Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Влас дорошевич - юмористические рассказы. Биография дорошевича власа михайловича

Влас Михайлович Дорошевич — русский публицист, журналист, театральный критик.

Будущий «король фельетонов» родился 17 января 1865 года в Москве. Его родители принадлежали к литературной богеме: мать происходила из богатого и знатного рода Денисьевых, окончила Смольный институт и печаталась в московских изданиях, отцом Власа был журналист Соколов, рано умерший от чахотки. В полугодовалом возрасте мальчик был оставлен матерью в гостиничном номере и получил фамилию Дорошевич от приемного отца, домовладельца, однако через десять лет Соколова через суд вернула сына к себе.

Дорошевич учился в нескольких московских гимназиях, откуда не раз исключался за непослушание и дерзость, но смог экстерном окончить курс обучения. С раннего детства Влас очень любил читать и считал своим «величайшим учителем» Салтыкова-Щедрина. Юноша старательно занимался самообразованием, знал латынь, английский и французский языки. В шестнадцатилетнем возрасте Влас ушел из дома и стал жить самостоятельно. В поисках средств к существованию юноша по заказу издателя Сытина пересказал для лубочной книги повесть Гоголя «Страшная месть», стал репортером «Московского листка» и «Петербургской газеты». Позже вместе с Чеховым и Гиляровским он сотрудничал с журналами «Будильник» и «Развлечения». Его наблюдательность, богатая выдумка, остроумие, большой житейский опыт находили отражение в статьях и фельетонах.

В девяностых годах Влас Михайлович переезжает в Одессу, где достигает расцвета его творчество. Выразительность языка, стиль «короткой строчки» сделали его литературной сенсацией, а сборник «Одесса, одесситы и одесситки» подтвердил публицистический талант писателя. Влас Дорошевич выступает с хлесткими фельетонами о российском судопроизводстве, политическом либерализме, поднимает темы культуры и журналистики, создает ряд очерков об артистах театра. В 1897 году публицист побывал на Сахалине, результатом чего стали книги очерков о Сахалинской каторге «Каторга. Преступники», «Как я попал на Сахалин». Затем Дорошевич совершил путешествие по Западной Европе, посетил Индию, Японию, Китай, Цейлон, Турцию и Иран, Соединенные Штаты Америки. Вскоре выходит цикл ярких очерков «Америка (Из моего путешествия по Соединенным Штатам)», издаются самобытные «Турецкие сказки», «Сто сказок народов мира», «Волшебное зеркало», «Легенды и сказки Востока". Писатель становится видной фигурой дореволюционной журналистики и любимым фельетонистом мещанства и купечества, на протяжении пятнадцати лет возглавляет редакцию «Русского слова», превратив газету в самое тиражное российское издание. В послереволюционные годы творческая активность Дорошевича снизилась, и 1918 году он переехал в Севастополь. Через три года, будучи тяжело больным, писатель возвратился в Петроград. 22 февраля 1922 года в возрасте пятидесяти семи лет один из виднейших фельетонистов начала XX века скончался и был похоронен на Волковском кладбище неподалеку от могил Белинского и Плеханова.

Электронные книги Власа Дорошевича в нашем интернет-магазине можно купить и скачать для своего компьютера, телефона или ридера, а также прочесть онлайн.

Дорошевич Влас Михайлович (5 января 1865, Москва, Российская империя — 22 февраля 1922, Петроград, РСФСР) — русский журналист, публицист, театральный критик, один из виднейших фельетонистов конца XIX — начала XX века.

Учился в нескольких московских гимназиях, откуда неоднократно исключался; гимназический курс завершил экстерном.

Всё можно вернуть. Потерянное богатство, даже из потерянного здоровья можно вернуть хоть крупицы. Только времени, одного времени не вернёшь ни мгновенья. С каждым мгновеньем мы ближе к смерти. И лови, и наполняй каждое из них, потому что оно не повторится. Ты спрашивал: как надо жить? Пусть каждое мгновение будет радостно для тебя. Постарайся, чтобы оно было удовольствием для других. И если ты при этом никому не причинишь страданья, - считай себя совсем счастливым. Не теряй жизни! Жизнь есть сад. Насаждай его цветами, чтобы в старости было где гулять воспоминаниями.

Дорошевич Влас Михайлович

Работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. Был репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические статейки в «Будильнике». Известность его началась со времени работы в 1890-х годах в одесских газетах. Дорошевич обратил на себя внимание остроумными, хлесткими фельетонами на местные темы. Внешней особенностью его статей была «короткая строчка». Он ввел в дореволюционную печать стиль короткой, не знающей дополнительных предложений, афористической фразы. Нападая на провинциальные власти, Дорошевич никогда не поднимался выше умеренного либерализма, в политике всегда был обывателем. Хлесткая фраза составила ему репутацию смелого обличителя провинциальных нравов, власти смотрели на него как на опасного публициста.

В 1897 Дорошевич предпринял путешествие на Восток. Очерки Сахалина впервые открыли перед читателем картину каторжных тюрем на этом острове. Но наблюдения Дорошевича были поверхностны, и книга, нашумевшая во время своего появления (изд. 1-е, М., 1903; изд. 3-е, М., 1905), была скоро забыта. В 1899 Дорошевич вместе с Амфитеатровым и Сазоновым предпринял в Петербурге издание большой политической газеты — «Россия». При внешней шумливости газета соединяла беспринципный либерализм с национализмом и шовинизмом.

Резкие фельетоны Дорошевича против отдельных министров были не столько радикальны по существу, сколько вызывающе дерзки. Но уже в это время сказалась слабая сторона Дорошевича как фельетониста: его многословие. Отдельные сильные и меткие строки терялись среди массы пустых фраз. Иногда его фельетоны по силе обличения подымались до памфлета. Большей частью это была остроумная болтовня.

Дорошевич имел много поклонников среди буржуазной читательской публики и много последователей среди провинциальных фельетонистов. При отсутствии остроумия и литературного блеска «короткая строка» превращалась в невыносимую трескотню и открывала дорогу в газету бездарным и неграмотным людям, прикрывающим короткострочием свое неумение владеть словом. В этот период Дорошевич много нашумел кампанией по делу братьев Скитских, неправильно осужденных полтавским судом. Разоблачая судебные порядки того времени, Дорошевич добился пересмотра дела и оправдания Скитских.

В 1902 «Россия» была закрыта за фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы». Дорошевич перешел на работу в московскую газету Сытина «Русское слово», редактором которой оставался до закрытия этой газеты в 1918. При Дорошевиче «Русское слово» получило огромное распространение, а Дорошевич стал любимым фельетонистом московского купечества и мещанства.

Из путешествий по Востоку Дорошевич вывез обильный запас преданий, легенд и сказок и заполнял ими подвал «Русского слова». Радикальная фраза постепенно выветрилась. Меткие, сильные фразы реже встречаются среди безбрежного моря афористической пошловатой болтовни.

Дорошевич Влас Михайлович (5 января 1865, Москва, Российская империя — 22 февраля 1922, Петроград, РСФСР) — русский журналист, публицист, театральный критик, один из виднейших фельетонистов конца XIX — начала XX века.

Учился в нескольких московских гимназиях, откуда неоднократно исключался; гимназический курс завершил экстерном.

Работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. Был репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические статейки в «Будильнике». Известность его началась со времени работы в 1890-х годах в одесских газетах. Дорошевич обратил на себя внимание остроумными, хлесткими фельетонами на местные темы. Внешней особенностью его статей была «короткая строчка». Он ввел в дореволюционную печать стиль короткой, не знающей дополнительных предложений, афористической фразы. Нападая на провинциальные власти, Дорошевич никогда не поднимался выше умеренного либерализма, в политике всегда был обывателем. Хлесткая фраза составила ему репутацию смелого обличителя провинциальных нравов, власти смотрели на него как на опасного публициста.

В 1897 Дорошевич предпринял путешествие на Восток. Очерки Сахалина впервые открыли перед читателем картину каторжных тюрем на этом острове. Но наблюдения Дорошевича были поверхностны, и книга, нашумевшая во время своего появления (изд. 1-е, М., 1903; изд. 3-е, М., 1905), была скоро забыта. В 1899 Дорошевич вместе с Амфитеатровым и Сазоновым предпринял в Петербурге издание большой политической газеты — «Россия». При внешней шумливости газета соединяла беспринципный либерализм с национализмом и шовинизмом.

Резкие фельетоны Дорошевича против отдельных министров были не столько радикальны по существу, сколько вызывающе дерзки. Но уже в это время сказалась слабая сторона Дорошевича как фельетониста: его многословие. Отдельные сильные и меткие строки терялись среди массы пустых фраз. Иногда его фельетоны по силе обличения подымались до памфлета. Большей частью это была остроумная болтовня.

Дорошевич имел много поклонников среди буржуазной читательской публики и много последователей среди провинциальных фельетонистов. При отсутствии остроумия и литературного блеска «короткая строка» превращалась в невыносимую трескотню и открывала дорогу в газету бездарным и неграмотным людям, прикрывающим короткострочием свое неумение владеть словом. В этот период Дорошевич много нашумел кампанией по делу братьев Скитских, неправильно осужденных полтавским судом. Разоблачая судебные порядки того времени, Дорошевич добился пересмотра дела и оправдания Скитских.

В 1902 «Россия» была закрыта за фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы». Дорошевич перешел на работу в московскую газету Сытина «Русское слово», редактором которой оставался до закрытия этой газеты в 1918. При Дорошевиче «Русское слово» получило огромное распространение, а Дорошевич стал любимым фельетонистом московского купечества и мещанства.

Из путешествий по Востоку Дорошевич вывез обильный запас преданий, легенд и сказок и заполнял ими подвал «Русского слова». Радикальная фраза постепенно выветрилась. Меткие, сильные фразы реже встречаются среди безбрежного моря афористической пошловатой болтовни.

Его выручал большой житейский опыт, знание купеческой среды, сохранившаяся наблюдательность. Иногда фельетоны Дорошевича вспыхивали былой остротой, заставляли о себе говорить. По общему правилу, они уже были вне большой газетной политической литературы.

Как и «Русское слово», Дорошевич имел правокадетский облик, но в борьбу партий не вмешивался. Поэтому его роль в печати после 1905 незначительна. Его фельетоны выходили отдельными изданиями: «Папильотки» (М., 1893); «Одесса, одесситы и одесситки» (изд. 2-е, Одесса, 1895); «Легенды и сказки Востока» (М., 1902); «Восток и война» (М., 1905) и др.

Южные журналисты

(Вольное подражание Марку Твену)

Доктор послал меня на юг, и я с большим удовольствием принял предложение «Южного Тромбона».

Редактор этой почтенной газеты, когда я входил в святилище, называемое редакцией «Тромбона», сидел за письменным столом, уставленным разными безделушками, - фунтов по 20 весом каждая, - и, поглядывая время от времени на лежавший перед ним заряженный шестиствольный револьвер Смита и Вессона, писал статью с таким видом, как будто он вырезывал печёнки у живого человека.

Очень рад видеть вас в числе сотрудников, - сказал он, энергически сжимая мою руку, - очень рад…

Я выразил не меньшую радость.

Боюсь только, что незнакомство с иными условиями…

О, вы скоро с ними освоитесь! Для начала просмотрите вот эту дрянь!

Он придвинул ко мне кипу местных газет: «Ежедневное Ура», «Самую Распространённую», «В Участок!», «Гром и Молнию» и другие.

И принялся снова потрошить живого человека.

Через полчаса моя статья была готова.

Я писал следующее:

Злобы дня.

«К сожалению, мы должны начать обзор местной печати с указания на ошибку, сделанную нашим почтенным собратом газетой „Ежедневное Ура“. Ошибку, конечно, невольную и неизбежную при таком спешном деле, как газетное: кандидат Ижицын, на вчерашних выборах, получил не 2 голоса, как говорит уважаемая газета, а 432 и не „забаллотирован с величайшим позором“, а, напротив, как видят читатели, вышел из борьбы с величайшим торжеством. Ни на минуту не сомневаемся, что „Ежедневное Ура“ впало в эту пустячную ошибку совершенно случайно и, быть может, уже исправляет её в ту минуту, как мы это пишем».

* * *

«Последняя гололедица, наделавшая немало бед в городе, вызвала появление на свет массы проектов, из которых мы с особенным удовольствием отмечаем проект „Самой Распространённой“, предлагающей заменить деревянные столбы чугунными. Основательность этой удачной мысли, пришедшей нашим коллегам из „Самой Распространённой“, не нуждается в доказательствах. Чугунные столбы, действительно, как известно, не подвергаются гниению. Даже если поставлены директорами телефонных компаний, под наблюдением членов городской управы».

* * *

«Наш почтенный коллега, г. Чертополохов, из газеты „Гром и Молния“, вчера благополучно возвратился из своего кругосветного путешествия».

* * *

«Во вчерашнем номере уважаемой газеты „В Участок“ помещён очень дельный отзыв об исполнении на сцене нашего театра оперы „Гугеноты“. Статья, видимо, принадлежит перу очень компетентного музыканта, и в ней сделано очень много метких замечаний относительно отступлений от партитуры. К сожалению, мы должны, однако, заметить, что в вечер, о котором говорит почтенная газета, шли не „Гугеноты“, а „Норма“, так что отступления от партитуры „Гугенот“ в этот вечер являются вполне извинительными».

Затем следовала моя подпись.


Миллион чертей и одна ведьма! - воскликнул редактор, пробегая мою рукопись и сверкая глазами.

Что? Вы находите, что слишком резко? - испуганно спросил я.

Миллион чертей и одна ведьма! - повторил он. - И вы думаете, что мои читатели удовольствуются такой мякиной, такой простоквашей? О, чёрт возьми, вы напоминаете мне человека, который хочет кровожадных тигров накормить манной кашей! Вы можете писать, - это бесспорно. Но вам нужно дать тон. Ступайте, ваша статья будет напечатана с исправлениями. Прочитайте - и вы поймёте, как надо писать. До свиданья!

И он продолжал потрошить живого человека.

На следующий день я с трепетом развернул газету.

Злобы дня.

За моей полной подписью шли следующие строки:

«Высоко держа знамя печати, мы начинаем наш обзор с обличения новой. плутни той банды мошенников, которая называется на их воровском жаргоне редакцией (???) „Ежедневного Ура“.

На этой мятой бумаге напечатано, будто наш достопочтеннейший, наш многоглубокоуважаемый кандидат Ижицын получил на вчерашних выборах, только 2 шара, тогда как читателям „Тромбона“ известно, что он получил не 2, а 432 шара.

Куда же девались остальные 430?

Читателю рисуется уже страшная картина.

Их раскрали сотрудники „Ежедневного Ура“.

К урне г. Ижицына, переполненной избирательными шарами, на цыпочках подкрадываются „летиратары“ (?) „Ежедневного Ура“ и, пока городские служащие по обыкновению зевают, спешат нагрузить свои дырявые карманы избирательными шарами и бегут на Толкучку продавать общественное добро за бесценок.

В урне остаются только два шара, которых не могли заграбастать эти шарлатаны своими отмороженными пальцами,

Вот картина, которая рисуется нашему читателю.

Но успокойтесь, дорогой читатель! Всё это могло бы иметь место, если бы „летератарав“ (?) „Ежедневного Ура“ допускали в зал выборов.

К счастию, городское управление предусмотрело такой случай и сделало распоряжение при первом появлении „летератара“ (?) из „Ежедневного Ура“ немедленно отправлять его в полицию.

С удовольствием отмечаем такое мероприятие городского управления к очищению города от мусора».

* * *

«Гололедица, случившаяся в нашем городе, испортила не одни только телефонные столбы, но и людей, - конечно, если можно считать таковыми тех недоносков, которые взяты из Воспитательного Дома редакцией (?) „Самой Распространённой“.

Вчера мы прочли в этой газете (ха-ха-ха!) поистине идиотский проект замены деревянных столбов чугунными.

Нам кажется, что ещё удачнее было бы предложить заменить столбы сотрудниками (ха!) этой почтенной (ха-ха!) газеты (ха-ха-ха!).

Серьёзно. Если их хорошенько обтесать, из них вышли бы недурные дубовые столбы.

Что же касается до вопроса о том, способен ли чугун к гниению, - то мы рекомендуем почтенным (?!) сотрудникам газеты (?!) „Самой Распространённой“ обратить внимание на их собственные головы.

Ведь может же в их чугунных башках быть такая гниль и труха, которую они в простоте сердечной называют „мозгами“ (ха-ха-ха!)».

* * *

Вчера выпущен из тюрьмы „литератор“ Чертополохов, что на языке „Грома и Молнии“ называется „вернуться из кругосветного плавания“. Сограждане, берегите ваши серебряные ложки!»

* * *

«Капельдинер, пишущий рецензии для газеты „В участок!“, вчера снова был пьян и потому принял „Норму“ за „Гугеноты“.

Можете судить, что эта вышла за рецензия!

А неграмотный редактор, печатающий всё, что придёт в голову пьяному капельдинеру, ничтоже сумняшеся, напечатал всю эту чепуху.

Балтийский федеральный университет им.И. Канта

Факультет филологии и журналистики

Кафедра речевой коммуникации и журналистики


Реферат

Влас Дорошевич: личность, творческая судьба и место в истории печати


Калининград 2012


1. Введение

2.1 Первые публикации

2.4 Сахалин

1. Введение


"Влас Михайлович Дорошевич (1864 - 1922) не то чтобы совсем забыт, но широкой публике это имя, похоже, мало что говорит, - так Борис Парамонов начинает свою статью "Русский европеец Влас Дорошевич". Достаточно посмотреть в интернет-сайт Дорошевича скудный. Публициста помнят преимущественно в профессионально литературных кругах, в основном, историки и теоретики литературы. Так проходит мирская слава: ведь сказать, что при жизни Дорошевич был просто популярен - ничего не сказать. Он гремел, его имя знали все грамотные люди в России, то есть читатели газет. Дорошевич был королем газетной журналистики, фельетонистом первого класса. Нужно помнить, что слово "фельетон" в то время носило иной смысл, чем сейчас: это была не просто легкая статья с претензией на юмор, но скорее газетный формат, статья, по газетным меркам, большая и претендующая быть гвоздем номера. Такие гвозди Дорошевич "забивал" ежедневно". Как мы видим, Б. Парамонов отмечает то, что в настоящее время заслугам Власа Дорошевича в развитии отечественной журналистики уделяется недостаточно внимания. Почему так произошло - сказать трудно, скорее всего, эта тема требует глубокого и обширного научного исследования на более высоком уровне, чем реферативная работа.

Подчеркивает прижизненную популярность Власа Дорошевича и Семен букчин в своей книге "Судьба фельетониста". "Дорошевич, почти на протяжении четырех десятилетий выступавший в периодической печати, был широко популярен и пользовался доброжелательным вниманием демократических кругов общества, которых привлекал прежде всего сатирической, острой и правдивой критикой уродливых, темных явлений в жизни дореволюционной России" - пишет С. Букчин.

Цель данного реферата - лаконично, но содержательно рассказать о личности Власа Дорошевича, исследовав самые распространенные и доступные источники, в которых ему и его творчеству уделяется внимание.

дорошевич фельетон журналистика российская

2. Творческий путь короля фельетона


2.1 Первые публикации


Библиографический словарь "Русские писатели. XX век" посвятил Власу Дорошевичу всего несколько страниц. Здесь - стандартный энциклопедический материал, посвященный биографии писателя. Информация, которую предлагает об этом авторе данное издание, частично представлена ниже.

"Известный журналист, публицист, театральный критик, мастер фельетонного жанра, родился в 1864 году в Москве. Его отец С. Соколов вел богемный образ жизни и рано умер. Когда Дорошевичу было всего несколько месяцев, его мать А. Соколова бежала за границу, оказавшись причастной к неприятной политической истории и спасаясь от преследований полиции. Эта личная драма детства в будущем не раз отразилась в творчестве публициста ("О незаконных и законных, но несчастных детях", "Компетентное мнение", "Право отца"). "Вы должны извинить меня, если я говорю с такой горячностью о дурных матерях, - пишет Влас Дорошевич. Жизнь сделала это. И когда я думаю о дурных матерях, мне кажется, что я мог бы быть и палачом. Тысячи процессов кончаются в пользу этих тварей и всегда во вред детей. Несчастных, несчастных детей. <…> Ребёнок - вот первое лицо в обществе. И пусть не будет он в полной кабале у дурных родителей, кто бы ни были эти родители: незаконные или законные, но гнусные". Будучи подростком, Дорошевич отличался живостью и остроумием, не выносил казенных порядков, за что неоднократно исключался из московских гимназий. Тема школы, воспитывающей "маленьких чиновников" легла в основу многих его фельетонов, в которых он горячо протестовал против замены "самостоятельной критической мысли" "штампованной мыслью обязательного и узаконенного образца". Проблема детей и родителей, непосредственно затронувшая писателя, не могла пройти бесследно. Таким образом, личные переживания легли в основу многих его произведений, прибавив им убедительности и выразительности.

Влияние детских и гимназических переживаний Власа Дорошевича на его творчество отмечает и С. Букчин: Десятилетним мальчиком Влас покинул дом усыновившей его четы Дорошевичей и переехал на квартиру к матери. По его собственным словам, это было юридическое насилие над личностью, выразившееся в том, что судьи "присудили ребенка отвратительному существу, когда-то отказавшемуся от своего ребенка". Влас избегал ее. Горечь отравленного детства развила в нем тонкую впечатлительность, он стал рано взрослеть. Ему отвратителен был дух гимназии, учреждения, в котором, по его словам, "готовят маленьких чиновников". Юный Дорошевич пристально вглядывается в окружающую его жизнь, он много читает, впитывает в себя разнообразные проявления московских будней и все более начинает противиться тому консервативному укладу, символом которого для него была гимназия. Революционные веяния 60-70-х годов оказали влияние на формирование его мировоззрения. Позже в ряде рассказов и фельетонов, составивших большой цикл "Семья и школа", Дорошевич заклеймит царскую среднюю школу и "эти восемь кругов гимназического ада".

Летним юношей Влас Дорошевич начал самостоятельную жизнь, работал землекопом, грузчиком, корректором, давал уроки, подрабатывал актером. Нужда, жизнь впроголодь, временами даже без крыши над головой вынудила его продавать лубочным издателям свои произведения - переделки повестей Н.В. Гоголя, такие как "Кузнец Вакула, или Договор с Дьяволом", "Тарас Бульба. Повесть из казачьей жизни запорожцев". Мировоззрение В.М. Дорошевича с ранней юности формировалось под влиянием русской демократической культуры и революционных настроений 70-х годов XIX века. Значительную роль сыграло творчество И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова. Так начался долгий творческий путь публициста и писателя, ставшего одним из видных деятелей русской журналистики.


2.2 Сотрудничество с изданиями, специфика творчества и литературные успехи


В библиографическом словаре об активной публицистической деятельности Власа Дорошевича сказано всего несколько строк. "С 1881 года Влас Михайлович Дорошевич анонимно сотрудничает с газетой "Московский листок", публикуя в ней свои юмористические сценки и репортерские заметки. Первый известный рассказ Дорошевича "Отомстила" на тему театрального быта опубликован в 1884 году в московском журнале "Волна" (№8) за подписью Дядя Влас. В этом же издании (№44) он задумывает и создает публицистическую рубрику "Дневник профана", которая являлась подражанием "Запискам профана" Н. Михайловского. Рубрика не получила продолжения после первого же выступления, в котором публицист в довольно резкой форме раскритиковал связи крупной прессы с банками и указал на зависимость журналистов вообще, говоря, что они "обнажают свои шпаги за гонорар". Именно так проявилось стремление молодого Дорошевича к непродажному и независимому мнению понятию "честного журналиста". Именно на этом этапе, как мы видим, в журналистских выступлениях Дорошевича появляются отчетливые острые нотки, результат живого мышления, критически настроенного с самого детства.

О сотрудничестве Дорошевича с различными изданиями довольно подробно пишет С. Букчин в книге "Судьба фельетониста": "После "Волны" Дорошевич почти весь 1885 г. Проработал репортером московской хроники в начавшей выходить в этом же году газете В.Н. Бестужева "Голос Москвы". "Разойтись" острому перу молодого сотрудника здесь не давали: мелкая информация, десять-пятнадцать строк об убийстве или пожаре. Газетная площадь в основном отводилась под романы о разбойниках и судебную хронику. С конца 1885 г. Дорошевич становится постоянным сотрудником журнала "Будильник", который в 60-е годы был сатирическим органом демократического направления. Параллельно с работой в "Будильнике" на протяжении 1887 и 1889 гг. Дорошевич ведет в журнале "Развлечение" фельетонные обозрения "Москва и москвичи" (под псевдонимом "Веселый Москвич"), "Письма к бабиньке" (под псевдонимом "Иван Иванов сын Иванов"), "Картинки общественной жизни" (под псевдонимом "Сын своей матери"). которые отмечены тягой к социальным характеристикам, рисуя типы московской жизни". Также С. Букчин утверждает, что фельетонная хроника Дорошевича в "Московском листке" пестрит заметками о литературных нравах и различных фактах и событиях из жизни газетного мира. "Он высмеивает безграмотных издателей и сотрудников бульварных изданий. Ему отвратительны язык, стиль, не говоря уже о куцых мыслях, бульварно-развлекательной прессы. С каждым днем перо Дорошевича становилось все острее, рвалось к независимости от издательского произвола. Дорошевичу уже было тесно и неудобно на страницах "Московского листка".

Как отмечает издание "Русские писатель. ХХ век", в этот период для его творчества характерны первые мотивы социальной критики, а также зарождение индивидуальной творческой манеры, отличительными чертами которой являются хлесткость, раскованность стиля и мастерство каламбура. В это же время Дорошевич знакомится с писателем А.П. Чеховым, с которым стал впоследствии очень близок. Чехов ценил ум и талант зрелого Дорошевича, уважал его принципиальность. Завязываются дружеские отношения с В.И. Немировичем-Данченко, А.В. Амфитеатровым, В.А. Гиляровским.

Глубокая осведомленность Дорошевича в темах экономики, права, истории, искусства, традиций разных народов стала серьезным элементом его публицистики. Это позволяет говорить о нем как об авторе широкой тематики и журналисте высокого европейского класса. В статьях Дорошевича практически всегда присутствовали глубокий анализ и острая критика социальной проблематики.

Если раннее творчество публициста можно отметить таким явлением как игра собственным остроумием, то в последующие годы его, как он сам говорил, заботит "остроумие самой мысли, а не слова", "очень ловкой, яркой, выпуклой ее постановкой".


2.3 "Одесский листок", роль издания в творческой судьбе публициста


В энциклопедии "Русские писатели 1800-1917 гг." в материале о Дорошевиче говорится, что желание большей творческой свободы подвигло публициста в 1893 году принять приглашение крупной провинциальной газеты либерального направления "Одесский листок", на роль фельетониста. "Уже первая его публикация, которая была направлена против городского главы (1893, №248), вызвала настолько сильное недовольство местных властей, что Дорошевич вынужден временно покинуть город и на несколько месяцев уехать в Петербург по предложению владельца "Одесского листка" В.В. Навроцкого. Некоторое время он печатается в "Петербургской газете", в основном комментируя театральные новости. Вернувшись через полгода в Одессу, Дорошевич на протяжении шести лет, вплоть до апреля 1899 года публикует в "Одесском листке" свои фельетоны, очерки, рассказы, обозрения, стихи и театральные рецензии, в которых резко разоблачает бюрократизм местных властей, иллюстрирует бесчеловечность торговцев и предпринимателей, высмеивает традиции мещанской буржуазной культуры и одновременно предстает как защитник одесских бедняков, передовых деятелей города и прогрессивных явлений общественной жизни".

Завоевав определенную известность в Москве, Дорошевич приобрел широкую популярность именно в Одессе, где привлек к себе большое внимание демократической интеллигенции своими острокритическими произведениями. М. Горький отметил фельетон "Разговор с читателем" как один из наиболее удачных образцов подобного выступления. Однако в то же время развязность тона отдельных публикаций Дорошевича и его нетребовательность в отборе тем и фактов отмечали и Горький, и Короленко.

С 1895 года особое место в творчестве Дорошевича занимает зарубежная тема, он в качестве журналиста регулярно совершает поездки за границу, после чего публикует в "Одесском листке" публицистические циклы, такие как "Путевые и непутевые заметки", "Америка", бесчисленные репортажи, очерки, пропитанные критическим отношением к буржуазной морали и культуре, свидетельствующие об изменении установившегося у Дорошевича с юношеских лет отношения к Западу как к благоденствующему царству демократии в сторону критического его восприятия". Так, период сотрудничества Дорошевича с "Одесским листком", а именно нескончаемый поток многочисленных критических публикаций можно выделить как отдельный этап развития и совершенствования публицистического мастерства писателя.


2.4 Сахалин


С. Букчин уделяет этому периоду жизни Власа Дорошевича особое внимание. Он говорит о том, что публикации Дорошевича о Сахалине - отдельный мощный пласт его творчества. "Талант, накопившийся опыт, наконец, самая натура его требовали полного выхода к большой теме широкого социального масштаба, которая, вобрав в себя все то, что было осмыслено им до этого, явилась бы существенным этапом в его продвижении вперед. Такой темой стал для него Сахалин". По информации библиографического словаря "Русский писатели. ХХ век", Влас Дорошевич отправился туда в 1897 году прямо из Одессы на пароходе, транспортировавшем приговоренных к каторжным работам. "Не получив специального разрешения властей, Дорошевич проявляет настойчивость и находчивость и добивается возможности искать и собирать материалы о каторге. Итогом этой кропотливой работы стали очерки, печатавшиеся в "Одесском листке" с 1897 по 1899 гг., а после в газетах "Россия" и "Русское слово". Они вызвали широкий общественный резонанс правдивым изображением одной из страшных язв самодержавия, перепечатывались многими западноевропейскими и американскими газетами".

"Дорошевич скрупулезно исследует весь уклад каторги. Ему удалось показать главное - жуткий, безысходный трагизм бытия всех живущих на Сахалине - каторжных и свободных. Детей и стариков. Сахалин в его очерках предстает гигантской машиной, которая поглощает и коверкает, убивает и калечит тысячи жизней. Рассказывая истории самых различных преступлений, Дорошевич вовсе не стремится "нагнать страху" на читателя. За массой подробностей, деталей, как правило, встает портрет человека".

С. Букчин также говорит о важности появления острой разоблачительной книги Дорошевича о сахалинской каторге именно в 1903 году, всего за два года до первой русской революции. "В этот период активного роста революционных настроений "Сахалин" давал обильный материал для усиления критического отношения к самодержавным порядкам. Недаром власти запретили продажу книги в ряде городов и изъяли из народных читален. "Сахалин" таким образом, значительно повысил авторитет Дорошевича в глазах передовых демократических кругов общества. Реализм, публицистическая острота сахалинских очерков поставили автора в один ряд с писателями-демократами, к голосу которых прислушивались". По информации издания "Русские писатели. ХХ век", книга о каторге, правдиво отразившая "великое зло Сахалина", привлекла внимание демократической критики.

В том же библиографическом словаре "Русские писатели. ХХ век" говорится об огромной роли журналистского мастерства Дорошевича в судьбе многих несправедливо осужденных. "У Дорошевича много текстов, посвященных громким судебным делам того времени, в которых он выступает в понятной и естественной для литератора роли защитника. С весны 1899 года он является ведущим сотрудником петербургской либеральной газеты "Россия", в которой публикует свои судебные очерки, обличающие фальшь и несправедливость судопроизводства и даже добивается отмены ряда несправедливых приговоров (в том числе по делу братьев Скитских). Все благодаря тому, что в судебных очерках Дорошевича его мастерство публициста удачно сочетается с тонким и глубоким знанием юриспруденции. Он всегда радуется оправдательному приговору - не хуже других зная, что практика русского суда присяжных заслуживала многих критических замечаний".


2.5 Влас Дорошевич и "Русское слово"


По информации "Русские писатели 1800-1917 гг", в 1902 г. по приглашению И.Д. Сытина Дорошевич становится фактическим редактором московской газеты "Русское слово", реформирует ее по типу западноевропейских периодических изданий и превращает ее в одну из самых распространенных в России либеральных газет.

Е. Левин в статье "Король фельетона возвращается" не мог не отметить роль Дорошевича в судьбе этого издания: "В последние предреволюционные годы "Русское слово" стало самой массовой российской газетой. Тому было много причин - оперативная подача новостей, низкая цена розницы и подписки. Однако главный секрет успеха газеты заключался в том, что Сытину удалось привлечь к сотрудничеству лучшие перья тогдашней России: Гиляровского, Амфитеатрова, Немировича-Данченко, а также блестящего фельетониста Власа Дорошевича, которого еще при жизни называли "королем фельетона".

Отдельное внимание роли Дорошевича в судьбе газеты "Русское слово" уделяет С.Я. Махонина в учебном пособии "История русской журналистики начала 20 века". "После долгих поисков редактора, издателю И.Д. Сытину удалось договориться с В.М. Дорошевичем. Договор о сотрудничестве был заключен с ним еще летом 1901 года, но в это время "король ресского фельетона" был занят в газете "Россия".13 января 1902 года "Россия" была закрыта и Дорошевич стал редактором "Русского слова". Дорошевич, как в европейских газетах, распределил сотрудников по отделам и во главе этих отделов поставил редакторов: военный редактор, московский и т.д. Каждое утро он собирал заведующих отделами на совещания, на них приходил и Сытин.

К 10 часам вечера номер газеты был готов, но в процессе печатания, до последней минуты, на полосу вносились свежие новости, в 4 часа утра номер выходил и попадал на самые ранние поезда, развозившие "Русское слово" в разные города России".

Таким образом, можно сказать, что именно Дорошевич реорганизовал работу газеты по европейскому типу и добился ее популярности за счет оперативной и актуальной подачи материала.

С. Букчин в книге "Судьба фельетониста" тоже говорит о заслугах Дорошевича в работе с "Русским словом". "Дать читателям как можно больше разнообразной и интересной информации отовсюду - в этом видел Дорошевич одну из главнейших целей "Русского слова" газета в ее новом облике представляется ему "добрым знакомым" читателя.

Он призывает "покрывать и покрывать провинцию сетью корреспонденции, чтоб больше, больше, больше было городов… 1903-й год есть год похода на провинцию" специальный человек в редакции вел вырезки из иностранных газет и журналов. В одном из писем Дорошевич рекомендует с особым вниманием следить за статьями Максимилиана Гардена в "Zukunft". Дорошевич проявляет повышенный интерес к взаимоотношениям классов.

Цинизм нравственности и культуры буржуазного мира - давние враги фельетониста". Можно сделать вывод, что В. Дорошевич расширил тематический и географический диапазон газеты, поднял ее на новый уровень. Благодаря ему "Русское слово" считается одним из ярких примеров разделения редакторских и издательских полномочий.


2.6 Послереволюционная судьба фельетониста


В энциклопедии "Русские писатели 1800-1917 гг." говорится, что Октябрьскую революцию Влас Дорошевич встретил в Петрограде. Тяжело больной, он изредка выступал с лекциями о журналистах эпохи Великой французской революции (впервые он выступил с ними перед журналистами Петрограда в декабре 1917 года), а также с чтением своих восточных сказок. Трагическая история французской революции представлялась Дорошевичу классическим воплощением всех революционных переворотов. На ее опыте он старался предупредить соотечественников о многочисленных кровопролитиях и казнях, которые может повлечь российская революция.

Е. Левин в своей статье отмечает: "Послереволюционная литературная судьба Дорошевича сложилась достаточно парадоксально. Несмотря на то, что журналист решительно не принял революцию, написав несколько острых статей против большевиков и лично Ленина, в советские времена вышли несколько сборников его фельетонов. Зато после перестройки о Дорошевиче почему-то забыли. Единственная его книга, переизданная в постсоветское время, - отчет о поездке на Сахалин. О Дорошевиче почти не помнят даже в Интернете - в библиотеке Мошкова его творчество представлено лишь сборником сказок и всего одним фельетоном". "В 1920 г. после освобождения Крыма от белых Дорошевич сделал заявление "о полном присоединении к Советской власти". Он стремился к участию в новой жизни, сотрудничеству в советской печати. Последняя (посмертная) публикация Власа Михайловича Дорошевича - памфлет "Николай II".

3. Вместо заключения. Ценность Дорошевича для российской журналистики


Составители библиографического словаря "Русские писатели. ХХ век" оценивают роль Дорошевича в русской журналистике и литературе следующим образом: "Творческое наследие Власа Дорошевича исключительно по широте интересов и тематики, жанровому разнообразию и, наконец, по объему. Чрезвычайная плодовитость была во многом следствием ежедневного писательства, перед необходимостью которого был поставлен журналист в русской прессе. Несмотря на свою тяжелую работу, Дорошевич гордился и дорожил ею, журналистика была его страстью, истинным призванием.

Творчество публициста Дорошевича способствовало становлению и обогащению художественно-публицистических жанров, неоценимый вклад он внес в демократизацию фельетонного жанра, за что его называли "королем фельетона". Он умело использовал формы памфлета, пародии, сатирического монолога, документальной повести. Созданный Дорошевичем свой собственный стиль "короткой строки", дарит его повествованию энергию и выразительность, а кроме того, этот автор оказал влияние на творчество многих литераторов".

Огромное влияние В. Дорошевича на развитие отечественной публицистики отмечает и С.В. Букчин. "Дорошевич доказал, что "газетная проза" может подниматься до высот большой литературы и претендовать на благодарное внимание потомков. Кроме того, Дорошевич был страстным поклонником и глубоким знатоком театра, создал талантливые художественные портреты крупнейших деятелей русской и зарубежной сцены (Ф.И. Шаляпина, М.Н. Ермоловой, М.Г. Савиной, Т. Сальвини, С. Бернар и др.), выступал с рецензиями и фельетонами, в которых отстаивал реалистические принципы искусства, высмеивал декадентские ухищрения. Кроме того, перу Дорошевича принадлежат статьи мемуарного и литературно-критического характера об А.П. Чехове, Н.К. Михайловском, В.Г. Короленко, М. Горьком, В.В. Вересаеве, А.К. Шеллере-Михайлове и др. русских писателях и журналистах".

Также Букчин утверждает: "Обращаясь к творческому наследию Дорошевича, многие исследователи единодушно отмечают его высокое, отточенное мастерство, обогатившее развитие русской сатиры и главным образом фельетона. Художественная практика писателя оказала влияние на стиль и язык ряда литературных жанров не только предреволюционного периода, но и последующих десятилетий".

Несмотря на то, что в последнее время Власу Дорошевичу уделяется недостаточно внимания, творчество публициста оставило существенный след в истории русской печати, оказало влияние на развитие как отдельных изданий, так и отечественной журналистики начала 20 века в целом.

4. Список использованной литературы:


1. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. Москва, "Просвещение", 1998.

Русские писатели 1800-1917 гг., т.2. Москва, "Большая российская энциклопедия", 1992.

Букчин С.В. Судьба фельетониста: Жизнь и творчество Власа Дорошевича. Минск, 1975.

Махонина С.Я. История русской журналистики начала 20 века. Учебное пособие. Москва, 2002.

Гиляровский В.А. Москва газетная. Москва, 1960.

Парамонов Б.М. Русский европеец Влас Дорошевич. // Радио Свобода, 2008.

Левин Е. Король фельетона возвращается // Booknik.ru, 2008.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.