Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Что можно и нельзя в рождественский пост. Что можно есть в рождественский пост. Рецепты постных блюд

Согласно общепринятому православному христианскому календарю, приравниваемый по значимости , Рождественский пост продлится по новому стилю с 28 ноября 2016 по 6 января 2017 года.

Немного истории

Многодневные посты берут свое начало в древней истории зарождения христианства. В письменных источниках Филлипов пост (второе название Рождественского) упоминается еще в третьем-четвертом столетии блаженным Августином и святым Амвросием Медиодаланским.

Четких канонов проведения поста христианская церковь в те времена еще не предложила, поэтому верующие постили разное количество дней – кто десять дней, кто немного дольше.

А примерно через сто лет после крещения Руси, на соборе 1166 года нашей эры у императора Византии Мануила и его коллеги патриарха Константинополя Луки, всем верующим было предписано придерживаться сорокадневного поста. Этот период считается последним таким важным многодневным в уходящем году.

Что такое Рождественский пост?

Именно подчас этого великого значимого многодневного зимнего поста, в этот период, христиане очищают себя молитвой, отказом от скоромной еды и покаянием. Также считается – в древних времен – что именно в такой способ, через смирение и покой души и тела, человек может поблагодарить Господа за все щедроты природы, преподнесенные осенью.

Только верующие с сердцем, наполненным любовью, во всепрощении и строгом отказе от еды в последнюю седмицу поста могут гласить о рождении сына Божьего. Второе название Рождественской четыредесятницы – Филлиппов пост, поскольку день Заговения приходится на праздник известного святого апостола Филлиппа.

В церковных уставах и согласно христианским канонам он называется еще Четыредесятницей – по количеству дней.

Считается, что первая часть поста не очень строгая, а вот до сочельника 6 января – канонических правил следует придерживаться строжайше. Как утверждает Лев Великий, Рождественский пост – это благодарность человека Высшим силам за все хорошее, полученное на протяжении года, и наше покаяние, милосердие и жертвенность в этот период – это таинство обновления духа, единение с Богом.

Поэтому в это время мы должны быть щедры с бедными, и стараться всяческими ограничениями, милостыней и молитвой истреблять грех, приумноженный за предыдущий год нечистыми пожеланиями и бренностью плоти.

Согласно постулатам Симеона Фессалоникийского, аллегория Рождественского поста – сорокадневный пост пророка Моисея, по окончании которого человечество получило Божьи заповеди.

И теперь каждый человек, постясь к Рождеству, получает возможность постичь Божью мудрость через веру в воплотившееся и родившееся от Бога дитя. Главная наша жертва в этот великий пост – открытое сердце и чистая совесть, что достигается через искренние молитвы и смирение.

Так говорит церковь и философы – теологи. А что же ученые? Ведь наука в наше время может доказать или опровергнуть любой теософский постулат. Да, ученым и тут есть что сказать. Доказано, что великий посты – Рождественский и – вполне обоснованы с медицинской точки зрения. К примеру, сорок дней Филлиппова поста – это как раз то время, именно когда организм готовится к зиме, меняются биоритмы человека в связи с укорочением светового дня.

Именно поэтому не стоит чрезмерно нагружать организм лишней активностью или тяжелой пищей — смена световых поясов и так является стрессом. И наоборот, сорокадневный весенний пост – время, когда организм выходит из сна, световой день увеличивается, но иммунитет еще слаб, поэтому ограничение в тяжелой пище не только показано, но и вполне обоснованно.

Конечно, пост – это глубоко индивидуальное дело. Если есть какие-либо проблемы со здоровьем, серьезные нарушения в организме, то церковь не считает канонический пост принципиальным в ущерб здоровью.

Тем не менее, при желании, всегда можно найти для себя подходящий и приемлемый вариант питания, так сказать, пойти на компромисс с собственным организмом. Сейчас есть масса информации в свободном доступе, чтобы без ущерба для здоровья готовить вкусную, питательную и, главное, постную пищу.

Подробный календарь питания по дням

С 28 ноября по 19 декабря включительно:

Понедельник.

Вторник.

Среда.

Четверг. Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яблочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.

Пятница. Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).

Суббота. Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яблочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.

Воскресенье. Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яблочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.

С 20 декабря по 1 января включительно:

Понедельник. Разрешено употреблять растительную вареную пищу, приготовленную на воде без добавления масла. Это могут быть цукаты, вареники, кисель, рис и т.д.

Вторник.

Среда. Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).

Четверг. В рацион разрешено ввести вареную пищу растительного происхождения, заправленную постным маслом. Например, баклажанная икра, томатный суп, яблочный пирог, картошка с грибами, фалафель и др.

Пятница. Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).

Суббота. Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яблочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.

Воскресенье. Допускается употребление рыбы (уха, рыба под маринадом, минтай и пр.), вина (яблочного, рябинового, виноградного), вареную пищу растительного происхождения с добавлением масла.

С 2 января по 6 января включительно:

Понедельник. Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).

Вторник. Разрешено употреблять растительную вареную пищу, приготовленную на воде без добавления масла. Это могут быть цукаты, вареники, кисель, рис и т.д.

Среда. Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).

Четверг. Разрешено употреблять растительную вареную пищу, приготовленную на воде без добавления масла. Это могут быть цукаты, вареники, кисель, рис и т.д.

Пятница. Сухоядение (хлеб, сухофрукты, фрукты, сырые овощи, орехи, мед).

Суббота. В рацион разрешено ввести вареную пищу растительного происхождения, заправленную постным маслом. Например, баклажанная икра, томатный суп, яблочный пирог, картошка с грибами, фалафель и др.

Воскресенье. В рацион разрешено ввести вареную пищу растительного происхождения, заправленную постным маслом. Например, баклажанная икра, томатный суп, яблочный пирог, картошка с грибами, фалафель и др.

6 января – это самый строгий день Рождественского поста, поэтому в этот день стоит воздержаться от еды до первой звезды.

Как уже упоминалось, очень строгой является последняя часть поста – от начала января и до самого Рождения Христа. В остальное время правила этого многодневного поста обыкновенны.

Рыбу можно в выходные – воскресенье, когда в церквях правится за здравие, и субботу, когда идут службы за упокой, а также по большим праздникам (к примеру, Введение, или по дням памяти великих святых – Екатерины (7.12), Матвея (29.11), Андрея (13.12), Варвары (17.12), Николая (19.12)).

Елей, как священное масло, красное вино – символ Христовой крови, и рыба (издревле символ христианства) не разрешаются в три дня недели – понедельник, пятницу и среду, и кушать в эти дни (исключительно сухоедение) можно после и только после вечерни.

А в выходные, вторник и четверг можно к блюдам добавлять масло .

Причем очень интересный момент: церковь не отвергает скоромную пищу как таковую, а осуждает само желание чревоугодия. То есть мясо, масло, сыр и так далее не считаются скверными (это же пища, дар Божий людям), а вот само желание удовлетвориться запрещенным – вот это уже грех.

Причем пост должен быть не только физическим, но и моральным – избегать ссор, сплетен, неблагочестивых мыслей. Ведь ограничение себя только в еде – это уже не пост, а всего лишь диета. А искушений как раз очень много – ведь именно на этот период приходится празднование встречи Нового года, что, естественно, влечет за собой застолье и веселье.

К тому же, очень часто можно столкнуться с тем, что те, кто, воздерживаясь от пищи, чувствуют свое превосходство над теми, кто не придерживается столь строгих ограничений. Это тоже неправильно. Ведь пост – это не цель, а способ выразить свое покаяние, усмирение и покорность перед Творцом.

Конечно, если нет желания поститься, и нет искреннего понимания, зачем это надо, то найдется масса причин и объяснений. К примеру, зарплата (пенсия, стипендия) не позволяют, продукты дорогие, церковь в соседнем городе и т.д. И здесь уместно вспомнить мудрость Оптинских старцев: «Нет желания поститься с доброй волипридет время поститься по недоброй».

28 ноября у православных верующих начался последний из четырех многодневных постов года - сорокадневный Рождественский, или Филиппов пост. "Рождественский" - официальное церковное название зимнего поста, ведь он готовит к празднику Рождества Христова. А вот "Филиппов пост", или даже "филипки" - название народное, связанное с тем, что накануне, 27 ноября, Церковь отмечает день памяти апостола Филиппа.

Но почему Рождественский пост сорокадневный? Принято говорить, что "сорок" - число сакральное: Моисей сорок лет водил еврейский народ по безводной пустыне, сорок дней и сорок ночей Иисус постился в пустыне - перед тем, как явить Себя миру и начать путь служения людям. Ровно сорок дней Воскресший Иисус является людям - до Своего Вознесения. И это не единственные примеры, но я сейчас приведу еще один из совершенно другого ряда: именно сорок недель, как считают физиологи, идеальный срок для развития человеческого эмбриона, идеальной срок беременности. То есть именно сорок недель необходимы для полноценного созревания человека перед рождением. Нелепо наделять цифру магическими свойствами, но, безусловно, здесь явление глубочайшего смысла, пусть нами и до конца не понятого. Можно только констатировать: Церковь, всегда чутко и крайне внимательно подходившая и к вопросам человеческого духа, и к свойствам человеческой плоти, определила Рождественскому посту длиться сорок дней. Заканчивается Рождественский пост 6 января, в Рождественский сочельник - день самого строго воздержания.

Накануне праздника Рождества Христова и в сам день праздника в храмах часто звучит образный призыв священников: "Пусть наши сердца станут теми самыми яслями, где рождается Младенец Иисус". И сорок дней Рождественского поста не просто время ограничений - в пище, увеселениях, это время нашего созревания к тому, чтобы встретить родившегося Христа. Непростой, долгий путь, и подобно тому, как еврейский народ сорок лет мучительно возвращался из египетского плена на свою Родину, учась быть свободным, так и пост - это путь возвращения человека к свободе из рабства греху и страстям. Возвращение человека к своей духовной Родине - к Богу. Во время поста Церковь напоминает нам о глубоком смысле такой аналогии.

Что нельзя есть в Рождественский пост? А что можно?

Хотя священники не устают объяснять: пост не диета, смысл поста не в аскетических упражнениях по укрощению плоти, воздержание только средство для того, чтобы подчинить свое телесное духовному, а главная цель - возвращение к Богу, воспитание в себе любви к ближнему, нам проще начинать свой пост, когда ограничения четко сформулированы.

Итак, существуют различные степени строгости соблюдения пищевого поста: монастырский устав (он тоже бывает разной степени строгости) и ограничения, накладываемые на себя мирянами по благословению священника.

Самое строгое воздержание: "сухоядение" (отказ от вареной пищи) по понедельникам, средам и пятницам, во вторник же и четверг к вареной пище разрешается вино и растительное масло. Употребление рыбы разрешается в субботу и воскресенье, а также в дни церковных праздников. В последнюю неделю Рождественского поста со 2 января по 6 января рыба запрещена даже в субботу и воскресенье. Самый строгий пост 6 января, в Рождественский сочельник, когда позволяется есть только "сочиво" - блюдо из зерен пшеницы, да и то только "после первой звезды".

Монастырский устав трудно применим для работающих или нездоровых людей. Поэтому верующие, живущие обычной жизнью современного человека, накладывают на себя такие ограничения: в пищевом режиме отказываются от употребления мяса, сливочного масла, молока, сыра, сметаны, яиц, птицы, алкоголя, рыбу едят во все дни, кроме среды и пятницы. Послабления существуют для детей, беременных женщин, кормящих матерей, учащихся, людей много и интенсивно работающих. Но без участия в богослужении пост всего лишь упражнения гастрономического толка.

Другие ограничения, что еще нельзя в Рождественский пост?

Кроме пищевых ограничений пост накладывается и на развлечения: обычно верующие осознанно отказываются от просмотра увеселительных передач, последние годы принято выходить из социальных сетей. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям твоей второй половины.

Приняв решение соблюдать пост, важно понимать, что смысл поста не в самом ограничении пищи и не в отказе от плотских удовольствий - все это только средство для главного: возвращения нас из круговерти повседневной жизни к нашему Творцу - к Богу. Поэтому в пост так важна молитва (без нее все бессмысленно), так необходимо покаянное чувство, осознание своей немощности, проявления любви и понимания к ближним, помощь нуждающимся, добрые дела.

Надо помнить, что пост нельзя навязывать, им нелепо кичиться. Пост - это изменение центра нашей жизни: не наше "я", не услаждение нашей телесности становится главным, а дух, укрощенный постом и обращающийся к своему Отцу - Богу. Пост - это трудный путь, и пройти сорок дней без срывов, не опираясь на помощь Божьей Благодати, невозможно. Поэтому так важно участие в богослужениях и Таинствах Церкви - Исповеди, Причащении.

Кстати, само слово "пост" происходит от древнегерманского "fasta", означающего "твердый, крепкий, постоянный", и это подсказывает нам, что решение об ограничении себя в пище и удовольствиях требует от человека не только осознанности, понимания, ради чего он это делает, но и последовательности, верности.

Я в начале поста себя чувствую нормально и физически пост нормально переношу, а к концу еле-еле выдерживаю. Когда в первый раз постилась в Рождественский пост – разболелась желудком, так что пост нарушила. Как питаться в пост, если во время поста заболеваешь?

Протоиерей Александр Ильяшенко

Да, если возникают серьезные проблемы со здоровьем, то пост можно ослабить (с благословения священника), однако не нужно самой себя до такого состояния доводить. Ведь, судя по Вашему письму, проблемы Ваши не из-за здоровья, а из-за того, что Вы ленитесь готовить в пост.

Постный стол может быть и разнообразным, и вкусным, и полезным. Для больного желудка, кстати, очень полезна овсянка, сваренная на воде – что же тут непостного? На нашем сайте есть рецепты постных блюд, есть даже специальные кулинарные книги, было бы желание готовить!

***

Можно ли употреблять спиртные напитки в пост?

В течение многодневных постов в некоторые дни предписывается более строгий пост, в другие – допустимы некоторые послабления. Так что спиртные напитки в умеренном количестве допустимы в субботние и воскресные дни, а также в дни совершения памяти наиболее чтимых святых. Рождественским постом в эти же дни допускается и рыба. Но это общие правила, а мера поста для каждого должна определяться индивидуально в личной беседе со священником. Помоги Вам Господи!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

***

Я стараюсь соблюдать пост, но, когда я прихожу в гости к родственникам или знакомым, меня угощают совсем не постными блюдами. Как мне поступать в этом случае? И еще, правда ли, что нельзя в таких случаях отказываться от блюд и открыто говорить, что я соблюдаю пост? В таких случаях я как правило съедаю небольшую порцию непостной пищи, а со следующего дня продолжаю пост. Правильно ли я поступаю?

Священник Антоний Скрынников

Всё зависит от ситуации. Если Ваши родственники знают, что Вы поститесь, то, съев скоромное, Вы можете их соблазнить. Они решат, что Ваша вера и пост – это наносное, от чего Вы при случае с легкостью отказываетесь. Апостол Павел говорит, что «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».
С другой стороны, бывает так, что отказ съесть что-либо, тем более приготовленное для Вас, может быть воспринят хозяевами стола как оскорбление и вызовет обиду. В таком случае лучше пожертвовать одним днем поста, чем человеческими отношениями.

С уважением, священник Антоний Скрынников

***

Подскажите, пожалуйста, как определить золотую середину в посте – между чревоугодием (как объядением, так и гортанобесием), похотью плоти и безумным фанатичным перегибом в посте, то есть как поститься по-нормальному.

Священник Дионисий Свечников

Каждый сам должен определить себе меру воздержания, желательно – посоветовавшись со священником. Что для одного безумие – для другого обыденность, а что для одного похоть – то для другого норма жизни. Все люди разные. А Церковь нам показывает в уставе идеал поста. Можете поститься согласно уставу – Бог в помощь! Не можете – поститесь как можете, но при этом не обвиняйте в фанатизме того, кто может. Главное ведь не то, чтобы отказаться от какой-то пищи на время поста, а чтобы научиться воздержанию. Воздержанию не только в пище, но и в словах, в действиях, в поступках.

С уважением, священник Дионисий Свечников

***

У меня нет силы воли соблюдать пост в отношении пищи. Когда я не ем мяса, становлюсь злой и раздражительной, грубой. Знаю, что главное в посте не только воздержание от пищи, но более углубленный взгляд в себя, старание исправить с Божией помощью что-то в себе, и всё же… Мне, наверное, легче не посмотреть лишний раз фильм или ТВ, чем не съесть мяско. Ну что мне делать, раз я такой инвалид духовный, я и правило регулярно читать не могу, непосильно… ничего не могу делать регулярно. Иногда даже бывают мысли, что православие не для меня, но я не могу жить без Христа, без Причастия (пусть даже оно нечастое).

В первую очередь мы не должны смиряться с тем, что мы являемся «духовными инвалидами», и признавать это состояние как наше единственно возможное до скончания века. Борьба со своими страстями и слабостями ведь, по сути, и составляет цель поста. А выйти на такую борьбу и победить в ней возможно только после регулярных и сложных «тренировок», и, конечно, с помощью Божией.

Вы пишете о раздражительности. Но это относится не только к Вам, это относится ко многим людям – это достаточно частая реакция. Но раздражительность эта не появляется от поста, а проявляется благодаря посту – то есть это не что-то, что приходит только во время поста, а то, что есть в нас всегда по тем или иным причинам, просто благодаря некоторым ограничениям этот грех более ярко проявляется. Как раз одной из целей поста является выявление в себе тех или иных грехов и война с ними.

Бесполезно бороться с сорняками, оторвав им только листья, но оставив в земле корни – сорняк прорастет вновь, а корень за это время еще укрепится. Нельзя бороться с раздражительностью, «закармливая» ее мясом – нужно искать ее реальную причину и с ней бороться. Пост обнажает наши «слабые места», дает нам отчетливее их увидеть и почувствовать, и потому естественной реакцией должно быть не желание снова «спрятать» эти язвы, а приложить усилия к тому, чтобы удалить их навсегда.

Конечно, это длинный и сложный путь, и начинать его лучше вместе с опытным проводником – священником, который подскажет, с чего именно Вам стоит этот путь начать, обсудит с Вами результаты первых шагов, подскажет, куда и как двигаться дальше. Поэтому советую Вам пойти в храм и обсудить вопросы о посте в личной беседе со священником, рассказать ему о Ваших проблемах и спросить совета, как лучше приучить себя к посту и побороть раздражительность и грубость. Помощи Вам Божией в этой нелегкой борьбе!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

С 28 ноября начинается последний из строгих постов 2016 года года. Он называется Рождественский (или Филиппов), длится 40 дней и завершается накануне Рождества Христова, которое в России будут отмечать 7 января 2017 года.

Как в иной другой пост, православные христиане очищаются не только телом, держа его в строгости, но и душой. Все это необходимо для встречи великого дня появления Спасителя на свет.

История Рождественского поста

Сущность поста точно передана в церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.

В отдельный и многодневный Рождественский пост выделился лишь в 4 веке. Именно в этот период времени появились первые упоминания об этом посте, которые историки обнаружили в трудах блаженного Августина, святителей Амвросия Медиоланского и Льва Великого. Сорокадневным (Четыредесятницей) он стал после собора 1166 года. А так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября по старому стилю), то отсюда он и стал называться Филипповым.

Есть у Рождественского поста и другие названия: Куделица, Заговенье, Запусты или Запуски (последний вариант принят у белорусов). Почему Куделица? Ответ прост: обычно в первую неделю этого поста женщины садились прясть. Они дергали, сучили, мотали пряжу, да все приговаривали: "У ленивой пряхи и про себя нет рубахи". Старики говорили, что, начиная с Филиппова дня, на Руси начинается "волчий месяц", когда голодные животные сбивались в стаи и подходили ближе к избам, в надежде на удачную охоту.

Что и в какие дни можно есть в Рождественский пост

Любой пост, а Рождественский не исключение, предполагает отказ от множества привычных блюд. И далеко не каждый может выдержать это испытание. Церковь делает послабление больным людям, детям, старикам и беременным женщинам, для которых отказ от необходимых продуктов может негативно отразиться на состоянии здоровья. Тем, кто решит придерживаться поста, помогут молитвы перед приемами пищи, которые и на духовное очищение настроят, и придадут сил, чтобы выдержать пост до самого конца.

Итак, во время поста нельзя употреблять в пищу мясо, масло, яйца, молочную продукцию.

В первые три недели поста – с 28 ноября по 19 декабря 2016 года – календарь питания следующий:

- Понедельник: любые горячие овощные блюда, но без растительного масла.

- Вторник, четверг, суббота, воскресенье : позволяется готовить растительную пищу на основе растительного масла. Также можно добавить в рацион рыбу.

В воскресенье, в честь великого праздника – Введение во храм Пресвятой Богородицы – постящимся верующим разрешается выпить немного красного вина.

В следующие две недели – с 20 декабря 2016 года по 1 января 2017 года вносятся следующие изменения:

- Понедельник : горячие овощные блюда, приготовленные без растительного масла.

- Вторник и Четверг : горячие овощные блюда, приготовленные с добавлением растительного масла.

В отдельные дни Рождественского поста разрешается употреблять вино и рыбу

- Среда, Пятница : исключительно сухоядение.

- Суббота : овощные блюда с добавлением масла и рыбы.

- Воскресенье (1 января): в воскресное меню можно включить небольшое количество красного вина.

- Понедельник, Среда : исключительно сухоядение.

- Вторник и Четверг : овощи без масла.

Самый строгий день всего поста - 6 января, Рождественский Сочельник. В этот день постящиеся голодают до самого вечера. А когда на небе загорятся звезды, можно садиться за праздничный стол, главным блюдом на котором должно быть сочиво (его готовят из чечевицы, пшеницы или риса).

Приметы на Рождественский пост

На Руси с Рождественским постом связывали множество самых различных примет, большинство из которых касались погоды или будущего урожая. Вот лишь некоторые из них:

- если во время Рождественского поста погода будет крайне облачная или же снежная, то жди мокрый месяц май.

- если в первые дни Рождественского поста деревья будут в инее, то это предвещает урожай овса. А если будет идти дождь, то это верный признак что пшеница уродится.

- если в Филиппов пост часто метут метели, то стоит ждать раннюю весну.

- если в Рождество установилась необычайно теплая погода, то это предвестник холодной весны.

Является ли Рождественский пост исключением, что делать, если человек не может поститься по состоянию здоровья, зачем вообще нужен пост, отвечает митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, в году постных дней больше половины. Почему так много? Зачем вообще пост нужен?

– Пост – это древнейшее Божественное установление. Книга Бытия говорит нам о том, что сразу после того как Господь сотворил человека, Он запретил ему вкушать от древа познания добра и зла. Это был первый пост в истории человечества. И, увы, Адам и Ева этот пост преступили. Можно сказать, земная история человечества началась с нарушения поста. Поэтому неотъемлемой составляющей духовной жизни человека, стремящегося вернуться к полноте богообщения, является самоограничение. В этом и состоит главная цель поста. Человек должен научиться обуздывать свои желания, отдавать приоритет духовному над телесным. Достичь этого можно лишь путем многолетних упражнений. Пост как раз и является таким духовным упражнением. Именно поэтому Церковь рекомендует своим членам постоянно упражняться в посте. Кроме многодневных постов практически в течение всего года православные христиане соблюдают пост в среду и пятницу. Это показывает, насколько он важен для нашей духовной жизни.

– Каждый пост связан со скорбными событиями. Успенский – с днем смерти Божией Матери, Петропавловский – с мученической кончиной апостолов Петра и Павла, Великий – со смертью самого Спасителя. И лишь Рождественский пост – исключение из правил. Рождество Христово – праздник радостный, а мы опять постимся, причем целых 40 дней, как накануне Пасхи. Почему?

– Пост не связан со скорбными событиями. Многодневные посты являются подготовкой к особо радостным явлениям. Великий пост – это время особой подготовки к празднику Пасхи Христовой, Успенский – к празднику Успения Божией Матери, а Рождественский – к празднику Рождества Христова. Пасха и Рождество Христово – это два главных христианских праздника, потому подготовка к ним связана с многодневными постами.

Церкви чуждо представление о том, что пост – это какое-то скорбное времяпрепровождение. Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди ясно говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим» (Мф. 6:16–18). На первой неделе Великого поста, когда церковный Устав предписывает соблюдать воздержание с особой строгостью, за богослужением звучит яркое песнопение: «Постимся постом приятным». Время поста – это время духовного подвига, сопряженное с углублением в свое сердце, сосредоточенной молитвой и изучением Священного Писания. Для человека, который любит Бога, это не время скорби, а время духовной радости.

– Что делать, если человек не может поститься по состоянию здоровья?

– В таких случаях допускаются послабления в соблюдении поста. Человек, который не может соблюдать пост в полной строгости, перед началом поста должен подойти к священнику, объяснить ему ситуацию и получить благословение на отступление от строгости поста. Обычно, исходя из состояния человека и обстоятельств его жизни, священник помогает установить такое правило соблюдения поста, которое будет человеку по силам. Нельзя забывать, что пост – это не диета, а время духовного подвига. Даже если мы не можем строго воздерживаться от пищи, то можем читать Слово Божие и возносить усиленную молитву к Творцу.

– На работе, в гостях, в дороге, в нецерковной среде пост не всегда возможен. Насколько этому нужно противостоять?

– За последние годы наше общество уже привыкло к тому, что значительная его часть стремится соблюдать в своей жизни церковные предписания. Потому сегодня во время многодневных постов, как правило, предлагается постное меню в столовых, кафе и ресторанах. Сослуживцы на работе тоже обычно спокойно и даже с уважением относятся к тем своим коллегам, которые соблюдают посты. Сегодня уже нет таких сложностей, которые преследовали верующих людей в советском обществе. Тогда социум активно противился религии. И открыто заявить о том, что ты соблюдаешь пост, в советское время было почти что исповедничеством. Тем не менее и сегодня наше общество еще далеко от подлинной религиозности, потому жизнь церковного человека в расцерковленном мире несет в себе немало искушений.

Мы должны помнить, что пост – это не просто воздержание от определенных видов пищи, но и время, когда мы должны учить себя относиться к ближнему с настоящей христианской любовью. Потеря любви, ссоры, раздоры и конфликты не могут быть оправданы желанием соблюсти букву церковного Устава. Ведь отказ от гнева – для большинства из нас куда более серьезное упражнение, чем отказ от определенных видов пищи.

– Сегодня многие постные продукты не отличаются от скоромных: соевая колбаса, растительное бутербродное масло, порошковое искусственное молоко и другие заменители. Формально мы постимся, но реально ни в чем себе не отказываем. Как Вы относитесь к такой тенденции?

– Пост – это многомерное понятие. Он предполагает не только воздержание от определенных видов пищи, но и ограничение в ее количестве. Например, в монастырях в периоды поста уменьшается число приемов пищи в день. Если в обычное время в монастыре бывает две или три трапезы в день, то во время поста может быть лишь одна. Также пост предполагает отказ от лакомства.

Обычно искусственные заменители молока и масла не особо полезны для нашего организма, так что лучше ими не злоупотреблять.

Но главное, чтобы так называемая гастрономическая составляющая поста не заслоняла духовную. Нет никакой пользы в строгих ограничениях в приеме пищи, если они не сопряжены с молитвой и духовным сосредоточением. Именно этому нужно уделять особое внимание во время поста.

– С чего начать исправление человеку, который решил поститься не только гастрономически, но и внутренне?

– Все мы прекрасно знаем свое сердце: в чем его главные слабости, в чем его главные пороки и пристрастия. Потому, приступая к посту, каждый может дать себе особое обещание, что в дни поста он будет воздерживаться, например, от шуток или пустословия, от гнева или возмущения. И когда в нашем сердце возникают эти недобрые стремления, мы должны вспомнить о данном себе обещании и постараться сразу же их подавить. Если чувствуем в себе особое пристрастие к деньгам или в целом к материальным благам, можно в этот период взять на себя особое обязательство по совершению дел милосердия. Так пост станет для нас не только телесным, но и духовным, внутренним.

Митрополит Антоний (Паканич)
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (500) раз