Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Православные апостолы петр и павел. Святые апостолы Петр и Павел — храмы, иконы, молитва. Когда день памяти Петра и Павла

По старому стилю).
Празднуя в этот день память первоверховных апостолов Петра и Павла, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры. Оба первоверховных апостола пострадали за веру Христову в один день 67 г. в Риме при гонениях императора Нерона на христиан, и их память празднуется в один день.
Разница между ними колоссальная в том, что апостол Петр был с самого начала верным учеником Христов, был свидетелем всего, что случалось вокруг Христа с первого момента Его выхода на проповедь.
И наоборот, апостол Павел был Христовым врагом, Его противником, он не верил в Него как в Мессию, он считал Его лжепророком; он вышел на проповедь не с тем, чтобы возвещать Евангелие, а с тем, чтобы быть гонителем христиан. Апостолы Петр и Павел более других потрудились в проповеди христианства среди иудеев и язычников, поэтому Церковь называет их "первоверховными апостолами".
Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.
Церковь также именует апостолов Петра и Павла первоверховными, так как они более других учеников Господа потрудились в деле Евангельской проповеди: апостол Петр - среди иудеев, апостол Павел - среди язычников.
Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование - 29 июня - было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
21.03.2019 -
22.03.2019 -
23.03.2019 -

Петр и Павел - Часть 2

Апостолы Петр и Павел. Эль Греко.

Встречаются в литературе имена, которые ассоциируются исключительно с другими именами. Ну, например, когда мы говорим «Дон Кихот», на языке уже вертится имя другого персонажа Сервантеса – Санчо Панса. Или упоминание Шерлока Холмса неминуемо ведёт за собой мысль о докторе Ватсоне. По воле писателя эти литературные персонажи, их образы приобрели в нашем сознании гармоничное сочетание.

Встречается подобное и в реальной истории. Например, в церковной. Известно немало примеров, когда имена двух святых упоминаются, по большей части, только вместе. Это, например, создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий, врачи Косьма и Дамиан, русские князья Борис и Глеб. Но оно и понятно – ведь все перечисленные святые друг другу приходились братьями и благодаря своему родству вместе шли по жизненному пути, служили одной миссии. Однако есть в календаре Православной Церкви праздник, который на веки объединил имена совершенно разных, с первого взгляда, святых. Речь идёт об апостолах Петре и Павле, память которых празднуется Церковью 12 июля по новому стилю. Главное песнопение этого дня - тропарь - говорит о величии святых апостолов и силе их молитвы к Богу.

На современном русском языке текст этого песнопения можно передать так: «Первые по чести среди апостолов и великие учители веры, Пётр и Павел, молите Бога даровать мир людям и душам нашим великую милость свыше».

Мы уже настолько привыкли к совместному упоминанию этих святых, что искренне недоумеваем – а есть ли какая-то странность в том, чтобы праздновать память апостолов Петра и Павла в один день? Оказывается - есть. И весь парадокс состоит в том, что более не похожих, разных по характеру и жизненному пути святых, ещё нужно поискать.

Апостол Пётр по происхождению своему был человеком простым. Являясь сыном рыбака, он сам, до того как стал учеником Христа, занимался рыбацким делом. Жил тихой семейной жизнью в деревушке на берегу Генисаретского озера. Апостол Павел, напротив, принадлежал, как мы бы сказали сегодня, к интеллигенции. Он получил лучшее на тот момент религиозное образование – до обращения в христианство Павел вращался в элитной среде знатоков иудейских традиций.

Святой Пётр был одним из первых учеников Христа. Спаситель призвал его к апостольскому служению в самые первые дни Своей проповеди вместе с братом Петра – святым Андреем. Павел не видел Христа во время Его земной жизни. Более того, он долгое время не только не был апостолом, но даже считался одним из самых непримиримых противников христиан. Павел, до того как стать учеником Спасителя, фактически участвовал в убийстве первого христианского мученика – святого Стефана.

Казалось бы, до сих пор у нас есть только причины к тому, чтобы не поминать апостолов Петра и Павла вместе, в один день. Но почему же Церковь поступает наоборот? Причём поступает с самых ранних веков существования христианства. Есть неопровержимые свидетельства о том, что праздник памяти апостолов Петра и Павла появился ещё в первом веке по Рождестве Христовом. А в четвёртом столетии святой император Константин Великий построил в честь них два великих храма в столицах Римской империи - Риме и Константинополе. В русской православной традиции память святых Петра и Павла также всегда праздновалась совместно. И даже была закреплена на высоком государственном уровне. Император Пётр I начал постройку новой столицы России, Санкт-Петербурга, с основания Петропавловской крепости. Почему же Церковь с таким постоянством хотела поминать апостолов Петра и Павла именно вместе? По преданию, апостолы Пётр и Павел мученически закончили свою жизнь в один и тот же день. Это произошло в Риме во время гонений на христиан императора Нерона. Апостол Пётр был распят на кресте вниз головой, а апостол Павел был обезглавлен.

Действительно, апостолы Пётр и Павел больше других апостолов путешествовали с проповедью Христа по миру и основали множество христианских общин. Но есть другие, не менее важные причины совместного почитания этих святых.

Здесь обязательно нужно вспомнить один важный аспект церковного календаря. Главная особенность православных праздников состоит в том, что каждый праздник помогает понять, что именно человек должен сделать в своей жизни, чтобы идти путём святости и победить грех. Иными словами, каждый православный праздник учит нас тому, как спасти свою душу.

Праздник святых апостолов Петра и Павла учит нас сразу нескольким существенным вещам. Первая из них это то, что у каждого человека есть шанс изменить свою жизнь к лучшему. Мы подчас отказываем людям в такой возможности. Совершил человек ошибку, и мы ставим на нём крест. Называем его как угодно - неудачником, злодеем, даже мерзавцем. А вот Бог поступает иначе. Господь каждому из нас оставляет возможность исправить ошибки. Достаточно вспомнить, как Бог простил все грехи разбойнику, который висел на кресте справа от распятого Христа. Это произошло в тот момент, когда преступник осозналсовершённые им грехи и оказался способным пожалеть невинно осуждённогоСпасителя. Покаявшийся разбойник, как верит Церковь, стал первым человеком, вошедшим в Рай!

Таким образом, Евангелие свидетельствует, что Бог ценит каждого из нас. И жизнь апостолов Петра и Павла подтверждает, что любой человек имеет шанс на прощение своих грехов, если он искренно кается в них перед Богом.

День апостолов Петра и Павла – это ещё и призыв к миссионерству. Церковь празднуя их память 12 июля по новому стилю, говорит нам – если ты сам испытал опыт покаяния, получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрёл дар веры, то не храни его только для себя – поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом, почувствовать твою радость от встречи с Богом.

Среди всех последователей Христа первоверховные апостолы Пётр и Павел занимают совершенно особое место. Именуя их «первоверховными», Церковь указывает на то, что они больше других потрудились в деле распространения на земле Христова учения. Слово «апостол» в переводе с греческо го означает «посланник».

Иисус Христос, посылая их на проповедь, сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). «Научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28,19).

И апостолы, повинуясь голосу Бога, пошли по всей земле и понесли свет Христовой веры. Мир, куда они пошли, был развращён и пресыщен, сиял в блеске и величии. Могущественный и великолепный по внешности, это был мир Спартака и Цезаря, Плиния и Тацита, то есть это были Рим и Греция в эпоху своего самого блестящего и утончённого тлена.

С человеческой точки зрения, задача, которая стояла перед апостолами, людьми из далекой провинции, а именно духовное завоевание этого античного мира, могла показаться совершенным безумием. Иудеи требовали знамений, эллины — философского доказательства, а в ответ слышали: «Мы проповедуем Христа распятого», ибо апостолы знали, что с ними Господь. Они помнили Его слова: «Мужайтесь, Я победил мир! Я с вами до скончания века». И апостол Павел радостно восклицает: «Если Христос с нами, кто же против нас?».

При жизни оба апостола были совершенно разными и непохожими друг на друга людьми. Пётр был сельским жителем приморской деревушки Виф-саиды с берегов Тивериадского озера. Павел происходил из малоазийского города Тарса и даже имел римское гражданство (Деян. 16, 37).

Апостол Пётр был женат. Из Евангелия известно, что Господь исцелил его больную тещу. Апостол Павел был холост. В Иерусалиме у него жили только замужняя сестра и племянник.

Пётр до своего призвания занимался рыболовством и был совершенно неграмотным. Павел получил блестящее образование в академии иерусалимского раввина Гамалиила и хорошо знал греческую философию и классическую литературу. В пользу этого говорят не только его цитаты из языческих малоизвестных поэтов, а именно из Арата и афинского поэта Клеандра (Деян. 17, 28), из критского поэта Эпименида (Тит. 1, 12) и афинского поэта Менандра (1 Кор. 15, 23), но и его ещё более глубокие мысли о существе и развитии языческой религии и философии (1 Кор. 1).

Апостол Пётр с момента призвания постоянно был со Христом. Апостол Павел, по некоторым сведениям, до своего обращения никогда не видел Христа. Апостол Пётр в начале своей деятельности был весьма далёким от верного понимания дела Божия и часто старался даже перечить Христу. Апостол Павел сразу же после призвания стал неутомимым последователем Христа до своего последнего часа на земле.

Почему же Господь избирает этих двух таких разных людей для великого служения Евангелию? Потому что, несмотря на ошибки, сердца их были чисты и в них было великое горение веры. Кроме того, обоих апостолов уравнивала горячая любовь ко Христу и всему человечеству. Поэтому и Церковь объединила их память в одном празднике.

По своей родословной апостол Пётр происходил из колена Симеонова и вначале носил имя Симон. До встречи с Христом он, вместе с братом Андреем, ловил рыбу. Господь, проходя по берегу Тивериадского озера, увидел их и сказал: «Следуйте за Мною. Я сделаю вас ловцами человеков». И они, оставив всё, пошли за Христом.

Душа у апостола Петра была простая и беззлобная, как у ребёнка. По пылкости сердца он быстрее других откликался на слова Христа, часто обнаруживая при этом свои человеческие немощи и непонимание духа учения Христова, за что Господь иногда его строго обличал. Но зато раньше других Пётр выказывал свою веру и горячую любовь к Спасителю. Так он первым исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим (Мф. 16, 16). С мечом в руках он защищал Христа в Гефсиманском саду. Но когда настал страшный час испытания, Пётр не устоял и трижды отрёкся от своего Учителя. Однако горячее сердце апостола не выдержало взгляда Господа после этого малодушного поступка, и Пётр горько каялся. Древнее предание говорит, что всю последующую жизнь, когда ему случалось по ночам слышать крик петуха, он пробуждался ото сна, вставал на молитву и начинал плакать. От этих частых слёз под глазами апостола пролегли две глубокие борозды.

Сперва Пётр проповедовал Евангелие только иудеям. Но потом ему было сказано, чтобы он шёл и к язычникам. Тогда апостол крестил семью Корни-лия-сотника и с этого момента стал проповедовать языческому миру. Велика была духовная сила Петра. В Писании сказано, что когда он проходил по городам и сёлам, то «выносили больных на улицы, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них... и исцелялись все».

За веру и преданность Господь назвал Петра «камнем» и обещал дать ему ключи Царства Небесного, то есть власть разрешать и связывать грехи человеческие. Поэтому в христианской иконографии апостол Пётр часто изображается с ключами.

Первоверховный апостол Павел до своего призвания также носил иное имя — Савл. Он обладал сильным и стремительным характером. Ревнивый последователь еврейского закона, он был вначале непримиримым врагом христианства. «Я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса... я много святых заключал в темницы... и в чрезмерной против них ярости преследовал даже и в чужих городах» (Деян. 26, 9-11). Так свидетельствует он сам.

Расправившись с христианской общиной в Иерусалиме, Савл отправился в Дамаск продолжать гонения и там, но на пути вдруг был объят сильным светом и услышал голос Христа, который упрекал его за гонения. Свет стал настолько ярким, что ослеплённый Савл упал на землю. Переворот, происшедший в его душе в эту минуту, — это одно из необычных событий, ставшее величайшим и сложным психологическим актом. Упал на землю гонитель христиан Савл — а восстал великий апостол языков Павел.

Что могло произвести такой переворот в душе преследователя? Какая сила превратила убийцу в благовестника? Мы напрасно стали бы искать земного источника этой чудесной силы, ибо она нездешняя. Как над Петром пылал язык Божественного пламени в горнице Сионской, так и Павлу воссиял с небес неизречённый свет на пути в Дамаск. Оттуда, из запредельных высот, он услышал голос, говорящий: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?».

Под руки спутники Савла отвели его в Дамаск, где он три дня ничего не видел и не ел. Затем принял Крещение и стал называться Павлом.

Когда Дамаск облетела весть, что вчерашний гонитель крестился во имя Иисуса, страх христиан сменился радостью. Павел же удалился в Аравию, где несколько лет прожил в одиночестве. Всё происшедшее требовало уединения и подготовки к новой жизни. Эти годы были временем напряжённой духовной работы.

По возвращении в Дамаск Павел начал проповедь о Христе и вскоре сам подвергся жестоким гонениям. Враги христиан сговорились убить Павла, у ворот города были расставлены патрули, но верующие ночью спустили апостола с городской стены в корзине, и ему удалось избежать ареста. После этого Павел отправился в Иерусалим, город, где его помнили как гонителя Церкви. Поэтому он был встречен сдержанно и даже с некоторой подозрительностью. Апостол чувствовал себя в Иерусалиме чужим и одиноким, и только добрый и проницательный христианин Варнава был обеспокоен его судьбой. Он сделал всё, чтобы рассеять недоразумения и сблизить апостола Павла с Петром. Две недели, которые Павел провёл под гостеприимным кровом галилейского рыбака, остались как одно из наиболее светлых воспоминаний. Здесь он впервые услышал о жизни Спасителя из уст очевидцев. Так началась дружба двух великих апостолов, которая не нарушалась до конца их жизни.

После этой встречи начинаются знаменитые миссионерские путешествия апостола Павла, сперва с Варнавой в Сирию, затем на Кипр, в Малую Азию, Македонию, Грецию и Рим, где он основывал церкви и утверждал христианство. Ему сопутствовал племянник Варнавы Марк, который и написал второе Евангелие.

Тысячи километров прошёл апостол пешком, проповедуя Слово Божие. Свою проповедь он подкреплял силою чудес, совершённых его руками. Даже платки и пояса с его тела верующие возлагали на больных и у тех прекращались болезни. За проповедь Евангелия его много раз заключали в темницу. Бесчисленное количество раз он был на волосок от смерти. Фанатики побивали его камнями, оставляя полумёртвым, а римская стража бросала в темницу. Три раза он терпел кораблекрушение и целые сутки плыл на обломке корабля. Но Господь хранил Своего избранника. Помня о том, что когда-то он был гонителем христиан, Павел с глубокой скорбью говорил: «Я, как некий изверг, недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию».

В довершение всего апостола постоянно сопровождал мучительный недуг, который он называл «жалом плоти». «Бедный я человек, — восклицает апостол, — кто избавит меня от сего тела смерти» (Рим. 7, 2-4). «Три раза умолял я Господа, чтобы Он избавил меня от этого. Но Господь сказал: «Довольно с тебя и благодати Моей, а сила Божия в немощи совершается».

Иоанн Златоуст, восхищаясь апостолом Павлом, говорит: «Я не найду слов, чтобы описать, какой любовью к людям пылало сердце этого апостола. Его любовь была шире океана и жарче огня. Он любил людей так, как будто был их отцом; готов был сам пойти в ад, только бы спаслись те, которым он проповедовал Слово Божие».

За то суждено было ему самому первому из апостолов ступить на землю Европы для просвещения язычников. Первый европейский город, куда прибыл Павел, находился на севере Греци!}, в Македонии, и назывался Филиппы. Апостол основал здесь Церковь и, уходя дальше, оставил его жителям письменное назидание, которое называется «Послание к Филиппийцам».

Особая трудность в деле проповеди ожидала его в Афинах. Здесь слово крестное надлежало возвестить «мудрым века сего» — философам, риторам, поэтам. Город был полон языческих идолов, и, осмотрев его, апостол возмутился духом. Но среди множества греческих богов Павел нашёл надпись «Неведомому Богу». И тогда он стал говорить: «Афиняне! Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано «Неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Здесь, в афинском ареопаге, у Павла, благодаря проповеди, нашёлся последователь и ученик — Дионисий Ареопагит.

Эти миссионерские путешествия апостола Павла имели великое значение. Во-первых, на европейском континенте был основан целый ряд церквей, во-вторых, они положили начало литературным памятникам христианской культуры. Эти письменные назидания, в неповреждённости дошедшие до нас, Иоанн Златоуст называет «неиссякаемым кладезем премудрости». Сколько бы мы ни учились на этих апостольских посланиях, сколько бы ни черпали из этого кладезя — всегда в нём для нас много нового, назидательного и нужного для нашего спасения и укрепления нашей слабой веры.

Основав ряд церквей в Греции, апостол Павел решил отправиться на запад и дойти до Испании. Опорным пунктом для этого путешествия он мог избрать Рим, где в это время была уже большая христианская община. Апостол написал Послание к Римлянам, в котором системно изложил свой взгляд на отношение Ветхого Завета к Евангелию. В Риме произошла и последняя встреча двух великих апостолов.

В это время столица мира представляла собой печальное зрелище. Последний император из династии Юлиев-Августов, цезарь Нерон (54-68 гг. н.э.) добился римского престола ценою многих преступлений. Он установил в Риме настоящий террор (Тацит. «Анналы» 13, 45). Забросив государственные дела, часто выступал перед публикой в качестве певца, заставляя аплодировать себе. (Светоний. «Нерон» 2, 20). Одержимый безумными идеями, он решил перестроить Рим и поджёг старые кварталы предместья. Но загорелся весь город. Из зверинцев были выпущены звери, и началась паника. Тысячные толпы людей, спасаясь от огня и диких животных, давили друг друга. Пламя бушевало целую неделю, погибли десятки тысяч римлян. Из четырнадцати кварталов столицы уцелело только четыре, и тогда в народе поползли зловещие слухи. Зрело восстание против цезаря. Желая снять с себя вину, Нерон обратил народный гнев против христиан, обвинив их в поджоге. Начались массовые аресты и казни всех, кто открыто исповедовал Христа. Среди множества мучеников, имена которых нам неизвестны, были апостолы Пётр и Павел.

По преданию, Пётр успел бежать из Рима под покровом ночи вместе с женой. Но ранним утром на Аппиевой дороге ему явился Христос, и после этого апостол вернулся в Рим, где его распяли на кресте вниз головой. Уже во II веке на месте казни апостола Петра была сооружена гробница, открытая археологами в 1950 году.

О последних днях жизни апостола Павла нам известно гораздо меньше. Во всяком случае, он провёл их в темнице при обстоятельствах, о которых красноречиво свидетельствует его второе послание к Тимофею. Это лебединая песнь апостола, идущего навстречу смерти. Давая последние указания Тимофею, Павел сообщает о безнадёжности своего положения. «Я уже становлюсь жертвой, — пишет апостол, — и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение (жизни) совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его...» (2. Тим. 4, 6-8). В этом же послании есть знаменательные слова, свидетельствующие о несокрушимой силе, которая поддерживала измученное тело и истомлённую душу: «Я знаю, в Кого уверовал».

Он жил Христом и во Христе, через него Господь обращался к миру, и огненное слово Божие пылало в сердце сгорбленного старца так же, как оно пылало в сердце юноши Савла, который много лет назад вступил в Дамаск. Как римского гражданина его не стали подвергать крестным пыткам, но обезглавили мечом. Древнее предание говорит, что он был казнён в один день и час с апостолом Петром. По свидетельству Тертуллиана, это произошло в трёх милях от Рима, на Остийской дороге.

В истории человечества трудно найти более целостные образы, чем апостолы Пётр и Павел. На них была возложена великая миссия: нести миру свет Царства Божия, и они отдали жизнь на служение этой миссии. В течение тридцати лет, от первых шагов проповеди до самой смерти, они сохраняли единство в своей деятельности. Это духовное единство было создано их любовью к Богу и людям. Эта преданность Христу в деле распространения Евангелия, чуждая национальной ограниченности, была целью их жизни. И ничто не могло отклонить их от крестного пути. Благодаря этим двум апостолам, все народы греко-римского Средиземноморья получили христианское просвещение. Именно они вдохнули в одряхлевшие формы античного мира новую жизнь, давшую великие плоды в европейской культуре.

Достигли славы в веках эти апостолы и вся первохристианская Церковь, конечно же, не земными путями и не человеческой мудростью, не ухищрением слова и умением использовать обстановку, а только силой веры, молитвы и любви. Невыразимая человеческими средствами похвала, которую заслужили апостолы, должна прежде всего воздаваться Тому, чьей силой совершилось призвание Петра и обращение Савла в Павла, и Кто Сам всё трудное сделал исполнимым, ибо «сила Божия в немощи совершается».

Пройдут века, пронесутся тысячелетия. Но в недрах Святой Церкви и в памяти народной всегда будут жить имена апостолов Петра и Павла.

Две-на-дца-то-го июля Цер-ковь чтит па-мять свя-тых апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла, этот празд-ник пред-ва-рял пер-вый из двух лет-них по-стов Пет-ров, по-чти ме-сяц ве-ру-ю-щие го-то-ви-лись к этой да-те, как к боль-шо-му празд-ни-ку. По-че-му? За что мы по-чи-та-ем апо-сто-лов, в чем за-клю-ча-лась мис-сия Пет-ра и Пав-ла? Об этом рас-суж-да-ет кан-ди-дат физи-ко-ма-те-ма-ти-че-ских на-ук и диа-кон Ни-ко-лай Со-ло-дов.

Ред-ко кто вспом-нит те-перь, что ко-гда-то Пет-ра и Пав-ла зва-ли по-дру-го-му. Петр «по пас-пор-ту» был Си-мо-ном, бо-лее точ-но Ши-мо-ном, как Ши-мон Пе-рес, а Па-вел — Сав-лом, или Са-у-лом (Ша-у-лом), как пер-вый царь Из-ра-и-ля. Их ев-рей-ские име-на за-сло-ни-ли име-на ин-тер-на-цио-наль-ные: Петр, по-гре-че-ски ка-мень, и Па-вел, от ла-тин-ско-го ма-лень-кий. Во Хри-сте нет ни гре-ка, ни ев-рея, ни рус-ско-го, ни та-джи-ка, ни та-та-ри-на. Но пре-одо-ле-ние на-цио-наль-ных гра-ниц да-лось пер-вым хри-сти-а-нам иуде-ям не лег-ко. Для это-го бы-ла необ-хо-ди-ма глу-бо-кая пе-ре-строй-ка со-зна-ния — про-цесс, ко-то-рый от-ра-зил-ся да-же на име-нах.

Пе-ре-ве-сти ве-ру на язык дру-го-го на-ро-да — де-ло чрез-вы-чай-но слож-ное. Да-же в хри-сти-ан-ской Ев-ро-пе пра-во-сла-вие до-ступ-но лишь очень немно-гим — до се-го дня оно су-ще-ству-ет толь-ко на рус-ском, серб-ском, гре-че-ском... На немец-ком язы-ке пра-во-сла-вия прак-ти-че-ски нет. Пе-ре-во-ды бо-го-слу-жеб-ных книг — есть, а пе-ре-во-да ве-ры на язык куль-ту-ры, так чтобы оно пе-ре-ста-ло быть чем-то чу-же-род-но-эк-зо-ти-че-ским, — нет. И пра-во-слав-ные церк-ви рас-смат-ри-ва-ют-ся в Гер-ма-нии лишь как осо-бая фор-ма са-мо-вы-ра-же-ния на-цио-наль-ных мень-шинств. Еще ху-же де-ло об-сто-ит в Ки-тае или Та-и-лан-де: ес-ли куль-ту-ра «не зна-ет» Еван-ге-лия, то про-по-ве-ди не на что опе-реть-ся. При-хо-дит-ся на-чи-нать с чи-сто-го ли-ста. Пред-ставь-те се-бе, что вам на-до рас-ска-зать ки-тай-цам о пра-во-сла-вии. С че-го бы вы на-ча-ли?

Од-на-ко про-бле-мы совре-мен-ных мис-си-о-не-ров все же не слиш-ком ве-ли-ки в срав-не-нии с вы-пав-ши-ми на до-лю пер-вых апо-сто-лов. Ве-ра Хри-сто-ва за несколь-ко де-ся-ти-ле-тий рас-про-стра-ни-лась по всей Рим-ской им-пе-рии. Ма-лень-кая иудей-ская сек-та пре-вра-ти-лась в первую (и по су-ще-ству един-ствен-ную) ми-ро-вую ре-ли-гию. Горст-ка уче-ни-ков пре-об-ра-зи-лась во Все-лен-скую цер-ковь. Это бы-ло чу-до. Но чу-до это бы-ло со-вер-ше-но ру-ка-ми лю-дей — апо-сто-лов, по боль-шей ча-сти про-стых ры-ба-ков. Они по-лу-чи-ли осо-бый дар и при-зва-ние — со-зи-дать Цер-ковь — свя-тую, со-бор-ную, апо-столь-скую. Пер-вы-ми сре-ди апо-сто-лов мы на-зы-ва-ем Пет-ра и Пав-ла, пер-во-вер-хов-ных апо-сто-лов.

Чем же вы-де-ля-ет-ся их роль в рас-про-стра-не-нии хри-сти-ан-ства? Ведь не на-зы-ва-ют пер-во-вер-хов-ны-ми ни Иоан-на Бо-го-сло-ва, ни еван-ге-ли-ста Мат-фея, ни Иа-ко-ва, пер-во-го епи-ско-па Иеру-са-ли-ма. Все апо-сто-лы тру-ди-лись над од-ним де-лом, все они сви-де-тель-ство-ва-ли о Хри-сте, но слу-же-ние апо-сто-лов Пет-ра и Пав-ла бы-ло осо-бен-ным уже по то-му, что им бы-ло суж-де-но пе-рей-ти чрез-вы-чай-но важ-ные гра-ни-цы. Апо-столь-ство и все-гда есть пе-ре-хож-де-ние гра-ниц: по-слан-ный от Бо-га об-ра-ща-ет-ся к «внеш-ним», к тем, кто еще за гра-ни-цей Церк-ви; он вы-хо-дит за уста-нов-лен-ные ру-бе-жи об-щи-ны, чтобы про-све-тить и спа-сти тех, ко-то-рые еще во тьме. Очень ча-сто гра-ни-цы эти бы-ли гео-гра-фи-че-ски-ми: апо-стол Фо-ма про-по-ве-до-вал в Ин-дии, рав-ноап-о-столь-ная Ни-на в Гру-зии, рав-ноап-о-столь-ный Ни-ко-лай (1836-1912) в Япо-нии, рав-ноап-о-столь-ный князь Вла-ди-мир кре-стил Русь. Но от-нюдь не все-гда пу-ти про-по-ве-ди озна-ча-ли про-стран-ствен-ное пе-ре-ме-ще-ние: апо-сто-лу Пет-ру вы-па-ло пер-во-му об-ра-тить-ся к языч-ни-кам, а не к иуде-ям, и это был важ-ней-ший ру-беж, хо-тя он и не был со-пря-жен с даль-ни-ми пу-те-ше-стви-я-ми. Иуде-ев, из-бран-ный на-род от-де-ля-ли от невер-ных мно-го-ве-ко-вые уста-нов-ле-ния — пе-рей-ти их бы-ло слож-нее, чем уехать на край све-та. Не слу-чай-но, чтобы ре-шить-ся на про-по-ведь языч-ни-кам Пет-ру по-на-до-бил-ся осо-бый знак — ви-де-ние, в ко-то-ром Гос-подь три-жды по-вто-рил, об-ра-ща-ясь к Пет-ру, не гну-шать-ся ни-чем из то-го, что Он очи-стил. Петр про-по-ве-до-вал Кор-ни-лию сот-ни-ку, и, укреп-ляя ре-ши-мость апо-сто-ла, Дух Свя-той со-шел на сот-ни-ка и быв-ших с ним, ко-гда они еще не бы-ли кре-ще-ны во-дой. Петр сде-лал пер-вый шаг, не все хри-сти-ане (то-гда по-го-лов-но иудеи) одоб-ри-ли его на-чи-на-ние. Про-дол-жил же де-ло про-све-ще-ния на-ро-дов «апо-стол языч-ни-ков» Па-вел.

Пер-во-вер-хов-ный апо-стол Па-вел не был в от-ли-чие от Пет-ра спут-ни-ком Спа-си-те-ля в Его зем-ной жиз-ни. Не был он сви-де-те-лем чу-дес и ис-це-ле-ний, не по-лу-чал от Иису-са Хри-ста обе-то-ва-ний, по-доб-но стар-ше-му из две-на-дца-ти: «Ты еси Петр, и на сем камне со-зи-жду Цер-ковь Мою, и вра-та ада не одо-ле-ют ее, и дам те-бе клю-чи Цар-ства Небес-но-го, и что свя-жешь на зем-ле, бу-дет свя-за-но на небе-сех...» () — по-чти невме-сти-мые сло-ва! Рим-ские пер-во-свя-щен-ни-ки не вы-дер-жа-ли их вы-со-ты. По тра-ди-ции они счи-та-ли се-бя на-след-ни-ка-ми Пет-ра, и, от-но-ся сло-ва Гос-по-да к се-бе, со вре-ме-нем на-ча-ли по-чи-тать се-бя без-греш-ны-ми на-мест-ни-ка-ми Хри-ста на зем-ле.

Апо-стол Па-вел, на-про-тив, по-на-ча-лу был го-ни-те-лем хри-сти-ан и рев-ни-те-лем фа-ри-сей-ства. Не уве-ро-вал он и по-сле рас-пя-тия и вос-кре-се-ния Спа-си-те-ля. И толь-ко осо-бое по-се-ще-ние Бо-жие, ко-то-ро-го Савл спо-до-бил-ся на пу-ти в Да-маск, ку-да он шел пре-сле-до-вать уче-ни-ков Хри-сто-вых, по-вер-ну-ло его вспять. И вот он уже рев-ност-ный про-по-вед-ник Еван-ге-лия, про-све-ти-тель языч-ни-ков, на-став-ник об-ра-щен-ных.

По-сла-ния апо-сто-ла Пав-ла в раз-ные го-ро-да со-став-ля-ют зна-чи-тель-ную часть книг Но-во-го За-ве-та, его по-уче-ния це-ни-ли во все вре-ме-на, их по-сред-ством про-дол-жа-ет бе-се-до-вать с на-ми апо-стол, жив-ший по-чти два ты-ся-че-ле-тия на-зад. Пись-ма эти чрез-вы-чай-но бо-га-ты со-дер-жа-ни-ем, хо-тя и тре-бу-ют боль-ше-го тру-да для уяс-не-ния, чем дру-гие но-во-за-вет-ные кни-ги. Через них при-шел ко Хри-сту бла-жен-ный Ав-гу-стин, не жа-ле-ет хва-леб-ных слов об апо-сто-ле Пав-ле Иоанн Зла-то-уст. Но и глу-би-на пав-ло-ва бо-го-сло-вия та-ит не мень-шие опас-но-сти, чем вы-со-та вла-сти Пет-ра. Од-но-бо-кое тол-ко-ва-ние по-сла-ний апо-сто-ла при-ве-ло Лю-те-ра к укло-не-ни-ям от пра-вой ве-ры, и до се-го дня про-те-стан-ты ни на что дру-гое так охот-но не ссы-ла-ют-ся, как на по-сла-ние Пав-ла к Рим-ля-нам, ухит-ря-ясь про-ти-во-по-став-лять его все-му осталь-но-му Пи-са-нию.

Тру-да-ми апо-сто-лов Бог при-зы-ва-ет все на-ро-ды в Свое Цар-ство. На-чи-на-ли свой жиз-нен-ный путь пер-воап-о-сто-лы со-всем по-раз-но-му: хо-ро-шо об-ра-зо-ван-ный иудей из ма-ло-азий-ско-го го-ро-да Тар-са Па-вел и га-ли-лей-ский ры-бак Петр, с раз-ных сто-рон по-до-шли они к об-ще-му де-лу, но скон-ча-ли зем-ную жизнь они оба в Ри-ме, уби-тые во вре-мя пре-сле-до-ва-ния хри-сти-ан при Нероне — го-ни-те-ли не до-стиг-ли сво-ей це-ли, спа-си-тель-ное уче-ние быст-ро рас-про-стра-ня-лось по всей все-лен-ной. Через две-ри, от-кры-тые пер-во-вер-хов-ны-ми апо-сто-ла-ми вхо-ди-ли в Цер-ковь на-ро-ды се-ве-ра и юга, за-па-да и во-сто-ка.

Диа-кон Ни-ко-лай Со-ло-дов

Среди самых ранних последователей Иисуса Христа, ставших основателями Его Вселенской Церкви, есть два апостола, именуемых первоверховными. Пётр и апостол Павел. В земной жизни они были совершенно разными людьми не только по своему социальному положению, но и по образу мыслей, и по восприятию мира. Объединила их вера в воскресение Сына Божия, открывшего врата в Вечную Жизнь.

Рыбак с Геннисаретского озера

О святом апостоле Петре нам известно, что он родом из города Вифсаиды, расположенном на севере Геннисаретского озера. Его отец Иона происходил из колена Неффалимова. До встречи с Иисусом Христом апостол Пётр именовался Симоном. Жил он в Капернауме со своей женой и тёщей. Симон был простым и скромным рыбаком. Вместе со своим родным братом Андреем, будущим апостолом Андреем Первозванным, он тяжёлым трудом добывал свой хлеб, не помышлял о тайнах мироздания, и все его интересы сводились к заботам текущего дня.

В самом начале Своего земного служения Иисус, призвав к Себе обоих братьев, дал Симону новое имя ― Пётр, что в переводе означает «камень». Сказанные при этом Иисусом слова о том, что на этом «камне» Он построит церковь, неприступную для ада, свидетельствуют о той особой роли, которая была предначертана Им этому человеку. И Пётр с самого начала беззаветно поверил своему Учителю. В его простой и открытой душе не было места сомнению. Оставив всё, что связывало его с прежней жизнью, он, не задумываясь, последовал за Христом.

Прозрение апостола Павла

Совсем иным представляется нам апостол Павел. Он появился на свет в городе Тарсе, в семье еврея, имевшего римское гражданство, что юридически обеспечивало ему привилегированное положение. Первоначально он носил имя Савл и был фанатичным приверженцем иудейского Закона. В Иерусалиме, примкнув к фарисеям, он получил блестящее образование под руководством одного из известнейших в то время раввинов. Это сделало его ещё большим ревнителем иудаизма и гонителем христиан.

Но Господу было угодно просветить его разум светом истинной веры. Исполненный Духа Святого, Павел со всем жаром своего сердца начал проповедовать в синагогах учение, которое ещё вчера обличал как ложное и сторонников которого обвинял в преступлениях против Закона. Он был человеком образованным, и это предавало его проповедям особую силу. Вступив на этот новый для него жизненный путь, Савл стал именоваться Павлом, что глубоко символично, ― перемена имени означала изменение всей жизни.

Мученический конец святых апостолов

Согласно Священному Преданию, апостол Пётр и апостол Павел после своего многолетнего служения погибли от рук иудеев в один день ― 12 июля (н. с.). Он стал днём их памяти. Ежегодно в этот день отмечается праздник ― День Петра и Павла. предал смерти апостола Петра после того как ему стало известно, что Пётр своей проповедью значительно умножил число новообращённых христиан. Апостол был осуждён на распятие, как и его великий Учитель, но молил палачей пригвоздить его ко кресту вниз головой, так как счёл себя не достойным повторить смерть Христа, распятого стоя.

Апостол Павел являлся римским гражданином, и, согласно закону, его нельзя было распять, так как подобная казнь считалась позорной, и ей подвергались лишь беглые рабы и те, кто принадлежал к самым низшим слоям общества. По повелению императора, его вывезли за пределы Рима и на Остийской дороге обезглавили ударом меча. Предание гласит, что на том месте, где упала глава святого апостола, забил из земли чудодейственный источник.

В период раннего христианства почитание этих святых последовало непосредственно за их мученической кончиной, а место погребения явилось одной из величайших святынь. Тогда же начали отмечать и праздник ― День Петра и Павла. Известно, что когда в IV веке при императоре Константине Великом христианство наконец получило официальный статус и стало государственной религией, то в Риме и Константинополе были сооружены храмы в честь этих апостолов.

Поклонение россиян святым апостолам

С первых дней принятия христианства на Руси апостол Пётр и апостол Павел стали одними из самых почитаемых и любимых россиянами святых. Креститель Руси ― равноапостольный князь Владимир, вернувшись из Корсуни, привёз в Киев икону с их изображением. Впоследствии она была передана в дар Новгороду, где долгое время хранилась в Софийском соборе. Позже она была утеряна, но и в наши дни под сводами этого храма можно видеть старинную фреску XI века, представляющую святого апостола Петра.

О многовековой традиции почитания на Руси первоверховных апостолов свидетельствуют настенные росписи относящиеся к XI-XII векам. На них также изображены апостол Пётр и апостол Павел. Два старинных российских монастыря в честь этих святых были основаны в начале XII века, один ― в Новгороде на Синичей горе, а другой ― в Ростове. Столетие спустя Петропавловский монастырь появился в Брянске. В этот период были написаны многие богослужебные тексты, в том числе и акафист Петру и Павлу.

О популярности апостолов Петра и Павла говорит и то широкое распространение, которое получили их имена среди православных жителей нашей страны. Достаточно вспомнить обширный сонм древнерусских святых. Среди них многие при крещении, а некоторые при монашеском постриге или принятии Великой Схимы нарекались именами первоверховных апостолов. Этот перечень можно продолжить именами людей, оставивших свой след в русской истории, а также теми бесчисленными Петрами и Павлами, прожившими свой век на необозримых просторах России.

Древнейшие изображения первоверховных апостолов

Говоря о развитии иконографии этих образов, нужно отметить, что святые апостолы Пётр и Павел изображались ещё первыми христианами на стенах катакомб, где они совершали свои богослужения. В то время подобные настенные рисунки представляли для адептов новой веры вполне определённую опасность, и по этой причине они часто прибегали к помощи символов. Однако известны отдельные фрески, относящиеся к этому периоду, на которых апостолам приданы вполне определённые, схожие между собой портретные черты, что позволяет исследователям допускать их реальное сходство с историческими прототипами. Следует заметить, что и в литературных памятниках, дошедших до нас из тех далёких времён, замечается та же тенденция: некоторые из них содержат в себе вполне сходные описания внешности апостолов.

Апостолы Пётр и Павел в русской иконописи

С установлением православия св. Петр и Павел стали теми святыми, образ которых непременно входил в число священных изображений каждого храма. Как правило, в основе их композиций были сюжеты Нового Завета, но известны и сцены из Священного Предания. Одной из них является широко распространённая обнимающихся, глядящих в глаза друг другу. Она являет зрителям момент встречи апостолов в Риме незадолго до казни. Подобное изображение в поясном варианте получило широкое распространение.

Однако большую известность со времён Древней Руси получили иконы, на которых апостолы Пётр и Павел представлены стоящими в полный рост, слегка обращёнными друг к другу. Одной из них является самая древняя дошедшая до нас икона, хранящаяся сегодня в Софийском соборе Новгорода. Это та самая икона, привезённая, согласно преданию, князем Владимиром из Корсуни, о которой упоминалось выше.

Возрастание значения апостольских образов

Со временем значение образов святых Петра и Павла столь возросло, что они стали неотъемлемой частью деисусного ряда каждого иконостаса. Вошло в традицию помещать изображение апостола Петра слева от центральной иконы Иисуса Христа, сразу за образами Богородицы и Архангела Михаила, а икону апостола Павла ― справа, непосредственно за иконой Иоанна Крестителя и образом Наиболее известными из таких изображений являются творения Андрея Рублёва, сохранившиеся до наших дней в Успенском соборе Владимира.

С конца XVII века в русской иконописи усилилось влияние западноевропейских школ. Этим объясняется появление тем, связанных с мученичеством апостолов. В прежние времена их традиционными атрибутами были: у Петра ― ключи от Царства Небесного, а у Павла ― свиток ― символ мудрости. Теперь же в руках апостолов мы видим орудия их мученической кончины ― у Петра ― крест, а у Павла ― меч. Известны даже иконы, на заднем плане которых изображены сцены казни.

С годами установилось чинопоследование посвящённых им церковных служб. Тексты сопровождающих их песнопений относятся в основном к VII-VIII векам. Их авторство приписывается таким столпам христианской церкви, как Герман и святитель Андрей Критский, чей покаянный канон читается ежегодно во дни Великого Поста. Кроме них упоминаются имена преподобного Иоанна Дамаскина и Козмы Маюмского. На службах всегда исполняется акафист Петру и Павлу, а также торжественные стихиры.

Имена святых, увековеченные в зодчестве

Имена святых апостолов Петра и Павла навсегда увековечены в храмовом зодчестве. Это в равной степени относится и к России, и к странам Запада. Достаточно вспомнить главный католический храм ― Собор Святого Петра в Риме. Над созданием этой крупнейшей исторической христианской церкви трудились величайшие художники и архитекторы. Среди них следующие: Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини и многие другие.

На православной Руси традиция возводить храмы в честь первоверховных апостолов Петра и Павла уходит своими корнями во времена святого князя Владимира. Известно, что в период его княжения появилась на Днепровских берегах первая церковь апостолов Петра и Павла, а вслед за ней на всей территории необъятной России, в городах, сёлах и даже совсем глухих деревнях во множестве строились храмы, посвящённые этим двум великим подвижникам.

Собор на Неве

Собор апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге занимает среди них особое место. Его называют также Петропавловским собором. Воздвигнутый по проекту архитектора Д. Тризини в 1712-1733 годах, он стал усыпальницей русских царей. Собор находится на территории Петропавловской крепости, заложенной в 1703 году по повелению Петра I для защиты устья Невы от возможного вторжения шведов.

Вначале появилась деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла. Когда же в 1712 году началось строительство каменного храма, то оно велось таким образом, что прежняя постройка оставалась невредимой внутри вновь возводимых стен, и службы в ней не прекращались всё время работ. Новый собор, построенный в стиле петровского барокко, стал одним из шедевров архитектуры, доныне украшающих город на Неве.

Храм в Сестрорецке

В 2009 году был торжественно освящён построенный в пригороде Санкт-Петербурга храм Петра и Павла. Сестрорецк ― это небольшой курортный город вблизи Северной столицы. Ещё в начале XVIII столетия здесь была выстроена деревянная церковь в честь первоверховных апостолов. Со временем её сменил каменный храм, ставший выдающемся достижением зодчества. Однако в годы богоборчества он был разрушен, и только с наступлением демократических реформ началось его восстановление.

Выстроенный заново и освящённый, храм Петра и Павла (Сестрорецк) является мемориальным памятником российским подводникам. Дело в том, что выстроен он на том самом месте, где в давние времена русский гений-самородок, крестьянин Ефим Никонов, демонстрировал царю Петру I своё изобретение ― первую подводную лодку. Это сохранилось в памяти сегодняшних моряков, и на территории храма создан целый мемориал памяти героев российского подводного флота.

Храмы разных городов и разных конфессий

Нельзя не вспомнить и ещё два храма, находящихся в Санкт-Петербурге. Один из них ― храм апостолов Петра и Павла при Медицинской академии. Он находится на Пискарёвском проспекте. И другой, который расположен в самом центре города на Гороховой улице ― он является домовым храмом Педагогического университета имени А. И. Герцена. Оба они, созданные ещё до революции, были закрыты в советский период, и в наши дни вновь открыли свое двери для прихожан.

Во многих городах страны действуют ныне храмы в честь святых апостолов. Среди них Москва, Смоленск, Севастополь, Караганда, Барнаул, Уфа и многие другие. Кроме православных храмов служба Петру и Павлу регулярно совершается и в соборах иных христианских конфессий. Жителям столицы, например, хорошо знакомо восстановленное после атеистического лихолетья здание лютеранского кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке. Величественный католический храм упомянутым святым высится также в Великом Новгороде. И этот перечень можно продолжать долго.

Города, названные именами апостолов Петра и Павла

Память святых апостолов увековечена и в названиях некоторых городов. Наиболее известный среди них ― это Санкт-Петербург, носящий имя своего небесного покровителя ― апостола Петра. Он был основан в 1703 году. Именем святых апостолов назван и город на Дальнем Востоке ― Петропавловск. Острог, ставший его колыбелью, был заложен казаками в 1697 году. Со временем вокруг него образовалось поселение, из которого вырос город.

Ещё один Петропавловск находится на территории, которая в наши дни принадлежит Казахстану. Первоначально это была военная крепость, стоящая на пересечении важных торговых путей. Со временем она лишилась своего военного значения и превратилась в крупный населённый пункт ― узловую станцию транссибирской железнодорожной магистрали.

Искажение апостольских образов в современной культуре

С давних времён первоверховные апостолы Пётр и Павел становились персонажами как апокрифов (отвергнутых церковью, и не вошедших в число канонических, книг Ветхого и Нового Завета), так и народных фольклорных сюжетов. Традиционно апостол Пётр был представлен в них ключарём у райских ворот либо спутником Иисуса Христа, когда Он являлся людям. Апостолу Павлу соответствовал образ жителя или стража рая. Ему часто приписывалось покровительство огню и солнцу.

Эта вульгарная, свойственная народным низам трактовка священных образов, к сожалению, получила распространение в наши дни, она укоренилось во многих областях современной культуры. Особенно это заметно в кино и анимации. По той причине, что оба апостола традиционно изображаются вместе, и день их памяти отмечается одновременно - 12 июля, Петра и Павла объединили в некий единый образ. Например, в народном сознании оба считаются покровителями рыбаков, несмотря на то что только апостол Пётр занимался этим промыслом. Также несправедливо обоих отождествляют с тем камнем, на котором воздвигнуто здание церкви, поскольку эти слова Иисуса относятся лишь к апостолу Петру.