Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Чеченцы были православными. Когда чеченцы и ингуши были христианами. По вам будут судить обо всем христианстве

В разные исторические эпохи менялись религиозные верования предков чеченцев и ингушей (вайнахов , нахов ). Со времен хуррито-урартских государств (III-I тысячелетии до н. э.) пришло язычество . У каждого явления природы , у каждого небесного светила был свой бог. Люди приносили жертвы богу солнца , дождя , войны , любви , плодородия . Имена некоторых богов дошли до наших дней как чеченские мужские и женские имена : Халад , Ану, Аштати , Нанна , Кибела , Кужух и другие . Еще одна память о язычестве - принятые у чеченцев клятвы . Например : «клянусь золотым солнцем », «клянусь землей », «клянусь хлебом ».

О языческом и христианском прошлом предков чеченцев и ингушей рассказывают легенды и предания, памятники древней и средневековой материальной культуры, открытые археологами.

Три древнейших христианских храма — Тхаба-Ерда , Алби-Ерда и Таргимский — находятся в Ассиновском ущелье . Похожие храмы и церкви , согласно преданиям , были и в других местах горной части Чечни . Самым большим был храм Тхаба-ерда . Его площадь превышает 100 квадратных метров . В храме обнаружена каменная купель для крещения , а под полом и у стен богатые христианские захоронения . Этот памятник христианства специалисты датируют 10-м веком н.э. Его строили грузинские зодчие , замыслив как крупнейшую из церквей на центральном Кавказе . Историк М.Б.Мужухоев («Проникновение христианства к вайнахам ») предполагает , что храм Тхаба-Ерды был возведен на месте языческого капища , посвященного божеству «Тхаба ». Это имя по этимологии можно сопоставить с древним нахским языческим божеством «Тхьа ». Процесс христианизации чеченцев и ингушей продолжался в период правления грузинской царицы Тамары (1184-1207 гг .) На это, в частности , указывает появление вблизи от центрального храма Тхаба-Ерды двух новых церквей , а также многочисленные находки христианских крестов . Чеченское название креста «жаар » созвучно грузинскому «джвари », что подтверждает теорию о проникновении христианства на Северный Кавказ через Грузию .

Грузинско-чеченские связи периода христианизации подтверждены и находками на территории Чечено-Ингушетии древних пергаментных рукописных псалтырей , в которых использовался грузинский алфавит . Один из них, хранившийся в храме Тхаба-Ерды , был обнаружен в конце 19 в. Другой — был найден в начале 20 века в святилище Маго-Ерды в горной Ингушетии . Кроме того , некоторые дни недели у чеченцев до сих пор называются словами из грузинского христианского календаря . Это — понедельник , пятница , суббота и воскресенье . Под влиянием христианской религии в нахских общинах появились такие имена , как Адам и Хава (Ева).

В период христианизации на территории современной Чечни местными мастерами были сооружены святилища , посвященные местным святым , схожим с известными христианскими . Таков , например , храм Тамышь-Ерда , в честь святого , воплотившего в себе некоторые черты святого Георгия . Архитектура этих храмов несет влияние христианского зодчества .

Период христианизации был в исторической перспективе весьма недолгим . В 13 веке татаро-монголы нанесли сокрушительный удар по Грузии , и миссионерская деятельность грузинской церкви среди кавказских горцев прекратилась . Татаро-монгольское нашествие пагубно сказалось и на жизни других народов Кавказа , в том числе чеченцев . Запертые в труднодоступных горных ущельях , они были отрезаны от равнинных областей , оторваны от внешнего мира . А построенные христианские храмы были брошены на произвол судьбы .

Жизнь в горах вернула чеченцев к дохристианским верованиям . Вновь расцвело язычество . Впрочем , древних божеств , связанных в сознании чеченцев с силами природы , народ , оказалось , и не забывал . Об этом свидетельствуют постройки-святилища в честь богов-покровителей , возведенные как раз в период активного распространения христианства — в XII-XIII вв . Некоторые христианские храмы были перестроены в соответствии с нуждами языческих ритуалов .

В сложном пантеоне языческих божеств средневековья были почитавшиеся всеми Дела ?, Тушоли ?, Мятцил , Сиели , Ерды , Молыз-Ерды . Кроме того , своих богов почитали отдельные группы поселений . Богов-покровителей имели также отдельные села и даже некоторые семьи .

Верховным божеством вайнахского языческого пантеона был бог Дела ?. Об этом свидетельствует подчиненная роль других божеств , что можно проследить в молитвенных обращениях к ним. Дела ? сохранил свой авторитет и после принятия чеченцами ислама (имя Дела ? в молитвах на чеченском языке отождествляется с именем Аллаха ).

У жителей Джейрахского ущелья , основу хозяйства которых составляло скотоводство , наибольшим почитанием пользовалось божество Галь-Ерда . В записанных этнографами молитвенных обращениях к этому богу интерес представляет , в частности , их социальный аспект . В них есть такие слова : «Кто не любит тяжелого труда для насущного хлеба , пусть те люди никогда да не восторжествуют над нами… »

В период позднего средневековья в чеченском обществе заметно усилилась роль жречества . Жрецы , как посредники между божествами и людьми , были окружены ореолом святости и неприкосновенности . Они одевались в белое . Жрец первым во время моления обращался к божеству , освещая жертвоприношения . Только он один , (а другие лишь с его разрешения ) могли входить в святилище . Жрецы , почитались за ясновидящих . Они предсказывали урожай , погоду , время начала сельскохозяйственных работ , занимались медицинской практикой . К жрецу обращались в трудные для семьи или всего общества дни - в случае неурожая , болезни и т.п., с надеждой , что он укажет средство , которое поможет устранить беду . И чаще всего в качестве такого средства предлагалось жертвоприношение .

В обязанности жрецов входило поддержание социальной стабильности в обществе и решение вопросов гражданского права . Они также охраняли имущество , принадлежавшее святилищам — многочисленную храмовую утварь , скот , покосы и пашни.Этнографические материалы свидетельствуют , что храмовые пашни и покосы никогда не обрабатывались самими служителями культа . Для этой цели использовался труд общинников , которые по очереди проводили сельскохозяйственные работы на полях , кормивших жречество . Впрочем , часть продуктов шла на храмовые праздники и потреблялась сообща . Жреческая прослойка существовала и за счет ценных приношений верующих . Драгоценности , которые хранились в храмовых тайниках , были в ходе археологических раскопок обнаружены во многих святилищах .

Христианство не получило широкого распространения на территории Чечено-Ингушетии в 12-13 вв . Об этом свидетельствуют , в частности , погребальные ритуалы этого периода . Материалы археологических экспедиций показали , что покойника клали в склеп , снабжая его предметами быта . В их числе : вооружение - для воинов , предметы культа — для знахарей и т.п. При захоронениях мужчин к могиле подводили коня и конец узды давали в руку покойному . Похороны умершего сопровождались расточительными поминками , которые повторялись через год и через два. Смысл повторных поминок был в том, чтобы показать умершему заботу живых о нем, и тем задобрить усопшего . Страх перед покойниками был столь силен , что клятва и присяга на могиле считались самыми верными . Для усопших родственников каждая семья регулярно устраивала жертвенный ужин по окончании жатвы . Пересылка пищи на тот свет сопровождалась молитвой хозяина дома , из которой явствует , что чеченцы представляли загробную жизнь как продолжение жизни земной со всеми ее трудностями и радостями .

Особое место среди памятников , связанных со средневековыми религиозными культами вайнахов , занимают петроглифы — знаки на камнях , встроенных в стены башен , склепов , святилищ , а впоследствии — и мечетей . Такие же знаки присутствуют в орнаментах на одежде , утвари и предметах обихода . Это изображения человеческих рук — древний знак силы , могущества , мастерства ; кресты , заключенные в круги ; затейливые розетки и спирали — знаки солнца и небесных светил ; фигурки людей , диких и домашних животных . Часто встречаются изображения свастики — одного из древнейших символов вечного огня и очищения . Рисунки-петроглифы на камне - памятники религиозной и художественной истории вайнахов .

ИА Чечня.Ру

На вопрос А кто нибудь знает хоть одного христианина чеченского происхождения? заданный автором Невролог лучший ответ это Сысоев много чеченцев в православные завербовал, за что его и убили.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А кто нибудь знает хоть одного христианина чеченского происхождения?

Ответ от Братец Лис [гуру]
Ислам там всего ничего - триста лет, завезенный из персии, да еще и полусуфийского толка, то есть для своих более ревнивых, радикальных братьев они чуть ли не кафиры, нет ничего удивительного если один не укоренившиеся в сознании религиозный догмат так легко сменяеться другим.


Ответ от Landholder [гуру]
может какой-нибудь ребенок, несчастный рожденный в блуде от мамы Наташи или Веры, ведь сказать что у него нет чеченской крови нельзя, значит есть и такие черноокие чернобровые "иваны" с крестами на груди. но я знаю такого парня - с 4 лет рос в деревне без отца с русской матерью, ему теперь 26 и он принял ислам, правда отец разыскал его. кровь не вода.


Ответ от Перебросить [гуру]
Христианство стало проникать к ним, начиная с Х в. , преимущественно со стороны Грузии, которая пыталась укрепить и обезопасить свои северные границы путем обращения населения горного Кавказа в христианство. Вероятно, некоторые христианские элементы заимствовались и из Руси, с которой вайнахи поддерживали отношения.
В средние века разделения на чеченцев, ингушей и бацбийцев еще не существовало, они представляли единую нахскую этнокультурную общность. Вайнахи достаточно легко приняли христианство, видимо, его догматы не вошли в острое противоречие с древними языческими представлениями. Около XI в. в вайнахских горах начинается строительство храмов, в них завозятся церковные книги, написанные на древнегрузинском языке. Некоторые из древних нахских христианских церквей сохранились до наших дней. Самые значимые из них - храм Тхаба - Ерды (ТкъобIa - Ерды) в Ассиновском ущелье Ингушетии, Алби - Ерды и Таргим в Горной Ингушетии. Развалины древних храмов располагаются и в горах Чечни - в районе Галанчожа, в Аргунском ущелье и т. д.
Старинный грузинский документ, датируемый 1310 г. , говорит о поездке епископа Грузии Евфимия по храмам горного Кавказа, в частности, он посетил храмы «Хунзов» (хунзахских аварцев) и «Нохчиев» (чеченцев) . Последнее недвусмысленно доказывает бытование христианства в начале XIV в. у тукхума Нохчамахкхой, впоследствии составившем ядро формирования собственно чеченского народа.
Однако вайнахское христианство было достаточно неглубоким по своему наполнению. Проповедникам так и не удалось всерьез обратить вайнахов в христианство. Исполняя христианские обряды и молясь христианскому богу, они, тем не менее, сохраняли языческие представления о мире и автохтонное мировоззрение.
По свидетельству И. Цискарова («Записки о Тушетии» , 1848 г.) , один 100-летний старик в горной Чечне рассказывал, что во времена его детства вайнахи еще молились в церквах, к середине ХIX в. только начавших разрушаться, а затем в горы приехали «персияне» и обратили вайнахских горцев в ислам.
Бацбиицы - небольшой субэтнос, родственный чеченцам и ингушам. Численность 2,500 человек (2009). Исторически проживали в Тушетии (горной области на северо-востоке Грузии)



Ответ от Иной [гуру]
что такой чечен?


Ответ от Roman - Ibrohim [гуру]
Позорище может и обитает такой, но лучше ему нормальным людям на глаза не попадаться, а со своими толерастами - пожалуйста!


Ответ от Peter Strasser [гуру]
Я знал и знаю нескольких


Ответ от Ицхак [гуру]
После стольких лет безбожия вполне возможно и такое. Но это может быть только из-за недостатка знаний о последней религии. Сознательно перейти от Единобожия к многобожию-нужно быть нездоровым человеком.


Ответ от ! O [гуру]
Наверно если поискать, то и найти можно.. .


Кавказ стал одним из первых регионов Земли, который был охвачен проповедью учения Христа. Здесь раньше, чем где бы то ни было, христианство утверждается в качестве государственной религии. В 314 (или 301) году при царе Тиридате III становится христианской Армения, в 337-м – Иверия (Восточная Грузия) при царе Мириане III. После 371 г. крестится Урнайр, царь Кавказской Албании.

Власть иверских и албанских царей простиралась на склоны Большого Кавказа, где жили древние вайнахи (предки чеченцев и ингушей). Происходила там и проповедь христианства.

Проповедь христианства на Восточном Кавказе

Большую роль в распространении Христова учения на Восточном Кавказе сыграла церковь Кавказской Албании. Церковная традиция связывает первую проповедь христианства здесь с именем апостола из двенадцати Варфоломея. По легендам, апостол Варфоломей был мученически умерщвлён (с него живьём содрали кожу) в городе Альбаны, под которым большинство исследователей понимают некое место в Кавказской Албании. До 1937 года в Баку стояла православная церковь на месте древней базилики, где, по преданию, и был когда-то умучен св. Варфоломей.

Также в Албании проповедовал Елисей, ученик апостола из семидесяти Фаддея. Елисей является местночтимым святым в удинских церквях Армяно-григорианской церкви. Удины – народ Дагестана, являющийся прямым потомком кавказских албанов и сохранивший христианскую веру с тех древних времён.

По традиции, крестителем Кавказской Албании считается первый католикос армян равноапостольный Григорий Просветитель. Он обратил в христианство царя албанов Урнайра. Историки считают эту традицию анахроничной – Урнайр правил во второй половине IV века и в 371 году был ещё язычником, а Григорий Просветитель скончался в 326 году. Не был он крещён и внуком равноапостольного Григория – св. Григорисом Албанским, принявшим посвящение от своего деда. Григорис стал первым епископом Албанской церкви, но принял мученическую смерть ещё до правления Урнайра. Однако его проповедь пустила глубокие корни, и в конце IV века в Кавказской Албании существовала мощная христианская община, которая в итоге и способствовала крещению правителей страны.

Албанская церковь была дочерней по отношению к Армянской, но вскоре стала автокефальной. В 451 году обе они отвергли решения IV Вселенского (Халкидонского) собора, осудившего монофизитство (учение о единой – Божественной – природе Христа).

Власть Албании и юрисдикция её церкви распространялась на значительную часть Горного и Приморского Дагестана. С середины VII века Кавказская Албания стала подвергаться частым нападениям арабов и исламизации. В IX веке это государство исчезает со страниц хроник. Многие христиане бежали от преследований в горы Северного Кавказа.

Укрепление христианства в Чечне и Ингушетии

Историки обычно называют началом проповеди христианства среди вайнахов VIII век и указывают, что она шла со стороны Абхазского и Грузинского царств, находившихся в тесном союзе с Византийской империей. Однако, как мы показали выше, предки чеченцев и ингушей могли познакомиться с христианством значительно раньше – из Кавказской Албании. Под влиянием новой волны проповедничества среди вайнахов утвердилась православная версия христианства вместо первоначальной – монофизитской.

Недавно учёные установили, что древнейший сохранившийся до наших дней памятник христианства в Ингушетии – храм Алби-Ерды – был построен ещё в VII веке, то есть на три века раньше, чем считалось. Если так, то время его возведения совпадает со временем начала разорения Кавказской Албании арабами.

В эпоху, когда Закавказье подпало в той или иной мере под власть мусульман, а Северный Кавказ стал ареной борьбы между арабами и хазарами, глухие ущелья Кавказских гор становились убежищами для многих христиан с равнин. Когда мощь Арабского халифата стала ослабевать, и он начал терять территории на Кавказе, вновь укрепились христианские государства региона. Большую роль при царе Давиде IV Строителе (1089-1125) стало играть Грузинское царство. Давид Строитель, кстати, отбил у мусульман Тбилиси и перенёс туда столицу Грузии.

Грузия последовательно усиливает свои позиции на Северном Кавказе. Царица Тамара (1166-1213) укрепляет там положение церкви. В 1318 году грузинский патриарх-католикос Евфимий III посетил приходы в землях вайнахов и аварцев – первая известная поездка грузинского первоиерарха в Чечню, Ингушетию и Горный Дагестан. Население этих стран в то время было в подавляющем большинстве формально православным, хотя и сохраняло многие пережитки язычества, которые пыталось извести духовенство.

О господстве христианства в тот период в вайнахских землях свидетельствуют остатки многочисленных древних христианских храмов в Ингушетии. Кроме упомянутого, это Тхаба-Ерды (лучше всех сохранившийся), Таргим, Долте и другие. Как правило, вайнахи строили христианские храмы на месте бывших языческих святилищ.

Расцвет и упадок христианства в Чечне и Ингушетии

С VIII века точно, а возможно и ранее, большинство вайнахов исповедовало веру Христову. В XIV веке с православной церковью у них начал бороться католицизм, чьё влияние стало возможным благодаря Золотой Орде, которой были подчинены равнины Северного Кавказа. Побережье Чёрного моря усеяли колонии генуэзских купцов, и проповедь католических миссионеров оттуда достигла вершин Кавказа. Вероятно, спор между православием и католицизмом поколебал уверенность вайнахов в правоте христианства.

Закат христианства был связан с принятием ислама Золотой Ордой, походами среднеазиатского завоевателя Тимура и распространением власти Османской империи в Закавказье. Большинство вайнахов возвращается к язычеству. XVII век характеризуется частичным возрождением христианства в регионе в связи с кратковременным усилением Грузии. Но всё более прочные позиции у вайнахов завоёвывает ислам.

Тем не менее, христианские общины и многие храмы продолжали действовать вплоть до середины XIX века, почти до перехода региона под власть России. Богослужение велось по книгам, написанным на древнегрузинском языке. Отсутствие находок армянской церковной письменности и граффити у вайнахов не позволяет многим исследователям пока говорить о том, что христианство было принесено сюда из Кавказской Албании ранее VIII века.

Полное же искоренение христианства (как и язычества) у вайнахов предпринял имам Шамиль в середине XIX века в целях достижения морально-политического единства своего государства в войне с Россией.

По этой же теме:

Как уживались ингуши и чеченцы с соседними народами Российской империи Чеченцы и ингуши: главные отличия Как чеченцы и ингуши воевали на Первой мировой

Архиепископ Владикавказский Зосима на днях провел массовое крещение в Чечне. Обряд проводился в Наурском районе республики. Здесь воды буйного Терека уходят в степи Ставрополья.

Наурский район находится на северо -западе Чеченской республики. Эта территория стала частью России в XVI веке, после победы над Астраханским ханством. Долгое время она была населена преимущественно терскими казаками, традиционно исповедовавшими православие.

ХХ век внес в историю края свои коррективы. В 1957 году земли Терского казачьего войска стали северной частью Чечено-Ингушской АССР. В 90-х годах прошлого века, из-за известных исторических событий, русские перестали быть в этих местах доминирующим этносом. По данным на 2008 год, в Наурском районе республики число русских составило 2773 человека, чеченцев — 49 065 человек. Девяносто один процент чеченцев и пять процентов русских. Доля русских уменьшилась в семь раз.

Терек, воспетый и чеченцами, и русскими, стал Иорданом для 35 жителей Наурского и Шелковского районов республики. Более того, эта легендарная река еще раз вошла в историю Чечни. Массовое крещение в водах Терека — первое в истории этого края. Иеромонах Амвросий выразил надежду, что массовое крещение в водах Терека станет традиционным. К сожалению, эти надежды, наверняка, останутся лишь надеждами. Русское население республики неукоснительно стремится к нулю. Среди чеченцев же не наблюдается случаев принятия христианства, это звучит сейчас скорее как нонсенс.

А ведь исторически все могло сложиться совсем иначе. Тема статьи — забытое христианство исторической Чечни.

Самоназвание чеченцев и ингушей — вайнахи или нахи. Согласно местному преданию, нахи происходят от библейского Ноя. В течение III-I тысячелетия до нашей эры религия нахов имела определенную схожесть с культами хуррито — урартских государств. Самыми популярными были бога солнца, войны, любви, дождя и плодородия. До наших дней дошли некоторые имена древних чеченских богов: Халад, Ану, Аштати, Нанна, Кибела, Кужух. Именами древних божеств чеченцы нарекают своих детей — как мальчиков, так и девочек. Память о древнем язычестве также хранят традиционные чеченские клятвы: "клянусь золотым солнцем", "клянусь землей", "клянусь хлебом".

В XII веке христианство дошло до вайнахских земель. Оно проникло в Чечню проникло через Грузию, во время правления царицы Тамары. Грузинская христианская миссия была также возобновлением давних грузинско-вайнахских контактов, прерванных в конце II тысячелетия.

Предки нынешних горных чеченцев часто упоминаются в древних грузинских летописях, под названием дзурдзуков. По сообщениям грузинской летописи "Жизнь Картлийских царей", "Дурдзук… был самым знаменитым среди сынов Кавкаса". Так древнегрузинский летописец пытался передать положение древневайнахского этноса в системе взаимоотношений Грузии с соседними народами. Та же летопись указывает, что первый царь Грузии, Фарнаваз, женился "на деве из рода Кавкаса дурдзуков". У дзурдзуков находит приют царь Картли, Саурмаг, изгнанный своими подчиненными. "Бежал Саурмаг с матерью и пришел в страну дурдзуков к брату своей матери".

Здесь, в горах Чечни он, сам дзурдзук по матери, собирает сильное войско и возвращает с его помощью престол. "И никто не оказался в силах противостоять", — гласит летопись. За помощь, оказанную ему, Саурмаг передает своим новым союзникам обширный участок земель, раскинувшийся от Сванетии до Дагестана, где поселилась большая часть пришедших с ним горцев-вайнахов.

Так передает летописец это: "…посадил в Мтиулети, от Дидоэти до Эгриси, которая есть Сванети…". Во II тысячелетии отношения между царством Картли и вайнахами ухудшаются. Грузинская сторона закрывает горные перевалы системой укреплений.

В Ассиновском ущелье сохранились три древнейших в Чечне христианских храма: Тхаба-Ерда, Алби-Ерда и Таргимский. Похожие храмы и церкви, согласно преданиям, были и в других местах горной части Чечни. Самым большим был храм Тхаба-ерда. Его площадь превышает 100 квадратных метров. В храме обнаружена каменная купель для крещения, а под полом и у стен богатые христианские захоронения. Этот памятник христианства специалисты датируют 10-м веком нашей эры. Его строили грузинские зодчие, замыслив как крупнейшую из церквей на центральном Кавказе.

Историк М. Б. Мужухоев предположил, что грузинские зодчие строили Тхаба-Ерда на месте святилища вайнахского божества Тхаба. В XII веке возле храма были построены еще две церкви. Археологи нашли в окрестностях Тхаба — Ерда большое количество христианских крестов. Есть еще один интересный факт. Слово "крест" на чеченском звучит как "жаар". Это слово созвучно грузинскому слову "джвари", также обозначающему крест.

На территории Чечни в разное время были найдены фрагменты пергаментных рукописей. Эти пергаменты оказались списками грузинской Псалтири. Одна из таких псалтирей была обнаружена в конце XIX века. Она хранилась в храме Тхаба-Ерда. Другая была найдена в святилище Маго-Ерда, в горной Ингушетии. Кроме того, некоторые дни недели у чеченцев до сих пор называются словами из грузинского христианского календаря. Это — понедельник, пятница, суббота и воскресенье. Под влиянием христианской религии в нахских общинах появились такие имена, как Адам и Хава (Ева). Мнение спорное, но заслуживающее внимания.

Полтора десятка чеченских строителей в воскресенье напали на поселок Плодородный, который входит в Кругликовский округ Краснодара. Как рассказал GTimes госпитализированный после этого с сотрясением мозга Андрей Вавилкин, он пришел к бабушке, которая сидела в беседке у магазина: "Там находилось еще трое парней и продавщица. Я сидел на столе минут пять. Вдруг прибежали эти люди, крикнули "Бей их всех" и начали нас всех избивать. С собой у них ничего не было, никакого оружия, били руками и ногами. Через минут 10 приехала скорая, милиция. Я попал в больницу, меня выписали только на следующий день".

По другим данным, у одного из нападавших был нож, который он выбросил в палисадник, а местная жительница случайно нашла.

Вавилкин уверен, что это были чеченцы. Он общался с одним из них недели за две до побоища, и тот сам говорил, что приехал из Чечни. Он и другие строители элитного коттеджного поселка "Вишневый сад" часто приходили в магазин в Плодородном и успели там примелькаться. Особой агрессии не проявляли, но вели себя вызывающе. "Допустим, могли в магазине стоять и не давать пройти, если их попросят. Такие вот они", - отмечает Андрей.



Испытывать личную неприязнь к кому-то из присутствовавших в беседке драчуны не могли, так как ни с кем знакомы в общем-то не были. Причиной нападения был алкоголь, считает Вавилкин: "До этого они выходили из магазина, пиво брали. И накануне, в субботу, у них был праздник - День строителя". По свидетельствам других очевидцев, нападавшие падали, пока шли, то ли в алкогольном, то ли в наркотическом опьянении.

На одном из интернет-сайтов появилась информация, что в драке участвовали и азербайджанцы, однако в краснодарском представительстве Всероссийского азербайджанского конгресса ее опровергли.

Жертвами распоясавшихся чеченских строителей, помимо тех шести человек, что сидели в беседке, стали шестилетний мальчик и его отец. Ребенка они сбили с велосипеда ногами. "Кричали, что перережут весь поселок, поставят всех на колени", - рассказывают местные жители.

Полицейский патруль вместо того, чтобы сразу отправиться по следам нападавших, тянул время, предлагал дождаться участкового. Тем временем второй вызванный патруль, как полагают местные жители, поехал предупредить чеченцев. "К тому моменту собралось в поселке 50 человек мужчин, которые двинулись к "Вишневому саду". По прибытии было обнаружено, что чеченцы собрали все вещи и уехали", - написал в социальной сети коренной житель поселка Андрей Игнатенко .

На домик, в котором жили чеченские строители, указали их коллеги из Средней Азии. "Рабочие из Азии - милейшие люди, всегда здороваются, ведут себя крайне корректно, - отметил Игнатенко в разговоре с корреспондентом GTimes. - Кто были вот эти люди с Кавказа, до сих пор никто не понимает. Я считаю, что правоохранительные органы должны разобраться, что они здесь на стройках вообще делали. Просто всем известно, что чеченцы не работают, по крайней строителями".

Жители были уверены, что власти постараются замолчать эту драку. И действительно, начальник отделения по взаимодействию со СМИ ГУ МВД России по Краснодарскому краю Денис Клочко заверил журналистов, что в Плодородном подрались всего три человека. "Никаких сведений о массе избитых кавказцами не поступало", - заявил он.

Однако свидетелей нападения оказалось более чем достаточно, информация дошла до федеральных СМИ, ей занялись депутаты городской Думы Краснодара, и тогда уже полиции ничего не оставалось, кроме как начать расследование.

Но и сейчас правоохранительные органы пытаются представить инцидент как бытовой конфликт, в котором виноваты обе стороны, а не как вылазку пьяных экстремистов. Сегодня на сходе граждан начальник краснодарского ГУВД Олег Агарков и управляющий строительной компании ООО "Бизнес Инвест" с когортой прорабов заявили, что чеченцев в коттеджном поселке не было. Заявление в ОВД подали всего два жителя Плодородного. Остальные обратились лишь в администрацию краевой столицы. Возбуждено уголовное дело, в рамках которого задержаны все 65 строителей из "Вишневого сада" и один прораб. Кроме того, начата служебная проверка в отношении патруля.

На вопрос, могло ли нападение на краснодарский поселок быть местью за слова губернатора Александра Ткачева, Андрей Игнатенко ответил, что вряд ли. "Они люди некомпетентные, жили на стройке, может, и не слышали об этом. Но если бы не заявление Ткачева, на инцидент в Плодородном никто не обратил бы внимания, и его не раскручивали бы СМИ", - уверен блогер, первым рассказавший о нападении на поселок и бездействии краснодарской полиции. И найдет ли она теперь чеченских разбойников, большой вопрос. Вот вам и закон, единый для всех. А были бы вместо полиции ткачевские казаки, ни один из нападавших от возмездия бы не ушел.