Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Конституционные основы государственной. Что такое этнонационализм: определение, примеры из истории

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от­ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи­тельное отношение к людям, представляющим любую этни­ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:

Пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо­
та о сохранении исторически сложившегося государственно­
го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
земле;

Политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав­
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен­
ности России, незыблемости ее демократической основы.


Конституция гарантирует права и свободы человека неза­висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю­дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита­ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста­навливать свои государственные языки, употребляемые на­ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен­ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:

Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­
симо от его расы, национальности, языка;

Запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;

Сохранение исторически сложившейся целостности Рос­
сийской Федерации;

Равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен­
ной власти;

Гарантия прав коренных малочисленных народов;

Право каждого гражданина определять и указывать
свою национальную принадлежность без всякого принужде­
ния;

Содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;

Своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;

Запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

Защита прав и интересов граждан Российской Федера­
ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи­
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук­
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.

Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни­ческие конфликты, национальная политика.

ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант­ность.


Проверьте себя

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажи­те общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их ос­новные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодо­ления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность яв­
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб­
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ­
лена на уважение и понимание многообразия культур;
означает активное отношение к действительности, формиру­
емое на основе признания универсальных прав и свобод че­
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре­
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо­
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно­
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест­
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй­
те свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де­
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ­
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной полити­
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола­
гают, что она состоит в переключении с национально-терри­
ториального направления на культурно-образовательное и
культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.

Этнонационализм в постсоветских государствах

Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые


Национальные движения в мирных политических и куль­турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и про­должают играть важную роль в утверждении децентрализо­ванных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи­тельности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото­рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на­силие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на пере­несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус­ских культур, в условиях социального кризиса, политичес­кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред­ставителей одной этнической группы, изменить демографи­ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага­ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт­ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...



Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди­руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре­жения к меньшинствам.

Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.

НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри­руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-


Ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического ти­па? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демокра­тии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономиче­ского положения положительно скажутся на преодолении этнонаци­онализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встреча­ет возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к сво­им языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

Национализм (типология)

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, действующих лиц и множества других факторов, в современном мире формируется несколько типов национальных движений, различающихся своими внутренними и внешними параметрами .

Одна из первых попыток типологии национализма была сделана историком Ф. Мейнеке, который в книге «Космополитизм и национальное государство» (1907 г.) указал на фундаментальную разницу между политическими и культурными нациями. Эту идею развил Х. Кон в своей работе «Идея национализма» (1944 г.) , где он утверждал, что в Англии, Франции, Нидерландах, Швейцарии и США национализм был в основном политическим , а в Центральной и Восточной Европе, а также в Азии, - этническим . Большинство специалистов считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента. Как показывают последние исследования, сегодня в странах Западной Европы достаточно сильна культурная компонента, а в странах Центральной и Восточной Европы - гражданская компонента национализма . Это связывают с важностью культуры как цементирующего фактора для зрелой нации и с распространением либерально-демократических ценностей в мире.

Наряду с этим американский исследователь Дж. Брейли выделяет национализм сепаратистский , направленный на отделение той или иной нации от существующего государства; реформаторский , стремящийся придать более национальный характер структурам и отношениям существующего государства; и ирредентистский , предпочитающий объединение нескольких государств или присоединение части одного государства к другому. Другой западный учёный Дж. Хол описывает интегральный национализм, ориентированный на усиление монолитности как полинациональных, так и мононациональных обществ. А. Б. Андерсон выделил «официальный» , или «правительственный» национализм, направленный на большее соответствие интересов нации интересам государства .

Весьма распространённой является также типология национализма по его политической программе, например: государственный (предполагающий сочетание национальных и государственных ценностей), радикальный (ориентирующийся на резкий разрыв этих идеалов и даже на уничтожение части прежней политической элиты), реакционный (испытывающий недоверие к новым, демократическим ценностям и пытающийся всеми методами сохранить прежние идеалы) и т. д.

Гражданский национализм

Другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм

Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит , который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д.

При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством . Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом , личное желание участвовать в политической жизни нации , приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре .

Что касается «исконных» с культурно-этнической точки зрения представителей нации, то согласно гражданскому национализму их может и не быть. Важнее, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории .

Гражданский национализм более выражен в тех молодых нациях, которые возникли в уже существующем государстве с достаточно однородным в плане культуры населением. Именно так обстояло дело в предреволюционной Франции, поэтому ранний национализм активно поддерживал идеи свободы личности, гуманизма, прав человека, равенства. Для него были характерны рациональная вера в общечеловеческое и либеральный прогресс. Однако он играл важную роль и в более позднее время. Так, в середине XX века национально-освободительная борьба стран третьего мира с колониализмом часто опиралась на гражданский национализм как путь к интеграции общества, противопоставляя его характерному для империализма принципу «разделяй и властвуй». Выразителями подобных идей были Ганди , Неру , Мандела , Мугабе .

В рамках гражданского национализма выделяют подвиды.

Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической (иногда религиозной) принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

Либеральный национализм напротив, делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение по отношению к общечеловеческим нормам , таким как права человека . Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих. Одной из современных трудностей этого движения является политика государства по отношению к этническим меньшинствам. Сторонники мультикультурализма считают допустимой государственную поддержку этнических субкультур и признание коллективных прав меньшинств, чтобы они в свою очередь согласились идентифицировать себя с нацией. Сторонники индивидуальных свобод выступают против любого вмешательства государства.

Этнический национализм

Другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм

Согласно этническому национализму , нация является фазой развития этноса . Он утверждает, что любая нация имеет этническое ядро и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме.

Этнический национализм фокусирует своё внимание на «органическом единстве» образующих нацию людей, которое может иметь культурную или генетическую природу. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык , религия , традиции , история , кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ (нем. Volk ) или сверх-семью , кровнородственное сообщество.

Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления (историческую память), которые способны стать ориентиром для общества . Поскольку устная традиция и личный опыт часто оказываются для этого недостаточными, средства коммуникации (язык, печать и т. д.) играют крайне важную роль.

Этнический национализм исторически возник в условиях, когда границы государства не совпадали с культурными или этническими границами и стремился привести одно в соответствие с другим. Нация при этом формировалась до государства. Романтики XIX века подчёркивали, что не всякий этнос обладает достаточной силой, чтобы стать нацией.

В отличие от гражданского национализма, этнический делает акцент на интуиции, а не на разуме; на исторической традиции, а не на рациональном прогрессе; на исторической разнице между нациями, а не на их общих устремлениях . Границы национального государства определяются географическим распределением культуры, а не стремлением закрепить контроль над материальными ресурсами .

При анализе националистической риторики следует отличать требования самоопределения от призывов к солидарности по этническому признаку. Последнее часто делается с целью усилить влияние этнических групп, которые не стремятся к национальной автономии.

Иногда при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной статье последний называется «примордиальным этническим национализмом».

Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры (в том числе, религии). Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения культурного единообразия нации.

Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими и расовыми факторами, «кровью». Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация и право нации на верховную власть в стране имеют древние этнические корни и потому носят естественный характер. В плане государственной политики, активная поддержка культуры этнического большинства сочетается с её самоизоляцией от других этнических групп и неодобрением ассимиляции.

Крайний национализм

Крайние формы национализма нередко ассоциируются с экстремизмом и ведут к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением . В России разжигание межнациональной розни относится к уголовным преступлениям .

Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму .

Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма . Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия). Свои точки зрения они обосновывают большей частью вымышленной историей и тенденциозной трактовкой фактов .

Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации , осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона.

При изучении этого сложного явления, следует учитывать реальную разницу между нацизмом, фашизмом и национализмом. Иначе совершенно не возможно всерьёз говорить о каждом из них в их действительной онтологии.

Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов» . Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, - и наоборот.

Некоторые сторонники модернизма (см. Национализм (изучение)) полагают, что крайний национализм является пережитком доиндустриальной эры, который проявляет себя в виде периодических вспышек, но со временем отомрёт или перетечёт в более приемлемый патриотизм . Это находит подтверждение в том, что различные формы крайнего национализма легко смешиваются. Например, ксенофобия направлена прежде всего против самих иностранцев, а не против культурного импорта (этнических ресторанов, фильмов, моды и т. д.) .

Ксенофобия препятствует ассимиляции, поскольку если большинство не считает этнические меньшинства частью нации, то меньшинства тем более испытывают затруднения с такой идентификацией .

Примечания

  1. Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 559 с.
  2. Кон Х. Идея национализма // Ab imperio : Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3. С.419.
    Кон Г. Национализм: его смысл и история // Проблемы Восточной Европы. Вашингтон, 1994. № 41-42. С. 88-169.
  3. Shulman S. Challenging the civic/ethnic and West/East dichotomies in the study of nationalism // Comparative Political Studies. 2002. Vol. 35, No. 2. P. 554. DOI :10.1177/0010414002035005003 (англ.)
  4. Смит Э. Д. 2004.
  5. Ренан Ж. Э. 1882.
  6. Геллнер Э. 1991.
  7. «Мы создали Италию, теперь осталось создать итальянцев» (Массимо де Адзельо)
  8. Взгляд, что нация является типом этноса, также встречается в работах по обществоведению. См. например, Учебный социологический словарь / Под ред. С. А. Кравченко. Изд. 2-е. М.: Анкил, 1997, С. 90. ISBN 5-86476-090-0
  9. Calhoun C. Nationalism and ethnicity // Annu. Rev. Sociol. 1993. Vol. 19. P. 211. (англ.)
  10. Penrose J. Nations, states and homelands: territory and territoriality in nationalist thought // Nations and Nationalism. 2002. Vol. 8, No. 3. P. 277. DOI :10.1111/1469-8219.00051 (англ.)
  11. Bowden B. Nationalism and Cosmopoitanism: Irreconcilable Differences or Possible Bedfellows? // National Identities. 2003. Vol. 5, No. 3. P. 235 DOI :10.1080/1460894031000163139 (англ.)
  12. Хобсбаум Э. 1998.
  13. McCrone D., Kiely R. Nationalism and citizenship // Sociology. 2000. Vol. 34, No. 1. P. 19. DOI :10.1177/S0038038500000031 (англ.)

Литература

  • Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. ISBN 5-93354-017-3 .
  • Биллиг М. Нации и языки // Логос. 2005. Вып. 4 (49). С. 60.
  • Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991.
  • Милль Дж. Ст. Рассуждения о представительном правлении. Гл. XVI. М.: Социум, 2006. ISBN 5-901901-57-6
  • Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. - М.: Праксис, 2002. - 416 с. ISBN 5-901574-07-9
  • Паин Э. Между империей и нацией . 2-е изд., доп. - М: Новое изд-во. 2004. - 248 c. ISBN 5-98379-012-9
  • Ренан Ж. Э. Что такое Нация? 1882.
  • Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма / Пер. с англ. А. В. Смирнова, Ю. М. Филиппова, Э. С. Загашвили, И. Окуневой. - М.: Праксис, 2004, 464 с. ISBN 5-901574-39-7
  • Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. // Пер. с англ. - СПб.: Алетейя, 1998. - 306 с.
  • Nationalism / Ed. Kohn H. Британская энциклопедия . 2007. (англ.)

См. также

6 января 2016

В последние два десятка лет проблема разрастания "нездорового" национализма стала особенно острой. Корнем этой проблемы является незнание людей о том, что такое национализм. Определение этого понятия, между тем, нетрудно найти на множестве информационных ресурсов. Тем не менее часто его толкуют неверно, поэтому следует должным образом рассмотреть этот термин.

Идея национализма

Национализм - идеология, которая опирается на понятие нации и национального единства. Основополагающими тезисами этого направления являются идеи о нации как о важнейшем элементе образования государства и высшей форме единства общества. Национализм, по своей сути, близок к патриотизму и не предполагает неагрессию к другим народам, но любовь и верность к своей нации. Таким образом, идеи национализма никоим образом не пропагандируют ксенофобию, а уж тем более насилие по отношению к кому бы то ни было, и лишь призывают людей любить свой народ и не забывать о единстве, жить и работать во благо развития и процветания нации. Примеры национализма можно встретить как в России, так и в других странах. Хотя националистические партии редко становятся правящими.

Этнический национализм или этнонационализм

Как в средствах массовой информации, так и в быту под словом «национализм» часто подразумеваются этнонационализм, нацизм и ксенофобия. Человек, не знающий разницу между этими понятиями и не уверенный в том, что такое этнонационализм, скорее всего, смешает все понятия в одно. Однако между этническим и умеренным национализмом имеется существенная разница - этнонационализм ставит во главу угла превосходство одной нации над остальными. Сторонники этого течения отчасти противопоставляют себя умеренным националистам, утверждая, что у каждой нации есть так называемое этническое ядро, общая «кровь». Ассимиляция с другими народностями, а также смешение кровей с представителями других рас и наций считается неприемлемым и крайне осуждается.

Видео по теме

Примеры этнического и умеренного национализма

Чтобы легче понять разницу между этническим и гражданским, то есть умеренным национализмом, можно рассмотреть примеры национализма в масштабе отдельных личностей и отвлечённой ситуации. Так, человек, выбравший профессию врача и аргументирующий это желанием помогать представителям своей нации быть здоровыми, будет считаться националистом. При этом он будет рад помочь и представителям других народностей, так как в будущем, возможно, излеченные им представители другой нации будут тепло отзываться о нём как о враче и представителе определённого народа. Такая ситуация - явный пример умеренного национализма.

Если же врач принципиально помогает только "своим", небрежно относясь к "чужакам", аргументируя это нежеланием контактировать с людьми другой этнической принадлежности, его можно считать этнонационалистом и ксенофобом. Безусловно, во врачебном деле не должны всплывать такие понятия, как нации и национализм, но в реальной жизни случаи этнонационализма среди представителей как этой, так и других профессий - совсем не редкость.

Этнонационализм в масштабах государства

К сожалению, этнонационализм процветает не только среди отдельных индивидуумов или их групп. Случаются ситуации, когда целые государства берут курс на радикальный этнонационализм. В пример можно поставить нынешнее правительство Украины, поощряющее радикальные настроения граждан. Что такое этнонационализм как основная национальная идея? Это разрушительная для страны и народа идеология, не имеющая практически ничего общего с умеренным националистическим настроем. Ксенофобия правящей структуры мешает народу во всех сферах жизни - от бизнеса и торговли до личностных вопросов. Люди, волею судеб оказавшиеся гражданами страны, которой правят этнонационалисты, по сути, вынуждены существовать только внутри своей нации, сведя контакты с другими народами к минимуму. Смешение кровей и межнациональные браки могут сломать жизнь таким людям, лишив их возможности нормально жить и работать внутри своей страны. Самый яркий пример краха этнонационалистического государства в истории - упадок Германии после поражения во Второй мировой войне. Правительство, ушедшее от идей умеренного национализма в сторону этнического, потеряло страну навсегда.

Малые народы и их национальные чувства

Внутри практически любой страны существуют национальные меньшинства, которые по тем или иным причинам не могут обособиться. Тем не менее у таких народов тоже существуют свои националистические общины. Основой существования таких народностей как раз и является национализм. В качестве примера можно привести малый народ заза, проживающий на востоке Турции. Заза никогда не назовут себя турками, хотя могут при этом и не знать родного языка, иметь турецкие имена и фамилии. Тем не менее заза гордятся своей национальной принадлежностью и подчёркивают её при каждом удобном случае. Национализм малых народов, тем не менее, редко переходит в этнонационализм по отношению к национальному большинству, так как подобные настроения, безусловно, губительны для них самих.

Борьба с этнонационализмом

Для процветания любого государства и сохранения хороших отношений с другими странами преодоление этнонационализма - важная и ответственная задача. Пропаганда таких течений запрещена законом в большинстве стран. Несмотря на это, этнический национализм полностью искоренить невозможно - врождённая человеческая ксенофобия в той или иной концентрации имеется в каждом человеке. Только голос разума может усмирить подобные мысли, поэтому просвещение в данном вопросе играет немаловажную роль. Именно поэтому правительство, заботящееся о ментальном здоровье и моральном аспекте жизни граждан, сделает всё возможное, чтобы каждый житель страны получил достойное образование, включающее в себя основы культуры и международных отношений.

Этнонационализм в России

Вопрос этнонационализма в России стоит достаточно остро. Что такое этнонационализм для жителя России? Это разделение граждан страны на русских по национальности и "нерусских". Это нетерпимость к приезжим из соседних республик, таких как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Азербайджан. Более того, проявления «русского» этнонационализма можно встретить не только на территории Российской Федерации, но и за её пределами, например на курортах Турции, Туниса и Египта. К сожалению, полностью искоренить эту проблему до сих пор не удаётся, однако как мирные граждане РФ, так и представители других стран часто относятся к подобным проявлениям с юмором, что, безусловно, снижает градус напряжённости и гасит национальные конфликты.

Этнонационализм и дети

Что такое этнонационализм для детей? В сущности, воспитание в радикально настроенной семье разрушительно для психики ребёнка. Дети, которые в силу возраста ещё не могут установить причинно-следственные связи, «наследуют» от родителей неаргументированный страх и отвращение к представителям других рас и народов, то есть этнический национализм. Определение национализма как здорового и умеренного течения в будущем вряд ли будет понятно ребёнку, которого растили, вкладывая идею превосходства одной нации над остальными. Таким детям будет трудно адаптироваться в школе, завязать новые знакомства и правильно вести себя в обществе.

Этнонационалистическое воспитание, к сожалению, - нередкий случай во многих странах и народах. Стоит помнить, что ксенофобия и этнонационализм не имеют ничего общего со здоровым национализмом и ведут к гибели общества и каждой отдельной личности, а не к росту, развитию и процветанию.