Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Представителем какой философской школы был диоген. Вот в чём разница. Истории, связанные с Диогеном

Лекция 4.

Этика античности.

Собственно этический аспект появляется в философии древних греков начиная с раннего периода античности (VIII-V вв. до н.э.). Ведущее положение… В классическую эпоху (IV в. до н.э.), когда в большинстве грече­ских… Их точке зрения противостоял Сократ (470-399 до н.э.), по мне­нию которого всеобщие моральные нормы существуют…

Мыслители европейской античности.

Сократ и сократические школы.

Сократ был удивительным человеком, он не писал философских произведений - он жил так, как учил. Таких примеров в истории мировой философии мало,… -Слышал я, друг мой, что ты очень умный! -Да уж дураком себя не считаю, Сократ, - отвечал знакомый.

Киники.

Самым ярким представителем школы киников или циников (в латинской транскрипции) был философ Диоген из Синопа (умер около 330-320 до н. э.). Современники называли его «взбесившим­ся Сократом».

Диоген начал свою сознательную жизнь с того, что пошел к Дельфийскому оракулу и спросил, как ему нужно жить. Тот отве­тил, что нужно произвести переоценку ценностей. Диоген понял это по-своему и начал чеканить фальшивые монеты, попался и был продан в рабство. Когда его как раба вывели для продажи на рынок, он кричал:

Кто хочет купить себе господина!

И когда один человек купил его, Диоген сказал покупателю, что теперь тот должен его во всем слушаться. Тот рассмеялся, но потом действительно его во всем слушался и даже доверил Диогену воспи­тание своих сыновей, потому что Диоген оказался мудрым и знаю­щим человеком. И циником в современном понимании этого слова. Киники («циники») - по-гречески «собаки». "Диоген и учил, что надо жить подобно собаке - просто и неприхотливо, бросая вызов богатству, обжорству, пьянству. Идеал мудреца - полное опроще­ние. Сам он жил в бочке, питался одной капустой, существовал на то, что ему подавали. Но при этом был очень гордым человеком. Когда он потребовал денег у одного богача, тот сказал - ты уговори меня, может, я тебе и дам. На что Диоген ответил: если бы я мог тебя уговорить, я бы уговорил тебя удавиться!

Он днем ходил с зажженным фонарем и объяснял всем: ищу че­ловека. Он всегда говорил, что людей полно, а человека найти труд­но. Большинство людей живет не по-человечески - соревнуется в богатстве, в жадности, в том, кто кого скорей столкнет в канаву, кто кого скорей одурачит. Никто не соревнуется в искусстве быть пре­красным и добрым. Диоген удивлялся тому, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не видят своих собственных; музыканты ла­дят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; мате­матики следят за солнцем и луной и не видят того, что у них под ногами; учителя учат правильно говорить и писать, но не учат пра­вильно поступать; скряги ругают деньги, а сами их любят больше всего.

Однажды один вельможа привел Диогена к себе в дом и сказал:

Смотри, как здесь чисто, не плюнь куда-нибудь, с тебя ста­нется.

Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, говоря:

Извини, но это единственное место, куда я решился плюнуть. Народ смеялся над ним и спрашивал, зачем он просит подаяния у статуи.

Приучаю себя к отказам, - отвечал Диоген.

Однажды он пришел на лекцию к известному философу, сел в зад­них рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала один слушатель обернулся и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Взбешенный философ ругался:

Ты сорвал мне лекцию!

Но что стоит твоя лекция, если какая-то жалкая рыба всех отвлекла.

Как-то проходя по улице, он закричал: «Эй, люди!» - но когда сбежался народ, напустился на них с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Человеку, спросившему его, в какое время следует завтракать, он ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда мо­жешь».

Торговец снадобьями Лисий спросил его, верит ли он в богов. «Как же мне не верить, - сказал Диоген, - когда тебя я иначе назвать не могу как богом обиженным?»

На вопрос: какое вино ему вкуснее пить, он ответил: «Чужое». Ему сказали: «Тебя многие поднимают на смех»; он ответил: «А я все никак не поднимусь».

На вопрос, почему люди подают нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, быть мо­жет, и станут, а вот мудрецами никогда».

Идеалом мудрой жизни была для Диогена «автаркия» - внутренняя самодостаточность, безразличие ко всему внешнему. Когда он грелся на солнце, Александр Македонский, остановившись над ним, сказал: «Проси у меня чего хочешь»; Диоген отвечал: «Не за­слоняй мне солнца». Несмотря на насмешки и издевательства, большинство людей любило Диогена, и, когда какой-то хулиган разбил его глиняную бочку, граждане города собрали деньги и купили ему новую. Нико­му в голову не пришло купить ему дом, да Диоген и не стал бы, на­верное, жить в доме, ибо считал это роскошным и не нужным для себя. Когда Диоген умер, современники поставили ему мраморный памятник в виде собаки с надписью: «Даже бронза ветшает со вре­менем, но слава твоя, Диоген, вовеки не прейдет, ибо лишь ты су­мел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни».

Цинизм в такой мягкой диогеновской форме, пренебрежитель­ное отношение ко всем внешним благам - одежде, комфорту, бо­гатству, славе, - до сих пор имеет последователей. Например, хип­пи - мощное молодежное движение в Европе и Америке.

Киренаики.

Гегесий (ок. 320-ок. 280 до н. э.) весьма своеобразно интерпре­тировал…

Платон и Аристотель.

Основной книгой Платона, в которой анализируются проблемы морали, является «Государство».»Там он пишет, что воспитание нравственности есть… Здесь Платон нарисовал схему основных добродетелей - мудро­сти, храбрости и… Платон мечтал о таком государстве, где цари будут философами, а философы - царями, где каждый человек будет счастлив,…

Все добродетели у Аристотеля делятся на этические и дианоэтические (интеллектуальные). Этические добродетели - это середина между двумя пороками: мужество - между отчаянием и трусостью, самообладание - между распущенностью и бесчувственной тупо­стью, кротость - между гневливостью и невозмутимостью и т. д. То есть Аристотель выдвинул учение о «золотой середине» и «умерен­ности» как формуле счастья. У его последователей, критиковавших стоический идеал апатии, оно получило название «метриопатия» (умеренно-страстие).

Суть дианоэтических добродетелей - в правильной деятельно­сти теоретического разума, цель которого - в отыскании истины ради нее самой, а цель практического разума - в установлении нор­мы поведения.

«Итак, мы рассмотрели, - писал Аристотель в «Большой эти­ке», - в чем состоит добродетель. Она, по-видимому, есть некая се­редина между противоположными страстями. Недаром человек, же­лающий быть уважаемым за свой нрав (ethos), должен соблюдать се­редину во всяком движении чувств. Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середи­ны. Например, круг начертить может всякий, но установить его се­редину непросто; подобно этому, и рассердиться легко, и легко впасть в противоположную крайность, но удержаться посредине - трудно. Вообще можно наблюдать на любом движении чувств, что удаленное от середины легко, а середина, за которую нас хвалят, трудна. Из-за этого добродетель редка» (Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 308).

Эпикур.

Эпикур был наиболее ярким представителем эвдемонизма и также считал, что смыслом жизни является наслаждение.Выше мы уже говорили о различии между… Роскошь, по Эпикуру, слаще всего для тех, кто меньше всего нуждается в ней,… Дело не в природе вещей, а в наших желаниях, которым мы придаем слишком большое значение. Согласно Эпикуру, желания…

Эпикур жил в смутное и тяжелое время, поэтому старался избе­гать политики, ибо это было весьма опасным и неблагодарным за­нятием. Его важнейший принцип гражданской жизни: «Живи неза­метно».

Стоицизм.

Благо - это четыре основных достоинства: благоразумие, уме­ренность, справедливость и мужество. Зло - неразумие, необуздан­ность, несправедливость и… Хризипп, Клеанф, Сенека, Марк Аврелий и другие стоики счи­тали идеалом… Знаменитый римский стоик Сенека писал своему другу Луцилию, что спокойная жизнь не для тех, кто слишком много думает о…

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Диоген Синопский (Διογένης Σινωπεύς) (ок. 404-323 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик основателя школы киников Антисфена, развивший его учение в направлении наивного материализма. Образ Диогена Синопского дошел до нас в извращенном виде, главным образом под влиянием Диогена Лаэртского .

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 100.

Диоген Синопский (Diogenes) (ок. 400-325 гг. до н.э.). Философ, основной представитель кинической философской школы. Перебрался в Афины после того как был (возможно, вместе со своим отцом Гикесием, ответственным за чеканку монеты в Синопе) обвинен в фальшивомонетничестве. За свой образ жизни получил прозвище Собака (kyon), от которого, как считается, происходит название «киники» (в переводе - «живущие как собаки»). Не разработал стройной философской системы, а известность снискал своим образом жизни и меткими замечаниями.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 447.

Диоген (ок. 412-323 до н. э.). Греческий философ из Синопа на Черном море. Жил в Афинах, в крайней бедности и аскетизме и учил, что человек должен жить, удовлетворяя свои естественные потребности наиболее простым путем, избегая удобств. В связи с этим он был прозван Кионом (по-гречески - «собака», что-то вроде - «бесстыдник»), а его последователи - киниками. Являлся героем многочисленных анекдотов; жил в «бочке», которую катал вниз и вверх по улицам, когда все горожане готовились к войне с Филиппом Македонским , для того, как он говорил, чтобы тоже быть занятым; он носил фонарь при ярком свете, приговаривал, что ищет человека. По преданию, когда посетивший его Александр Великий спросил, что он может сделать для Диогена, тот попросил Александра не загораживать свет. На это император воскликнул: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном». Учение Диогена было, главным образом, негативно, однако его неприятие обмана и хвастовства вошло в философию Сократа и стоиков.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с.95.

Диоген-Киник (ок. 400 - ок. 325 до н. э.) из Синопа - греческий философ, ученик Антисфена - основателя кинической школы (Киники ); довел воззрения своего учителя до самых крайних выводов. Как и Антисфен, он признавал только единичное, критикуя учение Платона об идеях как об общих сущностях. Он отвергал все достижения цивилизации и призывал ограничиться удовлетворением лишь необходимых потребностей. Он отвергал также и многобожие вместе со всеми религиозными культами, считая их излишними, чисто человеческими установлениями. Диоген-Киник критиковал сословные различия, проповедовал аскетизм. Традиция приписывала ему смелость и независимость перед властелинами и презрение к нормам общественного поведения; Диоген-Киник по рассказам, жил в бочке. Едва ли, однако, этот чересчур колоритный образ откровенного циника вполне соответствовал действительности, т. к. сведения о нем противоречивы. В общественно-историческом смысле Диоген-Киник был ярким символом распада древнегреческого мира периода классики и свидетельством пренебрежения к его главным устоям.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 123.

Диоген Синопский (410-323 до н.э.) - Не только провозглашал, но и воплощал в своей жизни принцип наименьших бытовых удобств, предпочитая духовные ценности. По преданию, жил в старой большой глиняной амфоре для хранения зерна и жидкостей; выходил на улицу днем с огнем, поясняя: «Ищу человека». Говорят, когда к его бочке подошел Александр Македонский и спросил Диогена, что ему хотелось бы, то услышал в ответ: «Прошу тебя, отойди в сторонку, ты загородил мне солнце». За предельно упрощенный быт Диоген получил прозвище Кион (собака). Его последователи именовались киниками (циниками). Основные сочинения «О любви», «Государство», «Эдип». На вопрос, почему подают милостыню нищим и убогим и не помогают философам, Диоген ответил: «Богатые знают, что бедными и больными они могут стать, но мудрецами - никогда».

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.

Греческие пифосы. В одном из таких жил Диоген.
Херсонес. Крым. Фото Вячеслава Румянцева.

Диоген Синопский (Διογένης Σινωπεΰς) (ум. ок. 330-320 до н. э.), древнегреческий моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этическим учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками Диоген Синопский был прозван собакой, а его последователи - киниками (от греч. κύων - собака). До нас не дошли сочинения Диогена Синопского (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще своё учение в письменной форме.

Диоген Синопский отвергал всякое знание, лишённое этической направленности (Диоген Лаэртий VI 103; Элиан, Пёстрые рассказы X, 11 ). Он жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внешних влияний была, по утверждению Диогена Синопского, доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству (Дион Xpиcocтом VIII 27-35;VI l, 7,31,35 ). Диоген Синопский жестоко высмеивал всех тех, кто дорожил традиционными формами жизни, он не признавал отечества, единственным законом для себя считал закон природы и объявлял себя «гражданином мира» (Диоген Лаэртий VI 24-29, 32, 38, 63; Лукиан, Распродажа жизней 8; Арриан, Беседы с Эпиктетом III 22, 24, 27, 60 ). Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей. Разум и воспитание должны, по мнению Диогена Синопского, помочь человеку вернуться к природе.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Finley Μ. I., Aspects ol antiquity. Discoveries and controversies, L., 1968, p. 89-101;

Диоген Синопский (Διογένης Σινωπεύς) (ум. ок. 330-320 до н. э.) - древнегреческий моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этическим учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками был прозван собакой, а его последователи - киниками (от греч. … - «собака»). До нас не дошли сочинения Диогена (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще свое учение в письменной форме.

Диоген отвергал всякое знание, лишенное этической направленности (Диоген Лаэртий VI 103; Элиан, «Пестрые рассказы», X, 11). Он стремился к самодостаточности «царственного мудреца», жил в бочке (пифосе), сводя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внешних влияний была, по утверждению Диогена, доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству (Дион Хрисостом VIII 27-35; VI1, 7, 31, 35). Диоген считал, что у друзей-мудрецов все должно быть общим. Он жестоко высмеивал всех, кто дорожил традиционными формами жизни, он не признавал отечества, отвергал законы полисов, единственным законом для себя считал закон природы и объявлял себя «гражданином мира» (Диоген Лаэртий VI 24-29, 32, 38, 63; Лукиан, «Распродажажизней» 8; Арриан, «Беседы с Эпиктетом» III, 22, 24, 27, 66). Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей; разум и воспитание должны, по его мнению, помочь человеку вернуться к природе.

А. И. Зайцев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 668-669.

Диоген Синопский (ок. 404 - ок. 323 до н.э.) - древнегреческий философ, ученик и последователь Антисфена. Сферой философских интересов выступали аспекты морально-этических отношений, трактуемые Диогеном Синопским в духе кинизма, причем предельно ригористического толка. Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и доксографий, фигура Диогена Синопского предстает сегодня в избыточно трансформированном виде. Работы, приписываемые ему и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему периоду; так же сохранилась информация о существовании по крайней мере пяти Диогенов, относящаяся к одному историческому периоду. Все это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Диогене Синопском. Из-за распространенного негативного отношения к киникам имя Диогена Синопского зачастую переносилось из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре трикстера-мудреца и интегрировало обширный вымысел - в критические работы других философов (Аристотель , Диоген Лаэртий, Ф. Сейер). На почве анекдотов и притч возникла даже целая литературная традиция античности, воплощенная в жанрах апофтегм и хрий (Метрокл, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о Диогене Синопском, который днем с фонарем искал честного человека. (Эта же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.) Основной источник сведений о Диогене Синопском - это "Жизнеописания и мнения" Диогена Лаэртия. Утверждая бессистемность взглядов и в целом отсутствие учения Диогена Синопского, Диоген Лаэртий все же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена Синопского, среди которых как философские работы ("О добродетели", "О добре" и т.д.), так и несколько трагедий. Обратившись же к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании вполне отстроенной системы взглядов Диогена Синопского. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь платьем бродяги, используя винную бочку под жилище, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена "Собака" и "сумасшедший Сократ". Не вызывает сомнений, что Диоген Синопский и в своих беседах и в повседневной жизни нередко вел себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения ее, а сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и т. д. Утверждал примат добродетели перед законами общества, отвергал веру в богов, установленных религиозными институтами, считал цивилизацию лживым изобретением демагогов. Пропагандировал относительность общепринятых норм морали, относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном (Диоген Лаэртий). Вполне правомерно утверждение об умышленной гиперболизации его негативных действий по отношению к обществу в последующей традиции. Поэтому вся история жизни и творчества этого мыслителя предстает как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Так, например, по свидетельствам Деметрия Фалерского, день смерти Диогена Синопского совпадает с днем смерти Александра Македонского. Благодаря своей оригинальности Диоген Синопский является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьезное влияние на самые различные философские концепции. (См. также Сократические школы, Трансгрессия.)

А.В. Вашкевич

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Антология кинизма, изд. И. М. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 114-144.

Литература:

Нахов И. М. Киническая литература. М., 1981;

Он же. Философия киников. М., 1982;

Dudley D. Л. A history of cynicism from Diogenes to the sixth century. L., 1937;

Sayre F. The Greek cynics. Bait., 1948;

Niehues-Proebsting H. Kynismus des Diogenes und der Begriff des Zynismus. Miinch., 1979.

Циники

Если бы мы могли перенестись в Афины V в. до Р. Хр., то среди великолепных храмов и городских построек, среди нарядных в красивых людей мы бы увидели толпу нищенски одетых, крайне неопрятных юношей. Вначале нам бы показалось, что это просто бродяги без рода и племени.

Но, подойдя ближе и всмотревшись в их лица, мы были бы поражены контрастом нищенского облаченья с несомненной аристократичностью их лиц. Теперь мы бы пришли, вероятно, к выводу, что это дети разорившихся аристократов, выброшенные роком из богатых домов и вынужденные вести бродячий образ жизни. Но и тут бы мы вновь ошиблись, ибо эти совсем еще юные люди принадлежали к древнегреческой философской школе циников (или киников, как их еще называли). По своему образу жизни, происхождению и проповедуемым идеям сегодня бы мы их назвали "хиппи". Итак, что же это была за философская школа, идеи которой возобновились и нашли отражение в массовом движении молодежи из зажиточных семейств Запада в 60-х годах XX столетия?

Основателем школы циников (киников) был философ Антисфен, родившийся в 444 г. до Р. Хр. в семье афинянина и фракийской рабыни. Увлекшись с молодости философией, он был сначала учеником Горгия, затем Сократа, а потом основал свою собственную философскую школу. Беседы со своими учениками он проводил в гимназии Киносарге (в переводе с греческого - белая собака). Именно от этого слова и происходило название его последователей - киники, позже трансформировавшееся в циники. Сам себя Антисфен называл "непородистым псом". Его последователи носили короткий плащ, одетый на голое тело, нищенскую суму и посох. В основе его философии лежал девиз: "Жить согласно природе". В контексте этого все достояния цивилизации рассматривались как противоречащие природе. Поэтому, по их мнению, счастьем является возвращение в мир природы. Философские идеи Антисфена продолжил его ученик, знаменитый Диоген Синопский (400-323 гг. до Р. Хр.). Для характеристики этой личности приведем такой пример: в конце своих дней он встретился случайно с Александром Македонским, который предложил ему выполнить любое его желание, на что философ попросил царя не загораживать от него солнце. Услышав такой ответ, полководец воскликнул: "Не будь я Александром, я хотел бы быть Диогеном!" Взгляды философа с каждым годом приобретали все более причудливые и вызывающие формы: Диоген стал ходить почти голым, отправляя естественные надобности на глазах у всех, пил воду из луж, ел сырое мясо. Местом его обитания становится большая глиняная амфора, вошедшая в историю под названием "Диогеновой бочки". Острый ум Диогена в сочетании с экстравагантным поведением привлекал к нему тысячи людей. Особую популярность его идеи нашли в среде "золотой" молодежи того времени. Окруженные с детства роскошью, но не находя удовлетворения духовным запросам, молодежь из аристократических семейств увлекалась идеями циников, которые, как им казалось, делали их свободными. Прекрасно известно, что именно эти причины стали основополагающими в появлении движения "хиппи", основными представителями которого были дети семейств Европы и Америки. Постепенно учение циников превратилось в настоящий цинизм, где даже смерть близких воспринималась как ничего не значащее событие. Ведя бродяжнический образ жизни, циники жили за счет общества, ровным счетом ничего не делая и считая всех остальных намного ниже себя. Однако удовлетворенности и счастья в единении с природой последователи этого учения не нашли. Чувство неудовлетворенности, а порой полной депрессии наполняли жизнь этих людей. Видимо этим и объясняется то, что современные "хиппи", проведя несколько лет в подобном состоянии, возвращались в общество, занимая впоследствии места своих родителей в управлении заводами, фабриками, банками. Они возвращаются в жизнь, против которой совсем недавно протестовали, а потом их дети повторяли их жизненный путь, пытаясь безуспешно избавиться от грубого материализма в жизни, найти что-то светлое, духовное. Говорят, что Диоген мог часами бродить днем по городу с зажженным фонарем и на вопросы удивленных горожан отвечать: "Я ищу человека". Пытаясь найти человека, Диоген и его последователи не нашли Бога, для поисков которого не нужно было зажигать фонарь или долго философствовать.

Школа циников вскоре прекратила свое существование, однако ее идеи, как мы видим, дожили до нашего времени, принося все ту же опустошенность, неудовлетворенность, разочарование в жизни. Что касается эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, то их философское содержание намного богаче кинизма. При анализе упомянутых философских школ следует иметь в виду, что их представители четко различали три составные части философии: физику, логику и этику.

ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЦИНИКОВ

Двумя крупнейшими представителями философского течения, фигурирующего под названием "кинизм", являлись ученик Сократа Антисфен и ученик последнего Диоген Синопский. В переводе на латинский киники - это циники. Антисфен преподавал в гимназии Киносарг ("Зоркий пес"). Некоторые киники не без гордости называли себя псами. Имелась в виду их установка на особый образ жизни, связанный с ограничением круга жизненных потребностей.

Философы всегда выступали и выступают против пустых, ненужных, надуманных потребностей. В этом отношении киники были настоящими экстремистами. Их лозунг: "Ничего лишнего". Они, презирая богатство, почести и славу, искали кратчайший и наиболее простой путь к добродетельной жизни. В этой связи у них было три главных критерия: аскесис (максимальное опрощение потребностей: малоодетость, бродяжничание, небритость), отказ от общего образования (лучше всех учит, мол, сама жизнь), автаркия (личная свобода и самодостаточность). Критики кинизма всегда подчеркивали, что назначение философии состоит не в опрощении, а совершенствовании и возвышении жизни.

Как мы уже знаем, основателем кинизма был Антисфен, но судьбе было угодно сделать символом движения киников Диогена Синопского.

Диоген был старшим современником Александра. Один из античных источников говорит, что он умер в Коринфе в тот же день, что и Александр в Вавилоне. Встречу Диогена с Антисфеном другой старый источник описывает так. Прибыв в Афины, Диоген нашел Антиоха, но тот не хотел брать учеников. Тем не менее Диоген упорно его преследовал, пока не вывел из себя. Когда Антисфен достал палку, Диоген подставил ему голову со словами: "Бей, сколько хватит силы, нет дерева прочнее, чем голова, которая хочет чего-то добиться". С тех пор он мог слушать учителя.

Диоген не только усилил экстремизм Антисфена, но создал новый идеал жизни необычайной суровости, который на столетия стал парадигматическим.

Выразить всю программу нашего философа может одна фраза: "Ищу человека", которую он повторял, как говорят, с фонарем в руках среди толпы и среди бела дня, провоцируя ироническую реакцию. Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше всех общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив.

"Киник Диоген, - свидетельствует античный источник, - повторял, что боги даровали людям средства к жизни, но они ошиблись насчет этих людей". Свою задачу Диоген видел в том, чтобы показать, что человек всегда в своем распоряжении имеет все, чтобы быть счастливым, если понимает требования своей натуры.

В этом контексте понятны его утверждения о бесполезности математики, физики, астрономии, музыки, абсурдности метафизических построений. Что же касается модели поведения, то кинизм стал наиболее антикультурным явлением из всех философских течений Греции и запада вообще. Одним из наиболее крайних выводов был тот, согласно которому наиболее существенные потребности человека суть животные. Теофраст рассказывает, что Диоген, увидев мышь, которая не искала места для ночлега, не боялась ни тьмы, ни чего-то другого, счел такой образ жизни за образец: без цели и без ненужных забот и страхов.

Образ жизни вне цивилизованного комфорта - бочка, где он жил. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей. Киники без устали настаивали на свободе, теряя меру. Перед лицом всемогущих они были на грани безрассудства в отстаивании свободы слова "parrhesid". "Anaideia" 7 , свобода действия, призвана была показать всю ненатуральность поведения греков. В одном роскошном доме в ответ на просьбу соблюдать порядок, Диоген плюнул в лицо хозяину, заметив, что не видал более скверного места. А когда брал деньги в долг, то говорил своим друзьям, что просил у них не подарков, а хотел лишь вернуть то, что они ему должны.

Метод и путь, ведущий к свободе и добродетелям, Диоген обозначает понятиями - "аскеза" , "усилие", "тяжкий труд". Тренировка души и тела до готовности противостоять невзгодам стихии, умение господствовать над похотями, более того, презрение к наслаждениям - фундаментальные ценности киников, ибо удовольствия не только расслабляют тело и душу, но серьезно угрожают свободе, делая человека рабом своих привязанностей. По этой же причине осуждался и брак в пользу свободного сожительства мужчины и женщины. Впрочем, киник также и - вне государства, его отечество - целый мир.

"Автаркия" , т.е. самодостаточность, апатия и безразличие ко всему суть идеалы кинической жизни. Символичен эпизод: Диоген принимал солнечные ванны, когда Александр, сильнейший из сильных мира сего, обратился к нему: "Проси, чего хочешь". - "Не засти мне солнца", - был ответ. Перед лицом сверхпотенции монарха Диогену была достаточна наинатуральнейшая вещь - солнце, этим он подчеркивал суетность любой власти. Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне.