Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Иеремия бентам 1748 1832. Иеремия Бентам: биография и основные принципы. П. Я. Левенсон Иеремия Бентам. Его жизнь и общественная деятельность

Бентама считают родоначальником современного утилитаризма. Он был ведущим теоретиком в англо-американской правовой философии и политическим радикалом, чьи идеи повлияли на развитие велфаризма – политики, отстаивающей введение соцобеспечения, субсидирования цен, бесплатной медпомощи и т.д.


Иеремия Бентам родился 15 февраля 1748-го в Лондоне (London), в зажиточной семье, поддерживающей партию тори. Бентам был вундеркиндом. Как-то его обнаружили за отцовским столом, где едва научившийся ходить Иеремия зачитывался многотомником по истории Англии. Он начал изучать латынь в три года. Он был очень близок со своим братом Сэмюэлом (Samuel), будущим инженером-механиком.

Иеремия учился в Вестминстерской школе (Westminster School). В 1760-м, в возрасте 12 лет он был отослан отцом в Королевский колледж в Оксфорде (The Queen"s College, Oxford), где в 1763-м получил степень бакалавра, а в 1766-м – степень магистра. По сути, Бентам должен был заниматься юриспруденцией. В 1769-м он получил право адвокатской практики, но так им и не воспользовался. Иеремия глубоко разочаровался в запутанной английской правовой системе, которую прозвал "демоном крючкотворства".

В 1823-м Бентам вместе с Джеймсем Миллом (James Mill) основал журнал "Westminster Review", специально для "философских радикалов", группы своих молодых последователей, через которых Бентам оказал значительное влияние на британскую общественную жизнь. Одним из таких радикалов был писатель Эдвин Чедуик (Edwin Chadwick), который освещал темы гигиены, санитарии и полицейского патрулирования и помог становлению знаменитых Английских законов о бедных. Бентам нанял Чедуика на должность своего секретаря и завещал ему крупную сумму денег.

Бентам умер 6 июня 1832-го, на 85 году жизни, в Лондоне. До своего ухода Иеремия "тщательно подготовился" к вскрытию своего тела. Еще в 1769-м, когда Бентаму был 21 год, он составил завещание, согл

асно которому его тело предстояло анатомировать другу семьи, врачу и химику Джорджу Фордайсу (George Fordyce), чья дочь Мария София (Maria Sophia) вышла замуж за Сэмюэла Бентама. Согласно другому документу Иеремии, от 1830-го, Томас Саутвуд Смит (Thomas Southwood Smith), врач и реформатор санитарных норм, должен был позаботиться о дальнейшей судьбе останков Бентама.

Почти все свое состояние Бентам завещал Лондонской Больнице, но лишь при условии, что его тело будет присутствовать на всех собраниях членов правления. Томас Смит, экспериментировавший с мумификацией, заимствовал методику коренных народов Новой Зеландии (New Zealand), но Бентам после процедуры выглядел не лучшим образом – высушенный, с побледневшей кожей, натянутой на черепе. Из-за этого останки Бентама нарядили в костюм, напичкали сеном, а на голове сделали восковую маску.

При жизни Бентам выступал за индивидуальную и экономическую свободы, разделение церкви и государства, равные права для женщин, право на развод и декриминализацию гомосексуальных актов. Однополую привязанность Иеремия именовал как "неправильный сладострастный аппетит", за который не стоит преследовать.

Он призывал к отмене рабства, смертной казни, телесных наказаний, в том числе и для детей. Бентам был одним из первых, кто начал говорить о правах животных. Видя пользу в расширении отдельных юридических прав, Бентам, однако, был против самой идеи естественного права. Спокойный и доброжелательный, Иеремия своими суждениями привел в неистовство многих мыслителей. Один из них, Карл Макс (Karl Marx), вообще называл Бентама "гением буржуазной глупости"

БЕНТАМ ДЖЕРЕМИ (Bentham, Jeremy) (1748-1832)


с сайта Wikipedia

Основатель Университетского колледжа в Лондоне Джереми Бентам был мумифицирован после смерти, а мумия помещена для всеобщего осмотра в колледже. Как говорят, дух Бентама выходит по ночам из своей мумифицированной оболочки и с грохотом бродит по залам колледжа.

Бентам являлся специалистом по юридической реформе, исследователем человеческой психики и философом. Он проявил интерес к проблемам мумифицирования и даже выдвинул идею о создании из трупов людей вечных мемориалов для всеобщего осмотра (сам он именовал их «автоиконами»). Нет ничего удивительного в том, что его предложение не получило поддержки.

Впрочем, что касается самого Бентама, то он позаботился о том, чтобы потомки имели возможность полюбоваться его трупом и спустя многие годы после смерти основателя Университетского колледжа. Еще до наступления смерти он объяснил, что нужно сделать с его телом. В своем завещании Бентам, в частности, дал следующие инструкции:

«Свое тело я завещаю моему дорогому другу доктору Саутвуду Смиту с тем, чтобы он распорядился им так, как указано ниже... Я завещаю... чтобы он взял мое тело под свою заботу и предпринял меры, необходимые для размещения и сохранения некоторых частей моего тела в соответствии с указаниями, приведенными в бумаге, приложенной к моему завещанию и помеченной вверху словом «Автоикона». Скелет следует расположить таким образом, чтобы вся фигура сидела в кресле, в котором я любил сидеть при жизни, а поза должна изображать раздумье при работе над каким-то документом. Я хочу также, чтобы расположенное указанным образом тело было доставлено исполнителю моего завещания. Тому следует распорядиться, чтобы меня облачили в один из черных костюмов, которые я обычно носил при жизни. Одетое таким образом тело, вместе с креслом и тростью, с которой я ходил последние годы, следует препоручить заботам исполнителя завещания. Все необходимое оборудование должно быть подготовлено в подходящем ящике или контейнере. На табличке следует выгравировать крупными буквами мое имя и дату смерти. Если же мои близкие, друзья и ученики захотят собраться, чтобы почтить память Основателя самой счастливой системы моральных принципов и законов, исполнителю моего завещания надлежит переносить указанный ящик или контейнер вместе с его содержимым в то помещение, где будет проходить встреча».

Сохраненное тело Бентама по-прежнему выставлено на всеобщее обозрение в молестойком ящике со стеклянными боковинами, находящиеся рядом со входом в основной зал колледжа. Бентам поход на Бенджамина Франклина и производит впечатление своей властной позой в одном из любимых кресел. Одна рука покоится на «Дэпле» (трости), вторая лежит на колене. Он одет в желтовато-коричневый бриджи, черное пальто, белую рубашку с жабо, белые перчатки и чулки, черные башмаки. На голове основателя колледжа - соломенная шляпа. Рядом с Бентамом стоит маленький столик, где лежат очки и футляр для низ, перстень с камеей, булавка. По-видимому, мумификация головы была выполнена не совсем удачно, она начала разлагаться. По этой причине голову сняли и поместили в сейф, а на ее место водрузили голову, выполненную из воска французским художником Жаком Тальрихом.


мумия Джереми Бентама, фото с сайта Wikipedia

Говорят, что дух Бентама любит ходить по залам, особенно долгими зимними ночами. В эти моменты можно услышать постукивание его трости о пол. Некоторые утверждают, что видели и сам призрак, одетый точно так же, как и тело, находящееся в ящике с «Дэплом» в руке. Согласно одной из версий, ночные звуки издает разгневанная мумия Бентама, - она стучит тростью по стеклу, требуя надлежащего погребения.

Введение

Мысль Нового времени, связанная с победой буржуазных революций в Европе и Америке, утверждением и развитием индустриального общества и буржуазной государственности, до сих пор не утратила своей актуальности. Более того, не будет преувеличением если сказать, что современный миропорядок и современная наука строится именно на идеях Нового времени.

Иеремия Бентам - представитель английского просвещения, считался одним из крупнейших ученых своего времени. Энциклопедически образованный он обращался к разным сферам человеческого знания. И. Бентам является основоположником целых направлений в экономике, политике и юриспруденции, однако его имя затерялось на фоне гигантов XIX в. и как следствие в большинстве учебных изданий его имя упоминается лишь вскользь. Однако этот факт только подогревает интерес к его наследию. Очевидно, что подлинное изучение необходимо начинать с истоков.

Цель данной работы - познакомиться с наследием и идеями выдающегося английского ученого И. Бентама.

Иеремия Бентам: биография и основные принципы

Иеремия (Джереми) Бентам (1748-1832) - английский правовед и философ-моралист конца XVIII-начала XIX в., основатель утилитаризма.

Бентам родился в семье юриста и, выбирая профессию, пошел по стопам своего отца. Однако главным интересом Бентама в сфере права стало не рутинное зарабатывание денег знанием существующих законов, а исследование того, на каких принципах должны были бы строиться эти законы. Всю свою жизнь Бентам посвятил исследованию теории права, этики и смежных вопросов. Наиболее известное сочинение Бентама - «Введение в основания нравственности и законодательства» (1789). Вытекающие из этих принципов экономические выводы и представляют собой основной интерес для экономистов в творчестве этого английского философа. Однако среди творческого наследия Бентама есть также и несколько непосредственно экономических работ, наиболее известная из которых - «Защита ростовщичества» (1787) (была написана в России, где автор провел около двух лет по приглашению брата, служившего в имении князя Потемкина). Другие экономические произведения Бентама, оставшиеся при жизни автора неопубликованными, но сохранившиеся в рукописном виде, вышли из печати только в 1950-х гг.

В основе теории Бентама лежит этика, построенная на принципе гедонизма (от греч. hedonh - наслаждение), связывающем нравственное добро с удовольствием, наслаждением. Эта довольно древняя традиция, восходящая к греческому философу Эпикуру и имеющая таких приверженцев в новое время, как Дж. Локк, К. Гельвеций, Ч. Беккариа, Ф. Хатчесон.

Уже в первой своей работе «Отрывок о правительстве» (1776) Бентам примыкает к этой традиции, определяя свои убеждения в виде следующей фундаментальной аксиомы: «Мерой правильности является наибольшее счастье наивозможно большего числа членов общества».

Точно так же Бентам не был оригинален и в определении способа достижения этой цели. Как и многие философы его времени, Бентам полагал, что принцип наибольшего счастья необходимо осуществлять с помощью соответствующего «правильного» законодательства. Поэтому свои усилия Бентам направил на разработку таких законов.

При разработке законов нужно исходить из следующих двух принципов. Первый - принцип наибольшего счастья - является нормативным ориентиром при принятии решений. Второй - принцип психологического гедонизма - является позитивным представлением о том, как ведут себя люди (следуют своим эгоистическим целям). Закон должен, таким образом, назначать наказания и награды, чтобы учитывать второй принцип поведения людей, заставлять их поступать в соответствии с первым принципом. В обоих принципах основным понятием является нечто, обозначаемое словом utility и понимаемое как полезность, счастье, удовольствие, наслаждение и т. д. По Бентаму, человек является тварью, стремящейся к удовольствиям. Как писал Бентам, «природа поставила человека под управление двух верховных властителей - страдания (pain) и удовольствия (pleasure). Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, чту мы должны делать». Эта философия полезности, как основной цели и критерия деятельности людей (как потребителей, работников, предпринимателей), стала одной из основных несущих опор экономической теории в XIX-XX вв.

От слова utility и происходит термин «утилитаризм», который был придуман Бентамом для обозначения своей теоретической конструкции и вошел в обиход к 1820-м гг. Сегодня утилитаризмом называют систему взглядов, основанную на сенситивистской психологии, этике гедонизма, классической политической экономии и демократической политике.

Понимание общества Бентамом было близко тому, что в современной науке называется атомизмом: общество есть простая сумма индивидов. Поскольку общество, по его определению, - это «фиктивное тело», и никакого общественного интереса не существует. Есть только интересы отдельных людей, а общественный интерес можно представить как сумму этих индивидуальных интересов.

Заметим, что в своем уповании на «правильные» законы Бентам придерживался точки зрения, отличной от точки зрения главного представителя классической политической экономии - Адама Смита. Последний исходил из естественной гармонии интересов и верил, что следование частным эгоистическим интересам само способно обеспечить общественное благо. Бентам же полагал, что свобода поведения совершенно не обязательно должна приводить к гармонии интересов. Задача политической экономии в том и заключается, чтобы, пользуясь вторым принципом (люди стремятся к удовольствиям), попытаться понять, где необходимо вмешательство государства, а где - нет. Как писал Бентам, «величайшей задачей... является определение того, во что следует и во что не следует вмешиваться правительству. Именно здесь и только здесь имеет практическое значение знание того, что происходит или будет происходить без вмешательства государства».

Чтобы сделать возможным применение этих принципов к построению законодательства, Бентам попытался придать своей моральной философии четкость и определенность. Отсюда его идея «исчисления счастья», в основе которой лежит своеобразная попытка ранжирования удовольствий и страданий. Фундаментальной аксиомой этой арифметики является предположение об однородности удовольствия и его измеримости. Удовольствия, получаемые разными людьми или одним человеком в разное время, могут различаться между собой по семи характеристикам: интенсивность, продолжительность, определенность, близость по времени, плодотворность (способность данного удовольствия производить новые), чистота (несмешанность с попутными страданиями), распространенность (способность доставлять удовольствие другим людям). Но все удовольствия с разными характеристиками, по мнению Бентама, могут быть пересчитаны в однородное удовольствие (первые варианты теории даже содержали приблизительные шкалы, по которым можно осуществить эту процедуру).

По мысли Бентама, подобный расчет мог бы осуществляться в анализе любого законодательного проекта или решения, затрагивающего интересы разных членов общества. С этой целью он предлагал подсчитывать первичные, вторичные и производные удовольствия и страдания, доставляемые соответствующим законопроектом каждому члену общества, а затем суммировать эти оценки и подводить баланс. При невозможности непосредственно соизмерить различные характеристики удовольствий и страданий Бентам предлагал обращаться к их денежным оценкам. Аналогично этому Бентам уделил внимание разработке «страданий», или санкций, которые могут назначаться обществом человеку в качестве наказания за нарушение законов.

Изучая «правильные» принципы устройства общества, Бентам уделил много внимания самым разным общественным институтам (чиновничьему аппарату, тюрьмам, работным домам, образовательной системе, банковской системе и т. д.). Применяя к созданию этих институтов два принципа, Бентам сформулировал в итоге третий принцип - «принцип совмещения обязанностей и интересов». Этот принцип заключался в том, чтобы каждый человек ставился в такие условия, чтобы выполнение профессиональных обязанностей совпадало бы с его личными интересами. Одним из следствий этого принципа было выступление Бентама против фиксированного жалованья служащих (в том числе профессоров университетов), так как оно не связывает вознаграждение с усилиями.

В начале XIX в. Бентам был широко известен прежде всего как активный сторонник либеральных реформ в области законодательства. Он был критиком смертной казни, отстаивал принцип, что неотвратимость наказания важнее его жестокости, выступал за демократизацию избирательного права, в частности за предоставление права голоса женщинам, критически высказывался о наследственной аристократии и даже монархии. Популярность Бентама выходила далеко за границы Англии. Так, российский император Александр I требовал от своей Комиссии по разработке нового законодательства, чтобы во всех сомнительных случаях она обращалась к Бентаму за советами. В то же время у Бентама было много оппонентов, а его идеи всегда вызывали ожесточенные споры. Так, русский писатель В. Ф. Одоевский посвятил этой теме специальный памфлет-утопию «Город без имени» (1839), где изобразил страну Бентамию, с тем, чтобы показать нежизнеспособность утилитаристской морали.

Наиболее уязвимые стороны бентамовского утилитаризма связаны с упрощенностью принимаемой им модели человеческого поведения, с так и нерешенной проблемой сделать операциональным исчисление счастья. Кроме того, идея суммирования удовольствий и страданий разных людей изначально наталкивается на принципиальную несопоставимость таких оценок, т. е. проблему межличностного сравнения полезностей.

Еще один теоретический изъян в системе Бентама выявил со своей неизменной проницательностью Б. Рассел: «Если каждый человек гонится за собственным удовольствием, то как мы сможем гарантировать, что законодатель будет заботиться об удовольствии человечества в целом?.. Если бы ему поручили составить свод законов для некоторой страны, он исходил бы при этом из того, что, как он был убежден, является интересами общества. Он не преследовал бы при этом свои собственные интересы или (сознательно) интересы своего класса. Но если бы он понял этот факт, он должен был бы изменить свое психологическое учение»

Однако все несовершенства утилитаризма являются в то же время... и его заслугами. Ведь все они были осознаны на основе утилитаристского анализа. Поэтому заслуги Бентама перед экономической наукой вряд ли можно переоценить. Бентам оказал значительное влияние на развитие экономической науки. Среди его ближайших последователей были известные экономисты-рикардианцы Дж. Милль и его сын Дж. С. Милль.

Иеремия (Джереми) Бентам (англ. Jeremy Bentham; 15 февраля 1748 года, Лондон - 6 июня 1832 года, там же) - английский философ-моралист и правовед, социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии - утилитаризма.

Биография

Родился в семье адвоката. Брат - Сэмюэль Бентам (Samuel Bentham), английский инженер-механик. Изучал юриспруденцию в Оксфорде (1760-1763). Учился в Вестминстерской школе, Куинз-колледже Оксфордского университета, затем поступил в школу права «Линкольнз инн». Завещал, чтобы его тело было сохранено для потомства. Его останки были одеты в костюм, а на лице сделана восковая маска. В таком виде учёный до сих пор выставлен в главном здании Университетского колледжа Лондона

Этика

Частные, индивидуальные интересы рассматривал как единственно реальные, а общественные интересы сводил к их совокупности. Этическое учение изложено в произведении «Деонтология, или наука о морали» (т. 1-2, 1834). В основе этики Бентама лежит «принцип пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении пользы принимаются во внимание частные интересы человека. Учение просветителей в трактовке Бентама перешло у него в принцип «наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов», в призыв к достижению личного преуспеяния, увеличивающего общую сумму счастья (см. статью Полезность). Критерием морали выступает «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья».

Указывается одним из первых, кто использовал слово "ответственность" (англ. responsibility) - в сочинении «Фрагмент о правлении» (1776) под «responsibility of governors» («ответственностью правителей») он понимал их обязанность отвечать (отчитываться) перед гражданами за свои действия.

Воззрения

По политическим воззрениям являлся сторонником либерализма. Резко критиковал теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо как возбуждающую дух восстания, однако защищал требования реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. Отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость, равенство. Был сторонником свободы слова, отделения церкви от государства, женского равноправия, права на развод, запрещения рабства, запрещения пыток и телесных наказаний, отмены наказания для гомосексуалов. Выступал за права животных.

Оценки

Марксистской историей философии расценивался как идеолог рыночной эпохи промышленного переворота в Великобритании. Одобрительно отзывался о «трезвом» рассудке, считая естественным и идеальным общественным режимом английский политический и экономический строй, а «разумным» человеком - представителя английского среднего класса.

Несмотря на спокойный и доброжелательный характер самого Бентама, его идеи вызывали самые резкие оценки. К. Маркс именовал его «…гением буржуазной глупости».

Сочинения

  • Введение в основания нравственности и законодательства = An introduction to the principles of morals and legislation / И. Бентам. - М.: РОССПЭН, 1998. - 415 с. - (История полит. мысли). - ISBN 5-86004-166-7
  • Деонтология, или Наука о морали (Deontology, or The Science of Morality, v. 1-2, 1834)
  • Защита лихвы (Defence of Usury, 1787);(написана в России)
  • Избранные сочинения Иеремии Бентама / Пер. по англ. изд. Боуринга и фр. Дюмона, А. Н. Пыпина и А. Н. Неведомского. Т. 1-. - СПб.: Рус. книж. торговля, 1867. - (Библиотека классических западно-европейских писателей в русском переводе).
  • О судебных доказательствах: Трактат Иеремии Бентама / По изд. Дюмана, пер. с фр. И. Гороновичем. - Киев: тип. М. П. Фрица, 1876. - , VI, VI, 421, с.
  • О судоустройстве / Соч. Бентама; По фр. изд. Дюмона изл. А. Книрим. - СПб.: тип. Правительствующего сената, 1860. - , 222, с.
  • Рассуждение о гражданском и уголовном законоположении: С предварительным изложением начал законоположения и всеобщаго начертания полной Книги законов, и с присовокуплением опыта о влиянии времени и места относительно законов / Соч. английскаго юрисконсульта Иеремиа Бентама; Изданное в свет на французском языке Степ. Дюмоном по рукописям от автора ему доставленным.; Переведённое Михайлом Михайловым; С придобавлением дополнений от г-на Дюмона сообщенных.; По высочайшему повелению. - СПб.: тип. Шнора, 1805-1811.
  • Теория наказаний и наград (Theorie des peines et des recompenses, 1811).
  • Тактика законодательных собраний / Бентам; Пер. М. К. - СПб.: Л. А. Волихов, 1907. - 186, с. - (Политические опыты).
  • The works of J. Bentham / Published by J. Bowring. - Vol. 1-2. - Edinburgh, 1838-1843.
  • The correspondence of J. Bentham. V. 1-2. - L., 1968.
Джереми Бентам
Jeremy Bentham
Дата рождения 15 февраля (1748-02-15 )
Место рождения Лондон , Англия
Дата смерти 6 июня (1832-06-06 ) (84 года)
Место смерти Лондон , Англия
Страна
Альма-матер
  • Школа Вестминстер [d]
  • Королевский колледж
Язык(и) произведений английский
Школа/традиция утилитаризм
Направление Европейская философия
Период Эпоха Просвещения
Основные интересы философия
Иеремия Бентам в Викицитатнике
Иеремия Бентам на Викискладе

Биография

Родился в семье адвоката. Брат - Сэмюэль Бентам (Samuel Bentham), английский инженер-механик. Изучал юриспруденцию в Оксфорде ( -). Учился в Вестминстерской школе, Куинз-колледже Оксфордского университета , затем поступил в школу права «Линкольнз инн». Завещал, чтобы его тело было сохранено для потомства. Его останки были одеты в костюм, а на лице сделана восковая маска. В таком виде учёный до сих пор выставлен в главном здании Университетского колледжа Лондона .

Этика

Частные, индивидуальные интересы рассматривал как единственно реальные, а общественные интересы сводил к их совокупности. Этическое учение изложено в произведении «Деонтология , или наука о морали» (т. 1-2, ). В основе этики Бентама лежит «принцип пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении пользы принимаются во внимание частные интересы человека. Учение просветителей в трактовке Бентама перешло у него в принцип «наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов», в призыв к достижению личного преуспеяния, увеличивающего общую сумму счастья (см. статью Полезность). Критерием морали выступает «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья».

Указывается одним из первых, кто использовал слово «ответственность» (англ. responsibility ) - в сочинении «Фрагмент о правлении» (1776) под «responsibility of governors» («ответственностью правителей») он понимал их обязанность отвечать (отчитываться) перед гражданами за свои действия .

Воззрения

По политическим воззрениям являлся сторонником либерализма. Резко критиковал теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо как возбуждающую дух восстания, однако защищал требования реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. Отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость, равенство. Был сторонником свободы слова , отделения церкви от государства, женского равноправия, права на развод, запрещения рабства , запрещения пыток и телесных наказаний, отмены наказания для гомосексуалов . Выступал за права животных.

Среди его приверженцев и последователей был, в частности, Вильям Джонсон Фокс .

Оценки

Марксистской историей философии расценивался как идеолог рыночной эпохи промышленного переворота в Великобритании . Одобрительно отзывался о «трезвом» рассудке, считая естественным и идеальным общественным режимом английский политический и экономический строй, а «разумным» человеком - представителя английского среднего класса.

Несмотря на спокойный и доброжелательный характер самого Бентама, его идеи вызывали самые резкие оценки. К. Маркс именовал его «…гением буржуазной глупости» .

Сочинения

  • Введение в основания нравственности и законодательства = An introduction to the principles of morals and legislation / И. Бентам. - М.: РОССПЭН, 1998. - 415 с. - (История полит. мысли). - ISBN 5-86004-166-7
  • Деонтология, или Наука о морали (Deontology, or The Science of Morality, v. 1-2, 1834)
  • Защита лихвы (Defence of Usury, 1787); (написана в России)
  • Избранные сочинения Иеремии Бентама / Пер. по англ. изд. Боуринга и фр. Дюмона, А. Н. Пыпина и А. Н. Неведомского. Т. 1-. - СПб.: Рус. книж. торговля, 1867. - (Библиотека классических западно-европейских писателей в русском переводе).
  • О судебных доказательствах: Трактат Иеремии Бентама / По изд. Дюмана, пер. с фр. И. Гороновичем. - Киев: тип. М. П. Фрица, 1876. - , VI, VI, 421, с.
  • О судоустройстве / Соч. Бентама; По фр. изд. Дюмона изл. А. Книрим. - СПб.: тип. Правительствующего сената, 1860. - , 222, с.
  • Рассуждение о гражданском и уголовном законоположении: С предварительным изложением начал законоположения и всеобщаго начертания полной Книги законов, и с присовокуплением опыта о влиянии времени и места относительно законов / Соч. английскаго юрисконсульта Иеремиа Бентама; Изданное в свет на французском языке Степ. Дюмоном по рукописям от автора ему доставленным.; Переведённое Михайлом Михайловым; С придобавлением дополнений от г-на Дюмона сообщенных.; По высочайшему повелению. - СПб.: тип. Шнора, 1805-1811.
  • Теория наказаний и наград (Theorie des peines et des recompenses, 1811).
  • Тактика законодательных собраний / Бентам; Пер. М. К. - СПб.: Л. А. Волихов, 1907. - 186, с. - (Политические опыты).
  • The works of J. Bentham / Published by J. Bowring. - Vol. 1-2. - Edinburgh, 1838-1843.
  • The correspondence of J. Bentham. V. 1-2. - L., 1968.

См. также

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. . Данный вариант передачи имени соответствует правилам практической транскрипции .
  3. Bentham and UCL (англ.) . University College London
  4. Auto-Icon (англ.) . University College London . Bentham Project (17 May 2018). Проверено 2 января 2019.
  5. Аль-Ани Н.М. Ответственность и её классическая и неклассическая парадигмы (рус.) . Журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 182-187. Научное издательство «Институт стратегических исследований» (июль 2014). - «Во многих европейских языках слово «ответственность» восходит к латинскому глаголу «respondere», буквально означающему «обещать» или «давать взамен», а в более широком смысле - «отвечать». Абстрактное существительное от данного глагола, по-видимому, появилось не раньше второй половины XVIII столетия. Во всяком случае, одним из первых, кто использовал слово «responsibility» («ответственность») считается английский философ-моралист и правовед Иеремия Бентам (1748-1832), который в своем сочинении «Фрагмент о правлении» (1776) под «responsibility of governors» («ответственностью правителей») понимал их обязанность отвечать (отчитываться) перед гражданами за свои действия [см.: 2, p. 94, etc].». Проверено 2 января 2019.
  6. //