Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Раннее христианство. Ессеи - кто они? Ессеи. тайное братство ессеев

Ессе́и или осси́ны (греч. Εσσηνοι , Εσσαίοι , Ὀσσαιοι, Ὀσσηνοί, или кумраниты ) - одна из иудейских сект , получившая начало в первой четверти II в. до н. э.

Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского , Иосифа Флавия и Плиния Старшего . Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее , они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие учёные, составляли ту национальную партию в еврействе , которая боролась с другой, более могущественной партией - эллинистов . Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме , образовали из себя строго замкнутый орден , жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других - после трёхлетнего испытания.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    При приёме вступающий в орден должен был дать обет:

    • чтить Бога
    • быть справедливым ко всем
    • никому не вредить
    • быть врагом неправды
    • сохранять верность властям
    • достигнув власти, не превозноситься
    • не отличать себя от других особой одеждой и украшениями
    • обличать ложь и любить истину
    • ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать
    • воздерживаться от незаконной прибыли
    • догматов ессейского учения никому не передавать
    • не употреблять клятвы
    • верно хранить писания (древние книги) ессеев и иудеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу - таинственные имена Божии)
    • не приносили кровавых жертв (по Флавию - они не приносили этих жертв лишь в Иерусалимском храме)
    • усердно занимались
      • земледелием
      • пчеловодством
      • скотоводством
      • ремеслами
      • врачеванием (посредством дыхательной гимнастики и произнесения заклинательных формул и стихов)
    • не делали оружия и отвергали войну до пришествия Мессии, но готовились к войне против сил Зла на стороне Мессии
    • признавали лишь общую собственность
    • безусловно отрицали рабство
    • помогали друг другу всячески
    • учили, что все они братья между собой [ ]

    Обычаи

    Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая отношений с торговцами. Много занимались аллегорическим толкованием Святых Книг и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью. По словам Иосифа Флавия, Моисея ессеи ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью. Жили они, вообще, безбрачно, не потому, чтобы отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но, как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей. Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали всегда особого покроя белое платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой (что вовсе не означает, вопреки мнению некоторых, парсизма), они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у ессеев (числом не менее 100) были «строги и справедливы». В исполнении узаконений своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни. Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми. Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее. Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни - в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Ессеи верили в предопределение.

    Не менее вероятно и то, что посвящение это должно было произойти в единственном братстве, которое сохраняло в те времена в стране израильской истинные эзотерические традиции и высокий уровень жизни древних пророков.

    В этом не может быть никакого сомнения для тех, кто в состоянии подняться над суеверным почитанием мертвой буквы и понять внутренний смысл событий в духе и истине. Это подтверждается не только внутреннею близостью, которая существует между учением Иисуса и учением Ессеев, но и тем молчанием, которое Христос и его близкие сохраняли относительно этой секты. Почему Он, который нападает так смело и свободно на все религиозные партии своего времени, ни разу не упоминает даже имени Ессеев? Почему апостолы и евангелисты не говорят о них почти ничего? Это обстоятельство можно объяснить только тем, что они смотрели на Ессеев как на своих, что они были связаны клятвой, которая давалась при посвящении в мистерии, и что секта эта слилась с христианами.

    Братство Ессеев представляло во времена Иисуса последние остатки тех школ пророков, которые были основаны Самуилом. Деспотизм палестинского правительства и ревнивая зависть честолюбивого и раболепного священства загнали их в уединенное убежище и принудили их к молчанию. Они не боролись более, как их предшественники, и довольствовались тем, что сохраняли в целости предания.

    Они имели два главных центра: один в Египте, на берегу озера Маориса, другой в Палестине в Енгадди, на берегу Мертвого моря. Избранное ими для себя название Ессеев происходит от сирийского слова Asaya, что означает врачи, а по-гречески терапевты, ибо их открытая деятельность среди народа состояла в излечении физических и нравственных недугов.

    "Они изучали с большим старанием различные врачебные манускрипты, в которых были изложены оккультные свойства растений и минералов".21

    Некоторые из них обладали даром пророчества, как, напр., Менахем, который предсказал Ироду его царствование.

    "Они служат Богу – говорит Филон – с великим благочестием, и не внешними жертвоприношениям, а очищением своего собственного духа. Они бегут из городов и прилежно занимаются мирными искусствами. У них не существует ни одного раба, они все свободны и работают одни для других".22

    Правила ордена были очень строгие: чтобы вступить в него, нужно было пробыть на испытании не менее года. Если свойства ищущего оказывались подходящими, его допускали к обрядам омовения, но вступать в сношения с учителями ордена можно было лишь после нового двухлетнего испытания, после которого нового члена принимали в самое братство. Этому предшествовало произнесение "страшных клятв", которыми вступающий обязывался исполнять все постановления ордена и ничего не выдавать из его тайн.

    После этого вступающий допускался к общей трапезе, которая происходила с большою торжественностью и составляла внутренний культ Ессеев. Они смотрели на одежду, употреблявшуюся при этих трапезах, как на священную, и снимали ее прежде чем приняться за обыденные работы. Эти братские вечери, которые являются прообразом Тайной Вечери, основанной Иисусом, начинались и оканчивались молитвой. Тут же давались толкования священных книг Моисея и пророков. Но толкование текстов, так же как и посвящение, имело три ступени и три смысла. Очень немногие достигали высшей ступени.

    Все это удивительно похожие на организацию Пифагорейского ордена,23 но сходство это происходить от того, что та же организация существовала и у древних пророков и везде, где происходило посвящение.

    Прибавим, что Ессеи исповедовали основной догмат орфической и пифагорейской доктрины – догмат предсуществования души, в котором кроется причина её бессмертия.

    "Душа – говорили они, – спускающаясь из самого тончайшего эфира и притягиваемая к воплощению определенными естественными чарами, пребывает в теле как в темнице: освобожденная от цепей тела, как от долгого рабства, она улетает с радостью" (Josephe A.J. II, 8).

    У Ессеев принятые братья жили в общине, пользуясь общим имуществом и сохраняя безбрачие; они избирали для места жительства уединенные местности, возделывали землю и нередко воспитывали заброшенных детей. Что касается до семейных Ессеев, они составляли нечто в роде ордена третьей степени, усыновленного первым и подчиненного ему. Они отличались своею молчаливостью, кротостью и серьезностью и занимались только мирными ремеслами: многие из них были ткачами, плотниками, садоводами, но купцов или оружейных мастеров между ними не было никогда.

    Рассеянные небольшими группами по всей Палестины, до самой горы Хорива, они находили друг у друга самое радушное гостеприимство. И мы видим Иисуса и Его учеников, переходящих из города в город, из округа в округ в полной уверенности, что они везде найдут приют.

    "Ессеи, – говорит Жозеф, – отличались образцовой нравственностью: они стремились господствовать над своими страстями и сдерживать всякий порыв гнева; всегда доброжелательные и миролюбивые в своих сношениях, они вызывали полное к себе доверие . Их простое слово имело более силы, чем клятва; они так и смотрели на всякую клятву в обыденной жизни, как на греховный поступок. Они готовы были скорее вынести самые страшные муки, и притом с улыбкой на устах, чем нарушить малейшее из своих религиозных убеждений".

    Равнодушный к внешнему великолепью Иерусалимского культа, далекий от жесткости саддукеев и гордости фарисеев, отталкиваемый педантизмом и сухостью синагоги, Иисус был привлечен к Ессеям внутренней близостью, естественным сродством.24

    Ранняя смерть Иосифа предоставила полную свободу сыну Марии. Его братья могли продолжать дело отца и поддерживать дом . Мать согласилась на то, чтобы Он ушел неведомо для всех к Ессеям в Енгадди. Принятый как брат и приветствуемый как избранник, Он должен был оказывать непреодолимое влияние на самих учителей ордена, благодаря своему превосходству, своему пламенному милосердию и тому божественному отпечатку, который покоился на всем Его существе.

    И все же от них получил Он то, что только одни Ессеи и могли дать: эзотерическое предание пророков и отсюда – осведомленность относительно исторической и религиозной эволюции. Он сознал ту пропасть, которая разделяла официальную еврейскую доктрину от древней мудрости Посвященных, которая была истинной матерью всех религий, постоянно преследуемой "сатаной", т.е. духом зла, эгоизма, ненависти и отрицания, соединенным с политическим абсолютизмом и с церковным лицемерием. Он узнал, что Книга Бытия под своим символизмом заключает теогонию и космогонию, столь же далекую от своего буквального смысла, как далека самая глубокая из наук от детских сказок. Он увидал в Днях Творения вечное творчество путем эманации элементов и образования миров; Он созерцал происхождение душ и их возврат к Богу путем постоянно совершенствующихся существований или "поколений Адама"; Он был поражен величием мысли Моисея, который стремился подготовить религиозное единство всех народов, создавая культ единого Бога и воплощая эту идею в Израиле.

    Там же Он должен был узнать учение о божественном Глаголе, которое в Индии провозглашалось Кришной, в Египте – жрецами Озириса, в Греции – Орфеем и Пифагором и которое было известно среди пророков под именем Мистерий Сына Человеческого и Сына Божьего.

    По этому учению наивысшее проявление Бога есть человек, который по своему строение, по своей форме, по своим органам, по своему разуму, есть образ и подобие Бога, свойствами которого он обладает. Но в земной эволюции человечества Бог как бы рассеян и раздроблен во множестве людей и в несовершенстве человеческом. Он страдает, Он ищет Себя, Он борется внутри человека; Он – Сын Человеческий. Совершенный человек, являющийся наиболее высокой мыслью Бога, остается скрытым в бесконечной глубине Его желания и Его силы.

    Но в известные эпохи, когда человечество подходить к бездне и его необходимо спасти и дать ему толчок, чтобы возвести его на новую ступень, Избранник отождествляется с Богом, притягивая Его к себе силою, мудростью и любовью, чтобы проявить Его снова в сознании людей. И тогда божественная природа, проникшая в него силою Духа, воплощается в нем: Сын Человеческий становится Сыном Божиим и Его живым Глаголом.

    В другие века и у других народов уже появлялись Сыны Божии, но в Израиле со времен Моисея было лишь ожидание, поддерживаемое пророками, грядущего Мессии. Ясновидцы говорили, что на этот раз Он будет именоваться Сыном Жены, небесной Изиды, которая считалась Супругой Господа, ибо свет Любви будет сиять в Нем с такой силою, какой земля на знала до Него.

    Эти тайны, раскрываемые патриархом Ессеев перед молодым Галилеянином на пустынном берегу Мертвого моря, в нерушимом уединении Енгадди, казались Ему одновременно и чудесными, и знакомыми. Его должно было охватывать особое волнение, когда глава Ордена объяснял Ему слова, который находятся и поныне в книге Еноха:

    "От начала Сын Человеческий был в тайне. Всевышний хранил его у Себя и проявлял Его своим избранным.. Но владыки земные испугаются и упадут ниц, и ужас обуяет их, когда они увидят Сына Жены сидящим на престоле Славы... И тогда Избранник призовет все силы неба, всех святых свыше и могущество Божие. И тогда все Херувимы и все ангелы Силы, и все ангелы Господа, т.е. Избранника, и другой силы, которая служит на земле и поверх вод, поднимут свои голоса.25

    При этих откровениях, слова пророка загорались новым светом в душе Иисуса, подобно молнии, сверкающей в темную ночь. Кто же был этот Избранник и когда появится Он среди Израиля?

    Иисус прожил несколько лет у Ессеев. Он подчинялся их дисциплине, Он изучал вместе с ними тайны природы и упражнялся в оккультной терапевтике. Он победил свою земную природу и овладел своим высшим сознанием. Изо дня в день размышлял Он над судьбами человеческими и углублялся в самого себя. Важнейшим моментом Его пребывания у Ессеев была та знаменательная для всего братства ночь, когда Он в глубочайшей тайне принял высшее посвящение четвертой ступени – то, которое давалось только в случае высокой пророческой миссии, добровольно принимаемой на себя Посвященным и утверждаемой Старейшинами.

    Собрание происходило в пещере, высеченной внутри горы на подобие обширного зала, имевшего алтарь и сиденья из камня. Лишь глава Ордена и его Старейшины, да иногда две или три посвященные пророчицы могли присутствовать при таинственной церемонии. Неся в руках факелы и пальмы, облаченные в белые льняные одежды, пророчицы приветствовали нового Посвященного как "Супруга и Царя", которого они предчувствовали и которого вероятно видят в последний раз... Затем глава Ордена, обыкновенно столетний старец (по утверждению Жозефа, Ессеи жили чрезвычайно долго), подавал ему золотую чашу – символ высшего посвящения, которая заключала в себе вино из виноградника Господня – символ божественного вдохновения.

    Есть указания, что Моисей пил из такой чаши вместе с семьюдесятью Старейшинами, а еще ранее – Авраам, получивший от Мелхиседека такое же посвящение под видом хлеба и вина.26 Никогда Старейший не вручал чашу человеку, который не владел ясными признаками пророческой миссии. Но самую миссию определить мог лишь сам пророк; он должен был найти ее внутри себя, ибо таков закон посвящения: ничего извне, все изнутри.

    С этого момента Иисус становится свободным, полным господином над своей жизнью, независимым от ордена; отныне сам Иерофант, Он был предоставлен воздействию Духа, который мог низвергнуть Его в бездну или поднять на вершину, недосягаемую для страдающего и греховного человечества.

    Когда после пения гимнов, после молитв и торжественных слов Старейшего, Иисус Назорей принял чашу, бледный луч зари, проникали через отверстие горы, скользнул по факелам и по длинным белым одеждам ессейских пророчиц; они содрогнулись, увидев освещенного этим лучом бледного Галилеянина, ибо великая грусть появилась на прекрасном лице Его. Не воскресло ли в Нем воспоминание о Силоаме, и сквозь эту великую грусть не увидал ли Он лежавший перед ним путь?

    В это же время Иоанн Креститель проповедовал на берегу Иордана; он не принадлежал к Ессеям, он был народным пророком, из крепкого племени Иуды. Гонимый в пустыню суровым благочестием, он вел там жизнь, полную лишении, в постоянных молитвах, в посте и изнурении. Поверх обнаженного тела, сожженного солнцем, он носил вместо власяницы одежду из верблюжьей шерсти, как знак покаяния его самого и его народа, ибо он глубоко чувствовал бедствия Израиля и не переставал ожидать его освобождения. Он думал, следуя верованию иудейскому, что Мессия появится скоро, как мститель и исполнитель правосудия, и, подобно Маккавею, поднимет народ, прогонит римлян и покарает всех виновных, а затем, торжественно вступив в Иерусалим, восстановит царство Израильское в мире и справедливости и вознесет его выше всех народов земли.

    Он проповедовал народу скорое появление Мессии и увещевал, что нужно подготовиться к Его появлению раскаянием и очищением сердца. Приняв от Ессеев обычай священных омовений и преобразовав его по своему, он придавал крещению в Иордане значению видимого символа, как бы всенародное совершение внутреннего очищения, которое он требовал от людей. Эта новая церемония, эта пламенная проповедь перед толпами народа в величавой раме пустыни, перед священными водами Иордана, между строгими горными хребтами Иудеи и Персии, сильно действовала на воображение и привлекала множество людей. Она напоминала славные дни древних пророков; она давала народу то, чего он не находил в храме: внутренний толчок и, вслед за страхом раскаяния, веяние надежды, смутной и чудесной.

    К Иоанну Крестителю сбегались со всех концов Палестины и даже из еще более отдаленных стран, чтобы послушать святого пустынника, который предвещал Мессию. Народ, привлеченный его словом оставался у берегов Иордана целыми неделями, разбив близ реки целый лагерь и не желая уходить вдаль, чтобы не пропустить появления Мессии. Многие предлагали взяться за оружие, что-бы под его предводительством начать священную войну. Ирод Антипа и священники Иерусалима начинали уже тревожиться этим народным движением. Кроме того, признаки времен были угрожающие. Тиберий, достигший семидесяти четырех лет, заканчивал свою жизнь, предаваясь распутным пирам в Капри; Понтий Пилат удваивал свою строгость против евреев; в Египте жрецы провозглашали, что феникс готовится восстать из пепла.27

    Иисус, который чувствовал, как внутри Его растет пророческое призвание, но который все еще искал своих путей, пришел в свою очередь в пустыню Иордана с несколькими братьями Ессеями, которые уже тогда следовали за Ним как за Учителем. Он хотел видеть Крестителя, услышать его проповедь и подвергнуться всенародному крещению. Он желал проявить смирение и отдать дань уважения пророку, который осмелился возвысить голос против представителей власти и разбудить из летаргии душу Израиля.

    Он увидал сурового аскета с львиной головой духовидца, стоящего перед деревянным престолом, под грубым навесом, покрытым ветвями и козьими шкурами. Вокруг него, среди тощего кустарника пустыни, огромная толпа, целый раскинутый лагерь: Мытари, солдаты Ирода, Самаритяне, иерусалимские Левиты, Идумейцы со своими стадами овец и даже Арабы, остановившиеся там же со своими верблюдами, палатками и караванами, привлеченные "гласом вопиющего в пустыне". И его гремящий голос проносился над толпой: "Кайтесь, приготовьте пути Господу, прямыми сделайте стези Ему". Он называл фарисеев и саддукеев порождениями ехидны. Он утверждал, что "уже и секира при корне дерев лежит" и говорил о Мессии: "я крещу вас водою, а Он будет крестить вас огнем".

    К вечеру, когда солнце склонялось к закату, Иисус видел, как вся эта толпа теснилась к небольшому заливу Иордана, и видел как Иродовы наемники и даже разбойники склоняли свои могучие спины под струями воды, которыми их поливал Креститель.

    Иисус приблизился к пророку. Иоанн не имел понял об Иисусе, но он узнал Ессея по Его льняным одеждам. Он увидал Его среди толпы, спускающегося в воду по пояс и смиренно склоняющего голову, чтобы принять окропление водой. Когда получивший крещение поднял голову, могучий взгляд Крестителя встретился со взглядом Галилеянина. Пророк пустыни задрожал под лучом дивной кротости этого взгляда и невольно у него вырвался вопрос: "не Ты ли Мессия?"28 Таинственный Ессей не отвечал ничего, но склонив голову и скрестив руки, просил у Иоанна благословения. Креститель должен был знать, что молчание было в обычае у Ессейских посвященных и он торжественно протянул над Иисусом обе руки. После этого Иисус удалился со своими спутниками.

    Креститель следил за ним взором, в котором смешивались сомнение, скрытая радость и глубокая печаль. Что значить все его вдохновение и пророческая сила перед сияющим светом, который исходил из глаз Незнакомца и осветил до глубины все его существо? О, если бы молодой и прекрасный Галилеянин был ожидаемым Мессией, какая радость спустилась бы в сердце его. Тогда дело его жизни было бы закончено и голос его мог бы умолкнуть. С этого дня он проповедовал с скрытым волнением о том, что "Ему нужно расти, а мне умаляться". Он вероятно испытывал утомление и печаль старого льва, ложащегося в молчании в ожидании смерти.

    "Не Мессия ли Ты?" Этот вопрос Крестителя раздавался в душе Иисуса. С самого начала своей сознательной жизни, Он нашел Бога в себе, и уверенность в царстве небесном освещала сияющей красотой Его внутренние видения.

    Позднее, человеческое страдание пронзило Его сердце. Мудрецы ессейские открыли Ему тайну религии и науку Мистерий; они указали Ему на духовное падение человечества и на ожидание Спасителя. Но где та сила, которая могла бы вынести страдающее человечество из темной бездны? Прямой вопрос Иоанна Крестителя проник в тишину Его глубоких дум, подобно синайской молнии. Не Мессия ли Он?

    Иисус мог ответить на этот вопрос только после глубокого сосредоточения в тишине своего собственного духа. Отсюда потребность в уединении, тот сорокадневный пост, который Матвей изображает в форме символической легенды. Искушение является в жизни Иисуса поистине великим кризисом и тем верховным прозрением в истину, через которое неминуемо проходят все пророки, все основатели религий перед началом своего великого дела.

    Выше Енгадди, там, где Ессеи разрабатывали кунжут и виноградники, крутая тропинка вела в пещеру, скрытую в горе. В нее входили мимо двух дорических колонн, вырезанных в скале, подобных тем, которые находились в Иосафатовой долине, в Убежище Апостолов. Там, в этом гроте, человек как бы висел над пропастью, словно в орлином гнезде. В глубине видимого оттуда ущелья находились виноградники и жилища людей; далее Мертвое море, неподвижное и серое, и печальные горы Маовитские. Ессеи пользовались этим уединенным местом для тех из своих братьев, которые хотели подвергнуться испытанию одиночеством. В гроте этом находились свитки с изречениями пророков, укрепляющие благовонные вещества, сухие фиги и пробивающаяся из расселины скалы тонкая струя воды, единственное подкрепление аскета во время медитации. Иисус удалился туда.

    Прежде всего Он обозрел в духе все прошлое человечества. Он взвесил важность наступившего часа. Рим являлся его выразителем: он представлял собою то, что персидские маги называли царством Аримана, а пророки – царством сатаны, печатью зверя, апофеозом зла. Мрак поглотил человечество. Народ израильский получил от Моисея священную миссию – сохранить для мира религию Отца, чистого Духа, передавать ее другим народам и стремиться к её торжеству. Удалось ли его царям и его священникам выполнить эту миссию?

    Пророки, которые одни сознавали священную миссию своего народа, отвечали единодушно: нет! Израиль погибал медленной смертью в крепких объятиях Рима.

    Следовало ли в сотый раз рискнуть поднять народ, как о том еще мечтали фарисеи, и силою восстановить временное царство Израиля? Следовало ли объявить себя сыном Давидовым и воскликнуть вместе с Исаией: "Я растопчу народы во гневе моем, Я напою их моим негодованием, я опрокину их силою на землю". Следовало ли стать новым Маккавеем и объявить себя Царем-Первосвященником?

    Иисус мог рискнуть на это. Он видел, как толпы были готовы подняться по велению Иоанна Крестителя, а сила, которую Он чувствовал внутри себя, была неизмеримо большей силой. Но можно ли насилие побеждать насилием? Может ли меч положить конец царству меча? Не значило ли это вызвать к жизни новые темные силы?

    Не лучше ли было раскрыть для всех ту истину, которая до тех пор оставалась достоянием нескольких святилищ и небольшого числа посвященных? Не следовало ли подействовать на сердца людей в ожидании того времени, когда путем высшего знания и внутреннего откровения истина проникнет в сознание людей? Не следовало ли проповедовать Царство Небесное смиренным и простым, не следовало ли заменить Царство Закона царством Благодати, преобразить человечество изнутри, возродить его душевную жизнь?

    Но за кем останется победа? За сатаной или за Богом? За духом зла, который царствует вместе с сильными мира сего, или за божественным духом, господствующих в невидимых высших мирах и скрытым в сердце каждого человека, подобно искре внутри камня? Но какова будет участь пророка, который решится разорвать завесу храма, чтобы разоблачить пустоту Святилища, который осмелится оказать неуважение одновременно и Ироду, и Цезарю?

    Но время настало! Внутренний голос не говорил Ему, как пророку Исайи: "возьми большую книгу и пиши на ней пером человеческим". Голос Вечного взывал к Нему: "восстань и говори". Необходимо было найти живой глагол, веру, которая двигает горами; силу, которая разбивает неприступные крепости.

    Иисус пламенно молился. Во время этой молитвы какое-то беспокойство, какая-то растущая тревога стала овладевать Им. Он начинал терять чудную радость обретенной силы, и душа Его начинала погружаться в темную бездну. Черное облако окутало Его. Это облако было чревато всевозможными тенями: Он узнавал в них образы своих братьев, своих учителей Ессеев, своей Матери. Тени эти одна за другой говорили Ему: "Ты хочешь невозможного! Ты не знаешь, что ожидает Твое безумие! Откажись!" Но непреодолимый внутренний голос возражал: "Это неизбежно". Он боролся таким образом в течение нескольких дней и ночей, то прислонись к стене, то стоя на коленях, то распростертый ниц. И все глубже раскрывалась перед Ним бездна, и все чернее становилось окружавшее его облако. Он словно приближался к чему-то страшному и невыразимому.

    Затем Он впал в тот ясновидящий экстаз, когда глубоко скрытое высшее сознание пробуждается, вступает в общение с живым духом всех вещей и отбрасывает на прозрачные ткани сновидения образы прошедшего и будущего. Внешний мир исчезает, глаза закрываются. Ясновидец созерцает Истину в лучах того Света, который затопляет все Его существо, образуя из Его сознания пламенеющее средоточие этого Света.

    Загремел гром, гора задрожала до самого основания; внезапный вихрь поднял Ясновидца на вершину Иерусалимского храма. Крыши и башни города сверкали в воздухе, словно лес из золота и серебра. Священные гимны доносились из Святая Святых храмов. Волны фимиама поднимались со всех алтарей и неслись к ногам Иисуса. Народ в праздничных одеждах наполнял портики. Прекрасные женщины пели для Него гимны пламенного обожания. Трубы звучали, и сто тысяч голосов восклицали: "Слава Царю Израилеву!"

    – Ты будешь этим царем, если поклонишься мне, – раздался голос.

    – Кто ты? – спросил Иисус.

    И снова поднялся вихрь и понес Его через пространство на вершину горы. У Его ног развернулись царства земли, освещенные золотистым сиянием.

    – Я – царь духов и князь земли – доносился голос снизу.

    – Я знаю, кто ты, – сказал Иисус. – Ты появляешься под бесчисленными видами и имя твое – сатана. Появись в своем земном образе.

    Видение коронованного властителя появилось на троне из облаков. Бледное сияние окружало его царственную голову. Темный образ вырисовывался на кровавом сиянии, лик его был бледен и взгляд его был как сверкание меча. Он сказал: "Я – Цезарь, склонись передо мной, я дам Тебе все царства земли". Иисус отвечал:

    – Назад, искуситель! Ибо написано: "Ты будешь поклоняться лишь Вечному, лишь Богу Твоему". И немедленно видение исчезло.

    Очутившись снова в одиночестве, в пещера Енгадди, Иисус вопросил:

    – Каким знаменьем одержу я победу над владыками земли?

    – Знаменьем Сына Человеческого, – произнес голос сверху. И вслед за тем блестящее созвездие появилось на горизонте; оно состояло из четырех светил в форм Креста. Галилеянин узнал знак древних посвящений, употреблявшийся в Египте и сохраненный Ессеями. На заре человечества сыновья Яфета поклонялись ему, как символу земного и небесного огня, как знаменью Жизни со всеми её радостями и Любви со всеми её чудесами. Позднее посвященные Египта видели в нем символ великой мистерии, Троицы, сливающейся в Единстве, образ жертвы Неисповедимого, который раздробляется, чтобы проявить Себя в мирах. Символ одновременно и жизни, и смерти, и воскресения, он встречался и в подземельях, и на могилах, и в бесчисленных храмах.

    Сияющий крест увеличивался и приближался, словно привлекаемый сердцем Ясновидца. Его четыре звезды пламенели, подобные четырем Солнцам.

    – Смотри, магический знак Жизни и Бессмертия – произнес невидимый голос. – Некогда люди обладали им, но затем потеряли его. Хочешь Ты возвратить его людям?

    – Хочу, – ответил Иисус.

    – Если хочешь, взирай! Вот Твоя судьба.

    Внезапно четыре звезды погасли. Настала ночь. Подземный гром потряс землю и со дна Мертвого моря поднялась темная гора, на вершине которой виднелся черный крест. Человек, изнемогающий в смертных муках, был пригвожден к нему. Беснующийся народ покрывал гору и вопил со злобным издевательством: "Если Ты действительно Мессия, спаси себя!" Ясновидец узнал: тот распятый человек был Он сам...

    Он все понял. Чтобы победить, нужно было отождествить себя с этим страшным двойником, представшим перед Ним как предостережение. Неуверенность закралась в душу Иисуса, и Он почувствовал себя словно висящим в пустоте и раздираемым и муками пригвожденного, и оскорбленьями сынов человеческих, и глубоким молчанием Небес.

    – Ты можешь принять жертву, или же отвергнуть ее, – сказал невидимый голос.

    И уже видение начинало дрожать и местами бледнеть, и призрак Креста с казненным уплывать вдаль, когда перед внутренними очами Иисуса стали проходить в яркой картине все страдальцы у купели Силоамской, а позади них целая армия измученных душ, от которых неслись жалобные вопли: "Без Тебя мы погибнем... Спаси нас Ты, который умеешь любить". Иисус медленно выпрямился и раскрывая объятия, воскликнул: "Принимаю крест, и да будут они спасены!" И в тот же миг Он почувствовал страшное сотрясение во всем существе Своем и испустил громкий крик... Черная гора обрушилась, крест исчез, нужный свет затопил Ясновидца, неземным блаженством повеяло на Него, и в неизмеримых высотах пронесся торжествующе голос: "Сатана побежден! Смерть попрана! Слава Сыну Человеческому! Слава Сыну Божьему!".

    Когда Иисус пробудился, ничто не изменилось вокруг Него; восходящее солнце золотило внутренность грота Енгаддийского; теплая роса увлажнила его оцепеневшие ноги; колеблющиеся туманы поднимались над Мертвым морем. Но Он сам был уже не тот. Нечто, навсегда решающее судьбу, совершилось в неисповедимой глубине Его сознания. Он разрешил загадку Своей жизни. Он завоевал мир, и великая уверенность проникла в Него. Из победы над земной своей природой, на которую Он наступил ногой и, побежденную, навсегда отбросил от Себя, из пережитой смертельной агонии, возникло новое сознание, сияющее небесной радостью: Он знал, что непреложным решением своей воли Он стал отныне Мессией.

    Вскоре после этого Он спустился в поселок Ессеев и узнал, что Иоанн Креститель был захвачен Антипой и заключен в темницу в крепости Макеру. Это известие было для него признаком, что времена созрели и что пора начать действовать. Он объявил Ессеям, что пойдет проповедовать в Галилею "Евангелие Царства Небесного".

    Слова эти скрывали Его решение сделать доступными для простых и смиренных великие Мистерии, решение перевести на понятный для всех язык учение посвященных.

    Подобного не совершалось с того времени, когда Шакья-Муни – последний Будда – двигаемый беспредельной жалостью, проповедовал на берегах Ганга.

    То же божественное сострадание к человечеству одушевляло и Иисуса, но Он восполнил его такой мощью любви и таким величием веры и деятельной энергии, которые принадлежали только Ему одному. Из недр смерти, которую Он измерил и предвкусил, Он вынес для своих братьев по человечеству надежду и вечную жизнь


    Ессе́и или осси́ны (греч. Εσσηνοι , Εσσαίοι , Ὀσσαιοι, Ὀσσηνοί, или кумраниты ) - одна из иудейских сект , получившая начало в первой четверти II в. до н. э.

    Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского , Иосифа Флавия и Плиния Старшего . Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее , они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев , и, как думают новейшие учёные, составляли ту национальную партию в еврействе , которая боролась с другой, более могущественной партией - эллинистов . Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме , образовали из себя строго замкнутый орден , жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других - после трёхлетнего испытания.

    Кумранская община

    При приёме вступающий в орден должен был дать обет:

    • чтить Бога
    • быть справедливым ко всем
    • никому не вредить
    • быть врагом неправды
    • сохранять верность властям
    • достигнув власти, не превозноситься
    • не отличать себя от других особой одеждой и украшениями
    • обличать ложь и любить истину
    • ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать
    • воздерживаться от незаконной прибыли
    • догматов ессейского учения никому не передавать
    • не употреблять клятвы
    • верно хранить писания (древние книги) ессеев и иудеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу - таинственные имена Божии)
    • не приносили кровавых жертв (по Флавию - они не приносили этих жертв лишь в Иерусалимском храме)
    • усердно занимались
      • земледелием
      • пчеловодством
      • скотоводством
      • ремеслами
      • врачеванием (посредством дыхательной гимнастики и произнесения заклинательных формул и стихов)
    • не делали оружия и отвергали войну до пришествия Мессии, но готовились к войне против сил Зла на стороне Мессии
    • признавали лишь общую собственность
    • безусловно отрицали рабство
    • помогали друг другу всячески
    • учили, что все они братья между собой

    Обычаи

    Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая отношений с торговцами. Много занимались аллегорическим толкованием Святых Книг и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью. По словам Иосифа Флавия, Моисея ессеи ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью. Жили они, вообще, безбрачно, не потому, чтобы отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но, как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей. Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали всегда особого покроя белое платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой (что вовсе не означает, вопреки мнению некоторых, парсизма), они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у ессеев (числом не менее 100) были «строги и справедливы». В исполнении узаконений своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни. Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми. Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее. Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни - в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Ессеи верили в предопределение.

    Происхождение

    Кумранские рукописи

    Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых Свитков Мёртвого моря , или Кумранских рукописей - большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия . Также ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5 , возможно являющимся самым древним из известных отрывком из Евангелия от Марка . Согласно данной гипотезе, ессеи спрятали свитки в близлежащих пещерах во время еврейских восстаний в 66 г н. э. незадолго до того, как они были перебиты римскими солдатами.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Ессеи"

    Примечания

    Литература

    • Владимиров А. . - М .: Беловодье, М., 2002.
    • Амусин И. Д. Находки у Мёртвого моря / Ответственный редактор В. В. Струве. - М .: «Наука», 1964.
    • Амусин И. Д. Рукописи Мёртвого моря / Ответственный редактор С. И. Ковалёв. - М .: Издательство академии наук СССР, 1960.
    • Амусин И. Д. Кумранская община. - Л. : Наука, 1983.
    • Елизарова М. М. Община терапевтов (из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н.э.) / Ответственный редактор И. Д. Амусин. - М .: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1972.
    • Зусман А. Ессеи: Религиозное течение в Палестине во времена Иисуса Христа. - М ., 1913. - 47 с.
    • Лебедев П. А., прот. Ессеи и ферапевты // Дух Христианина. - 1862.
    • Lucius. Der Essenisinus und das Judenthum. - 1889.
    • Лурье С. Я. Ессеи // Историческое обозрение. - 1892. - Т. IV.
    • Тантлевский И. Р. . - Центр "Петербургское Востоковедение", СПб., 1994. - 368 с.

    Ссылки

    • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Отрывок, характеризующий Ессеи

    В апреле месяце войска оживились известием о приезде государя к армии. Ростову не удалось попасть на смотр который делал государь в Бартенштейне: павлоградцы стояли на аванпостах, далеко впереди Бартенштейна.
    Они стояли биваками. Денисов с Ростовым жили в вырытой для них солдатами землянке, покрытой сучьями и дерном. Землянка была устроена следующим, вошедшим тогда в моду, способом: прорывалась канава в полтора аршина ширины, два – глубины и три с половиной длины. С одного конца канавы делались ступеньки, и это был сход, крыльцо; сама канава была комната, в которой у счастливых, как у эскадронного командира, в дальней, противуположной ступеням стороне, лежала на кольях, доска – это был стол. С обеих сторон вдоль канавы была снята на аршин земля, и это были две кровати и диваны. Крыша устраивалась так, что в середине можно было стоять, а на кровати даже можно было сидеть, ежели подвинуться ближе к столу. У Денисова, жившего роскошно, потому что солдаты его эскадрона любили его, была еще доска в фронтоне крыши, и в этой доске было разбитое, но склеенное стекло. Когда было очень холодно, то к ступеням (в приемную, как называл Денисов эту часть балагана), приносили на железном загнутом листе жар из солдатских костров, и делалось так тепло, что офицеры, которых много всегда бывало у Денисова и Ростова, сидели в одних рубашках.
    В апреле месяце Ростов был дежурным. В 8 м часу утра, вернувшись домой, после бессонной ночи, он велел принести жару, переменил измокшее от дождя белье, помолился Богу, напился чаю, согрелся, убрал в порядок вещи в своем уголке и на столе, и с обветрившимся, горевшим лицом, в одной рубашке, лег на спину, заложив руки под голову. Он приятно размышлял о том, что на днях должен выйти ему следующий чин за последнюю рекогносцировку, и ожидал куда то вышедшего Денисова. Ростову хотелось поговорить с ним.
    За шалашом послышался перекатывающийся крик Денисова, очевидно разгорячившегося. Ростов подвинулся к окну посмотреть, с кем он имел дело, и увидал вахмистра Топчеенко.
    – Я тебе пг"иказывал не пускать их жг"ать этот ког"ень, машкин какой то! – кричал Денисов. – Ведь я сам видел, Лазаг"чук с поля тащил.
    – Я приказывал, ваше высокоблагородие, не слушают, – отвечал вахмистр.
    Ростов опять лег на свою кровать и с удовольствием подумал: «пускай его теперь возится, хлопочет, я свое дело отделал и лежу – отлично!» Из за стенки он слышал, что, кроме вахмистра, еще говорил Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова. Лаврушка что то рассказывал о каких то подводах, сухарях и быках, которых он видел, ездивши за провизией.
    За балаганом послышался опять удаляющийся крик Денисова и слова: «Седлай! Второй взвод!»
    «Куда это собрались?» подумал Ростов.
    Через пять минут Денисов вошел в балаган, влез с грязными ногами на кровать, сердито выкурил трубку, раскидал все свои вещи, надел нагайку и саблю и стал выходить из землянки. На вопрос Ростова, куда? он сердито и неопределенно отвечал, что есть дело.
    – Суди меня там Бог и великий государь! – сказал Денисов, выходя; и Ростов услыхал, как за балаганом зашлепали по грязи ноги нескольких лошадей. Ростов не позаботился даже узнать, куда поехал Денисов. Угревшись в своем угле, он заснул и перед вечером только вышел из балагана. Денисов еще не возвращался. Вечер разгулялся; около соседней землянки два офицера с юнкером играли в свайку, с смехом засаживая редьки в рыхлую грязную землю. Ростов присоединился к ним. В середине игры офицеры увидали подъезжавшие к ним повозки: человек 15 гусар на худых лошадях следовали за ними. Повозки, конвоируемые гусарами, подъехали к коновязям, и толпа гусар окружила их.
    – Ну вот Денисов всё тужил, – сказал Ростов, – вот и провиант прибыл.
    – И то! – сказали офицеры. – То то радешеньки солдаты! – Немного позади гусар ехал Денисов, сопутствуемый двумя пехотными офицерами, с которыми он о чем то разговаривал. Ростов пошел к нему навстречу.
    – Я вас предупреждаю, ротмистр, – говорил один из офицеров, худой, маленький ростом и видимо озлобленный.
    – Ведь сказал, что не отдам, – отвечал Денисов.
    – Вы будете отвечать, ротмистр, это буйство, – у своих транспорты отбивать! Наши два дня не ели.
    – А мои две недели не ели, – отвечал Денисов.
    – Это разбой, ответите, милостивый государь! – возвышая голос, повторил пехотный офицер.
    – Да вы что ко мне пристали? А? – крикнул Денисов, вдруг разгорячась, – отвечать буду я, а не вы, а вы тут не жужжите, пока целы. Марш! – крикнул он на офицеров.
    – Хорошо же! – не робея и не отъезжая, кричал маленький офицер, – разбойничать, так я вам…
    – К чог"ту марш скорым шагом, пока цел. – И Денисов повернул лошадь к офицеру.
    – Хорошо, хорошо, – проговорил офицер с угрозой, и, повернув лошадь, поехал прочь рысью, трясясь на седле.
    – Собака на забог"е, живая собака на забог"е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался.
    – Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям?
    Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами.
    На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно».
    Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы…
    Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.
    – Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
    Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
    – Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
    – Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
    Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
    Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
    Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

    Ессеи (ессены, эссены) - члены предхристианских тайных организаций, существовавших на территории палестинских государств. Историки связывают зарождение этих общин со вторым веком до рождения Христа. Большинство ессеев жило на западном берегу Мертвого моря. Многими исследователями они идентифицированы с Кумранской общиной, которая создала "Свитки Мертвого моря".

    Ессеи (от арамейских "хасен, хассия" - слуги Божии, святые, благочестивые, или "асен, ассия" - целители) в талмудической литературе именуются "первыми хасидами". Позднее хасидами стали называть иудейских мистиков, мудрых и проницательных учителей-рабби.

    Отсутствие торговли, занятие ремеслом и земледелием, умение защитить себя - обеспечивали полную самостоятельность ессейских общин. Члены ессейских орденов, связанных между собой, селились в пустынях, окрестностях городов и селений. У них не было своих городов, но рядом с каждым жили многие. Путешествующие ессеи всегда могли найти кров и поддержку в любом из домов единоверцев.

    Вступающие в ордена проходили испытательный срок в течение трех лет, переходя на скромное "безубойное" питание и изменяя свой образ жизни. Посвящая себя совершенствованию, давая обет, который подразумевал преданность общине, они руководились тремя основными принципами: любовью к Богу, любовью к добродетели, любовью к человеку. Нарушившие Устав общины подвергались осторожному и выверенному наказанию.

    Этическое развитие было основой их духовного продвижения. Воздержание от клятв, лжи, равнодушие к наслаждениям, умеренность, скромность, постоянство входили в "нравственный кодекс общины". Ношение белых одежд было символом духовной чистоты (часто ессеев называли "братство чистых"). Отказавшись от храмовых жертвоприношений и посещения синагог, они создавали "храм человеческий", где "воскурения пред Богом" совершались в виде добрых дел. Высшим наказанием считалось изгнание из ордена.

    Учение ессеев говорило о "тленности" тела и всего материального. Человеческие души - бессмертны имеют преджизненное существование. Они, воплощаясь, соединяются с телами, как с темницами. После смерти тел очищенные души попадают в "мягкий эфир", для дурных душ уготована "мрачная бездна". Знания философии, логики и физики ессеи подчиняли бытию Бога.

    О духовных упражнениях ессеев, использовавшихся учениками, можно судить лишь из кратких литературных упоминаний. Применялись глубокие медитации, посты, специальные молитвы.

    Иоанн Креститель, по прозвищу Ха-Матбил - "тот, кто омывает", был одним из ессеев. Покинув кумранский орден, он поселился на берегу Иордана: "был послан всему народу израилеву". "Покаянной тевиллой" назвал Иоанн Креститель ессейский ритуал омовения, символизирующий внутреннее очищение. Прежде, чем зайти в воду, приходившие исповедовали свои грехи. Наставник требовал переоценки всей жизни, полного внутреннего переворота. Буквальный смысл его возгласа: "Исуву!" таков: "Опомнитесь, обратитесь, покайтесь!". Близкие ученики Иоанна Крестителя, Андрей и Иоанн по прозвищу "Сын грозы", были призваны Иисусом за свои пламенные натуры и стали Его апостолами.

    Г.И.Гурджиев, путешествовавший по Востоку, упоминает посещение монастырей ессеев. В частности, он описывает их "бдение", которое, по-видимому, было общим приемом их работы. "Бдение" - это "самоосознание", "самовспоминание" себя всегда, в т.ч. в критических ситуациях.

    Сначала - о том, что является, наверное, самым главным доказательством того, что Иисус проповедовал духовную практику, ведущую к духовно-энергетическому пробуждению. Дело в том, что ученики Иисуса после его смерти проявляли различные сверхспособности, сверхсилы, и передавали их. Я думаю, что это хорошо известно. Не существовала ли в учении, которое проповедовал Иисус Христос, часть, которая позволяла бы взращивать эти сверхчеловеческие способности, то есть духовная практика? Перейдем к следующему доказательству. Возможно, Вы знаете о так называемых «свитках Мёртвого моря». Это – рукописные свитки, которые были найдены в пещере в районе Кумран, что находится в Израиле в области Мёртвого моря. Они были обнаружены в 1947 г. Считается, что они оставлены одним из течений иудаизма, так называемой «Школой Ессеев». Их обнаружение нанесло большой вред христианству. Дело в том, что между первоначальным христианством и учением ессеев существует очень много явных совпадений. Например, в обрядах, в заповедях, проповедуемом образе жизни и. т. д. И не только это. Тексты свитков Мёртвого моря и тексты раннего христианства совпадают вплоть до стиля и образов, которые там используются.

    Что же это была за школа - ессейство? Они утверждали, что физическое тело разрушается и поэтому оно является временным, приходящим, и твёрдо верили в то, что душа бессмертна. Ещё они говорили, что душа пребывает в теле, как бы заключённая в тюрьму. И ещё они говорили, что если душа сможет освободиться от оков физического тела, то она сможет с радостью подняться выше Небес и тогда она обретёт свободу от рабской доли страдания.

    Они, прежде всего, подчёркивали, что душа нетленна! И, как следствие, учили совершать благие деяния и прилагать усилия к тому, чтобы не совершать неблагие деяния. Они считали, что если благодетельный человек будет стараться в течение жизни накапливать больше благих деяний или заслуг, то их плоды проявятся при его жизни или после смерти. А тот, кто будет совершать злые деяния, даже если он сумеет избежать проявления их плодов при жизни, обязательно будет наказан после смерти.

    Что касается образа жизни последователей ессейства, то они, так же как и последователи первоначального христианства, имели общую собственность. Они продавали своё имущество, и каждый из них получал свою долю, соответствующую необходимому. Они собирались в домах и преломляли хлеба с радостью и чистосердечием, вместе ели и восхваляли богов. Если Вы почитаете Библию, то увидите, что этот образ жизни очень похож на образ жизни первоначальных христиан.

    Теперь рассмотрим Тайную Вечерю. В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки чётко говорится, что Тайная Вечеря проводилась в день иудейской Пасхи. Однако в Евангелии от Иоанна говорится, что эта Тайная Вечеря происходила до иудейской Пасхи. Единственным объяснением этого противоречия, наверное, может быть разница в календарях. В самом деле, в то время священнослужители в Иерусалиме пользовались лунным календарём. Однако ессеи использовали солнечный календарь. И можно представить, что Иисус пользовался не Иерусалимским, а Кумранским или ессейским календарём. Существует мнение, что Иоанн был самим близким учеником Иисуса.

    Есть, однако, и другая теория, по которой это Евангелие было написано непосредственно самим Иисусом. Однако учёные полагают, что теория о написании Евангелия от Иоанна близким учеником Иисуса, его непосредственным учеником – более предпочтительна. Кстати, величайший предсказатель ХХ века Эдгар Кейси тоже говорят, что это был ближайший ученик Иисуса. И считается, что именно в Евангелии от Иоанна то, что рассказывается об Иисусе, наиболее соответствует действительности.

    Кстати, в свитках Мертвого моря описывается тоже приём пищи в общине. Когда накрыт стол и приготовлено вино, священнослужитель простирает руку и благословляет хлеб и вино. Так это происходило в общинах ессеев. Не указывает ли это на то Таинство, которое происходило на Тайной Вечере?

    Кстати, Эдгар Кейси говорит об учении Иисуса и о ессействе. Эдгар Кейси -это американец, живший в ХХ веке. Считается, что это был величайший прорицатель Запада в ХХ веке. Хотя конечно, в Азии есть гораздо более великие предсказатели.

    Эдгар Кейси говорил, что Иисус родился у отца и матери, которые оба были ессеями. С самого рождения он получал воспитание в ессействе, которое очень сильно способствовало развитию его дарований. Ещё Кейси говорит, что ессейство было сектой, в которой существовали египетские практики, индийские практики, а также персидские практики и практики из регионов, прилегающих к Персии, а также своды заповедей оттуда же. Также он говорит, что сам Иисус для того, чтобы пройти обучение и достичь совершенства в духовной практике, получил образование в Индии, Персии и Египте. А в Египте, в подземельях, он получил инициацию. Естественно, когда упоминаются индийские способы практики, здесь нельзя предположить ничего другого, кроме йоги и буддизма.

    Точность прорицаний, которые давал Эдгар Кейси, доказывается очень многими примерами из действительности. То прорицание, о котором я только что упомянул, он сделал за 11 лет до того, как в 1947 году были обнаружены «свитки Мертвого моря». Кстати, он также предсказал и их обнаружение. Более того, те сверхспособности, которые проявлял Иисус Христос – это сверхспособности, которые обычно приходят к человеку в результате практики йоги.
    Хотелось бы еще немного поговорить о связи ессейства и Иисуса.

    ЕССЕИ. Тайное братство ессеев

    Существует тайное общество, которое берет свое начало в древнем Египте. Это – Розенкрейцеры. Одно время всемирным руководителем этого общества был Эйч Спенсер Луис. Основываясь на той древней литературе, которая осталась в обществе розенкрейцеров, он написал книгу «Неизвестная жизнь Христа». Если основываться на ней, то оба родителя Иисуса были ревностными ессеями. Там говорится, что Иисус с малых лет получал образование, развивающее его высокий дар. Почти всё, что описано дальше, совпадает с тем, что говорил Эдгар Кейси. Там также говорится, что описание молодых лет жизни Иисуса было исключено из Библии при её составлении Папой Римским. На что здесь стоит обратить внимание? Эта книга Общества Розенкрейцеров была написана даже ещё раньше, чем были сделаны прорицания Эдгара Кейси, т.е. в 1929 году. Если бы она была написана после обнаружения «свитков Мертвого моря», вряд ли стоило бы обращать на неё особое внимание.
    Однако, о значительной связи ессейства и первоначального христианства стало известно только после обнаружения «свитков Мертвого моря». До этого о существовании ессейства, в общем, было известно, но практически никто из учёных кругов им не интересовался. Я думаю, что то, что руководитель общества Розенкрейцеров задолго до обнаружения «свитков Мертвого моря» написал в своей книге такие ответственные заявления, очень сильно повышает уровень доверия к этой книге. Хотя, конечно, нельзя сказать, что всё в этой книге было правильно.

    Кстати, «свитки Мертвого моря» были подвергнуты расшифровке. Ей занимались в Иерусалимском Научном Институте Библейской Археологии. Было заявлено, что работы по расшифровке будут закончены до 1960 года. Однако до сих пор, т.е. с очень большим опозданием, это обещание не выполнено. И в настоящее время опубликованы результаты, касающихся всего лишь половины этих свитков.

    В 1991 году в Америке была издана книга, в которой говорилось об этой задержке. В этой книге было указано, что из-за каких-то махинаций или интриг не только затягивается расшифровка этой книги. В ней говорится о том, что международная группа, занимающаяся расшифровкой, отказывается опубликовать некоторые материалы. Причём сама эта международная группа заявляет, что их публикация нанесет удар католической церкви. Что же все-таки было написано в этой части свитков, которые до сих пор не опубликованы? И что в них может быть плохого для католической церкви?

    На мы закончим разговор о «свитках Мертвого моря» и ессействе, и перейдем к рассмотрению гностицизма, который является одним из течений первоначального христианства, признанным ересью. Исследование гностицизма может послужить некоторым основанием для того, чтобы судить о том, что же представляло собой первоначальное учение Иисуса. Сам гностицизм разделился на множество течений. Однако во всех них существовали следующие общие места.
    Первое – это то, что действительность земного человечества состоит в извращенном состоянии его собственной Сущности. И человек, отдалившийся от Истинного себя, пребывает в блужданиях, в невежестве, в забвении, в опьянении, во сне.

    Второй важный момент – это то, что, даже будучи брошенным на Земле, человечество может освободиться или пробудиться от невежества и быть спасено. И суть здесь в том, что внутри физического тела, в плоти, которая является тьмой, пребывает, Сущностное Эго, являющееся Светом, или духовная сущность, которая по своим основным качествам, по своей природе абсолютно совпадает с Тем, Кто является Наивысшим. Под словами, «Тот, Кто является Наивысшим», подразумевается Бог.

    И, наконец, третий момент. Человек обычно пребывает в состоянии невежества, и поэтому он не может достичь Просветления, не может понять свою собственную сущность, своё Сущностное Эго. Он не может обнаружить это Сущностное Эго, которое он когда-то потерял, это невозможно сделать собственными силами. Следовательно, человеку, для того чтобы быть спасенным, надо искать Спасителя или того, кто имеет Откровение, вне себя. Вот три совпадающие пункта учения.
    Считается, что в гностицизме и в ессействе, о котором мы ранее говорили, есть много общих мест. Однако, в конечном итоге, победа осталась за тем учением, которое нёс Павел. И именно на основании этого учения была создана в последующем христианская церковь. Поэтому гностицизм был объявлен ересью. Однако изначально было совершенно не ясно, что из них является основным учением, а что является ересью. И сами последователи гностицизма говорили, что они являются настоящими последователями Иисуса.

    Кстати, один из выдающихся последователей гностицизма, Василид, совершенно чётко и ясно проповедовал идею реинкарнации. Американские исследователи из Чикагского университета Майкл Вейджент, Ричард Ли и другие говорят даже, что изначальное учение Иисуса Христа и учение ессеев, было просто выхолощено из того учения, которое нёс Павел.

    И, наконец, немного поговорим о так называемой Коптской церкви.
    Считается, что Коптская церковь, существующая в Египте, наиболее близка к изначальному христианству. Считается также, что она была принесена в Египет одним из 12 учеников Иисуса – Святым Марком. В христианстве Коптская церковь считается еретической. Она отделилась в 451 году от Византийской церкви и с тех пор развивается самостоятельно.

    В Коптской церкви существует духовная практика, направленная на духовно-энергетическое пробуждение. И сейчас те, кто практикуют в Египте Коптское учение в монашестве, проходят через так называемую практику в одиночестве, в отдельной комнате. Её смысл заключается в том, что в течение длительного времени, человек прерывает все связи с внешним миром и в одиночестве посвящает все свое время одной лишь духовной практике. Эта практика – одна из самых сложных. Однако, если человек сможет претерпеть её и, претерпевая, продолжить, он приходит к значительному результату.

    Если обдумать всю совокупность этих фактов, то можно сказать, что в Коптской церкви, по сравнению с другими течениями христианства, существует наиболее правильный способ духовной практики. Из вышесказанного уже можно сделать предположение о том, какое же учение на самом деле проповедовал Иисус. Понятно, что Иисус проповедовал практики, ведущие к духовному пробуждению, приближающие к Небожителям.

    А теперь хотелось бы немного сказать о перерождении (о реинкарнации). Обычно считается, что в христианской церкви нет учения о реинкарнации. Однако, в еретическом течении катаров, которое существовало в ХIII – ХIV веках, прежде всего во Франции, совершенно ясно присутствовало учение о реинкарнации, о перерождении. Однако это еретическое течение было вооруженным путём подавлено Римской церковью. Таким образом, дело обстоит так, что в христианстве не было учения о перерождении. Вероятно, до наших дней дошло христианство, в котором военной силой или различными притеснениями было достигнуто единство мышления.

    (9 голосов : 4.22 из 5 )
    • архим Никифор
    • проф.
    • С.В. Булгаков
    • К. А. Чемена

    Ессе́и - ответвление иудейства, секта, существовавшая во времена Второго Храма, в частности - в период земного служения Христа (ориентировочно от II века до Р. Х. по третью четверть I в. от Р. Х.).

    Чем ессеи отличались от представителей иудейства вообще?

    Как известно, ко времени окончания периода Ветхого Завета религиозно-нравственное состояние иудеев не отвечало требованиям этого . Ложное, извращенное отношение к требованиям Божественной воли не позволило многим из них распознать во Христе Истинного ().

    Между тем среди иудеев были и такие верующие, кто не только на словах, но и на деле стремились жить правильной и возвышенной жизнью (другое дело, что само понятие правильной и возвышенной жизни часто носило субъективный характер). Иногда такие люди ограждались от общества, вступая в особые, своего рода аскетические общины, где, как считалось, условия жизни отвечали нормам .

    Такой общиной была секта Ессеев. Иногда (и нужно сказать, небезосновательно) её отождествляют с общиной, обитавшей возле Мертвого моря, в районе Вади-Кумран. Именно там, в 1947 году и в дальнейшем было обнаружено множество древних манускриптов, получивших, затем, всемирную известность как «Свитки Мертвого моря». Помимо библейских текстов свитки содержали свидетельства об условиях жизни местных поселенцев.

    Для ессеев была характерна общность имущества, отсутствие деления на хозяев и рабов, уклонение от корыстолюбия, безбрачие. При этом они не чуждались брать на воспитание детей. Встреч с единоплеменниками, не входящими в состав их общины, они избегали.

    Присоединение к секте было возможно после прохождения определенного искуса и испытания (как правило оно длилось три года).

    Члены общины подчинялись строгому внутреннему Уставу, а также большинству и старшинству.

    Ессеи верили в Единого Бога, признавали бессмертие души, чтили законоположника Моисея (тот, кто хулил Моисея, наказывался смертью), соблюдали субботы, остерегались произносить клятвы, молились при восходе и при заходе солнца, совершали очистительные жертвоприношения (но не в храме).

    В столовой ессеи пребывали в тишине, словно в святилище. Повседневный обед членов общины состоял из одного блюда и хлеба.

    Из земных занятий они предпочитали земледелие; кроме того занимались исследованием целебной силы растений, практиковали врачевание больных.

    Совершавшие тяжкие грехи изгонялись из секты. Бывало, что таковые, будучи связаны присягой и убеждением в недопустимости принимать пищу не из рук собрата, питались исключительно зеленью и, как следствие, умирали. Иногда вконец обессиленные изгнанники принимались обратно.