Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Современная корабельная артиллерия. Разработка в сша корабельных артиллерийских систем крупного калибра Корабельные автоматические артиллерийские системы

Одним из способов повышения боевой эффективности вооружений и военной техники является создание новых боеприпасов с более высокими характеристиками. Процесс разработки новых боеприпасов для того или иного продолжается все время, что приводит к появлению изделий с улучшенными показателями. Кроме того, время от времени результатом таких процессов становится появление совершенно новых классов снарядов и т.д. Не так давно стало известно, что американское военное ведомство в обозримом будущем желает получить несколько новых типов боеприпасов с необычными возможностями и характеристиками.

Учения и природа


В прошлом году было выдвинуто, пожалуй, самое интересное и необычное из новых предложений, касающихся дальнейшего развития боеприпасов для армии. В рамках перспективной программы Пентагоном предлагается вспомнить об экологической обстановке и позаботиться об окружающей среде. Дело в том, что при использовании существующих учебных боеприпасов различные элементы этих изделий буквально засеивают полигоны. При этом уборка осколков или различных элементов использованных снарядов, по понятным причинам, не производится. Не так давно было предложено избавиться от подобных проблем при помощи оригинальных боеприпасов.

30 ноября прошлого года министерство обороны США запустило новую программу Biodegradable Composites with Embedded Seeds for Training Ammunition, целью которой, как ясно из названия, является создание учебных снарядов из биоразлагаемых материалов с «зарядом» в виде семян растений. Сейчас Пентагон ожидает заявки на участие в программе. 8 февраля прием заявок будет прекращен, после чего специалисты изучат представленные предварительные проекты и определят, какой из них получит дальнейшее продолжение.

САУ M109A6 - одна из основных платформ для эксплуатации перспективных боеприпасов. Фото US Army

Целью нового проекта является создание целого семейства разнообразных учебных снарядов для большинства состоящих на вооружении типов оружия. Предлагается разработка 40-мм выстрелов для автоматических гранатометов, минометных мин калибром 60, 81 и 120 мм, боеприпасов для ручных гранатометов, 120-мм танковых снарядов и 155-мм выстрелов для артиллерии. Имея заметные различия в конструкции, все эти изделия должны основываться на единых идеях и использовать схожие конструкторские решения.

Вместо «традиционных» металлов и сплавов корпуса новых снарядов должны состоять из специальных полимерных материалов, разлагающихся на безопасные вещества при попадании в природные условия. Предполагается, что осколки подобного снаряда не будут засорять окружающую среду подобно металлическим. Кроме того, они могут использоваться в качестве необычного удобрения для растений. Вместе с биоразлагаемыми корпусами новые снаряды должны получить нестандартную полезную нагрузку. Лаборатория Cold Regions Research and Engineering Laboratory Инженерного корпуса не так давно представила линейку семян, пригодных для использования в составе новых снарядов.

Предполагается, что в течение нескольких месяцев после использования разрушенный учебный снаряд нового типа самостоятельно разложится на безопасные вещества, а также высвободит семена. Задачей последних будет восстановление поврежденного растительного покрова. Как утверждается, выведенные военными специалистами сорта существующих растений не представляют никакой опасности для флоры и фауны. В частности, дикие животные смогут без каких-либо рисков питаться травой, «засеянной» при помощи артиллерии или иного оружия.

Программа Biodegradable Composites with Embedded Seeds for Training Ammunition будет реализовываться в три этапа. В ходе этапа Phase I компания-подрядчик, выбранная по результатам сравнения предложений, должна будет завершить разработку всей требуемой линейки учебных снарядов. Задачей второй фазы является производство и испытания опытных боеприпасов. Наконец, третий этап программы приведет к подписанию контракта на серийное производство и поставки снарядов армии.

Точные сроки завершения требуемых работ пока не уточнялись. Заявки от разработчиков новых выстрелов будут приниматься до 8 февраля. После этого некоторое время уйдет на выбор подрядчика, что позволит сформировать окончательный график работ.

«Бешеные огни»

Агентство перспективных разработок DARPA не так давно дало старт весьма амбициозному проекту, целью которого является создание боеприпасов, серьезно отличающихся от существующих изделий. Новые выстрелы будут создаваться в рамках программы Multi-Azimuth Defense – Fast Intercept Round Engagement System («Мульти-азимутальная оборона, снаряд быстрого перехвата») или MAD-FIRES (акроним также можно прочесть как «Бешеные огни»). Как гласит официальное сообщение агентства DARPA, целью проекта является создание снаряда, обладающего маневренностью и потенциалом ракеты со скоростью и мощностью артиллерийского снаряда.

Главная предпосылка к появлению проекта MAD-FIRES заключается в ограниченных возможностях существующих артиллерийских систем корабельного базирования малого и среднего калибра. Они вполне способны бороться с воздушными или надводными целями, посылая к ним большое число снарядов, но в некоторых условиях имеющиеся характеристики не могут обеспечить требуемую эффективность. Так, при одновременной атаке с нескольких направлений корабельные артиллерийские установки могут попросту не успеть «отработать» по всем угрозам.

В рамках нового проекта требуется создать линейку артиллерийских снарядов калибром от 20 до 40 мм, совместимых с состоящими на вооружении артиллерийскими установками. При сохранении существующего форм-фактора перспективные выстрелы должны оснащаться управляемыми снарядами, способными осуществлять энергичное маневрирование во время полета к цели. Именно за счет таких возможностей планируется объединить в одном оружии лучшие качества автоматической артиллерии и ракетного оружия.

При помощи применения управляемых в полете снарядов, как ожидается, артиллерийская установка сможет экономить время на доворотах в сторону целей, приближающихся с разных направлений. Иными словами, появится возможность открытия огня до выведения орудия на требуемые углы наводки. Снаряд изначально полетит в сторону цели и только после этого будет наведен в точку упреждения. Пока летящий снаряд будет наводиться при помощи дополнительных средств оригинальной конструкции, орудие сможет аналогичным образом обстрелять другую цель, быстрее выведя ствол в сектор стрельбы.

Изначально снаряды типа MAD-FIRES должны будут применяться корабельными системами соответствующего назначения. В дальнейшем не исключается адаптация подобного боеприпаса и сопутствующего оборудования к применению на сухопутных и воздушных платформах. В случае успешного решения подобных задач уникальное оружие с высокими характеристиками смогут применять все основные рода войск.

Тем не менее, пока программа Multi-Azimuth Defense – Fast Intercept Round Engagement System находится на самых ранних стадиях. Уже сформированы требования к проекту и открыт прием заявок на участие в конкурсе, но до окончательного решения поставленных задач все еще далеко. Как следствие, принятия новых снарядов на вооружение пока не оглашаются и, возможно, еще не определены. Кроме того, остаются неизвестными даже принципы работы модернизированных артиллерийских установок с новыми снарядами. По-видимому, подобные аспекты новых проектов пока только прорабатываются компаниями, желающими в будущем получить выгодный контракт.

Электромагнитный импульс

Еще один перспективный проект в области боеприпасов предлагается с учетом актуальных тенденций в архитектуре вооруженных сил ведущих стран. В структуре различных армий большое значение имеют связь и управление, в подавляющем большинстве случаев осуществляемые по радиоканалам. Кроме того, значительное количество других задач решается при помощи радиоэлектронных систем. Как следствие, возникает необходимость в создании специализированного оружия, способного поражать такие объекты без прямого воздействия взрывной волной или осколками.


Зенитная установка Phalanx CIWS на борту ракетного крейсера USS Monterey (CG-61). Именно подобные системы должны будут использовать снаряды MAD-FIRES Фото US Navy

В конце ноября прошлого года Пентагон начал прием заявок по программе Munition-Delivered Non-Kinetic Effects («Некинетический эффект с доставкой снарядом»), целью которой является создание новых специализированных боеприпасов. Американские военные желают получить новые компактные средства радиоэлектронной борьбы, которые благодаря своим малым размерам могли бы помещаться в корпусе стандартного 155-мм артиллерийского снаряда. За счет применения таких систем планируется заметно повысить ударную мощь артиллерии, позволив ей решать новые необычные задачи.

Согласно опубликованным данным, результатом программы MDNKE или просто NKE должно стать появление артиллерийского снаряда большого калибра, оснащенного набором специального радиоэлектронного оборудования. При попадании в цель или при достижении района ее нахождения снаряд нового типа должен будет генерировать электромагнитный импульс большой мощности, нарушающий работу радиоэлектронных средств противника, либо выводящий их из строя. Габариты стандартного снаряда должны стать своеобразным ограничителем мощности импульса, благодаря чему он будет оказывать воздействие только на электронику противника, находящуюся на небольших расстояниях, и не сможет помешать собственным системам войск.

Первая фаза нового проекта, согласно требованиям заказчика, предназначена для разработки готового проекта перспективного снаряда. Прежде всего, от подрядчика потребуют представить изделие калибра 155 мм. Кроме того, планируется разработать аналогичные системы меньшего размера. Уменьшенные средства радиоэлектронной борьбы можно будет использовать в кассетных снарядах различных типов. Кроме того, миниатюризация приборов позволит создать «универсальные» снаряды, несущие несколько отдельных источников импульса с разными характеристиками. Такие снаряды смогут одновременно поражать цели разных типов.

В ходе второго этапа проекта разработчик должен будет представить и испытать опытные образцы новых снарядов, доказав их характеристики и боевой потенциал. Фаза-3 откроет новому боеприпасу путь в войска. На этом этапе работ произойдет подготовка к серийному производству, а также будут выполнены все необходимые работы по интеграции нового оружия в номенклатуру боеприпасов артиллерии.

Как и в случае с двумя другими перспективными проектами, точная дата начала эксплуатации снарядов NKE еще не определена. 8 марта Пентагон прекратит прием заявок на участие в новом конкурсе, после чего рассмотрит полученные предложения. Очевидно, что на выбор подрядчика уйдет несколько месяцев, после чего можно будет начать разработку проекта, которая потребует несколько лет. В итоге испытания электромагнитного снаряда удастся начать не ранее конца текущего десятилетия.

Изучая процесс развития артиллерийских снарядов в течение последних десятилетий, можно заметить, что подобные боеприпасы совершенствовались при помощи нескольких основных подходов. Так, использовались различные средства, направленные на повышение дальности стрельбы, а кроме того, внедрялись системы управления и наведения. В итоге ведущие армии мира получили снаряды с большой дальностью стрельбы и повышенной точностью попадания. Развитие подобных идей продолжается и сейчас, что соответствующим образом сказывается на боевой эффективности артиллерии.

Необходимо отметить, что время от времени появлялись и иные предложения о совершенствовании артиллерийских боеприпасов, однако далеко не всегда они приводили к реальным результатам. В последнее время несколько интересных идей были предложены американским военным ведомством. В кратчайшие сроки Пентагон запустил сразу три необычных программы по созданию специализированных боеприпасов, совместимых с существующей артиллерией. На реализацию этих предложений должно уйти не менее нескольких лет.

Три рассмотренные программы создания снарядов демонстрируют весьма необычный и интересный подход к формированию облика перспективного оружия. Вместо традиционного повышения основных характеристик при сохранении существующего облика предлагается создавать совершенно новые образцы, основывающиеся на оригинальных идеях. Только один из новых проектов в некоторой мере соответствует уже известным методам улучшения снарядов, хотя и имеет немного иные цели.

Наиболее привычно с точки зрения нынешних наработок выглядит проект MAD-FIRES, подразумевающий использование управляемых снарядов с коррекцией траектории во время полета. В то же время, управляемые снаряды предлагается применять для поражения движущихся воздушных или надводных целей. Все существующие и используемые на практике концепции подразумевают решение подобных задач при помощи управляемого ракетного вооружения. Теперь, однако, предлагается соединить положительные черты артиллерийских снарядов и ракет.

Весьма оригинально выглядит предложение о создании учебных снарядов из биоразлагаемых материалов, несущих «заряд» из семян растений. При полном сохранении требуемых функций такие изделия могут удешевить и в некоторой мере упростить подготовку стрелков, операторов и артиллеристов. Одновременно с этим удастся улучшить обстановку на полигоне, заново засеяв «перепаханные» участки грунта. Можно отметить, что в таком случае учебная площадка будет больше походить на ландшафт некоторых возможных театров военных действий.

Наконец, проект NKE может представлять наибольший интерес с точки зрения технологий и боевого применения. Предлагается разработать малогабаритный генератор электромагнитного импульса, способный выводить из строя электронику противника. Отдельные снаряды или суббоеприпасы кассетных боевых частей с подобным оснащением в теории способны навредить противнику, как минимум, не меньше, чем стандартные фугасные боеприпасы.

Ряд новых американских проектов стартовал всего несколько месяцев назад. В самое ближайшее время Пентагон прекратит прием заявок, после чего приступит к изучению представленных документов и выберет подрядчиков. В течение нескольких следующих лет работы по трем перспективным программам могут привести к появлению первых реальных результатов. Из трех новых разработок только проект учебного снаряда не представляет особого интереса для военных других стран. Что касается корректируемых снарядов для зенитной артиллерии и боеприпасов некинетического воздействия, то министерствам обороны ведущих государств следует учесть возможное появление таких систем и сделать соответствующие выводы. Успешное завершение стартующих в настоящее время проектов может привести к появлению преимущества перед другими армиями.

По материалам сайтов:
http://darpa.mil/
https://sbir.gov/
http://nationalinterest.org/
http://popmech.ru/

С незапамятных времён решающей силой на море считались суда, имеющие корабельные пушки. При этом немаловажную роль играл их калибр: чем большим он был, тем более значительный наносился урон противнику.

Однако уже в 20 веке корабельная артиллерия незаметно была оттеснена на второй план новым видом оружия - управляемыми ракетами. Но до списания корабельной артиллерии дело все же не дошло. Мало того, она стала модернизироваться под современные условия ведения военных действий на море.

Зарождение морской артиллерии

Долгое время (до 16 века) корабли имели лишь вооружение для ближнего боя - таран, механизмы для повреждения корпуса и вёсел. Абордаж был самым распространенным способом разрешения конфликтных ситуаций на море.

Сухопутные войска были более изобретательными. На суше в это время уже использовались всевозможные метательные механизмы. Позже подобное вооружение стали применять в морских сражениях.

Изобретение и распространение пороха (дымного) кардинально изменило вооружение армии и флота. В Европе и на Руси порох стал известен в 14 веке.

Однако применение огнестрельных орудий на море не вызвало восторга у моряков. Порох часто отсыревал, и орудие давало осечку, что в условиях боя было чревато серьезными последствиями для корабля.

16 век стал началом технической революции в условиях бурного роста производительных сил в Европе. Это не могло не отразиться на вооружении. Изменилась конструкция пушек, появились первые прицельные устройства. Орудийный ствол стал подвижным. Повысилось качество пороха. Корабельные пушки стали играть заметную роль в морских сражениях.

Морская артиллерия 17 века

В 16-17 веках артиллерия, в том числе и морская, получила дальнейшее развитие. На кораблях увеличилось число пушек за счет их размещения на нескольких палубах. Корабли в этот период создавались в расчете на артиллерийский бой.

К началу 17 века уже были определены тип, калибр корабельных пушек, разработаны методы стрельбы из них с учетом морской специфики. Появилась новая наука - баллистика.

Надо отметить, что корабельные пушки 17 века имели стволы всего 8-12-го калибров. Столь короткий ствол был вызван необходимостью полного втягивания орудия внутрь корабля для повторного заряжания, а также стремлением облегчить пушку.

В 17 веке одновременно с совершенствованием корабельных орудий развивались и боеприпасы к ним. На флотах появились зажигательные и разрывные снаряды, причинявшие серьезный урон кораблю противника и его экипажу. Первыми применили разрывные снаряды русские моряки в 1696 году, при штурме Азова.

Вооружение корабля 18 века

Корабельная пушка 18 века уже имела При этом вес ее почти не изменился с прошлого века и составлял 12, 24 и 48 фунтов. Конечно были пушки и других калибров, но они не получили широкого распространения.

Пушки располагались по всему кораблю: на носу, корме, верхней и нижней палубах. При этом на нижней палубе находились самые тяжелые орудия.

Стоит отметить, что корабельные орудия больших калибров устанавливались на лафете с колесиками. Под эти колесики в палубе делались специальные пазы. После выстрела пушка откатывалась назад энергией отдачи и снова была готова к заряжанию. Процесс заряжания корабельных пушек был довольно сложным и рискованным для расчета делом.

Эффективность стрельбы таких пушек находилась в пределах 300 м, хотя снаряды долетали до 1500 м. Дело в том, что с расстоянием снаряд терял кинетическую энергию. Если в 17 веке фрегат уничтожался 24-фунтовыми снарядами, то в 18 веке линкор не боялся и 48-фунтовых. Чтобы решить эту проблему, в Англии корабли стали вооружаться 60-108-фунтовыми пушками калибром до 280 мм.

Почему пушки на кораблях не были списаны историей в утиль?

На первый взгляд, ракетное вооружение 20 века должно было заменить классическую артиллерию, в том числе и на флоте, однако этого не произошло. Ракеты не смогли полностью заменить корабельные пушки. Причина кроется в том, что артиллерийскому снаряду не страшны любые виды пассивных и активных помех. Он менее зависим от метеоусловий, чем управляемые ракеты. Залп морских пушек неотвратимо достигал своей цели в отличие от своих современных собратьев - крылатых ракет.

Немаловажно то, что морские пушки имеют большую скорострельность и более значительный боекомплект, нежели ракетные установки. При этом надо отметить, что и себестоимость корабельных пушек гораздо ниже ракетного оружия.

Поэтому сегодня с учетом этих особенностей уделяется особое внимание разработке корабельных артиллерийских установок. Работа ведется в условиях строжайшей секретности.

И все же сегодня артиллерийская установка на корабле при всех её плюсах играет больше вспомогательную роль в морском сражении, нежели решающую.

Новая роль корабельной артиллерии в современных условиях

20 век внес свои коррективы в существовавшие до этого приоритеты в морской артиллерии. Развитие морской авиации было тому причиной. Налеты авиации представляли большую угрозу для корабля, чем морские пушки противника.

Вторая мировая война показала, что противовоздушная оборона стала жизненно важной системой в противостоянии на море. Начиналась эпоха нового вида вооружения - управляемых ракет. Конструкторы переключились на ракетные системы. Одновременно с этим были прекращены разработки и выпуск орудий главного калибра.

Однако новое вооружение не смогло полностью вытеснить артиллерию, в том числе и корабельную. Пушки, калибр которых не превышал 152 мм (калибры 76, 100, 114, 127 и 130 мм), все же остались на СССР (России), США, Великобритании, Франции и Италии. Правда, теперь морской артиллерии отводилась больше вспомогательная роль, чем ударная. Корабельные пушки стали использовать для поддержки десанта, защиты от вражеской авиации. На первый план вышла морская Как известно, важнейшим ее показателем является скорострельность. По этой причине скорострельная корабельная пушка стала объектом повышенного внимания военных и конструкторов.

Чтобы повысить частоту выстрелов, стали разрабатываться автоматические артиллерийские системы. При этом делалась ставка на их универсальность, то есть они должны одинаково успешно защищать корабль от вражеской авиации и флота, а также наносить урон береговым укреплениям. Последнее было вызвано изменившейся тактикой военного флота. Почти ушли в прошлое морские баталии между флотами. Теперь корабли стали больше использоваться для проведения операций вблизи береговой линии как средство уничтожения наземных объектов врага. Эта концепция нашла отражение и в современных разработках корабельного вооружения.

Корабельные автоматические артиллерийские системы

В 1954 году в СССР начинают разрабатываться автоматические системы калибра 76,2 мм, а в 1967 году приступили к разработке и выпуску автоматических артиллерийских систем калибров 100 и 130 мм. Итогом работы стала первая автоматическая корабельная пушка (57 мм) двухствольной артустановки АК-725. Позже ей на смену была принята на вооружение одноствольная 76,2-мм АК-176.

Одновременно с АК-176 была создана 30-мм скорострельная установка АК-630, имеющая вращающийся блок из шести стволов. В 80-х годах на флот поступила автоматическая установка АК-130, которая и сегодня стоит на вооружении кораблей.

АК-130 и ее характеристики

130-мм корабельная пушка вошла в состав двухствольной установки А-218. Первоначально разрабатывался одноствольный вариант А-217, но потом было признано, что двухствольная А-218 имеет большую скорострельность (до 90 выстрелов на два ствола), и предпочтение было отдано ей.

Но для этого конструкторам пришлось увеличить массу установки. В результате вес всего комплекса составил 150 т (сама установка - 98 т, система управления (СУ) - 12 т, механизированный арсенальный погреб - 40 т).

В отличие от предыдущих разработок корабельная пушка (фото см. ниже) имела ряд новшеств, повышающих ее скорострельность.

Прежде всего это в гильзе которого были объединены воедино капсюль, пороховой заряд и снаряд.

Также А-218 имела автоматическую перезагрузку боеприпасов, что позволяло использовать весь боекомплект без дополнительных команд человека.

СУ «Лев-218» также не требует обязательного вмешательства человека. Коррекцию стрельбы делает сама система в зависимости от точности взрывов падающих снарядов.

Высокая скорострельность орудия и наличие специализированных выстрелов, имеющих дистанционные и радиолокационные взрыватели, позволяют АК-130 вести стрельбу по воздушным целям.

АК-630 и ее характеристики

Скорострельная корабельная пушка АК-630 предназначена для защиты корабля от авиации и легких кораблей противника.

Имеет длину ствола 54 калибра. Дальность стрельбы орудия зависит от категории цели: воздушные цели поражаются на расстоянии до 4 км, легкие надводные суда - до 5 км.

Скорострельность установки достигает 4000-5000 тысяч выстрелов в минуту. При этом длина очереди может составить 400 выстрелов, после чего требуется перерыв в 5 секунд для охлаждения стволов орудий. После очереди из 200 выстрелов достаточно перерыва в 1 секунду.

Боекомплект АК-630 состоит из двух типов выстрелов: осколочно-фугасного зажигательного снаряда ОФ-84 и осколочно-трассирующего снаряда ОР-84.

Артиллерия флота США

На флоте США также были изменены приоритеты в вооружении. Широко внедрялось ракетное вооружение, артиллерия была задвинута на второй план. Однако в последние годы американцы стали обращать внимание на малокалиберную артиллерию, которая оказалась очень эффективной против низколетящих самолетов и ракет.

Уделяется внимание прежде всего автоматическим 20-35 мм и 100-127 мм. Корабельная автоматическая пушка занимает достойное место в вооружении корабля.

Средний калибр предназначен для поражения всех целей, кроме подводных. Конструктивно установки исполняются из легких металлов и армированного стеклопластика.

Также ведется разработка активно-реактивных выстрелов для 127- и 203-мм артустановок.

В настоящее время универсальная установка Мк45 127-го калибра считается типовой установкой для кораблей США.

Из малокалиберного вооружения стоит отметить шестиствольный «Вулкан-Фаланкс».

В 1983 году в СССР появился проект невиданного корабельного орудия, внешне напоминающего дымовую трубу парохода 19-20 столетия диаметром 406 мм, но с той лишь разницей, что из нее могли вылететь… управляемый зенитный или обычный снаряд, крылатая ракета или глубинная бомба с ядерной начинкой. Скорострельность столь универсального орудия зависела от типа выстрела. Например, для управляемых ракет это 10 выстрелов в минуту, а для обычного снаряда - 15-20.

Интересно, что подобный «монстр» мог легко устанавливаться даже на малых судах (2-3 тыс. т водоизмещением). Однако командование ВМФ не знало подобного калибра, поэтому проекту не суждено было реализоваться.

Современные требования к корабельной артиллерии

По мнению начальника 19-го испытательного полигона Александра Тозика, сегодняшние требования к корабельным пушкам частично остаются прежними - это надежность и точность выстрела.

Помимо этого, современные корабельные пушки должны быть достаточно легкими, чтобы была возможность их установки на легкие боевые корабли. Также требуется сделать орудие малозаметным для РЛС врага. Ожидается новое поколение боеприпасов, имеющих более высокую поражающую способность и увеличенную дальность стрельбы.

Главной задачей артиллерийского вооружения современных надводных кораблей является эффективное поражение широкого круга воздушных, морских и береговых целей. При этом тактико-технические характеристики артиллерийских комплексов увязываются с задачами кораблей-носителей и возможностями средств разведки и целеуказания.

Современная корабельная артиллерийская установка (КАУ) должна :
- выполнять боевую работу в автоматизированном режиме с использованием основных и резервных способов управления в условиях применения противником всех видов и типов помех;

Иметь минимальные мёртвые зоны при стрельбе по различным целям;

Обеспечивать время реакции 2-5 с при отражении атаки средств воздушного нападения и возможность быстрого переноса огня при отражении атаки нескольких целей.

Непременными требованиями являются высокая живучесть, надёжность и боеспособность корабельного артвооружения , позволяющие эксплуатировать его в различных климатических условиях и в любое время года и суток. Важна минимизация массогабаритных характеристик артиллерийских комплексов и их радиолокационной заметности. Актуальны также высокие модернизационные возможности, длительный период эксплуатации КАУ и соизмеримость сроков эксплуатации арткомплексов на носителях с межремонтными сроками самих носителей, безопасность и простота эксплуатации.

В экономическом плане необходима минимизация стоимости разработки КАУ, ее серийного образца, затрат на эксплуатацию оружия и возможность продления сроков его службы. Этим требованиям в полной мере удовлетворяют 100-мм КАУ А190 и 57-мм КАУ А-220М . Их создатель – ОАО «ЦНИИ «Буревестник», которое является головной научно-исследовательской организацией российского оборонно-промышленного комплекса по артиллерийскому вооружению.

Продукция ЦНИИ «Буревестник» по большинству технических характеристик не уступает зарубежным аналогам. Благодаря этому, в числе наиболее широко применяемых во всём мире – 76-мм корабельные артиллерийские системы АК-176 и АК-176М, созданные на предприятии и кроме ВМФ Российской Федерации поставляемые ВМС многих зарубежных стран.

100-мм облегчённая универсальная КАУ А190 представляет собой одноствольную автоматическую пушку башенного типа для оснащения кораблей водоизмещением от 500 т . По команде оператора из модуля управления стрельбой обеспечивается автоматическое приведение артустановки в дежурную или боевую готовность, выбор нужного вида боеприпаса, его подача, наведение и производство выстрела. Благодаря этому, КАУ имеет минимальное время реакции и высокую скорострельность.

Наличие электронной системы автоматического управления и контроля значительно упрощает подготовку КАУ к боевому использованию и ведению стрельбы, обеспечивает постоянную диагностику и передачу информации о состоянии механизмов, позволяет проводить тренировки операторов без включения в действие основных механизмов артустановки.

Основные тактико-технические характеристики артустановки А190:
— Скорострельность — около 80 выстр./мин.
— Горизонтальная дальность стрельбы — свыше 20 км
— Угол возвышения, град — от -15 до +85
— Вес снаряда — 15,6 кг
— Боезапас на АУ – 80 шт.
— Масса артустановки — не более 15 т.

КАУ А190 использует выстрелы унитарного заряжания с осколочно-фугасным (с ударным взрывателем) и зенитным (с радиовзрывателем или с дистанционным взрывателем) снарядами.

Базовый образец КАУ А190Э усовершенствован путем введения в конструкцию артустановки измерителя начальной скорости снаряда, аппаратуры оперативного контроля согласования оси канала ствола с осью антенного поста, реверса транспортера подачи боеприпасов и башни, выполненной по технологии stealth. Все эти меры позволили повысить боевую эффективность артустановки, которая в модернизированном варианте имеет индекс А190-01.

Важно, что массогабаритные характеристики КАУ А190 позволяют устанавливать ее на кораблях вместо 76-мм артустановки АК-176М на унифицированные посадочные места. Установками А190 уже оснащены корабли нескольких проектов ВМФ Российской Федерации и Военно-морских сил Индии.

57-мм автоматическая высокоскорострельная КАУ А-220М предназначена для вооружения надводных кораблей водоизмещением 250 т и более. Она также служит для поражения воздушных, морских и береговых целей.

Основные ТТХ артустановки А-220М:
Скорострельность – 300 выстр./мин.
Дальность стрельбы:
– вертикальная — до 8 км
– горизонтальная — до 12 км
Боезапас на АУ – 400 шт.
Углы наведения, град. по горизонтали/по вертикали ± 180/от -10 до +85
Масса выстрела/снаряда – 6,3/2,8 кг
Масса АУ — не более 6 т.

Для стрельбы из установки А-220М применяются унитарные выстрелы с осколочно-фугасным снарядом индекса 53-УОР-281У с ударным взрывателем индекса МГЗ-57 (с самоликвидацией через взрыватель).

/Георгий ЗАКАМЕННЫХ, генеральный конструктор артиллерийского вооружения, академик РАРАН, доктор технических наук, «

§ 55. Корабельное оружие

На вооружении современных кораблей состоят почти все образцы оружия, от ударно-ракетного оружия до противолодочных торпед и мелкокалиберных артиллерийских автоматов. Корабли несут на вооружении ракетное, артиллерийское, торпедное, минное и противолодочное оружие.

Кроме того, корабли должны иметь боевые устройства, обеспечивающие успешную борьбу с оружием противника. Такими устройствами являются: авиационное (вертолетное), тральное, охранительное и устройства для постановки пассивных средств противолодочных рубежей.

Реактивное вооружение - наиболее универсальное, значительно превосходит все другие виды оружия по скорости, неограниченной дальности, высоте полета и мощности боевой части, состоящей из обычного или ядерного взрывчатого вещества. Ракеты используются при любых метеорологических условиях и в любое время суток, полная автоматизация ведения огня, совершенные радиоэлектронные системы наведения ракет обеспечивают высокую точность поражения цели.

История ракеты насчитывает более 1000 лет, однако массовое применение их как оружия началось лишь в годы второй мировой войны. Наиболее эффективным оружием сразу же стали различные типы ракет Советской Армии.

Вслед за советским ракетным вооружением различные образцы такого оружия появились и в ряде иностранных армий, флотов и авиации. В фашистской Германии были созданы образцы армейских ракет, однако на вооружение германского флота ракетное оружие так и не поступило, потому что, как известно, судьбы войны решались в то время на сухопутном советско-германском фронте. Американским ученым и конструкторам только в 1952 г. удалось создать первую надводную ракету и в какой-то степени решить задачу, поставленную военно-морскими силами.

В 1954-1955 гг. появились первые специальные надводные корабли-ракетоносцы, вооруженные боевым ракетным комплексом.

Комплексом ракетного оружия называются все элементы, входящие в состав конкретного образца оружия. Каждый комплекс ракетного оружия состоит из

Системы хранения и заряжания;

Пусковой установки (ПУ);

Системы управления полетом (системы наведения).

Рассмотрим каждый из этих элементов. Ракеты обычно подразделяются на две основные группы: крылатые и баллистические (бескрылые). Подъемная сила крылатых ракет создается крыльями или развитым хвостовым оперением. Баллистическая ракета на активном участке движется только вследствие тяги двигателя и продолжает полет под действием сил инерции по баллистической траектории.

Большинство управляемых ракет ВМС являются крылатыми. Стабилизация полета таких ракет осуществляется при помощи автопилота, датчиков углов крена, рыскания, высотомера, рулевой машины и органов управления.

Системы хранения, подачи и заряжания - главные элементы ракетного комплекса, обеспечивающие его боеготовность. Эти системы значительно влияют на корабельную архитектуру, требуя больших помещений, дополнительной защиты, размещение их на корабле вызывает большие трудности.

Электронная аппаратура, установленная на ракетах, для своей постоянной боевой готовности должна храниться в помещениях с особым микроклиматом, для обеспечения которого применяются специальные системы кондиционирования воздуха.

Из-за больших габаритов ракет многих типов часто предусматривается раздельное хранение стартовых двигателей, крыльев и стабилизаторов. Однако такое хранение, несмотря на ряд преимуществ, значительно усложняет операцию подготовки ракет к пуску.

Для осмотров и ремонта ракет в хранилищах должна быть учтена резервная площадь палуб. Система хранения предусматривает раздельное размещение боекомплекта ракет, для защиты которого от воздействия оружия противника погреба, где хранятся ракеты, располагают ниже верхней палубы корабля, иногда район их расположения защищают броней.

Хранение ракет на кораблях разделяется на погребное, ангарное (на верхней палубе), шахтное, контейнерное и непосредственно на пусковых установках.

Ракеты в погребах размещаются как в горизонтальном, так и в вертикальном положении на специальных стеллажах, тележках, контейнерах, в барабанах и т. п. Выбор способа хранения определяется типом ракет, системой подачи, конструктивным выполнением пусковой установки (ПУ) и рядом других факторов.

Шахты, в которых хранятся и из которых запускаются баллистические ракеты, располагаются в прочном корпусе, в вертикальном или в наклонном положении.

Контейнеры размещаются в горизонтальных или наклонных устройствах, в большинстве случаев выполняемых наводящимися. В этом случае контейнеры служат одновременно и хранилищем ракеты, и ее пусковой установкой.

Хранение ракет непосредственно на пусковой установке применяется редко из-за больших неудобств, связанных с расположением ракет незащищенными.

Системы подачи и заряжания служат и для транспортировки ракет из хранилища к пусковому устройству или обратно, для приема ракет на корабль и погрузки в хранилище. К элементам этой системы относятся барабаны и конвейеры, на которых хранится ракетный боезапас, а также различные типы подъемников. Для обеспечения скорострельности установок в большинстве случаев системы подачи и заряжания полностью автоматизируются.

Для обеспечения большей живучести ракетного комплекса на кораблях устанавливаются резервные (аварийные) системы подачи и заряжания, работающие от аварийных источников питания или вручную.

Пусковая установка (ПУ) - конструктивный элемент ракетного комплекса, обеспечивающий пуск ракет в нужном направлении и под расчетным углом к горизонту.

Пусковые корабельные устройства могут быть следующих типов; башенные, контейнерные, пусковые шахтные, подвижные, смонтированные на тележках, ферменной конструкции и многоствольные (магазинного типа). Основным требованием, предъявляемым к ПУ, наряду с безопасностью пуска, является обеспечение максимальной скорострельности.

Упрощенная схема взаимодействия основных систем, входящих в комплекс ракетного оружия, состоит в следующем: после запуска очередной ракеты вращающаяся часть ПУ приводом (в большинстве случаев электрогидравлическим) возвращается обратно на угол приема ракеты из хранилища и в таком положении фиксируется. Автоматически открываются люки хранилища ракетного боезапаса и выдвигается устройство, соединяющее направляющие приспособления с системой заряжания. Полностью подготовленные к пуску ракеты с помощью досылателя подаются на направляющие ПУ.

Как только ракета занимает установленное пусковое положение, на ПУ автоматически срабатывают системы запирания замков и по сигналу поста управления ракетной стрельбой установка начинает разворачиваться в заданном направлении и принимать расчетный угол возвышения. Бортовые системы ракеты (электропитания, контроля и др.) автоматически подключаются к соответствующим системам на ПУ. После прогрева ракетной бортовой электронной аппаратуры, запуска гирокомпаса и приведения в рабочее состояние других приборов с помощью системы контроля устанавливается готовность ракеты к боевому использованию.

Сигнал к пуску ракеты выдается счетно-решающей установкой системы управления, которая по данным радиолокационных станций целеуказания и с учетом всех корректив для обесценения достигаемости цели определяет наивыгоднейший момент залпа. По сигналу «Залп» отключаются все действующие в ПУ предохранители и с помощью электровоспламенителя (пиропатрона) запускается стартовый двигатель. При достижении силы тяги ракеты заданного значения (некоторые типы корабельных ракет развивают тягу до 40-50 т и более) задержники разрываются и осуществляется пуск ракеты.

Во времени весь процесс подготовки к пуску и сам пуск ракеты занимают несколько секунд.

Системы управления полетом (системы наведения) являются наиболее сложными и важными элементами любого комплекса управляемого ракетного оружия, от совершенства которого в основном зависит эффективность ракетного комплекса в целом. Особенностью систем управления является необходимость их бесперебойной работы в условиях искусственных помех, создаваемых противником.

Реактивное управляемое оружие используется во всех родах военно-морских сил как ударное средство флота, в том числе и по береговым объектам и авиации противника.

Признавая большие достоинства ракетного оружия, необходимо обратить внимание и на его недостатки: большие габариты и вес, малую скорострельность, сложность управления, высокую стоимость и сложность производства. Поэтому реактивное оружие пока еще не может вытеснить на кораблях оружие других видов.

Артиллерийское вооружение - традиционное огнестрельное корабельное оружие, долгое время игравшее решающую роль в боевых действиях кораблей. По мере совершенствования и развития артиллерии происходит усиление ударной мощи кораблей и параллельное развитие средств корабельной защиты. В связи с развитием реактивного оружия корабельная артиллерия применяется для огневого удара по надводным и наземным объектам противника, для обороны кораблей от самолетов, летящих на корабль на малых и средних высотах, для отражения атак штурмовой и пикирующей авиации, а также для постановки завес заградительного огня против атакующих корабль управляемых реактивных снарядов.

Особенностью корабельной артиллерии является использование ее с движущейся и качающейся платформы, какой является корабль.

Артиллерийское вооружение кораблей состоит из артиллерийских установок (одно-, двух-, трех- и четырехорудийных), расположенных либо в бронированных башнях (башенные установки), либо открыто, защищенных лишь от пуль и осколков (палубные установки). Малокалиберная артиллерия и автоматы устанавливаются на мостиках и надстройках. Артиллерийские установки размещают исходя из расчета наибольших углов обстрела и Необходимых углов возвышения й снижения ствола оружия. С этой целью некоторые установки размещают, возвышая одну над другой, чтобы обеспечить стрельбу одной установки поверх другой. При размещении артиллерийских установок на корабле должны учитываться зоны действия конуса газов, вылетающих из ствола орудия при выстреле, и влияние их на окружающие корабельные конструкции и устройства, которые не должны попадать под действие ударной волны этих газов.

Для рассмотрения углов обстрела, ограниченных корабельными конструкциями, на каждое орудие составляется диаграмма углов обстрела, в пределах которых орудие может вести стрельбу. Плотность артиллерийского огня корабля зависит от площади вокруг корабля, не раскрываемой диаграммой углов обстрела, всех корабельных артиллерийских установок;

Артиллерийских боеприпасов (пороховых зарядов и снарядов), хранящихся в артиллерийских погребах (специальных корабельных помещениях, расположенных в районе артиллерийских установок, ниже ватерлинии и на некоторых кораблях, защищенных броней).

Подача боезапаса из погреба к артиллерийским установкам осуществляется при помощи специальных подъемников, вручную или механическими элеваторами (нориями).

Боезапас хранится в погребах на специальных стеллажах с гнездами, предотвращающими его выпадение на палубу. Для быстрого изготовления артиллерийской установки к стрельбе до подачи боеприпаса из погреба вблизи каждой установки в специальных шкафах, называемых кранцами первых выстрелов, хранится определенное количество боезапаса. Приборы управления стрельбой (ПУС) находятся на орудиях и в центральном артиллерийском посту (ЦАП), расположенном во внутренних помещениях корабля.

В корабельных артиллерийских установках применяются только пушки, т. е. орудия с длиной ствола 30-60 и более калибров (артиллерийским калибром называется диаметр канала ствола орудия). Дальность стрельбы корабельных пушек превышает дистанции наземной артиллерии и достигает 40 км и более. Количество и калибр артиллерийских установок на корабле зависят от класса корабля, а также от габаритов и веса этих установок, их боеприпасов и приборов управления стрельбой. Торпедное вооружение состоит из торпедных аппаратов, торпед и приборов управления торпедной стрельбой.

Торпеда представляет собой движущийся снаряд, предназначенный для разрушения подводной части корабля.

Наиболее распространенный калибр торпеды - 530 мм (но есть торпеды диаметром 466,5 и 600 мм), длина торпеды около 7500 мм. Общий вес корабельной торпеды достигает 2000 кг, в него входит и вес взрывчатого вещества, достигающий 300 кг и более.

Торпеды взрываются от контактных и неконтактных взрывателей. Контактные взрыватели срабатывают от непосредственного соприкосновения торпеды с поражаемым объектом. Чтобы торпеда не взорвалась от случайного толчка или взрыва вблизи корабля, на ней ставится специальное приспособление, срабатывающее и изготовляющее торпеду в боевое положение только тогда, когда после выстрела торпеда пройдет 100-400 м в воде.

Неконтактные взрыватели срабатывают от магнитного, акустического или какого-либо другого физического поля корабля, на который торпеда нацелена без непосредственного соприкосновения с кораблем. Ход торпеды обеспечивают установленные на ней гребные винты, приводимые в движение двигателями, которые могут быть парогазовыми, поршневыми или турбинными, электрическими и реактивными.

Торпедные аппараты , из которых торпеды выстреливаются, могут быть надводными и подводными.

Надводные аппараты устанавливаются на верхней палубе, обычно в средней части корабля. Они поворачиваются в горизонтальной плоскости на угол обстрела. Эти аппараты бывают трех-, четырех-, и пятитрубные.

Аппараты с торпедами нацеливаются на угол, выданный приборами управления стрельбой, учитывающими курс и скорость хода корабля-торпедоносца и цели. Торпеда из аппарата выстреливается сжатым воздухом или при помощи заряда, и, попав в воду, движется к цели в заданном направлении и на заданной глубине.

Подводные аппараты на подводных лодках крепятся неподвижно с конструкциями корпуса в носовой или кормовой части. Перед выстрелом торпедой подводная лодка своим корпусом нацеливается на поражаемый объект и затем выпускает из аппарата торпеду.

На торпедных катерах торпедные аппараты установлены на верхней палубе также неповоротными и однотрубными. Катер, выходя на цель, нацеливается на нее своим корпусом, затем выпускает торпеду за борт или за собой и отворачивает от цели на борт, противоположный запущенной торпеде.

Самолеты-торпедоносцы при торпедной атаке нацеливаются на цель своим курсом.

Самонаводящиеся торпеды оборудованы шумопеленгаторной станцией, автоматически направляющей торпеду на шум гребных винтов цели; телеуправляемые торпеды направляются на электромагнитное поле корабля, торпеды с оптическим взрывателем взрываются при воздействии на них тени корабля.

Современные иностранные электрические торпеды достигают дальности плавания до 5600 м и скорости хода свыше 30 узл. Военно-морские специалисты иностранных флотов считают, что торпеда будущего будет иметь дальность свыше 100 миль, а скорость 150-200узл.

Минное вооружение кораблей состоит из мин, минных защитников самых разнообразных классов, типов и образцов, устройств для хранения мин и их постановки (рельсовые пути на палубе с приспособлениями для крепления мин по-походному и кормовые скаты для сбрасывания мин за борт).

Мины предназначаются для поражения надводных и подводных кораблей противника, а минные защитники - для предохранения поставленных на позициях мин от вытравливания их противником.

Мины могут быть трех классов: якорные, донные и плавающие. Якорные и донные остаются на месте, где они поставлены. Плавающие мины сбрасываются по течению (обычно на реках) и наносят поражения объектам, расположенным вниз по течению.

Мины любого класса имеют заряд взрывчатого вещества и взрываются от специального взрывателя. В соответствии с весом и назначением мины подразделяются на большие (250-300 кг и более), средние (150-200 кг) и малые (20-100 кг).

Взрыватели мин бывают двух типов: контактные и неконтактные.

Контактные (ударные мины) срабатывают от непосредственного соприкосновения корпуса корабля с миной или же с ее антенной (взрыватели электроконтактного действия).

Неконтактные минные взрыватели срабатывают от воздействия физических полей, проходящих над минами кораблей. Обычно неконтактные взрыватели устанавливаются в донных минах.

Якорные мины состоят из водонепроницаемого корпуса шаровой, цилиндрической, грушевидной и других форм, диаметром от 0,5 до 1,5 м; минрепа (трос, на котором держится мина) и якоря.

Донные неконтактные мины имеют форму закругленного с обеих сторон цилиндра длиной около 3 м и диаметром около 0,5 м. Вес заряда такой мины составляет от 100 до 900 кг. Для прикрытия минных заграждений из неконтактных мин на них устанавливаются приборы так называемой срочности и кратности. Приборы срочности представляют собой часовой механизм, включающий боевую цепь через заданное ему время. Приборы кратности начинают срабатывать только по истечении срока прибора срочности, после того как корабли (тралы) пройдут над ними несколько раз.

На кораблях - минных заградителях мины хранятся в специальных трюмах (минные погреба) и подаются на палубу, где и изготавливаются для постановки. Кроме минных заградителей, Мины устанавливаются кораблями всех классов, для чего на кораблях оборудуются специальные приспособления для приемки, хранения и постановки мин. Эти корабли принимают мины только на верхнюю палубу, поэтому количество мин ограничивается размерами их палуб.

Тральное оружие предназначается для уничтожения минных заграждений и состоит из контактных и неконтактных тралов.

Контактные тралы предназначаются для траления якорных мин. Они состоят из четырех основных частей: тралящей, буксиров из стальных тросов, тральной лебедки, при помощи которой тралы ставятся и убираются, и регулирующих приспособлений. Неконтактные тралы применяются для траления донных неконтактных мин под действием физических полей, создаваемых ими, на взрыватели мин.

Корабельными средствами борьбы с подводными лодками являются глубинные бомбы, мины и торпеды.

Основной задачей в борьбе с подводными лодками является ее обнаружение. Для этой цели корабли-охотники за подводными лодками вооружаются гидроакустическими станциями, которые работают по двум принципам: шумопеленгования (обнаружение присутствия и определение направления шумов, создаваемых подводной лодкой) и эхопеленгования (гидролокация).

Радиус действия гидроакустической станции зависит от скорости хода корабля-разведчика и от гидрологических условий моря (перепад температуры на глубине, наличие планктона и т. п.) и достигает при благоприятных условиях 4-5 миль. Гидролокаторы меньше подвержены влиянию скорости хода корабля, но больше зависят от гидрологических условий и поэтому обладают меньшей дистанцией обнаружения.

Глубинные бомбы применяют для уничтожения подводных лодок. Их сбрасывают на ходу корабля с кормы или с борта из специальных бомбосбрасывателей или ими выстреливают из бомбометов на расстояние до 100 м. Реактивные глубинные бомбы (РГБ) запускаются с реактивной стабилизированной установки, расположенной в носовой части корабля. Заряжание пусковой установки ракет бомбами ведется автоматически. Боеприпас подается из погребов, расположенных в районе установки.

Эффективность действия глубинной бомбы определяется радиусом разрушительного действия ударной волны при взрыве заряда взрывчатого вещества, которое предусматривается в количестве 15-150 кг. Большая глубинная бомба при взрыве на расстоянии 7-10 м от подводной лодки разрушает ее прочный корпус.

Кроме глубинных бомб, для борьбы с подводными лодками корабли используют противолодочные самонаводящиеся торпеды, имеющие гидроакустическое оборудование, срабатывающее под действием поля подводной лодки. Такие торпеды являются основными средствами борьбы с подводными лодками. Противолодочными торпедами выстреливают из двух- или трехтрубных аппаратов.

На американских крейсерах, например, для борьбы с подводными лодками предусматривается размещение противолодочных универсальных телеуправляемых вертолетов, оснащенных поисковой аппаратурой и вооруженных самонаводящимися торпедами. По мнению зарубежных специалистов, можно создать сплошную зону поражения подводных целей (лодок и торпед), которая ограничивается дальностью обнаружения на ГЛС корабля (10-15 миль). За пределами досягаемости РБУ (2-5,6 км) лежит зона противолодочных торпед (5-8 км), зона противолодочных управляемых ракет (17-28 км) и, наконец, телеуправляемые вертолеты (55 км) и другие более мощные вертолеты, вооруженные, кроме торпед, и средствами поиска подводных лодок (рис. 78).

Рис. 78. Зоны эффективного огня оружия сторожевых кораблей США. 1- зона действия комплекса ЗУРО; 2- зона действия 127-миллиметровой артиллерийской установки; 3 - зона действия противолодочной системы; 4- зона действия ПЛУР; 5 - зона действия противолодочных торпед; 6 - телеуправляемый вертолет; 7 - радиолокационный луч наблюдения за вертолетом; 8 - канал телеуправления вертолетом; 9 - луч ГЛС корабля; 10 - цель (подводная лодка).


Вертолетное корабельное устройство предназначается для противолодочных, корректировочных или разведывательных управляемых и телеуправляемых вертолетов, размещаемых в кормовой части корабля на специальных устройствах или в корабельных помещениях, называемых ангарами. Стартовая площадка, с которой стартует вертолет, оборудуется компактным устройством для крепления вертолета по-походному, а в непосредственной близости от нее располагаются заправочные и ремонтные базы для подготовки вертолета к воздуху. На больших кораблях (крейсерах, фрегатах, плавучих базах соединений и т. п.), там, где это позволяют габариты, вертолеты ставят в ангары, иногда со снятыми элементами (без несущих лопастей).

Ангары для увеличения живучести вертолетов размещаются ниже верхней палубы. Вертолеты поднимают из ангара на верхнюю палубу специальными подъемниками, которые могут служить для вертолетов и стартовой площадкой.

Схема расположения боевых постов эскадренного миноносца показана на рис. 79.


Рис. 79. Схема расположения боевых постов эскадренного миноносца. 1 - стартовая установка берегового ракетного комплекса (БРК); 2 - стартовая установка ЗРК; 3 - стартовая установка поотиво-лодочного ракетно-торпедного комплекса (РТК); 4 - антенна гидролокационной станции (ГЛС); 5- погреб боезапаса РТК-6-погреб боезапаса ЗРК; 7 - погреб боезапаса БРК; 8 - станция размагничивания; 9 - центральный пост управления оружием-" 10 - котельные отделения; 11- машинные отделения; 12 - погреба артбоеприпасов; 13 - минные погреба (бортовые)- 14 - ачгар вертолета; 15 - химический пост; 16 - буксируемая ГЛС; 17- каты глубинных бомб; 18 - реактивный бомбомет ГБ- 19- аварийные генераторы; 20 - артиллерийские башенные установки; 21 - антенные посты управления огнем ЗРК" 22 - обтекатет антенн РЛС дальнего обнаружения воздушных целей; 23 - мачты-трубы; 24 - антенны РЛС обнаружения воздушных целей- 25 - антенна навигационной РЛС; 26 - антенны РЛС обнаружения надводных целей; 27 - боевой информационный пост 28- ходовой мостик корабля; 29 - посты управления кораблем; 30 - торпедные аппараты; 31 - торпедные погреба".


Корабельные средства наблюдения и связи обеспечивают выполнение боевых задач, поставленных перед кораблями, находящимися в море.

Получение данных об обстановке в районе плавания обеспечивает на флоте служба наблюдения.

Внешняя корабельная связь обеспечивает быстрое донесение данных наблюдения в соответствующие инстанции и информацию об обстановке, передачу различных сообщений и приказаний командования от других кораблей, самолетов и береговых станций способом, исключающим возможность смыслового перехвата ее противником.

Кроме внешней связи, каждый корабль имеет внутрикорабельную связь, осуществляемую телефонами, сигналами, радиотрансляцией и другими средствами между различными постами корабля (подробнее о внутрисудовой связи, см. гл. XI, § 54).

Наблюдение и связь на кораблях производятся при помощи весьма разнообразных средств в зависимости от обстановки.

Наблюдение осуществляется постами, оборудованными различными средствами; зрительными (дальномеры, стереотрубы и бинокли), радиотехническими (радиоприемники, радиопеленгаторы), радиолокационными, телевизионными и средствами инфракрасной техники. К радиотехническим можно отнести и гидроакустические, работающие на звуковых волнах, принципиально отличающихся от электромагнитных. Принцип работы радиотехнических и радиолокационных средств был рассмотрен нами выше.

Средства инфракрасной техники на кораблях состоят из теплопеленгаторов, приборов ночного видения и инфракрасных сигнальных средств.

Инфракрасные лучи (волны) лежат в спектре электромагнитных колебаний между радиоволнами и световыми лучами. Специальный прибор облучает этими лучами пространство, при встрече объекта лучи отразятся от него и будут приняты на приемник. Применяются обычные оптические приборы, оборудованные специальными фильтрами, пропускающими инфракрасные лучи, излучаемые объектами. Приборы, основанные на непосредственном наблюдении инфракрасных излучений объектов имеют весьма ограниченные радиусы действия из-за затухания этих излучений под действием атмосферных явлений - дождя, тумана и т. п.

Для повышения эффективности использования инфракрасных лучей применяют приборы, устройство которых основано на использовании специальных усилительных схем и электроннолучевой техники. Появление квантовых генераторов световых и радиоволн, называемых лазерами и мазерами, позволило создать некоторые виды локаторов, использующих световые волны, имеющие пока ограниченный радиус действия - около 10 км.

Корабельная связь подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Средства внешней связи в свою очередь делятся на: зрительные (флажный семафор, сигнальные флаги, сигнальные фигуры);

Световые (светосигнальные приборы направленного действия - фонари, прожекторы; светосигнальные приборы ненаправленного действия - клотиковые и сигнальные огни);

Пиротехнические - одно-, двух- и трехцветные сигнальные патроны ночного и дневного действия, осветительно-сигнальные патроны белого огня и морские сигнальные факелы. В светлое время суток используют патроны, дающие сигнал в виде облака или ленты красного, желтого и синего дыма;

Подводнозвуковые (специальные приборы, подобные гидролокаторам, излучающие и принимающие звуковые колебания);

Радиосвязь (аппаратура которой охватывает весь диапазон волн, применяемых для радиосвязи с различными родами работ - радиотелеграфом, радиотелефоном, буквопечатанием, радиофототелеграфом и т. п.). Для радиосвязи на больших кораблях используется несколько радиоцентров. Например, на штабных кораблях количество радиопередатчиков достигает 40, а радиоприемников- более 80 комплектов. Число антенн, обслуживающих радиоаппараты на таких кораблях, достигает 60-70. Между кораблями предусматривается также связь подвижными средствами - посыльными судами и катерами, самолетами и вертолетами связи и т. д.

Кроме того, при плохой видимости (туман, дождь, снег и т. п.), когда средства зрительной связи не могут быть использованы, для предупреждения столкновения кораблей в море применяются средства звуковой сигнализации (сирены, ревуны, тифоны, гудки, бой колоколов и т. п.).

Вперед
Оглавление
Назад



Современная тенденция к сокращению типажа боевых надводных кораблей и их вооружения практически во всех флотах мира влечет необходимость повышения универсальности их артиллерийских систем, то есть способности поражать морские, воздушные и наземные цели. Сегодняшним требованиям по скорострельности, дальности и точности стрельбы, времени реакции при отражении атаки средств воздушного нападения и т.д. в полной мере удовлетворяют корабельные артиллерийские установки (КАУ) 100-мм А190 и 57-мм КАУ А-220М. Их создатель - ОАО "ЦНИИ "Буревестник" - головная по артиллерии научно-исследовательская организация российского оборонно-промышленного комплекса.

Продукция ЦНИИ "Буревестник" по большинству технических характеристик не уступает зарубежным аналогам. Благодаря этому в числе наиболее широко применяемых во всем мире - созданные на предприятии 76-мм корабельные пушки АК-176 и АК-176М, стоящие на вооружении не только ВМФ России, но и боевых кораблей многих стран мира.

100-мм облегченная универсальная КАУ А190 представляет собой одноствольную автоматическую пушку башенного типа для оснащения кораблей водоизмещением от 500 т. Управление работой КАУ осуществляется оператором дистанционно. Наведение на цель происходит по сигналам корабельной системы управления огнем. Благодаря этому КАУ имеет минимальное время реакции и высокую скорострельность.

Наличие электронной системы автоматического управления и контроля значительно упрощает подготовку КАУ к боевому использованию и ведению стрельбы, обеспечивает постоянную диагностику и передачу информации о состоянии механизмов и позволяет проводить тренировки операторов без включения в действие основных механизмов артустановки.

ОСНОВНЫЕ ТТХ АРТУСТАНОВКИ А190

Скорострельность, выстр./мин.около 80

Горизонтальная дальность стрельбы, км - свыше 20

Угол возвышения, град - от -15 до +85

Вес снаряда, кг - 5,6

Боезапас на артустановке, шт. - 80

Масса артустановки, т - не более 15

КАУ А190 использует выстрелы унитарного заряжания с осколочно-фугасным и зенитным снарядами.

Базовый образец КАУ А190 усовершенствован путем введения в конструкцию артустановки измерителя начальной скорости снаряда, аппаратуры оперативного контроля согласования оси канала ствола с осью антенного поста, реверса транспортера подачи боеприпасов и башни, выполненной по технологии stealth. Обновлена элементная база электро-, гидрооборудования и системы автоматического управления и контроля КАУ, существенно повышена надежность, быстродействие и снижены массогабаритные характеристики. Повышению боевой эффективности КАУ способствовало также введение в состав комплекса новых выстрелов с осколочно-фугасным снарядом повышенной эффективности и многофункциональным программируемым взрывателем. С 55 до 5-10 секунд сократилось время приведения КАУ в боевую готовность.

Сегодня КАУ А190 оснащаются боевые корабли ВМФ Российской Федерации и Военно-морских сил Индии. Массогабаритные характеристики А190 позволяют устанавливать ее вместо 76-мм артсистемы АК-176М и таким образом повышать боевые возможности кораблей, построенных в прежние годы.

С 2012 г. серийное производство КАУ А190 развернуто непосредственно в ЦНИИ "Буревестник". К настоящему времени военным судостроителям отгружено уже девять образцов усовершенствованной артиллерийской установки А190 для оснащения кораблей проектов 20380, 20385, 21631 и 11356.

Высокий модернизационный потенциал, долговечность и соизмеримость сроков службы арткомплекса с межремонтными сроками службы кораблей-носителей, безопасность и простота использования, а также приемлемая стоимость серийного образца и его эксплуатации делают выбор артустановки А190 для оснащения современных боевых кораблей оптимальным.

Анализ мировых тенденций развития морской артиллерии показывает возрастающую популярность 57-мм калибра корабельных орудий. Так, литоральные боевые корабли ВМС США типов Freedom и Independence, малые шведские корветы типа Visby, финские РКА типа Hamina, индонезийские катера проекта KCR-60М оснащаются артустановками именно этого калибра.

ЦНИИ "Буревестник" создана не имеющая аналогов в мире 57-мм автоматическая корабельная артустановка А-220 для вооружения надводных кораблей водоизмещением 250 т и более. Удачная конструкция механизмов подачи и заряжания позволила реализовать уникальную для артиллерии этого калибра скорострельность - 5 выстрелов в секунду, обеспечивающую гарантированное поражение широкого спектра различных целей - воздушных, морских и береговых.

Артустановка А-220 прошла полный комплекс государственных испытаний, включая корабельные, и была рекомендована к принятию на вооружение. ЦНИИ "Буревестник" провел модернизацию этой установки путем внедрения приводов наведения и аппаратуры на современной элементной базе, снижения массы и радиолокационной заметности. Модернизированная артустановка имеет индекс А-220М. Изготовлен опытный образец, проведены отладочные испытания в объеме более 1000 выстрелов.

Наиболее массовую в отечественном ВМФ 76-мм пушку АК-176М артустановка А-220М в 2,5 раза превосходит по скорострельности и величине боезапаса, обладая при этом вдвое меньшей массой и стоимостью.

ОСНОВНЫЕ ТТХ АРТУСТАНОВКИ А-220М

Скорострельность, выстр./мин.300

Дальность стрельбы, км:

горизонтальная - до 12,0

вертикальная - до 8,0

Углы наведения, град.,

по горизонтали/по вертикали ±180/от -10 до +85

Вес снаряда, кг - 2,8

Боезапас на артустановке, шт. - 400

Масса артустановки, т, не более6,0

Для стрельбы из А-220М применяются унитарные выстрелы с осколочно-фугасным снарядом индекса 53-УОР-281У.

В качестве вооружения патрульных катеров артустановка А-220М является эффективным средством борьбы с пиратством и терроризмом вблизи оживленных трасс морского судоходства и т.д.




Добавить коментарий
Последние публикации

П олитотдел редакции «ИНФОРМЕРа» продолжает рассказывать читателям о происходящих в Севастополе политических процессах.&nbs

Киев отказался подписывать «формулу Штайнмайера», тем самым не выполнив ранее достигнутые договоренности и поставив под угрозу проведен

Болгария, отказавшаяся несколько лет назад от «Южного потока», начинает строить «Балканский поток». Днем ранее София заявила

Двухдневное пребывание в Городе-Герое председателя Союза Болгарских журналистов Снежаны Тодоровой завершилось подписанием Меморандума о перспективах