Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Запечатленный ангел лесков. Запечатленный ангел - Лесков Николай Семёнович - читать бесплатно электронную книгу онлайн или скачать бесплатно данное литературное произвенение

На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного человека… ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся - «дело весьма священное и страшное».

Маркуша, «незначительный человек», рожденный в «старой русской вере», служит каменщиком в артели Луки Кириллова, самой чудной иконой в которой считается изображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мост и три года живет «мирственным» духом и «преизящество богозданной природы» ощущает. Но после того как невежественный и напоминающий «верблуда» Марой изобретает особенный способ разбивать прочнейшие болты, о староверах идет слава. Пимен Иванов, который, в отличие от «настоящих степенных староверов», не чуждается общения с чиновниками, встречается с женой «немаловажного лица», которая просит у староверов вымолить ей дочь. Пимен ничего староверам не рассказывает ни об этом, ни о последующих поручениях, но все они исполняются. Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и масло», барыня выражает желание посмотреть на ангела-хранителя, и Пимену приходится обо всем рассказать староверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова, тетка Михайлица, рассказывает, что ночью ангел сошел с иконы. В это время муж барыни, за которого Пимен «молитвует», получает взятку от «жидов», но те его обманывают и еще больше отданного назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов. Староверы таких денег не имеют, и на их жилище нападают жандармы, «запечатывают» иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и сваливают в подвал. Икона с ангелом приглядывается архиерею, и её ставят в алтаре. Староверы решают хранителя подменить - «скрасть и распечатать», а «к исполнению сей решимости» избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока Левонтия.

Между тем по Пимену вдруг «пегота пошла», а на староверов нападает «сугубая тоска», а вместе с ней болезнь глаз, излечить которую сможет только икона-хранительница. Такое благочестие трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которому Маркуша объясняет, что художник из города не сможет точную копию исполнить, представить «тип лица небожительный». И икона та строгановского рисунка, а он сильно отличается от других писаний. А сегодня «высокого вдохновения тип утрачен» и «в новых школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется». «Писание не всякому дано уразуметь, и изображенная небесная слава очень при этом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости перед господом». Сами же староверы молят «христианския кончины живота и доброго ответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими речами настолько растроганы, что дают Маркуше денег, и он с «среброуздым» Левонтием отправляется на поиски изографа.

Доходят они до Москвы, «древлего русского общества преславной царицы», но и ею не утешаются, считая, что старина в Москве не на «добротолюбии и благочестии, а на едином упрямстве» зиждится. А мастера в художестве неаккуратны, все друг перед другом величаются или, «шайками совокупясь», по трактирам вино пьют и свое-

Художество хвалят «с кичливою надменностию». На Маркушу нападает скука, а Левонтий боится, что его «соблазн обдержать может», и изъявляет желание повидать безгневного старца Памву и понять, какова «благодать» господствующей церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и зайцев едят, Левонтий отвечает своей образованностью. Из Москвы путники идут в Суздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теряются. Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но появившийся из леса небольшой старичок призывает его встать и ведет путников в свое жилище. Маркуша понимает, что это и есть Памва безгневный.

Памва выпускает душу из Левонтия, «как голубя из клетки», и отрок умирает. Маркуше нельзя обвинить старца: «неодолим сей человек с таким смирением», но он решает, что «если только в церкви два такие человека есть, то мы пропали, ибо сей весь любовью одушевлен». Когда Маркуша идет по лесу, ему вновь является Памва и говорит: «Ангел в душе живет, но запечатлен, а любовь освободит его». Маркуша бежит от старца и встречает изографа Севастьяна, с которым возвращается в артель. Чтобы проверить умение изографа, Яков Яковлевич просит его написать икону своей жене, Севастьян узнает, что англичанка молится о детях, и пишет икону такой тонкостью «мелкоспопического» письма, о которой англичане не слыхивали. Но скопировать портрет англичанки в перстень отказывается, чтобы не «унизить» своего художества.

Яков Яковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель, чтобы позолотить на запечатленном ангеле ризу и украсить венец. Но архиерей отдает лишь ризу. Севастьян объясняет англичанину, что необходима подлинная икона. Тот сначала изографа выгоняет, но потом сам вызывается совершить кражу и договаривается, чтобы, пока всенощная у архиерея идет, копию написали, старую икону со старой доски сняли, подделок вставили, и Яков Яковлевич смог её опять на окно поставить, как будто ничего не бывало. Англичанин берет с собой сильного духом ковача Мароя, чтобы тот всю вину на себя взял и «смерть претерпел», если староверы обманут. Договор держится на основе «взаимоверья».

«Акция» проходит успешно, но Севастьян отказывается накладывать печать на копию, и это приходится сделать англичанке. В это время трогается лед, и, чтобы вовремя переправиться на другой берег, Лука, под пение старообрядцев, переходит реку по мостовой цепи. Марой видит над ним свечение и охрану ангелами. На копии иконы исчезает сургуч, и Лука бросается с повинной к архиерею, который отвечает, что староверы «со своего ангела печать плутовством свели, а другой сам с себя её снял и тебя сюда привел». Прошенные архиереем староверы «тела и крови Спаса за обеднею приобщаются». А вместе с ними и Маркуша, который после встречи со старцем Памвой «имеет влечение воедино одушевиться со всею Русью».

На удивление путников по поводу исчезнувшей печати Маркуша рассказывает, что печать англичанки была бумажной и выпала. Против того, что все случилось обыкновенным манером, староверы не спорят: «все равно, какими путями господь человека взыщет, лишь бы взыскал». Маркуша поздравляет всех с Новым годом и просит прощения Христа ради за себя, невежу.

Несколько путешественников скрывались от плохой погоды в одном из частных дворов. Один из них завел беседу о том, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который подсказывает, что делать человеку и показывает путь истинный. Все что он говорил, он произносил стоя на коленях, так как то, что случилось, действительно очень страшно дело.


Маркуша, родился в русской семье, был старой закалки. Он укладал каменные изделия у Луки Кириллова, который был иконописцем и славился благодаря чудесной иконе, на которой был изображен ангел. В то время, Маркуша и его английские коллеги, строили артель на Днепре. Он три года жил мирным духом не нарушая закон Божий. После того как Марой изобрел приспособления для разбития самых прочных соединений, о староверующих пошла слава. Пимен Иванов, в отличии от остальных староверов, не отказывается от общения с высшими эвенами общества и встречается с женщиной высокопоставленного лица. Она просит помощи у верующих вымолись ее дочку. Иванов, не рассказывает об этом никому. Он держит в тайне все поручения, но они все исполняются. Когда сударыня расплатилась с Пименом денежными средствами на свечи, у нее появилось желание взглянуть на икону Ангела-хранителя. Об этом пришлось рассказать своим друзьям-староверам. Утром, когда женщина приехала полюбоваться чудесной иконой, свершилось чудо. Ночью ангел мистическим способом исчез с иконы. В это время, мужа барыни, за которую молится старовер, обманули "жиды", и требуют от того еще больше чем он взял ранее методом взятки. В то время, барыня, вымогает денег у старовером, но они, к сожалению их не имеют. На их артель нападают жандармы, и запечатав сургучом иконы свозят в подвал. Икона ангела-хранителя очень порадовала глаз архиерею, и ее поставили на алтарь. Староверы решаются украсть и подменить икону, и рассказчиком избрали Левонтия.


Дела Пимена и староверов были плохи. Они жили в тоске, и до того у них развивалась болезнь глаз. Спасти их могла только иконка хранителя. Такая ситуация тронула Якова Яковлевича, которому объяснили, что ни один художник на свете не сможет скопировать лик Божий. Для того чтобы написать такую икону нужно быть духовно посвященным и избавленным от лишних мыслей, а сегодня у большинства такие качества утрачены. В новых художественных школах такому не обучают. Один англичанин дает денег Маркуше, и он с Левонтием отправились на поиски человека, который сможет сделать копию иконы ангела-хранителя.


Дошли они до Москвы, матери русских городов. Ранее она славилась большими мастерами своего дела, а сейчас они стали неаккуратными, все призирают друг друга, выпивают в кабаках, хвалятся. Маркушу съедает тоска, и Левонтий старается всеми путями оградить его от соблазна. Они задумали встретиться с Памвой и узнать правду благодати церкви. маркуша протестовал, что все церковные служителя только кофе пьют да зайцев едят. Они узнали о хорошем изографе Севастьяне, после чего отправились к нему в Суздаль. По дороге они заблудились, а сам Левонтий сильно заболел, отказавшись идти. Но тут из леса появился странный старик, который призвал его встать на ноги и пойти за ним в его жилье. Это был Памва.


Старик выпустил душу из Левонтия и он умирает. Маркуша не стал винить его, ведь он старался помочь, со всей любовью. Тот пошел дальше, но по дороге в лесу ему опять явился Памва и сказал:"Только любовь сможет освободить ангела, который живет в душе". маркуша убегает от старца, и по дороге встречает Севастьяна, с которым возвращается в артель. Дабы убедится в мастерстве изографа, ему дали написать икону его жене. Свестьян узнает, что женщина молится о детях и пишет иконы с особой тонкостью. Не скопировать ее портрет - значит унизить самого себя.
Яков попросил владыку вернуть икону ангела-хранителя в артель, для золочения ризы украшения венца, но тот дает только ризу. Севастьян говорит, что нужна подлинная икона. Англичанин, сначала его выгоняет, а потом сам задумал похитить икону, и договаривается о подмене настоящей и поддельной иконе. С собой берет коваля Мароя, который был сильный духом, и мог перетерпеть смерть. Договор держался на доверии.


Дело прошло успешно, но изограф отказался ставить печать на новой копии, и за это взялась англичанка. В то время сходит лед, и нужно вовремя перейти на другой берег. Лука, под песни старого обряда, перешел реку по мостовой цепи. Марой увидил некое свечение над ним - это была охрана ангелов. На подделке иконы исчезает сургуч. лука бросается в архиерею с доводами что староверы сами свели печать с иконы.


Путники были удивлены, как исчезла печать. Маркуша рассказал историю, о бумажной печати, которую сделала англичанка, а по дороге она выпала. Стоит помнить одно:" Если Господь должен взыскать с человека, он любым путем взыщет". Маркуша всех поздравил с Новым годом. попросил прощения Христа, за себя и свои ошибки.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Запечатленный ангел». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Название

В названии повести обыгрывается многозначность слова «запечатленный», причем основное значение - производная от «запеча´тывать» - накладывать печать. Ангел на иконе по сюжету был опечатан сургучной арестантской печатью. Раскрытие символического смысла названия автор вложил в уста персонажа - старца Памвы: «Ангел в душе живет, но запечатлен, а любовь освободит его».

История написания

По утверждению биографа, сына Николая Лескова - Алексея, повесть стала результатом интереса автора к иконописи. В то же время Лесков публикует научные исследования («Об адописных иконах»: «Русский мир» № 192 24 июля 1873; «О русской иконописи»: «Русский мир» № 254, 26 сентября 1873). В повести использован большой объём информации, связанной с иконами. Иконопись в это время находилась в состоянии упадка, поддерживалась, практически, исключительно в старообрядческой среде. Лесков был одним из первых авторов, обративших внимание на иконопись, чем предвосхитил последующее так называемое «открытие иконы».

Первоначально повесть была предложена в журнал С. А. Юрьева «Беседа», но не была принята издателем. Первая публикация состоялась в журнале «Русский вестник» (№ 1 за 1873 год). Концовка произведения была изменена по требованию издателя «Русского вестника» М. Н. Каткова на более «нравоучительную»: старообрядцы признают господство «правящей церкви» и присоединяются к ней.

…вытачивать «Ангелов» по полугода да за 500 р. продавать их - сил не хватает, а условия рынка Вы знаете, как и условия жизни…
Н. Лесков. Собрание сочинений. т. 10, с. 360.

Сюжет

Святыня старообрядческой общины мастеров-каменщиков, работающих на строительстве моста, икона ангела-хранителя строгановских писем была «запеча?тлена» чиновниками и отобрана в «новообрядческий» монастырь. Старообрядцы подменили икону копией, написанной специально приглашённым иконописцем. Для этого один из староверов прошёл с одного берега реки на другой по цепям недостроенного моста во время бурного ледохода.

Краткое содержание повести «Запечатлённый ангел»

На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасённого человека... ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся - «дело весьма священное и страшное».

Маркуша, «незначительный человек», рождённый в «старой русской вере», служит каменщиком в артели Луки Кириллова, самой чудной иконой в которой считается изображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мост и три года живёт «мирственным» духом и «преизящество богозданной природы» ощущает. Но после того как невежественный и напоминающий «верблуда» Марой изобретает особенный способ разбивать прочнейшие болты, о староверах идёт слава. Пимен Иванов, который, в отличие от «настоящих степенных староверов», не чуждается общения с чиновниками, встречается с женой «немаловажного лица», которая просит у староверов вымолить ей дочь. Пимен ничего староверам не рассказывает ни об этом, ни о последующих поручениях, но все они исполняются. Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и масло», барыня выражает желание посмотреть на ангела-хранителя, и Пимену приходится обо всем рассказать староверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова, тётка Михайлица, рассказывает, что ночью ангел сошёл с иконы. В это время муж барыни, за которого Пимен «молитвует», получает взятку от «жидов», но те его обманывают и ещё больше отданного назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов. Староверы таких денег не имеют, и на их жилище нападают жандармы, «запечатывают» иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и сваливают в подвал. Икона с ангелом приглядывается архиерею, и её ставят в алтаре. Староверы решают хранителя подменить - «скрасть и распечатать», а «к исполнению сей решимости» избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока Левонтия.

Между тем по Пимену вдруг «пегота пошла», а на староверов нападает «сугубая тоска», а вместе с ней болезнь глаз, излечить которую сможет только икона-хранительница. Такое благочестие трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которому Маркуша объясняет, что художник из города не сможет точную копию исполнить, представить «тип лица небожительный». И икона та строгановского рисунка, а он сильно отличается от других писаний. А сегодня «высокого вдохновения тип утрачен» и «в новых школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется». «Писание не всякому дано уразуметь, и изображённая небесная слава очень при этом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости перед господом». Сами же староверы молят «христианския кончины живота и доброго ответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими речами настолько растроганы, что дают Маркуше денег, и он с «среброуздым» Левонтием отправляется на поиски изографа.

Доходят они до Москвы, «древлего русского общества преславной царицы», но и ею не утешаются, считая, что старина в Москве не на «добротолюбии и благочестии, а на едином упрямстве» зиждится. А мастера в художестве неаккуратны, все друг перед другом величаются или, «шайками совокупясь», по трактирам вино пьют и своё художество хвалят «с кичливою надменностию». На Маркушу нападает скука, а Левонтий боится, что его «соблазн обдержать может», и изъявляет желание повидать безгневного старца Памву и понять, какова «благодать» господствующей церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и зайцев едят, Левонтий отвечает своей образованностью. Из Москвы путники идут в Суздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теряются. Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но появившийся из леса небольшой старичок призывает его встать и ведёт путников в своё жилище. Маркуша понимает, что это и есть Памва безгневный.

Памва выпускает душу из Левонтия, «как голубя из клетки», и отрок умирает. Маркуше нельзя обвинить старца: «неодолим сей человек с таким смирением», но он решает, что «если только в церкви два такие человека есть, то мы пропали, ибо сей весь любовью одушевлён». Когда Маркуша идёт по лесу, ему вновь является Памва и говорит: «Ангел в душе живёт, но запечатлён, а любовь освободит его». Маркуша бежит от старца и встречает изографа Севастьяна, с которым возвращается в артель. Чтобы проверить умение изографа, Яков Яковлевич просит его написать икону своей жене, Севастьян узнает, что англичанка молится о детях, и пишет икону такой тонкостью «мелкоспопического» письма, о которой англичане не слыхивали. Но скопировать портрет англичанки в перстень отказывается, чтобы не «унизить» своего художества.

Яков Яковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель, чтобы позолотить на запечатлённом ангеле ризу и украсить венец. Но архиерей отдаёт лишь ризу. Севастьян объясняет англичанину, что необходима подлинная икона. Тот сначала изографа выгоняет, но потом сам вызывается совершить кражу и договаривается, чтобы, пока всенощная у архиерея идёт, копию написали, старую икону со старой доски сняли, подделок вставили, и Яков Яковлевич смог её опять на окно поставить, как будто ничего не бывало. Англичанин берет с собой сильного духом ковача Мароя, чтобы тот всю вину на себя взял и «смерть претерпел», если староверы обманут. Договор держится на основе «взаимоверья».

На посто-ялом дворе укры-ва-ются от непо-годы несколько путников. Один из них утвер-ждает, что «всякого спасен-ного чело-века... ангел руко-вод-ствует», и его самого ангел водил. После-ду-ющий рассказ он произ-носит, стоя на коленях, потому как все случив-шееся — «дело весьма священное и страшное».

Маркуша, «незна-чи-тельный человек», рожденный в «старой русской вере», служит камен-щиком в артели Луки Кирил-лова, самой чудной иконой в которой счита-ется изоб-ра-жение ангела. На Днепре артель строит вместе с англи-ча-нами каменный мост и три года живет «мирственным» духом и «преи-зя-ще-ство бого-з-данной природы» ощущает. Но после того как неве-же-ственный и напо-ми-на-ющий «верблуда» Марой изоб-ре-тает особенный способ разби-вать проч-нейшие болты, о старо-верах идет слава. Пимен Иванов, который, в отличие от «насто-ящих степенных старо-веров», не чужда-ется общения с чинов-ни-ками, встре-ча-ется с женой «нема-ло-важ-ного лица», которая просит у старо-веров вымо-лить ей дочь. Пимен ничего старо-верам не расска-зы-вает ни об этом, ни о после-ду-ющих пору-че-ниях, но все они испол-ня-ются. Распла-тив-шись с Пименом день-гами «на свечи и масло», барыня выра-жает желание посмот-реть на ангела-храни-теля, и Пимену прихо-дится обо всем расска-зать старо-верам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кирил-лова, тетка Михай-лица, расска-зы-вает, что ночью ангел сошел с иконы. В это время муж барыни, за кото-рого Пимен «молит-вует», полу-чает взятку от «жидов», но те его обма-ны-вают и еще больше отдан-ного назад требуют. Барыня требует этих денег у старо-веров. Старо-веры таких денег не имеют, и на их жилище напа-дают жандармы, «запе-ча-ты-вают» иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и свали-вают в подвал. Икона с ангелом пригля-ды-ва-ется архи-ерею, и её ставят в алтаре. Старо-веры решают храни-теля подме-нить — «скрасть и распе-ча-тать», а «к испол-нению сей реши-мости» изби-рают рассказ-чика этой повести и благо-нрав-ного отрока Левонтия.

Между тем по Пимену вдруг «пегота пошла», а на старо-веров напа-дает «сугубая тоска», а вместе с ней болезнь глаз, изле-чить которую сможет только икона-храни-тель-ница. Такое благо-че-стие трогает стар-шего среди англичан Якова Яковле-вича, кото-рому Маркуша объяс-няет, что художник из города не сможет точную копию испол-нить, пред-ста-вить «тип лица небо-жи-тельный». И икона та стро-га-нов-ского рисунка, а он сильно отли-ча-ется от других писаний. А сегодня «высо-кого вдох-но-вения тип утрачен» и «в новых школах худо-же-ства повсе-местное растле-яние чувства развито и суете ум пови-ну-ется». «Писание не всякому дано уразу-меть, и изоб-ра-женная небесная слава очень при этом помо-гает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости перед господом». Сами же старо-веры молят «христи-ан-ския кончины живота и доброго ответа на страшном суди-лище». Англи-чанин и его жена такими речами настолько растро-ганы, что дают Маркуше денег, и он с «среб-ро-уздым» Левон-тием отправ-ля-ется на поиски изографа.

Доходят они до Москвы, «древ-лего русского обще-ства преславной царицы», но и ею не утеша-ются, считая, что старина в Москве не на «добро-то-любии и благо-че-стии, а на едином упрям-стве» зиждится. А мастера в худо-же-стве неак-ку-ратны, все друг перед другом вели-ча-ются или, «шайками сово-ку-пясь», по трак-тирам вино пьют и свое худо-же-ство хвалят «с кичливою надмен-но-стию». На Маркушу напа-дает скука, а Левонтий боится, что его «соблазн обдер-жать может», и изъяв-ляет желание пови-дать безгнев-ного старца Памву и понять, какова «благо-дать» господ-ству-ющей церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и зайцев едят, Левонтий отве-чает своей обра-зо-ван-но-стью. Из Москвы путники идут в Суздаль искать изографа Сева-стьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теря-ются. Левонтий выглядит больным и отка-зы-ва-ется идти. Но появив-шийся из леса небольшой старичок призы-вает его встать и ведет путников в свое жилище. Маркуша пони-мает, что это и есть Памва безгневный.

Памва выпус-кает душу из Левонтия, «как голубя из клетки», и отрок умирает. Маркуше нельзя обви-нить старца: «неодолим сей человек с таким смире-нием», но он решает, что «если только в церкви два такие чело-века есть, то мы пропали, ибо сей весь любовью одушевлен». Когда Маркуша идет по лесу, ему вновь явля-ется Памва и говорит: «Ангел в душе живет, но запе-чатлен, а любовь осво-бодит его». Маркуша бежит от старца и встре-чает изографа Сева-стьяна, с которым возвра-ща-ется в артель. Чтобы прове-рить умение изографа, Яков Яковлевич просит его напи-сать икону своей жене, Сева-стьян узнает, что англи-чанка молится о детях, и пишет икону такой тонко-стью «мелко-с-по-пи-че-ского» письма, о которой англи-чане не слыхи-вали. Но скопи-ро-вать портрет англи-чанки в перстень отка-зы-ва-ется, чтобы не «унизить» своего худо-же-ства.

Яков Яковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель, чтобы позо-ло-тить на запе-чат-ленном ангеле ризу и укра-сить венец. Но архи-ерей отдает лишь ризу. Сева-стьян объяс-няет англи-ча-нину, что необ-хо-дима подлинная икона. Тот сначала изографа выго-няет, но потом сам вызы-ва-ется совер-шить кражу и дого-ва-ри-ва-ется, чтобы, пока всенощная у архи-ерея идет, копию напи-сали, старую икону со старой доски сняли, подделок вста-вили, и Яков Яковлевич смог её опять на окно поста-вить, как будто ничего не бывало. Англи-чанин берет с собой силь-ного духом ковача Мароя, чтобы тот всю вину на себя взял и «смерть претерпел», если старо-веры обманут. Договор держится на основе «взаи-мо-верья».

«Акция» проходит успешно, но Сева-стьян отка-зы-ва-ется накла-ды-вать печать на копию, и это прихо-дится сделать англи-чанке. В это время трога-ется лед, и, чтобы вовремя пере-пра-виться на другой берег, Лука, под пение старо-об-рядцев, пере-ходит реку по мостовой цепи. Марой видит над ним свечение и охрану анге-лами. На копии иконы исче-зает сургуч, и Лука броса-ется с повинной к архи-ерею, который отве-чает, что старо-веры «со своего ангела печать плутов-ством свели, а другой сам с себя её снял и тебя сюда привел». Прошенные архи-ереем старо-веры «тела и крови Спаса за обеднею приоб-ща-ются». А вместе с ними и Маркуша, который после встречи со старцем Памвой «имеет влечение воедино одуше-виться со всею Русью».

На удив-ление путников по поводу исчез-нувшей печати Маркуша расска-зы-вает, что печать англи-чанки была бумажной и выпала. Против того, что все случи-лось обык-но-венным манером, старо-веры не спорят: «все равно, какими путями господь чело-века взыщет, лишь бы взыскал». Маркуша поздрав-ляет всех с Новым годом и просит прощения Христа ради за себя, невежу.

×
  • Марк Александров - рассказчик, от лица которого ведётся история. Бывший старообрядец, примкнувший к «новообрядной» церкви.
  • Лука Кирилов - глава артели каменщиков и старообрядческой общины, владелец походной церкви и главной святыни общины - иконы ангела-хранителя. Совершает переход через Днепр по цепям недостроенного моста.
  • Пимен Иванов - отрицательный персонаж, посланник староверческой общины с мелкими хозяйственными поручениями «в мир»; бахвальство Пимена перед «мирскими» приводит к разорению общины властями и конфискации чтимой иконы.
  • «Барынька» - жена местного крупного чиновника, из любопытства и суеверия интересующаяся старообрядцами. Её вмешательством вызван разгром общины властями.
  • Левонтий - семнадцатилетний старообрядец, напарник Марка по поискам иконописца. После встречи со старцем Памвой присоединяется к «новообрядной» церкви и умирает.
  • Памва - монах-отшельник «правящей» церкви, идеал смирения, беззавистности и безгневности. Считается, что прототипом Памвы мог быть Серафим Саровский.
  • Севастьян - иконописец, вызванный старообрядцами для написания копии арестованной иконы. Пишет в строгановской манере «мелочным письмом». Из морально-религиозных принципов, согласно постановлениям «Стоглава», отказывается писать портрет живого человека. В то же время, очевидно, знако́м со способами контрафакции икон. Прототипом Севастьяна был Никита Севастьянович Рачейсков (умер в 1886 году), которого Лесков считал одним из лучших иконописцев России. После смерти Рачейскова Лесков пишет посвящённую ему статью («О художном муже Никите и совоспитанных ему», 1886).
  • Яков Яковлевич - английский инженер, руководитель работ по строительству моста. С интересом и участием относится к работникам-старообрядцам, по возможности помогает осуществлению их планов по «вызволению» иконы. Прототип персонажа - Виньоль Чарльз Блэкер, действительно руководивший строительством моста через Днепр в Киеве.
  • Марой - пожилой неграмотный умственно отсталый кузнец. В случае неудачи подмены иконы копией должен был изображать грабителя, сознательно идти на наказание.

Читать «Запечатлённый ангел» в кратком содержании

На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного человека... ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся - «дело весьма священное и страшное».

Маркуша, «незначительный человек», рожденный в «старой русской вере», служит каменщиком в артели Луки Кириллова, самой чудной иконой в которой считается изображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мост и три года живет «мирственным» духом и «преизящество богозданной природы» ощущает. Но после того как невежественный и напоминающий «верблуда» Марой изобретает особенный способ разбивать прочнейшие болты, о староверах идет слава. Пимен Иванов, который, в отличие от «настоящих степенных староверов», не чуждается общения с чиновниками, встречается с женой «немаловажного лица», которая просит у староверов вымолить ей дочь. Пимен ничего староверам не рассказывает ни об этом, ни о последующих поручениях, но все они исполняются. Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и масло», барыня выражает желание посмотреть на ангела-хранителя, и Пимену приходится обо всем рассказать староверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова, тетка Михайлица, рассказывает, что ночью ангел сошел с иконы. В это время муж барыни, за которого Пимен «молитвует», получает взятку от «жидов», но те его обманывают и еще больше отданного назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов. Староверы таких денег не имеют, и на их жилище нападают жандармы, «запечатывают» иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и сваливают в подвал. Икона с ангелом приглядывается архиерею, и её ставят в алтаре. Староверы решают хранителя подменить - «скрасть и распечатать», а «к исполнению сей решимости» избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока Левонтия.

Между тем по Пимену вдруг «пегота пошла», а на староверов нападает «сугубая тоска», а вместе с ней болезнь глаз, излечить которую сможет только икона-хранительница. Такое благочестие трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которому Маркуша объясняет, что художник из города не сможет точную копию исполнить, представить «тип лица небожительный». И икона та строгановского рисунка, а он сильно отличается от других писаний. А сегодня «высокого вдохновения тип утрачен» и «в новых школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется». «Писание не всякому дано уразуметь, и изображенная небесная слава очень при этом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости перед господом». Сами же староверы молят «христианския кончины живота и доброго ответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими речами настолько растроганы, что дают Маркуше денег, и он с «среброуздым» Левонтием отправляется на поиски изографа.

Доходят они до Москвы, «древлего русского общества преславной царицы», но и ею не утешаются, считая, что старина в Москве не на «добротолюбии и благочестии, а на едином упрямстве» зиждится. А мастера в художестве неаккуратны, все друг перед другом величаются или, «шайками совокупясь», по трактирам вино пьют и свое художество хвалят «с кичливою надменностию». На Маркушу нападает скука, а Левонтий боится, что его «соблазн обдержать может», и изъявляет желание повидать безгневного старца Памву и понять, какова «благодать» господствующей церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и зайцев едят, Левонтий отвечает своей образованностью. Из Москвы путники идут в Суздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теряются. Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но появившийся из леса небольшой старичок призывает его встать и ведет путников в свое жилище. Маркуша понимает, что это и есть Памва безгневный.

Памва выпускает душу из Левонтия, «как голубя из клетки», и отрок умирает. Маркуше нельзя обвинить старца: «неодолим сей человек с таким смирением», но он решает, что «если только в церкви два такие человека есть, то мы пропали, ибо сей весь любовью одушевлен». Когда Маркуша идет по лесу, ему вновь является Памва и говорит: «Ангел в душе живет, но запечатлен, а любовь освободит его». Маркуша бежит от старца и встречает изографа Севастьяна, с которым возвращается в артель. Чтобы проверить умение изографа, Яков Яковлевич просит его написать икону своей жене, Севастьян узнает, что англичанка молится о детях, и пишет икону такой тонкостью «мелкоспопического» письма, о которой англичане не слыхивали. Но скопировать портрет англичанки в перстень отказывается, чтобы не «унизить» своего художества.

Яков Яковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель, чтобы позолотить на запечатленном ангеле ризу и украсить венец. Но архиерей отдает лишь ризу. Севастьян объясняет англичанину, что необходима подлинная икона. Тот сначала изографа выгоняет, но потом сам вызывается совершить кражу и договаривается, чтобы, пока всенощная у архиерея идет, копию написали, старую икону со старой доски сняли, подделок вставили, и Яков Яковлевич смог её опять на окно поставить, как будто ничего не бывало. Англичанин берет с собой сильного духом ковача Мароя, чтобы тот всю вину на себя взял и «смерть претерпел», если староверы обманут. Договор держится на основе «взаимоверья».

«Акция» проходит успешно, но Севастьян отказывается накладывать печать на копию, и это приходится сделать англичанке. В это время трогается лед, и, чтобы вовремя переправиться на другой берег, Лука, под пение старообрядцев, переходит реку по мостовой цепи. Марой видит над ним свечение и охрану ангелами. На копии иконы исчезает сургуч, и Лука бросается с повинной к архиерею, который отвечает, что староверы «со своего ангела печать плутовством свели, а другой сам с себя её снял и тебя сюда привел». Прошенные архиереем староверы «тела и крови Спаса за обеднею приобщаются». А вместе с ними и Маркуша, который после встречи со старцем Памвой «имеет влечение воедино одушевиться со всею Русью».

На удивление путников по поводу исчезнувшей печати Маркуша рассказывает, что печать англичанки была бумажной и выпала. Против того, что все случилось обыкновенным манером, староверы не спорят: «все равно, какими путями господь человека взыщет, лишь бы взыскал». Маркуша поздравляет всех с Новым годом и просит прощения Христа ради за себя, невежу.

Скачать книгу «Запечатлённый ангел» в кратком содержании

Книга Запечатлённый ангел в кратком содержании доступна в 17 форматах Doc , Docx , RTF , TXT , ODT , PDF , DjVu , FB2 , HTML , JAVA , ePub , LIT , LRF , RB , TCR , Mobi , PDB (для телефона, планшета, компьютера и ридера для электронных книг)

Скачать Запечатлённый ангел в кратком содержании в Doc, Docx, RTF, TXT, ODT, PDF, DjVu, FB2, HTML, JAVA, ePub, LIT, LRF, RB, TCR, Mobi, PDB