Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Икона святой великомученицы екатерины. Святая екатерина александрийская в европейской живописи

Екатерина Александрийская (греч. ; до крещения Доротея; 287-305) - христианская великомученица. Память совершается в Православной церкви 24 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви - 25 ноября. Почитается небесной покровительницей итальянской коммуны Слудерно и российского города Екатеринбурга. К ней восходит женское личное имя Екатерина и его производные.

Художественно изображается увенчанная короной, с книгой, символом её знаний, с пальмовой ветвью, знаком мученичества на колесе с шипами; иногда с мечом, которым её обезглавили.

Жизнеописание

Источниками жизнеописания святой Екатерины являются: 3 анонимных мученичества, мученичество святой Екатерины в рукописи, приписываемой Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, и Мученичество, составленное Симеоном Метафрастом.

Родилась в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия». Была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим её под именем Екатерина. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой (см. Мистическое обручение святой Екатерины).

Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина в начале IV века. Она пришла в храм во время праздничного жертвоприношения, совершаемого Максимином, и призвала его оставить языческих богов и обратиться в христианство. Царь, поражённый её красотой, пригласил её после праздника к себе и попытался убедить оставить христианскую веру. Для спора с образованной девушкой были приглашены многочисленные философы, которые были побеждены ею в споре, за что император предал их огню.

Максимин сам вновь пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам, но не смог этого добиться. По его приказу девушку били воловьими жилами, а затем заключили в темницу. Там её посетила супруга императора, называемая в житии Августой или Василиссой (её привел друг императора военачальник Порфирий). Екатерина убедила её, Порфирия и пришедших с ними слуг в истинности христианской веры.

С целью устрашить Екатерину императорский вельможа Хурсаден предложил Максимину изготовить следующее орудие для пытки:

Эти колёса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил Екатерину от мук. Узнав об этом, супруга Максимина пришла и стала обличать своего супруга, исповедала себя христианкой и была казнена. Вслед за нею был казнён военачальник Порфирий и 200 воинов, обращённых Екатериной в христианство.

После этих событий Максимин вновь призвал к себе Екатерину и предложил сделать её своей женой, если она принесёт жертву языческим богам. Святая отказалась и Максимин приказал казнить её через отсечение головы. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.

История мощей

После казни святой Екатерины тело её исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Три века спустя, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространением её культа монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название - монастырь Святой Екатерины.

Была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305-313). Живя в столице - центре эллинской учёности, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и учёных. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал её избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет её в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать Екатерины, тайная христианка, повела её за советом к своему духовному отцу, святому старцу, творившему молитвенный подвиг в уединении в пещере недалеко от города. Выслушав Екатерину, старец сказал, что он знает Юношу, Который превосходит её во всем, ибо "красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает его, а умножает, высота рода Его - неизреченна". Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Истина, к которой рвалась её душа, открылась ей. На прощание старец вручил Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках и велел с верой молиться Царице Небесной - Матери Небесного Жениха о даровании видения Её Сына.

Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Пресвятую Деву, Которая просила Своего Божественного Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвращал Свой лик, говоря, что не может смотреть на неё, потому что она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и не запечатлённый печатью Духа Святого. В глубокой печали Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью принял её, наставил вере Христовой, заповедал хранить чистоту и целомудрие и непрестанно молиться, и совершил над ней таинство святого Крещения. И вновь святой Екатерине было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на неё и дал ей перстень, обручив её Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке её светилось кольцо - дивный дар Небесного Жениха. В это время в Александрию на языческое празднество прибыл сам император Максимин . По этому случаю праздник был особенно пышным и многолюдным. Крики жертвенных животных, дым и смрад жертвенников, пылавших непрестанно, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы - на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая любовь к мученикам - христианам и сердечное желание облегчить их участь побудили Екатерину пойти к главному жрецу и владыке империи, императору-гонителю Максимину.

Назвав себя, святая исповедала свою веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Красота девушки пленила правителя. Чтобы убедить её и показать торжество языческой мудрости, император повелел созвать 150 риторов - учёнейших мужей империи, но святая взяла верх над мудрецами, так что они сами уверовали во Христа. Святая Екатерина осенила мучеников крестным знамением, и они мужественно приняли смерть за Христа и были сожжены по повелению императора.

Максимин, не надеясь более переубедить святую, попытался соблазнить её обещанием богатства и славы. Получив гневный отказ, император приказал подвергнуть святую жестоким мучениям, а затем бросить в темницу. Императрица Августа , которая много слышала о святой Екатерине, пожелала видеть её. Уговорив воеводу Порфирия с отрядом воинов сопровождать её, Августа пришла в темницу. Императрица была поражена силой духа святой Екатерины, лицо которой сияло Божественной благодатью. Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они, уверовав, обратились ко Христу.

На следующий день мученицу вновь привели на судилище, где под угрозой колесования предложили ей отречься от христианской веры и принести жертву богам. Святая непреклонно исповедала Христа и сама подошла к колёсам, но Ангел сокрушил орудия казни, и они разлетелись на куски, перебив многих язычников. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий Стратилат с 200 воинами перед всеми исповедали свою веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь попытался прельстить святую мученицу, предложив ей супружество, и вновь получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху - Христу и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача.

Почитание

Мощи святой Екатерины были перенесены ангелами на Синайскую гору . В веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный храм Синайского монастыря , построенного святым императором Иустинианом .
Мраморный столп, на котором, по преданию, была обезглавлена святая, на начало XXI века сохранялся в Александрийском Саввинском монастыре .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Доброде́тельми, я́ко луча́ми со́лнечными,/ просвети́ла еси́ неве́рныя мудрецы́./ И, я́коже пресве́тлая луна́ ходя́щим в нощи́,/ нев"ерия тьму́ отгна́ла еси́/ и цари́цу уве́рила еси́,/ вку́пе же и мучи́теля обличи́ла еси́,/ Богозва́нная неве́сто, блаже́нная Екатери́но,/ жела́нием востекла́ еси́ в Небе́сный черто́г / к прекра́сному Жениху́, Христу́,/ и от Него́ ца́рским венце́м венча́лася еси́:/ Ему́же, со А́нгелы предстоя́щи,/ за ны моли́ся,// творя́щия пречестну́ю па́мять твою́ .

Ин кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Вити́йствующи днесь, Екатери́на му́ченица/ и вити́ям обличи́ умовре́дную е́ресь,/ А́нгел бо с Небесе́ к той прии́де,/ си́лу от Вы́шняго принесе́,/ ю́же прие́мши, му́жески рече́:// Христо́с есть му́чеником похвала́.

Кондак, глас 2 (Подобен: Вышних ища:)

Ли́к честны́й Боже́ственне, мучениколю́бцы, воздви́гните ны́не,/ почита́юще всему́друю Екатери́ну,/ сия́ бо в три́знищи Христа́ пропове́да и зми́я попра́,// ри́торов ра́зумы укроти́вши .

Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине третьего столетия. Происходила она из знатного рода и отлича­лась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак. Но Екатерина медлила с ответом и говорила своим близким: «Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, подобного мне по красоте и учености».
Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, человеком светлого ума и праведной жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещал, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха.
В ближайшую ночь представилось Екатерине в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце. Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо: Он отворачивался от нее. «Не презирай Твоего создания, - молила Божия Матерь своего Сына, - скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик». «Пусть она вернется к старцу и узнает от него», - ответил Отрок.
Чудный сон глубоко поразил девушку. Как только настало утро, она поспешила к старцу, припала к ногам его и просила у него совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру, рассказал о райском блаженстве праведников и о гибели грешников. Мудрая дева поняла превосходство христианской веры над языческой, поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и приняла святое крещение. После крещения божественный свет проник в нее и наполнил ее великой радостью.
Когда Екатерина с обновленной душой возвратилась домой, она долго молилась, благодаря Бога за милость, оказанную ей. Заснув во время молитвы, она снова увидела Матерь Божию. Теперь Божест-венный Отрок милостиво взирал на нее. Пресвятая Дева взяла правую руку девицы, а Отрок надел ей чудный перстень, сказав: «Не знай жениха земного». Екатерина поняла, что с этого момента она обручена Христу и про­снулась с еще большей радостью на сердце. После этого она совершенно переменилась стала скромной, кроткой и милостивой. Она стала часто молиться Богу, прося руководства и помощи. Одна цель воодушевляла ее: жить для Христа.
В скором времени в Александрию прибыл Максимиан (286-305 гг.), соправитель импе­ратора Диоклетиана. Он разослал вестников по городам Египта созвать народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия. Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ и безбоязненно сказала царю: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам! Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался человеком для спасения нашего».
Максимиан разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить ее в темницу. Затем он велел ученым людям убедить Екатерину в ис­тинности языческой религии. В течение не­скольких дней они излагали перед девицей различные доводы в пользу языческой религии, но Екатерина своей логикой и разумны­ми доводами разбивала их в прах. Она доказывала им, что может существовать только один премудрый Создатель всего, который своими совершенствами бесконечно возвыша­ется над языческими божествами. В конце концов языческие мудрецы признали себя побежденными всесокрушающей логикой Ека­терины. Потерпев неудачу на интеллектуаль­ной почве, Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить Екатерину. Призвав ее, он старался прельстить ее подар­ками, обещаниями почестей и славы. Но Ека­терина оставалась неподкупной.
Максимиану пришлось на короткое время отлучиться из города. Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екате­рины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной, Августа уверова­ла в Христа и приняла христианскую веру.
Когда Максимиан возвратился в Александрию, он снова послал за Екатериной. На этот раз он снял маску доброжелательности и стал грозить Екатерине пытками и смертью. Потом он велел принести колеса с острыми зубцами и велел предать ее этой ужасной казни. Но едва только начались мучения, как невидимая сила сокрушила орудие муки, святая Екатерина осталась невредима. Царица Августа, узнав о случившемся, предстала перед своим мужем и стала укорять его, как он дерзает восставать против Самого Бога. Царь пришел в ярость от вмешательств своей жены и повелел тут же умертвить ее.
На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая Екатерина и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел предать ее смерти, и воин отсек ей голову в 304 году.
Впоследствии святые останки великомученицы Екатерины попали на гору Синай и с тех пор здесь хранились в монастыре ее имени. Император Петр Великий пожертвовал для ее мощей драгоценную раку.

    Святая великомученица Екатерина.

   Каждый год 7 декабря Православная Церковь ублажает память святой великомученицы Христовой Екатерины.

      Святая Екатерина, происходившая из царского рода, пострадала от руки гонителей Веры Христовой в царствование римского императора Максимина в городе Александрии, буквально за 10 - 15 лет до прекращения почти трехсотлетнего гонения на христиан со стороны Римской империи. Как отмечают агиографы, т. е. составители житий святых, она была удивительно красива и славилась по всей Александрии своею премудростью. Уже к восемнадцати годам Екатерина в совершенстве изучила творения всех знаменитых языческих писателей и древних стихотворцев и философов: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. Екатерина не только хорошо знала сочинения мудрецов древности, но она также изучала сочинения и знаменитейших врачей того времени, таких, как Асклепий, Гиппократ и Галин. Кроме того, она знала несколько языков и наречий, так что все дивились ее учености и познаниям.

      Многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этой целью приходили к ее матери, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих императором Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие ее отца не перешло в руки кому-либо чужому. Но, дева Екатерина возымела в своем сердце желание сохранить на всю жизнь чистоту девства, и крайне не хотела замужества. Когда же родные Екатерины начали усиленно уговаривать ее вступить в брак, она, чтобы поставить препятствие их настойчивости, предложила им:

      - Если вы непременно хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который был бы равен мне и по знатности рода, и по богатству, и по красоте, и по мудрости. Всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из этих дарований, не достоин меня, и я не желаю быть его женой.

      Домашние Екатерины, видя, что едва ли возможно найти такого юношу, заметили ей:
   - Царские сыновья и другие знатные искатели ее руки могут сделаться только благороднее и богаче, если вступят с ней в брак, но по красоте и по мудрости никто с ней не сможет сравниться.
   А Екатерина говорила им на это:
   - Я хочу иметь женихом себе только равного мне.
   Видя непреклонность своей дочери, мать решила прибегнуть к совету своего духовного отца, который, по причине гонения, жил в сокровенном месте за городом. Она взяла с собой Екатерину и пошла с ней к этому праведному мужу. Старец, увидев красоту и чистоту Екатерины, и услышав ее мудрые ответы, решил показать ей, что есть истинное благородство, и истинное богатство, и истинная красота, и истинная мудрость, источником которой является Невидимый Творец и Художник этого мира, Который показал нам себя в Сыне Своем Единородном - Господе Иисусе Христе.
- Знаю я, - сказал он ей, - одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему.
Внимая словам старца, Екатерина думала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, и усомнилась, - правда ли все то, что он ей говорит, - и спросила:
- Чей же сын, так восхваляемый тобою Юноша?
На это старец ответил ей, что Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. А Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость. Когда же Екатерина спросила старца, нельзя ли ей видеть этого юношу, тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы, держащей в своих объятиях Богомладенца Христа, и сказал:
- Вот изображение Матери Того Юноши, о Котором я тебе сейчас говорил. Возьми это изображение себе домой, и, затворив двери твоей комнаты, усердно помолись Его Матери, имя Которой - Мария, и моли Ее показать тебе Своего Сына.
Святая Екатерина, взяв икону Пресвятой Богородицы, возвратилась домой, и ночью, уединившись в своей комнате, стала усердно молиться Божией Матери. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и увидела Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе вместе с Богомладенцем, окруженным лучезарным сиянием. Но Екатерина никак не могла увидеть Его лика, ибо Он постоянно отвращался от нее. Стараясь увидеть лик Господа, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос опять отвернулся от нее. Это повторилось три раза. После этого, Екатерина услышала, как Пресвятая Богородица сказала Своему Сыну:
- Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.
На что Богомладенец возразил Ей:
- Нет, эта дева весьма помрачена, и так безобразна, что Я даже не могу на нее смотреть.
Тогда Царица Небесная опять обратилась к Господу с такими словами:
- Разве эта девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода многих других?
На что Богомладенец Иисус отвечал ей:
- Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что эта девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду смотреть на нее, пока она не оставит своего нечестия.
На это Преблагословенная Матерь Господа Иисуса Христа сказала Ему:
- Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее, и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славой Твоей, и видеть Твой пресветлый лик, на Который и Ангелы взирать не смеют.
Тогда Господь сказал Своей Матери:
- Пусть она возвращается к тому старцу, который дал ей Нашу икону, и поступит так, как он повелит ей. Только тогда она сможет увидеть Меня, и обретет благодать Мою. Пробудившись от сна, Екатерина долго дивилась этому видению. Однако, когда наступило утро, она, с немногими своими рабынями, пошла к святому старцу, и поведала ему о своем видении, и просила его указать, что ей нужно сделать, чтобы увидеть лик Богомладенца Христа.

   Преподобный старец, начиная от Сотворения мира и до Второго Пришествия Христа, подробно научил ее всем основам христианской Веры, а также поведал ей и о тайнах Царства Божия и будущем мздовоздаянии. Екатерина, как девица премудрая, жаждавшая истины и всего доброго, очень быстро усвоила христианское вероучение, и, всем сердцем уверовав в Господа Иисуса Христа, не откладывая на будущее время, сразу же приняла Святое крещение. После этого старец заповедал ей снова с усердием помолиться к Пресвятой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.

   Так Екатерина возвратилась в дом свой, и всю ночь провела в молитве, пока не заснула. И вот, снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец же теперь взирал на Екатерину с великой благостью и кротостью. Тогда, Божия Матерь спросила Своего Сына:
- Угодна ли теперь Тебе эта девица? Господь отвечал Пречистой Матери Своей:
- Весьма угодна, ибо теперь она и прекрасна, и славна, и богата, и премудра, и так она угодна Мне, что хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

   От сияния Божественной славы, исходившего от лика Богомладенца, Екатерина пришла в трепет и умиление, и смиренно ответила:
- Недостойна я, преславный Владыка, войти Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя бы с рабами Твоими.

   Когда она это говорила, Пресвятая Богородица взяла ее правую руку, и сказала Богомладенцу:
- Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак Твоего обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее будущего Царствия Твоего.
   Тогда Господь дал Екатерине прекраснейший перстень и сказал:
- Вот, Я ныне избираю тебя Моею невестой, нетленной и вечной. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и не избирай себе никакого земного жениха.

   После этих слов Спасителя видение закончилось. Екатерина пробудилась, и ясно увидела на правой руке своей чудный перстень. Она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с того самого дня сердце ее совершенно предалось Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно, днем и ночью, размышляла о Господе и Царстве будущего века.

   Вскоре, после того, как Екатерина обратилась в христианство, в Александрию прибыл нечестивый царь Максимин, который был ревностным идолопоклонником. Желая устроить в честь богов Римской империи торжественный праздник, он разослал по окрестным городам приглашение собраться всем подданным для принесения жертв, чтобы почтить богов всенародно.

   Когда наступил день языческого торжества, царь заклал в жертву сто тридцать тельцов, князья и вельможи - меньше, и каждый приносил в жертву, что мог. Весь город наполнился криками закалываемых животных, повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом.

   Благочестивое сердце Екатерины, при виде такого пагубного соблазна, было жестоко уязвлено, и она, горя Божественной ревностью, взяв с собой нескольких рабов, вошла в храм, где приносились эти жертвы перед идолами. Когда она встала в дверях, то все, по причине ее необычайной красоты, устремили на нее взоры. Она же велела известить царя, что хочет сказать ему весьма важное слово. Царь велел ей подойти к себе. Став перед царем, Екатерина сначала поклонилась ему, воздав подобающую честь, затем сказала:
- Пойми, великий царь, что вы вовлечены бесами в соблазн. Вы почитаете богами бесчувственных идолов и служите им. Поверь хотя бы беспристрастному философу Диодору Сицилийскому, который говорит, что те, кого вы называете богами, некогда были людьми, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцов, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, начали поклоняться этим статуям как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их.
   Поверь же, царь, хотя бы своим учителям, и отвратись от этого безумия. Познай Единого и Истинного Бога, Безначального и Бессмертного. Которым цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Сей Всесильный и Преблагой Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закланием неповинных животных, но хочет, чтобы мы всегда поступали по истине, и жили в мире и любви, соблюдая Его заповеди.

   Слыша эти слова, царь воспламенился гневом, но, будучи не в силах сразу ответить на них, сказал:
- Оставь нас в эти дни совершать жертвоприношения, а потом мы послушаем твои речи.

   По окончании дней языческого торжества, царь Максимин велел привести святую Екатерину в свои царские палаты, чтобы выяснить у нее, кто она, и что за слова она хотела сказать ему.

   Слушая ее ответы, царь удивлялся ее необыкновенному уму, но еще более поразился ее замечательной красоте, и подумал, что она не смертными родителями рождена, а теми богами, которых он почитает. И он, глядя на нее бесстыдным взором, стал говорить ей соблазнительные слова. Святая же, проникая его помыслы, сказала ему:
- Бесы, которых вы почитаете за богов, прельщают тебя, и увлекают в бессмысленные похоти. Я же считаю себя землею и прахом. Бог создал меня по образу и по подобию Своему, и наделил меня красотой, чтобы люди дивились премудрости Создателя, Который столь ничтожному и бренному созданию мог даровать красоту и мудрость. Если же ты желаешь достигнуть истины, то пойми все ничтожество своих богов, и познай Бога Истины. Одно только произнесение Его Вседержительного Имени, и изображение Креста Его, прогоняет и сокрушает твоих мнимых богов, и если ты хочешь, я докажу тебе истину моих слов.

    Царь же, видя ее свободную речь и, опасаясь быть побежденным и посрамленным ее словами, сославшись на недостойность спора между царем и женщиной, предложил Екатерине продолжить разговор в присутствии философов. Приказав со всей строгостью стеречь святую Екатерину, он тотчас послал по всем городам послание к мудрейшим философам с предписанием явиться к нему во дворец для посрамления мудрости святой Екатерины.

   И вот собрались в количестве пятидесяти человек избранные и мудрейшие философы его царства, отличавшиеся остротой ума и силой слова. Царь обратился к ним с такими словами:
- Приготовьтесь со всей тщательностью и внимательностью к спору о богах с одной девицей, по имени Екатерина, так, чтобы вы могли одолеть ее в споре своими доказательствами. И не пренебрегайте тем, что будете вести философскую беседу с юной девой, но приложите все ваше старание, и покажите вашу мудрость так, как если бы пришлось вам противостоять мудрейшему оратору. Если вы победите ее в споре, то я вознагражу вас великими дарами; если же вы будете побеждены, то вместе со стыдом примете и смерть.

   На эти царские слова один из самых именитых мудрецов ответил:
- Не опасайся, царь. Даже если эта девица и столь умна, что даже тебя привела в удивление, но, все же, как женщина, она не может быть мудрой в полном совершенстве и быть вполне искусной в красноречии. Повели ей только явиться к нам и ты увидишь, что она, при множестве философов и ораторов, тотчас устыдится.

   Услышав эти гордые слова, царь успокоился и даже возвеселился. Он тотчас повелел привести святую Екатерину.

   Слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами собралось множество народа. Но, прежде чем посланные успели прийти к Екатерине, ей было явление Архистратига Михаила, который ободрил ее словами, что Господь к ее природной мудрости прибавит мудрости Небесной, и возвестил святой, что она не только своими ответами победит собрание языческих философов, но и приведет их к Вере во Христа, и не только они, но и многие другие, уверовав в Господа, благодаря ей, примут мученические венцы победителей отца лжи - диавола.

   Между тем, Екатерину привели к царю, и поставили перед собранием философов на всеобщее зрелище. И тотчас, тот именитый философ, который прежде так самонадеянно похвалялся перед царем, с надменностью обратился к святой Екатерине:
- Это ты с такой дерзостью и безумием порицаешь наших богов?
- Я, - кротко отвечала ему святая, - но не с дерзостью, и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью, и по любви к Истине, говорю, что ваши боги - ничто.

   Тогда философ сказал ей:
- Великие стихотворцы называют их высшими богами. Как же ты с такой дерзостью произносишь хулу на тех, от которых и сама приняла мудрость и сладости даров которых ты вкусила?
- Я не от ваших богов, - отвечала Екатерина, - но от Единого Истинного Бога получила мудрость, как и жизнь свою. Ибо Он Сам есть Премудрость и Жизнь, и если кто имеет страх Божий и свято хранит Его заповеди, тот от Него воспримет истинную мудрость. Дела же ваших богов, как и сказания о них, достойны смеха и порицания, ибо преисполнены соблазна. Да и кто из ваших великих стихотворцев, как вы говорите, называет их богами?
- Мудрейший Гомер - отвечал мудрец, - обращаясь с молитвой к Зевсу, первый говорит: "О славнейший Зевс, превеликий бог, и вы, прочие бессмертные боги". А преславный Орфей, обращаясь с благодарностью к Аполлону, говорит: "О сын Латонов, стреляющий издалека, сильный Феб, на все смотрящий, и царствующий над смертными и бессмертными, солнце на златых крыльях парящее".
   Вот как, - сказал языческий мудрец, кончая свою речь, - самые первые и славнейшие стихотворцы почитали богов, и ясно называли их бессмертными. Почему и тебе не должно заблуждаться, и поклоняться Распятому, как Богу, ибо никто из древних мудрецов не только не называл Его Богом, но даже и не знал о Нем.

   На что святая Екатерина воодушевившись возразила:
   - Но, ведь Гомер же сам, в других стихах о Зевсе говорит,
   что он был лживый, и лукавый, и обманщик,
   и что другие боги - Гера, Посейдон, Афина
   хотели связать его, но он успел от них сокрыться.
   
   Подобных дел, внушающих презрение к тем,
   кого вы называете богами,
   описано немало в ваших книгах,
   но так, как ты сказал, что ни один из древних
   не знал о Боге Распятом,
   то слушай, что говорят о Нем мудрейшие Сивиллы,
   прорицательницы ваши,
   чьи книги хранятся вами как святыня
   в Капитолийском храме Зевса,
   и в храме Аполлона на Палатинском холме:
   
   "Во времена позднейшие придет на эту землю Некий,
   и примет на себя Он нашу плоть греха,
   но беспредельным всемогуществом Творца и Бога
   разрушит тление страстей в Своем творении.
   Но, позавидуют Ему неверующие люди,
   и будет Он повешен на высоком месте,
   как злодей, среди злодеев достойных смерти".
   Так, святая Екатерина, воодушевившись, доблестно отвечала языческим мудрецам перед всем народом. И сбылось на ней слово Господне, которое нам передает Божественный Евангелист Лука: "Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить; ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить" (Лук.12,11-12). "Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам" (Лук.21,15).

   И продолжала святая Екатерина говорить к собранию языческих философов:
- Вспомните, что и ваш мудрец Аполлоний, чьи изречения, записанные в книгу, хранятся в священном месте его храма, столь почитаемый вами в нашем граде Александрии, помимо своей воли, принуждаемый Богом, исповедует Христа, и говорит: "Один Он, Небесный, побуждает меня исповедать Его. Он - есть Свет Трисветлый, Бог пострадавший, но не Само Божество страдало, - ибо в Нем и то и другое, - Он и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, все терпящий от смертных, - крест, уничижение и погребение, - есть Бог". Это сказал Аполлоний об истинном Боге - Господе Иисусе Христе, Который собезначален и соприсносущен Родившему Его. Он есть начало и основание и источник всех созданных благ. Он сотворил мир из небытия для бытия и управляет им. Будучи единосущен Отцу, Он стал человеком ради нас, жил на земле, наставляя и благодетельствуя людям. Потом Он принял смерть за нас, неблагодарных, дабы освободить род человеческий от древнего осуждения за преслушание наших прародителей в раю и даровать нам прежнее блаженство в Царстве будущего века. Смерть не могла вместить Источник жизни, и Он воскрес, восшел на небеса, откуда и нисшел, и через Него мы все обогатились дарами Святого Духа, Который и меня, недостойную рабу Христову, научает, что вам отвечать. Надлежало бы и вам, именующим себя философами и мудрецами, последуя хотя бы тем, кого вы называете богами, познать Источник Вечной Истины и всякой мудрости, сходящей свыше.

   Такими, и многими другими духоносными словами святая Екатерина привела в молчание все собрание языческих философов так, что когда царь, велел другим из их числа вступить в спор со святой девой, они все пребывали в молчании, не смея противиться Истине. Тогда, царь в гневе приказал развести сильный огонь посреди города, и сжечь в нем все собрание философов и мудрецов. Те, услышав приказание царя, припали к ногам Екатерины, прося ее помолиться о них Тому Единому Истинному Богу, Который дал ей такую премудрость и силу, чтобы Он простил им все, совершенное ими в неведении, и сподобил их Своего Царствия. Святая же, исполнившись радости за них, ободрила их подобными словами: "Истинно блаженны вы, что, оставив тьму, познали Свет истинный и, презрев царя земного, приступили к Бессмертному Небесному. Твердо уповайте на Его Божественную милость, и пусть огонь, которым вас устрашают, будет вам купелью Крещения и лестницей на небо. В этом огне вы очиститесь от всякой скверны плоти и духа, и перед Царем Небесной Славы предстанете чистыми и светлыми, как звезды, и сделаетесь возлюбленными друзьями Его, в своем страдании уподобившись страданиям Его".

   Сказав эти слова, святая Екатерина осенила каждого из них крестным знамением, и они, укрепляемые Ангелами, с радостью пошли на мучение. Воины ввергли их в огонь, и так они доблестно приняли мученическую кончину за Христа. Вечером пришли некоторые благочестивые и христолюбивые люди, чтобы похоронить останки святых мучеников, но нашли тела их совершенно целыми так, что огонь не коснулся даже волос их. Это случилось 17 ноября, по старому стилю Юлианского календаря, в 307 году, в некогда величественном граде Александрии. Благодаря этому чуду, многие из жителей Александрии обратились к познанию Истинного Бога, а мощи святых мучеников были с должной честью погребены.

   Между тем, не достигнув успеха через философские споры, царь Максимин решил соблазнить святую Екатерину к языческому нечестию через обольщение царской властью. Призвав ее, он предложил ей, в случае, если она поклонится его богам, разделить с ней свое царство и власть царскую. Но святая дева ответила ему на это: "Оставь, царь, свою хитрость и не уподобляйся лисице. Я решительно, раз и навсегда, сказала тебе, что я христианка, и уневестилась Христу. Его Одного имею я Женихом и украшением моего девства. Не прельщай меня царской багряницей, - я предпочитаю ей одежды мученические".

   Тогда царь сказал ей, что она сама, своим ответом, принуждает его предать ее на бесчестие и мучение.

Делай, что знаешь, - отвечала ему святая Екатерина, - ибо этим временным бесчестием и мучениями ради Христа и Спасителя моего ты только поможешь мне стяжать вечную славу в Царстве Его. И многие из царских палат твоих с радостью пойдут вместе со мной в Небесные обители Царя будущего века.

   Тогда, сильно разгневанный царь велел снять с Екатерины порфиру, и, обнаженную, бить ее немилосердно воловьими жилами. Палачи били мученицу жестоко в течение двух часов по плечам и чреву, так что все тело ее покрылось ранами и обезобразилось. Кровь текла с нее ручьями и обагряла землю. Но все эти мучения святая переносила с таким мужеством, что смотревшие на нее были потрясены. После этого, царь приказал заключить Екатерину в темницу, и не давать ей ни пищи, ни питья до тех пор, пока он не измыслит новых мук, чтобы погубить ее.

   Между тем супруга царя, Августа, сильно желала увидеть в лицо святую Екатерину. Услышав через слуг о бывших с ней испытаниях, о мудрости и мужестве ее, она, не видя, полюбила ее. После же одного видения во сне, сердце Августы пылало такой любовью к Екатерине, что она не могла даже уснуть. Когда царь по какому-то делу выехал из города и несколько дней медлил с возвращением, царица нашла удобное время для исполнения своего желания. Был тогда при дворе один вельможа, - военноначальник, - по имени Порфирий. Ему царица и поведала свое тайное желание.

   - В одну из прошедших ночей, - сказала она ему, - я видела во сне Екатерину, которая восседала посреди множества прекрасных юношей и дев, одетых в белые одежды. От лица ее исходило такое сияние, что я не могла смотреть на нее. Посадив меня рядом с собой, она возложила на мою голову золотой венец и сказала: "Владыка Христос посылает тебе сей венец". С того самого времени я имею такое сильное желание видеть ее, что не нахожу покоя для своего сердца. Прошу тебя, Порфирий, устрой, чтобы я тайно могла увидеть ее. Тогда Порфирий под покровом темноты, взяв воинов и денег для темничных стражей, пошел вместе с царицей в темницу. И когда царица увидела святую мученицу, то была поражена Божественным сиянием, исходившим от ее лица.

   Святая же, приветствуя царицу Августу, сказала ей:
   - Блаженна ты, царица, ибо я вижу Небесный венец над твоей головой. Через три дня ты получишь его за те немногие мучения, которые претерпишь ради Христа, чтобы через них достигнуть Царства будущего века.

   Царица же отвечала Екатерине:
   - Боюсь мучений, которые ты предрекаешь мне, а еще более моего супруга, который весьма жесток и бесчеловечен.
   - Не страшись, - сказала ей святая, - Сам Господь и Бог будет тебе помощником здесь. Он укрепит твое сердце, и мучение не коснется души твоей.

   Такими и многими подобными словами святая Екатерина укрепляла царицу Августу в предстоящем ей подвиге так, что сопровождавший царицу Порфирий, изумленный видом святой мученицы, и слушая ее духоносные слова, уверовал вместе с сопровождавшими их воинами в Господа Иисуса Христа и Его грядущее Царство Славы.

   И вот, когда все, исполнившись безмерной радости, простившись со святой Екатериной, оставили ее одну, ей было чудное явление. Сам Господь и Подвигоположник Иисус Христос со многими Небесными чинами Ангелов и Архангелов вошел в темницу к ней, и укреплял ее в мужестве и предстоящем подвиге.

   Наутро царь, воссев в судилище, приказал привести святую Екатерину. Она вошла к царю, сияя духовным светом, и каким-то особенным озарением Небесного блаженства так, что близ стоящие к ней, были озарены этим Божественным сиянием. Царь был весьма удивлен ее видом, и стал подозревать, что кто-то в темницу приносил ей пищу, и хотел было уже предать темничных стражей казни, но, святая Екатерина, поведала ему всю истину, сказав:
   - Знай, царь, что никакая рука человеческая не подавала пищу мне в темницу, но Отец Небесный, который промышляет и заботится о всем творении, невидимо питал меня.

   Царь же, дивясь необычайной и небесной красоте святой Екатерины, опять стал соблазнять ее к языческому нечестию, и говорил ей такие лестные слова:
   - Ты - дева, сияющая подобно солнцу, и красотой своей превосходишь саму Артемиду. Ты рождена владычествовать, дочь моя. Итак, приди, поклонись, и принеси жертву нашим богам, и тогда будешь царствовать с нами, и в радости проведешь свою жизнь. Прошу тебя, не губи своей солнечной красоты мучениями, уготованными для непокорных.
   - Я земля и прах, - отвечала святая. - Вся же красота мира сего, как цвет, увядает, и, как сон, исчезает. Итак, царь, не заботься о моей красоте.

   Во время этой беседы, один вельможа, по имени Хурсаден, желая своей жестокостью угодить своему зверовидному господину, предложил царю устроить четыре деревянных колеса, снабженных различными железными остриями. При этом два колеса должны были вращаться в одну сторону, а два в другую. Посредине же, между ними, он предложил привязать святую Екатерину, с тем, чтобы вращающиеся колеса раздробили ее тело.

   Царю понравился этот совет, и он велел Хурсадену построить такие колеса. Когда же колеса были готовы, то привели Екатерину на место мучения, и начали с большой силой вращать их перед ее глазами, чтобы устрашить святую мученицу и принудить ее к отречению от Христа. Однако святая Екатерина оставалась непоколебимой в своей верности Господу.

   Максимин, видя, что не может устрашить Екатерину и отвратить ее от Христа, велел привязать ее между колесами и начинать вращать их. Но, лишь только палачи приступили к этому мучению, как внезапно явившийся Ангел Господень, освободил от уз святую, а сам стал сокрушать колеса с такой силой, что они, разбиваемые, летели в стороны и поражали многих из мучителей насмерть. Видя такое чудо, весь народ воскликнул:
   - Велик Бог христианский!

   А царь от ярости был мрачен и неистовствовал, измышляя новые казни для святой Екатерины.

   Тогда, царица Августа, услышав об этом чуде, вышла из своих палат, и стала обличать царя в безумии его противоборства Живому Богу и несправедливости мучений святой Екатерины.

   - Поистине, ты дерзок и безумен, - говорила она ему, - ибо осмелился бороться с Самим Небесным Богом и немилосердно мучить Его рабу.

   Услышав это обличение, царь пришел в неистовство и, оставив святую Екатерину, обратил всю ярость на свою супругу. Забыв даже естественную к ней любовь, он велел принести большой ящик и наполнить его оловом, чтобы он был неподвижен, набить гвоздей в крышку ящика, и, защемив сосцы своей жены между ящиком и крышкой, сдавливать их. И мучители, причиняя царице Августе невыразимые страдания, сдавливали ее сосцы, пока они не оторвались. Когда же сосцы ее оторвались, и кровь текла рекою, все окружающие исполнились жалости к ней, переносящей такое ужасное и нестерпимое мучение. Но немилосердный мучитель не помиловал своей супруги, и повелел отсечь ей голову мечом. Она же, выслушав приговор с радостью, просила святую Екатерину помолиться о ней, и была усечена за городом 23 ноября 307 года от Рождества Христова.

   Наутро же сам воевода Порфирий вместе с уверовавшими во Христа воинами предстал перед царем и смело сказал ему:
   - Царь, и мы - христиане, воины великого Бога.

   Не имея сил слышать этого, царь вздохнул из глубины сердца и воскликнул:
- Увы, погиб я, ибо лишился дивного Порфирия.

   Потом же, обратившись к прочим воинам, спросил их, за что оставили они богов своих отцов? Они же не отвечали ему ни слова. Тогда Порфирий сказал царю:
   - Зачем ты вопрошаешь ноги и оставляешь без внимания главу? Со мной беседуй.
   - Ты злая голова, виновник их погибели, - в ответ воскликнул ему Максимин и, не имея сил от ярости продолжить речь, приказал усечь им головы.

   Так Порфирий и его воины доблестно пострадали за Христа, и так исполнилось пророчество святой Екатерины, что многие из подданных царя через мучения войдут в Небесные обители Христа.

   Память же святой мученицы Августы и мучеников Порфирия Стратилата и с ним 200 воинов совершается Православной церковью ежегодно, даже до сего дня, 24 ноября старого Юлианского календаря, в один день с памятью святой великомученицы Екатерины.

   Тогда же, в день своей славной победы над врагами Христа, святая Екатерина была вновь приведена на царское судилище, и враги Истины в последний раз приступили к ней, напрасно пытаясь многими словами соблазнить ее земным богатством, и царской славой. Но, видя безуспешность своих стараний, им ничего не оставалось делать, как увенчать сию небесную невесту тем венцом, который Бог уготовляет всем сердцем любящим Его, и ищущим подобия Ему.

   Тогда воины, по приказу царя, взяв святую деву, повели ее на место казни за пределы города. Множество людей из города шли за ней большой торжественной процессией. Все плакали и сожалели о ее безвременной кончине, но, святая Екатерина просила их оставить этот плач, и радоваться о ее исходу к Богу, Которого она возлюбила даже до смерти, и всем сердцем стремится к Нему.

   Когда же святую Екатерину привели на место казни, она обратилась к Богу с молитвой, в которой возблагодарила Господа за свой венец Христовой мученицы и просила Его после казни сокрыть ее тело от глаз мучителей.

   Завершив молитву, она сама, торжественно обратившись к исполнителю казни, повелела ему:
   - Оканчивай приказанное.

   И когда воин отсек честную главу Екатерины, то из раны вместо крови истекло молоко. И это видело все множество людей, сопровождавших ее из города до места казни. При этом ее честные останки тут же были сокрыты Ангелами от лица их и пребывали в неизвестности, а были открыты лишь спустя 200 с лишним лет.

   Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30-40 годах VI столетия по Рождестве Христовом, братия Синайской обители, расположенной за многие сотни километров от Александрии, чудесно были извещены свыше, что мощи святой великомученицы Екатерины нетленно почивают рядом с их обителью. При этом братия получила повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, указанной им недалеко от обители. Эта гора была весьма возвышенной; но отшельники, с помощью Божией, скоро достигли ее вершины, где и обрели святые мощи великомученицы Екатерины нетленными и благоухающими. Положить их на вершину этой горы могли только Ангелы.

   Мощи святой Екатерины были обретены не полностью, а только ее честная глава и левая рука. Эти части нетленного тела достохвальной мученицы Христовой тогда же торжественно были перенесены в Синайскую обитель, и доселе почивают в этом замечательном по своей древности монастыре. В 1689 году русский император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины серебряную кованную раку.

   В настоящее время, как пишут в книгах, святые мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре главного храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на палец ее руки надето драгоценное кольцо, в память обручения святой Екатерины ее небесному избранию девы и мученицы Христовой. В раке, святые части ее мощей покоятся на серебряном подносе, под которым лежит большой слой благоухающей ваты. Мощи святой Екатерины для дальнего паломника открываются в любое время, но для братии и ближних пришельцев - только по окончании утрени в Господские праздники.

   Память святой великомученицы Екатерины чествуется во всем христианском мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем. Также, весьма многие и многие женщины по всему миру носят это богопрославленное, через святую великомученицу Екатерину, древнее греческое имя, которое переводится как "всегда чистая".