Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Рабочая тетрадь основы православной культуры кураев. Что такое человеческая душа? – Что воскресенье не только день недели

А. В. Кураев

Основы православной

культуры

Учебное пособие

4–5 классы

Москва, 2010

Темы занятий

Россия - наша Родина

Православие и культура

Отношения Бога и человека в православии

Православная молитва

Библия и Евангелие

Проповедь Христа

Христос и Его Крест

Православное учение о человеке

Совесть и раскаяние

Заповеди

Милосердие

Золотое правило этики

16–17.

Зачетные уроки

Как христианство пришло на Русь

Заповеди блаженств

Зачем творить добро?

Чудо в жизни христианина

Православие о Божием суде

Таинство Причастия

Монастырь

Христианское отношение к природе

Христианская семья

Защита Отечества

Христианин в труде

Православие и культура

Вы узнаете:

Что человек вкладывает в культуру

Какие мысли несет религия

Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово

означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура

то, чего нет в дикой природе.

Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом - это

и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя

(например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому

самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает

действовать именно как человек, а не как животное или машина.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают

добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в

мире культуры.

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру

этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают.

А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет

на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться

за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это

тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный или народный праздник?

Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или

пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти

правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни.

Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей

страны. Но есть и различия в народных культурах.

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел

Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его

поразили:

«В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись

в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся

в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах.

Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые! Винные

лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же

делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже

крестьян. Черный хлеб любят больше белого. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять

по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит:

«не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т. е. нерелигиозной культуры. Слова

другого выражают позицию человека, живущего в религиозной

культуре.

Религия - это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный

и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера

становится настолько глубокой, что определяет их поведение

М.: 2010 - 95 с.

Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Формат: pdf / zip

Размер: 19,5 Мб

Урок 1. Россия - наша Родина 4

Урок 2. Культура и религия 6

Урок 3. Человек и Бог в православии 8

Урок 4. Православная молитва 12

Урок 5. Библия и Евангелие 16

Урок 6. Проповедь Христа 20

Урок 7. Христос и Его крест 24

Урок 8. Пасха 28

Урок 9. Православное учение о человеке 32

Урок 10. Совесть и раскаяние 36

Урок 11. Заповеди 40

Урок 12. Милосердие и сострадание 42

Урок 13. Золотое правило этики 46

Урок 14. Храм 48

Урок 15. Икона 52

Урок 16. Творческие работы учащихся 56

Урок 17. Подведение итогов 57

Урок 18. Как христианство пришло на Русь 58

Урок 19. Подвиг 62

Урок 20. Заповеди блаженств 64

Урок 21. Зачем творить добро? 68

Урок 22. Чудо в жизни христианина 70

Урок 23. Православие о Божием суде 72

Урок 24. Таинство Причастия 76

Урок 25. Монастырь 80

Урок 26. Отношение христианина к природе 84

Урок 27. Христианская семья 86

Урок 28. Защита Отечества 88

Урок 29. Христианин в труде 92

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству 94

Как скачивать и открывать электронные книги в различных форматах pdf,

djvu - смотрите здесь

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Миром управляют мужчины… Которыми управляют женщины.

Цитаты и Статусы со смыслом

Приколы из школьных сочинений

Александр Ульянов хотел убить царя, но Владимиру Ульянову удалось воплотить в жизнь заветную мечту старшего брата.

Religion_orthodoxy religion_christianity religion_rel Андрей Кураев диакон Основы православной культуры как лекарство от экстремизма ru Александр Серяков OceanDream ExportToFB21, FictionBook Editor Release 2.6.6 05.12.2013 OOoFBTools-2013-12-5-2-29-58-1269 1.0

Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. Очень личные размышления

Очевидность умаляется доказательствами

Зима 2002-02 годов может определить судьбы православия в России на всё 21 столетие. Вопрос в том, какую позицию по отношению к Церкви займет российское учительство.

В 90-е годы российский учительский корпус был настроен к Церкви скорее благожелательно. Нет, наши учительницы не пришли в вере. Но в их глазах Церковь выступала в двойном светлом ореоле: как неправедно обиженная и гонимая (причем на памяти самих учительниц) и как колыбель русской культуры. Даже когда учительницы делали глупости и впускали сектантов в свои классы - они раскрывали двери именно перед теми сектами, которые маскировались под православие.

Но вот появилось письмо министра образования России, разрешающее (не предписывающее и даже не рекомендующее) вводить в школах уроки «основ православной культуры». Молвой и прессой дозволение было раздуто в приказ, а культурологический предмет был превращен в «закон Божий».

Теперь очень многое зависит от людей Церкви: сможем ли мы избежать этой двойной подмены. Перед нами приоткрыли дверь. Удержимся ли мы от искушения навалиться всей массой и вломиться внутрь раньше, чем нас пригласят? Если Церковь начнет говорить с учителями властно, на языке «вы обязаны», если в каждую школу будет послан циркуляр - то Церковь предстанет в глазах учителей не как мученица, а как гонительница. И свое недоумение, обиду и несогласие учителя понесут в классы. И тогда еще одно поколение будет воспитано на убеждении, что а) от Церкви надо держаться подальше самим, и б) в любом случае нельзя и близко подпускать Церковь близко к властным рычагам - ибо уж слишком хватко она за них берется.

Чтобы избежать ненужных тревог, попробуем все же разделить то, что в бурной полемике перемешалось.

Первый вопрос: допустимо ли религиозной преподавание в государственной школе?

Начну с цитаты из новокузнецкой газеты (она хороша тем, что показывает технику современной антицерковной пропаганды):

«На НТВ прошла программа “Свобода слова” Савика Шустера, посвященная православному образованию в школе. Она весьма нагляднопродемонстрировала умение и способность деятелей церкви понимать и миротворить. За введение православного обучения выступали известный проповедник дьякон Андрей Кураев и кинорежиссер Никита Михалков, против - заместитель руководителя аппарата правительства РФ Алексей Волин и ректор РГПИ Юрий Афанасьев. Не будем повторять их высказываний, скажем только, что они были как убедительны, так и интересны. Человеку, не вполне определившемуся в этом вопросе с собственным мнением, наверняка не просто было отдать кому-то предпочтение: и дьякон Кураев, и режиссер Михалков, и чиновник Волин, и ученый Афанасьев равно блистали эрудицией и умением “держать” аудиторию. И вдруг это ровно текущее, отлично срежиссированное действо пресек резкий крик “Ложь”! Что такое? А это дьякон Кураев с места выразил свое отношение к выступлению чиновника Волина, рассуждавшего о неконституционности появления “Основ православия” в общеобразовательной школе. Ну, ладно: вздрогнули, покачали головами, некрасиво, мол, и продолжили дискуссию. И снова: “Вы лжете!”. Глаза дьякона непримиримо горят, губы сжаты. Тут же кто-то из зрителей достает текст закона, цитирует его статью, поддерживающую Волина. Но ни извинений, ни оправдания от дьякона Кураева не последовало».

Участники этого фрагмента теледискуссии (14.12.2002): заместитель руководителя аппарата Правительства РФ А. Волин; диакон Андрей Кураев; А. Пчелинцев (баптист, юрист, вместе с Кураевым работал в экспертно-консультативном совете при Госдуме во время подготовки Закона о свободе совести); детский писатель Григорий Остер.

Для лучшего понимания происшедшего надо помнить, что студия передачи «Свобода слова» устроена следующим образом: есть большая «нейтральная» массовка - центральная трибуна. А есть две небольшие трибуны приглашенных специалистов. На одной трибуне собраны специалисты, вступающие «за…», на другой - «против…». «Команды» специалистов сидят напротив друг друга.

Итак, переводим видеозапись в читаемый вид:

Волин: Правительство и государство в своей деятельности исходят и руководствуются исключительно законами Российской Федерации. В законах Российской Федерации записано две вещи: по Конституции светский характер государства; по Закону об образовании - светский характер образования. Согласно Закону об образовании представители религиозных учений в школу приходить и преподавать там не могут.

Кураев: Это ложь. Это просто ложь. В Законе о свободе совести четко говорится: государство оказывает поддержку религиозным организациям при осуществлении ими культурно-просветительской деятельности, имеющей широкое общественное значение.

Волин: Никто не возражает. Не в рамках государственной школы.

Кураев: В рамках. В Законе есть статья, которая регулирует как именно и на каком основании в государственную школу может войти представитель религиозной организации.

Волин: Нет.

Кураев: Есть это в Законе. Почему Вы так выборочно цитируете законодательство? Вы профессионально некомпетентны.

Шустер: Отец Андрей, секундочку. Но так как мы никто не проверим, мы либо верим Вам…

Кураев: Почему? Господин Пчелинцев знает закон наизусть.

Пчелинцев: Я не согласен с отцом Андреем…

Кураев: В Законе нет таких текстов?

Пчелинцев: Вы обвиняли сейчас г-на Волина в некомпетентности. Статья 5 Федерального Закона о свободе совести и религиозных объединениях гласит следующее - что может препоподаваться в школах…

Кураев: В государственных школах!

Пчелинцев: В государственных школах…

Кураев: Может!

Пчелинцев: Согласен…

Комитет образования администрации МО

Тосненский район Ленинградской области

МОУ ДОВ "Районный методический кабинет"

Основы

православной культуры

Рабочая тетрадь

к учебнику А.В. Кураева

4 класс

Слепнёва Т. Н.,

руководитель творческой группы учителей

"Основ православной культуры"

Тосненского района

Тосно

2017

Юный друг!

Ты начинаешь изучать новый предмет «Основы православной культуры».

Что-то ты уже слышал от своих родных, от друзей, о чём-то читал. Тексты учебника раскроют для тебя новые грани мира, в котором ты живешь, страницы истории и культуры нашей огромной и прекрасной Родины. Пусть на этом пути в неизведанное твоими попутчиками станут интерес и любознательность, а эта рабочая тетрадь поможет тебе в изучении нового курса. Она будет полезна не только тебе, но интересна твоим родителям и друзьям.

В добрый путь!

Урок 1. Россия – наша Родина

Нарисуйте здесь ваш любимый уголок нашего поселка.

Это может быть ваш дом, улица, природа.

Напишите, за что вы любите нашу малую родину.

Малая родина – лучшая в мире страна. __________

________________________________________________________

____________________________________________________________________

Урок 2. Россия – наша Родина

Традиции то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям.

Ценность то, что имеет большое значение для человека и человечества в целом.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому.

«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина». К. Ушинский

Любить Родину – значит ______________________

__________________________________________________________________________________________________________________

Культура и религия

Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории, образ жизни народа, его традиции, обычаи, язык…

Что значит быть культурным?

________________________________________________________

Религия – это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок, что есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи.

Какие основные религии вам известны на территории России?

Каждая религия – часть мировой истории и культуры.

Истинно культурный человек должен знать об окружающем его мире и живущих рядом.

Урок 3. Культура и религия

Задание: Пользуясь подсказками, напиши составляющие нашей культуры.

Слова-подсказки: воспитание, культура, архитектура, возделывание (труд), праздники, религия (православие), законы, почитание, литература, образование, музыка, развитие, традиции и обычаи, живопись.

Бог и человек в православии

Б
ог – Творец мира.

Бог

Задание: Заполни таблицу по образцу.

вездесущий

Бог не имеет начала и не имеет конца. Бог вне времени.

Бог всегда хранит правду и справедливо судит людей.

Для Бога нет ничего невозможного; Он может сделать всё, что пожелает.

всеведущий

Урок 4. Человек и Бог в православии

Почему верующие называют природу Божиим творением?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­_________________________________________________

Есть ли какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы считаете, проявляется ли любовь Бога в жизни отдельного человека? В чем?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найдите соответствие между понятием слова и его определением

Тело вся сознательная духовная жизнь человека

Душа видимое, существенное, земное

Внутренний невидимое, духовное, небесное

мир человека

Молитва

Молитва – произносимое вслух или мысленное обращение к Богу. Включает: признание в грехах, просьбы, благодарность, обеты.

благодарственная Аллилуия!

молитва

Господи, помилуй!

просительная

молитва Подай, Господи!

покаянная Слава Богу!

молитва

Отче наш, Иже еси на небесех !

да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение , но избави нас от лукавого .

Нарисуй иллюстрацию к отрывку из сказки «Снежная королева»

Урок 5. Молитва

Молитва – это

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запиши ответы на вопросы один под другим.

    Раньше на Руси вместо слов «говорить, сказать»

использовали слово _______________________________

    Совместную молитву верующих в храме

ещё называют _______________________________

    Православные христиане верят, что Бог всегда рядом с ними, потому что им движет ____________________ к людям.

    Когда человек полностью открыт перед Богом, о его молитве говорят, что она _______________________________

    Православные христиане называют Господа Бога Создателем или _______________________________

    Молиться можно мысленно или ______________________

    Православные христиане молятся Господу Богу, Божией Матери, святым, а также ___________________________

Обведи правильный вариант ответа.

В молитве православного человека может быть:

А) просьба Богу Б) прославление Бога В) требование чего-нибудь

Г) благодарность Д) признание своих ошибок Е) пожелание зла кому-нибудь Ж) рассказ Богу о своих делах З обещание стать лучше

Представь, что в лесу на поляне растут цветы. Цветы одного вида – это молитвы-просьбы, цветы другого вида – это благодарственные молитвы, цветы ещё одного вида – хвалебные молитвы. Растут на поляне и сорняки – молитвы, в которых люди просят Бога о чём-то плохом. Нарисуй поляну (достаточно 10 цветов, на которых нужно подписать содержание молитв, например – счастье и здоровье маме, стать более добрым, спасибо за … подумай за что)

Библия и Евангелие

Чтение Библии, само по себе, является образованием.

Лорд Теннисон.

Библия – главная книга христиан.

Евангелие – в переводе с греческого означает «добрая весть».

Пророк – человек, который имел особый дар – слышать, что говорит ему Бог.

Пророчество – предсказание.

Проповедь – обращение с речью к человеку или группе людей.

Апостол – посланник.

Христианин – человек, который принял учение Иисуса Христа.

Откровение – это такие моменты, когда что-то очень важное и недоступное вдруг становится очевидным.

Завет – в переводе означает «союз, договор».

Библия состоит из двух частей:

Ветхого Завета

Священное Писание

Нового Завета

Состоит из 50 книг ,

написанных пророками

Состоит из 27 книг .

написанных первыми учениками Иисуса Христа - апостолами

Написано

на древнееврейском языке

Написано

на древнегреческом языке

Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа.

В состав Библии входят четыре Евангелия . Их авторы – ученики Иисуса Христа – апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

У каждого есть свой знак.

У евангелиста Луки – телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец – это образ жертвы); Иоанна – орёл (символ высоты мысли), Матфея – человек (в его книге особо подчёркиваются человеческие страдания Христа), Марка – лев (в этом Евангелии много говорится о чудесах Христа, то есть о Его высшей власти над миром).

Урок 6. Библия и Евангелие.

Соотнеси слово и объяснение:

Библия добрая весть

Евангелие предсказание

Апостол человек, принявший учение Иисуса Христа

Христианин человек, который имел особый дар -

слышать, что говорит ему Бог

Пророк посланник

Пророчество союз, договор

Завет главная книга христиан

Какие из перечисленных слов можно отнести к представлению о «небесах» в молитве «Отче наш»: облако, рассвет, Царство Божие, космос, ангел, галактика?

Главное сокровище России это её леса, нефть, машины, алмазы, люди?

Почему Бога называют Творцом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­__________________________________________________________

Как вы думаете, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проповедь Христа.

Задание 1.

Ответь на вопросы.

1 .Каким ты хочешь быть, когда ты станешь взрослым? _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

2. Каким тебя хотят видеть твои родители? _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как ты думаешь, а каким хочет видеть тебя Бог? _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Напиши, какие сокровища никогда не исчезнут

Задание 3.

Отметь утверждения, с которыми ты согласен.

    Худой мир лучше доброй ссоры.

    Если всех жалеть, никакого здоровья не хватит.

    Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать.

Урок 7. Проповедь Христа

Задание 1.

Вспомни, о чем говорил Христос в Нагорной проповеди?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Чего именно в мире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? Поясни свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Представь, что поздно вечером тебе надо возвращаться в темную, пустую квартиру. Какие чувства у тебя возникают? _______________________________________________________

_______________________________________________________

А если ты возвращаешься в квартиру, где горит свет и тебя давно ждут?­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Христос и Его Крест

Задание 2.

Как ты понимаешь слова Христа «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» ?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можешь ли ты назвать людей, которые выполнили этот завет? Напиши их имена.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Перед тобой одно из изображений креста.

Подумай, что означают сокращения на

перекладине.

Аккуратно скопируй и расшифруй их.

__________________________________

__________________________________

Где должна находиться надпись И.Н.Ц.И.?

(По-церковнославянски – I. Н. Ц. I . )

Объясни значения этих букв.

I . _______________________________

Н . ______________________________

Ц. ______________________________

I . _______________________________

Урок 8. Пасха Христова

Воскресение – день возобновления жизни.

В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день.

Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь.

Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (крестный ход ) и поют радостные пасхальные гимны.

Пасхальный гимн – «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

Христосование – дружеский поцелуй. Сказал «Христос воскресе!», подарил яйцо и три поцелуя в щёчки.

В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!»

Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо.

К Пасхе готовились 40 дней, и празднуют ее тоже 40 дней подряд .

Во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам.

На Пасху на стол подаются крашеные яйца, кулич и творожное блюдопасха .

В первые 7 дней Пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек может подняться и позвонить в колокола.


Раскрась рисунок.

Урок 9. Пасха.

Последняя буква слова – первая буква следующего слова

    Она первая узнала о воскресении Христа.

______________________________________________

    Он отвалил камень от гроба Господня.

______________________________________________

    Растение, используемое для окраски яиц на Пасху

______________________________________________

    На нем был распят Христос

______________________________________________

    Молочный продукт для изготовления пасхи

______________________________________________

    Гора, на которой совершилось распятие

______________________________________________

    Человек, на месте погребения которого был распят Христос

______________________________________________

    Евангелист

______________________________________________

    Пасхальная выпечка

______________________________________________

Вспомни, как выглядит крест, который носят на груди православные люди. Нарисуй его.


Вспомни свойства Божии и запиши их на лучиках.

Тоненьким карандашом соедини лепестки ромашки и лучики.

Ты каждый день заботишься о своем теле – умываешься, делаешь зарядку, чистишь зубы, тепло одеваешься, если на улице мороз.

А как, на твой взгляд, надо заботиться о своей душе?

Напиши мини-сочинение «Мир в душе»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­__________________

Урок 10. Православное учение о человеке.

У человека есть душа и тело.

Какие понятия относятся к душе, а какие - к телу?

Душа _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тело _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка – еда, телевизор, тихая песня, журчание ручейка, ссора, шелест листьев, компьютер, тренировка, материнская ласка. Приведи свои примеры.

Чем отличается человек от животных?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что такое человеческая душа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________

Совесть и раскаяние.

Добро - __________________________________________________________________________________________________________

Зло __________________________________________________________________________________________________________

Грех __________________________________________________________________________________________________________

Совесть __________________________________________________________________________________________________________

Раскаяние __________________________________________________________________________________________________________

Найди дело. противоположное совершенному греху

Украл? ______________________________________________

Солгал? ______________________________________________

Пожадничал?_________________________________________

Сказал злое слово? ____________________________________

Составь пословицы

Кто добро творит – ______________________________________

Час в добре побудешь - __________________________________

Добрый человек _________________________________________

Добро творить - _________________________________________

Подсказка – себя веселить, в добре проживет век; того Бог благословит; всё горе забудешь.

Урок 11. Совесть и раскаяние.

    Какие два дела есть у совести? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие три шага в покаянии ты можешь назвать? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выбери правильный ответ.

а) Как человек может сделать свою душу богаче?

    Когда человека хвалят, его душа становится богаче.

    Когда человек приобретает материальные блага, его душа тоже становится богаче.

    Чем больше человек отдает другим людям, тем больше он приобретает для своей души.

б) В чём главное отличие человека от животного?

    Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать добро, помогать нуждающимся.

    Внешний вид.

    Человек не отличается от животного ничем.

в) В чём проявляется «Образ Божий» в человеке?

    В недостойном поведении.

    В умении любить, в способности выбрать путь добрых дел и поступков.

    В умении подстраиваться под текущую ситуацию.

Заповеди.

Почитай отца твоего и мать твою.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не убивай.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не кради.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не прелюбодействуй.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не лги.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не завидуй.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 12. Заповеди.

Люди, любите друг друга!

Задание 1.

Заполни таблицу по образцу:

и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью

Милосердие и сострадание

Как ты понимаешь слово милосердие ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можно ли за милосердную помощь брать плату? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дайте собственное определение:

«Ближний для меня – это…

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Милостыня – одно из дел милосердия.

Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово». Не просто решить, какая из этих рук несёт больше добра.

«Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», - говорили в старину.

Урок 13. Милосердие и сострадание

Заполни таблицу

Доброе сердце

Злое сердце

Сострадание – это умение понять боль другого человека и сочувствовать ему.

Можно ли родиться добрым и милосердным?

________________________________________________________________________________________________________________

Милосердие проявляется в ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы стать милосердным, нужно.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Золотое правило этики

Христос сказал: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

Подумай и ответь.

Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах

_____не перебивали, давали высказаться, ___________________

2. При встрече _______________________________________________________

3. За глаза _______________________________________________________

4. В трудной ситуации _______________________________________________________

5. В болезни _______________________________________________________

6. В играх _______________________________________________________

7. Когда я ошибаюсь ______________________________________________________________________________________________________________

8. Когда у меня что-то получается _______________________________________________________

9. Чтобы мои товарищи _______________________________________________________

10. Чтобы ______________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми.

Урок 14. Золотое правило этики

Вспомни, какие слова Иисуса Христа называют «Золотым правилом этики.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Напиши мини-сочинение на тему:

«Есть ли польза в том, чтобы помнить свои плохие поступки?»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Храм

Храм ________________________________________________________________________________________________________________

Икона

________________________________________________________________________________________________________________

Иконостас

________________________________________________________________________________________________________________

Царские врата

________________________________________________________________________________________________________________

Алтарь

________________________________________________________________________________________________________________

Благословение

________________________________________________________________________________________________________________

Памятка

Как вести себя в храме

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Выучите дома стихотворение о храме

Урок 15. Храм

Бывал ли ты в храме?

________________________________________________________

В каких храмах ты бывал?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем похожи все храмы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему у православных храмов на куполе крест?

________________________________________________________________________________________________________________

Сделай подписи к картинкам


_______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________

Икона

Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «образ» .

Чудотворная икона _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свет иконы

______________________________________________________________________________________________________________

Нимб

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________


Где икона, где портрет адмирала Федора Федоровича Ушакова?

Чем они похожи и чем отличаются?

Урок 16. Икона

Что такое икона?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто или что изображается на иконах?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто пишет иконы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая икона произвела на тебя самое сильное впечатление?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему некоторые иконы называют чудотворными?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческая работа.

Напиши небольшую творческую работу о своем имени, пользуясь планом:

    Что значит твое имя?

    Откуда оно пришло?

    В честь кого тебя назвали?

    Какой святой носил такое же имя, как твоё?

    Знаменитые люди, которых так же звали.

    Что ещё интересное ты узнал о своём имени?

Моё имя.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Культура и религия.
Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено человеком в саду, а не само проросло в поле, то есть то, чего нет в дикой природе. Сегодня слово «культура» понимается более широко - это вообще всё, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И потому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим. Культуру создают люди, а затем уже эта культура создаёт условия жизни людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.
Люди учатся не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей вы учитесь не только на уроках. И это тоже часть культуры.

Содержание
Урок 1. Россия - наша Родина 4
Урок 2. Культура и религия 6
Урок 3. Человек и Бог в православии 8
Урок 4. Православная молитва 12
Урок 5. Библия и Евангелие 16
Урок 6. Проповедь Христа 20
Урок 7. Христос и Его крест 24
Урок 8. Пасха 28
Урок 9. Православное учение о человеке 32
Урок 10. Совесть и раскаяние 36
Урок 11. Заповеди 40
Урок 12. Милосердие и сострадание 42
Урок 13. Золотое правило этики 46
Урок 14. Храм 48
Урок 15. Икона 52
Урок 16. Творческие работы учащихся 56
Урок 17. Подведение итогов 57
Урок 18. Как христианство пришло на Русь 58
Урок 19. Подвиг 62
Урок 20. Заповеди блаженств 64
Урок 21. Зачем творить добро? 68
Урок 22. Чудо в жизни христианина 70
Урок 23. Православие о Божием суде 72
Урок 24. Таинство Причастия 76
Урок 25. Монастырь 80
Урок 26. Отношение христианина к природе 84
Урок 27. Христианская семья 86
Урок 28. Защита Отечества 88
Урок 29. Христианин в труде 92
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству 94.

Дата публикации: 29.04.2013 07:22 UTC

  • Основы религиозных культур и светской этики, Основы православной культуры, 4 класс, Кураев А.В., 2014
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России, Основы религиозных культур и светской этики, Основы православной культуры, 4-5 класс, Кураев А.В., 2012