Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Биография гердера иоганна готфрида. Гердер – краткая биография

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803)

Немецкий философ-просветитель. Основное произведение - "Идеи к философии истории человечества" (1784- 1791). Формирование мировоззрения Г. осуществлялось под влиянием "критическому" Канта, Амана, английских сенсуалистов; позже - Бруно, Руссо, Спинозы; особенно - Лессинга, что оказал определяющее влияние на все творчество Г. Философия Г. знаменует новый этап просвещения в Германии, основанный на отказе от одностороннего рационализма, еще присущего Лессинга, и завышенной роли чувств, разнообразия творческих проявлений человека в различных сферах деятельности и в контексте отличных культур. Одним из самых влиятельных немецких мыслителей и главным вдохновителем первого общегерманского литературного движения «Бури и натиска", оказывающим влияние на Гете, Г. стал в начале 70-х годов XVIII в. В конце 60-х начале 70-х годов Г. пишет труда, в которых, в противовес попыткам представителей класицистськои эстетики определить над исторические, значимые для всех времен и народов принципы художественного творчества, разрабатывает основы конкретно-исторического подхода к искусству, отстаивает тезиса о единстве мышления и речи, естественный характер их возникновения и развития. В первой половине 70-х годов вместе с Гете выдавал сборник "О немецкое искусство", где печатал и свои работы по искусствоведению, в которых разъяснял народность искусства, выражает "дух народа" и закладывает основы современной фольклористики. В этот период Г. проявляет повышенный интерес, находясь тогда на посту придворного проповедника в Бюккебурзи, к религии, углубленно изучает Библию, толкований ним сначала только как древнейший памятник народной поэзии, а позже - как проявление божественного откровения. Теологический колорит чувствуется и в постановке и трактовке вопросов о происхождении и движущие силы общества, о закономерном, поступательное и одновременно противоречивый характер истории в написанной им работе "Еще одна философия истории формирования человечества" (1744-). Да и в своей самой главной труда "Идеи к философии истории человечества" он проводит тезис, что человек создан богом, что религия является древнейших, исходным компонентом человеческой культуры и тому подобное. И все же эти утверждения расходятся с лейтмотивный, концептуальной идеей Г. - о невозможности существования духа вне материи, основными ступенями развития которой, как своеобразного единого вселенского организма является неживая природа, живая природа и общество. По Г., органическое развитие мира происходит по природным закономерностями, без всякого вмешательства потусторонних сил, через самозарождения возникает жизнь, а в результате эволюции живых организмов - общество, которое тоже видоизменяется по природным законам. Историю человечества Г. рассматривает как единственный и одновременно разветвленную цепь развития народов, каждое звено которого направлена на достижение высшего, гуманного состояния и одновременно связана с предыдущими и последующими звеньями. Бизнаючы влияние на исторический процесс внешних, в том числе географических факторов, Г., однако, в отличие от Монтескье, решающее значение оказывает внутренним

источникам возникновения и развитию общества как органической системы индивидов. Человек, подчеркивал Г., рожденный для общества: за ним - ничто; сочетает же людей культура, является достоянием и одновременно двигателем общества. Отмечая в качестве производства и науки в развитии человеческой культуры, возникновении языка, Г., однако, фиксирует как характерный момент наличие несовпадения отдельных целей и конечных результатов исторической деятельности людей. К главных составляющих культуры он относил и религию, признавая ее особо важную роль на первых этапах культурогенеза народов, а также искусство, семейные отношения и государство, с развитием общества приобретает первостепенное значение, но имеет в дальнейшем отмереть. Демократизм политических убеждений Г. оказался и в том, что он разделял интересы бюргерства и отстаивал необходимость национального единства Германии, сочувствовал колониально угнетенным народам. В последние годы жизни Г. подвергал резкой критике философию позднего Канта, доказывал, вопреки ему, объективную природу прекрасного, обусловленность возникновения искусства практической деятельностью людей, а ума - языке. Идеи Г., произведя заметное влияние на немецкий романтизм и немецкую классическую философскую мысль, позже (вплоть до конца XIX в.) Оказались на периферии развития мировой философии. Только с XX в. нарастает новая волна интереса к творческой, в частности философской, наследия Г.

Крупнейшим теоретиком «бури и натиска» был Иоганн Готфрид Гердер. Его значение в истории философско-эстетической мысли определяется прежде всего тем, что он первый начал рассматривать развитие природы и общества, литературы и искусства с исторической точки зрения. Ему принадлежит также важная заслуга в «открытии» народно-поэтического творчества Шекспира. Гердер оказал большое воздействие на современных ему писателей. Под его непосредственным влиянием начинается литературная деятельность Гёте. Гердеровские идеи подхватили и развили в новых исторических условиях романтики.

Гердер был выходцем из народных низов. Родился он в небольшом прусском городе Морун-гене. Отец его занимался ткацким ремеслом, а Затем стал учителем, исполняя одновременно обязанности звонаря и певчего в местной церкви. Мать Гердера была дочерью кузнеца. Не без унизительной помощи меценатов Гердер заканчивает школу и в 1762 году поступает учиться на богословский факультет Кенигсбергского университета. Он выделяется среди студенческой молодежи широтой своих интересов.

В 1764—1769 годах Гердер живет в Риге, занимая должность проповедника. Здесь он знакомится с фольклором прибалтийских и славянских народов, создает, первые свои крупные сочинения: «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1768) и «Критические леса» (1769).

В 1769 году Гердер совершает путешествие во Францию. Результатом его явился путевой дневник, в котором уже намечен исторический взгляд на развитие литературы. Возвращаясь в Германию, Гердер встречается в Страсбурге с Гёте и другими будущими штюр-мерами. Эта встреча сыграла большую роль в определении литературно-эстетических позиций ряда молодых немецких портов.

В 1771—1776 годах Гердер, гонимый нуждой, вынужден был служить придворным проповедником в Бюккебурге, карликовом немецком княжестве. С 1776 года до самой смерти он живет в Веймаре, исполняя должность придворного советника консистории. В Веймарский период Гердером изданы два выпуска народных песен, написаны наиболее известные работы: «Идеи о философии истории человечества» (1784—1791), «Письма для поощрения гуманности» (1793—1797) и ряд других сочинений.

Философские и эстетические взгляды Гердера

Гердер был мыслителем-новатором. Он решительно выступил против абстрактно-рационалистического подхода к оценке литературных явлений, который господствовал в XVII— XVIII веках. Теоретики классицизма и даже Дидро и Лессинг оценивали то или иное художественное произведение, руководствуясь эстетическими требованиями своего времени. Если оно не удовлетворяло требованиям «просвещенного разума» и «вкуса», то подвергалось суровому осуждению. В связи с этим целые литературные эпохи (например, литературы стран Востока и средних веков) выпадали из поля Зрения просветителей. Они объявлялись ими варварскими и предавались забвению.

Гердер предложил рассматривать литературу и искусство в связи с развитием человечества. Его важнейшие работы пронизаны духом диалектики. История, как доказывает Гердер, не стоит на месте, она непрерывно движется, представляя собой поступательный процесс, постепенное восхождение от низших форм к высшим. Вместе с природой и обществом развивается и художественное творчество. Оно отражает в своем развитии изменения народного сознания, определяемого конкретно-историческими обстоятельствами (природно-климатическими условиями, религиозными верованиями, общественным строем жизни народа и т. д.).

Историзм Гердера

Гердер обосновал конкретно-исторический принцип исследования произведений литературы и искусства. Правильно оценить писателя, по его мнению, это значит определить его место в историко-литературном процессе, уяснить то новое, что он внес в человеческую культуру в сравнении со своими предшественниками. Тем самым Гердер вводил в науку новый метод изучения литературных явлений, который позволил давать более гибкую и исторически более правильную оценку отдельным фактам литературной жизни. Гердер первый отдал должное художественным достижениям народов Востока, по-новому взглянул на средневековье, на народную поэзию. Для него они — исторически необходимые звенья в общей цепи культурного развития человечества.

Каждый писатель, согласно историко-литературной концепции Гердера, есть сын своего века, его творчество всегда определено особенностями породившей его эпохи. Поэтому достоинство того или иного гения нельзя возводить в абсолютный эталон для подражания. То, что было нормой для древних греков, утрачивает свою обязательность в новое время. С изменением общества меняются эстетические вкусы и даже способы изображения действительности. Было бы странно, если бы Шекспир писал так же, как Эсхил или Софокл. В Англии XVI—XVII веков сложились иные общественные условия, чем в древней Греции, жизнь приобрела более динамичный характер, усложнился человек, поэтому и шекспировская драма стала более сложной и психологичной, чем античная трагедия.

Метод исторической критики позволил Гердеру обосновать положение о самобытном художественном творчестве. В самом деле, если каждый народ в силу особых обстоятельств своего исторического развития духовно неповторим, то, естественно, он имеет право на свое самобытное искусство, неповторимое как по содержанию, так и по форме.

Гердер решительно выступает против подражания классикам античности. Он стремится сблизить немецкую поэзию с народной жизнью, хочет видеть в ней средство выражения интересов нации, характерных черт современной эпохи. Подражательность им рассматривается как следствие отрыва искусства от народа. Она, по его мнению, появляется там, где писатель, отрываясь от народной почвы, начинает отражать не действительность, а лишь вкусы придворноаристократических кругов общества. Чтобы удовлетворить эстетические запросы дворянской публики, он или идеализирует природу, или подражает «изящным образцам», в обоих случаях переставая быть правдивым.

Отношение Гердера к Шекспиру

Подражателям-классицистам Гердер противопоставляет Шекспира, который творил свободно, по вдохновению, не стесняемый никакими догмами и правилами. Его творчество для Гердера — это сама природа, безыскусственная, красочная, неповторимая в своем многообразии.

Шекспир импонирует Гердеру тем, что изображает жизнь во всей ее сложности и противоречивости, исторически конкретно, такой, какова она есть на самом деле. Гердер восхищается умением автора «Гамлета» и «Короля Лира» создавать целостную картину общества, вовлекать в драматическое действие все сословия от шутов до королей, проникать в гражданские и человеческие страсти.

Гердер делает Шекспира знаменем немецкой литературы. Его художественный метод он предпочитает творческим принципам античных драматургов. «Я,— признается-Гердер,— ближе к Шекспиру, чем к греку. Если у последнего преобладает в действии что-нибудь одно, то первый берет событие целиком. Если у греков господствует один тон в характерах, то у Шекспира все характеры, сословия, виды жизни... образуют основное звучание его концерта».

Если Лессинг еще во многом смотрел на Шекспира как на писа-теля-моралиста, то Гердер видит в нем прежде всего гениального художника, сумевшего в своих произведениях создать правдивый образ своей эпохи. Гердера привлекает в Шекспире широта охвата действительности, глубокое проникновение во внутренний мир людей, красочность языка.

Гердер призывает к конкретному изображению человека, к раскрытию его в разнообразных исторических связях. Для него, в отличие от многих просветителей, человеческая личность не порождение природы, а плод исторического развития. Но Гердер против того, чтобы выделять в герое только одну общественную, политическую сущность. В своей ранней работе «О сочинениях Томаса Аббта» (1768) он полемизирует с Дидро, который предлагал изображать на сцене «сословия». Подобная мера, по мысли Гердера, приведет к созданию однолинейных характеров. Сам он сторонник всестороннего показа человека, воспроизведения его как в гражданских, так и человеческих проявлениях. Гердер в целом выводил немецких писателей на дорогу реалистического искусства, свободного от морализаторства, от противопоставления в герое гражданских и человеческих начал, в принципе более высокого, чем просветительский реализм XVIII века.

Гердер и народная поэзия

Гердер приобрел огромную известность как собиратель и пропагандист произведений народно-поэтического творчества. Он выпустил в свет сборник «Голоса народов в песнях» (1778—1779), в который вошли образцы народной поэзии немцев, англичан, поляков, латышей, эстонцев и других народов. Гердер рассматривал фольклор как выражение народного сознания, народных идеалов и эстетических вкусов и за искренность, простоту в передаче мыслей и чувств ставил его выше «искусственного» творчества писателей, оторвавшихся от народной почвы. Только творения Шекспира, Гёте и других гениев могут, по его мысли, соперничать с народными произведениями, и он включил отрывки из них в свою антологию.

Подчеркивая зависимость литературы и искусства от человеческой истории, Гердер сам процесс исторического развития рассматривал с идеалистической точки зрения. Причем, источник исторического прогресса он видел не только в идеях, в распространении гуманности, но и в божественной предопределенности. Просветитель уживался в Гердере рядом с теологом, который высказывал иногда даже мысли о божественном происхождении власти.

Тем, не менее Гердер относился критически к феодально-монархическому строю, считал его явлением исторически преходящим. Он встретил сочувственно французскую революцию и провозглашение республики в Майнце. Но Гердер, как и многие другие немецкие писатели, не понял необходимости якобинской диктатуры. Будущее Германии он связывал с просвещением общества, с перевоспитанием его в гуманистическом духе.

Большое воздействие на формирование эстетических взглядов штюрмеров оказал Гердер, крупнейший мыслитель XVIII в. Его значение в истории философской и эстетической мысли определяется прежде всего тем, что он стал рассматривать общественные и литературные явления с исторической точки зрения. Гердер изучал литературу и искусство в тесной связи со всей жизнью человечества, подчеркивал их обусловленность языком, нравами, психологией, образом мыслей того или другого народа на определенной ступени его исторического развития. Отсюда Гердер делал вывод о национальной неповторимости творчества каждого писателя, вводил в науку новый, исторический метод исследования литературных явлений. Гердер был пламенным защитником гуманизма и дружбы народов. В своей положительной программе он близко подходил к идеям утопического социализма.

Гердер родился в небольшом захолустном городке Морунгене (Восточная Пруссия) в семье бедного школьного учителя, одновременно исполняющего обязанности звонаря и певчего в местной церкви. Из-за материальных затруднений Гердеру не пришлось получить даже систематического начального образования. Десяти лет его отдают в услужение к деспотичному дьякону Трешо, где он выполняет всякого рода домашнюю работу, а также занимается переписыванием теологических сочинений своего хозяина.

В 1762 г. Гердер едет в Кенигсберг с целью изучения хирургии, но становится студентом богословского факультета Кенигсбергского университета. Большое впечатление на него произвели лекции И. Канта по естественным паукам. Из них он извлек идею об изменяемости мира, которая займет столь большое место в его будущих сочинениях. Но особенно много Гердер получает от самостоятельных занятий. Он изучает труды Лейбница, Вольтера, Баумгартена, Юма, Ньютона, Кепплера и других философов и естествоиспытателей, знакомится с творчеством Руссо, оказавшим на него большое влияние. В студенческие годы, как и впоследствии, Гердер поражает широтой своих интересов.

Активная литературная деятельность Гердера началась в Риге, где он жил в 1764-1769 гг., будучи пастором Домского собора. В это время им опубликован ряд статей - «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (Über die neuere deutsche Literatur. Fragmente), «Критические леса» (Die Kritische Wälder), в которых уже достаточно определенно выявился его новаторский подход к исследованию литературных явлений. В 1770- 1771 гг., находясь в Страсбурге, Гердер познакомился и сблизился с Гете, сыграв большую роль в утверждении последнего на эстетических позициях «Бури и натиска». Плодом этого знакомства явился совместно составленный сборник «О немецком характере в искусстве» (Von Deutscher Art und Kunst, 1773), где Гете поместил очерк об архитектуре, а Гердер выступил со статьями о Шекспире и о народной песне. Мысли, развитые Гердером и Гете в их совместном выступлении, были восприняты немецкими писателями как манифест нового штюрмерского направления в литературе.

В 1771 -1775 гг. Гердер служит проповедником в Бюккербурге, а затем при содействии Гете переезжает в Веймар, где остается до конца своих дней, исполняя должность придворного советника консистории. В веймарский период Гердером написаны наиболее значительные произведения, в которых его концепция мировой литературы развернута с наибольшей полнотой и отчетливостью: «Идеи к философии истории человечества» (Ideen zur Philosophic der Gescliichtc derMcnschheil, 1784-1791), сборник «Голоса пародов в песнях» (Stimmen der Völker in Lieder, 1778-1791), «Письма для поощрения гуманности» (Briefe zur Beförderung der Humanität, 1794-1797), «Каллигона» (Kalligone, 1800) и др. Гердер писал также стихи, драмы («Брут», «Филоктет», «Раскованный Прометей» и др.), но его художественное творчество, отличаясь прогрессивной идейной направленностью, невысоко в художественном отношении. Образы в его драматургии и поэзии отмечены печатью иллюстративности и схематизма. Значительно более интересен Гердер как переводчик. Наибольшей его удачей в этой области является переложение па немецкий язык испанских романсов о Сиде.

Мировая слава Гердера зиждется на его философских, историко-литературных трудах, в которых он заявил о себе как подлинный новатор. Просветители XVIII в. (Вольтер, Монтескье, Лессинг и др.) рассматривали историю как борьбу просвещения с непросвещенностью, цивилизации с варварством. Собственные воззрения расценивались ими как высшая ступень в развитии мировой теоретической мысли. С позиций просветительского разума они отвергали средние века. Для них средневековье - эпоха сплошных предрассудков. По тем же причинам они не обращали должного внимания и на народное творчество.

Гердер рассматривал историю мировой культуры как процесс, все звенья которого взаимосвязаны, необходимы и, следовательно, обладают неповторимым своеобразием. Каждая историческая эпоха, каждый народ создаст художественные ценности, отмеченные печатью самобытности, приумножающие духовно-эстетическое богатство человечества.

Гердер говорит о народных истоках художественного творчества. В одной из ранних своих статей «Есть ли у нас французский театр?» он вступает в решительную полемику с теми, кто связывал будущность немецкого театрального искусства с доброй волей титулованных меценатов. Гердер, напротив, отмечает пагубность влияния придворно-аристократической среды на театральную жизнь.

В сочинении «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» Гердер заострил внимание на огромной роли языка как «орудия» художественного творчества, без чего не может быть ни великих поэтов, ни великих прозаиков. Большое научное значение имело его положение о том, что язык есть продукт тысячелетнего развития общества, что он дай людям не богом, а возник в процессе человеческого общения, совершенствуясь от одного поколения к другому. Очень ценным, материалистическим по своей сути было положение Гердера о том, что язык есть практическое существование мысли («Мы мыслим с помощью языка.., мышление почти то же, что речь»). Гердер проявил большой интерес к развитию немецкого национального языка, рассматривая его как средство, способствующее сплочению нации и созданию национальной литературы.

В «Критических лесах» Гердер, полемизируя с эстетиком XVIII в. Риделем, а также косвенно с Винкельманом, оспаривает их тезис об абсолютном идеале прекрасного, доказывая изменчивость представления о красоте. «Разве одинаковы,- спрашивает он,- греческий, готический и мавританский вкусы в ваянии и зодчестве, в мифологии и поэзии? И разве не черпает каждый из них свое объяснение в эпохе, нравах и характере своего народа?» Гердер выступает решительным противником нормативной эстетики. Подлинное искусство, по его убеждению, несовместимо с нормативностью, оно плод свободного вдохновения, своеобразного у каждого художника.

Велики заслуги Гердера как фольклориста. Он первый в Германии обратил внимание на устное народно-поэтическое творчество, энергично занялся собиранием и популяризацией его произведений. Его, в частности, поражали духовные, культурные богатства России (он в какой-то мере приобщился к ним, живя в Риге). Гердер призывал ученых славянских стран собирать народные песни, в которых отразились особенности жизни славян, их нравы и идеалы. Гердер предсказывал великую будущность славянским народам, которые, по его убеждению, будут играть ведущую роль в духовной жизни Европы.

Язык, религиозные верования, этические представления и другие достижения цивилизации рассматриваются Гердером как продукт коллективной жизни народа. Они возникли вследствие определенной жизненной духовной потребности. Гердер, признается Гете в X книге своей автобиографии, «научил нас понимать поэзию как общий дар всего человечества, а не как частную собственность немногих утонченных и образованных натур». Отдельный художник, по мысли Гердера, лишь тогда достигает большой поэтической выразительности, когда он связан со стихией народной национальной жизни.

Наиболее ярким трудом Гердера-фольклориста является антология «Голоса народов в песнях». Она состоит из шести книг. В ней представлены произведения народно-поэтического творчества не только цивилизованных народов мира, но и тех, которые еще не имели своей письменности (эскимосов, лапландцев, жителей Мадагаскара и т. д.). С другой стороны, в сборник вошли образцы поэзии Шекспира, Гете, которые, по мнению Гердера, были тесно связаны с народной жизнью.

Наибольшее место в «Голосах...» занимают песни любовные, бытовые, но некоторые отличаются социально-политической направленностью. Такова, например, «Песня свободы» (Lied der Freiheit, с греческого), в которой прославляются герои античной истории Гормодий и Аристогитон, сбросившие со скалы правителя-деспота Гиппарха. Острым протестом против феодально-крепостнического гнета проникнуто стихотворение «Жалоба крепостного на тиранов» (Klage liber die Tyrannen des Leibeigenen, с эстонского). В нем выражены отчаяние и гнев крестьянина, вынужденного бежать из родного дома, спасаясь от издевательства барона-лиходея, который избивает плетьми своих крепостных.

Наша жизнь - страшней геенны.

Мы в огне пылаем адском,

Хлеб нам обжигает губы,

Пьем отравленную воду.

На огне наш хлеб замешен,

Искры в мякише таятся,

Батоги под хлебной коркой.

(Пер. Л. Гинзбурга)

Самым известным и самым значительным произведением Гердера являются его «Идеи к философии истории человечества». Создававшееся в грозовое время, накануне и в годы французской буржуазной революции XVIII в., которой мыслитель сочувствовал, это сочинение проникнуто мыслью о непрерывном совершенствовании общества, об обреченности антигуманных социальных институтов, о неодолимости прогресса и победе гуманизма. В «Идеях» наиболее полно проявился исследовательский метод Гердера - его стремление рассматривать явления природы и общественной жизни в развитии, с исторической точки зрения.

Книга состоит из четырех частей. В ней исследуются естественные и общественные условия существования человеческого рода. Гердер преследует вполне земные цели: он стремится найти естественные, объективные законы, управляющие миром. Философ материалистического склада одерживает в нем верх над теологом, хотя уступки традиционным теологическим взглядам еще сильно дают себя знать на многих страницах его сочинения.

Гердер исходит из той посылки, что человек имеет двоякое происхождение. С одной стороны, он продукт природы, а с другой- общественных обстоятельств. Это отражено в структуре «Идей». В них сначала рассматриваются естественные, а затем социально-исторические условия жизни людей. Гердер начинает свой обзор с характеристики земли, с определения ее места в космосе. Он хочет доказать, что своеобразие нашей планеты, ее вращение вокруг солнца и своей оси, особенности ее атмосферного покрова и т. п. существенно повлияли на строение человеческого тела. Человек, по мысли Гердера, органически вплетен в жизнь природы, он часть ее, но обладает в то же время рядом отличительных признаков. Главное его отличие от животного состоит в способности «ходить, поднявши голову». Это позволило человеку освободить руки, что сыграло огромную роль в его борьбе за существование и в духовном совершенствовании. Люди, доказывает Гердер, в процессе общения создали язык, развили разум, который, по его мнению, в отличие от инстинкта, не дан от рождения, а есть продукт исторического развития. В конечном итоге отличительное качество человека Гердер видит в том, что он существо разумное, мыслящее. Гуманность - сущность человеческой натуры и конечная цель человечества. Однако наряду с положениями, основанными на изучении огромного фактического материала, «Идеи» содержат суждения мистического характера. Гердер, например, пространно доказывает, что гуманизм может полностью раскрыться лишь в условиях неземного существования. Отсюда его мечты о вечной жизни за пределами предельного и т. п.

Гердер в своем труде дает подробную характеристику исторической жизни всех известных в то время народов мира. Его исторические экскурсы свидетельствуют об огромной эрудиции автора, хотя он, естественно, и допускает неточности, вызванные состоянием исторической науки в XVIII в. Гердер ставит перед собой задачу проследить, в силу каких причин естественного (географического) и общественного порядка тот или иной народ выдвинулся на исторической арене своими духовными достижениями, степенью развития литературы и искусства. Наиболее блестящие страницы «Идей» в этом плане посвящены Древней Греции, которая характеризуется Гердером как колыбель человеческой культуры. Исторический взгляд в эстетике Гердера все время корректируется просветительской идеологией. Объясняя своеобразие культурной жизни определенного народа, мыслитель никогда не забывает оценить ее с точки зрения современных человеческих интересов, что придает его работе актуальное значение.

Продолжением «Идей» являются «Письма для поощрения гуманности», где Гердер развернул свою концепцию на материале живой современности. В своем новом сочинении он хотел показать неодолимость духа исторических перемен, обреченность отживших свой век феодально-монархических учреждений. «Письма» создавались в самый разгар революционных событий во Франции, которые писатель встретил восторженно. Правда, смущенный решительными действиями якобинцев (казнь короля, королевы и других вдохновителей реакции), Гердер в дальнейшем, как и многие немецкие писатели, перешел на более умеренные общественно-политические позиции, но все же его симпатии к французской революции никогда не угасали, и она оказала самое непосредственное влияние на оценку им положения в Германии. В своих проповедях Гердер сочувственно отзывался о революционном французском народе, чем вызвал яростный гнев герцога Карла-Августа; он же прямо и резко осуждал интервенцию против революционной Франции, что было актом большого гражданского мужества. В первом варианте «Писем» Гердер открыто критикует деспотизм немецких князей, высказывает свое возмущение их позорным обычаем торговать своими подданными, ратует за отмену дворянских привилегии, восторгается французской «Декларацией прав человека и гражданина», выражает пожелание о введении конституционных порядков в своем отечестве и т. д. Отвергая домыслы реакционеров, Гердер твердо убежден, что революция приведет не к упадку, а к расцвету художественного творчества.

Затхлая атмосфера веймарского двора, служебное положение Гердера (он был высшим духовным лицом в герцогстве) не позволили писателю опубликовать «Письма» в их первоначальном виде. Он был вынужден значительно смягчить радикальность своих суждений. В результате сочинение, оставаясь значительным явлением немецкой литературы, все же утратило задуманную политическую остроту.

В последних своих работах («Каллигона» и др.) Гердер много внимания уделяет критике кантианства. Он не разделяет мыслей Канта об априорности понятий времени и пространства, указывает на формализм в его эстетических взглядах. В борьбе со слабыми сторонами кантианской эстетики Гердер исходит не из отвлеченно-теоретических побуждений: он видит, какое отрицательное влияние она оказала на Шиллера и некоторых других немецких писателей. Гердера волнуют судьбы немецкой литературы. Отсюда его горячее стремление доказать, что красота художественного произведения определяется не только его формой, как полагал Кант, но зависит от его содержания. Гердер, как истинный просветитель, не мыслит себе прекрасного в отрыве от доброго и справедливого. До конца своих дней он оставался борцом за искусство больших гуманистических идей и чувств.

Гердер оставил глубокий след в истории эстетической мысли. На него во многом опирались романтики в своей борьбе за национально-самобытное творчество, он способствовал пробуждению их интереса к фольклору. В то же время, изучая человека конкретно-исторически, Гердер дал толчок развитию реализма. От него ведут свою «родословную» Гете и другие писатели реалистического направления в немецкой литературе последней трети XVIII в.

[нем. Herder] ИоганнГотфрид (25.08.1744, Морунген, Вост. Пруссия (совр. Моронг, Польша) - 18.12.1803, Веймар), нем. писатель, философ и богослов.

Жизнь

Род. в благочестивой протестант. семье. Мать происходила из семьи сапожника, отец был церковным кантором, звонарем, школьным учителем. Стесненность материальных условий усугублялась для Г. проявившимся в 5-летнем возрасте хроническим заболеванием глаза, к-рым он страдал в течение всей жизни. По окончании школы Г. служил в доме диак. Себастиана Трешо в качестве переписчика. Юношеским лит. дебютом Г. стала анонимно опубликованная в 1761 г. ода «Gesanges an Cyrus» (Песнь Киру) на восшествие на престол российского имп. Петра III (в ходе Семилетней войны 1756-1763 территория Вост. Пруссии была занята рус. войсками). В 1762 г. благодаря совету и покровительству рус. военного медика Г. отправился в Кёнигсбергский ун-т с намерением изучать медицину, однако медицинскому фак-ту он вскоре предпочел теологический. В Кёнигсберге слушал лекции И. Канта по логике, метафизике, моральной философии и физической географии, брал уроки англ. и итал. языков у И. Г. Гамана ; оба учителя приняли участие в судьбе юноши и оказали определяющее влияние на формирование его философских взглядов.

Окончив в 1764 г. ун-т, Г. при посредничестве Гамана получил должность учителя школы при кафедральном соборе в Риге; после успешной сдачи в 1765 г. богословского экзамена одновременно служил проповедником. В Риге Г. изучал сочинения Ж. Ж. Руссо , Ш. Л. Монтескьё, А. Г. Баумгартена, Г. Э. Лессинга , И. И. Винкельмана , Д. Юма , А. Э. Купера, гр. Шефтсбери . В первых литературно-критических опытах «Fragmente über die neuere deutsche Literatur» (Фрагменты о новой немецкой литературе, 1766-1768) и «Kritischen Wäldern» (Критические леса, 1769) он заявил себя противником слепого подражания античным лит. образцам и поборником национального своеобразия. Публичные выступления принесли Г. признание городской общественности, однако его увлеченность просветительскими идеалами привела к напряженным отношениям с рижским духовенством. Подав в 1769 г. в отставку, он предпринял морское путешествие во Францию, описанное им в автобиографическом соч. «Journal meiner Reise im Jahre 1769» (Дневник моего путешествия 1769 г.). В Париже Г. встречался с Д. Дидро, Ж. Л. Д"Аламбером и Ш. Дюкло; через Брюссель и Антверпен он переехал в Гамбург, где посетил Лессинга и поэта М. Клаудиуса. В 1770 г. Г. путешествовал по нем. городам в качестве воспитателя голштинского наследного принца. Возлагая надежды на хирургическое лечение глаза, в авг. 1770 г. он приехал в Страсбург, где состоялась его первая встреча с И. В. Гёте . Г. оказал огромное влияние на молодого Гёте, познакомив его с эпосом Гомера, «Поэмами Оссиана» и драматургией У. Шекспира; общение с Гёте способствовало приобщению Г. к кругу идей лит. движения «Буря и натиск».

В 1771 г. Г. принял приглашение занять должность придворного проповедника и консисториального советника при дворе графа Шаумбург-Липпе в Бюккебурге. В марте 1773 г. он женился на Каролине Флахсланд. Обретение прочного социального положения и счастливый брак способствовали творческому подъему Г.: в 1772-1776 гг. им создан ряд эстетических, философских и богословских сочинений. Научные достижения принесли Г. офиц. признание: трактаты «Исследование о происхождении языка» и «О влиянии правительства на науки и наук на правительство» были отмечены премиями Берлинской АН. Под влиянием близкой к гернгутерам гр. Марии Шаумбург-Липпе, а также Клаудиуса и И. К. Лафатера Г. отошел от просветительского рационализма. Особенно ярко это проявилось в изменении его отношения к Свящ. Писанию: от подчеркивания преимущественно лишь художественной ценности Библии как памятника древней поэзии к утверждению исторической достоверности библейского свидетельства об Откровении.

В 1776 г. по рекомендации К. М. Виланда и Гёте Г. был приглашен на должность придворного проповедника герц-ства Саксен-Веймар-Айзенах, генерал-суперинтенданта и пастора в Веймар, где оставался до конца жизни. Первая половина веймарского периода стала для Г. эпохой наивысшего творческого расцвета. Его научный кругозор приобрел поистине энциклопедический характер (география, климатология, антропология и психология, лингвистика, всемирная история, история лит-ры, фольклористика, эстетика и история искусства, философия, библеистика, педагогика и т. д.), а стремление к органическому синтезу различных отраслей знания стимулировало поиски новой мировоззренческой модели, позволяющей соединить научное осмысление реальности с художественным. На этой почве возник интенсивный творческий обмен между Г. и Гёте, плодами к-рого стали предпринятые Г. попытка создания универсальной историософской концепции и переосмысление философии Б. Спинозы . В осуществленных в этот период нем. переводах из поэзии разных народов в наибольшей мере раскрылся поэтический талант Г. Одновременно он управлял делами вверенного ему прихода и принимал активное участие в общественной жизни Веймара: в 1785 г. выступил идейным вдохновителем и руководителем школьной реформы, в 1789 г. стал вице-президентом, а в 1801 г.- президентом верховной консистории герц-ства Саксен-Веймар-Айзенах. Росту авторитета Г. способствовали его публицистические выступления, в частности написанные как отклик на события Французской революции «Письма в поддержку гуманности». Однако в поздний веймарский период стремление занять независимую позицию в философских, эстетических и политических дискуссиях привело Г. к отчуждению от прежних единомышленников. Начавшееся в 1779 г. под влиянием придворных интриг охлаждение в личных отношениях с Гёте повлекло за собой обострение разногласий в эстетических и политических вопросах, особенно после предпринятой Г. в 1788-1789 гг. поездки в Италию. Разногласия переросли в последовательное противостояние Г. т. н. веймарскому классицизму в издаваемом им в 1801-1803 гг. ж. «Adrastea» (Адрастея). Не встретила понимания у современников и развернутая им в 1799-1800 гг. резкая критика трансцендентальной философии Канта. Пожалованное Г. в 1801 г. баварским курфюрстом личное дворянство стало поводом к насмешкам со стороны веймарских обывателей и ухудшило его отношения с герцогом. Идейную изоляцию Г. в последние годы жизни лишь отчасти скрасили состоявшееся в 1789 г. в Риме знакомство с художницей А. Кауфман и дружба с писателем Жаном Полем (Ж. П. Рихтером).

Сочинения

Разнообразное по тематике, огромное творческое наследие Г. отмечено постоянным стремлением соединить строгий научный анализ с поэтической экспрессией, поэтому разделение его сочинений на лит. и научные весьма условно. Большинство поэтических опытов Г. ориентировано также и на научно-исследовательские задачи, а лит. форма философских и богословских сочинений имеет самостоятельную эстетическую ценность.

Богословские

1. Историко-критические исследования, посвященные ВЗ: обширный трактат «Älteste Urkunde des Menschengeschlechts» (Древнейшее свидетельство человеческого рода, 1774-1776), рассматривающий ВЗ в контексте научных, исторических и археологических исследований культур Др. Востока, и 2-томное соч. «Vom Geist der ebräischen Poesie» (О духе еврейской поэзии, 1782-1783), представляющее собой одну из первых попыток литературоведческого анализа библейских текстов.

2. Экзегетические опыты по НЗ: «Erläuterungen zum Neuen Testament aus einer neueröfneten morgenländischen Quelle» (Пояснения к Новому Завету из одного вновь открытого восточного источника, 1775), «Maran Atha: Das Buch von der Zukunft des Herrn, des Neuen Testaments Siegel» (Маранафа: Книга грядущего Господа, печать Нового Завета, 1779), цикл работ о синоптических Евангелиях под общим названием «Christliche Schriften» (Христианские писания. 5 т., 1794-1798), среди к-рых выделяются «Vom Erlöser der Menschen. Nach unsern drei ersten Evangelien» (О Спасителе людей. Согласно нашим первым трем Евангелиям, 1796) и «Von Gottes Sohn, der Welt Heiland» (О Сыне Божием, Спасителе мира, 1797), и др.

3. Сочинения по нравственному богословию, в к-рых Г. размышляет об основах христ. жизни, о смысле и задачах пасторского служения: «An Prediger: Fünfzehn Provinzialblätter» (К проповедникам: Пятнадцать провинциальных писем, 1774), «Briefe, das Studium der Theologie betreffend» (Письма, касающиеся изучения теологии, 1780) и др.

Соч.: Sämmtliche Werke / Hrsg. B. Suphan. B., 1877-1913. 33 Bde. Hildesheim, 1967-1968r; Избр. произв. М.; Л., 1959; Stimmen der Völker in Liedern / Hrsg. H. Rölleke. Stuttg., 1975; Journal meiner Reise im Jahre 1769: Hist.-krit. Ausg. / Hrsg. K. Mommsen. Stuttg., 1976; Briefe, 1763-1803 / Hrsg. K.-H. Hahn e. a. Weimar, 1977-1984. 8 Bde; Werke / Hrsg. G. Arnold, M. Bollacher. Fr./M., 1985-2000. 10 Bde; Italienische Reise: Briefe und Tagebuch-Aufzeichnungen, 1788-1789 / Hrsg. A. Meier, H. Hollmer. Münch., 1988.

Лит.: Haym R . Herder nach seinem Leben und seinen Werken dargestellt. B., 1877-1885. 2 Bde. B., 1954 (рус. пер.: Гайм Р . Гердер, его жизнь и сочинения. М., 1888. 2 т.); Гулыга А . В . Гердер как критик эстетической теории Канта // ВФ. 1958. № 9. С. 48-57; он же . Гердер (1744-1803). М., 1963, 19752; Dobbek W . J. G. Herders Weltbild: Versuch einer Deutung. Köln; W., 1969; Nisbet H . Herder and the Philosophy and History of Science. Camb., 1970; Faust U . Mythologien und Religionen des Ostens bei J. G. Herder. Münster, 1977; Rathmann J . Zur Geschichtsphilosophie J. G. Herders. Bdpst, 1978; Heizmann B . Ursprünglichkeit und Reflexion: Die poetische Ästhetik d. jungen Herder in Zusammenhang d. Geschichtsphilosophie und Anthropologie d. 18 Jh. Fr./M., 1981; J. G. Herder - Innovator through the Ages / Hrsg. W. Koepke. Bonn, 1982; Verri A . Vico e Herder nella Francia d. Restaurazione. Ravenna, 1984; Owren H . Herders Bildungsprogramm u. seine Auswirkungen im 18. u. 19. Jh. Hdlb., 1985; Wisbert R . Das Bildungsdenken d. jungen Herder. Fr./M., 1987; J. G. Herder (1744-1803) / Hrsg. G. Sauder. Hamburg, 1987; Becker B . Herder-Rezeption in Deutschland. St. Ingbert, 1987; Gaier U . Herders Sprachphilosophie und Erkenntniskritik. Stuttg., 1988; Kim Dae Kweon . Sprachtheorie im 18. Jh.: Herder, Condillac und Süßmilch. St. Ingbert, 2002; Zammito J . Kant, Herder, and the Birth of Anthropology. Chicago, 20022; Zaremba M . J. G. Herder: Prediger d. Humanität. Köln, 2002; Herder et les Lumières: l"Europe de la pluralité culturelle et linguistique / Éd. P. Pénisson. P., 2003; Löchte A . J. G. Herder: Kulturtheorie und Humanismusidee der «Ideen», «Humanitätsbriefe» und «Adrastea». Würzburg, 2005; J. G. Herder: Aspekte seines Lebenswerkes / Hrsg. M. Keßler. B., 2005; Markworth T . Unsterblichkeit und Identität beim frühen Herder. Paderborn; Münch., 2005.

П. В. Резвых

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. Основные сочинения: "Исследование о происхождении языка" (1772), "Еще один опыт философии истории для воспитания человечества" (1774), "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791), "Письма для поощрения гуманности" (1793-1797) и др. На формирование философских взглядов Г. большое влияние оказал Кант, у которого Г. учился, будучи студентом теологического факультета Кенигсбергского университета, а также немецкий философ-иррационалист И.Г.Гаман.

Воздействие двух таких противоположных по духу наставников навсегда запечатлелось в противоречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества ученого-вольнодумца, одного из духовных вождей движения "Бури и натиска", с одной стороны, и правоверного протестантского пастора, - с другой. Деятельность f. знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности

и внутреннему миру ее чувств. Основные идеи этой новой философско-просветительской программы были изложены Г. в "Дневнике моего путешествия" в 1769. После ряда лет скитаний - Рига, Париж, Гамбург, Страсбург - Г. навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776, не без участия Гете, он получает высокую должность генерала-суперинтенданта. Здесь же у него пробуждается интерес к естественным наукам; вместе с Гете он много занимается биологией, увлекается философией Спинозы. В работах этих лет Г. удается синтезировать и обобщить ряд передовых идей современного ему естествознания, что особенно отчетливо проявило себя в сформулированной им идее органического развития мира, прослеживаемого на разных уровнях единого мирового организма, начиная от неживой и живой природы и заканчивая человеческой историей.

Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает главный труд своей жизни - "Идеи к философии истории человечества", в котором основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 в. Г. осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития. Руководствуясь принципом, согласно которому обширность рассматриваемого периода наиболее явственно демонстрирует признаки все большего совершенствования материи, Г. начинает изложение своей истории с возникновения солнечной системы и постепенного формирования Земли.


В этом смысле история общества предстала как бы непосредственно примыкающей к развитию природы, а ее законы как носящие столь же естественный характер, как и законы последней. Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней церковной иерархии, Г. смело выступил против телеологизма и провиденциализма в вопросе о движущих силах развития общества, выделив в качестве таковых целую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном поступательном развитии человеческого общества, которые долгое время оставались непревзойденным образцом общесоциологической и историко-культурной мысли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля, который хотя и сделал крупный шаг вперед в понимании хода всемирной истории, опустил, тем не менее, ряд продуктивных идей Гердера (имеется в виду вынесение Гегелем за пределы истории эпохи первобытного общества, а также его подчеркнутый ев-

ропоцентризм). Своеобразным продолжением и логическим развитием "Идей к философии истории человечества" явились "Письма для поощрения гуманности", в которых Г. изложил по существу всю историю гуманизма от Конфуция и Марка Аврелия до Лессинга. Здесь же, в одной из глав работы, Г. независимо от Канта развивает свое учение о вечном мире, в котором, в отличие от своего великого старшего современника, акцентирует не политически-правовой, а нравственный аспект, связанный с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма. Г. навсегда остался в истории философии и благодаря той острой полемике, которую он в последние годы своей жизни вел с Кантом и его философией, посвятив ей такие работы, как "Метакритика критики чистого разума" (1799) и "Каллигону" (1800).

Несмотря на ряд действительно справедливых упреков и замечаний (особенно в адрес кантовского априоризма), за отрыв явления от "вещи в себе" и отсутствие историзма в подходе к познанию и мышлению, Г. не сумел удержаться в границах академического спора, чем на всю жизнь скомпрометировал себя в среде профессиональных философов, большинство которых выбрало сторону Канта. Идеи Г. о становлении и развитии мира как органического целого, а также его социально-исторические взгляды оказали большое влияние на все последующее развитие немецкой философии, но особенно теплый прием они нашли у русских просветителей и писателей - Державина, Карамзина, Жуковского, Гоголя и др.