Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Формирование административно командной системы управления экономикой. Командно-административная система в ссср и ее последствия. Словарь терминов и понятий

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (КОНЕЦ 1920-Х – 1930-Е ГГ.)

На исходе первого десятилетия советской власти советское общество вступило в новый период политического и экономического развития, итогом которого стали сложившаяся в 1930-1940-е гг. командно-бю­рократической система и тоталитарный политический режим. Опреде­ляющее влияние на развитие событий оказали политические процес­сы, происходившие в то время в СССР, в частности обострение политической ситуации в стране, связанное с усилившейся после смерти В.И. Ленина борьбой за власть внутри большевистской партии и последовавшим возвышением И.В. Сталина.

В конце 1920-х гг. в результате сложной политико-идеологической борьбы среди партийных лидеров победила линия на свертывание нэпа, который оказался ненужным в условиях крепнувшей административно­-командной системы управления. Эту линию отстаивал Сталин, сумев­ший благодаря ловкой аппаратной игре укрепить свои позиции в выс­ших эшелонах партийной элиты и потеснить других не менее известных «наследников» Ленина, боровшихся за власть.

Сохранявшемуся некоторое время в партии предубеждению про­тив политики «большого скачка» Сталин противопоставил находив­шую поддержку среди части большевистских лидеров популистскую установку на быстрое построение социализма в одной стране.

Состоявшийся в апреле 1929 г. пленум ЦК ВКП(б) поддержал ста­линскую популистскую программу «наступления социализма по всему фронту» и ускоренного превращения страны в передовую промыш­ленную державу. Были пересмотрены плановые задания индустриали­зации в сторону их повышения. Таким образом, уже здесь обнаружились свойственные Сталину увлечение администрированием, забегание вперед, волюнтаристские методы управления. Со временем субъекти­вистское планирование становится основной чертой управления раз­витием народного хозяйства в СССР.

Необходимость проведения форсированной индустриализации, приобретавшей характер «скачка», сталинское руководство аргумен­тировало обострением международной обстановки в конце 1920-х гг., угрозой войны со стороны «капиталистического окружения». Однако этот жупел часто использовался в качестве удобного повода для навя­зывания завышенных темпов модернизации общества, свертывания демократии.

Особенностью сталинской индустриализации являлось то, что приоритет отдавался развитию прежде всего тяжелой промышленно­сти в ущерб легкой и сельскому хозяйству. Хроническое отставание этих отраслей стало со временем главной особенностью советского народного хозяйства. Государственное управление с конца 1920-х гг. функционировало на основе пятилетних планов, имевших силу закона, которые нередко пересматривались произвольно в сторону увеличения.


Осенью 1929 г. был объявлен курс на форсиро­ванную коллективизацию сельского хозяйства, характер которой от­разил результаты администрирования и забегания вперед. 5 января 1930 г. вышло специальное постановление ЦК ВКП(б) «О темпах кол­лективизации и мерах помощи государства колхозному строительст­ву», которое провозглашало проведение сплошной коллективизации в большинстве районов страны. Проводя коллективизацию, сталинское руководство преследовало цель сделать из колхозов контрагентов государства по внерыночному изъятию хлеба и сырья у крестьян для успешного проведения индустриа­лизаuии.

Изменение внутриполитического курса повлекло за собой смену политического руководства страны, вытеснение, а затем и уничтожение Сталиным старых партийных кадров. В 1927 г. по обвинению в организа­ции контрдемонстрации в связи с празднованием 10-летия Октябрьской революции из партии были исключены Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев. В 1929 г. был снят с поста редактора «Правды», а затем вы­веден из состава Политбюро Н.И. Бухарин, недавний союзник Сталина в борьбе с «левой» оппозицией. В том же году из страны был выдворен Троuкий, снят с поста председателя Совнаркома и заменен В.М. Моло­товым сторонник Н.И. Бухарина А.И. Рыков.

В конце 1920-х гг. обозна­чился поворот сталинского руководства к практике репрессий, который был начат в 1928 I: широкой кампанией борьбы против «вредительства» и завершился физическим уничтожением всех находившихся в оппозиции к Сталину крупных пар­тийных лидеров во второй половине 1930-х гг.

С победой «генеральной линии» Сталина на строительство социа­лизма в одной стране и ускоренную индустриализацию началось на­ступление на демократические институты, возникшие в период нэпа. Были проведены грандиозные чистки местных Советов, все они ставились в жесткую зависимость от финансовых возможностей цен­тра, стали финансироваться по остаточному принципу из средств, ос­тавшихся от финансирования индустриализаuии. С 1928 г. были за­крыты откомхозы и ГУКХ. НКВД больше не занимался вопросами местного самоуправления и не курировал местное хозяйство. Вместо него было создано ОГПУ - орган надзора за населением и каратель­ный орган диктатуры пролетариата.

На этом фоне вполне закономерной представляется задуманная и проведенная сталинским руководством административно-территори­альная реформа 1928-1930 гг., окончательно похоронившая надежды на возрождение института самоуправления в России. В связи с этим области «нарезались» по преимушеству волевым решением, их размеры в 2 раза превышали бывшие губернии. В то же время создание районов, формировавшихся под лозунгом «смычки города и деревни» и занима­вшихся как сельским хозяйством, так и промышленностью, привело к фактическому уничтожению специализированных сельских властей. По тем же политическим мотивам города были «разрезаны» на районы, органы власти которых наделялись компетенцией, аналогичной той, что имела городская власть. В результате создавалась жесткая верти­каль, в которой власти разных уровней неизбежно сталкивались в сфе­рах компетенции и финансов, что давало возможность центру вмеши­ваться и решать споры в своих интересах. К концу 1920-х гг. работа эта в основном была завершена: в Российской Федерации утвердилась новая так называемая трехзвенная система - район, округ, область (край); в ос­тальных союзных республиках - двухзвенная (район, округ).

Проведение политики ускоренной индустриализации потребовало серьезных изменений в системе управления промышленностью.

В 1920-е гг. оно строилось на сочетании функционального (Госплан, Рабкрин, Комиссия ГОЭЛРО, ГПУ и т.д.) и отраслевого (отраслевые наркоматы) принципов руководства с преобладанием одного из них. Для 1930-х гг. было характерно преобладание отраслевого принципа управления, усиление тенденции к единоначалию и централизации в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. На­чало этому процессу было положено принятым в январе 1932 г. поста­новлением ЦИК СССР о перестройке управления промышленнос­тью. Формально отказ от преобладавшего до этого функционального принципа построения партийного и государственного аппарата был объявлен на ХVII съезде ВКП(б) (январь - февраль 1934 г.). В марте 1934 г., исходя из указаний съезда, было принято специальное поста­новление ЦИК и СНК СССР, согласно которому органы государст­венного управления должны были быть перестроены на основе про­изводственно-отраслевого и территориального принципов. Реализация постановления 1934 г. сопровождалась дроблением, разукрупнением практически всех наркоматов. Был упразднен единый промышленный наркомат – ВСНХ, его органы в губерниях, краях, областях, округах. Вместо него созданы три отраслевых наркомата: Наркомат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяж, НКТП), Наркомат легкой про­мышленности СССР (Наркомлегпром) и Наркомат лесной промыш­ленности СССР (Наркомлеспром). В 1934 г. к ним добавился четвер­тый - Наркомат пищевой промышленности, в 1939-м их было уже 21 (из НКТП в 1936 г. выделились Наркомат оборонной промышленно­сти и Наркомат машиностроения). Из Наркомата путей сообщения был выделен Наркомат водного транспорта, из Наркомзема – Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. В мае 1939 г. был создан Наркомат по строительству, который возглавил управление огромным строительным производственным комплексом. На базе наркомата топливной промышленности были созданы Наркоматы нефтяной и угольной промышленности, а также Наркомат электропромышленности.

Наркомат труда был упразднен и слит с ВЦСПС (средства госстраха, санатории, дома отдыха, научные институты, – это был орган общественного управления, который руководил сферами организации труда.

Возникновение двух десятков промышленных наркоматов усилило государственное управление бурно развивавшейся индустриализации страны, механизацию и машинизацию процессов в различных областях. Одно­временно открывались широкие возможности для «перетряхивания» аппарата, проведения чисток органов управления, без которых немыслима административно- командная система. Разукрупнение наркоматов и их дробление способствовало воз­никновению и развитию ведомственности, со временем составившей специфику советской хозяйственной системы. В рамках этой системы управления отраслевые наркоматы превращались в замкнутые адми­нистративно-хозяйственные единицы (ведомства), выступавшие од­новременно в роли центральных органов государственного управле­ния и органов хозяйствования.

Вместе с тем, усиливались общесоюзные начала, централизация, бюрократизация, повышалась ответственность за реализацию «директив партии и правительства». Резко возросли объем и параметры государственного управления, роль союзных органов и иисполнительного аппарата, численно вырос управленческий аппарата, который становился все более громозким («многозвенным»). Исполнительный аппарат становился главным звеном управления, действовал директивно и жестко.

Другим негативным последствием проведенной реформы управле­ния промышленностью стал стремительный рост управленческого ап­парата. По данным переписи населения 1939 г., за 10 лет он вырос в 6 раз. С целью установления контроля над вновь создаваемыми наркомата­ми и координации их деятельности власть вынуждена была создавать новые бюрократические надстройки. Концентрация власти в руках общесоюзных государственных и партийных органов вела к еще большему росту управленческого аппа­рата, сопровождалась бюрократизацией государственной жизни. В не меньшей мере этому способствовала нехватка образованных, квалифицированных специалистов-управленцев, обусловливавшая низкий уровень качества и эффективности управления, который правящая элита пыталась компенсировать приданием государственному управлению жестко бюрократического, командно-административного характера. Личный состав органов управления формировался из грамотных специалистов, за счет рабочих и крестьян («выдвиженцев»), ускоренного обучения их на различных курсах, рабфаках, учебных заведениях.

В этих условиях значительно возрастала роль контрольных и карательных органов в системе власти и управления. Помимо вновь со­зданного в 1934 г. Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД СССР), осуществлявшего всеобщий административный надзор (к НКВД перешли от ОГПУ функции политической полиции), дейст­вовали различные узковедомственные органы контроля (финансового, планового и т.д.). Все они были строго централизованы и работали в масштабах СССР, независимо от Советов.

Во всей системе управления усиливалось общесоюзное начало. К концу 1940 г. в правительстве СССР имелось 25 общесоюзных наркомата и 16 союзно-республиканских. Для координации их действий были созданы шесть хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по товарам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам соответствующего профиля и фактически руководили ими. В состав каждого совета входили 3-5 человек во главе с заместиолеме Предмедателя Совнаркома.

Расширение бюрократического аппарата вызвало необходимость совершенствовать политический контроль над ним. Осуществлявший эту функцию Наркомат внутренних дел был ранее отягощен не свойственными ему функциями (управление дорогами, картография, переселенческое дело и т.д.) В феврале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата: Наркомат внутренних дел и Наркомат Государственной безопасности (который руководил и внешней разведкой в том числе).

Произошедшие к середине 1930-х гг. изменения в экономическом, социальном и политическом развитии советского общества были за­креплены в принятой VIII Чрезвычайным Всесоюзным съездом Сове­тов (5 декабря 1936 г.) Конституции СССР. Конституция объявила о завершении построения основ социализма, формировании едино­укладной плановой экономики и утверждении социалистической собственности как основы советского строя, разгроме кулачества и победе колхозного строя. Были отменены существовавшие в первых советских конституциях ограничения в избирательных правах, вводи­лось всеобщее, прямое и равное избирательное право, что, однако, не ме­няло существа дела в условиях сохранения однопартийной системы, не предполагавшей проведение альтернативных выборов. Ст. 126 Конституции говорила о ВКП(б) как о руководящем ядре всех общественных и государственных организаций трудящихся.

С принятием Основного закона была изменена структура государст­венной власти. Прекратила существование прежняя система съездов Советов. Высшим органом государственной власти стал Верховный Со­вет СССР, первые выборы в который были проведены в декабре 1937 г. Была изменена также система местных Советов. Прежние Советы рабо­чих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящuxся. Упразднялись региональные съезды Со­ветов. Распорядительными органами на местах, как и прежде, являлись исполкомы Советов, в руках которых находилась реальная власть. По аналогии с прежним союзным ЦИК Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Нацио­нальностей, в равной мере наделенных правом законодательной ини­циативы. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам, члены Совета Национальностей - по устанавливаемой норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов - от автономной республики, 5 - от автономной облас­ти, 1 - от автономного округа. Основной формой работы Верховного Совета СССР являлись сессии, созываемые согласно Конституции два раза в год. Верховный Совет СССР на совместном заседании обе их палат избирал Президиум Верховного Совета СССР в составе 37 че­ловек (председателя, 11 заместителей в соответствии с числом союз­ных республик, секретаря и 24 членов). В его функции входили: созыв сессий Верховного Совета, толкование законов, издание указов, рос­пуск палат и назначение новых выборов.

В отличие от Верховного Совета СССР, Верховные Советы союз­ных республик не были двухпалатными, поэтому их национальные меньшинства могли отстаивать свои интересы только через Совет На­циональностей Верховного Совета СССР. Конституция существенно расширила полномочия общесоюзных органов. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, равно как и право решения вопросов трудового законодательства, законодатель­ства о суде и административно-территориального устройства.

Конституция 1936 г. не внесла каких-либо существенных измене­ний в структуру и характер функционирования исполнительной вла­сти. Высшим исполнительным органом оставался Совет народных ко­миссаров СССР, осуществлявший управление отраслями народного хозяйства через наркоматы, комитеты и комиссии. СНК формировался Верхов­ным Советом СССР и в своей деятельности был подотчетен ему и его Президиуму. В Конституции СНК СССР определялся как высший ис­полнительный и распорядительный орган государственной власти.

Несмотря на ряд новаций в структуре государственных органов, ха­рактер политического режима оставался прежним. Государственная власть в стране к середине 1930-х гг. находилась полностью в руках узко­го круга партийной элиты. Принцип назначения на ответственные должности сформировался как номенклатурный принцип партийного руководства, когда партийные инстанции активно формировали персональный состав органов власти и управления через составление списков номенклатурных должностей. К концу 1930-х гг. номенклатурный принцип охватил выборные органы власти, всю систему государственного и общественного управления, хозяйственные должности, что породило партийную деспотию и безответственность кадров перед народом.. Советы стали властью для трудящихся через партийно-государственную администрации, которые сконцентрировали у себя власть и управление, а участие широких масс в управлении становилось формальностью, которая прикрывала диктат партийно-государственной бюрократии. Партийным инстанциям исподволь передаются многие чисто государственные функции. Широко практиковалось совмещение партийных и государственных должностей. Все принимаемые выс­шими органами государственной власти нормативно-правовые акты, будь то решения Верховного Совета СССР, указы его Президиума или постановления Совнаркома СССР, подлежали предварительному рас­смотрению и санкционировались Политбюро ЦК партии.

Показательно, что идеология государственности, представления о скором отмирании государства в процессе перехода к социализму была постепенно заменена идеологией сильного государства. На XVIII съезде ВКП(б) 1939 г. было заявлено о сохранении государства не только при социализме, но и при победе коммунизма в одной стране. Одновременно был сформулирован тезис о возрастающей руководящей роли партии в государственном управлении и жизни общества.

Контрольные вопросы:

1. С чем связан во внутренней политике СССР отход от политики нэпа и переход к политике построения коммунизма в одной стране? Кто является инициатором этого процесса?

2. Как сказалась на развитии системы государственного управления СССР внутрипартийная борьба 1920-х гг.?

3. Какую цель преследовало проведение в стране политики индустриализации? Была ли эта цель достигнута?

4. Опишите структуру управления экономикой СССР в 1930-х гг.

5. В чем была насущная необходимость принятия новой советской конституции в середине 1930-х гг.?

6. Найди отличия в системе органов государственного управления по Конституции СССР 1924 г. и Конституции СССР 1936 г.

7. Назовите признаки тоталитарного режима в СССР в 1930-х гг.

8. Дайте определение административно-командной системы и назовите ее характерные признаки.

9. Что такое номенклатура и как она формировалась?

10. Назовите структуру, реально осуществлявшую политическую власть в СССР в 1920-1930-е гг.

В 1930-е гг. в СССР происходит оформление тоталитарного режима.

Тоталитарным считают такое общество, в котором: 1) ликвидирована многопартийная система, во главе стоит одна партия (правящая); 2) правящая партия срастается с государственным аппаратом и подчиняет его себе; 3) господствует единая, общеобязательная идеология; 4) все общественные организации и все общественные отношения напрямую контролируются государством; 5) существует разветвленный полицейский аппарат, который проводит репрессии в отношении граждан; 6)гражданские свободы значительно ограничены.

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, которая базировалась: 1) на огосударствлении средств производства; 2) директивном планировании и ценообразовании; 3) ликвидации всех основ рынка.

В СССР командно-административная система сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации.

Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже в 20-е гг. XX в. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало реальностью в тот же период времени:

  • 1) в 20-х гг. в руководстве ВКП(б) проходил ряд острых схваток в борьбе за власть: на XIII партконференции в январе 1924 г. были осуждены сторонники Л.Д. Троцкого, так называемая «левая оппозиция», которая призывала к сворачиванию НЭПа и к борьбе с бюрократией. В 1929 г. Троцкий был выдворен из СССР и жил в Мексике, пока в 1940 г. не был зарублен Р. Меркадером по заданию НКВД;
  • 2) на XIV съезде партии в декабре 1925 г. потерпела поражение «новая оппозиция» Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева. Окончательный же разгром данной оппозиции произошел уже на XV съезде партии. В 1935 г. Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев были расстреляны; 3) «правая оппозиция» во главе с Н.А. Бухариным, осужденная в 1928 г., вообще была надумана Сталиным, так как ни Бухарин, ни его сторонники не претендовали на власть. Н.А. Бухарин и в 30-е гг. оставался видным партийным идеологом, что не помешало Сталину объявить его «врагом народа» и казнить в 1938 г. После разгрома оппозиций партия большевиков в СССР в 30-х гг. стала отлаженным механизмом: единым, строго централизованным, жестко соподчиненным. Были ликвидированы всякое инакомыслие, элементы партийной демократии, ушли в прошлое дискуссии и обсуждения. Коммунистическая партия стала единственной законной политической организацией. Советы, которые формально были главными органами диктатуры пролетариата, работали под ее контролем, любые государственные документы сначала принимались Политбюро и Центральным Комитетом ВКП(б) и только после этого оформлялись как постановления правительства. Ведущие деятели партии одновременно занимали руководящие посты в государстве.

Выработанная официальная идеология стала духовной основой тоталитарного общества в СССР: главные идеи в понятной, простой форме внедрялись в сознание народа в виде лозунгов, песен, стихотворений, лекций по изучению «Краткого курса истории ВКП»; абстрактные призывы обретали свою плоть и кровь, становились конкретными и близкими в любимых песнях, кинофильмах, книгах, стихотворениях, газетных и журнальных публикациях. Они внушали любовь, трепет, уважение, которые граничили со страхом.

Политической основой СССР признавались Советы депутатов трудящихся, но за ВКП(б) закрепилась роль руководящего ядра. Принцип разделения властей совершено отсутствовал. На бумаге - одна из самых демократичных на планете, в действительности «сталинская конституция» не имела ничего общего с политической практикой.

Стержнем, на котором строилась политическая система в стране в 1920-1930-е гг., стала Коммунистическая партия, которая соединяла в себе партийный и государственный аппарат.

Партийную иерархию возглавлял И.В. Сталин, который в 1922 г. занял пост Генерального секретаря ЦК РКП (б), после чего постепенно сконцентрировал в своих руках неограниченную власть: 1)Сталину удалось одержать победу во внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась после смерти В.И. Ленина между ведущими партийными лидерами (Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым, Г.Е. Зиновьевым, Н.И. Бухариным);

  • 2) партийная власть в рамках государственно-политической системы давала ему абсолютный контроль над всеми рычагами управления обществом;
  • 3) Генеральному секретарю подчинялись высшие руководители партии, которые занимали одновременно руководящие государственные посты как в союзных, так и республиканских органах. Сформировался обособленный привилегированный слой партийно-государственной бюрократии - партноменклатура. Упрочению однопартийной политической системы послужила принятая в 1921 г. на X съезде РКП (б) резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппозиционности к генеральной линии ЦК.

Важным звеном в политической системе советской власти продолжал оставаться аппарат насилия - ВЧК, переименованная в 1922 г. в Главное политическое управление. ГПУ следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы и лагеря. Особо жесткими стали действия органов государственной безопасности в 1930-е гг. после образования Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и убийства руководителя ленинградских коммунистов С.М. Кирова.

Сталин использовал этот случай для борьбы со своими оппозиционерами, упрочения собственной власти, насаждения атмосферы доносительства и страха.

Культ личности Сталина как вождя общества стал элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам народа, простого и доступного лидера партии и народа Сталин умело пользовался своей властью и настроением народных масс. Так, во время сфабрикованных политических дел, в частности «московских процессов», многие кричали «Ура!», требовали наказать врагов народа.

Миллионы советских людей, которые были вовлечены в историческое действие, «стахановцы», «ударники» и т. д., были активными сторонниками сталинского режима.

В 1937-1938 гг. политический террор достиг наивысшего размаха. Но карательные действия применялись к «шпионам и диверсантам», «виновным», «дезорганизаторам производства». В 1935 г. был принят закон о наказании членов семьи врагов народа.

Ужесточение политического режима в стране, однако, не помешало И.В. Сталину сделать уже в середине 1930-х гг. вывод о победе социализма в стране.

Законодательно это положение было закреплено в Конституции 1936 г. Согласно этой Конституции политическую основу общества составили Советы депутатов трудящихся.

Высшим органом власти провозглашался Верховный Совет СССР, состоящий из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей.

Конституция закрепила федеративное устройство страны.

Политика «жесткой руки» в отношении тех, кто выступает против официальной установки руководства, против инакомыслящих, сохранялась и в послевоенное время, вплоть до самой смерти Сталина.

В декабре 1925 г. XIV съездом ВКП(б) был взят курса индустриализацию. Целью индустриализации было превращение СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую. Машинную технику планировалось внедрить во все народное хозяйство и на этой основе добиться ускоренного развития. Преимущественная роль отдавалась тяжелой промышленности.

Большевики отвергли экономическую концепцию «буржуазной» интеллигенции (видных экономистов А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, С.Н. Прокоповича, Б.Д. Бруцкуса), видевшей в сельском хозяйстве и рыночной экономике главный источник национального богатства. Их позиция, поддержанная наркомом финансов Г.Я. Сокольниковым, была расценена как «аграрная» и «народническая».

Внутри партии большевиков по вопросу об индустриализации столкнулись два направления. «Левое», наиболее последовательно отстаиваемое Л.Д. Троцким, Е.Л. Преображенским и Г.Л. Пятаковым, стояло за преимущественное развитие тяжелой промышленности. «Правое» направление, главным теоретиком которого был Н.И. Бухарин, а проводником этих идей в ВСНХ - Ф.Э. Дзержинский, настаивало на продолжении нэпа. Заместитель председателя ВСНХ Пятаков выступал за планируемую, централизованную индустриализацию при абсолютном приоритете тяжелой промышленности. Поддерживавший его Троцкий настаивал на установлении «диктатуры промышленности».

Ф.Э. Дзержинский, возглавивший в 1924 г. ВСНХ, ратовал за развитие легкой промышленности, которое принесло бы государству временные, но быстрые прибыли и частично удовлетворило бы запросы крестьян. В июле 1926 г. произошел конфликт между Дзержинским и Пятаковым относительно экономической ориентации ВСНХ. После смерти Ф.Э. Дзержинского курс на «сверхиндустриализацию» был продолжен новыми руководителями ВСНХ.

Наиболее полно этот курс воплотился в первом пятилетнем плане (1928/29-1932/33), рассчитанном на форсированное создание социалистической промышленности. Главной задачей пятилетки стало превращение страны из аграрно-индустриальной в индустриальную. Раздел, посвященный развитию промышленности, подготовленный под руководством председателя ВСНХ В.В. Куйбышева, предусматривал среднегодовой прирост промышленной продукции в объеме 19-20%. Столь высокие темпы развития требовали максимального напряжения сил в стране. Однако очень скоро и эти форсированные планы были пересмотрены в сторону резкого увеличения. Новые, «откорректированные» контрольные цифры не имели под собой реальной экономической основы и к концу пятилетки не были выполнены по большинству видов продукции.

К апрелю 1926 г. относится создание объединенной, очень разнородной оппозиции, получившей название «троцкистско-зиновьевского блока». В него вошли Г.Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, поддержавшие их Л.Д. Троцкий, Г.Л. Пятаков, Н.К. Крупская, Х.Г. Раковский, И.Т. Смилга и др. Оппозиция выступила против сталинского тезиса о возможности построения «социализма в одной, отдельно взятой стране», считая, что Сталин предает не только мировую, но и русскую революцию в угоду нэпу. Они выступали также против запрета X съездом партии фракционной борьбы и резолюции о необходимости подчинения партийного меньшинства партийному большинству.

Объединение было непрочным, так как все его участники были едины в своей неприязни к Сталину, но не имели большого политического влияния, утратив за последние годы свои посты в партийном и государственном руководстве. На пленуме ЦК ВКП(б) в октябре 1926 г. оппозиция была идейно разгромлена, Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев отстранены от руководящих постов в партии. В 1927г. в день 10-летия Октября оппозиция организовала параллельные официальные демонстрации своих сторонников в Москве и Ленинграде. Руководители «троцкистско-зиновьевского блока» и 93 оп­позиционера, включая Л.Б. Каменева, были исключены в 1927 г. из партии. В начале 1928 г. Л.Д. Троцкий был выслан в Алма-Ату, а еще через год - за пределы СССР. Зиновьев и Каменев, вынужденные «признать свои ошибки», были восстановлены в партии. XV партийная конференция (1927) единогласно приняла тезисы Сталина о возможности «построения социализма в одной, отдельно взятой стране», что означало его полную победу над своими политическими противниками внутри партии в этом вопросе.

Дальнейшие споры между противниками нэпа и его сторонниками привели к окончательному оформлению «правой оппозиции». Ее возглавили Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и М.П. Томский, имевшие большое влияние в учреждениях, занимающихся планированием. Концепция индустриализации Бухарина была напрямую связана с продолжением нэпа, предполагавшего прежде всего последовательно развивать рыночную экономику.

30 сентября 1928 г. Бухарин опубликовал в «Правде» «Заметки экономиста», в которых излагал экономическую программу оппозиции. Он объяснял кризис в стране ущербностью планирования, ошибками в политике ценообразования, дефицитом промышленных товаров, неэффективностью помощи сельскохозяйственной кооперации. Взамен он предлагал изменить экономический курс за счет определенных уступок крестьянству, таких как открытие рынков, повышение закупочных цен на хлеб, а При необходимости и закупка хлеба за границей.

Создавать колхозы, по мнению Бухарина, можно было только в том случае, если они окажутся более жизнеспособными, чем индивидуальные хозяйства, а индустриализация необходима, только если она «научно спланирована», проводится с учетом инвестиционных возможностей страны и в тех пределах, в которых она позволит крестьянам свободно запасаться продуктами. В одном из своих выступлений он призывал крестьян «обогащаться, не боясь никаких репрессий», и считал, что даже зажиточные крестьяне могут «врасти» в социализм.

Однако отказ от централизации в экономике неизбежно привел бы и к отказу от централизации в политической жизни, подрыву права партии на управление. Несмотря на высокий научный уровень, статья Бухарина стала поводом для создания мифа об «оппозиции справа», опасном уклоне в партии, конечная цель которого - реставрация капитализма в СССР. В ноябре 1928 г. пленум ЦК партии единогласно осудил «правый уклон», от которого Бухарин, Рыков и Томский отмежевались.

По мнению Сталина, критическое положение на сельскохозяйственном фронте, приведшее к провалу хлебозаготовительной кампании и въедешш в 1928 г. карточной системы в городах, было вызвано действиями кулаков и других враждебных сил, стремящихся к «подрыву советского строя», В июне 1929 г. печать сообщила о начале нового этапа - «массовой коллективизации». Вслед за этим 31 октября 1929 г. «Правда» призвала к сплошной коллективизации, а в статье Сталина «Год великого перелома» утверждалось, что «середняк повернулся лицом к колхозам». Было принято решение о переходе к сплошной коллективизации. Это означало конец нэпа.

Построение мощной, независимой военно-промышленной державы с огосударствленной экономикой, какой виделся Советский Союз сталинскому руководству, требовало наряду с индустриализацией реши­тельного преобразования аграрного сектора экономики, в котором преобладало частнособственническое, мелкое крестьянское хозяйство. Само по себе создание крупного машинного сельскохозяйственного производства наряду с индустриальной модернизацией было необходимо. Вопрос состоял в том, каким путем достичь прогресса в сельском хозяйстве. Естественно-эволюционному процессу был противо-поставлен путь форсированной сплошной коллективизации. Сплошная коллективизация проводилась в условиях; когда материально-техническая база для ее проведения создавалась одновременно с созданием колхозного строя.

Специальная комиссия, возглавляемая наркомом земледелия Я.А. Яковлевым, разработала график коллективизации, обнародованный 5 января 1930 г. постановлением ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Постановление наметило завершить сплошную коллективизацию зерновых районов поэтапно к концу пятилетки. В соответствии с ним Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье подлежали «сплошной коллективизации» уже к осени 1930 г., другие зерновые районы - на год позже. Лучшей формой коллективного ведения хозяйства признавалась сельскохозяйственная артель как более передовая по сравнению с товариществом по обработке земли. Земля, скот, техника в артели обобществлялись.

Другая комиссия во главе с В.М. Молотовым занималась вопросом об участи кулаков на основании провозглашения Сталиным перехода от политики ограничения кулачества к политике ликвидации его как класса. «Раскулачивание» стало составной частью процесса коллективизации. Кулаки были разделены на три категории: в первую вошли те, которые занимались контрреволюционной деятельностью во вторую - те, кто не оказывал активного сопротивления советской власти, но, будучи эксплуататорами, «содействовали контрреволюции». Эти две категории подлежали аресту и выселению в отдаленные районы страны (Сибирь, Казахстан), а их имущество конфисковывалось. Кулаки третьей категории, «лояльные по отношению к советской власти», осуждались на переселение в пределах своей области на необработанные земли.

По установившейся практике к кулакам было принято причислять всех, кто нанимал хотя бы одного сезонного рабочего, имел сельскохозяйственную технику, чуть менее примитивную, чем обычный плуг, или держал две лошади или четыре коровы. В 1920-е гг. кулаки составляли примерно от 750 тыс. до 1 млн семей, но их экономическое положение сильно пострадало после кризиса хлебозаготовок из-за постоянно растущих налогов. В итоге раскулачиванию подверглись десятки тысяч середняков. В некоторых районах от 80 до 90% середняков были осуждены как «подкулачники», их вина состояла в том, что они уклонялись от коллективизации. По современным данным, было раскулачено и сослано около 5 млн человек.

Для проведения коллективизации власти мобилизовали 25 тыс. рабочих. Силами местных властей и «двадцати пяти тысячников» началось поголовное принудительное объединение единоличников в коммуны, когда обобществлялись не только средства производства, но и личное подсобное хозяйство. Каждую декаду газеты публиковали данные в процентах о коллективизированных хозяйствах, но часто эти данные искусственно раздувались местными властями, и многие колхозы существовали лишь на бумаге. Результатом таких «побед» стала длительная дезорганизация сельскохозяйственного производства.

Реакцией на происходящее стала статья Сталина «Головокружение от успехов», появившаяся в «Правде» 2 марта 1930 г. В ней Сталин осудил так называемые «перегибы» - многочисленные нарушения принципа добровольности при организации, колхозов и раскулачивании, жертвами которого становились середняки, а также перескакивание от сельхозартели к коммуне, когда обобществлялся мелкий скот, птица, инвентарь, постройки. Вся ответственность за допущенные ошиб­ки возлагалась на местное руководство. Итогом статьи стало постановление ЦК ВКП(б) от 14 марта 1930 г. «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после которого начался массовый выход крестьян из колхозов.

С осени 1930 г. кампания заготовок зерна колхозами стала постоянным явлением и первоначально приносила государству больше зерна, чем удавалось получить в последние годы нэпа. Это побудило власти к продолжению политики коллективизации. К июлю 1931 г. процент коллективизированных хозяйств составлял приблизительно 57,5%. Июльский Пленум ЦК партии констатировал, что колхозное крестьянство стало центральной фигурой земледелия, а колхозы - основными производителями сельхозпродукции.

Но к концу лета 1931 г. хлебозаготовки начали давать сбои: снизились поступления зерновых. Назревал и становился неизбежным конфликт между идущими на всяческие уловки ради сохранения части урожая крестьянами, с одной стороны, и властями - с другой. Цель преодолеть сопротивление крестьян имел вступивший в силу 7 августа 1932 г. закон, позволявший приговаривать к высылке сроком до десяти лет за ущерб, наносимый колхозу.

Результатом чрезмерного давления на крестьянство был страшный голод в Поволжье, на Украине, Северном Кавказе и в Казахстане, от которого только на Украине погибло от 4 до 5 млн человек. В отличие от 1921 г., когда голод был официально признан и власти обратились за международной помощью, сведения о массовом голоде 1932- 1933 гг. в украинских деревнях полностью отрицались правительством и скрывались даже внутри страны.

После этой трагедии правительство вынуждено было пересмотреть методы проведения заготовок. Постановлением ЦК партии от 19 января 1933 г. заготовки объявлялись составной частью обязательного налога, взимаемого государством и не подлежащего пересмотру на местах. Государство брало на себя контроль за размерами посевных площадей и урожая в колхозах, несмотря на то, что по уставу сельхо­зартели эти вопросы подчинялись только общему собранию колхозников.

В 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников был принят новый Примерный устав сельскохозяйственной артели (вместо устава 1930 г.), который на долгие десятилетия вперед определил уклад жизни в деревне. Земля закреплялась за колхозами в «вечное пользование», устанавливались бригадный метод труда и оплата по трудодням. Колхозы обслуживались сельскохозяйственной техникой, которая была сосредоточена на государственных машинно-тракторных станциях (МТС).

Вопреки ожиданиям, коллективизация не привела к видимому росту сельскохозяйственного производства. Хотя в 1935 г. в городах была отменена карточная система, в 1936-1940-х гг. валовая продукция сельского хозяйства осталась на уровне 1924-1928 гг., т.е. доколхозной деревни. Вместе с тем колхозы позволили значительно увеличить заготовки государством сельскохозяйственной продукции, особенно зерна. В 1935 г., когда 98% всех обрабатываемых земель в стране были социалистической собственностью, государство изъяло у села более 45% всей сельскохозяйственной продукции, т.е. в три раза больше, чем в 1928 г. Государство покупало ее по ценам, едва покрывающим 20% себестоимости.

Для прикрепления крестьян к земле и колхозу на рубеже 1932- 1933 гг. был введен паспортный режим с пропиской по определенному месту жительства. Паспорта выдавались только жителям городов, а колхозники их не получили. Политика коллективизации, сопровождавшаяся- применением принудительных мер, способствовала укреплению командно-административной системы. Спустя некоторое время, в период индустриализации, столь же жесткие полицейско-бюрократические методы были применены в отношении других общественных групп.

Модернизация промышленности осуществлялась в годы трех довоенных пятилеток: I- 1928/29-1932/33 гг.; II- 1933-1937 гг.; III - 1938-1942 гг. (оказалась прерванной в июне 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны). За неполные три пятилетки были созданы новые отрасли промышленности: станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др. Построено 8900 предприятий союзного значения. Базой индустриализации стали Европейская часть РСФСР и Украина, где располагались старые промышленные районы и проживала основная часть населе­ния. Индустриальной перестройке подверглись также районы Урала и Сибири, где с конца 1930-х гг. усиленно велось строительство предприятий-дублеров.

В успехе первых пятилеток значительную роль играло социалистическое соревнование. Оно через встречные планы давало возможность резко поднять производительность труда за счет энтузиазма, сознательного и бескорыстного отношения к труду. Победителям стали присваивать звание Героя Социалистического Труда (первым это звание получил И.В. Сталин).

Сама идея соцсоревнования была не чем иным, как апелляцией к энтузиазму рабочего класса, способом все лучшие качества и устремления людей поставить на службу социалистическому строительству, не предполагала материального вознаграждения. В работе Сталина «К вопросу аграрной политики в СССР» обосновывалась мысль, во многом повторявшая идеи Е.Л. Преображенского, что рабочие в отличие от капиталистов могут довольствоваться минимальной прибылью или вообще не заботиться о ней. Не случайно тезис получил обоснование в 1929 г., когда отдача от обобществленных средств производства снизи­лась. В то же время инженеры и техники с самого начала понимали, что всякий рекорд, не подтвержденный соответствующими мерами по рациональной организации труда, скоро приведет к дезорганизации производства. Для простых рабочих очередной «трудовой подвиг» оборачивался произвольным и всеобщим повышением норм выработки.

Летом 1935 г. возникло стахановское движение, названное по име­ни донецкого шахтера А.Г. Стаханова. Его почин по многократному превышению дневной нормы развился и получил характер целого движения в различных отраслях промышленности. Руководство партии особо подчеркнуло революционный характер движения.

Одновременно были приняты меры по укреплению дисциплины труда. Значительно повышались полномочия директоров предприятий. Вводилась новая система оплаты труда -, сдельная, в соответствии с законом 1931 г. объем социальных благ был поставлен в прямую зависимость от непрерывности стажа на предприятии. В сентябре 1932 г. были введены обязательные трудовые книжки, в которых отмечались все прежние места работы. Уменьшению текучести рабочей силы способствовала введенная система прописки. Неявка на работу сурово каралась по закону от 15 ноября 1932 г., предусматривавшему немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек (до 1935 г.) и выселение с занимаемой площади. Постановлением от 8 января 1939 г. любое опоздание более чем на 20 минут приравнивалось к неоправданному отсутствию, а повторное опоздание вело к увольнению. Введение целого комплекса подобных мер выражало стремление власти добиться повышения производительности труда путем внеэкономического принуждения.

По новому законодательству, принятому 10 июля 1934 г., было создано Особое совещание - неконституционный внесудебный орган в системе государственной безопасности. Концепция новой «социалистической» законности генерального прокурора СССР А.Я. Вышинского изымала из юридического языка формулу «презумпции невиновности». Считалось, что суд принципиально не может установить объективную истину, так как преступление нельзя воспроизвести, поэтому цель суда - не поиск истины, а установление «вероятности» виновности обвиняемого. Объективные доказательства не требовались в случае, если человек признавался в совершении преступления. Признание человека, добытое при таких обстоятельствах, становилось главные аргументом обвинения. Если признания не было, достаточными оказывались возможность соучастия, наличие преступного замысла. Ответственность всех подсудимых становилась равной независимо от степени соучастия.

Политические процессы должны были поддерживать в людях ощу­щение драматизма момента и необходимости борьбы с происками подпольных вражеских организаций, уходящих корнями еще в дореволюционное прошлое. Многие обвиняемые, объявленные шпионами, вредителями, диверсантами, якобы были в прошлом агентами царской охранки, а значит, скрывающимися врагами, связанными к тому же с подпольным «троцкистско-зиновьевским центром», намеревающимся свергнуть советское правительство. Эти процессы преследовали конкретную цель - добиться окончательного политического разгрома всех несогласных с генеральной линией партии и просто недовольных.

1 декабря 1934 г. был убит СМ. Киров, член Политбюро, секретарь ЦК и Ленинградского ГК партии. Принятое в этот же день новое постановление о порядке рассмотрения обвинений в подготовке или совершении террористических актов поставило следствие и суд по этим делам в условия, исключавшие объективное выяснение всех обстоятельств дела. На следствие отводилось не более десяти дней. Дела рассматривались без прокурора и адвоката. Обжалование и помилование не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

ОГПУ был преобразован в наркомат внутренних дел (НКВД), который последовательно возглавляли Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, превращенные постепенно из исполнителей в «козлов отпущения», а затем Л.П. Берия, которому удалось пережить Сталина. В утвержденном II Всероссийским съездом Советов списке первого советского правительства первым был назван Ленин, последним - Сталин, а между ними - 13 человек. Из них лишь трое после Ленина умерли своей смертью, остальные были объявлены «врагами народа» и репрессированы.

Репрессии 1930-х гг. окончательно укрепили личные позиции Сталина и его сторонников в аппарате власти. Сначала была развернута широкая кампания против тех деятелей, на которых возлагалась ответственность за искажение партийной линии при ее претворении в жизнь. Затем на многие ключевые посты в партии и государстве были назначены сторонники Сталина. На прошедшем в 1934 Г. XVII съезде партии утверждалась мысль о победе генерального курса ЦК в социалистическом строительстве, выдающемся вкладе в эту победу лично И.В. Сталина, который был признан единственным вождем партии и народа. Кроме того, съезд официально объявил обмен партийных билетов, предпринятый для наведения порядка в структуре партийного аппарата.

5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция, по выражению Сталина, самая демократическая в мире. Она знаменовала собой победу социализма. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование. Но реальная практика делала выборы безальтернативными: выдвигался единственный кандидат в депутаты, подобранный партийными органами. В разгар массовых репрессий и беззакония статьи Конституции торжественно объявляли о введении принципа открытости всех судебных процессов, подтверждали право обвиняемых на защиту, провозглашали свободу печати и собраний, неприкосновенность личности, жилища и переписки. Каждому гражданину декларировалось право на труд, отдых, образование.

В марте 1939 г. на XVIII съезде партии был принят тезис о пост­роении в СССР социализма в основном и переходе к строительству коммунизма. Это являлось идеологическим оформлением генерального курса партии на усиление роли государства в целом и его центрального аппарата для создания мощной военно-промышленной державы.

Именно в 1930-е гг. в стране сформировалась модель экономического развития, многие черты которой дожили до 1990-х гг. Огромные капиталовложения в приоритетные отрасли - машиностроение, добывающую промышленность, производство электроэнергии - осуществлялись в ущерб уровню жизни населения, -так как производство товаров народного потребления, развитие легкой промышленности и сельского хозяйства отодвигались на второй план. Несмотря на заметный рост объема производства военной продукции, он обеспечивался за счет уменьшения производства металлоемких отраслей невоенной промышленности, что еще больше разбалансировало экономику накануне войны.

В среднем рост промышленного производства в 1930-е гг. был высоким и составлял 15-18% в год, что объяснялось как низким стартовым уровнем, так и командными методами руководства плановой экономикой. Положительным результатом было то, что форсированная индустриализация позволила СССР достичь экономической независимости от Запада в сфере поставок стратегических материа­лов и оборудования. Страна преодолела абсолютное отставание от ведущих держав. Это позволило Сталину заявить в конце 1930-х гг. о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

В рассматриваемый период завершилось становление тоталитарного режима и административно-командной системы управления, обеспечивавшей решение утопической задачи построения социализма в кратчайшие сроки. Характерными чертами советской государственной модели являлись: единовластие ВКП (б) как правящей партии и общеобязательность коммунистической идеологии, режим личной власти И.В. Сталина и культ личности вождя, подмена партийными органами государственных органов, полное огосударствление экономики, командно-репрессивные методы управления, широкое применение государственного принуждения и внесудебных репрессий.

Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, вопреки Конституции и другим законодательным актам реальная власть сосредоточилась в партийном аппарате. Высшие органы ВКП (б) – Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и все текущие вопросы управления страной. Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Партийные инстанции формировали персональный состав органов власти и управления. Для этого использовались так называемые номенклатурные списки – перечни различных должностей, которые замещались исключительно по рекомендации партийных органов. Для советской номенклатуры – партийных работников и чиновников различных управленческих уровней – устанавливались особые нормы снабжения продовольствием, обеспечения жилплощадью, оплаты труда.

В конце 20-х – 30-е гг. в ВКП(б) свертывается внутрипартийная демократия, последовательно устраняются (вплоть до физической ликвидации на основании сфабрикованных судебных дел) оппозиционно настроенные по отношению к Сталину лидеры. Одновременно все важнейшие правительственные посты занимают сторонники и выдвиженцы Сталина.

Происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь – в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников.

Централизация управления и плановая экономика привели к перестройке кредитной системы. В 1927 г. были запрещены частные кредитные организации, а в 1930 г. – система коммерческого кредитования. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению исключительно Госбанком. Все расчеты между предприятиями проводились только через отделения Госбанка.

Проводится реорганизация правоохранительных органов. Расширяются функции милиции, растет ее численный состав. В 1933 г. была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти и управления положениям Конституции, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, за законностью действий органов милиции, ОГПУ, а также поддерживала обвинения в суде. В 1934 г. создается общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Организационные структуры наркомата превратились в главное орудие политических репрессий в СССР.


Административное принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». С особой силой это проявилось в аграрном секторе экономики. В начале 30-х гг. проводится сплошная коллективизация (насильственное объединение крестьян в коллективные хозяйства – колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян. Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР.

38.
Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги.

Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР стал 1929 год. В знаменитой статье И. В. Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство было признано главной задачей, решение которой уже через три года сделает страну «одной из самых хлебных, если не самой хлебной страной в мире». Выбор был сделан - в пользу ликвидации единоличных хозяйств, раскулачивания, разгрома хлебного рынка, фактического огосударствления деревенской экономики. Что стояло за решением о начале коллективизации?

С одной стороны, крепнувшая убежденность в том, что экономика всегда следует за политикой, а политическая целесообразность выше экономических законов. Именно эти выводы сделало руководство ВКП(б) из опыта разрешения хлебозаготовительных кризисов 1926-1929 гг. Сущность кризиса хлебозаготовок состояла в том, то крестьяне-единоличники снижали поставки рна государству и срывали намеченные показатели: твердые закупочные цены были слишком низки, а систематические нападки на «деревенских мироедов» не располагали к расширению посевных площадей, повышению урожайности. Экономические по характеру проблемы партия и государство оценивали как политические. Соответствующими были предложенные решения: запрет свободной торговли хлебом, конфискация зерновых запасов, возбуждение бедноты против зажиточной части деревни. Результаты убеждали в эффективности насильственных мер.

С другой стороны, требовала колоссальных капиталовложений начавшаяся форсированная индустриализация. Главным их источником была признана деревня, которая должна была, по замыслу разработчиков новой генеральной линии, бесперебойно снабжать промышленность сырьем, а города - практически бесплатным продовольствием.

Политика коллективизации проводилась по двум основным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание.

Основной формой объединения единоличных хозяйств были признаны колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. В постановлении ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. устанавливались поистине стремительные темпы коллективизации: в ключевых производящих зерно регионах (Поволжье, Северный Кавказ) она должна была завершиться в течение одного года; на Украине, в черноземных областях России, в Казахстане - в течение двух лет; в остальных районах - в течение трех лет. Для ускорения коллективизации в деревню были направлены «грамотные в идейном отношении» городские рабочие (сначала 25, а затем еще 35 тыс. человек). Колебания, сомнения, душевные метания крестьян-единоличников, в массе своей привязанных к собственному хозяйству, к земле, к скоту («остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою», - писал по другому поводу Сергей Есенин), преодолевались просто - силой. Карательные органы лишали упорствовавших избирательных прав, конфисковывали имущество, запугивали, сажали под арест.

Параллельно коллективизации шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса. На этот счет была принята секретная директива, по которой все кулачество (кого понимать под кулаком, в ней четко не определялось) делилось на три категории: участников антисоветских движений; зажиточных хозяев, имевших влияние на соседей; всех остальных. Первые подлежали аресту и передаче в руки ОГПУ; вторые - выселению в отдаленные области Урала, Казахстана, Сибири вместе с семьями; третьи - переселению на худшие земли в том же районе. Земля, имущество, денежные накопления кулаков подлежали конфискации. Трагизм ситуации усугублялся тем, что по всем категориям были установлены твердые задания для каждого региона, которые превышали реальную численность зажиточного крестьянства. Были еще так называемые подкулачники, «пособники врагов-мироедов» («самого ободранного батрака вполне можно зачислить в подкулачники», - свидетельствует А. И. Солженицын). По данным историков, зажиточных хозяйств накануне коллективизации было около 3%; раскулачиванию подлежали в некоторых районах до 10-15% единоличных хозяйств. Аресты, расстрелы, переселения в отдаленные районы - весь набор репрессивных средств был использован при проведении раскулачивания, которое коснулось не менее 1 млн хозяйств (средняя численность семей - 7-8 человек).

Ответом стали массовые волнения, убой скота, скрытое и явное сопротивление. Государству пришлось временно отступить: статья Сталина «Головокружение от успехов» (весна 1930) ответственность за насилие и принуждение возложила на местные власти. Начался обратный процесс, миллионы крестьян вышли из колхозов. Но уже с осени 1930 г. нажим вновь усилился. В 1932-1933гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод. По самым осторожным подсчетам, голодной смертью умерло более 3 млн человек (по другим данным, до 8 млн). При этом неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок. К 1933 г. в колхозах состояло более 60% крестьян, к 1937 г. - около 93% . Коллективизация была объявлена завершенной.

Каковы ее итоги? Статистика свидетельствует о том, что она нанесла невосполнимый удар по аграрной экономике (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей и пр.). Вместе с тем государственные заготовки зерна выросли в 2 раза, размеры налогов с колхозов - в 3,5 раза. За этим очевидным противоречием стояла подлинная трагедия российского крестьянства. Конечно, крупные, технически оснащенные хозяйства имели известные преимущества. Но главным было не это. Колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превратились в разновидность государственных предприятий, имевших жесткие плановые задания и подлежавших директивному управлению. При проведении паспортной реформы колхозники паспортов не получили: фактически их прикрепили к колхозу и лишили свободы передвижения. Промышленность росла за счет сельского хозяйства. Коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы. Более того, она уничтожила целый социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями, устоями. Ему на смену пришел новый класс - колхозное крестьянство.

В 1929 году обсуждались два проекта первого пятилетнего плана: проект Госплана (умеренные темпы развития, преобладание частного сектора в сельском хозяйстве) и проект ВСНХ (высокие темпы развития, значительный рост государственных инвестиций в сельское хозяйство). Победил проект ВСНХ. Следствием этого стал курс на «сплошную коллективизацию» . Плановые цифры коллективизации выросли с 5 млн. крестьянских хозяйств до 30 млн. к концу 1929 г.

Была принята программа борьбы с кулачеством . «Кулаки» подразделялись на три категории: контрреволюционные элементы; враги, не оказывающие активного сопротивления; лояльные к Советской власти.

Первые две категории подлежали аресту и высылке в Сибирь и Казахстан с конфискацией имущества. Третья переселялась на целинные земли в пределах области. На местах работали комиссии по раскулачиванию (секретарь парткома, председатель исполкома местного Совета, руководитель местной ГПУ).

В результате только с января по март 1930 года произошло свыше двух тысяч антиколхозных восстаний. В 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». Начался массовый выход крестьян из колхозов; темпы хлебозаготовок резко снизились.

Власть вынуждена была пойти на следующие меры:

Вводились суровые наказания за мелкие хищения колхозной собственности;

25 тыс. рабочих были отправлены в деревню для проведения коллективизации;

Проводилась чистка аппарата в связи с саботажем хлебозаготовок;

Возрождались продотряды с целью ревизий и карательных экспедиций.

Поборы с колхозов достигали 50-60% урожая, но государство таким образом получило в 2 раза больше зерна, чем в последние годы НЭПа. Отобранное зерно в основном поставлялось в Германию в обмен на кредиты для закупки промышленного оборудования.

Накануне коллективизации и в ходе ее проведено районирование (1926-1929 гг.). Старое административное устройство (губерния – уезд - волость) заменялось на новое: край (область) – округ – район. В 1930 году ликвидированы промежуточные звенья – округа (кроме национальных округов). На втором этапе районирования (1934-35 гг.) произошло разукрупнение краев и областей.

После завершения сплошной коллективизации сельские сходы как органы общинного самоуправления были упразднены. Вместо них стали работать сельскохозяйственные производственные совещания при сельсоветах, сельские общественные суды, группы бедноты. В ходе коллективизации образуются новые управленческие структуры. В 1929 году – союзно-республиканский Наркомат земледелия, в1932 году из него выделился Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. При Наркомземе образован Колхозцентр, заготовительные работы курировал Комитет по заготовкам (Комзаг) при Совнаркоме СССР.



Контроль над сельскохозяйственным производством осуществлялся через государственные машинно-тракторные станции (МТС) . Колхозы арендовали технику, расплачиваясь продукцией. Заготовки в «закрома Родины» являлись обязательной частью налога, их невыполнение влекло имущественные и уголовные санкции. Открытие колхозных рынков разрешалось в случае выполнения обязательных заготовок. В 1934 году установлены новые ставки денежного обложения единоличников.

В 1935 г. сплошная коллективизация была завершена. Ее итоги закрепил «Примерный устав сельскохозяйственной артели» (1933 г.):

1) в коллективную собственность передавались земельные наделы, скот, техника, хозяйственные постройки;

2) колхозы были обязаны вести хозяйство по государственному плану;

3) прием в колхоз осуществляло общее собрание;

4)устанавливалась очередность выполнения обязательств: поставки государству и МТС, создание семенных фондов и фондов социальной поддержки, выплаты колхозникам по трудодням (по остаточному принципу);

5) основная форма организации труда – бригада; в качестве формы оплаты – трудодень.

В сфере промышленности первый пятилетний план предполагал достичь роста промышленной продукции на 136%, роста производительности труда на 110%, снижения себестоимости промышленной продукции на 35%. Безусловный приоритет отдавался тяжелой промышленности (78% капитальных вложений).

Основными источниками средств были сельское хозяйство; принудительные займы у населения; эмиссия денег (денежная масса увеличивалась вдвое быстрее, чем промышленная продукция); торговля водкой; экспорт зерна, топлива, леса. Однако и эти колоссальные вливания не смогли стимулировать высокие темпы промышленного роста (в1928-1929 гг. – 23%; в 1933 г. – 5%). Намеченное не было осуществлено вследствие нехватки сырья, топлива, оборудования. Дефицитные ресурсы распределялись между ударными объектами (50-60 строек), которые ставились в пример всей стране.

Первый пятилетний план ни по одному показателю не был выполнен. Второй пятилетний план также не был реализован полностью: из 46 показателей достигнуты были лишь 10. Однако ставка на интенсивный путь развития сыграла положительную роль: производительность труда выросла вдвое. Из страны, ввозящей машины, СССР всего за несколько лет превратился в страну, производящую оборудование.

В кадровой политике молодого государства также было много противоречивого. В 1928 г. развернулась кампания по борьбе с саботажем «старых специалистов», результатом которой стало массовое изгнание старых кадров из Госплана, ВСНХ, Наркомзема и Наркомфина. Выдвижение на руководящие посты рабочих с предприятий («практиков») не повысило качества управления. Началась борьба с перегибами, осуждение так называемого «спецеедства». Были отменены некоторые введенные раньше дискриминационные меры по отношению к специалистам, в том числе ограничение доступа их детей к высшему образованию.

С сентября 1932 года на предприятиях вводятся трудовые книжки с фиксацией всех мест работы, а также система прописки. В том же году были установлены такие меры наказания за неявку на работу, как увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с жилплощади. Власть директоров возросла, был упразднен управленческий треугольник (секретарь парткома, директор, председатель профкома) и введено единоначалие директоров.

С конца 1920-х гг. наблюдается нарастание планово-регулирующих начал в экономике . Власть призвала предприятия повернуться «лицом к плану». Тресты, синдикаты с 1929 г. ориентировались исключительно на плановые показатели. В 1932 г. был введен запрет на магазины и лавки частных лиц. В 1929 г. государство провело кредитную реформу, в результате которой коммерческое кредитование оказалось под запретом, Госбанк стал единственным распределителем краткосрочных кредитов целевого назначения. С этого времени планы кредитования составляли совместно ВСНХ и Госбанк, то есть произошла централизация кредитной системы.

Государственное управление в 1930-х гг. продолжало тенденцию сочетания функционального и отраслевого принципов руководства . Функциональный принцип управления – руководство по отдельным направлениям деятельности: планированию, финансированию, материально-техническому снабжению (Госплан, Наркомат финансов, ОГПУ). Отраслевой принцип управления – руководство определенной отраслью хозяйства из одного органа по всем направлениям деятельности.

В 1930-е гг. происходило постепенное усиление отраслевого принципа управления, о чем свидетельствует формирование системы отраслевых промышленных наркоматов, проходившее в несколько этапов:

1932 – 1934 гг. – упразднение ВСНХ и создание на основе этой структуры наркоматов тяжелой, легкой, лесной и пищевой промышленности;

1936 - 1937 гг. – разукрупнение Наркомата тяжелой промышленности; из него выделяются самостоятельные Наркомат оборонной промышленности и Наркомат машиностроения;

1939 г. – общее разукрупнение промышленных наркоматов.

На базе Наркомата тяжелой промышленности создано шесть новых наркоматов; на базе Наркомата оборонной промышленности – четыре; на базе Наркомата машиностроения – три. Разукрупнению подверглись и другие наркоматы. В результате число общесоюзных наркоматов к 1940 г. выросло до 25; число союзно-республиканских – до 16. Для координации работы столь значительного числа ведомств при Совнаркоме в 1940 г. было создано несколько хозяйственных советов, объединяющих наркоматы родственных отраслей.

Итак, в СССР в 1930-х гг. сформировалась административно-команднаясистема управления – особая разновидность государственного управления, отличающаяся преимущественным применением директивных методов, широким использованием административного принуждения в экономике.

Объективными предпосылкам становления АКС были:

Необходимость проведения единой экономической политики, направленной на выравнивание уровней развития различных регионов;

Сама природа социалистического строя, основанного на замене частной собственности «общенародной»;

Решение задач ускоренной модернизации страны в сложных внешнеэкономических обстоятельствах.

Существовали и субъективные факторы становления АКС:

Низкий уровень общей и политической культуры населения, что позволило узурпировать власть и просто распоряжаться государственной собственностью узкому слою партийно-советской бюрократии;

Волюнтаристские методы руководства, недооценка национальных особенностей отдельных территорий со стороны правящей элиты.

Созданная большевиками административно-командная система управления не была чем-то чуждым российским традициям. Она соответствовала внутренней предрасположенности народа именно к такому типу построения государства.