Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Что такое божий гнев? Почему Божий гнев именуется гневом? Преп. Иоанн Кассиан

«Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли» (Втор.6:14,15).

Идолопоклонство — это не только замена Бога на идола, но и ужасная и кощунственная попытка подружить дьявола с Богом.

Об израильтянах сказано: «Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» (4Цар.17:33).

При таком подходе уничтожается важная составляющая отношений с Богом - верность. Бог ощущает себя покинутым, отвергнутым, преданным супругом, или отцом.

Вот почему Он называет идолопоклонство духовным блудодеянием, жестокой изменой: «И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему» (3Цар.11:9).

На закате жизни мудрейший человек на свете – Соломон – впал в грех идолопоклонства. И не помянулись ему прошлые заслуги - строительство Храма, написание Песни Песней и Притч,- он стал объектом Божьего гнева.

Идолопоклонство сегодня — это замена Бога на развлечения, суету, зависимости, деньги, незаконные отношения.

Все что забирает наше внимание и руководит нами, и есть идол.

Бог гневается, когда кто-то другой — все во всем в нашем сердце, когда мы предлагаем Ему жить со скверными соседями… В нас должно быть Павлово отношение к Богу: «…для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:8). Христос был жизнью его жизни и смертью его смерти.

3. Оккультизм

Оккультизм - это обращение к потусторонним силам — ангелам или духам за помощью или советом.

Сегодня, несмотря на рост научных познаний, оккультизм процветает пышным цветом. К услугам колдунов и экстрасенсов обращаются миллионы людей.

Вместе с временной помощью они не только получают оккультную обремененность и водворяют в душе ад, но и вызывают на себя гнев Бога

Посмотрите, что сделал оккультизм с иудейским царем Манассией, который «провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его» (4Цар.21:6).

4. Притеснение обездоленных

Бог предупреждал Израиль: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами» (Исх. 22:22-24).

Бог гневается, когда нарушаются права обездоленных, когда вместо помощи они получают притеснения. Огромные зарплаты чиновников и есть скрытое притеснение бедных, за которое их будет судить Бог.

5. Злорадство

Во время разрушения Иерусалима потомки Исава, доводившиеся родственниками евреям, злорадствовали по поводу их гибели. Подавление чувства родства национализмом огорчило Бога, и через пророка Авдия Он предупредил Едом о грядущем возмездии:

«За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия. Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (Авд.1:10-15).

Государства Едом нет на карте мира уже два с половиной тысячелетия, в то время, как Израиль существует поныне.

Я думаю, этот текст применим и к конфликту на Украине, где брат идет войной на брата. Окуджава был прав, когда пел: «Чужой промахнется, а уж свой в своего всегда попадет».

Гнев судьи мира сгустился над теми, кто сотворил, поддерживает и одобряет этот конфликт, для кого все равно - убить человека или муху, для кого Богом стала сила оружия.

6. Ропот на промысел Божий.

В этот грех Израиль впадал наиболее часто. Им не нравился путь, которым их вел Господь, пища, которой Он их питал, испытания, которые Он допускал.

«Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана» (Чис.11:1).

Недовольство судьбой - тяжелый и смертельно опасный грех. Он - хула на мудрость и благость Бога. Не станем же огорчать Его ропотом, а лучше обрадуем полным доверием.

7. Восстание против духовных и административных властей

Из множества примеров противления властям, упомяну лишь два.

Первый - осуждение Мариам и Аароном семейной жизни Моисея. Им не нравилось жена Моисея, и они укоряли его за ее недостатки.

Бог вступился за своего раба:

«И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» (Чис.12:6-10).

Не осуждайте ваших духовных руководителей. Вы можете ошибиться в ваших оценках и огорчить Бога. Если вы хотите им помочь, скажите им лично о ваших суждениях и молитесь о них, и тогда Бог будет через них благословлять вас.

Вторая история связана с восстанием именитых старейшин против Моисеевой власти.

«…И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]: если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое [постигает] всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа. Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля» (Чис.16:27-34).

Старейшины покусились на Божью святыню - власть, которую Он дал Моисею, и потому презрели Господа.

7. Аморальность

Аморальность — это отвержение библейских нравственных заповедей: любить Бога и ближних, почитать родителей, говорить правду, сохранять супружескую верность, уважать чужую собственность, не завидовать чужому благополучию. Избранный Богом Израиль, к сожалению, нарушал эти заповеди.

Израиль гневил Бога блудом :

«И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня» (Чис.25:3,4) .

Идолопоклонство было тесно связано с половой распущенностью, принятой в качестве нормы у язычников.

Библия повествует об израильтянине, который на виду у всех, во время народного плача о казненных за грех начальниках, ввел в свой шатер язычницу.

Эта наглость возмутила священника Финееса, и блудник тут же был предан смерти. В наш век вседозволенности отношение Бога к грехам в половой сфере не изменилось. Он карает блудников болезнями и внутренней опустошенностью.

Израиль гневил Бога ложью:

«Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта» (Ис.9:17).

Израиль гневил Бога пьянством и мздоимством:

«Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта» (Ис.5:22-25)

8. Наглость

Наглость — это не второе счастье, а глубочайшее несчастье.

«…человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего»; …тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие [завета сего], написанное в сей книге, и изгладит Господь имя его из поднебесной» (Втор.29:19,20).

У кого душа не болит за то, что он бесславит своей жизнью Бога, кто отвергает Его слово и все же пользуется Его благами, тот бесспорно имеет все основания называться дерзким наглецом и поэтому является объектом особого Божьего гнева.

9. Отказ от служения

« Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.

И возгорелся гнев Господень на Моисея» (Исх.4:13).

У Моисея были свои отговорки, чтобы не принять поручение Бога: «Я незначительная личность, профан в теологии — не знаю даже Твоего Имени, — мне не поверят, я с детства заикаюсь». На все эти возражения Господь терпеливо отвечал: «Я буду с тобой, Мое Имя Иегова (Яхве), тебе поверят, ибо ты свершишь чудеса, вместо тебя будет говорить Аарон…»

Но когда без объяснения причин Моисей отказался принять служение, Господь прогневался на него. Человек не имеет права говорить Богу «нет», а только «Вот — я, пошли меня!»

Проверим себя, не отказываемся ли мы под какими-то предлогами нести какое-либо служение в церкви?

10. Гордость

Этим грехом огорчил Господа царь Езекия, получивший прежде от Него великие милости: «Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев [Божий] и на Иудею, и на Иерусалим» (2Пар.32:25)

Гордость — это превознесение над всем своего «я». Это похвальба собой и своими достижениями. Гордость — это неуступчивость, отстаивание не Божьих, а своих интересов. Гнев Божий горит на таких людей!

11. Непочтение дня Господня

В день Господний человек должен наслаждаться Богом и исполнять духовные обязанности. Однако во времена Неемии предприимчивые купцы торговали и в субботу.

Неемия был огорчен их действиями и выговаривал им:

«Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев [Его] на Израиля, оскверняя субботу» (Неем.13:18).

Если мы пренебрегаем днем поклонения Господу и света белого не видим в погоне за длинным рублем, наказание не заставит себя долго ждать. Алчный и осуетившийся человек духовно оскудеет и отпадет от Господа.

12. Соучастие с неверными

Благочестивый царь Иудеи Иосафат решил помочь в битве нечестивому израильскому царю Ахаву. «И выступил навстречу ему Ииуй, сын Анании, прозорливец, и сказал царю Иосафату: [следовало] ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это на тебя гнев от лица Господня» (2Пар.19:2) . Мы должны быть осторожными во взаимоотношениях с мирскими людьми, чтобы не стать соучастниками их грехов.

13. Корысть

«За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца» (Ис.57:17). Корысть - это получение какой-либо выгоды незаконным путем - например, взяткой, лестью или обманом. Бог никогда не смирится и с этим грехом.

14. Непрощение

Нередко люди лелеют свои обиды и не прощают обидчиков. Они не понимают, что нельзя пользоваться Божьими милостями и не прощать согрешающих людей:

«Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матф.18:32-35 ).

15. Обрядоверие

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф.3:7-10).

Фарисеи хотели с помощью религиозного обряда крещения защитить себя от гнева Божьего. Но обряд должен отражать то, что свершилось в сердце человека - искреннее покаяние и перемену сердца.

Этого они не достигли и пошли по пути наименьшего сопротивления для виду или за компанию совершить модный обряд. Формальное исполнение обрядов хуже их неисполнения, поэтому Бог гневается на формализм.

16. Противление благовестию

Апостол Павел писал об иудеях:

«которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1Фесс.2:16).

Все противники благовестия обрекают себя на гнев Божий. На некоторых он изливается очень скоро.

Мне рассказали об одной женщине, которая развернула целую «кампанию протеста» по сбору подписей жильцов дома, к теплотрассе которого хотели присоединить построенный дом молитвы. При этом скандалистка кричала на всю улицу: «Только через мой труп баптисты подключатся к трубе!» Могла ли она подумать, что так скоро сбудутся ее жестокие слова? В порыве злости женщина рванулась через дорогу – прямо под колеса «Газели», которая отбросила ее, как мячик под идущую навстречу машину. Никто из жильцов не рискнул продолжить сбор подписей. Более того, некоторые из них просили прощения за плохое отношение к верующим.

17. Неверие Божьим обещаниям

Когда Израиль был в непосредственной близости от земли обетованной, он отказался завоевать ее. Народ поверил худым слухам о земле ханаанской и отказался подчиняться Моисею.

«…и воспылал в тот день гнев Господа, и поклялся Он, говоря:люди сии, вышедшие из Египта, от двадцати лет и выше не увидят земли, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, потому что они не повиновались Мне» (Чис.32:10,11).

Когда мы не верим Божьим обетованиям о милости и наказании, мы навлекаем на себя Его гнев.

18. Отсутствие преклонения пред Иисусом Христом

«Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс.2:12).

«Почтить» буквально означает «целовать», а это действие всегда было выражением любви. Когда Христос заповедал Петру пасти Свое стадо, он не устроил ему экзамен на знание Писаний или культуры Израиля. Главное, что хотел от него услышать Христос - это заверение в любви.

Ефеской церкви Господь посоветовал покаяться не потому, что она отказалась от истины, труда и страданий, но потому что оставила первую любовь. Более того, Он пообещал: если церковь проигнорирует это повеление, ее существованию на земле придет конец.

Не горит ли на нас гнев Господень за оскудевшую любовь к Нему?

19. Посвящение сатане

«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (Откр.14:9,10).

Почему люди примут начертание сатаны? Ради выживания - чтобы им было место в этом мире, было что купить и продать. Ради Бога мало кто захочет умереть от голода или сложить голову на плахе. Уже сегодня мы можем проверить себя - не оставляем ли мы Господа, чтобы хорошо пожить в мире? Если это так, то наша участь — озеро огненное!

Как спасти заложника, или 25 знаменитых освобождений Черницкий Александр Михайлович

«БОЖИЙ ГНЕВ»

«БОЖИЙ ГНЕВ»

Ночью 6 сентября останки 10 погибших олимпийцев были отправлены в Израиль. Большое тело штангиста Давида Бергера улетело в американский город Кливленд, где жили его родители. Голда Меир пообещала в официальном заявлении:

Народ Израиля никогда не забудет кровавый вторник. Если власти ФРГ не в силах покарать террористов, это сделаем мы. Израиль - фронтовое государство. Особенность нашего фронта в том, что он проходит повсюду, где есть наши граждане. Бороться мы будем умело и упорно. От возмездия не уйдет никто…

Мало кто всерьез воспринял угрозу 74-летней старушки. В Израиле был объявлен национальный траур. 6 сентября в 15 часов начались похороны, на которых присутствовала политическая элита страны, а также уцелевшие члены олимпийской сборной. Все население вышло на улицы. Люди были потрясены: если раньше израильтян брали в заложники в самолетах, то теперь их могут захватить где угодно!

Наутро 7 сентября Олимпийские игры возобновились, даже несмотря на то, что погиб немецкий полицейский и серьезно пострадал пилот загоревшегося вертолета. Делегации ряда стран и многие болельщики в знак протеста против потакания террористам покинули Мюнхен. Даже король Иордании Хусейн выразил соболезнование семьям погибших спортсменов - в те годы беспрецедентный для арабского лидера шаг!

В Иерусалиме премьер-министр Меир вызвала директора Моссада Цви Замира и советника главы правительства по вопросам терроризма Аарона Ярива.

Евреи одиноки в этом мире, поэтому защищать себя они должны сами, - сказала генералам израильская «железная леди». - Я приняла решение о возмездии, и беру на себя всю ответственность. Готовьте людей!

Замир вздохнул с облегчением:

Наконец-то Израиль переходит в наступление! Люди, задумавшие и осуществившие убийство в Мюнхене, сами лишили себя права на жизнь.

Я исхожу из того, что самое худшее уже случилось, - пояснила премьер-министр. - Но что, если они найдут еще более страшный ответ?

Ничего страшнее быть уже не может, - поддержал ее Ярив. - Израиль стал единственным местом, где евреи чувствуют себя в сравнительной безопасности. Нельзя допустить превращения страны в гетто!

Тогда завтра же представьте мне соображения относительно бюджета, - велела премьер-министр. - Но хочу, чтобы вы знали. Если вам потребуется год, пускай это будет год. Если понадобится десять лет, пускай будет десять лет. Никакие законы никаких стран не являются препятствием для возмездия. Никакие экономические санкции нас не устрашат. Каждый террорист должен знать: возмездие неотвратимо. Ограничение только одно: я запрещаю подвергать риску жизни родных и близких террористов.

Ответственность должна быть персональной, - в один голос подхватили генералы.

На рассвете 8 сентября израильские пилоты сразу с нескольких авиабаз направили 75 штурмовых самолетов к границам Сирии и Ливана. На 11 баз палестинских боевиков обрушились ракеты и бомбы. Разбегающихся террористов поливали из бортовых пулеметов. Двести террористов были убиты, а заодно были сбиты 3 МиГа - сирийские ВВС пытались прикрыть палестинцев с воздуха.

Авиаудары являлись обычными ответами на теракты. Однако в тот же день бюджет Моссада был увеличен в два раза. В Управлении спецопераций генерал Замир образовал группу, которая приступила к планированию возмездия. Операцию назвали «Меч Гедеона» в память о библейском герое, защитившим израильтян от набегов соседей.

В считанные дни были отобраны лучшие офицеры спецподразделения генштаба и элитной десантной бригады «Голани». Требовачись не просто умелые рукопашники и меткие стрелки, но инициативные интеллектуалы, склонные к аналитической работе и свободно владеющие западноевропейскими языками. К ним присоединились офицеры самого Моссада с богатым опытом работы в резидентурах.

Вскоре - в том же самом сентябре и в том же Мюнхене - вдохновленные безнаказанностью арабские боевики атаковали дом для престарелых евреев. В коридорах и палатах был открыт огонь на поражение, после чего террористы скрылись. Эта дикая выходка лишний раз показала, что мюнхенская полиция либо никуда не годится, либо сознательно потакает Арафатовым налетчикам.

А 24 октября два боевика «Черного сентября» угнали в Ливию борт «Люфтганзы», выполнявший рейс № 615 из Дамаска во Франкфурт-на-Майне. Из Триполи в Бонн понесся ультиматум: самолет с экипажем и двадцатью пассажирами будет освобожден лишь тогда, когда «герои палестинского народа» Бадран, аль-Днауи и Мухаммад Абдалла ступят на ливийскую землю.

После «операции» в Фюрстенфельдбрюке никому в германском руководстве даже в голову не пришло, что можно захватить ливийский аэропорт и штурмом выручить заложников. Уже 26 октября убийц израильских олимпийцев вывезли из тюрьмы Мюнхена в югославский город Загреб (ныне столица независимой Хорватии). Оттуда они беспрепятственно вылетели в Ливию, проведя за решеткой едва семь недель. Исламский мир ликовал, а церемония встречи «героев» затмила по пышности недавние похороны их сообщников.

У властей ФРГ хватало решимости лишь на борьбу с доморощенными террористами из РАФ и других левацких организаций. Голда Меир была потрясена: после серии дичайших провалов ни сам канцлер Брандт, ни глава западногерманского МВД Геншер не подали в отставку. Напротив, в 1974 году доктор Геншер пошел на повышение. На постах вице-канцлера и министра иностранных дел он оставался вплоть до 1992 года, пока не ушел на «заслуженный» отдых…

Своеобразный «эскадрон смерти» назвали в Моссаде «Мивцах элохим» - «Божий гнев». Первыми жертвами были намечены 11 человек, прямо причастные к убийству олимпийцев. В конце ноября того же 1972 года на пороге своей римской квартиры был застрелен палестинский поэт Абдель Зуэйтер. Он доставил в Мюнхен оружие для теракта и координировал действия террористов на территории ФРГ.

Мсьё Хамшари?

Да, - ответил глава представительства ООП во Франции.

Это было его последнее в жизни слово. Сотрудник отряда «Божий гнев» нажал кнопку, и радиоволна ушла на взрыватель, вмонтированный в трубку. Прогремел взрыв. Прикрываясь невинной должностью пресс-секретаря ООП, покойный Махмуд Хамшари отвечал за связи «Черного сентября» с террористическими организациями по всему миру.

К тому времени выданный властями ФРГ Абдель Хаир аль-Днауи перебрался из Ливии на Кипр. Вечером 24 января 1973 года Днауи улегся спать в своем гостиничном номере. Стены отеля «Олимпик» в Никосии вздрогнули от взрыва - кровать разлетелась на куски вместе с убийцей.

Базиль, сколько лет, сколько зим! Вот так встреча! Базиль аль-Кубаси обернулся, и мститель разрядил в него 9-зарядную обойму пистолета. Затем офицер «Божьего гнева» уселся на мотоцикл и унесся в неизвестном направлении. Аль-Кубаси помогал поэту Зуэйтеру обеспечить мюнхенский теракт оружием.

Спустя трое суток израильские мстители прилетели по чужим документам из Европы в Ливан. В Бейруте они наняли 8 автомобилей и ночью в условленном месте на пустынном берегу дождались 40 коммандос Саерет маткаль - те десантировались с катеров. Затем весь отряд прикатил в центр города - прямо к штаб-квартире «Черного сентября».

Троим часовым перерезали горло и ворвались в комнаты, где спали террористы. Израильтяне перебили всех, кого нашли: 20 человек, - в том числе троих из «расстрельного» списка Моссада. Коммандос прихватили с собой секретные документы, а на прощание подорвали штаб-квартиру и мастерскую по производству бомб. Весь Бейрут слышал эту канонаду, но никто не вмешивался. В самом начале операции один из израильтян позвонил в полицию и на чистом арабском языке сообщил, что по такому-то адресу раздается интенсивная стрельба. Лучшего пугала не потребовалось: решив, что среди палестинцев вспыхнула очередная кровавая «разборка», полицейские прибыли лишь наутро.

28 июня 1973 года малоизвестный режиссер и актер Мухаммад Будия уселся в автомобиль близ парижского дома одной из своих любовниц. Прогрохотал взрыв такой силы, что все четыре колеса раскатились в разные стороны. Будия был французским гражданином алжирского происхождения и за ширмой театральной деятельности курировал теракты ООП в Западной Европе.

Затем был уничтожен Хуссейн Абад-аль-Шир, который координировал деятельность «Черного сентября» в частности и всего ФАТХа в целом с советским КГБ, гедеэровской Штази и болгарской внешней разведкой. Кемалю Адвану не случайно доверили детальную разработку мюнхенской «операции». Он планировал все теракты в самом Израиле и имел громадный опыт. Скоро «Божий гнев» ликвидировал и его.

Другой Кемаль, по фамилии Насер, был человеком, который официально объявлял об ответственности «Черного сентября» за убийства и похищения. Жизнь его оборвалась за много лет до того, как это могло произойти естественным путем. Связи «Черного сентября» с руководством ФАТХа обеспечивал Махмуд Юсуф Наджир: никто не удивился, когда он также умер не в своей постели.

В Израиле менялись кабинеты министров и правящие партии, но деятельность «эскадронов смерти» была священной и неприкасаемой. Позднее их «расстрельный» список пополнился именами главного вдохновителя теракта против олимпийцев Вади Хадада и его молодого подчиненного Карлоса Шакала, который помог террористам при помощи своих друзей из РАФ.

Хадада удалось в 1978-м уморить при помощи отравленных писем, а Карлос пока сравнительно спокоен за свою жизнь в толстых стенах самой укрепленной во Франции тюрьмы «Сайте», где этот неугомонный подданный далекой Венесуэлы отбывает пожизненное заключение.

Последним смерть отыскала Али Хассана Саляме - начальника оперативного отдела «Черного сентября», который значился в списке «Божьего гнева» под № 1. Это произошло 22 января 1979-го - спустя почти 6,5 лет после мюнхенской бойни и спустя месяц после кончины Годды Меир. В минуты, когда за гробом Саляме в Бейруте шагала 50-тысячная колонна палестинцев, в кабинет премьер-министра Израиля в Иерусалиме вошел референт с обрывком телетайпной ленты. «Мы расплатились за Мюнхен», - прочитал Менахем Бегин лаконичный доклад главы Моссада.

По окончании «хирургической» операции израильтяне рассекретили многие относящиеся к ней сведения, и за дело взялись кинематографисты. Скоро увидел свет фильм «Один день в сентябре», а за ним и другие фильмы, рассказавшие о карающем «Мече Гедеона». Вместе с «нормальными» зрителями их посмотрели молодые сокрушители устоев по всему миру. Никто не берется подсчитать, сколько из них воздержались потом от терроризма: возмездие плавно перешло в пропаганду.

Лишь в 1994 году израильские сыщики добыли в Германии документы, доказывающие, что действия немецких полицейских 5 сентября 1972 года были цепью грубых ошибок. На этом основании адвокат Пинхас Зельцер вчинил правительствам Баварии и Германии иск на 40 миллионов марок для семей погибших. Адвокат взялся доказать, что при более грамотном руководстве заложников можно было спасти. Пока, однако, этого сделать не удалось. Чиновники и полицейские изворачиваются до последнего - дескать, во всем виноваты слишком опытные и быстрые террористы.

Мюнхенская трагедия послужила уроком организаторам последующих Олимпиад и всевозможных чемпионатов: никогда более на крупных международных соревнованиях террористам не удавалось взять заложников.

Из книги Как спасти заложника, или 25 знаменитых освобождений автора Черницкий Александр Михайлович

«БОЖИЙ ГНЕВ» Ночью 6 сентября останки 10 погибших олимпийцев были отправлены в Израиль. Большое тело штангиста Давида Бергера улетело в американский город Кливленд, где жили его родители. Голда Меир пообещала в официальном заявлении:- Народ Израиля никогда не забудет

Из книги Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия автора Гьяцо Тензин

4. ГНЕВ, ОБИДА И НЕНАВИСТЬ Конференция 2000 года в Дарамсале, во время которой состоялась наша первая встреча с Далай-ламой, была посвящена главным образом деструктивным эмоциям. Ее материалы легли в основу книги Дэниела Гоулмана «Деструктивные эмоции», вышедшей в свет в 2003

Из книги Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура автора Чемберлин Эрик

Глава 8 Град Божий Религия была вплетена в самую ткань общества. Она была такой же неотъемлемой его частью, как золото в торговле или солдат на войне. Самая маленькая деревушка имела свою церковь, самый надменный город – кафедральный собор, целые поселения существовали

Из книги Отец Александр Мень: Жизнь. Смерть. Бессмертие автора Илюшенко Владимир Ильич

Из книги Три цвета знамени. Генералы и комиссары. 1914–1921 автора Иконников-Галицкий Анджей

Генеральский гнев Лесистые горбы карпатских предгорий потонули в волокнистом тумане. Дожди зарядили не на шутку: казалось, вся Галиция залита небесной водой. Речка Стрвяж, месяц тому назад казавшаяся игрушечной, славной, радовавшая солдатский глаз бодрящими солнечными

Из книги И Промысл Божий не обижает никого автора Рожнёва Ольга Леонидовна

Из книги Подземный Лондон автора Акройд Питер

Из книги Упрямый Галилей автора Дмитриев Игорь Сергеевич

2 На свет божий Когда сэр Кристофер Рен проводил раскопки на развалинах старого собора Святого Павла после Большого пожара Лондона (1666), сначала он обнаружил в меловых слоях могилы англосаксов. Тут же рядом покоились гробы саксов из такого же материала. Сразу под

Из книги Королева пустыни автора Хауэлл Джорджина

ГНЕВ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА 17 мая 1632 года Галилей, обеспокоенный слухами о серьезных неприятностях, возникших у его давнего друга Джованни Чамполи, обратился с просьбой к Б. Кастелли сообщить ему (причем «subito subito»), что же случилось с «nostro Mecenate»823. Кастелли, человек

Из книги «Посмотрим, кто кого переупрямит…» автора Нерлер Павел

Глава 13 Гнев Прозорливый Т. Э. Лоуренс заметил, что один из недостатков Гертруды – склонность восхищаться людьми, которые ей нравятся, лишь затем, чтобы разочароваться в них после ссоры. У нее были приятные рабочие отношения с А. Т. Уилсоном, пока они оба работали под

Из книги Атомная бомба автора Губарев Владимир Степанович

Томас Венцлова Осуществившие божий проект: на полях переписки с Н. Я. Мандельштам, Н. Е. Штемпель И А. А. Морозовым В ранние шестидесятые годы я часто путешествовал “автостопом” – то есть на попутных машинах – по тогдашнему Советскому Союзу. В 1962 году, по дороге

Из книги автора

Гнев Кикоина Среди документов «Атомного проекта СССР» есть и такие, которые помогают лучше понять, в каких условиях приходилось работать ученым. Очень многое зависело от того, как они умели отстаивать свою точку зрения, а, следовательно, и самих себя. А ведь их окружал

(14 голосов : 4.64 из 5 )

Гнев Бо́жий - Божественное действие, производимое как реакция на , направленное на подавление зла, субъективно воспринимаемое разумно-свободными существами, объектами этого действия, как гнев.

Изменяется ли , изливая на грешника гнев?

В отличие от человеческого гнева, характеризуемого возбужденностью раздражительной силы души, а иногда и утратой душевного равновесия, гнев Божий никогда не является следствием изменения Его внутреннего состояния. Бог не изменен (). Это значит, что Ни Он Сам не меняет Себя, и ничто не способно Его изменить. Если бы Бог, гневаясь, изменялся в эмоциях или внутреннем настроении, этим бы ознаменовалось, что Он обусловлен зависимостью от грешников, что Он не безграничен, не самобытен, не абсолютен, не блажен, не свободен и не всемогущ.

В чём заключается отличие человеческого гнева от гнева Господня?

Человеческий гнев возникает как психофизиологическая реакция на несоответствие действий того человека, который служит объектом раздражения, позиции того, в ком, собственно, воспламеняется гнев. Иногда эта позиция бывает справедливой, но иногда - нет. Кроме того, человеческий гнев часто вспыхивает стихийно и часто выходит из-под контроля.

Бог же никогда не действует вопреки справедливости. Божий гнев всегда праведен и всегда направляется во благо того, на кого изливается. Бог никогда не выходит из состояния равновесия, Он всегда Себе равен, всегда Тот же. О любом человеческом или демоническом преступлении Ему известно от вечности, равно как известно и то, каким именно образом Он отреагирует на каждый греховный поступок, каждую греховную мысль.

Почему Божий гнев именуется гневом?

Человеческое осуждение и наказание нередко сопровождается или даже вызывается проявлением гнева. По аналогии с человеческим судом суд Божий также сопоставляется с гневом. В действительности же наказание Божие только внешне выглядит как гнев. А на деле, в точном понимании слова, никаких всплесков гнева у Бога никогда не было и не будет.

В этом же понимании следует относиться и к выражению: «прогневать Бога». Прогневать Бога - не значит вывести Его из состояния мирного покоя, а значит вызвать, самому в отношении себя, Его праведный суд.

Гнев Божий – бесстрастное, имеющее в основании любовь, промыслительное действие Бога по отношению к отдаляющему себя от Него грехом, выражающееся в некоем наказании (от слова «наказ, наставление»), научении, вразумлении заблуждающегося, с тем, чтобы он, прозрев наставлением Божиим, исправил свою жизнь, покаялся и наследовал спасение.

Гневом Божиим называется также окончательное отвержение от Бога нераскаянных грешников на страшном суде, в соответствии с выбором их собственной воли в земной жизни.

1. Условность выражения «гнев Божий»

По святоотеческому учению, само понятие "гнев" по отношению к Богу является условным и человекообразным. Божественное Откровение допускает употребление выражений, приписывающих Богу гнев, из снисхождения к немощи человеческого религиозного восприятия, а также и по причине естественной ограниченности нашего мышления, не вмещающего Божественного.

Св. Иоанн Златоуст
объясняет:

«Когда ты слышишь слова "ярость" и "гнев" в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых. Так и мы, когда беседуем с варварами, употребляем их язык, или когда говорим с младенцем, то лепечем подобно ему, хотя бы сами были мудрецами, снисходя к его малолетству. И что удивительного, если мы поступаем так в словах, когда поступаем так же и в делах, кусая руки и показывая вид гнева, чтобы исправить ребенка? Точно так и Бог употреблял подобные выражения, чтобы подействовать на людей более грубых. Он, когда говорил, заботился не о Своем достоинстве, но о пользе слушающих. В другом месте, внушая, что гнев не свойствен Ему, Он сказал: "Меня ли тии прогневляют, еда не себе самих" (Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?) (Иер. 7, 19). Неужели ты хотел бы, чтобы Он, беседуя с иудеями, говорил, что Он не гневается и не ненавидит злых, так как ненависть есть страсть, что Он не взирает на дела человеческие, так как зрение свойственно телам, что Он и не слышит, так как слух принадлежит плоти? Но отсюда вывели бы другое нечестивое учение, будто все совершается без Промысла. Избегая подобных выражений о Боге, многие тогда совершенно не знали бы, что есть Бог, а если бы не знали этого, то все погибло бы. Когда же введено учение о Боге в таком виде, то скоро следовало и исправление его. Кто убежден, что есть Бог, тот, хотя имеет и не надлежащее о Нем понятие и полагает в Нем нечто чувственное, но со временем убедится, что в Боге нет ничего такого. А кто убежден, что Бог не промышляет, что Он не заботится о существующем, что Его нет, тот какую получит пользу от бесстрастных выражений?»

Св. Григорий Нисский:

«Что Бог допускает беседу с человеком, причиной того мы полагаем человеколюбие. Но так как малое по природе не может возвыситься над своей мерой и достигнуть превосходящей природы Вышнего, посему Он, низводя человеколюбивую силу до нашей слабости, сколько нам возможно принять, уделяет Свою благодать и что нам на пользу. …и сила Божия, … бесконечно превышая нашу природу и будучи недоступна для общения … то уделяет человеческой природе, что она в состоянии принять. Поэтому в различных богоявлениях людям она и принимает человеческий вид, и по-человечески говорит, и облекается в гнев и милость и подобные [человеческие] страсти, чтобы чрез все свойственное нам руководима была младенческая наша жизнь, наставлениями Провидения будучи приводима в связь с Божеской природой.

…хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, так же щедрит (Исх. 33, 19), но … посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаявались в возвращении чрез покаяние, взирая на милость... и право ведущие жизнь более восторгались добродетелями, как веселящие своей жизнью Надзирателя добрых».

По мысли преп. Иоанна Кассиана «Божественная мудрость, обращаясь с речью к людям, по необходимости должна (для выражения возвышенных истин) употреблять слова и аффекты человеческие».

Преп. Иоанн Дамаскин пишет «О том, что говорится о Боге телесным образом»:

«Так как мы находим, что в божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, - то должно знать, что нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы. Итак, под очами Божиими, веждями и зрением должно разуметь Его всесозерцающую силу и неизбежное (ни для какой твари) Его ведение, так как и мы чрез это чувство приобретаем себе совершеннейшее познание и убеждение. Под ушами и слухом - Его благоволение и принятие нашего моления; так как и мы, когда нас просят, милостивее склоняя ухо к просящим, чрез это чувство проявляем к ним нашу благосклонность. … Под лицем - Его откровение и обнаружение Себя посредством действий… Под руками - деятельную Его силу… Под десницею - Его помощь в справедливых случаях... Под ногами и хождением - Его пришествие и присутствие... Под клятвою - непреложность Его решения, так как и мы взаимные договоры свои утверждаем клятвою. Под гневом и яростью - Его ненависть и отвращение к злу, так как и мы то, что не согласно с нашей мыслью, ненавидим и на то гневаемся. Под забвением, сном и дреманием - отложение отмщения врагам и замедление обыкновенной помощи Своим друзьям. Кратко сказать, все, что говорится о Боге телесным образом, содержит в себе некий сокровенный смысл, научающий нас чрез то, что для нас обыкновенно, тому, что выше нас…»

Св. Григорий Богослов:

«По Писанию, Бог спит, пробуждается, гневается, ходит и престолом имеет херувимов. Но когда Он имел немощи? И слыхал ли ты, что Бог есть тело? Здесь представлено то, чего нет. Ибо, соразмеряясь со своим понятием, и Божие назвали именами, взятыми с себя самих. Когда Бог, по причинам Ему самому известным, прекращает Свое попечение и как бы нерадит о нас, это значит – Он спит; потому что наш сон есть подобная бездейственность и беспечность. Когда, наоборот, вдруг начинает благодетельствовать, значит – Он пробуждается... Он наказывает: а мы сделали из сего – гневается; потому что наказание у нас бывает по гневу. Он действует то здесь, то там; а по нашему – Он ходит; потому что хождение есть поступание от одного к другому. Он упокаивается и как бы обитает во святых силах; мы назвали это сидением на Престоле, что также свойственно нам. А Божество ни в чем так не упокоевается, как во святых. Быстродвижность названа у нас летанием, смотрение наименовано лицам, даяние и взывание – рукою. А также всякая другая Божия сила и всякое другое Божие действие изображены у нас, чем-либо взятым из телесного» (слово 31, о богословии пятое, о Святом Духе).

Блж. Феодорит Кирский:

«Он называет наказание «гневом Божиим» не потому, что Бог совершает наказание в страсти, но чтобы при помощи имени вселить страх в тех, кто пытался ему возразить».

Диодор Тарсийский:

«Апостол называет гневом кару Божию не потому, что он возникает у Бога как страсть, но потому, что людям трудно понять возмездие, посылаемое Богом, не слыша привычного наименования гнева. А поскольку люди испытывают по отношению к согрешающим против них гнев и ярость, Писание приписывает их Богу, чтобы большинство могло слышать и понимать».

2. Смысл выражения «гнев Божий»

Слово Божие открывает нам, что "Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный " (Пространный христианский катехизис православной Церкви святителя Филарета Московского). Это значит, что никакая страсть, никакое изменение не свойственны благому Богу, неизменяемой Любви. Это человек, совершая грех, отделяет им себя от Божией благодати, Его защиты и помощи, и тем самым подвергает себя страданиям . Об этом пишут святые отцы:

Преп. Антоний Великий:

"Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однако ж, как Он (будучи таковым) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним: то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Богу было хорошо или плохо от дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отдаляемся от Него, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него, а это не значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что наши грехи не попускают Богу воссиять на нас, а соединяют с демонами мучителями. Если потом молитвами и благотворениями получаем разрешение во грехах, то это не значит, что мы Бога ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и нашего обращения к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся способными вкушать Божию благость; так что сказать: «Бог отвращается от злых», есть то же, что сказать: «солнце скрывается от лишенных зрения»".

Преп. Иоанн Кассиан:

«без большого богохульства нельзя приписать возмущение гневом Богу, природа которого неизменяема. Когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны разуметь не человекообразно, по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения».

Святой Ириней Лионский:

«Всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали . Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Посему те, которые чрез отступничество свое утратили вышеупомянутое, как лишенные всех благ, находятся во всяческом мучении, не потому, чтобы Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие их лишений всех благ. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца, подобно тому, как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослепленные другими всегда лишены сладости света не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но самая слепота доставляет им несчастие».

3. Наказание Божие – наставление свободных ко спасению

Мы созданы Богом со свободной волей, бесценным даром существования личности. Бог никогда не отбирает Своих даров и ограничивает Свою власть там, где действует воля человека, не посягая на нашу свободу, на наш выбор. Однако, любя человека, Он всячески заботится о его спасении, о избавлении его от гибели. Поэтому Господь направляет согрешающего действием Своего Промысла ко спасению, создавая для него такие условия, обстоятельства жизни, которые могут ему помочь уйти с погибельного пути и найти дорогу ко благу. Эти обстоятельства обычно – скорби и искушения, и их называют «наказанием» Божиим. Слово наказание происходит от корня «наказ», то есть «наставление, вразумление, научение».

Повторим здесь слова преп. Антония Великого об источнике наших скорбей:

«мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отдаляемся от Него, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него, а это не значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что наши грехи не попускают Богу воссиять на нас, а соединяют с демонами мучителями».

То есть по естественному действию духовных законов мы, согрешая, отсекаем себя от благодати , от подаяния Божественных даров, и оттого страдаем, а Бог, отнюдь не удаляясь от нас, попускает нам лишь тот вид и ту меру скорби, которые мы можем понести, и которая будет наиболее благодетельна для осознания совершённого греха и исправления жизни. Наказание Божие – это всегда забота, вразумление человека тем языком изменения обстоятельств его жизни, который ему наиболее понятен, без насилия его свободы.

Преп. Амвросий Оптинский говорил:

«Креста для человека, т. е. очистительных страданий душевных и телесных, Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.

Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают разные, кому какие нужны».

Преп. Максим Исповедник:

«Гнев Господа есть сокращение или пресечение подаяния Божественных даров, которое (пресечение) бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему и хвалящемуся от Бога данными ему благами, как бы они были плодом его собственных добродетелей.

Гнев Божий есть болезненное чувство обучаемых; причиняется же сие чувство болезненное наведением невольных неприятностей в жизни, коими Бог часто приводит к скромности и смирению ум, надмевающийся добродетелью и знанием, давая ему чрез них познать самого себя и сознать свою немощь, восчувствовав которую, он отлагает суетное надмение сердца».

Св. Иоанн Златоуст:

«Когда мы грешим, Бог иногда гневается, а иногда долготерпит, ожидая нашего покаяния. И притом Свой гнев и праведный суд Он обнаруживает с целью вразумить нас и исправить, чтобы мы не оставались во грехе».

Преп. Исидор Пелусиот:

«Слово ярость, когда говорится о Боге и о нас не тождественно, а одноименно, потому что сказанное о Боге означает бесстрастно насылаемое на грешников наказание, а сказанное о нас - страстное движение и смятение помыслов».

То, что суд Божий, определяющий согрешающему меру наказания, не только бесстрастен и благ, но и праведен и непреложен , естественно следует из известных из Священного Писания нам свойств Божиих: Он - всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый. Святые отцы пишут:

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин:

«Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны понимать не человекообразно, т.е. по подобию человеческого возмущения, а достойно Бога, который чужд всякого возмущения, именно так можем понимать, что Он есть Судия и отмститель за все, что неправильно делается в этом мире, и, боясь означаемого этими словами страшного возмездия за наши дела, должны опасаться сделать что-нибудь против Его воли».

Св. Феофан Затворник:

«Гнев Божий означает суд, осуждение и наказание. Гневом назвал это Апостол человекообразно. К человеку гневному не подходи и не говори ему: слушать не станет. Так и суд Божий неумолим и неизменен: как решено на нем, так и пребудет вовеки».

4. Источник промыслительного наказания – любовь Божия

«Бог есть любовь » (1 Ин. 4, 8), и, исправляя согрешающих, Он ведёт нас ко спасению как Своих, пусть и заблуждающихся, но возлюбленных детей. Он не отворачивается от грешников, но всячески направляет их на спасительный путь, любя каждого человека как Своё дитя . И, хотя наказания Божии (от слова "наказ" - "вразумление") кажутся нам горькими, плод их благодетелен, ведь если мы часто живём сиюминутными чувствами, не в силах подумать о будущем, то Бог заботится о нашей судьбе в вечности. И тот факт, что в согрешающей душе не может быть Божией благодати, не означает, что Бог в гневе отторгает от Себя грешника, но лишь то, что сам грех отторгает человека от Божией благодати. Господь же не перестаёт любить любого человека и делает всё, чтобы тот опомнился, образумился и принёс Ему спасительное покаяние. В этом и заключается суть скорбей и искушений, которые условно, применительно к простоте внимающих, называют гневом Божиим: они суть действие Его любви. Преп. Исаак Сирин прямо называет вразумление Божие "видом любви".

Священное Писание
говорит:

«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему».
(Притч. 3, 11-12)

«и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».
(Евр. 12, 5-11)

«верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».
(1 Кор. 10, 13)

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу».
(Римл. 8, 28)

Благой Бог устраивает спасение человека всеми возможными средствами, только без насилия человеческой свободы, и даже к упорным грешникам Он проявляет Свое «долготерпение, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».
(2 Петр. 3, 9).

Преп. Исаак Сирин пишет:

"Кто делает вразумление с целью сделать здравым, тот вразумляет с любовью; а кто домогается мщения, в том нет любви. Бог вразумляет с любовью, а не отмщает (да не будет сего!), напротив того, имеет в виду, чтобы исцелел образ Его... Этот вид любви есть следствие правоты и не уклоняется в страсть мщения".

Св. Василий Великий:

«Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям… поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией; и если что терпим, оно не вредно, или не таково, чтобы можно было промыслить что-либо лучшее».

«В Боге жизнь. Отчуждение и удаление от Бога есть зло несноснейшее даже будущих геенских мучений, зло самое тяжкое для человека, как для глаза лишение света и для животного отнятие жизни... Что было для души преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать».

Св. Филарет (Дроздов):

«Бог любы есть», говорит тот же созерцатель любви. Бог есть любовь по существу и самое существо любви. Все Его свойства суть облачения любви ; все действия - выражения любви. В ней обитает Его всемогущество всею полнотою своею… она есть Его правосудие, когда степени и роды ниспосылаемых или удерживаемых даров своих измеряет премудростью и благостью , ради высочайшего блага всех своих созданий.

Приближьтесь и рассмотрите грозное лицо правосудия Божия, и вы точно узнаете в нем кроткий взор любви Божией".

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Бог, попуская нам искушения и предавая нас диаволу, не перестает промышлять о нас, наказывая, не перестает благодетельствовать нам.

Преп. Никодим Святогорец:

«Всякие вообще искушения посылаются Богом на пользу нам … все скорби и мучения, какие претерпевает душа во время внутренних искушений и оскудении духовных утешении и сладостей, не другое что суть, как любовию Божиею устрояемое очистительное врачевство, коим очищает ее Бог, если она со смирением и терпением переносит их. И всеконечно они уготовляют таким терпеливым страдальцам венец, стяжеваемый только посредством их, и венец тем более славный, чем болезненнее бывают мучения сердца, претерпеваемые во время их».

Преподобный Иосиф Оптинский:

«Впрочем, как бы то ни было, ваше дело - в постигшем вас временно наказании усматривать должно благость Божию к вам и любовь. Ибо Господь Премилосердый временными скорбями хочет избавить вас от вечных ужаснейших мучений , о которых подумать страшно. А потому взывайте ко Господу с праведным Иовом: «Буди имя Господне благословено отныне и до века!» (Ср.: Иов 1, 21)».

В искушениях благодать Божия поддерживает подвижника, возлагающего на Него свою надежду и упование, так, что сила переживаний не превышает сил человека.

Преп. Макарий Египетский:

«Бог, в точности зная состояние всех, сколько есть сил у каждого, в такой мере попускает и подвергаться искушению...

Бог никогда не попускает надеющейся на Него душе до того изнемогать в искушениях, чтобы дойти до отчаяния...

Божию разуму ведомо, в какой мере каждую душу должно подвергнуть искушению, чтобы сделалась она благоискусною и благопотребною для Небесного Царства.

...Лукавый огорчает душу не в такой мере, сколько у него есть желания, но сколько попускается ему Богом».

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Бог, в точности зная состояние всех, и то, сколько каждый имеет сил, столько каждому допускает и искуситься.

Преп. Никон Оптинский:

Старец Паисий Святогорец:

«Бог попускает искушения соответственно нашему духовному состоянию».

Св. Николай Сербский:

«Любовь, которую Христос явил миру, душа моя, это любовь, которая была «прежде создания мира» (Ин. 17, 24). Эта любовь, следовательно, не временна, но вечна, не внешняя, но внутренняя. «Я во Отце Моем и вы во Мне и Я в вас» (Ин. 14, 20). А где есть Сын, там и Отец и Дух Святой. Он хочет Своей любовью наполнить извечное троичное естество человеческой души. Однако, хотя Он и хозяин, но, тем не менее, как смиренный гость Он стучится во всякое человеческое сердце. Ибо даровал свободу человеку и не навязывает ему Себя. Благо тому, кто свою свободу подчинил Его любви! «Войду к нему и буду вечерять с ним, и он со мной» (Откр. 3, 20). Счастлив тот, кто добровольно откроет сердце Иисусу, Который несет любовь, а с любовью и жизнь, и мир, и радость».

5. Когда не будет пути назад. Окончательное отвержение

За гранью смерти рассеиваются иллюзии и обманы временной жизни – там все увидят воочию и свои грехи, и то, что Бог воистину существует, и Его неизменную любовь ко всему творению, и величие жертвы Спасителя, и Его непреложную праведность. Но для благих перемен нам дана только жизнь во . Когда со смертью закончится для человека время, окончится и возможность измениться. В для тех, кто не обратился к Богу во временной жизни, не будет возможности покаяния, не будет перехода от зла к добру.

«Вы забываете, что там будет вечность, а не время; стало быть, и всё там будет вечно, а не временно. Вы считаете мучения сотнями, тысячами и миллионами лет, а там ведь начнется первая минута, да и конца ей не будет, ибо будет вечная минута. Счет-то дальше и не пойдет, а станет на первой минуте, да и будет стоять так», - объясняет св. Феофан Затворник.

Поэтому ожидает нас окончательный Суд.

Поэтому так грозно звучат слова Христа и Его святых о Страшном суде. Приговоры его будут необратимы, безвозвратны. Даже певец Божьей любви, св. Николай Сербский , предостерегает в страшных словах:

«Будь внимательна, дочь моя, и не обманись. Сколь велика любовь Агнца к тем, которые со страхом и любовью сохранили Отчее приглашение на брак Сына, столь же страшен и гнев Агнца на тех, которые этот призыв услышали, но не отозвались, или его отвергли, а зовущих - апостолов, миссионеров, священников - замучили. Ибо когда Агнец Божий победит всех зверей, в человеческом и ином облике, и явится миру, тогда они, ужаснувшись, воскликнут «горам и стенам: падите на нас, и сокрыйте нас от лица Того, Кто сидит на престоле, и от гнева агнца» (Откр. 6, 16). Праведна, но и страшна месть изменникам любви.

Когда один из супругов не сохранит супружеской верности - какой гнев, какая вражда, какой крик по судам! Между тем ни один из супругов не пожертвовал наперед за другого ни единого ока, руки, ни перста. И все же сколько ярости! А Христос все Свое тело отдал до конца, всю Свою кровь пролил за всякую душу человеческую. Его гнев против предателя любви, которую Он запечатлел кровью и смертью, несравнимо более оправдан, чем гнев оскорбленного супруга. Симеон Новый Богослов говорит: «Если душа явно или тайно заменит любовь к Жениху Христу на любовь к кому-нибудь другому, она становится ненавистна и мерзка Жениху». Потрудись, дочь моя, чтобы научиться любить Христа более мира и всего, что есть в мире, и более себя самой».

Но Бог неизменен, и Его последний суд будет также судом не отмщения и кары, а правды и любви. Как пишет св. Филарет (Дроздов) , «Бог любы есть», говорит тот же созерцатель любви. Бог есть любовь по существу и самое существо любви. Все Его свойства суть облачения любви; все действия - выражения любви. … она есть Его правосудие, когда степени и роды ниспосылаемых или удерживаемых даров своих измеряет премудростью и благостью, ради высочайшего блага всех своих созданий. Приближьтесь и рассмотрите грозное лицо правосудия Божия, и вы точно узнаете в нем кроткий взор любви Божией» .

Об этом говорит и св. Иоанн Златоуст:

«Страшный, поистине страшный предстоит нам отчет, и много мы должны оказывать человеколюбия, чтобы не услышать страшных слов: "отойдите от Меня", – не знаю вас, – "делающие беззаконие" (Mф.7:23), – чтобы не услышать опять ужасных слов: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Mф.25:41), – чтобы не услышать: "между нами и вами утверждена великая пропасть" (Лк.16:26), – чтобы с трепетом не услышать: "возьмите его и бросьте во тьму внешнюю" (Mф.22:13), – чтобы с великим страхом не услышать: "лукавый раб и ленивый" (Мф.25:26). Страшно, весьма страшно и ужасно это судилище, хотя Бог и благ, хотя Он и милостив. Он называется Богом щедрот и Богом утешения (2 Кор.1:3); Он благ так, как никто другой, снисходителен, щедр и многомилостив; Он не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жил (Иез.33:11). Почему же, почему этот день будет исполнен такого ужаса? Огненная река потечет пред лицом его, книги деяний наших отверзутся, самый день будет подобен горящей пещи, ангелы будут носиться вокруг, и разложено будет множество костров. Как же, скажешь, Бог человеколюбив, как милостив, как благ? Так, при всем этом Он человеколюбив, и здесь-то особенно открывается величие его человеколюбия. Для того ведь Он и внушает нам такой страх, чтобы, хотя таким образом мы пробудились и стали стремиться к царствию небесному ».

Тайну сочетания в последнем суде правосудия и любви приоткрывает нам архим. Плакида (Дезей) , когда пишет, что теория апокатастасиса (спасения всех без исключения) приводит к отрицанию и самой Божьей любви, за которую на словах так ратуют её сторонники:

"Концепция всеобщего спасения, отрицая вечность ада, игнорирует одновременно и непостижимую тайну любви Божией, которая превыше всех наших рациональных или сентиментальных концепций, и тайну человеческой личности и её свободы. Любовь Бога предполагает полное уважение к Своим созданиям, вплоть до "вольного бессилия" отказать им в свободе".

Бог не отнимает Своих даров – не отнимает Он и . Преп. Иустин (Попович) учит об этом:

«Промысл … не нарушает, не уничтожает, не сковывает свободы, поскольку сама свобода - это дар Божий; дар, составляющий суть естества разумных существ; дар, делающий их тем, что они есть; дар, врученный им от Бога как их неприкосновенное, неотъемлемое, личное свойство. … Бог как неизменно Благий не истребляет и не спутывает дарованной свободы… свобода Его творений неизменно остается неприкосновенной.

…если же свободным хотением тяготеет к злу, то Промысл ее оставляет, чтобы она действовала самостоятельно. …

Бог не устраняет зла в мире, так как это значило бы истребить свободу разумно-нравственных существ, которой Он Сам их наделил; не препятствует Он и злу в мире, так как в противном случае Он ограничил бы свободу действий этих существ. …Впрочем и самое попущение греха нельзя понимать как Божие невнимание к участи сотворенных существ, но единственно и исключительно как Его желание не ущемить их свободы и дать ей ход, чтобы они самостоятельно избирали или добро, или зло, добровольно направляясь к тому или другому». (Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви)

Те люди, что при жизни выбрали зло, останутся в вечности с плодом этого выбора. Зло будет царствовать в них, и Бог удалит их от Себя, потому что они удалили себя от Бога.

Поэтому говорит св. Ириней Лионский:

«Общение с Богом - это общение с вечной жизнью, святостью, блаженством и со всеми Божественными благами, а удаление и отчуждение от Бога чрез грехи - это отчуждение от всех Божественных благ, вследствие чего грешники будут находиться в вечном мучении не потому, что Сам Бог наперед подверг их наказанию, но наказание постигнет их за то, что они сами лишили себя всех Божественных благ ».

Св. Василий Великий объясняет праведное действие Суда Божия - вознаграждение праведников и окончательное оставление Святым Духом тех, кто оставил Бога выбором своей жизни:

"И во время ожидаемого явления Господня с небес Дух Святый будет не бездействен, как думают иные, но явится вместе и в день откровения Господня, в который станет судить вселенную по правде Блаженный и единый Сильный.

Кому так мало известны те блага, какие Бог уготовал достойным, чтобы не знать, что и венец праведных есть благодать Духа, которая обильнее и полнее будет сообщаема , когда духовная слава разделится каждому по мере доблестных дел его? Ибо во светлостях святых у Отца обители многи (Ин. 14, 2), то есть, многие различия достоинств. Как «звезда от звезды разнствует во славе, такожде и воскресение мертвых» (1Кор. 15, 41-42). Посему запечатленные Духом Святым в день избавления и сохранившие чистым и целым приятый ими начаток Духа, они только услышат: «добре, рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю» (Мф. 25, 21).

А подобно, и огорчившие Духа Святого лукавством начинаний своих или ничего не приобретшие к данному, будут лишены того, что получили, и благодать отдастся другим. Или, как говорит один из Евангелистов, они будут «растесаны совершенно» (Лк. 12, 46), под растесанием разумея конечное отчуждение от Духа. Ибо не тело делится на части, чтобы одна часть была предана наказанию, а другая освобождена, потому что походит на басню и не достойно праведного Судии предположение, что подвергается наказанию одной половиной, кто согрешил весь. Также и не душа рассекается пополам, потому что она вся и всецело приняла греховное мудрование и содействовала телу во зле. Напротив того, растесание это, как сказал я, есть отчуждение навсегда души от Духа. Ибо ныне Дух, хотя не имеет общения с недостойными, однако же, по-видимому, сопребывает некоторым образом с теми, которые запечатлены однажды, ожидая их спасенья по обращении.

А тогда совершенно отсечется от души, поругавшей Его благодать . Посему «несть во аде исповедующийся, и в смерти поминаяй Бога» (ср.: Пс. 6, 6), потому что там не сопребывает уже помощь Духа.

Как же можно представить, чтобы суд совершился без Святого Духа, между тем как Слово показывает, что Он есть и награда праведных, когда вместо залога дано будет совершенное, и что первое осуждение грешников будет состоять в том, что отнимется у них все, что почитают себя имеющими?" (О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому)

«Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на Суде никто из нечистых не оправдается. После же смерти не жди очищения. Каким перейдешь, таким и останешься », - предостерегает святитель Феофан Затворник .

Поэтому зрение благости Божией будет вызывать в необратимо покорившихся злу только бесплодное раскаяние - «плач и скрежет зубов». Об этом говорят святые отцы:

Преподобный Ефрем Сирин:

«Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, они весьма сладки и полезны. Бывают слезы раскаяния там, где "плач и скрежет зубов" (Мф. 8, 12), и эти слезы горьки и бесполезны».

Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский):

«Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: "свяжите ему руки и ноги", то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; "тогда будет скрежет зубов" - это бесплодное раскаяние».

И именно поэтому говорит преп. Исаак Сирин о тех, кто увидит себя по собственной воле отторженным от Любви, чьё раскаяние будет смешано с ненавистью и злобой:

«Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается друг другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоявает своими утехами».

Чтобы мы не оказались в числе этих несчастных, и повторяют святые отцы, что после смерти нет покаяния, и призывают нас принести покаяние, пока не поздно, пока не затворились для нас двери чертога Царского. Как пишет святитель Феофан Затворник:

«Послушаем матери своей Церкви и, поминая отцов и братий наших, позаботимся приготовить себя к переходу на тот свет. Приведем на память свои грехи и оплачем их, положив далее хранить себя чистыми от всякой скверны. Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на Суде никто из нечистых не оправдается. После же смерти не жди очищения. Каким перейдешь, таким и останешься. Здесь надо заготовить это очищение. Поспешим же, ибо кто может предсказать себе долголетие? Жизнь может пресечься в этот час. Как явиться на тот свет нечистыми? …Какой срам и стыд покроет нас! Поспешим же исправить все неисправное, чтобы явиться на тот свет хоть сколько-нибудь сносными и терпимыми».

6. Примирение

И снова вернёмся к богодухновенному слову преп. Антония Великого:

«Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него, а это не значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что наши грехи не попускают Богу воссиять на нас, а соединяют с демонами мучителями. Если потом молитвами и благотворениями получаем разрешение во грехах, то это не значит, что мы Бога ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и нашего обращения к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся способными вкушать Божию благость…»

Вот – единственный путь возвращения человека в благодатную жизнь богообщения, прекращения скорбей и искушений: осознание совершённого греха, покаяние, исправление жизни. Господь, никогда и не отступавший от человека, всеми способами призывавший его к Себе, с любовью приемлет кающегося и возвращает ему дары Своей благодати.

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


Операция "Гнев Божий" - операция Моссада по нахождению и уничтожению палестинских террористов из организации «Чёрный сентябрь», причастной к организации и осуществлению теракта на мюнхенской Олимпиаде в 1972 году, а также членов ООП (Организации Освобождения Палестины), которые, были ответственны за взятие заложников. Операция началась осенью 1972 года и продлилась более 20 лет.

Предпосылки:

Сразу после захвата заложников Израиль предложил подключить к их освобождению свои спецподразделения, которые обладали соответствующим опытом, но западногерманская сторона решила обойтись собственными силами и направила в Мюнхен свои полицейские части. Штурм провалился и все заложники, а также пять из восьми террористов погибли. Несмотря на последующее обращение правительства Израиля к мировому сообществу с требованием принять «соответствующие резолюции и начать мировую войну с террором», большая часть стран ограничилась выражением соболезнования.
Израиль требовал мести: «О мести говорили… в тель-авивских и иерусалимских кафе. К мести призывали с кафедр солидные профессора университетов. О мести шел разговор на экстренном заседании правительства.» В этой ситуации правительство Израиля приняло решение о поиске и уничтожении всех причастных к этому террористическому акту.

Широко известна фраза Голды Меир, премьер-министра Израиля, главе Моссада после теракта в Мюнхене - "Посылай мальчиков", ставшая полулегендарной. Голда поручила Цви Замиру, составить список целей, в который могли быть внесены не только те, кто совершил теракт в Мюнхене или являлись членами «Черного сентября». Главной целью было устранить всю террористическую сеть в Европе. Многие из этих целей являлись засекреченными резидентами.

Исполнение:
Первый из предполагаемых организаторов теракта, Абдель Ваиль Зуайтер, был уничтожен 16 октября 1972 года. К июню 1973 года 13 человек из 17, числящихся в списке, были убиты. Лидер «Чёрного сентября" Абу Айяд, был убит своими соратниками в 1991 году через 19 лет после мюнхенской акции.

Во время исполнения операции в Ливане и Норвегии погибло несколько посторонних лиц, непричастных к терроризму. Так, в Лиллехаммере, Норвегия, агенты Моссада убили официанта Ахмеда Бушики (марокканца по происхождению), на глазах у его беременной жены, когда они возвращались домой из кинотеатра. Агенты спутали его с Али Хасаном Саламе, руководителем группы «Чёрный сентябрь». Некоторые агенты Моссада были задержаны норвежской полицией за это убийство и получили тюремные сроки от 2,5 до 5 лет, другим, включая руководителя, удалось скрыться. Однако никто из осуждённых не провёл в тюрьме больше 22 месяцев, позже они были амнистированы и депортированы в Израиль. Израильское правительство выплатило семье погибшего официанта компенсацию, но отказалось признать ответственность за убийство.

Задание не было выполнено полностью, так как идеологу и организатору теракта, Абу Дауду удавалось оставаться невредимым после нескольких покушений на его жизнь. В 1993 году Израиль разрешил Абу Дауду посетить Западный берег реки Иордан, а в 1996 году он посетил сектор Газа, где принял участие на заседании ООП. Абу Дауд умер в дамасской больнице «Андалус», 3 июля 2010 года, в возрасте 73-х лет.