Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Когда возник украинский национализм. Национализм на Украине возник как леводемократическое движение, но со временем эволюционировал в «третий путь. Сохранение кадров и глубокая конспирация

Яростный погром. Очевидцы событий разъясняют интересующимся, что «здесь было АТО между прошлыми и нынешними хозяевами».

Киевляне осуждают разборки майданных активистов на Певческом поле

А под Печерским судом столицы была кровавая драка между представителями организаций украинских националистов С14 и ОО «Майдан», которые пришли поддержать аваковских полицейских.

Под зданием Печерского суда подрались украинские националисты организаций С14 и ОО «Майдан»

В ночь на вторник во Львове сгорело помещение «Сбербанка» - боевики партии «Национальный корпус», созданной на базе нацистского карательного батальона «Азов», заявили, что начали бессрочную акцию. «Пора перечеркнуть деятельность российского "Сбербанка" во Львове. «Национальный корпус» начинает бессрочную блокаду», — говорится в сообщении в « ВКонтакте ».

«Поджог центрального отделения банка мы связываем, - пишут украинские нацисты, - исключительно с попытками укрытия старым/новым руководством документации, свидетельствовала об антиукраинской деятельности. «Сбербанк» был государственной собственностью РФ, следовательно, финансовым учреждением страны-агрессора, с начала 2014 года усилила контрукраинську деятельность». Украинские националисты требуют, чтобы российские банки, услугами которых во Львове пользуется основная масса его жителей, ушли с украинского рынка.

Львовяне вздрогнули, когда увидели поджог нацистами отделения "Сбербанка" в городе

Ответ украинским нацистам пришел… из Польши. Там разрисовали консульство Украины уже знакомыми претензиями.

На здании консульства в городе Жешув на юге Польши появились надписи на польском языке: "Украина - ОУН-УПА", Waffen SS Galitzien, рядом с гербом Украины нарисовали виселицу и надпись Raus ("прочь" - нем.), свастику и надпись на русском: "Нет" .

«Мы гордимся тем, что многие украинцы со всего мира поднялись на защиту своих исторических земель», - заявил П. Порошенко слушателям Военной академии США „Вест-Пойнт“. Среди них был и выпускник "Вест-Пойнта" Маркиян Паславский, который «из США отправился бороться за нашу свободу».

Майор спецподразделения США Паславский, который специализировался на разведывательно-диверсионных операциях, погиб под Иловайском, похоронен на Аскольдовой могиле в Киеве. Глава майданного украинского государства удостоил М. Паславского орденом Даниила Галицкого, который вручил его американской семье во время визита в США еще в 2015 году.

* * *

Несмотря на то, что украинский национализм как политическое течение на Украине и в диаспоре имеет множество направлений и грызущихся между собой группировок, на современном этапе его определяет всего лишь несколько маркеров. Прежде всего, это ненависть к России и русским, совершенно алогичная и лютая. Такая же, лишенная логики, любовь к Бандере. Убеждённость, что голод 1930-х был «голодомором», специально устроенным московскими правителями для того, чтобы выморить исключительно украинцев и никого больше. Ну и, конечно же, язык — насильственное насаждение украинского языка путём фактического запрета для людей любой национальности говорить на своём родном языке. В первую очередь украинские националисты воюют с носителями русского языка, хотя достаётся порой и другим.

«В борьбе нации за жизнь и свободу язык — последняя баррикада, — пишет в редакционной статье газета украинских националистов в США « Свобода ». — Упадёт она — украинское государство, будь оно тысячу раз суверенное и независимое, потеряет смысл своего существования ».

После принятия скандального закона «Об образовании», которым фактически вводится запрет на получение полного общего среднего образования на любом языке, кроме украинского, Украина оказалась в эпицентре крупного международного скандала, поэтому многие статьи газеты «Свобода» посвящены именно защите этого закона. Причём националисты требуют дальнейшего ужесточения языкового диктата.

Самое примечательное, что вопрос языка ссорит теперь не только майдановцев и антимайдановцев, как это было во время евромайдана и в начале войны в Донбассе, но и самих майдановцев, среди которых имеется немало русскоязычных русофобов (как это ни парадоксально звучит) типа Арсена Авакова и его поплечника Антона Геращенко.

Эти люди доказывают, что именно они — русскоязычные - в основном воюют сейчас в Донбассе. Что, в общем-то, верно, так как кондовые украинские националисты в массе своей предпочитают быть карателями мирного населения, а не участниками боевых действий. Что они демонстрировали на протяжении всей своей истории.

Но, увы! Русскоязычные русофобы уже убеждаются и ещё больше убедятся на своём опыте, что не смогут они мирно (или даже немирно) сосуществовать с националистами. Не такие они люди, эти националисты.

Украинский национализм — это всегда война

Вот типичные рассуждения украинских националистов, которые приводит «Свобода». Здесь договорились уже до того, что своих русскоязычных «побратимов» объявили главной причиной войны на Украине. «Залогом войны в Украине являются русскоязычные люди, которые упорно игнорируют концепт единого государственного языка. Вы, принципиально одноязычные русскоязычные люди, можете быть замечательными людьми, сдавать деньги на армию, ваши сыновья могут служить в рядах Вооружённых сил Украины — но вы, сами того не понимая, являетесь залогом войны. Потому что вы являетесь носителями русского языка, которые игнорируют украинский, вы маркируете мою страну как страну «русского мира»... Ваша речь делает мою страну страной «русского мира». Свист пуль и канонада «Градов» звучит на вашем языке... »

В связи с этим пассажем вспоминается история УПА, которая в первые годы Великой Отечественной войны активно вербовала в свои ряды выходцев из восточных областей Украины, бежавших из немецкого плена на подконтрольные УПА территории или отставших от своих частей и осевших в карпатских сёлах. Этим людям заявляли, что они такие же украинцы, как и выходцы с западных областей Украины, надо, мол, воевать вместе. Кое-кто поверил, у кого-то просто выбора не было, точнее был выбор между вступлением в УПА и смертью. И, действительно, какое-то время в УПА был небольшой процент украинцев и даже этнических русских с востока Украины.

Но когда началось наступление Красной армии, в начале 1944 года пришёл приказ одного из организаторов Волынской резни Дмитрия Клячкивского тайно уничтожить всех этнических русских, воюющих в составе УПА. А в конце того же 1944 года были уничтожены выходцы из восточных областей Украины. Причём они уничтожались независимо от того, как они относились к УПА. Даже если они были всецело на её стороне, их всё равно уничтожили. Как ненавистных «схидняков».

И вот история повторяется

Сегодня уже забыты многочисленные пропагандистские телепередачи времён евромайдана о том, как русскоязычные и украиноязычные граждане вместе стремятся в Европу, забыты двуязычные лозунги начала войны в Донбассе «Єдина країна — Единая страна». Теперь для украинских националистов их русскоязычные побратимы - «залог войны» и часть ненавистного им «русского мира».

Ведь со времен Мазепы для украинских националистов в деле услужения своим западным хозяевам народ является лишь расходным материалом.

КАК ВОЗНИК УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

Чтобы понять нынешние выступления против всего русского, надо чётко разделить нынешнюю Украину на две части, бывшую Малую Русь и Галицию, которую большевики в 1939 году назвали западной Украиной. Всё началось в далёком 1255 году, когда князь Даниил Галицкий предал православие и принял от Папы римского титул короля Галиции и подчинил церковь на территории Галицко-волынского княжества Ватикану за обещание помощи в войне с татаро-монголами. Помощи от Запада он, разумеется, не дождался, все ограничилось пустыми обещаниями, а всех бывших единоверцев, кто мог ему помочь, он этим своим поступком оттолкнул. И всё, пропала Галицко-волынская Русь как самостоятельное государство. Уже в 1339 году она была захвачена как говорится, «без единого выстрела» польским королём Казимиром Великим, а после раздела Польши в 1772 году перешла во владение Австро-венгерской империи и началось многовековое, в буквальном смысле рабство и унижение людей, которые считали себя русскими и исповедали православие.

Следующая веха начнется в 1848 году и на этом моменте надо остановиться. Дело в том, что все эти столетия и Польша, а затем и австрийцы до 1848 года официально признавали народное единство и галичан, и других малоросцев с остальным русским народом и такого понятия как Украина и украинцы просто не было. Слово «украинец» начали использовать в конце 16 века как прозвище и за него можно было схлопотать по морде. В самой Австрии для населения Галиции применялось слово Russen, или как само себя называло население - Русины. Почему до 1848 года? В этом году в Венгрии вспыхнуло восстание, на подавление которого Николай 1 послал стотысячную армию генерала Паскевича. И затираемое поляками, немцами, венграми население этих земель увидело мощную, непобедимую русскую армию, говорящую на понятном, почти своём языке. Церковная служба у всех нас велась на одном и том же языке - церковнославянском. И на территории Галиции возникло сильнейшее русофильское движение. Некоторое время, используя страх австрийского императора перед мадьярами, проводилась пропаганда русского языка, культуры, началось движение за полное объединение Галиции и России. На этот аспект губернатор Галиции граф Стадион и обратил внимание Вены. После 1848 года в австрийских документах население стало называться не Russen, а Ruthenen (Рутены). А для того, чтобы и дальше увеличить разрыв, всё русское стало уничтожаться. Во второй половине 19 века сплошь и рядом шли судебные процессы по обвинению в государственной измене. В те же годы произошло объединение интересов польской и австро-венгерской знати по недопущению обрусению галичан. Каждая из них преследовала свои цели. Поляки поняли, что колонизация галичан в условиях Австрийской Империи - дело нелегкое.

Нашлись люди, доказавшие, что оно и не нужно. Украинизация сулила больше выгод; она не бросается в глаза, как ополячивание, народ легче на нее поддаётся, а, ставши украинцами - уже не будут русскими.

В этом духе началась обработка венского правительства, которому идея украинизации нравилась тем, что позволяла перейти из оборонительного положения в наступательное.

Обрусение галичан было чревато опасностью отделением края, украинизация не только не несла такой опасности, но и служила способом отделения Украины от России и присоединения её к Галиции. Полагали, что хорошей приманкой станет Конституция 1868 г., по которой все населявшие Австрийскую Империю национальности получили равноправие и культурную автономию. Для этого на основе простонародной разговорной речи, сплошь сельской, создали новый язык, ставший литературным украинским, введя туда массу слов из немецкого и польских языков. А самым гениальным ходом австрийцев было создание нового алфавита - когда из русской азбуки (а пользовались именно ею) выкинуты три буквы и добавлены две. Галичанам ставилась задача: прельстить Украину этой Конституцией.

Австрийцы до такой степени увлеклись мечтами об отторжении Украины, что со временем возникла идея подыскать для будущего украинского королевства достойного кандидата на трон, какового нашли в лице принца Вильгельма Габсбургского, названного Василем Вышиванным. В Вене и в Львове заинтересованные круги убедили «Василя» перейти из латинского обряда в Унию. Наследник австрийского престола Франц-Фердинанд принял горячее участие в этой авантюре.

Когда польский план в Вене получил добро, в Галиции возникла «народная» партия в противовес «объединителям» (москвофилы) и целый вспомогательный аппарат в лице общества «Просвита», газет «Правда», «Дило», «Зоря», «Батькивщина», и многих других.

Ядро и основу «народной» партии составило униатское духовенство. Уния в свое время была задумана как инструмент денационализации подвластного Польше русского населения, но цели своей не достигла. Через несколько поколений после насильственного обращения, галицкое население стало рассматривать свою новую Церковь как «национальную», отличную от польской. Но то обстоятельство, что униаты находились в подчинении Ватикана, испытывая постоянное влияние иезуитов, венских и краковских папских миссий, не могло не наложить печати на галицкое духовенство. Оно не могло выйти из русла идей католицизма. Особенно ревностно служил этим целям «Русский Сион» (название-то «русский», не «украинский») - орган львовских церковников. Немало молодых людей из духовенства вступило в ряды народовцев.

В это же время сотни тысяч русинов побежали от унижений и репрессий за океан, в Канаду и Америку. Вы думаете, их оставили там в покое? Ничуть. Вслед за ними папский престол направил греко-католических священников из ордена «Василиан», который был фактически одним из отделов ордена иезуитов, для духовного окормления паствы.

К 1913 году были достигнуты «впечатляющие» успехи. Для русских были созданы концлагеря (да-да, именно тогда они возникли, назывался этот лагерь Талергоф), и «москвофилы» уничтожались десятками тысяч. Кому сильно повезло, те бежали в Россию, а слово «Украина» получило путёвку в жизнь. Тем, кто остался и хотел жить на свободе и делать карьеру, пришлось писать расписку: «Обязуюсь никогда не называть себя русским, а украинцем, и только украинцем» (сейчас хотят сделать то же самое со всеми русскими на Украине). Такие же расписки писали священники для получения прихода.

Были созданы отряды «австрийских янычар», под названием «Сечевые Стрельцы», а также диверсионные организации типа «Союза Вызволения Украины», работавших в пользу Австрии против России. Но Первая мировая война закончилась поражением Австро-Венгрии и полным переворотом в судьбе Галиции. Она оказалась, как и полтораста лет тому назад, в составе Польши. Поляки сделались теперь не краевой, а государственной властью для русин и их поведение резко изменилось. Возродились религиозные и национальные притеснения, напоминающие 18 век. Изменилось и отношение к народовской партии. Она им стала не нужна. В это время, т. е. в 1920 году и зародился Украинский национализм в том виде, каким мы его сейчас видим. Все накопленные за века унижения выплеснулись в лозунг «Смерть жидам, москалям и ляхам».

В 1920 году те украинцы, которые служили в Австро-венгерской армии собрались в Праге и создали УВО (Украинская военная организация) во главе с бывшим прапорщиком австрийской армии, а затем петлюровским полковником «сечевых стрельцов» Евгением Коновальцем. В 1929 году на съезде националистических организаций УВО переименовали в организацию украинских националистов (ОУН). К новому названию было прикреплено старое - ОУН-УВО. В 1930 году вторая часть аббревиатуры была убрана.

Дружба ОУН с фашистами завязалась в 20-х годах. Националисты и национал-социалисты были родственными по духу организациями, что и говорится в программных документах ОУН. Хотя руководители УВО-ОУН не афишировали свои связи с фашистами, по причине, которую назвал Коновалец на конференции в Берлине в 1933 году: «Национал-социализм не имеет много друзей во всем мире, и выявление связи украинского национализма с германским национал социализмом непременно приведет к нашей изоляции».

В 1933 году украинскими националистами заинтересовалось гестапо. Состоялась встреча Коновальца с гестапо (Р. Дильс) и внешнеполитическим отделом НСДАП (К. Мотц). Украинским националистам стала оказываться финансовая и организационно-техническая помощь для проведения терактов на территории Польши (а затем и СССР). В 1938 году Коновальца убили, и в верхушке ОУН началась грызня между родственником Коновальца по жене Мельником и молодой генерацией под руководством Степана Бандеры, выходца из потомственной династии греко-католических священников. Различие между ними состояло лишь в том, что Мельник был против массового уничтожения поляков, больше прислушивался к мнению немцев, а Бандера, выражаясь теперешними определениями, был полным отморозком, стремившимся уничтожить всё, что мешало ему создать независимое государство. Немцы с удовольствием использовали и того и другого, помогая деньгами, оружием, организационно, обучая в своих лагерях, обещая помочь в создании своего государства, пока их деятельность соответствовала планам Германии. Перед войной из украинских националистов - бандеровцев было создано два батальона под немецким командованием («Роланд» и «Нахтигаль»). Значительное количество диверсионных отрядов было заслано на территорию СССР. Когда 30 июня 1941 года немцы вошли во Львов, в самых первых рядах были вояки из этих батальонов. Надо отметить один момент. В начале войны немцы старались не использовать свои войска в карательных операциях, предпочитая использовать для этой цели местных жителей. Так вот эти батальоны выполнили все карательные действия в отношении гражданского населения. В течение нескольких месяцев они методично уничтожали сотни тысяч евреев, поляков, русских и украинцев, сотрудничавших с советской властью. В дополнение к этим батальонам, подобную «помощь» оказывали националисты, поступившие на службу в полицейские части. После чего на Украине для этой категории населения появилась кличка «полицай». А работала машина так «хорошо», что население некоторых городов сократилось в 3–4 раза. Спросите, чего добились националисты всем этим прислуживанием у немцев? Ничего. Как только они 30 июня 1941 года объявили независимую, дружественную Германии Украину, Гитлер, узнав об этом, пришел в ярость и сделал строгое внушение поддержавшему националистов А. Розенбергу, и приказал арестовать правителей этой Украины, в том числе и Бандеру, вместе с его ближайшим окружением, часть из них расстреляв. Бандера пробыл под почётным арестом до 1944 года (этот момент биографии Бандеры приводят как пример непримиримости с фашистами), после чего был снова востребован немцами. После войны ОУН все-таки сформировал своё правительство, но только в Канаде, где они ждали объявления войны СССР от западных стран в 1947 году. Этим ожиданием и жили.

Из книги Тайны разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина, Березовского, бен Ладена автора Ткаченко Константин Владимирович

Из книги Наша первая революция. Часть II автора Троцкий Лев Давидович

Л. Троцкий. КАК ВОЗНИК СОВЕТ РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ Октябрь, ноябрь и декабрь 1905 года – эпоха революционной кульминации. Она начинается со скромной стачки московских типографщиков и заканчивается правительственным разгромом древней столицы русских царей. Но, за

Из книги Советская республика и капиталистический мир. Часть II. Гражданская война автора Троцкий Лев Давидович

Украинский фронт Южный фронт соединился естественно с Украинским фронтом. Но по происхождению Украинский фронт связан не столько с нашим Южным фронтом, сколько с Западным. Украинский фронт был нами унаследован от германского империализма. Крушение германского

Из книги Закат человечества автора Вальцев Сергей Витальевич

§1. Почему возник капитализм Могущество денег ведет к возникновению самой унылой аристократии - аристократии денежного мешка. Бальзак Что такое общество? Для того чтобы ответить на вопрос о причинах деградации общества, нам необходимо разобраться: во-первых, в том,

Из книги WikiLeaks. Разоблачения, изменившие мир автора Горбатюк Надежда

1. Украинский тупик Украина – государство в Восточной Европе. Столица – Киев. Крупнейшее государство в Европе (из находящихся целиком в этой части света). В стране есть конституция, в которой записано, что:Украина является суверенной, независимой, демократической,

Из книги Операция «Единая Россия». Неизвестная история партии власти автора Жегулев Илья

Мобилизация под капельницей Как возник проект «Единство» О создании партии Березовский начал беспокоиться еще в тот момент, когда «семья» планировала отставку премьера Примакова, – весной 1999 года. В роли его сменщика, которого затем надо было двигать в «преемники»,

Из книги Украинский национализм как фактор деградации народа Украины автора Друзь Игорь Михайлович

Украинский национализм как фактор деградации народа Украины До сих пор тезис Святейшего Патриарха Кирилла о том, что Украина - часть русского мира, вызывает бешенство у националистов. Между тем это очевиднейший факт. Большинство ее населения пропитано русской

Из книги Газета Завтра 990 (47 2012) автора Завтра Газета

Из книги Украинская нация – путь наш во мраке…или к светлому будущему? автора Серегин Александр Анатольевич

Украинский национализм и украинский патриотизм В связи с темами непонимания и конфронтации, невозможно обойти ОУН, УПА, Мельника, Бандеру, Шухевича и вообще борьбу организаций украинских националистов. Тема очень болезненная, из той серии, что у нас в стране до сих пор

Из книги РАСПАД автора Ваджра Андрей

11. Украинский цугцванг После президентских выборов, на Украине возник устойчивый баланс сил, в целом стабилизирующий политическую ситуацию в стране. Это можно сравнить с композицией на шахматной доске, когда позиции обоих игроков столь удачны, что любая попытка изменить

Из книги Почему это случилось? [Техногенные катастрофы в России] автора Беззубцев-Кондаков Александр Евгеньевич

Украинский «подарок» Менее месяца прошло с того дня, когда совершенный 11 сентября 2001 года «Аль-Каидой» террористический акт в Нью-Йорке открыл новую эпоху мировой истории. Весь мир в священном ужасе наблюдал за пылающими башнями-близнецами Всемирного торгового центра, в

Из книги Бандера и бандеровщина автора Север Александр

Когда зародился украинский национализм Многие современные украинские националисты пытаются поставить знак равенства между «политической программой» казачьей элиты XVII века с ее идеями автономизма и зародившегося в начале XIX века украинского национализма. На самом

Из книги Украинский национализм: только для людей автора Котигорошко Алексей В.

УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ Только для людей Книга издана при идейной поддержке Владимира УльяноваГлавный редактор Алексей Котигорошко Технические редакторы Геннадий Ветров, Ольга ВерховцеваСдано в набор 14.10.14.Подписано в печать 01.12.14. Формат 15x22 Бумага простая такая белая.

Из книги Новая формула Путина. Основы этической политики автора Дугин Александр Гельевич

Украинский капкан Как квалифицировать то, что происходит? Как сами украинцы могли дойти до такого зверства и организованного массового геноцида (пока еще) своих граждан? И почему Запад не только закрывает на это глаза, но и активно поддерживает хунту и даже оправдывает

Из книги Призрак России [Кремлевское царство теней] автора Пионтковский Андрей Андреевич

Украинский Февраль За последние четверть века осуществились все золотые мечты партийно-гэбистской номенклатуры, которая и задумала в СССР перестройку в середине 80-х годов. В России и соседних криминальных паханатах, возникших на месте бывшей сверхдержавы, она достигла

Из книги Изнанка российско-украинского конфликта, или Как поссорились соседи автора Шапталов Борис Николаевич

Украинский ответ В 2014 году перед украинскими средствами массовой информации не стояла задача перестроиться. Как минимум со времен президентства Ющенко появился триединый постулат: «Россия мешала Украине в прошлом, мешает в настоящем и будет мешать в будущем, если не

Характер, так как используется для увеличения количества выруси .

Украинский национализм, как теоретическое обоснование части системы угнетения русских , поддерживался сначала Австро-Венгрией , затем (в умеренной форме) большевиками , и наконец, Западом в целом.

Неотъемлемой чертой украинского национализм является русофобия . Другие его особенности, необязательные, - демонстративное использование украинского языка , культ Тараса Шевченко и Степана Бандеры .

Главным оплотом украинского национализма («бандеровщины») и русофобии считается Львов .

История

Первые зародыши национализма среди образованных групп населения на Украине появились, очевидно, в начале XIX века, и к середине того века украинский поэт Тарас Шевченко давал поэтическое выражение националистическим чувствам. Однако организации исключительно политического характера, выразившие претензии на украинскую государственность, сформировались значительно позже - к середине XIX века. Люди, сформировавшие украинский национализм, не являлись традиционной дворянской элитой, а были представителями интеллигенции. Украинские националисты того времени, такие как Николай (Микола) Костомаров, вдохновлялись антиимперскими идеями, а вопрос об украинском языке являлся для них ключевым. Боязнь полной ассимиляции в результате «русификации» стала основной проблемой для первых идеологов украинства.

Американский историк Джон Армстронг считает, что первые признаки формирования идеологии украинского национализма прослеживаются в работах украинских писателей: Тараса Шевченко , Ивана Франко , Николая Костомарова, и особенно историка Михаила Грушевского , который, возможно, больше, чем кто-либо заслуживает звания отца украинского национализма.

Вторая половина ХІХ века и начало ХХ

Через развитие и распространение литературного украинского языка посредством книгопечатания украинские националисты 1850-1860-х годов рассчитывали получить широкую народную поддержку. Венцом их деятельности стал журнал «Основа», выходивший в 1861-1862 годах.

В начале 1860-х годов украинский национализм как движение уже перерос стадию исключительно научного интереса и начался процесс создания институтов для массовой агитации широких слоев населения: прежде всего, подготовка массового доступного книгопечатания учебной и церковной литературы на украинском языке.

Термин «национализм» появляется в украинской публицистике примерно в 80-90-е годы XIX в. Сначала этот термин использовался не для обозначения конкретной политической доктрины, а предусматривал достаточно широкий круг общественно-политических представлений и предпочтений украинского народа. На рубеже XIX-XX вв. ситуация изменилась: разделение украинского национального движения на отдельные конкурирующие течения и борьба между ними приводят к идеологизации и политизации понятия «национализм».

1917 - 1921

Украинская либерально-демократическая интеллигенция того времени, которую социал-демократы назвали «буржуазно-националистической», отделялась от «национализма», идентифицируя его с радикально-националистической идеологией, шовинизмом, или упоминая националистов как российские шовинистические круги в Украине.

В этот период особенно ярко выделялся Дмитрий (Дмытро) Донцов, к тому времени уже состоявшийся политик, и впоследствии ставший одним из самых популярных деятелей среди националистов.

Формы украинского национализма в УССР и эмигрантской среде

Современными украинскими историками и политиками популяризируется идея о тотальном подавлении большевиками украинской культуры и самосознания. Однако именно при советской власти Украина получила всеми признанные границы, именно при советской власти украинский язык стал окончательно институционализирован и обрел повсеместную популярность, именно при советской власти проводилась политика украинизации, именно советской властью было доведено до культа поклонение Шевченко, именно советская власть, в конце концов, – пусть и номинально – сделала Россию и Украину равными в правах субъектами одного государства.

Таким образом, сразу после создания УССР начала формироваться украинская националистическая школа в рамках общей союзной идеологии. Руководители СССР сочли такой «управляемый национализм» более приемлемым путем решения «украинского вопроса», чем попытки бороться с национализмом как таковым.

Современный период

С обретением Украиной независимости тенденция популяризации национализма в самой крайней его форме ожидаемо стала расти. Новыми официальными идеологическими центрами стали Запад Украины и эмигрантская диаспора. Националистические настроения на Украине не были бы столь сильны и изрядно бы уже угасли, если бы их старательно и целенаправленно не раздували те, кому крайне необходимо сохранять украинский национализм ради реализации их лишённых всякой любви к Украине интересов. Центром украинского национализма («бандеровщины») и русофобии является Львов .

Организации и движения украинских националистов

В истории Украины существовал целый ряд организаций, которые исповедовали националистическую идеологию.

Организация украинских националистов

Одной из самых влиятельных и известных украинских националистических организаций была Организация Украинских Националистов (ОУН). Создана на I Конгрессе украинских националистов в Вене 27 января − 3 февраля 1929 года в результате объединения нескольких радикальных националистических организаций.

Говорить об украинцах как сложившейся нации возможно, начиная с середины XVII века, со времен освободительной войны против Польши, возглавленной гетманом Богданом Хмельницким. Тогда в результате «показачивания» (массового перехода «волостей и городов» в казаки) завершилось единение всего южнорусского народа. По словам историка Владимира Секачева, «с одной стороны, [малороссы] продолжали считать себя русскими, с другой - войдя в состав Московского царства (по решению Переяславской рады 1654 года), они почувствовали свои отличия от северорусских соседей. Это были отличия прежде всего социальные: в России господствовали крепостничество и неограниченное самодержавие, а на Украине были свобода и самоуправление». Поэтому и ранний украинский национализм носил не столько этнический, сколько политический характер. Вспомним хотя бы гетмана Ивана Мазепу или Григория Полетику, автора «Истории Русов» (середина XVIII века), отстаивавшего казацкие вольности. Однако нельзя сказать, чтобы до середины XIX века сепаратистские настроения пользовались популярностью среди украинских патриотов. Такие знаменитые «украинофилы», как Михайло Максимович, Николай Костомаров или Пантелеймон Кулиш, считали русских и украинцев «двумя русскими народностями», которые в будущем сольются, как во времена Киевской Руси. Возрождение единого этноса, по их мнению, будет сопровождаться и кардинальными изменениями в политической жизни: самодержавие сменит древнерусское народовластие.


Государственная ошибка

Понятно, что царское правительство не могло смотреть на подобные демократические чаяния сквозь пальцы, и с 1860-х годов оно начинает гонения на «украинофилов». В частности, запрещается преподавание в школе и издание книг на украинском языке. Кроме того, от попечителей Харьковского, Киевского и Одесского учебных округов потребовали именной список преподавателей с отметкой о благонадежности каждого по отношению к «украинофильским тенденциям», при этом тех, кто был заподозрен в ереси, требовалось переводить на работу в великорусские губернии. Поэтому многие «украинофилы» были вынуждены эмигрировать в Галицию (Галичину) - область на востоке Австро-Венгерской империи, населенную украинцами-русинами.

По словам философа Михаила Поповича:

«Галичина XIX века представляла собой community - замкнутое этническое сообщество, которое сформировалось в результате жесткого противостояния польскому, австро-немецкому и еврейскому окружению». Русинские патриоты «народовцы» считали себя истинными наследниками Киевского государства, сохранившими еще домонгольскую этническую идентичность, и настаивали на особой исторической миссии свободной Украины. Разочаровавшиеся в идеалах объединения малорусского и великорусского народов эмигранты-украинофилы заняли сторону «народовцев».

Их стараниями Львов, столица Галичины, вскоре стал цитаделью «самостийников», проповедовавших украинскую национальную исключительность и необходимость отделения от Московии. Так действия царской администрации повернули украинских патриотов к разрыву с великороссами. Идейным вдохновителем галицийских «самостийников» стал профессор Львовского университета Михаил Грушевский. Он обосновал этническое отличие украинцев (истинных русских) от московитов (потомков финнов и татар) и обвинил Россию в дискриминации по отношению к Украине. Сам Грушевский мечтал о возрождении своей родины в границах от Карпат до Кавказа и от Крыма до Воронежа.


Национализм на практике

Однако идеи галичан не были популярны в Малороссии, что подтвердила гражданская война начала ХХ века. Старания последователей Грушевского - Симона Петлюры и Владимира Винниченко - создать на Украине в 1917–1920 годах независимое национальное государство потерпели полное фиаско. Винниченко с горем писал об острой «антипатии народных масс (своих украинцев, которые даже не могли говорить по-русски)» к их стараниям. «Украинский национализм в России, - писала Роза Люксембург, - был совершенно иным, чем, скажем, чешский, польский или финский, не более чем простой причудой, кривлянием нескольких десятков мелкобуржуазных интеллигентов, без каких-либо корней в экономике, политике или духовной сфере страны».

Тем не менее именно к 1920-м годам русский философ Георгий Федотов относил эпоху «зарождения нового украинского сознания, в сущности, зарождения новой нации». Только вот рождение это возглавили не националисты, а украинские коммунисты (с 1922 года Украина вошла в состав СССР), сумевшие поднять местную экономику и действующие в рамках ленинского плана права наций на самоопределение и культурную автономию. Именно в середине 1920-х годов была возрождена малороссийская культура при сохранении дружественных отношений с Россией (увы, в 1930-е эта политика будет заменена тотальной советизацией, вытравлявшей национальные традиции).

Дмитрий Донцов. Автор известного манифеста радикального украинского национализма.

А что же Галичина? По Рижскому мирному договору 1921 года она вошла в состав Польши, проводившей в отношении русинов жесткую дискриминационную политику, итогом которой должна была стать полная ассимиляция галичан.

В ответ на притеснения на Западной Украине крепло националистическое движение, во главе которого в 1929 году встала Организация украинских националистов (ОУН). Ее идеологом был Дмитро Донцов, отстаивающий фашистские идеалы великой нации, которая не должна стесняться в средствах во имя светлого имперского будущего, которое непременно наступит после победы над «панами», «москалями» и «жидами».

Популярность ОУН на Западной Украине особенно возросла после присоединения в 1939 году Галичины к УССР, сопровождавшегося репрессиями против национальной интеллигенции, насильственной коллективизацией, национализацией и наступлением на церковь. После начала Великой Отечественной войны ОУН получила возможность действовать на территории всей Украины, но встретила мало понимания на основной территории УССР (в Малороссии), воспитанной за 1930-е годы в духе пролетарского интернационализма и братства наций на территории Советского Союза. Кроме того, ОУН успела скомпрометировать себя сотрудничеством с нацистами и массовыми репрессиями.

«После войны, - пишет Владимир Секачев, - руководители ОУН обосновались в Западной Германии, откуда принялись уверять западный мир, что… есть отдельная от России Украина, имеющая своим центром Галичину, готовая «освободить русифицированную Малороссию от советского тоталитаризма» и содействовать столь чаемой либеральными западными державами гибели СССР».


Банкнота достоинством 1 шиллинг, реверс, 1949 года выпуска. Национальный освободительный фонд ОУН.

Дело рук диссидентов

На Галичине действительно долгое время было неспокойно: насильственная советизация и репрессии против активистов национального движения привели к тому, что понятия «коммунист», «русский» и «враг» стали для русинов синонимами. Тем не менее советская власть к началу 1950-х жесткой рукой сумела привести Западную Украину к покорности. Но в 1960-е годы, в период «оттепели», когда интеллигенция всех советских республик принялась стихийно искать свои народные корни, украинский национализм вновь поднял голову. Это было ответом на политику Москвы, провозгласившей рождение новой исторической общности - советского народа, в котором должны раствориться все народности, населяющие СССР. Нельзя было придумать лучшего повода для возрождения среди диссидентов националистических настроений.


Оппозиционеры из числа украинцев вдруг осознали, что народные традиции Малороссии полностью выхолощены денационализирующей советизацией и влачат свое существование только на уровне «галушек и гопака», в то время как истинная, недеформированная народная культура ютится на западе республики. «В связи с этим, - считает Владимир Секачев, - украинские диссиденты [по всей УССР] обратились к культуре Галичины… Сюда из других областей Украины стала приезжать учиться молодежь, здесь стремилась работать интеллигенция.

Становясь «галичанами», шестидесятники оказывались беззащитными, даже податливыми перед соблазнами идеологии национальной исключительности и превосходства».

Именно благодаря шестидесятникам ростки галицийского национализма пустили корни на значительной части Малороссии, чего раньше не бывало. Именно шестидесятники положили начало ориентации последующих поколений украинской интеллигенции на самостийность, которая обрела второе дыхание после распада СССР. По мнению политолога Эдуарда Попова, именно галицийский национализм стал государственной идеологией Украины на заре XXI века.

Советская пропаганда приучила нас к тому, что социалистическому интернационализму в СССР противостояли буржуазные национализмы. Так, Сталин писал в одной из своих работ об этом противостоянии в годы Гражданской войны: «Борьба окраинных "правительств" была и остается борьбой буржуазной контрреволюции против социализма. Национальный флаг пристегивается к делу лишь для обмана масс, как популярный флаг, удобный для прикрытия контрреволюционных замыслов национальной буржуазии».

Некоторые противостоявшие большевикам национальные движения, действительно, были правоконсервативными, но далеко не все. Грузинское государство, например, возглавляли социал-демократы, только не большевики, а меньшевики, которые, как теперь понятно, были не меньшими, а то и большими марксистами. Левой, близкой по программе к эсерам была и Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн», боровшаяся с коммунистами.

Но особый интерес представляет собой Украина, которая в отличие от других национальных окраин бывшей империи все еще продолжает восприниматься значительной частью россиян как часть «русского мира». В этом смысле в отношении украинского национализма существуют сразу два взаимосвязанных мифа.

Первый, что он представлял собой искусственный проект, созданный иностранными спецслужбами и не имеющий поддержки у народа — «малороссов», считающих себя исключительно частью «триединого русского народа». Второй, что это был «реакционный буржуазный национализм», враждебный чаяниям и интересам украинского «трудового народа». Собственно, два этих клише во многом определяют восприятие украинского национализма и поныне, что позволяет некоторым надеяться на то, что в один прекрасный день он испарится, как дым.

Левые корни украинского национализма

Что же на самом деле представляет собой украинский национализм и как ему всего за один век удалось стать силой, вызвавшей к жизни одно из крупнейших и по территории, и по численности населения государств Европы?

Вопреки советским пропагандистским мифам украинский национализм изначально был левым и народническим. Русская общественная мысль XIX и начала XX века, как известно, распалась на три основных направления: консервативное, либеральное и леводемократическое. У украинцев тоже были представители собственной либеральной (Драгоманов) и консервативной (Липинский) мысли, но для их развития не было серьезных объективных предпосылок, потому что и дворянство и буржуазия в этих землях были малорусскими, то есть не имели украинского национального самосознания или и вовсе были ему враждебны. Показательно в этом смысле, что малороссы составляли большую часть членов Союза русского народа и других русских правоконсервативных организаций, а с 1905 года именно Киев был столицей русского черносотенства и национализма.

Поэтому украинское национальное самосознание развивалось в рамках третьего, социал-демократического направления или в неразрывной связи с ним. Однако в отличие от русской социал-демократии на Украине, которая делала ставку на городской — русский, смешанный и русифицированный пролетариат, украинская социал-демократия опиралась на моноэтническое украинское село.

Певцом украинского села и первым ярким провозвестником украинского национализма был, безусловно, левый Тарас Шевченко. Социалисткой национального направления была вторая по значимости для украинской литературы того времени Леся Украинка. Эсером был основатель украинской национальной исторической школы Михаил Грушевский, который после капитуляции перед советской властью продолжил свою работу в структурах коммунистической Украины. Первый политический идеолог украинского национализма Николай Михновский студентом начинал свою политическую деятельность в социал-демократическом кружке, но пришел к выводу, что украинцам нужна организация, сочетающая социалистические и национальные идеи, основав Братство тарасовцев (в честь Тараса Шевченко). Наконец, основатель первой независимой Украины Симон Петлюра был активным участником Революционной украинской партии, чья программа за вычетом национальных требований была почти идентична программе российских меньшевиков и эсеров.

Симон Петлюра, 1926 год. Фото: archives.gov.ua

Впрочем, есть ли смысл «вычитывать» эти требования? Ведь российские левые партии признавали право народов на защиту своих национальных интересов в рамках федеративного государства, в которое должна была быть превращена после революции Россия. Интересно, что Петлюра, являющийся в России олицетворением сепаратизма, и не претендовал на большее. После Февральской революции образованная его Революционной украинской партией Украинская центральная рада настаивала на предоставлении Украине автономии, а ее председатель Грушевский был избран в российское Учредительное собрание, что никак не свидетельствует о непримиримом сепаратизме. И только после разгона большевиками Учредительного собрания, в котором, напомним, большинство депутатов также были левыми (эсерами и меньшевиками) Рада объявила о создании независимой Украины.

Штрихом к той же картине является и то обстоятельство, что во время Первой мировой войны Симон Петлюра в отличие от украинских националистов-эмигрантов под кураторством Австро-Венгерского генштаба выступил не с антироссийских, а с пророссийских позиций, считая, что украинцы должны защищать общую родину, но Россия при этом должна признать их национальные права.

Таким образом, политический украинский национализм не просто был левым, но изначально рождался как часть идейно единого для всей имперской России революционно-демократического движения. Лишь со временем он вступает в конфликт даже не со всеми своими русскими коллегами, а лишь с одной из их фракций — большевиками, и после их победы встает на однозначно сепаратистские позиции.

Однако, что интересно, первыми серьезными врагами для украинских левых националистов стали не московские большевики, которые для этого были еще слишком слабы, а украинские правые — консерваторы во главе с гетманом Скоропадским. Его проект, под который так романтично была подведена идейная база (украинского гетманизма) одним из немногих украинских консерваторов Липинским, был весьма интересной задумкой, аналогом проекта другого российского офицера — Карла Густава Маннергейма, не изменившего присяге государю императору.

Маннергейм, видя, что большая страна скатывается в хаос и тиранию, создал эффективное государство благодаря альянсу финляндской шведской аристократии и финской интеллигенции и буржуазии. Нечто подобное пытался сделать на Украине и Скоропадский, объединив вокруг сильной власти гетмана украинцев и русских. Однако проект Скоропадского подвис в воздухе — великодержавно настроенному русскому офицерству, на которое он рассчитывал как на костяк своей армии, проект претил как «самостийнический», для украинских же крестьянских масс он был в первую очередь социально чуждым.

Социальные чаяния украинских крестьянских масс выражали украинские левые, левые националисты во главе с Петлюрой, создавшим Украинскую Народную Республику. Однако украинских левых погубили даже не столько русские левые — это было уже следствием, а не причиной. Украинских левых погубило появление украинских крайне левых: махновцев и боротьбистов, которые раскололи их силы, когда им приходилось воевать — причем долгое время успешно — на два фронта: с русскими правыми имперцами (деникинцами) и русскими левыми имперцами (большевиками). Дело в том, что Махно опирался ровно на те же социальные слои, что и основные украинские левые революционеры (петлюровцы), оттягивая их на себя.

Есть теория, согласно которой, наиболее ожесточенная борьба разгорается между самыми близкородственными видами — никак иначе нельзя объяснить ту ненависть, которую Махно испытывал к таким же народно-украинским силам петлюровцев, клеймя их буржуазными. Петлюровцы, конечно, никакими буржуазными не были, но они были националистами, боровшимися за единую Украину, тогда как Махно, действовавший на ее юге, был анархическим регионалистом, не признававшим власть ни Киева, ни Москвы. Тем не менее в их схватке он фактически невольно поддержал большевиков, что закономерно закончилось разгромом обоих украинских левых проектов: и национального, и анархо-регионалистского.

Правый поворот

Победа большевиков повлекла за собой начало идейной эволюции многих людей и сил не только в России, но и во всей Европе. Показательна в этом смысле судьба русского революционера Бориса Савинкова, который большую часть своей жизни был эсером, но в ее конце стал симпатизировать итальянскому фашизму. Впрочем, не будем забывать и того, что самый первый фашизм — итальянский — возник на основе социалистической газеты «Avanti» и был создан ее редактором, членом социалистической партии Италии Бенито Муссолини.

Фашизм принято рассматривать как отдельное политическое направление, «третий путь», отличающийся рядом самостоятельных признаков вроде активизма, корпоративизма, вождизма, национализма и милитаризма. В этом смысле он складывается из двух источников: правого и левого, становясь продуктом их радикализации и синтеза. Правым был присущ милитаризм и национализм, но не массовый активизм и социализм. Левые, напротив, традиционно апеллировали к массам, но им не был присущ, по крайней мере, идейный милитаризм и авторитаризм — они повсеместно возникали по факту, но везде их пытались закамуфлировать и оправдать как вынужденные и временные явления.

Дмитро Донцов. Фото: dontsov.info

Украинский национализм, как уже было сказано, изначально был левым — ничему правому, консервативному там было просто неоткуда взяться, особенно после разгрома Скоропадского силами украинских же левых националистов. Однако после поражения от своих левых российских коллег он начинает эволюционировать в том же направлении, в котором эволюционировали изначально левые Савинков и Муссолини — к фашизму. Ключевой фигурой этой эволюции становится яркий политический мыслитель, публицист, философ, идеолог украинского интегрального национализма Дмитро Донцов.

Интерес представляет уже сам генезис этого человека, как политический, так и этнический. Донцов начинает свою деятельность как классический социал-демократ, причем не национальной направленности как РПУ, но членом Украинской социал-демократической рабочей партии, отколовшейся от нее. Этот факт вкупе с русской фамилией (рос он в немецко-итальяно-украинско-русской таврической семье) позволял некоторым на тот момент клясть как «москаля» человека, который через какое-то время станет самым воинствующим идеологом украинского национализма.

Как и в случае с российскими социал-демократами и лидером их радикального крыла Лениным толчком к радикализации Донцова стала его политическая эмиграция. Петлюра и на фоне репрессий остался в Империи и, как мы помним, во время Первой мировой войны выступил с оборонческих позиций. Для Донцова же отрыв в эмиграцию означает ставку на формирование воинствующего украинского национализма под эгидой врага России — Австро-Венгрии. Он становится националистом, для которого в отличие от того же Петлюры партийные и идеологические пристрастия уже не имеют принципиального значения — этим, по-видимому, объясняется тот факт, что он равно успешно работает сперва на гетманскую Украину Скоропадского, в которую возвращается вместе с немецкими войсками, а потом на петлюровскую УНР.

Такая надпартийность остается присущей Донцову и в дальнейшем, когда он, то сближаясь с теми или иными организациями, то отдаляясь от них, становится сам себе величиной — идеологом, влияющим на весь украинский национализм. Последний формируется и заново реорганизуется после разгрома УНР, что важно — не на Украине, где он рос из левой идеи, а в украинской эмиграции, которая формировалась на принципах радикального, всеподчиняющего национализма.

ОУН — УПА: левый реванш

Донцов был голосом своего времени, эстетом, украинским ницшеанцем и в этом смысле его влияние на умонастроения украинских националистов было эпохальным. Однако все же это влияние, подобно переменчивой моде, было, скорее, эстетическим, культурным, но неспособным изменить «политического ДНК» украинского национализма. Донцовский «интегральный национализм», вождизм и мистицизм были движущей силой легендарной Организации украинских националистов, хотя, по воспоминаниям его сестры, сам Бандера до того, как случился Голодомор, считал своим политическим идеалом Ленина.

Однако очень быстро романтическо-фашистская идеология ОУН начинает размываться под воздействием левых настроений масс. Этому способствовали два обстоятельства.

Во-первых, ОУН, не будучи политически лидирующей силой Западной Украины, сумела завоевать это лидерство своей отчаянной и эффективной революционной борьбой, притянувшей к ней наиболее радикальные силы украинцев. А среди них немалую часть составляли бывшие коммунисты и другие левые, разочаровавшиеся в людоедской (Голодомор) и империалистической (пакт Молотова — Риббентропа) политике красной Москвы.

Во-вторых, с вторжением немцев в СССР, которое ОУН пыталась использоваться для разворачивания национально-освободительной борьбы, в последующем на два фронта (так потом и получилось), ее эмиссары стремительно продвигались на восток Украины, где им приходилось на ходу корректировать свою идеологию. С исчезновением безальтернативных в однопартийном обществе коммунистов, заполнявшая этот вакуум ОУН была по факту единственной украинской политической и национальной силой. Однако настроения вчерашнего подсоветского населения существенно отличались от романтическо-фашистских идей ОУН, взращенных в эмиграции, и — надо отдать должное их стратегической прозорливости — лидеры ОУН, имевшей мощную контрразведку, сумели оценить этот факт и сделать из него выводы.

Руководство бандеровской ОУН (а была еще конкурирующая «меньшевистская» ОУН Мельника) проводит организационную и теоретическую реформу, итогом которой становится проведение Третьего чрезвычайного Великого Сбора ОУН в августе 1943 года. На нем принимаются программные заявления и требования, возвращающие украинское движение к идейным истокам левого национализма Петлюры. Изначально лево-демократической по идейным установкам была самая первая УПА (Украинская повстанческая армия), чей исток — армия «Полесская сечь» была создана Боровцом, сторонником петлюровских идей — их последователи «интегрального национализма» Донцова, вождисты и корпоративисты фашистского типа, считали «провансализмом», то есть мещанством.

И несмотря на то что ОУН сумела поглотить УПА, причем жестоко устранив ее старое руководство, этот процесс не мог происходить без идейной трансформации. Одним из ее проявлений было то, что в некоторых местах бандеровцы предпочитали действовать не под брендом ОУН, а под брендом специально созданной для аккумулирования левых симпатий Народно-освободительной революционной организации.

Нейтральное название Украинской повстанческой армии в ряде случаев было более эффективным, чем национал-фундаменталистское ОУН. Более того, в условиях тяжелой борьбы на два фронта с немцами и советами и сталкиваясь с реалиями большой Украины, а не ее западной части, ортодоксальные националисты идут на интернационалистские маневры. Так, через несколько месяцев после третьего съезда ОУН украинские националисты проводят Первую конференцию угнетенных народов Восточной Европы и Азии. Если донцовским идеям был присущ имперский пафос по аналогии с вдохновлявшим его итальянским фашизмом, то теперь украинскому национализму придается антиимпериалистический характер и провозглашается курс на интернационал-националистов всех народов, противостоящих угнетению.

В УПА создаются инонациональные подразделения, в том числе русские («российские»). В этом смысле характерна и еще одна идейная корректировка — если донцовские идеи были русофобскими в полном смысле этого слова, то новый курс УПА разделяет русских и российский империализм, признавая за русскими, как и за любой другой нацией право на самоопределение в национальных границах, а также их права как национального меньшинства Украины.

Вторая мировая война закончилась в 1945 году, но, как известно, очаговое партизанское сопротивление бандеровцев продолжалось почти до середины пятидесятых годов. Однако в эти послевоенные годы происходит фактический раскол между политическим руководством ОУН во главе с Бандерой, перенесшим свою деятельность в эмиграцию, и теми лидерами УПА, которые сдвинулись еще левее резолюций 1943 года. Левое крыло УПА, оставшееся на Украине, фактически перешло на национал-марксистские позиции, провозгласив своей целью построение в независимой Украине бесклассового общества.

Остатки ОУН, которые в отличие от УПА уцелели от разгрома в эмиграции, отвергли такую «ересь», благо теперь снова можно было вернуться к рафинированному национализму, не оглядываясь на настроения подсоветских масс. Тем не менее, хотя полевению украинского национализма в эмиграции пришел конец, идеологические основы полевевшего украинского национализма, заложенные в 1943 году, делающие его продолжателем дела Петлюры, уже не пересматривались.

Постсоветский этап: от национал-демократии к социал-национализму

Третья волна украинского национализма, на этот раз вылившаяся в создание наиболее долговечного на данный момент независимого Украинского государства, пришлась на постсоветские годы. Справедливости ради, однако, надо сказать, что независимая Украина была создана украинской партноменклатурой, а не идейными националистами, чьи заслуги в этом деле были признаны чисто символически.

При этом идейные украинские националисты в постсоветский период были представлены правыми — национал-либералами и национал-демократами от движения «РУХ» до Виктора Ющенко. Левый же, социалистический вектор стал достоянием антинационалистических, ориентированных на союз с Россией сил.

Так продолжалось до поражения Оранжевой революции, которое одновременно стало и поражением ветхих постсоветских националистов — национал-демократов вроде Ющенко. Однако правление Януковича вызвало к жизни новый украинский национализм, более радикальный и продолжающий социальную линию петлюровцев, бандеровцев и даже позднего УПА, пошедшего на раскол с ОУН. Представителями последней стали «автономные националисты», стоящие на позициях бесклассового общества и отрицания государства, то есть, по сути национал-анархизма, мода на которых пришла в СНГ именно через Украину (не секрет, что русская «Вольница» была по сути дочерним проектом украинских «автономов»).

Таких радикальных социал-националистов можно было бы считать абсолютно маргинальным явлением, если бы не тот факт, что в скором времени их представитель Юрий Михальчишин становится одним из лидеров «Свободы», стремительно ворвавшейся в украинскую политику уже в десятых годах наступившего века.

Это неслучайно, потому что одиозная «Свобода» есть не что иное, как новый бренд еще более одиозной Социал-националистической партии Украины, существующей в общей сложности двадцать лет. Эта партия унаследовала донцовскую эстетику 1920—30-х, считая себя, впрочем, продолжателем дела всего ОУН-УПА. Однако выход из ниши маргинального неофашистского движения, локализованного в Западной Украине, в большую общеукраинскую политику для украинских националистов в очередной раз был связан с полевением, а именно ставкой на социал-популизм и социалистический национализм.

Впрочем, несмотря на все успехи, радикальные украинские националисты вряд ли имеют шансы придти к власти в стране, почти половина населения которой имеет постсоветскую ментальность и мировоззрение. Новые бандеровцы имели бы шансы только в компактной Украине, без советского Востока и Юга, уже не говоря о Крыме, однако, как и их коллеги — русские националисты-державники они не готовы жертвовать «единой-неделимой» ради «национальной чистоты». А раз так, значит, для завершения дела украинского национально-государственного строительства нужен скорее новый гетман Скоропадский, чем Петлюра или Бандера. Впрочем, он вполне сможет опираться и на образы и идеи последних, вписанные в более широкий государственный контекст.