Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Торквемада - самый жестокий инквизитор за всю историю церковных судов. Торквемада. Испанская инквизиция

Как ни удивительно, наибольшее раздражение у обличителей инквизиции вызывал элемент, нам кажущийся естественным и разумным, - тайна следствия. Между тем, именно введение тайны следствия стало первым ударом по коррупции. Не зная обвинителя и свидетелей, богатый преступник не мог ни подкупить их, ни запугать. Он мог, конечно, подкупить инквизиторов... но это уже заслуга Торквемады, что инквизиторы стали практически неподкупными....

Томас де Торквемада быстро прославился как проповедник и обличитель грехов. Ораторский дар, харизма, образование - все подобралось один к одному. Торквемада мог делать с толпой все, что ему заблагорассудится. Молодой аскет, лишенный пороков, одним своим видом вгонял людей в священный трепет. Неудивительно, что со всех сторон посыпались самые заманчивые предложения, которые Торквемада неизменно отклонял. Он был скромным монахом и соблюдал предписания Устава, казалось, не умом, но сердцем.

Так было, пока ему не предложили пост приора в доминиканском монастыре Санта-Крус в Сеговии. Должность эта выборная, и последнее обстоятельство, вероятно, решило дело: Торквемада не смог отказаться. Если братья хотели видеть его во главе монастыря - так тому и быть.

Он был еще относительно молод - около сорока. Монастырь считался одним из самых крупных и известных. Его посещала вся знать, в том числе и члены королевской фамилии. Бывала ли на проповедях Торквемады инфанта Изабелла? Вряд ли. В те годы она жила преимущественно с матерью, вдали от двора. Потом, вероятно, Торквемаду могли приглашать во дворец - потому что юную принцессу в мужской монастырь попросту не пустили бы. Был ли Торквемада духовником и наставником инфанты? Возможно - но одним из многих.

И если так, то он оказался прекрасным наставником, - потому что инфанта Изабелла, несмотря на фанатичность в религиозных вопросах, была значительно более образованной, чем ее муж, принц Фердинанд. В те времена, когда даже среди знати хватало неграмотных женщин, образованность инфанты просто поражала. А ведь она еще и войска в бой водила.

Инфанта Изабелла

Изабелла происходила из династии Трастамара, славной тем, что каждый второй король в ней был капризным глупцом. Страна под управлением этой династии превратилась в пустыню, раздробленную на множество мелких княжеств. Каждый феодал творил в своих владениях, что хотел, вплоть до чеканки фальшивой монеты. Король был лицом фиктивным, зависимым как от доброй воли знати, так и от кортесов - прообраза парламента. Казна пустовала всегда. Дед Изабеллы как-то вынужден был заложить свой плащ, чтобы пообедать, - ибо у него не было ни гроша. А на соседней улице в то время архиепископ давал званый обед, и когда король вошел в дом, его не узнали.

Старший брат Изабеллы, Энрике, прозванный Бессильным (и за политическую волю, и за мужские способности), довел страну до почти окончательного краха. У него не было наследников мужского пола, только дочь Хуана, причем при дворе вслух говорили, что отец ее - некий красавец Бертран, а вовсе не король.

Когда Изабелла достигла брачного возраста, Энрике под давлением кортесов объявил ее наследницей и попытался выдать замуж за немолодого магистра Калатравы. Изабелла воспротивилась, и вместо этого приняла предложение своего двоюродного брата, инфанта Фернандо (Фердинанда) Арагонского. Она самовольно подписала брачный договор, по условиям которого Фердинанд соглашался в Кастилии играть роль консорта, не претендуя на корону и не вмешиваясь во внутренние дела королевства. Энрике пришел в ярость, узнав о самоуправстве сестры. Но Изабелла не испугалась его гнева. Она выехала в Вальядолид, куда вскоре прибыл и переодетый инфант Фердинанд - тайно. Изабелле жених пришелся по сердцу, и она обвенчалась с ним.

Спустя год король Энрике отменил свое решение передать корону Изабелле и назвал наследницей Хуану. Началась гражданская война, которая еще усилилась в 1474 году, после смерти Энрике. Тогда в Кастилию вторгся португальский король Альфонс V, брат второй жены Энрике и дядя Хуаны. Война с Португалией длилась пять лет; Изабелла сама водила кастильские войска в бой, показав себя неплохим военачальником. В 1479 году Альфонс наконец отказался от претензий на Кастилию, и Изабеллу провозгласили королевой по всей территории страны.

Конец справки

Какую реальную роль играл в романтической свадьбе инфанты Томас де Торквемада? Документы не подтверждают его участия, называя совсем другие имена. На стороне инфанты было практически все духовенство страны, и ее поддерживали многие гранды.

Но после коронации Изабелла почему-то предложила Торквемаде пост архиепископа Севильи.

Он, как обычно, отказался.

Став королевой, Изабелла проводила очень жесткую политику. Она получила разоренную страну, где люди давно даже слово такое - «закон» - позабыли. Юной королеве пришлось и хитрить, и изворачиваться, и вступать в самые неожиданные союзы, и воевать. Изабелла приняла новый уголовный кодекс, крайне жестокий, грозивший членовредительством и смертью за ничтожные преступления, и поручила эрмандаде - городской милиции - следить за его исполнением. Результат превзошел все ожидания: в считанные месяцы прекратилась чеканка дурной монеты, разбойников вывели, уровень городской преступности резко упал. Опираясь на эрмандады, Изабелла одного за другим подчинила всех своевольных грандов, приказала срыть более полусотни замков, запретила строительство новых частных укреплений, вернула в казну все пожалования, сделанные ее братом, наладила поступление налогов...

Но чем больше проблем решала юная королева, тем ясней за ними виделась другая: религиозная раздробленность всех королевств Испании. Королеве несколько лет доказывали необходимость введения в стране инквицизионных трибуналов, ибо положение с марранами становилось невыносимым. Им принадлежала львиная доля богатств в стране, они занимали высшие посты (у короля Фердинанда Арагонского казначей был марраном), они перемешались со знатью, породнившись со всеми крупными семьями, и, что крайне неприятно, позволяли себе слишком много религиозных вольностей, уверовав в свою безнаказанность.

Марранская знать не желала укрепления центральной власти - ей не нужен был контроль, налогооложение, закон и порядок. Защитить себя и свои интересы она могла легко, а подчиняться ради абстрактного блага государства не хотела. Притом все отлично понимали, что инквизиция будет орудием не папским, а королевским, причем орудием, наименее подверженным коррупции. Но народ, более всего страдавший от самоуправства крупных феодалов, мелкая кастильская знать и сами короли были крайне заинтересованы как в смене правящей элиты, так и в укреплении судебной власти в стране.

Была и еще одна заинтересованная сторона, которая старалась держаться в тени. И сторона эта - итальянские, преимущественно генуэзские, банкиры. Испания казалась им перспективным рынком, но чтобы завладеть им, нужно было вытеснить марранов и евреев. Оказав финансовую поддержку королям, генуэзцы доказали, что без марранов можно обойтись, и тем самым обезоружили своих противников. Ведь марранов терпели только потому, что они часто служили «кошельком», выдывая королям ссуды. Теперь, когда генуэзцы предложили лучшие условия, судьба марранов была решена.

Первый кастильский трибунал был учрежден в Севилье.

Аутодафе

Аутодафе - это церемония оглашения приговоров лицам, уличенным в духовных преступлениях. Как правило, массовые аутодафе проводились с большой пышностью, на них обязательно присутствовал или местный сеньор, или сам монарх (в этом случае приговор зачитывал обязательно Великий инквизитор).

Церемония начиналась с проповеди. После нее, выполнив необходимые формальные ритуалы, Великий инквизитор приступал к чтению приговоров. Осужденных вводили на особый помост, где они, стоя на коленях в деревянной клетке, выслушивали приговор. Тех, кто не признавал над собой право церкви судить его, тут же передавали в руки светской власти - и приговор выносился незамедлительно.

На этом собственно аутодафе завершалось. Колонну осужденных разделяли. Тех, чье наказание не предусматривало лишение свободы, отпускали, тех, кто приговаривался к заключению, отводили в тюрьму. Тех же, кто был осужден уже светской властью, вели за город, где для каждого был устроен отдельный эшафот. Примирившихся с церковью, то есть пожелавших исповедоваться и признать грех ереси, от казни не освобождали, но перед сожжением душили, используя специальный механизм.

Ни монарх, ни знать, ни инквизиторы при казни не присутствовали. Осужденных сопровождали на смерть младшие монахи, готовые принять исповедь, если понадобится. Никаких других духовных лиц там не было. Только толпа городского отребья.

Конец справки

Нет ни малейших оснований полагать, что Томас де Торквемада хотя бы раз в жизни присутствовал при казни. Если только в раннем детстве, когда мальчишкой мог увязаться за толпой. Но во времена его юности в Кастилии не было инквизиции, и еретиков не казнили. Впрочем, точно такой же казни - сожжению заживо - подвергали за некоторые сексуальные преступления, например, содомию во всех ее видах.

Первый инквизиционный трибунал расформировали за проявленную жестокость - около трехсот жертв всего за полгода. По рекомендации королевы Изабеллы Великим инквизитором был назначен Торквемада.

И первое, что он сделал, - ввел очень четкую бюрократическую инструкцию, регламентировавшую деятельность трибуналов.

Она состояла всего из двадцати восьми пунктов.

Торквемада ничего не изобретал. Все методы, которые при нем использовались инквизицией, были опробованы на практике задолго до его рождения. Даже квемадеро изобрел не он, а севильский губернатор, которому не хотелось возиться с отдельным костром для каждого грешника. Суд над костями, вырытыми из могил, тоже был известным явлением - так осудили одного из антипап.

Перед Торквемадой при назначении на должность Великого инквизитора поставили определенную задачу: привести все трибуналы к единому виду, организовать их совместную работу, дать единообразное оформление всем этапам инквизиционного процесса и выстроить четкую структуру. Задача, если разобраться, чисто менеджерская.

Королева знала, кого назначать. Торквемада с задачей справился блестяще.

Результат - машина инквизиции заработала с пугающей эффективностью.

А разгадка успешности была проста: Торквемада сам не брал взяток и другим не позволял. (Помните, о чём речь шла в статье о богоборческой демократии? - BelaRUS)

Методы инквизиции предусматривали много элементов, отлично нам знакомых. Тайна следствия, привлечение свидетелей обвинения и защиты, предъявление ясно сформулированного обвинения, наличие адвоката... Оправдавшихся, кстати, было много. Факты ложного доноса тоже расследовались, и зачастую на костер отправлялся доносчик. Пытки? Телесные пытки применялись редко. Обычно в них не было нужды: человека ломали страхом, бросив в тюрьму. Нам, жителям мегаполисов, привыкшим к жизни в клетушках и замкнутых пространствах, просто не понять, какой ужас испытывал средневековый человек, брошенный в тюрьму.

Одна юная монахиня, проведя в камере всего шесть часов, впала в истерическое состояние и нагородила чуши о настоятельнице монастыря, св. Терезе Авильской. Настоятельница блестяще оправдалась. В то же время, обитатели обычных тюрем нарочно богохульствовали и выдавали себя за клириков, добиваясь перевода под крыло инквизиции - уголовный кодекс был чрезвычайно жестоким.

Как ни удивительно, наибольшее раздражение у обличителей инквизиции вызывал элемент, нам кажущийся естественным и разумным, - тайна следствия. Между тем, именно введение тайны следствия стало первым ударом по коррупции. Не зная обвинителя и свидетелей, богатый преступник не мог ни подкупить их, ни запугать. Он мог, конечно, подкупить инквизиторов... но это уже заслуга Торквемады, что инквизиторы стали практически неподкупными.

Склонности к чинопочитанию Торквемада был начисто лишен. Титул, статус, должность преступника для него не имели никакого значения. Перед законом все равны.

Он не издавал новых законов. Он всего лишь заставил работать старые.

В 1485 году в Сарагосе (Арагон) возник заговор. Молодые дворяне марранского происхождения увидели в учреждении трибуналов реальную опасность для себя. Метод борьбы был выбран, видимо, привычный: устроить такой террор, чтобы инквизиторы боялись сунуться на «их» территорию.

Чтобы их не выдали, они обошли всех до единого марранов и евреев в провинции, и с каждого взяли определенную сумму на «благое дело» (это к слову о невиновности большинства марранов). Собрали 10 000 реалов. На эти деньги дворяне снарядили отряд наемников и напали на двух инквизиторов. Нападение закончилось неудачно: эскорт инквизиторов - а их сопровождали члены эрмандады - разогнал наемников. Тогда дворяне решили действовать сами. Они подстерегли одного из инквизиторов, Педро Арбуэса, в церкви. В храм запрещалось проносить оружие. Инквизитор это правило соблюдал, дворяне им пренебрегли и легко одолели безоружного. Это, к слову, о склонности марранской знати блюсти законы божеские и человеческие.

Известие о гибели инквизитора привело к мгновенному восстанию. Да, но не против трибуналов! Народ поднялся против марранов, осквернивших храм! Волнения были такими, что к восставшим выехал архиепископ Сарагосы, незаконный сын Фердинанда Арагонского. Он сумел отговорить людей от погромов.

Зачинщиков нападения арестовали и казнили. Казнили как мятежников, а не как еретиков - король Фердинанд рассудил, что сопротивление его воле достойно кары в большей степени, нежели осквернение храма. Казнь была такой, что приговоренные, думается, предпочли бы костер. Одному из заговорщиков, активно сотрудничавшему со следствием, сделали поблажку: отрубили руки уже после смерти, а не как остальным.

Через три месяца после завоевания Гранады королева Изабелла и король Фердинанд издали указ об изгнании евреев (так называемый "Декрет Альгамбра"). Ничего нового, истинно испанского в этом не было - евреев регулярно изгоняли, наверное, из любой европейской страны. Отличие заключалось в том, что в Испании альтернативой изгнанию было крещение. Крестись - и оставайся.

Евреи прислали делегацию, предлагавшую королю тридцать тысяч дукатов за «малость»: отмену указа и позволение еврейским общинам жить по своим внутренним законам. Евреи соглашались на то, чтобы их родственников-марранов судила инквизиция. Пожалуйста - преступник должен нести ответственность . Но евреи просили, чтобы не отнимали имущество.

Жадность короля Фердинанда вошла в поговорку. А казна после гранадской войны была пуста.

И когда короли уже почти согласились, в зал аудиенций вошел Торквемада. Высоко подняв распятие, он сказал: «Иуда продал Христа за тридцать сребренников. Вы можете продать за тридцать тысяч. Вон он, продавайте!». С этими словами Торквемада бросил распятие на стол, повернулся и стремительно вышел.

Изабелла и Фердинанд не приняли предложение евреев.

Запрет на вывоз золота и серебра, вследствие которого евреи распродавали имущество за бесценок, был изобретен вовсе не изощренным в коварстве умом Торквемады.

Этот закон существовал и до, и после изгнания евреев.

Именно поэтому генуэзские банкиры, с которыми расплачивались в Кастилии, были вынуждены покупать поместья или вкладываться в местную торговлю.

Можно долго спорить, насколько страшно отразилось изгнание евреев на культуре и экономике страны. В действительности - практически никак. Большинство евреев крестилось и осталось. Другие эмигрировали в Португалию - и крестились там. Третьи - в Италию. С тем же результатом. Небольшая часть, не меняя веры, осела в неиспанских владениях Фердинанда. Он делал вид, что не замечает еврейских общин на своих землях. Многие перебрались в Нидерланды.

Место марранов и евреев заняли итальянцы. Их тоже не очень-то любили, но они по крайней мере были христианами и жили вполне открыто. Вместе с итальянцами в Испанию пришла культура Возрождения. Шестнадцатый век - век расцвета национальной кастильской литературы.

Кстати, инквизиторы покровительствовали светской литературе. А среди духовенства считалось хорошим тоном писать стихи или пьесы. Совершенно светского характера.

Разорила же Кастилию не инквизиция, а затяжные войны в Италии, Германии, Нидерландах, Англии... Содержание Священной Римской империи обременительно и для более тугого кошелька, нежели кастильский.

Торквемада до самой смерти пользовался огромной любовью в народе. Эскорт, навязанный ему королевой, напуганной восстанием в Сарагосе, Торквемаду раздражал. Народ считал Торквемаду человеком очень милосердным. Нетерпимым к греху - да. Но добрым к людям. Самое малое шестьдесят лет после его смерти, несмотря на ошибки его преемников, Торквемаду в Кастилии почитали едва ли не как святого.

Торквемада был абсолютно безупречным в личной жизни человеком. Его нельзя было подкупить, он не имел слабостей, которыми его можно было шантажировать. Он не отличался даже тщеславием. Среди придворных (Великий инквизитор обязан был сопровождать монарха) Торквемада терялся. Он не был политической фигурой, он просто добросовестно исполнял свои обязанности.

Так сколько же было жертв?
В большинстве энциклопедий вы найдете цифру «10 220». В некоторых указывается «8 800». Обе цифры - из одного источника. И появились они не из реальных документов, а из представлений автора о том, сколько казненных еретиков должно быть.

Современные историки полагают, что количество жертв, приписанных Торквемаде, завышено примерно в 10 раз.

В 1486 году два доминиканских монаха из Германии, Якоб Шпренгер и Генрих Кремер написали чудовищную книгу «Молот ведьм».

В 1491 году испанская инквизиция, руководимая Торквемадой, признала «Молот ведьм» ересью.

В Испании никогда не было «охоты на ведьм».

*******************

Про испанцев же я уже отписался. Несмотря на неоднократные меры, испанским лидерам, таким как Торквемада и другие, не удалось сохранить свою арийскую кровь, которая у них осталась в мизерном количестве от визиготов и вандалов. Жаль...

Но кто посмеет сказать, будто Господь нас покинул?
Вас хотят заставить усомниться в ангелах.
Братья мои, ангелы здесь. Нет, не подымайте ваших глаз.
Небеса пусты. Ангелы здесь, на земле.
Жан-Поль Сартр.

Итак, мои уважаемые читатели... знаете ли вы, что такое грех? Сегодня мы, пожалуй, начнём с места в карьер - без лишних расшаркиваний и витиеватостей. Ведь сама тема уж больно категоричная. И тут или да, или нет, а третий путь, как водится, от лукавого. Самый тернистый и самый ужасный.

И если кто-то из старейших долгожителей моего журнала ещё помнит, то, может быть, крикнет в мою сторону, что тему о семи смертных грехах мы уже проходили. И что всё это уже было выписано и сказано. И зачем беспокоить то, что давным-давно обсуждено и уже накрыто так крепко навалившейся сверху надгробной плитой? Но речь сегодня пойдёт не о теории, а о самой живой практике истребления изъязвлений духа человеческого. Да и чем мы с вами от раза к разу занимаемся? И можно ли гипертрофировать понятие веры в благое дело настолько, чтобы самому возомнить себя посланцем Воли Господней? Ну, или, по крайней мере, избранным в пути служения цели, которая, по легенде, уже не может быть достигнута никем другим, кроме тебя. Инквизиция, конечно же, до сих пор имеет место быть. Правда, поле её действия уже не базарные площади и подвальные казематы - она сменила место своего пребывания на более светлые и чистые помещения. Ну, и на Интернет, конечно же. Но речь сегодня не о бестолковых сетевых моралистах, которые плодятся подобно кроликам на просторах всемирной паутины. И не о религиозно сдвинутых депутатах, которые тужатся принимать очередные законы с одной лишь целью - выбросить все свободные детали механизма, чтобы заменить их на множество согласованно бьющих по вниманию и свободам граждан молоточков, не нарушая, между тем, иллюзию демократии. Ту иллюзию, которую спонсирует и постоянно поддерживает весь западный мир. А речь сегодня пойдёт об ангелах. И что нужно вообще знать о них?

В первую очередь - что на небе их просто нет. Как и Первоначального Бога, который уже давно покинул свои облачные чертоги в целях создания более разумного народа. И вместо него мы уже начали создавать себе Золотого Тельца по самой безобразной и самой лицемерной схеме - схеме толерантности и равенства. И что значит это загадочное слово - «толерантность»? Что несёт оно в себе? Уравнение прав при помощи добавления их у ранее угнетаемым группам людей? Очень сильно сомневаюсь. И запомните эту фразу навсегда: толерантность - это система, в которой мнение последнего негодяя равно мнению заслуженного учёного. В общем, создать небеса на земле у человека, конечно же, не получилось, да и вряд ли получится.

Однако много-много лет назад были предприняты такие попытки. И несмотря ни на что, Бог ещё заинтересованно поглядывал на нашу, уже окончательно морально разложившуюся, планету, где каждый член общества сгнивает так, как только он один может. В руках политиков и Господа (не будем путать эти понятия) в то время находились самые передовые технологии контроля общества, основным среди которых была церковь. Не та церковь, которая сейчас представлена высокими ставленниками от бомонда, неспособными отказаться от личного комфорта и красивой жизни, но церковь, готовая до последней капли крови сражаться за своё мнение и принципиально относящаяся к книге Бытия Божьего и нарушению её законов.

Герой сегодняшней статьи - один из самых ярких церковных деятелей прошлого. Тот, чьё имя спустя века уже стало нарицательным и ассоциируется лишь с жестокостью и самыми дьявольскими пытками во имя спасения бессмертной человеческой души. Персонаж, более чем величественный в своей кротости - и тут может показаться, что я перегибаю палку, но всё должно быть сказано именно так, потому что иначе выразиться - значит уже слукавить. А лукавить, как вы понимаете, большой, очень большой грех. В лабиринтах очередной гость. Испанский церковный деятель, один из самых известных монахов доминиканского ордена - Томас де Торквемада .


Прослушать или скачать Voltaire Goodnight, Demon Slayer бесплатно на Простоплеер

Итак, мои уважаемые читатели, сегодняшняя история начинается в 1420 году в Испании. Именно в год рождения нашего героя, кстати, крестоносцы впервые выступят против гуситов, защищая честь императора Священной Римской Империи Сигизмунда. Но это всё школьная программа и вы, конечно же, помните, чем закончилась эта история, которая будет тянуться не один десяток лет.

Иоанн Торквемада, отец нашего сегодняшнего героя, был доминиканцем, которому посчастливилось принимать участие в Констанцском соборе, длящемся около четырёх лет и имевшем своей целью решить вопрос так называемой Великой Схизмы - раскола церкви, во время которого формально существовало ни больше ни меньше, но сразу два претендента на трон римского папы. Справедливости ради стоит заметить, что в 1409 году появится ещё один претендент на эту действительно высокую должность.

Сыр-бор же начался ещё в 1378 году, когда скончался Григорий ХI - последний из когорты авиньонских церковных пленников. Перед смертью он всё-таки успел перенести папский престол из Авиньона, в который Филипп IV Красивый когда-то силой его водрузил, чтобы иметь своих людей среди высших кругов духовенства, обратно в Рим, чем и была вызвана путаница в среде папских наследников. Между прочим, этот процесс смены места папского трона, вполне возможно, предотвратил падение власти папы как такового - слишком уж накалённой была обстановка в Риме в то время. Во время этого собора Иоанн занимал самую ожесточённую позицию в отношении Яна Гуса. И, видимо, эта решительность и уверенность отца нашего главного героя в единственно верном римском папе в будущем скажется на его сыне Томасе и его вере в Единого Бога.

Но не будем отвлекаться. И для тех, кто хотя бы немного может заглянуть на несколько страниц истории вперёд, стоит привести один презабавнейший факт - дядя Томаса, кардинал и теолог Хуан де Торквемада, к слову говоря, был ортодоксальным евреем, позже принявшим крещение. Те, кто несколько напрягся, пытаясь переварить эту информацию в своих черепных котелках, могут пока расслабиться. Эта ниточка будет вплетена в основное повествование несколько позже. Станет своего рода декоративной виньеткой на портрете нашего сегодняшнего героя, у которого просто не будет детства. Да и какое детство может сохраниться в памяти истории, если речь идёт о Великом и Безгрешном Инквизиторе? Словом, история нашего персонажа, действительно талантливого духовника, получившего достаточно приличное образование, официально начинается с возраста тридцати одного года, когда он примет решение последовать по стопам отца.

Глупая толпа позже не без чувства страха будет перешёптываться о сомнительном прошлом Великого Инквизитора, намекая на его многочисленные любовные интрижки и прочие запоминающиеся похождения. Однако где этот смельчак, который сумеет дать показания под страхом смерти?! В то время даже самый смелый из нас, уверяю, не смог бы открыть и рта. Великая церковная диктатура. Страшнейшая система линчевания. Мощнейшая и, пожалуй, самая эффективная схема поддержания порядка в обществе.

Карьера же будущей грозы еретиков, несмотря на достаточно позднее вступление в орден, уже на бешеных скоростях несётся вперёд и вверх - начав обычным аскетом, благодаря своему умению мастерски сплетать слова в тугую косичку смыслов, Торквемада уже занимает пост приора монастыря Святого Креста. И именно здесь, именно в этом монастыре в городе Сеговия, частенько бывала не кто иная, как Изабелла Португальская - мать единственной дочери короля Кастилии и Леона, Хуана II Кастильского.

И кто бы мог предположить, что некий нерушимый духовный союз маленькой девочки и умудрённого знаниями монаха в будущем уже породит так называемую Святую Инквизицию - более чем взрывоопасную смесь христианских догм, политических вольностей и стопроцентно субъективных обвинений? А сейчас маленькая белокурая девочка просто поражена мастерством выступающего в пылу оратора, который так много знает о Боге. Который, как кажется со стороны, настолько слился с ним, что по окончании проповеди, покорно опустив глаза, отправляется не куда бы то ни было, а в сами райские покои для бесед со Всевышним... И её мать, набожная и крайне строгая Изабелла Португальская, уже понимает, что этот человек - тот, кто нужен её девочке. Тот, кто действительно сможет воспитать её дочь в том самом неистребимом стиле классических религиозных проповедников.

И в будущем для маленькой Изабеллы этот выбор матери окажется чем-то намного большим, нежели когда-то совершённое определение духовного пастыря. Мать создаст почву, подготовит площадку для посева зёрен необходимых убеждений, которые считает единственно верными для своей дочери, а Томас Торквемада займётся культивированием подрастающей веры. Он станет для Изабеллы чуть ли не посланцем Бога - единственным и самым чистым его ангелом.

19 октября 1469 года состоится тайная свадьба Изабеллы и Фердинанда II Арагонского. Разрешение на этот брак не было получено от старшего брата Изабеллы - Энрике IV, к тому времени занимавшего должность короля Кастилии, потому жених вынужден был прибыть на место венчания - в Вальядолиде - переодевшись купцом. Этот союз лично благословили архиепископ Толедский и папа Сикст IV. И вся эта история, возможно, действительно являлась мудрым политическим ходом, так как Фердинанд сразу же после заключения брака согласится признать себя принцем-консортом - принцем при правящей супруге. Конечно же, продолжится междоусобная перепалка между Изабеллой и Энрике, уже давно имевшая место быть. В недавнем прошлом бездетный король, у которого чудом рождается дочь Хуана (по многим уверениям, не от него самого, кстати), договаривается с сестрой об отстранении своей дочери от наследования трона и передаче его Изабелле при одном условии - вступлении в брак только с согласия брата. Однако случается что-то непредвиденное, что полностью меняет его планы, и вот он уже разрешает Изабелле выйти замуж, вычёркивает её из списка наследующих престол, а свою якобы дочь объявляет прямой наследницей королевской власти - возможно, чтобы остановить слухи, что она ему не родная. В планы Энрике входило бракосочетание своей сестры с братом его жены, однако Изабелла уже берёт в практически фиктивные мужья своего двоюродного брата. В итоге, запутавшись в делах престола и так и не решив что-то окончательно, бедный Энрике умирает в возрасте сорока девяти лет в ходе хитрой борьбы за власть, а на престол восходит Изабелла, которую поддержат кортесы - региональные сословно-представительные собрания. Как хитро всё запутано, согласитесь?


Прослушать или скачать КняZz Серый Кардинал бесплатно на Простоплеер

И наш сегодняшний персонаж, как многие из вас успели заметить, даже в статье о нём самом постоянно выглядит некой тенью за плечом более ярких фигур. И это более чем великое мастерство - уметь управлять ситуацией, приковав взгляды окружающих к чему-то более блестящему и яркому. Так умелый дрессировщик пугает льва зеркалом.

Итак, на дворе 1469 год, как мы с вами помним. Арагон и Кастилия уже объединяются и это фактически начало времён расцвета Великой Испании. И вот великая держава уже заслуживает титул «Владычицы морей» за свою неуёмную страсть к освоению и покорению новых земель. Однако, помимо внешней политики - как социальной, так и географической (именно сейчас Колумб будет отправлен Изабеллой на поиски Индии), молодую королеву также беспокоит и моральный облик своего народа. Торквемада же в этом вопросе для неё просто окно в мир. Духовный наставник королевы уже рассказывает Изабелле о падении нравов и том, как моральный облик испанца смешивается с грязью. По большей части, конечно же, по вине иноверцев и чужеземцев, которые вносили в общий религиозный облик испанца некую примесь бесовщины. И именно после этих тихих и достаточно взвешенных речей Изабелла уже считает целесообразным передать для рассмотрения римскому папе Сиксту IV вопрос о воплощении в жизнь идеи создания инквизиционного трибунала. А тот, в свою очередь, изменяет порядок работы инквизиции и более того - возводит в ранг Великого Инквизитора Томаса Торквемаду. Кстати, сама история прихода на папство кардинала Франческо делла Ровере, по принятию папства взявшего имя Сикста IV, также полна множества белых пятен и местами пестрит явными следами подкупа лиц, от которых зависело присуждение данной должности. Ну, да не о нём сейчас речь.

И вот все эти книги и небольшие отрывки текстов - самых первых опытных набросков, которые лягут позже в основу грандиозного по своему фанатичному стремлению выбелить белое «Молота Ведьм» - он будет написан четырьмя годами позже монахами-доминиканцами Якобом Шпренгером и Генрихом Крамером. И, несмотря на отсутствие в данный момент в распоряжении инквизиции этой страшной книги, Торквемада уже делает первые наброски на бумаге. Он, конечно же, интересовался демонологией, но посвятил свои работы несколько другой практике - практике избавления от этих самых демонов. И если Шпренгер и Крамер будут уверять, например, в том, что сексуальный контакт с инкубом или суккубом возможен, то Торквемада будет знать, как очищать плоть грешников и их помыслы после этих богомерзких актов демонической любви и прочих союзов с нечистыми. Методикой подобного излечения являлось, так называемое, «умаление членов». Система его была очень проста - всё проходило в несколько этапов. Первым и самым ходовым инструментом инквизиции, конечно же, являлась дыба. Если кто-то из вас не знает, существует несколько хитрых разновидностей данной игрушки. Например - исключительно славянский вариант - самая обыкновенная колодка, к которой привязывали обвиняемого. Ничего хитрого и замысловатого, по большому-то счёту. В отличие от её заморских братьев. Первая из этих конструкций - известное большинству из нас по глупым детским мультикам и средневековым легендам ложе, по обоим концам своим оборудованное двумя валиками, к коим крепились руки и ноги преступника. Валики эти вращались в различных направлениях, что приводило к разрыву связок и сухожилий. Иногда в конструкцию добавлялись валики с шипами - для более доходчивого общения с заключёнными. Второй вид дыбы - strappado - также активно применялся на территории Европы и представлял собой подвесную дыбу - через два столба с перекладиной перекидывалась верёвка, к которой привязывались руки заключённого. На ногах обычно крепился достаточно серьёзный груз, который не дал бы предполагаемому преступнику слишком высоко оторваться от земли. Зачастую при пытках на strappado у заключённых выкручивались суставы. В России существовали свои дополнения к подобному «дыблению» людей - подозреваемого били кнутами по спине, жгли горящими вениками или выламывали раскалёнными клещами рёбра. Ничего нового, в принципе.

К слову, признание, полученное на дыбе, не всегда имело юридическую силу. И, конечно же, нужно напомнить, что мы имеем дело с абсолютно законными действиями со стороны церковных служителей. Когда инквизиция появлялась в каком-либо городе, она немедленно связывалась с местными властями и ставила их перед фактом своего присутствия, что означало необходимость всяческой помощи в расследовании процессов, связанных с деятельностью еретиков и прочих лиц, проповедующих свои нелепые религиозные убеждения. Сопротивления она, конечно же, не встречала, но при подобных случаях законный представитель инквизиции имел право отлучить от церкви весь город, что могло привести к очень и очень серьёзным последствиям. Начиналось всё достаточно просто и банально - с опроса населения. Те, кто был виновен или находился под подозрением, должны были явиться на инквизиторский суд в течение месяца. Сокрытие определённой информации о еретической или, не дай Бог, антицерковной деятельности, также рассматривалось по законам инквизиции и каралось некоторым физическим воздействием. Но мы о дыбе. Конечно же, да.

Полученное на дыбе признание собственной вины инквизиторы принимали не сразу. После его оглашения - обычно оно происходило в секунды, когда преступник находился во невменяемом состоянии - признание также должно было быть подтверждено по снятии обвиняемого с этой чёртовой машины. Данная мера была предусмотрена для подтверждения раскаяния и, по соображениям инквизиторов, должна была исключить возможность погрешности, возможность того, что признание было получено исключительно из-за невозможности преступником дальше испытывать боль. И трудно даже представить, что после таких зверских издевательств, кто-то мог сохранить молчание. Однако, судя по тому, что список пыточных изощрённостей продолжался, регулярно попадались и таковые.

Вторая пытка заключалась в следующем - подозреваемого в ереси связывали и клали на стол утыканный гвоздями. Его голова откидывалась назад и накрывалась марлей, на которую инквизиторы лили воду, дабы внушить обвиняемому страх утопления. Кстати, страх был не так иллюзорен - вздохнуть во время этой пытки было действительно практически невозможно, это зачастую приводило к обильным кровотечениям из носа и ушей.

Последняя пытка - сальто мортале для любого подозреваемого - состояла в том, что его ноги закреплялись в особых колодках, натирались жиром и поворачивались к огню. Всё! Достаточно, чтобы убить взрослого мужчину. И абсолютно понятно, что получить признание в течение этой пытки было уже практически совсем невозможно! Тем же счастливчикам, кто сознался в обвинениях церкви ещё на дыбе, выносилось особое определение и костёр наступал для них намного быстрее, чем для самых упорных и упрямых подозреваемых. Это же, кстати, зачастую касалось и признавшихся на самом первом допросе. Более лёгкая смерть, нежели круги ада, проходимые иными обвиняемыми. Вы не находите?

Однако, вот он - огромный костёр в центре городской площади, который готовился загодя, а зачастую был также приурочен к какому-либо большому церковному празднику. И символ костра как европейского варварства в отношении к собственным гражданам, без сомнения, бессмертен. Всё равно, что любой из символов российской политики по отношению к собственному народу. Ведь за всю историю инквизиции, которая была перерождена благодаря реформе Торквемады, на подобных кострах по самым приблизительным подсчётам было сожжено от 23 до 35 тысяч человек, от 8 до 20 тысяч из которых относят именно на время занимания поста Томасом Торквемадой. Стоит также оговориться и сказать, что многие историки говорят о цифрах в сотни раз меньше - от 800 до 2000 казнённых на кострах по всей Европе за три столетия существования системы данных, достаточно радикальных инквизиторских мер. Однако об этом несколько позже.


Прослушать или скачать Тараканы! Без Страха И Упрека бесплатно на Простоплеер

И вот мы уже слышим эти гулкие шаги по тёмному коридору. Человек в балахоне картинно мрачен. Он, как кажется, отстранился от всего земного и слышит какую-то лишь ему ведомую музыку сфер. И, когда ты понимаешь, что призван очищать через пытки, твоё сердце должно быть действительно сделанным из камня. Ни капли сожаления. Ни нотки лишних чувств в голосе - лишь спокойная убеждённость в своей правоте. Ты - Ангел Божий. Да и что может быть благостнее, чем исполнение долга и уничтожение греха? Никакой ненависти к грешникам, как вы понимаете - ничего личного. Лишь профессионализм и точный расчёт. Ведь тело-то, по большому счёту, всего лишь оболочка для души. И любой инквизитор, абсолютно любой, я уверяю вас, точно знает, что наша бренная оболочка - всего лишь личинка, внутри которой заключена бессмертная душа. И что может быть более вредоносным для содержания, чем яд духовной лжи, который заставляет сворачивать с истинного пути. И какая разница, сколько физических страданий перенёс человек, если душа будет спасена? Все эти религиозные вольности и идеи об освобождении - настолько ли они полезны для внутреннего здоровья? И при такой постановке вопроса, инквизиция действительно предстаёт великой спасительницей грешников, бесспорно перевыполнившей свой долг перед обществом. Но тупая толпа ропщет и ничего не понимает. И каждый - каждый из них может уже быть проклят, не подозревая об этом. Поэтому - только очищение. Только костёр и аутодафе. Дабы спасти очередную жизнь заблудшего слепца. И шаги, как вы слышите, становятся всё ближе. И свечи горят в руках сопровождающих Великого Инквизитора.

Кстати, личная армия Торквемады, жутко боявшегося отравления, а потому всегда державшего на своём столе рог единорога, который должен покраснеть при соприкосновении с ядом - ну вы-то знаете - составляла пятьдесят конных солдат и около двух сотен пехотинцев. Когда по Европе начали полыхать первые костры - с 1481 года - жертв инквизиции с каждым днём становилось всё больше, а методы воздействия и пытки - всё изощрённее. И уже через месяц папа Сикст IV, осознав, что допустил большую ошибку, выносит определение деятельности Торквемады и его ведомства, после чего получает распоряжение от самих короля и королевы с вежливой просьбой не соваться туда, куда не следует. Семнадцать лет Великий Инквизитор будет преследовать иноверцев на своей земле. И те, кто будут являться на трибунал до истечения месячного срока, предоставленного подозреваемым на раздумье, будут иметь шанс на самое благоприятное стечение обстоятельств - конфискацию большей части своего имущества и право в страхе убираться из страны. Остальных же ждала немедленная расправа либо раскаяние через пытки. Тех, кстати, кто проходил все эти круги ада на инквизиторских столах и оставался в живых, так и не сознавшись, приговаривали к пожизненному заключению. По всей Испании тюрьмы ломились от новых и новых пополнений религиозных преступников и иноверцев, а большая часть разумных представителей других не коренных национальных групп, в панике собирала свои вещи и торопилась поскорее покинуть страну. И дело даже не в пытках и мучениях - через некоторое время уже само имя Томаса Торквемады наводило ужас. Невысокий человек с бледным, будто бы высеченным из камня лицом и пронзительными небольшими глазками обладал такой харизмой, что даже слуги старались приближаться к нему лишь в случаях крайней необходимости. И в этой кровавой борьбе, основной целью, конечно же, являлись евреи. Торквемада говорил, что они пьют кровь некрещённых младенцев. По настоянию Великого Инквизитора, к мнению которого набожная Изабелла всегда прислушивалась, была осаждена Гранада - последний оплот испанских мавров. И, когда с многовековой арабской оккупацией было покончено, личным приказом Изабеллы всем евреям предлагалось добровольно стать католиками либо убираться из страны к чертям собачьим. Сам же Торквемада в это время в Гранаде - лично руководит сожжением всех имеющихся копий Талмуда и Корана, а также перестройкой главной мечети города в большой католический храм.

И, конечно же, Фёдор Михайлович не знал о том, что Торквемада никогда не появлялся лично в тюремных коридорах или на площадях во время сожжения еретиков. Но эта сцена из «Братьев Карамазовых» выписана более чем хлёстко, согласитесь? Ведь его лик, его дух и атмосфера покорности Великому Инквизитору присутствовала везде, где только появлялись палачи и монахи-доминиканцы...

«Они порочны и бунто вщики, но под конец они-то станут и послушными. Они будут дивиться на нас и будут считать нас за богов за то, что мы, став во главе их, согласились выносить свободу и над ними господствовать, так ужасно им станет под конец быть свободными! Но мы скажем, что послушны тебе и господствуем во имя твое. Мы их обманем опять, ибо тебя мы уж не пустим к себе. В обмане этом и будет заключаться наше страдание, ибо мы должны будем лгать. Вот что значил этот первый вопрос в пустыне, и вот что ты отверг во имя свободы, которую поставил выше всего. А между тем в вопросе этом заключалась великая тайна мира сего. Приняв «хлебы», ты бы ответил на всеобщую и вековечную тоску человеческую как единоличного существа, так и целого человечества вместе — это: «пред кем преклониться?» Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться. Но ищет человек преклониться пред тем, что уже бесспорно, столь бесспорно, чтобы все люди разом согласились на всеобщее пред ним преклонение. Ибо забота этих жалких созданий не в том только состоит, чтобы сыскать то, пред чем мне или другому преклониться, но чтобы сыскать такое, чтоб и все уверовали в него и преклонились пред ним, и чтобы непременно все вместе . Вот эта потребность общности преклонения и есть главнейшее мучение каждого человека единолично и как целого человечества с начала веков. Из-за всеобщего преклонения они истребляли друг друга мечом. Они созидали богов и взывали друг к другу: «Бросьте ваших богов и придите поклониться нашим, не то смерть вам и богам вашим!» И так будет до скончания мира, даже и тогда, когда исчезнут в мире и боги: всё равно падут пред идолами»…

И вот они - на сто процентов Ангелы, делание которых - благостно, а мысли чисты и безупречны. Те люди, благодаря которым Испания и состоится как великое государство. Оклеветанные благодетели, если хотите, на кострах которых погибли тысячи и тысячи ни в чём не повинных людей, но цель которых, как считал Торквемада, несомненно, оправдывала все эти средства...

Незадолго до своей смерти Великий Инквизитор всё-таки фактически будет отстранён от службы. Это случится после того, как он обвинит в ереси и добьётся осуждения на смерть двух епископов. И король Фердинанд, конечно же, поймёт, что Игра уже выходит за рамки обычной государственной политики. Его чаяниями эти двое будут освобождены, а Торквемада настолько разозлится на короля, что уже не появится во дворце до самой своей смерти. После этого случая к нему будут приставлены четыре генерала-инквизитора, которые по праву должности смогут опротестовать решения своего непосредственного, как кажется, начальника.

16 сентября 1498 года, спустя некоторое время после встречи с Изабеллой, Великий Инквизитор скончается от старости. Уйдёт тихо. Так же тихо, как большую часть своей жизни командовал самым великим испанским парадом всех времён и народов. Костры же ещё долго будут гореть по всей Европе, забирая с собой жизни не только окончательно безумных еретиков, но и величайших людей своего времени. Да и чего стоят все эти люди? Они уже подарили миру свои изобретения и находки. И теперь их ждал вечный покой. Покой, который в глазах церкви смог освободить их разум и очистить душу.


Прослушать или

Великий инквизитор Испании, монах Доминиканского ордена.

Tomás de Torquemada

Происхождение.
Родился Томас Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады, который участвовал в знаменитом Констанцском соборе (16 ноября 1414 года – 22 апреля 1418 года) в городе Констанце, на котором посодействовал осуждению Яна Гуса. Его родной дядя Хуан де Торквемада (1388 – 1468), кардинал и теолог.

Детство и юношество.
Томас Торквемада родился и вырос в Вальядолиде, Кастилия, город на севере от Мадрида. Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был одарённым, в чём потом многие убедятся. Но в орден Томас Торквемада вступает, когда ему уже был 31 год. До этого времени Томас путешествовал по Испании и за это время имел даже какие-то романтические истории, но это как утверждает молва.

Пёс господень.
Начав же служение в ордене (а это 1451 год) Торквемада сразу выделяется – его ораторские выступления приносят ему известность. Недолго пробыв аскетом, он становится приором монастыря Святого Креста (Convento de Santa Cruz la Real) в Сеговии. Сеговия расположена между Мадридом и Вальядолидом и сравнительно недалеко от небольшого местечка Аревало, где как раз в то время подрастала инфанта кастильского трона Изабелла. Она воспитывалась под надзором своей матери Изабеллы Португальской, довольно мрачной и помешанной на религии женщины. Изабелла Португальская вместе со своей дочерью бывали в монастыре, настоятелем которого был Томас Торквемада. А Изабелле как раз подыскивали духовного наставника.

Духовник Изабеллы Кастильской.
Томас Торквемада был на хорошем счету в Католической церкви Испании, считался хорошим богословом. Именно он стал духовным наставником инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая просто была помешана на религии и отчасти переняла у неё эту фанатичность. А Торквемада ухватился за это и пробыл в этой роли до конца своей жизни. Безусловно, что влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи фанатичной католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя.
Уже когда он был наставником Изабеллы, Торквемада отказывался от любых постов и назначений. Он хотел сохранить за собой влияние на Изабеллу. Он принимает живейшее участие в организации её брака с Фердинандом II Арагонским. В 1469 году лично сопровождает её в Вальядолид на тайное венчание, улаживает все шероховатости и препятствия к этому.

Воцарение Изабеллы Кастильской, Фердинанда Арагонского и Томаса Торквемады.
11 декабря 1474 года умирает законный монарх Кастилии, родной брат Изабеллы, Энрике IV Бессильный. Придворная борьба за трон была выиграна Изабеллой Кастильской, и она становится королевой. Вскоре умирает отец Фердинанда Арагонского и тот становится королём Арагона, и Испания номинально объединяется. Вот тут власть получает и Торквемада – он становится великим инквизитором.

Возрождение инквизиции в Испании.
Роль в возрождении инквизиции в Испании (той, которую мы знаем) полностью принадлежит лично Томасу Торквемаде. Инквизиция в Испании существовала с 1232 года, когда она была учреждена папой Григорием IX. Но влияние её было не велико. Как только Торквемада получил власть и высокое положение, он начал твердить Изабелле о плохом положении церкви, о том, какую низкую роль играет католическая церковь в жизни государства. Укреплять же положение церкви кроме как через инквизицию Торквемада и не думал. В самом деле, до него инквизиция хоть и существовала, но как-то очень уж слабенько, во второй половине на территории Кастилии вовсе не было ни одного инквизитора.
И вот он становится великим инквизитором, выдвинутую Изабеллой и Фердинандом кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV. Само учреждение этой организации, с бюрократической точки зрения, велось без столь сильного участия Торквемады. В этом преуспевали как папа Сикст IV, так и испанские доминиканцы, причём папа советовал, кого именно назначить судьями, то есть старался усилить своё влияние в Испании, у него это не совсем получилось. Главным действующим лицом суждено было стать именно Торквемаде, потому что именно он был ближе всех к королеве Изабелле I Кастильской. Реконкиста, начавшаяся в Испании в VIII веке – совершенно особенный процесс, потому что он всегда был под флагом христианства. Отвоевание Пиренейского полуострова у мавров, шедшее до 1492 года (год взятия Гранады – последнего оплота мавров на Пиренейском полуострове), было не просто войной за земли, а отчасти и борьбой с иноверцами. Учреждение инквизиции – продолжение этого процесса уже внутри Испании.
Инквизиция способствовала усилению абсолютистской власти католических королей, как нарёк Изабеллу и Фердинанда папа Сикст IV. Это и деньги, причём огромные, требовавшиеся новому объединённому государству для завершения реконкисты и для последующих великих географических открытий.

Томас Торквемада в роли великого инквизитора Испании.
Не сразу начались массовые сожжения еретиков. Томас Торквемада постепенно начинает говорить Изабелле и Фердинанду о том, что надо бы получше бороться за веру, прочнее её укреплять, преследовать еретиков. И самое интересное, что он говорит и о конфискации их имущества – то есть какой-то корыстный умысел, либо политический расчёт.
Прежде всего, Торквемада вводит множество правил и инструкций: кого именно считать еретиком, как допрашивать, продолжительность пыток, всё досконально прописано. Инквизиция карала за помыслы. Помыслы эти вытягивали из людей на пытках – никто не мог устоять перед пытками инквизиции. Изначально инквизиция преследовала ересь внутри христианской веры и её полномочия не распространялись на иудеев и мусульман, но потом они стали врагами. Начали с иудеев, их заставляли принимать христианство, кто не хотел этого делать добровольно – принуждали силой, прямо перед костром давали выбор: либо принимай христианство, либо мы тебя сейчас сожжём на костре. Естественно, многие принимали христианство лишь бы спасти себе жизнь. До этого многие тысячи евреев просто покидали территорию Испании, опасаясь за свою жизнь. Но просто так они уехать не могли. Все деньги конфисковывались, с собой они могли брать только жалкий домашний скарб. Тоже самое произошло и с мусульманским населением.
Обращённые мусульмане получили прозвище мориски, а обращённые евреи – мараны (на староиспанском означает «свиньи»). Если бы они знали, что для них приготовил Торквемада, то они бы ещё раньше уехали из Испании. Начали преследовать морисков и маранов. Основным обвинением было, что они только с виду христиане, а на самом деле придерживаются своей веры. Арестованные под пытками подтверждали это обвинение. Действия инквизиции в Испании достигло огромного размаха, люди, спасаясь от неё, бежали в Португалию, на север Африки. Римский папа Сикст IV указывал Испании недопустимость таких действий, но колесо уже закрутилось в полную силу.
Как только началось преследование иудеев, то еврейская община собрала огромную сумму, чтобы откупиться от преследования. Они предложили её Фердинанду. Тот был не против принять деньги. И вот здесь произошёл знаменитый эпизод. Узнав об этом, Торквемада вошёл к королям и швырнул перед ними распятие, закричав, что однажды уже Иуда предал Христа за 30 серебряников, теперь же вы хотите его предать снова. Набожная Изабелла приняла это очень близко к сердцу. А так как Фердинанд не имел полноценной власти и считался с мнением супруги, то и здесь Торквемада победил.

Торквемада – фанатик или политик?
Многие считают Томаса Торквемаду настоящим фанатиков веры, совершившим все свои многочисленные преступления во имя бога. Но прослеживая его жизнь в этом можно усомниться. Во-первых, то, как он держался Изабеллы, был не самым последним участником её воцарения в Кастилии, всячески способствовал устроению брака с Фердинандом. Во-вторых, обязательная конфискация имущества у арестованных инквизицией. Конфискация тоже не просто так нужна была: то ли корысть здесь, то ли понимание, что Фердинанд не согласится на такие действия, не видя выгоды. В любом случае – это уже расчёт, а не голый религиозный фанатизм.

Томас Торквемада прожил достаточно долго – 78 лет. И почти всю жизнь был одинок. И хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников! Невообразимо, но без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна и он знал это. И так до самой смерти…

То, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании – настоящая трагедия, последствия которой до сих пор ещё чувствуются. Торквемада наверно самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой ужасной организации. И у него по сей день есть поклонники…

27 сентября 1480 года Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский с санкции Римского Папы Сикста IV учредили Испанскую инквизицию. Упразднили ее лишь в 1834 году. За несколько веков тысячи людей были преданы смерти, чьим ликам мы ужасаемся по сей день.

Порядки Торквемады

Через три года после учреждения Инквизиции, в 1483 году, первым Великим инквизитором стал Томас де Торквемада . За время его правления было сожжено на кострах около десяти тысяч человек, порядка тридцати тысяч были подвергнуты пыткам. Именно он добился изгнания из Испании около миллиона евреев.

Торквемада быстро организовал работу инквизиционных трибуналов. Инквизиторы прибывали в некую местность для изучения настроений местных жителей. Им объявлялось, что пришло время покаяться во всех грехах, и предлагалось донести на того, кто не желал раскаяться. Не донесшего подвергали преследованиям, потому недостатка в показаниях жителей друг на друга у церкви не было.

Далее начиналось расследование, которому помогали пытки и истязания. Если человек не признавался в грехе, его объявляли еретиком и сжигали на костре. Если признавал свою вину, то его сначала душили, а потом все равно сжигали.

«Сжечь — не значит, опровергнуть!»

Эти слова приписывают Джордано Бруно , возможно, самой известной жертве Святой Инквизиции. Его схватили в 1592 году по доносу аристократа, пригласившего Бруно к себе в гости, чтобы тот помог ему овладеть «искусством памяти». Довольно быстро Джордано рассорился с хозяином, и тот целых три дня строчил на своего гостя доносы. Бруно обвинялся не только в еретической трактовке устройства мира, но также в богохульных толкованиях Священного писания. Джордано Бруно, по заявлению аристократа, уверял, что не существует никакого возмездия за грехи, что души переселяются, и что сам Иисус не собирался погибать, до последнего стараясь избежать смерти.

Расследование дела Бруно шло более семи лет. За все эти годы он не отрекся от своих мировоззрений. Сама церковь приговор в исполнение не приводила, жертва передавалась светской власти. Узник был передан властям с упоминанием о «бескровном наказании», что означало аутодафе. 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на костре.

Орудия пыток

Когда знакомишься с орудиями пыток инквизиции, понимаешь, что смерть на костре — ужасная и мучительная, многим жертвам могла представляться быстрым и желанным избавлением от страданий.

Широко распространены были испытания водой. Жертву привязывали к креслу, которое с помощью длинной жерди опускали в реку. Какое-то время держали под водой, а затем поднимали. Пытка могла продолжаться сутками. Холодной осенью она приобретала новые краски, поскольку поднимаемая из воды жертва быстро покрывалась коркой льда.

Похожим образом использовали металлическую клетку, в которую помещали еретика. Иногда так же погружали в воду, иногда — оставляли жариться на солнце. Надо ли говорить, что в таком случае жертву не поили и не кормили.

Пытка водой начиналась с того, что несчастного привязывали к специальному столу, выступ которого упирался жертве в спину. Нос затыкали и лили воду в рот, через специальную воронку. От невозможности глотать воду и дышать у истязаемого часто лопались сосуды. Когда тело переполнялось водой, но сознаваться ни в чем жертва не желала, палач прыгал ей на живот.

Железные крюки всевозможных модификаций использовались для раздирания спины. Жертву подвешивали на столбе и начинали «чесать». Иногда вместе с кусками мяса крюками выдирали ребра.

Дыба могла быть вертикальной, когда жертву подвешивали за руки, и горизонтальной, когда ее вытягивали с помощью специальных приспособлений. При вертикальной дыбе к ногам истязаемого привязывали груз.

Четвертование с помощью лошадей могло не задаться. Кони подчас не могли разодрать жертву на куски, тогда палач делал надрезы на конечностях несчастного…

Металлическая груша вставлялась, скажем так, не в рот. Рукоятка крутилась, груша внутри человеческого тела расширялась и… трудно было не признаться даже в самых страшных преступлениях.

«Колыбелью Иуды» называлась большая табуретка, сверху напоминающая по форме пирамиду. На острие сажали жертву. Когда от невыносимой боли она теряла сознание, ее снимали, приводили в чувство и снова сажали.

«Железная дева» представляла собой саркофаг в виде женской фигуры. В помешенного в саркофаг человека вонзались шипы и лезвия. Сделаны они были таким образом, чтобы убить жертву не сразу, а дать ей медленно истечь кровью.

А были еще пресс для черепа, испанский сапог, кресло для пыток с торчащими из него металлическими шипами. А иногда жертву, держа ее вниз головой, просто распиливали пилой. В таком положении несчастный до последнего находился в сознании…

Охота на ведьм

Считается, что во время охоты на ведьм в Средневековой Европе погибло около сорока тысяч женщин. По другим данным, жертв было более ста тысяч. Как бы то ни было, население ряда местностей существенно сократилось после активного поиска ведьм.

Если инквизиция положила глаз на какую-либо женщину, быть не признанной ведьмой шансов у нее практически не было. Первым признаком, по которому определяли ведьму, было наличие у нее домашнего животного. Кошки или собаки для обвинения в колдовстве было вполне достаточно. Не находили кота, годился жук с навозной кучи. Не было жука, в качестве доказательства использовали моль. Инквизиторы не брезговали даже тараканами.

Полагали, что у всякой ведьмы на теле есть отметина, некая область, которая не чувствительна к боли. Жертву кололи где только можно. Если не находили отметины на теле, считали, что таковая есть внутри. И тогда начинали изучать женщину более проникновенно. Но даже когда не обнаруживалось ничего подозрительного внутри, про жертву говорили, что сатана дал ей слишком безупречное тело. И ее все равно объявляли ведьмой.

Снимок в открытие статьи: «камера инквизиции» с орудиями пыток. XVI век. Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР. Ленинград/ Фото: РИА Новости/ Балабанов