Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Когда шесть лет — еще не возраст: рецензия на Valkyria Chronicles. Обзор игры Valkyria Chronicles

Может, кто-нибудь знаком с миром японской анимации и манги? Те самые 15 кадров в секунду, и бесчисленное множество отличных сюжетов (многим может позавидовать любой фильм), которые воплощаются в анимации и черно-белых рисунках именуемых мангой. Да, есть в Японии такое ремесло, постепенно завоевывающее мир. Недавно был сделан смелый шаг со стороны разработчиков компании SEGA, и был реализован проект под названием Valkyria Chronicles . В нем воплотились две стихии, которые недавно было сложно представить вместе – это стратегия и обширный сюжет уровня JRPG! Все это реализовано в стиле аниме и манги. Сложно точно сказать, на какой стиль больше похожа игра. Конечно, где то такое уже было, но почему не попробовать сделать еще лучше?

Движущаяся цветная картинка похожа на аниме, но надписи в белых облачках типа «Трах – бабах» и сопровождающаяся штрихом картинка тотчас же выдают стилистику манги. Вот такое вот ассорти приготовила нам SEGA, но главное то, что внутри. Многие люди, игравшие в Valkyria Chronicles , считают, что удовольствие, полученное от игры такое же, как от нашумевшего проекта Metal Gear Solid 4, и это совсем не преувеличение. Игра очень достойная, битвы сложны, интересны и действительно требуют тактического подхода, уникальный геймплей, который впитал в себя самое лучшее из игр жанра JRPG-Strategy.


Одна стратегическая ошибка может стоить битвы!

Краткое описание.

Действие проекта Valkyria Chronicles разворачивается в альтернативном мире. В нем существует древняя легенда. В давние времена, земля была плодородна и народ жил в достатке, без забот. Но появился Ненасытный (именуемый как Даркий), забрав с собой урожай и скот, в тот день люди познали голод. Услышав молитвы несчастных, на землю явилась Бесстрашная (именуемая Валькирией), которая пронзила сердце Ненасытного своим копьем. Народ вновь стал жить хорошо и счастливо. Мораль сей «басни» вы, конечно, узнаете сами. Восточно-Европейский Имперский союз и Атлантическая Федерация начали войну за рагнит - ресурс, который является большой мировой ценностью. Игра начинается в небольшом городке под названием Брюль. В настоящий момент происходит срочная эвакуация мирных граждан. Имперские войска стремительно наступают к окраинам города.

В это время в Брюль возвращается главный герой по имени Велкин Гюнтер, который решил остановиться у реки и зарисовать в свой блокнот форель. Но не тут-то было, он попадает в плен юной красавице по имени Алисия Мелькиотт. Она когда-то работала в булочной, но в тяжелое время вступила в городскую дружину и взяла в руки оружие. Алисия повела Велкина в штаб, обвиняя его в шпионаже. Конечно, ведь молодой человек, шатающийся по окраине города и рисующий рисунки, никак не соответствует военному положению в Брюле. Но по пути им встретилась темноволосая девушка по имени Исара, называющая Велкина своим братом. От нее Алисия узнает, что Велкин – сын самого генерала Гюнтера, который известен на всю Галлию как герой прошлой войны, и его имя очень почитаемо в городе. Дальше начинаются боевые действия, после которых в распоряжение, пока еще небольшого отряда под командованием Велкина, попадает танк его отца - Эдельвейс, на котором генерал храбро прошел первую войну. С этого момента начинается боевой путь юных (и не очень) героев.


За родину!

Геймплей.

Как и в классических JRPG-Strategy, основные боевые действия происходят в пошаговом режиме. Но вместо перемещения по клеточкам разработчики ввели интересное новшество. Теперь персонажи перемещаются в режиме реал-тайм при помощи левого аналога, что довольно интересное явление. Хоть персонажи двигаются не по клеткам, их перемещение ограничивается полосой, которая отображается внизу экрана и уменьшается по мере перемещения бойца. При передвижении враги способны атаковать, на этот случай есть возможность пригнуться во время ходьбы. Команда атаки происходит в стандартном пошаговом режиме, причем, как ни странно, по стилю напоминает старую игру Hogs of War. Завершения хода производится вручную при нажатии кнопки «круг», т.к. после проведения атаки есть возможность перемещения, вплоть до опустошения полосы движения. Порядок ходов оставили классически неизменным: сначала ходит ваша партия, затем вражеская, но есть небольшое отличие. В Valkyria Chronicles есть возможность передавать ход любому персонажу. Например, после завершения хода, можно сделать следующий ход тем персонажем, который уже сделал один или несколько ходов, но при этом на следующий ход, полоса перемещения будет уже меньше. Чем больше ходов происходит подряд, тем меньше становится полоса, так что это своеобразная плата.


Женщины в армии? В Valkyria Chronicles возможно все!

В Valkyria Chronicles есть свой штаб, в который можно отправиться между битвами. Штаб очень походит на тот, что был в играх серии Front Mission. Можно посещать комнаты для общения или для получения миссий. В штабе можно набирать себе команду, здесь уже так и чувствуется проект Final Fantasy Tactics. Отряд формируется из уникальных людей, с разной стойкостью, профессией и т.д. Да, и профессии здесь имеют место быть, с различными способностями. Профессий в принципе немало, например такие как: простые скауты, пулеметчики, танкисты, копейщики. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Там же есть и оружейная часть, где можно приобретать оружие и улучшать его, так же есть возможность заняться танковой амуницией, конечно не бесплатно. В Valkyria Chronicles можно спасать павших в бою путем эвакуации с поля боя. Достаточно лишь подойти другим персонажем к подстреленному товарищу, тем самым, спасая его жизнь. Тогда павший просто выбывает из битвы, но остается цел.

Как правило, в распоряжении бойцов имеется несколько видов вооружения, которое можно выбирать как при атаке, так и до нее. Среди арсенала имеются и средства медицины, которыми можно пополнить здоровье в бою. Виды вооружения в Valkyria Chronicles похожи на оружие времен Второй мировой войны, танки само собой тоже имеются, правда, в частично футуристическом виде. В начале битвы есть возможность расставить позиции своего отряда, что не редкость в подобном жанре. Сюжетная линия в Valkyria Chronicles представлена в виде книги, в которой есть главы и эпизоды. В некоторых эпизодах повествуется сюжет, а в некоторых происходят боевые действия. К уже доступным эпизодам можно вернуться вновь. В общем, книга является своего рода картой мира и проводником к различным уголкам игры, там же можно осуществлять сохранения.

Такой вот интересный проект, выпущенный SEGA, может порадовать многих геймеров. В том, что немало идей позаимствовано из других проектов нет ничего постыдного, ибо в проекте Valkyria Cronicles все преподнесено в шикарном виде. Так что это скорее не плагиат, а дань уважения тем проектам, на которых и строился интересный жанр JRPG-Strategy. Всем советую ознакомиться с этой игрой. Проект очень интересен и сюжет сильно затягивает своей детализацией в мельчайших подробностях, а милая графика, стилизованная под ручную рисовку цветными карандашами, будет радовать глаз. Недавно успел выйти анимационный сериал с одноименным названием, некоторые детали сюжета были изменены, но в целом в нем остался игровой сюжет.

Для меня японская культура - это нечто недостижимое, то за пределами понимания, нечто такое, что вызывает перелом мозга. Поэтому долгое время я фукаk на японские ролевкы и другие творения нации Sony. Но одна игра таки не на шутку влюбила меня в себя с первого взгляда. Ею была когда эксклюзивная для PS3 Valkyria Chronicles . Не прошло и 10 лет, как игру портировали на ПК.

Шло 1935 й год Маленькое королевство Галлия в альтернативной Европе оказалось в затруднительном положении. С востока вторглась Империя, а с юга поджимает своими предложениями, от которых нельзя отказываться, Федерация. На фоне этих глобальных событий, перекликаются с началом Второй Мировой войны, перед нами предстают героические бойцы седьмого отряда ополчения третьей дивизии галийського войска.
Во главе с бывшим ученым-натуралистом Велкином Гантером смельчаки умело находят выход из трудного положения и отчаянно противостоят всем нападениям имперцев.

Страницами альтернативной истории

Сюжета в Valkyria Chronicles отведено немало внимания. Об этом свидетельствует тот факт, что одни кат-сцены в разделах могут длиться от получаса и больше. Авторы тщательно прописывают причудливый мир альтернативной реальности, изображают культуру, политическое устройство, обычаи, технологии, истории и много других глобальных подробностей.
Не забывают и о детальное раскрытие персонажей. Главные герои, которых здесь под десяток, имеют сложные отношения между собой, у каждого свои особенности, биография, уникальные черты характера и реакция на события.
Мне еще не приходилось видеть, чтобы обычные рекруты, которых можно снова и снова подбирать в командной комнате, имели собственные озвучки, характер, уникальную анимацию победы и гибели. Благодаря этим мелочам бойцы не воспринимаются, как просто расчетные единицы, которыми можно пожертвовать во время боя. Это твои собратья, которых надо уберечь любой ценой.


Седьмой отряд, к бою! Игролад сосредоточен на проведении тактического пошагового боя. Довольно необычное то, что ход выполняется в реальном времени и подвижного бойца может убить какой пулеметчик, если игрок будет слишком медленным или рассеянным.
Использование каждого бойца стоит 1 очко действия (танка - 2), а уже во время хода боец имеет шкалу действия, которая исчерпывается передвижением. Емкость шкалы определяется классом - разведчики могут дальше передвигаться, но мало стреляют, пулеметчики могут вшкварить хорошую очередь из автомата, но недалеко уйдут.
Кроме того каждый класс более действенный, в зависимости от условий боя. Ракетчики хорошие против танков, снайперы пригодятся на больших картах, инженеры выручат, когда кончатся боеприпасы.

Достойный противник

Почти никогда невозможно заранее рассчитать, какие виды бойцов вам нужны именно в этом бою, но когда ты выяснил это (или угадал), то чувствуешь с каждым ходом, как контролируешь ситуацию. Это ощущение трудно описать словами, проще почувствовать.
Однако враг не спит. Искусственный интеллект адекватно оценивает ситуацию и способен на несколько неожиданностей, что сильно затрудняют приближения твоей победы. Впрочем мне, жестком казуал, игра выдалась умеренно сложной (в ней совсем нет уровней сложности). Еще немного пережали бы с хардкорностю и пришлось бы заставлять себя засесть за игру. А так имеем хорошо анимированную варгейму с ощущением присутствия на поле боя.


Так тик, так-тик, так-тик

Дополнительные тактические возможности раскрываются приказами, что разблокируются при прокачке бойцов или покупаются у отставного офицера, стал могильщиком и много знает о смерти, а потому может дать несколько действенных советов, как ее избежать. Это может быть приказ об отступлении кому-то одному, или приказ об усилении атаки или защиты для всех. Можно даже спросить артиллерийский удар! Но приказы стоят очков действия и усилив атаку, можно потерять возможность сделать переломный ход, который решит дальнейший ход боя.
А еще есть гранаты, медпакет, захват вражеских лагерей, укрытия, разрушение их, сложные карты, вышки, лестницы, обходные пути и многие другие геймплейных безделушек, которые превращают на первый взгляд простенькую игрушку на неисчерпаемый источник тактических возможностей.

Вдобавок

Если стандартного набора роликов вам окажется мало для постижения Valkyria Chronicles , То знания о мире игры можно расширить в местной энциклопедии, где подробно описаны все персонажи, оружие, техника и т. Также неплохим дополнением стала местная журналистка, зе небольшой гонорар может написать несколько интересных статей о ваших приключениях.
Ну, в а кому мало боев с основной кампании, может пройти несколько тренировочных миссий и разобраться с сюжетными дополнениями, которые предлагают совершенно необычные по сложности и изобретательностью бои.



Взрыв из прошлого

Valkyria Chronicles вышла еще в 2008 году, но и тогда было понятно, что она не устареет, ведь SEGA нашла удачное дизайнерское решение, не требующее сложной технической реализации.
Имею в виду, что перед нами графическая новелла, ожила. По стилю - это нечто среднее между японской мангой и французскими рисованными лентами. Выцветшие цвета, легкая Рисованная ретушь, пос-шейдинговые модели и окружение и вуаля - получите шедевр.
Портирование игру не испортило. Но и не улучшило. Разрешение выросла до 4K, проблем с совместимостью не возникает, управление удобное и с геймпадом, и с клавомишею, все DLC уже впаяны в обычное ПК-издания.
Однако рендерени кат-сцены не претерпели изменений, а потому имеем ролики без сглаживания и в низкой разрешения. Нью-фаґы могут вкурвитися через такое недоработки.

Valkyria Chronicles - Это очередной праздник на улице Пекарской. Замечательная основание начать любить японские игры. Глубокая и увлекательная история, дополняется интересными и разнообразными пошаговыми боями. Теперь доступна и на ПК.

для домашней системы PlayStation 4. Ранее мы представляли вам несколько любопытных материалов, касающихся данной серии в целом и переиздания в частности: вы можете прочитать ретроспективу трилогии, а находится обзор переиздания на основе японской версии игры. Сегодня же мне хочется представить вам новый материал об этом проекте, в котором я расскажу о нескольких вещах. Во-первых, затрону некоторые интересные механики и возможности, о которых игра не рассказывает игрокам во время обучения и многие могут про них даже не догадываться. Во-вторых, кратко рассмотрю дополнительный контент, который находится на борту PS4-версии игры.


В качестве небольшого вступления мне хочется сказать, что серия Valkyria Chronicles - это одна из лучших франшиз, наравне с серией Yakuza (Ryu ga Gotoku), которая была запущена компанией SEGA в трёх последних поколениях игровых консолей. Совсем старые франшизы, которые вскоре скатились непонятно куда и плавают где-то в новых морях, вроде несколько восстановившейся Shining Force (но до нас качественные новые тактики не доехали) и с головой ушедшей в онлайн Phantasy Star , в принципе можно не учитывать. Тем более, что последняя также игнорирует западный рынок.

События серии Valkyria Chronicles развиваются в альтернативной Европе тридцатых годов - когда в нашей реальности было затишье перед бурей, пока нацисты развивали свои «гросстракторы» и проводили оккультные эксперименты с предшествующими им измерениями черепов людей Тибета. В мире игры уже гремела вторая европейская война - могущественная восточная империя, за прообраз которой вполне очевидно взята Священная Римская империя, смешанная с Третьим рейхом и окрашенная в красный цвет, уверенно продвигается на запад, но палкой в колёсах её наступательных орудий становится небольшая страна Галлия. Мы же оказываемся в роли наспех собранного отряда ополчения, в котором чудесным образом оказывается гениальный командир с отцовским танком, фактически не имеющим равных на поле боя. Впрочем, и противнику есть, что противопоставить нашим героям.

Военный репортёр за работой.


По ходу игры мы будем набирать добровольцев в свой отряд, развивать их, раскрывая боевые потенциалы каждого из рекрутов, включая скрытые способности. Собственно последние - это один из пунктов нашего сегодняшнего материала. Потенциалы - это особые характеристики персонажей, всего у каждого из них около трёх-четырёх основных потенциалов, частенько эксклюзивных для конкретного персонажа. Также есть четыре боевые потенциала, которые развиваются с прокачкой всего класса и они уже нередко общие для всех бойцов одного типа. Штурмовиков, скаутов, гранатомётчиков (копейщиков), инженеров и снайперов. Существенной разницы между обычными и боевыми потенциалами нет - все они оказывают положительное или отрицательное влияние на героя, в какой-то конкретный момент боя.

Прекрасный потенциал у копейщицы Одри, она восполняет всю потраченную амуницию.


Например, у некоторых персонажей есть отрицательные потенциалы вроде склонности к панике под шквальных огнём или после получения урона, у иных есть аллергии к окружению, будь то металлические балки, цвет деревьев, болото или пески пустыни. Такие потенциалы существенно понижают боевые способности героев. Допустим, у милашки Эди есть склонность к панике, и когда она срабатывает, девушка начинает наносить противникам совершенно мизерный урон. Если в нормальном состоянии духа она может убить цель за 6-8 попаданий из 20-30 патронов в магазине, то в состоянии паники за всю очередь она снесёт максимум четверть полоски здоровья врага. Существенно? Ещё как! Поэтому обязательно, отправляя бойцов в сражения, смотрите за их потенциалами. Не засылайте в пустыню тех, кто её ненавидит, и проявляйте аккуратность с паникёрами.

Положительные же потенциалы способны очень круто помочь в сражениях. Самый яркий пример в игре - это Алисия. Пожалуй, самый безупречный персонаж, который фактически обладает только положительными качествами. Её потенциалы позволяют проворачивать приёмы категории «Пробежка Алисии» - приём, с помощью которого можно большинство миссий игры пройти только Алисией и за один, максимум два хода. Исключения составляют две сюжетные миссии, которые связаны с боем против монструозных орудий противника. Их невозможно пройти рашем из соображений сценария. Как пример, можно привести потенциал «Таинственное тело», срабатывание которого полностью исцеляет Алисию, или же потенциал «Сопротивление встречному огню», грандиозно понижающий входящий урон во время пробежки.

Обратите внимание, сколько выстрелов из винтовки нужно Алисии для уничтожения танка. Это действие потенциала «Demolition Boost», который я ниже назову «Разрушительной мощью».


Срабатывают потенциалы, как положительные, так и отрицательные, преимущественно случайным образом, но под воздействием строго определённых факторов. Некоторые, вроде «Абсолютный урон броне» у гранатомётчиков, активируются почти в каждом ходу, в то время как другие, особенно персональные, проявлять себя не спешат. Но их можно заставить. Ведь в игре есть система боевых приказов - Велкин Гюнтер талантливый командир и способен вселять уверенность в своих подчинённых. Следовательно, его приказы имеют колоссальное воздействие. Новые приказы получаются во время прохождения, с прокачкой классов и на кладбище, где можно поболтать с таинственным стариком. Он-то и будет учителем нашего помешанного на природе командира. Среди приказов есть два, которые могут заставить потенциалы одного или всех бойцов на поле боя срабатывать более активно. Первый из этих приказов является частью тактики «Пробежка Алисии».

Под действием определённых приказов Велкина Алисия очень сильна. Но ни один из этих приказов не поможет ей побороть противопехотные мины. Гранатами они не взрываются, от пуль не детонируют. Вот так решили сделать инженеров полезными.


Вообще приказы в Valkyria Chronicles - это механика, вокруг которой продолжительное время не утихали споры. Да и сейчас они периодически всплывают. Дело в том, что данная система позволяет буквально сломать игру, прокачав ту же Алисию приказами вроде «Пробуждение потенциала», «Усиление защиты» и «Разрушительная мощь». В таком состоянии, девушка будет практически неуязвима, а из своей винтовки сможем в 2-3 выстрела пробивать радиаторы бронемашин, вплоть до тяжелых танков, приводя оные к детонации. Собственно, к этому и апеллируют жалобщики на предмет «ломающейся игры». Да, действительно, так можно сделать и даже на протяжении первого прохождения. Но я же считаю такую возможность лишь дополнительным тактическим преимуществом. Ведь игрок может и не использовать приказы вообще.

Когда я проходил игру первый раз на PlayStation 3, то совсем не проникся приказами. Я понял их суть, но хотел оставить игру чистой тактикой с экшен-элементами, без дополнительных влияний на игровой процесс. Второе же прохождение я устроил уже с использованием приказов, совершенно разных. Именно благодаря этой механике в игровую реальность можно воплотить массу интересных и необычных тактик прохождения каждого уровня. Где-то будет легче, где-то сложнее, всё зависит строго от игрока. И винить игру в доступном разнообразии, позволяющим существенно облегчить прохождение при должных навыках и желании, это как-то странно.

Потенциал «Пустынная аллергия» - это очень негативная штука. А вот любовь к Алисии наоборот! Когда она рядом, разумеется. К слову, на симпатии персонажей тоже следует обращать внимание - нахождение рядом с симпатичным конкретному герою/героине соратником, может стать (и скорее всего станет) стимулом для активации потенциала.


Но давайте вернёмся к потенциалам. В игре есть трофей и внутренняя награда, медаль, выдающаяся в том числе за открытие всех скрытых потенциалов у бойцов игрока. Вообще всех. Если вы видите в профиле персонажа дефис вместо названия потенциала, значит от ещё не раскрыт. Ежели красуется диагональный прочерк, то в этой ячейке потенциала нет и быть не должно. Чтобы открыть тайные потенциалы персонажей, разумеется их надо использовать в бою, и сейчас я вам расскажу, как эта штука работает. Скрытый потенциал активируется в два этапа: выполнение условий и раскрывающий триггер. Условия для всех персонажей, кроме ключевых (Алисия, Ларго, Рози, Зака, Велкин), совершенно одинаковы - боец должен набрать пять условных боевых очков, отражающих его полезность. Это можно сделать за один бой. Для одного или нескольких персонажей, но не для всех - их в игре несколько десятков, так что придётся несколько раз переиграть какую-нибудь многолюдную стычку, например битву на площади у мельниц-близняшек в Брюле.

Очки даются за все полезные действия на поле боя: одно очко выдаётся за участие в операции, два очка можно заработать за убийство врага или уничтожение танка. Или исцеление соратника рагнитом. За захват базы противника боец получит три очка, а четыре - за спасение смертельно раненного товарища путём вызова медика. Но есть одно большое «но» - убив даже десять противников в одном бою, персонаж получит не более двух очков за это действие. То же касается любых других полезных для отряда заслуг. Но они аккумулируются и переносятся из боя в бой. Проще всего делать следующее: выбрав многолюдную схватку, позволить одному персонажу умереть, а другим героем, которому нужно прокачать скрытый потенциал, бежать к павшему соратнику и вопить «Медик! Медик!». Затем убивать кого-то из противников и гибнуть самому. Повторять процесс со всеми бойцами - вуаля, шесть очков за бой у нескольких персонажей разом (участие + убийство + спасение).

Данная фраза подтверждает открытие персонажем(-ами) потенциала(-ов). Если не посетить Ирэн, тайный потенциал сам по себе не откроется.


Но этого недостаточно, чтобы раскрылся тайный потенциал. Когда вы точно знаете, что у вас есть герои с пятью и более очками боевой полезности, нужно отправиться в штаб-квартиру ополчения и прогуляться на Кэслфронт стрит, где забавная репортёрша Ирэн Эллет воскликнет нечто вроде «Батюшки, да у вас тут засияла новая звёздочка в отряде, вот бы взять интервью!». Именно данный комментарий является триггером скрытого потенциала. После, можно отправляться в комнату командования и отправлять раскрытых бойцов в резерв, заменяя на новичков, которым лишь предстоит раскрыть свой тайный потенциал. Кстати, раскрыв все потенциалы таких бойцов, как снайпер Оскар и инженер Карл, позвольте им умереть в бою - но не перманентно! Вызовите медика. А затем прогуляйтесь в командную комнату - вас будет ждать сюрприз.

Более очевидный, но всё же пропускаемый некоторыми игроками элемент игры - это дополнительные задания, связанные с кем-то из ключевых персонажей. Именно их прохождение влияет на раскрытие тайных потенциалов Алисии, Ларго, Велкина и Рози. Задания эти называются отчётами и появляются между главами в виде узких закладок меж страниц в левой части экрана. Если видите такую штуку, нажимайте «L1» и листайте, пока не откроется индивидуальный отчёт, посвящённый одному из персонажей. Чтобы такие закладки появлялись, кроме прохождения миссий нужно ещё посещать Ирэн на Кэслфронт стрит и покупать эти самые отчёты, цены на которые варьируются от трёх до ста тысяч. Они представляют собой репортажи пронырливой девчонки, посвящённые дополнительным, не фронтовым событиям, и дополнительно раскрывающие характеры персонажей.

Именно из отчётов можно узнать интересные подробности о персонажах и увидеть их немного в ином свете.


Отчёты и их прохождение на ранг «А» («S» в японской версии) также необходимы для получения платинового кубка. А что ещё необходимо и не является столь уж очевидным - получение бонусного оружия. Всего есть два типа дополнительных образцов вооружения для всех классов - трофейные имперские и подарочные королевские. Первые мы получаем за убийство особых противников, которые есть в сюжетных заданиях и отчётах. Их называют «Тузами» или «Асами», и частенько они очень хорошо спрятаны. Отличает данных врагов от всех остальных их имя - вместо стандартных «Элитный пехотинец», «Скаут» и так далее, над здоровьем уникального противника красуется его боевое прозвище «Освальд Железный», «Старк Сокол» и так далее. Вражеские «Тузы» также есть в сторонних стычках - «Skirmish» - но только на EX-сложности. Которая может заставить ваши нервы кровоточить.

Впрочем, также EX-сложность может стать (и станет) отличным вызовом для больших поклонников тактики и серии Valkyria Chronicles. Противники здесь сильнее и умнее, чем в обычных режимах. Королевские образцы оружия мы получаем после прохождения сюжетных глав, начиная с 11-й. После каждой сюжетной миссии, на окне статистики прохождения, будет появляться приказ от Элеонор Варрот, дескать «Вас ожидает новая медаль». Это действительно может быть медаль за заслуги (трофей), но гораздо чаще в тронном зале, где нас встречает королева Корделия, мы будем получать оружие. Выдаются они в случайном порядке, так что можно сохраняться перед посещением королевы и перезагружаться, если подаренное оружие не устраивает. Например, вам нужны винтовки, а Корделия осыпает Велкина противотанковыми копьями.


На этой ноте можно от не самых очевидных, но несомненно полезных вещей перейти к обзору экстра-контента, находящегося на борту переиздания Valkyria Chronicles Remastered. Эти дополнения были доступны и владельцам оригинальной игры на PlayStation 3 - EX-сложность можно было загрузить бесплатно, а за деньги нам предлагали короткую сюжетную линию Сельварии, командующей армией принца Максимиллиана и по совместительству вражеской валькирии, чьё изображение вы можете видеть в шапке этого материала. И не только. Другим дополнением, также покупаемым за кровненькие, был набор миссий-испытаний для отряда Иди. Эта пепельноволосая милашка стала очень популярной среди игроков, преимущественно благодаря удачному дизайну и голоску, поэтому разработчики просто не могли не воспользоваться этим - они поместили Эди на должность лидера небольшого отряда в рамках седьмого отряда ополчения, и придумали для них несколько крутых испытаний.


Согласно истории дополнения, во время одного из сражений небольшая группа бойцов - Эди (штурмовик), Сьюзи (скаут), Гомер (инженер), Янн (копейщик), Линн (штурмовик) и Марина (лучший снайпер в игре) - оказалась отделена от седьмого отряда. Марина увидела милую собачку и рванула за ней, а Эди на пике своего энтузиазма бросилась за имперскими войсками «вопя, словно баньши», как выразился Янн. Этот парень очень любит дразнить Иди, которая в свою очередь его то и дело лупит. Собственно, ради этого он девушку и раззадоривает - паренёк немного мазохист. В результате таких порывов двух героинь, группа забрела не пойми куда и не знает, что делать. Но вдруг раздаётся канонада - зоркий глаз Марины определяет: «имперские войска атакуют близлежащую деревню». Это ли не хорошая задача для новообразованного «Отделения Иди»?

Задачи, которые ложатся на плечи членов небольшого отряда, представляются не только увлекательными, но и достаточно интересными тактически. Здесь уже не разгуляться с приказами Велкина, которые делали практически из любого персонажа настоящего бога войны. Придётся хорошенько подумать, как обойти несколько танков всего лишь с одним копейщиком, как не нарваться скаутом на штурмовика и как лучше расположить снайпера, ведь любой плевок в неё может привести к смерти. Кроме того, у нас есть предустановленный отряд, самостоятельно выбирать его членов мы не можем, а если кто-то гибнет - он покидает поле боя. И нет базы, на которую его можно было бы призвать заново. То, какой ранг заслужит игрок в миссии по спасению деревеньки, влияет на финальную сцену этого дополнения.


Испытания же, пусть я их автоматом и считаю частью дополнения, на самом деле продавались отдельно - то есть, к игре выходило три платных дополнения и одно бесплатное. Так вот, испытания предлагают игрокам попытать счастья в особых заданиях, сделанных специально для конкретных персонажей из отделения Иди. Всего таковых пять, как и классов - отдельные задания ждут Сьюзи, Иди, Гомера, Янна и Марину. Шестое испытание предлагает миссию для всего отряда и подоспевшего ему на помощь танка «Эдельвейс». К сожалению, по какой-то странной и, кажется, не объяснявшейся разработчиками причине, Линн лишена собственной миссии. Возможно из-за того, что в сюжете основной игры она является бонусным/секретным персонажем. Но, честно говоря, это сомнительная отговорка. За победу в испытаниях мы получаем новое крутое оружие. Аналогичная история, к слову, в дополнениях к Valkyria Chronicles II (в третьей игре я ещё не добрался до DLC).

Самой ценной частью дополнений всё же считаю не испытания для членов команды Иди, поскольку они представляют собой довольно типичные «скирмиши». Возможно, моё к ним отношение также связано с тем, что добрался я до них на PlayStation 3 уже после 250-го часа в Valkyria Chronicles II , где такого рода задания уже успели набить оскомину. Даже несмотря на всю мою любовь к этой франшизе. Самое ценное среди экстра-контента, помимо EX-сложности, конечно, это сюжетная арка Сельварии - «Под маской её лазурного пламени» (Behind Her Blue Flame). Лучше всего эту сюжетку проходить тогда, когда вы уже либо знакомы с сюжетом игры, либо прошли хотя бы пятнадцать сюжетных глав, поскольку её события являются альтернативным взглядом как раз на события пятнадцатой главы - битвы за цитадель.

Игровой процесс в этом дополнении мало чем отличается от основной сюжетной кампании и испытаний команды Иди, но всё же небольшие отличия есть. Главное из них - это ключевая героиня истории, Сельвария, которая относится к классу скаутов, но вооружена ручным пулемётом схожей с MG-34 конструкции. Двадцатизарядное чудо оружейного мастерства наносит сокрушительный урон как обычным противникам, так и бронетехнике противника, при условии стрельбы в радиатор. Одного магазина «Рума», а таково имя сего орудия, подаренного валькирии лично Его Величеством, хватает на уничтожение одного танка или двух противников, если оные расположены на одной линии огня. Состоит дополнение из нескольких заданий, которые, разумеется, от основной сюжетной линии не зависят и идут с ней вразрез - перед нами альтернативный взгляд на один из ключевых для истории эпизодов семимесячной войны.


Все неприятные стороны оригинальной механики также не покинули игру и в дополнениях - противники как всегда более шустрые, чем персонажи игрока, и гораздо быстрее стреляют навскидку. То есть, даже при самых лучших раскладах, если противник видит нашего бойца, он успеет всадить в него несколько пуль, пока тот вскинет свою винтовку, автомат или копьё. Исключения категорически редки. И данная механика в некоторых заданиях, в том числе в сюжете, катастрофически раздражает. Особенно, когда под управлением игрока находится Йоханн, инженер, сопровождающий Сельварию. Стоит ему встретить на своём пути штурмовика, и можно считать паренька успешно состоявшимся гостем Вальгаллы. То же касается любого скаута, кроме Сельварии. Вторая раздражающая механика, которую любой игрок, независимо от любви к Valkyria Chronicles, будет люто ненавидеть - это уклонения. Противники, особенно «Тузы», имеют свойство пригибаться прямо перед выстрелами в их сторону, в результате чего ход потерян. У меня бывало, что враг пригибался до пяти раз подряд. Это очень обидно.


Не обошлось в «Лазурном пламени» и без доли фансервиса - сценаристы SEGA решили раскрыть нам немного наивную и даже милую сторону имперского полководца и валькирии. Ведь во время основной сюжетной кампании, мы привыкли воспринимать Сельварию как злую собачку на поводке у Максимиллиана, безответно в него влюблённую и преданную, выполняющую любой, даже самый бесчеловечный приказ, с холодным выражением на лице. И не менее холодным лазурным пламенем, окутывающим ладную фигуру. Но в своей сюжетной арке маска хладнокровия даёт трещину и игрок видит Сельварию совсем с другой стороны. Более человечную, уязвимую и одинокую. И если вы ещё по какой-то странной причине не ознакомились с Valkyria Chronicles, персонажами и историей игры, то переиздание проекта на PlayStation 4 - это просто чудесная возможность исправить недоразумение. Эта игра стоит повышенного внимания всех поклонников как японских игр и тактики, так и любителей необычных проектов.

Платформа: PlayStation Portable (PSP)
Жанр: Tactical Role Playing Game
Разработчик: Sega
Издатель: Sega
Игроков: 1-4

TRPG – замечательный жанр, погрязший в самоповторах. Как в сюжетных, так и в геймплейных. Всё реже можно встретить оригинальный сеттинг, и всё чаще приходится наблюдать за полем боя, поделенным на клеточки, с высоты птичьего полета.
Изредка разработчики пытаются отойти от стандартов жанра, а еще реже из этих попыток в итоге получается хорошая игра. Одну из таких удачных попыток мы сегодня и рассмотрим.

Первая часть Valkyria Chronicles вышла на консоли Playstation 3 в 2008 году. Игра обладала великолепной графикой, стилизованной под акварельные рисунки, оркестровым саундтреком и необычной боевой системой, которая открывала новый простор для тактической мысли.
Valkyria Chronicles была тепло принята критиками и выиграла множество наград, но за пределами Японии, к сожалению, очень плохо продалась. Несмотря на это в 2010 году вышло её продолжение. И, к всеобщему удивлению, оно вышло на PSP.

Урок истории

Действие игры разворачивается в Европе 1937 года в стране Галлия. После событий первой Valkyria Chronicles в Галлии сформировалась повстанческая группировка, состоящая из аристократов и военнослужащих, недовольных тем, что у власти находится эрцгерцогиня расы дарксен. По легенде, много лет назад племена дарксенов вели между собой жестокую войну, используя оружие массового поражения и убивая тысячи невинных людей. Остановить их смогли лишь валькирии, пришедшие с севера. Дарксены проиграли войну и даже спустя несколько сотен лет их раса продолжает презираться. Они не имеют фамилий, не могут работать по многим профессиям, а некоторые из них и вовсе лишены жилья.

Повстанцы боготворят валькирий и считают, что дарксены приведут за собой новое зло. Армия Галлии все еще не оправилась после предыдущей войны и поэтому в боевых действиях все чаще участвуют студенты военных академий. За одного из таких студентов нам и предстоит играть.

Знакомьтесь, Аван Хардинс – веселый и амбициозный парень, который поступает в военную академию, чтобы узнать подробности о пропаже своего брата Леона, который учился там до него. Вместе с Аваном вам придется пройти обучение в академии, узнать, что случилось с Леоном и положить конец войне.

Военное дело

Игра поделена на две большие части. Первая представляет собой исследование академии, просмотр сюжетных сценок, улучшение оружия и экипировки, а также покупку новых миссий. Большинство сюжетных сцен и диалогов персонажей представлены в стиле визуальной новеллы, однако присутствуют и видеовставки, которых, к сожалению мало.

Вторая же часть - это собственно боевые действия. В игре пять основных классов: разведчик, солдат, копьеносец, инженер и бронированный техник. Со временем вы сможете улучшать представителя каждого класса, давая ему более узкую специализацию. Так со временем разведчик может стать снайпером, а инженер – медиком.
У каждого персонажа также есть набор уникальных скиллов (в игре они называются потенциалами), которые активируются при выполнении определенных условий в битве (например, при атаке, когда рядом находится союзник или во время передвижения по траве). Потенциалы могут оказывать как положительный (повышение наносимого урона, восстановление боезапаса), так и отрицательный эффекты (потеря хода, понижение точности стрельбы).

Во время вашего хода вы получаете определенное количество Command Points (CP), которые можно тратить на передвижение персонажей или приказы (дают различные бонусы, например, повышают урон или открывают карту).

Выбрав юнит, которым будете ходить, игра переключается на вид от третьего лица, и вы получаете контроль над персонажем. Во время хода вы можете передвигать героя (во время передвижения расходуется полоска AP, которая разная для каждого класса), прятаться в окопах, атаковать, захватывать военные лагеря и прочее. Вражеские войска не будут сидеть на месте и будут вам мешать, открывая огонь, если вы окажетесь в поле их зрения. Во время атаки вы прицеливаетесь в противника на манер шутера, и персонаж стреляет один или несколько раз (в зависимости от оружия). На урон и точность влияет множество факторов: погода, освещение, местность, разброс оружия и то, куда вы стреляете (если целью стал человек, то он получит больше урона при попадании в голову).

Каждый юнит можно использовать несколько раз за ход (хватило бы CP), но с каждым разом его полоска AP будет становиться все меньше и меньше и это может привести к тому, что герой просто не сдвинется с места.

Из недостатков стоит отметить скачущую сложность: начинается игра тяжеловато, но примерно к середине игры, как следует проапгрейдив танк, этим самым танком выносится все живое на карте.
Дисбаланс присутствует и в классах. Зачем, спрашивается, учить бронированных техников закладывать мины и надеяться на то, что на них кто-то наступит, когда можно просто дать им молот в руки и отправить крушить вражескую технику с одного удара?
Полезность приказов тоже сомнительна, так как стоят они весьма дорого. Можно открыть карту за 6 CP, а можно потратить 2 CP на пробежку двумя скаутами и добиться того же эффекта. Даже такие мелочи как повышение точности стоят аж 4 CP.

В общем и целом, сражения играются интересно благодаря столь необычной для TRPG боевой системе, а также разнообразию оружия и классов персонажей, но их изрядно портит дисбаланс.

Количество против качества

Если в чем-то и можно быть уверенным при игре в Valkyria Chronicles 2, так это в том, что она предоставит большое количество контента. Играбельных персонажей свыше тридцати (не считая бонусных), каждый из которых имеет свой характер, и даже мини-сюжет, при прохождении которого откроется уникальная для каждого героя миссия. Проблема кроется в том, что все эти персонажи очень примитивны и односторонни. Есть и стандартная девочка из библиотеки, и высокомерный принц, и даже дворецкий. Складывается ощущение, что все эти герои сбежали из какого-то второсортного комедийного аниме. Зачем нам рассуждения о войне? Давайте лучше пойдем купаться и мериться сиськами.

Не стоит также ждать сюрпризов и от сюжета игры, ибо все неожиданные повороты предугадываются задолго до их совершения.
Не все гладко и с самими миссиями. Их в игре больше 200 (добрая половина из которых открывается после прохождения основного сюжета игры), но самих карт, где происходят боевые действия в игре не так много, поэтому на тридцатом часу игры окружающая обстановка начинает надоедать.

Все эти детали ощутимо портят впечатление от игры и не позволяют наслаждаться ей в полной мере.

Военный марш

Графически Valkyria Chronicles 2 удалась. Анимация на уровне, а модели персонажей соответствуют их портретам. Сами же портреты нарисованы хорошо и каждый из героев имеет свои отличительные черты в дизайне. Аниме-заставок к сожалению мало, но те что есть, очень недурственно нарисованы.
Одной же из лучших вещей в игре является полностью оркестровый саундтрек с большим количеством композиций, каждая из которых использована в нужное время в нужном месте. Здесь есть и боевые марши, и торжественные фанфары, и таинственные прелюдии и многое, многое другое.
Отдельно хочется высказаться об озвучке персонажей. Английские актеры совершенно не стараются и их голоса начинают очень быстро раздражать и бить по ушам. Японские сейю тоже далеки от идеала, но их голоса хотя бы подходят героям игры. От себя посоветую из двух зол выбрать меньшее и играть в undub-версию.

Выпускной

Стоит ли Valkyria Chronicles 2 того, чтобы тратить на неё время? Если вам нравится жанр TRPG и вы желаете попробовать что-то новое, то стоит. Кроме интересной боевой системы в игре есть замечательный саундтрек и неплохая графика. Сюжет и персонажи – самое слабое место игры, но если вы сможете закрыть на это глаза и просто получать удовольствие от геймплея, то игра наверняка придется вам по вкусу.

Переиздания игр с позапрошлого и прошлого поколений консолей на текущее стали обычным явлением уже в первый год существования PlayStation 4 и Xbox One, поэтому они совершенно никого не удивляют. Иногда эти переиздания сделаны аляповато, без особого вмешательства разработчиков, и больше похожи на порт, чем на переработку игры. Иногда они очень существенно отличаются от своего оригинала, предлагая множество новых элементов и гораздо лучшую графику. Но ещё реже может появиться ремастер, который фактически не отличаясь от оригинала, будет смотреться красивее и играться бодрее. Valkyria Chronicles Remastered для PlayStation 4 - это именно последний случай.


Справедливости ради стоит отметить, что данная игра была перезапущена и на РС, откуда её затем перенесли на новейшую консоль Sony, фактически без единого изменения. Поэтому будем сравнивать переиздание с оригинальным проектом на PlayStation 3. Он него Valkyria Chronicles Remaster отличается лучшей графикой - разработчики подтянули разрешение до полноценного FullHD, обеспечили стабильную кадровую частоту в 60 fps, а движок CANVAS в очередной раз показал, что он отлично умеет обрабатывать картинку в нужном разрешении. Данный движок, конечно, не one of a kind, но один из немногих движков на рынке, который обеспечивает не фотореалистичный рендеринг в сэл-шейдинговой оболочке. Каждый элемент окружения, включая эффекты и тени, здесь рендерятся в естественном разрешении игры, то есть в 1080р.

Этого разработчики добились ещё на PlayStation 3, пусть и в меньшем разрешении, а затем удивили игроков на РС. Недаром даже Питер Томан, также известный как Durante - талантливый программист и создатель популярного DSfix для РС-версии Dark Souls , провёл анализ РС-версии, отметив качество рендеринга в среде CANVAS. Тем не менее, как и в случае игры на РС, на PlayStation 4 осталась одна не очень приятная сторона переиздания - все пре-рендеренные ролики остались в том качестве, в котором они были на PlayStation 3. При апскейле с 720р до 1080р на PlayStation 4 это не очень критично, хоть и заметно, а вот в случае РС с настройками в 4к - картинка опечаливает. Впрочем, пусть это будет проблема обладателей машин с 4к-разрешением, коей консоль Sony не является.


Самым же крутым, как мне кажется, улучшением в переиздании стала скорость загрузки. Она практически молниеносная. На РС загрузочные экраны исчезли как явление, а на PlayStation 4 длятся всего несколько секунд (1-3, в среднем). Для сравнения, на PlayStation 3 загрузки были раз в десять дольше. В остальном же, различные элементы игры либо остались на том же уровне, на котором были, либо стали лучше.

Но что же такое Valkyria Chronicles? Пожалуй, учитывая отсутствие на нашем сайте основного обзора, следует побольше рассказать об этой игре тем, кто пропустил проект на прошлом поколении консолей, но не прочь ознакомиться с ним после западного релиза (который состоится весной текущего года) на PlayStation 4. Дополнительный вводный материал по серии вы можете (и обязательно это сделайте!). Оригинальная Valkyria Chronicles представила нам альтернативный мир, в котором разгорается пламя новой войны за ресурсы и территории. Крупная восточная империя, которая больше похожа на мифический Третий Рим, объект влажных фантазий всевозможных националистов (и ведущая себя соответственно), начинает экспансию на запад, с целью захвата территорий и получения в своё распоряжение уникального наследия древней расы валькирийцев. По преданиям, валькирийцы прибыли в центральную и западную Европу откуда-то с севера, и одержали победу над расой даркийцев, стремящейся к уничтожению мира.

Даркийцы в данной игре и серии в целом часто испытывают гонения со стороны остальных людей, так или иначе считающих себя «выше этих черноволосых с накидками». За счёт них в Valkyria Chronicles обыгрываются темы расизма и эксплуатации людей (рабства), на них сосредотачивается ненависть многих и редкое сожаление. Но немало и тех, кто относится адекватно - неважно, насколько верны предания, потомки за своих предков ответа не несут в любом случае. Также здесь обыгрываются и темы социального неравенства, на пару со злоупотреблением должностными полномочиями: прекрасно показана определённая прослойка высшего военного командования, которая наверняка будет узнана как служившими, так и теми, кто просто хорошо знаком с военным бытом.

Валькирия Империи.


С другой стороны, история игры всё больше романтичная и, несмотря на антураж войны, пытается акцентировать внимание игрока скорее на добром, чем на плохом. Здесь есть место драме и философии, которые могут через несколько минут смениться каким-нибудь ярким пейзажем и вообще фансервисом. Удивительно, но такой подход выглядит и воспринимается очень органично, хоть и ощущается слишком уж наивным и сказочным.


Игровой процесс Valkyria Chronicles Remaster остался, разумеется, без изменений, и представляет собой уникальный микс экшена от третьего лица с пошаговой тактикой. На поле боя обозначены позиции двух противостоящих сторон, мы можем выставить около десятка юнитов разного класса, включая танк (два во второй половине игры). Всего классов пять:
  • Разведчик - быстрый и способный перемещаться на большие расстояния боец, вооружённый обычной полуавтоматической винтовкой, похожей на СКС. После повышения уровня класса до 10, получает в своё распоряжение подствольный гранатомёт.
  • Штурмовик - вооружённый автоматом мощный боец, он может выдержать значительно больше урона, чем скаут, и истребить сразу нескольких противников при помощи удачно поставленной очереди или подствольного огнемёта.
  • Копейщик - медленный и громоздкий воин, вооружённый местным вариантом гранатомёта. С лёгкостью уничтожает танки. Впрочем, с этой же задачей, при условии подхода на близкое расстояние, могут справиться штурмовик со скаутом. Последнему понадобится хорошо усиленная винтовка, а первому подойдёт и базовый автомат. Главное - стрелять по открытому радиатору в задней части боевой машины.
  • Инженер - сапер и целитель в одном лице, также не обделённый некоторым боевым потенциалом. Перемещается не так далеко, как скаут, но покрывает более приличные расстояния, чем штурмовик. Честно говоря, самый бесполезный класс в игре...
  • Снайпер - полезный и ценный класс. Почти не умеет бегать, но зато умеет стрелять далеко и точно. Особенно, если речь о Марине или Катерине - два лучших снайпера в этой игре по комплекту потенциалов и базовым способностям.


Практически всю игру можно пройти лишь двумя классами, за исключением миссий, где принуждают использовать другой класс или танк, - скаутом и штурмовиком. Это возможно благодаря системе приказов, которые изучает и может отдавать Велкин во время боя. Приказы требуют разное количество командных очков, но при этом способны превратить слабенького скаута в едва ли не терминатора, а пулям штурмовика придать воистину разрушительный эффект. Впрочем, танк Велкина тоже полезен в массе ситуаций, равно как и снайперы. Такой разброс говорит о дисбалансе, и действительно это так. Баланс в Valkyria Chronicles, с точки зрения тактики и стратегии, хромает на обе ноги. Она слишком лёгкая при правильном подходе, даже на сложном режиме, который открывается посредством дополнения (встроенного в переиздание). Другое дело, что этот правильный подход далеко не всегда очевиден даже для опытных тактиков и стратегов. А кто говорит иначе - бессовестно врёт. Когда я проходил Valkyria Chronicles в первый раз, даже имея немало опыта в пошаговых тактиках, испытал немало трудностей, которых никогда не испытывал, например, в XCOM. Что же касается интеллекта врагов, то он здесь примерно на том же уровне, что в упомянутой космической франшизе.

Выставив выбранных бойцов на поле боя - обязательно следует учитывать старший командный состав, вроде Рози и Ларго, так как их присутствие добавляет командные очки в общий их пул, мы выбираем, кем будем управлять. Количество ходов в раунде ограничено, но каждым персонажем можно ходить несколько раз за один раунд. Правда, следует учитывать, что с каждым использованием шкала действия бойца ощутимо сокращается, а запас гранат не бесконечный и просто так не восстанавливается. На поле боя, после выбора бойца. мы перемещаемся в реальном времени и враги реагируют на это соответственно - открывают огонь on sight, так что неосторожная пробежка разведчика может закончиться на том свете, попади он под мощную очередь автоматчика или пулемётчика-танкиста.


Выбор бойцов на поле боя имеет некоторое внутриигровое значение, но никак не влияет на саму игру (события, сюжет). В профиле каждого персонажа указано, кому из соратников он симпатизирует, а значит и будет лучше взаимодействовать при нахождении на небольшом расстоянии. Например, поддерживать огнём. Были спекуляции на счёт того, что благоприятное окружение из симпатичных персонажу бойцов также повышает шанс активации потенциала, но дальше спекуляций данные теории не зашли. Потенциалы чаще активируются либо случайно, либо под влиянием внешних факторов. Например, Рози чувствует себя увереннее, попадая под перекрёстный огонь, а Алисия может силой мысли запретить противнику уклоняться от пуль - прекрасный потенциал при борьбе против офицеров врага и уникальных противников, которые имеют привычку лечь наземь прямо перед открытием по ним стрельбы с нашей стороны. Как и потенциал наших героев, уклонение срабатывает совершенно случайным образом и работает для обеих сторон конфликта.


Интересно, что битвы в Valkyria Chronicles пусть и построены на единой механике и единых же общих задачах: дойти до точки «В», «захватить базу» или «уничтожить босса», многие из них играются по-разному. Это обусловлено различными факторами: и ландшафт, вынуждающий экспериментировать над тактиками, и тип противников, нам противостоящий, и дополнительные элементы на поле боя, с которыми можно взаимодействовать. А битвы с боссами здесь - вообще отдельная история. Каждая из них неповторимая и требует определённой смекалки. В роли последних выступают мощные бронемашины, управляемые офицерами армии принца Максимиллиана, бастарда, пытающегося доказать собственной стране своё право на трон. И самоутвердиться.

Напоследок хочется отметить музыкальное сопровождение игры и хорошую озвучку, хотя английский перевод меня местами не переставал огорчать интерпретациями. К примеру, сокращениями имён: когда Исара обращается к Велкину «брат», причём с уважительным именным суффиксом «-сан», в английской версии она бодренько говорит «Велкс». Русский вариант: это как если бы формальное обращение «Николай» поменяли на дружеское «Колян». Ничего критичного, но бросается в глаза и уши. Впрочем, лучше так, чем играть на японском, не умея особо читать... Музыка Valkyria Chronicles очень приятная, не зря вышло несколько дисков с OST к игре, тем не менее, спустя десяток часов она может и приесться.

Отдельно хочется упомянуть трофеи. Они основаны на внутриигровых медалях и потребуют фактически 100%-ного прохождения игры, включая завершение всех основных заданий, побочных задач и схваток (на которых удобно прокачивать уровни персонажей и зарабатывать деньги для апгрейда) на ранг «S». Ранг «А» в западной версии. Также есть тут и глупый трофей, требующий умертвить прокачанного персонажа и не вызывать ему медика. Лучше сделать это под конец и с кем-то из героев, кого не жалко, поскольку упакованный в цинк боец больше не встанет в строй.

Такую сценку вы будете наблюдать часто, если не на первом, то на втором прохождении. Упакованная приказами Алисия при прокачке скаута 10+ уровня, настоящая Рэмбо-в-платочке. До поры, до времени...


Valkyria Chronicles Remastered - это замечательное переиздание прекрасной игры, определённо достойной гораздо больше внимания игроков, чем ей было уделено на PlayStation 3. Интересная история, харизматичные персонажи, новаторский и увлекательный игровой процесс, отличная графика и приятный акварельный фильтр. Опытным стратегам и тактикам некоторые решения могут показаться спорными, но они никак не отражаются на получаемом от игры удовольствии - перед нами в первую очередь уникальный микс экшена с пошаговой тактикой, а не наоборот.


Обзор написан по японской цифровой версии игры, западный релиз состоится весной текущего года.