Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Финансирование пищевой промышленности: обсуждение с вице-президентом ТПП РФ. Дмитрий Курочкин: "Введение для предприятий прямой инвестиционной льготы по налогу на прибыль необходимо"

Интервью с вице-президентом ТПП РФ Дмитрием Курочкиным

Не так давно состоялось заседание президиума Государственного совета России по вопросу развития промышленного потенциала регионов Российской Федерации. Торгово-промышленная палата имеет отношение к подготовке, проведению этого заседания?

Да, конечно, притом - самое непосредственное.

В заседании Госсовета России участвовал, выступал на нем президент ТПП РФ Сергей Катырин. Причем высказанные им предложения были поддержаны Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

Кроме того, показательный факт - участников заседания на производственной площадке «Ростсельмаша» принимал председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин, который также выступал на заседании Госсовета, правда, про свое, наболевшее - как дополнительно поддержать отечественное сельскохозяйственное машиностроение.

ТПП РФ приняла активное участие в подготовке материалов к заседанию Госсовета РФ. В рабочую группу Госсовета были направлены обобщенные предложения, полученные от палат, комитетов и советов, организаций - членов ТПП РФ. Свои предложения в Палату представили полтора десятка торгово-промышленных палат из промышленных регионов Центральной России, Поволжья, Урала, Сибири, Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, Экспертный совет ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, Комитеты ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, по энергетической стратегии и развитию ТЭК, по предпринимательству в лесопромышленном комплексе, по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности, по содействию профессиональному и бизнес-образованию, по предпринимательства в сфере спорта, а также организации-члены ТПП РФ, среди которых Национальная конфедерация упаковщиков, Лазерная ассоциация, Межрегиональное объединение производителей драгоценных металлов, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, ОАО «РЖД», ПАО «Газпром нефть», ГМК «Норильский никель», АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп».

Большое число предложений Палаты, касающихся стратегического планирования, учета межрегиональных и межотраслевых балансов, инвестиционной, налоговой политики, деятельности институтов развития, внешнеэкономической деятельности, то есть практически всех сфер экономической деятельности в целом, были учтены в докладе рабочей группы Госсовета.

Какие наиболее интересные предложения ТПП РФ вошли в доклад рабочей группы Госсовета?

В докладе рабочей группы Госсовета несколько страниц целиком написаны «коллективным разумом» Торгово-промышленной палаты России.

Например, о том, что необходимо разработать долгосрочную (на 25-30 лет) единую государственную промышленно-финансовую политику размещения и развития региональных производительных сил на основе современных инновационных технологий и продукции.

Что необходимо осуществить глубокое изменение стратегии развития транспорта, транспортной инфраструктуры, дорог и путей сообщения, перейдя от политики максимизации доходов бюджета в транспортной отрасли к политике создания благоприятных транспортных условий опережающего развития иных отраслей экономики, а особое внимание уделить развитию региональной малой авиации.

Что необходимо применение методов, обоснованных экономической наукой и используемых промышленно развитыми странами мира, - стратегического планирования, экономико-математического моделирования, расчета оптимального варианта развития на основе транспортно-экономического баланса, топливно-энергетического баланса, межрегиональных и межотраслевых балансов.

Палата предложила подготовить специальные государственные программы промышленного развития «монорегионов» - отдельных депрессивных регионов, имеющих значительное количество моногородов, прекративших деятельность промышленных предприятий и не располагающих собственным экономическим потенциалом для индустриального и агропромышленного развития.

Мы считаем, что удовлетворить потребность России в развитии инфраструктуры сможет лишь стабильный приток частных инвестиций. Однако большинство частных фондов нацелено на получение прибыли в краткосрочном периоде, в то время как период окупаемости инфраструктурных проектов может достигать нескольких десятилетий. Мировой опыт решения этой проблемы указывает на применение такой модели финансирования проектов, при которой частный инвестор сам бы вкладывал свои деньги в создание необходимой инфраструктуры для будущего производства, а государство из дополнительных доходов, сгенерированных новыми предприятиями, возвращало бы эти деньги частному инвестору. Такая модель работает во многих странах и известна под именем TIF (Tax Increment Financing, механизм отложенных налоговых платежей) как метод финансирования публичных инвестиционных проектов за счет роста местных налоговых доходов.

Необходимо вести грамотную региональную политику в части предоставления налоговых льгот и преференций. Так, в частности, целесообразно рассмотреть вопрос введения региональной льготы по налогу на движимое имущество налогоплательщиков, поскольку с 1 января 2018 года соответствующая федеральная налоговая льгота будет отменена, а право ее введения передается властям региона. В этой части также можно предусмотреть и иные льготы, направленные на развитие промышленного производства, например, освободить от налога на имущество объекты основных средств, находящихся на консервации и реконструкции, предоставить льготы для производителей и потребителей импортозамещающей продукции и др.

Зарубежная практика последних десятилетий показывает, что для привлечения дополнительного финансирования, поддержания уровня ликвидности, ускорения оборота финансовых ресурсов и минимизации рисков на финансовых рынках достаточно эффективно применение такого инновационного финансового инструмента как секьюритизация.

Представители бизнес-сообщества и банков считают необходимым создание обособленного гарантийного фонда и механизмов покрытия разрывов при реализации проектов.

Предлагаем также выделить в отдельную категорию, установить отдельный порядок регулирования для банков, осуществляющих финансирование промышленных проектов

Настаиваем на значительном увеличении капитализации Фонда развития промышленности, масштабировании практики и механизмов его деятельности на другие институты развития.

В сфере внешнеэкономической деятельности предлагаем провести модернизацию пунктов пропуска с применением механизмов государственно-частного партнерства в целях ускорения прохождения грузов через границу, принять меры по сокращению перечня обязательных документов, предоставляемых экспортерами в рамках валютного контроля, до одного документа - счета/инвойса, а также исключению избыточных требований при возврате валютной выручки при экспортной деятельности.

Вряд ли смогу перечислить всё, это - основные наши предложения, отраженные в докладе рабочей группы Госсовета.

О промышленной политике, как важнейшей составляющей государственной стратегии, говорят сравнительно недавно. Какое место эта проблематика занимает в программах деятельности ТПП РФ?

Работа по реализации промышленной политики, направленной на инновационное развитие и технологическую модернизацию производства, является одной из приоритетных задач ТПП России.

В 2014 году принят Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который стал правовой основой новой промышленной политики, установившей формы, инструменты и меры государственной поддержки развития промышленности.

Будет уместным напомнить, что именно ТПП России выступила в свое время инициатором концепции законопроекта. Системная работа по ее подготовке началась еще в 2004 году.

Региональная промышленная политика представляет собой комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала региона, обеспечение производства на его территории конкурентоспособной промышленной продукции. Необходимость формирования в регионах целенаправленной промышленной политики объясняется усилением роли субъектов Российской Федерации в обеспечении устойчивого социально-экономического развития всей страны.

Сегодня многими экспертами отмечается тот факт, что существует необходимость в принятии регионом закона о промышленной политике, который стал бы неким фундаментом, определяя цели, задачи и приоритеты региональной промышленной политики, полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при ее реализации, основные принципы и формы государственной поддержки субъектов промышленной деятельности. Эту точку зрения разделяет и ТПП РФ.

Активную работу по реализации промышленной политики ведут территориальные палаты. В мае 2016 года Тульская ТПП выступила с инициативой создать на базе Палаты центр, координирующий совместную работу малых, средних и крупных промышленных предприятий. Основная задача Центра - квалифицированная оценка деятельности производственных структур региона, их потенциала, мощности и возможности работы на перспективу в связке с лидерами регионального и отечественного масштаба в приоритетных для области отраслях специализации - машиностроительной, металлургической, химической и других.

В июне 2016 года при ТПП Саратовской области создан Совет по экономическому развитию - общественная структура, основной целью которой является оказание содействия формированию региональных стратегий в сфере промышленной, инновационной, инвестиционной политики. Работа Совета началась с обсуждения проекта регионального закона «О промышленной политике в Саратовской области». Выработанные Советом замечания и предложения были направлены в Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям Саратовской областной думы.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации об участии ТПП РФ в подготовке комплексного плана действий Правительства Российской Федерации на 2017-2025 годы в Палате на базе Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России с участием территориальных палат, отраслевых предпринимательских объединений и научных организаций был подготовлен проект принципов Стратегии экономического развития России до 2025 года.

Принципы Стратегии поддержали ведущие ассоциации производителей реального сектора экономики, такие как Ассоциация «Росспецмаш», Союзлегпром, Масложировой союз, Ассоциация текстильщиков России, Российский союз предприятий химического комплекса и целый ряд других.

30 мая 2017 года проект принципов Стратегии экономического развития России до 2025 года был направлен Президенту Российской Федерации В.В.Путину.

В настоящее время Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России работает над докладом «О состоянии конкурентоспособности экономики России в 2017 году», который будет представлен коллегиальному органу управления - Совету Палаты. Предполагается, что доклад станет ежегодным аналитическим документом Палаты.

Какой инструмент развития промышленного потенциала регионов России Вы считаете наиболее эффективным?

Наиболее эффективным инструментом поддержки промышленного развития регионов России мы считаем Фонд развития промышленности, кстати - довольно молодой институт, работает только с 2015 года.

В феврале 2016 года нами подписано Соглашение о сотрудничестве с ФРП, и оно успешно выполняется. Более того, с каждым годом наше сотрудничество охватывает всё новые и новые направления.

Программы Фонда позволяют российским предприятиям получить доступ к льготному заемному финансированию, необходимому для запуска производств уникальных отечественных продуктов, а также аналогов передовых международных разработок.

ФРП предоставляет займы под 1% и 5% годовых сроком до 7 лет в объеме до 750 млн. руб., стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

Эти условия можно назвать уникальными для нашей страны.

Каковы результаты взаимодействия ТПП РФ и ФРП?

За время работы Фонда, в 2015-2017 годах, рекомендовано системой ТПП РФ и одобрено к финансированию Экспертным советом ФРП 173 проекта из 51 региона России.

Наиболее успешны ТПП Нижегородской области и Уральская ТПП (Свердловская область) - по 11 проектов, Южно-Уральская ТПП (Челябинская область) - 9 проектов, ТПП Республики Татарстан, Пермская и Санкт-Петербургская ТПП - по 8 проектов.

Эксперты ТПП РФ на регулярной основе осуществляют выезды в регионы, встречаются с предпринимателями - получателями поддержки ФРП и теми, кто только планирует подавать заявки. Палаты в регионах адресно работают с предпринимательским сообществом, а мы постоянно информируем предпринимателей о возможностях, которые предлагает Фонд.

В 2017 году ТПП РФ совместно с ФРП на постоянной основе проводили семинары-совещания, круглые столы в субъектах Российской Федерации по вопросам взаимодействия с Фондом развития промышленности. Практика будет продолжена и в 2018 году, например уже в январе т.г. такие мероприятия состоялись в Омской и Рязанской областях.

В апреле 2017 года вышел Сборник лучших региональных промышленных проектов, инициированных или поддержанных системой ТПП России и профинансированных Фондом развития промышленности, в котором обобщается опыт работы в различных отраслях и регионах. Это хороший пример того, что поддержка Фонда реальна и доступна.

Сейчас готовится издание аналогичного сборника по итогам 2017 года.

Отдельно необходимо отметить активную работу по развитию системы региональных фондов развития промышленности. Сегодня создано 39 региональных фондов, при этом соглашения с ФРП, дающие возможность участвовать в софинансировании проектов, подписали 28 из них.

Торгово-промышленные палаты способствуют организации региональных ФРП в субъектах РФ. Одна из основных сложностей в создании РФРП - обоснование необходимости запуска инструмента совместного финансирования ФРП и РФРП. Территориальные ТПП формируют потребность со стороны промышленных предприятий в инструменте совместного финансирования, проводят независимую экспертизу заявок c привлечением отраслевых экспертов, в том числе на безвозмездной основе для предприятий-членов ТПП. Руководители торгово-промышленных палат, как правило, входят в руководящие органы региональных ФРП.

Отмечу, что среди лауреатов специального проекта «100 проектов под патронатом Президента ТПП РФ», приуроченного к 100-летию учреждения торгово-промышленных палат в России и призванного поддержать деятельность лучших предприятий, в первую очередь, - в регионах страны, есть предприятия, получившие финансовую поддержку Фонда развития промышленности. Это АО «Новозыбковский машиностроительный завод» (г. Новозыбков, Брянская обл.), ОАО «КЭМЗ» (г. Ковров, Владимирская обл.), АО «Русская кожа» (г.Рязань), ОАО ХБК «Шуйские ситцы» (г. Шуя, Ивановская обл.), АО «КЭАЗ» (г. Курск), АО «НЭВЗ-КЕРАМИКС» (г. Новосибирск), ОАО «Завод бурового оборудования» (г.Оренбург).

Можете рассказать о конкретных «историях успеха» совместной работы ТПП РФ и ФРП?

Да, и их немало.

Это предприятия, получившие финансовую поддержку ФРП и уже достигнувшие в реализации своего проекта стадии производства, то есть фактически добившиеся поставленной цели.

Например, предприятие «НЭВЗ-Керамикс» при поддержке Новосибирской городской ТПП и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности запустило в Новосибирске производство современных и надежных эндопротезов тазобедренного сустава, срок службы которых в 2 раза превышает имеющиеся аналоги и достигает 20 лет.

Проект общей стоимостью 226,8 млн рублей был реализован при участии Фонда развития промышленности. ФРП предоставил предприятию 150 млн рублей под 5% годовых сроком на 5 лет. Финансирование было осуществлено в рамках флагманской программы Фонда «Проекты развития». Организация российского производства керамических протезов позволит, помимо замещения зарубежных аналогов, снизить количество повторных операций, которые приходится проводить при использовании металлических моделей с более низким качеством. Сегодня в России потребность в эндопротезах с высокими показателями продолжительности эксплуатации почти полностью покрывается импортной продукцией. Предприятие в ближайшие годы планирует занять до 20% рынка эндопротезов тазобедренного сустава.

ТПП Самарской области и ТПП г. Тольятти поддержали аккумуляторный завод «АКОМ». В настоящее время группа компаний «АКОМ» реализует проект по разработке и производству аккумуляторных батарей на сумму 1,2 млрд рублей, из них сумма займа ФРП составляет 500 млн рублей.

В рамках проекта компания планирует увеличить свою долю на рынке аккумуляторных батарей с 18% до 26% к 2018 году, частично потеснив иностранных производителей, чья доля на российском рынке составляет около 30%. Для этого будет дооснащено производство и организован выпуск новых видов аккумуляторов. Технические параметры будущего продукта существенно превысят импортные аналоги и аккумуляторные батареи будут служить до трех раз дольше обычных кислотных батарей, иметь повышенную плотность хранения энергии и быстро заряжаться. Кроме того, они обеспечат до 100 тысяч циклов запуска автомобильного двигателя (на сегодняшний день у лидеров отрасли этот показатель не превышает 40 тыс. циклов). Потребители продукции - владельцы автомобилей, а также предприятия энергетики, телекоммуникаций, транспорта и связи. Компания планирует участвовать в создании систем распределенного резервирования энергии и инфраструктурных проектах.

Совсем недавно я побывал на одном из лучших предприятий отрасли - АО «Русская кожа». Рязанская ТПП, Комитет ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности поддержали современное производство натуральных кож высокого качества для внутренней отделки автомобилей. Сумма займа составляет 190 млн.руб.

Компания «Русская кожа» открыла высокотехнологичное производство экологически-безопасных кож, не имеющих отечественных аналогов по качеству. Среди конкурентных преимуществ - стойкая окраска, устойчивость к растягиванию, износоустойчивость, воздухопроницаемость. При этом кожи компании обладают способностью восстанавливать первоначальную форму после давления и устойчивы к химическим растворителям.

На сегодняшний день в России не существует ни одного производителя кожи, обладающего опытом и технологической базой для индустриального выпуска автомобильных натуральных кож. Развитие проекта позволит иностранным автокомпаниям, производящим автомобили с кожаным салоном, выйти на более глубокий уровень локализации.

«Русская кожа» предполагает к 2021 году занять до 48% российского рынка натуральных автомобильных кож.

ТПП Нижегородской области поддержала компанию «НПО Мехинструмент», которая запустила серийное производство кабин из российских комплектующих для тракторов европейской марки Deutz-Fahr. Стоимость проекта составила 102,7 млн рублей, из которых 51 млн рублей предоставлен ФРП в виде льготного займа сроком на 5 лет.

Новое производство позволит довести уровень локализации трактора серии Agrolux до 60%. На заемные средства Фонда компания приобрела современное оборудование, которое позволило унифицировать технологические процессы и наладить импортозамещающее производство кабин из российских комплектующих. В кабине созданы удобные условия работы для операторов: установлена система кондиционирования, мультимедийная система, комфортабельное подрессоренное сиденье, простые в эксплуатации системы управления. Были успешно проведены испытания на прочность кабины и безопасность оператора.

На сегодняшний день в России специализированное производство кабин в сегменте тракторов с мощностью двигателя 80-100 л.с. не существует, что делает проект компании «НПО Мехинструмент» уникальным для России. Кабина трактора является одним из важных элементов локализации иностранных тракторов на территории нашей страны. Эти машины разработаны специально для служб ЖКХ и фермерских хозяйств.

В той же Нижегородской области на стадию производства вышло ЗАО «Реал-Инвест» (Балахнинский район, пос. Гидроторф) - предприятие по производству резервуаров для хранения сжиженных углеводородных газов (газгольдеров). Газгольдеры необходимы для решения проблем газификации районов, где отсутствует газопровод или подключение к нему экономически нецелесообразно. Реализация проекта позволит обеспечить потребителей автономными системами газоснабжения российского производства высокого качества по доступной цене, тем самым полностью отказаться от импорта этой продукции.

Перечисление подобных «историй успеха» можно было бы продолжить.

В заключение скажу, что Торгово-промышленная палата Российской Федерации, объединяющая сегодня 181 торгово-промышленную палату и представленая практически во всех субъектах Российской Федерации, имеет значительный потенциал и возможности для участия в работе по формированию и реализации промышленной политики в регионах, развитию региональной инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности, что закреплено в Приоритетных направлениях деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2016-2020 годы.

– Дмитрий Николаевич, в Торгово-промышленной палате России Вы отвечаете за развитие предпринимательства и конкуренции, расскажите о мерах поддержки, которые ТПП РФ оказала предпринимателям в этом году.

– Ключевое направление, на котором сосредоточены усилия системы ТПП РФ, – поддержание экономического роста, поддержка создания новых производств, нацеленных не только на импортозамещение, но и на экспорт.

В соответствии с поручениями, данными по итогам Послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию, ТПП РФ совместно с другими ведущими объединениями предпринимателей подготовила предложения предпринимательского сообщества в Комплексный план действий Правительства России на 2017–2025 годы. В 2017 году ряд предложений палаты нашел отражение в федеральных законах и решениях Правительства России.

Серьезные экспертные материалы и предложения Палаты готовятся к заседаниям Госсовета России, в т.ч. и к состоявшемуся недавно заседанию по вопросу «О развитии промышленного потенциала регионов Российской Федерации». ТПП РФ направила в рабочую группу Госсовета обобщенные предложения, полученные от палат, комитетов и советов, организаций – членов ТПП РФ. Целый ряд предложений Палаты, касающихся стратегического планирования, учета межрегиональных и межотраслевых балансов, инвестиционной политики, были учтены в докладе рабочей группы Госсовета.

Говоря о содействии ТПП РФ в поддержке отраслей промышленности и конкретных предприятий, не могу не сказать о Фонде развития промышленности.

Сегодня ФРП – один из основных механизмов поддержки производственного предпринимательства. На данный момент из 268 поддержанных проектов 35 производств уже работают. Всего объем инвестиций составил 250 миллиардов рублей, из которых 66 миллиардов приходится на льготные займы Фонда развития промышленности. Торгово-промышленные палаты, безусловно, заинтересованы в развитии экономики и производства своих регионов, поэтому активно поддерживают заявки по модернизации или созданию новых производств. С ФРП Палата подписала соглашение о сотрудничестве. По итогам 2015–2017 годов рекомендовано системой ТПП РФ и одобрено к финансированию Экспертным советом ФРП 173 проекта из 51 региона России. Отдельное внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства.

В фокусе нашего внимания и система государственных закупок – мы оцениваем качество закупок, отслеживаем количество закупок, проведенных с нарушением требований законодательства, и обсуждаем с представителями Минфина России, ФАС России возможные меры по снижению количества нарушений и повышению качества закупочных процедур.

Уместно также вспомнить о специальном проекте, реализуемом федеральной палатой: «100 проектов под патронатом Президента ТПП РФ». Проект приурочен к 100-летию учреждения торгово-промышленных палат в России, цель – поддержать деятельность лучших предприятий, в первую очередь, в регионах страны. Среди лауреатов проекта немало предприятий, получивших финансовую поддержку ФРП.

– Комитеты и советы, объединяющие представителей организаций-членов ТПП РФ, активно участвуют в законотворческом и нормотворческом процессе. Чего удалось достичь в этом направлении?

– Участие в работе над проектами федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов – одно из приоритетных направлений деятельности ТПП России. Более того, статьей 12 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах» нам предоставлено право участвовать в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, а также направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления заключения по результатам экспертиз проектов законов и иных нормативных правовых актов.

В качестве примера можно привести сотрудничество с Государственной Думой. За период весенней и осенней сессий 2017 года ТПП России сопровождала более 100 законопроектов, инициировала внесение 20 пакетов поправок, разработала 15 «собственных» законопроектов. Сейчас подходит к концу работа по формированию плана законопроектной деятельности на 2018 год.

Участие в подготовке и экспертизе подзаконных нормативных правовых актов осуществляется в большей степени членами наших отраслевых комитетов и советов и организаций-членов ТПП РФ. Наши представители, в т.ч. по просьбе министерств, входят в рабочие группы по разработке проектов. Много проектов нормативных правовых актов выносится на рассмотрение комитетов и советов для определения позиции Палаты и в целом предпринимательского сообщества. У нас есть примеры, когда по итогам такого обсуждения проекты существенного перерабатывались.

В последние годы в России внедрен новый инструмент участия бизнеса в нормотворческой деятельности – оценка регулирующего воздействия (ОРВ). Мы оцениваем ОРВ как реально действующий инструмент, позволяющий исключить на стадии разработки проектов нормативных правовых актов обременительные для бизнеса положения и на самой ранней стадии подготовки документа включить «пресекательный» механизм. Показательны цифры: в 2011 году в ТПП России рассмотрено в рамках ОРВ 429 проектов, а в 2017 году – более чем на тысячу больше (1648 проектов).

Мы высоко оцениваем коэффициент «влияния» нашей работы на нормотворческий процесс в рамках ОРВ. Например, в 2017 году из 177 замечаний ТПП России, направленных разработчикам, 100 – были учтены.

– Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России подготовил проект принципов Стратегии экономического развития России до 2025 года. Прокомментируйте, пожалуйста, его основные моменты.

– Создавая Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, мы сознательно пошли на формирование единой площадки, на которой планировалось объединить лучших экспертов делового сообщества в сфере промышленного развития и конкурентоспособности экономики. Это должно было дать синергетический эффект и повысить результативность законотворческой и экспертной работы Палаты.

Совет призван осуществлять организацию системного поиска необходимых решений, мер и механизмов государственной поддержки, выработку эффективных стабилизационных мер, содействие структурным изменениям.

Наши надежды в целом оправдались. Совет последовательно шел к рассмотрению ключевых вопросов Стратегии на своих заседаниях, рассматривая вопросы внешнеэкономической деятельности, налогового стимулирования развития промышленности, конкурентоспособности АПК, монетарного стимулирования промышленного развития, и, в конечном счете, предложил принципы Стратегии экономического развития России до 2025 года.

Основной целью Стратегии является реализация потенциала населения России и повышение его благосостояния. Это достигается посредством смены парадигмы социально-экономического развития страны, через решение целого ряда задач:

  • внедрение скоординированной и разумной промышленной политики;
  • выравнивание конкурентных условий для промышленных предприятий и регионов;
  • более активная и последовательная защита интересов отечественных производителей;
  • определение обрабатывающих секторов как основного локомотива долгосрочного развития экономики страны.

Стратегия широко обсуждалась в торгово-промышленных палатах, комитетах и организациях – членах ТПП РФ. Итоговый документ был направлен Президенту России.

– Среди членов ТПП РФ объединения предпринимателей всех отраслей экономики. Наш журнал, в первую очередь, интересуют отрасли, связанные с энергетикой. Какую работу ТПП РФ ведет в этих сегментах экономики?

– В 2017 году Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, который возглавляет председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, провел ряд заседаний по проблемам в энергетической отрасли. Обсуждались, в частности, вопросы о роли электроэнергетического комплекса в повышении темпов развития экономики страны.

Эксперты ТПП РФ считают, что в условиях выхода из кризиса, при незначительных темпах роста производства, энергетика слишком обременительна для экономики, и необходимы меры по изменению ситуации. Реальному производству необходимо создать условия, в том числе со стороны электроэнергетического комплекса, который в свою очередь нуждается в изменении принципов своего развития. Предложения по изменению ситуации по итогам заседания будут представлены в Правительство России.

Было проведено отдельное заседание, на котором обсуждались проблемы, связанные со значительным ростом тарифов на электроэнергию. По результатам заседания Комитет принял решение о подготовке предложений по корректировке действующего законодательства, готовится обращение в ФАС России.

Во исполнение поручения Президента России В.В. Путина в Минэнерго России направлены предложения по разработке механизмов привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой электроэнергетики. В данных предложениях акцент сделан на усиление внимания к рыночным методам хозяйствования в электроэнергетике, наличие экономических условий для снижения тарифов на электроэнергию, повышение энергоэффективности в энергетическом комплексе, совершенствование антимонопольного регулирования в отношении генерирующих компаний и энергоснабжающих организаций.

– В целях развития предпринимательства в северных регионах, международных связей и внешнеэкономического сотрудничества была создана Ассоциация ТПП северных (приполярных) территорий и зоны Арктики. Расскажите, какие регионы туда вошли? Каковы цели и задачи Ассоциации?

– Учитывая, что Север и зона Арктики все больше вовлекаются в международный экономический оборот, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в том числе через профильные комитеты, на протяжении многих лет ведет активную работу совместно с Минэкономразвития России, Минприроды России, научными организациями РАН, Российско-Норвежской торговой палатой по проблеме обеспечения природоохранной деятельности и рационального природопользования в целях устойчивого развития арктической зоны России.

22 декабря 2010 года руководители торгово-промышленных палат северных территорий России создали Ассоциацию ТПП северных (приполярных) территорий и зоны Арктики. На заседании Ассоциации, прошедшем 12 мая 2017 года в г. Архангельске, принято решение об избрании президентом Ассоциации президента Архангельской ТПП Василия Сидоровского, местом нахождения штаб-квартиры Ассоциации определен город Архангельск.

В настоящее время в состав Ассоциации входят 12 торгово-промышленных палат, осуществляющих свою деятельность на территории Арктики: Архангельская ТПП, ТПП Камчатского края, ТПП Республики Коми, Ленинградская областная ТПП, ТПП Магаданской области, ТПП Мурманской области, Санкт-Петербургская ТПП, ТПП Республики Саха (Якутия), ТПП Тюменской области, ТПП Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Центрально-Сибирская ТПП, ТПП Ямало-Ненецкого автономного округа.

Основными задачами Ассоциации являются социально-экономическое развитие регионов, развитие Северного морского пути, поддержка научного исследования Арктики. Одно из направлений деятельности – активная работа с ОАО «Газпром», ГК «Норильский никель», ОАО «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», УК «Востокуголь», УК «Колмарпроект» и другими недропользователями в части размещения заказов на территории тех регионов, на которых осуществляется деятельность этих компаний.

В 2017 году члены Ассоциации приняли активное участие в VI Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога», конференции «Северный завоз – новые пути и возможности», Международной российско-норвежской конференции по проблемам прибрежного рыболовства, V Международном форуме «Арктические проекты – сегодня и завтра», VII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее».

– Что Вы можете рассказать об участии системы ТПП РФ в международном сотрудничестве в Арктике?

– С самого начала 90-х годов ТПП РФ и территориальные палаты активно включились в налаживание контактов со своими зарубежными партнерами, в том числе в странах Северной Европы и Северной Америки. За истекшие годы по линии палат был организован устойчивый обмен делегациями по тематике делового сотрудничества в Арктике, проведено значительное количество мероприятий на двустороннем и многостороннем уровне, в том числе на площадке ТПП РФ.

Обсуждения показывают, что как российские ТПП региона Арктики, так и их зарубежные партнеры, прежде всего, интересуются темами взаимодействия бизнеса и власти в арктических регионах различных стран: субсидии и различного рода льготы для арктического предпринимательства, государственные механизмы стимулирования экономической активности в Арктике, опыт государственной поддержки арктической инфраструктуры, меры стимулирования занятости и т.д. Такой интерес вполне обоснован. Ведь экономическое развитие арктических регионов во всех соответствующих странах (Россия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Канада, США) в силу особенностей климата и значительных материальных затрат, необходимых для обустройства территорий, является прежде всего делом правительств или компаний с серьезным государственным участием. Роль частного бизнеса здесь, как правило, ограничена.

Для бизнеса также большой интерес вызывает накопленный в разных странах практический опыт работы предпринимателей, например, обмен бизнес-идеями для создания стартапов, специфика реализации коммерческих проектов в арктических условиях.

Среди российских ТПП Арктического региона наиболее активно в международное сотрудничество вовлечена ТПП Мурманской области – в полном соответствии со своим статусом «приграничной» палаты. Палата активно взаимодействует со своими партнерами в рамках Баренцева/Евроарктического региона. Поддерживаются постоянные рабочие контакты с торговыми палатами в соседних странах – Норвегии, Финляндии, Швеции, а также Исландии.

Совместно с Администрацией Мурманской области областная ТПП активно участвует в организации и проведении ежегодной Мурманской Международной деловой недели (ММДН). В 2013 году в Мурманске в рамках ММДН была проведена конференция арктических бизнес-палат и бизнес-ассоциаций. Организатором выступила ТПП Мурманской области, участие приняли Норвежско-Российская торговая палата, ТП Лапландии (Финляндия), ТП Норботтена (Швеция), исландская структура «Арктик Портал», представители Посольства Канады в России.

ТПП Мурманской области также выступила инициатором проведения в рамках ММДН ежегодной конференции в Кировске «Горнодобывающая промышленность Баренцева Евроарктического региона: взгляд в будущее». В ноябре 2017 г. была проведена уже седьмая конференция. При организующей роли ТПП Мурманской области в работу вовлечены все крупнейшие горно-обогатительные и металлургические комбинаты Мурманской области, Кольский научный центр РАН. Конференция ежегодно собирает бизнесменов и ученых, работающих в сфере горной добычи, из Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии, Чехии, Кореи, других стран.

– Насколько Российский Север и зона Арктики вовлечены в международный экономический оборот?

– На Севере России производится более 20% ВВП, 18% электроэнергии, 25% лесной продукции, а также добывается более 90% природного газа, 75% нефти, 80% золота, 90% меди и никеля, почти все алмазы, кобальт, платиноиды, апатитовый концентрат. Все упомянутые товары составляют основу российского экспорта. Достаточно отметить, что доля доходов федерального бюджета от использования минерально-сырьевой базы Севера превышает 40%, а доля валютных поступлений – 80%. Российский Север и зона Арктики не просто вовлечены в международную торговлю, этот регион страны, пожалуй, можно назвать ключевым для экспорта России.

Российские компании, работающие в Арктике, давно и активно участвуют в международном сотрудничестве. Достаточно отметить крупные холдинги «Норильский никель», «Северсталь», «Фосагро», «Еврохим», их продукция успешно продается на мировом рынке.

В нефтегазовой сфере достаточно упомянуть проект «Ямал СПГ», в реализации которого широко участвуют зарубежные компании.

Говоря о международном аспекте горной добычи в российской Арктике, нельзя не упомянуть деятельность канадской золотодобывающей компании «КинроссГолд», инвестировавшей в два рудника на Чукотке. «КинроссГолд» работает в России с 1995 года, поддерживая статус крупнейшего иностранного инвестора в золотодобывающую отрасль страны, крупнейшего канадского инвестора в российскую экономику и одного из крупнейших налогоплательщиков на Дальнем Востоке России. С момента прихода на российский рынок объем инвестиций компании в местную экономику превышает 3 млрд долларов.

– 20-21 февраля 2018 года на площадке и при поддержке ТПП РФ состоится III Международная конференция «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов». Какие приоритетные темы Вы планируете озвучивать на этой площадке, как один из ключевых докладчиков?

– Основным лейтмотивом моего выступления будут национальные интересы России и международное сотрудничество в Арктике, возникающие при этом вызовы и открывающиеся возможности.

Учитывая богатые природные ресурсы северных территорий и Арктики и их общемировое значение, целями взаимодействия должны стать формирование базового потенциала устойчивого развития региона, базовых принципов природопользования, экологии и определения экологических рисков, перспектив сотрудничества России и северных стран Европы и Америки по привлечению иностранных инвестиций в проекты комплексного развития инфраструктуры, возрождения Северного морского пути, новых технологий гидротехнического и дорожного строительства, новых конвергентных биологических технологий по продукции морского генеза, развития аквакультуры (марикультуры), развития человеческого потенциала и активного долголетия и другие.

Необходимо выработать правила осуществления деятельности в арктических регионах страны с тем, чтобы в результате освоения этих территорий не был нанесен ущерб природе Крайнего Севера, Арктики, интересам коренных малочисленных народов.

Одновременно должна быть внедрена эффективная система мониторинга, контроля выполнения бизнесом, ведущим хозяйственную деятельность в Арктике, норм и требований действующего законодательства.

Необходимо разработать программы стимулирования освоения северных территорий и Арктики, развития государственно-частного партнерства, улучшения инвестиционного климата в регионе и осуществления крупных инфраструктурных проектов, в т.ч. в транспортной и коммуникационной сферах.

Представидели НПЦ «Агропищепром» с членами делегации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Представители НПЦ «Агропищепром» в рамках двухдневного визита в Тамбовскую область делегации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации во главе с вице-президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Дмитрием Курочкиным приняли участие в работе круглого стола «Взаимодействие с инвестором: теория и практика», состоявшегося 30 октября в стенах Тамбовской областной ТПП.

Участниками круглого стола также являлись: президент Тамбовской областной ТПП Николай Калинов, представители администрации Тамбовской обл. и г. Тамбова, Тамбовской городской Думы, Тамбовского регионального общественного фонда содействия бизнесу, Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Главе администрации Тамбовской обл., Общероссийской общественной организации «Ассоциация молодых предпринимателей России», руководители крупнейших предприятий области.

Цель работы круглого стола – информирование бизнес-сообщества о возможностях взаимодействия с Торгово-промышленной палатой РФ в сфере привлечения инвестиций, мониторинг информации о том, чем занимается регион, в каких областях намерен развиваться, в чем его преимущества и проблемные места.

Исполнительный директор Научно-производственного центра «Агропищепром» Сергей Колесников обратился с вопросом к вице-президенту ТПП РФ Дмитрию Курочкину о том, какие Фонды осуществляют финансирование пищевой промышленности на условиях, особенно выгодных для представителей бизнеса. Дмитрий Николаевич предложил производителям пищевой продукции представлять свои проекты в Фонд Развития Промышленности (ФРП). Для реализации промышленно-технологических проектов Фонд развития промышленности на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 700 млн. рублей. Естественно, не все проекты подходят под специфику фонда.

На сайте ФРП, как отмечают сотрудники НПЦ «Агропищепром», четко сформулированы требования к содержанию таких проектов: «…только для проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств. Заявитель предоставляет обеспечение всей суммы займа (банковская гарантия, поручительство, залог). Фонд вправе уменьшить сумму обеспечения займа на стоимость чистых активов заемщика. Займы предоставляются на условиях софинансирования (сумма займа не может превышать 30-70% бюджета проекта в зависимости от выбранной программы)».

Фонд предоставляет займы после тщательной экспертизы на предмет соответствия проекта установленным критериям. Объем финансирования в год по проектам составляет около 20 млрд. рублей, что в масштабах страны не очень много, но на эти деньги можно претендовать и в следующем году, ведь работа фонда будет продолжена.

Среди вопросов, адресованных Дмитрию Николаевичу, руководителем ТРО «Ассоциация молодых предпринимателей России» Анатолием Евсейчевым был задан вопрос о стоимости работы ТПП и возможности презентации ее сотрудниками проекта. Вице-президент отметил, что основная миссия ТПП – содействие развитию бизнеса, поэтому информационно-консультационная поддержка оказывается бесплатно, однако если необходимы организационные усилия в большом объеме (иногда работа над проектом может занимать недели и месяцы), здесь уместно говорить о сметном варианте работы. Участвовавший в работе круглого стола главный эксперт департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Сергей Звягин посоветовал не делегировать функцию презентации сторонним сотрудникам, даже если они профессионалы, поскольку инвестор зачастую смотрит не на проект и презентацию, а на людей, которые этот проект будут воплощать.

Как сообщил Дмитрий Курочкин: «Тамбовская область вошла в пятерку регионов-лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, который обнародовало Агентство стратегических инициатив. Это говорит о том, что власть региона делает многое из возможного по привлечению инвестиций в область». Но в то же время он подчеркнул, что ведущая роль при поиске инвестора принадлежит самому предпринимателю – автору инвестпроекта. Также важно помнить, что качественная презентация инвестиционного проекта является важным условием его успешной реализации.

Особое внимание вице-президент ТПП РФ уделил инвестопроводящей инфраструктуре на базе системы ТПП. На сегодня в систему ТПП входит 182 территориальные ТПП, около 20 представительств за рубежом, которые охватывают 30 стран мира, 35 профильных и отраслевых Комитетов ТПП РФ, курирующих определенную сферу деятельности. Начиная с 2014 года ТПП РФ особое внимание уделяет привлечению инвестиций. В рамках этой деятельности для представителей регионального бизнеса стали проводиться выездные информационно-методические семинары.

Директор по связям с общественностью и маркетинговым коммуникациям, кандидат филологических наук

Юлия Саввина;

Главный специалист отдела маркетинга

Юрий Аверков.

Материал и фото:

Директор информационно-издательского центра Тамбовской областной ТПП

Новости / Российские новости

« Вернуться к списку новостей

Вице-президент ТПП Дмитрий Курочкин посетил ХБК "Шуйские Ситцы"

10 июля 2018

Делегация ТПП РФ в составе вице-президента ТПП РФ Дмитрия Курочкина и президента ТПП Ивановской области Леонида Иванова посетила ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в г.Шуя (Ивановская область). Вместе с генеральным директором ОАО ХБК «Шуйские ситцы», председателем Комитета по домашнему текстилю Союзлегпрома Анной Богаделиной члены делегации в Правительстве Ивановской области встретились с заместителем Председателя Правительства Ивановской области - руководителем Комплекса экономического развития Ивановской области Светланой Давлетовой. В переговорах приняли участие также член Правительства Ивановской области - директор Департамента экономического развития и торговли Ивановской области Людмила Бадак и заместитель руководителя аппарата Правительства Ивановской области - руководитель центра управления проектами Людмила Дмитриева.

На встрече Дмитрий Курочкин подчеркнул, что ТПП России готова активно содействовать техническому перевооружению и модернизации промышленного производства. Также были обсуждены вопросы поддержки и развития промышленных предприятий Ивановской области, взаимодействия ТПП РФ, Правительства Ивановской области и ТПП Ивановской области.

Кроме того, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин посетил ТПП Ивановской области, где встретился с сотрудниками палаты, познакомился с работой ее подразделений.

Дмитрий Курочкин и Леонид Иванов посетили Отделочную фабрику ОАО ХБК «Шуйские ситцы». С директором фабрики Евгением Блиновым состоялось обсуждение вопросов реализации инвестиционного проекта, производственных планов, текущей деятельности. Было подчеркнуто, что с привлечением займа ФРП предприятие установит новое ткацкое и отделочное оборудование, которое даст возможность выпускать более тонкие, легкие и прочные ткани для домашнего текстиля и ткани специального назначения для расширения ассортиментных возможностей комбината. Продукцию, выпущенную на новом оборудовании, компания планирует экспортировать в Германию, Италию, Польшу и Чехию. Именно сейчас производится поставка нового оборудования по проекту, которое значительно повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Также Дмитрий Курочкин, Леонид Иванов и Анна Богаделина обсудили возможность реализации нового проекта по производству элементаризованного льноволокна, основанного на новейших разработках ученых из Ивановского политехнического университета и ИХР РАН.

Справочно:

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» крупнейшее в России текстильное предприятие с богатой историей (основано в 1820г.), на котором соединяются традиции производства и новейшие методы формирования команды, управления производственными процессами. Комбинат производит более 60 000 км ткани в год (100% хлопок). Предприятие выпускает ткани сатиновой, бязевой, ситцевой и полотенечной групп. Комбинат имеет полный цикл переработки хлопка, а также собственную художественную мастерскую по разработке дизайнов для печати на тканях. Осуществляет пошив швейных изделий (комплектов постельного белья, скатертей, полотенец, покрывал, одеял, подушек).

В ноябре 2017 года проект ОАО ХБК «Шуйские ситцы» по установке цепочки технологического оборудования для выпуска тканей из пряжи высоких номеров и тканей специального назначения профинансирован Фондом развития промышленности на сумму 250 млн руб. Общая стоимость проекта - 1,35 млрд руб. С привлечением займа ФРП предприятие установит новое ткацкое и отделочное оборудование, которое даст возможность выпускать более тонкие, легкие и прочные ткани для домашнего текстиля и ткани специального назначения, соответствующие мировым аналогам при значительно меньшей стоимости.

Компания является членом

Два года назад был принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ " " (далее – закон о промышленной политике), содержащий основные положения о порядке финансирования промышленного производства, создании и функциях фондов развития промышленности, поддержке субъектов деятельности в сфере промышленности в конкретных областях. Отдельное внимание уделяется территориальному развитию промышленности. О некоторых направлениях региональной промышленной политики порталу ГАРАНТ.РУ рассказал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин .

Дмитрий Николаевич, какую роль играет ТПП РФ в реализации региональной промышленной политики?

Хочу напомнить, что именно ТПП РФ выступила в свое время инициатором разработки концепции законопроекта, на основании которого был впоследствии принят закон о промышленной политике. Системная работа по ее подготовке началась еще в 2004 году и продолжалась, как видите, целых 10 лет.

Региональная промышленная политика, если коротко, – это комплекс правовых, экономических, организационных мер, направленных на развитие промышленного потенциала региона, обеспечение производства на его территории реально конкурентоспособной, в том числе на внешних рынках, промышленной продукции. Для этого в регионах ищут (и находят) инструменты стимулирования промышленной сферы через финансовую, информационно-консультационную поддержку, помощь в научно-технической и инновационной деятельности.

В связи с этим чрезвычайно важна разработка субъектами РФ собственной нормативной базы, учитывающей конкурентные преимущества каждого конкретного региона. Многими экспертами отмечается насущная необходимость принятия регионами законов о промышленной политике, которые стали бы неким фундаментом, определяя цели, задачи и приоритеты региональной промышленной политики, полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при ее реализации, основные принципы и формы государственной поддержки субъектов промышленной деятельности. Эту точку зрения разделяет и ТПП РФ.

На сегодняшний день система ТПП РФ объединяет 182 торгово-промышленные палаты и представлена практически во всех субъектах Российской Федерации, а значит, имеет значительный потенциал и возможности для участия в работе по формированию и реализации промышленной политики в регионах, развитию региональной инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности, что закреплено в Приоритетных направлениях деятельности Палаты на 2016-2020 годы.

Активную работу по реализации промышленной политики ведут территориальные палаты. Так, в мае 2016 года Тульская ТПП выступила с инициативой создать на базе палаты центр, координирующий совместную работу малых, средних и крупных промышленных предприятий. Главная задача центра – квалифицированная оценка деятельности производственных структур региона, их потенциала, мощности и возможности работы на перспективу в связке с лидерами регионального и отечественного масштаба в приоритетных для области отраслях специализации: машиностроительной, металлургической, химической и других.

В июне 2016 года при ТПП Саратовской области создан Совет по экономическому развитию – общественная структура, основной целью которой является оказание содействия формированию региональных стратегий в сфере промышленной, инновационной, инвестиционной политики. Работа Совета началась с обсуждения проекта регионального закона "О промышленной политике в Саратовской области". Выработанные Советом замечания и предложения были направлены в областную думу и учитывались при принятии закона ().

С целью финансирования субъектов деятельности в сфере промышленности создан Фонд развития промышленности и соответствующие региональные фонды. Каким образом ТПП РФ взаимодействует с Фондом?

ТПП РФ работает в тесном контакте с рядом государственных институтов поддержки, содействуя им в поиске и отборе проектов реального сектора экономики. Помимо Фонда развития промышленности, соглашения о сотрудничестве подписаны с Российским экспортным центром, Агентством по технологическому развитию.

С Фондом ТПП РФ сотрудничает с самого начала его активной работы. Экспертный совет Фонда, членом которого я являюсь наряду с представителями других объединений предпринимателей, возглавляет председатель Совета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян .

Палата очень серьезно относится к работе по отбору наиболее перспективных проектов в регионах, активно консультируется с экспертами Фонда и органами государственной власти. Заявки поступают практически из всех регионов, но до Экспертного совета доходят далеко не все. Отмечу, что представители ТПП РФ регулярно выезжают в регионы, встречаются с предпринимателями – получателями поддержки и теми, кто только планирует подавать заявки. Кроме того, адресно работают с предпринимательским сообществом территориальные палаты.

Какие отрасли в рамках указанного льготного финансирования являются приоритетными?

Среди указанных выше одобренных к финансированию проектов 39 – в сфере машиностроения и станкостроения, 14 – химической промышленности, столько же – медицинской промышленности, 13 – электрооборудования и электроники, 9 – металлургии и металлообработки, 7 – легкой и текстильной промышленности, 5 – лесной промышленности и стройматериалов.

Расскажите, пожалуйста, об успешно реализуемых проектах.

Могу привести примеры поддержки предприятий со стороны ТПП РФ.

  • АО "НЭВЗ-КЕРАМИКС" (г. Новосибирск). Предприятие, поддержанное Новосибирской городской ТПП, получило заем Фонда развития промышленности в размере 150 млн руб. на разработку технологии производства тотального эндопротеза тазобедренного сустава. В связи с выходом из проекта компании "Роснано" предприятию грозило банкротство, и ТПП РФ обратилась к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить передачу предприятия в систему "Ростеха". Сейчас этот вопрос решается.
  • ЗАО "АКОМ" (г. Жигулевск, Самарская область). Предприятие, поддержанное ТПП Самарской области, получило от Фонда 500 млн руб. на производство стартерных аккумуляторов и разработку стационарно-тягового аккумулятора. Совместно с другими предприятиями – производителями химических источников тока – ЗАО "АКОМ" обратилось в ТПП РФ с предложениями о мерах государственной поддержки отрасли. Палата направила письма в поддержку этих предложений Министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову и Министру экономического развития РФ Максиму Орешкину . Сейчас они прорабатываются в ведомствах совместно с нашими экспертами.
  • ОАО "Ковровский электромеханический завод" (Владимирская область, г. Ковров). Предприятие поддерживается Владимирской ТПП. В настоящее время "КЭМЗ" осваивает изготовление сложнейших пятиосевых вертикально-фрезерных обрабатывающих центров с числовым программным управлением. Общая стоимость проекта – 578 млн руб., 320,4 млн руб. могут быть предоставлены Фондом развития промышленности в виде льготного займа. Завод уже запустил в серийное производство станки с числовым программным управлением японской компании Takisawa, чему предшествовали пять лет переговоров. Должен сказать, что это весьма ценный опыт экономического сотрудничества японской компании с Россией. На выбор японцев повлияло то, что "КЭМЗ" использовал более 60 разновидностей станков японской компании и накопил значительный опыт в их применении. Кроме того, завод является одним из лучших в России по качеству сервиса, квалификации кадров и технологическим параметрам, а также удачно расположен географически.

В мае 2017 года был издан Сборник лучших региональных промышленных проектов, инициированных или поддержанных системой ТПП России и профинансированных Фондом развития промышленности, обобщивший опыт работы в различных отраслях и регионах. В него включены профили компаний – получателей поддержки, мнения их руководителей об опыте взаимодействия с Фондом, мнения экспертов отрасли и президентов территориальных палат. Сборник распространяется среди территориальных ТПП, предпринимателей, экспертов и является наглядным свидетельством того, что поддержка Фонда реальна и доступна.

А могут ли получать займы Фонда небольшие предприятия?

Могут. Этому способствует деятельность региональных фондов развития промышленности. Уже сложившаяся практика работы этих фондов предполагает предоставление займов на сумму от 5 млн до 100 млн руб., то есть в систему льготного финансирования промышленности включается сегмент малых и микропредприятий. На начальном этапе большинство сделок будут совместными (фактически – синдицированными) сделками региональных фондов с "большим" Фондом развития промышленности. По мере накопления опыта, отработки процедур оценки и процессов реализации сделок региональные фонды станут более самостоятельными. Среди наиболее активных на текущий момент региональных фондов можно назвать коллег из Ульяновской и Челябинской областей, а также из Санкт-Петербурга. В настоящий момент создан 31 региональный фонд, и работа по формированию региональных центров продолжается.

В ходе представления Госдуме отчета о результатах деятельности Правительства РФ в 2016 году Дмитрий Медведев сообщил о возможном введении инвестиционной льготы – снижении налога на прибыль до 5% для предприятий, вкладывающих средства в модернизацию производства. Как Вы оцениваете эту инициативу?

Эксперты ТПП РФ участвовали в серии мероприятий, организованных на площадках федеральных министерств для обсуждения плана действий Правительства РФ на 2017-2025 годы. В рамках данной работы Палата предложила ряд стимулирующих налоговых мер для российской экономики. Важнейшие из них:

  • введение прямой инвестиционной льготы по налогу на прибыль путем уменьшения суммы уплачиваемого налога до 50% затрат компаний на модернизацию и реконструкцию имеющихся основных фондов. По мнению бизнеса, эффективность налоговых льгот в рамках территорий опережающего развития, региональных инвестиционных проектов, специальных инвестиционных контрактов в некоторых субъектах России остается низкой. Льготы тяжело получить и сложно администрировать, особенно в условиях, когда ежегодно меняются правила налогообложения. Введение прямой инвестиционной налоговой льготы позволит предприятиям чаще производить обновление основных фондов, расширять производство, применять современное энергоэффективное оборудование, что, в свою очередь, снизит травматизм, вредность производства, а также повысит производительность труда;
  • предоставление льгот по земельному налогу и налогу на имущество в отношении объектов основных средств, находящихся на консервации и реконструкции, а также тех, которые проходят обкатку. По факту такие объекты либо совсем не позволяют извлекать какой-либо доход, либо его объемы настолько малы, что позволяют только "перекрыть" расходы на уплату обязательных платежей. Реализация такой меры позволит бизнесу потратить высвободившиеся средства на собственные нужды: строительство новых и реконструкцию существующих объектов, правильную обкатку оборудования и пр.

Какие проблемы возникают при реализации в регионах инвестиционных проектов?

Опыт работы ТПП РФ по продвижению региональных проектов показывает, что усредненный по всем регионам максимальный срок реализации инвестиционных проектов составляет 10 лет, тогда как усредненный максимальный срок правительственных инвестиционных программ – 7 лет. Таким образом, налицо явное несоответствие в стратегических расчетах инвесторов и региональных правительств. Запуская свои проекты, инвесторы (как российские, так и иностранные) вынуждены смотреть гораздо дальше, чем правительство региона. Отсутствие видения региональными властями своих отдаленных перспектив рано или поздно приведет к блокированию перспективных инвестиционных проектов, так как инвестору будет весьма трудно уяснить ситуацию на отдаленное будущее.

Стоит отметить, после введения Регионального инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив, обязывающего формировать и ежегодно обновлять планы создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионах, ситуация несколько улучшилась. Однако соотношение между сроками частных инвестиционных проектов, в том числе с иностранным участием, и правительственными инвестиционными программами по регионам сильно колеблется, и это свидетельствует об отсутствии какой-либо продуманной и скоординированной политики властей.

В связи с этим можно дать региональным властям рекомендации о переходе к долгосрочным инвестиционным программам сроком на 20-25 лет. В противном случае – если правительственные программы и частные проекты не будут коррелировать по срокам – инвесторы адаптируются к этой ситуации, переходя на более "короткие" проекты. Кроме того, без широкой официальной "манифестации" своих инвестиционных планов региональные правительства не смогут привлечь и стратегических иностранных инвесторов.