Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Человек живет

2-Я ЧАСТЬ КУРСА – «КОМПОНЕНТЫ СЧАСТЬЯ»

ГЛАВА 2.4

2.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕДОНИЗМ

Известен также психологический гедонизм – когда человек помогает другим из-за удовольствия, которое он прямо или косвенно получает, оказывая эту помощь. Рассмотрим психологический гедонизм применительно к сексуальным отношениям.

В сексе эгоизм в первую очередь касается мужчин. Выступая активной стороной сексуальных отношений, гедонисты-эгоисты удовлетворяют только свои желания, используя женщину (мужчину), а при сексуальных преступлениях – кого угодно, включая детей.

А давайте представим себе мужчину – гедонистического альтруиста в сексе. Он удовлетворяет женщину, она получает эротическое и сексуальное удовольствие, и оргазм. А сам он не берет ее и не получает ни сексуального удовольствия, ни оргазма. Удовольствие он получает душевное – от того, что женщина удовлетворена, получила оргазм, что она счастлива. Он наслаждается эмоциями женщины, трепещущей от его ласк.

Понятно, что один раз так смогут все мужчины. А каждый раз? И это при том, что мужчина физически может и хочет. Вы скажете, что это уже отклонение, что это ненормально. Абсолютно верно. Но ведь это и есть теоретически предельный, крайний случай психологического гедонизма–альтруизма в сексе. Не беспокойтесь, в жизни такое встречается достаточно редко.

Но, как всегда, важен баланс. И если во время сексуального акта мужчина на 75 % занят удовлетворением женщины и лишь на 25 % своим самоудовлетворением, то он в очень большой мере альтруист.

Его гедонистический баланс склонен к «отдаче» другому. И если его партнерша не эгоистка, то она тоже будет больше отдавать ему, чем брать от него.

Такой гедонистический баланс во всем, не только в сексе, вызывает у не-эгоиста чувство благодарности, теплоту отношений, взаимопомощь. И в итоге - больший уровень счастья. Если же оказывается, что «получающий» - законченный эгоист и обратной отдачи от него нет, то такой союз либо распадётся, либо будет существовать только из-за детей. Но вряд ли альтруист будет очень счастлив в нём.

Таким образом, если в гедонистическом сообществе большую часть удовольствия получают от альтруистских действий, то через какое-то время такое сообщество может превратиться в одну любящую семью.

Причём не стоит ожидать появления психологического гедонизма в обществе в целом. Общество сегодня слишком разобщено и озлоблено. Может когда-нибудь... Но зато в микро-копии общества – в полиаморной ячейке или семье этого можно достигать уже сейчас.

И чем больше каждая полиаморная семья (см. ограничения одной ячейки полиаморных отношений), и чем больше количество таких семей в обществе, тем больше в нём счастья и тем оно ближе к идеалу отношений – любви, теплоте, взаимопомощи и миру.

- 58.70 Кб

Эти идеи получили развитие в эвдемонизме Эпикура, который считал действительным благом удовольствия не тела, а души, а более строго - состояние атараксии, т.е. «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на наслаждение, а если и на добро, то ради наслаждения. В христианской традиции средних веков идеям гедонизму не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Л. Валла, К. Раймонди), да и то вначале только в мягкой эпикурейской версии. В новоевропейской мысли с идеями гедонизма происходят существенные трансформации. С одной стороны, эти идеи оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени. Их выражали Спиноза, Локк, представители сентиментализма этического (Ф. Хатчесон, Д. Юм). Т. Гоббс, Б. Мандевиль, К. Гельвеций прямо выводили поведение людей из удовольствия. Однако последнее все более ассоциируется с общественно определенными интересами индивида: у Гоббса эгоизм ограничивается общественным договором, у Мандевиля стремление человека к удовольствию используется воспитателями и политиками для управления людьми, у Гельвеция - оно ставится в зависимость от правильно понятого интереса. Данная линия в новоевропейской моральной философии от Гоббса к Гельвецию находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, в котором удовольствие приравнивается к пользе. Эта динамика идей вела в конечном счете к выводу, что удовольствие не является определяющим мотивом поведения, но лишь сопутствует той деятельности, которая воспринимается как успешная или результативная. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде - в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора. С другой стороны, в Новое время идеи гедонизма оказались перемещенными в такие контексты (рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности - в другом), которые в конечном счете привели к кризису гедонизма как философского мировоззрения.

К. Маркс, 3. Фрейд и Дж. Мур с разных позиций сформулировали относительно удовольствия как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа положения, концептуально оформившие этот кризис. Благодаря психоанализу меняется положение в исследовании удовольствий: с психологической точит зрения удовольствие уже не могло рассматриваться в качестве универсального начала поведения общественного индивида, тем более если речь идет о нравственности. Дж. Мур же показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплощает натуралистическую ошибку8. В свете такой критики и после нее гедонизм уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, например психологии или теории потребления.

В сегодняшнем постиндустриальном обществе свободного времени у людей гораздо больше, чем в любую из прежних исторических эпох. Это создает благоприятные предпосылки для распространения гедонического идеала, поэтому удовольствий становится все больше, а вкусы людей изощряются. И теперь допустимость и естественность гедонизма обосновывается большим числом медицинских и физиологических исследований. Полученные при этом результаты представляются как явные свидетельства того, что позитивные эмоции (удовольствие) существенно улучшают функционирование нашей нервной системы (в первую очередь мозга) и всего организма в целом.

Еще в начале ХХ века родоначальник психоанализа З.Фрейд, опираясь на опыты с одноклеточными, доказывал, что удовольствия (причем не только сексуальные) укрепляют и омолаживают живую субстанцию, а потому играют главенствующую роль в поведении всех животных, и особенно человека.9 Сегодня на основании подобной логики, выпячивающей животное в человеке, еще настойчивее доказывают, что с самого рождения человек - в первую очередь гедонист. Младенец стремится только к наслаждениям и лишь потом довольно мучительно приучается совершать нечто, напрямую несвязанное с наслаждениями. Зато на всю жизнь сохраняет теплые чувства к любым удовольствиям, чувственным, легким, необременительным, напоминающим внутриутробное существование и безмятежное раннее детство под опекой матери и прочей родни. Некоторые «мыслители» (к примеру, вышеупомянутый Апресян) даже идею «библейского РАЯ» выводят из подсознательных воспоминаний о «внутриутробном блаженстве», ставшем «прообразом изначальных райских кущей всего человечества». Роды же интерпретируется как «изгнание из рая» в жизнь, где удовольствия стоят труда, а страдания абсолютно неизбежны. Кроме чисто физиологических обоснований ныне в ходу целый ряд умозрительных аргументов в пользу гедонизма, сводящихся к следующему:

Удовольствие сопровождает любое исполнение желаний и реализацию человеческой воли в целом;

Удовольствие свидетельствует о полноте насыщения подлинной жизненной потребности;

Удовлетворенный человек ни от чего и ни от кого не зависит, то есть по-настоящему свободен;

Сладость наслаждения имеет столь притягательную силу, что противиться ей могут только лица, изуродованные болезненным пристрастием к «мазохизму» или «аскетизму»,мало отличающемуся от садомазохистской схимы.

«В переживании наслаждение и вечность – ничто!»10- подобную фразу можно найти не только у критика гедонизма русского философа Розанова, но и у реальных приверженцев гедонизма.

Общераспространенный нынче «индивидуализм», объявляющий человеческую личность высшей ценностью государства и общества» устами своих наиболее последовательных апологетов противопоставляет «стремление к наслаждению» любому общественному давлению, любому требованию, не мотивированному индивидуальными потребностями. Конечно, еще древнегреческие киники, литераторы эпохи Возрождения, Руссо и Фрейд без обиняков говорили о репрессивной функции цивилизации (общества) по отношению индивидууму. Но только наши современники сделали подобное аргументирование всеобщей модой и главной темой психоаналитических исследований, объясняющих большинство душевных мук ежеминутным насилием над личностью со стороны внешнего мира.

Любому внешнему регламенту: «так надо» или «так принято» - современный гедонист противопоставляет «я так не хочу», ссылаясь на свое «естественное право» отстаивать личный интерес. Принцип «Делай что хочешь» очень часто рассматривается как основной лозунг свободолюбивой гуманистической этики.11 Правда, такой призыв ни у кого из серьезных мыслителей не означает поощрения и, тем более, проповеди полной вседозволенности. По их мнению, «свободный человек», получив соответствующее образование и воспитание, достаточно хорош и сам по себе желает сделать посильное добро окружающим, в отличие от раба, склонного пакостить ближним в отместку за свою обездоленность. Ведь еще французский просветитель-гедонист де Шамфор учил: «Наслаждайся и дари наслаждение, не причиняя зла ни себе, ни другим, - в этом заключена суть нравственности»12.

Кроме того, любой разумный гедонист нашего времени всегда предлагает оценивать желательность наслаждений по их «совокупности», то есть без выпячивания какого-то одного пристрастия. Иначе, мол, удовольствие приестся или закончится мучительными страданиями и горькими раскаяньями. Но, чем больше тот или иной ученый ратует за благоразумность («золотую середину) при выборе и сочетании удовольствий, тем сильнее он, на самом деле, подчиняет человеческое поведение жестким требованиям разума, а не отстаивает приоритет удовольствий, как ему самому кажется.

1.3 Сущность понятия эгоизм.

Эгои́зм - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других13. Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин эгоизм появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы.

У людей кроме инстинктов есть еще моральные принципы и логическое мышление, но "человек разумный" при всем желании не может полностью игнорировать свою инстинктивную природу, в том числе влияние инстинкта самосохранения. И вряд ли будет добровольно отдавать "ближнему своему" последнее, без чего не сможет выжить сам. Иными словами, "быть эгоистом" заложено в человеческой натуре изначально. Кроме того, любые человеческие поступки совершаются потому, что это каким-то образом данному человеку приятно. А если, условно скажем, помогать другим - разумный эгоизм предлагает вначале позаботиться о себе, а потом о других. Потому, что только элементарно обеспечивший свои потребности человек может что-то отдать другому, и главное – может это что-то поначалу обрести, чтобы было что отдавать. И совершенно искренне стремясь помогать обездоленным деньгами, но для этого нужно эти деньги зарабатывать. Можно стремиться накормить голодных, но для этого вы сами должны быть в состоянии добывать еду. А если однократно отдавать все, что имеете - вряд ли вы потом сможете помогать кому-то вообще.

Разумному эгоизму приходится учиться, ибо это сложное и неоднозначное понятие. Возможно, где-то следует откровенно для себя принять, что не все ваши стремления "облагодетельствовать весь мир" направлены исключительно на благо остального мира. Как только вы начнете именно с позиции разума это признавать и анализировать - считайте, что основное обучение разумному эгоизму вы уже начали.

Получается, что разумный эгоизм - это:

Умение совершать поступки себе на пользу, учитывая при этом интересы других;

Умение прогнозировать развитие событий, живя не только сегодняшним днем;

Умение оценить ситуацию или проблему глазами другого человека и сделать так,

чтобы ему тоже захотелось сделать что-то на пользу вам;

Умение позаботиться вначале о себе, чтобы получить возможность помогать другим, и любить прежде себя, чтобы иметь возможность дать любовь другому.

Главное умение разумного эгоиста - это умение решать свои проблемы и заботиться о себе социально приемлемыми методами. Более того, разумный эгоизм – основа рыночной экономики: когда вы производите нечто для других, получая затем дивиденды "для себя, любимого".

Некоторые исследователи полагают, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за выживание и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью.

Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности. Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно.

Заключение

Так как человек существо социальное его личность формируется в ходе общения с себе подобными. В ходе всей своей жизни он приобретает черты личности значимые как для него, так и для других. Рассматривая некоторые подходы к определению понятий «альтруизм» , «эгоизм»и «гедонизма». Можно отметить что Альтруизм - в наиболее обобщенном виде это разновидность общественного поведения, когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Субъективно альтруизм проявляется в чувстве симпатии, сочувствии, милосердии направленного на оказание помощи другому человеку. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидания некой награды или иная причина в которой виден корыстный интерес. Так как альтруизм в чистом виде в обществе проявляется очень не часто, можно выделить такое понятие как рациональный альтруизм. Рациональный альтруизм подразумевает балансирование между своими интересами и интересами другого человека. Рациональный альтруист больше отдает чем получает, но отдает не все для того чтобы иметь возможность приумножать свои силы и средства для того чтобы помогать окружающим его людям. Эгоизм же это черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своем «Я», равнодушии к другим людям. В противоположность альтруизму эгоист замыкается в самом себе, преследует свои личные интересы в ущерб интересам других. Эгоизм как поведение, имеющее целью удовлетворение, в первую очередь, личного желания, далеко не всегда в ущерб интересам других людей или неличным ценностям. все поступки человека эгоистичны по своей природе, ибо он делает только то, что считает наилучшим для себя в данный момент. А оттого, что человек для себя считает наилучшим, зависит форма выражения эгоизма. Эгоизм также как и альтруизм имеет более мягкую форму это разумный эгоизм. Разумный эгоист больше получает чем отдает, но совершая поступки на пользу себе, учитывает при этом интересы других. Так же можно отметить умение направить интересы других людей, для того чтобы им захотелось что то сделать ему на пользу.

Сохраняя себя на бытовом уровне во все времена и у всех народов, гедонизм очень редко выступает в качестве господствующей научной доктрины. Так как в своих ярко выраженных формах стремление к удовольствию становится весьма эгоистичным склонным игнорировать окружающих. Зато утилитаризм как законная дань веяньям нашего практичного времени с самого своего появления занимает одно из почетных мест среди всех этических учений современности. Даже те, кто оспаривает этику полезности, вынуждены считаться с ее авторитетностью и успешностью. Утилитаризм многие свои выводы основывает на анализе или развитии основных постулатов гедонизма, ибо утилитаристы готовы признать всеобщее стремление к удовольствиям, но хотели бы раскрыть его подлинное содержание, состоящее, по их мнению, в стремлении к пользе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Анализ феноменов коллективизма и эгоизма в контексте общественного благосостояния / П. Ю. Чеботарев [и др. ] ; ст. представлена к публ. Ф. Т. Алескеровым // Проблемы управления. - 2008.С. 173
  2. Гусейнов Р. М. Гедонистический потребитель / Р. М. Гусейнов // Сибирская финансовая школа: АВАЛЬ. - 2009.С. 150
  3. Конт, О. Дух позитивной философии: слово о положительном мышлении / Огюст Конт // Развитие личности. - 2008. - N 4. - С. 144-185.
  4. Кантор К.М. Делай что хочешь – твори добро Философия и социология науки и техники. //Ежегодник 1988/1989.- М., 1989. С 176.
  5. Лаверычева И. Г. Альтруизм и эгоизм как основа нравственной определенности / И. Г. Лаверычева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия, политология, социология, психология и право, Сер. 6. - 2008. С. 190.
  6. Мангутова И. В. Альтруизм как психолого-педагогическая проблема / И. В. Мангутова // Мир психологии. - 2007.С.287
  7. Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психологический журнал. - 2000. С.32.
  8. Осипов Ю. М. Гедонизм / Ю. М. Осипов // Философия хозяйства. - 2009. С.46.
  9. Пигаев А. И. Гедонистическая магия против психологии аддиктивного поведения / Пигаев А. И. // Мир психологии. - 2008. С. 67.
  10. Розанов В.В. Уединенное. Москава, 1990г. С. 238.
  11. Словарь философских терминов /Кузнецова.В.Г. / Научная редакция профессора Кузнецова.В.Г: ИНФРА-М, 2007.469.
  12. Соловьев, В. С. Теоретическая философия // Антология феноменологической философии в России. - Москва, 1998. С.387.
  13. Солодухо Н. М. (доктор философских наук; профессор; 1952). Принципы этики оптимизма в философии небытия / Н. М. Солодухо [Текст] // Вестник Российского философского общества. - 2010. С.142.
  14. Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.- Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, АСТ, 2007 г. С 496
  15. Селье Г. Альтруистический эгоизм / Ганс Селье // Будь здоров!. - 2008.С.428
  16. Фрейд З. Психология бессознательного / Зигмунд Фрейд. - Москва [и др.] : Питер, 2007.С. 476.
  17. Фролова И. В. Современный человек и экология: на пути к новой этике / И. В. Фролова // Вестник Башкирского университета. – 2008.С. 156.
  18. Гусакова Т. Ф. Восприятие гедонистической доктрины в России: пути и проблемы / Тамара Федоровна Гусакова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2010.С.321.
  19. Ковшов Е. М. Роль гедонизма в построении модели "homo economicus" / Е. М. Ковшов // Вестник Самарского государственного университета. - 2012.С 543.
  20. Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983. С. 787.

Краткое описание

Для того чтобы сравнить ценности эгоизма альтруизма и гедонизма необходимо раскрыть сущность этих понятий, рассмотреть историю их появления и определить науку в наибольшей степени изучающую их.
Филосо́фия это наука, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Э́тика - философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

АЛЬТРУИЗМ, ГЕДОНИЗМ, ЭГОИЗМ.

Понятие альтруизм изучаемое философией и психологией. 6.
Понятие гедонизм его сущность, появление и применение. 10.
Сущность понятия эгоизм. 15.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 19.

"Эвдемонизм" - понятие, значение которого дословно переводится с греческого языка как "счастье", "блаженство" либо "процветание". направление имело самых многочисленных приверженцев в древние времена. Давайте же рассмотрим, что представляет собой эвдемонизм, примеры мнений отдельных философов.

Также хотелось бы обратить внимание на целый ряд схожих учений. В частности выяснить, чем различаются гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм.

Что такое эвдемонизм

Эвдемонизм - это направление в этике, где достижение счастья и гармонии с окружающим миром считается основной целью жизни человека. Подобные идеи являются главным принципом этики древнегреческих философов. Первые тезисы в данном направлении принадлежат сократовской школе, члены которой считали свободу личности и независимость человека высшим достижением.

Эвдемонизм в древнегреческой философии

В этических теориях мыслителей Древней Греции стремление к счастью рассматривалось по-разному. Например, один из апологетов учения - Аристотель - считал, что ощущение удовлетворенности достигается лишь при стремлении к добродетели. Согласно мнению философа, человек должен проявлять мудрость, которая заключается в блаженстве от созерцания окружающего мира.

В свою очередь, Эпикур и Демокрит рассматривали счастье как внутреннее духовное спокойствие. Для них все материальное находилось на последнем месте. Богатство эти философы считали губительным. Сами мыслители на протяжении всей своей жизни находили удовлетворение в простой пище, непритязательной одежде, обычном жилье, лишенном напыщенности и роскоши.

Основатель философской школы киников - Антисфен - также не исключал необходимость стремления человечества к счастью. Однако он не связывал свою теорию с необходимостью получения физического и морального наслаждения. Ведь это, по его мнению, делает человека зависимым от целого ряда внешних обстоятельств.

Критика философского учения

Главным критиком эвдемонизма в философии является Эммануил Кант. Он полагал, что поддержание моральности в обществе является невозможным, если люди будут стремиться лишь к душевному и физическому удовлетворению. Для этого философа основным мотивом добродетели выступало выполнение собственного долга перед обществом.

Как проявлялся эвдемонизм в Новое время

В эвдемонизма прослеживалась в трудах французских материалистов. В частности, популярностью пользовалось этическое учение Фейербаха, который говорил, что к счастью стремятся даже самые примитивные существа, которые на протяжении всей жизни находятся в поиске лучших условий для существования. Однако, по мнению философа, человек не может быть полностью удовлетворенным, без блаженства других людей, в частности, тех, кого мы любим. Поэтому, из эгоистических побуждений, человеку необходимо проявлять заботу о близких, чтобы получить от них аналогичную реакцию. В эвдемонистической теории Фейербаха жертвенное поведение по отношению к любимым не вступает в противоречие с личным счастьем.

В современных теориях эвдемонизм - это довольно сложное понятие. Сегодня философские учения определяют счастье, как позитивную оценку человеком собственной жизнедеятельности. В то же время всегда имеет место быть страх, напряженная внутренняя борьба с самим собой, а также страдания, которые возникают на протяжении жизни в независимости от поведения человека.

Эвдемонизм в буддизме

К эвдемонистическому учению в можно смело отнести буддизм. Ведь главным постулатом этого верования является стремление к избавлению от всех страданий, другими словами - достижению так называемой нирваны. Исходя из слов самого Далай-Ламы XIV, к счастью стремятся все люди, независимо от того, кто они - буддисты, христиане, мусульмане или же атеисты. Таким образом, по мнению буддистов, основным направлением движения в нашей жизни является постижение внутренней гармонии и морального удовлетворения.

Чем эвдемонизм отличается от гедонизма

Гедонистическое учение рассматривает основным жизненным благом достижение удовольствий. Как видно, гедонизм, эвдемонизм являются теориями со схожей целью.

У истоков представленного направления в этике стоял известный древнегреческий мыслитель Аристипп. Он считал, что в душе человека имеется два крайних, противоположно направленных состояния: мягкое - удовольствие и грубое - боль. Исходя из гедонистической теории Аристиппа, путь к счастью заключается в достижении удовлетворения и избегания страданий.

В средневековый период на гедонизм смотрели несколько иначе. Западноевропейские мыслители рассматривали учение в рамках религии. Философы этого времени видели удовлетворение не в личных благах, а в подчинении высшей божественной воле.

Утилитаризм

Что схожего имеют такие учения, как эвдемонизм, утилитаризм? В рамках утилитаризма счастье рассматривается, как принесение пользы обществу. Главные постулаты учения представлены в философских трактатах Иеремии Бентама. Именно этот мыслитель является разработчиком основ утилитаристской теории.

Согласно его формулировкам, эвдемонизм - это стремление к моральному поведению, которое способно принести наибольшую пользу максимальному количеству людей. Вместе с тем, неразрешенной проблемой здесь оставалось наличие противоречий между общими и частными интересами. Чтобы разрешить данный конфликт, в рамках утилитаризма была создана целая Исходя из последней, человек должен удовлетворять личные интересы разумно, в соотношении с общественной пользой. В таком случае интересы индивида будут сочетаться с интересами окружающих.

В заключение

Как видно, эвдемонизм в философии - это направление, что признает основным критерием нравственности и главной целью поведения человека стремление к достижению личного блага и счастья близких людей.

Существует также несколько схожих этических учений, в частности, гедонизм и утилитаризм. Представители гедонистической теории, в рамках эвдемонизма, отождествляли удовольствие и счастье. Утилитаристы считали, что достичь морального удовлетворения невозможно без добродетели человека. В свою очередь, согласно буддисткому учению, счастливым себя может считать лишь тот, кто сумел достичь внешнего и внутреннего состояния безмятежности.

Сегодня эвдемонизм - это одна из основ так называемой Удивительно, что это направление ведет свою историю еще от этических учений древнегреческих мыслителей, а его положения остаются актуальными в нынешние времена.

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. … - счастье) - принцип построения этической теории, в которой утверждается, что основное стремление человека составляет его стремление к счастью. Соответственно, нравственные императивы, подчиненные данному принципу, формулируются для того, чтобы показать, что нужно делать для достижения максимального счастья. Э. близок к гедонизму. Но, в отличие от последнего, он не связывает счастье однозначно с сильными чувственными удовольствиями. В Древней Греции Демокрит , Эпикур , Аристотель формулировали свои этические теории, исходя из принципа стремления к счастью. Однако само счастье понимается в разных теориях по-разному. Так, для Демокрита и Эпикура счастье представлялось как спокойствие духа. Аристотель считал, что счастье - это жизнь в соответствии с добродетелью, причем высшая интеллектуальная добродетель - мудрость показывает, что счастье заключается в созерцательном блаженстве.

Элементы Э. включают многие, казалось бы, совершенно противоположные обычному представлению о счастье теории. Так, основатель кинической школы Антисфен, известный аскетической нравственной ориентацией, не исключал стремления человека к счастью. Но он считал, что счастье не связано с наслаждениями, которые лишь делают человека зависимым от внешних обстоятельств жизни. Эпикур также считал, что человек должен быть свободен от внешних привязанностей, и ограничивал удовольствия лишь удовольствиями от самого необходимого для жизни, т.е. от простой пищи, простого жилища и т.д. Фома Аквинский говорил о наслаждении как о результате, сопутствующем незаинтересованному созерцанию Бога.

Ригори́зм (фр. rigorisme от лат. rigor - твёрдость , строгость ) - строгость проведения какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Ригоризм исключает компромиссы и не учитывает другие принципы, отличные от исходного.

Обычно под ригоризмом понимают нравственный (моральный, моралистический, этический) ригоризм - ригоризм в проведении нравственных норм. Часто это слово используется в отрицательном смысле, для обозначения чрезмерно мелочной строгости в соблюдении правил нравственности.

Ригоризм является важным понятием этики. Ригористичны многие религиозные и философские учения (например, стоицизм и пуританизм). Нередко ригоризм является выражением этического формализма.

Кант [править]

Ригоризм является существенной чертой этики Иммануила Канта. Проявляется он в том, что, по Канту, критерием нравственности может быть только долг. Нравственными признаются лишь те поступки, которые совершены по велению долга. Если поступок не противоречит требованиям долга или даже соответствует им, но совершается из других побуждений (например, из склонности), то он не является нравственным.

Кроме того, Кант использовал термин «ригорист». Классифицируя нравственные позиции, он противопоставлял ригористов латитудинариям en . Первые, например, стоики, не признают нравственно безразличных действий (др.-греч. ἀδιάφορα), а вторые признают.

Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) - широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели - к получению наслаждения и избежанию страдания.

Эта цель рассматривается как осн. движущее начало в человеке, заложенное в него природой (Натурализм ) и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм ) противоположенаскетизму . В Древн. Греции одними из первых философов, проводивших принцип Г. в этике, были Демокрит и Аристипп .

Наиболее же известен своим обоснованием Г. Эпикур , с именем к-рого связывается целое течение в теории морали - эпикуреизм . Идеи Г. проповедовал также римский последователь Эпикура Лукреций. В эпоху средневековья идеологи христианской церкви резко осуждали Г., считая земные наслаждения греховными (Грех ). Принцип Г. в этике вновь возрождается в эпоху возникновения и утверждения буржуазных отношений.

Это не случайно, поскольку он как нельзя лучше отвечал «классическому» буржуазному воззрению на человека прежде всего как на частного предпринимателя (движущим началом об-ва является частное лицо, преследующее свои собственные интересы, целью об-ва и, следовательно, морали должно быть благо этого частного лица, а его материальное благополучие является в конечном счете содержанием общечеловеческого блага).

Утилитаризм (от лат. «utilitas » – польза, выгода) – 1) этическая теория, в основе которой лежит принцип полезности, провозглашающий единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Этот нравственный принцип был выдвинут и развит в целую философскую концепцию Бентамом и Дж.С. Миллем; 2) принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету. Согласно утилитаристам, все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Высшая ступень удовлетворения - счастье, которое заключается в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. Удовольствие может быть и чувственным, и интеллектуальным. Приемлемость удовольствия заключается в том, содействует ли оно достижению высшей цели, помогает ли человеку придерживаться высшего нравственного принципа: стремиться обеспечить хотя бы свое), частное благо, исполнить свое профессиональное и социальное предназначение. Высший моральный принцип конкретизируется в менее общих правилах: «не вреди», «противодействуй несчастью», «соблюдай интересы ближних» и т.д. Каждое действие должно соотноситься с принципом пользы, и каждый человек должен руководствоваться стремлением получения наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Утилитаризм равнозначен узкому практицизму, отрицанию возвышенных мотивов, преуменьшению роли духовных интересов человека.

Эвдемонизм (греч. блаженство, счастье) - методологический принцип этики, близкий гедонизму. Наиболее полно проявился еще в этических теориях античного мира (Демокрит, Сократ, Аристотель). Гл. критерием нравственности и основой морального поведения человека Э. считает стремление к счастью: личному - индивидуалистический, общественному - социальный Э. Сторонниками Э. были и фр. материалисты 18 в. (Гельвеции, Дидро), объявившие счастье человека конечной целью всякого об-ва и всякой полезной человеческой деятельности. Эодемонистская этика неизмеримо выше христианской своей активностью и гуманностью, поскольку зовет к счастью на земле, а не в загробном мире. Однако Э. придает понятию счастья некий общечеловеческий, надысторический смысл, в то время как в об-ве с антагонистическими классами нет и не может быть единого представления о назначении человека. Последнее всегда социально обусловлено. Поэтому эвдемонистическое обоснование нравственности не является научным.

Ригори́зм (фр. rigorisme от лат. rigor - твёрдость, строгость) - строгость проведения какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Ригоризм исключает компромиссы и не учитывает другие принципы, отличные от исходного.

Обычно под ригоризмом понимают нравственный (моральный, моралистический, этический) ригоризм - ригоризм в проведении нравственных норм. Часто это слово используется в отрицательном смысле, для обозначения чрезмерно мелочной строгости в соблюдении правил нравственности.

Ригоризм является важным понятием этики. Ригористичны многие религиозные и философские учения (например, стоицизм и пуританизм). Нередко ригоризм является выражением этического формализма (формальной этики).

Ригоризм является существенной чертой этики Иммануила Канта. Проявляется он в том, что, по Канту, критерием нравственности может быть только долг. Нравственными признаются лишь те поступки, которые совершены по велению долга. Если поступок не противоречит требованиям долга или даже соответствует им, но совершается из других побуждений (например, из склонности), то он не является нравственным.



Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) - широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели - к получению наслаждения и избежанию страдания.

Эта цель рассматривается как осн. движущее начало в человеке, заложенное в него природой (Натурализм) и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму. В Древн. Греции одними из первых философов, проводивших принцип Г. в этике, были Демокрит и Аристипп.

Наиболее же известен своим обоснованием Г. Эпикур, с именем к-рого связывается целое течение в теории морали - эпикуреизм. Идеи Г. проповедовал также римский последователь Эпикура Лукреций. В эпоху средневековья идеологи христианской церкви резко осуждали Г., считая земные наслаждения греховными (Грех). Принцип Г. в этике вновь возрождается в эпоху возникновения и утверждения буржуазных отношений.

Это не случайно, поскольку он как нельзя лучше отвечал «классическому» буржуазному воззрению на человека прежде всего как на частного предпринимателя (движущим началом об-ва является частное лицо, преследующее свои собственные интересы, целью об-ва и, следовательно, морали должно быть благо этого частного лица, а его материальное благополучие является в конечном счете содержанием общечеловеческого блага).

Гоббс, Локк, П. Гассенди, Спиноза, фр. материалисты XVIII в. в борьбе против религиозного пони« мания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. В дальнейшем принцип Г. нашел наиболее полное выражение в утилитаризме. Идеи Г. разделяют мн. теоретики совр. буржуазной этики - Дж. Сантаяна, М. Шлик, Д. Дрейя и др. В древности и в новое время Г. играл в целом прогрессивную роль в этике, поскольку он противостоял религиозной нравственности и представлял собой попытку истолковать мораль в материалистических позиций.

Однако его нельзя считать научным принципом этической теории. Тем более он не отвечает совр. уровню знаний о человеке. Марксистская наука рассматривает человека прежде всего как существо общественное. С этой т. зр. сведение всех многообразных человеческих потребностей к получению наслаждения является крайним упрощением и в конечном итоге исходит из биологического или чисто психологического понимания человека как только природного существа.

Гедонистический принцип носит, кроме того, индивидуалистический характер и часто тяготеет к этическому релятивизму. Сами наслаждения, к к-рым стремятся люди, имеют конкретно-историческую природу; их содержание неодинаково в разные исторические эпохи и у разных социальных групп. Поэтому только в социальной практике следует искать происхождение всех стремлений и целей, к-рые ставят перед собой люди.

В совр. буржуазном об-ве формируется комплекс моральных представлений анархо-Г., где.мистифицируются и обожествляются «природные» склонности человека к безграничным наслаждениям, отвергаются трудовая дисциплина, социальные обязанности, культурные и моральные нормы как опора консерватизма (Нигилизм), выдвигаются требования поиска новых неконтролируемых наслаждений, возрождения примитивных связей между людьми, узаконения аморализма.

Анархо-Г. служит, с одной стороны, крайним средством для массового распространения морали потребительства, а с др. - способом отвлечения критически настроенных слоев буржуазного об-ва от подлинно революционной морали.

Утилитари́зм (от лат. utilitas - польза, выгода) - направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. В более полной форме учение было разработано Иеремией Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.

Некоторые философы, например, австралиец Питер Сингер, рассматривают «счастье» как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия.