Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Симулянтам пропишут срок. ГУ — Волгоградское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ. Не страховой случай

Обсуждались вопросы формирования бюджета Фонда социального страхования на 2018-2020 годы, внедрения электронных листков нетрудоспособности, а также реализации различных проектов фонда.

Из стенограммы:

Д.Медведев : Андрей Степанович, мы начали рассмотрение государственного бюджета на заседании Правительства. Сейчас будут проходить все положенные для этого процедуры. Параллельно началось рассмотрение бюджетов государственных внебюджетных фондов, включая Фонд социального страхования. Скажите, какие основные подходы заложены в проект бюджета, чем предлагаете заниматься, какие основные акценты необходимо будет расставить в бюджете Фонда социального страхования на 2018 год и на период ближайших лет, то есть 2019 и 2020 годов.

А.Кигим : Дмитрий Анатольевич, бюджет сформирован на сегодняшний день без дефицита. У нас существует два вида платежей, связанных с платежами работодателей, – это платежи по больничным листам и выплаты по беременности и родам. Это самый большой объём – около 500 млрд. Здесь мы приняли решение вместе с Министерством финансов (это будет Вам докладываться неоднократно): в ближайшие три года, чтобы выполнить все социальные обязательства, этот бюджет будет финансироваться за счёт остатков, которые фонд накопил за три года. Это порядка 100 млрд рублей, которые у нас накопились за счёт второго вида страхования – несчастных случаев на производстве.

Тариф у нас не меняется, он остаётся по-прежнему 2,9%. С этой точки зрения мы хотели бы при обсуждении этих вопросов, при дальнейших налоговых реформах сохранить страховые принципы. Это существенный момент.

Что касается страхования травм на производстве, здесь у нас одна из новаций ближайших трёх лет – это специализированные программы трудоустройства инвалидов, получивших травму именно на производстве. До этого мы оказывали только помощь в процедурах реабилитации и лечения, оплачивали лечение по тяжёлым травмам. Напомню, что три года назад Вы поддержали инициативу увеличить эти выплаты с 80 тыс. рублей до 1 млн. На сегодняшний день мы видим, что нередко инвалиды, имеющие определённую квалификацию, хотели бы и дальше трудиться на рабочих местах. Поэтому мы будем давать предложения в рамках бюджета предусмотреть расходы на создание этих рабочих мест и переквалификацию. У нас есть деньги, есть согласие работодателей, эта новация будет полезна для людей.

Что касается традиционно агентских функций, в части, касающейся ОМС, где мы отвечаем за постановку на учёт по беременности на ранних сроках и родам, у нас нет дефицита – 18 млрд нам предоставляется ежегодно. По техническим средствам реабилитации мы видим, насколько сделан серьёзный прорыв за последние три года. Деньги выделяются, но требования Счётной палаты, общественных организаций к контролю, качеству, адресности должны будут реализовываться. Мы, конечно, рассматриваем вопрос, что выгоднее – централизованные торги или нет, но то, что необходимо добиться снижения неэффективных затрат, это очевидно.

Д.Медведев : По техническим средствам реабилитации мы действительно за последние годы сделали существенный шаг вперёд, прежде всего потому, что нарастили финансирование. Я неоднократно встречался с представителями организаций инвалидов, они отмечают, что средств стало гораздо больше, соответственно, самих технических средств стало больше. Но надо и здесь наводить порядок, заказы правильно размещать. С другой стороны, я понимаю, желательно сохранить финансирование, которое в последние годы было обеспечено, потому что всё равно очередь сохраняется.

Вы упомянули больничные листы. Не так давно на встрече с коллегами по Правительству мы обсуждали одну существенную новеллу, она связана с переходом на так называемые электронные листки нетрудоспособности. Расскажите, как готовитесь к этой новой задаче.

А.Кигим: Дмитрий Анатольевич, закон принят. С 1 июля мы в каждом регионе по согласованию с Минздравом (готовность их работы – это было самое важное) выбрали по одной клинике, где будет гарантированно и качественно продолжаться этот проект.

Второе. Готовы работодатели – Сбербанк, «Российские железные дороги», «Северсталь», то есть даже такие многофилиальные сетевые компании. Мы с ними согласовываем программный продукт, это самая сложная вещь. У этого продукта есть сегодня четыре расширения, и мы их планируем реализовать в ближайшее время. Во-первых, мы хотим с помощью телефонных компаний сделать социальный навигатор. Сегодня мы сделали электронный документооборот, есть разные базы данных. В больничном листе написано, что можно обратиться в бюро медико-социальной экспертизы. А вот как человеку сделать удобный график – наверное, лучше телефонных компаний никто не поможет ему создать такой домашний офис, «Мой офис», организатор, который позволил бы спланировать своё время.

Второе – беременные женщины и дети. 18 млрд рублей – это родовые сертификаты, которые сегодня в бумажном виде. Задача, чтобы люди не ходили с этажа на этаж, а получили электронный сервис.

Третья категория – это, как ни странно, санаторно-курортное лечение, все поездки. Потому что у нас был разрыв: бумажный носитель – для «РЖД» и электронный – у себя. Рассчитываем, что с 1 января эта процедура будет согласована.

И, как ни странно, психология сотрудников, это тоже был серьёзный момент. Мы их убедили, что нужно переходить в работе на гаджеты.

Мы говорим: почему вы не хотите приходить к слабослышащим, которые используют язык жестов, и беседовать с этими людьми с помощью мобильного сурдопереводчика? Главная ломка психологическая – люди в нашем фонде должны выйти из офиса, сами стать мобильным офисом, мобильным МФЦ, если можно так сказать. И на их айпадах должны быть все сервисы, которые инвалид мог бы получить, в том числе на месте.

Д.Медведев: Да, это те возможности, которые современные средства электронного общения создают. Надо посмотреть, как это лучше применять. Что же касается электронного листка нетрудоспособности, да и вообще новых электронных форм, то (это заложено, собственно, и в законодательстве) мы параллельно будем переходить на современные средства фиксации нетрудоспособности и других лечебных ситуаций. Но, с другой стороны, сохранять традиционные средства для тех, кто по каким-то причинам пока опасается или не готов морально к тому, чтобы все эти процедуры фиксировались только в электронном виде, – кому нужен бумажный носитель. И та и другая возможность по законодательству будет сохраняться, в том числе в тех пилотных регионах, о которых Вы сказали, где уже это идёт, в тех клиниках, в тех больницах, в тех поликлиниках, где это будет использоваться сегодня.

Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Федеральный закон от 28 ноября 2018 года №431-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 29 сентября 2018 года №2074-р. В соответствии с Федеральным законом доходы Фонда прогнозируются в 2019 году в сумме 752,9 млрд рублей, в 2020 году – 782,7 млрд рублей, в 2021 году – 792,6 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2019 году в сумме 741 млрд рублей, в 2020 году – 787,4 млрд рублей, в 2021 году – 823,9 млрд рублей. Бюджет Фонда на 2019 год сформирован с профицитом в 11,9 млрд рублей.

29 сентября 2018 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2074-р. Доходы Фонда предусмотрены в 2019 году в сумме 752,95 млрд рублей, в 2020 году – 782,7 млрд рублей, в 2021 году – 792,6 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2019 году в сумме 741 млрд рублей, в 2020 году – 787,4 млрд рублей, в 2021 году – 823,9 млрд рублей.

5 декабря 2017 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Федеральный закон от 5 декабря 2017 года №364-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 29 сентября 2017 года №2081-р. Общий объём доходов Фонда в 2018 году запланирован в сумме 708,9 млрд рублей, в 2019 и 2020 годах – 739,7 млрд и 774,3 млрд рублей соответственно. Совокупный объём расходов бюджета Фонда в 2018 году прогнозируется в размере 736,6 млрд рублей, в 2019 и 2020 годах – 775,4 млрд и 811 млрд рублей соответственно.

16 октября 2017 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2016 год Федеральный закон от 16 октября 2017 года №289-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 26 мая 2017 года №1033-р. В соответствии с Федеральным законом доходы бюджета Фонда социального страхования за 2016 год составили 616,4 млрд рублей, а расходы – 664,9 млрд рублей. Бюджет Фонда за отчётный период исполнен с дефицитом в объёме 48,5 млрд рублей.

29 сентября 2017 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Распоряжение от 29 сентября 2017 года №2081-р. Доходы фонда предусмотрены в 2018 году в сумме 708,9 млрд рублей, в 2019 году – 739,7 млрд рублей, в 2020 году – 774,3 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2018 году в сумме 736,6 млрд рублей, в 2019 году – 775,4 млрд рублей, в 2020 году – 811 млрд рублей.

20 декабря 2016 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №417-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 октября 2016 года №2266-р. Общий объём доходов бюджета Фонда в 2017 году прогнозируется в сумме 642,2 миллиарда рублей, а в 2018 и 2019 годах – 674 миллиарда рублей и 704,7 миллиарда рублей соответственно. Расходы бюджета Фонда в 2017 году запланированы в сумме 683,4 миллиарда рублей, а в 2018 и 2019 годах – 715,1 миллиарда рублей и 741,1 миллиарда рублей соответственно.

20 декабря 2016 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменениях в бюджете Фонда социального страхования на 2016 год Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №446-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 октября 2016 года №2287-р. Федеральным законом уточняются отдельные статьи доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования на 2016 год по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так, доходы бюджета фонда по этому виду страхования уменьшаются на 3,7 млрд рублей, а расходы увеличиваются на 0,18 млрд рублей.

31 октября 2016 , Социальное страхование Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2015 год Федеральный закон от 31 октября 2016 года №380-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 30 мая 2016 года №1051-р. В соответствии с Федеральным законом доходы бюджета Фонда социального страхования за 2015 год составили 541,3 млрд рублей, расходы – 612,1 млрд рублей. Бюджет Фонда за отчётный период исполнен с дефицитом в объёме 70,8 млрд рублей.

28 октября 2016 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта об изменениях в бюджете Фонда социального страхования на 2016 год Распоряжение от 28 октября 2016 года №2287-р. Законопроектом предлагается скорректировать основные параметры бюджета Фонда социального страхования на 2016 год в связи с уменьшением дохода, полученного от инвестирования резерва средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также увеличением расходов на медицинскую и социальную реабилитацию застрахованных лиц.

28 октября 2016 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Распоряжение от 28 октября 2016 года №2266-р. Доходы бюджета фонда предусмотрены в 2017 году в сумме 642,2 млрд рублей, в 2018 году – 674,0 млрд рублей, в 2019 году – 704,7 млрд рублей. Расходы прогнозируются в 2017 году в сумме 683,4 млрд рублей, в 2018 году – 715,1 млрд рублей, в 2019 году – 741,1 млрд рублей.

15 декабря 2015 , Социальное страхование Президент России подписал Федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования на 2016 год Федеральный закон от 14 декабря 2015 года №363-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 23 октября 2015 года №2133-р. Утверждается бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год, из средств которого будут финансироваться обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и, оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части, касающейся оплаты санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно.

3 ноября 2015 , Социальное страхование О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на обеспечение прав страхователей и застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования Распоряжение от 31 октября 2015 года №2206-р. В случае банкротства страхователя законопроект позволит обеспечить правовые основания для назначения и выплаты территориальными органами Фонда социального страхования пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребёнком. Это усилит социальные гарантии застрахованных работников.

1

Сегодня президиум Национального союза страховщиков ответственности (НССО) обсудит отставку своего президента Юрия Яковлева. Претендентом на место нового главы союза страховщики называют президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрея Кигима. По их мнению, у успешного управленца Андрея Кигима больше шансов вывести страховщиков на рынок "промышленной автогражданки" ценой в $1 млрд сборов в год, чем у бывшего замглавы опального Фонда ОМС Юрия Яковлева.


Вчера информагентство "Интерфакс" сообщило о том, что сегодня президиум НССО рассмотрит кандидатуру нового президента НССО — Андрея Кигима. Данную информацию Ъ подтвердили ряд глав крупных компаний, входящих как в президиум, так и в правление НССО. Как заявил Ъ один из членов правления союза, "уже есть заявление Юрия Яковлева об отставке с открытой датой и ему завтра будет дан ход".

НССО создан в июле 2005 года как объединение страховщиков, готовящихся к принятию закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов" (ОПО). Он принят в первом чтении в декабре 2005 года, обязывает все предприятия нефтегазовой и угольной промышленности, а также ряд других объектов, признанных опасными в РФ (их более 300 тыс.), страховать ответственность на суммы с 14,8 млн руб. до 6,5 млрд руб. ОПО называют "промышленной автогражданкой", она гарантирует страховщикам рынок сборов минимум в $1 млрд.

Принятию закона о "промышленной автогражданке" препятствует промышленное лобби. По словам главы крупной компании, страховщики уже больше года пытаются сдвинуть с мертвой точки ситуацию с законом по ОПО. Сейчас законопроект находится в правительстве. Его второе чтение ожидается в весеннюю сессию Госдумы. "Тот факт, что Юрий Евгеньевич (Яковлев.— Ъ ) до августа прошлого года занимал пост первого замглавы Фонда ОМС, играет не в нашу пользу, он не вхож в нужные кабинеты",— говорит один из участников рынка. Другой страховщик считает, что претензий к деятельности нынешнего президента НССО у компаний нет, "однако ситуация с принятием закона по ОПО и так затянулась и НССО должен возглавить активный человек, не ассоциирующийся со скандалами".

Таким на рынке называют нынешнего главу РСА Андрея Кигима. Поскольку НССО создавался по образу РСА (только члены РСА могут заниматься ОСАГО и РСА держит все гарантийные фонды на случай ухода страховщиков с рынка), страховщики уверены, что господин Кигим справится с руководством союза по "промышленной автогражданке". Страховщики уверены в способностях Андрея Кигима, который с 2000 по 2004 год занимал посты замглавы Федеральной службы по финоздоровлению и банкротству, замминистра Министерства природных ресурсов и замглавы аппарата правительства. "Думаю, что Андрей Степанович (Кигим.— Ъ ) справится с одновременным руководством и РСА, и НССО",— заявил Ъ член президиума НССО.

Андрей Кигим вчера отказался от комментариев. А Юрий Яковлев подтвердил Ъ, что кадровый вопрос может быть обсужден на заседании президиума, хотя в повестке не значится. "Проект по ОПО активно готовится ко второму чтению,— заявил он Ъ,— и мы будем обсуждать плановые изменения союза в профобъединение, обсудим новый устав как один из вариантов, кадровые вопросы тоже".

Ъ будет следить за развитием событий.

Татьяна Ъ-Гришина

Совсем недавно Андрей Кигим был Президентом Всероссийского союза страховщиков. Сегодня он возглавляет государственную структуру – Фонд социального страхования РФ. Тем самым он получил возможность посмотреть на одни и те же проблемы с разных точек зрения. При этом его позиция по наиболее принципиальным вопросам осталась неизменной.

– Существует довольно устойчивая точка зрения, что Фонд социального страхования – структура несамостоятельная, его основная функция – распределение бюджетных средств и не более того. Это действительно так?

– Лишь отчасти. В результате административной реформы у нас в стране были достаточно чётко определены полномочия государственных органов исполнительной власти. Министерства отвечают за проведение государственной политики и за подготовку нормативно-правовых актов. Агентства выполняют определённые социальные функции, возложенные на них государством, службы выполняют надзорные функции. Фонд как бы совмещает обе эти функции – он осуществляет обеспечение по обязательному социальному страхованию, а также надзор за страхователями по соблюдению ими требований законодательства, регулирующего данную сферу общественной жизни. Мы самостоятельны в рамках наших полномочий. Но, естественно, Министерство труда и социальной защиты – наша головная организация, свои действия мы согласовываем с ним, и это нормальная практика.

Надо подчеркнуть, что есть Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Он побуждает нас работать лучше, совершенствовать формы и методы своей деятельности.

« Министерство труда и социальной защиты –
наша головная организация, свои действия мы согласовываем с ним, и это нормальная практика »

– Тогда какие изменения происходят в основных направлениях вашей работы? Положение о Фонде социального страхования, которое по-прежнему является для вас регламентирующим документом, было принято почти 20 лет назад…

– За это время в Положение не раз вносились и будут вноситься изменения и дополнения. Что касается изменений в нашей работе, уже произошедших или готовящихся, то давайте попробуем посмотреть на то, как именно Фонд выполняет сегодня свои задачи.

Первая – работа с теми, кто стал жертвой нечастного случая на производстве. Это наш традиционный вид деятельности, основанный на страховых принципах. Существуют классы профессиональных рисков, страховые тарифы, которые каждый раз уточняются, и система работает достаточно стабильно.

Что точно нужно здесь изменить? Мы видим, что по некоторым другим видам обязательного страхования, в которых страховщиками выступают страховые организации, выплата в случае смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая может достигать 2 млн рублей. Сегодня в нашем Фонде страховая выплата в случае смерти застрахованного «оценивается» в 76 699,80 руб. Конечно, наступил момент, когда нужно поднимать эту цифру хотя бы до миллиона рублей.

Второе направление – оценка условий труда. Безусловно, нужно стремиться к тому, чтобы у нас как можно меньше работников становились инвалидами вследствие производственных травм. Для этого необходимо, как это принято в цивилизованных странах, разработать и запустить специальные программы по оценке условий труда. А для тех, кто всё-таки стал инвалидом на производстве, нужны программы по их реабилитации (в том числе профессиональной). Конкретный пример могу привести на основе сюжета в одной из телевизионных программ. В Германии рабочий на промышленном предприятии, управлявший электропогрузчиком, лишился обеих рук. Трагедия? Конечно. Но для этого рабочего изготовили такие протезы, что он и сегодня работает на том же предприятии и по-прежнему управляет такой же машиной. Он не ушёл с работы, а адаптировался к новой ситуации. Это очень важная вещь: сделать так, чтобы те, кто стал инвалидом на производстве (мы пока не можем распространить это на всех), не выпадали из привычной среды, оставались членами активной части общества.

Это важная социальная функция. Я думаю, что здесь мы с работодателями сможем какой-то компромисс найти.

« Работа с теми, кто стал жертвой нечастного случая на производстве. Это наш традиционный вид деятельности, основанный на страховых принципах »

– А в чём проблема? Существуют какие-то противоречия?

– Не в этом дело. Необходимо просто изменить своё отношение к проблеме, понять её важность. И здесь, во-первых, как раз государство в лице нашего Фонда должно показать, что сегодня от рутинной работы (собрали – выплатили), нужно перейти к решению другой задачи – как не допустить возникновения таких случаев. По крайней мере, свести риск до минимума. Второе – подумать, как экономически поощрить те предприятия, которые соблюдают требования трудового законодательства в части охраны труда и понудить недобросовестных работодателей к соблюдению этих требований. Третье – то, о чём мы говорили: как человека, который всё-таки стал инвалидом, адаптировать к новым условиям жизни.

И мне кажется, что многие представители предпринимательского сообщества сегодня готовы к совместной работе в этом направлении. Вообще, я думаю, что у Фонда миновал этап развития, когда нужно было заниматься исключительно финансовой устойчивостью. Пора переходить к развитию «человеческого фактора».

Третье направление нашей работы – администрирование взносов. Мы это делаем достаточно профессионально.

Четвёртое направление – выполнение части госфункций. Это связано как с выплатами по нетрудоспособности, так и с различными разовыми социальными выплатами. Здесь существуют две модели. Одна – страховая, а вторая связана с выполнением функций агента со стороны государства.

« Сегодня в нашем Фонде
страховая выплата
в случае смерти застрахованного «оценивается» в
76 699,80 руб
»

– То есть как раз с распределением средств…

– Не только. Чтобы нагрузка на бизнес была обоснованной, нужно решить несколько вопросов. Первый и, безусловно, самый важный – организовать полноценный учёт социальных обязательств. Если государство не знает, кому и сколько оно должно денег, то невозможно правильно рассчитать расходы, а, исходя из этого, и тарифы. И в итоге в пожарном порядке начинается увеличение нагрузки на бизнес. Поэтому, чтобы эта нагрузка была плановой и расчётной, нужно выверить социальные обязательства. А второй момент – мы должны перейти к публичному обсуждению тарифной политики. Опыт «Открытого правительства» показывает, что это можно и нужно делать.

В Государственной Думе сейчас рассматривается проект Федерального закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации». Я как руководитель Фонда его поддерживаю и считаю, что должен показывать общественности, работодателям, профсоюзам, какие у меня обязательства и как, исходя из чего я устанавливаю каждый конкретный тариф.

Наконец, ещё одно направление нашей деятельности – назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Вроде бы механизмы здесь давно отработаны, но мы пытаемся их оптимизировать. Сейчас в ряде регионов проводим эксперимент. Цель эксперимента – отработка механизма назначения и выплаты пособий застрахованным лицам (работникам) страховщиком (территориальными органами Фонда). Хотим посмотреть, как работодатели отреагируют на такую схему: уплата страховых взносов страхователями в полном объёме (без зачёта расходов на выплату пособий) и назначение и выплата пособий застрахованным лицам территориальными органами Фонда. Сегодня работодатели сами осуществляют выплаты своим сотрудникам из средств обязательного социального страхования, а потом производят с Фондом взаимозачёт. Это для нас принципиальный вопрос: что сделать – сохранить систему взаимозачёта, при которой предприятие выполняет для нас агентскую функцию, или перейти на иную систему, когда Фонд выступает как страховщик.

– Хорошо уже то, что в данном случае вы не ставите работодателей перед фактом, а стараетесь учесть их мнение…

– Конечно. Важно, чтобы этот эксперимент, его ход, его результаты обсуждались всеми участниками. И чтобы решение принималось взвешенное, обоснованное. В конце года мы подведём итоги этого эксперимента, сделаем выводы.

– Одна из задач Фонда формулируется так: «обеспечение мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС». Какие меры имеются в виду, за счёт чего достигается финансовая устойчивость?

– Первая мера для обеспечения финансовой устойчивости – вопрос актуарных расчётов. Вторая – эффективное использование резервного фонда путём размещения его, например, не только на депозитах. Вы мне установите план инвестиций в госбумаги, и я их вложу. Вы тогда в другом месте сократите нагрузку на госдолг. А с другой стороны, вы будете видеть мои активы и то, что они направлены только на ликвидность.

По моему мнению, для обеспечения финансовой устойчивости нужно перейти на пятилетний период расчёта тарифов, как это делают на Западе. И четвёртое: я считаю, что государство должно быть кредитором последней руки. Если всё-таки, несмотря на все расчёты, возник дефицит, то его должно покрывать государство. Это очевидная вещь.

« Думаю, что у Фонда миновал этап развития, когда нужно было заниматься исключительно финансовой устойчивостью. Пора переходить к развитию ‘‘человеческого фактора’’ »

Но самое главное – поддержать закон «Об актуарной деятельности в РФ». И чтобы работодатели его поддержали. Ещё когда я был Президентом ВСС, мы с Александром Николаевичем Шохиным уйму времени потратили на хождение по министерствам и ведомствам, когда было принято решение на 2% увеличить нагрузку на бизнес для того, чтобы оплатить реформу здравоохранения. Тогда за 2 года очень большие деньги списали с промышленников на эти цели. И я постоянно от лица страховщиков говорил о том, что расходы на три фонда – пенсионный, медицинский и социальный – должны быть понятны и прозрачны. Чтобы их утверждала хотя бы Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. И сейчас, будучи государственным служащим, придерживаюсь той же точки зрения.

Интересный момент: совсем недавно вы возглавляли Союз страховщиков – объединение бизнеса. Сейчас работаете в той же страховой сфере, но уже в качестве чиновника. На одни и те же вещи смотрите уже с «другой колокольни»…

– Когда я пришёл в Фонд, у меня спрашивали, изменилось ли моё отношение к законопроекту об актуарной деятельности. Не изменилось. В качестве Президента ВСС я высказывал свою точку зрения по вопросам страхования, за которую мне сейчас не стыдно. И сейчас я эти же принципы продолжаю поддерживать уже как чиновник. Потому что принципы социальной политики должны быть прозрачными. Нельзя, пересев из одного кресла в другое, поменяв работу, менять взгляды.

Кигим Андрей Степанович ,

Председатель Фонда социального страхования РФ, член Правления РСПП.

Окончил геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и институт повышения квалификации Финансовой академии при Правительстве РФ по специальности «банковское дело».

C 1991 по 1998 г. работал на различных должностях в Сбербанке.

С 1998 г. работал в компании «Росгосстрах» в качестве финансового директора, затем – первым заместителем председателя правления «Росгосстраха».

С 2000 г. – заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству.

С 2001 г. – заместитель Министра природных ресурсов России.

С 2003 г. – заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ.

С 2004 г. – президент Российского союза автостраховщиков (РСА).

С 2007 г. – президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО).

С 2009 г. дважды избирался на пост Президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

С марта 2013 г. – Председатель Фонда социального страхования РФ.

Андрей Кигим родился 30 октября 1957 года в городе Липецк. В 1979 году поступил на геологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. На первом курсе подрабатывал плотником в строительном управлении родного города. В 1980-1982 годах проходил срочную службу рядах Вооруженных Сил СССР.

Демобилизовавшись, продолжил обучение в вузе по специальности геолог-геофизик, получив диплом в 1986 году. В 1991 году окончил аспирантуру МГУ. Во студенческие годы занимал руководящие должности в комсомольской организации ВУЗа - секретарь факультетского комитета ВЛКСМ МГУ.

В 1991 году Андрей Кигим устроился в Сбербанк на должность ведущего экономиста управления международного сотрудничества. В 1992 году стал начальником отдела содействия приватизации управления ценных бумаг Сбербанка. В 1993-1998 годах - работает начальником отдела, и заместителем директора управления ценных бумаг и доверительных операций Сбербанка РФ.

В 1996 году получает диплом Института повышения квалификации при Финансовой академии при Правительстве РФ по специальности «Экономист». В марте 1998 года Андрей Степанович переходит на работу в страховую компанию «Росгосстрах» в качестве финансового директора. С июля 1998 года по июнь 2000 года - первый заместитель председателя правления ОАО Страховая компания «Росгосстрах».

В июне 2000 года Кигим становится заместителем руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. В августе 2001 года - заместителем министра природных ресурсов РФ, курирует финансово-экономический блок работы Министерства природных ресурсов. В сентябре 2003 года становится заместителем Руководителя Аппарата Правительства РФ.

C марта по апрель 2004 года Андрей Кигим работает заместителем исполнительного директора Всероссийского союза страховщиков. В апреле 2004 года переходит на работу исполнительным директором в Российский союз автостраховщиков, где работает до октября того же года. В ноябре 2004 года Андрей Кигим был выбран президентом РСА, сменив на этом посту Анатолия Кургина, став третьим президентом союза за два года.

Новоиспеченный президент активно лоббировал внесение поправок в Закон об ОСАГО, при нем вступили в действие такие существенные изменения как «Европротокол» - оформление незначительных ДТП, в которых ущерб причинялся только автомобилям, без привлечения ГАИ – ГИБДД, и «Прямое урегулирование» - порядок оформления выплат по ОСАГО, при которых пострадавший обращается в страховую компанию, выписавшую его полис ОСАГО, а не к компании виновника.

В 2007 году, после создания Национального союза страховщиков ответственности, Андрей Кигим избирается президентом этого нового союза, активно включается в работу по подготовке нормативной базы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов.

В мае 2009 года Андрей Степанович оставляет посты в РСА и НССО, а 26 мая 2009 года на съезде ВСС избирается президентом Всероссийского союза страховщиков. Переизбирается на очередные три года на внеочередном съезда союза в октябре того же года. Повторно избран на пост президента ВСС на съезде союза в феврале 2011 года.

В феврале 2010 года Андрей Кигим вступает в партию «Единая Россия», активно работает в Либеральном клубе партии. В 2012 году активно участвует в организации работы страховщиков над стратегией развития страхового рынка до 2020 года.

Распоряжением председателя правительства Дмитрия Медведева 21 марта 2013 года Андрей Степанович Кигим был назначен руководителем Фонда социального страхования Российской Федерации.