Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Равноапостольные царь константин и матерь его царица елена

*** Равноапостольных царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). ** Благоверного князя Константина (Ярослава) (1129) и сыновей его Михаила и Феодора (XII), Муромских чудотворцев. Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). *** Иконы Божией Матери Владимирской (праздник, установленный в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.).
Святителя Кирилла, епископа Ростовского (1262). Преподобномученика Агапита Маркушевского (1584). Блаженного Андрея Симбирского (1841). Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Владимирская-Ростовская (XII), Псково-Печерская "Умиление" (1524), Сырковская (1548), Заоникиевская (1588), Красногорская или Черногорская (1603), Оранская (1634), Флорищевская (XVII), Тупичевская-Ростовская.

День равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора, правившего странами Галлией и Британией.
Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина.
Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе.
После смерти Констанция Хлора его сын Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай».
Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.
Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году.
Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви настроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году, и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Равноапостольный царь Константин

Св. царь Константин называется равноапостольным, потому что, подобно апостолам, сделал весьма много для христианской Церкви. До него гнали христианскую веру и христиан преследовали и карали, а он сделал ее господствующей в Римской империи. Родители его были Констанций Хлор, управлявший западными областями Римской империи Испанией, Галлией и Британией и уважавший христиан за их добрые качества, и Елена. В 306 г. по смерти отца Константин вступил на престол и, подобно отцу, не преследовал христиан. В то же время царствовал в Риме Максентий, человек злой и корыстолюбивый. Под его управлением тяжело было не только христианам, но и язычникам, так что римляне обратились к Константину с просьбой освободить их от тирана. Константин пошел против Максентия; и вот, когда приближался к Риму, вдруг среди дня он и его войско увидели на небесах крест из звезд с надписью: «Сим побеждай». В следующую же ночь Господь явился Константину в видении и повелел сделать знамя наподобие креста и изобразить крест на оружиях, щитах и шлемах воинов. Константин сделал так и победил врага, несмотря на его сильное войско; спасаясь бегством, тиран утонул в реке Тибре. Тогда Константин принял христианство, хотя еще и не крестился; крестился он незадолго до смерти. В восточных областях Римской империи царствовал Лициний, который гнал христиан. Константин объявил ему войну и, победив его, сделался единственным правителем всей Римской империи, и с этих пор христианская вера сделалась главенствующей в империи. Христианам возвращены были права, их должности, преимущества и имения, отнятые гонителями. Все осужденные на заточение за непочитание идолов были освобождены. Повсюду стали воздвигать храмы, идольские же капища сокрушать. Константин избрал себе новую столицу вместо Рима, бывшей столицы язычества, город близ Черного моря, Византию, и назвал ее Новым Римом, Константинополем (читайте 11 мая). Константинополь украсил он множеством святых храмов и благотворительных домов. Константин восстановил Иерусалим и воздвиг тут, на месте распятия и воскресения Христова, великолепный храм. Во время царствования Константина явилась ересь Ария и раскол Мелетия. Он созвал в г. Никее I Вселенский Собор, на котором ересь и раскол были осуждены, и была составлена первая половина Символа веры. Константин скончался в 337 г. на 65 году жизни: тело его погребено в Константинополе в созданной им церкви Святых Апостолов.

Царица Елена

Св. царица Елена была споспешницей сына своего Константина в делах на пользу христианской религии, потому и она называется равноапостольной. По обращении своего сына и она не замедлила принять христианство. В 326 г., уже будучи преклонных лет, она отправилась путешествовать по Святой Земле. Там разрушила она идольские капища, построенные на освященных Христом местах, построив вместо них христианские храмы, открыла много мощей разных святых, обрела и Святой Животворящий Крест Христов и оказала много разных милостей. Возвратившись к сыну, принесла с собой часть древа Креста Господня и святые гвозди распятия. Скончалась святая Елена в 327 г. 80 лет от роду. Частицы мощей свв. Константина и Елены хранятся на Афоне в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря и в Киеве, в лавре. Рука св. Елены хранится в Риме в Латеранском соборе, а мощи ее в церкви Божией Матери на Капитолийском холме.

Благоверный князь Константин

Св. князь Константин был младшим сыном великого князя Святослава Ярославича и княжил в Муроме. Он сам выпросил у отца этот город, находившийся среди финнов, которые были грубыми и упорными язычниками, чтобы там ввести христианство. В Муром он прибыл в 1096 г. С ним отправилось семейство, духовенство, войско и слуги. Приблизившись к городу, князь послал вперед сына своего Михаила, чтобы убедить муромцев принять его без сопротивления; но муромцы убили Михаила и стали готовиться к бою. Св. Константин подступил к городу с войском. Муромцы смирились, согласились принять князя, но с условием - не принуждать их к принятию христианской веры. Константин вошел в город и тотчас же приступил к апостольской деятельности: построил церковь Благовещения на месте погребения тела убитого своего сына, князя Михаила, и потом церковь свв. Бориса и Глеба. Духовенство по воле князя начало проповедь, и сам он нередко призывал к себе старейшин города и пламенно убеждал к принятию христианской веры. Упорнейшие из язычников вооруженной толпой подступили однажды к дому князя, но он, помолившись с дружиной, вышел к толпе с иконой Богородицы. Бунтовщики были поражены и пожелали принять крещение. Крещение было совершено торжественно на реке Оке. Крещеных князь одарил подарками. Так трудившись для распространения и утверждения христианской веры, св. Константин скончался в 1129 г. Тело его было положено в Благовещенском храме, подле сыновей, Михаила и Феодора. При гробе святых князей совершались чудеса, и мощи их оказались нетленными.

Владимирская икона Богоматери

Владимирская икона Богоматери, по преданию, написана Евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.
В 1395 году, когда Тамерлан двинул свои полчища на Москву, святая икона была привезена из Владимира. Десять дней икону несли на руках до Москвы. Место, где произошла "встреча" иконы великим князем, митрополитои и епископами и поныне называется Сретенкой, там же основан Сретенский монастырь. Тамерлан внезапно повернул свои войска из-под Ельца обратно, "бежал, гонимый силою Пресвятой Девы". Икону во Владимир так и не вернули, оставив ее в Москве.
В 1451 г. к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.
Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 г. Вспомните известное еще со школьных уроков истории "великое стояние на Угре": Иван III отказался платить дань орде и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались, друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.
Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.
Празднество в честь Владимирской иконы божией матери совершается три раза в году в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа (по ст. ст.).
Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Гликофилуса (Сладколобзающая), Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Иконы этого типа получили на Руси наименование "Умиление" (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа - левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни.
Икона стояла прежде в Успенском соборе по левую сторону царских врат Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200000 золотых рублей (конфискована большевиками). Икона долгое время находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, сейчас находится в церкви Никона в Столпах, что за Третьяковской галереей, где перед нею совершают молебны. В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -

и матерь его царица Елена (†327)

С вятой равноапостольный царь Константин Великий был сыном Констанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлилей и Британией), и святой равноапостольной Елены. К принятию христианства он был расположен своей матерью-христианкой. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что они - верные слуги и честные граждане. Во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана, его соправителя Максимиана Галерия - на Востоке, и императора Максимиана Геркула - на Западе.

П о желанию императора Диоклетиана в юных годах (18 лет) Константин был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Придворная жизнь в столице олицетворяла собою тогда в малом виде все то нравственное и религиозное растление, до какого только может дойти человечество, порабощаемое нечистыми, страстными похотями - суетная пышность и роскошь, пьянство и объядение, необузданный разврат мысли и жизни, интриги и крамолы, озлобление против истинного богопочитания и лицемерное, лживое почтение к мнимым богам. С другой стороны Константин видел совсем другую жизнь христианской общины, где старцы и старицы, юноши и девы, простецы и ученые мудрецы, даже дети доказывали истину своей веры, чистоту и высоту ее содержания не только словами, а и своими делами, страданием за нее даже до смерти. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: "Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов".

П осле смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн и с помощью Божией, разбил всех своих противников.

О н молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться. В 312-м году во время войны с кесарем Максентием, незадолго до решительной битвы, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай» (по-гречески: NIKA). Это зрелище привело в ужас как самого царя, так и войско, бывшее с ним, ибо крест, как позорное орудие казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Константин пребывал в недоумении. Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. Встав от сна, Константин позвал опытных мастеров и приказал устроить, по подобию образа креста, хоругвь из золота и драгоценных камней; воинам же своим он приказал изобразить Крест на щитах и шлемах.

Константинов крест

К омбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составлена из двух первых букв слова ХРистос — «Хи» и «Ро».

П ораженный дивным видением Константин решился не почитать никаких других богов, кроме явившегося ему Христа. С того времени он начал усердно заниматься чтением священного Писания и постоянно имел при себе иереев, хотя и не принимал еще святого крещения.

С делавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

К онстантин прекратил языческие игры; освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов; отменил казнь через распятие; дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей (очень затруднительных в гражданских судах); запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому; повелел по всей империи праздновать воскресный день; в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущество по завещаниям; допустил христиан к занятию высших государственных должностей; приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них, по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения.

Б олее всего Константин встречал себе противодействия в Риме, где было сильно язычество. Он решил основать новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем . Обширные дворцы, водопроводы, бани, театры украсили столицу; она наполнилась сокровищами искусства, свезенными из Греции, Италии и Азии. Но уже не строились в ней храмы, посвященные языческим богам, и вместо Колизея, где происходили бои гладиаторов, был устроен цирк для конских состязаний. Главным украшением нового города стали храмы, посвященные истинному Богу.

Константинополь времен расцвета Византийской империи

К онстантин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.

Г лубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Там святая Елена не облачалась в свойственные ее сану одеяния, ходила в самой скромной одежде среди народной толпы и, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню.

В Палестине все места, освященные евангельскими событиями, уже давно подверглись опустошению. Пещера гроба Господня - была засыпана мусором, а на холме, насыпанном поверх святой пещеры, построено было капище “сладострастному демону любви” - Венере. По указаниям Елены идольские капища, поставленные на священных для христиан местах, были разрушены и вместо них сооружены святые храмы. На средства царицы были построены церкви в Вифлееме, над пещерой Рождества Христова; на горе Елеонской - месте Вознесения Господня; в Гефсимании - месте успения Пресвятой Богородицы; у дуба Мамврийского - в месте явления св.Троицы Аврааму.

П осле долгих и усиленных поисков Креста Господня было, наконец, указано его местонахождение неким Иудою, евреем, старцем преклонных лет, сыном иудейского учителя - под языческим капищем, построенным на холме, покрывавшем пещеру Гроба Господня.


Пещера Гроба Господня Место обретения Креста Господня

П ещера Гроба Господня была найдена и очищена; около нее, на восточной стороне, обретены были три креста, а рядом с ними доска с надписью и честные гвозди. Но как было узнать, который из трех крестов был Крестом Спасителя? Случилось, что мимо этого места в то время проносили для погребения мертвеца; святитель Макарий велел похоронной процессии остановиться; стали полагать, по совету епископа, найденные кресты по одному на умершего, и, когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес.

В се, видя это чудо, возрадовались и прославили силу животворящего Креста Господня. И чтобы можно было бы хотя бы издали видеть святыню, святитель Макарий благоговейно подняв ее и став на возвышенном месте, сотворил воздвижение Креста Господня пред взором множества верных, которые в то время велегласно восклицали: "Господи, помилуй!" Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста ; совершилось оно в 326 году . Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14 сентября.

С вятой Крест, положенный потом в серебряный ковчег для сохранения, многих из язычников и иудеев тогда обратил ко Христу; в том числе и Иуду, который указал место его хранения. Частицу живоносного Древа святая Елена, покидая Иерусалим, взяла с собою в дар сыну Константину.

Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям, около 327-330 гг. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной .

Н ад пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова, который был бы "великолепнее всех храмов, где-либо существующих".

М ирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее . 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Бесповоротно осудив арианство, отцы Собора решили дать верующим точное исповедание православного учения - Символ веры. Константин предложил внести в Символ термин, слышанный им в прениях Собора, «Единосущный Отцу». Слово, сказанное царем, единодушно было принято Собором и послужило определительною основою учения о Лице Господа Иисуса, центрального христианского догмата.

К онстантин жил после того еще более 10 лет, с неизменною верностью держась Никейского исповедания веры, и ревностно старался утверждать дух христианского благочестия в своем царстве, являя достойный пример в себе самом. Еще задолго до смерти Константин начал готовиться к ней. В новой своей столице он построил храм во имя святых Апостолов, в котором устроил гробницу себя.

В 337 году Константин в последний раз торжественно отпраздновал в Константинополе Пасху и вскоре занемог. Но он еще не был крещен. Свое крещение благочестивый царь отлагал по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Притом же в душе его хранилось искреннее желание креститься в водах реки Иордана. Чувствуя крайний упадок телесных сил, Константин созвал епископов, просил их удостоить его святого крещения, сказав при этом: «Я думал сделать это в водах реки Иордана, где, в образ нам, принял крещение Сам Спаситель; но Бог, ведающий Полезное, удостаивает меня этого здесь». Облеченный при крещении в белую одежду, он не снимал ее уже до смерти. Багряницы же - этого царского отличия - "раб Божий" уже не восхотел и касаться.

В еликий и равноапостольной Константин скончался, завещав царство трем своим сыновьям, в день Пятидесятницы в 337 году, на тридцать втором году своего царствования.

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

1. Святые равноапостольные Константин и Елена – не муж и жена, а сын и мать.
2. Святой Константин крестился в самом конце своей жизни.

В 4 веке был распространён обычай откладывать совершение таинства на неопределенное время, в расчете с помощью крещения, принятого в конце жизни, получить отпущение всех грехов. Император Константин, как и многие его современники, последовал этому обычаю.

В начале 337 года он отправился в Еленополис пользоваться ваннами. Но, почувствовав себя хуже, велел перевезти себя в Никомедию и в этом городе на смертном одре крестился. Перед смертью, собрав епископов, император признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь.

3. Императрица Елена была простого рода.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии, ставшем цезарем Запада Римской империи. В начале 270-х годов она стала его женой.

4. Римско-католическая церковь не включила имя императора Константина в святцы, однако западные епископы опирались на его авторитет при попытке получить верховную власть в Церкви и в Европе вообще.

Основанием для подобных притязания был «Константинов дар» - подложный дарственный акт Константина Великого римскому папе Сильвестру.

В «грамоте» значится, будто бы Константин Великий, при крещении его папой Сильвестром и при исцелении от проказы, которой был поражён перед этим, подарил папе знаки императорского достоинства, латеранский дворец, город Рим, Италию и все западные страны. Свою же резиденцию перенёс в восточные страны на том основании, что главе империи не подобает жительствовать там, где пребывает глава религии; наконец, римскому папе предоставил главенство как над четырьмя кафедрами – Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Константинопольской, - так и над всеми христианскими церквами во всей вселенной.

Факт подлога доказал итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении «О даре Константина» (1440 г.), опубликованном в 1517 Ульрихом фон Гуттеном. В Риме совершенно отказались от этого документа лишь в XIX столетии.

5. Император Константин легализовал христианство, однако государственной религией его не делал.

В 313 году император Константин издал Миланский эдикт, провозглашавший религиозную терпимость на территории Римской империи. Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».

В соответствии с этим эдиктом, все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделяет христиан и предусматривает возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Эдикт также предусматривает компенсацию из казны тем, кто вступил во владение собственностью, ранее принадлежавшей христианам, и был вынужден вернуть эту собственность прежним владельцам.

Мнение ряда ученых, что Миланский эдикт провозгласил христианство единственной религией империи не находит, согласно точке зрения других исследователей, подтверждения как в тексте эдикта, так и в обстоятельствах его составления.

6. Праздник Воздвижения Креста Господня появился в церковном календаре благодаря деятельности святых Константина и Елены.

В 326 г., в возрасте 80 лет, царица Елена отправилась на Святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя. Она предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест.

Воздвижение – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало этот праздник одним из самых торжественных в году.

7. На Святой земле благодаря императрице Елене был построен ряд храмов.

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий.

  • на Голгофе - Храм Гроба Господня;
  • в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
  • на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа;

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

  • в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
  • в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
  • в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
  • у Тивериадского озера - Храм двенадцати апостолов;
  • на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
  • на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
  • у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины - церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов.

8. Город Константинополь (ныне Стамбул) был назван в честь святого Константина, который перенёс туда столицу Римской империи.

Отказавшись от язычества, Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь.

9. Имя святых Константина и Елены носит один из старейших болгарских курортов на побережье Черного моря. Расположен он в 6 километрах к северо-востоку от города Варна.

В дополнение к привычным развлекательным центрам, гостиницам и спортивным сооружениям на территории комплекса находится часовня, которая когда-то была частью монастыря, построенного в честь императора Константина и его матери императрицы Елены. Еще до болгар это побережье населяли греки. Вся близлежащая местность была колонией Византийской империи и носила название Одессос.

10. Остров святой Елены, на который был сослан Наполеон Бонапарт, также назван в честь матери святого Константина. Он был открыт португальским мореходом Жуаном да Нова во время путешествия домой из Индии 21 мая 1502, в день памяти этой святой.

Португальцы застали остров необитаемым, на нём было в достатке свежей воды и древесины. Моряки завезли домашних животных (в основном коз), фруктовые деревья, овощи, построили церковь и пару домов, однако постоянного поселения они не основали. С момента открытия остров стал критически важным для кораблей, возвращающихся с грузами из Азии в Европу. В 1815 году остров Святой Елены стал местом ссылки Наполеона Бонапарта, который скончался там в 1821 году.

Остров находится во владении Великобритании, однако небольшая его часть – два дома, где жил Наполеон, и долина, где он был похоронен, – принадлежат Франции.

«Сим побеждай»

Святой император Константин Великий и его мать царица Елена почитаются в лике «равноапостольных» за великие заслуги перед Церковью по распространению христианской веры.

Император Константин I (Константин Великий) был сыном цезаря, а затем и августа, Констанция I Хлора и святой равноапостольной Елены.

В то время огромная Римская империя была разделена на Западную и Восточную. Во главе империи находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей. Одним из соправителей был отец Константина, руководивший западной частью Римской империи. В 305 году, после отставки императоров Диоклетиана и Максимиана, Констанций I Хлор становится одним из императоров вместе с Галерием.

Отец Константина, несмотря на свою принадлежность к язычеству, был терпим к христианам, не преследовал их в управляемых им странах, чего нельзя сказать за остальную часть Римской империи, где христиане подвергались жестоким гонениям.

В 306 году Констанций Хлор, находясь на смертном одре, рекомендовал легиону своего сына, Константина, в качестве преемника. Воины глубоко уважали Констанция и после его смерти провозгласили Константина императором Галлии и Британии.

Явления креста на небе

Став императором, Константин начал борьбу за своё царствование.

В 310 году завершилось его противостояние с императором Максимианом Геркулием. Однако, уже в 312 году Константин был втянут в новую войну с кесарем Максенцием, сыном Максимиана. Во время этой войны, незадолго до решительной битвы, в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай ». Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день, по приказу Константина, на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.

Одержав победу над Максенцием, Константин торжественно вошёл в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».

После этой победы император Константин вместе со своим зятем Лицинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им же в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.

Между тем, отношения императоров Константина и Лициния становятся напряжёнными. Это приводит к открытому противостоянию, которое заканчивается неоспоримой победой Константина. Лициний лишается престола, открыв путь Константину к единоличному правлению Римской империей. Став полноправным правителем, Константин распространяет действие Миланского эдикта и на восточную часть империи. Благодаря Константину, христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Константинополь

Император Константин, отказавшись от язычества, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить её, назвав Константинополем. Константин был глубоко убеждён, что только христианская религия сможет объединить огромную разнородную Римскую империю. Поэтому он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.

Первый Вселенский Собор

Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей.

Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа.

По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее, на котором присутствовали 318 епископов, среди которых были не только епископы-исповедники в период гонений, но и епископы, которые в дальнейшем стали одними из самых почитаемых святых на Руси – святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.

Император принимал активное участие в заседаниях Собора, старясь сохранить в чистоте христианскую веру. В конце концов, ересь Ария была осуждена, и для подтверждения этого был составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Поиски Креста Господнего

В то время царица Елена, которая была христианкой, в возрасте около 80 лет предпринимает путешествие в Иерусалим для поиска Креста Господнего. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. Получив поддержку в своём начинании от Константина, Елена отправилась в паломничество:

«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего Креста Господня. Иерусалимский Патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное Животворящее Древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях» («Хронография» Феофана)

Промыслом Божиим, Животворящий Крест был, чудесным образом, обретён в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова.

В ходе раскопок святая царица Елена обрела не только Крест, но и четыре гвоздя и титло INRI.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади.

На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей, где оставляла частицы найденных ею реликвий.

После возвращения, царица Елена прожила ещё несколько лет и мирно почила в Константинополе (приблизительно в 330 году).

Святой Константин активно продолжал участвовать в церковных делах, в просвещении и распространении веры. Свой земной путь он закончил 21 мая (3 июня по новому стилю) 337 года, после того, как принял Святое Крещение, к которому готовился всю жизнь.

Святой Константин был погребён в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Молитва святым равноапостольным Константину и Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.