Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Современные корабельные орудия. Разработка в сша корабельных артиллерийских систем крупного калибра. Современные требования к корабельной артиллерии

Корабельная артиллерия являлась частью морской артиллерии, которая устанавливалась на кораблях и судах и предназначалась для поражения надводных, береговых и воздушных целей. Корабельные орудия классифицировались по таким основным критериям: назначению, калибру, виду артиллерийских установок и способу стрельбы.

По назначению орудия корабельной артиллерии подразделялись на артиллерию главного калибра, универсальную и зенитную артиллерию. Кроме того, в состав вооружения надводных кораблей входили корабельные бомбометы (газодинамические и реактивные) и установки неуправляемого ракетного оружия. Главный калибр — орудия наибольшего калибра предназначенные для выполнения основных задач, присущих данному классу кораблей. Орудия этого калибра также применялись для воздействия по береговым целям для поддержки сухопутных войск или десантов с моря. Универсальные орудия предназначались для ведения огня по воздушным, морским и наземным (береговым) целям. Их калибр также зависел от класса корабля. Зенитные орудия использовались для противовоздушной обороны или для поражения мелких скоростных надводных целей. Как правило, корабельные зенитные орудия относились к среднему (76-100 мм) и малому калибру (20-75 мм). Крупнокалиберные зенитные орудия чаще всего являлись универсальными орудиями.

По калибру корабельная артиллерия подразделялась на крупный калибр — 190 мм и более; средний калибр — от 100 до 190 мм и малый калибр — менее 100 мм. Артиллерийские системы крупного и среднего калибра были достаточно эффективны в борьбе с надводными кораблями, а также при огневой поддержке морских десантов и сухопутных войск. Наиболее распространенными являлись орудия калибра 406-мм, 203-мм, 130-мм, 127-мм, 120-мм и 100-мм. Артиллерийские установки малого калибра предназначались для борьбы со средствами нападения с воздуха, а также быстроходными малоразмерными морскими целями. Управление стрельбой этих установок зачастую осуществлялось с помощью приборов управления огнем. Наиболее широкое распространение получили артиллерийские установки калибра 76-мм, 57-мм, 40-мм, 35-мм, 30-мм и 20-мм.

По виду артиллерийских установок орудия могли быть башенными, палубно-башенные (со щитовым прикрытием) и палубные (открытые).

В артустановках башенного типа орудие, подбашенное отделение, механизмы наведения, заряжания и системы подачи боеприпасов представляют собой единое целое. Первыми артустановками башенного типа стали установки крупного калибра, позже появились и среднекалиберные башенные установки. Боевые отделения защищены замкнутой броней, установки обладают большей живучестью по сравнению с другими. Кроме того, башенные установки удобнее для механического заряжания и позволяют применять полностью автоматизированную, безлюдную конструкцию.

В палубно-башенного артустановках часть защиты, механизмов наведения и заряжания составляют одно целое с орудием. Остальные механизмы и системы устанавливаются отдельно. Они не имеют развитого подбашенного отделения, ограничивается подъемным механизмом (элеватором). Боевое отделение было защищено незамкнутой противопульной и противоосколочной броней и являлось вращающейся частью установки. Палубно-башенные установки применялись на эсминцах в качестве главной, универсальной и зенитной артиллерии, а на крейсерах и линкорах — в качестве универсальной артиллерии.

В артустановках палубного типа орудие и обслуживающие его системы полностью раздельные. Они не имеют подбашенного отделения. Устанавливались почти на всех классах кораблей, особенно на кораблях специального назначения, морских и рейдовых судах обеспечения. У таких установок погреба и пути подачи боеприпасов полностью изолированы от артустановок. Палубные установки имели небольшие габариты и массу.

По способу стрельбы артустановки делились на автоматические, полуавтоматические и не автоматические установки. В автоматических установках процесс наведения, заряжания, выстрела и перезарядки полностью автоматизирован и не требовал непосредственного участия человека. В полуавтоматических установках расчет обеспечивал заряжание, выстрел и перезарядку. В неавтоматических установках все процессы производились при помощи механизмов, непосредственно приводимых в действие человеком.

Управления стрельбой каждого из калибров артустановок осуществлялось с помощью приборов управления огнем, которые состояли из вычислительных аппаратов, работающих во взаимосвязи между аналогичными приборами, а также со средствами обнаружения и с системой дистанционного управления наведением постов и артустановок. Приборы управления могли располагаться в различных постах корабля в соответствии с назначением и функциями. По степени точности и полноте решения задач стрельбы приборы управления стрельбой подразделялись на полные (решающие задачу стрельбы автоматически по данным приборов с учетом баллистических и метеорологических поправок) и упрощенные (с учетом только части поправок и данных). К основным прибора системы управления стрельбой относились: приборы обнаружения и целеуказания (радиолокационные станции, оптические визиры, пеленгаторы); приборы наблюдения и определения текущих координат (радиолокаторы, стереоскопические дальномеры и другие приборы командно-дальномерных постов); приборы выработки данных стрельбы; приборы наводки; приборы цепи стрельбы.

Артиллерия главного калибра линейных кораблей размещалась в башнях по 2-3 орудия в каждой (всего

8 — 12 орудий). Башни располагались в диаметральной плоскости корабля в одну линию или с возвышением друг над другом. Дальность стрельбы достигала 37 — 45 км. Толщина брони башен, как правило, соответствовала калибру орудий.

Артиллерия главного калибра тяжелых крейсеров состояла из 203 — 305-мм орудий, а легких крейсеров — из 152 — 180-мм, устанавливаемых, как правило, в трехорудийных башнях. В средней части корабля, побортно, в одно- или двухорудийных башнях, устанавливалась 76 — 127-мм универсальная артиллерия (12 — 20 стволов) и значительная часть зенитной артиллерии малых калибров (40 — 50 стволов). Универсальная артиллерия на крейсерах (10 — 20 стволов) представляла собой одно- и двухорудийные установки калибром до 127 мм. Малокалиберная зенитная артиллерия была представлена большим числом многоствольных установок.

Артиллерийское вооружение эскадренных миноносцев состояло из четырех — шести орудий калибра 102 — 130 мм и малокалиберных зенитных установок (10 — 20 стволов).

Сторожевые корабли имели два — четыре орудия калибром 76 — 120 мм и несколько зенитных автоматических артиллерийских установок малого калибра.

Корабельная артиллерия имела свои отличительные особенности. Ее использование происходит с движущейся и качающейся платформы, стрельба обычно идет по движущимся целям. Это потребовало создания сложных приборов управления стрельбой и механизмов наведения орудий. Средние дистанции стрельбы корабельной артиллерии превышают дистанции наземной артиллерии, поэтому применяются орудия с длиной ствола свыше 30 калибров.

К положительным тактическим свойствам корабельной артиллерии можно отнести возможность использования, как по морским, так и по береговым и воздушным целям; скорострельность и длительность стрельбы; высокая степень реагирования; почти полное отсутствие мертвых зон. К отрицательным: довольно большая масса артиллерийских установок и боеприпасов; ограниченная живучесть ствола.

Боеприпасами корабельной артиллерии являлись: снаряды, взрыватели, заряды, средства воспламенения, гильзы, полузаряды. Комплект боеприпасов для производства выстрела называется артиллерийский выстрел. Для орудий малых и средних калибров применялся унитарный выстрел, где комплект боеприпасов для производства выстрела был объединен в одно изделие. Для орудий крупных калибров использовалось картузное или раздельное заряжение.

Анализ вооружения кораблей стран, принимавших участие в войне показывает, что почти все орудия крупного калибра были построены до Первой мировой войны и немного в межвоенный период. Проводимая их модернизация заключалась в установке систем управления огнем. Орудия среднего калибра в большей своей части были выпущены в межвоенный период и были немного обновлены к концу войны. В тоже время зенитные орудия и системы управления их огнем только за время войны обновлялись несколько раз.

В межвоенный период совершенствование корабельной артиллерии было направлено на повышение живучести стволов всех калибров, улучшение их баллистических качеств, увеличение скорострельности за счет автоматизации процессов заряжания, создание универсальной артиллерии калибром 76 — 127 мм, способной поражать воздушные, морские и береговые цели, и малокалиберной (20 — 45 мм) зенитной автоматической артиллерии. Корабельные радиолокационные станции, управляющие огнем, позволили вести прицельную стрельбу из орудий в любое время суток, независимо от метеорологических условий. Помимо этого, радиолокация использовалась и как средство дальнего наблюдения и опознавания целей, что позволяло быстро оценивать обстановку. Число артиллерийских установок, способных вести огонь по воздушным целям, значительно возросло: на больших кораблях — в результате замены устаревшей противоминной артиллерии универсальными артиллерийскими установками, на средних и малых кораблях — за счет универсализации всех артиллерийских установок.

В истории Второй мировой войны практиковалось использование устаревших орудий с разоруженных или недостроенных кораблей для обороны береговых укреплений, которые приносили там ощутимую пользу.

Ориентировочное минимальное количество корабельных орудий, находящихся на вооружении некоторых стран (без переданных/полученных) в период войны

Страна

Малый калибр Среднего калибра Большого калибра

Всего

Великобритания 7 807 665
Германия 1 306 382
Италия 1 445 165

С незапамятных времён решающей силой на море считались суда, имеющие корабельные пушки. При этом немаловажную роль играл их калибр: чем большим он был, тем более значительный наносился урон противнику.

Однако уже в 20 веке корабельная артиллерия незаметно была оттеснена на второй план новым видом оружия - управляемыми ракетами. Но до списания корабельной артиллерии дело все же не дошло. Мало того, она стала модернизироваться под современные условия ведения военных действий на море.

Зарождение морской артиллерии

Долгое время (до 16 века) корабли имели лишь вооружение для ближнего боя - таран, механизмы для повреждения корпуса и вёсел. Абордаж был самым распространенным способом разрешения конфликтных ситуаций на море.

Сухопутные войска были более изобретательными. На суше в это время уже использовались всевозможные метательные механизмы. Позже подобное вооружение стали применять в морских сражениях.

Изобретение и распространение пороха (дымного) кардинально изменило вооружение армии и флота. В Европе и на Руси порох стал известен в 14 веке.

Однако применение огнестрельных орудий на море не вызвало восторга у моряков. Порох часто отсыревал, и орудие давало осечку, что в условиях боя было чревато серьезными последствиями для корабля.

16 век стал началом технической революции в условиях бурного роста производительных сил в Европе. Это не могло не отразиться на вооружении. Изменилась конструкция пушек, появились первые прицельные устройства. Орудийный ствол стал подвижным. Повысилось качество пороха. Корабельные пушки стали играть заметную роль в морских сражениях.

Морская артиллерия 17 века

В 16-17 веках артиллерия, в том числе и морская, получила дальнейшее развитие. На кораблях увеличилось число пушек за счет их размещения на нескольких палубах. Корабли в этот период создавались в расчете на артиллерийский бой.

К началу 17 века уже были определены тип, калибр корабельных пушек, разработаны методы стрельбы из них с учетом морской специфики. Появилась новая наука - баллистика.

Надо отметить, что корабельные пушки 17 века имели стволы всего 8-12-го калибров. Столь короткий ствол был вызван необходимостью полного втягивания орудия внутрь корабля для повторного заряжания, а также стремлением облегчить пушку.

В 17 веке одновременно с совершенствованием корабельных орудий развивались и боеприпасы к ним. На флотах появились зажигательные и разрывные снаряды, причинявшие серьезный урон кораблю противника и его экипажу. Первыми применили разрывные снаряды русские моряки в 1696 году, при штурме Азова.

Вооружение корабля 18 века

Корабельная пушка 18 века уже имела При этом вес ее почти не изменился с прошлого века и составлял 12, 24 и 48 фунтов. Конечно были пушки и других калибров, но они не получили широкого распространения.

Пушки располагались по всему кораблю: на носу, корме, верхней и нижней палубах. При этом на нижней палубе находились самые тяжелые орудия.

Стоит отметить, что корабельные орудия больших калибров устанавливались на лафете с колесиками. Под эти колесики в палубе делались специальные пазы. После выстрела пушка откатывалась назад энергией отдачи и снова была готова к заряжанию. Процесс заряжания корабельных пушек был довольно сложным и рискованным для расчета делом.

Эффективность стрельбы таких пушек находилась в пределах 300 м, хотя снаряды долетали до 1500 м. Дело в том, что с расстоянием снаряд терял кинетическую энергию. Если в 17 веке фрегат уничтожался 24-фунтовыми снарядами, то в 18 веке линкор не боялся и 48-фунтовых. Чтобы решить эту проблему, в Англии корабли стали вооружаться 60-108-фунтовыми пушками калибром до 280 мм.

Почему пушки на кораблях не были списаны историей в утиль?

На первый взгляд, ракетное вооружение 20 века должно было заменить классическую артиллерию, в том числе и на флоте, однако этого не произошло. Ракеты не смогли полностью заменить корабельные пушки. Причина кроется в том, что артиллерийскому снаряду не страшны любые виды пассивных и активных помех. Он менее зависим от метеоусловий, чем управляемые ракеты. Залп морских пушек неотвратимо достигал своей цели в отличие от своих современных собратьев - крылатых ракет.

Немаловажно то, что морские пушки имеют большую скорострельность и более значительный боекомплект, нежели ракетные установки. При этом надо отметить, что и себестоимость корабельных пушек гораздо ниже ракетного оружия.

Поэтому сегодня с учетом этих особенностей уделяется особое внимание разработке корабельных артиллерийских установок. Работа ведется в условиях строжайшей секретности.

И все же сегодня артиллерийская установка на корабле при всех её плюсах играет больше вспомогательную роль в морском сражении, нежели решающую.

Новая роль корабельной артиллерии в современных условиях

20 век внес свои коррективы в существовавшие до этого приоритеты в морской артиллерии. Развитие морской авиации было тому причиной. Налеты авиации представляли большую угрозу для корабля, чем морские пушки противника.

Вторая мировая война показала, что противовоздушная оборона стала жизненно важной системой в противостоянии на море. Начиналась эпоха нового вида вооружения - управляемых ракет. Конструкторы переключились на ракетные системы. Одновременно с этим были прекращены разработки и выпуск орудий главного калибра.

Однако новое вооружение не смогло полностью вытеснить артиллерию, в том числе и корабельную. Пушки, калибр которых не превышал 152 мм (калибры 76, 100, 114, 127 и 130 мм), все же остались на СССР (России), США, Великобритании, Франции и Италии. Правда, теперь морской артиллерии отводилась больше вспомогательная роль, чем ударная. Корабельные пушки стали использовать для поддержки десанта, защиты от вражеской авиации. На первый план вышла морская Как известно, важнейшим ее показателем является скорострельность. По этой причине скорострельная корабельная пушка стала объектом повышенного внимания военных и конструкторов.

Чтобы повысить частоту выстрелов, стали разрабатываться автоматические артиллерийские системы. При этом делалась ставка на их универсальность, то есть они должны одинаково успешно защищать корабль от вражеской авиации и флота, а также наносить урон береговым укреплениям. Последнее было вызвано изменившейся тактикой военного флота. Почти ушли в прошлое морские баталии между флотами. Теперь корабли стали больше использоваться для проведения операций вблизи береговой линии как средство уничтожения наземных объектов врага. Эта концепция нашла отражение и в современных разработках корабельного вооружения.

Корабельные автоматические артиллерийские системы

В 1954 году в СССР начинают разрабатываться автоматические системы калибра 76,2 мм, а в 1967 году приступили к разработке и выпуску автоматических артиллерийских систем калибров 100 и 130 мм. Итогом работы стала первая автоматическая корабельная пушка (57 мм) двухствольной артустановки АК-725. Позже ей на смену была принята на вооружение одноствольная 76,2-мм АК-176.

Одновременно с АК-176 была создана 30-мм скорострельная установка АК-630, имеющая вращающийся блок из шести стволов. В 80-х годах на флот поступила автоматическая установка АК-130, которая и сегодня стоит на вооружении кораблей.

АК-130 и ее характеристики

130-мм корабельная пушка вошла в состав двухствольной установки А-218. Первоначально разрабатывался одноствольный вариант А-217, но потом было признано, что двухствольная А-218 имеет большую скорострельность (до 90 выстрелов на два ствола), и предпочтение было отдано ей.

Но для этого конструкторам пришлось увеличить массу установки. В результате вес всего комплекса составил 150 т (сама установка - 98 т, система управления (СУ) - 12 т, механизированный арсенальный погреб - 40 т).

В отличие от предыдущих разработок корабельная пушка (фото см. ниже) имела ряд новшеств, повышающих ее скорострельность.

Прежде всего это в гильзе которого были объединены воедино капсюль, пороховой заряд и снаряд.

Также А-218 имела автоматическую перезагрузку боеприпасов, что позволяло использовать весь боекомплект без дополнительных команд человека.

СУ «Лев-218» также не требует обязательного вмешательства человека. Коррекцию стрельбы делает сама система в зависимости от точности взрывов падающих снарядов.

Высокая скорострельность орудия и наличие специализированных выстрелов, имеющих дистанционные и радиолокационные взрыватели, позволяют АК-130 вести стрельбу по воздушным целям.

АК-630 и ее характеристики

Скорострельная корабельная пушка АК-630 предназначена для защиты корабля от авиации и легких кораблей противника.

Имеет длину ствола 54 калибра. Дальность стрельбы орудия зависит от категории цели: воздушные цели поражаются на расстоянии до 4 км, легкие надводные суда - до 5 км.

Скорострельность установки достигает 4000-5000 тысяч выстрелов в минуту. При этом длина очереди может составить 400 выстрелов, после чего требуется перерыв в 5 секунд для охлаждения стволов орудий. После очереди из 200 выстрелов достаточно перерыва в 1 секунду.

Боекомплект АК-630 состоит из двух типов выстрелов: осколочно-фугасного зажигательного снаряда ОФ-84 и осколочно-трассирующего снаряда ОР-84.

Артиллерия флота США

На флоте США также были изменены приоритеты в вооружении. Широко внедрялось ракетное вооружение, артиллерия была задвинута на второй план. Однако в последние годы американцы стали обращать внимание на малокалиберную артиллерию, которая оказалась очень эффективной против низколетящих самолетов и ракет.

Уделяется внимание прежде всего автоматическим 20-35 мм и 100-127 мм. Корабельная автоматическая пушка занимает достойное место в вооружении корабля.

Средний калибр предназначен для поражения всех целей, кроме подводных. Конструктивно установки исполняются из легких металлов и армированного стеклопластика.

Также ведется разработка активно-реактивных выстрелов для 127- и 203-мм артустановок.

В настоящее время универсальная установка Мк45 127-го калибра считается типовой установкой для кораблей США.

Из малокалиберного вооружения стоит отметить шестиствольный «Вулкан-Фаланкс».

В 1983 году в СССР появился проект невиданного корабельного орудия, внешне напоминающего дымовую трубу парохода 19-20 столетия диаметром 406 мм, но с той лишь разницей, что из нее могли вылететь… управляемый зенитный или обычный снаряд, крылатая ракета или глубинная бомба с ядерной начинкой. Скорострельность столь универсального орудия зависела от типа выстрела. Например, для управляемых ракет это 10 выстрелов в минуту, а для обычного снаряда - 15-20.

Интересно, что подобный «монстр» мог легко устанавливаться даже на малых судах (2-3 тыс. т водоизмещением). Однако командование ВМФ не знало подобного калибра, поэтому проекту не суждено было реализоваться.

Современные требования к корабельной артиллерии

По мнению начальника 19-го испытательного полигона Александра Тозика, сегодняшние требования к корабельным пушкам частично остаются прежними - это надежность и точность выстрела.

Помимо этого, современные корабельные пушки должны быть достаточно легкими, чтобы была возможность их установки на легкие боевые корабли. Также требуется сделать орудие малозаметным для РЛС врага. Ожидается новое поколение боеприпасов, имеющих более высокую поражающую способность и увеличенную дальность стрельбы.



Современная тенденция к сокращению типажа боевых надводных кораблей и их вооружения практически во всех флотах мира влечет необходимость повышения универсальности их артиллерийских систем, то есть способности поражать морские, воздушные и наземные цели. Сегодняшним требованиям по скорострельности, дальности и точности стрельбы, времени реакции при отражении атаки средств воздушного нападения и т.д. в полной мере удовлетворяют корабельные артиллерийские установки (КАУ) 100-мм А190 и 57-мм КАУ А-220М. Их создатель - ОАО "ЦНИИ "Буревестник" - головная по артиллерии научно-исследовательская организация российского оборонно-промышленного комплекса.

Продукция ЦНИИ "Буревестник" по большинству технических характеристик не уступает зарубежным аналогам. Благодаря этому в числе наиболее широко применяемых во всем мире - созданные на предприятии 76-мм корабельные пушки АК-176 и АК-176М, стоящие на вооружении не только ВМФ России, но и боевых кораблей многих стран мира.

100-мм облегченная универсальная КАУ А190 представляет собой одноствольную автоматическую пушку башенного типа для оснащения кораблей водоизмещением от 500 т. Управление работой КАУ осуществляется оператором дистанционно. Наведение на цель происходит по сигналам корабельной системы управления огнем. Благодаря этому КАУ имеет минимальное время реакции и высокую скорострельность.

Наличие электронной системы автоматического управления и контроля значительно упрощает подготовку КАУ к боевому использованию и ведению стрельбы, обеспечивает постоянную диагностику и передачу информации о состоянии механизмов и позволяет проводить тренировки операторов без включения в действие основных механизмов артустановки.

ОСНОВНЫЕ ТТХ АРТУСТАНОВКИ А190

Скорострельность, выстр./мин.около 80

Горизонтальная дальность стрельбы, км - свыше 20

Угол возвышения, град - от -15 до +85

Вес снаряда, кг - 5,6

Боезапас на артустановке, шт. - 80

Масса артустановки, т - не более 15

КАУ А190 использует выстрелы унитарного заряжания с осколочно-фугасным и зенитным снарядами.

Базовый образец КАУ А190 усовершенствован путем введения в конструкцию артустановки измерителя начальной скорости снаряда, аппаратуры оперативного контроля согласования оси канала ствола с осью антенного поста, реверса транспортера подачи боеприпасов и башни, выполненной по технологии stealth. Обновлена элементная база электро-, гидрооборудования и системы автоматического управления и контроля КАУ, существенно повышена надежность, быстродействие и снижены массогабаритные характеристики. Повышению боевой эффективности КАУ способствовало также введение в состав комплекса новых выстрелов с осколочно-фугасным снарядом повышенной эффективности и многофункциональным программируемым взрывателем. С 55 до 5-10 секунд сократилось время приведения КАУ в боевую готовность.

Сегодня КАУ А190 оснащаются боевые корабли ВМФ Российской Федерации и Военно-морских сил Индии. Массогабаритные характеристики А190 позволяют устанавливать ее вместо 76-мм артсистемы АК-176М и таким образом повышать боевые возможности кораблей, построенных в прежние годы.

С 2012 г. серийное производство КАУ А190 развернуто непосредственно в ЦНИИ "Буревестник". К настоящему времени военным судостроителям отгружено уже девять образцов усовершенствованной артиллерийской установки А190 для оснащения кораблей проектов 20380, 20385, 21631 и 11356.

Высокий модернизационный потенциал, долговечность и соизмеримость сроков службы арткомплекса с межремонтными сроками службы кораблей-носителей, безопасность и простота использования, а также приемлемая стоимость серийного образца и его эксплуатации делают выбор артустановки А190 для оснащения современных боевых кораблей оптимальным.

Анализ мировых тенденций развития морской артиллерии показывает возрастающую популярность 57-мм калибра корабельных орудий. Так, литоральные боевые корабли ВМС США типов Freedom и Independence, малые шведские корветы типа Visby, финские РКА типа Hamina, индонезийские катера проекта KCR-60М оснащаются артустановками именно этого калибра.

ЦНИИ "Буревестник" создана не имеющая аналогов в мире 57-мм автоматическая корабельная артустановка А-220 для вооружения надводных кораблей водоизмещением 250 т и более. Удачная конструкция механизмов подачи и заряжания позволила реализовать уникальную для артиллерии этого калибра скорострельность - 5 выстрелов в секунду, обеспечивающую гарантированное поражение широкого спектра различных целей - воздушных, морских и береговых.

Артустановка А-220 прошла полный комплекс государственных испытаний, включая корабельные, и была рекомендована к принятию на вооружение. ЦНИИ "Буревестник" провел модернизацию этой установки путем внедрения приводов наведения и аппаратуры на современной элементной базе, снижения массы и радиолокационной заметности. Модернизированная артустановка имеет индекс А-220М. Изготовлен опытный образец, проведены отладочные испытания в объеме более 1000 выстрелов.

Наиболее массовую в отечественном ВМФ 76-мм пушку АК-176М артустановка А-220М в 2,5 раза превосходит по скорострельности и величине боезапаса, обладая при этом вдвое меньшей массой и стоимостью.

ОСНОВНЫЕ ТТХ АРТУСТАНОВКИ А-220М

Скорострельность, выстр./мин.300

Дальность стрельбы, км:

горизонтальная - до 12,0

вертикальная - до 8,0

Углы наведения, град.,

по горизонтали/по вертикали ±180/от -10 до +85

Вес снаряда, кг - 2,8

Боезапас на артустановке, шт. - 400

Масса артустановки, т, не более6,0

Для стрельбы из А-220М применяются унитарные выстрелы с осколочно-фугасным снарядом индекса 53-УОР-281У.

В качестве вооружения патрульных катеров артустановка А-220М является эффективным средством борьбы с пиратством и терроризмом вблизи оживленных трасс морского судоходства и т.д.




Добавить коментарий
Последние публикации

П олитотдел редакции «ИНФОРМЕРа» продолжает рассказывать читателям о происходящих в Севастополе политических процессах.&nbs

Киев отказался подписывать «формулу Штайнмайера», тем самым не выполнив ранее достигнутые договоренности и поставив под угрозу проведен

Болгария, отказавшаяся несколько лет назад от «Южного потока», начинает строить «Балканский поток». Днем ранее София заявила

Двухдневное пребывание в Городе-Герое председателя Союза Болгарских журналистов Снежаны Тодоровой завершилось подписанием Меморандума о перспективах

Главной задачей артиллерийского вооружения современных надводных кораблей является эффективное поражение широкого круга воздушных, морских и береговых целей. При этом тактико-технические характеристики артиллерийских комплексов увязываются с задачами кораблей-носителей и возможностями средств разведки и целеуказания.

Современная корабельная артиллерийская установка (КАУ) должна :
- выполнять боевую работу в автоматизированном режиме с использованием основных и резервных способов управления в условиях применения противником всех видов и типов помех;

Иметь минимальные мёртвые зоны при стрельбе по различным целям;

Обеспечивать время реакции 2-5 с при отражении атаки средств воздушного нападения и возможность быстрого переноса огня при отражении атаки нескольких целей.

Непременными требованиями являются высокая живучесть, надёжность и боеспособность корабельного артвооружения , позволяющие эксплуатировать его в различных климатических условиях и в любое время года и суток. Важна минимизация массогабаритных характеристик артиллерийских комплексов и их радиолокационной заметности. Актуальны также высокие модернизационные возможности, длительный период эксплуатации КАУ и соизмеримость сроков эксплуатации арткомплексов на носителях с межремонтными сроками самих носителей, безопасность и простота эксплуатации.

В экономическом плане необходима минимизация стоимости разработки КАУ, ее серийного образца, затрат на эксплуатацию оружия и возможность продления сроков его службы. Этим требованиям в полной мере удовлетворяют 100-мм КАУ А190 и 57-мм КАУ А-220М . Их создатель – ОАО «ЦНИИ «Буревестник», которое является головной научно-исследовательской организацией российского оборонно-промышленного комплекса по артиллерийскому вооружению.

Продукция ЦНИИ «Буревестник» по большинству технических характеристик не уступает зарубежным аналогам. Благодаря этому, в числе наиболее широко применяемых во всём мире – 76-мм корабельные артиллерийские системы АК-176 и АК-176М, созданные на предприятии и кроме ВМФ Российской Федерации поставляемые ВМС многих зарубежных стран.

100-мм облегчённая универсальная КАУ А190 представляет собой одноствольную автоматическую пушку башенного типа для оснащения кораблей водоизмещением от 500 т . По команде оператора из модуля управления стрельбой обеспечивается автоматическое приведение артустановки в дежурную или боевую готовность, выбор нужного вида боеприпаса, его подача, наведение и производство выстрела. Благодаря этому, КАУ имеет минимальное время реакции и высокую скорострельность.

Наличие электронной системы автоматического управления и контроля значительно упрощает подготовку КАУ к боевому использованию и ведению стрельбы, обеспечивает постоянную диагностику и передачу информации о состоянии механизмов, позволяет проводить тренировки операторов без включения в действие основных механизмов артустановки.

Основные тактико-технические характеристики артустановки А190:
— Скорострельность — около 80 выстр./мин.
— Горизонтальная дальность стрельбы — свыше 20 км
— Угол возвышения, град — от -15 до +85
— Вес снаряда — 15,6 кг
— Боезапас на АУ – 80 шт.
— Масса артустановки — не более 15 т.

КАУ А190 использует выстрелы унитарного заряжания с осколочно-фугасным (с ударным взрывателем) и зенитным (с радиовзрывателем или с дистанционным взрывателем) снарядами.

Базовый образец КАУ А190Э усовершенствован путем введения в конструкцию артустановки измерителя начальной скорости снаряда, аппаратуры оперативного контроля согласования оси канала ствола с осью антенного поста, реверса транспортера подачи боеприпасов и башни, выполненной по технологии stealth. Все эти меры позволили повысить боевую эффективность артустановки, которая в модернизированном варианте имеет индекс А190-01.

Важно, что массогабаритные характеристики КАУ А190 позволяют устанавливать ее на кораблях вместо 76-мм артустановки АК-176М на унифицированные посадочные места. Установками А190 уже оснащены корабли нескольких проектов ВМФ Российской Федерации и Военно-морских сил Индии.

57-мм автоматическая высокоскорострельная КАУ А-220М предназначена для вооружения надводных кораблей водоизмещением 250 т и более. Она также служит для поражения воздушных, морских и береговых целей.

Основные ТТХ артустановки А-220М:
Скорострельность – 300 выстр./мин.
Дальность стрельбы:
– вертикальная — до 8 км
– горизонтальная — до 12 км
Боезапас на АУ – 400 шт.
Углы наведения, град. по горизонтали/по вертикали ± 180/от -10 до +85
Масса выстрела/снаряда – 6,3/2,8 кг
Масса АУ — не более 6 т.

Для стрельбы из установки А-220М применяются унитарные выстрелы с осколочно-фугасным снарядом индекса 53-УОР-281У с ударным взрывателем индекса МГЗ-57 (с самоликвидацией через взрыватель).

/Георгий ЗАКАМЕННЫХ, генеральный конструктор артиллерийского вооружения, академик РАРАН, доктор технических наук, «

Капитан 3 ранга Ю. Соловьёв

Командование ВМС ведущих зарубежных стран рассматривает артиллерийское оружие как важный компонент огневых средств надводных кораблей (НК), обеспечивающих решение как наступательных, так и оборонительных задач в различных боевых ситуациях. Корабельная артиллерия отличается высокой готовностью к применению, скорострельностью, а при использовании управляемых артиллерийских снарядов (УАС) повышенной точностью стрельбы. Кроме того, имеется возможность вести длительный массированный огонь по различным наземным, воздушным и морским целям в разное время суток в любых метеоусловиях, оперативно реагировать на возникающие угрозы. Таким образом, артиллерия является наиболее универсальным видом оружия, в значительной степени определяющим эффективность операций, в которых участвуют НК.

Долгое время корабельные артиллерийские системы крупного калибра в США и других ведущих зарубежных странах рассматривались как основное средство поражения морских и береговых целей. Однако после Второй мировой войны акценты резко изменились. Анализ опыта боевых действий показал, что значительный урон корабельному составу американских ВМС нанесла авиация. Кроме того, из-за сравнительно малой дальности и точности стрельбы за время войны корабельной артиллерией крупного калибра было потоплено только девять НК противника.

В связи с этим основное внимание при развитии морского оружия в послевоенный период было уделено совершенствованию систем ПВО. С появлением в 50-х годах XX века ракетного оружия, отличавшегося большей дальностью и точностью стрельбы, роль артиллерии резко снизилась. Новые НК стали оснащать исключительно им. На модернизируемых кораблях либо полностью заменили артиллерийские установки (АУ) ракетными комплексами (так называемая двухконцевая - Double-Ended -концепция размещения оружия), либо ограничились кормовыми (одноконцевая - Single-Ended - концепция). Вместо демонтированных АУ, как правило, устанавливались зенитные ракетные комплексы (ЗРК).

Необходимо отметить, что в процессе дальнейших испытаний была выявлена низкая эффективность применения ЗРК (в частности, комплекса "Талое") по малоразмерным быстроходным целям, после чего 127-мм АУ были частично возвращены на корабли.

Преимущественная ориентированность вооружения боевых кораблей на решение задач противовоздушной и противолодочной обороны привела к тому, что линкоры, артиллерийские крейсера и корабли других классов стали выводиться из боевого состава флота. Даже положительный опыт применения артсистем в войнах в Корее и Вьетнаме, когда крупнокалиберная артиллерия линкоров доказала высокую эффективность при стрельбе по береговым целям, не был учтен.

Кроме того, с принятием на вооружение ВМС ракет классов "корабль - берег" и "корабль - корабль", артиллерию стали применять только тогда, когда использование первых считалось нецелесообразным (поражение торговых и вспомогательных судов, предотвращение прорыва морской блокады и т. п.). а также для обстрела побережья при отсутствии активного противодействия со стороны противника.

С выводом из состава американских ВМС последнего линейного корабля типа "Айова" артиллерийских систем крупного калибра на вооружении не осталось, а незначительное количество сохранившихся АУ среднего калибра имело сравнительно небольшую дальность стрельбы и малое поражающее действие у цели.

В современной геополитической обстановке, обусловившей переориентирование ВМС с ведения боевых действий преимущественно на океанских ТВД на проведение операций, как правило в прибрежных районах, роль корабельной артиллерии в качестве одного из основных средств поражения различных целей значительно возросла. Новые принципы ведения боевых действий обусловили необходимость их поражения не только непосредственно в прибрежной полосе, но и на значительном удалении от берега как во время захвата десантом плацдарма для высадки, так и в ходе проведения операций морской пехоты в прибрежной зоне.

С учетом этого корабельная артиллерия призвана обеспечить подавление и уничтожение стационарных и мобильных наземных целей в месте десантирования, ведя огонь из района дислокации десантного соединения на этапе развертывания десантно-высадочных средств, который удален от берега на расстояние не менее 45 км ("загоризонтная" высадка десантов МП).

В соответствии с существующими требованиями дальность стрельбы корабельной артиллерии должна составлять 115-180 км, а в перспективе - 370 км. В настоящее время имеющиеся на вооружении американских ВМС артиллерийские комплексы не могут в полной мере обеспечить необходимую огневую поддержку наземным силам на приморских ТВД. Так, дальность стрельбы 127-мм АУ Мк 45 мод. 4 (на вооружении с 2001 года) не более 23 км. Поэтому для нанесения ударов по береговым целям, находящимся на большем удалении, используются крылатые ракеты морского базирования "Томахок" различных модификаций или палубная авиация, что с учетом соотношения "стоимость/эффективность" весьма нерационально.

Совершенствование имеющихся и создание новых арткомплексов планируется осуществлять за счет внедрения передовых технологий, что позволит иметь орудия с увеличенной дульной энергией, обеспечивающей необходимые начальную скорость снарядов и дальность стрельбы, а также высокоэффективные боеприпасы для поражения всего спектра возможных целей.

Для увеличения дальности стрельбы корабельных арткомплексов, а также для повышения уровня унификации с аналогичными комплексами СВ ведутся исследования по созданию 155-мм АК для НК. Необходимо отметить, что интерес к созданию корабельных артиллерийских систем крупного калибра проявляет ряд стран, среди которых США, Великобритания, Франция и Германия.

В отличие от европейских государств, которые прежде всего по финансовым соображениям проводят работы в направлении адаптации башен самоходных гаубиц или их стволов для установки на корабли ВМС, в Соединенных Штатах фирмой "Юнайтед дефенс" разработан корабельный 155-мм артиллерийский комплекс, состоящий из двух автоматических башенных АУ Мк 51 (AGS, Advanced Gun System) с малой эффективной поверхностью рассеяния, автоматизированного погреба, а также семейства боеприпасов для стрельбы по наземным и морским целям. Дульная энергия пушки с длиной ствола 62 клб оценивается в 35-36 МДж. Проектная скорострельность артустановки 12 выстр./мин. Управление стрельбой осуществляется из центрального командного пункта.

Автоматизированный погреб АУ AGS оборудован роботизированными устройствами, осуществляющими приемку боеприпасов и их размещение на соответствующих стеллажах, подачу необходимых выстрелов в механизмы заряжания пушки и их приемку при разряжании.

Идентификация типа и вида боеприпаса производится путем считывания информации с голографических или штриховых кодов, нанесенных на поверхности пеналов с соответствующими снарядами и зарядами, датчиками роботизированных механизмов погрузки боеприпасов и их перемещения внутри погреба.

Все эти операции, а также контроль и управление боевой работой АК будут выполняться с помощью единой компьютеризированной системы с разветвленной сетью линий связи, электронных, оптических и других датчиков.

В настоящее время для AGS разрабатывается два типа боеприпасов:
- 155-мм активно-реактивный снаряд (АРС) ЕХ-192 LRLAP (Long Range Land Attack Projectile), предназначенный для стрельбы по береговым целям (расчетная дальность стрельбы 140-180 км).
- 155-мм УАС ASuWP (Anti-Surface Warfare Projectile), предназначенный для поражения надводных целей (дальность стрельбы 55 км). Конструктивно этот боеприпас будет отличаться от LRLAP отсутствием ракетного двигателя.

На цель снаряды будут наводиться с помощью системы наведения и управления, в которую войдут приемник сигналов КРНС "Навстар" и блок инерциальных датчиков на основе мйкроэлектромеханических систем.

АУ AGS устанавливается на трех ЭМ УРО типа "Зумвольт", первый из которых вошел в боевой состав в 2016 году. Кроме того, в настоящее время в связи с проблемами в создании АРС с большой дальностью стрельбы прорабатывается вариант облегченной установки, получившей обозначение AGS-L (Advanced Gun System - Lite). Необходимость создания такой версии обусловлена тем, что AGS проектировалась для корабля, который в 1,5 раза больше, чем серийные ЭМ УРО типа "О. Бёрк".

В отличие от комплекса AGS облегченный AGS-L будет полуавтоматическим. При разработке его башни технологии снижения заметности используются лишь частично, а также отсутствуют щитки, закрывающие ствол в положении "по-походному". Элеватор подачи боезапаса имеет фиксированную длину, и в отличие от телескопического AGS, предназначенного для обслуживания двухъярусных паллет со снарядами и метательными зарядами, число исполнительных механизмов уменьшено с 11 до пяти.

Пока судьба артиллерийских установок AGS и AGS-L остается неопределенной. Основная причина, сдерживающая их размещение на кораблях, - увеличенные по сравнению с существующими образцами массогабаритные характеристики.

Примененные конструктивно-схемные решения обеспечили снижение массы комплекса (без боезапаса) с 90 (AGS) до 51т (AGS-L), что все же гораздо больше, чем у состоящих на вооружении АУ среднего калибра (25 т у Мк 45 мод. 4). Кроме того, значительная высота требуемого подбашенного пространства не позволяет устанавливать новую АУ на строящиеся ЭМ УРО типа "О. Бёрк" без существенных изменений конфигурации их носовой части.

При этом высокая стоимость боеприпасов также создает дополнительные сложности по дальнейшему использованию новой артустановки на кораблях (стоимость АРС LRLAP вместе с метательным зарядом составляет более 500 тыс. долларов в ценах 2016 года, что сравнимо с управляемыми ракетами). В случае успешных испытаний АУ AGS на ЭМ УРО "Зумвольт" в морских условиях может быть принято решение о размещении ее модификации (AGS-L) на ЭМ УРО типа "О. Бёрк" нового поколения.

Для эффективного уничтожения критичных по времени мобильных целей, а также высокозащищенных стационарных объектов в перспективе корабельные артиллерийские системы должны будут иметь дальность стрельбы до 370 км и начальную скорость снаряда не менее 2 500 м/с. Чтобы достичь таких показателей, наряду с развитием традиционных видов оружия большое внимание уделяется созданию оружия на новых физических принципах.

Схема размещения узлов 15 5-мм артиллерийской установки AGS
Автоматизированный погреб АУ AGS
Пенал для хранения боеприпасов
Схемы размещения подсистем АРСЕХ-192 LRLAP
Схема возможного размещения AYAGS-L на ЭМ УРО типа "О. Бёрк"
Отличительные особенности артустановок AGS и AGS-L

В настоящее время активно разрабатываются электродинамические ускорители массы, или электромагнитные пушки (ЭМП). Несмотря на то что существуют различные их технические компоновки, где реализованы новые физические принципы, на сегодняшний день наибольшее распространение получили коаксиальные электромагнитные и рельсовые электромагнитные пушки.

Электромагнитный способ приведения снаряда в движение был предложен еще в начале XIX века. В то время исследования велись в направлении создания коаксиальной ЭМП, или, как ее еще называют, пушки Гауса. Профессор Кристиан Беркеленд в период с 1901 по 1903 год за изобретения в данной области получил три патента.

НИР в сфере создания рельсовой ЭМП начались значительно позже. Ее изобретатель - француз Андрэ Луи-Октав Фошон Виепле в 1920 году был удостоен трех патентов. Однако уровень развития техники, прежде всего средств накопления электрической энергии, не позволял тогда создать подобное оружие.

Дальнейшие исследования показали, что коаксиальные электромагнитные пушки с большой дальностью стрельбы будут иметь соответствующий ствол, а рельсовые потребуют значительных энергетических затрат. В результате предпочтение отдали последним.

Однако из-за технических издержек вновь не удалось реализовать замысел на практике. Прежде всего это было связано с высокими тактико-техническими требованиями (ТТТ), предъявляемыми к новому типу оружия.

Достижения в таких областях, как конструкционные материалы, энергетика, электроника и ряде других, позволяют в настоящее время приблизиться к реализации желаемых ТТХ.

Так, в США в рамках научно-технической программы МО проводятся НИОКР по созданию корабельной рельсовой ЭМП. Исследования в данной сфере предполагают разработку с последующими испытаниями компонентов пусковой системы (ствола) и боеприпаса, создание модуля накопителей энергии, а также интеграцию системы с корабельной энергетической установкой нового поколения.

Разработкой компонентов пусковой системы занимается фирма "БАэ системз". Общее руководство осуществляет управление военно-морских исследований США в рамках реализации программы создания рельсовой электромагнитной пушки. На данный момент произведено около тысячи выстрелов.

В процессе испытаний ЭМП были проверены различные конфигурации ствола и конструкции рельсов. При этом проводились и испытания сплавов, из которых отлиты различные элементы пушки. В ходе последних стрельб была достигнута энергия выстрела 33 МДж.

Основной проблемой, которую разработчики так и не смогли решить, является низкая живучесть ствола. Она обусловлена тем, что для придания снаряду скорости 2,5 км/с требуется большая энергия выстрела. Это вызывает сильный нагрев ствола и деформацию рельсов.

Кроме того, как показали результаты исследований, в зависимости от материалов рельса и якоря-перемычки на скорости в пределах 1-1,2 км/с происходит нарушение контакта между ними с последующими электродуговой эрозией и разрушением рельса.

Таким образом, существующие технологии позволяют создать метательную систему для рельсовой ЭМП с необходимой скоростью снаряда, но живучесть ствола будет не более трех-четырех выстрелов, что не соответствует ТТТ.

В связи с этим в настоящее время проводятся исследования, направленные на создание материалов и сплавов, стойких к подобным нагрузкам.

На нынешнем этапе развития технологий возможно применение ЭМП для поражения воздушных и надводных целей в качестве альтернативы существующим артиллерийским комплексам среднего и малого калибра, а также противокорабельным ракетам (ПКР). Для решения этих задач не требуется столь высокая начальная скорость полета снаряда,
снижающая живучесть ствола, тем более что она будет даже значительно выше, чем у состоящих на вооружении арткомплексов среднего и малого калибров, и прежде всего противокорабельных ракет (для сравнения скорость полета ПКР "Гарпун" составляет 0,28 км/с).

Опытный образец стволов рельсовой ЭМП, созданный компанией "БАэ системз", установлен на быстроходном судне обеспечения десантных операций "Трентон" (типа "Спирхэд") для проведения испытаний в морских условиях.

Разработкой боеприпасов для рельсовой ЭМП в рамках программы "Гиперскоростной снаряд" (HVP - Hipervelocity Projectile) занимается фирма "Боинг". Ожидается, что это будут управляемые снаряды с высокими точностью и поражающим действием у цели. Поражение и разрушение ими цели будут происходить не за счет использования обычных взрывчатых веществ, а за счет высокой кинетической энергии самого снаряда. Ожидается, что по эффективности действия такие боеприпасы будут превосходить обычные, особенно при поражении укрепленных объектов, которые могут противостоять даже ракетным ударам.

Тактико-технические требования, предъявляемые к электромагнитной пушке

Длина ствола, м 10-12
Максимальная скорострельность, выстр./мин 6-12
Максимальная дальность стрельбы, км 370
Масса снаряда, кг 15
Масса снаряженного боеприпаса, кг 20
Начальная скорость снаряда, м/с 2500
Максимальное ускорение, g 38 000-45 000
Требуемая мощность, МВт 15-30
Энергии выстрела, МДж 63
Кинетическая энергия снаряда у цели, МДж 17

В настоящее время стрельба ведется экспериментальными боеприпасами, масса которых не превышает 3,4 кг. В дальнейшем планируется постепенное ее увеличение до требуемых 15 кг. Для стрельбы по групповым или площадным целям намечается разработать разделяющийся снаряд, начиненный боевыми элементами различной массы. Как ожидается, масса снаряжения боеприпаса составит 5,6 кг, а общая будет достигать 20 кг.

Сейчас ведутся исследования по созданию миниатюрной системы наведения, которая обеспечит коррекцию полета снаряда по данным космической радионавигационной системы "Навстар". Ее особенностью станет повышенная стойкость к перегрузкам и воздействию электромагнитных полей.

При проведении работ по созданию рельсовой электромагнитной пушки особое внимание уделяется разработке модуля накопителей энергии, который должен обеспечивать ее импульсной электроэнергией мощностью в десятки гигаватт во время выстрела снаряда (обычно это около 10 мс). При этом накопители энергии для ЭМП должны обеспечить скорострельность до 12 выстр./мин.

В настоящее время рассматриваются несколько типов накопителей энергии, среди которых конденсаторы большой емкости (суперконденсаторы), импульсные генераторы переменного тока, а также совместно используемые индукционные катушки и аккумуляторные батареи (АБ). Каждый тип имеет свои достоинства и недостатки, поэтому в настоящее время нет окончательного решения, какому из них отдать предпочтение.

Конденсаторы имеют самую высокую плотность энергии среди других накопителей энергии. Например, у широко применяемых в промышленности образцов она свыше 2,5 МДж/м3. Кроме того, конденсаторы могут выдавать всю или часть запасенной энергии в самые короткие сроки. Однако в случае непредвиденного пробоя мгновенное выделение всей имеющейся энергии будет сравнимо со взрывом. Работы, проводимые в области совершенствования конденсаторов, направлены на повышение их емкости путем внедрения новых технологий, материалов и конструкций.

В частности, зарубежные специалисты занимаются исследованиями в области полимерных и композиционных материалов, которые предполагается использовать при производстве диэлектрической пленки для систем конденсаторов большой импульсной мощности. Кроме того, разрабатываются комбинированные многослойные стеклокерамические конденсаторы большой емкости для эксплуатации в условиях высоких температур.

Генераторы переменного тока обладают большой надежностью и обеспечивают высокую плотность энергии. Они могут работать в фазных режимах энергопотребления, когда стрельба ведется снарядами разной массы и на различные дальности в зависимости от решаемых задач. Однако в импульсных генераторах
накопленная энергия выделяется инерционно. Прежде чем сделать следующий выстрел, она должна быть восполнена за счет раскручивания ротора машины до номинальной скорости с помощью электродвигателей.

С целью снижения воздействия крутящего момента реактивных сил, а также оптимизации массогабаритных характеристик генераторы переменного тока планируется монтировать парами с противоположным направлением вращения.

Аккумуляторные батареи не могут обеспечить необходимую для ЭМП мощность. Поэтому первые опытные образцы рельсовых пушек успешно применялись, используя АКБ для заряда индуктивной цепи (одна или несколько больших катушек индуктивности), которая затем разряжалась, обеспечивая рельсовой ЭМП требуемый заряд энергии.

Достоинством данной системы являются ее малые размеры, более низкое, чем у конденсаторов напряжение, а также отсутствие вращающихся узлов. Однако для подачи нужного импульса требуется специальный коммутатор, пропускающий ток к пушке, разработка которого ведется сейчас.

Интеграция системы с корабельной энергетической установкой (КЭУ) нового поколения. До настоящего времени не было возможности установить рельсовую ЭМП на надводные корабли. Это обусловливалось малой мощностью корабельной электроэнергетической системы (у ЭЭС современных НК ВМС США она составляет 8-10 МВт). Внедрение КЭУ нового поколения - объединенной электроэнергетической системы (ОЭЭС) - создает предпосылку для установки ЭМП на перспективных НК.

ОЭЭС предусматривает глубокую интеграцию составных частей КЭУ (главной энергетической установки и электроэнергетической системы) в единую систему с централизованным управлением и контролем. Ее ядром будет зональная ЭЭС корабля, вырабатывающая и распределяющая электроэнергию как на его системы и механизмы, так и на гребные электродвигатели, обеспечивающие ему ход.

Иными словами, разрабатываемая ОЭЭС использует общий первичный источник энергии для выработки электроэнергии с целью обеспечения движения и электроснабжения всех корабельных потребителей - от систем оружия до систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

ОЭЭС нового поколения предполагает гибкую систему распределения электроэнергии в зависимости от тактической обстановки. Например, в редких случаях, когда корабль развивает полный ход, большая часть электроэнергии будет расходоваться гребными электродвигателями. На частичных нагрузках при низких скоростях хода модули генераторов будут вырабатывать избыточную электроэнергию, что обеспечит возможность использования новых энергоемких систем вооружения, в том числе ЭМП.

Принятие на вооружение рельсовой ЭМП может существенно повлиять на компоновку и внешний вид кораблей ВМС, так как ее "боеприпасы" не требуют специально разработанных взрывозащищенных артпогребов. При этом компоновка новой пушки предполагает значительно меньшие опорную поверхность и физические обводы, чем обычное артиллерийское вооружение равного калибра, что облегчает ее установку практически на любой корабль.

Кроме того, значительно снизятся эксплуатационные расходы, так как стоимость боеприпаса и самой пушки значительно ниже, чем у ракет, реактивных снарядов, обычных корабельных артбоеприпасов и орудий.

Несмотря на масштабность проекта, будущее корабельной рельсовой ЭМП окончательно не определено. Согласно первоначальным планам в 2011 году должны были разработать ее экспериментальный образец, обладающий энергией выстрела 32 МДж и живучестью 100 выстр. Принятие же на вооружение боевой рельсовой электромагнитной пушки ожидается не ранее 2025-го.

В настоящее время работы по созданию ствола для рельсовой ЭМП с требуемой живучестью продолжаются. Согласно кораблестроительной программе США всего будет построено три ЭМ УРО типа "Зумвольт", каждый из которых должен быть вооружен двумя 155-мм АУ AGS. Наличие на этих кораблях ОЭЭС мощностью 80 МВт достаточно для обеспечения необходимой энергией (64 МДж) стрельбы из электромагнитной пушки с требуемой скорострельностью. Вполне вероятно, что в перспективе для проведения морских испытаний рельсовой ЭМП будет выбран один из указанных кораблей, где она заменит АУ AGS.

В случае успешного решения вопроса о создании ЭМП принятие ее на вооружение ожидается не ранее 2030 года, когда возникнет необходимость строительства эсминца нового поколения для замены ЭМ УРО типа "О. Бёрк" мод. 2 и 2А.

Таким образом, создание корабельной артиллерии крупного калибра вызвано переориентацией ВМС США с ведения боевых действий преимущественно на океанских ТВД на проведение операций главным образом в прибрежных районах в ходе локальных конфликтов, а также необходимостью разработки высокоточных артиллерийских боеприпасов с большой дальностью стрельбы.

Имеющиеся образцы корабельных артиллерийских систем крупного калибра с традиционными принципами метания заряда могут быть установлены только на кораблях с большим водоизмещением, что в сочетании с значительной стоимостью боезапаса ограничивает применение данного вида оружия. Современный уровень развития технологий не позволяет значительно снизить данные показатели.

В качестве альтернативы в настоящее время рассматриваются электромагнитные пушки. Данный вид оружия при большей дальности стрельбы и меньшей стоимости боезапаса, как ожидается, будет иметь меньшую общую массу. Однако для применения ЭМП потребуется наличие на корабле электроэнергетической системы большой мощности. В случае успешного завершения работ по созданию ЭМП принятие ее на вооружение стоит ожидать не ранее 2030 года, когда может возникнуть необходимость постройки ЭМ УРО нового поколения для замены кораблей типа "О. Бёрк" мод. 2 и 2А.