Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Игорь чернигов. Святой благоверный князь игорь. В чем помогает икона

Святой благоверный князь Игорь Черниговский. Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все - правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца - святого Мстислава Великого (+ 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название "Мономашичи"). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного за свою горькую судьбу "Гори-славичем". Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени - "Изборника Святослава 1073 г." и "Изборника 1076 г.".

В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, - святой князь-мученик Игорь Ольгович (+1147).

Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.

В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: "Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю". Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве", - решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.

Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.

В "порубе" (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.

Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.

Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.

Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира". Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и "повергли на торгу".

Так святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся". Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.

В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).

Святой благоверный князь Игорь Черниговский

В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, - святой князь-мученик Игорь Ольгович (+1147).

Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.

В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: "Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю". Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве", - решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.

Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.

В "порубе" (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.

Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.

Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.

Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира". Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и "повергли на торгу".

Так святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся". Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.

В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 18 июня).

АКАФИСТ

Кондак 1

Избранный страстотерпце Христов, благоверный княже Игоре, возсиявый людем твоим, яко звезда пресветлая! Ты бо славу земнаго княжения оставил еси и во иночестве Господеви работати вожделел еси, страдальчески земное житие скончав, и ныне, радуяся, предстоиши престолу Святыя Троицы. Молитвами твоими от всяких зол и напастей охраняй нас, да благодарственно со умилением зовем ти:

Икос 1

Ангельски поживши на земли, от юности возлюбил еси Божественное учение и сему последовав добрым житием, немолчно прославлял еси имя Господне чтением книг священных и пением церковным. Сего ради тебе, на небеси и на земли прославленному, вопием сице:

Радуйся, от рождения твоего Богом избранный.
Радуйся, семя слова Божия от юности восприявый.
Радуйся, великий угодниче Божий, благочестивую жизнь на земли возлюбивый.
Радуйся, путем трудным и тесным житие земное прошедый.
Радуйся, правды ради душу твою положивый.
Радуйся, от Царя Небеснаго, венец мученический приемый.
Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим, скорый помощниче.

Кондак 2

Видя Господь чистоту сердца твоего, блаженне княже Игоре, избра тя зрети славу небесную, ты бо паче всего возлюбил еси чистоту душевную и телесную, и ради страданий временных, уповая избежати мучений вечных, великий угодник Божий был еси, и лицем к лицу зрети Господа удостоился еси. Тем же притекающе к тихому пристанищу молитв твоих, вопием Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум озаренный благодатию Божиею из млада имел еси, княже Игоре, от юности бо хранил еси в сердце твоем закон Христов, великим угодником Божиим, прошедшим тернистым путем во Царствие Небесное, подражая. Темже и мы, уповая на твое предстательство, молимся: буди нам скорый помощник и покровитель в земном житии нашем, да благодарно вопием ти:

Радуйся, избранный и верный рабе Христов.
Радуйся, от юности чистоту жития возлюбивый.
Радуйся, из млада единому Христу угождавый.
Радуйся, Иисуса ради вся напасти безропотно претерпевый
Радуйся, Тому единому всею душего прилепивыйся.
Радуйся, всего себе на страдания правды ради предавый.
Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим, скорый помощниче.

Кондак 3

Силою Вышняго, дарованною тебе, и долготерпением твоим укреплен был еси, блаженне, егда враг рода человеческаго наведе на тя люди злы, во еже лишити тя славы княжеския. Упемже, дивящеся богатству терпения твоего, воспеваем укрепившему тя Господу песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имея желание в души своей вся красная и сладкая мира сего оставити и Христу последовати, еще млад сый, избрал еси себе путь служения Господеви. Мы же, подражая житию твоему и почитающе честная страдания твоя, правды ради претерпенная, величаем тя сице:

Радуйся, в души своей имевый желание мир оставити и Господеви послужити.
Радуйся, вся красная и сладкая мира сего презревый.
Радуйся, совершенную любовь ко Господу стяжавый.
Радуйся, за кротость души твоея наследие жизни вечныя получивый.
Радуйся, ум твой, сердце и волю в Бозе утвердивый.
Радуйся, дивную кротость духа в скорби показавый.
Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим, скорый помощниче.

Кондак 4

Бури житейских бед и напастей не возмогоша поколебати крепости души твоея, благоверный княже Игоре, основана бо бе на твердем веры Христовы камени. Мы же, дивящеся великому терпению твоему, со умилением взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша и видя, княже блаженне, распри и раздоры, врагом рода человеческаго воздвизаемыя, егда вступи на престол Киевский, абие восхотел еси вразумити люди своя и привести их к миру и благоразумию. Сего ради с любовию взываем ти:

Радуйся, яко тобою всякая вражда и злоба побеждаются.
Радуйся, чистоты веры и незлобия дивное воплощение.
Радуйся, образе кротости и терпения.
Радуйся, зерцало совершеннаго незлобия.
Радуйся, многими скорбьми в радость Господа твоего вшедый.
Радуйся, помогали и нам терпети скорби и поношения.
Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим, скорый помощниче.

Кондак 5

Боготечную звезду зрим тя, угодниче Божий, тя бо, восприимшаго великия страдания, прослави Господь, яко вернаго раба Своего, невинно убиеннаго злыми человеки по наущению диавольскому. Мы же, взирающе с любовию на честный образ твой, приклоняем колена, со умилением поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше великий князь Киевский Всеволод, яко преклонился есть к вечеру день жития его, призва тя, Игоре блаженне, и завеща ти престол княжеский. Ты же воли брата твоего, яко воли Божией повинуяся, все упование на Господа возложил еси. Мы же, похваляя таковое смирение твое, воспеваем ти:

Радуйся, яко до конца крест жития твоего безропотно понесл еси.
Радуйся, благочестием Богови и людем послуживый.
Радуйся, велению брата своего покоривыйся.
Радуйся, в народоправлении велию добродетель показавый.
Радуйся, всем братолюбием присное ободрение
Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим, скорый помощниче.

Кондак 6

Проповедником добродетелей христианских был еси, княже Игоре, поучая любити братию и народ свой. Мы же ублажаем тя, яко добраго и истиннаго последователя Христова, живот свой за люди твоя положившаго, воспевая Господеви песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси богоугодным житием твоим, благоверный княже Игоре, все упование свое на Господа, вся во благо устрояющаго, возлагая. Мы же, восхваляя подвиги твоя, глаголем сице:

Радуйся, яко в житии твоем добродетельми просиявый.
Радуйся, чистотою сердца твоего Господа созерцавый.
Радуйся, в несении трудов великаго княжения помощь от Господа получивый.
Радуйся, яко вместо княжеских почестей - мучения и скорби мужественно претерпевый.
Радуйся, иго Христово, благое и легкое, на рамена своя восприявый.
Радуйся, терпению Христову верно подражавый.
Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим, скорый помощниче.

Кондак 7

Хотящу ти, блаженне, воли Божией покоритися, не воспротивился еси воином князя Изяслава, егда тии тя, еле жива суща, в хладном порубе заключиша, идеже ты, подобно Даниилу пророку, заточенному в рове львином, непрестанно взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго видим тя избранника Божия, благоверный княже Игоре, егда пременил еси княжения славу во иночества образ смиренный. Ты бо, вся благая презрев, желанием восхотел еси единому Богу поработати. Темже, таковому твоему смирению и кротости дивящеся, вопием ти:

Радуйся, страдания лютая невинно претерпевый.
Радуйся, образ любве и незлобия нам показавый.
Радуйся, вся благая мира сего ни во что же вменивый.
Радуйся, злобу и коварство диавола смирением победивый.
Радуйся, послушанию иноческому всецело предавыйся.
Радуйся, усердным молитвенником за люди твоя явивыйся.
Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим, скорый помощниче.

Кондак 8

Странник и пришлец, по апостолу, явился еси «а земли, боголюбезне княже, дольняя бо вся презрев, горняя взыскал еси, все помышление твое ко Господу имеяй. Темже помози и нам, молитвами твоими, добродетельное житие возлюбити, да купно с тобою вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всею душею от юности Богу послуживый, блаженне княже Игоре, сего ради Господь прослави тя, Своего угодника, кротости ради смирения твоего. Мы же, сим добродетелей последовати тщащийся, вопием ти радостно:

Радуйся, от юности Господа всею душею возлюбивый.
Радуйся, делы благими Христу благоугодивый,
Радуйся, всем житием твоим Бога прославивый.
Радуйся, тесный путь спасения от юности избравый.
Радуйся, благодать Божию в сердце своем стяжавый.
Радуйся, житие свое иночеством украсивый.
Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим, скорый помощниче.

Кондак 9

Всего себе покорил еси воли Господни, яко раб благий и верный, егда пострижение иноческое восприим, во обитель святаго Феодора вселился еси, идеже всецело посту и молитве предался еси. Сего ради сподобился внити в радость Господа своего, Ему же предстоиши ныне со Ангелы, поя: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещанныя не возмогут по достоянию восхвалити страдания твоя, страстотерпче Христов княже Игоре, ниже уразумети глубины упования твоего, приимши бо весть о убиении твоем, потщался еси в церковь Господню, со слезами пред образом Царицы Небесныя моляся. Убийцы же твои, яко звери дивии, емше тя моляшагося, бив, повлекоша тя из храма. Ты же, благодатию Божиею укрепляемь, страдания кротко претерпел еси, за убивающих тя Господа умоляя. Сего ради величаем тя сице:

Радуйся, все упование на Господа и Его Пречистую Матерь возложивый.
Радуйся, на мучение безропотно предавыйся.
Радуйся, благодатию Божиею укрепляемь, страдания мужественно претерпевый.
Радуйся, яко сего ради венцем мученическим украшенный.
Радуйся, за убивающих тя кротко моливыйся.
Радуйся, душу свою в руце Божий радостно предавый.
Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим, скорый помощниче.

Кондак 10

Спасти хотя душу свою, вся земная и временная во уметы вменил еси, неуклонно стопам Спасителевым последствовав. И ныне с лики ангельскими веселяся, немолчно вопиеши Прославльшему тя Господеви: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною терпения оградився, верный раб Царя Небеснаго был еси. Вражиих бо устрашений не убоявся, всего себе в руце Божий предал еси и страдания мужественне претерпел еси. Мы же, чтуще святую память твою, ублажаем тя, вопиюще:

Радуйся, великий княже Игоре, престолу Небеснаго Владыки предстояй.
Радуйся, венец твой княжеский кровными каплями, яко драгими камнями украсил еси.
Радуйся, образ вернаго служения Богу терпением своим показавый.
Радуйся, житие свое тесною стезею мучений и страданий прошедый.
Радуйся, яко пред великим мужеством твоим, вернии преклоняются.
Радуйся, яко и ныне не престаеши благодеяти призывающим тя.
Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим, скорый помощниче.

Кондак 11

Пение хвалебное приносим дивному во святых Своих Богу нашему, даровавшаго Церкви Своей и стране нашей дивнаго чудотворца и усердного молитвенника, благовернаго князя Игоря, иже и поныне не престает молитися за ны и научая пети всех: Аллилуиа.

Икос 11

Свет славы небесныя осия святое и многострадальное тело твое, страстотерпче Христов, егда оное положено бысть в церкви святаго Михаила. Людие же, окрест гроба твоего стоящий, и возжегаемыя невидимою рукою свещи и лампады зряще, приидоша в трепет и ужас, познавая, яко тако прослави Бог угодника Своего; тебе же, богомудре княже, воспеша тако:

Радуйся, усердный наш пред Богом молитвенниче и предстателю.
Радуйся, яко Господь прослави тя знаменьми и чудесы.
Радуйся, сиянием небеснаго света озаренный.
Радуйся, непорочную душу твою в руце Божий предавый.
Радуйся, нетленное тело твое в помощь нам оставивый.
Радуйся, яко за смиренномудрие твое венцем славы от Бога увенчанный.
Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим, скорый помощниче.

Кондак 12

Благодать единения и братолюбия испроси нам у Всещедраго Бога, угодниче Христов, да вси людие возлюбят друг друга и единодушно исповедят веру Православную, воспевая Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще добродетельное житие твое, ублажаем мученическую кончину твою, восхваляем и пренесение честных и многоцелебных мощей твоих из стольнаго града Киева во град Чернигов, воспеваем славу твою, иже на небесех, и усердно молим тя, страстотерпче княже Игоре: не возгнушайся нас, грешных и недостойных, зовущих ти:

Радуйся, яко великия благодати от Бога сподобивыйся.
Радуйся, яко теплый молитвенник и заступник от Бога нам дарованный.
Радуйся, яко всем призывающим тя скорый помощник бываеши.
Радуйся, духовнаго веселия сердца наша исполняющий.
Радуйся, в лице Русских святых славою многою от Бога превознесенный.
Радуйся, яко благочестивых множества любовию празднуют святую память твою.
Радуйся, святый благоверный княже Игоре, во смирении за истину терпящим, скорый помощниче.

Кондак 13

О, многострадальный страстотерпче Христов, благоверный великий княже Игоре! Приими сие малое, обаче от любящих сердец приносимое тебе сие моление наше, защити всех нас, за истину обиды и поношения терпящих, уврачуй душевныя и телесныя недуги, и от всех бед и скорбей избави ны да, благодарни суще, вопием Богу: Аллилуиа.

(Сей кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

МОЛИТВА

О святый угодниче Божий, страстотерпче благоверный, княже Игоре! Ты из млада Бога возлюбил еси, мудрования плотская, честь и славу княжескую ни во что же вменил еси и монашескаго образа, еще юный леты, достигл еси, к Богу единому всею душею твоею прилепился еси, и благое иго Христово на ся взем, путем спасительным неуклонно шествовал еси даже до смерти мученическия. Сего ради венча тя Господь, блаженне Игоре, венцем славы и прият в Своя Небесная селения, идеже ты ныне, неизреченныя славы и радости наслаждающеся в невечернем дни Царствия Христова, с лики святых страстотерпцев и в святых Бога о нас умоляеши. Молимся тебе, святче Божий, припадая к честному образу твоему: молися о нас грешных и непотребных, испроси молитвами твоими мира державе нашей, граду сему (и святому храму сему) благодати и милости. Церковь святую огради молитвами твоими от ересей и расколов, пастырем ея испроси ревность и благочестие, всем же нам любовь нелицемерную и терпение даруй, грехов наших прощение, болезней и всяких недугов исцеление. Покрый и сохрани всех нас от всяких бед, скорбей и напастей, да, благодаряще, прославим Святую Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 4

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, созывающая люди в пречестный храм Спасов, идеже радостно сошедшеся благочестивых множество молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом в мире и благоденствии спастися.

Ин. тропарь, глас 4

Просветився Божественным крещением Духа Святаго светлостьми озаряем, Евангелие Христово в сердце твое восприял еси делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, моли Всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир и милость и спасение душ наших, чтущих честную память твою.

Кондак, глас 6

Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный, и страдальчески земное житие скончав, ныне на Небесех радуешися, усердно моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Ин. кондак, Глас 8

Княжескую диадиму обагрил еси кровию твоею, Богомудре страстотерпче Игоре, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, молися спастися душам нашим.

Величание:

Величаем тя,страстотерпче святый княже Игоре,и чтим святую память твою,ты бо молиши о насХриста Бога нашего.

КАНОН

(Благоверному князю Игорю Черниговскому и Киевскому)

Песнь 1

Воду прошед яко сушу и египетскаго зла избежав, Израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Воду нечестия тименну оставивши, к воде чиститель­ней притекл еси, святе Игоре: и наша очисти сердца, чисто пети твоя страдания.

Водою крещения омывшись, первороднаго греха избавился еси и чистому Владыце Христу присвоился еси: Емуже и нас чисто присвой молитвами твоими.

Слава: В воде потопившему змия лукаваго подобящися, кровию твоею страдальческою вражию погрузил еси силу, страстотерпче: от негоже и нам избавится Спаса умоли.

И ныне: Воду слез очищающую, Пречистая, подаждь ми, и очистивши мя от кала беззаконий, чиста представи, Богородителънице, Сыну Твоему и Богу.

Песнь 3

Небеснаго круга Верхотворче Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Чедовеколюбче.

Небеснаго круга Верхотворцу все житие свое отдав­ши, возлюбил еси Того до конца; сподоби и нас молит­вами твоими, страстотерпче, любити Господа до конца дней наших.

Небесныя жизни желая, в земнем житии твоем вся пренебрегл еси; сподоби и нас, святе, молитвами твоими Небесныя жизни сподобитися.

Слава: Небеснаго чертога желающи, чистоту девства твоего соблюл еси, и ныне с девственниками в Небесных чертозех ликуеши.

И ныне: Небеснаго Творца, Богородице Всепетая, рождши, Небес пространнейшая явилася еси; мене от пространнаго пути погибельна уклонши, на Небесный путь настави, молюся.

Седален, глас 5

Добродетельными светлостьми просвещаемь, и муче­ния светом украшаешь, паче солнца, премудре, сияеши тверде, и просвещаеши воистинну творящих верно память твою светоносную, преславный страстотерпче, Игоре, спа­сай молитвами твоими.

Песнь 4

Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.

Услышавши, Игоре, Небеса, поведающа славу Божию, на земли Бога славити возжелел еси; Егоже славы и нас сподоби.

Услышав, яко врази твои восташа на тя, не убоялся еси свирепства их, но кротце в руце их скверныя вдался еси, Господеви взывая: не постави им греха сего.

Слава: Услышавши прещения вражеская, и муки от них терпяще, непоколебим пребыл еси, и мене непоколебима в добродетелех сотвори.

И ныне: Услыши, Пречистая Владычице, моление мое, и избави мя от зол, и глас, благословенных призывающий в Царство, слышати удостой.

Песнь 5

Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.

Просветивши стезю жизни твоей светом Богоразумия, Христа Господа вседушне возлюбил еси; сподоби и мене, страстотерпче, в сих быти тебе подражателем.

Просвещахуся вернии людие, видяще тя, нестерпимыя муки добльственне терпяща, сподоби и мене страдальче быти терпеливым.

Слава: Просвети мя, о Игоре, омраченнаго мглою грехов­ною, и светом невечерним осияватися, светлый мучениче, молюся, сотвори.

И ныне: Просветила еси потемненное естество, Богородице, Свет Истинный рождши, темже и мене Светом просве­тивши, от мрачных враг свободи.

Песнь 6

Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и модюся яко Иона: от тли, Боже, возве­ди мя.

Молитву твою страдальческую услышав Христос, Иго­ре, крепость и силу ко страданиям тебе подаде; сподоби и мя молитвами твоими в страданиях житейских быти тверду.

Молитвою пред образом Пречистыя себе укрепив, изшел еси ко врагом твоим, ищущим тя и яко агнец не­злобив, пострадал еси от них, неправедно умерщвляем.

Слава: Молитву всяк приносяй ти с верою, страдальче, ду­шевных страстей и телесных исцеление скоро приемлет; еже и нам богатно подавай, молимся.

И ныне: Молитву нашу приими, Пречистая, и молитвою Ти всемощною, избавити нас враг видимых и невидимых, грехов же и всякий туги,моли Егоже родила еси Че­ловеколюбца Бога.

Кондак, глас 6

Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный, и страдальчески земное житие скончав, ныне на Небесех радуешися, усердие моляся о чту­щих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Песнь 7

Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно, и на росу огнь преложиша вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Дети еврейския Ангел от огня неопальны сохранивый, и тебе, Игоре, во страдании укрепи поюща: благо­словен еси, Господи Боже, во веки.

Детское игралище вменяющи муки, не пощадил еси тела твоего, но страсти мужественно терпяще пел: бла­гословен еси, Господи Боже, во веки.

Слава: Детем мучимым подражая, Игоре, хвалю и аз Хри­ста, давшего тебе крепость; ты же мя на подвиг добро­детелей укрепльши, сподоби пети с тобою: благословен еси, Господи Боже, во веки.

И ныне: Детородию Твоему, Девою и по Рождестве пребывшу, дивлюся, Богородице. Удиви убо и на мне милость Сына Твоего, да помилован Тобою, пою: благословен еси, Гос­поди Боже, во веки.

Песнь 8

Победители мучителя и пламене, благодатию Твоею бывше,заповедем Твоим зело прилежаще отроцы, вопияху; /благословите вся деда Господня, Господа.

Победитель явился еси, славне Игоре, врагов мучащих тя, ибо в летех лютых муках стражда непрестанно взы­вал еси: благословите вся дела Господня Господа.

Победил еси мужеством твоим, страстотерпче славне Игоре, вся мучительская ухищрения. Моли убо Влады­ку Христа, молим тя, всем верным на враги победу дати, поющим: благословите, вся дела Господня, Господа

Слава: Победителем жестокосердых убийц явился еси, славне Игоре, они бо небесным огнем во адский огнь низведошася, ты же на небо возшел еси, идеже ныне со Анге­лы поеши: благословите, вся дела Господня, Господа.

И ныне: Победи, Пречистая, врагов видимых и невидимых, низложити нас тщащихся, и страстей мя всяких избави, да пою торжественне: благословите, вся дела Господня, Господа.

Песнь 9

Воистину Богородицу Тя исповедуем, спасеннии То­бою, Дево Чистая, с бесплотными лики Тя величающе.

Воистинну Бога исповедующи, страстотерпче, чертог Небесный наследовал еси: егоже и нас сподоби, да с тобою Христа вечно величаем.

Воистинну на тебе, Игоре блаженне, исполнися Хри­стово проречение: вся претерпёвый до конца спасен бу­дет: ныне бо со всеми спасенными Христа вечно величаеши.

Слава: Воистинну никтоже притекаяй к тебе, страстотерпче, тощ благодати твоея отходит. Еяже и мене исполни, да тя величаю.

И ныне: Воистинну Истиннаго Бога плотню, Богородице, роди­ла еси, Егоже милостива нам в день Суда соделай, да бесконечно с Ним Тя величаем.

Светилен:

Якоже солнце светоносно возсия ныне, страстотерпче, память твоя, вся верныя веселяще, иже молитвенно взывают ти: молися прилежно во еже спастися нам.

Богородичен:

Державным Твоим покровом, Чистая, нас рабов Тво­их от навета вражих сохраняй всегда невредимых: Тя бо Едину стяжахом прибежище в бедах

Годы жизни: ? - 9 (19?) сентября 1146 .

Годы правления: Великий Князь Киевский (1146).

Из рода Черниговских кн. Сын Олега Святославича и гречанки Феофании Музалон. Вел. кн. Киевский в 1146 г.

В 1145 году больной Всеволод, брат Игоря, бывший в то время великим князем, созвал своих братьев, родных и двоюродных, а также; шурина Изяслава Мстиславича. и сказал им: "Если Бог меня возьмет, отдаю Киев после себя брату моему Игорю". Все братья и Изяслав поцеловали Игорю крест, признав тем самым его права на Киев. В 1146 году Всеволод велел позвать к себе лучших киевлян и также сказал им: "Я очень болен, вот вам брат мой Игорь, возьмите его себе в князья"; те отвечали: "Возьмем с радостью". Игорь отправился с ними в Киев, созвал всех горожан, и все целовали ему крест, говоря: "Ты нам князь". После смерти брата Игорь послал к Изяславу Мстиславичу, спрашивая его, верен ли он прежнему крестному целованию. Изяслав не дал ответа и даже не отпустил посла назад, потому что киевляне пригласили его на княжение. Изяслав двинулся на Киев, а Игорь призвал к себе главных киевских бояр - Улеба, Ивана Войтишича, Лазаря Саковского, обещая им те же почести, какие они имели от его брата Всеволода. Но Игорь опоздал: эти бояре, вместе с другими - Василием Полочанином и Мирославом Андреевичем - уже перешли на сторону Изяслава. Они впятером собирали киевлян и советовались, как бы обмануть Игоря; а к Изяславу послали сказать: "Ступай, князь, мы уговорились с киевлянами; бросим стяг Ольговича и побежим с полком своим в Киев". Изяслав подошел к Киеву и встал с сыном своим Мстиславом у вала, подле Надова озера, а киевляне стояли особо у Ольговой могилы, огромною толпою, говорит летописец. Скоро Игорь и все его войско увидали, что киевляне послали к Изяславу и взяли у него тысяцкого со стягом; вслед за тем берендеи перешли через Лыбедь и захватили Игорев обоз перед Золотыми воротами. Видя это, Игорь сказал брату, Святославу и племяннику Святославу Всеволодовичу: "Ступайте в свои полки, и как нас с ними Бог рассудит"; .велел ехать в свои полки также и Улебу тысяцкому с Иваном Войтишичем. Но как скоро те приехали в свои полки, то бросили стяги и перешли на сторону Изяслава. Игорь с племянником не смутились от этого и двинулись против Изяслава; но из-за киевлян и берендеев им нельзя было проехать к нему Надовым озером; они пошли верхом и попали в самое невыгодное место, между двумя канавами из озера и из сухой Лыбеди. Берендеи зашли с тыла и начали сечь их саблями, а Изяслав с сыном Мстиславом и дружиною зашел с фланга; Ольговичи побежали, Игорь заехал в болото, конь под ним увяз, а идти он не мог, потому что был болен ногами; дружину его гнали до самого Днепра, до устья Десны и до Киевского перевоза. Через четыре дня, когда Изяслав уже сел на киевский стол, Игоря схватили в болоте. Изяслав сначала послал его в Выдубицкий монастырь, а потом велел держать в оковах в Переяславском Ивановском монастыре.

В тюрьме Игорь совсем разболелся и послал сказать Изяславу: "Брат! Я очень болен и прошу у тебя пострижения; хотел я этого, когда еще был князем, а теперь в нужде я сильно разболелся и не думаю, что останусь в живых". Изяслав сжалился и отвечал ему: "Если была у тебя мысль о пострижении, то ты волен, а я тебя и без того выпускаю ради твоей болезни". Над Игорем разобрали верх тюрьмы и вынесли его больного в келью; восемь дней он не пил, не ел, но потом ему полегчало, и он постригся в Киевском Федоровском монастыре в схиме.

Весной 1147 года Изяслав выступил в поход. С дороги он отправил в Киев послов, чтобы те объявили о коварстве его союзников Черниговских князей, Владимира и Изяслава Давыдовичей, которые хотели его заманить к себе и схватить, Киевляне хотели идти уже на помощь князю против изменщиков, но в это время кто-то из толпы закричал: "За князем-то мы своим пойдем с радостью, но прежде надобно вот о чем промыслить: как прежде при Изяславе Ярославиче злые люди выпустили из заточения Всеслава и поставили князем себе, и за то много зла было нашему городу; а теперь Игорь, враг нашего князя и наш, не в заточении, а в Федоровском монастыре; убьем его и пойдем к Чернигову за своим князем; покончим с ним". Народ, услышав это, бросился к Федоровскому монастырю. Игорь стоял в церкви у обедни. Люди ворвались в церковь и потащили его с криками: "Побейте! Побейте!" С помощью боярина Михаила Владимиру Мстиславичу, брату Изяслава, удалось ввести Игоря в двор своей матери и затворить за собой ворота. Но толпа, избив Михаила, выломала ворота и, увидав Игоря на сенях, разбила сени, стащила с них Игоря и повергла его без чувств на землю; потом привязали ему веревку к ногам и потащили с Мстиславова двора через весь город на княжий двор и там его убили; отсюда, положив на дровни, повезли на Подол и бросили на торгу. Владимир велел взять тело Игоря и положить в Михайловской церкви, и на другой день похоронили его в Семеновском монастыре.

В православном мире большое значение имеет икона князя Игоря Черниговского, которая защищает от болезней и бед, помогает найти свое предназначение и достичь благополучия. Эта икона также является защитником мужчин, носящих имя Игорь.

Святой князь Игорь принял мученическую смерть от своего же народа, над которым княжил не более двух недель. Озлобленные люди во время междоусобиц перешли под крыло его завистника и тайного соперника, предали собственного князя, искренне ратующего за подвластных ему людей. Оказавшись преданным, князь не изменил своей любви ни к ближним, ни к православной вере и стоически терпел издевательства. В заточении князю разрешили принять монашеский постриг, что исцелило обессиленного Игоря. Однако через некоторое время прежние недоброжелатели решили довести дело до конца и покусились на жизнь смиренного инока, который не рвался к власти, а жил спокойной жизнью, отрешись от мирских страстей.

Где находится икона

Известная икона находится во многих храмах России и Украины. Самые главные святыни, связанные с князем Игорем Черниговским, хранятся в одноименном городе Чернигов. В Киево-Печерской лавре находится икона, изображающая князя, склонившегося в молитве перед образом Богоматери. Она называется Игоревской. Еще одна икона, изображающая святого князя-страстотерпца, находится во Владивостоке.

Описание и значение иконы святого князя Игоря

Образ святого мученика напоминает каждому о всепрощении и любви ко всем людям. Святой своим подвигом завещал каждому внимательно относиться к окружающим, выслушивать их просьбы и проникаться любовью и добром к любому человеку.

Первые иконы князя Игоря дошли до наших времен в неизменном виде. На них святой изображен в одеждах инока. Во времена правления Петра благоверного князя начали изображать в княжеских одеяниях.

Одна из икон, принадлежащая кисти известного иконописца Кузнецова, отображает в цветовой гамме суть прославившего князя Игоря подвига. Преобладание на иконе алых тонов отсылают к всепоглощающей любви и желании защитить людской род от скверны. Лик мученика сосредоточен и собран, что свидетельствует о твердом характере и непоколебимой вере, ради которой князь будет сражаться и с легкостью распрощается с земной жизнью.

В чем помогает икона

Эта икона является прекрасной защитой от предательства. Православные христиане возносят святому князю молитвы о сохранении мира в семье , гармонии в отношениях, избавлении от бед и невзгод. Ее призвание — объединять людей, даруя им умягчение сердец и справедливость. Небесный защитник Игорь Черниговский помогает достичь благополучия и процветания каждому просящему, если сердце человека наполнено истинной верой и не таит корысти и злобы.

Чудеса, свидетельствующие о божественном проявлении, случались нередко. В день кончины над телом князя, перенесенным в церковь, было Божье знамение: все свечи, что находились в церкви, внезапно зажглись.

Молитвы перед иконой святого Игоря Черниговского

«Святой Божий угодник княже Игорь! С юных лет возлюбил ты Бога, поселив в душе своей истинную веру, и не отступался от нее. Помоги, страстотерпец, в моем горе, отринь от меня молву дурную да укажи путь к вере истинной, мне, рабу Божьему, (имя). Помолись за меня да избави от злобы и зависти, что чернотой своей меня развращает, застилая глаза мои на пути к исцелению от пороков людских. Помолись за меня пред Господом нашим Иисусом, дабы не отринул он моих просьб искренних. Аминь».

«Величаем тебя, страстотерпче, чтим память твою и склоняемся пред стойкостью твоей. Надели нас, княже, своей благодатью, исцели недуги наши телесные и душевные. Аминь».

Дни почитания иконы

Кончина мученика Игоря отмечается 2 октября, а 18 июня празднуется день перенесения святых мощей великомученика и его прославление.

Для того, чтобы попросить святого о помощи, необходима лишь вера и искреннее желание изменить свою жизнь, впустив в нее любовь и всепрощение. Вы можете помолиться как в церкви, так и дома при любых жизненных трудностях . Высшие силы всегда приходят на помощь к страждущим, помогают им обрести покой и уверенность в своих силах. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

16.06.2017 03:17

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится...

Князь-мученик Игорь (в крещении Георгий) Черниговский жил в первой половине XII века (он умер в 1147 году), когда Русскую землю сотрясали жестокие междоусобицы. Жертвой одной из таких междоусобных войн он и стал.

Игорь был сыном знаменитого черниговского князя-воителя Олега Святославича. Мало кто из русских князей мог сравниться с отцом Игоря по числу военных походов. Почти всю свою жизнь Олег провёл в войнах и сражениях; случалось ему терпеть неудачи, попадать в плен, но всякий раз он стремился отомстить своему обидчику, настоять на своём. Автор "Слова о полку Игореве", вспоминая времена Ольговых усобиц, называл Олега не Святославичем, как следовало бы, но "Гориславичем". И в этом прозвище было немало правды, ибо много горя принёс Олег русским людям, наводя на свою землю злейших врагов её — половцев. "Той бо Олег мечем крамолу коваше и стрелы по земли сеяше"…

Олег воевал со всеми подряд — и с друзьями, и с недругами: со своим дядей великим князем Киевским Всеволодом Ярославичем, с другим своим дядей и тоже великим Киевским князем Изяславом Ярославичем, потом с сыном Всеволода Владимиром Мономахом. Жизнь изрядно потрепала его и побросала по свету. Из родного Чернигова он бежал в далёкую Тьмуторокань на Азовское море, где стал готовиться к войне с Всеволодом. Жившие в Тьмуторокани хазары обманом заманили его в ловушку и продали в Византию. Здесь, на острове Родос, князь провёл несколько лет, но не пропал: он женился на знатной гречанке Феофании и с помощью своей новой греческой родни вернулся в Тьмуторокань, где жестоко отомстил злодеям-хазарам. Силой оружия вернул себе Олег и родной Чернигов, ради этого вступил он в союз с половцами и даже (после смерти Феофании) взял себе в жёны половецкую княжну, дочь половецкого хана Оселука. Она-то и стала матерью князя Игоря. Оселукова дочь приняла на Руси крещение и стала жить в Чернигове, сначала при своём муже Олеге, а затем при его сыновьях.

"Ольгово племя", как называли потомков Олега Святославича, всегда отличалось особой воинственностью. Нередко князья Ольговичи становились зачинщиками жестоких междоусобных браней. Особенно прославился этим старший брат Игоря Всеволод, ставший-таки великим князем Киевским. О, как мечтал Всеволод о "златом" киевском престоле, как добивался его! Немало крови пролил он в войнах со своими родичами. И Игорь как верный брат помогал ему в борьбе за Киев.

Но и между братьями не всё бывает ладно. Добившись Киева, Всеволод не выполнил своего обещания: не дал Игорю Чернигов. Игорь сильно обиделся на брата. С того времени, рассказывает летопись, поселилась вражда между князьями. И много усилий потратил Всеволод, чтобы примириться с братом, вернуть его расположение к себе.

С годами, однако, Игорь всё с меньшим желанием брался за оружие. И объяснялось это просто: у князя сильно болели ноги и он с трудом мог ходить. По-прежнему он нередко сопровождал Всеволода в военных походах, но иной раз — слыханное ли дело для "Ольгова племени"? — выступал посредником в мирных переговорах, мирил старшего брата с его врагами. И добрый мир неизменно оказывался лучше худой ссоры!

Случалось Игорю воевать и далеко за пределами Руси. Однажды к Всеволоду обратился за помощью польский князь Владислав, прозванный Изгнанником. Его жестоко обидели братья, польские князья. Всеволод с войском уже собирался двинуться в Польскую землю, но Игорь с другим своим братом Святославом (кстати сказать, отцом героя "Слова о полку Игореве"), так сказал ему:

— Не ходи на войну. Лучше пусть мы пойдём, братья твои.

Князья выступили в поход зимою и, как рассказывает летопись, дошли до середины земли Польской. Братья же Владислава, польские князья Болеслав и Мешко, отступили за болота; в страхе выехали они навстречу Игорю, и целовали крест ему, что помирятся с братом своим, и согласились дать Владиславу четыре города в Польской земли, а Игорю с братом его Святославом дали один город — в награду. И так вернулись Игорь и Святослав на Русь с великою славой.

Вскоре после этого князь Всеволод Ольгович разболелся. Чувствуя приближение смерти, он призвал к себе киевлян и сказал им:

— Я тяжко болен. Вот брат мой Игорь. Он будет вам князем после меня.

И целовали киевляне крест Игорю, что быть ему князем над ними после Всеволода. Но делали они так не с чистым сердцем, рассказывает летопись, потому что не по душе был им Игорь.

Всеволод и от других князей потребовал признать Игоря своим законным наследником. Князья тоже целовали крест, что не будут искать Киева под Игорем. На самом же деле многие из них сами были не прочь вступить на "златой" киевский престол, а потому не собирались выполнять своих обещаний.

Когда Всеволод умер, киевляне послали тайную весть к князю Изяславу Мстиславичу (он был внуком Владимира Мономаха и княжил в Переяславле, недалеко от Киева): "Иди, княже, к нам. Тебя хотим!" Изяслав быстро собрал войско и выступил против Игоря. Его поддержали жители ближних к Киеву городов, а также "чёрные клобуки" и берендеи — бывшие кочевники, которых киевские князья поселили на своих землях. Когда войско Изяслава подступило к Киеву и расположилось у стен города, киевляне, которых Игорь вывел на битву, повернули свои стяги и перешли на сторону Изяслава. Игорь же с братом своим Святославом остались лишь со своими дружинами. Но не пали духом, а ринулись в битву, надеясь на свою правду.

Да куда там! Киевляне, объединившись с Изяславовыми воинами и с союзными "чёрными клобуками" и берендеями, начали сечь дружины их без жалости, так что многие пали в битве. И бежали князья Ольговичи: Святослав сумел спастись, а Игорь заехал в болото, и увяз конь под ним. А сам Игорь идти уже не мог, потому что сильно разболелись у него ноги. И так на четвёртый день после битвы нашли его в болотах и привели к Изяславу. Изяслав же повелел заковать его в железа, а затем отправить в Переяславль и заточить в монастыре Святого Иоанна, в порубе. А поруб — это подземная тюрьма: ни дверей, ни оконца малого, так что и света белого нельзя из него увидеть… Сам же Изяслав сел на киевское княжение. И киевляне очень обрадовались тому.

Спустя немного времени князь Игорь совсем разболелся. И взмолился Игорь к Изяславу:

— Брат! Тяжко болен я, навряд ли в живых останусь. Разреши мне постричься в иноческий чин. Ещё когда был я князем, хотелось мне сделаться монахом. А теперь, видно, конец мне приходит!

Изяслав сжалился над Игорем и так ответил ему:

— Если хочешь постричься в монахи, брат, то воля твоя. Я и без того готов отпустить тебя ради твоей болезни. (В то время все князья называли друг друга братьями; к тому же Игорь и Изяслав приходились друг другу хоть дальними, но всё-таки родственниками.)

Изяслав повелел разобрать верх Игоревой темницы, и так вынули Игоря из поруба едва живого и перенесли в келью. Восемь дней Игорь не мог ни есть, ни пить — так был плох. А затем исцелил его Бог, и сделался он здоров. Его перевезли в Киев, в монастырь Святого Фёдора, и, призвав игумена и братию, постригли в иноческий чин с именем Гавриил, а потом и в ангельский образ схимника с именем Игнатий.


Икона "Игоревская" перед которой молился князь Игорь

А случилось так, что в то лето Изяслав сговорился с черниговскими князьями воевать против Игорева брата Святослава. (Черниговские князья приходились двоюродными братьями Игорю и Святославу.) И вот когда уже выступил Изяслав из Киева и был на пути к Чернигову, пришла к нему весть, что черниговские князья отступились от него и, соединившись со Святославом, хотят обманом захватить его в плен или даже убить. Изяслав послал в Киев с известием об этом к своему брату Владимиру и к митрополиту. Те рассказали обо всём киевлянам. Киевляне же созвали вече и так решили: "Пойдём все — от мала и до велика — на помощь своему князю — с черниговскими воевать!"

На том бы им и разойтись, да кто-то из киевлян закричал:

— Рады мы своему князю помочь. Да сперва вот что сделаем! Игорь — князю нашему враг и нам враг. Убьём его, не то может зло случиться городу нашему! А потом и к своему князю пойдём.

Услыхали это люди и завопили:

— Убьём! Убьём Игоря!

Брат Изяслава Владимир и митрополит хотели остановить их, но не смогли. Киевляне никого не желали слушать и все как один устремились в монастырь Святого Фёдора, за Игорем.

Игорь же в то время пребывал в церкви на молитве. И ворвались киевляне в церковь, схватили его прямо во время церковной службы и, разодрав на нём церковную мантию, выволокли из храма. Он же только восклицал горестно:

— О окаянные, сами не ведаете, что творите! За что, словно разбойника, хотите убить меня? Ещё раньше крест целовали, что быть мне князем у вас, а сами клятву нарушили, крест святой преступили. Так я уже не поминаю того. А ныне сподобил меня Бог воспринять иноческий образ!

Окаянные же и не слушали его, но ещё пуще вопили:

—Убейте! Убейте его!

А когда содрали одежды с него, тихо промолвил Игорь со стоном:

— Нагим я появился на свет сей, нагим и покину его.

В то время подъехал и князь Владимир, который с трудом смог протиснуться сквозь толпу киевлян. Игорь, взглянув на него, спросил:

— Ох, брате, куда ведут меня?

Владимир соскочил с коня и прикрыл Игоря плащом. А затем сказал киевлянам:

— Братья мои! Не делайте зла! Не убивайте Игоря!

И повёл Игоря на двор матери своей, который находился поблизости. И когда уже подошёл Владимир с Игорем к воротам, начали киевляне убивать Игоря. И самого Владимира тоже ударили. Киевский боярин по имени Михаил, который приехал сюда вместе с Владимиром, соскочил с коня и бросился на помощь князю. И удалось им с Владимиром затащить Игоря на княгинин двор и запереть ворота за ним. На самого же Михаила набросилась толпа. И стали избивать его, и сорвали с него крест золотой и тяжёлую цепь золотую, и едва не убили до смерти. Тем временем другие киевляне выломали ворота и ворвались на княгинин двор. Игоря же провели в сени, наверх. Увидели киевляне Игоря на сенях, разломали сени и стащили его с сеней вниз, и начали убивать. А затем привязали его верёвкой за ноги и протащили, ещё живого, с княгинина двора через весь город. И так воспринял блаженный князь мученический венец, и отошёл ко Господу в лето 1147, месяца сентября в 19-й день. Тело же его положили на телегу, и повезли на торжище, и бросили там на поругание.

И когда увидели киевляне, что сотворили они с бывшим князем своим, то так про себя решили: "То не мы убили Игоря, но черниговские князья — они первыми на нашего князя злое замыслили!"

А когда принесли тело Игоря с торжища и положили в церкви, то в ту же ночь явил Бог знамение над ним: зажглись в церкви сами собою свечи. И наутро игумен монастыря Святого Фёдора облачил тело Игоря в ризы монаха, отпел над ним положенные песнопения и похоронил его в монастыре Святого Симеона. Во время сего печального обряда страшная гроза привела в ужас Киевлян, народ изумился и слезами раскаяния желал хоть как-либо умилостивить гневное небо.

Изяслав же узнал о том, что случилось в Киеве, и сильно опечалился, потому что жаль ему стало Игоря. И так сказал дружине своей:

— Если б ведал я про то, что случится, отправил бы Игоря в безопасное место. А теперь не уйти мне от людской молвы — будут говорить, что это я его велел убить. Но Бог мне свидетель: не повелевал я убить его и людей не подучивал!

И отвечала дружина Изяславу:

— Нечего тебе, княже, беспокоиться о людской молве. Бог знает и люди ведают, что не ты убил. То черниговские князья во всём виноваты: отступились от тебя и убить тебя хотели.

Вздохнул Изяслав и сказал в ответ им:

— Раз уж случилось такое, делать нечего. Бог нас рассудит.

И простил киевлян.

…Спустя несколько лет брат Игоря князь Святослав Ольгович перенёс мощи брата своего Игоря из Киева в Чернигов и положил их в соборной церкви Святого Спаса Преображения, в ларце, на похвалу себе и всем православным людям. И с той поры русские люди почитают святого угодника своего — благоверного князя-мученика Игоря. Ибо принял он смерть от рук убийц своих без страха, с покорностью Богу, и тем явил великую силу Православной веры, побеждающей всякую неправду и всякое зло.


Доктор исторических наук Игорь Фроянов считает, что «убийство Игоря произошло не на социальной почве, хотя привкус социальности в нем есть несомненный. Нельзя… относиться к нему и как к политическому убийству». Оно носило магический характер, соответствующий языческому сознанию. Убить Игоря и покончить с Ольговичами - одно и тоже. Убийство Игоря имело «магический знак пресечения каких бы то ни было попыток Ольговичей сесть на киевском столе…»



Спассо-Преображенский собор в Чернигове. Место погребения Игоря.

Храм в котором находились мощи святого князя Игоря (Спасский собор в Чернигове) является самым древним каменным храмом на территории Русси, он построен и стоит с 1024 года и являлся княжеской усыпальницей князей Ольговичей. Здесь было погребено 7 князей и так же митрополит Киевский блаженный Константин. В храме покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

Сегодня до сих пор не ясно, где находится гробница и мощи святого князя Игоря и есть ли они вообще сегодня. Мощи святого князя Игоря Черниговского вместе с мощами других святых, находятся по приданию в усыпалнице под Спасским собором(на валу), но они были залиты бетоном по указанию советской власти. В то время, хотели разрушить весь собор, но за него заступились мировые сообщества (это чуть ли не первый каменный храм Киевской Руси) и все что они могли сделать это перекрыть доступ к мощам святых. до сих пор исправить ситуацию невозможно, так как если разрушить слой бетона, можно повредить и мощи фундамент собора,который в последствии рухнет.. 54 года собор разгроблялся Советской властью и стоял в запустении.
Так что единственный способ поклонится мощям - это помолится в Спасском соборе.(Говорят, что мощи св. князя Игоря находятся в стене справа). Но по другой версии, были у собора и другие хозяева, это греко-католики. Они несколько сот лет хозяйничали собором и не щадили православные святыни. Были ли у Церкви мощи после их хозяйствования, опять же сказать трудно. Тогда многое было разграблено и многое уничтожено.
Как впрочем Чернигов не обошло и монголо-татарское иго. Если мощи князя Игоря были на поверхности земли (а не в земле, ибо это был храм-усыпальница и перенесённый гроб с Игорем из Киева был именно погребён в этом храме) , то в послемонгольское время про них никто ни сном ни духом в истории не обмолвился..толи превратились как и положено при набегах в прах и пепел, толи подверглись поруганию бусурман
В 2012 году археологи провели раскопки крипты-усыпальницы князей, мощей князя Игоря не обнаружено., как не обнаружены они были и при большевитских раскопках в 1923 году...
Это ещё одна версия и тёмная сторона истории.
Ведь Игоревская икона Божей Матери тоже утеряна при нашествии монголов и теперь имеются только её списки.


У памятника святому князю Игорю

Однако найдено описание внешности Игоря. Игорь "ростом был средний и сух, смугл и красив лицем, власы над обычаи, как поп, носил долги, брада же узка и мала. Прилежно уставы иноческие хранил"

Ученые до сих пор спорят о том, откуда пришло к нам и что означает имя Игорь. Одни считают его скандинавским (от имени Ингвар), другие — кельтским или прибалтийским (сравни название местности в Прибалтике — Ингария, или Ингрия).

Величание

Величаем тя, /
страстотерпче святый княже Игоре, /
и чтем святую память твою, /
ты бо молиши о нас /
Христа Бога нашего.

Тропарь Игорю Черниговскому и Киевскому, блгв. вел. Кн

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, /
созывающая люди в пречестный храм Спасов, /
идеже радостно сошедшася благочестивых множество /
молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: /
молися, святе, /
Стране Российстей, граду Чернигову и всем православным Христианом /
в мире и благоденствии спастися.