правила в стране ужесточились. Например, был составлен список из 4 тысяч деятелей, которым запретили заниматься политикой. Демонстрации и митинги тоже попали под запрет, а многие СМИ закрыли. Были предприняты попытки восстановить отношения с Японией, что вызвало негатив со стороны населения. Люди выходили на демонстрации с требованием прекратить переговоры. Народ пугало возможное восстановление империализма. Из-за протестов было даже введено чрезвычайное положение.

Были и положительные стороны правления в истории Кореи этого периода. Провели модернизацию, ставшую причиной «экономического чуда». Для развития местной промышленности привлекался иностранный капитал, увеличивался экспорт товаров за границу. Важную роль сыграли реформы в системе образования.

История 70-х годов

В 1972 г. Пак Чон Хи выступил перед народом со специальным заявлением. Он сделал акцент на изменении баланса «великих» держав и угрозе для безопасности страны. США установили контакт с Китаем и заключили договор с СССР об ограничении стратегических вооружений. Север и Юг Корейского полуострова стал плотно общаться и появилась перспектива сотрудничества. Но Конституция новым реалиям не отвечала. В стране ввели чрезвычайное положение, запретили деятельность политических партий, распустили Национальное собрание. Планировалась работа над поправками к Конституции и утверждение через народный референдум.

Новейшая история Кореи помнит это время как диктаторское, а события получили название «Октябрьские реформы». Но поправки делали власть президента почти абсолютной. Например, глава страны должен был избираться специальным центральным органом. После референдума фактически установилась «вечная власть». Начало разворачиваться движение за изменение Конституции, а во время торжественной речи к годовщине освобождения произошло покушение на жизнь Пак Чон Хи. В 1979 году президента застрелил из пистолета начальник ЦРУ корейской разведки во время официальной встречи в штаб-квартире. Преступника арестовали.

В начале пути к демократизации (80-е)

После избавления от «диктатора» корейцы рассчитывали на светлое будущее. Началось движение за демократию, которое назвали «сеульской весной». Около 20 городов были охвачены демонстрациями. Правительственные войска противостояли мятежникам. В результате более 3 тысяч человек были ранены, а 154 демонстранта убиты. Руководство операцией подавления на себя взял Чон Ду Хван, начальник Службы безопасности вооруженных сил. Вскоре он оказался на «политическом Олимпе» и занял место президента через избрание на Национальной конференции объединения. Новейшая история Республики Кореи плотно связана с деятельностью этого человека.

Чон Ду Хван продолжал диктаторскую политику своего предшественника. Но народ стоял на своем, и он был вынужден пойти на уступки. В конце 80-х на всенародном референдуме приняли поправки к Конституции, которые ограничивали возможности главы страны. Например, теперь он не мог распускать парламент или вводить чрезвычайное положение. В 1987 г. победу на выборах получил представитель военных кругов Ро Де У.

Новая власть тесно сотрудничала с оппозицией и выпустила многих бывших политических заключенных. Во время его правления были проведены Олимпийские Игры, первые в истории Южной Кореи - они открыли страну миру. Были установлены дипломатические отношения с СССР, Китаем и государствами Восточной Европы. В 1991 году страна вступила в ООН.

Реформы в 90-е годы

Лидерство одной партии уже было невозможно. Некоторое время даже действовала четырёхпартийная система. В 1992 г. был выбран новый президент - Ким Ёнсан. Народ считал его борцом за демократию. На инаугурации он обратился к главе КНДР Ким Ир Сену с надеждой, что две части Корейского полуострова будут сближаться и сотрудничать. Ким Енсан стал первым президентом, избранным демократическим путём и не связанным с военными или диктатурой.

После принятия обязанностей Ким Ен Сан начал проводить реформы. Появились законы, которые закрывали доступ на политическую арену силовым структурам. Деятельность власти стала более прозрачной для людей, и даже возле дворца теперь могли свободно разгуливать граждане. Ещё одно направление реформ - борьба с коррупцией. Бывшие правители Чон Ду Хван и Ро Де У были арестованы за многомиллионные взятки - их приговорили к длительному заключению.

Реформы Ким Ен Сана также повлияли на экономику и механизм местного самоуправления. Делались шаги для развития туризма, а 1994 год даже объявили «Годом посещения Кореи». Но не все было гладко. В Сеуле обрушилась половина здания известного супермаркета - погибло много людей. Это, а также новое трудовое законодательство, отразилось на имидже президента. Ухудшалась экономическая ситуация - начался финансовый кризис. Еще одной каплей стал обвал национальной валюты. В пик кризиса, в конце 1997 года, провели выборы. Победителем стал Ким Дэ Чжун.

Самой главной задачей для администрации было преодоление экономического кризиса. МВФ и другие организации заняли 50 млрд долларов, но долг был погашен за короткий срок. Был брошен призыв народу с просьбой экономить, и корейцы откликнулись. Также власть попросила продать по низким ценам золото и серебро. Инициатива была поддержана.

Изменились отношения с КНДР. По отношению к «соседке» была введена политика «солнечного тепла». Начали строить железные дороги, соединяющие две страны. Появилась свободная туристическая зона между государствами, где разъединенные семьи могли встретиться. Также оказывалась гуманитарная помощь. В 2000-м г. произошла историческая встреча между двумя главами государств.

Современные события

Новейшая история Кореи в начале XXI столетия связана с социально-экономическим развитием. Рост благосостояния населения позволил меньше времени проводить на работе, и люди стали выступать за введение 5-часовой рабочей недели. В 2003 г. место президента занял Но Му Хён. Новый руководитель пообещал, что правительство будет более открытым. Но на посту продержался всего год. Был поставлен вопрос об импичменте в связи с финансированием предвыборной компании Но Му Хёна. Конституционный суд объявил, что в действиях не найдено ничего противозаконного, и Но Му Хён вернулся к своим обязанностям.

В 2004 году страна начала активно торговать с Китаем, что позитивно сказалось на её экономике. В 2008-2010 гг. сильно ударил экономический кризис. Был спад промышленного производства, увеличилась безработица. Чтобы справиться с проблемой, приняли специальную программу.

ИА REX публикует статью эксперта по вопросам Дальнего Востока и Кореи Константина Асмолова о внешней политике республики Корея.

В правление Ким Дэ Чжуна экономическая составляющая была отделена от политической, а во главу угла был поставлен конструктивный диалог, а не немедленная ликвидация КНДР. Концепцию можно было свести к «трём принципам (мирное сосуществование, мирные обмены и мирное объединение) и трём этапам». Первый предполагал конфедерацию двух независимых корейских государств в широких рамках гибкой общей структуры, на втором конфедерацию меняла федерация двух автономных региональных правительств, и лишь затем наступало объединение, как «одна страна, одна нация и одно правительство».

Но даже до конфедерации надо было идти и идти. Новый термин «солнечная политика» вроде взят из басни Эзопа о том, как ветер и солнце пытались с человека снять одежду. Как ни выл ветер, чтобы сорвать её, человек только запахивал плащ, но под теплыми лучами солнца снял его самостоятельно.

По сути дела «солнечная политика» тоже была стратегией поглощения Севера, но стратегией, основанной на мягкой силе. Предполагалось, что постепенный диалог и вовлечение Северной Кореи в двухсторонние связи, во-первых, сделает режим более открытым; во-вторых, даст северокорейским массам улучшенное представление о внешнем мире, после чего у них самих возникнет желание перемен и иное отношение к Югу; в-третьих, Север планировалось медленно готовить к объединению, так как прагматики хорошо понимали, в какую копейку оно обойдётся, особенно для страны, которая только что пережила кризис. По сути, Ким Дэ Чжун был первым, кто открыто начал говорить, что объединение не произойдёт в ближайшем будущем, и германский вариант не является наиболее приемлемой аналогией. Северная Корея перестала официально рассматриваться частью страны «за пределами демаркационной линии».

Впрочем, первое действие в этом направлении произошло по частным каналам. 16 июня 1998 года почётный президент компании «Хёндэ» Чон Чжу Ён посетил Северную Корею, пригнав на Север стадо из 500 голов крупного рогатого скота. 27 октября он во второй раз посетил КНДР в сопровождении стада из 501 головы крупного рогатого скота, а также 20 легковых автомобилей. Это событие транслировалось по телевидению и произвело огромное впечатление, хотя ни одна из этих коров не прожила долгую и счастливую жизнь. Согласно северокорейской версии это чуть ли не с самого начала была диверсия, согласно другой животные погибли от неверного обращения или потому, что, оставшись без присмотра, стали жрать полиэтиленовую плёнку, куски которой потом нашли в их желудках.

Но как бы то ни было этот жест был достаточно красивым и символичным, и после него Чон договорился о развитии туризма в горах Кымгансан. 18 ноября 1998 года в КНДР отбыло первое туристское судно, а к ноябрю 1999 года культовые для южнокорейцев горы посетило около 140 тыс. туристов.

Насколько этот проект был выгоден, неясно. Хан Ён У пишет, что «Хёндэ» выплачивала КНДР по 300 долларов США за каждого туриста, посетившего Север, но для Чон Чжу Ёна и Ким Дэ Чжуна на первом месте была не экономическая выгода, а начало межкорейских контактов и «вовлечение» Севера в совместные проекты.

Параллельно возрастало и число людей, посещающих Северную Корею с гуманитарными или культурными целями. В течение только 1998 года в КНДР побывали 3317 человек, что значительно превысило число (2408) лиц, посетивших эту страну за предыдущие 9 лет в 1989-1997 гг. А в декабре 1999 года в Пхеньянском художественном театре «Понхва» в течение 7 дней выступали популярные южнокорейские певцы.

Естественно в Пхеньяне новому курсу поверили далеко не сразу. Несколько инцидентов, которые происходили в первые годы правления Ким Дэ Чжуна, можно было воспринять как проверку искренности намерений или, если угодно, попытку «взять нового лидера Юга на слабо» и посмотреть на его реакцию в чрезвычайной ситуации. Так воспринимают и инцидент 22 июня 1998 года, когда «вся РК» ловила северокорейских коммандос, предположительно заброшенных в южные регионы страны при помощи мини-подводной лодки.

Северяне утверждали, что у лодки вышел из строя двигатель и в результате её снесло на юг, но южане предоставили неоспоримые доказательства того, что она запуталась в сетях рыболовного траулера в территориальных водах Южной Кореи. На борту был обнаружен целый арсенал и девять тел: четверо агентов, покончивших с собой, и пятеро членов экипажа, которых, судя по следам борьбы, застрелили.

Так как все помнили инцидент двухлетней давности, диверсантов искали долго, но так и не нашли. 7 июня 1999 года сторожевые суда северокорейского военно-морского флота, охранявшие рыболовные суда, которые вели лов цветочного краба у демаркационной линии в районе о. Ёнпхёндо в Желтом море, внезапно пересекли границу Севера и Юга и вступили в огневой контакт с судами ВМФ РК. 11 и 15 июня инциденты повторились, но всякий раз успех сопутствовал южанам, и как пишет Хан Ен У, «северокорейские корабли и катера или потонули, или получили повреждения».

Важно иное, инцидент не получил дальнейшего развития в виде дипломатического скандала, жалоб в ООН, прекращения всяких контактов с КНДР и призывов обрушить на голову Пхеньяна всяческие казни. Дав отпор, Сеул показал свою договороспособность и то, что «политика солнечного тепла» не является трюком, направленным на подрыв северокорейской системы. И тогда произошел прорыв. 13 июня 2000 года президент РК прибыл в Пхеньян и встретился с Ким Чен Иром .

Главным итогом саммита было подписание Совместной декларации Севера и Юга, включающей пять пунктов:

1. Договоренность добиваться объединения Кореи самостоятельно и мирным путём (во многом это повтор тезисов 1972 г.).

2. Признание сходства между предложениями Севера и Юга о конфедерации и сообществе и намерение двигаться к объединению в этом направлении (то есть, медленно, через конфедерацию, не посредством поглощения).

3. Обмен визитами членов разделенных семей и решение иных гуманитарных вопросов.

4. Обещание развивать экономическое сотрудничество, связи и контакты в области культуры, спорта, здравоохранения, охраны окружающей среды и др.

5. Обещание открытия диалога между властями в целях практического осуществления перечисленных выше договорённостей.

Хотя, главным итогом саммита можно назвать сам факт встречи двух лидеров, который продемонстрировал миру, что две Кореи готовы к диалогу не только на словах и могут общаться друг с другом напрямую, без внешней помощи и обязательного присутствия стран-посредников. Саммит как бы окончательно признал нынешнее положение дел — существование на Корейском полуострове двух государств, и между Севером и Югом наметилось существенное укрепление отношений, прерванное только вторым витком ядерного кризиса осени 2002 года.

Кроме того, впервые в Пхеньяне за много лет само название Республики Корея — «Тэхан Мингук», прозвучало на официальном уровне. И до, и после, хотя, ранее она фигурировала на Севере под названием «Намчосон», что содержит намек на то, что Юг является всего лишь отколовшейся частью КНДР (впрочем, на юге тоже пишут и говорят «Пукхан», не используя северный топоним).

Тем не менее, с саммитом связан ряд любопытных деталей. Во-первых, по словам президента РК, он и Ким Чен Ир понимали друг друга примерно на 80%, сказывалось расхождение в лексике и законсервированные особенности северных и южных диалектов. Во-вторых, во время приветствия Ким Дэ Чжуна в аэропорту и по дороге в Пхеньян, население столицы КНДР ни разу не выкликнуло имя южнокорейского лидера. Однако это детали, а значение саммита для общего потепления было очень велико. Замолчали репродукторы по обе стороны границы. В июле 2000 года в РК был принят Указ об информационной политике, который снял многие ограничения на информационный обмен с Севером (в том числе, и в интернете). Доступ был закрыт только к тем источникам, в которых содержались «чрезмерно и неоправданно идеологизированные материалы», а также «заведомая ложь и клевета в отношении Республики Корея и её истории».

«Нодон синмун» тоже почти перестала печатать новости с Юга, которые традиционно сводились к бытописанию ужасного положения трудового народа и рассказу о выступлениях студентов и рабочих, требованиях отменить Закон о национальной безопасности, преступлениях американских военнослужащих в Южной Корее и т.д. Позитивных заметок, правда, вместо них, не появилось.

До конца 2000 года в КНДР «репатриировали» 63 «нераскаявшихся» (тех, кто фактически бессрочно находился в заключении после отказа подписать покаянное письмо и изменить своим политическим убеждениям) политзаключенных в возрасте от 66 до 90 лет. По сообщению А. Валиева, весь город был мобилизован на их встречу, репатриантов поселили в гостинице «Корё», возили их по всему городу в специальных автобусах и, как отмечают некоторые источники, для проживания в дальнейшем им выделен особый дом в одном из центральных районов Пхеньяна, который первоначально отводился под проживание иностранцев.

30 июля 2000 года в Сеуле открылся первый раунд переговоров на уровне министров, где были согласованы 6 пунктов, начиная с вопроса о соединении железнодорожной линии Сеул-Ыйджу. Встречи министров поочередно проходили в Сеуле и Пхеньяне, поэтому второй раунд переговоров открылся 20 августа в Пхеньяне, третий — 29 сентября на о. Чеджудо, четвертый — 12 декабря в Пхеньяне. 18 сентября произошла торжественная церемония начала работ по восстановлению железной дороги.

Первый обмен родственниками, группы которых по 100 человек с журналистами и сопровождающими прибыли в Сеул и Пхеньян, состоялся 15 августа, в День освобождения Кореи от японского колониального господства. При всех ограничениях в общении встречи родственников из разделенных семей имели огромное значение, особенно для КНДР. Это был один из немногих случаев, когда на экранах своих телевизоров жители страны могли в массовом порядке увидеть эпизоды жизни в Южной Корее.

Вторая встреча была организована 2 декабря, в ней также участвовало по 100 человек. Если в первый раз программа была рассчитана на 4 дня, то во второй раз с целью сокращения расходов её ограничили тремя днями.

Весной-летом 2000 года Сеул посетили Пхеньянский ансамбль художественной самодеятельности молодёжи и школьников, пхеньянская цирковая труппа, и государственный филармонический оркестр национальной музыки. Дух примирения проявился и на Олимпийских играх 15 сентября 2000 года в Сиднее, где на церемонии открытия Игр команды спортсменов Севера и Юга одели одинаковую спортивную форму и вместе вышли на стадион под совместным флагом с изображением корейского полуострова.

Итог столь заметного потепления был оценен очень высоко, и 13 октября 2000 года Нобелевский комитет объявил о присуждении Ким Дэ Чжуну (после тринадцати неудачных выдвижений в прошлом) Нобелевской премии мира «за усилия в течение всей жизни в отстаивании демократии и прав человека и за заслуги в ослаблении напряженности в отношениях между КНДР и Республикой Корея». Церемония награждения состоялась 10 декабря. Это был первый в истории случай присуждения Нобелевской премии корейцу. Ким Чен Ир её, однако не получил, хотя, ранее при подписании договоренностей похожего формата, премию получали обе стороны.

Ответный визит планировался, но визит Ким Чен Ира в Сеул так и не состоялся. Дело было не только в сильном противодействии оппозиции и правых кругов, но и в том, что в полном соответствии с Законом о Национальной безопасности руководитель Северной Кореи, появившийся на Юге, должен быть немедленно арестован как государственный преступник.

Между тем, правая оппозиция немедленно начала обвинять власть в том, что саммит куплен. Дело в том, что 9 июня 2000 года по распоряжению президента Ким Дэ Чжуна, согласовавшего ранее данный шаг с правительством, компания «Хёндэ» через Кореа Иксчейндж Бэнк при содействии спецслужб Южной и Северной Кореи осуществила секретный перевод суммы в размере 500 млн долларов руководству КНДР. Из этих денег 400 млн принадлежали компании Хёндэ, а остальные 100 предоставлялись государством. Обстоятельства данного факта постепенно стали известны, и к 2003 года назрел довольно крупный скандал, активно подогреваемый оппозиционной партией «Ханнара».

Согласно заявлению самого Ким Дэ Чжуна, а также ключевых министров, участвовавших в переводе денег, целью не являлась «покупка» саммита, и вообще, перевод денег к саммиту отношения не имел. Последнее, конечно, довольно сомнительно, так как сделка была осуществлена буквально за несколько дней до саммита, а, председатель компании «Хёндэ Асан» Чон Мон Хун признал, что перевод суммы частично содействовал участию Севера в межкорейской встрече на высшем уровне. Утверждается, что в осуществлении перевода такой огромной суммы компании «Хёндэ» помогали контролируемый государством центральный банк, а также спецслужбы Юга и Севера.

В январе и феврале 2001 года продолжались переговоры между военными представителями (это было связано с тем, что дорога идет через ДМЗ и встал вопрос разминирования) о соединении транскорейской железной дороги, 26 февраля 2001 года состоялась третья встреча членов разделённых семей, а 16-18 сентября прошел пятый раунд переговоров на уровне министров.

С другой стороны, когда южнокорейские участники Фестиваля национального объединения, открывшегося 15 августа в Пхеньяне, вернулись домой, часть их была арестована за нарушение ЗНБ. Одновременно под влиянием событий 11 сентября 2001 года правительство РК объявило о принятии чрезвычайных мер для борьбы с терроризмом. В ответ Северная Корея отменила назначенный на 9 ноября шестой раунд министерских переговоров, и отношения между Севером и Югом стали более прохладными.

Тем не менее, похолодание не означало смены тренда, и в 2002 году межкорейские отношения развивались сравнительно спокойно. Не поколебал их инцидент 23 июня, когда вблизи острова Ёнпхёндо завязалось сражение между сторожевыми кораблями: победа вроде бы тогда осталась за южанами, и после извинений северян конфликт был урегулирован. Несмотря на требования правых о прекращении обменов с Севером, включая туризм в г. Кымгансан, правительство не остановило эти проекты.

Продолжались и встречи членов разделённых семей Севера и Юга (четвертый и пятый раунды прошли в Кымгансане 28 апреля и 16 сентября, число родственников составило 99 человек), и контакты/обмен по культурной и спортивной линиям.

18 сентября Северная и Южная Корея провели церемонию начала работ по соединению железнодорожной линии восточного побережья Южной Кореи с транскорейской магистралью Сеул-Ыйджу, что вселяло большие надежды. 26 октября северокорейская делегация экономистов-наблюдателей в составе 15 человек посетила Южную Корею для знакомства с промышленными предприятиями. Однако политические переговоры между Югом и Севером шли тяжело, поскольку Юг концентрировал внимание на вопросах ядерного вооружения (начал давать себя знать второй виток ядерного кризиса) и возвращения похищенных и переправленных на Север людей, а Север — только на вопросах экономического сотрудничества.

Определенный прогресс был достигнут и в отношениях с Японией. Во время встречи Ким Дэ Чжуна с японским премьер-министром Коидзуми Япония принесла Южной Корее извинения за действия Токио в годы колониального правления на Корейском полуострове в 1910-1945 гг.

В отношениях с США после прихода к власти республиканцев начали накапливаться трудности. Так, в феврале 2002 года, накануне приезда Буша в общенациональной кампании протеста приняли участие десятки тысяч человек, а 18 февраля представители Корейской федерации молодежи на несколько часов захватили представительство Торгово-промышленной Палаты США.

Отношения РК и РФ постепенно избавлялись от эйфории, и начинало становиться понятно, что корейцы отнюдь не закидают Россию дешевыми телевизорами, а Москва не будет давить на Пхеньян по указке Сеула. Были трудности и в экономическом сотрудничестве. Так, по не вполне объяснимым мотивам для участия в проекте освоения Ковыктинского газового месторождения власти РК избрали компанию «Ханбо», но под ударами азиатского финансового кризиса эта корпорация лопнула, нанеся тяжёлый ущерб не только южнокорейской, но и российской стороне, так что Ковыкта была переориентирована на внутреннее потребление. Не удалось создать индустриальный комплекс в г. Находка, где Межправительственное соглашение от 29 мая 1999 года предусматривало передачу корейской стороне в аренду на 49 лет земельной площади в 330 га с целью привлечения внешних инвестиций до 800 млн долларов — Госдума РФ усмотрела в нём несоответствие с российским законодательством, и пока шли поиски выхода из правового тупика, первоначальные инвесторы переориентировали свои планы на иные выгодные проекты.

Следует особо отметить и то, что в октябре 1999 года 419 человек из отряда «Зелёные береты» высадились в восточной части о. Тимор в Индонезии для поддержания общественного порядка. Со времен Вьетнамской войны это был первый случай отправки за границу отрядов корейского спецназа, а также представителей инженерной и медицинской служб.

Не менее интересен и важен введённый в правление Ким Дэ Чжуна Закон о корейцах, проживающих за рубежом, согласно которому представители диаспоры на территории страны получили почти те же права и привилегии, что граждане РК, в том числе голосовать. Как сказал Ким Дэ Чжун, зарубежные корейцы должны быть высокодостойными гражданами своих стран, одновременно стараясь вносить витальный вклад в развитие своей исторической Родины.

Конечно, эта программа была ориентирована, в основном, на корейцев Америки и Японии. На первых — с расчётом на то, что они будут помогать стране материально, на вторых — что они более не станут скрывать своё происхождение, и родина открыто и легально примет их, предоставив им больше благ, чем предлагают КНДР и Чхонрён. Кроме того, вполне возможно, определенное влияние оказал и китайский опыт: известно, какую важную роль «хуацяо» играют в инвестициях в экономику КНР, лоббировании её интересов в странах Запада.

эксперт по вопросам Дальнего Востока и Кореи Асмолов Константин