Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Какая реформа не была. Учитель - герой нашего времени. Какая реформа не нужна школе? Какие были проведены реформы

peregrinus «чужеземец, странник»).

Христианский обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных с Христом, апостолами , Пресвятой Богородицей , помолиться перед чудотворными иконами , окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники. В других религиях имеются аналогичные обычаи:

  • Хадж - посещение мусульманами Мекки , Медины и совершение там предписанных ритуалов;
  • Ко́ра - ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета;
  • у ламаистов - посещение Лхасы (Тибет);
  • у индусов - посещение Праяга и Варанаси (Бенарес, Индия) (последний также у джайнов и махаянистов);
  • у буддистов и синтоистов - посещение Нары (Япония).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.

    Значение паломничества

    Для поощрения паломничества составлялись многочисленные путеводители (итинерарии), многие из которых, как и описания самих паломничеств, стали впоследствии важными историческими источниками. Описания «хождений» в Святую Землю, составленные некоторыми паломниками, сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы.

    Религиозные мотивы часто являлись прикрытием торговых и захватнических целей. Например, паломничество сыграло значительную роль в подготовке крестовых походов. А среди паломников в Иерусалиме в средние века можно было встретить и дворян, искавших посвящения в рыцари у Гроба Господня ; и политических и военных агентов королей; и авантюристов, искавших оккультных знаний на полном чудес Востоке; и учёных исследователей ; и, наконец, купцов, посещавших Палестину с торговыми целями.

    Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).

    Сцена, ставшая привычной для многих священников. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает: «Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете?» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет…. Исцелиться хочу, говорят, помогает» - вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам? И постараться дать себе на них честный ответ.

    Поклониться святым местам

    Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

    На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

    Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.

    Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

    Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

    В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

    И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

    Основное отличие, на мой взгляд, состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек. А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.

    А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

    Паломник или турист?

    Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

    Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия - так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя?

    Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ - здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

    Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество - это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

    Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

    Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

    Между тем паломничество - это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом - на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

    Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», - а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

    Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.

    И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

    Паломнические туры становятся все более популярными в наше время. Посетить святые места наперебой предлагают различные крупные и не очень туристические агентства. Они обещают, что вы получите благодать и духовное просветление, только прикоснувшись к святыням. Паломничество становится невероятно модным, ведь в "высшем свете" так приятно блеснуть своим благочестием, упомянув поездку в Иерусалим или на Афон. Но мало кто серьезно задумывается о том, какими должны быть настоящие паломники. Это на самом деле вовсе не те люди, которые толпами с фотоаппаратами бродят по городам Палестины и с любопытством стоят у Стены Плача. Паломничество - это нечто более глубокое и духовное, что обновляет человека и приподнимает его над всеми мирскими проблемами. Сегодня наша статья посвящена именно этой теме.

    Паломники - это кто такие?

    История паломничества уходит корнями в далекое прошлое. Еще в Ветхом Завете упомянуты случаи путешествий к определенным местам для молитвы и жертвоприношений. Но сам термин пришел к нам из латинского языка, в переводе с него паломники - это люди, которые отправляются в путешествие к местам, имеющим для верующих сакральное значение. На латыни слово означает "пальмовую ветвь", ведь именно она символизирует вхождение Иисуса Христа в Иерусалим. В России этот символ заменен на молодые побеги вербы.

    Краткая характеристика паломничества

    Некоторые люди твердо убеждены, что паломник во время своего путешествия не имеет национальности и религии. Его направляет вера в единые высшие силы, а к какой религии он относится - не имеет значения. На самом деле это не так. Ведь у каждого религиозного течения существуют свои святые места, которые необходимо посещать. Более того - намечены и определенные временные отрезки, когда стоит ехать на поклонение к тем или иным святыням. Например, православный паломник считает своим долгом прикоснуться к Гробу Господня в пасхальную неделю. В это время душа настоящего христианина наполняется невероятной любовью, светом и благочестием.

    Помимо христиан, паломничество очень распространено среди мусульман, буддистов и синтоистов. Также довольно часто к святым местам отправляются жители Непала и Индии. Согласно их религиозным убеждениям, каждый житель страны должен хотя бы один раз в жизни отправиться в паломничество. Только после этого можно устраивать свою мирскую жизнь и заводить семью. Причем в дальнейшем не возбраняется посещение святых мест еще не единожды, все зависит от духовного развития и потребностей самого верующего.

    Несколько фактов из истории паломничества

    Мы уже отмечали, что в Новом и Ветхом Завете упомянуты первые "хождения" к святым местам. Но назвать их полноценными паломничествами еще довольно трудно. Историки считают, что данное движение получило свое распространение приблизительно в третьем веке. В этот период происходили жесточайшие гонения на христиан римлянами, стремящимися уничтожить практически все напоминания о Христе и даже переименовывать города, в которых творил свои чудеса Спаситель.

    С четвертого века, когда христиане перестали преследоваться властями, паломничество на Святую Землю стало весьма распространено. Верующие активно путешествовали и рассказывали о чудесных событиях, случившихся с ними во время поездки в места поклонения.

    В пятнадцатом веке католические паломники обязаны были испросить разрешение на свое путешествие у Папы, они облачались в специальную одежду, на которую нашивался красный крест. Многие судовладельцы заключали специальные контракты с группами паломников и сопровождали их в пути. Можно сказать, что это были первые организованные паломнические туры. Ведь за группу платились пошлины, всех обеспечивали едой и водили по самым знаменитым святым местам.

    В конце девятнадцатого века паломнические группы достигали порядка трехсот человек. Для их перевозки нанимались целые морские суда, а длиться такое путешествие могло более одного года.

    Паломничество в России

    Православный паломник на Руси - это особый вид верующего человека, готового пройти полмира для достижения своей цели. Первоначально подобные поездки были хаотичными и неорганизованными, но уже к двенадцатому веку они получили такое распространение, что священнослужители были вынуждены даже останавливать многих прихожан от долгого и трудного пути. Из своих поездок паломники привозили много интересных вещей. Например, особую одежду, символизирующую свой статус, русские верующие привезли именно из Константинополя. Она "прижилась" на Руси и стала отличительным знаком, по которому один православный паломник узнавал другого.

    Конечно, в течение нескольких веков отношение к путешествиям в Святую Землю часто менялось. Они то практически полностью прекращались в связи с нестабильной обстановкой на Ближнем Востоке, то вновь возобновлялись. С середины девятнадцатого века паломнические поездки в Иерусалим становятся все более востребованными в среде православных христиан. Сейчас интерес к паломничеству растет не только среди воцерковленных людей, но и у тех, кто делает свои первые шаги на пути к Богу.

    Маршруты паломничества

    За долгие годы "хождений" к святым места определились направления, которые являются приоритетными для православных христиан. Их можно представить следующим списком:

    • Палестина;
    • греческий Афон;
    • мощи Николая Чудотворца (Италия);
    • десница Иоанна Крестителя (Цетина, Черногория).

    Конечно, это далеко не полный перечень мест, куда приезжают на поклонение паломники. Но для тех, кто впервые отправляется в подобный путь, достаточно посетить одну святыню. Не стоит увлекаться и пытаться охватить необъятное.

    Позиция православной Церкви по отношению к паломничеству

    Священнослужители не всегда однозначно относятся к путешествиям в Святую Землю. Ведь в большинстве случае новоиспеченные паломники относятся к ним как к чему-то модному. Но святые места не терпят пустоты душевной и суеты в сердцах, поэтому не стоит уподобляться модным веяниям и бросаться на сборы, вдохновляясь рассказам друзей или коллег по работе. Священнослужители утверждают, что паломничество на Святую Землю должно быть целенаправленным. То есть человек должен четко понимать, что он хочет получить во время этого путешествия. И результат паломничества не может выражаться в чем-то материальном, главное - это духовная подпитка и укрепление в вере.

    Подготовка к паломничеству: основные этапы

    Быть может, это покажется странным для мирян, но прежде, чем ехать в святые места, паломников некоторое время подготавливают. Обычно это делают только воцерковленные люди, понимающие, что такое паломничество. Подготовительный этап можно разбить на несколько обязательных пунктов:

    • изучение Евангелия;
    • покаяние;
    • причащение;
    • чтение церковной литературы о месте паломничества;
    • испрошение разрешения на поездку у батюшки.

    Если вы выполните все вышеперечисленные пункты, то перед своим долгожданным путешествием сумеете ответить на вопрос, зачем вам нужна поездка к святым местам.

    Организованные паломнические поездки в Иерусалим: описание и приблизительная стоимость

    Сегодня отправиться в паломничество может практически каждый человек, для этого необходимо просто обратиться в туристическое агентство. Большинство из них организуют специальные туры к святым местам, чаще всего путешественники отправляются в Иерусалим.

    Если проанализировать все предложения на туристическом рынке, то можно с уверенностью сказать, что большинство путешествий не длятся более восьми дней. Обычно они включают в себя не только Иерусалим, но и несколько других мест. Самым популярным паломническим маршрутом является Вифлеем - Иерусалим - река Иордан. Эти места православные посещают в течение недели, за небольшой промежуток времени они посетят несколько святынь и даже смогут пройти дорогой Христа до Голгофы. Обязательным пунктом программы считается Кувуклия - место, куда, по предположению, было перенесено тело Христа после распятия. Храм, выстроенный над древней пещерой, является святыней для христиан всех конфессий.

    Совершаются подобные паломничества в основном из Москвы, а стоимость путевки начинается от пятидесяти тысяч рублей. В эту сумму включен авиаперелет Москва - Тель-Авив, проживание в отелях, переезды по месту и питание (завтраки).

    К сожалению, в современном мире паломники - это чаще обеспеченные туристы, которые могут себе позволить дорогостоящий тур, чем люди, нуждающиеся в духовном развитии и обновлении. Именно поэтому так обесценивается в обществе само понятие "хождений к святым местам". Но если вы испытываете внутреннюю сердечную жажду, как говорят священнослужители, по святым местам, и готовы преодолеть массу трудностей, чтобы совершить долгий путь, то будьте уверены - вы настоящий паломник, благословленный Богом.

    Мы часто слышим о том, что в той или иной из сфер общества необходима реформа. Это слово стало уже привычным, а, следовательно, неконкретным. Когда мы слышим очередной раз о реформировании, особенно не вникаем в смысл. Ну решили там что-то поменять, что с того? А стоит ли вникать в таковые политические заявления? Давайте разберемся.

    Определение

    В словарях термин разъяснен достаточно однозначно.

    Реформа - это изменения, в частности, политические. То есть государство решает, что в какой-то из областей его работы происходит застой или даже регресс. Необходимо внести коррективы в политические методы. Делается подобное при помощи реформы. Алгоритм известен. Необходимо исследовать, как имеющиеся методы, в том числе и законодательные, влияют на процесс. Далее требуется проанализировать их работу, выявить недостатки. Следующий шаг - изучение опыта стран, достигших в данной области больших результатов. Одновременно мудрые умы пытаются изобрести собственные рецепты. Последний этап - внедрение. Конечно, на деле все значительно сложнее. Однако суть этапов остается той же. Реформа - это постепенное изменение, достигающееся нереволюционными методами.

    Отличительные особенности

    Перемены в обществе и политике достигаются различными путями. Это известно всем. Можно сломать все и построить на этом месте новое. Революция называется. Конечно, дело прогрессивное. Однако весьма кровавое и болезненное.

    Демократическому обществу такие методы не подходят ввиду больших рисков для граждан. Более мягкий способ внести изменения - реформа. Это путь постепенного перехода от старого к новому. При этом некоторое время работает (живет) и то, и другое. Например, реформа ЖКХ. Всем известно, что данная отрасль народного хозяйства всегда была убыточной. Она финансово строится на сборах средств с населения. Их явно недостаточно для эффективного управления жилым фондом. Но уже придуманы более прогрессивные методы. Однако ввести их в управление единомоментно затруднительно. Необходимо время, чтобы собрать достаточно средств на капитальный ремонт, другие работы. Поэтому реформа ЖКХ проводится постепенно и последовательно. Старые методы работают, в то же время уже включаются новые.

    Реформы России

    Новейшая история РФ - это перечень постепенных и неотвратимых перемен, постоянно внедряемых в общество. Дело в том, что после развала СССР политическая система стала другой. Государство стремится к эффективности, следовательно, к снижению своих затрат. Для того чтобы не допустить социального взрыва ввиду снижения уровня обеспеченности нуждающихся, приходится изыскивать иные, ранее неизвестные источники финансирования программ.

    В принципе, процесс реформирования идет уже более двадцати лет. Необходимо было перестроить экономическую модель, социальную и гуманитарную сферы и многое другое. Те, кто помнит СССР, понимают, какая огромная работа была проделана. Даже то, что на виду у всех, производит впечатление. Имеется в виду политическая система. От почти тоталитарной однопартийности перешли к демократическому обществу. Граждане получили такие действенные права, о которых ранее не мечтали. Любой свободно высказывает свою точку зрения, может найти дело по душе.

    Социальная сфера

    Чаще всего реформируется именно эта область общественной жизни. Это вполне обоснованно, ведь демократическое государство имеет целью заботу о своих гражданах. К примеру, возьмем людей преклонного возраста. Для того чтобы они не чувствовали себя заброшенными, а еще важнее, нищими, проводится пенсионная реформа. Суть проблемы для многих стран одинакова. Продолжительность жизни растет, а рождаемость, наоборот, падает. Получается, что пенсионная нагрузка на работающих повышается. Реформированием пытаются найти путь к стабильности в данной сфере. То есть практически нащупать такие методы, которые позволят обеспечивать пенсионеров, в то же время не загоняя работодателей в серые схемы. Ведь не секрет, что предприниматели стараются снизить налоговое бремя. А пенсионные взносы при стареющем обществе приходится постоянно увеличивать. Чаще всего реформы имеют целью получение лояльности граждан. Они называются социально направленными. С другой стороны, преобразования не всегда имеют все признаки реформы. Как правило, они проводятся в форме трансформаций. А это уже несколько иной метод перемен. Это не отказ от старого, а всего лишь его модификация. Реформы же предполагают объемные перемены, полнейшее замещение старой политики новой.

    В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

    Ленин Владимир Ильич

    Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

    Основные причины реформирования России

    Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

    1. Поражение в Крымской войне.
    2. Нарастающее недовольство народа.
    3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
    4. Прогрессивное окружение императора.

    Большинство преобразований проводились в период 1860 - 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи. Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 опивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами. Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.

    Какие были проведены реформы

    Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.


    Финансовая реформа 1860 - 1864 года . Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

    Земская реформа 1864 года . С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

    Судебная реформа 1864 года . После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

    Реформа образования 1864 года . Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся отграничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

    Реформа цензуры 1865 года . Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

    Городская реформа 1870 года . Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

    Военная реформа 1874 года . Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

    Последствия реформ

    Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

    • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
    • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получила больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
    • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

    Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

    Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

    • Отсутствие коммуникаций. Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.
    • Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность. Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».
    • Военно-техническое отставание от западных стран.

    Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.


    Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.