Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Мир воля и представление краткое содержание. А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление

СПб, Азбука, 2015 г.

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1819) - первая из трёх составляющих книги А. Шопенгауэра, вышедшей в серии "Малое собрание сочинений/Артур Шопенгауэр", перевод с немецкого Ю. Айхенвальда (1901), издания СПб, Азбука, 2015 по изданию 1992. Книга "Мир как воля и представление" была издана в 1818 году, второе расширенное издание вышло в 1844 году. В 1948 году издан сокращённый вариант труда Шопенгауэра "Мир как воля и представление" под редакцией Томаса Манна.
Трактат "Мир как воля и представление" состоит из двух обширных серий размышлений по теории познания и философии природы, эстетики и этики. В сборник включены отдельные разделы основного труда Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раскрывающие аспекты его философской системы - "Мировой воли": "О ничтожестве и горестях жизни", "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа", "Метафизика половой любви", "Идеи этики" (включили главы: "К этике", "К учению об отрицании воли к жизни" и "Путь спасения"). Артур Шопенгауэр признан как философ пессимизма. С его концепцией о мироустройстве можно поспорить, сделав прямо противоположные выводы о мире, как об эргономичной системе, в которой максимально мобилизуются к деятельности каждый организм и отдельно каждая его составляющая. Однако, неоспоримо, что Артур Шопенгауэр - великий немецкий философ, идеи которого получили широчайшее распространение по всей Европе. Шопенгауэр считается наиболее значительным и популярным из немецких мыслителей, создавшим цельную картину философского восприятия жизни в своём основном труде "Мир как воля и представление". Его влияние на науку и культуру второй половины XIX и XX веков велико. Учёные и писатели испытали на себе дерзость и глубину шопенгауэровской мысли. Среди них - Фридрих Ницше, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Лев Толстой, Людвиг Витгейнштейн и Хорхе Луис Борхес. Его текстам присущ синтез философии и искусства, логики и безудержных порывов воображения.

Аудио философский трактат Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Главы из раздела "О ничтожестве и горестях жизни" читает Надежда Прокма. Афоризмы автора в главе: "...Если жизнь что-нибудь даёт, то лишь для того, чтобы отнять... Счастье всегда лежит в будущем или же в прошлом, а настоящее подобно маленькому тёмному облаку, которое...

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "О ничтожестве и горестях жизни". Три высших блага жизни - здоровье, молодость и свобода - не сознаются нами как таковые, покуда мы их имеем: мы начинаем сознавать их лишь тогда, когда потеряем их... В точном соответствии с указанной мной истиной...

Аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "О ничтожестве и горестях жизни". Жизнь и смерть - одно неразрывное целое, лабиринт, в котором "в страданиях жизни мы утешаем себя смертью и в смерти утешаем себя страданиями жизни". Согласно теории Артура Шопенгауэра, "...принцип бытия мира не имеет решительно никакого основания, т....

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "О ничтожестве и горестях жизни". Софистическим доказательствам Лейбница, будто этот мир - лучший из возможных миров, можно вполне серьёзно и добросовестно противопоставить доказательство, что этот мир - ХУДШИЙ из возможных миров. Ибо "возможное" -...

Глава "О ничтожестве и горестях жизни", Оптимизм. Брахманизм, буддизм, подлинное христианство о цели жизни человека. Воззрения Лейбница, Шефтсбери, Болингброка на эту тему. Цитаты "о жизни и смерти" Руссо, Вольтера, Шлегеля, Геродота, Плутарха, Свифта, Гераклита, Феогнита, Софокла, Еврипида, Гомера, Плиния, Шекспира, Байрона, Грасиана.

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа". Животное проводит свою жизнь, не зная собственно о смерти. У человека, вместе с разумом, неизбежно возникла и ужасающая уверенность в смерти. В своих соображениях автор рассуждает с эмпирической точки...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа": смерть - добро или зло. Эпикур сказал: "Смерть нисколько нас не касается", пояснив, что, пока мы есть, нет смерти, а когда есть смерть, то нет нас. В смерти нас страшит не столько конец жизни, сколько...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление" - о загробной жизни, устойчивой материи, эпикуровский материализм против абсолютного берклеевского идеализма. Материя, которая лежит теперь перед вами как прах и пепел, растворившись в воде, осядет кристаллом, засверкает в металле, рассыплет электрические искры, в своём...

Философская аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа". Когда погибает любое живое существо, будь даже насекомое, то, немыслимо, чтобы это существо, или, лучше, та первоначальная сила, благодаря которой это существо минуту назад жило в полном расцвете своей энергии и...

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Смерть и её отношение к нерушимости существа", продолжение, где рассматривается прошедшее и будущее с позиции индивида и рода (идеи). "...Муки рождения и горечь смерти возвышаются над потоком времени и смертью поколений. Это аналогично тому, что...

Аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление" - "Идея или род, эмпирический и метафизический взгляд на вечность, на время". "...Идея, т. е. род живущих существ, остается совершенно недоступна для беспрестанной смены его индивидуумов. А именно в ИДЕЕ, или РОДЕ, и лежат настоящие корни ВОЛИ К ЖИЗНИ; именно в ней она находит своё...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", об объективном и субъективном взгляде на природу, ВОЛЮ и ПОЗНАНИЕ. "...ВИД - самая непосредственная объективация вещи в себе, т. е. воли к жизни. Сокровенная сущность всякого животного, а равно и человека, лежит в ВИДЕ, в нём, а не в индивидууме находятся действительные корни столь...

Аудио книга А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление". "Я" индивидуума в вечности, в свете различных религиозных верований и воззрений учёных. Теофраст Парацельс: "Душа во мне сделалась из чего-то, поэтому она и не обратится в ничто, ибо она произошла из чего-то". Он указывает в этих словах истинное основание для бессмертия. Кто же считает...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". О бессмертии индивидуальности как этической ошибке, последствия. "...Индивидуальность большинства людей так жалка и ничтожна, что они поистине ничего в ней не теряют, и то, что может ещё иметь у них некоторую ценность, носит характер общечеловеческий, - а последнему неразрушимость...

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенггауэра "Мир как воля и представление". Взгляд автора на "конец и бессмертие личности". Сознание состоит в познании, а последнее в качестве деятельности мозга, т. е. функции организма и поэтому кончается вместе с ним: неразрушима одна только воля, чьим созданием, или, вернее, отображением, было...

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", ИНТЕЛЛЕКТ и ВОЛЯ. Человеческий индивидуум погибает, а человеческий род неизменно пребывает и живёт. Но во внутреннем существе вещей отпадает всё различие между индивидуумом и родом, оба составляют одно. Вся воля к жизни сполна находится в индивидууме, как...

Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление" - так ли ужасна смерть для "Я". Ужасы смерти главным образом зиждутся на той иллюзии, что с нею Я исчезает, а мир остаётся. На самом же деле верно скорее противоположное: исчезает мир, а сокровенное ядро Я остаётся. Вместе с мозгом погибает интеллект, а с...

Аудио книга немецкого философа Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Различные верования и учения о загробной жизни. Следуя учению о метемпсихозе, ещё точнее палингенезии, характер, т.е. воля, наследуется человеком от отца, а интеллект - от матери. Далее, воля человека, сама по себе индивидуальная, в смерти разлучается с...

Аудио книга немецкого философа Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", глава - библиографический экскурс автора, раскрывающий воззрения религиозных учений и философских концепций по теме раздела "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа": манихейство, метемпсихоз, священные книги "Веды", Талмуд, иудаизм, буддизм и...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Заключительная статья раздела "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа" посвящена этимологии слова "нирвана": по Кольбруку "Отчёты Королевского Азиатского общества"; И. Орби "Об индийской нирване"; по "Азиатскому журналу"; по "Восточному манихейству" Спенса Харди; по...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о философах предшественниках Шопенгауэра, исследовавших этот вопрос: "Таким образом, у меня нет предшественников, на которых я мог бы опереться или которых должен был бы опровергать: вопрос о любви возник предо мною естественно, объективно и сам...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" о выборе объекта страсти. Эта человеческая потребность, в отличие от всех людских интересов, касается не ИНДИВИДУАЛЬНОГО благополучия и несчастья отдельных лиц, а жизни и характера всего человеческого рода в будущих веках. Какой бы возвышенный вид ни...

Аудио книга Артура Шопегауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - об иллюзии любви как инстинкте. Природа заинтересована в благополучии и сохранении рода. Когда индивидууму предстоит работать для благополучия и сохранения рода и даже приносить для этого жертвы, его интеллект, рассчитанный только на индивидуальные...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о возникновении мотивов полового инстинкта. Автор подробно анализирует следующие составляющие полового инстинкта мужчин и женщин. Когда птица вьёт себе гнездо, насекомое ищет для своих яиц удобное место, когда пчела, оса, муравей воздвигают свои...

Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о психических свойствах половой любви. Женщину всегда привлекают в мужчине достоинства его сердца, или характера, которые составляют отцовское наследие. Браки по любви иногда заключаются между людьми, которые в духовном отношении совершенно...

Аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви". СТРАСТЬ объясняется как специальное задание РОДА. Несмотря на бессознательность, всякий делает именно такой выбор, какой соответствует интересам РОДА: сохранить тип этого РОДА в возможной чистоте - вот что является тайною задачей. В этом случае возникает...

Аудио книга по философии Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о роли влюблённости. Изречение Шамфора: "Когда мужчина и женщина питают друг к другу сильную страсть, то мне всегда кажется, что, каковы бы ни были препоны, их разлучающие (муж, родные и т. д.), влюблённые предназначены друг для друга...

Философская аудио книга А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о счастливых и несчастливых браках. Удовлетворённая любовь чаще ведёт к несчастью, чем к счастью. Это связано не только с внешними обстоятельствами, ведь страсть разрушает все предварительные планы индивидуума. Воля РОДА настолько...

Философская аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви". Автор сообщает 2 вывода из раздела "Метафизика половой любви" 1. Неразрушима внутренняя сущность человека, которая продолжает жить в грядущем поколении. 2. Внутреннее существо человека лежит больше в РОДЕ, чем в ИНДИВИДУУМЕ. Ибо корень...

Философская аудио книга Артура Шопенггауэра "Мир, как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о педерастии. Слишком раннее и слишком позднее деторождение приносит дурных, слабых, болезненных и тщедушных детей. Согласно своему основному закону, природа не делает скачков, она не может сразу прекратить у мужчины выделение семени,...

Аудио книга по философии Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики", параграф "К этике". Автор разграничивает сферы ВОЛИ, ФИЗИЧЕСКОЙ и МОРАЛЬНОЙ стороны, рассматривая ЭТИКУ как феномен мира который призван "привести в связь с нравственностью помышлений". Таким образом "НРАВСТВЕННЫЙ миропорядок явить как основу...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики", о пользе равновесия интеллекта и воли. Нравственное РАСКАЯНИЕ обусловливается тем, что до совершения поступка влечение к нему не оставляет интеллекту свободной арены. Когда же поступок совершится, эти настоятельные мотивы совершённым поступком...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики" - о праве, цели государства и выгоде королевской власти над президентурой. "...Великая ценность и основная идея королевской власти заключается в следующем: так как люди остаются людьми, то один из них должен быть поставлен так высоко, ему должно...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идея этики",- Учение о праве, Преступление и наказание". ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ, по версии Артура Шопенгауэра, возникает только через обработку вещей. Собственность - это прибыль от труда и не что иное, как воплощенный труд. В основе УГОЛОВНОГО ПРАВА должен бы лежать...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идея этики", ЭГОИЗМ. В своём конкурсном сочинении о свободе воли Шопенгауэр выяснил изначальность и неизменность прирождённого характера, из которого вытекает моральная ценность нашей жизненной работы. Автор не допускает возможность наличия у людей определённых...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики", параграф "К учению об отрицании воли к жизни". "Человек живёт и существует либо ДОБРОВОЛЬНО, т. е. по собственному согласию, либо ПОМИМО своей воли: в последнем случае такое существование, отравленное многоразличными и неминуемыми горестями,...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Разные вероучения о грехе и искуплении греха. "...Итак, на своё бытие мы должна смотреть как на некое блуждание, из которого вернуться было бы спасением... На самом деле нельзя указать другой цели нашего бытия, кроме уразумения того, что лучше бы нас...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Роли интеллигенции, мистики и философии в христианстве, буддизме, брахманизме, мусульманстве, индуизме. Нет более совершенной интеллигенции, чем человеческая. Даже самая совершенная из возможных интеллигенций может быть только переходной ступенью к...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Квиетизм, аскеза, мистицизм - учения и последователи. "КВИЕТИЗМ, т. е. отречение от всех желаний, АСКЕЗА, т. е. намеренное умерщвление собственной воли, и МИСТИЦИЗМ, т. е. сознание тождества нашего собственного существа с существом всех вещей или с...

Философская аудио книга А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Безбрачие, брак, блуд - в свете разных религий. В истинном и первоначальном христианстве, уже в Новом Завете мы находим главное учение - призыв к истинному и чистому безбрачию. На первых порах, когда христианство ещё искало приверженцев и оттого не могло...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики" - о корнях христианства и связях всех религий. Противоположностью истинного христианства всегда и всюду является только еврейство со своим "всё очень хорошо". Мир сотворен Демиургом: отсюда априори несомненно, что он прекрасен, - а там, пусть он...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Секты шекеров, раппистов, ессеев и раскольников. Итак, настоящему христианству "всё очень хорошо" евреев чуждо. Дух, который наряду с безграничной любовью к ближнему, даже к врагу, составляет основную черту христианства. Христианство - это учение о...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Католицизм в сущности учит тому, что вся Азия уже знала давно. Для Европы христианство было новым и великим откровением, в силу которого совершенно преобразился дух и облик европейских народов. Христианство научило их простирать свои взоры за пределы...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Откровения четверых, приговорённых к казни автор приводит здесь, так как "...виселица - это место совершенно особых откровений, это вышка, с которой для человека, сохраняющего при этом сознание, часто раскрываются более широкие и более ясные...

Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики", параграф "Путь спасения". Существует прирождённое заблуждение о том, что мы живём для того, чтобы быть счастливыми, а последовательное удовлетворение всяческих наших желаний - это и есть то, что мыслится в понятии счастия. Однако, всё учит, что мир и...

Мир - это мир человека. Таков исходный пункт философии Шопенгауэра. Он говорит: «Мир есть мое представление»: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлексивно-абстрактного сознания, и если он действительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что окружающий его мир существует лишь как представление, т.е. исключительно по отношению к другому, представляющему, каковым является сам человек. Весь мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием для созерцающего - короче говоря, представлением...».

Итак, мир - это мой мир, мой в том смысле, что я его вижу таким, каким мне его позволяет видеть моя собственная способность представления. Но ведь мир отнюдь не только мой мир, он еще и независим от меня, самостоятелен, неподатлив. О независимости мира, о его объективной реальности свидетельствует и наука.

Таким образом, сразу же выясняется, что картина мира как представления двойственна и противоречива. В этой картине все прочно, достоверно, упорядочено, но одновременно все условно, эфемерно и призрачно. Мир - сам по себе, он объективен, и фактичность его бесспорна, у него есть своя история, в которой нас не было и в свое время не будет; и, в то же время, мир - во мне, он есть мое представление, он субъективен.

Шопенгауэр говорит, что субъект связан с объектом не только опосредованно, через познание, но и непосредственно, ибо сам субъект - не просто «абстрактный субъект чистого познания», а часть этого мира, с которым его связывает собственная телесность: я познающее - прежде всего я телесное, хотящее и действующее, добивающееся и страдающее, то есть проявляющееся еще и как воля. Сама же воля, хотение - это всегда направленность на объект, воля к чему-то, желание чего-то. Воля есть непосредственное свидетельство того, что мир не во мне, а я в мире. Я зависит от мира, от окружающих вещей, которые являются предметом моих желаний. Декартовское «мыслю, следовательно, существую» у Шопенгауэра преобразуется в «хочу, следовательно, существую».

Воля выступает, по Шопенгауэру, в качестве внутренней сущности не только в живой природе, в людях и животных, но и в явлениях неорганической природы. Сила тяготения влекущая камень к Земле, сила, которая обнаруживается в магните, образует кристалл, движет растение, - все эти силы лишь проявления единой сущности – воли. Воля как «вещь в себе» совершенно отлична от каждого своего проявления, ничем не обусловлена и не ограничена, беспричинна. Она проявляет себя в материи как множественность отдельных воль, ведущих нескончаемую борьбу друг с другом. На низшей ступени развития в природе воля проявляется как слепое влечение, темный, глухой порыв. На уровне человека воля проявляет себя как идея, мотив действия. Каждое конкретное проявление воли человека направлено на объект, цель. Но в своей сущности воля бесцельна, безгранична. Это никогда не завершающееся стремление.


Таково общее представление Шопенгауэра о мире, его натурфилософия, являющаяся основой учения о человеке. Воля бессознательна и абсолютно безразлична к своим творениям – к живым существам и людям, они брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Такое представление о сущности мира создает фундамент шопенгауэровского пессимизма. Жизнь человека, как наиболее совершенного воплощения мировой воли, трагична. Всякое живое существо вступает в безнадежную борьбу со всем остальным миром за свое существование.

Человек в мире

Воля - «воля к жизни как таковой» - бесцельна; она - «бесконечное стремление»; а мир как воля - «вечное становление, бесконечный поток». В потоке вечного становления ничто не находит своего полного, непротиворечивого осуществления; человек как наивысшая объективация воли не выражает ее идеи (сущности) полностью. И он подвластен бесконечным поискам, тоске и страданиям постоянно голодной воли.

Шопенгауэр говорит: «Человек как самая совершенная объективация воли является соответственно этому и самым нуждающимся из всех существ, он - это сплошное конкретное желание, сплошная нужда, сплетение тысячи потребностей. С ними живет он на земле, предоставленный самому себе, в неведении обо всем, но только не о своей нужде и о своем горе; вот почему забота о поддержании этой жизни при столь тяжелых требованиях, ежедневно возникающих вновь, наполняет обыкновенно всю человеческую жизнь. К этой заботе непосредственно примыкает затем второе требование - продолжения рода. В то же время со всех сторон ему грозят самые разнообразные опасности, для устранения которых необходима постоянная бдительность. Осторожными шагами, боязливо оглядываясь, проходит он свой путь, ибо тысячи случайностей и тысячи врагов подстерегают его. Так жил он в эпоху дикости, так протекает его цивилизованная жизнь».

Реальность непосредственно ощущается и переживается как ли­шенная какой-либо утешительной перспективы бессмыслица.

Жизнь по Шопенгауэру - «многообразное страдание и состояние вполне несчастное». Это относится прежде всего к человеческой жизни, страдательность которой усиливается и концентрируется сознанием своих мучений, проецируемых на прошлое и будущее, чего нет у животных. Причина страдательности жизни - в эгоцентричной «конструкции» самой жизнедеятельности и жизнесознания. Каждый чувствует и представляет себя «средоточием мира», поэтому «хочет всего для себя», а то, что ему противится, «он хотел бы уничтожить». Все прочие индивиды «существуют только в его представлении... как нечто зависящее от его собственного существа... ибо вместе с его сознанием для него необходимо исчезает и мир».

Но тут же обнаруживается реальная рассогласованность, проти­воречивость такой координации Я и мира, в которой Я занимает исклю­чительное, центральное положение, - обнаруживается как внутренняя мука, вечная тревога, надломленность и отчаяние нашей безутешной, но продолжающей стремиться воли.

«Когда человек... в жгучем вожделении хотел бы овладеть всем, чтобы утолить жажду своего эгоизма, и когда он неизбежно должен убедиться, что всякое удовлетворение только призрачно и достигнутое никогда не дает того, что сулило вожделенное, не дает окончательного успокоения неукротимой воли; когда он сознает, что от удовлетворения меняется только форма желания, а само оно продолжает терзать в другом виде, и после того как все эти формы исчерпаны, остается самый порыв воли, без сознательного мотива, сказывающийся с ужасающей мукой в чувстве страшного одиночества и пустоты; все это, при обычной силе желания ощущается слабо и вызывает лишь обычную грусть, но у того, кто являет собой волю, достигнувшую необычной злобы, это неизбежно возрастает до беспредельной внутренней пытки, вечной тревоги, неисце­лимого мучения».

Итак, мы невольно становимся свидетелями обреченности собственных эгоистических стремлений и вынуждены столкнуться лицом к лицу с миром как с нашим эгоцентричным «вторым Я», тем самым избавляясь от иллюзий и узнавая себя реальными. Приостановка воли в этом пункте, ее мучительное обращение на самое себя уже косвенно указывает на возможность какого-то иного мира и какого-то иного значения нашей личности, что могло бы заполнить пустоту отчаяния. Возможность обретения полноты бытия как события нашего подлинного Я со всем миром открывается в феномене сострадания.

Идеальный порядок, моральный смысл бытия раскрываются через сострадание, предполагающее перевоплощение в другое страдающее Я, благодаря чему происходит открытие его тождества со мною. Сострадание освобождает от бремени заботы о собственной жизни и поселяет в нас заботу о чужом благе. Но при этом сострадание открывает перспективу освобождения, - пролагая спасительный путь над бездной отчаяния и страдания, в которую человека ввергает эгоизм.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ-иррационалиста. Родился в. Данциг (сегодня Гданьск), мелкий рантье, который прожил всю жизнь на проценты с унаследованного капитала.

Шопенгауэр после окончания университета пришел устраиваться на работу к самому Гегеля, который принял его на должность преподавателя. Шопенгауэр назначил свои лекции на то же время, когда перед студентами выступал Гегель - ректор университета, философ в зените своей славы. Шопенгауэр, конечно, провалился - студенты пошли слушать Гегеля. Доработав, с горем пополам, до конца семестра, Шопенгауэр больше никогда преподавательской деятельностью не занимался, из-за чего, правда, особо не горевал. Показательным, однако, был сам факт непосредственного столкновения двух людей, представлявших две совершенно разные эпохи в философии.

В 1819 Шопенгауэр закончил главное произведение своей жизни, книгу "Мир как воля и представление", которая намного опередила свое время, но современниками не была замечена, ее не поняли и почти весь тираж книги автор вынужден был забрать из издательства и десятилетия хранить в себя дома.

"Мир как воля и представление" (1818) - главная философская работа Шопенгауэра. В этой работе А. Шопенгауэр выдвигает такую концепцию: на определенной ступени развития возникают два разных мира. Один - не существует объективно, а только в нашем воображении. То, что мы называем действительностью (природа, общество, культура, история и наша жизнь), является лишь видимостью, игрой воображения, тем, что в индуистской традиции называется "майя" (то есть обман, соблазн, призрак).

Второй, истинный, мир - это мир потайной, невидимой сущности, воли, это кантовская "вещь в себе".

Воля - абсолютное начало всего бытия, корень всего сущего, какая космическая сила (в определенном смысле биологическая по своей природе), которая создает мир и человека.

Появляются субъект и объект, пространство и время, многообразие отдельных вещей и причинная связь между ними. Все это "существует" потому, что так устроена человеческая сознание с его априорными формами чувственности и рассудка.

Человек в этом мире является рабом воли, последняя создала его интеллект, чтобы он познавал законы мира, лучше выживала и приспосабливалась к этому миру. Человек всегда и везде служит не себе, не своим интересам, а свободы. Воля заставляет ее жить, каким бы бессмысленным и жалким не было человеческое существование.

Воля является потусторонним ядром оболочки жизни, а представление - это объективация воли, ее проявление. К свободе нельзя применить понятия, выработанные нами в нашем иллюзорном мире: время, пространство, число, причинность и т.

В воли нет ни прошлого, ни будущего, ни множественности, а значит - она дана вся и сразу как единственная мировая воля.

Воля - это "хотение", "стремление", но поскольку в мире сущности помимо воли нет ничего другого, то у нее нет и объекта стремление, хотение. Поскольку свобода не имеет никакой цели вне себя, она с необходимостью направлена на себя, она лишь "хочет хотеть" и ничего больше.

"Мир как представление" и "мир как воля" - две стороны расколотого мира, который в целом может быть описан как страдания.

А. Шопенгауэр утверждал, что любое страдание - "положительное", а удовлетворенность - "отрицательная". При этом он отталкивался от очевидного психологического факта: все потребности и все желания мы чувствуем только тогда, когда они недовольны, а состояние неудовлетворенности - это и есть страдание. Даже довольно желание лишь временно прекращает страдания. Жизнь каждого, таким образом, является цепью изменяемых страданий, которые постоянно возникают.

Для А. Шопенгауэра добро вообще не существует - добром люди по традиции называют временное отсутствие страданий. Люди стремятся покончить страдания, реализуя свои стремления и получая удовольствие. Те, у кого есть соответствующие средства (средства) и возможности или имеют ограниченный круг желаний, на время могут даже удовлетворить их все. Но тогда ими овладевает скука, которая вызывает новое страдание.

Прекратить страдания можно лишь отказавшись от любых желаний, прекратив существование, превратившись в ничто, достигнув состояния "нирваны".

Черными красками А. Шопенгауэр описывает мир. Мир во всех отношениях плохой: эстетически - он похож на карикатуру, интеллектуально - на сумасшедший дом, с моральной точки зрения - на мошенническое гнездо, а в целом - в тюрьму. Такому миру и такому человеку лучше, по Шопенгауэру, было бы совсем не существовать.

Автор термина "пессимизм" (от лат. Pessimyc - худший). В худшем из возможных миров живет человек. Она жалкая и страдающий. Эгоизм человека чрезвычайно сильный. Большинство бед человека коренятся в ней и ею объясняются. Многие люди предпочли бы гибели мира над сохранением собственной жизни.

В работе материал излагается систематически, но, как уверяет Шопенгауэр, он должен функционировать, как единая мысль. Чтобы понять книгу надо изучить три источника: сочинения Платона, Канта и Упанишады. По мнению Шопенгауэра, индуистская литература оказывает большое влияние.

В первой книге выдвигается тезис: «Мир - моё представление» - истина, справедливая для всех живых существ, но лишь человек может привнести её в сознание. Мир, как осознанное представление - отправная точка философского духа. Оно выражает все виды любого возможного и мыслимого в мире опыта. Все существующее для познания (весь мир) - объект по отношению к субъекту, представление. Субъект все познает и никем не поддается. Объект - тело, представление.

Шопенгауэр делит представления на интуитивные, условиями которых является время, пространство и причинность (интуитивный разум) и абстрактная (понятия) - рассудок.
Материя есть причинность. Философия Шопенгауэра - трансцендентальной идеализм Канта.

Во второй книге (онтология) утверждается, что мир есть воля. Воля открывается внутренним опытом тела. Действие тела - вступивший в созерцание акт воли. Воля - познание тела a priori, тело - познание воли a posteriori. Субъекты есть индивид благодаря такому отношению к собственному телу, которые вне этого отношения для него только представление. Бессознательная воля в приоритете перед сознательном интеллектом.
Воля - сущность человека, интеллект её проявление. Единственное самопознание воли в целом - представление в целом, весь созерцаемый мир.

В третей книге (эстетика) говорится о мире, как представлении. Различные проявления единой воле следует отождествлять с «идеями» Платона и «вещью в себе» Канта - формы вне пространства и времени, не зависят от принципа разума. Индивид познает только отдельные вещи, чистый субъект познает идеи. Гениальные индивиды подвержены сильным аффектом и страстям. Гениальность и безумие имеют точку соприкосновения. Гениальность освобождается от власти принципа разума. Гений познает идеи и становится чистым субъектом познания. Все люди способны переносить этот опыт (наслаждение прекрасным, например). Если не познавать идею, а руководствоваться волей, то желания никогда не удовлетворяться. Идея вполне созерцаема.

В четвёртой книге (этика) говорится о мире, как воле, изложена философия «практической жизни». Философия носит теоретический характер.
Основа жизни по Шопенгауэру - страдание. Утверждение воли к жизни выражается в эгоизме и несправедливости. Когда остается лишь знание, воля исчезает. Воля уничтожается, приходя к осознанию самой себя. Единственный акт свободной воли - освобождение от мира явлений.

Таким образом, в работе Шопенгауэра рассмотрен вопрос о статусе о природе мира как объекты философской рефлексии.

Я хочу объяснить здесь, как следует читать эту книгу, для того чтобы она была возможно лучше понята. То, что она должна сообщить, заключается в одной единственной мысли. И тем не менее, несмотря на все свои усилия, я не мог найти для ее изложения более короткого пути, чем вся эта книга.

Я считаю эту мысль тем, что очень долго было предметом исканий под именем философии, что именно поэтому людьми исторически образованными было признано столь же невозможно найти, как и философский камень, хотя уже Плиний сказал им: «Сколь многое считают невозможным, пока оно не осуществится» (Hist. nat. 7, 1).

Смотря по тому, с какой из различных сторон рассматривать эту единую мысль, она оказывается и тем, что назвали метафизикой, и тем, что назвали этикой, и тем, что назвали эстетикой. И, конечно, она должна «быть всем этим», если только она действительно есть то, за что я ее выдаю.

Система мыслей должна постоянно иметь связь архитектоническую, т. е. такую, где одна часть всегда поддерживает другую, но не поддерживается ею, где краеугольный камень поддерживает, наконец, все части, сам не поддерживаемый ими, и где вершина поддерживается сама, не поддерживая ничего. Наоборот, одна-единственная мысль, как бы ни был значителен ее объем, должна сохранить совершенное единство. Если тем не менее в целях передачи она допускает разделение на части, то связь этих частей все-таки должна быть органической, т. е. такой, где каждая часть настолько же поддерживает целое, насколько она сама поддерживается им, где ни одна не первая и не последняя, где вся мысль от каждой части выигрывает в ясности и даже самая малая часть не может быть вполне понята, если заранее не понято целое. Между тем книга должна иметь первую и последнюю строку, и потому в этом отношении она всегда остается очень непохожей на организм, как бы ни походило на него ее содержание: между формой и материей здесь, таким образом, будет противоречие.

Отсюда ясно, что при таких условиях для проникновения в изложенную мысль нет иного пути, как прочесть эту книгу два раза, и притом в первый раз с большим терпением, которое можно почерпнуть только из благосклонного доверия, что начало почти так же предполагает конец, как конец – начало, и каждая предыдущая часть почти так же предполагает последующую, как последующая – первую. Я говорю «почти», ибо вполне так дело не обстоит, но честно и добросовестно сделано все возможное для того, чтобы сначала изложить то, что менее всего объясняется лишь из последующего, как и вообще сделано все, что может способствовать предельной отчетливости и внятности. До известной степени это могло бы и удаться, если бы читатель во время чтения думал только о сказанном в каждом отдельном месте, а не думал (что очень естественно) и о возможных оттуда выводах, благодаря чему, кроме множества действительно существующих противоречий мнениям современности и, вероятно, самого читателя, приходят еще много других, предвзятых и воображаемых. В результате возникает страстное неодобрение там, где пока есть только неверное понимание, тем менее признаваемое, однако, в качестве такового, что обретенная с трудом ясность слога и точность выражения, хотя и не оставляют сомнений в непосредственном смысле сказанного, но не могут одновременно обозначить и его отношений ко всему остальному. Поэтому, как я уже сказал, первое чтение требует терпения, почерпнутого из доверия к тому, что во второй раз многое или все покажется совершенно в ином свете. Кроме того, серьезная забота о полной и даже легкой понятности при очень трудном предмете должна служить извинением, если кое-где встретится повторение. Уже самый строй целого – органический, а не похожий на звенья цепи – заставлял иной раз касаться одного и того же места дважды. Именно этот строй, а также очень тесная взаимосвязь всех частей не позволили мне провести столь ценимое мною разделение на главы и параграфы и принудили меня ограничиться четырьмя главными разделами – как бы четырьмя точками зрения на одну мысль. Однако в каждой из этих четырех книг надо особенно остерегаться, чтобы из-за обсуждаемых по необходимости деталей не потерять из виду главной мысли, к которой они принадлежат, и последовательного хода всего изложения. Вот первое и, подобно следующим, неизбежное требование, предъявляемое неблагосклонному читателю (неблагосклонному к философу, потому что читатель сам – философ).

Второе требование состоит в том, чтобы до этой книги было прочитано введение к ней, хотя оно и не находится в ней самой, а появилось пятью годами раньше, под заглавием «О четверояком корне закона достаточного основания. Философский трактат». Без знакомства с этим введением и пропедевтикой решительно невозможно правильно понять настоящее сочинение, и содержание названного трактата настолько предполагается здесь повсюду, как если бы он находился в самой книге. Впрочем, если бы он не появился раньше ее на несколько лет, он не открывал бы моего главного произведения в качестве вступления, а был бы органически введен в его первую книгу, которая теперь, поскольку в ней отсутствует сказанное в трактате, являет известное несовершенство уже этим пробелом и постоянно должна восполнять его ссылками на упомянутый трактат. Однако списывать у самого себя или кропотливо пересказывать еще раз уже высказанное однажды мне было бы столь противно, что я предпочел этот путь, несмотря даже на то, что теперь я мог бы лучше изложить содержание своего раннего трактата и очистить его от некоторых понятий, вытекающих из моего тогдашнего чрезмерного увлечения кантовской философией, – каковы, например, категории, внешнее и внутреннее чувство и т. д. Впрочем, и там эти понятия находятся еще только потому, что я до тех пор, собственно, никогда не погружался глубоко в работу над ними. Поэтому они играют побочную роль и совсем не касаются главного предмета, так что исправление таких мест в упомянутом трактате совершится в мыслях читателя само собой благодаря знакомству с «Миром как волей и представлением». Но только в том случае, если из моего трактата «О четверояком корне» будет вполне понятно, что такое закон основания и что он означает, на что распространяется и на что не распространяется его сила; если будет понято, что этот закон не существует прежде всех вещей и что весь мир не является лишь вследствие и в силу него, словно его королларий, и что, наоборот, закон основания не более, чем форма, в которой всюду узнается постоянно обусловленный субъектом объект, какого бы рода он ни был, поскольку субъект служит познающим индивидом, – только в этом случае можно будет приступить к впервые испробованному здесь методу философствования, совершенно отличному от всех существовавших доселе.

То же самое отвращение к буквальному списыванию у самого себя или же пересказу прежнего другими и худшими словами – ибо лучшие я сам у себя предвосхитил, – обусловило и другой пробел в первой книге этого произведения, а именно, я опустил все то, что сказано в первой главе моего трактата «О зрении и цвете» и что иначе дословно было бы приведено здесь. Следовательно, здесь предполагается также знакомство и с этим прежним небольшим сочинением.

Наконец, третье требование к читателю могло бы даже безмолвно подразумеваться само собою, ибо это не что иное, как знакомство с самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух Тысячелетий и которое так близко к нам: я имею в виду главные произведения Канта. Влияние, оказываемое ими на ум того, кто их действительно воспринимает, можно сравнить, как это уже и делали, со снятием катаракты у больного. И если продолжить это сравнение, то мой замысел надо охарактеризовать так: я хотел вручить очки тем, для кого названная операция была удачна, так что сама она составляет необходимое условие для пользования ими. Хотя поэтому исходным моим пунктом и служит всецело то, что высказал великий Кант, но именно серьезное изучение его творений позволило мне найти в них значительные ошибки, которые я должен был вычленить и отвергнуть, для того чтобы, очищенное от них, его учение могло служить мне основой и опорой во всей своей истине и красоте. Но чтобы не прерывать и не запутывать своего изложения частной полемикой против Канта, я вынес ее в специальное приложение. И насколько, согласно сказанному, моя книга предполагает знакомство с философией Канта, настолько же требует она знакомства и с этим приложением. Поэтому можно было бы посоветовать прочесть сначала приложение, тем более, что по своему содержанию оно тесно примыкает именно к первому отделу настоящего труда. С другой стороны, по самому существу предмета нельзя было избегнуть и того, чтобы и приложение подчас не ссылалось на само произведение. Отсюда следует только то, что и приложение, как и главная часть книги, должны быть прочитаны дважды.