Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Тит лукреций кар годы жизни. Видишь, с какой быстротой восходящее солнце внезапно. Смотреть что такое "Лукреций Кар" в других словарях

Ст. н. н.э. и мало достоверны). Вполне вероятно, Лукреций получил философское образование в популярной в то время неаполитанской эпикурейской школе, которую возглавлял Филодем.

Сохранилась одна философская поэма Лукреция, не опубликована при его жизни и, очевидно, не закончена. По свидетельству Светония ее отредактировал и опубликовал Цицерон (вероятно, не Марк Туллий Цицерон , а его брат Квинт). Позже она получила название "О природе вещей" (лат. "De rerum natura" ), Название которой вполне выражает ее смысл. Это произведение Лукреция - единственная полностью сохранившаяся достопримечательность материалистической мысли античности , в ней систематически и аргументированно изложено античный материализм и особенно полно выше его достижения - атомистическое учение Эпикура .

Произведение Лукреция - дидактическая поэма, популяризировать философские идеи, жанр, довольно обычный для той эпохи. Отметим, что еще до Лукреция Манилий и Германик пробовали изложить свои астрономические взгляды в дидактической поэме. Поэт Саллюстий в своем стихотворении "Эмпедокл" излагает учение древнегреческих натурфилософов . Вкладывая философский смысл в звучащую форму гекзаметра , Лукреций сам объяснил, почему он пишет стихами: поскольку научное знание тяжелое воспринимается, нужно с помощью поэзии облегчить овладение им; Лукреций считал поэзию одним из способов распространения знания. Каждой книге предшествует поэтический вступление, за которым следует изложение соответствующей части атомистической философии. В поэтическом оформлении философского материала преобладают сравнения, разворачиваются иногда в довольно яркие описания, например вечного возрождения в природе, овец, ручья, боя, культа Кибелы , чумы в Афинах . Латинский язык поэмы отличается как архаизмами , так и некоторыми новообразованиями, вызванными необходимостью передачи незнакомых римлянам философских понятий. Дактилический гекзаметр Лукреция более плавный, чем в Энния или Луцилия, но ему далеко до той изысканности, которая достигается только в поэзии Вергилия . Лукреций содействовал выработке научной литературного языка.


2. Философские взгляды

Таким образом, Лукреций использовал все основные положения эпикурейской школы, внесенные ею в атомистическое учение Демокрита ("отклонение", признание гипотез для объяснения причин некоторых явлений и др.).. В то же время Лукреций в своем обосновании атомистики отличался от Эпикура , который ограничивался преимущественно логической аргументацией; Лукреций сделал доступными сложные философские идеи Эпикура, он широко применял сравнения, аналогии между различными процессами живой и неживой природы, метафоры и др.. Эта особенность изложения атомистики в Лукреция связана, очевидно, с его стремлением широко популяризировать атомистическую теорию, его теоретико-познавательной концепцией и большим доверием к данным чувств и повседневной практики.


4. Общественно-исторические взгляды

Будучи сторонником античной демократии , Лукреций осуждал аморализм рабовладельцев, выступал против войн, отрывают мирных жителей от полезной для общества работы.


5. Атеизм

Последовательным выводом из материализма Лукреция был его атеизм . Лукреций считал несостоятельными религиозные представления о провидении, чудеса и т.д.. Согласно Лукрецием, религия - суеверие и предрассудки, продукт невежества и страха (I: 153), поддерживая которые, она стала источником многих зол и несчастий, несправедливости и преступлений. Средство избавления от религии Лукреций видел в разъяснении истинных причин природных явлений, в раскрытии распространяемой жрецами лжи о бессмертии души и загробном существовании. Душа , по Лукрецием, телесно, она состоит из тех же атомов , что и тело, но более тонких. Душа неразрывно связана с телом. Со смертью тела гибнет и душа. Смерть означает прекращение страдания. Между жизнью и смертью нет ничего общего. В смерти пугает не уничтожение, а неизбежность загробной воздаяния, которое является лишь суеверием.


7. Произведения

  • Тит Лукреций Кар. О природе вещей / Перевод А. Содоморы. - Киев: Днепр, 1988. - 191 с. ISBN 5-308-00201-0
История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи Рожанский Иван Дмитриевич

Тит Лукреций Кар

Тит Лукреций Кар

Рассказывая об энциклопедии Цельса, мы несколько нарушили хронологическое изложение предмета. Сейчас надо будет снова вернуться к первому веку до н. э. - веку М. Т. Варрона и М. Т. Цицерона - и задержать внимание на самом замечательном (и, бесспорно, на самом популярном) памятнике римской науки, а именно на поэме Тита Лукреция Кара «О природе вещей» (De rerum natura).

О жизни Лукреция мы почти ничего не знаем; нам неизвестно также, написал ли он что-нибудь еще, кроме своей поэмы, которая, во всяком случае, была основным и важнейшим его творением. На основании сведений, сообщаемых позднейшими источниками, можно заключить, что Лукреций родился около 99–95 гг. до н. э. и умер еще сравнительно молодым человеком, будучи сорока четырех лет от роду. Первое дошедшее до нас высказывание о поэме Лукреция принадлежит Цицерону. В феврале 65 г. до н. э. великий римский оратор писал своему брату Квинту: «Поэма Лукреция такова, какой ты ее характеризуешь в своем письме: в ней много проблесков природного дарования, но вместе с том и искусства». Из авторов позднейшего времени высоко оценивали поэму Овидий, Вергилий и Тацит. Поэтические достоинства поэмы были, бесспорно, важнейшим фактором, способствовавшим ее широкой популярности. Мы еще будем говорить о том, в какой мере эти поэтические достоинства помогли автору поэмы максимально ясно и наглядно изложить ее научно-философское содержание.

Историко-философская ценность поэмы Лукреция состоит в том, что она представляет собой самое полное и систематическое изложение эпикурейской философии, каким мы вообще располагаем. Напомним, что от основоположника эпикурейской школы до нас дошли три письма (к Геродоту, Пифоклу и Менекею), приведенные в биографии Эпикура Диогеном Лаэртием и представляющие собой краткие извлечения из основных, не дошедших до нас его сочинений; далее, собрание этических максим, озаглавленное «Главные мысли» (?????? ?????); и ряд фрагментов, тоже в основном этического содержания. Без поэмы Лукреция наше знание эпикурейской философии и, в особенности, эпикурейской физики представлялось бы значительно более скудным.

Поэма «О природе вещей» состоит из шести книг. Кратко изложим содержание этих книг. Для тех, кто знаком с поэмой, это изложение покажется, возможно, излишним, но тому, кто ее не читал, оно даст представление о широте и многообразии ее содержания и может послужить стимулом к ее прочтению. Берем на себя смелость утверждать, что чтение поэмы Лукреция - даже в переводе - явится источником неиссякаемых наслаждений для каждого любознательного и восприимчивого читателя. А для многих, читавших ее в оригинале, она стала любимой книгой на всю жизнь. Напомним, что один из героев романа Анатоля Франса «Боги жаждут» не расставался с поэмой вплоть до последних минут перед казнью на гильотине.

Первая книга поэмы открывается обращением к богине Венере, согласно римскому преданию, родоначальнице племени латинян. Современник трагических и кровавых событий римской истории, Лукреций обращается к Венере с характерным для него призывом:

Даруй поэтому ты словам моим вечную прелесть,

Сделав тем временем так, чтобы жестокие распри и войны

И на земле и в морях повсюду замолкли и стихли (I, 28–30)

После этого Лукреций предлагает римскому деятелю Меммию, которому посвящена эта поэма, напрячь свой слух и ум, чтобы постичь смысл «истинного учения» (verum rationem), о которой пойдет речь в поэме. Тут же вводится понятие материи, которая отождествляется с «семенами вещей» (semina rerum) или «первичными телами» (corpora prima), т. е., иначе говоря, с атомами.

Следующий пассаж интересен своей антирелигиозной направленностью. Поэт напоминает о тех временах, когда жизнь людей влачилась под тягостным гнетом религии. Восхваляется Эпикур, выступивший против религии и рассеявший мрак невежества, застилавший до тех пор умы людей. Возможное обвинение в нечестивости отвергается указанием на то, что именно религия рождала множество нечестивых и преступных дел. У людей существует страх перед явлениями природы, порождаемый незнанием причин этих явлений и убеждением в том, что они происходят по воле богов. На самом же деле по божественной воле ничто не творится; все происходящее происходит естественным образом, причем «ничто не способно возникнуть из ничего» (nil posse creari de nilo). Это положение обосновывается с помощью ряда убедительных аргументов и непосредственно связывается с законом сохранения материи (nihil ad nihilum interire). Аргументация Лукреция заимствована, очевидно, у Эпикура (см., например, письмо к Геродоту), хотя не исключено, что в поэме она подверглась известному развитию.

Приступая к изложению основ атомистики, Лукреций доказывает, что первочастицы, из которых состоят вещи, или, как он говорит, «начала вещей» (primordia rerum), недоступны для зрения в силу своей исключительной малости. Но не все заполнено этими частицами; между ними существует пустота. Без пустоты не могло бы быть движения, тела не могли бы сжиматься и не обладали бы различным весом при одном и том же объеме. Разнообразные аргументы, приводимые Лукрецием по этому вопросу, принадлежат, разумеется, не ему и даже не Эпикуру, а восходят в конечном счете к Левкиппу и Демокриту. То же относится, очевидно, и к характеристике атомов как абсолютно плотных, вечных, неразрушимых и неизменных тел.

Далее следует историко-философское отступление. Суровой критике подвергаются воззрения некоторых философов-досократиков, прежде всего Гераклита, Эмпедокла и Анаксагора. К имеющимся сведениям об этих философах Лукреций не добавляет фактически ничего нового, а в некоторых случаях (например, при изложении понятия анаксагоровской гомеомории) допускает явные неточности.

Конец первой книги посвящен обоснованию положений о бесконечности пространства и бесчисленности атомов. С точки зрения этих положений критикуется концепция, признающая наличие у Вселенной центра, постулирующая разделение элементов на легкие и тяжелые и допускающая возможность существования антиподов. Здесь полемические стрелы Лукреция (вернее, Эпикура) направлены, очевидно, против Аристотеля, хотя последний в поэме нигде по имени не называется. Надо, впрочем учесть, что некоторые положения аристотелевской космологии разделялись также и стоиками, с которыми школа Эпикура вела длительную и ожесточенную полемику.

Вторая книга поэмы также начинается со вступления, в котором Лукреций излагает основные положения эпикурейской этики. Он воздает похвалу мудрости, призывает? к умеренности и спокойствию духа и выступает против ложных страстей, излишеств и тщетных страхов.

Вслед за этим Лукреций переходит к разработке принципов эпикурейской атомистики. Много места уделяется анализу движения атомов, которое трактуется как их вечное и неотъемлемое свойство. Именно здесь мы находим пассажи, до сих пор вызывающие изумление физиков и позволяющие говорить о предвосхищении таких вещей, как молекулярная теория агрегатных состояний вещества (II, 95-111), броуновское движение (II, 125–141) и т. д. Любопытные соображения высказываются Лукрецием об огромной скорости атомов в пустоте, намного превышающей даже скорость света. Мы-то теперь знаем, что скорость, с которой движутся материальные тела, никогда не может превысить скорость света, но, как писал акад. С. И. Вавилов, «едва ли следует заниматься таким школьным экзаменом двухтысячелетнего патриарха атомизма».

Можем ли мы приписать эти прозрения проницательности самого Лукреция? Разумеется, нет. Можно не сомневаться, что он заимствовал их у своего учителя Эпикура, а тот во многом повторял соображения, высказывавшиеся основателями атомистики - Левкиппом и Демокритом.

А в конечном счете поражающие нас догадки античных атомистов следует отнести на счет исключительной продуктивности самой атомистической гипотезы. Логическое развитие принципов атомистики даже в такой архаичной форме, какую мы находим у Демокрита и Эпикура, позволяло приходить к выводам, на тысячелетия опережавшим то время, когда они были впервые сформулированы.

Следующий раздел второй книги посвящен специфическим постулатам эпикурейской физики: о том, что все атомы стремятся падать с постоянной скоростью вниз (причем верх и низ считаются, вопреки Платону и Аристотелю, абсолютными направлениями, никак не зависящими от нашей точки зрения) и что при своем падении они незаметно и совершенно произвольно отклоняются от вертикального направления движения. Конечно, можно и в этой идее усмотреть предвосхищение современных физических теорий (принципа неопределенности Гейзенберга), но надо учесть, что из основных положений атомистики она никак не вытекала. Постулат о произвольном отклонении атомов от прямолинейного падения (clinamen - у Лукреция, ??????????? у Эпикура) понадобился Эпикуру для обоснования тезиса о свободе воли, которому не оказалось места в строго детерминистской физике Демокрита.

К числу характерных черт эпикурейской атомистики относится также предположение о том, что каждый атом состоит из нескольких «наименьших частей» (minimае partes или Cacumina; у Эпикура они именуются соответственно?? ???????? или?? ????); о них, впрочем, Лукреций упоминает уже в первой книге (I, 599–634). Поскольку размеры атомов строго ограничены (это также одно из отличий атомистики Эпикура от атомистики Демокрита), каждый атом состоит из нескольких неразрывно слитых друг с другом «наименьших». Отсюда делается вывод, что атомы не могут быть бесконечно разнообразными по своим формам. Самостоятельно, отдельно от атомов «неделимые» существовать не могут; если продолжить проведение параллелей с современной микрофизикой, то их можно уподобить, скорее всего, кваркам.

Затем Лукреций переходит к тому, что мы назвали бы проблемой первичных и вторичных качеств. Атомы различаются только своими фигурами или формами; что же касается таких свойств, как цвета, звуки, запахи, теплота, мягкость, гибкость, рыхлость и т. д., то все они присущи лишь «смертным» предметам, состоящим из большого числа атомов.

Конец книги посвящен обоснованию концепции множественности миров. Миры, как и все прочие вещи, рождаются и гибнут; погибнет и мир, в котором мы живем, ибо, согласно неизбывному закону природы:

…все дряхлеет и мало-помалу

Жизни далеким путем истомленное, сходит в могилу

(II, 2173–2174).

О следующих книгах поэмы Лукреция можно будет рассказать более кратко. Третья книга открывается восторженным восхвалением Эпикура, после чего Лукреций переходит к рассмотрению природы души (anima) и духа, или ума (animus или соответственно mens). Их природа, по сути дела, одна и та же: и тот и другая состоят из тончайших, мельчайших и очень подвижных атомов; но если местопребыванием духа (ума) является середина груди, то душа рассеяна по всему телу. Душа занимает подчиненное положение по отношению к духу: без духа она не может остаться в членах организма и немедленно рассеивается.

Вопреки мнению Демокрита, полагавшего, что атомы души и тела численно равны и чередуются друг с другом (подобно ионам кристаллической решетки, сказали бы мы), Лукреций утверждает, что атомы души не столь многочисленны и распределены но телу реже. Расстояние между двумя соседними атомами души соответствует минимальной величине предмета, прикосновение которого еще ощущается нашим телом.

Важнейший тезис эпикуреизма, доказываемый Лукрецием с помощью ряда аргументов, состоит в том, что дух и душа смертны; составляющие их атомы разлетаются в пространстве одновременно с гибелью тела. Сказки о бессмертии души и о существовании загробного мира внушают людям страх перед смертью. Смерти бояться не следует, ибо смерть - чистое небытие, ожидающее каждого из нас. Не все ли равно, когда она наступит - сейчас или позже? Нет смысла цепляться за жизнь и молить о ее продлении, ибо беспредельная длительность смерти одинакова для всех.

Сколько угодно прожить поколений поэтому можешь,

Все таки вечная смерть непременно тебя ожидает.

В небытии пребывать суждено одинаково долго

Тем, кто конец положил своей жизни сегодня, и также

Тем, кто скончался ужо па месяцы раньше и годы

(III, 1090–1094).

Этими строками, исполненными спокойной резиньяции, заканчивается третья книга поэмы Лукреция.

Четвертая книга посвящена в основном проблеме чувственных восприятий. После краткого вступления Лукреций излагает знаменитую теорию образов или призраков (imagines или simulacra по-латыни, ?????? или????? у Эпикура). Сама по себе теория эта не была оригинальным изобретением Эпикура; как свидетельствуют все древние авторитеты, она была целиком заимствована у Левкиппа и Демокрита. Но у Лукреция в качестве вывода из этой теории мы находим чисто эпикурейскую идею о безошибочности чувств. Чувства не могут давать ложных свидетельств об окружающем нас мир; во всех ошибках и заблуждениях повинны не чувства, а разум. Наряду со зрением рассматриваются другие источники ощущений - слух, вкус, обоняние. Дается объяснение сновидениям.

Завершается четвертая книга поразительным по своей эмоциональности рассуждением о чувстве любви. Любовь для Лукреция - «безумье и тяжкое горе»; он пишет о ней с неприкрытой ненавистью. Этот пассаж поэмы был, видимо, продиктован глубоко личными и не очень счастливыми переживаниями автора.

Пятая книга представляет для нас особый интерес, поскольку в ней речь идет о различных аспектах атомистической космогонии. Тезис о смертности нашего мира и всего, что в нем содержится, формулируется в строках, исполненных торжественного величия:

Прежде всего, посмотри на моря, на земли и небо;

Все эти три естества, три тела отдельные, Меммий,

Три столь различные формы и три основные сплетенья

Сгинут в какой-нибудь день, и стоявшая долгие годы

Рухнет громада тогда, и погибнет строение мира

А поскольку мир и все ого части смертны, то они не могут обладать божественной природой. Обожествление Земли, Солнца, Луны и прочих небесных светил относится, по мнению Лукреция, к числу нелепейших предрассудков. Все светила возникли естественным путем и когда-нибудь погибнут. Далее излагается космогоническая концепция Эпикура, основные положения которой восходят к Левкиппу и Демокриту. Однако в некоторых деталях она отходит от учения основоположников атомистики. Более того, у Эпикура, который подчеркивал, что «при познании небесных явлений… нет никакой другой цели, кроме безмятежности (????????)», имеются утверждения, повторяемые Лукрецием, которые даже древним философам должны были показаться архаичными и антинаучными. Так, например, Эпикур (а вслед за ним Лукреций) полагал, что размеры Солнца и Луны не могут существенно отличаться от тех, какими они нам кажутся (из досократиков разве только один Гераклит высказывал подобные взгляды). Как писал по этому поводу Цицерон, «Демокрит, как человек образованный и знаток геометрии, считает Солнце имеющим большую величину, а Эпикуру оно кажется, может быть, с фут величиною, потому что он думает, что оно таково, каким кажется, и разве только немногим больше или меньше». Эта несуразная точка зрения находилась в противоречии со всеми данными тогдашней астрономии, однако она соответствовала принципиальной установке Эпикура о том, что чувственные восприятия не могут нас обманывать. Землю Эпикур и его последователи считали чем-то вроде плоской лепешки, находящейся в центре сферы, объемлющей наш мир (напомним, что, согласно учению атомистов, таких миров может быть бесконечное множество). В этом вопросе их воззрения не отличались от взглядов Левкинпа и Демокрита. Но уже в эпоху Эпикура эти взгляды были безнадежно устаревшими. Со времени Платона и Аристотеля в греческой науке окончательно утвердилось представление о сферической форме Земли, а в III в. до н. э., т. е. почти за два столетия до Лукреция, Эраросфен с большой точностью определил длину окружности земного шара. Но эти результаты просто игнорировались эпикурейской школой.

По отношению к небесным явлениям Эпикур придерживался своеобразной плюралистической позиции. Он полагал, что каждое из этих явлений может объясняться различным образом, причем все эти объяснения в принципе равноправны, ибо истинной причины нам знать не дано. В письме к Пифоклу он обосновывает эту позицию тем, что только она дает нам подлинную безмятежность; в связи с этим он призывает не бояться «рабских хитросплетений астрономов».

Эта точка зрения принимается и Лукрецием. Так, например, для объяснения фаз Луны Лукреций считает одинаково допустимыми следующие гипотезы: 1. Луна заимствует свой свет от Солнца, и в зависимости от ее положения по отношению к Солнцу и к нам мы видим освещенными различные части лунного диска.

2. Луна обладает собственным светом. При таком допущении возможно: а) что вместе с ней вращается темное, не видимое нами тело, которое заслоняет то одну, то другую часть лунного диска; б) что светится только одна половина Луны, но Луна поворачивается к нам то той, то другой стороной.

3. Каждый день рождается новая Луна, имеющая различную форму.

Мы знаем, что только первая из этих гипотез верна. Знали это и греческие астрономы, современники Эпикура и Лукреция. Но Эпикур и его последователи обладали удивительной способностью не замечать достижений современной им науки. Частично это можно объяснить полным невежеством эпикурейцев в области математических дисциплин. Так или иначе, эта установка эпикурейцев явилась одной из причин, по которой эпикурейская философия находила мало сторонников среди наиболее образованных кругов эллинистического и римского общества (см. приведенное выше замечание Цицерона), а в дальнейшем вообще потеряла всякое влияние. Поэму Лукреция охотно читали и даже восхищались ею, но это отнюдь не означало согласия с принципиальными установками ее автора.

Аналогичным «плюралистическим» образом Лукреций объясняет и такие факты, как смена дня и ночи, неодинаковая длительность дней и ночей в различные времена года, солнечные и лунные затмения и т. д. Мы не будем более подробно останавливаться на всех этих объяснениях: во многих из них можно заметить отзвуки донаучных, наивных представлений, но историко-научного значения они, по сути дела, не имеют.

Но наряду с этим в той же пятой книге мы можем найти любопытные соображения и проницательные догадки, относящиеся, однако, не к космологии, а к проблемам, которым посвящена вторая часть книги: к возникновению животных и человека, к истории человеческого общества и к развитию культуры. Степень зависимости Лукреция от Эпикура в этих вопросах неясна, ибо мы не знаем сочинений Эпикура, в которых нашли бы отражение эти проблемы. Описание возникновения животных и человека обнаруживает знакомство Лукреция со взглядами ряда досократиков - Анаксимандра, Эмпедокла, Архелая, Демокрита, а также, возможно, с трактатами Гиппократова свода. Что же касается истории человеческого общества, то тут мы вообще не знаем предшественников Лукреция. Любопытно, что в этой части Лукреций не прибегает к «плюралистическим» объяснениям, а прямо и недвусмысленно высказывает мнения, которые он считает правильными. Отвергая легенду о золотом веке и другие мифологические фантазии, Лукреций с присущей ему образностью рисует первобытное состояние человека, когда люди еще не знали ни одежды, ни жилищ и вели жалкое существование, питаясь желудями и ягодами и охотясь на диких зверей. Описываются перемены, происходившие в жизни человека, когда он стал одеваться в шкуры, строить хижины, общаться с помощью языка, добывать огонь. Анализируются причины возникновения религиозных верований. Пассаж, посвященный открытию металлов, привлек к себе впоследствии внимание М. В. Ломоносова, который перевел его на русский язык. Последующие этапы развития человечества были, согласно Лукрецию, связаны с приручением животных (лошадей и домашнего скота), с возникновением сельского хозяйства и ремесел, с изобретением искусств. Затем человек научился строить корабли, прокладывать дороги, воздвигать города. Короче говоря, Лукреций дает широкую (и в основных своих чертах правильную) картину эволюции человечества, нарисованную яркими мазками большого и мыслящего художника.

Шестая - последняя - книга поэмы посвящена в основном метеорологическим и геологическим явлениям. Источниками для этой книги могли послужить, помимо Эпикура (письмо к Пифоклу лишь частично покрывает содержание шестой книги), сочинения Посидония, а также греческие научно-популярные компиляции, составлявшиеся на основе соответствующих сочинении Аристотеля, Феофраста и других авторов. Во второй части книги развивается «метеорологическая» теория происхождения болезней, восходящая, как полагают, к последователю Эпикура знаменитому врачу Асклепиаду из Вифинии, жившему в Риме в эпоху Лукреция. Книга завершается яркой картиной эпидемии, имевшей место в Афинах в 430 г. до н. э. и описанной Фукидидом в «Истории пелопоннесской войны». После этого поэма внезапно обрывается. Возможно, что она осталась не вполне законченной.

Такова эта удивительная поэма, не имеющая себе аналогов в истории мировой литературы. Множество ученых исследовали ее с самых различных сторон - филологической, литературоведческой, эстетической, историко-философской и др. Оставляя в стороне все эти аспекты, мы подчеркнем только два момента, наиболее существенные, как нам кажется, для историка науки.

1. Хотя поэма «О природе вещей» посвящена изложению греческой научно-философской доктрины и написана на основе исключительно греческих источников, в целом ее следует считать крайне характерным памятником римской науки. И дело здесь не только в том, что она написана по-латыни. Как и в сочинениях других римских ученых - будь то Варрон или Цицерон, Цельс или Сенека, в поэме Лукреция мы находим мало оригинальных мыслей, собственных идей (исключение составляет, может быть, лишь вторая часть пятой книги, и это не случайно: история всегда была ближе и понятнее римскому складу мышления, чем теоретическое естествознание), но зато для изложения чужих идей Лукреций находит подлинно художественную форму. Для римских авторов - будь то ученые, историки или эссеисты - литературная форма всегда имела громадное значение. Все названные выше писатели были блестящими стилистами, в то время как такие великие греки, как Аристотель и Феофраст, заботились прежде всего о точности изложения своих мыслей, а отнюдь не о стиле своей прозы. Что касается Лукреция, то его мало назвать стилистом (мы вообще не знаем его прозы), он был «просто» высокоталантливым поэтом. Богатое поэтическое воображение позволяло ему даже наиболее отвлеченные идеи атомистической доктрины представлять в наглядно-образной форме. Приведем знаменитое место, где Лукреций объясняет, почему в макроскопических (по современной терминологии) телах мы не замечаем движения атомов:

…Ибо лежит далеко за пределами нашего чувства

Вся природа начал. Поэтому, раз недоступны

Нашему зренью они, то от нас и движенья их скрыты.

Даже и то ведь, что мы способны увидеть, скрывает

Часто движенья свои на далеком от нас расстояньи:

Часто по склону холма густорунные овцы пасутся,

Медленно идя туда, где их на пастбище тучном

Свежая манит трава, сверкая алмазной росою;

Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята.

Все это издали нам представляется слившимся вместе;

Будто бы белым пятном неподвижным на склоне зеленом.

Также, когда, побежав, легионы могучие быстро

Всюду по полю снуют, представляя примерную битву,

Блеск от оружия их возносится к небу, и всюду

Медью сверкает земля, и от поступи тяжкой пехоты

Гул раздается кругом. Потрясенные криками, горы

Вторят им громко, и шум несется к небесным созвездиям;

Всадники скачут вокруг и в натиске быстром внезапно

Пересекают поля, потрясая их топотом громким.

Но на высоких горах непременно есть место, откуда

Кажется это пятном, неподвижно сверкающим в поле

(II, 312–332).

О Лукреции надо судить не как об ученом, излагавшем свои идеи в стихах (такими были Парменид и Эмпедокл), но как о замечательном поэте, единственной темой которого оказалось философское учение Эпикура. Этим объясняются и достоинства и недостатки его поэмы. Как жаль, что в наше время нет поэта, который смог бы столь же талантливо изложить в стихах основы теории относительности Эйнштейна или квантовомеханическую теорию атома! 2. Громадной заслугой Лукреция перед римской и вообще перед европейской наукой было создание латинской научно-философской терминологии (эту заслугу, правда, он разделяет с Варроном и Цицероном). Лукреций сам прекрасно осознавал важность этой задачи, о чем он, например, пишет в следующих строках своей поэмы:

Не сомневаюсь я в том, что учения темные греков

Ясно в латинских стихах изложить затруднительно будет:

Главное, к новым словам прибегать мне нередко придется

При нищете языка и наличии новых понятий…

При изложении содержания поэмы мы приводили примеры, когда Лукреций удачно отыскивал латинские эквиваленты греческих терминов. Это удавалось ему не всегда, и порой он прибегал к латинской транскрипции греческих слов. Так, например, пытаясь разъяснить анаксагоровское понятие гомеомерии, Лукреций пишет:

Анаксагора теперь мы рассмотрим «гомеомерию»,

Как ее греки зовут, а нам передать это слово

Не позволяет язык и наречия нашого скудость…

Во времена Лукреция греческий язык еще прочно оставался международным научным языком, и он продолжал в основном сохранять свои позиции вплоть до падения Римской империи. Но с течением времени положение стало меняться. По крайней мере, на территории Западной Европы латинский язык начал завоевывать доминирующие позиции - сначала в таких областях, как право, история, богословие (последнему способствовал тот факт, что латинский язык со времени Августина Блаженного стал официальным языком западноевропейской христианской церкви, позднее получившей наименование католической). А в средние века латынь стала единственным языком, на котором изъяснялись наука и философия. Одним из пионеров римской науки, исподволь подготавливавших гегемонию латинского языка, был, несомненно, поэт и философ I в. до н. э. Тит Лукреций Кар.

Из книги История психологии: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

10. Эпикур и Лукреций Кар о душе После Аристотеля и стоиков в античной психологии намечаются заметные изменения в понимании сущности души. Новая точка зрения наиболее ярко нашла свое выражение во взглядах Эпикура (341–271 гг. до н. э.) и Лукреция Кара (99–45 гг. до н. э.).Эпикур

Лукреций Тит Кар — выдающийся римский поэт-философ. Принадлежал к общественной группе так наз. "всадников".

Первый век, когда жил Лукреций, открывается напряженной борьбой классов — рабов и рабовладельцев. Эта борьба во многих случаях перерастала в открытое восстание рабов. Достаточно указать на грандиозное восстание Спартака в 70-х годах, охватившее всю Италию. Массы рабов росли не только вследствие привоза их, но и за счет пролетаризации мелких аграриев, особенно на юге Италии.

Бессмертная смерть.

Лукреций Кар Тит

Эта пролетаризация росла по мере усиления роли торгового капитала, вытеснявшего зерновые культуры более рентабельными культурами оливы и винограда. Разрушая хозяйства мелких аграриев, этот допотопный, по выражению Маркса, торговый капитал нередко превращал их в рабов. Сословие "всадников" было на передовой линии этой разрушительной работы, выступая иногда непосредственно, а иногда лишь совместно с классом крупных рабовладельцев. Выражением стремления этого образовывающегося сословия "всадников" являются слова Горация: "О, граждане, сначала нужно добиться богатства, а потом добродетели". С социальным положением "всадников", определявшим индивидуализм их мировоззрения, гармонировала атомистическая теория Эпикура.

С другой стороны, социальное бытие "всадников" придавало их идеологии известный радикализм. Лукреций и является идеологом этого сословия. Напр. критика религии, на к-рой построено основное произведение Лукреция — поэма "О природе вещей" (De rerum natura), является по существу политическим выступлением, поскольку религия тогда противоречила интересам его сословия-класса, защищая привилегии римской аристократии.

Лукреций является систематизатором и возобновителем материалистической философии на основе научных и философских достижений его времени. Излагая в художественной форме атомистическую теорию Эпикура, он вносит в нее те изменения, которые естественно определились с течением времени. Многие положения, которые у Эпикура являлись просто постулатами и абстракциями, у Лукреция конкретизируются и доказываются весьма рельефно.

Так например он с большой силой обосновывает образование органического и неорганического мира. Дает сообразно своей системе материалистическую трактовку сновидения, мастерски описывает и объясняет целый ряд явлений природы (в частности отметим его стихи об Этне). В естественно-научной части Лукреций выставляет целый ряд верных положений, так например он дает законченную теорию вулканических явлений, "во многих отношениях сходную с современными гипотезами" (Гюнтер, История естествознания в древние и средние века). "Сочинений" Лукреция (Париж, 1768).

Поэма Лукреция несмотря на большие теоретические недостатки и целый ряд наивных утверждений благодаря своей материалистической установке содействовала освобождению умов от религиозных и иных предрассудков, и именно в этом заключается ее громадное историческое значение. Лукреций вносит ясность в целый ряд вопросов и положений тогдашней науки и помогает мысли в ее дальнейшем оформлении естественно-научных данных.

Лукреций как мыслитель выступает в общем и целом как типический представитель древнего механистического материализма. Но этот механистический материализм древнего мира значительно отличается от механистического материализма нового и нашего времени. Несмотря на общий метафизический характер философии Лукреция, в ней имеются диалектические элементы, что поднимает эту механистическую концепцию над современным механистическим, плоским материализмом. Будучи материалистическим сенсуалистом, Лукреций не ограничивается чувственными данными. Материализм Лукреция — это древний материализм в его классической формулировке, к-рая представляет синтез древней науки и теоретического мышления. За материализм и связь с естествознанием ругал его Гегель, за это хвалил его Ленин.

Лукреций Тит Кар (ок. 99/55 до н.э.) - древнеримский философ, поэт. Эпикурейство стало для Лукреция основным философско-этическим и мировоззренческим учением, на которое он опирался в своем творчестве, пытаясь продолжить его развитие. В философских трудах придерживался материалистического направления («О природе вещей»).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 161.

ЛУКРЕЦИЙ (Тит Лукреций Кар) (ок. 99-55 до н. э.) - римский поэт и философ-материалист, продолжатель Эпикура, автор поэмы «О природе вещей». Цель философии видел в том, чтобы указать путь к счастью , возможному для личности, кинутой в водоворот общественной борьбы и бедствий, угнетенной страхами: перед богами, смертью, загробным наказанием. Средство освобождения от них - усвоение учения Эпикура о природе вещей, о человеке, об обществе. Душа, по Л., смертна, т. к. она лишь временное соединение особых частиц и после гибели тела распадается на отдельные атомы. Познание смертности души исключает веру не только в загробную жизнь, но и в загробное наказание, освобождает человека от страха перед адом. Устраняется и страх смерти: пока мы живы - нет смерти; пришла смерть - нет нас. Наконец, и страх перед богами рассеивается, как только мы узнаем, что боги обитают не в нашем мире, а в пустых промежутках между мирами: ведя там блаженную жизнь, они не могут оказывать никакого влияния на судьбу человека. Л. дал яркое материалистическое изображение и объяснение мира, природы человека, развития материальной культуры и техники. Поэма Лукреция оказала огромное влияние на развитие философии Возрождения.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 232.

Лукреций Кар Тит (Titus Lucretius Carus) (р. между 99-95 - ум. 55 до н. э.) - древнеримский поэт и философ. Автор философской поэмы "О природе вещей" ("De rerum natura"), в которой пропагандирует материалистическое учение Эпикура, главным образом его натурфилософию, ставя своей целью освободить человека от гнета религии. По Лукрецию Кару, материя бесконечная и вечная, состоит из атомов и постоянно развивается по внутренним законам, без вмешательства богов. Источником познания являются ощущения. Лукреций Кар, в отличие от большинства античных авторов, считает первоначальное состояние человечества не "золотым" веком, а периодом дикости. Основу прогресса Лукреций Кар видит в необходимости трудиться из-за нужды, а происхождение законов объясняет соглашением людей. Не отражая конкретных исторических событий и ограничиваясь намеками на гражданские смуты 1 века до н. э., Лукреций Кар в то же время страстно протестует против насилия, наживы, роскоши и других язв рабовладельческого общества. Но эти выступления у Лукреция Кара сочетаются с призывами к созерцательной жизни вне общества, а столкновение общегуманистических идеалов Лукреция Кара с реальной действительностью порождает в поэме нотки пессимизма.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Über die Natur der Dinge, hrsg. von G. Klaus, übers. von H. Diels, В., 1957; De la nature. Texte établi et traduit par A. Ermont, 2 éd., P., 1959; в рус. пер.: О природе вещей, ред. лат. текста и пер. Ф. А. Петровского, т. 1-2, М.-Л., 1946-47; нов. изд. - М., 1958.

Литература: Вавилов С. И., Физика Лукреция, "ИАН СССР", 1946, т. 3, No 1; Дератани Н. P., К вопросу об ист. концепции в поэме Л., "ВДИ", 1951, No 3; Кубланов М. M., Атеистические воззрения Л., в кн.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, (т.) 3, М.-Л., 1959, с. 377-98; Sikes E. E., Lucretius, poet and philosopher, Camb., 1936.

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 в. до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к 4 в. н. э., но не могут считаться достоверными. Филоская поэма Лукреция "О природе вещей", написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура - гл. обр. его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это - единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в кн. 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема кн. 3-й - учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; кн. 4-й - учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; кн. 5-й - космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, "дикого" состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в кн. 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Избрав для своего филоского сочинения стихотворную форму, Лукреций оживил и сделал более убедительным учение Эпикура. Материалисты 17-18 вв. воспринимали атомистические идеи древности гл. обр. у Лукреция, крупнейшим проводником его идей был французский философ П. Гассенди.

Ф. А. Петровский.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 15. Ломбард – Мезитол. – М., Советская энциклопедия. – 1974. – 632 с. .

ЛУКРЕЦИЙ (Lucretius), Тит Лукреций Кар (ок. 99/95- 55 до н. э.) - древнеримский поэт и философ-материалист. Биографические сведения о Л. почти не сохранились (сообщения Иеронима и Доната относятся к IV в. н. э. и малодостоверны). По всей вероятности, Л. получил философское образование в процветавшей в то время в Италии неаполитанской эпикурейской школе, которую тогда возглавлял Филодем. Написал философскую поэму «О природе вещей», в которой излагает учение Эпикура, дополняя и углубляя его. В поэме Л. решает прежде всего просветительские задачи: природа состоит из атомов и пустого пространства; в природе всё происходит без участия богов; религия приносит человеку только вред, вселяя в него страх перед богами и смертью. Лукреций Кар дает объяснение происхождения религии из сновидений и незнания причин явлений природы. Человек не должен страшиться богов и ада, так как душа исчезает вместе с телом. Вторая часть поэмы излагает теорию движения атомов, в которой обосновывается их отклонение от прямолинейного движения. Величина, форма и движение атомов являются причиной разнообразия в мире. В третьей - представлено учение о духовной природе человека, состоящей из духа и души. Душа материальна и образована из воздуха и тепла. В четвертой - излагается атомистическая теория познания. Само познание является средством достижения счастья. Пятая часть посвящена космологии, а шестая - методологии. В основу картины мира Л. положил принцип причинности. Также он устанавливает закон сохранения материи, которая бесконечна во времени и пространстве. Что касается происхождения и развития организмов, то Л. можно считать родоначальником эволюционизма, так как он является сторонником борьбы за существование и естественного отбора. Человеческая культура представляет собой также продукт постепенной эволюции. Общество есть продукт взаимного соглашения людей. Этика Л. опирается на принципы спокойной и счастливой жизни.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 205-206.

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Cams) (ок. 99-55 до н. э.), римский поэт, философ и просветитель. Автор поэмы «О природе вещей», («De rerum nature»), продолжающей по своему жанру традицию древнегреческого философского эпоса (произведения Парменида и Эмпедокла), по содержанию же примыкающей к материалистической системе Эпикура. Во вступлении к 1-й книге поэмы Лукреций воздаёт восторженную хвалу Эпикуру и его учению, избавляющему человечество от веры в богов, управляющих миром, и от страха смерти - первоисточника стяжаний, раздоров и бедствий; познание природы - единственное средство, способное истребить суеверие (religio). Практическая, жизнеучительная направленность характеризует всю поэму; в центре её - учение о смертности душ, основная проблема этики эпикуреизма. Этический момент настойчиво выдвигается во вступлениях к отд. книгам поэмы и в специальных экскурсах. Однако соотношение между этическими и физическими частями философской системы у Лукреция иное, чем у Эпикура: если материалистическая физика и связанная с ней сенсуалистическая теория знания подчинены у Эпикура этике, то для Лукреция атомистическое объяснение природных явлений и та стройная картина мира, которую оно даёт возможность создать, приобретают самостоятельную эстетическую ценность. Анализируя вслед за Эпикуром наблюдаемый мир, Лукреций в то же время вновь строит его из раз навсегда постигнутых первоначал, во всём богатстве его форм и красок, и это неисчерпаемое живое многообразие предстаёт перед ним как единое целое, до конца понятое в своей закономерности. Моральная проповедь и повествование о природе тесно сплетены у Лукреция, неизменно обращающегося за подкреплением своих этических поучений к физическим основаниям, на которых они возникли. Так устанавливается у Лукреция неразрывная связь между представлениями о природе как совокупности качеств каждой отдельной вещи и природе как носительнице творческого и нормативного начала (rerum natura creatrix, II 1117). Закономерность явлений природы, всецело объяснимых атомистической механикой, служит для Лукреция прямым доказательством независимости природы от произвола богов:

«Если как следует это ты понял, природа свободной/ Сразу тебе предстает, лишенной хозяев надменных,/ Самостоятельно все без участья богов создающей» (II 1090 слл.). Опровергая божественное управление миром, Лукреций, как и Эпикур, не отрицает существования богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в междумировых пространствах в состоянии блаженного покоя и самодовления (II 640-51). Лукреций далёк от того безмятежного состояния, к которому, по учению Эпикура, должно привести человека познание природы (II 7-13). Образ природы-зиждительницы, потрясающий его своим величием, омрачён в его мировосприятии проявлениями её враждебности человеку. Устранив представление о произволе богов, Лукреций говорит о «виновности» природы (II 181), даже о каком-то «подобии скрытой силы», опрокидывающей и попирающей человеческие дела (V 1233 слл.). Отчётливо отражена эта черта мировосприятия Лукреция в заключающем поэму описании постигшей Афины в 430 году до н. э. губительные эпидемии, которое резко контрастирует с началом поэмы - ликующим прославлением творческих сил природы.

Самостоятельность Лукреция как философа глубоко раскрывается в эпизоде истории человеческой культуры, составляющем основное содержание 5-й книги. Восприняв из эпикурейской традиции отрицательную оценку тех усовершенствований материальной обстановки жизни, которые, не увеличивая в конечном счёте суммы получаемых людьми наслаждений, служат новым предметом стяжательства, Лукреций заключает 5-ю книгу не эпикурейской моралью самоограничения, а хвалой человеческому разуму, овладевающему вершинами знаний и искусств в русском переводе: О природе вещей, т. 1 (текст и пер.), М.- Л., 1946; О природе вещей, вступ. ст. Ф. А. Петровского, М., 1958.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Лукреций К. Т., О природе вещей, т. 2 (статьи и ком-мент.), М.- Л., 1947; Gordon С. A.,A bibliography of Lucretius, L., 1962; S a 1 l m a n n K. G., Die Natur bei Lukrez, Köln, 1962; Воуапсё Р., Lucrece. Sa vie, son oeuvre, avec un expose de sä philosophic, P., 1964.

ЛУКРЕЦИЙ, ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (Titus Lucretius Carus) (ок. 99 – ок. 55 до н.э.), римский поэт, автор дидактического эпоса О природе (De rerum natura). Лукреций – римский гражданин, возможно благородного происхождения, судя по выражениям, в которых он посвящает свой труд видному государственному деятелю Гаю Меммию (претор в 58 до н.э.). Все, что мы знаем о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни». История безумия и самоубийства Лукреция (вдохновившая Теннисона на создание поэмы Лукреций) и роль Цицерона в его литературной судьбе сделались предметом жарких споров. В письме брату Квинту, написанном в феврале 54 до н.э., т.е. вскоре после смерти поэта, Цицерон упоминает его поэму, но лишь для того, чтобы признать в ней «многие проблески гения, но также и немалое искусство». Возможно, Лукреций вел уединенную жизнь, испытывая отвращение, как свидетельствует его поэма, к разрушавшим римскую республику всеобщей погоне за богатством и властью и гражданским войнам.

Поэма О природе является самым пространным из дошедших до нас изложений философии Эпикура (ок. 340–270 до н.э.). Она состоит из шести книг. В первых трех устанавливаются фундаментальные принципы («Ничто не возникает из ничего», «Ничто никогда не погибает»). Далее Лукреций систематически излагает учение о Вселенной, состоящей из бесконечного количества крошечных неделимых частиц (атомов) и бесконечного пустого пространства, через которое вечно падают эти частицы. Лукреций утверждает также, что атомы не обладают никакими качествами, кроме определенного размера и формы, а все прочие воспринимаемые нами свойства объектов (цвет, запах, тепло и т.д.) возникают в результате воздействия на человеческие органы чувств различных сочетаний атомов. Все, что образовано из атомов, в том числе земля и небо, человеческие ум и душа, подвержено разрушению, бессмертие души – измышление. В последующих книгах эти принципы применяются для объяснения различных явлений. IV книга посвящена зрению, слуху и прочим чувствам, а также любовной страсти, что дает автору возможность разразиться негодующей сатирой по поводу безумия влюбленных. В V книге рассматриваются вопросы космогонии, происхождение растений, животных и человека, а также общества и цивилизации. В VI книге, по-видимому незаконченной, Лукреций обращается к столь разнообразным явлениям, как молния, магнетизм и вулканы. Непременная основополагающая идея всего изложения – фундаментальный принцип Эпикура, гласящий, что единственным источником знания является чувственное восприятие. Лукреций формулирует эту мысль с полной отчетливостью (книга I 422–425, IV 469–521) и подтверждает верность данному принципу постоянными обращениями к свидетельствам чувств, вводя их в повествование в виде живописных картин из самых разных областей.

Очевидно, Лукреций находил учение Эпикура как таковое интересным и привлекательным и верил, что его истинность может быть доказана. Однако в лирических отступлениях, а также во вступлениях и заключениях отдельных книг Лукреций дает понять, что он ценит это физическое учение еще и как надежное основание нравственного учения, в соответствии с которым хорошо лишь то, что кажется «хорошим» чувствам (т.е. приятно для них). Однако Лукреций не предпринимает никаких попыток разрешить моральные проблемы. Будучи эпикурейцем, Лукреций не нуждался в таких абстракциях, как платоновская «идея блага» или «долг» стоиков. Люди представляются поэту жестокими, алчными, кощунственно неспособными наслаждаться радостями жизни, и он сожалеет об их невежестве. Лукреций сохранил обостренную чувствительность к человеческому страданию, он сострадает даже корове, лишившейся теленка (II 352–366). Лукреций верил, что, как только люди избавятся от невежества и порождаемых им бессмысленных страхов и бесплодных желаний, прирожденной им доброты и способности к сочувствию (ср. V 1019–1023) окажется достаточно для того, чтобы умерить присущий им эгоизм, что сделает их способными вкушать «жизнь, достойную богов» (III 322).

То немногое, что нам известно из ранней литературы эпикуреизма, не позволяет судить о степени оригинальности Лукреция как мыслителя. Сам он нисколько не претендовал на это звание, заявляя, что его цель – объяснить согражданам «загадочные открытия греков» (I 136). Свое решение писать в стихах Лукреций оправдывает надеждой, что мед Муз сделает лекарство слаще (I 945–947). При этом образцом Лукрецию могла послужить поэма О природе сицилийского грека Эмпедокла (ок. 450 до н.э.), о котором он отзывается с восхищением (I 729–733). Некоторые разделы поэмы, в том числе мрачный финал, восходящий к описанию афинской эпидемии 429 до н.э. у Фукидида, могут быть со всей определенностью прослежены вплоть до своих греческих прототипов. В других случаях упоминания таких недавних изобретений, как водяная мельница или театральный занавес, позволяют предположить, что здесь Лукреций основывался на собственном опыте. О наиболее запоминающихся местах поэмы, например об изображении «примитивного человека» в V книге, можно сказать, что на них стоит печать гения. Отдельные идеи Лукреция можно считать заимствованиями.

Утверждение Лукреция, что он является первопроходцем в области латинского стихосложения (I 926–930), кажется вполне оправданным. У эпического поэта Энния (239–169 до н.э., ср. I 117–119) он заимствует некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Лексикой и техникой Лукреций отчасти обязан и Явлениям Арата (в переводе Цицерона), возможно, были у него и другие образцы, о которых нам ничего не известно. Некоторые из наиболее употребительных терминов Лукреция, такие, как primordia rerum (первоначала вещей) вместо «атомов» Эпикура или sensiferi motus (доставляющие ощущение движения), так и не вошли в число общеупотребимых. Античные комментаторы признавали влияние Лукреция на Вергилия, однако принятая Вергилием схема гекзаметра исключала многие типичные для Лукреция рисунки стиха, а позднейшие поэты античности, хотя и выражали восхищение Лукрецием, как это делали Овидий (43 до н.э.–17 н.э.) и Стаций (ок. 45–96 н.э.), в качестве образца неизменно избирали Вергилия. Некоторые метрические и фонетические эффекты Лукреция, например строка horrida contremuere sub altis aetheris oris (III 835), своей изощренной аллитерацией и точным соответствием метрического и обычного ударения предвосхищают средневековые явления в поэзии. Это сходство, однако, связано с оживлением в более поздней поэзии народной тенденции, на время заглушенной классической традицией. Сознательного подражания здесь быть не могло, поскольку в Средние века Лукреций не только не пользовался влиянием, но был просто неизвестен.

Христианские авторы, например Лактанций (ум. ок. 325), пользовались выпадами Лукреция в борьбе против языческих суеверий. Однако положительное учение Эпикура представлялось всякому уму, сформированному ортодоксальной теологией, не просто кощунственным, но непостижимым в своей извращенности. Лукреций как поэт был заново открыт Возрождением (первое печатное издание его поэмы вышло ок. 1473), когда у него нашлось много поклонников и подражателей. Но репутация мыслителя стала утверждаться за Лукрецием только с середины 17 в., когда Пьер Гассенди (1592–1655) приступил к серьезному изучению эпикурейской философии, а труды Галилея, Бэкона и Декарта подготовили разум людей к новому способу восприятия «природы».

Тем временем поэму О природе продолжали читать и любить; вне всякого сомнения, она оказала влияние на Гёте и Вольтера, ее воздействие очевидно во всей современной европейской литературе (пожалуй, особенно в английской – от Э.Спенсера до А.Э.Хаусмана). Однако большинство читателей, восхищавшихся Лукрецием как поэтом, ни во что не ставили – как ребяческую и бессмысленную – его физику и яростно отвергали его религиозное и моральное учение, причем вовсе не из одного ханжества. Даже Г.Дж.Манро в предисловии к своему изданию поэмы (1864), признавая, что «для Лукреция истинность его философии стояла во главе угла», все же замечает: «Для нас, однако, истинность или ложность его системы значит чрезвычайно мало, она интересует нас лишь постольку, поскольку оказывается... лишь инструментом для выражения красот его языка и изящества поэтических представлений». Лишь на заре 20 в. появилась возможность рассматривать поэзию, науку и философию Лукреция как единое целое. В 1900 У.Г.Мэллок переложил на английский извлечения из Лукреция (Лукреций о жизни и смерти). В 1918 в книге Г.Вудза О природе вещей была предпринята попытка показать, что учение Лукреция полностью согласуется с последними данными науки. Несмотря на несомненно присущий эпикурейской этике индивидуализм, Лукреция приветствовали даже правоверные марксисты.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (ок. 95–55 до н.э.) – римский поэт, философ-материалист. Представитель атомистической традиции, последователь Эпикура. Автор дидактической поэмы «О природе вещей» (De rerum natura), состоящей из шести книг. Первая содержит космологические воззрения Лукреция, их основные положения: «Из ничего не творится ничто по божественной воле» (I, 151), в мире нет ничего, кроме атомарных тел и пустоты. Во второй книге излагаются атомистическая теория, учение о спонтанном отклонении атома (clinamen), концепция множественности миров, опровергаются идеи провидения и участия богов в создании Вселенной. Третья книга посвящена критике представлений о бессмертии души и переселении душ; в ней приводятся доказательства смертности души, говорится о ничтожности страха смерти. В четвертой книге излагается теория познания, связанная с учением об атомарных образах (simulacra) как основе чувственного восприятия. Пятая книга начинается с прославления Эпикура и содержит антителеологическую концепцию развития природы и человеческого общества: «нужда» лежит в основе развития человеческой культуры, и в этом Лукреций близок Демокриту. Шестая книга посвящена объяснению причин природных феноменов, вызывающих суеверные страхи; величественный образ природы омрачается здесь описанием явлений, враждебных человеку, – книга завершается описанием чумы в Афинах, трагически оттеняющим оптимизм всей поэмы в целом.

Вдохновленный просветительским пафосом философии Эпикура, имевшей целью освобождение людей от суеверий, страха перед богами и смертью, Лукреций прославлял Эпикура как героя-благодетеля, как бога и как спасителя, указавшего людям путь к счастью. Лукреций считал своим долгом продолжить его дело, открыть «глубоко сокровенные вещи» (I, 145) и показать, что мир не управляется богами, а развивается естественным образом. При этом если для Эпикура физика вторична по отношению к евдемонистической этике, то для Лукреция физика имеет самостоятельную ценность. Он вдохновенно рисовал картины бесконечного развивающегося космоса. В этом, как и в поэтической форме изложения философских идей, его родство с ранними греческими натурфилософами: он объединил «горькую полынь философии с медом поэтической формы» (О природе вещей, т. 2. Статьи, комментарии. М.–Л., с. 189), что было чуждо классическому эпикуреизму, но свойственно, к примеру, Эмпедоклу (о котором он писал с глубоким уважением). Учение Лукреция о богах как тончайших атомарных образах, существующих в междумировых пространствах и не вмешивающихся ни в дела мира, ни в жизнь людей, связано с эпикурейской гносеологией и этикой. Боги – этико-эстетический идеал для эпикурейца. Лукреций по-новому истолковал понятие благочестия, лишив его связи с традиционной религией и усматривая благочестивое поведение в «созерцании при полном спокойствии духа» (V, 1203). Душа материальна, поэтому погибает вместе с телом, смерть для нее – лишь избавление от страданий; преодоление страха смерти – условие земного счастья.

Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.

M.M. Шахнович

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 458.

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до Р.Х.) - древнеримский философ, прославился своей философской поэмой "О природе вещей", написанной на латинском языке. О его жизни ничего не известно. Произведение "О природе вещей" представляет собой по содержанию полную энциклопедию эпикуреизма. Более того, она предлагает наиболее полную картину всей античной атомистики. Художественная форма изложения дает дополнительную аргументацию всем философским положениям Лукреция. Философ исходит из того, что человеку требуется философия, которая давала бы основу спокойного существования. Задача состоит в том, чтобы противостоять врагам человеческого счастья - страху смерти, страху загробного возмездия и страху богов, их вмешательству в жизнь человека.

Этим страхам можно противостоять, если человек будет знать свое истинное положение в мире, свою истинную природу, а для этого требуются знание, философия. От страхов можно освободиться в том случае, если человек будет знать, как устроен окружающий мир и сам человек. Но знание природы - не самоцель, оно важно, считает Лукреций, для того, чтобы достичь безмятежного существования. Завершением исследования природы должна стать этика - наука о счастье.

В поэме Лукреция наиболее разработанная часть - все- таки учение о природе. Лукреций исходит из того, что ничто не может возникнуть из ничего и ничто не превращается в ничто. Вещи лишь разлагаются на составляющие их элементы. В мире существуют лишь тела и пространство. Тела характеризуют их свойства, которые нельзя отделить от тел. Тела бывают или сложные или простые. Простые тела - это неразложимые дальше частицы материи. Бесконечную делимость частиц Лукреций не допускает. Хотя Лукреций излагал атомистическую концепцию, он не употреблял слово "атом", а заменял его другими различными названиями: "тельца", "семена" и др.

Атомы как первоначала вещей невидимы, непроницаемы, обладают плотностью и тяжестью, различаются фигурой и величиной, местоположением и количеством (в соединениях). Они не обладают свойствами и качествами, которые присущи только телам. Свойства тел зависят от формы атомов, их количества и расположения. Форма атомов разнообразна. В соответствии-с учением Эпикура Лукреций различал три вида движения атомов: 1) движение по прямой линии вследствии тяжести; 2) самопроизвольное отклонение; 3) движение от толчка Спонтанным отклонением атомов Лукреций объяснял и возникновение миров, которое происходит, по мнению Лукреция, без всякого вмешательства богов. "Не для нас, - писал он, отнюдь не божественной создана волей эта природа вещей [Лукреции. О природе вещей. V, 198-199].

В природе происходит, по мнению Лукреция, бесконечное изменение постоянное образование и гибель миров. Вселенная бесконечна, как и бесконечно пространство. Лукреций полагал, что жизнь возникла путем самозарождения из "первоначал". Организмы в прошлом возникли в определенном порядке, а именно: растения, животные, люди. Лукреций отрицал учение о переселении душ, утверждал неразрывную связь тела и души, духа. Он также выступал против страха смерти, считая что смерть - это избавление от страданий, а страх смерти возникает вследствии незнания людьми законов природы. В учении о познании Лукреций исходит из того, что чувственное восприятие дает им объективное знание действительности. Ощущения он понимает как образы, которые истекают от предметов.

Лукреций, как и Эпикур, считал не только допустимым, но и необходимым множественность объяснений природных явлении. Для каждого явления возможны самые разнообразные объяснения, и каждое объяснение будет вполне приемлемо. Лукреций вслед за Эпикуром повторяет пример в подтверждение этой своей позиции. Можно считать верным и то, что каждый день возникает новое солнце, и то, что на небе появляется прежнее светило. Одинаково правильно и то что Луна шаровидна и сияет отраженным от Солнца светом, и то, что Луна сияет собственным светом. Хотя Лукреций верит в познаваемость мира, он полагает, что при современном состоянии науки нельзя дать определенный ответ. В вопросе понимания общества он стремился все объяснить естественным путем. Первобытные люди жили в полудиком состоянии и только развитие материальной культуры приводит к возникновению общества. Как и Эпикур, он считал, что общество - это продукт взаимного соглашения людей.

Этические воззрения Лукреция сводятся к эпикурейским принципам счастливой жизни, при которой счастье достигается познанием. Однако Лукреций привносит в этическую концепцию нечто новое. Если для Эпикура жизнь состояла в незаметном существовании, то Лукреций в своей жизни, напротив, занимается активной общественной деятельностью. Хотя теоретически он и ценит покои как цель счастливого человека, но выступает против всего в обществе, что ведет к нарушению социального порядка. Так, он очень резко осуждал проявления нравственного разложения в знатном римском обществе.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Сочинения:

De rerum natura, Oxf., 1947;

В рус. пер.- О природе вещей, т. 1, М.- Л., 1946;

De rerum natura libri sex, издания: К.Müller. Ζ., 1975;

M.F.Smith (Loeb Classical Library). L.–Cambr., 1975;

J.Martin (Bibliotheca Teubneriana). Lpz., 1963;

в рус. пер.: О природе вещей, ред. и перевод Ф.А.Петровского, т. 1. М.–Л., 1945.

Литература:

Holland L.A. Lucretius and the Transpadanes. Princeton, 1979;

Schmidt J. Lukrez und die Stoiker. Quellenuntersuchungen zu De rerum natura. Marburg/Lahn. 1975;

Nichols Jr., J.H. Epicurean Political Philosophy. The De rerum natura of Lucretius. Ithaca, 1976;

Roberts L. A Concordance of Lucretius. N. Y.–L., 1977;

Bollack M. La raison de Lucrèce. P., 1978;

Clay D. Lucretius and Epicurus. Ithaca, 1983.

О природе вещей, вступ. ст. ф. А. Петровского, М., 1958.

Лукреций. О природе вещей, тт. 1–2. М. – Л., 1947

Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983

Лукреций К. Т., О природе вещей, т. 2, М.- Л., 1947 (статьи и комментарии к тому);

Лосев А. Ф., Лукреций, в кн.: Античная литература, М., 1963;

Gогdоn С. A., A bibliography of Lucretius, L., 1962;

Sallmann K. G., Die Natur bei _Lukrez, Koln, 1962;

Boyance P. Lucrèce et l"épicurisme. P., 1963;

Boyanсё P., Lucrece. Sa vie, son oeuvre, avec un expose desa philosophie, P., 1964.


Кар Лукреций (99-55 гг. до н. э.) - выдающийся римский поэт-философ, материалист. В своём произведении «О природе вещей» Лукреций в поэтической форме излагает философию атомистического материализма. В полном согласии с греческими философами (см.) и (см.) он провозглашает основные положения материализма: в мире нет ничего, кроме вечно существующей материи, состоящей из мелких, неделимых частиц - атомов. Вселенная, по Лукрецию, бесконечна и состоит из бесчисленных миров, вечно возникающих, развивающихся и гибнущих. Лукреций опровергает учение идеалистов и жрецов религии о сотворении мира богом, «Из ничего не творится ничто ив божественной поле»,- говорил он.

Всё разнообразие вещей в мире, по учению Лукреция, есть только разнообразие сцепления частиц материи, атомов. Уничтожение вещей есть только распад атомов. Ни один атом не может быть уничтожен. Основным условием образования вещей природы, по мысли Лукреция, является наличие пустоты. Материя и пустота составляют единство, без которого невозможно движение, а следовательно, сцепление и распад атомов. В вопросах теоретико-позна-
нательных Лукреций стоял на позициях познаваемости объективного мира. Источником познания внешнего мира являются чувственные восприятия. Будучи многообразными по форме (круглые, угольные, шероховатые, гладкие и т. д.), атомы воздействуют на органы чувств человека, вызывая различные восприятия. Чувства служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание.

«Ибо не только надет всякий разум тогда, но погибнет самая жизнь вместе с ним, коль ты ввериться чувству не смеешь...»
Лукреций выступал с критикой религиозных предрассудков: религия, по его мнению, является источником людских злодеяний. Корни религии - в страхе человека перед непознанными явлениями природы: первых богов на земле создал страх. Полагая, что достаточно разъяснить человеку истинные причины природных явлений, как религиозные предрассудки будут уничтожены, Лукреций в поэме «О природе вещей» большое внимание уделил описанию явлений природы (гром, молния, дождь и т. д.). Материалистическая философия Лукреция и его атеизм содействовали распространению науки и оказали огромное влияние на всё последующее развитие материализма.

(см.), Ванини, Фассенди (см.) возрождают атомистический материализм Эпикура- Лукреция. Французские материалисты XVIII в. . кже отдают большую дань материалистической философии Лукреция Кара. Римского философа высоко ценил Н. Г. (см.). По своим политическим взглядам Лукреций был идеологом рабовладельческой демократии, боролся против аристократии, но рабов призывал к покорности. Развитие общества, по Лукрецию, - поступательный процесс. Источник этого развития он видит в разуме. Таким образом, воззрения Лукрецияна общество-идеалистические. Произведение Лукреция Кара «О природе вещей» отразило уровень знаний и материалистические идеи того времени. Книга эта несколько раз издавалась на русском языке.