Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Грех анания. Блог Евгения Ерёмина: Анания и Сапфира

Анания и Сапфира


Смерть Анания. Рафаэль. (1515).

В конце 80-х годов я верующим не был, но Библию читал (я, вообще, много читал). В те времена ореолом романтики были овеяны банды, занимающиеся рэкетом (то есть вымогательством). И вот как-то я увидел, что один мой приятель читает Библию; я его спросил:

― Ты знаешь кто был первым рэкетиром, согласно Библии?

― Кто?

― Апостол Пётр.

― Чево-о?!!

Большинство думающих людей и сейчас не может не задаваться подобными вопросами, например, такими:

● Почему Сапфира и Анания должны были отдать всё своё имущество? Разве Библия этому учит? А на что им потом жить?

● Почему они не могли отдать часть своего имущества?

● Христиане должны были расстаться со своим имуществом под страхом смерти?

● Выходит, Пётр отбирал у братьев последнее?

● Не слишком ли жестокое наказание за нежелание расстаться со своим кровным?

Если спросить ортодоксального христианина: «Неужели с этими людьми следовало поступить так сурово?». То он, скорее всего, ответит, что эти люди «солгали не людям, а Богу» (5:4), он скажет, что они «солгали святому духу» (5:3) … Не сомневаться же ему в справедливости Иеговы!!!

Но без понимания ситуации, такие слова остаются пустыми по смыслу и формальными по содержанию.

Приглашаю вас разобрать это библейское сообщение с исторической, юридической и религиозной точек зрения. Но сперва необходимо прочитать весь текст этого библейского сообщения.

Деяния 4:32 – 5:16

32А множество поверивших имели одно сердце и одну душу, и никто ничего из своего имущества не называл своим собственным, но всё у них было общее. 33И апостолы с великой силой давали свидетельство о воскресении Господа Иисуса, и незаслуженная доброта в изобилии пребывала на всех них. 34Среди них не было ни одного нуждающегося, потому что все владевшие полями или домами продавали их, а вырученное от продажи приносили 35и клали к ногам апостолов. И каждому давалось то, в чём он нуждался. 36Так, Иосиф, которого апостолы прозвали Варна́вой, что в переводе означает «Сын утешения», левит, родом с Кипра, 37владевший участком земли, продал его, а деньги принёс и положил к ногам апостолов.

5 Но один человек, по имени Ана́ния, вместе со своей женой, Сапфи́рой, продал имущество, 2утаил часть цены, о чём знала и его жена, и только часть принёс и положил к ногам апостолов. 3Но Пётр сказал: «Ана́ния, как ты допустил, чтобы Сатана вложил в твоё сердце мысль солгать святому духу и утаить часть из цены поля? 4Разве не твоим оно было, когда ты владел им, и то, что ты выручил от продажи не оставалось ли в твоём распоряжении? Зачем же ты замыслил в своём сердце такое дело? Ты солгал не людям, а Богу». 5Услышав эти слова, Ана́ния упал и умер. Тогда великий страх объял всех, кто это слышал. 6Молодые люди поднялись, обернули его полотнами, вынесли и похоронили.

7А по прошествии примерно трёх часов вошла его жена, которая не знала о случившемся. 8Пётр сказал ей: «Скажи мне, за столько ли вы продали поле?» — «Да, за столько»,— сказала она. 9Тогда Пётр сказал ей: «Что это вы сговорились испытывать дух Иеговы? Вот, похоронившие твоего мужа стоят у дверей, и они же вынесут тебя». 10В тот же миг она упала у его ног и умерла. Вошли молодые люди и, найдя её мёртвой, вынесли и похоронили рядом с мужем. 11И великий страх объял всё собрание и всех, кто об этом слышал.

12Также руками апостолов совершалось в народе много знамений и предзнаменований. Все они единодушно пребывали в колоннаде Соломона. 13Другие не осмеливались присоединиться к ним, однако народ превозносил их, 14а верующие в Господа продолжали присоединяться, множество мужчин и женщин, 15так что больных выносили даже на главные улицы и клали их на постелях и носилках, чтобы хоть тень проходящего мимо Петра упала на кого-нибудь из них. 16Также из городов вокруг Иерусалима сходилось множество людей, неся больных и мучимых нечистыми духами, и все до одного исцелялись.

Исторический фон

Из сообщения видно, что только что образованное христианское собрание практиковало какую-то форму коммунизма. Это не должно нас удивлять или настораживать, ведь они всецело отдавали себя служению, и безусловно нуждались в социальной составляющей для своей организации. Ученики Иисуса не были единственной религиозной организацией кто практиковал подобную форму коллективной собственности. Похожие социальные формы отношений существуют и в современном Израиле в виде кибуцев.

Ниже я привожу сокращённое описание организации ессеев, сделанное историком I века Иосифом Флавием. Ессеи, как и ученики Иисуса, практиковали подобную форму коммунизма.

Иудейская война. Книга вторая. Глава восьмая

2) … [Ессеи ] также рожденные иудеи, но еще больше, чем другие, связаны между собою любовью. …

3) Они презирают богатство, и достойна удивления у них общность имущества, ибо среди них нет ни одного, который был бы богаче другого. По существующему у них правилу, всякий, присоединяющийся к секте должен уступать свое состояние общине; а потому у них нигде нельзя видеть ни крайней нужды, ни блестящего богатства—все, как братья, владеют одним общим состоянием, образующимся от соединения в одно целое отдельных имуществ каждого из них. … Они выбирают лиц для заведывания делами общины, и каждый без различия обязан посвятить себя служению всех.

4) Они не имеют своего отдельного города, а живут везде большими общинами. Приезжающие из других мест, члены ордена могут располагать всем, что находится у их братьев, как своей собственностью, и к сочленам, которых они раньше никогда не видели в глаза, они входят, как к старым знакомым. Они поэтому ничего решительно не берут с собою в дорогу, кроме оружия для защиты от разбойников. В каждом городе поставлен общественный служитель специально для того, чтобы снабжать иногородних одеждой и всеми необходимыми припасами. … Друг другу они ничего не продают, и друг у друга ничего не покупают, а каждый из своего дает другому то, что тому нужно, равно как получает у товарища все, в чем сам нуждается, даже без всякой взаимной услуги каждый может требовать необходимого от кого ему угодно.

6) Все действия совершаются ими не иначе как по указаниям лиц, стоящих во главе их; только в двух случаях они пользуются полной свободой: в оказании помощи и в делах милосердия. Каждому предоставляется помогать людям, заслуживающим помощи, во всех их нуждах и раздавать хлеб неимущим. Но родственникам ничто не может быть подарено без разрешения представителей. …

8) Кто уличается в тяжких грехах, того исключают из ордена; но исключенный часто погибает самым несчастным образом. Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от не собрата—он вынужден, поэтому, питаться одной зеленью, истощается, таким образом; и умирает от голода. Вследствие этого они часто принимали обратно таких, которые лежали уже при последнем издыхании, считая мучения, доводившие провинившегося близко к смерти, достаточной карой за его прегрешения.

9) Очень добросовестно и справедливо они совершают правосудие. Для судебного заседания требуется по меньшей мере сто членов. Приговор их не отменим. После Бога они больше всего благоговеют пред именем законодателя [Моисея ]: кто хулит его, тот наказывается смертью. …

Наивно было бы думать, что ученики Иисуса, так уж сильно отличались от других своих современников. Нет. Они были людьми своего времени и жили по законам и обычаям своей эпохи. От других иудеев их отличало только то, что их учителем был сын Бога.

Подробного описания общины первых учеников Иисуса у нас нет; но на основании описания общины ессеев мы можем видеть, что считалось справедливым в то время.

Конечно, вступить в общину могли не все ученики; рабы не принадлежали себе и не имели имущества, а если ученики имели престарелых родителей, то в первую очередь обязаны были заботиться о них. Поэтому, вступление в общину было делом выбора и возможности. Некоторые ученики – состояли в общине; некоторые – нет. Но если ученик вступал в общину, то на условии того, что отдавал всё своё имущество. При этом, если он утаивал часть, то это рассматривалось, именно, как преступление, а не как простой обман.

Юридическая сторона вопроса

Правосудие в то время носило религиозный характер и отправлялось религиозными руководителями той религии, к которой принадлежал человек. Так от человека из другого народа не требовалось соблюдать закон данный через Моисея, а вот иудея за те же действия могли предать смерти.

В описании общины ессеев видно, что какие-то грехи у них наказывались смертной казнью (9-й текст). То есть религиозная община имела право отправлять правосудие и даже предавать человека смерти.

Надо сказать, что смертная казнь была в то время частым и обычным явлением. Объясняется это тем, что человечество ещё не было в достаточной степени развито, чтоб содержать большое количество заключённых в более или менее нормальных условиях, поэтому тюремное заключение не было распространённым наказанием. Преступника либо штрафовали, либо казнили. Если у человека не было денег, чтоб уплатить штраф, казнь была самым простым выходом, особенно если учитывать, что жизнь бедняка ценилась очень дёшево. Как вариант человек мог быть продан в рабство или подвергнут телесному наказанию. Эти слова кажутся циничными, но не сто́ит судить людей, живших в I веке, с высоты XXI . А много ли сегодня сто́ит жизнь бедняка?

Вряд ли Анания и Сапфира утаили большу́ю часть от продажи своей земли, ведь окружающие знали, сколько примерно она может стоить. Неужели, за несколько серебряных монет, эти двое заслужили смерть? Отношение к преступлению зависит от общества в котором оно совершается. Очевидно, что такие действия считались тогда тяжёлым преступлением.

Было ли право у апостолов предавать кого-либо смерти? Как бы это странно не звучало, но такое право у них было. Это объясняется тем, что только что образованное собрание ещё не было христианским, как и не было слова «христианин», оно состояло из иудеев, которые соблюдали Закон, и должны были принимать меры к его нарушителям. Христианами ученики Иисуса стали постепенно и не за одно десятилетие. Кроме того, Сапфира и Анания были казнены не Петром, а Богом. Пётр лишь объявил им приговор от имени Иеговы.

Религиозная составляющая – главная

Что именно было грехом, заслуживающим смерти, ложь или присвоение части имущества? Хотя ложь и является тяжёлым грехом, но обычно это грех не основной, а такой который идёт прицепом; иными словами, человек совершает грех, а потом лжёт что не совершал; так Каин был осуждён за братоубийство, а не за то, что солгал Богу.

За присвоение имущества могли наказать смертью, как это произошло с Аханом и его семьёй (Иисус Навин 7:1-26) . При этом не важно, что в случае с Аханом речь идёт о двухстах сиклей серебра и слитке золота, а в случае Анании и Сапфиры о нескольких серебряных монетах – важно то, что и Ахан и Анания оказались единственными отважившимися на этот поступок. Тяжесть их греха заключалась в том, что своими действиями они подрывали действие святого духа Иеговы в отношении собрания.

Та форма коммунизма, которая практиковалась учениками, практиковалась не ради, собственно коммунизма и процветания. Она практиковалась ради распространения благой вести о Царстве. Мероприятие это было свято и находилось под защитой святого духа. Было бы неправильно относиться к нему как к коммерческому предприятию, или решать с его помощью свои финансовые дела.

Анания и Сапфира могли рассуждать так: Наше поле даёт нам мало дохода, так что мы едва сводим концы с концами, да ещё сборщики налогов отбирают последнее. Вступать в какую-нибудь религиозную общину, не хочется – у них, очень строгий устав, длительный испытательный срок, да и не в любую примут. При этом, обязательное условие – расстаться со всем своим имуществом. А что если примкнуть к Пути? Эта конфессия не такая солидная как ессеи, но у них нет испытательного срока, они принимают всех, кто признает их учителя Мессией, да и устав у них не строгий. А часть денег можно утаить, чтоб отдать их в рост торговцам, и таким образом обеспечить себе тыл, пока пересидим тяжёлые времена.

Почему Иегова вмешался? Если бы Он попустительствовал духу лицемерия и практицизма, проявленному Сапфирой и Ананией, то очень скоро собрание превратилось бы в «яйцо страуса, выпитое змеёй» то есть, духовно погибло бы. Власть в собрании очень быстро захватили бы аферисты, выдающие себя за искренних учеников. Обратите внимание на слова из Деяний 5:13-14, «Другие не осмеливались присоединиться к ним, однако народ превозносил их, а верующие в Господа продолжали присоединяться, множество мужчин и женщин». Эти слова указывают на то, что после случая с Ананией и Сапфирой, лицемеры «не осмеливались» присоединиться к Пути из корыстных побуждений, однако «верующие в Господа продолжали присоединяться» в большом множестве.

*****

Итак, Иегова умертвил Ананию и Сапфиру не за ложь, и даже не за присвоение имущества, он умертвил их за то, что они из корыстных побуждений действовали против святого духа. А вмешался Он потому, что их действия серьёзно угрожали собранию.

Анания и Сапфира (1–10). Дальнейшие успехи Церкви Христовой и Апостолов (11–16). Новое гонение Синедриона: заключение Апостолов в темницу, освобождение ангелом, проповедь во храме, ответ пред Синедрионом (17–33). Мудрый совет Гамалиила (34–39). Первые раны за имя Христово (40–42)

. Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, про­дав име­ние,

«Продав имение» , греч. επώλησε κτῆμα , правильнее слав.: «продаде село» – продал село (по 8-му стиху – село – τό χωρίον , т.е. землю, местечко, поле).

. утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть при­нес и по­ложил к ногам Апостолов.

«Утаил из цены» , и само по себе «yтäeниe» истины составляло неблаговидный поступок. Но здесь оно являлось еще более преступным, потому что Анания говорил, что принес все , что было выручено им за землю. Это было не только выражением постыдного своекорыстия, но и намеренною сознательною ложью и лицемерием. Обманывая все христианское общество с Апостолами во главе, они хотели представиться столь же самоотверженными в пользу неимущих, как и другие, а на самом деле не были таковыми: служили двум господам, а хотели казаться служащими одному. Таким образом, вместо правдивости и искренности тут являются в святое общество христианское два наиболее противных ему качества – фарисейское лицемерие и Иудино сребролюбие.

. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?

«Петр сказал» , узнав об этой лжи и лицемерии не от кого-либо другого, а от Духа Святого, исполнявшего его.

«Для чего ты допустил сатане?» , греч. διά τί επλήρωσεν ο σατανᾶς τήν καρδίαν σου ψεύσασθαί σε , точнее слав.: «почто исполни сатана сердце твое солгати» . Таким образом, более точно и лучше было бы выразить красоту подлинника так: «почто исполнил сатана сердце твое (чтобы) солгать Духу Святому и утаить от цены села»?

В поступке Анании Петр раскрывает дело сатаны – "отца лжи" (.) и исконного врага Духу Святому и делу Мессии, почему и предупреждает вторжение этого столь опасного зла столь решительною и строгою мерою. Возможно, что своекорыстие, ложь и лицемерие проявились в Анании и Сапфире не без предварительного тайного развития их, как и в Иуде, что жизнь их внутренняя не отличалась особенной чистотой и прежде, что семя зла пустило давно в них свои корни и только теперь принесло свои пагубные плоды.

«Некоторые говорят, что если сатана исполнил сердце Анании, то за что же он понес наказание? За то, что он сам был виновником того, что сатана исполнил сердце его, так как он сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силою» (Феофил.).

Утаение цены села здесь трактуется, как ложь Духу Святому, потому что Петр и прочие Апостолы, как представители Церкви, были по преимуществу носители и органы Духа Святого, действовавшего в Церкви.

. Чем ты владел, не твое ли было, и при­обретен­ное про­дажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты по­ложил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

«Владеемое не твоим ли оставалось?», греч. ουχί μένον , σοί έμενε , слав. «сущее тебе, не твое ли бе» ? точнее было бы перевести – «пребывающее (у тебя) не у тебя ли пребывало?» Своим имением Анания мог распорядиться как ему угодно, хотя бы и не продавать его вовсе. «Разве была какая необходимость? Разве мы привлекаем вас насильно? (Златоуст)». И если Анания решил его продать, то опять-таки деньги были в полном его владении, и он мог распорядиться ими как угодно, мог отдать все в кассу бедных, мог отдать часть , мог ничего не отдавать. Ни то, ни другое, ни третье не имеет тут такого значения, как то, что, принеся лишь часть денег, он представляет эту часть за всю вырученную сумму. «Видишь ли, говорит Златоуст, как он обвиняется в том, что, сделав свои деньги священными, потом взял их? Разве не мог ты, говорит, продав имение, пользоваться ими, как своими? Разве кто препятствовал тебе? Почему восхищаешь их после того, как обещал отдать? Для чего ты, говорит, сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обещания».

«Не человекам солгал, но Богу» – выше сказано – «Духу Святому» . Ложь пред «Духом Святым» есть таким образом ложь пред "Богом" – одно из яснейших свидетельств Божественности Духа Святого, как определенной Божеской личности.

. Услы­шав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слы­шав­ших это.

«Анания пал бездыханен» , греч. πεσών εζέψυζε , точнее слав.: "пад издше" – упав, испустил дух, умер. Это был не естественный нервный удар от сильного потрясения Анании от сделанных разоблачений его поступка, а чудесное непосредственное наказание Божие преступнику. «Три чуда в одном и том же случае: одно состояло в том, что Петр узнал то, что совершено было тайно; другое – в том, что он определил мысленное настроение Анании, и третье – в том, что Анания лишился жизни по одному лишь повелению» (Феофилакт). – Тяжесть наказания соразмерна тяжести вины преступника против Духа Св., так как это Иудин, грех притом грозивший опасностью целому обществу и потому требовавший примерной кары, «чтобы казнь двоих была наукой для многих» – (Иероним).

«Великий страх объял всех слышавших сие» – дело происходило, по-видимому, в общем торжественном, может быть, богослужебном собрании, и упоминаемые далее "юноши" были, вероятно, обычные служители, выполнявшие разные поручения довольно уже сорганизовавшегося общества, подобно состоявшим при синагогах. Потому эти юноши, как скоро увидали упавшего бездыханным, встали из собрания и без особенного требования, как видевшие в том свою обязанность, приступают к бездыханному и уносят для погребения. В страхе или, может быть, торопливости и неизвестности местопребывания жены или, лучше сказать, по Божественному устроению, последняя не извещается о происшедшем и является, как соучастница греха мужа, разделить и его наказание.

. Часа через три по­сле сего при­шла и жена его, не зная о случив­шемся.

«Часа через три» – точность определения времени указывает на точность и полную достоверность повествования. Эти три часа протекли в погребении Анании, со всеми к тому приготовлениями, особенно, если место погребения было не близко. Скорость погребения – через три часа по смерти – не представляет ничего странного для востока.

«Пришла и жена его» , ειςῆλθεν – точнее слав. "вниде" – «вошла», т.е. в дом, в место собрания, которое, по-видимому, еще не успело разойтись, так что Петр, спрашивая Сапфиру, «За столько ли» продали они землю, вероятно, указывал на деньги, лежавшие еще у ног Апостола. «Петр не призывал ее, говорит Златоуст, но ждал, пока она сама придет. И из прочих никто не осмелился рассказать (ей) о случившемся; это – страх пред учителем, это – почтение и послушание учеников. Через три часа – и жена не узнала и никто из присутствующих не сказал об этом, хотя довольно было времени для того, чтобы разнеслась весть о том. Но они были в страхе. Об этом и писатель с изумлением говорит: «не зная о случившемся» .

. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли про­дали вы землю? Она сказала: да, за столько.

«За столько ли?» – «Петр, – говорит Феофилакт, – хотел спасти ее, потому что муж был зачинщиком греха. Поэтому-то он и дает ей время оправдаться и раскаяться, говоря: скажи мне, за столько ли?»

«Да, за столько» . Та же ложь, то же лицемерие, то же своекорыстие, что и у Анании.

. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Го­с­по­дня? вот, входят в двери по­гребав­шие мужа твоего; и тебя вынесут.

«Искусить Духа Господня» , т.е. обманом как бы искусить его, действительно ли Он всеведущий?

«Вот входят» , греч. ιδού οι πόδες τῶν θαψάντων ... επί τῆ θύρα , точнее слав.: «се ноги погребших мужа твоего при дверех» .

Юноши, погребавшие Ананию, возвращались в это время, и Петр пользуется сим случаем для изречения такой же казни над женою, какой подвергся муж: «и тебя вынесут!» , т.е. мертвую для погребения. Имел ли в виду Петр своими словами поразить Ананию (ст. 4), или это было независимое от воли и намерения Петра непосредственное действие Божие, из текста прямо не видно. Но когда Анания поражен был уже смертью, то Апостол, говоря Сапфире приведенные слова, мог уже быть уверен, что и с нею будет то же, что с мужем, по одинаковости их, и произнести грозное – «и тебя вынесут» !

. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, по­хоронили подле мужа ее.

«Испустила дух» не по естественному действию удара, но по особенному действию Божию, как и ее муж (5 ст.). «Обрати внимание (говорит здесь Феофилакт) и на то, что среди своих Апостолы строги, а среди чужих удерживаются от наказаний; то и другое естественно. Последнее нужно было для того, чтобы не подумали, что они страхом наказания принуждают людей против их желания обращаться к истинной вере; первое – для того, чтобы обратившимся уже к вере и удостоившимся небесного учения и духовной благодати не позволить стать людьми презренными и святотатцами, особенно в начале, потому что это послужило бы поводом к поношению их проповеди ».

. И великий страх объял всю церковь и всех слы­шав­ших это.

«И великий страх объял всю » – τήν εκκλησίαν . Это – первое наименование общества христиан "Церковью" . Вторичное указание на чувство страха говорит о его необычайности. От поразительного действия Божией кары, страх, объявший сначала одних свидетелей происшедшего, распространился теперь на «всю » , т.е. на все общество христианское, и на «всех слышавших сие» , т.е. вне Церкви находившихся, до слуха которых только доходило это известие.

. Руками же Апостолов совершались в народе многие знаме­ния и чудеса; и все единодушно пре­бывали в при­творе Соломоновом.

Намереваясь перейти к повествованию о новых гонениях на Апостолов со стороны Синедриона, дееписатель делает несколько общих замечаний о состоянии в это время Церкви Христовой. И прежде всего упоминает о множестве знамений и чудес, совершавшихся не одним Петром, но и вообще Апостолами. Эти знамения и чудеса совершались "в народе" , еще не веровавшем во Христа, и, очевидно, для привлечения к этой вере.

«Все единодушно пребывали в притворе Соломоновом» . Это излюбленное место Апостолов – большая крытая галерея, при главном входе в храм, было очевидно особенно удобным местом для их собраний.

. Из по­сторон­них же никто не смел при­стать к ним, а народ про­славлял их.

«Из посторонних никто не смел пристать к ним» . Так было сильно чувство некоторого благоговейного страха и недоумения пред ними, как необыкновенными людьми, особенно когда видели их в единодушном благоговейно-молитвенном настроении.

. так что выносили больных на улицы и по­лагали на по­стелях и кроватях, дабы хотя тень про­ходящего Петра осе­нила кого из них.

При многочисленности чудесных исцелений, совершавшихся вообще руками Апостольскими, дееписатель отмечает особую удивительность исцелений Петра, у которого даже тень, осеняя больных, даровала им исцеление. Правда, дееписатель не говорит об этом прямо, но дает достаточно понять из того, что больных выносили на улицу для осенения тенью проходящего Петра. Очевидно, народ убедился в целебной силе тени Петра, и убедился не иначе, как после опытов исцеления от этой тени. Как одно прикосновение к одежде Христа, даже без других действий Христовых, сопровождалось исцелением прикасавшихся ( и др.), так одно осенение тени Петровой производило исцеление. «Велика вера приходящих, говорит по сему поводу Златоуст, даже больше, чем было при Христе. При Христе не было того, чтобы больные получали исцеление на стогнах и от тени. Отчего же это происходило? От того, что Христос предвозвестил, сказав (): «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» . Так «со всех сторон возрастало удивление к Апостолам: и со стороны уверовавших, и со стороны исцеленных, и со стороны наказанных, и со стороны дерзновения их во время проповеди , и со стороны добродетельной и безукоризненной жизни» (Феофилакт).

. Первосвящен­ник же и с ним все, при­надлежав­шие к ереси саддукейской, исполнились зависти,

Как видно из предшествующего изображения внутреннего состояния христианского общества и отношения к нему народа, Христова процветала внутренне и прославлялась народом. Естественно, что убийцы Господа, из зависти, между прочим, к Его славе, исполнились завистии и к Его ученикам, так прославляемым от народа.

«Первосвященник» – вероятно, Каиафа, бывший тогда правящим, потому и не названный.

«И с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской»..» . греч. καί πάντες οί σύν αυτῶ (η οῦσα αίρεσις τῶν σαδδουκαίων ), точнее слав. «и вcи, иже с ним, сущая ересь саддукейская» ; это показывает, что сам первосвященник принадлежал к еретической секте саддукеев и был ее представителем. Флавий прямо говорит, что один сын Анана или Анны (тестя Каиафы) принадлежал к секте саддукейской (Археол. XX, 9, 1). Возможно было в это время национального разложения уклонение в ересь и самого первосвященника, может быть хотя негласное и с известными предосторожностями.

. и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

«Наложили руки свои на Апостолов» – употребили насилие, поступив с ними, как с преступниками.

. идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

«Став в храме, говорите» , σταθέντες λαλεῖτε εν τῶ ιερῶ , правильнее слав.: «ставше глаголите в Церкви» .

Чем упорнее становится преследование врагов, тем явственнее Господь оказывает свою помощь гонимым, частью для вразумления и устрашения гонителей, вообще же для распространения и утверждения новоустрояемой Церкви. Ангел повелевает говорить "в храме" – смело, безбоязненно, не боясь угроз и преследований.

«Все сии слова жизни» , греч. πάντα τά ρήματα τῆς ζωῆς τάυτης , точнее слав.: «вся глаголы жизни сея» – все глаголы жизни сей , т. е. истинной, вечной, благодатной, в которой сами пребываете.

. Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвящен­ник и которые с ним, при­дя, созвали синедрион и всех старей­шин из сынов Израилевых и по­слали в темницу при­вести Апостолов .

«Всех старейшин» – сверх членов Синедриона. Дело Апостолов показалось настолько важным, или хотели повести его так настойчиво и решительно, что собрали не только Синедрион в полном его составе, но и всех старейшин Израилевых, чтобы определения Синедриона возъимели особенную силу.

«Послали в темницу» . Следовательно, еще не было известно чудесное освобождение апостолов и то, что они уже учат народ во храме: очевидно, заседание состоялось ранним утром, как по делам самым серьезным, не терпящим отлагательства.

. Когда услы­шали эти слова первосвящен­ник, начальник стражи и прочие первосвящен­ники, недо­умевали, что бы это значило.

Единственное место во всем Новом Завете, где «первосвященник» почему-то назван просто ιερούς , а не αρχιερεύς . Далее упоминаются, особо от сего, и еще «первосвященники» . Это были, вероятно, отставные, так как, по свидетельству И. Флавия (Арх. III, 15), первосвященники тогда менялись очень часто, причем смененные продолжали именоваться первосвященниками и оставались членами Синедриона. Возможно также, что здесь первосвященниками названы первые священники каждой из 24 черед, на который еще Давид разделил всех священников (; ; ).

. Тогда начальник стражи по­шел со служителями и при­вел их без при­нужде­ния, по­тому что боялись народа, чтобы не по­били их камнями.

«Привел их без принуждения» , т.е., очевидно, предложив Апостолам добровольно, без наложения на них рук, явиться на приглашение Синедриона. Несомненно, сочувствие народа к Апостолам теперь было уже таково, что открытое насилие над ними было крайне опасно.

. Приведя же их, по­ставили в синедрионе; и спросил их первосвящен­ник, говоря:

. не запретили ли мы вам накрепко учить о име­ни сем? и вот, вы наполнили Иерусалим уче­нием вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.

Из обстоятельств всего дела ясна была чудесность освобождения Апостолов из темницы; тем удивительнее, что в Синедрионе совершенно замалчивается это обстоятельство, и в обвинение Апостолам выдвигается формальность, теряющая всякое значение в общей цепи событий. Таковы эти истинные формалисты и лицемеры, достаточно знакомые нам по Евангелию и грозным обличениям Господа («оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» ()).

«Не учить о имени сем» . Какое мелочное презрение к самому имени Иисуса: избегает даже назвать его, доказывая этим, впрочем, и то, что «никто не может призвать этого Святейшего Имени, разве Духом Святым».

«Хотите навести на нас кровь того человека» , т.е. Божескую кару за невинное ее пролитие. Сами они некогда кричали: «кровь Его на нас и на детях наших!» (). А теперь хотят обвинить во всем Апостолов! В какой горькой иронии над самими собою запутываются несчастные убийцы Господа! И как неумолимо выводит их на чистую воду мудрая правда Божия!

. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно по­вино­ваться больше Богу, нежели человекам.

На обвинение Синедриона Петр отвечает то же, что прежде (), но уже более решительно и непререкаемо. «Великое любомудрие в словах их, и такое, что отсюда обнаруживается и вражда тех против Бога (Златоуст)».

. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, по­весив на древе.

«Умертвили» , διεχειρίσασθε – убили собственными руками, сильное выражение с целью указать виновность самих судей, в устранение обвинения, будто апостолы хотят навести на них, членов Синедриона, кровь человека того.

«Повесив на древе» , опять усиленное выражение, заимствованное из закона Моисеева, где с понятием повешения на древе соединяется понятие о проклятии (срв. ). Этим опять до ужасающих размеров возводится виновность распинателей Мессии.

. Его воз­высил десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю по­каяние и про­ще­ние грехов.

«Его возвысил десницею Своею в Начальника и Спасителя» , греч.: τοῦτον ο Θεός αρχηγόν καί σωτῆρα ύφοσε . Славянский перевод лучше сохраняет, так сказать, «аромат» подлинника: «Сего начальника и Спаса возвыси десницею Своею» . Этим выражением дается почувствовать, что Иисус был и ранее «Начальником» нашим и «Спасителем» (царское и первосвященническое Его достоинство и служение), но то было как бы сокрыто и уничижено состоянием Его добровольного умаления в зрак раба. С воскресением же и вознесением Его, Иисуса, достоинство Его, как Начальника и Спасителя нашего, проявилось во всей славе, полноте и силе. Русский перевод утрачивает этот «аромат» подлинника, и выражается так, как будто Иисус не был ранее тем, во что потом Его возвысил.

. Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого дал по­вину­ю­щимся Ему.

«Свидетели Ему в сем» (точнее слав.: «глагол сих» – τῶν ρημάτων τούτων – всего о Нем сказанного) «мы и Дух Святый» . Свидетельство Апостолов и свидетельство Духа Святого о сказанном возвышении – воскресении и вознесении Господнем – по содержанию совершенно одинаково (срв. ). Сопоставление и раздельное указание их здесь, как и в Евангелии Иоанна, имеет тот смысл, что Апостолы не были бессознательными орудиями действующего чрез них Духа, но, состоя под Его влиянием, оставались вместе и самостоятельными, лично свободными деятелями; в особенности же, как очевидцы Его дел и непосредственные слушатели Его учения с самого начала Его общественной деятельности, они, как бы и независимо от Духа, могли быть достоверными свидетелями о Нем, как Мессии – Сыне Божием.

«Повинующимся Ему» , т.е. не одним только Апостолам, но и всем верующим.

. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законо­учитель, уважаемый всем народом, при­ка­за­л вывести Апостолов на короткое время,

"Гамалиил" , упоминаемый здесь, как член Синедриона, фарисей и уважаемый народом законоучитель, есть известный и в Талмуде знаменитейший раввин еврейский, сын равви Симеона и внук другого знаменитейшего равви Гиллела. Он был также учителем Ап. Павла (), а впоследствии, подобно ученику своему, тоже сделался христианином и проповедником Евангелия, за что Св. усвоила ему и имя равноапостольного (Чет. Мин., янв. 4 и авг. 2).

. а им сказал: мужи Израиль­ские! подумайте сами с собою о людях сих, чтó вам с ними делать.

. Ибо незадолго перед­ сим явил­ся Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему при­стало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рас­сеялись и исчезли.

. После него во время пере­писи явил­ся Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он по­гиб, и все, которые слушались его, рас­сыпались.

По совету Гамалиила, Синедриону лучше всего не вмешиваться в дело христианства, а предоставить его естественному течению вещей в уверенности, что, если оно не дело Божие, то разрушится само собою. Для доказательства этого Гамалиил приводит два недавних случая, когда двое великих обманщиков народных погибло без всякого вмешательства Синедриона, вместе со всем своим делом. Это – Восстания Февды и Иуды Галилеянина. В этом упоминании дееписателя вызываются однако, важные недоумения: во-первых, речь Гамалиила относится ко времени до действительного выступления исторического Февды (не ранее 44 года по Р. Хр.):, а, во-вторых, Февда этот выступает как будто раньше Иуды Галилеянина, восставшего «во дни написания» , т.е. «во время переписи» «Февда... по сем Иуда» . Для примирения этих неточностей многие ученые толкователи допускают двух бунтовщиков с именем Февды; другие объясняют эту неточность просто ошибкою памяти писателя (подобно ) и полагают, что под именем Февды предносился его мысли какой-либо другой бунтовщик, живший действительно в указываемое Лукою время (до Иуды Галилеянина).

«Выдавая себя за какого-то великого» , очевидно, за пророка или Мессию. Февда, упоминаемый Флавием, близко напоминает описываемого в Деяниях, хотя указываемое дееписателем время его появления и не позволяет отождествлять его в обоих случаях. Об Иуде Галилеянине у Флавия сохранились тоже весьма любопытные известия, подтверждающие историческую действительность и этого события. Флавий называет Иуду «Гавлонитянином» (Арх. XVIII, 1, 1), так как он был родом из Гамалы в нижней Гавлонитиде (на восточном берегу Галилейского озера), называет также и Галилеянином (Арх. XX, 5, 2; о войне ). Он возмущал народ и увлек за собою множество людей на почве недовольства производившеюся по повелению Августа переписью в Иудее (). Видя в этой переписи окончательное порабощение «избранного» народа «языческому», он убеждал народ не подчиняться указу Кесаря о переписи, взывая: «одного Господа и Владыку имеем Бога»!...

"Он погиб" . – Флавий рассказывает собственно о смерти только детей этого Иуды, Гамалиил же упоминает о гибели его самого – два сказания, не исключающие, но скорее разве восполняющие одно другое.

. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это пред­приятие и это дело – от человеков, то оно раз­рушит­ся,

«Дело от человеков» , (срв. ), то есть человеческого происхождения и характера, с человеческими только целями и стремлениями, без воли и благословения Божия.

. а если от Бога, то вы не можете раз­рушить его; берегитесь , чтобы вам не ока­за­ться и богопротивниками.

«А если от Бога» . По толкованию Златоуста: «как бы так сказал: погодите! если и эти явились сами по себе, то без всякого сомнения – и они рассеются... Если это дело – человеческое, то нет нужды вам беспокоиться. А если Божие, то и при всех усилиях вы не в состоянии будете преодолеть их»...

С уверенностью можно сказать, что такой совет, какой подавал Гамалиил, мог подавать только человек, расположенный видеть в христианстве именно силу Божию; ибо, верное в общем, это положение в приложении к деятельности людей в их отношении к событиям не всегда может быть безусловно верным, так как при безусловном приложении этого положения вообще представлялось бы излишним делом ратовать против развития в жизни злых начал, попускаемого иногда Богом, что противно законам совести и Закону Божию. В устах же человека, расположенного видеть в христианстве силу Божию, это положение имеет полную свою силу, предполагая, что сила Божия здесь непременно выяснится в дальнейших событиях более наглядным и убедительным образом. В этом случае и совет Гамалиила теряет характер индифферентизма и легкомысленного отношения к событиям, для которого все равно – так ли, не так ли. – Во всяком случае, благоприятное отношение к христианству в совете Гамалиила несомненно (срв. Златоуст и Феофил.). Это видно и из дальнейшей угрозы Гамалиила членам Синедриона, что они могут оказаться «богопротивниками» (греч. и слав. сильнее – «богоборцами» – θεομάχοι – восстающими против Бога, воюющими против Него).

. Они по­слушались его; и, при­звав Апостолов, били их и, запретив им говорить о име­ни Иисуса, отпустили их.

Сильная речь Гамалиила произвела на Синедрион впечатление и склонила на послушание доброму совету – в том смысле, что замысел умертвить Апостолов (33 ст.) был оставлен без исполнения. Это не исключило, однако, возможности враждебного отношения к ним со стороны тех, которые не были расположены, вслед за Гамалиилом, подозревать в их деле силу Божию. Апостолов подвергли телесному наказанию (бичеванию), вероятно, под предлогом неповиновения их прежнему определению Синедриона, возобновленному теперь с прежней силою. «Неопровержимой справедливости слов (Гамалиила) они не могли противиться; но, не смотря на то, удовлетворили свою ярость, и, кроме того, опять надеялись таким образом устранить Апостолов (Златоуста)...

. Они же по­шли из синедриона, радуясь, что за имя Го­с­по­да Иисуса удосто­ились при­нять бес­честие.

. И всякий день в храме и по домам не пере­ставали учить и бла­го­ве­с­т­во­вать об Иисусе Христе.

«Радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» . Они сочли это бесчестие особою милостью к ним их Господа и Учителя; ибо что может быть отраднее и дороже для любящего сердца в отношении к Возлюбленному Господу и Учителю, как готовность и возможность положить за Него хотя бы и душу Свою!

Конечно, проповедь Евангелия, и после этого, шла своим порядком, нисколько не переставая и не ослабляясь, а даже еще более усилившись: и «в храме и по домам» , «всякий день» , – т.е. непрестанно, неумолкаемо, и частно, и публично.

Эпизод, в котором участвуют Анания и его жена Сапфира приведён в начале пятой главы книги.

В конце четвёртой главы рассказывается о массовом добровольном отказе от личной собственности в общине первых христиан и добровольной передаче всех средств на общие нужды.

В начале 5 главы повествуется, как член первохристианской иерусалимской общины Анания и его жена Сапфира предприняли попытку обмануть апостолов и утаить часть вырученных средств. Апостол Пётр публично разоблачает обманщиков, которых постигает Божья кара - оба они внезапно умирают, что приводит церковную общину в «великий страх».

Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил её: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли её мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа её. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян. )

Напишите отзыв о статье "Анания и Сапфира"

Комментарии

По толкованию Иоанна Златоуста , смерть Анании и Сапфиры наступила не вследствие сильного потрясения, а как Божие наказание .

По мнению ряда богословов эпизод с Ананией и Сапфирой, во-первых, показывает сколь высок был нравственный уровень ранней общины, во-вторых, подчёркивает сильное желание единства в общинной жизни .

Комментаторы подчёркивают, что прегрешение Анании состояло не в том, что он присвоил деньги, они принадлежали ему и он волен был поступить с ними как угодно, что подчеркнул и апостол Пётр в своей обвинительной речи, а в том что пытался обмануть Бога и членов общины . Приводятся также параллели с книгой Иисуса Навина , в седьмой главе которой повествуется о Божьем гневе на Ахана, который вопреки запрету присвоил часть заклятых ценностей в Иерихоне . Для описания смерти как Анании, так и Сапфиры используется редкое греческое слово ἐξέψυξεν - «упал бездыханным», «испустил дух». У. К. Хобарт подчёркивал, что это слово встречается главным образом в медицинских текстах, и считал подтверждением профессиональной принадлежности евангелиста Луки к медикам . Критически настроенные к христианству авторы называли характер данного отрывка суеверно-простонародным и не исключали его более позднее, чем основной текст Деяний, происхождение .

Примечания

Отрывок, характеризующий Анания и Сапфира

– А может быть я и отказала! Может быть с Болконским всё кончено. Почему ты думаешь про меня так дурно?
– Я ничего не думаю, я только не понимаю этого…
– Подожди, Соня, ты всё поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.
– Я ни про кого не думаю дурное: я всех люблю и всех жалею. Но что же мне делать?
Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони.
– Наташа, – сказала она, – ты просила меня не говорить с тобой, я и не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна?
– Опять, опять! – перебила Наташа.
– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.

Анания и Сапфира

Один человек, которого звали Анания, вместе с женой своей Сапфирой тоже продал принадлежавшее им имение, 2 но, с согласия жены, утаил часть денег, а остальное принес и положил к ногам апостолов.

3 Петр же сказал: «Анания, как мог сатана так овладеть тобою, что ты солгал Святому Духу и утаил часть денег за проданное поле? 4 Не твое ли оно было, пока оставалось непроданным ? И после его продажи не в твоей ли власти было всё , полученное за него? Как могло такое прийти тебе на ум? Ведь ты не людям солгал, а Богу».

5 Услышав эти слова, Анания пал на землю бездыханным. Великим страхом и благоговением исполнились все, кто прослышал об этом. 6 Молодые люди встали, завернули тело в саван и, вынеся его , похоронили.

7 Часа через три пришла и жена его, ничего не подозревая о случившемся. 8 Петр обратился к ней: «Скажи мне, вы продали землю за столько - то?»

«Да, - ответила она, - за столько».

9 И тогда Петр сказал ей: «Как это вы сговорились испытать Дух Господень?! Вот у двери уже слышны шаги тех людей , которые похоронили мужа твоего, и тебя они вынесут».

10 В тот же миг она пала к его ногам бездыханной. Юноши, войдя, нашли ее мертвой. Они вынесли и похоронили ее рядом со своим мужем. 11 Вся церковь и все, кто об этом слышал, были охвачены великим трепетом.

Из книги Спутники дамасской дороги автора Шаховской Иоанн

Первосвященник Анания (23:2-10). Он приказал бить апостола по устам и тем ясно показал свою демоническую одержимость; демоны более всего ненавидят уста возвестителей Божьей истины.Известно, еще из книги Бытия, что диаволу змию дана власть только над пятою человека, Богу

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Сапфира После того как Святой Дух сошёл на апостолов, новое учение стало постепенно распространяться среди иудеев. Верующие жили вместе и имели общее имущество. И не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, вступая в общину,

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Анания Святой Анания был проповедником в городе Дамаске. Известен же он более всего тем, что совершил крещение над Савлом - будущим апостолом Павлом. О подробностях этого важного в истории раннего христианства события книга Деяний святых апостолов не сообщает.

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

Анания, как первообраз современных европейских коммунистов. Анания, еще не возвысившийся до сознания того, что общение имуществ условливается нравственным единением и любовью друг к другу первых христиан, увлекся этим неизвестным древнему миру духом

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

2. Анания и Сапфира наказаны за лицемерие (5:1-11) История обмана и смерти этих супругов имеет важное значение по нескольким соображениям. Она показывает честность Луки как историка - он не утаил этот скверный эпизод. Автор проливает свет на внутреннюю Жизнь первой

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

3. Савл и Анания: появление Савла в церкви в Дамаске (9:10–25) В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. 11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

а. Павел и первосвященник Анания (23:1–5) Во–первых, почему первосвященник был так разгневан вступительной фразой Павла, что велел бить его по губам? Вряд ли его били за то, что он начал говорить, не дождавшись разрешения. Сомнительно также, что были затронуты принципы и

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Преподобный Анания Новгородский (+ 1581) Память его празднуется 17 июняПрп. Анания, инок новгородского Антоние-ва монастыря, был иконописцем и строгим исполнителем иноческих правил. За 33 года своей иноческой жизни он ни разу не выходил за врата своего монастыря и отгонял от

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Глава V. Анания и Сапфира (1-10). Дальнейшие успехи Церкви Христовой и Апостолов (11-16). Новое гонение Синедриона: заключение Апостолов в темницу, освобождение ангелом, проповедь во храме, ответ пред Синедрионом (17-33). Мудрый совет Гамалиила (34-39). Первые раны за имя Христово

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Анания и Сапфира Один человек, которого звали Анания, вместе с женой своей Сапфирой тоже продал принадлежавшее им имение, 2 но, с согласия жены, утаил часть денег, а остальное принес и положил к ногам апостолов.3 Петр же сказал: «Анания, как мог сатана так овладеть тобою, что

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Анания и Сапфира 1 Один же человек, по имени Анания, вместе со своей женой Сапфирой, продал своё имение 2 и часть вырученной суммы оставил себе, причём его жена знала об этом. Остальное же он принёс и положил к ногам посланников Масиха. 3 Петир сказал ему:- Анания, как это

Из книги Библейские предания. Ветхий завет автора Яснов М. Д.

Анания В раннехристианском сообществе была принята коммунистическая форма собственности: Деян., 4: 32. …и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Деян., 4: 34–35. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Сапфира, пораженная смертию Апостолы, исполнившись Духа Святаго, со сме- вШялостью продолжали говорить слово Божие. У многочисленного же общества верующих было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл своим, но все было у них общее. Апостолы же с

Из книги автора

Святой апостол Анания Святой апостол Анания принадлежит к числу семидесяти апостолов, избранных Господом для благовествования Христова. Из книги Деяний святых апостолов он известен крещением Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Когда Савл, потерявший

Из книги автора

Анания, Мисаил и Азария Навуходоносор возвысил Даниила, одарил его богатством и хотел поставить его над всем Вавилоном. Но Даниил попросил царя поставить над страной его друзей, Ананию, Мисаила и Азарию, сам же остался при царском дворе.Вскоре Навуходоносор приказал

Из книги автора

АНАНИЯ преподобный, иконописец Антониевского монастыря, упоминается в летописях новгородских между угодниками новгородскими; он преставился 1521 г. О месте его погребения никаких сведений нет (21) Ист. Росс. Иер. III,

Завтра (пятница 2-й седмицы по Пасхе) одно из литургических чтений - Деяния: 5, 1-11.
Одно из самых загадочных и неоднозначных мест в Писании лично для меня.
Я в курсе традиционных толкований этого места, но они меня никогда до конца не убеждали.
В конце концов, сколько было в последующие века христианской истории проступков среди христиан, куда более значительных по своей тяжести, чем утайка части своего имущества в свою пользу вместо того, чтобы отдать все Церкви.

Вот, кстати, нашел интересный диалог на одном, по-видимому, протестантском форуме по этому эпизоду. Там выражены мысли даже более глубоко копающие, на мой взгляд, чем мне приходило в голову.

Сергиус
Мне бы хотелось обсудить эпизод с наказанием Анании и Сапфиры. Всем известно, что апостол Петр не был идеален. Он часто совершал поступки достойные осуждения. Он не понимал учение Христа: (Матф.16:23); проявлял маловерие (Матф.17:20) и, в конце концов отрекся от Христа; и все это после того, как провел столько времени со Спасителем! Почему же Ананию и Сапфиру, которые только вступили в общину, и еще толком не прониклись учением, постигло столь суровое наказание? Ведь Христос учил прощать!

Мир вам.
А почему вы решили что кто то наказал?
Есть ли у нас основание утверждать что их кто то убил, на чём оно основано?
Божьих вам благословлений.

Ну в принципе нельзя сказать, что их кто то убил, но согласитесь, что просто так вдруг люди тоже не умирают!
Я не имею четкого мнения по этому вопросу, и прошу растолковать стих:
"Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух." Деян. 5, 9

Мир вам.
Мне видится например это так.
Они просто не придали значения своему поступку. Не смотря на то они были глубоко верующими. Просто не было у них откровения по этому вопросу. Но когда Апостол открыл им что это преступление против Бога, то Анания так растроился, что его хватил удар. И на основании этого сильнейшего нервного растройства он умер. Когда пришла его супруга и услышала что её муж мёртв, да ещё и обвинения во лжи У неё тоже не выдержали нервы.
Мне видится это так.
Потому что Бог ни кого не судит. Время суда ещё не настало. Тем более никого не убивает.т Но личные переживания этой семьи своего поступка и привели к этой трагедии.
Если бы это была месть Бога, то первой жертвой наверное был бы Петр- он вообще отказался от Иисуса.
Будте благословенны.

1. Нет, они не были глубоковерующими, т. к. только вступали в общину. И утаили часть имения сознательно.
2. В Писании говорится, что после смерти Анании всех объял великий страх Деян. 5, 5. Чего испугались очевидцы? Обычно смерть вызывает чувство сострадания, скорби.
3. Да и как то странно Петр «утешил» вдову: «Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух.» Деян 5 ; 9-10

Мир вам.
Глубоко верующие - люди имеющие большую веру Богу.
И это не зависит от того пришли они вчера или уже 20 лет верующие.
Они утаили сознательно. Однако не представляли всю меру ответственности. Они принесли деньги Апостолам, а не Богу. Это я так думаю. Вы сможете сейчас продать своё имение и принести священнику в церковь все деньги? Конечно нет. Наверняка подумаете, раз мы все грешники и он тоже - пропьет он их и всё.
Поэтому я думаю что деньги они несли человекам а не Богу. Однако Петр истолковал это по своему. А когда им открылось то они просто не выдержали этого осуждения. Если бы они не были верующими - то ничего и не было бы. Иисус не мог исцелять где не веровали в него.
Бог не мог исцелять! Если вы хоть раз увидете как умирает рядом с вами человек в церкви неизвесно от чего -поверьте вам тоже станет не по себе.
Ещё раз повторюсь это только моё мнение, мои размышления.

Божьих вам благословлений.

Сергиус

Опять что-то не то.
Хорошо, предположим, что они были верующими! Но ведь Господь не заставлял жертвовать на Церковь все имущество - это дело добровольное. Так что никакого особо страшного греха они не совершили! Тем более, после обличения они могли принести оставшуюся часть имения. Дело-то вполне поправимое! Почему они так расстроились, что их хватил удар. Странно!

george7 писал(а):

Если бы они не были верующими - то ничего и не было бы.

Но ведь Петр совершил предательство Христа, но не умер от скорби а просто вернулся к своим делам. Он что был менее верующим, чем Анания и Сапфира?
george7 писал(а):

Однако Петр истолковал это по своему. А когда им открылось то они просто не выдержали этого осуждения.

Из ваших слов получается, что Петр истолковал это так, что людей хватил удар! Еще хуже! Ведь пресвитер должен приводить людей к покаянию, а не доводить их до смерти!